Как избавиться от стресса в школе. Причины возникновения стрессов у школьников, их влияние на организм и пути выхода из стрессовых ситуаций. ситуация: Сложности в общении

Совсем недавно психологи считали стресс проблемой исключительно взрослых, Специалисты все чаще говорят о случаях возникновения такого психологического состояния и у детей, что стало причиной введения термина «школьный стресс».

Детская психика слабее психики взрослого, поэтому стресс у школьников возникает и проявляется иначе.

Современная жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести.

Первый день в школе -большой стресс для ребенка

Школа и психологическое воспитание

Психологическое состояние ребенка, идущего в 1 класс, претерпевает значительные изменения. Это волнующий момент для ребенка и его родителей. Попав в новое для себя окружение, ребенок не должен замкнуться в себе. Первоклассник еще не умеет находить контакт со сверстниками. Помочь ему адаптироваться в школе должны родители и педагог.

Учащимся в 1 классе очень сложно перейти на новый социальный уровень. Связано это с расширением круга общения. Теперь ребенка окружают не только близкие люди, но и сверстники. К нему предъявляются новые требования. Ребенок становится жертвой стресса, начинается его психологическое воспитание.

Роль учителя — помочь адаптироваться к школе

Психическое состояние человека отражается на его здоровье. Существует гипотеза стрессовых ситуаций, появившаяся благодаря Г. Селье. Ученый установил влияние накопления стрессов с процессом старения. Адаптивный синдром как истощение организма в результате накапливания переживаний и плохих эмоций, становится причиной возникновения патологических изменений в работе внутренних органов. Те люди, которые регулярно подвергаются стрессовым ситуациям, чаще подвергаются заболеваниям.

Избежать первокласснику появления стрессовых ситуаций самостоятельно очень сложно.

Родители и педагоги закладывают стрессоустойчивость ребенка, или могут сделать стресс первоклассника менее опасным.

Памятка для родителей первоклассника

Классный час

Формирование подготовленной к новым социальным условиям личности складывается из большого количества нюансов. Подготовка школьников к правильному восприятию учебного процесса и коммуникабельности лежит на плечах классного руководителя. Прибывшие в учебное заведение дети, чужие друг другу, плохо адаптируются к тем требованиям, которые перед ними ставит школа. Поэтому классный руководитель должен поближе узнать каждого ребенка, его способности и умения.

Для выявления всех личностных особенностей важна открытая беседа с детьми. Лучше всего использовать классные часы. Следует проводить беседы с учащимися на тему общего представления о стрессах. Учитываются личные переживания учащихся, а также сформированные на примерах и словах родителей. Школьники воспринимают стресс как психологическое состояние, полученное из-за воздействия негативных эмоций.

Кроме разговора о стрессах, следует касаться и других важных вопросов психологии. Хорошим примером является сила воли, воспитать которую в ребенке должны как родители, так и преподаватель.

Факторы риска

Учащиеся младших и средних классов ежедневно страдают от физической и умственной усталости, поддаются определенным эмоциональным нагрузкам. Иногда это приводит к серьезным психологическим проблемам, стрессу.

Фактор стресса — детские конфликты

Вредоносные факторы:

  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками;
  • боязнь преподавателя;
  • боязнь получить низкую оценку;
  • предстоящие контрольные работы и экзамены и др.

Признаки стресса у школьников

Когда у ребенка стресс от школы, заметить это просто. Симптомы этого психологического состояния чаще всего проявляются в поведении. У ребенка может быть психологическая подавленность, приступы агрессии и т. д. Специалисты уверены, что психологическая картина состояния человека всегда имеет более широкий спектр признаков:

  1. Физиологические. Проблемы со сном, утомляемость и психосоматические заболевания.
  2. Эмоциональные. Раздражительность, тревожность, заниженная самооценка и др.
  3. Поведенческие. Агрессия, проблемы с концентрацией на учебе, неуважение в отношении другого человека и т. д.
  4. Познавательные. Отсутствие интереса к учебе, снижение интеллектуальной деятельности.

Нежелание идти в школу — признак стресса

Заметив один из признаков стресса, родители или учитель должны понаблюдать за изменением психологического состояния малыша. Длительное присутствие одного из признаков или же их комплексное проявление требуют профессиональной диагностики. Задача преподавателя – помочь учащемуся бороться с психологическими проблемами.

Диагностика стресса у детей и подростков

Родители могут узнать только примерные причины возникновения стресса. В этом поможет методика диагностики стрессоустойчивости, составленная психологами в виде опроса или интервью, а также же способ «Поговорим молча».

Интервью-тест

Такая диагностика состоит из 4 важных этапов, по итогам которых проводится оценка психологического состояния пострадавшего.

Беседа психолога с ребенком

Установка контакта

  • Беседа с ребенком. Психолог спрашивает о травматических событиях, повлиявших на его психологическое состояние. Такое общение помогает предрасположить ребенка к доверию, снять его тревожность, а также усталость.
  • Скрининг. Детальный сбор информации о травматических ситуациях, в результате которых определяются основные факторы стресса, вносимые в протокол в виде шкалы клинической диагностики (отмечается буквами A, В, С, D).
  • Опрос. Пострадавшему задаются вопросы, на которые следует дать простые ответы – да или нет. В тест входят 42 вопроса. Задается чаще всего только часть из них – те, что имеют существенное значение для определенного клинического случая. Данные заносятся в протокол.
  • Оценка. После полного сбора информации производится ее оценка и определяется характер стресса. Также важно провести завершающую беседу с ребенком. Чаще всего она проводится в неофициальной форме, развитие которой позволит предотвратить усталость, подавить негативные эмоции, полученные от воспоминания психологических травм.

Метод «Поговорим Молча»

Этот метод диагностики наиболее популярен для выяснения конфликтный ситуаций у детей и подростков. Преимущество метода – возможность использовать его с любыми людьми в совершенно разных условиях. Он позволяет получить новый опыт взаимодействия пострадавшего с обидчиком, что делает его терапией. Все, что нужно – это один чистый лист и 2 разных фломастера.

Психологическая помощь для ребенка очень важна

Для проведения эксперимента необходимо посадить рядом друг с другом двух школьников и выдать им 1 листик бумаги на двоих, положив рядом фломастеры. Все это делается молча. Пара должна:

  • Определиться с фломастерами.
  • Рисовать на одном листе не менее 5 минут.
  • Совместно придумать название для рисунка.

С первых мгновения проведения теста необходимо тщательно следить за школьниками. Учитывается то, как производится выбор фломастера – идет ли кто-то на уступки, доволен ли собственным выбором и т. д. После того как рисунок будет готов, его обследуют на разделение пространства и преобладание 1 из 2 цветов. Важно и то, что изображено на рисунке, совпадают ли фигуры и т. д.

Если результат терапии не дал четкого результата, психолог может задавать дополнительные вопросы о том, как работалось тому или другому человеку в паре, какие идеи у них возникали во время рисования и др.

Как избавиться от стресса

Некоторые дети хорошо идут на контакт со своими близкими, не скрывая причины стресса. Но чтобы ребенок поделился беспокоящими его проблемами, важно обеспечить подходящие для этого условия:

  1. Увести ребенка подальше от возможного источника стресса. Можно отправиться на прогулку в парк, в кино или кафе.
  2. Отвлечь его от негативных признаков стресса играми или свободным общением в развлекательной форме.
  3. Завести разговор о беспокойствах, которые мучают ребенка.

Не стоит оказывать психологическое давление на пострадавшего. Близкий человек всегда должен контролировать себя и свои эмоции, уступая ребенку. Спасителями школьника могут оказаться школьный психолог и классный руководитель.

Педагоги решают такие проблемы чаще всего познавательными играми, общением, активными физическими упражнениями и постоянной сменой тактики общения. Цель такой терапии – внушить доверие и оказать поддержку. Терапия способствует улучшению стрессоустойчивости.

По данным института возрастной физиологии, школа является причиной до 40% всех факторов, ухудшающих условия жизни детей. Известно, что в школу приходят около 20% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70%.

Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс. Одна из главных причин его возникновения — проблемы с адаптацией у детей. Поступление в первый класс, переход в среднюю школу (5 класс), «профилизация» в старшей школе или переход из одной школы в другую в связи с переездом приводят к серьезным проблемам: ребенок лишается поддержки старых друзей, ему приходится привыкать к новым одноклассникам и педагогам.

Функция начальной школы – не только развить индивидуальные способности детей, научить необходимому, но помочь им адаптироваться. Адаптированный ребенок болеет гораздо реже. Специалисты по детскому здоровью отмечают, что в российских школах часто оказываются дети, просто не получившие элементарных навыков общения. Ситуация, когда ребенок из богатой семьи почти не общается со своими сверстниками, так как родители считают это «вредным», не так уже редка. Поэтому при выборе школы необходимо обращать внимание на социализацию маленьких детей в дошкольном отделении и начальной школе. Такая социализация ребенка в коллективе с самого раннего возраста – очень важный фактор сохранения его здоровья в последующих классах».

Однако даже адаптировавшийся к коллективу учащийся не всегда готов заниматься в режиме «нон-стоп». Непродуманная структура учебных курсов, острая нехватка времени, сопровождающая школьную жизнь детей с первого до последнего года учебы и другие факторы тоже ведут к стрессу и болезням. По данным Министерства образования, за последние 60 лет ежемесячная учебная нагрузка увеличилась на 100%. Еще один деструктивный фактор – «школьное соревнование», следствием которого становится стремление к успеху любой ценой. Хорошо, если учеба дается ребенку легко, и он учится с интересом. Но иногда участие в таком «соревновании» дается ценою огромного напряжения сил или превращается в унизительное «вымаливание» хорошей оценки. Учащиеся нередко становятся «заложниками» таких явлений, как настроение учителя, его отношение к данному ребенку или субъективности его личных представлений о критериях оценивания.
Некоторые склонны полагать, что на здоровье ребенка в школе влияет сопутствующее медицинское сопровождение. Однако это лишь верхушка айсберга. Корни проблем здоровья ребенка редко бывают исключительно медицинскими. Если дети перегружены, они заболевают быстрее. Некоторые школы (в основном частные) применяют специальные методики, развивающие память, внимание, мышление, воображение, предметно-речевые навыки (слушание, говорение, чтение, письмо).

В то же время далеко не только стресс становится причиной болезней школьников. Часто за это «ответственны» хирургическая и ортопедическая патология (нарушение осанки, плоскостопие), а также ЛОР-патология и глазные болезни. Довольно часты вегето-сосудистая дистония, неврологические нарушения, аллергические заболевания, эндокринные нарушения. Установлено пятикратное увеличение распространенности нарушений осанки у школьников от начала до окончания обучения. Считается, что 64% случаев сколиоза формируется из-за неудобной школьной мебели.

Словом «стресс» частенько злоупотребляют, используя его к месту и не к месту. Чуть испортилось настроение - «у меня стресс»; неудачный день и всё валится из рук - «не знаю, стресс, наверное». Жонглирование этим термином и его постоянное муссирование в СМИ приводит к обратному эффекту - мы перестаём к нему относиться серьёзно, воспринимая порой важные тревожные звоночки от близких людей за недостойное внимания нытьё.

Совсем недавно мы писали про . В одном из комментариев мы получили отклик выпускницы, полный отчаяния:

За 11 класс похудела на 10 кг, во время экзаменов ещё на 4,
2 недели лежала в реанимации, потом почти пол-лета в разных больницах, в т.ч. в психиатрической, до сих пор лечусь:(

То, о чём написала эта девушка - и есть сильный эмоциональный стресс, сопровождающийся истощением нервной системы, и вызван он неспособностью контролировать свою реакцию на запросы социальной среды.

Жизнь человека в целом состоит из череды переходов из состояния стабильности в состояние кризиса. Это совершенно нормальный ход событий, тем не менее, неизменно вызывающий у нашего организма определённую реакцию, даже если особо важные/неприятные/ответственные события предсказуемы.

Вы каждый день ездите в автомобиле на работу и точно знаете, в каком месте города встанете в пробку, и всё равно нервничаете, когда в ней оказываетесь. Вы прекрасно осведомлены о том, в какой день вам сдавать отчёт, но с приближением дедлайна не можете не переживать. Каждый школьник знает дату контрольной или экзамена, но подготовка к ним, вопросы родителей, напоминания учителей создают дополнительное нервное напряжение. На фоне завышенных запросов от внешней среды - неважно, реальны эти запросы или лишь так воспринимаются психикой, загнанной в угол реакцией тревоги - и могут дать сбой адаптационные механизмы.

Дети находятся в состоянии постоянной адаптации; в общем-то, как и взрослые, но адаптационные процессы у детей происходят гораздо интенсивнее. Как и их сбои. Задача ребёнка, вступившего в школьный возраст - продолжать осваивать систему межличностных воздействий и содержание человеческой культуры. Если выразить проблему достаточно прямолинейно и грубо, то, насколько успешно проходит это освоение и насколько благоприятная среда для этого создана, можно понять по тому, как происходит процесс адапатции и как проходят возрастные кризисы.

Иными словами: если ребёнок дезадаптирован, постоянно проявляет стрессовые реакции, в этом участвуют два основных фактора: первый - сама структура личности ребёнка, склонная к подобным реакциям; второй - внешняя среда, то и дело подбрасывающая неадекватно высокие запросы. И эти два фактора находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

А на какой из этих факторов для своего ребёнка способны оказать непосредственное влияние именно вы? Правильно, на атмосферу среды, которая его окружает.

О том, как следует действовать взрослому человеку, чтобы не создавать дополнительный источник стресса для ребёнка школьного возраста, нам ответиила семейный психолог Анна Девятка .

Анна Девятка

практикующий семейный и личный психолог, гештальт-терапевт

Личность развивается благодаря преодолению сложностей и выдерживанию психоэмоционального напряжения, связанного со стремлением преодолеть стрессовую ситуацию и добиться успеха. Рассматривая стресс с позитивного ракурса, можно сказать, что стресс - это одна из ступенек взросления.

Поэтому, рассказывая про источники школьного стресса, мы обозначим позитивный прогноз преодоления ситуации и возможные действия взрослого человека.

Общая структура преодоления стрессовой ситуации выглядит так:

    Независимо от возраста важна вера в себя и надежда на то, что вы справитесь;

    Определение источника стресса;

    Фантазия о том, какой результат хотите получить после преодоления ситуации;

    Осознание, чего именно не хватает для успешного преодоления. Поиск этого ресурса;

    Понимание, может ли ребёнок наработать опыт преодоления ситуации сам, или здесь нужна помощь взрослого. Иногда ребёнку достаточно эмоциональной поддержки от близких, а иногда взрослым необходимо включиться в ситуацию и решать её на уровне взрослый-взрослый, например, поговорить с педагогом.

    После преодоления ситуации необходимо дать признание ребенку, закрепить его представление о том, что он смог успешно преодолеть сложность и теперь это его опыт в копилке успехов.

А теперь давайте подробнее разберем несколько классических источников школьного стресса.

1 ситуация: Адаптация в первом классе

Источники стресса связаны с появлением новых требований к ребенку, а значит, и новых правил, которые нужно соблюдать и в рамках этих правил выстраивать отношения с учителем и сверстниками. Новые правила появляются не только у ребёнка, но и у всей семьи – ведь раньше общиий ритм дня и недели подстраиивался под дошкольный образ жизни. Теперь ситуация изменилась и взрослым приходится передоговариваться между собой по бытовым вопросам: кто отводит ребенка в школу, кто забирает, как включить всё это в график работы взрослых. Можно сказать, что адаптацию к первому классу проходит вся семья.

К возможным стрессам нужно готовиться заранее, поэтому очень рекомендуется отдать будущего школьника ина подготовительные занятия именно в ту школу, где потом планируется обучение. И совсем замечательно, если ребёнок пойдёт в один класс со своим другом или подругой.

2 ситуация: Негативная социальная оценка или сверхпозитивная социальная оценка

В стенах школы самым авторитетным взрослым для ребенка становится учитель. По сравнению с прошлыми дошкольными временами ярче воспринимается оценка действий ребенка со стороны педагога, которая сопровождается прохождением кризиса компетентности-некомпетентности у младшего школьника. Источником стресса в данном случае будут неадекватно завышенные или заниженные требования к ребёнку со стороны педагога. Как следствие, ребёнок может либо постоянно находиться в напряжении и зубрить не ради знаний, а ради того, чтобы оправдывать ожидания взрослого. Негативная оценка опасна чрезмерной снисходительностью по отношению к ребенку - он чувствует, что от него многого не ждут, и это снижает стремление учиться.

Стабилизироваться в данной стрессовой ситуации ребенку помогают родители. Именно родители знают своего ребенка лучше всего и понимают, на что он способен. Родителям необходимо наладить контакт с педагогом на уровне взрослый-взрослый, чтобы освободиться от возможного клейма «очень способного» или «бестолкового». Так ребёнок получит больше свободы выражать себя через обучение.

3 ситуация: Сложности в общении

Наиболее болезненно они воспринимаются в подростковом возрасте, когда ребенку важно признание сверстников и уважение его как личности. Каждая проблемная ситуация в общении является источником стресса, поэтому важно, чтобы у подростка был близкий человек, к которому он прислушивается и может рассказать о своей проблеме, не нарвавшись на осуждение или нравоучения. Задача взрослого - поддержать ощущение успешности ребёнка, снизить драматическое восприятие ситуации, помочь порассуждать - вдруг всё совсем не так, как ему кажется внутри своей ракушки? Хорошо, если есть возможность поддержать ребёнка, отправив его на тренинги общения.

4 ситуация: Переход из школы в школу или из класса в класс

Смена коллектива, места обучения и правил - всегда стрессовая ситуация. Ребёнку важно объяснить, что первое время необходимо потратить на «ориентирование на местности», не нужно дружить с первым встречным, важно присмотреться к одноклассникам, понять, кто тебе нравится и с кем хотел бы дружить, и только после этого делать шаги к сближению.

Также важно понять, какие требования предъявляют педагоги и насколько школьник им соответствует. Если необходимо, подтянуть знания.

На школьные годы приходится активное развитие личности ребенка, развитие самооценки, самостоятельности и уверенности в своих силах, умения учиться новому и общаться с людьми. Это 11 лет непрерывного развития, кризисных скачков, маленьких трагедий и побед. И для детей, и для родителей. Обе эти стороны будут 11 лет находиться в постоянном адаптационном периоде. И к нему нужно, как бы это ни звучало, учиться адаптироваться.

Период школьного обучения – первый серьезный шаг юной личности во взрослую жизнь. Именно в школе ребенок впервые начинает нести ответственность за свои поступки и вплотную сталкивается с различными видами социальных отношений.

Не всем первый опыт самостоятельной жизни дается легко, а его неудачи накладывают отпечаток на успеваемость. Если в определенный момент вы заметили, что список ваших долгов заметно вырос, а общая успеваемость оставляет желать лучшего, следует немедленно брать ситуацию в свои руки.

Стресс от учителей и одноклассников

Стресс – это вид эмоционального состояния, с сопутствующим физическим напряжением. Он возникает в обстановке, заставляющей вас чувствовать себя неуютно, боятся чего-либо или нервничать. Психологи часто описывают стресс как сжатие, давление извне и общую подавленность.

Возможные причины для стресса в школе:

  • давление со стороны учителей;
  • отношения со сверстниками;
  • важные экзамены;
  • строгие требования;
  • обязательства перед родителями.

Стресс от учителя. Такой стресс возможен из-за завышенных требований к ученику, излишней строгости и нетерпимости. Ребенок чувствует, что обязан оправдать чужие ожидания, поэтому боится всех подвести. Он начинает нервничать, неправильно планирует свое время, теряет концентрацию, а в итоге получается плохие отметки.

Отношения со сверстниками. Стресс, который создает окружение – частая причина понижения успеваемости. Еще не сформировавшемуся ребенку сложно сосредоточиться на предмете, если он чувствует себя чужим в коллективе, а в классе ему попросту неуютно.

Важные экзамены. Частые стрессы сопутствуют ребенка также в ожидании предстоящих экзаменов или серьезных контрольных. Частично в этом виноваты педагоги, которые при классе излишне настаивают на том, что если тест будет сдан плохо – ученика ждут серьезные последствия.

Строгие требования. После детского сада или обучения на дому, детям порой трудно сразу же переключится и принять все нюансы школьного образования, такие как строгость требований. К подобным вещам ребенок должен привыкать постепенно.

Обязательства перед родителями. Ощущение, что от отметок зависит одобрение родителей и педагогов, заставляет ребенка излишне волноваться, что влияет на собранность и внимание.

Вопросы для самопроверки

  • Как на тебя влияет стресс от одноклассников?
  • Как на тебя влияет стресс от учителей?

Как побороть стресс

Для начала составьте точный и четкий план своей «борьбы»:

  • выяснить причину;
  • исследовать источник стресса;
  • составить план действий;
  • идти к своей цели.

Как определить причину стресса

Чтобы выяснить первопричину стресса, и понять, что тревожит вас больше всего, нужно тщательно вспомнить при каких обстоятельствах вы обычно чувствуете самый большой дискомфорт. На какие школьные занятия вы мчитесь вприпрыжку, а какие – мучительно ждете с очередным не выученным заданием?

Высыпайся — так легче бороться со стрессом.

Если дело касается отношений с одноклассниками или педагогом, попытайтесь понять, в чем заключаются конфликты и что именно приводит к возникновению ссор и разногласий.

Изучите его источник

Чтобы справиться с проблемой нужно тщательно ее изучить. Проанализируйте свой страх и неприятные ощущения в различных ситуациях.

За каждым неприятным событием кроется определенный источник. На самом деле боязнь плохих отметок – это страх того, что вы разочаруете окружающих и последствий, которое это разочарование принесет и т.д.

Составьте логическую цепочку стресса, чтобы наглядно увидеть причину и ее последствия.

К примеру: не выученный урок = проблемы в школе = разочарование родителей и педагогов = неудовлетворенность по отношению к себе.

План действий

Составьте список тех предметов, по которым у вас низкая успеваемость, а затем список конкретных долгов – тех заданий, с которыми вы не можете справиться.

Первый шаг – это осознание того, что на самом деле «гора» долгов сильно преувеличена. Когда у вас на руках будет конкретный объем того, что нужно сделать, вам будет гораздо легче распланировать свое время на выполнение всех заданий.

Если же проблема заключается в отношениях со сверстниками или учителями, нужно составить список тех людей, которые вызывают у вас неприязнь. Распишите все хорошие и плохие качества каждого человека и проанализируйте все претензии, которые он предъявляет к вам.

Разбор конфликтных ситуаций поможет в будущем избегать конфликтов с этим человеком. В будущем постарайтесь сводить ссоры к минимуму, а лучше – избегать их вообще.

Раздели все причины стресса на 2 группы: с которыми ты можешь справиться и на какие не можешь повлиять. Сначала реши проблемы из первой группы, затем — переходи ко второй.

Действуйте!

На основе полученной информации нужно сделать ряд выводов, чтобы в будущем минимизировать стресс от его источников.

Если вам трудно справиться с определенными проблемами самостоятельно, не стоит стесняться просить о помощи. Ее можно получить от родителей, друзей или психологов.

Не откладывайте домашнюю работу

Приходя домой после насыщенного и трудного дня, нелегко сразу же заняться выполнением домашней работы. Вы не можете побороть себя, откладываете все на вечер, отдыхаете, а затем, под конец дня у вас уже попросту не остается сил на выполнение работы. Именно поэтому и накапливаются школьные долги.

И даже отдыхая, вы продолжаете помнить, что у вас есть определенные обязательства, и это угнетает вас и не дает нормально расслабляться, что вновь рождает ощущение подавленности и приводит к стрессу.

Четко запомните, что полноценное удовлетворение отдыхом вы почувствуете, лишь будучи удовлетворенным своей работой. Успокаивайте себя мыслью, что после окончания, вы сможете со спокойной душой заняться своими делами.

Начинайте работу с тех заданий, которые потребуют от вас свежего взгляда и сил . Ведь устав под вечер, вы уже вряд ли сможете уделить много энергии трудной работе.

Планируйте время так, чтобы те задания, которые вам по душе и те, выполнение которых не займет много сил и времени, стояли в конце списка. Такие задания вы всегда сможете выполнить и под конец дня, не сильно себя утруждая.

Периодически переключайтесь между заданиями , такие перемены помогут держать разум в тонусе. Заниматься можно не только другим домашним заданием, но и делами по дому. Также позволяйте себе ненадолго расслабляться в перерывах, ведь отдых необходим для нормального функционирования вашего мозга.

Если впереди вас ждет сложный тест, контрольная работа или экзамен – позаботьтесь о своей подготовке заранее . Ежедневно уделяя всего двадцать минут этому предмету, вы в течение недели сможете легко подготовиться к тесту.

Найдите мотивацию

Свою учебную мотивацию следует развивать, опираясь на свои потребности и интересы. Каждый человек индивидуален, поэтому не существует универсального совета о том, чем мотивировать себя.

Самоутверждение. В большинстве случаев такой мотивацией становится самоутверждение. Вам нужно понять, что получать хорошие отметки – это престижно и так вы сможете получить одобрение от семьи, сверстников и педагогов.

Профилактика школьного стресса у подростков

Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для под­росткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личност­ные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое "Я", познает собственную уникальность.

Факторы риска:

В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагопри­ятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрес­совых состояний. Это может быть, например:

негативное отношение со стороны одноклассников;

боязнь неправильно ответить на уроке и получить низкую оценку;

отсутствие взаимопонимания с учителем;

предстоящая контрольная работа.

Из школы он возвращается домой, где его ждут уже другие проблемы:

семейные конфликты;

недостаток любви, а иногда и родительская жестокость.

Негативное влияние различных стрессовых ситуаций сказывается на ус­певаемости ученика, его поведении, отношениях со сверстниками и педагога­ми, т. е. влечет за собой возникновение все новых стрессовых ситуаций.

Каждый учитель требует от учащихся овладения материалом по своему предмету на достаточно высоком уровне, что, с одной стороны, естественно и понятно. Но, с другой стороны, стремление школьника демонстрировать бле­стящие результаты по всем дисциплинам иногда, к сожалению, не обходится без ущерба для его здоровья. Большинство учащихся оказываются настоль­ко перегружены информацией, огромным объемом знаний, необходимых для усвоения, что часто попадают под воздействие информационного стресса.

Современные школьники подвергаются насилию, не только становясь его непосредственными жертвами и свидетелями, но и просто узнавая о нем. Сред­ства массовой информации представляют достаточно широкий и субъективный обзор военных действий, убийств, жестокости и стихийных бедствий. Подобная подача материала травмирует детскую психику и может разрушить их уже сло­жившееся представление о мире. В результате, подростки теряют уверенность в своих силах, растут в страхе перед окружающим миром и пессимистично настроены на будущее. Некоторые из них подвержены посттравматическому стрессовому расстройству.

Педагогический коллектив одним из первых замечает у учащихся необыч­ные особенности поведения, которые могут являться симптомами стрессового расстройства. Конечно, организуя работу с ребенком, необходимо вовлекать в нее не только педагогов, но и родителей, а также других его близких. Однако сегодня, к сожалению, многие дети растут в так называемых неблагополучных семьях, и классный руководитель или учитель-предметник оказывается для них первым и единственным источником помощи.

Особое значение приобретает способность классного руководителя вовре­мя предвидеть появление возможной стрессовой ситуации. Эту непростую за­дачу можно решить, если педагог обеспокоен не только усвоением школьниками нового материала, но и заботится об их психоэмоциональном состоянии. Клас­сный руководитель, пользующийся доверием и уважением воспитанников, спо­собен помочь им ценным советом или своевременным предостережением.

Признаки стресса:

Различают следующие виды симптомов, которые указывают на возможное воздействие стрессовых факторов на школьника:

физиологические - расстройства сна, общая утомляемость, психосо­матические заболевания;

Эмоциональные - раздражительность, тревожность, различные стра­хи, низкий эмоциональный фон и др.;

Поведенческие - отсутствие последовательности в действиях, неспо­собность сконцентрироваться на каком-либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям;

Познавательные - нарушение концентрации внимания, снижение интеллектуальных способностей.

Заметив у подростка один из перечисленных признаков, классный руко­водитель не может быть полностью уверен в стрессовом воздействии, необхо­димо более подробное изучение и наблюдение за школьником. Вместе с тем сочетание нескольких симптомов указывает на возможное стрессовое состоя­ние, в котором находится подросток. В этом случае помочь ему можно, объе­динив усилия семьи, школьного психолога, классного руководителя, социаль­ного педагога, учителей-предметников.

Среди тем классных бесед, направленных на формирование у подростков стрессоустойчивости, можно предложить темы, приведенные ниже.

Темы классных часов:

Что я знаю о стрессе

В ходе классной беседы, посвященной этой теме, одной из задач является определение имеющихся у подростков знаний о стрессе, услышанных от взрос­лых, сформированных под влиянием средств массовой информации, а также исходя из их личного опыта. Важно понять, что школьники знают о стрессе, услышать их собственное мнение по проблеме, поскольку это необходимо для успеха дальнейшей работы по формированию готовности учащихся к преодо­лению школьных стрессов.

На последующих занятиях подростки получают информацию о стрессе, его воздействии на организм, положительном и отрицательном влиянии на чело­века. Сегодня широко распространено мнение о том, что стресс носит негатив­ный характер и вреден для психофизиологического здоровья человека, поэто­му нужно рассказать учащимся и о положительной роли, которую стресс может играть в их жизни. Конечно, воздействие сильного и продолжительного стрес­сового фактора отрицательным образом влияет не только на школьную успе­ваемость, но и на здоровье подростков. Но нельзя также и забывать, что крат­ковременный стресс может помочь нам в достижении цели, способствовать самосовершенствованию человека. Важно, чтобы школьники поняли, что нель­зя полностью оградить себя от стрессов, но необходимо научиться сосущество­вать с ними так, чтобы в полной мере наслаждаться жизнью.

Сила воли: как ее воспитать

На классных беседах могут обсуждаться не только вопросы, непосредст­венно связанные со стрессом, но и другие, затрагивающие сферы его воздей­ствия и способы преодоления. Так, например, одной из задач занятия по теме "Сила воли: как ее воспитать?"является принятие школьниками активной жиз­ненной позиции, поскольку, как известно, для проявления силы воли необхо­димо желание и возможность собственного выбора действий.

Наличие силы воли необходимо человеку во многих ситуациях, в т. ч. в ситуациях фрустрации. Школьник переживает подобное состояние, когда что-то препятствует достижению его цели (например, он не получает той оцен­ки, к которой стремился, или не может решить задачу и др.). В этом случае справиться со своими негативными эмоциями ему помогут поддержка и так­тичное поведение взрослых и друзей, а также его личные качества (способность преодолевать трудности, терпение, сила воли, способность справляться с не­гативными эмоциями). На этом занятии учащимся можно предложить разыграть различные ситуации и способы их возможного разрешения (например, когда необходимо доделать какую-то важную работу, но человек устал или у него появились более интересные дела, что поможет ему собраться и все-таки завершить начатое?).

Как я преодолеваю трудности

Дискуссия на тему борьбы с трудностями позволит подростку сравнить опыт одноклассников со своим собственным, что, в свою очередь, расширит диапазон возможных вариантов его поведения в той или иной ситуации.

Я учусь планировать

Известно, что умение планировать, грамотно распределять свои силы и время позволяет человеку свести к минимуму некоторые стрессовые ситуации. У подростков многие стрессы, связанные со школой, вызваны неумением пра­вильно распределить свое время, вследствие чего они не успевают качествен­но выполнить домашнее задание, а свободного времени практически не оста­ется.

Особенно остро отсутствие умения планировать свое время и распределять силы ощущается в период сдачи экзаменов, когда многие школьники, стараясь подготовиться в последний день и выучить как можно больше, приходят на экзамен уставшими, психологически истощенными. Поэтому во время классной беседы с подростками на тему"Я учусь планировать"необходимо обсудить, как и почему четко составленный план Действий может помочь разрешить про­блемную ситуацию, затратив на это оптимальное количество сил и времени. Обсуждение какого-либо конкретного примера, предложенного самими школь­никами, позволяет более подробно рассмотреть данную проблему.

Что для меня значит общение

Как известно, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, а наличие уверенности в себе и качество этого общения тесно взаи­мосвязаны, а также влияют на положение, занимаемое подростком в кругу сверстников. Поэтому одно из классных занятий предлагаем посвятить обсуж­дению следующих тем:"Что для меня значит общение", "Общение и уверенность в себе", "Общение - необходимый компонент жизни человека".

На таких классных часах внимание уделяется ценности общения между людьми, его основным видам. Учитывая, что качество выстраиваемых отноше­ний между подростком и взрослыми или сверстниками зависит, в т. ч., и от ха­рактера его общения с ними, умение правильно общаться, правильно доносить до собеседника свои мысли, эмоции, просьбы, правильно слушать другого человека приобретает особую значимость.

Развитие у подростков определенных умений и навыков осуществляется через разыгрывание различных ситуаций с их последующим анализом. Так, например, упражнение, направленное на развитие навыков активного, реф­лексивного слушания, помогает учащимся осознать, насколько красноречивым может иногда быть наше невербальное общение и поведение. В этом упражне­нии подросткам предлагаются две ситуации: как посредством невербального поведения (жестов, мимики) можно показать заинтересованность в беседе или, наоборот, опрометчиво оттолкнуть собеседника, демонстрируя свое равноду­шие или даже отчуждение. Также могут применяться коммуникативные игры и задания, обучающие умению сотрудничать.

Занятие на тему "Как научиться слушать и понимать другого человека" посвящено тем проблемам и конфликтным ситуациям в жизни подростка, ко­торые могут быть вызваны отсутствием взаимопонимания в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Общаясь с другим человеком, важно понять его, услышать то, что он говорит, поскольку часто общение рассматривается лишь как способ заявить о своем "Я". На занятии следует также рассмотреть общение как средство психологической помощи другому человеку.

Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье

В числе возможных последствий стресса на организм школьника могут быть различные психосоматические заболевания. От состояния здоровья че­ловека зависит и уровень его стрессоустоичивости. Поэтому хорошо посвятить некоторые занятия теме здорового образа жизни. В ходе классной беседы под­ростки ищут ответы на следующие вопросы: что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье? как мое здоровье зависит от меня? Помимо факторов, благопри­ятно или, наоборот, негативно воздействующих на состояние нашего здоровья, необходимо обсудить со школьниками, почему здоровье является необходимым условием и крепкой базой для достижения человеком своих жизненных целей и самореализации.

Также желательно поговорить о тех видах деятельности, которые благотвор­но влияют на организм человека в целом, делая его менее уязвимым при небла­гоприятном воздействии стресса. Особое внимание следует обратить на:

регулярные физические занятия, которые не только помогают чело­веку избавиться от переизбытка адреналина, но и повышают чувство самоконтроля, учат управлять своими мускулами;

положительные эмоции. Кроме активного занятия каким-либо видом спорта, такие эмоции человек получает при занятии танцами, имея интересное хобби, при увлечении подвижными играми или чтением, музыкой, при общении с семьей и друзьями;

питание. Не секрет, что хорошо сбалансированное питание играет важную роль в жизни человека, поскольку способствует сохранению как физического, так и психического здоровья человека. Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих не только их гармоничный рост, своевременное со­зревание систем организма, оптимальные параметры интеллектуаль­ного развития, но и устойчивость организма к неблагоприятному воздействию стрессовых факторов. Поэтому выработка серьезного отношения к своему питанию занимает важное место в системе обуче­ния школьников подросткового возраста эффективному преодолению стрессовых ситуаций. Для обсуждения классный руководитель может выбрать следующие темы: "Какие продукты полезны, а какие вредны для моего здоровья", "Пропускать или нет утренний завтрак","Как лучше питаться во время подготовки к экзаменам" и др.

У подростков, пропускающих завтрак, отмечается тенденция к ослаблению внимания и снижению работоспособности по сравнению с теми, кто регулярно завтракает. Продукты должны быть распределены в течение дня таким образом, чтобы максимально удовлетворить физические и психические потребности человека. Поэтому на этом классном занятии можно попросить учащихся рас­сказать о том, что они едят на завтрак, какие продукты больше всего любят, какие витамины знают, в каких продуктах их больше всего.

Как я контролирую свои эмоции

Как правильно реагировать на критику

Часто одним из стрессовых факторов для подростка становится конфликтная ситуация или критика, направленная в его адрес. Поэтому классному руководи­телю следует уделить внимание и этим вопросам. Основными задачами занятия на тему "Как правильно реагировать на критику" являются следующие:

Научить подростков отличать справедливую критику от несправед­ливой;

Научить учащихся грамотно реагировать на критику;

Развить у школьников умения и навыки конструктивной критики.

В ходе ролевой игры "Искусство критики" подростки учатся правильно критиковать действия друг друга, а также грамотно реагировать на критические высказывания.

Что такое конфликт

В число основных задач занятия на эту тему входит развитие у подростков умения правильно и достойно вести себя в конфликтной ситуации, способности в спорной ситуации искать компромисс, удовлетворяющий интересы всех сто­рон, вовлеченных в конфликт. В ходе дискуссии, проходящей в классе, предла­гается обсудить следующие вопросы:

Какие существуют правила, обязательные для любого общения?

Что делать, чтобы не допустить возникновение конфликта?

Что нужно сделать, чтобы разрешить уже существующую конфликтную ситуацию?

Какие существующие способы решения конфликтных ситуаций эффек­тивны, а какие нет?

В ходе ролевых игр, в которых подростки занимают противоположные стороны конфликта, школьники приобретают навыки грамотного поведения в спорных ситуациях. На занятии происходит моделирование конфликтов с их последующим рассмотрением, а также разбор реальных спорных ситуаций, предложенных самими подростками. В качестве конфликтных могут рассмат­риваться следующие ситуации: конфликт с учителем, вызванный поведением подростка; учитель поставил