Истории из жизни бездомной женщины. Как становятся бомжами: психология, истории. Почему люди становятся бомжами в России: причины. «На бананы и ананасы я смотреть не могу»

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Как это странно ни звучит, но порой быть бездомным - это стиль жизни. В некоторых странах люди, оставшиеся без крыши над головой, получают бесплатные квартиры, новую одежду и могут позволить себе быть вегетарианцем.

сайт рассказывает о том, как живут люди без определенного места жительства в разных странах, какие у них права и приоритеты.

1. Япония

В Японии быть бомжом - стиль жизни. У японских бездомных есть свое кредо: они не занимаются воровством, не спорят с полицейскими и вообще относятся к окружающим с уважением. Кроме того, редко встретишь японского бомжа, который занимается попрошайничеством, это не в почете.

Многие бездомные ходят на работу, работают и зарабатывают деньги, а ночуют в картонных коробках. Существуют и те, кто выбрал «свободный образ жизни», чтобы искупить грехи прошлого. Такие люди отличаются от своих «коллег» тем, что имеют квартиры и дома, которые сдают.

2. Германия

В Германии у каждого бездомного гражданина есть свое удостоверение, которое позволяет им бесплатно ездить на транспорте, питаться в общественных столовых и ночевать в парках и метро. Но даже если удостоверения нет, для бездомных построены специальные кафе и ночлежки, которые предоставляют свои услуги всего за несколько центов.

Немецкие бездомные занимаются попрошайничеством, но ненавязчиво. Тут мало кто смотрит на бомжей с презрением. Часто можно увидеть, как люди выносят им обед, одежду или предлагают укрыться от дождя в своем доме.

3. Израиль

В Израиле о бездомных главным образом заботится правительство. Социальные работники постоянно ищут для них дешевое и даже бесплатное жилье - хостелы, отели и комнаты. Однако этот процесс идет медленно. Основная сложность в том, что 2/3 бездомных - эмигранты, которые говорят на иврите очень плохо или не говорят совсем.

Главный заработок местных бомжей идет от туристов, которые приезжают отдохнуть и посмотреть город.

4. Франция

В Париже бездомных называют «клошарами», и их количество просто зашкаливает. За последние несколько лет к местным клошарам присоединились эмигранты из бедных стран, поэтому количество бездомных во Франции выросло вдвое.

Парижские бомжи живут повсюду: в парках, метро, переулках. В обществе клошаров существует иерархия: новички селятся в самых отдаленных районах на окраинах, а «авторитеты» занимают лучшие кварталы с хорошим заработком. Чем выше статус клошара, тем более прибыльное местечко ему достается.

В целом французское правительство всячески заботится о бездомных, предоставляя им бесплатную еду и крышу над головой в холодную погоду. Но обеспечить такое количество людей - трудная задача.

5. Китай

В Китае, как и в Японии, считается, что трудиться должен каждый. Государство всячески помогает бездомным найти работу, дает еду и иногда крышу над головой. Кроме того, тут существует множество бесплатных бань и кафе с невероятно низкими ценами.

6. США

В Америке неприлично смотреть на бездомных свысока, а принято относиться к ним с уважением и заботой. Например, в Калифорнии часто можно наблюдать картину, как прохожий присаживается рядом с «уличным жителем» и ведет светскую беседу.

Существуют специальные палаточные лагеря. В таких палатках могут стоять телевизоры, компьютеры и другая недешевая техника. Многие бомжи обеспечены работой и в состоянии снимать себе квартиры, но выбирают ночлежки, в которых можно помыться, отдохнуть и поесть бесплатно.

Кроме того, американские бомжи получают пособия по безработице в размере $ 1 200–1 500 в месяц, поэтому многие могут позволить быть вегетарианцами.

7. Великобритания

В отличие от США, где бездомные живут в основном за счет федерального бюджета, в Великобритании большую поддержку оказывают благотворительные организации, которые обеспечивают бездомных жильем, едой и одеждой.

Государство тут тоже помогает. Например, если бездомными объявляет себя целая семья, то по закону им обязаны предоставить бесплатное жилье, которое обязательно должно находиться в том же районе, в котором учатся дети. Поэтому, как правило, такие семьи селят в дорогих гостиницах и съемных домах.

Государство им практически никак не помогает, однако есть множество благотворительных организаций, которые пытаются помочь бездомным и как-то исправить ситуацию. Например, существует дневной центр для бездомных детей, где стараются их накормить и вовлечь в общественную жизнь.

10. Россия

В России 75 % бомжей - это трудоспособное население в возрасте от 20 до 50 лет. Однако с поддержкой бездомных дела обстоят неважно. Пособие или льготное жилье для них государство не выделяет.

Вся поддержка идет от всевозможных благотворительных и религиозных организаций, которые добиваются трудоустройства бездомных. Однако таких организаций очень мало и существуют они в основном в крупных городах. Например, в Москве их всего 5.

Добавлено в закладки: 0

1.
Жутковатые факты из жизни целой колонии бродяг открыли сотрудники Московского уголовного розыска и их коллеги из УВД Западного округа, проведя несколько дней в городке лиц без определенного места жительства на берегу реки Сетунь. Клошары насиловали друг друга, убивали, а потом… поедали останки погибших товарищей! Оперативникам удалось раскрыть как минимум четыре убийства, причем в одном случае экзекуция обернулась натуральным каннибализмом. Как стало известно, 25 июня в овраге в окрестностях Винницкой улицы был обнаружен труп мужчины с разбитой головой. Потрепанная одежонка, испитое лицо, отсутствие документов – все указывало на то, что погибший бомжевал. Детективы опросили всех бродяг, обитавших в шалашах в пойме Сетуни, и выяснили, что всего за неделю здесь были зверски убиты и изнасилованы трое мужчин и одна женщина. Каждый раз кровавую бойню провоцировала 24-летняя Люба, приезжая из Украины. Она считалась своего рода “атаманшей” среди себе подобных. Кавалеры ходили за Любовью толпами и выполняли любой ее каприз. А поскольку почти все желания опустившейся особы носили сугубо криминальный оттенок, убийства происходили в овраге на берегу речки почти каждый день. Так, 20 июня был убит бомж по имени Алексей. Он повздорил с женщиной из-за того, что не хотел готовить обед. Бедолагу изнасиловали и забили до смерти. Спустя три дня погиб Эдик. Бродяга был гомосексуалистом, поссорился со своим партнером, и тот с благословения атаманши, предварительно изнасиловав, прикончил любовника. После этого садисты отчленили от трупа ногу и зажарили ее на костре – Любовь сама заставляла соплеменников лакомиться человечиной. Сразу два убийства были совершены 25-го числа. Александр по кличке Сибиряк (его прозвали так за могучее телосложение) высказал недовольство массовыми расправами, и тут же был приговорен к смерти. А спустя несколько часов погибла девушка Татьяна. Она попыталась оспорить лидирующее положение Любови в шайке, за что и поплатилась жизнью. Кстати, раскрыли серию убийств почти случайно. Ведь все трупы садисты обливали бензином и сжигали в заброшенной землянке, расположенной неподалеку. Только мертвого Сибиряка преступники бросили: у них не хватило сил оттащить тело к окопу. Собственно, именно с обнаружения трупа Александра и начала раскручиваться эта дикая история. Сейчас детективы уточняют, сколько всего убийств на счету бродяг.

2.
Это произошло в Казанковском районе области. Согласно сообщению, поступившему из милиции, двое братьев, не имевшие крыши над головой, нашли себе в районе временное пристанище. Затем они принялись воровать, а добытые деньги тратить на выпивку. Однажды их позвала к себе пенсионерка 72-х лет, которая предложила братьям помочь ей по хозяйству – требовалось починить печь. Мужчины согласились помочь, а за это пенсионерка платила им 5 или 10 гривен в день, а также кормила. Однако вскоре мужчин перестала устраивать такая небольшая оплата их труда и они решили завладеть сбережениями старушки. Вечером они проникли в дом и набросились на пожилую женщину, ударив ее ножом в живот. Затем приняли искать деньги, в итоге обнаружив 20 тысяч гривен. Некоторое время спустя младший брат, оставшись присмотреть за умирающей, решил ее изнасиловать, затем похваставшись этим перед старшим братом. На следующее утро старший вошел в комнату, где находился труп старушки, и также изнасиловал ее. На данный момент по факту преступления возбуждено дело. Обвиняемым грозит от 10-15 лет лишения свободы вплоть до пожизненного заключения.

3.
Бомж из Бирска убивал уфимских алкоголичек
Своих непутевых подруг бродяга насиловал и душил одну за другой
У преступлений не бывает выходных и праздничных дней. В светлый день Победы, 9 мая, за автодорожным мостом через Белую спасателями лодочной станции был обнаружен труп задушенной и изнасилованной женщины, на вид лет пятидесяти. Позже выяснилось, что уфимка гораздо моложе – ей было всего 33 года, но в последнее время Эльвира сильно пила и почти потеряла человеческий облик. Сдав квартиру цыганам и забросив детей, таскалась по притонам, заводя знакомства с такими же, как она, выпивохами и бомжами… Последний раз живой ее видели в компании Анвара – 26-летнего жителя Бирска, который, имея вполне приличных и обеспеченных родителей и хороший дом, тоже выбрал для себя стезю бродяжничества. Милиция принялась разыскивать парня.
30 мая в овраге по улице Коммунистической был найдено еще одно женское тело, уже начавшееся разлагаться. Как сообщил «Комсомолке» заместитель начальника отделения уголовного розыска УВД г. Уфы Альберт Минигалеев, почерк преступника прослеживался тот же: с девушки было снято нижнее белье, голова несчастной разбита. Погибшая Камиля оказалась приятельницей Эльвиры – частенько выпивали вместе, судача о несчастной женской доле. Конец обеих ждал один, только оказалось, что Камиля ушла из жизни раньше подруги, ее труп пролежал в ручье почти два месяца. Снова всплыло имя Анвара, общего друга алкоголичек…
Труп третьей женщины обнаружили на крыше гаража в центре города во вторник, 15 июня. В этот же день в Бирске был задержан Анвар, который не стал отрицать совершенных им преступлений. Сейчас по факту убийств возбуждено уголовное дело и ведется следствие. Пока неизвестно, были ли изнасилованы погибшие еще при жизни, или извращенец глумился над трупами.

4.
В специализированном межрайонном суде по уголовным делам ВКО (Восточно казахстанская область) рассматривается дело, поразившее даже бывалых полицейских своей бессмысленной жестокостью. История произошла на дачах в одном из районов ВКО, передает timeskz.kz.

В компании лиц без определенного места жительства закончилась водка. В магазин четверо мужчин отправили единственную среди них женщину. По дороге она встретила знакомую, ведущую такой же незамысловатый образ жизни, и пригласила с собой. Однако потом, приревновав приятельницу к мужчине своей мечты, стала избивать соперницу, порезала на ней всю одежду. Привязав голую женщину проволокой к шкафу, чтоб не убежала, она предложила остальным собутыльникам «отдохнуть» с ней. Несчастную били и насиловали несколько часов подряд.

Когда «атаманша» отправилась в магазин за очередной порцией спиртного, увидела еще одного знакомого. Не долго думая, пригласила и его поразвлекаться с жертвой. Однако когда мужчина приступил «к делу», остальным это, видимо, не понравилось. Собутыльники решили убить гостя. Изнасилованную женщину компания оставила в покое.

Мужчину, предварительно оглушив, били ногами по голове, потом воткнули в сердце ножницы, в конце концов, задушили, «чтоб долго не мучался». Труп решили сначала спрятать в уличной уборной, на случай, если неожиданно нагрянут полицейские. Через некоторое время перезахоронили тело бывшего собутыльника прямо в огороде.

Никто бы, наверное, не узнал, что случилось с мужчиной, не начни соучастники преступления болтать про это спьяну в своем сообществе. Убитого, как рассказала судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам ВКО Раушан Игишева, особо не искали. Мужчина был судим, пьянствовал, бродяжничал, родные давно махнули на него рукой.

Тайное стало явным через полгода. Полуразложившееся тело убитого извлекли из земли, было возбуждено уголовное дело. Окончательный вердикт вынесет суд.

Поразительно, но женщина, которую бомжи избили и изнасиловали, о чем они сами же и рассказали, отказалась от всех претензий и по делу проходит как свидетель.

5.
По данным следствия, 5 февраля, направляясь в гости к сестре, жительница Бийска заметила возле мусорных баков мужчину и женщину без определенного места жительства.

Заговорив с ними, предпринимательница предложила им выпить спиртное. Бомжи согласились и пригласили ее к себе “домой” – в коллектор теплотрассы. За распитием спиртного 27-летний мужчина напал на новую знакомую, стал ее избивать и, угрожая ножом, изнасиловал.

“На протяжении трех дней злоумышленник на глазах своей сожительницы продолжал избивать и насиловать потерпевшую. Все это время потерпевшая лежала на земляном полу коллектора. Только благодаря тому, что бомж на некоторое время вышел, женщине удалось позвонить с мобильного телефона родственникам, которые ее освободили”, – рассказала старший следователь следственного отдела по Бийск СУ СКР по Алтайскому краю Ирина Смирнова.
В настоящее время злоумышленник заключен под стражу.

6.
В последних числах октября в дежурную часть столичного ГУВД на “102” среди ночи поступил экстренный вызов. В доме барачного типа, расположенном на проспекте Мира, произошло убийство. В спальной комнате оперативники убойного отдела нашли труп старушки. Рядом на полу валялось рваное нижнее белье погибшей. Вердикт судмедэкспертов был однозначен, женщина перед смертью была изнасилована.

Согласно предварительному заключению патологоанатомов из центра судебной экспертизы, убийца несколькими ударами кулаком в лицо нанес пожилой женщине серьезную черепно-мозговую травму. Когда старушка потеряла сознание, отморозок задушил ее.

Следователями отдела Ленинского РУВД было возбуждено уголовное дело по статье УК КР “Убийство”.

Допрошенный одним из первых сын погибшей пенсионерки показал, что в последнее время его мать жила одна. В 2010 году он подселил к ней в дом своего друга вместе с женой и двумя дочерьми. Одним из условий их проживания была обязанность ухаживать за практически не встающей с кровати пожилой женщиной.

Единственной свидетельницей нападения стала находящаяся в доме квартирантка. Она сама едва не стала второй жертвой нападавшего. Женщина подняла крик и сумела убежать от погнавшегося за ней убийцы.

“Согласно показаниям квартирантки, в тот вечер она готовила ужин. Около полуночи с работы должен был прийти муж, и женщина не обратила внимания на хлопнувшую входную дверь, – рассказывают оперативники убойного отдела. – Минут через пятнадцать в комнате, где проживала хозяйка, послышался шум. Женщина пошла узнать, в чем дело, и столкнулась с неизвестным мужчиной. Незнакомец схватил со стола кухонный нож и попытался ударить им нежелательную свидетельницу.

Преступник понял, что поднятый квартиранткой шум уже услышали соседи. Он бросил нож и, выбежав во двор, перемахнул через забор.

Судя по показаниям квартирантки, мужчина по виду бомж. Весь близлежащий район стражи порядка разбили на квадраты и стали проводить подворный обход, особое внимание уделяя местам компактного проживания бездомных. За несколько суток полицейскими были проверены все теплотрассы и чердаки многоэтажек. Всех обитателей этих трущоб оперативники привозили в отделение и допрашивали.

38 лет

Город: Санкт-Петербург


Главное для них, как они сами говорят, это «расслабить душу», «вырубиться». Означает это, как правило, одно: выпить много водки. В этом современные БОМЖи, конечно, похожи на героев пьесы «На дне». А вообще на жизнь они смотрят оптимистично. Но как они становятся такими? Жил себе человек – работал, имел семью. И вдруг что-то случилось. Что именно? Почему? Вот реальная история одного БОМЖа.

Сложилось так, что некоторое время назад мне довольно часто пришлось бывать в старом московском «сталинском» доме в центре Москвы. В первых этажах этого дома – продовольственные магазины и ресторан, их служебные помещения выходят во внутренний двор. Сюда, во двор, привозят продукты, разгружают их, выбрасывают отходы и мусор.

Однажды я мимоходом разговорился с уборщиком мусора по имени Константин. Маленький толстенький человечек с усиками. Похож на отставного военного. Манеры и внешность его показались мне интересными. А когда он рассказал мне свою историю, стало понятно, что это наложила на него свой отпечаток сама жизнь. Жизнь, не лишенная трагизма…

Такие дела

Итак: в доме есть большой подвал, длинный, как катакомбы. Цивилизованного мусоропровода нет. Как и во всех элитных «сталинских» домах, мусор выбрасывается прямо из квартиры и летит по тоннелю вниз, но попадает не в специальные баки, как это происходит в современных домах, а просто падает в подвал. Убирать вонючий мусор, выгребать его из подвала – неприятная и тяжкая работа, на которую соглашаются далеко не все. Разве что таджикские гастарбайтеры и… герой нашей истории.

По последним статистическим данным, в России живут 4,2 млн бездомных граждан. Это довольно приблизительный подсчет, так как провести полную перепись лиц без определенного места жительства по понятным причинам было бы затруднительно. Погрешность, по мнению экспертов, следует допускать в сторону увеличения, но и официальная цифра сопоставима с численностью Российской армии.

Раньше мусором занимался официальный работник ЖЭКа, но его выгнали – за то, что он нелегально сдавал подвальные помещения лицам кавказской национальности под склад апельсинов и прочих скоропортящихся продуктов. Жители дома просто не вытерпели присутствия «неспокойного» народа в своем дворе и написали гневное письмо в высшие, скажем так, сферы. Итак, официальный работник был уволен, торговцы тоже исчезли – мусор стало выгребать некому. Это случилось год назад. И тут-то появился Константин. Где-то у кого-то он экспроприировал большую железную тележку и, поселившись в подвале, стал зарабатывать на жизнь.

Основную часть его ежедневного заработка составляет выручка от сдачи пустых бутылок. Их отдает ему уборщик ресторана в обмен на следующую услугу: Константин на своей тележке вывозит на помойку ресторанный мусор.

На бутылках в день Константин зарабатывает около ста рублей. Какие-то копейки платит ему ЖКХ за вывоз (все на той же тележке) мусора из подвала – это обеспечивает Константину и его приятелю-коллеге Саше сравнительно спокойное существование в подвале. Начальству выгодно платить человеку без документов гроши за работу, которая должна оплачиваться довольно высоко.

Кроме того, мясной отдел одного из продовольственных магазинов отдает ему столько мясных отходов, что иногда ему, по его выражению, «от них некуда деваться». Часть они с Сашей съедают сами, часть отдают приятелям – «квартирщикам», как они их называют, то есть – бедным алкоголикам с пропиской. «Квартирщики» приходят из окрестных домов поболтать и выпить с Костей и Сашей водки у них в подвале. Пьют они практически каждый вечер. А выпив – дерутся, вследствие чего их лица часто предстают неразличимым синим месивом. Чаще всего Константин оказывается победителем в этих «битвах за власть в подвале», так как напивается он меньше.

Родился Константин в 1964 году в городке Балахна Горьковской области. В Горьком, по его словам, заочно окончил Государственный военный педагогический институт. Затем – служил-работал в Череповце, Хабаровске, Аяне, Чимкенте. Должность его была – замвоенкома (он руководил мобилизацией и призывом на военную службу). В городе Чимкенте обзавелся семьей. Но не дослужил до пенсии и был уволен. Повадки начальника у него еще сохранились, поэтому он умеет договариваться и производить хорошее впечатление на жэковское начальство. Так, он выпросил оранжевую спецодежду и со стороны выглядит как официальный дворник. Ему дали ключи от подвала, «чтобы не бродил там кто угодно». А бродят всякие. Но как только в подвале появляется кто-то третий (кроме Константина и Александра) – происходит пьяная «битва за власть», и их снова остается двое.

Главное же для них, как они сами говорят, это «расслабить душу», «вырубиться». Означает это, как правило, одно: выпить много водки. В этом они, конечно, похожи на героев пьесы «На дне». А вообще на жизнь они смотрят оптимистично, хотя Саша иногда грозит повеситься.

Камнем на дно

Жил себе человек – работал, имел семью. И вдруг что-то случилось. Константин считает, что все у него пошло наперекосяк после увольнения из армии. О причинах увольнения говорит каждый раз по-разному. «Попал под сокращение в армии», - отмахнулся в первый раз. А через несколько дней, будучи в подпитии, рассказал романтическую историю о том, как жена устроила у него на работе разборку с его очередной любовницей. За подлинную историю увольнения, кажется, можно принять нижеследующий рассказ.

Межрегиональная сеть «За преодоление социальной исключенности» выпустила портрет среднего российского бездомного. Оказалось, что живущие на улицах люди сильно отличаются от тех, кто жил на них же 10 лет назад. Изменился не только уровень образования или возраст бездомных, но и причины, по которым они оказались без жилья.

«Ну, меня водка загубила. Там райцентр, где я в военкомате служил, он состоит из офицеров военкомата, работниц военкомата, значит, пограничная застава там, рыбаки и золотари. Так у них какой режим? Что моряки – уходят постоянно в море, что золотари – они шесть месяцев работают, шесть месяцев отдыхают. Когда они возвращаются, у них, короче там, местный кабачок (усмешка) переходит на круглосуточный режим работы. Ну и, соответственно, получилось так, что они вернулись и начали кутить эти деньги. Я был заместителем военкома, уважаемый человек, как говорится, причем молодой, вот, ну они меня и втянули в свой круг.

И получилось, что мы сидели в кабаке, прибегает посыльный с военкомата: так и так, вот, дежурный сказал, комиссия вообще-то летит на Камчатку с Хабаровска, очень представительная комиссия – кадровик, военком сам, с округа товарищ. Говорит: в четыре часа утра они решили сделать нам посадку. А я – уже хороший, вот. Ну и встретил я комиссию. Такая комиссия раз в десять лет прилетает туда, в этот отдаленный поселок, понимаешь, а я пришел на парах (с грустью , - А.П.). Мне сказали: "Пиши рапорт. Так выгонять не будем. Пиши по собственному желанию". Да. Ну все, уволили. Квартира была служебная. В Череповце я свою квартиру продал. А там была служебная квартира – пока служишь, она твоя. Я два года до пенсии не дослужил. Потому что я служил постоянно год за два, год за три. Я бы в тридцать два года уже имел бы право на пенсию – то есть увольняешься и получаешь деньги. И квартиру».

Незадолго до этого Константин покинул, поссорившись с женой, семью. «В принципе было возможно вернуться к жене, - говорит он. - Но там… В общем-то, еще обида не прошла. Завел другую подругу, уже вроде как собрались расписываться, туда-сюда, ну а потом я понял, что это не то...»

Далее биография Константина выглядит так. После увольнения он поехал в Тулу, где жила его сестра. Стал работать экспедитором (развозить йогурты) под началом мужа сестры. Однако через некоторое время поссорился с ним. Вот что Константин сам об этом сообщает: «Он вообще такой по характеру: чего, мол, ты приехал?. У него двое детей тоже, и некоторые нелады были – долги были – коттедж строил и прогорел там на каком-то своем бизнесе. Ну и, соответственно, нервная обстановка: он и на сестру орал постоянно, я ее защищал… Сцепились с ним. А потом... Он сам поехал в Москву по делам, привез товар. А товар-то скоропортящийся – тем более летом (молочная продукция). А расставить он был не в состоянии, потому что вся сеть магазинов и все отношения с заведующими были мои... Ну и, соответственно, убыток ему принес. Развернулся и уехал... без копейки денег».

После этого он поехал в Коломну, где на пару с каким-то украинцем снимал квартиру, за которую как-то раз не сумел расплатиться: «Тоже меня один товарищ пригласил жить к себе. Он снимал квартиру, а сам – с Украины. Мы жили, он там по-своему крутился, я на автостоянке работал. Он каждый месяц говорил: давай, мол, половину я плачу, половину – ты, я отнесу. Ну он с хозяином общался, он же и раньше там жил. Потом уехал, ни слова не говоря. Ну и пришли крутые ребята, начали меня буцкать. Оказывается, он почти год не платил вообще. Счет поставили. Ну морда не резиновая».

В результате герой остался без документов (его паспорт до сих пор лежит в качестве залога у хозяина квартиры в Коломне).

Еще снимая квартиру в Коломне, Константин начал работать в Москве (Москва, в его тогдашнем представлении, - самый «житный» город). Он нашел себе местечко на автомобильной стоянке около какой-то гостиницы – мыл машины и тем самым зарабатывал себе на жизнь. Когда ему пришлось окончательно переселиться в Москву, он жил поначалу, как он выражается, «на вагонах», где-то на Рижском вокзале. Мордобой, воровство, но, как сказал Константин, «спать иногда можно».

Однажды Константин нашел на земле в районе автостоянки большой военный нож. Он считает, что нож подбросили работники милиции для завершения какого-то дела. Пока он рассматривал находку, его арестовали (по его словам, милиционеры с готовыми понятыми стояли где-то «за кустами»). В общем, ему «пришили» дело по статье о незаконном хранении холодного оружия. Следствие длилось шесть месяцев, и все это время Костя просидел, как он выражается, «в Бутырках».

Интересно, что «в Бутырках» бывший офицер сразу занял «престижную должность». Он сел, как говорят зеки, «на дороге», то есть передавал письма и посылки из окна по веревочке. А кто сидит на такой дороге, тот и сам все время что-нибудь получает, «что-то все время перепадает».

Туманная даль

Однажды Костя и Саша заработали 200 долларов следующим образом. Некий богатый человек заметил их и свысока предложил выпить. Разумеется, они не отказались. Саша «благородно» пил не пропуская, а Костя высматривал, «что с этого босса можно взять». «Босс» напился довольно быстро, и наши герои «смахнули» 200 баксов. «Ну мы хором пропили все, - говорит Костя. - Сто баксов у нас тоже... Обманули нас на сто баксов. А другие сто баксов с горя пропил». Эти деньги вполне могли стать для Кости базовым капиталом, так как он хочет выбраться из своего нынешнего положения. Почему же он их пропил? «Потому что сто баксов украли - я расстроился».

Что Костя думает о своем положении? Как он – человек не глупый и, в общем-то, не слабый – очутился так низко? «Мне не нравится такая жизнь. Я прошлым летом хорошо зарабатывал. Мне паспорт надо выкупить. Или хотя бы новый сделать. Ты понимаешь, в общем-то, когда я один был, я так запойно не пил, и, допустим, на стройке когда работали (прошлым летом, перед тюрьмой, Константин некоторое время работал с бригадой украинцев-строителей. - А.П.), они тоже не пили… Они приезжают на сезон, за лето зарабатывают деньги (на Украине работы почти нет) и год живут за счет этих денег. Там не пили, а тут-то, понимаешь, состав такой собрался (усмешка), что все пьют, а ты чо, сидеть смотреть будешь, если сам тоже слабоват. Я думаю, этим летом опять найду бригаду какую-нибудь».

Константин планирует заработать деньги и выкупить паспорт, а затем съездить к семье в Чимкент, «посмотреть что и как». Водка ему уже необходима, он пьет каждый день и затрачивает на это большую часть дневной выручки. Костя с полудосадой сказал, оглядывая подвал с целью обратить мое внимание на окружающую обстановку: «Ты тоже пойми, я к таким условиям жизни, допустим, еще не адаптировался полностью. Спать на трубах, как говорится, в холоде, туда-сюда, и, чтобы уснуть, бутылочку надо бы. После рабочего дня тем более». Чтобы перестать пить, как кажется Константину, нужны более цивилизованные условия существования. «И работа цивилизованная: у меня ведь два высших образования».

Стоит добавить, что внутри этого социального типа существует своего рода иерархия. Есть такие бомжи, которые живут одним днем, абсолютно не заботясь о будущем. Костя говорит: «Они вообще не работают. Они питаются подножным кормом, спят на улице. Подвал он и есть подвал, но тут у меня хоть условия – горячая и холодная вода, туалетные принадлежности, есть куда положить вещи, переодеться».

Константин склонен обвинять в своем нынешнем положении внешние обстоятельства – моряков, которые спаивали его, мужа сестры, который ее избивал и выгонял его из дома, мифического украинца, который подставил его перед хозяином квартиры в Коломне и увез все деньги, начальницу ЖКХ, которая хотя и позволяет ему жить в подвале, но платит за вывоз мусора из подвала ничтожно мало... Но и свою несомненную «заслугу» в сложившихся обстоятельствах Константин, конечно, признает – во всяком случае, на словах. Из уже известных читателю фактов жизни этого человека ясно видно: каждый раз, когда у него были нормальные условия существования (работа, семья, квартира), он срывался и «падал» - с каждым разом все ниже и ниже. Так что можно сказать, что он сам виноват. Или – судьба такая… Но человека все равно жалко.

А герои этого очерка в очередной раз были изгнаны из подвала. Ключи от своей тележки (единственного предмета, который оставался еще его собственностью) Константин отдал ресторанному уборщику. На ключах в качестве брелка висит круглый компас – символично.

Десятков встреченных и опрошенных «бутылочников» не оказалось ни одного бомжа. Все они имеют свое жилье, пожилые получают пенсию, те же, кто помоложе, пытаются получать и пособие по безработице. Бутылки – их приработок. Но эти люди часто с бездомными сталкиваются. Они и подсказали, где в Чернигове обитают бомжи. Мужчина лет сорока, звеня стеклотарой, на ходу сообщил, где искать ночлежки:

– Вы не увидите бомжей днем на улице. Они прячутся и не хотят попадаться людям на глаза. Попробуйте сходить в район возле речпорта, там такой публики сколько хотите. Есть там дома заколоченные, в них они и обитают. У людей живут, которые пускают.

Другие подсказали, в каких районах бездомные появляются в подвалах, на чердаках, разбитых гаражах, заброшенных домах и на дачах …

На природе и под мостом

Рыбаки и дачники, блуждая в пригородных рощах, иногда неожиданно натыкаются на землянки и шалаши, в которых обитают бездомные. Из любви к природе или не выдержав конкуренции с другими претендентами на городские жилища, а может, и по причине своего криминального прошлого, бомжи устраивают свои жилища вдали от людей. Из леса в город всегда можно попасть, а близость многочисленных огородов дает возможность не остаться голодным. Люди встречали такие шалаши и под Гончаровском, и в посадках близ станции Левковичи. Живут бездомные и в пригороде Чернигова.


– Я по грибы ходил в рощу возле Десны. Наткнулся возле озера Цыганка на настоящий блиндаж! – рассказывает черниговчанин Сергей. – На дереве рукомойник, тазик стоит, кастрюли, казаны. Только вы не ходите, там могут оказаться бичи такие, что и прибьют. Да и не найдете сами, а я не поведу.

Однако место поближе, где часто отлеживаются бездомные, мне все-таки показали. Чтобы добраться к нему, пришлось подняться на насыпь Пешеходного моста и спуститься к месту, где арка соединяется с основанием. Передвигаться по скользким бетонным плитам нужно аккуратно, иначе можно на «пятой точке» съехать вниз к самой реке. Оказывается, вдоль всего моста идет технологический туннель. В него можно попасть через люк, который снаружи нигде не виден. Внутри вполне просторно, можно укрыться от ветра. «Комнат» под мостом много, только все они проходные. Судя по оставленным следам, люди здесь бывают часто.

В заброшенных домах

На Кавказе (район Речпорта) можно найти несколько пустующих, но вполне пригодных для проживания, домов. Но и здесь бродяг не оказалось.

Со слов одной из жительниц улицы Новой я узнал, что в пустующих домах действительно периодически поселяются бомжи. Однако несколько лет тому здесь произошло убийство, а в одном из таких домов возник пожар. Обгорелые руины уже снесены. Теперь на этом месте пустырь, а бездомные стали скрываться.


Оказалось, часть из них теперь перебралась поближе к центру, где тоже сохранилось много одноэтажных ветхих домов. Бомжа, назвавшегося Виктором, я нашел в разрушенном здании возле Центрального рынка. Он отдыхал прямо на полу среди разбросанного мусора, подстелив под себя старые картонные коробки. Тихо и незаметно. Так, что даже граждане, забегавшие в трущобу, чтобы справить свою срочную нужду, его не замечали. Опухшая физиономия и далеко разносящийся амбре свидетельствовали о пристрастии Виктора к спиртосодержащим жидкостям. Его колотило. Опираясь синюшными руками о стену, он с трудом шаркал по комнате. К сожалению, даже пиво не помогло ему придти в себя. Он не смог вспомнить ни свой возраст, ни даже то, чем занимался накануне. Лишь бормотал, что он из Тулы, когда-то был в интернате. Страх, что за ним пришли из милиции, заставил его вспоминать имена «знакомых ментов».

– Что мне делать, куда деваться? – постоянно взывал Виктор во время расставания.

Этому человеку нужна срочная помощь. Еще немного – и он совсем пропадет.

Не все бродяги позволяют себе дойти до крайней точки, после которой наступает конец. Большей части все-таки удается выживать и даже радоваться жизни. В одиночку на улице сложно, поэтому они часто разделяют свой быт с другими такими же товарищами по несчастью. Вдвоем легче и пищу найти, и за себя постоять. Случись захворать, друг поможет выкарабкаться.

На Центральном рынке я познакомился с двумя неразлучными товарищами Аркадием и Александром (за достоверность имен не ручаюсь). Наверное, в Чернигове нет бомжа «со стажем», большим, чем у Александра – 27 лет (с 1984 года)! Аркадий бродяжничает с 2005 года, считает себя самым «крутым» бомжом. Он торгует на рынке старыми вещами, пластиковыми бутылками и мешками. Гордится, что больше его никто в городе не зарабатывает. В хороший день ему случается выручить до ста гривен!


Базарный день подходил к концу, на улице набирал силу морозец, а идти домой они не торопились. Поэтому приятели согласились поведать о некоторых деталях своей жизни, согреваясь с помощью бутылки водки прямо на тротуаре.

– В подвале живем, – ответил Аркадий на вопрос о месте их обитания. – Только приходить туда нужно после темноты, а уходить – когда все жильцы дома еще не проснулись. Если заметят, что мы там живем, запросто выгонят.

Неудивительно, что оба наотрез отказались показать свое жилище. Появись такая возможность, они охотно воспользуются услугами социальной ночлежки.


– Ходил я по адресу объявленного приюта для бездомных. Но оказалось, что он все еще на ремонте, – рассказал о своих скитаниях Александр. – Обещают открыть к концу года. А зиму, слава Богу, мы уже почти пережили. Добрые люди нам помогают, как могут. Бывает, поделятся старой одеждой, покормят. Обедать мы регулярно ходим на Екатеринку, там в палатках раздают еду для нищих. Можно походить по черниговским кафе и попросить с черного хода ненужной еды. Чаще всего не отказывают, но иногда и по морде дают!

Достается скитальцам и от «малолеток». Просто так, ради забавы, они могут избить бездомного, разбить пустую бутылку, которую он осмелился попросить, на его голове. Много раз приходилось Александру зашивать разбитую голову, а однажды он даже обращался в больницу с распоротым животом. Бывал и свидетелем убийств бомжей в подвалах, чудом спасся сам.


Каждый бездомный имеет целый букет хронических болезней. Но о том, чтобы лечь в больницу, не может быть и речи! Медики первую помощь оказывают, но на стационар не принимают – нужны деньги.

– Не верьте тому, что в больницах есть места для бомжей! – убедительно воскликнул Александр. – Я эти больницы все исходил. Везде за всё требуют деньги!

Не самые лучшие отношения у бомжей и с органами правопорядка.

– Милиционеры гоняют сильно, – продолжил Александр. – Ещё и бьют! Люди в погонах не раз обыскивали, искали колюще-режущее оружие. Залезали и в карманы, но оружия не находили. Зато все деньги забирали себе.

Наговорившись, мы прошли в гости к Сашиным соседям. Хозяева оказались дома и охотно приняли угощение. Удалось сфотографировать интерьер их жилища, пока товарищи обсуждали свои планы. Ночлежка располагалась в разбитом гараже без одной стены, но с крышей. У входа – кострище, там хозяева иногда готовят себе пищу. В этой трущобе, закутавшись в несколько одеял, спят два человека и собака. Пес охраняет их «пещеру», а в лютые морозы помогает согреться.



«Был декабрь, погода ужасная: холод, ветер, мокрый снег. Как говорится, даже собаку на улицу не выгонишь. И вот к нам в магазин заходит бомж. Просит разрешения немного погреться. Укутан в непонятные грязные тряпки, ну как француз, бегущий из Москвы 1812 года. Вместо пальцев на руках какие-то гниющие обрубки или раны, не знаю, я не приглядывалась, страшно было смотреть. Вонь, конечно, от него дикая. Покупатели, ясное дело, заходят в магазин и тут же разворачиваются. Потому что невозможно рядом с бомжом не то чтобы рядом, даже в трёх метрах стоять! И мне жалко бомжа ужасно, он замёрзший такой, несчастный. Погибнет человек. С другой стороны, какая тут может быть торговля, когда бомж в магазине? А вдруг он заразный? Начальство, опять же, нас же и накажет за милосердие. Выгнали мы его, стиснув зубы, в холод и снег. До сих пор вспоминаю. И стыдно, и страшно ».

Рядом с нашим миром тёплых квартир, работы с ежемесячной зарплатой, относительной безопасности, сытости и стабильности существует параллельная реальность. Мир бездомных и беспризорников. Время от времени наши реальности пересекаются.

Мы проходим мимо, отворачиваясь, покрепче держа кошельки, и стараемся побыстрее забыть. Подаём мелочь или сигарету. Пытаемся помочь и вызываем «Скорую помощь». Зайдя в вагон, где спит бомж, зажимаем нос и садимся подальше. Если бомж обосновался в нашем подъезде, вызываем полицию.

Видео: Как живут бомжи

При виде бомжа мы испытываем противоречивые чувства. Стыд и вину, потому что не можем и не хотим помочь. Жалость, потому что перед нами человек. Отвращение и боязнь чем-нибудь заразиться. Недоумение: как такое могло случиться с человеком? Презрение: сам виноват, что докатился до такой жизни! И самое главное, страх — только бы подобного не случилось со мной! Поэтому мы стремимся свести к минимуму наше столкновение с непредсказуемой и пугающей реальностью бомжей. Спешим забыть и вернуться в свой приличный, отлаженный, понятный мир.

Бродяжничество имеет долгую историю. Иисус Христос, в сущности, был бомжом. В Евангелии от Матфея чёрным по белому написано:

«..лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где преклонить голову».

На Руси существовали юродивые, которые скитались по городам, жили на подаяние и пользовались общественным уважением. РПЦ почитает 36 юродивых. Храм Василия Блаженного воздвигнут в честь бродяги, который ходил абсолютно нагим. Среди современных бомжей существуют своеобразные наследники юродивых (единицы, конечно). В Кемерово, к примеру, живёт 62-летний Леонид Коновалов, который снял философское кино про себя и жизнь и отправил его на Каннский фестиваль. Фильм проходит отборочный тур. В апреле бомж ждёт приглашение в Канны.

Государство с бродягами, как правило, борется. Потому что бомж — существо с государственной точки зрения лишнее и вредное. Пользы и денег в казну не приносит, а для общества представляет реальную опасность. В Царской России бродяжничество (неспособность или нежелание указать своё истинное звание и место жительства) считалось уголовным преступлением. Бродяг приговаривали либо к 4 годам исправительных работ, либо к ссылке в Сибирь. За ложные показания полагалось 30-40 ударов розгами. Бездомных стариков и инвалидов помещали в дома призрения.

С одной стороны, хороший закон. Прямо по пословице «Кто не работает, тот не ест». С другой стороны, Бродский, Нобелевский лауреат, получил по этому указу 5 лет тюрьмы (да, это был политический процесс, но факт остаётся фактом). Действовала статья 209 УК, по которой за систематическое бродяжничество и тунеядство могли посадить на 2 года. Благодаря этой статье в Петербурге существует легендарная котельная «Камчатка» и песня Гребенщикова «Поколение дворников и сторожей».

(кадр из фильма «Рок»)

После развала СССР количество бомжей, особенно в мегаполисах, резко возросло. Ряды бездомных пополнили жертвы финансовых пирамид, приватизации и прочих реформ лихих 90-х, а также те, кто не смог приспособиться к условиям нарождающегося капитализма. Конституция РФ, в отличие от советской, не гарантирует россиянам ни жилья, ни работы. Капитализм всё-таки. Бродяжничество и тунеядство не считается ни уголовным преступлением, ни административным правонарушением.
Свобода личности соблюдена. Хочешь жить на улице — пожалуйста. Не хочешь работать — да ради бога. Цою и Бродскому в современной России жилось бы вольготно. С другой стороны, государству в прямом смысле плевать на весьма значительную часть граждан, погибающих на улицах.

Да, функционируют приюты для бездомных. Например, в Петербурге и в Москве работают около 20 приютов на 60 человек. При этом количество бомжей в России по официальной статистике приближается к 4 миллионам. Полиция против бомжей бессильна. Всё, что может сделать полицейский, — это отправить бомжа в спецприёмник и выдать ему документы, а иногороднего выслать. Никаких внятных государственных программ работы с бездомными не существует. Фактически, бомжами не занимается никто, кроме редких благотворительных и волонтёрских организаций.

С точки зрения среднестатистического налогоплательщика, бомжи — несомненное зло. Бомж — существо асоциальное и, как я уже писала выше, опасное для общества. В городах бомжи ночуют в подвалах и становятся причиной пожаров. Бомжи едят собак в и кошек, в том числе и домашних. Половина бездомных в России — бывшие зэки. Часть — потенциальные заключённые, которые скрываются от полиции. Многие промышляют воровством, дело доходит и до убийств. Наконец, бомжи — переносчики опасных заболеваний.

«…бездомные болеют педикулезом, чесоткой, различными видами грибковых заболеваний. А еще, пообщавшись с бомжем, можно подхватить любую инфекцию, передающуюся через дыхательные пути, в том числе и туберкулез. Но чтобы заразиться всем перечисленным, надо вступить в непосредственный контакт с инфицированным бродягой, например, в давке в общественном транспорте. Правда, наиболее «популярными» среди бомжей чесоткой и педикулезом можно заболеть, и не контактируя напрямую с зараженным. Вши, особенно если их много, остаются на сиденьях и скамейках, а чесотку можно «получить», подержавшись за поручень» (Григорий Останин, начальник Московского центра дезинфекции)

(бомжи в Казани на главной площади)

Усилия волонтёров, благотворителей и полицейских зачастую оказываются тщетными. Среди бомжей немало тех, кто сознательно выбрал жизнь на улице и не собирается от неё отказываться.

«Бродяжничаю я уже давно - лет пять. И не потому, что на какую-нибудь «пирамиду» попался, квартиру продал, деньги все потерял. У меня и квартира, и машина, и работа нормальная были. Семья, дети - все чин по чину. Только вот… свободы, что ли, не хватало. Вечно вокруг: «делай то, не делай этого», на работе - начальник, дома - жена. В общем, надоело все, я взял и ушел. С мелочью в кармане дошел до вокзала, сел в первый попавшийся поезд и - поминай как звали. Я до того дня всего один раз из своего города выбирался: летом на юг. А теперь всю страну объездил. Домой? Нет, не тянет. Я хорошо живу: найти какую-нибудь работу на один день, чтобы на еду заработать, везде можно. Да и «свои» всегда помогают: у нас люди отзывчивые. А самое главное: я никому не должен и мне никто не должен, как хочу, так и живу ».
Часто случается так, что бомжа накормят, отмоют, пристроят за счёт бюджета, а он снова возвращается на насиженное место — на вокзал или в подвал. Не хочет расставаться со свободой, которую даёт бродячая жизнь. Ведь, как ни крути, в жизни на улице есть свои преимущества. Бомж думает только о себе, не имеет никаких обязательств, не несёт никакой ответственности и не подчиняется никаким законам. У бомжа нет начальников, нет рабочего графика, он волен делать всё, что захочет. Многим нравится жить на улице. К слову, 90% бездомных вполне трудоспособны. Они просто не хотят работать.

В 2007 году в Думу был внесён законопроект о регулировании вопросов бродяжничества и решении проблем бездомных. Законопроект предлагал обязать бездомных регистрироваться и проходить регулярные медосмотры. За отказ от регистрации предполагалось давать 10 суток, злостных нарушителей могли упечь в спецучреждение. Закон раскритиковали: во-первых, о какой регистрации может идти речь, когда у 70% бродяг нет даже паспорта? Во-вторых, бомж, каким бы опустившимся он ни был, всё же человек. Принудительное лечение, а тем более заключение за бродяжничество, которое преступлением не является, — это нарушение прав человека. Если бомж выбрал жизнь на улице, он имеет на это право.

Гуманные граждане выступают против возвращения уголовного наказания за бродяжничество. Они считают, что принудиловкой ничего не решишь. Нужна комплексная государственная программа по реабилитации и социальной адаптации бомжей.

«От бездомных нельзя избавиться! Им надо оказывать помощь, поддерживать на пути к нормальной жизни. И одной бесплатной похлебкой эту проблему не решишь. Нужны большие денежные вливания, спонсорская помощь. Богатые должны начать помогать бедным» (Константин Казанцев, директор Дома ночного пребывания)

Радикально настроенные граждане выступают за решительную борьбу с бомжами на государственном уровне. Гуманность и терпимость по отношению к бомжам, вроде уважения их прав, — палка о двух концах. Во-первых, государство обязано прежде всего защитить законопослушных граждан от социально опасных бездомных. Во-вторых, уважать право бомжа на бродячую жизнь — это значит позволить ему погибать на улице от холода, голода или в результате расправы товарищей по несчастью. По статистике, средняя продолжительность жизни бродяги на улице 3-5 лет. Довольно негуманно не замечать, как умирают тысячи людей. В-третьих, реабилитация и адаптация армии бездомных — это миллионы рублей. Вся финансовая тяжесть подобной государственной программы снова ляжет на плечи налогоплательщиков. В-четвёртых, что делать с теми, кто не желает адаптироваться? Кормить бесплатно?

«О каких правах вы говорите? Бомжи давно потеряли человеческий облик. Это уже не люди, а какие-то человеческие обломки! Собрать всех, отмыть, вылечить и заставить работать!».

«Сажать их надо! Или высылать за 101 километр как было в СССР. В Сибирь, вон сколько деревень пустует».

«ненавижу бомжей!!! отстреливал бы как бешеных собак!! фашисты, чтобы не говорили были не дураки, всех бомжей и алкоголиков собрали и отправили строить дома и мосты».

«К сожалению, мы не имеем лицензии на отстрел бомжей, а других законных способов справиться с ними сегодня нет».

Михалев, правда, потом заявил, что это он так неудачно пошутил.
Гуманисты возражают: среди бомжей много таких, кто оказался на обочине жизни не по своей воле. Человек без документов и пресловутой прописки практически не имеет шансов найти вменяемую работу и жильё. Всё по пословице «без бумажки ты – какашка». Многие люди становятся бездомными по вине государства . В прошлом году, например, по судебному решению было выселено из своего жилья 20 827 человек, без предоставления другого жилого помещения. Отсутствует нормальная система социальной адаптации бывших заключённых. В результате армия бездомных регулярно пополняется зэками, готовыми на кражи и убийства.

Осенью этого года в Петербургском ЗАКСе рассматривали законопроект о создании специальных режимных поселений для бомжей. Планировалось организовать общежития где-нибудь в Вологодской области, предоставлять работу и т.д. Правда, никто не задумался о том, понравилось бы жителям Вологодской области это сомнительное соседство. К слову, подобные приюты для бездомных уже существуют в США. При этом количество бродяг в процветающей Америке не сокращается. По официальным данным, в Штатах примерно 3.5 млн. бомжей. Немногим меньше, чем в России. Достаточно бродяг и в сытой-обутой Европе.

«Бездомные - это особая культура, которая присутствует не только у нас, но и в более богатых странах. Бездомным нравится такой образ жизни, им комфортно. Я не сторонник того, чтобы государство вмешивалось в этот процесс. Надо просто формировать культуру в обществе» (Игорь Чернышев, член Совета Федерации по социальной политике)

Я думаю, что одним формированием культуры в обществе от бомжей не избавишься. Радикальные меры по отношению к бомжам могут решить проблему. Но будем честны: в современной России с её законодательной системой и коррупцией бомжом может стать любой гражданин .

Видео про бомжей живущих в России: