Измученный тоскою и недугом кому посвящено. == «измученный тоскою и недугом»== (1839). Лирика Михаила Лермонтова — отражение тревоги и печали жизни


Кашкаров и Ромппайнен у захоронения Фото: А. Кашкаров

Активист из Санкт-Петербурга Андрей Кашкаров выяснил имя солдата, а теперь разыскивает родственников погибшего.

Небо Финляндии.

Группа из пяти советских самолетов вылетает бомбить железнодорожные объекты, по которым финны мобильно перебрасывают силы в район ожесточенных боев в Суомуссалми. Отработали. Под крыльями горит земля и поднимаются клубы дыма.

Истребитель Поликарпова И-153 Фото: Википедия

Самолет в языках пламени несется к земле…

Мальчик

15-летний подросток Вилхо Конттинен в тот день работал на железнодорожной станции. В небе гудели моторы, советские самолеты бомбили мост. Вдруг в воздухе раздался хлопок, и через несколько мгновений над деревьями взвился столб дыма.

Горел упавший самолет долго, несколько часов, - рассказывает историк-любитель, член Российского военно-исторического общества Андрей Кашкаров. - Дело в том, что произошел самоподрыв фугасной авиабомбы ФАБ-50, а в ней много горючего вещества.

Когда самолет догорел, мальчишка Вилхо, прибежавший на место крушения, начал изучать место. Вскоре он обнаружил обезглавленное тело советского летчика, перетащил его чуть подальше и захоронил. Голову он тоже нашел, но только спустя несколько дней.

Все это мне Вилхо рассказывал сам. Он уже самостоятельно не ходит, но пребывает в здравом уме, - говорит Кашкаров.

Солдатская могила

Андрей Кашкаров и финский любитель военной истории Пааво Ромппайнен познакомились в прошлом году в Санкт-Петербурге на российско-финляндском культурном форуме. Именно там финн поведал россиянину удивительную историю. В Йокикюля, что в 30 километрах от Каяани, находится могила неизвестного российского летчика.

Место захоронения советского пилота Валентина Голубева Фото: Andrei Kashkarov

Многие десятки лет за могилой ухаживал местный житель Вилхо Конттинен и еще несколько его друзей. Сначала Вилхо установил на могиле крест, а после войны оградил холмик цепочкой.

Сегодня захоронение продолжает посещать его дочь.

Мне было сложно понять его мотивы, - признается Кашкаров. - Я у Вилхо прямо спросил, может, он симпатизировал Сталину? Или был коммунистом? Ведь, по сути, он ухаживал за могилой врага, который прилетел бомбить его родину. Ответ было отрицательный. Он делал это просто из христианских, человеческих соображений.

Личность летчика установлена

Кашкаров и Ромппайнен решили выяснить, кто же покоится в могиле. Кропотливая работа в российских архивах принесла результат:

Это был Голубев Валентин Иванович , 1918 года рождения, комсомолец. Его последний полет зафиксирован в рапортах летчиков, вместе с которыми он вылетал на задание.

Оперативная сводка зафиксировала взрыв самолета Голубева. Фото: Andrei Kashkarov

Известно, что Голубев закончил краткосрочные курсы во второй военной школе летчиков в Борисоглебске, Воронежской области. Училищные архивы, однако, не сохранились, поэтому мы пока не знаем, где он родился, где постоянно проживал и была ли у него семья.

Один в поле воин

Главное - найти родственников, - подчеркивает Кашкаров, - это корректно. Их нужно пригласить на могилу. Даже самым дальним родственникам важно знать, где покоятся останки их дедушки или прадедушки. У финской стороны уже есть планы снять документальный фильм. Также для российской стороны важна паспортизация захоронения, можно было бы поставить обелиск или же перезахоронить останки.

Кашкарову, однако, приходится все делать в одиночку.

Андрей Кашкаров с деталью истребителя у захоронения

Я слышу от чиновников только слова. Благодарят, а помочь никто не хочет. Получаю постоянные отписки. Я и Путину писал, и в министерство обороны. Денег нет.

Между тем, поиск следов Валентина Голубева - дело непростое.

В Российском военном государственном архиве есть 17 огромных формуляров, архивных дел, в которых хранятся сведения о советских военнослужащих до 1941 года. Я в одиночку обработал только два. Но мне тяжело. Все на общественных началах. У меня большая семья, пять детей в Санкт-Петербурге, а архив в Москве - тут одних дорожных расходов сколько.

И все же Кашкаров не планирует останавливаться в своих поисках. Он обещает довести дело до конца, хотя на это уйдет больше времени, чем хотелось бы.

Послесловие

Я видел многие захоронения финских солдат. При каждой церкви, ухоженные, с именами, - говорит в конце разговора Кашкаров и добавляет, - Кстати, был приказ Маннергейма, согласно которому каждого финского павшего солдата отвозили на родину и хоронили там. На это выделялось 2-3 бойца - это очень важно. И был приказ Жданова, в 39-40 годах красноармейца хоронить на месте гибели, а родственникам ничего не сообщать. И если от родственников придет перевод на имя павшего солдата, отправлять деньги обратно без указания причины…

Цитаты со словом «десяток»

Красноярску, его музыкальной культуре я верой и правдой служил более двух десятков лет и благодарен судьбе за то, что она мне определила эту нелёгкую миссию.

Между тем подошло несколько любопытных; иные, завлечённые сильным спиртовым запахом, начали разбирать кровельные доски; под ними скот домашний и люди мёртвые и всякие вещи. Далее нельзя было итти по развалинам; я приготовил ялик и пустился в Неву; мы поплыли в Галерную гавань; но сильный ветер прибил меня к Сальным буянам, где, на возвышенном гранитном берегу, стояло двухмачтовое чухонское судно, необыкновенной силою так высоко взмощенное; кругом повреждённые огромные суда, издалека туда заброшенные. Я взобрался вверх; тут огромное кирпичное здание, вся его лицевая сторона была в нескольких местах проломлена, как бы десятком стенобитных орудий; бочки с салом разметало повсюду; у ног моих черепки, луковица, капуста и толстая связанная кипа бумаг с надписью: «No 16, февр. 20. Дела казенные».

Всю свою жизнь я посвятил каратэ. Я был один, но теперь во всем мире этим путём за мной идут 10 миллионов молодых последователей. Если есть первый, то за ним обязательно появится второй, за вторым третий, а за третьим - десятки тысяч.

Я хорошо осведомлен о его образе мышления. По существу, это демонстрирует агрессивную суть Армении. Это страна находится в тисках проблем. Количество покидающих эту страну людей измеряется десятками тысяч. Экономика страны находится в полном кризисе – бедность, нужда, безнадежность. Нет ни одного нормального предприятия. Если не будет зарубежных пожертвований, зарубежных покровителей, то эта страна погибнет. При том, что реальная численность населения составляет 1 миллион 800 тысяч человек, эти люди претендуют на исконные, исторические земли Турции. Они считают, что решили нагорно-карабахский вопрос. Они ошибаются. Нагорный Карабах – это азербайджанская земля и остается азербайджанской землей. Настанет время, когда Азербайджан или мирным, или военным путем восстановит свой суверенитет над Нагорным Карабахом. Но выступать с территориальными претензиями к такой великой стране, как Турция? Это попросту свидетельствует о том, что в головах этих людей чего-то не хватает. Они живут не в реальном мире, а в созданном ими же мире грез. Они должны пробудиться ото сна, вернуться в реальный мир и хотя бы сравнить себя с Турцией. Нельзя сравнивать слона и муравья.

(О возвращении к работе после Мюнхенской авиакатастрофы) Отдых в Интерлакене - это одно, а возврат на «Олд Траффорд» - совсем другое. Когда я вернулся к стадиону и пошёл с нашими болельщиками, которые вытянулись в плотные ряды на мосту, я слышал, что десятки тысяч поют о нас, но я боялся поднять глаза. Я знал, что призраки «малышей» всё ещё там, и они всё ещё там, и всегда будут там, как и те, кто видел их, пересекающих мост, молодых, весёлых, эти красные духи на зелёном газоне «Олд Траффорд».

Первые двадцать пять километров мы проехали быстро, потом часто останавливали встречные машины - спрашивали, из какой они части, где их штаб. На первый вопрос отвечали определенно, на второй еще определеннее - «не знаем».

И если на следующий день будут поражены другие 10, 20, 50 центров, кто сможет еще удержать обезумевшее население от бегства в поля и деревни, чтобы спастись из городов, представляющих собой мишени для неприятельских ударов?

Даже если я должен буду в деревянной бочке преодолеть ревущий водопад, и внизу меня будут ждать вооруженные до зубов туземцы, я буду продолжать борьбу.

Лук-порей на улице Опера так разросся, что представляет опасность для прохожих. Обрезать до высоты 3 метра 25 сантиметров. Не позднее 30.12.99.

В мире наверняка есть несколько бодибилдеров, которых нельзя назвать идиотами. Но если и так, они хорошо замаскировались или прячутся в какой–нибудь неизвестной пещере.

Перед пропастью немецкой истории и под тяжестью памяти о миллионах убитых я сделал то, что делают люди, когда им не хватает слов. (Опустившись на колени перед мемориалом погибшим в Варшавском гетто)

Дядя Стёпа: Заправка тиной отдаёт последний долг утопленнице Лизе, почившей в бозе, а не в обозе военном пленном здоровенном, как венский лес, кишащий лесбиянками.

Наступит и то время, когда космический корабль с людьми покинет Землю и направится в путешествие. Надежный мост с Земли в космос уже перекинут запуском советских искусственных спутников, и дорога к звездам открыта!

Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 4, т. IV, л. 23. Впервые опубликовано в 1884 году в журнале «Русская мысль» (№ 4, С. 60).

Ст. «Измученный тоскою и недугом» (1832) в первой части продолжает традиции любовной поэзии Данте, Петрарки и романтической поэзии Е.А.Боратынского («Оправданье», 1824–1827). Общей становится тема любви как болезни и тема вины поэта, который «другую мог хвалить». Но ст. Лермонтова становится опытом психологического и более глубинного, метафизического анализа: чувства его героев противоречивы, поэт показывает внешние и внутренние причины разрыва между ними.

Внешними причинами разрыва становятся поклонники, которые окружают обоих, духовными причинами – гордость обоих. Героиня отказывается от дружеского прощания, не верит герою и смеется над его слезами, «чтоб с сожаленьем не явить любви». Герой, «измученный тоскою и недугом / и угасая в полном цвете лет», просит о прощении за то, что «другую мог хвалить», и, в то же время, признается, что у ее ног не просил, а «требовал прощения». Героиня «горда одной своею красотою» и окружена «толпою безумцев молодых», герой желает, «чтоб для других очей» ее «блеск исчез».

В отличие от других поэтов, у Лермонтова чувства его лирического героя приобретают исключительную напряженность и переводят нас в метафизическое пространство: «Ты для меня была как счастье рая / Для демона, изгнанника небес». В заключительных строках ст. поэт возвышает свою возлюбленную, соотносит ее образ с раем, а себя уничижает, сопоставляя себя с падшим ангелом.

Исследователи предполагают, что ст. было посвящено Н.Ф.Ивановой, разрыв с которой у Лермонтова произошел в 1831 году .

Лит.:1) Андроников И. Лермонтов. Исследования и находки. 4-ое изд., – М.: Художественная литература, 1977. – С. 140; 2) Журавлева А. И. Лермонтов и философская лирика 30-х годов // Филол. науки. 1964. № 3. –С. 3–14.

Е.А. Федорова (Гаричева)

Стихотворение было написано в 1832 году. Обращено к Н. Ф. Ивановой, одной из знакомых поэта, которая была предметов его увлечений в юности. Пожалуй, именно Наталье Федоровне Лермонтов посвятил наибольшее количество своих стихотворений, мотивом которых являлись: в начале знакомства – восторг и восхищения, и в конце – обманутые надежды и напрасная жажда любви.

Иванова Наталья Федоровна
(С портрета, рисованного
художником В. Ф. Биннеманом)

Помимо данного стихотворения Наталье Ивановой были посвященны и обращенны следующие произведения Лермонтова:

. «1831-го июня 11 дня»
. «В альбом Н. Ф. Ивановой»
. «Видение»
. «Время сердцу быть в покое»
. «Всевышний произнес свой приговор»
. «Дай бог, чтоб вечно вы не знали»
. «К чему волшебною улыбкой»
. «Когда одни воспоминанья»
. «Любил с начала жизни я»
. «Мгновенно пробежав умом»
. «Не могу на родине томиться»
. «Не ты, но судьба виновата была»
. «Романс к Ивановой»
. «Сонет»
. «Я не достоин, может быть»
. «Я не унижусь пред тобою»

«ИЗМУЧЕННЫЙ ТОСКОЮ И НЕДУГОМ» , стих. раннего Л. (1832), обращенное к Н.Ф. Ивановой. Начало стих. выдержано в обычном для романтизма духе (толпа «безумцев молодых» окружает красавицу, юный поэт «угасает», «измученный тоскою и недугом»), но по мере раскрытия коллизии любовного чувства стих. приобретает «лермонтовский» смысл. Стих. обнаруживает сюжетное сходство с «Оправданием» (1824-27) Е. А. Баратынского, где лирич. герой оправдывается перед возлюбленной за то, что «славил жен других»; у Л. - «я виноват, другую мог хвалить». Однако, если герой Баратынского пытается «вымолить» прощенье, герой Л. его требует: «Но разве я не требовал прощенья / У ног твоих?». Стих. Баратынского, при всей его психол. точности, выдержано в целом в традициях «легкой поэзии», в то время как у Л. звучит трагич. нота уязвленности и непризнанности. Напряженность поэтич. речи достигается за счет разностопности ямбов, синтаксич. переносов (enjambement), нагнетания вопросит. интонаций. Заключит. строки - «Ты для меня была как счастье рая / Для демона, изгнанника небес» - неожиданно выводят стих. из конкретно-психологич. любовной ситуации в иное худож. измерение: происходит прорыв в «запредельность», позволивший Л. выразить силу и исключительность чувства лирич. героя. Автограф - ИРЛИ, тетр. IV. Впервые - «РМ», 1884, № 4, с. 60. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Андроников (13), с. 140.

  • - «К***» , стих. раннего Л. . Осн. мотив стих. - предчувствие собств. довременной гибели - объединяет его со стихами провиденциального цикла. Одиночество лирич...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - «КОГДА ТВОЙ ДРУГ С ПРОРОЧЕСКОЙ ТОСКОЮ», см. «К***»...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - «НЕ СМЕЙСЯ НАД МОЕЙ ПРОРОЧЕСКОЙ ТОСКОЮ», одно из наиболее популярных стих. Л. . Обрывается на нерифмованной строке, однако производит впечатление завершенного, т. к. тема исчерпана...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - изму́ченный прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. изму́ченно Измученным вы называете человека, который очень устал, лишен сил, а также его внешний вид. Он казался измученным, утратившим волю к жизни...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - 1. прич.; кр.ф. изму/чен, изму/чена, -чено, -чены. Люди измучены непосильной работой. 2. прил.; кр.ф. изму/чен, изму/ченна, -ченно, -ченны; изму/ченнее. Лица людей измученны...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ИЗМУ́ЧЕННЫЙ, измученная, измученное; измучен, измучена, измучено. 1. прич. страд. прош. вр. от измучить. К вечеру возвращаюсь, измученный работой. 2. только полн. Крайне усталый, изнуренный...

    Толковый словарь Ушакова

  • - изму́ченный прил. 1. Крайне уставший, утомленный, изнуренный. отт. Выражающий такое состояние. 2. Страдальческий, жалкий...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - изм"ученный; кратк...

    Русский орфографический словарь

  • - Разг. Шутл.-ирон. Об алкоголике, пьянице. /i> Реплика персонажа романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Дядечко 2, 101...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - См. слабый.....

    Словарь синонимов

"Измученный тоскою и недугом" в книгах

«Измученный, счастливый и худой…»

Из книги автора

«Измученный, счастливый и худой…» Измученный, счастливый и худой Подснежник расплавляется весной. Он весь - изнеможение и нега. И так его негрубы лепестки, Как умирающие хлопья снега, Как выражение твоей руки. Все, что себя любить повелевает За чудо слабости и

3. Е. Сотниковой – С. И. Кожухов («Тоскою сердце выев…») Надпись на открытке

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

3. Е. Сотниковой – С. И. Кожухов («Тоскою сердце выев…») Надпись на открытке Тоскою сердце выев По детям и жене, Я все же съездил в Киев Как нужно было мне. Не придаю я веры Аллахам и Христам, И вовсе не пещеры Меня прельщали там. Совсем не из-за денег, Как может думать

Борьба с недугом. Прыжок выше головы

Из книги Савелий Крамаров. Cын врага народа автора Стронгин Варлен Львович

Борьба с недугом. Прыжок выше головы Импресарио Савелия в Голливуде вылавливал фильмы, в которых можно было занять Савелия. Делал он это с не меньшим усердием и вниманием, чем для других артистов, на контрактах которых он зарабатывал больше. Он говорил только по-английски

Глава 15. Татьяна Соболева, вдова поэта Александра Соболева, автора «Бухенвальдского набата»: «Последние годы жизни мужа были отравлены тяжелейшим недугом и незаслуженным забвением»

Из книги О Сталине без истерик автора Медведев Феликс Николаевич

Глава 15. Татьяна Соболева, вдова поэта Александра Соболева, автора «Бухенвальдского набата»: «Последние годы жизни мужа были отравлены тяжелейшим недугом и незаслуженным забвением» Когда я, работая в журнале «Огонек», помогал поэту Евгению Евтушенко готовить материалы

«Когда кичливый ум, измученный борьбою…»

Из книги Библейские мотивы в русской поэзии [антология] автора Анненский Иннокентий

«Когда кичливый ум, измученный борьбою…» Когда кичливый ум, измученный борьбою С наукой вечною, забывшись, тихо спит, И сердце бедное одно с самим собою, Когда извне его ничто не тяготит, Когда, безумное, но чувствами всесильно, Оно проведает свой собственный