Исследования В.А. Крутецкого в области педагогики

(род. 1917) - отечественный психолог. Биография. Профессиональную деятельность начал с работы преподавателя, затем завуча и директора школы. В 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников". Работал в НИИ общей и педагогической психологии, возглавлял здесь лабораторию способностей (1960-1979). Затем работал на кафедре психологии МГПИ им. В.И.Ленина. Доктор психологических наук, профессор. Исследования. Специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занимался проблемами способностей в различных видах деятельности школьников. Популяризатор психологических знаний. Сочинения. Психология подростков. 1959 (совм. с Н.С.Лукиным); Воспитание дисциплинированности у подростков. 1960 (совм. с Н.С.Лукиным); Очерки психологии старшего школьника. 1963 (совм. с Н.С.Лукиным); Психология математических способностей школьников. 1968; Основы педагогической психологии. 1972; Психология обучения и воспитания школьников. 1976


Смотреть значение Крутецкий Вадим Андреевич в других словарях

Алеев Петр Андреевич — (ок. 1883 - ?). Социалист-революционер. Служащий. Член ПСР с 1905. Образование среднее. В конце 1921 жил в Самаре, работал в ГубСНХ. Местными чекистами характеризовался как "активный"........
Политический словарь

Алешинкин Михаил Андреевич — (ок. 1894 - ?). Член ПЛСР с 1917. Артист. Образование среднее. В конце 1921 жил в Царицынской губернии и работал в политпросвете. Местными чекистами характеризовался как «пассивный»........
Политический словарь

Андреев Андрей Андреевич — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. В 1921 находился в Бутырской тюрьме. Дальнейшая судьба неизвестна.
НИПЦ "Мемориал".
Политический словарь

Андреев Григорий Андреевич — (? - ?). Член ПЛСР. В конце 1921 жил в Псковской губернии. Местными чекистами характеризовался как «открыто не выступающий» партийный работник. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Архипов Леонид Андреевич — (ок. 1893 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Служащий. Образование среднее. В конце 1921 жил в Уфимской губ., работал на Златоустовском заводе. Местными чекистами характеризовался........
Политический словарь

Аршинов Петр Андреевич (партийный Псевдоним - Петр Марин) — (1886, Екатеринослав - 1938). Анархист. Из мещан. Образование начальное. Слесарь. В 1904-06 руководил организацией РСДРП на станции Кизил-Арват в Средней Азии редактор нелегальной........
Политический словарь

Бабанов Александр Андреевич — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. В конце 1921 жил в Уфимской губ. Местными чекистами характеризовался как принадлежавший к "меньшинству" ПСР. Дальнейшая судьба неизвестна.
К. М.
Политический словарь

Беликов Андрей Андреевич — (ок. 1879 - ?). Член ПСР с 1905, затем левый с.-р. В конце 1921 жил в Царицынской губернии и работал заведующим отделом снабжения. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Белугин Андрей Андреевич — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. В конце 1921 жил в Уфимской губ. Дальнейшая судьба неизвестна.
К. М.
Политический словарь

Бирзе Ян Андреевич — (1884 - ?). Анархист. Из крестьян (сын батрака). Образование начальное. С 1905 член Рижской группы РСДРП, с 1905 - активист Латышской группы анархистов-коммунистов "Liesma" ("Пламя").........
Политический словарь

Исув Иосиф Григорьевич (андреевич) — (1878, Витебск, – 1920, Москва). По окончании Учительского института учитель в еврейской школе в Шавлях (Шауляе); занимался революционной пропагандой в организации Бунда.........
Политический словарь

Калачев Петр Андреевич — (ок. 1886 - ?). Социал-демократ. Служащий. Член РСДРП с 1905. Образование среднее. В конце 1921 жил в Иваново-Вознесенской губ., работал завскладом Центросоюза. Местными чекистами........
Политический словарь

Кожинов Вадим Валерианович — (1930 – 2001) – русско-советский филолог, историк, публицист. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века.
Политический словарь

Майоров Илья Андреевич — (1891, деревня Гордеево Юматовской волости Свияжского уезда Казанской губернии, – 11 сентября 1941, Медведевский лес, близ Орла). Из крестьян. Эсер со времени Революции 1905–........
Политический словарь

Натансон Марк Андреевич — (25 декабря 1850, город Свенцяны Виленской губернии, – 29 июля 1919, город Берн, Швейцария). Из мещан. Учился в Петербургской медико-хирургической академии (1868 – 71) и в Земледельческом........
Политический словарь

Оболенский Владимир Андреевич — (1869, Петербург, – 1950, Бюсси-ан-От, Франция). Князь. Окончил естественный факультет Петербургского университета (1891), увлекался политэкономией. Был дружен с А.Н. Потресовым........
Политический словарь

Руднёв Вадим Викторович — (1874 – 19 ноября 1940, По, Франция). С 1900 учился на медицинском факультете Московского университета. В 1902 сослан в Сибирь за участие в студенческом движении. Эсер. Летом 1905........
Политический словарь

Рыжиков Василий Андреевич — (ок. 1881 - ?). Член ПЛСР с 1917. Образование «общее». В конце 1921 жил в г. Котельнич Вятской губернии. Местными чекистами характеризовался как «авторитетный», но «не активный»........
Политический словарь

Суетин Андрей Андреевич — (1886, с. Долматово Шенкурского у. Архангельской губ. - ?). Член ПЛСР. Из интеллигенции. Образование среднее. Жил в Архангельске и работал заведующим губтопа. На иждивении........
Политический словарь

Сумкиh Петр Андреевич — (ок. 1882 - ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1917. Из мещан. Образование низшее. В конце 1921 жил в Красноярской губ., работал табельщиком Томских железнодорожных [мастерских].........
Политический словарь

Титов Александр Андреевич — (27 августа 1878, город Ростов Ярославской губернии, – не ранее 1958). Родился в семье предпринимателя, известного археографа, палеографа и этнографа А.А. Титова. В 1897 поступил........
Политический словарь

Тоhкоhогов Семен Андреевич — (ок. 1895 - ?). Социал-демократ. Из мещан. Член РСДРП с 1915. Образование среднее. В конце 1921 жил в Красноярской губ., работал в железнодорожных мастерских. Местными чекистами........
Политический словарь

Халов Андрей Андреевич — (? - ?). Член ПЛСР. Из крестьян. Образование «общее». В конце 1921 жил во Владимирской губернии и работал конторщиком. Дальнейшая судьба неизвестна.
М. Л.
Политический словарь

Череванин Фёдор Андреевич — (настоящая фамилия Липкин) (ноябрь 1869, город Чериков Могилёвской губернии, – 8 марта 1938). Из семьи действительного статского советника, мирового судьи. Окончил гимназию........
Политический словарь

Шкорбатов Николай Андреевич — (1888-1940). Социалист-революционер. В 1905 исключен из Харьковского реального училища за участие в забастовках. В 1909 исключен из Варшавского политехнического института за........
Политический словарь

Балугьянский Михаил Андреевич (1769-1847) — русский экономист и юрист. Работая в комиссии по составлению свода законов, которой руководил русский реформатор М.М.Сперанский, Балугьянский написал (1803-1807 гг.) работу........
Экономический словарь

Бекетов Федор Андреевич (1787 - Год Смерти Неизвестен) — русский экономист. Экономические взгляды Бекетова изложены в трех его речах-«рассуждениях»: «Об основаниях, постепенном ходе и пользе экономии политической …» (1818),........
Экономический словарь

Пионтковский Андрей Андреевич (1898-1973) — - выдающийся советский ученый-криминалист, заслуженный деятель науки РСФСР, доктор юридических наук, профессор. Родился в Казани в семье видного российского ученого-криминалиста,........
Юридический словарь

Андреевич-кун — Джордже (1904-64) - сербский живописец и график. Зачинательсоциально-критического направления в сербском искусстве 30-х гг. Участникгражданской войны в Испании 1936-39, народно-освободительной........

Вадим Храбрый (?-864) — полулегендарный вождь новгородцев, внукГостомысла. Поднял восстание против Рюрика и убит им.
Большой энциклопедический словарь

15 сентября 1991 г. ушел из жизни известный психолог, прекрасный человек Вадим Андреевич Крутецкий, 50 лет жизни которого были отданы плодотворной научной и педагогической деятельности.

В. А. Крутецкий родился в Москве в декабре 1917 г. В 1941 г. он окончил отделение экономической географии МГУ, и с августа первого военного года начал свою педагогическую деятельность (в армию мобилизован не был из-за очень плохого зрения). В сентябре 1947 г. он поступил в аспирантуру Института психологии (ныне НИИ ОПП АПН СССР), имея за плечами опыт работы преподавателя техникума, завуча и директора школы. В 1950 г. после успешной защиты кандидатской диссертации В. А. Крутецкий был оставлен в институте, где проработал около, 30 лет, 20 из которых возглавлял лабораторию способностей, 16 лет был заместителем директора НИИ ОПП АПН СССР по научной работе.

В. А. Крутецкий вел научные исследования в области возрастной и педагогической психологии, психологии воли и характера, но предметом его особого внимания стала психология способностей. В науке о способностях В. А. Крутецкий был последователем идей Б. М. Теплова. Реализуя его подход на математическом материале, он выделил и убедительно описал компоненты математических способностей. Острая наблюдательность исследователя и педагога позволила В. А. Крутецкому заметить значение неочевидного личностного фактора, который он назвал "математической направленностью ума ". Позже он говорил, что даже недооценил значение этого качества, которое на деле является определяющим в структуре математических способностей.

Научные публикации В. А. Крутецкого (их более 130) обогатили психологическую науку, они имеют большое значение для теории и практики обучения и воспитания. В 1968 г. его монография "Психология математических способностей школьников "

была удостоена I премии АПН СССР и издана в США, Англии, Японии и других странах. Такие книги, как "Психология подростка " (1959, 1965), "Очерки психологии старшего школьника " (1963), "Воспитание дисциплинированности у подростков " (1960) (все три в соавторстве с Н. С. Лукиным), "Основы педагогической психологии " (1972), "Психология обучения и воспитания школьников " (1976), учебники психологии для педучилищ (1974, 1980, 1986), хорошо известны преподавателям и студентам высших и средних учебных заведений.

В последние годы В. А. Крутецкий был профессором кафедры психологии МГПУ им. В. И. Ленина. Под его руководством успешно разрабатывалась проблема способностей учителя. Изучались сущность, структура общих и специальных педагогических способностей, условия их формирования и развития у студентов педвуза, разрабатывались методы диагностики педагогических способностей. В типографии МПГУ им. В. И. Ленина находится последняя книга В. А. Крутецкого "Педагогические способности, их структура, диагностика и условия формирования и развития ", обобщающая результаты 10летней работы его творческой группы.

В. А. Крутецкий был талантливым ученымпедагогом. Он щедро делился с молодыми коллегами, аспирантами, студентами своими знаниями, мыслями, богатым опытом, научным оптимизмом, учил ставить и решать научные проблемы, искать истину, отстаивать собственные научные взгляды.

В.А. Крутецкий был неутомимым пропагандистом психологических знаний. Он выступал с докладами не только на Всесоюзных съездах психологов, международных конгрессах по психологии, но и перед преподавателями вузов и техникумов, учителями школ. О необычайно активной жизненной позиции В. А. Крутецкого свидетельствовал его неиссякаемый интерес ко всему, что происходит в науке, в общественной и политической жизни страны, в мире. За большую научную, педагогическую и общественную деятельность он был награжден многими правительственными наградами, среди которых медаль "За доблестный труд ", "Ветеран труда ", "Отличник просвещения СССР ".

В. А. Крутецкий был человеком большой культуры и научной эрудиции. Он отличался истинной интеллигентностью, скромностью и принципиальностью. Светлая память о нем надолго сохранится в сердцах и делах его учеников, коллег, друзей.

источник неизвестен

(род. 1917) - отечественный психолог.

Биография. Профессиональную деятельность начал с работы преподавателя, затем завуча и директора школы. В 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников". Работал в НИИ общей и педагогической психологии, возглавлял здесь лабораторию способностей (1960-1979). Затем работал на кафедре психологии МГПИ им. В.И.Ленина. Доктор психологических наук, профессор.

Исследования. Специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занимался проблемами способностей в различных видах деятельности школьников. Популяризатор психологических знаний.

Сочинения. Психология подростков. 1959 (совм. с Н.С.Лукиным);

Воспитание дисциплинированности у подростков. 1960 (совм. с Н.С.Лукиным);

Очерки психологии старшего школьника. 1963 (совм. с Н.С.Лукиным);

Психология математических способностей школьников. 1968;

Основы педагогической психологии. 1972;

Психология обучения и воспитания школьников. 1976

КРУТЕЦКИЙ Вадим Андреевич

(1917-1991)- российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей. Д-р психологических наук (1968), профессор. В 1941 г. закончил отделение экономической географии МГУ и с августа этого же года начал свою профессиональную педагогическую деятельность (в армию не был призван из-за плохого зрения). Преподавал в техникуме, был завучем, затем директором школы. В 1947 г. поступил в аспирантуру Института психологии (позже - НИИ ОиПП АПН СССР, ныне ПИ РАО), в 1950 защитил канд. дис: Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников и далее в течение тридцати лет работал в этом институте. В 1960 г. возглавил лабораторию способностей. С 1974 по 1980 г. - зам. директора НИИ ОиПП АПН СССР по научной работе. Исследовательская деятельность К. первоначально касалась проблем возрастной и педагогической психологии, психологии воли и характера, что получило отражение в ряде книг, написанных в соавторстве с Н.С. Лукиным: Психология подростка (1959, 1965); Воспитание дисциплинированности подростков (I960); Очерки психологии старшего школьника (1963). Впоследствии предметом его особого внимания становится психология способностей. Будучи последователем идей Б.М. Тепло-ва, реализовал его подход на математическом материале: выделил и описал компоненты математических способностей, ввел понятие математическая направленность ума, исследовал роль личностного фактора в становлении математических способностей. В 1967 г. защитил докт. дис: Психология математических способностей школьников. В 1968 г. опубликовал одноименную монографию, которая была удостоена 1 премии АПН СССР и издана в США, Англии, Японии и др. странах. Наряду с исследовательской продолжал заниматься преподавательской работой. Опубликовал ряд монографий и учебников по педагогической психологии: Основы педагогической психологии, 1972), Психология обучения и воспитания школьников (1976); учебник для педучилищ Психология (1974, 1980, 1986). В последние годы жизни К. был профессором кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина. Под его руководством разрабатывались проблемы способностей учителя, изучались сущность и структура общих и специальных педагогических способностей, условия их формирования и развития у студентов педвузов, разрабатывались методы диагностики педагогических способностей и др. Результаты этой работы были представлены в последней монографии К.: Педагогические способности, их структура, диагностика и условия формирования и развития (1992), обобщающей десятилетние исследования его творческой группы. Л. А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская

Крутецкий Вадим Андреевич

(род. 1917) - отечественный психолог.

Биография.

Профессиональную деятельность начал с работы преподавателя, затем завуча и директора школы. В 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников". Работал в НИИ общей и педагогической психологии, возглавлял здесь лабораторию способностей (1960-1979). Затем работал на кафедре психологии МГПИ им. В.И.Ленина. Доктор психологических наук, профессор.

Исследования.

Специалист в области возрастной и педагогической психологии. Занимался проблемами способностей в различных видах деятельности школьников. Популяризатор психологических знаний.

Сочинения.

Психология подростков. 1959 (совм. с Н.С.Лукиным);

Воспитание дисциплинированности у подростков. 1960 (совм. с Н.С.Лукиным); Очерки психологии старшего школьника. 1963 (совм. с Н.С.Лукиным); Психология математических способностей школьников. 1968; Основы педагогической психологии. 1972; Психология обучения и воспитания школьников. 1976

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Смотреть что такое "Крутецкий Вадим Андреевич" в других словарях:

    Крутецкий Вадим Андреевич - (род. 1917) отечественный психолог. Профессиональную деятельность начал с работы преподавателя, затем завуча и директора школы. В 1950 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Характеристика понятий о морал … Психологический словарь

    Крутецкий, Вадим Андреевич - (1917 1991) Российский психолог. Окончив отделение экономической географии МГУ (1941), он поступает в аспирантуру Института психологии АПН, в котором, после защиты кандидатской (1950) и докторской (1968) диссертаций работает на протяжении… … Кто есть кто в российской психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Крутецкий Вадим Андреевич (1917-1991)-- российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей. Д-р психологических наук (1968), профессор.

В 1941 г. закончил отделение экономической географии МГУ и с августа этого же года начал свою профессиональную педагогическую деятельность (в армию не был призван из-за плохого зрения). Преподавал в техникуме, был завучем, затем директором школы. В 1947 г. поступил в аспирантуру Института психологии (позже -- НИИ ОиПП АПН СССР, ныне ПИ РАО), в 1950 защитил канд. дис: Характеристика понятий о моральных и психологических качествах личности у старших школьников и далее в течение тридцати лет работал в этом институте. В 1960 г. возглавил лабораторию способностей. С 1974 по 1980 г. -- зам. директора НИИ ОиПП АПН СССР по научной работе.

Исследовательская деятельность К. первоначально касалась проблем возрастной и педагогической психологии, психологии воли и характера, что получило отражение в ряде книг, написанных в соавторстве с Н.С. Лукиным: Психология подростка (1959, 1965); Воспитание дисциплинированности подростков (I960); Очерки психологии старшего школьника (1963). Впоследствии предметом его особого внимания становится психология способностей. Будучи последователем идей Б.М. Тепло-ва, реализовал его подход на математическом материале: выделил и описал компоненты математических способностей, ввел понятие математическая направленность ума, исследовал роль личностного фактора в становлении математических способностей.

В 1967 г. защитил докт. дис: Психология математических способностей школьников. В 1968 г. опубликовал одноименную монографию, которая была удостоена 1 премии АПН СССР и издана в США, Англии, Японии и др. странах.

Наряду с исследовательской продолжал заниматься преподавательской работой. Опубликовал ряд монографий и учебников по педагогической психологии: Основы педагогической психологии, 1972), Психология обучения и воспитания школьников (1976); учебник для педучилищ Психология (1974, 1980, 1986). В последние годы жизни К. был профессором кафедры психологии МГПИ им. В.И. Ленина.

Под его руководством разрабатывались проблемы способностей учителя, изучались сущность и структура общих и специальных педагогических способностей, условия их формирования и развития у студентов педвузов, разрабатывались методы диагностики педагогических способностей и др. Результаты этой работы были представлены в последней монографии К.: Педагогические способности, их структура, диагностика и условия формирования и развития (1992), обобщающей десятилетние исследования его творческой группы.

научный учитель педагогический крутецкий

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Взгляды отечественных психологов на проблему формирования индивидуальных способностей. Истоки формирования и развития творческих способностей. Разработка проблемы музыкального восприятия. Процесс формирования профессиональной готовности учителя музыки.

    статья , добавлен 19.01.2010

    Анализ психолого-педагогической литературы по использованию принципа гуманизации в обучении. Исследование в данном вопросе опыта Ш.А. Амонашвили - педагога и психолога, специалиста в области гуманно-личностной психологии и педагогики в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2014

    Основные цели психологии как дисциплины и деятельности психологов. Подготовка преподавателей психологии. Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии. Требования к профессиональной подготовленности специалиста по психологии.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Характеристика творческих способностей педагога-психолога и особенности их развития. Теоретические основы программы развития способностей средствами театральной педагогики. Оценка показателей способности к гипотетичности по методике Л.В. Моисеевой.

    дипломная работа , добавлен 16.02.2018

    Основные задачи и предмет педагогики и психологии. Определение терминов: образование, воспитание, дезадаптация, депривация. Понятие психики, сознания, поведения, воображения и воли. Психоанализ по Фрейду. Проблемы современного российского образования.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2010

    Сущность педагогических способностей. Соотношение понятий: способности, гениальность и талант. Структура педагогических способностей. Взаимосвязь педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя. Педагогические игры и тренинги.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2011