История индии в 10 веке. Краткая история индии от древности до совеременности. Ведический период истории Индии

История Индии — одна из величественных эпических поэм мировой истории. Интерес к истории Индии в Европе особенно возрос после того, как гипотеза У. Джонса о родстве языков, теперь называемых индоевропейскими, была подтверждена трудами других исследователей, особенно немецкого профессора Ф. Боппа в начале XIX в. Поскольку ведийский санскрит считается древнейшим из известных языков этой семьи, предполагается, что Индия является прародиной всех индоевропейских народов. В прошлом страны старались увидеть свое прошлое, знать историю своих предков. Теперь, видимо по политическим соображениям, тему прошлого — поиска корней постарались закрыть.
Индия — земля древней цивилизации. Социальные, экономические и культурные конфигурации Индии являются продуктом длительного процесса региональной экспансии. Историю Индии нужно рассматривать в единстве двух подходов — регионального и хронологического. История Индии начинается с прихода ариев и рождения цивилизации долины Инда. Эти два этапа, как правило, называют доведическим и ведическим. В ведический период зарождается индуизм. В III в. до н.э. в период царствования царя Ашоки, принявшего буддизм и объединившего всю Индию, начинается распространение буддизма по всей территории Азии. В VIII в. н.э. в Индию впервые пришёл ислам и к XI в. н.э. твёрдо зарекомендовал себя в качестве новой политической силы. Это привело к формированию Делийского султаната, что в значительной степени повлияло на достижение политического единства в стране. К XVII в. империя Великих Моголов распадается, раздробившись на несколько региональных государств. Этот период совпал с приходом британцев. Длительная борьба за свободу против колониальных властей Великобритании была завершена в 1947 г., объявлением независимости.

История Индии в датах (хронология)

Индийская хронология отправляет нас в путешествие по истории субконтинента из древней Индии, включавшей в себя Бангладеш, Пакистан, Непал и Шри-Ланку к современной, но разделённой Индии.

Каменные жилища Бхимбетка (9000 до н.э. — 7000 до н.э.)

Первое известное постоянное поселение на территории Индии, представляющее собой пять групп каменных (скальных) жилищ, каждое из которых украшено изображениями, которые как считается, датируются периодом мезолита, было открыто археологами на южной окраине центральной части Индийского плато у подножия горного массива Виндхья.

Дохараппский период
Мергарская культура (7000 до н.э. — 3300 до н.э.)

Мергар является одним из наиболее важных археологических объектов, принадлежащих к эпохе неолита. В то же время, он является одним из старейших мест, которые свидетельствуют о существовании в этом периоде земледелия и скотоводства. Обнаруженное в 1974 г. и расположенное на равнине Качи в Белуджистане (Пакистан), оно находится к западу от речной долины Инда и охватывает территорию в 495 акров (250 акров—1 км 2).

период великого исхода из Индии протоиндоевропейских народов

Цивилизация долины Инда (3300 до н.э. — 1700 до н.э.)

Цивилизация долины Инда была обнаружена в 20-е годы прошлого столетия. Основные события в хронологии долины Инда приведены ниже:

Ранний Хараппский период (3300 до н.э. — 2600 до н.э.)
Зрелый Хараппский период (2600 до н.э. — 1700 до н.э.)
Поздний Хараппский период (1700до н.э. — 1300 до н.э.)
Ведический период (1700 до н.э — 500 до н.э.)

Ведический период можно разделить на два этапа:

Ранний Ведический период (1700 до н.э. —1000 до н.э.)
Поздний Ведический период (1000 до н.э. — 500 до н.э.)

600 до н.э .формируются 16 царств, известных как Махаджанапады (Каши, Косала, Анга, Магадха, Вриджи, Малла, Чеди, Вамша, Куру, Панчала, Матсья, Шурасена, Ассака, Аванти, Гандхара и Камбоджа).
599 до н.э. — рождение Махавиры , основателя джайнизма.
563 до н.э. — рождение Сиддхартхи Гаутамы (Будды), основателя буддизма.
538 до н.э. — завоевание Киром II Великим (царь Персии) западной части Индийского субконтинента (сейчас территория Пакистана).
500 до н.э. — ранние тексты на брахми.
500 до н.э. — Панини стандартизировал грамматику и морфологию санскрита, преобразовав его в классический. Окончание Ведической цивилизации.

Древняя Индия (500 до н.э. — 550 н.э.)

Характерен ростом популярности джайнизма и буддизма. Другие крупные события этого периода:

333 до н.э. — Дарий III (царь Персии) потерпел поражение от Александра Македонского. Начало образования империи Александра Македонского.
326 до н.э. — король Таксилы, Амби, сдаётся Александру после поражения в битве у реки Гидаспа.
321 до н.э. — Чандрагупта Маурья основал империю Маурья.
273 до н.э. — захват императором Ашокой империи Маурья.
266 до н.э. — Ашока завоёвывает большую часть Южной Азии, а также возвращает территории, захваченные некогда персами.
265 до н.э. — завоевание императором Ашокой царства Калинга и принятие им буддизма.
232 до н.э.— смерть императора Ашоки и приход к власти Дашаратхи.
230 до н.э. — приход к власти династии Сатавахана (Андхра).
200 до н.э. — 100 до н.э. — создание одного из первых трудов по грамматике и морфологии тамильского языка — Толькапиям.
184 до н.э. — убийство императора Брихадрата, падение династии Маурья и приход к власти династии Сунга (Шунга).
180 до н.э. — образование индо-греческого царства.
80 до н.э. — образование индо-скифского царства.
10 до н.э — образование индо-парфянского царства.
68 н.э. — образование Кушанской империи, основанной Куджулой Кадфизом.
78 н.э. — победа Гаутамипутры Саткарни над скифским царём Викрамадитьей и захват империи Сатавахана.
240 н.э. — Шри-Гупта основывает империю Гупта.
320 н.э. — приход к власти Чандрагупты I.
335 н.э. — приход к власти Самудрагупты, начало расширения империи Гупта.
350 н.э. — образование империи Паллава.
380 н.э. — власть в империи Гупта переходит к Чанрагупте II.
399 н.э. — 414 н.э — китайский буддийский монах Фа Сянь путешествует по Индии.

Средневековый период (550 н.э. — 1526 н.э.)

Этапы средневекового периода:

Раннее средневековье (до 1300 н.э.)

606 н.э. — начало правление царя Харшавардхана.
630 н.э. — путешествие в Индию китайского монаха, учёного и философа Сюаньцзана.
761 н.э — первое мусульманское вторжение под предводительством Мохаммеда бин Касима.
800 н.э — рождение Шанкарачарьи .
814 н.э. — Амогхаварша Нрипатунга I стал царём династии Раштракута.
1000 н.э. — вторжение Махмуда из Газни.
1017 н.э. — путешествие Аль-Бируни в Индию.
1100 н.э. — правление династий Чола, Кадамба и Раштракута.
1120 н.э. — империя Чалукья Кальяни достигает своего пика. Викрамадитья VI, махараджа Кунталы возвещает о начале эры Викрама Чалукьи.
1191 н.э. — первая битва при Тараине (Харьяна) между Мохаммедом Гори и Притхвираджем Чауханом III.
1192 н.э. — вторая битва при Тараине (Харьяна) между Мохаммедом Гори и Притхвираджем Чауханом III.
1194 н.э. — битва при Чандаваре между Мохаммедом Гори и Джаячандрой.
1288 н.э. — прибытие путешественника Марко Поло в Индию.

Период позднего средневековья (1300 н.э. — 1500 н.э.)

1300 н.э. — основание династии Кхилджи.
1336 н.э. — 1565 н.э. — империя Виджаянагар.
1498 н.э. — прибытие путешественника Васко-да-Гама в Индию (Гоа).

Постсредневековая эпоха (1526 н.э. — 1818 н.э.)

Основные события:

1526 н.э. — Бабур, основатель государства Великих Моголов и правитель Кабула, вторгся в Дели и Агру и убил султана Ибрагима Лоди.
1527 н.э. — битва при Канве и присоединение Бабуром Мевара.
1530 н.э. — смерть Бабура и приход к власти Хумаюна.
1556 н.э. — смерть Хумаюна и приход к власти его сына Акбара.
1600 н.э. — образование Ост-Индийской компании в Англии.
1605 н.э. — смерть Акбара и приход к власти Джахангира.
1628 н.э. — смерть Джахангира и приход к власти Шах-Джахана.
1630 н.э. — рождение Шиваджи.
1658 н.э. — Шах Джахан построил Тадж-Махал, Джамия Масджид и Красный Форт.
1659 н.э. — Шиваджи одерживает победу над Адилшахскими войсками в битве при Пратапгархе.
1674 н.э. — образование империи Маратха.
1680 н.э. — смерть Шиваджи.
1707 н.э. — смерть Аурангзеба и приход к власти Бахадур Шаха I.
1707 н.э. — раздел империи Маратха на две части.
1734 н.э. — царь Манипура, Памхейба, вторгается в Трипуру.
1737 н.э. — Баджи Рао I покоряет Дели.
1740 н.э. — смерть Баджи Рао I, приход к власти Баладжи Баджи Рао.
1757 н.э. — битва при Плесси (Палаши).
1761 н.э. — третья битва под Панипатом закончилась расширением империи Маратха.
1766 н.э. — первая англо-майсурская война.
1777 н.э. — первая англо-маратхская война.
1779 н.э. — битва при Вадгаоне.
1780 н.э. — вторая англо-майсурская война.
1789 н.э. — третья англо-майсурская война.
1798 н.э. — четвёртая англо-майсурская война.
1799 н.э. — смерть Типу Султана, восстановление династии Водияр.
1803 н.э. — вторая англо-маратхская война.
1817 н.э. — третья англо-маратхская война.
1818 н.э. — конец империи Маратха; взятие под контроль британцами большей части территории Индии.

Начало колониальной эпохи (1818 н.э. — 1947 н.э.)

Характеризуется взятием под контроль британцами почти всей территории Индии и заканчивается обретением свободы Индией в 1947 г.

Основные события, имевшие место во время колониальной эпохи:

1829 н.э. — запрещение англичанами обряда Сати.
1857 н.э. — первая индийская война за независимость, известная как Индийский Мятеж, или Восстание сипаев.
1885 н.э. — создание Индийского Национального Конгресса.
1919 н.э. — погром на Джаллианвалабагхе.
1921 н.э. — начало движения гражданского неповиновения Ганди.
1928 н.э. — убийство Лала Ладжпата Раи.
1930 н.э. — Соляной поход, Комиссия Саймона, Первый Круглый стол.
1931 н.э. — казнь Бхагат Сингха в Великобритании, Второй Круглый стол, пакт Ганди-Ирвина.
1937 н.э. — победа Индийского Национального Конгресса в большинстве штатов Индии, начало Второй мировой войны.
1946 н.э. — заявление Мусульманской Лиги о твёрдом намерении создать Пакистан.
1947 н.э. — обретение независимости и разделение Индии на несколько государств.

Примечание: Хронологию дат, начиная с Раннего Хараппского периода и заканчивая Ранним Ведическим периодом, нельзя считать объективной и достоверной, т. к. при её составлении западные историки опирались исключительно на результаты археологических исследований, а мнение большинства исследователей истории Индии, подходящих к решению данного вопроса комплексно, игнорируется мировым научно-историческим сообществом, под предлогом отсутствия доказательств...
Об ошибках, нарочных и нет, допущенных при датировании, написано много работ, однако, самой популярной и по сей день считается книга Майкла Кремо и Ричарда Томпсона "Forbidden Archeology" ("Запретная археология").

Индия - страна в Южной Азии, которая всегда была известна своей высокой культурой и несметными богатствами, поскольку через неё проходило множество торговых путей. История Индии интересна и увлекательна, ведь это очень древнее государство, традиции которого практически не менялись на протяжении многих веков.

Древность

Бронзовый век

Примерно в III тысячелетии до нашей эры появилась первая индийская цивилизация, которая получила название Индской (или Хараппской).

Изначально среди ремёсел были развиты металлургия, строительство, мелкая скульптура. А вот монументальная скульптура, в отличие от Месопотамии или Египта, не получила развития. Активно велась внешняя торговля, например, со Месопотамией, Шумером или Аравией.

Буддийский период

Примерно с середины I тысячелетия до нашей эры начинаются разногласия между представителями ведийской религии, которая на то время уже значительно устарела, и между кшатриями - сословиями правителей и воинов. Вследствие этого появилось множество новых течений, наиболее популярным из которых стал буддизм. История Индии гласит, что его основателем был Будда Шакьямуни.

Классический период

В этом периоде были окончательно сформированы религиозная, экономическая и общинно-кастовая системы. Эта эпоха характеризуется многочисленными вторжениями со стороны северо-западных государств и племён, например, Греко-бактрийского царства, кочевников.

История Древней Индии заканчивается династией Гуптов, во время правления которой наступил «золотой век» индийской цивилизации. Но этот период продолжался недолго. В четвёртом веке ираноязычные кочевники эфталиты создали своё государство, в которое вошла и Индия.

История Индии в Средние века

С десятого по двенадцатый век происходило исламское вторжение из Центральной Азии, в результате которого контроль над Северной Индией получил Делийский султанат. Через некоторое время большая часть страны вошла в состав Империи Тем не менее на юге полуострова оставалось несколько туземных королевств, которые находились вне досягаемости захватчиков.

Европейские колонии в Индии

С шестнадцатого века история Индии рассказывает о борьбе влиятельных европейских стран, в том числе Нидерландов, Португалии, Великобритании и Франции, за образование колоний на территории государства, так как все они были заинтересованы в торговле с Индией. Большая часть страны оказалась под контролем Англии, а точнее, Ост-Индской компании. В конечном итоге эта компания ликвидировалась, а Индия перешла под управление Британской короны в качестве колонии.

Национально-освободительная война

В 1857 году началось восстание против Ост-Индской компании, которое получило название Первая освободительная война. Однако оно было подавлено, а установила практически над всей территорией колонии прямой административный контроль.

В первой половине ХХ века в Индии началось национально-освободительное движение, главой которого стал Махатма Ганди. С этого момента начинается история Индии как независимого государства. При этом она всё ещё входила в состав Британского содружества наций.

Современная история

В 1950 году Индия стала республикой.

В 1974 провела испытания ядерного оружия.

В 1988 году были проведены пять новых взрывов.

Раздел - I - Краткое описание Древней Индии
Раздел - II - Культура и религия

Древняя Индия - это одна из первых цивилизаций мира, принесшая мировой культуре крупнейшее кол-во различных духовных ценностей. Древняя Индия - это достаточно богатейший субконтинент с бурной и сложной историей. Именно здесь когда то зародились величайшие религии, появлялись и разрушались империи, но из века в век была сохранена «непреходящая» самобытность культуры Инди. Данная цивилизация строила из кирпича большие и очень хорошо спланированные города с водопроводом и построила пиктографическую письменность, расшифровать которую по сей день не удается.

Свое название Индия приобрела от названия реки Инд, в долине которой и располагается. «Инд» в пер. значит «река». Протяженностью 3180 километров, Инд берет свое начало в Тибете, протекает через Индо-Гангскую низменность, Гималаи, впадает в Аравийское море. Разные находки археологов говорят о том что в Древней Индии было человеческое общество уже в период каменного века, и именно тогда возникли 1-ые социальные отношения, зародилось искусство, появились постоянные поселения, возникли предпосылки для развития одной из древних мировых цивилизаций - Индийская Цивилизация, появившаяся в Северо-Западной Индии (сегодня почти вся территория Пакистана).

Она датируется приблизительно XXIII—XVIII веками до нашей эры и считается 3-ей по времени появления цивилизацией Древнего Востока. Ее развитие, как и первых 2-ух—в Египте и Месопотамии, — было на прямую связано с организацией высокоих урожаев поливного земледелия. Первейшие археологические находки терракотовых статуэток и керамических изделий относят к 5 -му тысячелетию до н.э., они были изготовлены в Мехргархе. Из этого следует что, Мехргарх уже можно считать настоящим городом - это первый город в Древней Индии, о котором нам стало известно по раскопкам археологов. Исконным божеством у коренного населения Древней Индии - дравидов, был Шива. Он находится в числе 3-х главных божеств индуизма - Вишну, Брахмы, и Шивы. Все 3 бога считаются проявлением единой божественной сущности, но за каждым закреплена конкретная «сфера деятельности».

Так, Брахма считается творцом мира, Вишну был его хранителем, Шива был его разрушителем, однако именно он же заново его воссоздаёт. Шива у коренных жителей Древней Индии считался главным богом, считался образцом, достигшим своей духовной самореализации, управителем мира, демиургом. Долина Инда простирается на С-З субконтинента по соседству с древнейшем Шумером. Между данными цивилизациями, безусловно существовали торговые взаимоотношения, и вполне возможно, что именно Шумер оказал огромное воздействие на Индийскую цивилизацию. На протяжении всей индийской истории основным путем вторжения новых идей оставался сев-зап. Все другие пути в Индию были настолько закрыты морями лесами и горами, что, к примеру, великая древние китайская цивилизация почти не оставила в ней никаких следов.

Природа и население Древней Индии

Индия занимает часть Азиатского материка и огромный полуостров на юге Азии —Индостан, омываемый водами Индийского океана и Аравийского моря. На Севере Индии проходит горный хребет Гималаи, отделяющий Индию от других стран.
Природа и климат Индии отличаются большим разнообразием. Почти весь полуостров Индостан занят плоскогорьем с жарким, засушливым климатом. Между этим плоскогорьем и Гималаями расположена обширная низменность, где протекают две могучие реки: Инд и Ганг. Обе они берут начало в Гималаях
и вместе со своими многочисленными притоками образуют плодородные долины, отделенные одна от другой тропическими лесами и пустынями. В долинах рек много земли, пригодной для обработки и пастбищ.
Животный мир Индии очень богат и разнообразен. Населению приходилось вести непрерывную борьбу с хищниками—тиграми, пантерами, медведями, уничтожавшими людей и домашний скот, а также со слонами, вытаптывавшими посевы.
Индия заселена с глубокой древности. В различных частях Индии найдены грубые каменные орудия, которыми пользовались древнейшие люди. В третьем тысячелетии до н. э. в долине Инда возникают рабовладельческие государства со своеобразной культурой. Ученые раскопали в пустыне развалины городов с большими зданиями из кирпича и камня. Население этих городов занималось земледелием и скотоводством. Из камня, слоновой кости и металла искусные ремесленники изготавливали различную утварь и предметы роскоши. Была развита торговля, как внутренняя, так и внешняя. В городах имелись крытые рынки. Торговые связи поддерживались с Индокитаем и Месопотамией. У древнейшего населения Индии было письмо, которое пока еще не прочтено.

Во втором тысячелетии до н. э. с северо-запада в Индию проникли многочисленные племена, называвшие себя арии, что на языке древних индийцев означает «благородные». Арии были кочевниками-скотоводами. Главное их богатство—крупный рогатый скот, а основная пища — молочные продукты. Впоследствии корова считалась у индийцев священным животным. Ариям была известна лошадь, появившаяся в Индии одновременно с ними. Коней запрягали в повозки и колесницы, приспособленные для быстрой езды и боя с врагами. Во главе племен ариев стояли племенные вожди — раджи. Власть их была ограничена советом старейшин.
С конца второго тысячелетия, с распространением железных орудий, индийцы начинают осваивать долину Ганга, расчищая джунгли, осушая болота. Они сеют ячмень и рис, возделывают хлопок. Полукочевое скотоводство уступает место земледелию.

Образование рабовладельческих государств.

Развитие земледелия и ремесла, а также захватнические войны привели к появлению у ариев имущественного неравенства. У раджей, возглавлявших грабительские походы, скапливается много богатств. С помощью воинов они укрепляют свою власть, делают ее наследственной. Раджи и их воины превращают пленников в рабов. От крестьян и ремесленников они требуют уплаты податей и работы на себя. Раджи постепенно превращаются в царей маленьких государств. Во время войн эти маленькие государства объединяются в одно, и тогда правитель становился махараджей («большим царем»).
Со временем совет старейшин теряет свое значение. Из племенной знати набираются военачальники и чиновники, ведающие сбором" налогов, организацией работ по вырубке лесов и осушению болот. Значительную роль в создающемся государственном аппарате начинают играть жрецы — брахманы.. Они учили, что царь выше других людей, что он, «подобно солнцу, жжет глаза и сердце и никто на земле не может даже смотреть на него».

Касты и их роль.

В рабовладельческих государствах Индии в первом тысячелетии до н. э. население делилось на четыре группы, называвшиеся кастами К Первая каста состояла из брахманов. Брахманы не занимались физическим трудом и жили на доходы от жертвоприношений. Вторая каста—кшатрии — была представлена воинами; в их руках находилось и государственное управление. Между брахманами и кшатриями часто велась борьба за власть. В третью касту — вайшьев — входили земле¬дельцы, пастухи и торговцы. Все покоренное ариями местное население составило четвертую касту — шудр. Шудры были слугами и исполняли самую тяжелую и грязную работу. Рабы не входили ни в одну касту.
Деление на касты нарушило старое племенное единство и от¬крыло возможность для объединения лиц, происходивших из разных племен в пределах одного государства. Принадлежность к касте была наследственной. Сын брахмана рождался брахманом, сын шудры — шудрой. Для увековечения каст и кастового неравенства брахманы создали законы. В них говорится, что сам бог Брахма установил неравенство между людьми. Брахма, по словам жрецов, создал из своих уст брахманов, из рук — воинов, из бедер — вайшьев, а из ступней, которые в пыли и грязи,— шудр.
Кастовое деление обрекало низшие касты на тяжелый, унизительный труд. Оно закрывало способным людям путь к знанию и государственной деятельности. Кастовое деление тормозило развитие общества; оно играло реакционную роль.

Государство Маурьев в Древней Индии

В середине первого тысячелетия до н. э. произошли важные изменения в хозяйственной жизни страны. К этому времени основная часть долины Ганга была освоена. В сельском хозяйстве широко используется искусственное орошение. Процветают торговля и ростовщичество; растут и богатеют города.
Появилась необходимость в едином сильном государстве, способном обеспечить организацию оросительных или иных работ в широких размерах и вести захватническую политику в интересах господствующего класса. В V в. до н. э. в ходе длительной и упорной борьбы между небольшими государствами преобладающее влияние приобретает государство Магадха. Оно распространяет свое господство на все области между Гангом и Гималаями. В конце IV в. до н. э. вся Северная и часть Южной Индии объединилась под властью царя Чандрагупты. Он был основателем династии Маурьев. В государстве Чандрагупгы и его преемников была сильная армия, состоявшая из пехоты, конницы, боевых колесниц и слонов. Царь управлял страной, опираясь на чиновников и военачальников.
Содержание войск и чиновников ложилось тяжелым бременем на трудящееся население страны. Увеличивалась эксплуатация крестьян-общинников, ремесленников и рабов. Рабами были не только чужеземцы, захваченные в плен, но и индийцы, оказавшиеся в долгу у богатых людей.
Центрами жизни индийского общества становятся крупные города. В городах проживают чиновники, жрецы, торговцы, ремесленники, а также слуги и рабы богатых людей. Быт горожан начинает сильно отличаться от быта сельского населения.
Государство Маурьев достигает наибольшего расцвета при внуке Чандрагупты — царе Ашоке (273—236 гг. до н. э.). Продолжая завоевательную политику Чандрагупты, Ашока присоединяет к своим владениям ряд соседних областей.

Государство Гупт и его падение.

В первой половине IV в. Магадха вновь становится центром крупного рабовладельческого государства — Гупт. Цари этого государства совершили ряд успешных завоевательных походов в долину Ганга и в Центральную Индию. Правители маленьких царств платили им дань.
В IV—V вв. продолжается развитие земледелия, ремесла и торговли. Индийцы освоили новые земли, прежде занятые джунглями; шире, чем прежде, применяли искусственное орошение. Они выращивали хлопок и сахарный тростник. Из Индии разведение и обработка хлопка распространились в другие страны.
Ремесленники добились больших успехов в изготовлении украшений, оружия, выделке тончайших хлопчатобумажных и шелковых изделий. Индия вела обширную сухопутную и морскую торговлю с другими странами.

Подъем хозяйства в Индии в IV—V вв. связан с использованием труда свободных земледельцев, которым давали во временное пользование участки на условиях уплаты ими доли урожая. Рабовладельческая знать постепенно отказывается от использования труда рабов в своем хозяйстве.

Окончательному падению рабовладельческих порядков в Индии способствует вторжение в середине V в. северных племен гуннов, образовавших на территории Индии свою державу.

Ученые считают цивилизацию древней Индии третьей цивилизацией Земли. За данными современной археологии, она появилась после Египта и Месопотамии. Как все большие цивилизации, она начала свое существование в устье реки Инд. Правда, говорят, что раньше там были еще четыре реки, но с течением времени они исчезли. Область, где началась древняя цивилизация Индии уже давно под водой. Исследования археологов показали существование остатков целых поселков под водой. Эта область называлась Пенджаб, что означает пятиречье. Далее поселения потянулись на территорию нынешнего Пакистана. Первоначально эта территория называлась Синдху, но персидские путешественники произносили его как «Хинду». А греки сократили до Инда.

Первые из государств в истории Индии

За три тысячелетия до нашей эры в долине Инда создано первое государство с рабовладельческим строем и особенной культурой. Коренные жители страны были темнокожими, с невысоким ростом и черными волосами. В южной части страны до сих пор живут их потомки. Называют их дравидами. Найдены письмена, сделанные на дравидском языке. Они до сих пор не расшифрованы. Это была развитая цивилизация древней Индии . Они строили целые города с геометрически правильными улицами. Возводились даже двухэтажные постройки с водопроводом. Люди, в основном, занимались земледелием и разводили скот. Ремесленниками изготавливалась украшения и кости слонов, камня, металлов. Развилась торговля с Индокитаем и Месопотамией. На центральной площади города стояла крепость. В ней находили убежище от врагов и наводнений.

Но вскоре в Индию вторгаются племена древних ариев. Это бродячие кочевники – скотоводы, у которых скот это большое богатство, а главная пища – молоко. Возглавляли племена ариев раджи. В конце тысячелетия арии начинают расчищать и осушать долину Ганга, превращаясь из кочевников в земледельцев.

Создание государства

В результате ведения оседлого способа жизни, среди населяющих территорию Индии ариев, появляется неравенство в достатке. Богатства, отобранные в войнах, оседают в руках маленького количества вождей. Нанятые воины укрепляют их власть, которую передают по наследству. Из пленников создается сословие рабов, а сами раджи становятся главами маленьких держав. Но в процессе войны эти маленькие державы обедняются в одно большое государство со своим строем и иерархией правителей. Появляется особый вид жителей держав – жрецы. Их называют брахманами и они поддерживают существующий строй.

Образование каст

За тысячу лет до нашей эры все население поделилось на четыре сословия. Их назвали кастами. Первая каста, самая высокая, объединяла брахманов, которые не работали, жили на деньги из жертвоприношений. Вторая каста названа кшатрии. Это были воины, они управляли государством. Первые две касты постоянно между собой соперничали. Третья каста – вайшевы – это земледельцы, люди торговли и пасущие скот. А четвертая каста образовалась из завоеванного местного населения и была названа шудры. Это слуги, исполняющие простую и тяжелую работу. Рабы не допускались ни в одну из каст. Образование каст мешало развитию общества. Но касты сыграли и позитивную роль. Исчезли бывшие ранее племенные отношения. Люди разнообразных племен могли объединиться в одном государстве.

Первым великим государством в истории древней Индии было государство Маурьев. Искусственное орошение добавило множество плодородных земель. Процветают торговые сделки, богатеют и беднеют касты. Чтобы удержать власть, в результате борьбы между маленькими государствами, к власти приходит царь Чандрагупты, который и основал династию Маурьев. Объединенное царство достигает своего расцвета за 200 лет до нашей эры путем присоединения ряда соседних областей.

В первой половине четвертого века создается новое сильное государство Гупт с центром в Магатха. Правители этого царства завоевали Долину Ганга и Центральную Индию. Индийцы осваивают новые земли, ремесленники научились выделывать тонкие хлопчатобумажные и шелковые изделия. Индия ведет активно торгует с другими странами. Уже в пятом веке вводятся новшества в земледелии. Земледельцам выдаются на время в пользование кусочки земли за определенную долю урожая. Одновременно исчезает сословие рабов. Окончательный отказ от рабовладения произошел с появлением в Индии племен гуннов, которые основали там свои владения.

Проникновение ислама

В истории древней Индии , начиная с седьмого века, в стране появился ислам. В тринадцатом веке в Индии появились армии Тамерлана. Они завоевали почти всю территорию страны и основали «Империю Великих Монголов», просуществовавшую до начала девятнадцатого века. А в середине этого века страной стала руководить Великобритания. В 1947 году Индия, наконец, обрела независимость. Но произошло разделение на две части – Индию и Пакистан. В 1950 году Индия стала демократической федеральной республикой.

Зарождение философского течения в Древней Индии произошло за два тысячелетия до нашей эры. Она изучала соотношение человек-природа и существование тела и души человека.

Самая старая философия Индии – Веды. Это сборник заклинаний, обрядов, молитв, обращенных к высшим силам природы. Показывает представление людей о морали и нравственности. Делиться на четыре части: гимны, ритуалы, правила жизни людей и сокровенные знания. Веды – основа всех школ философии в мире. Характерной чертой ведического верования есть политеизм. Это поклонение множественным богам. Они имели свойства человека или получеловека – полузверя. Главным богом был Индра – воин. Почитали Агни – бога огня, Сурья – бога солнца и других. Согласно верованию мир разделен на три сферы: небо, землю и эфир.

Происходящие изменения в обществе, разделение на касты привело к тому, что только маленькое число людей стало понимать Веды. Тогда в философских школах древней Индии появились брахманы, которые трактовали ведические тексты. Это породило период течения Брахманизма. Ведическая философия принимала новые знания и ритуалы, а поддерживали их брахманы. Суть брахманизма: главный бог Праджапати есть хозяин всего живого и Владыка перерождений. Он требует жертвоприношений. Брахманы стали наравне с Богом.

Брахманизм стал основой индуизма и буддизма. Индуизм –продолжение брахманизма но с учетом местных религий. Индуизм говорит о боге-творце, иерархии богов. Появилось три основных бога.

Буддизм хоть он появился значительно позже Ведизма, но за несколько столетий стал религией многих народов мира. Выйдя из Индии, он закрепился в азиатских странах. Основатель религии - Будда. Основная идея религии – идея нирваны, которая проповедует спасение человека через освобождение. На этом пути есть определенные правила, которые называются заповедями. Будда объяснил, от чего бывают страданий и как от них освободиться. Религия выступает за идею равенства всех людей.

Человек всегда стремился к познанию и это есть двигатель развития общества. Во все времена путь к этому познанию освещала философия. Выраженная в разных течениях религии, научных изысканиях она, по-прежнему, помогает найти ответы на волнующие вопросы о смысле бытия.

Путешествие по Индии, видео:

Страна Индия занимает весомое положение и на географической, и на исторической карте мира. Огромная держава сплотила на своей территории множество народов разного происхождения и мировоззрения. История Индии насчитывает несколько тысячелетий, это одна из самых древних стран мира, которая сохранила свою уникальность и свою собственную культуру.

Возникновение цивилизации

Иногда под угрозой уничтожения, иногда с помощью подкупов индийцы принимали новую религию и образовали несколько государств. Наиболее известным были Делийский султанат со столицей в г. Дели.

В 18 веке Империя Моголов теряет свое влияние, и богатые индийские земли привлекают к себе влияние предприимчивых европейцев. Франция, Великобритания, Португалия и Голландия образовывали свои колонии. В этом процессе больше всего преуспели англичане, и к началу 19 века большую часть индийских территорий контролировала крупнейшая коммерческая структура того времени - Ост-Индская компания.

Британское владычество

Завоевание Индии изменило не только политические условия страны. Изменился не только язык Индии, но и ее социально- экономические основы. В отличие от всех прежних завоевателей, которые рассматривали захваченные территории как свою собственность, британские чиновники рассматривали Индию всего лишь как средство выкачки средств и быстрого обогащения.

Огромные богатства вывозились кораблями. Даже простые солдаты возвращались домой, набив карманы драгоценными камнями. Жесткое отношение и стандартизированная система налогообложения обескровили индийское крестьянство. В богатейшей стране поднимались голодные бунты. Один из них, происшедший в Бангладеше в 1770 году, унес 10 млн. жизней.

Неудивительно, что история Индии рассматривала британское владычество как тяжкий, непосильный гнет и неоднократно пыталась избавиться от этой зависимости. Начало 20 века ознаменовалось длительными мятежами и восстаниями, которые в конце концов принесли свои плоды. В 1947 году Индия обрела независимость и стала самостоятельным государством.