Виды воды
Вода имеет три основных состояния: жидкое (ее обычное состояние), твердое, называемое «лед», и газообразное, или «водяные пары».Состояние воды зависит от ее температуры. При 0° С вода из жидкого переходит в твердое состояние, или замерзает. При температуре 100° С вода из жидкого переходит в газообразное состояние. Такой переход из видимого в невидимое состояние называется «испарение».
Почему вода играет такую важную роль в нашей жизни? Достаточно только взглянуть на нашу планету! Она на ¾ состоит из воды…
Свойства воды
Чтобы познакомиться со свойствами воды предлагаю вам поэкспериментировать с водой. Думаю, что это будет очень интересно детям и взрослым.
(взято из книги Зубкова Н.М. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет)
Спросите перед опытом «Какого вкуса вода?» После этого дайте ребенку попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
Похожий опыт проведите со свойством запаха воды. Сначала дайте понять ребенку, что вода не имеет запаха. А потом добавляйте в воду запахи (ваниль, уксус, валерьяна и т.д.) и давайте нюхать ее ребенку. Вывод – вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее добавлены.
Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный стакан, накройте его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли воды и падает вниз. Спросите: «Зачем накрывают пищу крышкой?» Где быстрее остынет чай: в чашке или блюдце.
Сделайте небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положите его наклонно, приложите нижний конец к тазику, а верхний закрепите, чтобы он не падал. Лейте воду на желобок небольшой струей. Если в желоб положить камешки, то вы сможете добиться эффекта журчащих струек.
Возьмите пластиковую бутылку (лучше объемом в 2 литра), отрежьте дно. В пробке проделайте отверстие, вставьте в нее гибкий шланг от капельницы (длинной не менее 30 см). Заделайте отверстие герметически (можно пластилином), чтобы оно не протекало. Налейте в бутылку воду, закупорив шланг пальцем. А теперь отрегулируйте высоту бутылки и шланга так, чтобы в ваших руках весело забил самодельный фонтанчик. Он будет работать до тех пор, пока уровень воды в бутылке не сравняется с уровнем в трубке.
Возьмите 2 листа бумаги и сложите их друг с другом, попробуйте сдвинуть. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу, прижмите. Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга. Объясните ребенку, что вода обладает «склеивающим» свойством.
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает.
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.
Круговорот воды в природе
Посмотрите мультфильм и попробуйте понять, как путешествует вода.
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке. Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Что может быть в прозрачной капельке воды?
Что может быть в прозрачной капельке воды?
На первый взгляд, конечно, ничего.
Но капни на стекло, оставь следы
И в микроскоп ты рассмотри его. И ты такое сможешь увидать,
О чем ты даже не подозревал.
Секрет свой тайный может передать
Вода тебе. Об этом ты мечтал? Лишь только любознательным она
Завесу своей тайны приоткроет.
Изведай ты ее, познай сполна.
И водный мир тебя собой накроет.
Берегите воду
Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянии полезна она. Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить. Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит. Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Наталья Коровина
Конспект НОД «Что мы знаем о воде» для детей среднего дошкольного возраста
Конспект НОД «Что мы знаем о воде"
Участники: дети среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, воспитатели
Место проведения: группа
Цель: Поддерживать у детей интерес к экспериментированию. Развивать познавательную активность, речь дошкольников посредством экспериментирования.
Образовательные:
Продолжать знакомить детей со свойствами воды;
Дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных;
Закрепить умение делать выводы по итогам экспериментирования;
Активизировать словарь детей; существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, способность делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
Желание работать в коллективе;
Бережное отношение к воде.
Методы и приемы: игровой, словесно-логический, практический (опыты, рассказ, пояснения, поощрение, физминутка, самостоятельная деятельность детей, отгадывание загадок.
Оборудование: прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложки, ёмкости разной формы, пипетка, воронка, салфетки, коктейльные трубочки, вода, сахар, соль, картинка «Круговорот воды», аудиозапись «Шум воды ручейка», проектор, экран, слайд-шоу: «Вода бывает разной…».
Предварительная работа: Анализ и обобщение литературы, разработка перспективного планирования, подборка опытов с описанием проведения. Разучивание с детьми пословиц, поговорок и стихотворений о воде; чтение рассказов, сказок познавательного характера; рассматривание иллюстраций по теме; беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живёт в воде?», «Кому нужна вода»; наблюдения в природе в разное время года; дидактические и развивающие игры; игры с водой, наблюдение на прогулке за лужами (отражение предметов, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы).
Дети к нам сегодня пришло много гостей, давайте поздороваемся с гостями. (Здороваются)
Сегодня я принесла баночку с необыкновенным веществом. Что в ней, какое вещество, узнаете, отгадав загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без. (Воды)
На экране появляются слайды с изображением моря, реки, озера и ручья. Звучит запись журчания ручейка.
Что вы видите на экране? (ответы).
Как всё это можно назвать одним словом? (Вода)
Правильно, вода. Все реки, моря, озёра состоят из воды.
А вот и наша планета. Этот снимок сделан из космоса. Земля – голубая планета.
Почему её так называют? (Потому что на ней много воды).
Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей.) Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.
Речевая игра «Закончи предложение»: «Вода нужна людям (животным, птицам, растениям) для того, чтобы…».(Ответы детей)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вода состоит из множества маленьких капель. Посмотрите на экран, это капля воды.
А теперь мои ребятки
Отгадайте-ка загадки.
На весёлую загадку
Вы увидите отгадку.
Если плачу – не беда,
Вместо слёз течёт вода.
Я такой плакучий
Из-за серой тучи. (дождь)
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (туча, облака)
Пусть мала я, ну так что ж!
Ты меня перешагнешь.
Но, как дождика дождусь,
На весь двор я разольюсь! (лужа)
Бегу я как по лесенке по камешкам звеня,
Издалека по песенке узнаете меня! (ручей)
Направо вода и налево вода,
Плывут здесь суда и туда и сюда
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток. (море)
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный (океан)
Необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Запомните пословицу: закрывай по крепче кран, чтоб не вытек океан.
Воспитатель: Давайте вместе повторим её.
Посмотрите на рисунок: когда солнце нагревается поверхность водоёма превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, и образуются облака и тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом в виде дождя, зимой в виде снега. Капельки воды в природе ходят и движутся по кругу.
Я буду мама Тучка, а вы капельки. Делайте всё, что я скажу.
Капелькам пора отправляться в путь.
Полетели капельки на землю, попрыгаем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке. Молодцы капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались.
Итак, мы узнали, что вода может быть разной: морем, рекой, и т. д.
И некоторые её свойства мы сейчас с вами проверим. (Педагог приглашает детей пройти к столикам для эксперимента).
Опыт 1 "Вода - это жидкость".
Вода - это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой.
предлагаю попробовать перелить воду из одного стакана в другой.
Опыт 2 "Вода не имеет запаха".
А теперь, я предлагаю тебе понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.
Опыт 3 "Вода прозрачна. ".
Ребята, а как ты считаешь, какого цвета вода? (Ответ ребёнка). Сейчас мы это проверим
Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы ребёнка). Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная
А я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответ).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
А теперь, я предлагаю тебе, попробовать воду на вкус (ребёнку предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Давайте проведём с тобой небольшой опыт. Положи в стаканчик с водой вещество, которое находится у тебя на столе (взрослый демонстрирует). Размешай, а теперь попробуй воду. Какая она стала на вкус? (Ответ). Как ты думаешь, что вы добавили в воду? (Ответ).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
А сейчас мы с вами проведём эксперимент. Перед вами 2 стакана с водой. Вода в них одинаковая?
Дети: Нет чистая и грязная.
Воспитатель: А вы хотели бы выпить эту воду? Почему? А эту? Почему? Давайте вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё марлю и начнём пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрим, что у нас получится?
Эксперимент мы проведём,
Воду чистую найдём.
Воспитатель: Что ребята получилось?
Дети: Вода стала чистой.
Воспитатель: А что стало с нашей марлей?
Дети: Она стала грязной.
Воспитатель: Да, без чистой воды мы не сможем прожить. Нам нужна только чистая вода.
«Можно ли склеить бумагу водой?»
Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются.
Вывод: Вода обладает склеивающим действием
Воздух легче воды - пузырьки
Вода способна удерживать на поверхности предметы.
Вы мне недавно задали вопрос: как растения пьют воду?
Опыт 10 «Как растения пьют воду».
Дети, как вы думаете, как растения пьют воду? (С помощью корней).
Помещаем в сосуд с водой «ствол» вырезанного из промокательной бумаги дерева и наблюдаем, как вода поднимается к «веточкам».
Вывод: так и в природе растения получают воду из почвы, поэтому их необходимо поливать.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? Что показалось самым интересным? (Ответы детей.)
Воспитатель благодарит детей за участие в опытно-экспериментальной деятельности и вручает им значки «Юный исследователь».
Люди настолько привыкли к воде, что не считают ее обычной субстанцией, но в действительности это крайне загадочное вещество. Она хранит множество тайн. Рассмотрим самые интересные факты о .
Население жарких, засушливых мест на нашей планете не понаслышке знает настоящую ценность природной жидкости. «Дороже золота только вода», — говорят бедуины, живущие среди горячих песков. Если иссякнет живительная влага, никакие сокровища мира не спасут человечество от неминуемой гибели.
Специалисты дают неутешительные прогнозы о том, что к 2050 году население увеличится с 7 до 9 с половиной миллиардов человек, что вызовет острую необходимость в чистой питьевой воде. Поэтому объяснять детям ее значение нужно начинать с ранних лет, чтобы изменить их поверхностное отношение к «источнику жизни».
Вконтакте
Доступно для младшего возраста
Проблема качественного водоснабжения с каждым годом становится все актуальнее, и только от нас и наших детей зависит ее решение. Если взрослые не научат юное поколение бережно и рационально относиться к водным запасам, то последствия могут стать необратимыми. Подача полезной информации должна соответствовать конкретному возрасту. Маленький ребенок до 7 лет не может воспринимать сложные научные термины.
Дошкольникам лучше дать объяснение в более простой, творческой форме . Например, прочтите им поучительный рассказ о воде.
На земле в одном далеком государстве с четырьмя океанами и десятками морей жила добрая королева. Звали ее Драгоценная капелька . Ее дворец был построен на вершине огромной горы. Жители королевства трудились с утра до вечера, доставляя людям кристально чистую водицу . Но однажды случилось неожиданное. Реки стали грязными, мутными, начала погибать рыба, травились птицы. Зимой пошел желтый снег с неприятным запахом.
Долго не думая, Драгоценная капелька со своими помощниками отправилась на землю, чтобы посмотреть что произошло. Чуть живые они вернулись домой. Оказалось, люди небрежно относились к природной воде : бросали мусор в реки, отравляли их хозяйственными отходами, проливали нефть, бензин в море. Это сильно рассердило королеву, потому она запретила посылать живительную влагу.
Испугались люди. Как же они будут теперь жить? И быстро стали всё исправлять: вычистили реки, перестали выливать производственные отходы, посадили по берегам деревья. Простила добрая королева жителей земли, отпустила к ним водичку чистую и прозрачную, но с одним условием: водные ресурсы хранить, не загрязнять.
Обитатели водоемов планеты
Дети лучше запомнят о явлениях природы и водоемах, если провести параллель с животным миром или рассказать что-то необычное. Интересные факты о воде для детей будут познавательными и занимательными.
Суша на планете Земля занимает всего 20%. Остальная часть покрыта мировым океаном — морями, реками, озерами, болотами, ледниками, подземными реками. Водное пространство является средой обитания множества живых организмов. В жидкой среде содержится все необходимое для жизнедеятельности: растворенные , углекислый газ, минеральные и питательные вещества. Расскажите подробнее о тех, кто живет в воде, для детей это будет интересно. В разных слоях и морей обитают самые разнообразные существа:
- Жители поверхности природных водоемов — это маленькие ракообразные, микроскопические водоросли, простейшие организмы.
- Разнообразие живых организмов населяют толщу океана. Здесь живут различные виды рыб, моллюсков, черепах, млекопитающих (моржи, киты, тюлени, дельфины).
- На глубине, где среда обитания совершенно другая, в полной темноте, при низкой температуре, огромном давлении и минимальном количестве кислорода тоже существует жизнь. В таких условиях могут выживать только мелкие особи — бактерии, морские ежи, донные рыбы, кораллы, ракообразные, водоросли. Многие обитатели морских глубин способны сами источать свет.
Внимание! Глубина 11 км. Если бросить на этом месте предмет в море, то он только через час достигнет дна.
Знания о том, кто живет в воде, для детей будут более понятными, если закрепить теоретический материал практическими действиями, например, отправиться с ними на экскурсию в океанариум или поехать к настоящему водоему.
А знаете ли вы?
Школьников непременно заинтересуют следующие сведения:
- Без питания человек в состоянии прожить 6 недель, а без питья – 5 дней.
- Помидор на 90% состоит из жидкости, а арбуз — на 93%.
- Самым водянистым животным на земном шаре считается медуза , в ее теле содержится 99% жидкости.
- Бегемоты рождаются под водой.
- Коалы почти не пьют, им достаточно бывает употребления листьев эвкалипта.
- Змеи не кусают в водоемах.
Разъяснение школьникам
Подросткам можно дать более насыщенную информацию по теме «что такое вода». Водная среда — основа жизни на Земле. При исследовании других планет в первую очередь зонды направляются на поиск водных ресурсов , ведь без этого абсолютно ничего существовать не может. На нашей планете жидкость содержится практически везде: на поверхности Земли, в мантии, атмосфере и в каждом живом организме.
Из знаний, полученных в школе, и научных статей, мы знаем три агрегатных состояния воды :
- жидкое,
- твердое – лед,
- газообразное – пар.
Чтобы произошел переход из одного состояния в другое, нужно изменить температурный режим. В обычном состоянии данная стихия жидкая, но если ее нагреть до температуры 100°С получится пар. При снижении температуры до 0°С жидкость превратиться в лед. Это единственное вещество в мире, которое может находиться в трех состояниях.
Новые открытия
Не так давно выяснилось, что природная вода имеет как минимум 5 различных фаз . Американская группа провела ряд опытов и рассказала миру о новом состоянии, в котором жидкость не замерзает даже при -38°С, а при понижении температуры до -120°С происходят еще более странные вещи — она становятся клейкой, вязкой. Температуру опустили до -135°С, и она стала похожа на стекло, то есть твердой, но без кристаллической структуры. Ученые дали ей название «нанотрубная вода», поскольку в процессе эксперимента использовались углеродные нанотрубки . Исследования оказались плодотворными, поэтому предстоят новые работы в лаборатории.
Взрослые люди, не говоря уже о детях, с любопытством познают уникальные особенности вещества . До сих пор исследователям не удалось открыть все ее тайны. Одним из ее феноменов является способность запоминать и хранить информацию. Ее свойства могут меняться в зависимости от окружения. Также она может впитывать положительную и отрицательную энергия , изменяя структуру молекул.
Был проведен такой опыт: 2 стакана наполнили жидкостью и разместили в разных помещениях. Рядом с первым стаканом играла классическая музыка, возле второго – тяжелый рок. Когда взяли пробы на анализ, было установлено, что кристаллы вещества , слушавшего классику, имели ровную и красивую форму . А структура кристаллов, слушавших рок , стала рваной и изрезанной.
Ученые, подготовившие доклад о свойствах H2O, отмечают, что записи памяти могут меняться при переходе вещества из одного состояния в другое. Если заморозить жидкость с плохой энергетикой, то при оттаивании весь негатив стирается. Именно нейтральная жидкость несет положительный заряд организму. Однако у ученых нет четкого объяснения подобным природным явлениям, хотя они не исключают возможности, что в будущем появятся еще более невероятные сведения.
Необычные факты о воде:
- Температура океана составляет +17,5°С.
- Человек за всю жизнь выпивает 35 тонн жидкости.
- Самые чистые водные ресурсы находятся в Финляндии . Этот вывод сделало ЮНЕСКО, исследуя 122 страны мира.
- Оказывается, лед имеет разную температуру . В Антарктиде -60°С, в Гренландии -28°С, в Альпах -0°С.
- В югославском озере Циркницкое водный ресурс исчезает зимой и летом, а весной и осенью возвращается вместе с рыбой.
- Проводимость звука в водной среде больше, чем в воздухе.
- В американском городе Лос-Анджелес имеется в продаже вода для богатых людей, стоимостью 90 долларов за 0,5 литра. Продается в специальных бутылках, украшенных камнями Сваровски. Говорят, такая жидкость имеет оптимальный рН и неповторимый вкус.
- Самый соленый океан – Атлантический на Земле.
- Существует горючая водная жидкость, родом из Азербайджана. Горит синим пламенем из-за наличия метана в ней.
- Научная статья гласит, что долголетие горцев связано с употреблением влаги из горных ручьев.
Самые интересные факты о воде
Интересные факты о воде — Тайна воды
Вывод
Еще в прошлом столетии качество водоемов не сильно волновало человечество, но на рубеже третьего тысячелетия экологи бьют тревогу. Каждый год 13 млн. тонн отходов нефти попадает в Мировой океан. И это только нефтеперерабатывающая промышленность, не говоря уже о ядохимикатах, тяжелых металлах, канализационных стоках.
ВОЗ заявила, что на планете не осталось абсолютно чистого природного источника. Все это грозит катастрофой вселенского масштаба.
Что такое вода?
(старший дошкольный возраст)
Программное содержание:
Расширять знания детей о воде; об её свойствах и состоянии (не имеет запаха и вкуса, принимает форму сосуда, в котором находится, бывает в трех состояниях: жидком - вода, твердом - лед, газообразном - пар).
Дать представление о круговороте воды в природе
Воспитывать бережное отношение к воде
Развивать у детей познавательные и речевые умения, познавательные интересы
Методы и приемы:
Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты)
Практический (опытный)
Словесный (беседы и рассказ воспитателя)
Предварительная работа:
Чтение рассказов и сказок познавательного характера
Опыты (превращение снега в воду, воды в лед)
Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?»
Материалы и оборудование:
Панно «Кому нужна вода»
Инвентарь для опытов:
Стаканы с водой (по количеству детей)
Пустые стаканы
Соль, сахар, зеленка, марганцовка
Ложечки
Кукла Капитошка
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Капитошка. Вы знаете кто он такой? (Ответы детей).
Правильно, это герой мультфильма. А вы можете объяснить, почему его так назвали? (состоит из капелек воды). Он расскажет нам о своих путешествиях. Ребята, а давайте расскажем Капитошке, что мы знаем о воде.
Воспитатель: Ребята, что же такое вода? (ответы детей)
Опыт №1 «Вода – это жидкость»
Дети наливают воду в стаканчики, переливают из одного стаканчика в другой.
Воспитатель: Вода - это жидкость. Она течет. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Вывод: Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей). Сейчас мы это проверим.
Опыт №2 «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)
Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветна.
Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (ответы детей). На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка (этот опыт проделывает только воспитатель).
Воспитатель: я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик(марганцовку) и мы посмотрим что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет (ответы детей)
Вывод: Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Воспитатель: Как вы думаете, изменит ли вода свой цвет, если в нее добавить варенье? Попробуйте это сделать дома. А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?
Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт№3 (детям раздаются стаканы с солью или с сахаром, ложечки)
Воспитатель: Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду (ответы детей)
Вывод: Оказывается, вода, может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.
Опыт №4 «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.
Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько всего знают дети о воде. А сейчас я предлагаю, вам, ребята сесть на стульчики и послушать, что нам расскажет Капитошка о своем путешествии.
Капитошка: Жил я когда-то в большом- большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы разыгрались, я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх. Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше и дальше, и на своем пути, я все чаще стал встречать своих братьев и сестер, нас было уже целое облако, но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как то согреться. Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я побываю и что нового увижу. И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова.
Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка, за твой рассказ. Теперь ребята знают, как путешествует вода. Это происходит постоянно: вода испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.
Воспитатель: Мы сегодня, ребята, много говорим оводе, много о ней узнали. Ребята, давайте Капитошке расскажем, для чего нужна вода и кому?
(Работа с панно « Кому нужна вода»).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: А ты знаешь, Капитошка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Капитошка: А зачем ее беречь? Вон сколько воды!
Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Воспитатель: Ребята, а сейчас у меня для вас есть еще один сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (ответы детей). Молодцы! Вода добрый друг и помощник человека. Я хочу вам прочитать стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
С нею смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!
Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.