Интеллектуальная игра по русскому языку (3 класс). Игра по русскому языку "Под водой" (3 класс, любой УМК)

Интеллектуальная игра по русскому языку

3 класс


Цели: через занимательные задания содействовать поднятию интереса учащихся к русскому языку.

Задачи:

1) формировать умения применять полученные знания на практике; 2) развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; 3) воспитывать дружбу, коллективизм.

I. Организационный момент. II. Беседа с детьми о русском языке. -В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одежке – провожают по уму». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит – злой; говорит вежливо, ласково – хочется думать, что добрый. К великому сожалению наш родной русский язык стал «загрязняться» чужими нашему языку словами. Вот посмотрите сценку: Встретились два приятеля. 1-ый ученик: Привет! 2-ой ученик: Привет! 1-ый ученик: Все? Отстрелялся? 2-ой ученик: Сдал. А Васька, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, такую чепуху. 1-ый ученик: А я тоже не могу врубиться в эту химию. Было бы клева получить «4». Оно говорит, иди, отвечать, а у меня прикинь глаза на лоб. 2-ой ученик: Ну похиляли. Кранты. -Вы поняли, о чем шла речь? На каком языке говорили мальчики? К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью. Давайте все вместе встанем на защиту русского языка, изучая русский язык, будем бороться за его чистоту Всему название дано – И зверю и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету. Язык и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном мире – море – слов Купаться ежечасно! Сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственной и прекрасной науке грамматике. Оказывается, она может быть не только серьезной, но и достаточно веселой, загадочной и плутовской. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них, мы посоревнуемся и выявим лучших знатоков русского языка. В нашем соревновании принимают участие 3 – и команды. 1 команда (дети хором) «Грамотеи» 2 команда (дети хором) «Всезнайки» 3 команда (дети хором) «Любознательные». III. Викторина по русскому языку. 1-ое задание: «Алфавитная» - Ребята, сколько букв в русском языке? (33) Мне нужно по 1 человеку от каждой команды, надо назвать буквы в алфавитном порядке. За правильный ответ 5 баллов. 2-ое задание: «Заблудившиеся буквы». - Сейчас я буду читать вам четверостишия, в каждом из них есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. Если команда не отвечает, то помогает другая команда, поднимая руку. За правильный ответ по 1 баллу. 1.Говорят один рыбак В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом (сом). 2. Жучка будку (булку) не доела, Не охота, надоело! 3. Забодал меня котел (козел) На него я очень зол. 4. Врач напомнить должен Мите: Не забудьте об одном, 10 цапель (капель) перед сном! 5. На пожелтевшую траву Роняет лев (лес) свою листву. 6. Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук (жук) С длинными усами. 3- е задание: «Дети». -У белки – бельчонок; у мыши – мышонок; у кукушки – кукушонок; у кошки – котенок. - Давайте продолжим эту игру. Но будьте внимательны! За правильный ответ по 1 баллу. 1 команда: У вороны. ………..(вороненок). 2 команда: У лошади………..(жеребенок). 3 команда: У лисы …………..(лисенок). 1 команда: У галки…………(галчонок). 2 команда: У свиньи ……….(поросенок). 3 команда: У коровы……. (теленок). 1 команда: У козы………(козленок). 2 команда: У собаки…….(щенок). 3 команда: У лягушки……(Лягушонок). 4 – ое задание: «Найди пару». -Лев – львица, волк – волчица, тигр – тигрица, слон – слониха, еж – ежиха. Продолжим дальше. 1 команда Хобот…..(слон) Двугорбик….(верблюд) Фонтан……(кит) 2 команда Будильник….(петух) Длинношеий….(жираф) Листоедка….(гусеница) 3 команда Гав-гав….(собака) Клешня…..(рак) Медоноска…. (пчелка). 5 – ое задание: Загадки. Сердитый недотрога живет в глуши лесной Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж) Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет. А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок) Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет, И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь) Далеко мой стук слышится вокруг, Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел) У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы) Стоит дуб, на дубе двенадцать веток, на каждой ветке по четыре гнезда, в каждом гнезде семь птенцов, у каждого птенца одно крыло белое, другое – чёрное. (Год, месяцы, недели, дни недели, день, ночь) Четыре братца под одной крышей стоят. (Стол) Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса) Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста) Кого один раз в году наряжают? (Ёлку) Два братца в одну сторону глядят. (Глаза) Как столкнутся – стук да стук! Тишину вспугнут вокруг. Толстый тонкого побьёт - Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь) Яркий, жёлтый, налитой Весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики – Из далёкой Африки. (Апельсин) Льётся речка - мы лежим, Лёд на речке – мы бежим. (Коньки) День и ночь стоит на крыше Этот чудо постовой: Всё увидит, всё услышит, Всем поделится со мной. (Антенна.) 6 конкурс- игра «Наоборот» -Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте. Я называю действие, а вы выполняете противоположное действие. 1) Опустите руки вниз. 2) Поднимите руки вверх. 2 р. 3) Голову поднимите. 4) Голову опустите. 2 р. 5) Поворот туловища вправо. 6) ----------------------- влево. 2 р. 7) Закройте глаза (откройте) 2 р. 8) Посмотрите вдаль. 9) Привстаньте. 10) Присядьте. 11) Опустите правую (левую) руку. 12) Опустите левую (правую) ногу. 7 – ое задание: «Угадай знак» (На доске записано три знака «!», «?», «.».) -Я читаю предложения, а команды поочереди выставляют соответствующий знак в конце предложения, зарабатывая себе баллы. - Ты знаешь, какой праздник мы отмечаем 9 Мая? - Это День Победы. - Какое счастье быть свободным! - Ты любишь раннее весеннее утро? - Выйди в сад и открой глаза. - Чувствуешь радость наступающего дня? - Как прекрасно все вокруг! - Что ты еж такой колючий? - Это я на всякий случай. - Знаешь, кто мои соседи? - Лисы, волки и медведи! 8 –ое задание: конкурс «Телеграмма». Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы: Правильный ответ 1 балл. 1 команда: Купил семена, приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка) 2 команда: Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик ИА) 3 команда: Помни, все исчезнет после 12 ночи. (Фея из сказки «Золушка») 1 команда: Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок) 2 команда: Купили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха – Цокотуха) 3 команда: Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)
9 конкурс «Народная мудрость»
-Я буду читать пословицы,а вы найдите недостающие слова.
1) Ученье - свет, а не ученье -
2) Знай больше, говори -
3) Не имей сто рублей,а имей -
4) Не бойся врага
умного, бойся друга -
5) Лучшая вещь новая, лучший друг -
6) Старый друг, лучше новых-
7) Без труда не вытащишь и рыбку-
8) Семь раз отмерь, один раз –
IV. Итог мероприятия.
Вот сколько чудес, ребята, в русском языке. Очень важно знать родной язык, правильно писать и говорить. Для повышения речевой грамотности больше читайте, не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажите.
Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свиданья,
До счастливых новых встреч!

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в начальных классах.

Интеллектуальная игра «Великий и могучий русский язык».

Для учащихся 3 - 4 классов.
Лаврова Галина Юрьевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Глинская средняя общеобразовательная школа» д. Глинки.
Описание материала: Данный материал способствует обобщению знаний по русскому языку у учащихся 3 - 4 классов, воспитанию любви и бережного отношение к родному языку, развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке. Предлагаемый материал будет полезен учителям начальных классов и педагогам.
Цель: обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Повторить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.
4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову.

Ход игры.

Самоопределение к деятельности.
Учитель:

Русский язык (1959).

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная – живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
А.Я. Яшин
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей игры. Сегодня у нас игра по русскому языку. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
Главный гость сегодня – его величество русский язык . Могуч и прекрасен русский язык. На языке мы думаем, общаемся, творим. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.
– Ребята, как вы думаете, почему так важно знать и владеть русским языком?
– Дорогие ребята, нужно научиться общаться друг с другом.
В нашей игре участвуют две команды. Давайте их поприветствуем!!!
(Представляются участники каждой команды).
– Ребята, мы сегодня будем с вами играть за круглым столом. (Приглашаются за игровой стол).
Победителей нашей игры определит наше жюри… (Представляются члены жюри).
По ходу игры будем подводить временные итоги, и записывать их.
– Итак, Ребята, подумайте пожалуйста, что вам пригодится для успешной победы в игре?
Буква заблудилась.
Учитель:
Буква заблудилась.
Неизвестно, как случилась,
Только буква заблудилась: Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
– Ребята, я сейчас буду читать вам стихотворения, а вы должны исправить ошибку: назвать нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного. Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Закричал охотник: – Ой!
Двери гонятся за мной! (Звери).
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу).
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке. (Маки).
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
– Там ползёт зелёный лук. (Жук).
С длинными усами!..
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (Сом).
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей).
Мы собрали васильки,
На головах у нас у нас –щенки. (Венки).
Старый дедушка Пахом
На козе (коне) скакал верхом.
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота. Надоело.
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами.
Летают майки (чайки) над волнами.
Учитель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. А теперь давайте отгадывать загадки.
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает.
Он от матери рождён.
Сам её рождает. (Лёд).
Конь стальной, хвост льняной.(Игла).
Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар).
В середине алый, сахарный, а кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).
С подругами и сёстрами
Она приходит к нам
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам. (Газета).
Учитель: Молодцы, загадки отгадали. А теперь, прежде чем начать следующую игру, предлагаю вам вспомнить знакомое правило о правописании безударных гласных, а потом разучить и хором повторить его в стихах:
Если буква гласная
Вызвала сомнения,
Ты немедленно её
Ставь под ударение.
Учитель: Я сейчас буду называть слова с безударными гласными, а вы должны к каждому слову подобрать проверочные (изменить его так, чтобы безударный звук стал ударным) и произнести хором. Для каждой команды свои слова. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Для первой команды.
Тропа – тропы
Гора – горы
Трава – травы
Стена – стены
Поля –поле
Холмы – холм
Для второй команды.
Голова –головы
Борода –бороды
Садовник – сад
Старик –старец
Листок – лист
Бежать – бег
Учитель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Давайте вспомним, какие слова называют омонимами? (Омонимами называют слова, имеющие одинаковое звучание, но разное значение. Например: «коса» – заплетённые волосы и «коса» – сельскохозяйственное орудие.
Давайте отгадаем – Омонимы-загадки . Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются…(Иголки).
Я в дверях, я в замке,
И в нотной строке,
Я и гайку отвинчу
И могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку отгадать…(Ключ).
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец порою
В шеренгу вас построю…(Линейка).
Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают…(Очки).
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей…(Нос).
К розе он не подпускает,
Доски накрепко скрепляет…(Шип).
Учитель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Давайте вспомним, какие слова называют антонимами ? Слова с противоположным значением. Например: высокий-низкий. Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.

Загадки в стихах.

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня…(Прохлада).
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому, что я …(Зима).
Я антоним к слову смех.
Не от радости, утех
Я бываю по неволе.
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались – это …(Плач).
Не бываю без начала.
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я…(Конец).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь…(Тишина).
Учитель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Давайте теперь вспомним синонимы . (Слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение). Каждый игрок называет слово, к которому играющие из другой команды, должны подобрать синонимы. Кто не сумеет этого сделать, тот уступает другому игроку. Примеры: бездельник-лодырь, дерзкий- грубый, мокрый-сырой, дорога-путь, глаза-очи, думать-мыслить, лётчик-пилот, пища-еда, смелый-храбрый, успех-удача, горячий-жаркий.
Учитель: Ребята, было трудно? Вы справились и с этим заданием?
В правописании, произношении, образовании некоторых слов мы часто встречаемся с такими случаями, которые ставят нас в тупик. Я сейчас буду называть слова в единственном числе, а вы повторяйте их во множественном числе, обозначьте в ловах ударение . Для каждой команды свои слова. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Для первой команды.
Герб – гербы
Адрес – адреса
Мука –…
Директор – директора
Договор –догово ры
Трактор –трактора
Еда – …
Столяр – столяры
Для второй команды.
Шарф –ша рфы
Инженер – инжене ры
Метро –…
Портфель – портфе ли
Торт – то рты
Повар – повара
Лень – …
Век – века
– Как видите, не всё так просто. В каждом случае надо подумать, имеет ли данное слово множественное число (например: метро, мука, лень), как поставить ударение.

Вспомни фразеологизмы.

– Ребята, вспомните в русском языке есть устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов. Например: Ушки на макушке. Кто-то очень внимательно, напряженно вслушивается.
– Я сейчас буду вам давать объяснение устойчивым сочетаниям, а вы должны вспомнить как эти фразеологизмы звучат в русском языке.
Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Обижаться, сердится - надувать губы .
Очень быстро - сломя голову .
Кто-либо никак не может удержаться от смеха - смешинка в рот попала .
Знает, что сказать, как ответить - за словом в карман не полезет .
Очень медленно - черепашьим шагом .
Итоговая рефлексия.
Учитель: Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Вам понравилось? Что у вас хорошо получалось, а над чем ещё надо поработать? Хотелось бы узнать, что вам больше всего запомнилось, узнали ли вы что-нибудь новое. Где можно применить новые знания?
Выявление победителей. Награждение команд.
Учитель: Слово в словах.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И людям радость отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку превратить,
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин.
– Уважаемые гости, участники нашей игры – Учитесь общаться друг с другом!
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Спасибо за внимание!

Конспект урока игры по русскому языку для 3 класса. Имя существительное

Леденева Галина Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ лицей «МОК №2» г. Воронежа
Описание материала: предлагаю вам конспект познавательно – игрового занятия для младших школьников по русскому языку по теме «Имя существительное как часть речи». Это материал будет интересен учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, родителям. Мероприятие направлено на развитие познавательных интересов школьников в области русского языка и формирование коммуникативных, познавательных, личностных УУД.

Игра «Что? Где? Когда?» для учащихся 3 класса

(Познавательно – игровое занятие по русскому языку (УМК «Перспектива»))

Тема: Имя существительное как часть речи.
Цель: закрепление знаний учащихся об именах существительных, формирование положительного отношения к изучению русского языка, формирование стремления к приобретению знаний, развивать речь, мышление, любознательность, коммуникативные навыки.
Формируемые УУД: умение анализировать материал, установление причинно – следственных связей, умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать работу в соответствии с заданием, умение работать в группе, уважение к мнению одноклассников, понимание значимости выполняемой работы.
Оборудование: карточки для работы в группе, рисунки с изображением сказочных героев, конверты с заданиями, призы для поощрения участников игры и награждения победителей.

Ход урока.

1. Оргмомент
Начинаем наш урок.
Он вам пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Ответы полные давать
И на уроке не зевать.
Учитель. Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. К нам в гости придут герои любимых книг со своими заданиями и вопросами. Я предлагаю вам посоревноваться с ними в знании русского языка и постараться выполнить все задания. Итак, наша игра «что? Где? Когда»» начинается. У нас играют 3 команды знатоков против героев сказок.
2. Сообщение темы игры.
Учитель. Отгадайте тему нашей игры. Для этого вам надо прочитать слова в филворде и назвать, что объединяет все эти слова.
Ч П Р Ж О И Е
И О О Е К Н Р
С В С Д О А О
Л О П А Н Ч Д
- Что объединяет эти слова?(относятся к именам существительным)
Тема игры: Имя существительное как часть речи.
- Против команд играют герои сказок. Они приготовили для вас интересные задания. Команда, которая первой справилась с заданием, поднимает зеленый сигнал светофора, четко отвечает на поставленный вопрос. Остальные – проверяют правильность ответа. Если допущена ошибка, результат не засчитывается. За правильный ответ начисляется 5 баллов. За добавление к ответу другой команде могут добавляться баллы.
3. Представление жюри.
4. 1 раунд игры.

Учитель. Отгадайте, кто играет против вас в 1 раунде.
- Найдите закономерность и прочитайте слово.
ААЧММЕННБУССРАТТШУУКА
Ответ: Чебурашка.
Задание: из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте как можно больше имен существительных. Распределите их по родам.
Время выполнения задания – 5 минут. Выигрывает та команда, которая больше подберет имен существительных.
- Слово предоставляется жюри.
5. 2 раунд.
Против знатоков играет герой сказки А. Н. Толстого. Отгадайте загадку, и узнаете его имя.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы

В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
Задание: Соберите пословицы и определите падеж имен существительных.
Собирай по ягодке - только небо коптить.
Без дела жить - мастера хвалит.
Всякая работа наберешь кузовок.

Учитель: какая тема объединяет все эти пословицы? Какие еще пословицы и поговорки о труде вы знаете?
- Слово жюри.
6. 3 раунд.
Имя следующего сказочного героя вы прочитаете, разгадав шараду.
Первый слог – в слове небо,
Слог второй найдете в школе,
Третий слог – в слове – белка.
А вместе – герой любимой сказки.
Ответ: Незнайка.
Задание: Составить 2 предложения, используя как можно большее количество данных слов. Подчеркнуть главные члены, указать известные части речи.
Снег, тропинки, зима, мороз, метель, холод, деревья, воробей.
- Слово жюри.
7. 4 раунд. «Блицтурнир»
Против знатоков играет веселый Карандаш. Приглашаются капитаны команд. Они вытягивают вопросы, и отвечают на них. За правильный ответ – 1 балл.
Вопросы от Карандаша:
- Каким членом предложения являются имена существительные в именительном падеже?
- Какой падеж не может обойтись без предлогов?
- Как отличить существительные И. п. от существительных В. П.?
- Как изменяются имена существительные?
- Как определить род имен существительных?
- Как определить склонение имен существительных?
Слово жюри.
8. Физкультминутка.
Имена существительные бывают трех родов: мужского, женского, среднего. Определите род имен существительных. Если существительное женского рода – хлопайте в ладоши, мужского рода – топайте ногами, среднего рода – приседание.
Слова: ветер, печь, книга, небо, цветок, окно, брошь, учитель, мозоль (ж. р.), ягода, полынь, повидло, шампунь (м. р.), кенгуру (м. р.), диво, кофе.
9. 5 раунд.
Против знатоков играет герой известной сказки. Отгадайте имя сказочного героя.
Я с бала королевского
Однажды убегала
И туфельку хрустальную
Случайно потеряла.
Ответ: Золушка.
Задание: К каждому слову мужского рода добавьте только одну букву, чтобы получилось имя существительное женского рода. За каждое правильно составленное слово – по 1 баллу.
Рак - __________ (рамка)
Мел - ___________ (мель)
Полк - _____________ (полка)
Вол - ______________ (воля)
Гость - _____________(горсть)
- Слово жюри.
10. 6 раунд.
Против знатоков играет героиня сказки А. Н. Толстого. Отгадайте её имя.
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Ответ: Мальвина.
Задание: разберите слова по составу. Назовите имена существительные с нулевым окончанием. За каждое слово – по 1 баллу.
Слова для разбора по составу: запах, поездка, окошко, смех.
- Слово жюри.
11. 7 раунд.
Против знатоков играет кот Матроскин. Он приготовил для вас кроссворд. Впишите слова – имена существительные и прочитайте ключевое слово. Определите род и склонение имен существительных. За каждое отгаданное слово – 1 балл.

1. Рыжий зверек, живет в дупле, ловко скачет по веткам.
2. Оно умоет чисто и нас, и трубочиста.
3. Красивые движения под музыку.
4. Самое жаркое время года, время походов и купания в речке.
5. Ласково сияет, всех нас согревает.

12. Подведение итогов игры. Рефлексия.
Учитель: наша игра закончена. Оцените свою работу по системе «Светофор» (если все задания выполнил без ошибок – зеленый цвет, если были трудности – желтый, если совсем ничего не получилось – красный сигнал) предоставляется жюри.
Выступление жюри. Наша игра окончена со счетом …. .
Учитель: спасибо вам за игру. Успехов вам! До новых встреч в нашем клубе знатоков русского языка.

Игры с буквами «Превращения»

Буквам некогда тужить, буквам надобно дружить,

Букву в слове заменяй - другое слово получай!

1. Может и тазик песиком стать,

Проще простого эта задача:

Ежели «У» вместо «А» написать -

Выйдет в итоге кличка собачья. (Тазик - Тузик.)

2. Как время года превратить

В настольную игру?

Отброшу гласную одну,

Другую - подберу. (Лето - лото.)

3. Сам царь зверей - моя родня,

Сумеешь отгадать меня?

Начало «К» смени на «М» -

Увидишь, из чего я ем. (Киска — миска.)

4. Сумей решить задачу эту:

Одну лишь букву замени -

И месяц превратишь в планету. (Март - Марс.)

5. Всего одной лишь буквы

изменение —

И лодочка бесследно уплывает,

Вернее превращается в растение,

Которое микробов убивает. (Челнок - чеснок.)

6. Я с «Л» смягченным - под землей

Бываю каменным и бурым,

А с твердым - в комнате любой,

В геометрический фигуре. (Уголь -угол.)

7. С твердым «Л» я на стене.

Книги, например, на мне.

Но только «Л» смягчите,

Сразу в танец превратите. (Полка - полька.)

8. Без «М» - в лесу мне красоваться,

А с «М» - суда меня боятся. (Ель — мель.)

9. С «Ы» - мы мчим вас, что есть мочи,

С «У» — мы ноги вам промочим. (Лыжи — лужи.)

10. В тропиках чудес так много,

Что верится порой с трудом.

Пример: союз и три предлога

Растут на дереве одном. (А-на-на-с.)

11. Первое - нота, второе - тоже,

А в целом — на горох похоже. (Фа-соль.)

12. Три простеньких слова -

Нота, круг, союз -

Дают нам вместе овощ,

Приятный всем на вкус. (Ре-диск-а.)

13. Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта,

А в целом — это вкусный плод,

Что зреет на исходе лета. (Я-Блок-о.)

14. В океане я бываю.

Корабли там разбиваю,

Если ж букву приписать,

Стану в воздухе летать. (Риф — гриф.)

15. Могучая река

Средь берегов струится,

Но «И» к реке прибавь -

Вспорхнет над нею птица. (Волга - иволга.)

16. Траве, конечно, я сродни,

Себя в конюшне часто вижу,

Но «О» на «А» перемени -

И потеку я по Парижу. (Сено - Сена.)

17. Я старика сопровождаю,

Ему в пути помочь хочу.

Но если «П» на «Г» сменяю,

То от него я улечу. (Палка — галка.)

18. Такое время года

Вы любите не зря,

Хорошая погода.

Походы, лагеря.

Но букву замените -

И смысл уже другой,

И станет время года

Известною игрой. (Лето - лото.)

19. С «П» - весною у растения,

С «Т» - в конце я предложения. (Почка - точка.)

20. Мне не долго измениться:

С «С» - животное, с «Р» - птица. (Осёл - орёл.)

21. Я с «П» - кругла, желта,

на вкус приятна

И прячусь под поверхностью

А с «К» я - то мала, то необъятна

И поднимаю даже корабли. (Репа - река.)

22. Три буквы двигают машины,

Две - на лице найдешь

А целое порой белеет

В тумане моря голубом. (Пар-ус.)

23. Первый слог мой каждый знает -

В классе он всегда бывает.

Мы к нему союз приставим,

Рядом дерево поставим,

Чтобы целое узнать,

Город следует назвать. (Мел-и-тополь.)

24. Без «О» измеряют

материю мною,

А с «О» я дорогой служу

под землею. (Метр -метро.)

25. Один вначале взятый слог

Есть однобуквенный предлог,

Жилье людей - два остальных.

В одних мы были, а иных

Не знаем даже, как зовут.

Все - встретите то там, то тут -

В нем овощи всегда растут. (О-город.)

26. Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной.

Если «К» сочтете лишним,

Смысл получится другой.

Стану я тогда пушистым,

Волокнистым, шелковистым.

Полотенце, простыня

Могут выйти из меня. (Клён — лён.)

27. Известное я блюдо,

Когда ж приставишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха - муха.)

28. Летом и весной меня

Слышать часто можешь.

«Г» на «X» смени - и я

Стану сортом кожи. (Гром -хром.)

29. Без «И» я - злак,

Полезный людям,

А с «И» - цветком

Пушистым буду. (Рис - ирис.)

30. С «3» - пахучая, красивая,

С «Щ» — зеленая, шумливая. (Роза - роща.)

31. Во мне и стены, и углы,

Жилищем я твоим являюсь.

Но если сменишь «О» на «Ы»,

То сразу вверх я устремляюсь. (Дом - дым.)

32. Рождаюсь на мебельной

фабрике я,

И в каждом жилище

нельзя без меня.

Отбросишь последнюю

букву мою —

Названье большому числу я даю. (Стол - сто.)

33. С буквой «Т» его все знают -

Он с собой весну несет.

С буквой «Ш» всегда шагают,

Коль в строю отряд идет. (Март - марш.)

34. На мне, качаясь, птичка весела,

И чувствует себя прекрасно.

Но только с «В» для птички

А с «С» я для нее опасна. (Ветка - сетка.)

35. Во мне плохая кровь струится,

Но вставишь в середину «С», -

И зацветет все, зарезвится,

Зазеленеет луг и лес. (Вена - весна.)

36. С первой буквой я трава,

Но меня не косят.

Без нее - меня больной

Часто произносит. (Мох- ох.)

37. Пойди-ка в сад и погляди,

Я там цвету, благоухаю.

Но «Г» поставишь впереди,

И в небе я загромыхаю. (Роза - гроза.)

войдите -

Вспорхнет пред вами сразу

Но только ноту отнимите -

И птица в золу превратится. (Перепер - пепел.)

39. Остров я на Средиземном море,

Но попробуй букву «Р» отнять,

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Учиться нелегко: какие-то темы даются тяжело, не хватает «соображалки», чтобы решить задачи, а вокруг масса отвлекающих факторов: социальные сети, ютуб, друзья, представление, что родители/учителя опять будут ругать. Как помочь детям взять себя в руки, сделать усилие над собой и заниматься больше?