История сунь цзы. Актуальность стратегии войны Сунь-цзы. Битва за правильные привычки

С унь-цзы - выдающийся китайский стратег и мыслитель, живший, предположительно, в VI - V вв. до н. э. Он был автором знаменитого трактата о военной стратегии . Биографические данные о нем записаны Сыма Цянем в его «Исторических записках». Известно, что Сунь-цзы родился в царстве Ци и служил наемным полководцем у князя Хэлюю в царстве У.

«Искусство войны» - это самый известный древнекитайский трактат, посвященный военной стратегии и политике. Его изучают в военных академиях и бизнес-школах по всему миру, многие выдающиеся лидеры вдохновлялись этим трудом.

Мы отобрали из него 10 цитат:

Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не прийдет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него.

Беспорядок рождается из порядка, трусость рождается из храбрости, слабость рождается из силы. Порядок и беспорядок – это число; храбрость и трусость – это мощь; сила и слабость – это форма.

Если нет выгоды, не двигайся; если не можешь приобрести, не пускай в ход войска; если нет опасности, не воюй. Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте.

Бывают дороги, по которым не идут; бывают армии, на которые не нападают; бывают крепости, из-за которых не борются; бывают местности, из-за которых не сражаются; бывают повеления государя, которых не выполняют.

Избегание столкновения с большими силами свидетельствует не о трусости, а о мудрости, ибо принесение себя в жертву никогда и нигде не является преимуществом.

Сунь-цзы В избранное В избранном

Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте. Гнев может опять превратиться в радость, злоба опять может превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут.

О мастерстве полководца судят по старательности его подчиненных.

Убивает противника ярость, захватывает его богатство жадность.

Одержать сто побед в ста битвах - это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения - вот вершина.

Война - это путь обмана.

«Искусство войны» — один из первых трактатов, посвящённых военной стратегии, тактическим приёмам и самой философии войны. Автором книги был китайский полководец и философ Сунь Цзы, живший в VI веке до н. э. Его концепции и рекомендации легли в основу военной практики большинства азиатских стран. В начале XVIII века «Искусство войны» стали переводить на европейские языки. Известно, что трактат был настольной книгой Наполеона Бонапарта, также изложенные в «Искусстве войны» идеи заинтересовали руководство нацистской Германии. А в наши дни труд Сунь Цзы используется для обучения офицерского состава армии США.

Личность Сунь Цзы и история написания трактата

Вплоть до III века до н. э. Китай не был единым государством. На территории Поднебесной располагалось несколько независимых царств, находящихся в состоянии перманентной войны друг с другом. Сунь Цзы родился приблизительно в середине VI века до н. э. в царстве Ци. Он сделал блестящую военную карьеру и стал наёмным полководцем при князе Хэлюе, возглавлявшем царство У. При дворе князя Сунь Цзы прославился своей мудростью и прозорливостью. По просьбе Хэлюя полководец и написал «Искусство войны», где изложил все свои знания.

Однако Сунь Цзы прославился не только как теоретик, но и как практик. Благодаря его таланту, царство У сумело подчинить себе соседние княжества.

Ключевые идеи

Представления Сунь Цзы о войне отличаются своей целостностью. Его труд очень последователен и обстоятелен. Единые, законченные идеи пронизывают каждую главу текста. Основные мысли Сунь Цзы заключаются в следующем:

  • Война — это всегда убытки. Поэтому любой конфликт нужно решать, в первую очередь, дипломатически.
  • Спешка и эмоции — верный путь к гибели. Военачальник должен быть сдержан и полагаться только на здравый смысл.
  • Основная задача полководца — добиться управления противником.
  • Главное на войне — не удача, а владение информацией.
  • Боеспособная армия — это та армия, в которой солдаты обеспечены всем необходимым, чётко знают свою цель и строго подчиняются командирам.

«Искусство войны» состоит из 13 глав, каждая из которых рассматривает те или иные аспекты подготовки войны и ведения боя.

Предварительные расчёты

Сунь Цзы подчёркивает, что выиграть войну без тщательной подготовки невозможно. Прежде чем начинать войну, правитель и полководец должны проанализировать пять главных элементов войны.

  • Во-первых, нужно оценить «Путь» — то есть, состояние общества, отношение народа к власти и возможным военным действиям.
  • Вторая важная составляющая — это «Небо» — время, которым может располагать воюющая сторона.
  • Третий элемент — «Земля» — местность, на которой будет вестись война, время года и погодные условия.
  • Четвёртая составляющая — сам «Полководец». Необходимо понять, насколько талантлив человек, возглавляющий войско, способен ли он действовать разумно и беспристрастно.
  • И, наконец, пятый важный элемент — «Закон». Сюда относится всё, что касается непосредственно армии (уровень подготовки солдат и офицеров, провизия, вооружение, форма и многое другое).

Ведение войны

Полководец должен не только предугадать возможные тактические ходы противника, но также подчитать убытки, которые повлечёт за собой война, и потенциальные приобретения. Нельзя затевать войну без подробной сметы, где учитывались бы расходы на нужды армии. При этом талантливый военачальник сумеет избежать излишнего затягивания боевых действий и, тем самым, убережёт государство от дополнительных трат, а солдат — от голода, болезней и лишений.

Планирование нападения

Сунь Цзы советует полководцам не спешить с началом боевых действий. Битва — это самое последнее средство ведения войны. Прежде чем переходить к сражению, нужно испробовать дипломатию, подкуп, запугивание, дезинформацию и шпионаж. Противник должен быть лишён союзников и сбит с толку. Только после этого можно переходить к быстрой и решительной атаке.

Для того чтобы война окончилась победой, каждый человек¸ находящийся на поле брани, начиная от простого солдата и заканчивая правителем, должен преследовать общую цель.

Форма

Полководец должен уметь найти ту точку, на которой он сможет закрепиться при неудаче. Как только его армия достаточно окрепнет, можно будет начать продвижение вперёд.

Мощь

Задача полководца — перехватить стратегическую инициативу и заставить противника двигаться в нужном направлении. Для того чтобы овладеть этой инициативой, военачальник должен уметь правильно вести бой и маневрировать. Каждый манёвр приближает противника к ловушке, всё больше запутывая вражескую армию.

Полнота и пустота

В этой главе Сунь Цзы вновь напоминает о важности предварительных расчётов. Победа будет гарантирована тому, кто первый придёт на поле боя. Опоздание же грозит катастрофой. Полководец должен успеть изучить местность, занять более выгодные позиции, возвести укрепления и дать отдохнуть своим солдатам.

Также главнокомандующий должен понимать логику, которой руководствуется противник, знать все слабые и сильные места врага. От этих сведений напрямую зависит план наступления и все последующие маневры армии.

Борьба на войне

Даже самые быстрые и мощные атаки ничего не дадут, если в стане врага царят порядок и дисциплина. Полководец должен уметь измотать и деморализовать своего противника. Только после этого наступление увенчается успехом.

Излишняя спешка на войне обычно приводит к гибели. Лучше потратить время на изучение дорог и общение с местными жителями, чем перейти к атаке, которая быстро разобьётся об укрепления противника.

В то же время полководец должен следить и за порядком в своём лагере. Только единство и дисциплина приведут к цели.

Девять изменений

В этой главе Сунь Цзы отмечает, что причинами поражения могут быть не только успешные действия противника или неудачное место дислокации, но и неумение полководца контролировать свои эмоции.

Некоторые военачальники ведут себя на поле боя слишком отчаянно и безрассудно, стремясь к смерти, а некоторые — трусят и в результате попадают плен. Часть полководцев слишком сурова к своим солдатам, а часть — обходится с ними слишком мягко. В обоих случаях армия перестаёт подчиняться своему командующему. Также губительно и чрезмерное честолюбие главнокомандующего. Это чувство может привести к тому, что полководец забудется во время боя и потеряет своё хладнокровие.

Поход

В этом сугубо практическом разделе Сунь Цзы, опираясь на свой опыт, рассказывает, как нужно вести военные действия на разных типах местности, правильно форсировать реку, двигаться по горам, какие точки следует выбирать для начала боя. Также он уделяет внимание поведению противника и поясняет, как следует трактовать те или иные действия врага.

Формы местности

Сунь Цзы немного дополняет предыдущую главу, рассказывая о ведении боя в тех или иных природных условиях. Но большая часть раздела посвящена отношениям между полководцем и солдатами. Сунь Цзы считает, что командир должен уметь поддерживать баланс при общении со своими подчинёнными. Обычно солдаты готовы умереть за полководца, который их любит и о них заботится. Но у слишком мягкого главнокомандующего армия может легко выйти из-под контроля.

Девять местностей

Данная глава раскрывает специфику ведения боя на своей и вражеской земле. Сунь Цзы рассказывает о том, в каких случаях лучше захватывать новые территории, а в каких — будет рациональнее отступить. Также в тексте присутствует описание местностей, наиболее подходящих для атаки, отступления или окружения.

Огневое нападение

В главе рассказывается об уничтожении складов, полей, припасов и вооружённых сил противника. При этом Сунь Цзы призывает руководствоваться не злобой и жаждой мести, а исключительно благоразумием.

Использование шпионов

Сунь Цзы подчёркивает, что даже самый лучший план тактического наступления не стоит ничего, если полководец не имеет сведений о противнике. Использование шпионов нужно не только для того, чтобы знать всё о стане врага, но и для того, чтобы сам противник получал ложную информацию.


«Искусство войны. Законы войны почтенного учителя Суня» — наиболее известный древнекитайский трактат на тему военной стратегии и политики, основополагающий текст «школы военной философии». Этот трактат применялся в военных действиях такими полководцами как Во Нгуен Зиап и Такэда Сингэн, а также применяется в процессе военного обучения в армии США, включая военно-морские силы.

Автором трактата является стратег и военачальник Сунь Цзы. Изначально трактат был датирован концом VI – началом V веков до н.э., однако после того как в захоронении начала эпохи Хань в 1972 году была обнаружена его расширенная версия некоторые исследователи стали считать, что он был создан во второй половине V до н.э. В любом случае, данный трактат является очень важным историческим документом, и большое счастье, что сегодня у каждого человека есть возможность с ним ознакомиться.

Сунь Цзы – китайский мыслитель, стратег, который жил, предположительно, в VI веке до н.э. Он занимал должность наёмного полководца князя Хо Люя, правившего в царстве У, сумел разгромить сильнейшее царство Чу и захватить его столичный город Ин, а также нанести поражение царствам Цзинь и Ци. Именно заслуги Сунь Цзы сделали царство У очень могущественным и позволили ему стать частью цивилизованного Китая.

Выполняя просьбу князя Хо Люя, Сунь Цзы и написал трактат о военном искусстве «Искусство войны. Законы войны почтенного учителя Суня», после чего вернулся в родное царство Ци, где и прожил остаток своих дней. Кстати, на происхождение от Сунь Цзы много лет спустя претендовали члены клана Суней – Сунь Цюань, Сунь Цэ и Сунь Цзянь, которые жили в эпоху Троецарствия.

Краткое содержание трактата «Искусство войны. Законы войны почтенного учителя Суня»

Трактат состоит из тринадцати глав, каждая из которых посвящена определённому аспекту ведения военных действий. Ниже вы можете прочитать некоторые положения нескольких разделов трактата.

Предварительные расчёты

Война является крайне важным процессом в жизни любого государства, и чтобы прийти к пониманию её перспектив, необходимо осознать пять её составляющих и ответить на семь вопросов.

Пятью составляющими войны являются:

  • «Путь» — отношение народа к своему правителю, доверие к нему, готовность умереть за него. Сюда относятся человеческие ресурсы и , которой обладает правитель
  • «Небо» — то время, которое есть в распоряжении воюющей стороны
  • «Земля» — недостатки и преимущества, которыми обеспечивает полководца местность
  • «Полководец» — войск, его мужество, беспристрастность и ум
  • «Закон» — всё, напрямую касающееся войск: подготовка, уровень офицерского состава и т.д.

Вопросы, на которые нужно дать ответ:

  • Кому из правителей свойственен наиболее ярко выраженный «Путь»?
  • Кого из полководцев можно назвать талантливым?
  • Кто из полководцев уже имеет опыт в использовании «Неба» и «Земли»?
  • Чья армия является наиболее дисциплинированной?
  • Чья армия является лучше обученной?
  • Кто из полководцев лучше понимает, что происходит в его войсках: кто достоин награды, а кого следует наказывать?

Ведение войны

В процессе ведения войны требуется самым тщательным образом вести , как очевидных, так и транспортных, ремонтных, бытовых. Важно понимать, какого вреда следует ждать от войны, чтобы иметь возможность оценить пользу, которую принесёт война.

Если войну затягивать, то все воюющие стороны будут нести убытки. Грамотный полководец, сумевший правильно рассчитать потребности, только единожды набирает солдат и запасается провиантом.

Стратегическое нападение

Сражение и победа – это далеко не лучшее, что способен сделать для своего государства правитель, и гораздо грамотнее одержать победу, вообще избежав сражения. Эффективнее всего сохранить государство врага и его вооружённые силы. Побеждающий без разрушений, осад и сражений может рассчитывать на гораздо большее, чем он имел изначально.

Правитель, который управления армией, может оказаться большой проблемой для всего государства. А победу можно одержать, если полководец умеет выбирать момент для сражения и момент, когда его нужно избежать, способен вести сражения с использованием как крупных, так и мелких армий, умеет выжидать и использовать неосторожности врага, способен самостоятельно управлять войском.

Форма

Важно уметь различать победу и непобедимость. Непобедимость является умением сохранять себя, а значит, зависит от того, кто намерен быть непобедимым. На возможность победить влияют врага, исходя из чего, не существует гарантированных побед. Победа связана с наступлением, а непобедимость – с обороной.

Умный предводитель изначально всё просчитывает, и лишь после этого вступает в схватку – это является предопределением его победы. Неграмотный предводитель изначально вступает в бой, и только после этого рассуждает на тему того, что требовалось сделать для победы – это является предопределением поражения.

Мощь

Не столь важно, управляет предводитель мелкими отрядами или многочисленными армиями, гораздо важнее правильное ведение боя и эффективность маневра. Если бой ведётся правильно, будет обеспечен эффективный маневр, обеспечивающий победу, т.к. появляется великое множество вариантов ведения боя.

Также важно брать в расчёт мощь и степень рассчитанности удара. Мощь является собиранием силы и управлением ей, а рассчитанность – на цели. Во время схватки мощь должна соответствовать изменяющейся обстановке, а рассчитанность гарантирует осуществление молниеносной атаки.

Полнота и пустота

Оказавшийся на поле боя раньше противника экономит огромное количество сил, а тому предводителю, который направляет войска в бой сразу по окончании марша, придётся управлять усталым войском, пусть даже до этого оно было сильнее войска врага.

Сильный должен быть обессилен, имеющий провиант , укрепившийся должен быть вынужден двигаться. Для дезориентации врага необходимо изначально выступить в том направлении, в котором он и ожидает, а затем сменить направление и идти другим путём. Если даже на длинном пути не будет засады, армия придёт к полю боя полной сил.

Для эффективной атаки требуется нападать на незащищённое место. Для эффективной обороны требуется защищать место, на которое не нападают. Когда враг не знает, где будет проведена атака, и где нужно защищаться, он будет рассеивать свои силы.

Борьба на войне

Борьба во время войны является сложной, и самым сложным в ней является умение сделать так, чтобы извлечь выгоду из бедствия, а обходной путь превратить в прямой. При движении по обходному пути требуется отвлекать врага, заманивая его выгодой, тем самым заставив сбросить темп. Борьба во время войны является опасной, ведь, пытаясь извлечь выгоду, можно понести потери, а армия, у которой нет запасов, скорее всего, погибнет.

Важность информации не может быть переоценена. Если не знаешь замыслов потенциальных союзников, не следует заключать соглашение с ними. Если не знаешь обстановку и рельеф, невозможно направлять войска и добиться преимуществ на местности.

Пять опасностей

Особенности местности должны быть учтены всегда. Лагерь не нужно разбивать в центре бездорожья, не нужно долго стоять там, где отсутствует вода, лес и естественные укрытия. В тех местах, где соединяется множество путей, нужно заключать союзы с соседями, дабы предотвратить неожиданное нападение на каком-либо из путей.

Пятью опасностями полководца являются:

  • Желание умереть во что бы то ни стало – полководца могут убить
  • Желание выжить во что бы то ни стало – полководца могут пленить
  • – полководца могут начать презирать
  • Чрезмерная чувствительность – полководец может слишком многим быть оскорблён
  • Чрезмерное человеколюбие – полководец может быстро остаться без сил

Данные опасности являются не просто недостатками полководца, но и бедой для всей армии.

Вместо заключения

Конечно же, мы упомянули лишь о немногих идеях, о которых рассказывает в своём трактате «Искусство войны. Законы войны почтенного учителя Суня» Сунь Цзы. Но в этом есть своё преимущество – желание изучить эту уникальную работу становится ещё сильнее, и это далеко не случайно.

Две с половиной тысячи лет – это огромный срок для любой книги. А та книга, которую используют в качестве учебника различные люди на протяжении всего этого времени – воистину уникальнейший случай, если, конечно, не рассматривать различные священные писания. Но даже с ними «Искусство войны» может посоревноваться в популярности – каждый абзац этой книги скрывает в себе бесценный опыт выдающегося философа и полководца, который может пригодиться не только на войне, но и в обычной мирной жизни.

Известным стал афоризм "Кто хочет мира, должен готовиться к войне". И хотя война сама по себе - неблагодарное и кровопролитное дело, иногда только она дает возможность получить то, в чем действительно нуждается страна. Одним из первых это понял и описал древнекитайский мыслитель Сунь-цзы.

Исторические свидетельства

В 7-4 веках до нашей эры Китай был разделен на множество царств. В центре они были более развитыми, а на побережье варварскими. Это время традиционно называется периодом "Вёсен и Осеней". На его конец приходится возвышение царств Юэ и У. Именно на данном этапе мы находим свидетельство о военном искусстве талантливого полководца и философа Сунь-цзы. Он не был популярен при дворе, но когда возникла опасность со стороны соседнего "коварного" Чу, правителю предложили превентивную войну. Проблема заключалась в отсутствии доверия к тем полководцам, которые служили при дворе повелителя. Поэтому один из министров порекомендовал пригласить ко двору того, кто сможет организовать армию и совершить с ней удачный военный поход. Этим военачальником стал Сунь-цзы.

Первое испытание

Хэлюй-ван, правитель У, провел собеседование с приглашенным военачальником. На все его вопросы о стратегии Сунь-цзы отвечал цитатами из своего трактата. Они были столь исчерпывающими, что невозможно было увидеть ни одного недостатка. Но повелитель захотел увидеть на практике. И тогда полководец предложил в качестве образца гарем Хэлюй-вана, состоящий из 300 наложниц. Их разделили на 2 отряда во главе с двумя любимыми женщинами князя, дали обмундирование и разъяснили суть приказов. Но красавицы только смеялись и не выполняли приказов полководца. Тогда по законам войны Сунь-цзы принял решение казнить командиров отрядов. Несмотря на протесты правителя, он самолично привёл приговор в исполнение. После этого бойцы-девушки беспрекословно и совершенно точно выполняли все приказы. Халюй-ван получил войско, готовое к выступлению, но потеря любимых наложниц омрачила жизнь князя. Тем не менее ему пришлось доверить создание войска своего царства Сунь-цзы, он же возглавил его в походах.

Военные успехи

Среди множества книг, провозглашающих те или иные постулаты, особую ценность имеют те, авторы которых сумели на практике доказать состоятельность своих доктрин. В этом плане трактат Сунь-цзы является безупречным. Созданная им армия в 30 тысяч воинов сумела захватить коварное царство Чу, дойти до территории Ин. Дальше, направив свои войска на север, полководец устрашил могущественные государства Ци и Цзинь. Удельные князья трепетали перед его силой, умениями и мудростью. Благодаря этим походам повелитель Хэлюй-ван стал гегемоном над князьями. Но после окончания военных действий Сунь-цзы удалился от шумного двора, потому что его уделом являлась война, а не придворные дипломатические игры и интриги. Правителю и его потомкам осталась специально для этого написанная книга "Искусство войны" Сунь-цзы.

Диалектика войны

Философской, идеологической основой "Искусства войны" является эклектика конфуцианства, даосизма и моизма. Такой синтез сумел показать войну в ее противоречии. С одной стороны, война - это путь развития, почва смерти и жизни, представляющая великие дела государства и правителя. С другой, это путь лжи и обмана. Война должна быть обусловлена основными пятью принципами:

  • единство целей управляющих верхов и народа;
  • своевременность (дао неба);
  • соответствие пространству, месту (дао земли);
  • наличие полководца, который в полной мере может сочетать такие качества, как благородство, благонадежность и высокие умения;
  • организованность и дисциплина войска, четкое следование существующим законам.

При этом нельзя забывать, что основная цель войны, как это ни парадоксально звучит - процветание населения, охрана доверия народа к своему повелителю. Поэтому военные действия должны быть быстрыми, мобильными и предельно эффективными. Начиная от шпионажа и заканчивая непосредственно военным походом - все должно быть продумано и подчинено великой цели. Распространенным выражением является следующее: "Идеальной является победа, достигнутая без военных действий".

Актуальность стратегии войны Сунь-цзы

Несмотря на то что более двух тысяч лет отделяют нас от времени написания трактата Сунь-цзы, книги современных восточных авторов не только в области международной политики, но и в сфере ведения бизнеса, пропитаны его идеями. Бизнес-учителя считают, что законы ведения борьбы не изменились, переместившись с полей сражения в офисы, суды и переговорные залы. Идеи быстрейшего достижения цели и эффективности лежат в основе современных бизнес-стратегий. Главные их них: победа без боя или в начале боя, мягкость и скорость как элементы силы и возможности их применения. Любая, не только экономическая, конкуренция требует применения выверенных тактик и стратегий, поэтому знакомство с трактатом "Искусство войны" будет интересно и полезно для широкого круга читателей - всех, кто желает достигнуть успеха в жизни.