Как контролировать внимание человека. Как управлять вниманием и сконцентрироваться. Стремление vs. Опыт

Введение

Понятие о внимании

Качества внимания

Заключение

Библиография

1. ВВЕДЕНИЕ

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов - предметов и явлений - человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

2. Понятие о внимании

Внимание - это психический процесс, являющийся не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения (ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств), в результате которой что-то отражается в сознании бо­лее отчетливо, а другое менее отчетливо. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности.

Первоначальная форма внимания - ориентировочный реф­лекс, или, как его назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.

Внимание само по себе не есть такой же психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание - это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание - внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание - внимание, на­правленное на собственные мысли, чувства и переживания. Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием како­го-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко про-ji икнуть в его сущность.

Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его.

3. Качества внимания

Внимание представляет собой многосторонний процесс, характеризующийся рядом качеств, основными из которых являются: интенсивность, объем, концентра­ция, направленность, устойчивость, активность, пере­ключение и распределение

Интенсивность внимания - это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления и памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома чело­веку), чем больше влияние отвлекающих раздражите­лей, тем более интенсивным (напряженным) будет вни­мание.

Объем внимания - это качество, определяе­мое числом одновременно отражаемых объектов, зави­сит оно от осмысленности воспринимаемых объектов и возможности их группировки в смысловые блоки. Так, например, число одновременно воспринимаемых букв, когда они предъявляются раздельно,- не более шести. Если из них могут быть образованы слоги или слова, то число воспринимаемых и одновременно отражаемых букв может определяться количеством их в четырех - шести словах.

Концентрация внимания - это качество внимания, определяющее высокую его интенсивность при объеме в один объект.

Под направленностью понимают прежде все­го избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объек­тов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе отдельных воз­действий, но и в более или менее длительном их сохра­нении (удержании образов в сознании).

Устойчивость внимания определяется дли­тельностью сохранения концентрированного внимания. Это - характеристика внимания во времени. Показа­тель устойчивости - высокая продуктивность деятель­ности (объем, точность работы) в течение некоторого промежутка времени Длительность интенсивного сосре­доточения зависит от ряда условий: характера и содер­жания деятельности, отношения к объекту внимания. Невозможно длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если сам он не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Степень устойчивости внимания увеличивается с возрастанием сложности объекта внимания.

Активность личности имеет большое значе­ние для устойчивости внимания. Деятельность личности может проявляться во внешне выраженных практиче­ских действиях с объектами внимания или во внутренней мыслительной деятельности, связанной с решением за­дач, требующих наиболее полного отражения объектов внимания.

Переключение внимания - это быстрое пе­ремещение внимания, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей. Оно может проявляться в переходе либо от одного объекта опреде­ленной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности.

Эффективность переключения зависит от особен­ностей выполнения предыдущей и последующей дея­тельности (показатели переключения значительно сни­жаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном варианте они возрастают). Успех пере­ключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности: чем интереснее предшествующая деятель­ность и менее интересна последующая, тем труднее про­исходит переключение. Имеются значительные индиви­дуальные различия в переключаемости. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой. Для иных этот переход требует длительного времени и затраты усилий, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение - это непроизвольное отклонение вни­мания от основной деятельности на посторонние объек­ты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполне­нии работы. Отвлекающее действие посторонних раз­дражителей зависит от их особенностей и от характера выполняемой работы. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выпол­нении однообразной работы действие побочных раздра­жителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слухо­вом восприятии, чем при зрительном.

Способность противостоять отвлекающим воздей­ствиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значи­тельные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

Под распределением внимания понимают такое его качество, которое определяет способность че­ловека одновременно выполнять несколько действии, рассредоточивая внимание между ними. Уровень рас­пределения внимания зависит от ряда условий: от ха­рактера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и разнородными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятель­ности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной. Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняе­мых видов деятельности знаком человеку, причем один - до некоторой степени привычен, автоматизиро­ван (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятель­ности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь перио­дический контроль сознания, отмечается сложная фор­ма внимания - сочетание переключения и рас­ пределения .


4. Виды внимания

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произ­вольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - это сосредо­точение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение - громкие звуки, яркий свет, резкий за­пах - может невольно привлечь внимание. Особое зна­чение для привлечения внимания имеет контраст между раздражителями. Новизна - одна из важных особен­ностей раздражителей, вызывающих непроизвольное внимание. Причем имеется в виду не только абсолютная новизна (раздражитель этот ранее никогда не воздей­ствовал на человека), но и относительная (необычное сочетание знакомых раздражителей).

Непроизвольное внимание может быть вызвано так­же чувствами, связанными с воспринимаемыми объек­тами. К причинам, вызывающим непроизвольное вни­мание, относится также влияние прежнего опыта, в частности воздействие имеющихся у человека знаний и привычек.

Управление вниманием

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах и явлениях. Оно способствует повышению продуктивности, точности и скорости психических процессов. Внимание, как хорошо управляемый луч света, позволяет высвечивать тот или иной предмет, определенное явление или мысленно с четкой последовательностью фиксировать свои ощущения в различных частях организма.

Большое значение для овладения приемами саморегуляции имеет отработка навыков концентрации внимания. Под концентрацией внимания понимают умение человека сосредоточить свое сознание на главном в данном моменте или объекте. Известно, что болевые ощущения вызывают непроизвольную концентрацию внимания на состоянии внутренней среды. Однако можно научиться таким образом управлять вниманием, чтобы даже при сильных болевых ощущениях снижать их значимость, переключая внимание на другие явления или на определенную деятельность. Например, физик Б. Паскаль боролся с зубной болью путем концентрации внимания на решении сложных математических задач.

Внимание и восприятие временных интервалов тесно связаны с другими психическими функциями, в том числе с эмоциями. Это нетрудно проверить с помощью следующего теста.

Посмотрите на часы и постарайтесь запомнить пятисекундный интервал. Теперь засеките время и начинайте его мысленно отсчитывать. Отсчитав 10 пятисекундных интервалов, снова посмотрите на часы. Если вы возбуждены, то 10 интервалов будут отсчитаны быстрее, чем за 50 с. Чем больше вы возбуждены, тем быстрее счет. Тест можно упростить, если засечь время и мысленно просчитать до 20, стараясь «отмерить» 20 с. Если на это ушло меньше 16 с, значит, ваше возбуждение достаточно сильное.

Тренировка концентрации внимания осуществляется различными способами, в том числе сосредоточением на монотонном движении внешних объектов. Для этого можно использовать уже упомянутые часы. На начальных этапах тренировки необходимо фиксировать внимание на секундной стрелке, а затем на минутной. Далее следует переходить к концентрации внимания на некоторых предметах (пуговица, палец и т. д.). Начинать это упражнение нужно с одной минуты и, повторяя его несколько раз в день, следует довести период непрерывного сосредоточения внимания на одном предмете до 4–5 мин.

Для освоения приемов концентрации внимания можно использовать упражнение «три круга», предложенное К. С. Станиславским. Упражнение позволяет управлять объемом внимания. Занимающийся представляет себе три концентрических круга с определенным содержанием и мысленно переходит из большого в меньший. Целесообразно, чтобы мысленные образы большого круга включали представления улицы, дома, в котором живет занимающийся. Тогда легче перейти в средний круг, основным содержанием которого может быть комната, в которой проводится занятие психотренингом. Представив себе основные элементы окружающей его обстановки, занимающийся должен перейти в третий, малый круг своего внимания.

Приемы концентрации внимания при помощи упражнения «три круга» рекомендуется осваивать на первых 2-3-х занятиях, подкреплять их формулами мысленных команд: «Начинаю занятия по концентрации внимания. Мысленно представляю себе три круга: большой, внутри него – средний, а в среднем – малый, первый большой круг моего внимания – это все обозримое и воспринимаемое мной пространство. Это наш город, улица, дом, в котором я живу. В этом большом круге моего внимания есть другой, средний, ограниченный стенами этой комнаты, в которой я занимаюсь психотренингом. Мысленно внимательно рассматриваю стены и обстановку комнаты. Все здесь располагает к приятному и спокойному отдыху. В этой комнате есть еще один условный круг моего внимания, в котором нахожусь только я сам. Когда я обращаю внимание на себя, все окружающее исчезает, становится расплывчатым и туманным. Мысленным взором вижу только свое тело: лицо, руки, ноги, туловище…»

Непрерывное созерцание – находясь в удобной расслабленной позе, пристально разглядывайте какой-нибудь не слишком сложный предмет (коробок спичек, карандаш, стакан) в течение 3–5 мин, стремитесь не отводить взгляд от предмета (моргать можно). Разглядывайте предмет снова и снова, стараясь найти в нем как можно больше деталей. Делать это упражнение нужно до тех пор, пока не научитесь сравнительно легко удерживать внимание на предмете.

Ритмичное созерцание – вглядывайтесь в выбранный предмет на спокойном вдохе, а на выдохе закрывайте глаза, как бы «стирая» впечатление. Так повторять 30–50 раз. Можно выбрать и иной ритм: смотреть на выдохе, закрывать глаза на вдохе или разглядывать предмет в течение 5 счетов, а закрывать глаза на последующие 5 счетов. Ритмичное созерцание дается легче непрерывного.

Мысленное созерцание – непрерывно или ритмически созерцайте любой предмет в течение 3–5 мин. Затем, закрыв глаза, постарайтесь мысленно вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех его деталях (3–5 мин). После этого откройте глаза и сличите «оригинал» с «копией». Повторите упражнение несколько раз. Цель упражнения – добиться отчетливого внутреннего «видения». Это упражнение заимствовано у выдающегося художника Леонардо да Винчи, который рекомендовал его своим ученикам.

Внутренний видеоскоп – внимательно разглядывайте 2–3 мин какой-либо простой предмет (коробок), затем другой (стакан). Закрыв глаза, мысленно «положите» коробок в стакан. Повторите это упражнение несколько раз, усложняя его и комбинируя.

Тренировать внимание можно и при помощи мысленной имитации мышечных движений, так называемых идеомоторных актов (от «идея» – мысль и «моторика» – движение). Для этого представьте себе, что вы держите пальцами руки теннисный мяч, постарайтесь ощутить его размер, вес, степень упругости и даже шероховатость поверхности, обшитой ворсистым сукном. Затем мысленно медленно сжимайте и разжимайте мяч пальцами, при этом следите, чтобы движения были только воображаемыми и пальцы не двигались. Необходимо не забывать про дыхание, оно должно быть спокойным, ритмичным и достаточно глубоким.

Из книги Соблазнение автора Огурцов Сергей

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства автора Козлов Николай Иванович

Управление вниманием Это одна из самых распространенных, простых и эффективных техник управления мотивацией через управление сенсорным полем: направляйте внимание человека на то, чем вы хотите его заинтересовать, и отвлеките от того, что ему видеть не надо.Возможно, вы

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Управление вниманием Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определенных предметах и явлениях. Оно способствует повышению продуктивности, точности и скорости психических процессов. Внимание, как хорошо управляемый луч света,

Из книги Искусство естественной жизни или Мудрый руководитель автора Пинт Александр

Владеть своим вниманием Способность мудрого руководителя решать сложные, конфликтные ситуации и общаться с людьми, имеющими выраженные агрессивные и хаотические тенденции, объясняется его умением владеть своим вниманием и тем, что он «прочно стоит на земле». Человек,

Из книги Как улучшить память и развить внимание за 4 недели автора Лагутина Татьяна

Управление вниманием Начинать формирование внимательности следует как можно раньше. Как только ребенок начал реагировать на голос матери, потянулся за игрушкой, сделал первый шаг в сторону заинтересовавшего его предмета, должен начаться процесс обучения, который будет

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Замечания по управлению вниманием Навыки управления вниманием аудитории очень важны для пропагандистов, руководителей и преподавателей. Как уже упоминалось, факторы, привлекающие внимание, разделяются на внешние и внутренние. К внешним относятся прежде всего

Из книги Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание автора Камаровская Елена Витальевна

Из книги Развитие памяти [Секретные методики спецслужб] автора Ли Маркус

3.2. Работа с вниманием Внимание – одна из важнейших составляющих хорошей памяти. Если вы невнимательны, не умеете сосредото?чиваться на чем-либо одном, вряд ли вы сможете сильно улучшить память. К счастью, внимание тоже можно и нужно тренировать. Например, прямо сейчас

Из книги Как завладеть аудиторией от собеседника до зала. Супер-советы автора Полито Рейналдо

46. Овладейте вниманием аудитории Если аудитория не обращает внимания на то, что вы рассказываете, ваша презентация потерпела фиаско. Поэтому приложите усилия к тому, чтобы с самого начала пробудить интерес у слушателей.Скажите что-нибудь такое, что вызовет эффект

Из книги Настоящие женщины не спят в одиночестве. Энергия женственности и тайны обольщения автора Спиваковская Оксана

Привычка управлять своим вниманием Милая бусинка, ты наверняка заметила, что мы то и дело говорим о внимании. Даже двумя строчками выше мы упомянули этот великий транспортер энергии, а значит, и самой жизни. Наше внимание - великий артефакт женственности. Благодаря ему мы

Из книги Манипуляция сознанием. Век XXI автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

§ 2. Манипуляция вниманием Важнейшими мишенями, на которые необходимо оказывать воздействие при манипуляции сознанием, являются память и внимание. Задача манипулятора – в чем-то убедить людей. Для этого надо прежде всего привлечь внимание людей к его сообщению, в чем бы

Из книги Квантовый ум [Грань между физикой и психологией] автора Минделл Арнольд

Из книги Слышать, понимать и дружить со своим ребенком. 7 правил успешной мамы автора Маховская Ольга Ивановна

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Разница между вниманием публики и признанием – в самооценке Долгие годы я размышлял над тем, почему в детстве причинял столько неприятностей окружающим, и наконец пришел к выводу, что таким способом искал признания. Это совсем не то же самое, что желать внимания.

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Управление вниманием Сам процесс мышления всегда начинается с внимания.Как только возникает затруднительная ситуация, нужно в первую очередь понять, куда сейчас направлено ваше внимание. Все возможные варианты мыслей можно свести к двум. Вы возмущены тем,

Внимание – инструмент, значимость которого мы часто недооцениваем. Способность достигать высокой степени концентрации на том, что важно, и выбирать из огромной массы информации то, что значимо. А между тем, для развития внимания не требуется специальных приспособлений, спортивной формы или определенного пространства. Ваша жизнь и есть это пространство, надо только решить - чем его наполнить. Куда мы тратим энергию, время, ресурс – это и есть наша жизнь. Вот несколько аргументов в пользу того, чтобы начать нарабатывать навык управления вниманием.

А что если скажу, что вы и есть внимание!? Вы фактически состоите из того, что попадает в фокус вашего внимания. Как это происходит? Ваше внимание – объектив видеокамеры. А все, что попадает в него, — пленка кинофильма о вашей жизни. Случалось ли с вами такое, когда охватывает желание начать с понедельника новую жизнь? Жизнь, которая непременно будет наполнена важными целями, сильными привычками, яркими событиями. И вот вы резво начинаете утро понедельника и даже утро вторника все еще бодритесь, а уже к среде возникают обстоятельства, которые захватывают все ваше «страстное желание». И оно, конечно же, сдается под натиском непреодолимых препятствий.

Узнаете себя? Кто в этот момент управляет объективом? Когда вы успели переключить внимание с ваших целей на обстоятельства? Научимся управлять своим вниманием — и жизнь будет такой, какую мы хотим прожить.

Вот еще аргументы:

1. То, на чем мы фокусируем внимание, - увеличивается и растет.
Хорошие отношения возможны, только если уделять им должное внимание. Чтобы стать профессионалом в какой-либо области, надо уделять внимание этой сфере и вкладывать в свое дело время и силы. Помните про 10 000 часов, которые надо наработать для того, чтобы стать мастером в своем деле? Детям тоже нужно внимание, чтобы они выросли счастливыми и открытыми, а ваши отношения становились только ближе с годами. Уметь управлять своим вниманием — значит, направлять его в то, что изменит жизнь к лучшему.

2. Внимание управляет вашими ресурсами: временем, силой, навыками.
Концентрация на конкретной задаче поможет выполнить ее быстрее и и оставить больше времени на отдых. Когда вы направляете внимание только на те вещи, которые вам важны, растет ваша личная эффективность.

3. Если вы управляете вниманием, вы усиливаете состояние осознанности.
А значит, становитесь хозяином своей жизни. Обстоятельства больше вами не управляют, это просто невозможно. Ведь вы сами решаете - чему важно уделять внимание.

С чего же начать?

На сегодня создано невероятное количество практик и упражнений на концентрацию внимания, обо всем этом написано гигабайты информации. Но раз вы продолжаете читать статью, видимо, сказано еще не все.

На своем личном опыте я заметила, что внимание бывает поверхностным. Тогда мы только скользим взглядом, моментально переключаясь с одного на другое. А бывает, что мы вдруг включаемся всеми органами чувств во что-то одно и не замечаем остальное. Весь мир для нас сосредоточен только в этом моменте. Это как раз то самое глубокое внимание. В фотографии есть схожее понятие ГРИП - глубина резко изображаемого пространства. Когда главный объект - в фокусе, а остальное размыто. Вот именно так чувствуется внимание. Когда все существо сосредоточенно только на том, куда вы решили направить свое внимание, а все остальное просто не имеет значения.

Давайте попробуем проверить, как это действует на практике.

Оглянитесь вокруг себя - какие предметы в окружении синего цвета? Заметили такие? А теперь закройте глаза и попробуйте назвать предметы зеленого цвета? Только не подглядывайте.

Ну как, получилось? Сколько предметов зеленого цвета удалось назвать? Не так много, да? А все потому, что внимание было направлено на предметы синего цвета. Это называют еще узким вниманием.
Не спешите расстраиваться, если не удалось назвать ни одного предмета зеленого цвета. У меня есть для вас хорошая новость - можно учиться расширять внимание, для того чтобы оно вмещало больше объектов. И стать в итоге хозяином своего внимания. Упражняться как в спортзале, поднимая гантели. Только в нашем случае это будет момент, когда мы раз за разом станем замечать, что отвлеклись, и возвращать себя на то, что действительно важно.

С чего же начать тренировать свое внимание?

Для начала выберите самую актуальную на данный момент задачу. Это важно, ведь намерение решить ее будет гораздо сильнее.
Например, скоро предстоит разговор с начальством об отпуске или повышении по должности, зарплаты и т.д. Задача - ощутить в этом разговоре силу и решительность.

Давайте разберем пошагово способы управления вниманием.

  1. Взять на себя ответственность.
    Это первое, что стоит сделать. А также иметь четкое намерение и решимость контролировать свое внимание, чтобы направлять на те области, которые сейчас важны для вас.
  2. Задавать вопросы.
    Они направят ваше внимание. Можно начать спрашивать себя: что поможет мне почувствовать себя решительной? Как двигается решительный человек? Какие качества есть у меня, которые говорят о силе и уверенности? Только важно не просто задавать вопросы, а искать на них ответы. Всем своим вниманием быть в этом, слышать себя, чувствовать насколько это важно, смотреть на себя, исследуя. Правильные вопросы помогают направить наш мозг на поиск ответов. Какие вопросы в этом случае правильные? Те, ответ на которые кардинально повлияет на жизнь.
  3. Стать исследователем.
    Выискивайте вниманием то, что необходимо для решения задачи. Будто пишете диссертацию на эту тему. Пусть внимательность станет привычкой, добавляйте новые акценты. Расширяйте вопросы в область чувств. Это значит осознавать не только мысли, но и чувства. Что я сейчас чувствую? Что со мной происходит? И увидите, как мозг сам высвечивает в область внимания ответы на эти вопросы, различные варианты решения задачи. И жизнь постепенно выстраивается по вашим правилам.
  4. Стать наблюдателем.
    Отмечайте - насколько долго уделяете внимание тому, что важно, а какие факторы отвлекают. Если в процессе выяснится, что внимание фокусируется на негативном, на том, что обесточивает, на том, что не получается, постарайтесь переключить его на сильные стороны, на ваши ценности и ресурсы.
  5. Создать якоря.
    Разместите «напоминалки» - повесьте картинки, поставьте будильник, попросите друга. Они будут возвращать вас к задаче, включать обратно в процесс.
  6. Погружаться глубже - держать фокус на сути.
    Например, если вы намерены что-то изучить, то важно не только внимательно слушать преподавателя или наставника, но и одновременно держать фокус на том, зачем это надо освоить.

Не старайтесь внедрять сразу все шаги из списка.
Помните про силу маленьких шагов, которая приводит к значимым результатам?

Даже если вы выберете из этого списка только один способ и будете его применять, пройдет не так много времени, прежде чем вы почувствуете первые результаты. Ведь стоит только начать, как вы заметите, что вокруг невероятно много факторов, которые пытаются забрать ваше внимание. Это поможет вам увидеть, насколько оно ценное — ваше внимание, и начать практиковать с еще большей страстью. А дальше, чем бы вы ни занимались, чтобы вы ни практиковали, по факту вы будете отрабатывать один навык - умение держать внимание на том, что для вас является важным.

Главное - расставить приоритеты. И тогда вас не будет отвлекать то, что неинтересно, непродуктивно. С развитием этого навыка обязательно будет расти осознанность. Вы станете замечать детали каждого момента и совершать осознанный выбор.

Если вы научитесь управлять вниманием, вы и сами не заметите, как стали контролировать жизнь, а точнее — жить свою жизнью, а не чужую.

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Многие люди удивительным образом убеждены, что вниманием управлять нельзя, и то, на что оказалось направлено их внимание - это единственно возможная реальность. "А что еще здесь можно увидеть?" Они уверены, что среда (внутренняя или внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех или иных предметах именно так, как это у них получается. Они отрицают собственное участие в выборе того, на что переключать внима­ние, какие вычленить стимулы из всего их калейдоскопа, и ут­верждают, что это стимулы вынуждают их смотреть и фокуси­роваться определенным образом.

Тревожный клиент автоматически концентрируется на сво­их страхах, как только почувствует малейшее волнение. Деп­рессивная клиентка убеждена в том, что, почувствовав печаль и безнадежность однажды, она потом не сможет переключиться ни на что иное…

Это не совсем так. Если вниманием не управлять, оно будет управлять нами, но если мы будем тренироваться в управлении собственного внимания, мы сможем очень многое.

Собственно, подготовка ребенка к школе начинается с того, что детей учат быть внимательными, не отвлекаться, обращать свое внимание не на то, что вдруг заинтересовало, а на слова учителя и то, что написано в учебнике. Хорошая школа учит детей управлять своим вниманием - спасибо школе за это!

Первый шаг к управлению жизнью и действиями - . Управляя своим и чужим вниманием, можно делать важным и интересным то, что нужно нам. Хорошо, но чем управлять конкретно? Традиционно у внимания выделяют следующие свойства (характеристики) - , устойчивость, объем, направленность, переключаемость и способность к параллельным процессам. Эти свойства развиваются у детей в процессе жизни, эти качества своего внимания имеет смысл развивать каждому, кто хочет жить более осмысленно и продуктивно. См.

Управление вниманием как способ самомотивации

Внимание - это энергия, и направляя ее в нужном направлении, вы запускаете нужные вам процессы.

Начните с себя. То, что вы хотите чтобы было для вас важным - пусть будет по возможности в поле вашего видения. Из поля видения попадет в поле внимания - вспомните, задумаетесь, возможно начнете делать что-то нужное в этом направлении. Самое важное - пусть будет перед вашим носом.

Возможно, вы не относите себя к любителям конфет и «Пепси», но если у вас на столе будет стоять бутылочка «Пепси» и конфеты, вы можете быть уверены, что вы в самое ближайшее время себе нальете и заедите. Это просто происходит, потому что привлекает ваше внимание.

Если вы хотите активно заниматься спортом, то спортинвентарь лучше расположить на линии внимания: гантели в комнате должны лежать не убранные аккуратно с глаз, а на виду.

Управление вниманием других людей

Вы получаете возможность влиять на их поведение. Чем пользуются мамы, когда маленький ребенок тянется к чему не следует? Отвлекают от этого и стараются привлечь внимание к другому, не менее интересному. И это срабатывает не только в отношении маленьких детей: направляйте внимание человека на то, чем вы хотите его заинтересовать, и отвлеките от того, что видеть ему не надо. Женщины этим пользуются, привлекая внимание мужчин к себе.

Наше внимание и наша психика похожа на листок, который колышется на ветру. Нас постоянно отвлекают гаджеты, коллеги, друзья, ненужные мысли. Наше внимание принадлежит кому угодно, но только не нам. Так как же научиться концентрироваться в современном мире и научиться управлять своей психикой. Известный психиатр Эдвард Хэлловэлл написал книгу «Не отвлекайте меня» , в которой рассказывает о нескольких хитростях.

  1. Избавляемся от электронного рабства

    Для того, чтобы быть спокойным и сконцентрированным, вам придется внести целый комплекс вещей в свою жизнь (и, конечно, вынести из нее тоже). И, в первую очередь, нужно минимизировать вред от гаджетов. Самый простой способ сделать это — для начала завести дневник, в котором вы сможете отмечать для себя время, которое вы бесполезно проводите за своими гаджетами. После того, как вы увидите полную картину, спросите себя:

    • В какое время суток я провожу больше всего времени за гаджетами? Почему?
    • Как можно сократить это время?

    Еще один хороший способ перестать отвлекаться на гаджеты - это составить список небольших дел, которые вам нужно сделать, но руки никак не доходят. Например, позвонить дяде в Сыктывкар, прибраться в шкафу, почитать книгу, которая уже несколько месяцев ждет своего часа.

  2. Добавить спорта

    Без хорошего физического тонуса вам не светит умение быть сконцентрированным. Необязательно сразу начинать ходить в зал. Достаточно просто совершать прогулки хотя бы по полчаса в день. Найдите друга, который любит гулять, заведите собаку или слушайте аудиокниги, пока это делаете. В общем, придумайте что-нибудь, чтобы хотя бы 30 минут в день проводить на свежем воздухе.

    Кстати, помните, что совмещать приятное с полезным — это новый тренд. Многие бизнесмены встречаются и обсуждают свои дела во время прогулок или совместных пробежек. Не отставайте от сильных мира сего.

  3. Медитируйте

    Доказано: регулярные медитации улучшают многие психологические функции. Кроме этого, медитация помогает увеличить количество серого вещества в мозгу и улучшает лидерские качества. Многие считают, что для того, чтобы начать медитировать, нужно изучить какие-то особые приемы и техники. Это не так.

    Вам достаточно всего лишь найти спокойное помещение, сеть на диван или кресло, закрыть глаза и успокоиться. Теперь просто дышите. Вдох, выдох. Вдох, выдох. Сосредоточьтесь на дыхании, пусть мысли спокойно текут мимо вас. Даже если вы будете медитировать дважды в день по 3-5 минут, то улучшите не только концентрацию внимания, но у вас снизится артериальное давление.

  4. Забудьте про многозадачность

    Ученые уже неоднократно доказывали, что многозадачность — это миф. Конечно, если разговариваете по телефону с неинтересным собеседником и при этом гладите рубашку, то, возможно, вы и сможете совмещать два этих дела. Но если вы говорите по телефону с умным собеседником и при этом пытаетесь составить годовой отчет, то вряд ли у вас это получится без ущерба для качества этих двух занятий.

    Наш мозг не может мгновенно переключаться с одного занятия на другое. Для этого ему нужно время. Так что самый простой способ сделать все максимально быстро — это делать вещи последовательно.

  5. Разгрузите мозг

    Если вас постоянно что-то тревожит, то, наверняка, это вам помешает управлять своим внимание и своей психикой. Возьмите листок и ручку и выплесните все, что у вас накопилось. Напишите все, что вас тревожит, а потом разделите список на две части. В одной части пусть будут вещи, на которые вы можете повлиять, а в другой — вещи и события, которые от вас не зависят.

    С делами из первого списка начните разбираться немедленно, а дела из второго списка просто отпустите, и предоставьте Вселенной их «разрулить».

  6. Не тревожьтесь в одиночку

    Если вы чем-то сильно обеспокоены, то не тревожьтесь в одиночку. Найдите себе людей, которые смогут вас выслушать и помочь. Если вы будете долго вариться в своих проблемах, то они могут превратиться в настоящий кошмар. Когда другой человек вас слушает, вы становитесь более спокойным.

  7. Добавьте структуры во всем

    Когда в нашей жизни есть структура, мы становимся более сконцентрированными. Вот несколько вариантов структуры, которые приводит Эдвард: «Ежедневник с расписанием встреч; закрытая дверь; открытая дверь; распорядок, написанный в стихах; выключение устройства; день, выделенный для отдыха; грамматика; будильник; свод законов; таймер для варки яиц, стоящий рядом с вашим компьютером».

Вообще любой порядок — это хороший пример структуры. Так что начать вполне себе можно с того, чтобы просто убраться в комнате и за рабочим столом.