Инструменты работы с разными видами страха. Техники работы со страхами. Рациональная методика. Если вы считаете, что что-то вам не под силу

Откуда берутся наши страхи ?

По какой причине они тормозят активность и разрушают цели?

Чего люди боятся больше всего? И самое главное: как избавиться от страха ?

Все люди, начиная с детства, оказываются буквально пропитаны самыми разными страхами . Их инициируют родители, друзья, учителя – самое близкое окружение. А со временем и сам человек, не отдавая себе в этом отчета, начинает бояться чуть ли не каждого своего решения и сделанного шага.

Чувство страха и тревоги имеет над человеком такую сильную власть, что может как стать двигателем его развития, а может и наоборот, парализовать на пути к достижению цели.

И понять, встретиться «лицом к лицу» со своими страхами – большой и серьезный шаг на пути к тому, чтобы излечить страх. Чтобы познакомится с тем, что пугает, узнать, что лежит в основе страхов, необходимо коснуться одной важной темы, без которой понятие «страх» будет раскрыто не полностью — темы потребностей.

Потребности — то, без чего ни один человек не может выжить. Именно потребности движут человеком, заставляют изучать новый материал, выходить из зоны психологического и физического комфорта, осваивать навыки, тонкости коммуникации, исследовать территории. Без потребностей нет человека, вот почему важно знать, учитывать и своевременно удовлетворять их.

Каким образом потребности связаны со страхами? Самым прямым. Потребность в чем-либо – это нужда, ощущение, что без желаемого и необходимого не выжить. А если выжить, то не столь комфортно, как хотелось бы.

Потребности напрямую связаны с желанием жить и быть признанным этим миром. И риск того, что потребности не будут удовлетворены, рождает в человеке стойкое чувство страха и тревоги .

В идеале потребности должны быть своевременно и полноценно удовлетворены. В этом случае человек будет чувствовать себя комфортно, ощущать себя здоровым и иметь возможность двигаться еще дальше – за границу удовлетворения потребностей.

Навигация по статье «Как избавиться от страха и научиться жить полной жизнью»:

О каких именно потребностях идет речь?

Выделяют 2 основные группы потребностей:

  1. биологические – в эту группу входит потребность в биовыживании;
  2. социальные – потребность в общении, качественном эмоциональном контакте, в адекватной социализации, в получении и осмыслении новой информации.

Предлагаю остановиться на каждой группе потребностей подробнее.

По-простому эта потребность выражается в желании жить. Своевременно получать еду, чистую воду, чувствовать себя в безопасности, ощущать себя здоровым. Биологические потребности закладываются довольно рано — в младенческом возрасте. В норме насыщаются до 3 лет.

Так, если в детстве человек не испытывал продолжительных лишений в виде голода, холода и не встречался постоянно с ситуациями, угрожающими его жизни, он вырастает с внутренней убежденностью, что ему всегда будет, что поесть, где жить, как заработать.

Он базово уверен, что все это – естественные для него условия жизни, на них необходимо работать, но за них не нужно бороться. Вследствие этого такой человек может без чувства страха и тревоги заниматься своим развитием, карьерным ростом, отношениями и не бояться того, что ему не хватит ресурсов.

Если же по каким-либо причинам физиологические потребности не были удовлетворены, например, семья жила на грани выживания, в постоянной нужде или опасностях, родители постоянно испытывали чувство страха и тревоги, то ребенок вырастает психологически «голодным»: недовольным тем, что у него есть, и постоянно опасающимся за свое выживание.

Вырастая, такой ребенок направляет свою деятельность исключительно на накопление и на сохранение накопленного. Стремиться к чему-то новому для него становится практически невозможным, так все новое предполагает отмену, потерю привычного, а человек, неуверенный даже в том, что ему хватит «еды и воды», этого допустить никак не может.

Соответственно, страх, который управляет человеком на уровне биологических потребностей – биовыживательный или страх конечного.

Этот страх напрямую связан с опасением человека за свою жизнь и здоровье, со страхом смерти.

Не секрет, что каждый человек хочет, чтобы его жизнь продолжалась как можно дольше. И даже если он не вполне доволен тем, как живет, потребность в выживании занимает первое и основное место на шкале приоритетов.

Что и понятно, ведь жизнь сама по себе дает надежду на позитивные изменения, на улучшение существующей ситуации. Вот почему даже самый отчаявшийся человек склонен надеяться на лучшее — на то, что «все будет хорошо».

С одной стороны, этот жизнеутверждающий посыл придает веры в светлое будущее, но с другой – в известном смысле лишает человека активности, поскольку это «будет» зависит не столько от него самого, сколько от внешней ситуации – людей, событий, возможностей, которые принесут изменения.

Чувство страха и тревоги, связанное с биологическим уровнем, казалось бы, должно активизировать его движение и развитие (ведь чтобы жить, нужно двигаться). Но по факту этот вид страха скорее приводит к стагнации. Поскольку наивная вера «во все хорошее», которое придет само собой, помноженная на нежелание расставаться с накопленным добром только еще больше фиксирует в человека страх потерять, что имеет.

Таким «добром» может стать привычный образ жизни, лишние килограммы и проблемы со здоровьем, годами сложившиеся стереотипы, знакомые места и люди, от которых не исходит никакой вешней опасности, но и развития тоже никакого нет. Тяга к привычному и желание сохранить знакомое любыми путями – пассивная форма проявления страха конечного.

Активная же форма биологического страха возникает в периоды, когда и если жизни угрожает реальная опасность. Но поскольку современный человек живет в относительно спокойном мире, его чувство страха и тревоги за собственную жизнь трансформировалось в опасение потерять то, что уже есть .

В итоге это сделало человека зависимым и несвободным. При таком отношении к ресурсам любой свой шаг он вынужден расценивать как риск потерять: деньги, еду, жилье, отношения, привычную жизнь. Как следствие, человек психологически становится тяжелым, грузным и жадным, что моментально отражается на состоянии его сознания, тела, эмоций.

В первую очередь, попытаться заметить его проявления и признать, что он существует. Каким образом возможно увидеть в себе страх конечного? Например, вы боитесь сделать лишний шаг в новое, чего бы оно ни касалось – работы, отношений, путешествий, смены режима – чего угодно.

Именно страх шепчет вам о том, что если вы потратите время и внимание на что-то новое, например, решите освоить новый навык, поменяете место жительства, объявите о поиске или даже смене работы, партнера, жизненных приоритетов, то у вас не хватит на это времени, энергии, сил, денег, ваши близкие от вас отвернутся и т.д. Как следствие подобный страх приводит к тому, что вы оставляете все как есть.

Узнаёте себя? Хотели бы понять, что с ним делать? Предлагаю проделать психологическое упражнение, направленное на то, чтобы проработать и излечить страх конечного:

  1. По возможности сделайте так, чтобы вам никто не мешал.
  2. Приготовьте бумагу и ручку.
  3. Выпишите все ценное в вашей жизни. То, что вы боитесь потерять: деньги, еду, отношения, жилье, работу, привычный уклад жизни и т.д.
  4. Задумайтесь над тем, насколько реальны и обоснованы ваши страхи.
  5. Поразмышляйте — что вы можете уже сейчас сделать, что подстраховать себя от возможной потери? Освоить новый навык? Устроиться на дополнительную работу? Оптимизировать уже существующий график? И т.п.
  6. А теперь подумайте над независящей от вас стороной вопроса, например, вы можете быть хорошим работником, но если в стране случиться кризис, и ваша компания разорится, вы ничего не сможете с этим сделать, а значит, переживать туту не о чем. И далее в том же ключе.
  7. Вместе с тем, даже на эти случаи есть возможность повлиять: может, пришло время освоить новую профессию, чтобы никакой кризис не могут сбить вас с ног? Ведь даже там, где вы, казалось бы, не властны над общим процессом, всегда остается ваша часть ответственности — так воспользуйтесь ею для своего же блага!

Желательно проделать это упражнение несколько раз. По мере того, как вы внимательно, с толком пройдетесь по всем пунктам и найдете ответы, ваш страх конечного постепенно начнет растворяться.

Что и понятно — ведь из пассивного наблюдателя, ожидающего своей участи, вы переквалифицировались в человека, который хочет и может действовать, а действие – активное и целенаправленное, как известно, помогает избавиться от страха, не позволяя ему разрастись и поглотить вашу жизненную энергию.

Социальные потребности – это потребности в общении, в качественном эмоциональном контакте, в новой информации.

Социальные потребности выражаются в желании общаться с себе подобными, устанавливать качественные эмоциональные контакты, быть связанным с окружающими, любить и получать любовь, признание и поддержку.

Данная потребность закладывается в раннем детском возрасте и в идеале насыщается примерно до 7 лет. Полноценное насыщение напрямую связано со способностью матери принимать и любить своего ребенка безусловной любовью.

Необходимо оговориться, что способность любить безусловно в очень большой степени присуща именно женщинам, тогда как мужчины преимущественно любят за что-то – за совершенные поступки, дела, за готовность действовать.

И, несмотря на то, что безусловная любовь – одно из самых естественных проявлений отношения матери к ребенку, она заложена природой с тем, чтобы мать не бросила дитя в самый трудный для него период жизни, на поверку оказывается, что такой вид любви — огромная редкость.

Здесь срабатывает осознание необходимости стать любящей мамой как самой себе, так и своему ребенку. И удовлетворить потребность в безусловной любви и качественном эмоциональном контакте.

Чем меньше безусловной любви было в детстве, тем более эмоционально нестабильным становится человек во взрослом возрасте. Обостряется чувство страха и тревоги, неуверенность в себе, сомнения в собственных силах, человек начинает испытывать безотчетное беспокойство по любому поводу, для него становится сложной любая коммуникация, каждый сделанный выбор.

При этом человеку все время чего-то/ кого-то не хватает: еды, одежды, людей, событий, новизны и т.д. На этом фоне формируется претензия к жизни, ощущение, что все «чего-то должны».

Но чем сильнее претензия, тем меньше окружающие готовы мириться с выдвигаемыми к ним требованиями. В итоге, это еще сильнее изолирует человека от общества. И еще больше выпячиваются обиды, требовательность, жадность до чужого внимания и времени.

Неудовлетворенная потребность в качественном эмоциональном контакте приводит к неуверенности в себе, к сомнениям в собственных силах, человек начинает испытывать безотчетное чувство страха и тревоги по любому поводу, для него становится сложной любая коммуникация, каждый сделанный выбор.

Все вышеперечисленное в итоге и активизирует социальные страхи.

Социальный страх связан с жизнью в социуме, с желанием быть принятым обществом, признанным и любимым. Именно в социуме человек узнает о том, во что должен верить, по каким законам жить, в чем находить для себя добро и зло и чему соответствовать.

Социальный страх — второй по значимости, он возникает примерно с 7 лет, с момента, когда ребенок узнает об основных правилах жизни и той группы, в которой живет, о том, что может и должен делать, а чего нет.

Основа социального страха – опасение, что значимое для человека общество отвернется от него, даст понять, что со своими желаниями и целями он окажется неуместен и не нужен. Как уже было сказано выше, социальный страх берет свое начало вследствие неудовлетворения потребности в качественном эмоциональном контакте.

Чтобы излечить страх перед социумом, победить неуверенность в себе и устранить ощущение своей неуместности в обществе, важно для начала удовлетворить социальную потребность. Каким образом? Научившись выстраивать качественные эмоциональные контакты. А для этого в первую и основную очередь понять – что именно для вас важно, ценно, интересно и… искать и находить в этом единомышленников.

Ведь что такое качественный эмоциональный контакт? Это та самая близость и поддержка, которые возникают между двумя и более людьми. И получить, выстроить эту близость во взрослом возрасте можно на базе общих интересов, целей и ценностей.

Вы чувствуете, что в вашей жизни нет (мало) близких людей? В этом случае начните с того, чтобы поискать их там, где кроется ваш глубокий интерес. Пусть не сразу, со временем, но вы найдете близких по духу и занятиям людей, с которыми возможно будет завязать дружеские или даже любовные отношения.

Именно такие отношения и создадут устойчивую платформу для удовлетворения потребности в качественного эмоциональном контакте. И помогут заместить чувство страха и тревоги ощущением, что вы не одиноки, что вам есть к кому обратиться, с кем общаться и с кем разделить общие ценности и интересы.

Задавая себе этот вопрос, вы можете найти ответ, проделав следующее упражнение, которое поможет осознать себя вне социальных стереотипов и связанных с ними переживаний:

  1. Поразмышляйте и выпишите все свои социальные страхи (одиночества, бедности, обесцененности, отверженности и т.п.)
  2. Подумайте над тем, что является вашим «самым страшным страхом» (ССС), например: отвернутся близкие, у вас закончатся силы, перед вами закроются возможности, вас никто никогда не полюбит и т.д.
  3. Далее оглянитесь на свою жизнь и подумайте — а не живете ли вы уже под действием этого страха? Может, в вашей жизни и так нет людей, ситуаций, возможностей, потерять которые вы так боитесь, а потому хватит бояться и пора уже выйти и начать их искать?
  4. А теперь посмотрите в «глаза» своему ССС и скажите «я тебя не боюсь, у меня все получится!» Что это даст? Осознание того, чего вы боитесь больше всего в своей жизни дает возможность не бояться более мелких и сиюминутных страхов, отчего у вас появляются силы действовать!
  5. После того, как вы несколько раз проделаете это упражнение, вам станет очевидно, что бояться НЕЧЕГО, что развяжет руки, сделает свободнее и сильнее.

И еще один момент, помогающий излечить страх перед обществом и удовлетворить потребность в качественном эмоциональном контакте – поставить себе задачу по узнаванию самого себя.

Того, в чем вы талантливы, чем можете зарабатывать, в чем ваш интерес. А через это понять, что главные ваши ресурсы находятся не во внешнем мире, а в вас самих. И чем больше ресурсов в себе вы откроете, тем меньше причин у вас цепляться за окружение и тем больше шансов избавиться от страха, связанного с людьми.

С этой целью предлагаю проделать еще одно упражнение, направленное на понимание вами собственных сильных качеств:

  1. По возможности сделайте так, чтобы вас никто не беспокоил, приготовьте бумагу и ручку, уделите себе время.
  2. Выпишите в столбик 10 человек, которыми восхищаетесь — это могут быть любые люди: от вашего соседа по лестничной клетке до матери Терезы.
  3. После того, как список составлен, к каждому имени припишите те качества, которыми восхищаетесь в этих людях, все, что угодно: внешность, доброта, сила духа, особые способности ит.д.
  4. Отложите список на некоторое время (до 1 дня), после чего вернитесь к нему, просмотрите и при желании добавьте/ сотрите те или иные качества.
  5. Когда сможете с уверенность сказать, что ваш список готов, посмотрите вот на что: а) какие качества вы выписали более всего (по количеству); б) какие качества стоят первыми в списке.
  6. А теперь приготовьтесь к главному: все эти качества есть у вас! Просто пока они, возможно, еще не осознаны и не открыты вами. Человек не может видеть и ценить в других ничего такого, чего не было бы у него самого. А значит, основная задача — понять это и начать развивать
  7. Восхищаетесь тем, как авторы пишут свои книги? Очень вероятно, что и у вас есть подобный дар — попробуйте его воплотить. Вам нравится ваш руководитель за его харизму и нетривиальный подход к жизни? Значит, и у вас есть похожие качества, просто пока они не раскрыты. И т.д.

Точно также вы можете составить список людей, кажущихся вам «отрицательными героями». И через них понять, чего плохого и неудобного есть в вас. Так работает механизм проекции, который гласит следующее: все качества, которые есть у вас, но которые по разным причинам для вас пока не очевидны, ваша психика переводит на окружающий мир.

И увидеть их возможно, посмотрев на других людей и на те эмоции, которые они у вас вызывают. Есть эмоция (негативная или позитивная, связанная с тем или иным качеством в другом человеке), значит, качество у вас тоже есть.

Самый важный ответ на вопрос «как избавиться от страха » — узнавание себя. Приближаясь к этому знанию, вы начинаете лучше понимать и окружающий мир, законы, по которым живет общество, причины своих неудач в нем и способы выстраивать с социумом диалог такого качества, которое поможет вам реализовать себя наилучшим образом.

Как уже было сказано, страхи сопровождают человека на протяжении всей жизни, со временем становясь привычными ее спутниками. Именно страхи упрочняют границу между сознанием и телом, между вами внутренним и внешним, между «Я» вашим и «Я» окружающих людей.

Чем меньше человек понимает самого себя, свои желания, потребности, реальные и потенциальные возможности, тем меньше шансов излечить страх любого уровня – биологического или социального.

Нежелание смотреть внутрь себя и решать собственные проблемы рождает неуверенность в своих силах, недоверие к жизни и как следствие — страх перед ней. Тогда как знание себя, наоборот, проливает свет на ситуацию, позволяя приблизиться к ее позитивному разрешению.

А потому если всерьез займетесь изучением себя, вы станете готовы излечить страхи, проработать их – самостоятельно или со специалистом — и отпустить. И перед вами откроется мир более яркий, объемный и прекрасный, жить в котором станет для вас гораздо спокойнее и лучше.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

«Страх - это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека при переживании им реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия». К. Изард

Для человека, как биологического существа, возникновение страха не только целесообразно, но и полезно.

Для человека же, как социального существа, страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей.

«Страх – это способность избегать ситуации и объекты, воспринимаемые как опасные. Затрата энергии без постановки цели». Н. Пезешкиан

Справиться со страхами можно самостоятельно с помощью:

Развития в себе уверенного поведения - "Дневник уверенности в себе" ;

Экспресс-помощи или вебинара: «Уверенность в себе. Как повысить самооценку» .

На страницах данного дневника вы можете познакомиться с методами самостоятельной работы со страхами.

1. Осознайте свой страх. Признайтесь себе, что он есть.

2. Попытайтесь понять, откуда страх и о чем он вас предупреждает.

3. Подумайте о своих возможностях и способностях, которые могут вам помочь.

4. Сравните свой страх с другими, более сильными.

5. Представьте, что все, чего вы боялись, уже произошло.

6. Так же помогает принцип «полной загрузки» - одолевают мрачные мысли, страх и тревога, засучите рукава и займитесь делом - лучше физической работой.

7. Превратите ситуацию в комическую и посмейтесь над ней.

8. Попробуйте сделать следующее упражнение, которое поможет понять и начать преодолевать ваш страх.

«Представьте, что вам дали чудо лекарство и вы больше не испытываете страхов, тревоги, нерешительности и неуверенности. Вы освободились от внутренней цензуры, внешнего давления. Действие чудо лекарства продолжается неделю. Запишите:

  • Что вы будете делать за эту неделю?
  • Что говорить?
  • Какой станет ваша жизнь?
  • Как вы будете себя чувствовать?
  • Как вы проживете эту неделю?

Описывайте как можно подробнее и красочнее. После того, как вы все написали, прочтите очень внимательно и ответьте на вопросы:

  • Что из того, что вы написали, вы уже делаете или можете сделать уже сейчас и без лекарства?
  • Что вы будете делать, когда исчезнет ваш страх?
  • К чему вы стремитесь?

Изучите карту своего страха

Работа со страхами

1. Нарисуйте то, чего вы боитесь - свой страх.

2. Что вы чувствуете, глядя на свой рисунок?

3. Покажите, где ваш страх, где он в вас прячется?

4. Вопросы относительно объекта страха:

  • что этот нарисованный объект делает?
  • почему и для чего он делает это?
  • что он получает или чувствует, когда делает это?
  • что ему нужно для того, чтобы он перестал это делать раз и навсегда?

В результате ответов в вашем воображении появится другой образ страха, отличающийся от нарисованного ранее. Нарисуйте измененный положительный образ.

  • Каково ваше отношение к этому нарисованному объекту и телесные ощущения, связанные с новым образом и новым отношением к нему?

Что в этих двух рисунках общего и чем они отличаются?

  • Как изменилось ваше отношение к нарисованному страху, который «перевоспитался» и «стал другим, хорошим», и как изменились в связи с этим телесные ощущения?

В результате всей проделанной работы, вы почувствуете, что от вашего страха не осталалось и следа...

Как в психологическом расказе психолога Киселевской Светланы:

Мы привыкли относиться к страхам, как к чему-то враждебному, мешающему жить и успешно достигать своих целей. На самом деле страх охраняет нас и заботится о безопасности, о том, чтобы все было хорошо, чтобы мы жили долго и счастливо. А теперь посудите сами, как-то некрасиво получается: он о нас заботится, а мы его пинками под зад:"Пошел вон, ты нам не нужен". Стоит помнить, что в основе любого страха лежит инстинкт выживания, который оберегает, поэтому страхи - это очень верные защитники.

Страхи - наши верные защитники.

В Японии во время второй образовались партизанские отряды, которые вели свою деятельность на территориях противника. После того как 15 августа 1945 года Япония подписала акт о капитуляции эти отряды отказались верить в поражение своей страны во Второй Мировой Войне и продолжали свою деятельность, сохраняя верность присяге. Ещё перед отправкой на фронт их учили, что противник будет прибегать к массовой дезинформации о конце войны, поэтому они воспринимали все события политического характера под искажённым углом зрения. Так, разведчики думали, что правительство, которое контролирует Японию после 1945 года, - это марионетка США, а настоящее Императорское правительство находится в изгнании на территории Манчьжурии. Начало Корейской войны 1950-1953 годов казалось им началом контрнаступления японцев из Маньчжурии на позиции США на юге Кореи, а затяжная война во Вьетнаме 1959-1975 годов расценивалась им как успешная кампания Императорской армии Японии против американцев, которые вот-вот должны капитулировать.

Когда же эти отряды были обезврежены, а произошло это спустя 30 лет после окончания войны, то их не казнили и не отдали под суд(хотя за эти годы они принесли не мало хлопот своей деятельностью), а депортировали назад в Японию, где с почестями вернули оружие и назвали «образцом армейской верности».

Видеоуроки по математике.

Так вот, наши страхи - это такие же верные партизаны, которые несмотря ни на что пытаются нас охранять и защищать от всего, что считают опасным. Поэтому, отследив у себя какой-либо страх может не стоит "отдавать его под суд", а лучше наградить почестями, любовью и благодарностью за верную службу, а там глядишь он и успокоится?

Подружимся со своими страхами.

Закройте глаза, вызовите в теле ощущение страха (не сдать экзамен, провалиться на собеседовании, опозориться на выступлении и прочее). Представьте себе как он выглядит. Страх - это неприятная эмоция, поэтому и образ чаще всего бывает неприятным. Затем прямо из сердца пошлите ему поток энергии любви и благодарности за заботу о Вас, о Вашем будущем, о безопасности. Если там есть что поцеловать, то поцелуйте его с благодарностью. Понятно, что страх не готов к такому отношению к себе. Его всегда гнали, он настроен на борьбу, на выживание, а тут любовь, поцелуи, благодарность! Так сразу и не поймешь что происходит. Ваш страх может начать сопротивляться: "Подожди, еще столько опасностей вокруг, не мешай мне охранять тебя!" Продолжайте посылать поток любви и благодарности, окутайте нежностью. Уже очень скоро образ страха начнет трансформироваться во что-то другое, более позитивное и чаще всего противоположное по смыслу. Это может быть образ излучающий уверенность, безопасность или любую другую позитивную эмоцию. Задержите этот образ перед глазами, ощутите, прочувствуйте это новое состояние, наполнитесь им. Запомните ощущение и этот новый образ. На вдохе можете втянуть этот новый образ или то, что от него осталось прямо в сердце. При необходимости эту технику можно повторить несколько раз.

Убираем причины возникновения страхов.

В основе любого страха лежит инстинкт выживания, который защищает нас от опасностей. Очень часто страхи и неуверенность являются следствием недоверия к миру и жизни. Мы считаем окружающий мир агрессивной средой, в которой нас на каждом шагу могут ожидать неприятности, опасности и угрозы. И внешне это может выглядеть именно так, но на самом деле мы всегда получаем от мира то, что ожидаем. Правда эти ожидания не всегда осознаны. Избавится от многих страхов, причем в самой их основе, может помочь смена убеждений. Если у Вас получится переориентировать свое сознание на то, мир заботится о вас, что в любом случае все, что происходит к лучшему и, что все имеет свои причины, пусть даже не всегда осознаваемые нами, то очень многие страхи уйдут сами собой. Им просто не от кого будет Вас охранять.

Вот примеры некоторых позитивных утверждений, которые могут поменять взгляд на мир к лучшему.

  • Я иду по жизни играючи! В восторге от себя и Жизни!
  • У меня все получается! Я иду к реализации любых моих замыслов на волне удачи!
  • Ко мне притягиваются только замечательные люди!
  • Энергия переполняет меня! Я живу в расслаблении!
  • Я доверяю людям и миру! Жизнь любит и радует меня!
  • Я играючи нахожу самые лучшие варианты решений любых моих задач!
  • Я благодарна Жизни за заботу обо мне!
  • Мне в этой жизни хорошо! Я живу на волне удачи!
  • Все мои мечты сбываются! Для меня все достижимо!
  • Я живу играючи! Я парю по жизни! Я в восторге от жизни!
  • Я благодарна жизни за то, что я существую!
  • Мир прекрасен! Я в восторге от своей жизни!
  • Я в восторге от окружающих меня людей!
  • Я вижу в людях только их замечательные качества!
  • Я притягиваю к себе только самых лучших для меня людей!

Только прежде чем вставлять в свою голову позитивные утверждение желательно почистится от эмоциональных блоков , потому что негативный опыт прошлого может препятствовать новым позитивным изменениям.

Возвращаемся в прошлое.

Достаточно часто страхи возникают из-за негативного опыта прошлого. Поэтому если Вы помните в какой конкретно ситуации Вы испытали сильное потрясение из-за которого возник страх, то можете мысленно вернуться в прошлое (делать это лучше в расслабленном, медитативном состоянии) и переиграть ситуацию. Можете послать себе в прошлом, в ту ситуацию, любовь, поддержку, ощущение безопасности и защищенности, уверенность в том, что все будет хорошо или любую другую позитивную эмоцию в которой Вы нуждались на тот момент.

Раскопка страхов.

Чаще всего за каждым возникающим страхом лежит более глубокий страх. Техника "диггинг" или "раскопка" помогает отыскать этот глубинный страх и исцелив его убрать все те поверхностные страхи, которые на нем базировались. Например, учитель боится, что его подопечные плохо напишут экзамен. В этом случае можно спросить:

Чего ты боишься, когда боишься, что твои ученики плохо сдадут экзамен?

Боюсь, что меня обвинят в том, что я плохой учитель, что я что-то делаю не так на уроках. Скажут, что я на занятиях занимаюсь чем-то не тем, делаю слишком много посторонних дел: заполняю журналы, пока они пишут контрольные или могу выйти на несколько минут из класса. У меня есть ощущение, что я могу быть более хорошим учителем, но сталкиваюсь с сопротивлением с их стороны.

Тут уже сразу можно тестировать наличие таких установок:

  • Я и только я несу за все ответственность.
  • Я ответственен за все.
  • Я должен все контролировать.
  • Я должен быть идеальным во всем.
  • Чтобы я был доволен результатом абсолютно все ученики должны сдать экзамен на отлично.
  • Стоит только сделать что-то не так, как меня тут же начнут преследовать и упрекать. (Такое убеждение может быть у человека, который в детстве подвергался физическому и моральному преследованию со стороны родителей. Одна клиентка рассказывала, что в детстве ее отец входил в комнату, самодовольно улыбался, потирал руки, говорил:"Тааккк!", оглядывался, выискивал любую мелочь, которая ему казалась не идеальной, и начинал "тиранить": "Я сколько раз тебе говорил, что этот стул должен стоять вплотную к столу. Ты что тупая? С первого раза не понимаешь? Если зайду еще раз и увижу, что этот стул стоит не на своем месте, - ты у меня получишь!!!" В процессе такой тирады он сам себя "накручивал", "заводил", начинал злиться сильнее и сильнее. Все заканчивалось, криками, агрессией, оскорблениями и так далее.)
  • Люди (начальство) ищут любую мелочь, чтобы начать меня в чем-то упрекать.

Понятно, что человек с такими установками будет жить в постоянной тревоге и напряжении. Так как все мы великолепно понимаем, что идеальных людей не существует, как и не существует и идеальных учителей. И что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике.

В данном случае можно помочь уточняющими вопросами:

То есть я вас правильно поняла, что ответственность за результат лежит только на учителе?

Нет, конечно, я мозгами понимаю, что ученики тоже несут ответственность - небольшая пауза - Ммм... Просто понимают ли это родители моих учеников?

Тут сразу "вылазят" на поверхность неосознаваемые клиентом мысли про родителей его учеников. Можно задать еще один вопрос:

Я Вас правильно поняла, что родители Ваших учеников это такие неадекватные люди, которые всю ответственность за образование перекладывают исключительно на учителя?

Да нет. Среди них есть очень много нормальных людей, которые понимают, что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике. Просто понимаете, у нас в школе так принято, что хорошие оценки и знания нужны больше учителю и родителям, чем ученикам.

Хорошо, а что лично Вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Заработок на рецептах! УЗНАЙ КАК!!!

Ммм... Мне надо подумать над этим вопросом и над тем, хочу ли я дальше вообще работать в школе. Спасибо, Вы мне очень помогли. Спасибо.

Понятно, то это достаточно "поверхностная" раскопка. В идеале по-ходу такой сессии необходимо отменять негативные убеждения, исцелять ситуации прошлого, в которых они возникли, обучать жить без страхов и многое другое. Но даже такой простой диалог с уточняющими вопросами может дать человеку многие осознания и заставить задуматься над тем, что лежит в основе его тревожности и неудовлетворенности и какие реальные действия он может совершить, чтобы трансформировать эту ситуацию к лучшему.

Если вдруг в Вашей жизни есть ситуация с которой самостоятельно справится тяжело, то есть возможность записаться на бесплатную консультацию психолога по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . В теме письма указать "консультация" и вкратце описать запрос с которым обращаетесь.

Медитации для работы со страхами.

Ну и в завершение еще две небольшие практики-медитации, направленные на работу со страхами. В случае необходимости их так же можно прослушивать по несколько раз при работе с конкретным страхом или ситуацией.

Растворяем страхи.

Отрывок из выступления Натальи Коростылевой на конференции "Найти и принять себя 2.0"

Медитация "Башня"

Если статья понравилась и была полезна - делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Что блокирует материальное изобилие.

Как не перечеркнуть счастье и благополучие.

Поглотители жизненной энергии.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Добрый день!

Приветствую вас, стремящихся к Свету!

Так что такое страх? С одной стороны это чувство истощает, лишает энергии, если долго в нем находиться, а с другой это чувство спасало жизнь нашим предкам, включало инстинкты.Для меня страх смерти – это был тот «волшебный пинок», который вывел меня из гибельной «зоны комфорта» и заставил шевелиться, стремиться, повернуться к Миру, ко Вселенной, к Творцу, а прежде всего к Себе.

Всё началось в начале декабря 2015 года. Как то вечером, вернуласьмоя жена с очередного занятия по астрологии, а на ней лица нет. Ну, начал я вести расспросы что случилось, а она в слёзы. После не долгих утешений поведала она мне страшную весть.

На занятии их группа решила рассмотреть в качестве примера натальную карту, не связанного с астрологией человека (плохо понимаю что это, но похоже, что-то важное), и жребий пал на меня.

Сопоставив все планеты и звёзды выяснили они, что жить мне счастливо, осталось до середины января 2016 года, а придёт беда от моего верного железного коня. И вот с этой новостью пришла жена домой. Посмеявшись над предрассудками, я всё же призадумался и решил обратиться к «дедушкам» может что прояснят.

Через пару дней работая в Томской группе я пригласил «дедушек» и спросил их о состоянии моих дел. То, что они мне показали, привело меня в ужас! Я увидел в подробностях ту аварию, про которую меня предупреждали. Трудно описать то состояние, в котором я был. Но то, что с этим надо что-то делать было ясно. Скажу вам точно, когда есть запрос, то Вселенная сама стремится подсказать ответ и нужно только услышать, не пропустить его.

Пришла идея обратиться за помощью к Виктору Михайловичу. Зашёл на матрёшку и… ! Как по заказу организуется семинар в Старой Рузе!!! Не долго думая, покупаю билеты, и вот я на семинаре. При первой же возможности подхожу к Виктору Михайловичу и Ирине (низкий им поклон), делюсь своим горем.

Посмотрев на меня, Виктор Михайлович сказал: ты находишься в состоянии ужаса, чего ты боишься? И тут выясняется, что страх мой не только о моём будущем, но есть ещё сильный зацеп на моём отце (он сильно болеет) и я не осознанно качаю ему свою энергию, опасаясь за его жизнь.

«Тебе показали, куда ты придёшь, если не изменишь себя и своё состояние, ты стоишь на развилке дорог и только тебе решать куда идти» - сказал Виктор Михайлович и отправил меня в группу к Звереву Михаилу(огромное ему спасибо за работу со мной) для проработки чувства страха. Работая в группе мне пришло что я не должен жить жизнью своего отца, у него своя дорога у меня своя и то, что он сейчас болеет это егорасплата за совершённые им ошибки и я не могу за него их исправить, я могу только помочь ему их осознать. Так же мне пришло и то, что у меня нет любви к себе (как к частичке Творца) и именно в этом и заключается моя проблема. Страх потихоньку ушёл так как стало ясно, что делать:открыть сердце иучиться любить. С этим я и приехал домой.

Начав работу дома, я столкнулся с новой проблемой:как научиться любить и что это такое? Спасибо «дедушкам», они показали мне то чувство и те вибрации которые источает любовь! Произошло это при очередной работе с родом: я находился в полной темноте, тьма засасываламеня,а мимо шёл мой род и никто не смотре на меня, а я как неприкаянный молил их о помощи, и в какой-то момент они отозвались на мои мольбы вытащили из тьмы, взяли в круг и обняли! Не возможно описать то чувство счастья и благодати, которое меня пронизывало насквозь!

Вот полная гармония и истинная любовь! Без условностей! ВОТ К ЧЕМУ НАДО СТРИМИТЬСЯ!

Продолжая работать с родом я узнал, что мне могут помочь научиться любить и открыться миру –святые, а также индийские духовные учителя.

В дальнейшем, я работал с потоком САИ БАБЫ, он мне очень помог в осознании, что такое любовь и гармония. Мне удалось гармонизировать себя и провести анализ происшедшего.Я принял свой страх,полюбил и отправил его в эволюцию в свете.

И вот аптечкакоторую я разработал:

1.Необходмо обнаружить и проработать причины, вызывающие подсознательную программу- страх.

2. Работая над своим страхом обрести своё новое состояние гармонии.

3.Подгатовить механизм распознания причин включения программы - страх и пути обхода этой программы.

Страхи окончательно ушли, я полностью изменил отношение к болезни отца и к себе как частичке Творца. Спокойствие и гармония - вот моё сегодняшнее состояние.

Спасибо всем кто мне помогал в работе: Виктор Михайлович, Михаил Зверев, Томская группа(в которой я тружусь) и Татьяна Семенковская(г.Волгоград) с которой мы работали в двойке, а также моей любимой жене, благодаря которой я получил этот страх и смог его проработать.