Игра по русскому языку "Под водой" (3 класс, любой УМК). Интеллектуальная игра по русскому языку (3 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Троицкая средняя общеобразова тельная школа№2

Внеклассное мероприятие,

посвящённое

« Дню русск ого языка».

Учитель начальных классов

Савкина Е.М.

с. Троицкое

2014г

Интеллектуальная игра по русскому языку, 3 классы

« О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (И.С.Тургенев)

Цели и задачи:

- обобщить и систематизировать знания учащихся по русскому языку;

Формировать интерес к более глубокому изучению предмета;

Развивать творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас учащихся.

- развитие устной речи.

Воспитывать любовь к родному языку. Воспитывать чувство дружбы и умения слушать других.

Оборудование: карточки с заданиями, презентация , флажки, фишки, калькулятор. шарики для команд, ведомость для жюри, грамоты, муз. сопровждение (песни: «Учат в школе», «Если с другом вышел в путь»).

В игре участвуют команды 3 а, 3 б, 3в классов. Выбраны заранее капитаны команд, расставлены столы и стулья для соревнующихся

Ход игры

Вступление.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашей игре, посвящённой самому интересному, самому увлекательному и самому трудному предмету в школе – русскому языку . Главный гость нашей игры сегодня – его величество русский язык.

Песня «Учат в школе»

Дети:

1.Наш язык – язык труда и света,

славный прекраснейший язык.
Слушает с волнением планета
Русский замечательный язык. (Талдыкина)

2. Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова

В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства. (Севда)

3. Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком. (Долгова)

Слайд №2

Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Настанет время (и оно не за горами), когда русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара.

Слайд №3

А как вы знаете русский язык? Предлагаю вам ребята поучаствовать в конкурсах. (Команды занимают места. Представление команд, жюри.)

Участвуют три команды. (Представляются участники каждой команды и приглашаются за игровой стол)

Победителей нашей игры определит наше жюри… (Представляются члены жюри)

Учитель: А конкурсы непростые, справитесь с ними используя ваши знания, смекалку и находчивость. Задания будут, как групповые, так и индивидуальные. При ответах надо соблюдать правила:

1. Знаешь, подними руку.

2. Отвечай не выкрикивая.

    Приветствие команд: Слайд №4

Ведущий. А сейчас, команды, поприветствуйте друг друга. Командиры представьте команды.

команда

класс

девиз

«Находчивые »

3Б кл.

И пусть острей кипит борьба,

сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

а только наши знания.

И, соревнуясь, вместе с вами

мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней

и наша дружба крепнет с ней

«Смекалистые».

3Вкл

Мы смекалистые дети,

Всё хотим узнать на свете.

Мы искали и нашли:

Много правил мы прошли.

«Сообразительные».

3Акл.

Мы всегда соображаем,

Никого не обижаем.

Будем русский изучать

И пятёрки получать.

Приветствия для команд от болельщиков.

3в к л. За команду мы болеем и друзьям помочь сумеем!

кл. Пожелаем вам, друзья, сражаться дружно и отважно,

Кому достанется победа совсем, совсем неважно!

3Акл. Думай, пробуй и ищи,
Трудно будет – не пищи!

Ведущий. Команды поприветствуйте уважаемое жюри.

Дети (хором). Вам и слава, и почёт,

А мы любим точный счёт.

Учитель: Команды есть, жюри на месте, приступаем к состязанию.

I. Разминка Слайд №5 (условие игры)

Задание для команд ( Кто вперед!) :

1.Какую речь используют дети, записывая предложение в тетрадь.

а) устной речью; б) письменной речью

2. Какой слог называют “безударный”? (Слог, на который не падает ударение)

3. Что мы пишем и читаем: а) звуки; б) буквы?

4. Сколько звуков в слове “вью”? (3)

5. Сколько слогов в слове “яма”? (2)

6. Сколько звуков в слове “ель”? (3)

7. Что обозначает глагол? (Действие предмета)

8. Что обозначает существительное?

9. Что обозначает прилагательное? (признак предмета.)

10. . Назовите а нтоним к слову « мокрый» (сухой).

11. Назовите а нтоним к слову “вредный”. (Полезный.)

12. Назовите синоним к слову “отважный”. (Храбрый.)

Капитаны сдайте свои фишки.

Жюри подводят итоги .

Физминутка.

Игра «Как живёшь?»

(Учитель задаёт вопрос, а дети отвечают и показывают одновременно движения).

Как живёшь? (Вот так!)

А плывёшь? (Вот так!)

Как бежишь? (Вот так!)

Вдаль глядишь? (Вот так!)

Ждёшь обед? (Вот так!)

Машешь вслед? (Вот так!)

Ночью спишь? (Вот так!)

А шалишь? (надув щёки, хлопнуть по ним кулачками)

Слово жюри

Слайд №6 ( для всех)

Задание №2 Подчеркни лишнее слово. (1мин)

Для команды (на карточках):

1. Дождь, снег, град, луна (слово состоит из 2 слогов ).

2. Земля , серая, жёлтая, зелёная (имя существительное).

3. Увидеть, покрасить, красный , добежать (имя прилагательное, без приставки).

4. Белый, белизна, белеет, белка (животное, существительное, отвечает на вопрос кто?).

Слово жюри

IV. Второй тур

Условия игры:

Этот тур потребует внимания. Вам надо собрать наибольшее количество словарны х слов, которые нечаянно рассыпались.

3 Задание (одно для всех команд на чистых листочках): Слайд №7

I слог

II слог

III слог

ро

ца

жур

даш

ве

ши

ник

ли

го

ный

ка

че

ва

де

си

ло

ма

ран

да

ко

се

на

Ответы : ученик, ягода, весело, лисица, карандаш, дежурный, машина, корова.

Болельщики тоже попробуйте определить слова.

Слово жюри

Слайд №8

4 задание Капитаны возьмите на столах карточки под №4 (2 мин)

Найдите каждому устойчивому выражению в левой колонке противоположное по значению в правой, соедините линией.( Мы выполняли такие задания на факультативе «Умники иумницы»)

Сидеть сложа руки. Воды в рот набрать.

Держать ухо востро. В руки взять.

Во всю ивановскую (кричать). Своим горбом жить.

На чужой шее сидеть. Не покладая рук.

Слово жюри

5.Задание для команд: Орфографический диктант. (кто первый сдаст выполненное задание)

5) Орфографический диктант.

На карточках у каждой команды слова с пропущенной буквой.

Задание : вставь пропущенную букву.

Дож.ь, в.лна, ч.сы, пуш.нка, см.шной, к.нюшня, пл.сать, кру., сторо., рука. .

Игра с болельщиками. Условия игры: (устно, кто первый ответит)

а) Раскрой смысл выражений.

Ваше задание – раскрыть смысл крылатых выражений.

1. Рукой поддать ( близко )

2.Морочить голову ( обманывать ),

3. В час по чайной ложке (медленно )

4.Засучив рукава (хорошо работать ).

б) Закончи пословицы:

Век живи … ( век учись ).

Терпенье и труд … (всё перетрут ).

Делу время… ( потехе час ).

6. Конкурс капитанов ( Кто больше наберет баллов ) (Поднимаем руку)

А)1. Может ли слог состоять из одного согласного звука? (нет)

2. Два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу (текст)

3. Как пишутся предлоги с другими словами? (раздельно)

Б)Игра: Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам.

Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот

что:

Неуклюжий как крот (медведь)

Трусливый как медведь (заяц)

Злой как лиса (собака)

Упрямый как сорок а (осел)

Сдайте свои фишки жюри.

Жюри подводят итоги

Игра со зрителями

Угадай, что это. Замени одним словом каждую фразу:

Его вешают, приходя в уныние (нос).

- Его задирают, задаваясь. (нос).

- Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (нос).

Не цветы, а вянут. (уши)

- Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. (ветер)

- На него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (ветер)

- Его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить. (язык)

- Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко. (язык)

-Её набирают в рот, когда молчат. (вода)

Дети читают стихи:

1.Грамматика, грамматика – наука очень строгая!

Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я!

Она трудна, но без нее плохое было бы житье! (Хамлюк)

    Учите русский годы к ряду, С душой, с усердием, с умом! Вас ждёт великая награда, И та награда – в нём самом. (Третьяков)

Ведущий. Вот и закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, за отличное знание родного русского языка. Заключительное слово предоставляется председателю жюри.

Слайд №9

(Объявляется победитель. Каждой команде и болельщикам вручаются призы.)

Нашим командам сражаться в турнире помогала дружба. Давайте закончим нашу игру песней « Если с другом вышел путь ».

Игры с буквами «Превращения»

Буквам некогда тужить, буквам надобно дружить,

Букву в слове заменяй - другое слово получай!

1. Может и тазик песиком стать,

Проще простого эта задача:

Ежели «У» вместо «А» написать -

Выйдет в итоге кличка собачья. (Тазик - Тузик.)

2. Как время года превратить

В настольную игру?

Отброшу гласную одну,

Другую - подберу. (Лето - лото.)

3. Сам царь зверей - моя родня,

Сумеешь отгадать меня?

Начало «К» смени на «М» -

Увидишь, из чего я ем. (Киска — миска.)

4. Сумей решить задачу эту:

Одну лишь букву замени -

И месяц превратишь в планету. (Март - Марс.)

5. Всего одной лишь буквы

изменение —

И лодочка бесследно уплывает,

Вернее превращается в растение,

Которое микробов убивает. (Челнок - чеснок.)

6. Я с «Л» смягченным - под землей

Бываю каменным и бурым,

А с твердым - в комнате любой,

В геометрический фигуре. (Уголь -угол.)

7. С твердым «Л» я на стене.

Книги, например, на мне.

Но только «Л» смягчите,

Сразу в танец превратите. (Полка - полька.)

8. Без «М» - в лесу мне красоваться,

А с «М» - суда меня боятся. (Ель — мель.)

9. С «Ы» - мы мчим вас, что есть мочи,

С «У» — мы ноги вам промочим. (Лыжи — лужи.)

10. В тропиках чудес так много,

Что верится порой с трудом.

Пример: союз и три предлога

Растут на дереве одном. (А-на-на-с.)

11. Первое - нота, второе - тоже,

А в целом — на горох похоже. (Фа-соль.)

12. Три простеньких слова -

Нота, круг, союз -

Дают нам вместе овощ,

Приятный всем на вкус. (Ре-диск-а.)

13. Местоимение, предлог,

Меж них - фамилия поэта,

А в целом — это вкусный плод,

Что зреет на исходе лета. (Я-Блок-о.)

14. В океане я бываю.

Корабли там разбиваю,

Если ж букву приписать,

Стану в воздухе летать. (Риф — гриф.)

15. Могучая река

Средь берегов струится,

Но «И» к реке прибавь -

Вспорхнет над нею птица. (Волга - иволга.)

16. Траве, конечно, я сродни,

Себя в конюшне часто вижу,

Но «О» на «А» перемени -

И потеку я по Парижу. (Сено - Сена.)

17. Я старика сопровождаю,

Ему в пути помочь хочу.

Но если «П» на «Г» сменяю,

То от него я улечу. (Палка — галка.)

18. Такое время года

Вы любите не зря,

Хорошая погода.

Походы, лагеря.

Но букву замените -

И смысл уже другой,

И станет время года

Известною игрой. (Лето - лото.)

19. С «П» - весною у растения,

С «Т» - в конце я предложения. (Почка - точка.)

20. Мне не долго измениться:

С «С» - животное, с «Р» - птица. (Осёл - орёл.)

21. Я с «П» - кругла, желта,

на вкус приятна

И прячусь под поверхностью

А с «К» я - то мала, то необъятна

И поднимаю даже корабли. (Репа - река.)

22. Три буквы двигают машины,

Две - на лице найдешь

А целое порой белеет

В тумане моря голубом. (Пар-ус.)

23. Первый слог мой каждый знает -

В классе он всегда бывает.

Мы к нему союз приставим,

Рядом дерево поставим,

Чтобы целое узнать,

Город следует назвать. (Мел-и-тополь.)

24. Без «О» измеряют

материю мною,

А с «О» я дорогой служу

под землею. (Метр -метро.)

25. Один вначале взятый слог

Есть однобуквенный предлог,

Жилье людей - два остальных.

В одних мы были, а иных

Не знаем даже, как зовут.

Все - встретите то там, то тут -

В нем овощи всегда растут. (О-город.)

26. Под моей листвою пышной

Можно скрыться в летний зной.

Если «К» сочтете лишним,

Смысл получится другой.

Стану я тогда пушистым,

Волокнистым, шелковистым.

Полотенце, простыня

Могут выйти из меня. (Клён — лён.)

27. Известное я блюдо,

Когда ж приставишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха - муха.)

28. Летом и весной меня

Слышать часто можешь.

«Г» на «X» смени - и я

Стану сортом кожи. (Гром -хром.)

29. Без «И» я - злак,

Полезный людям,

А с «И» - цветком

Пушистым буду. (Рис - ирис.)

30. С «3» - пахучая, красивая,

С «Щ» — зеленая, шумливая. (Роза - роща.)

31. Во мне и стены, и углы,

Жилищем я твоим являюсь.

Но если сменишь «О» на «Ы»,

То сразу вверх я устремляюсь. (Дом - дым.)

32. Рождаюсь на мебельной

фабрике я,

И в каждом жилище

нельзя без меня.

Отбросишь последнюю

букву мою —

Названье большому числу я даю. (Стол - сто.)

33. С буквой «Т» его все знают -

Он с собой весну несет.

С буквой «Ш» всегда шагают,

Коль в строю отряд идет. (Март - марш.)

34. На мне, качаясь, птичка весела,

И чувствует себя прекрасно.

Но только с «В» для птички

А с «С» я для нее опасна. (Ветка - сетка.)

35. Во мне плохая кровь струится,

Но вставишь в середину «С», -

И зацветет все, зарезвится,

Зазеленеет луг и лес. (Вена - весна.)

36. С первой буквой я трава,

Но меня не косят.

Без нее - меня больной

Часто произносит. (Мох- ох.)

37. Пойди-ка в сад и погляди,

Я там цвету, благоухаю.

Но «Г» поставишь впереди,

И в небе я загромыхаю. (Роза - гроза.)

войдите -

Вспорхнет пред вами сразу

Но только ноту отнимите -

И птица в золу превратится. (Перепер - пепел.)

39. Остров я на Средиземном море,

Но попробуй букву «Р» отнять,

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в начальных классах.

Интеллектуальная игра «Великий и могучий русский язык».

Для учащихся 3 - 4 классов.
Лаврова Галина Юрьевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Глинская средняя общеобразовательная школа» д. Глинки.
Описание материала: Данный материал способствует обобщению знаний по русскому языку у учащихся 3 - 4 классов, воспитанию любви и бережного отношение к родному языку, развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке. Предлагаемый материал будет полезен учителям начальных классов и педагогам.
Цель: обобщение и систематизация знаний по русскому языку.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Повторить знания, полученные во время изучения русского языка.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.
4. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову.

Ход игры.

Самоопределение к деятельности.
Учитель:

Русский язык (1959).

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь – выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная – живуч.
Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!
А.Я. Яшин
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей игры. Сегодня у нас игра по русскому языку. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
Главный гость сегодня – его величество русский язык . Могуч и прекрасен русский язык. На языке мы думаем, общаемся, творим. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.
– Ребята, как вы думаете, почему так важно знать и владеть русским языком?
– Дорогие ребята, нужно научиться общаться друг с другом.
В нашей игре участвуют две команды. Давайте их поприветствуем!!!
(Представляются участники каждой команды).
– Ребята, мы сегодня будем с вами играть за круглым столом. (Приглашаются за игровой стол).
Победителей нашей игры определит наше жюри… (Представляются члены жюри).
По ходу игры будем подводить временные итоги, и записывать их.
– Итак, Ребята, подумайте пожалуйста, что вам пригодится для успешной победы в игре?
Буква заблудилась.
Учитель:
Буква заблудилась.
Неизвестно, как случилась,
Только буква заблудилась: Заскочила в чей-то дом
И – хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
– Ребята, я сейчас буду читать вам стихотворения, а вы должны исправить ошибку: назвать нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного. Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Закричал охотник: – Ой!
Двери гонятся за мной! (Звери).
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу).
Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке. (Маки).
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
– Там ползёт зелёный лук. (Жук).
С длинными усами!..
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом. (Сом).
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей).
Мы собрали васильки,
На головах у нас у нас –щенки. (Венки).
Старый дедушка Пахом
На козе (коне) скакал верхом.
Жучка будку (булку) не доела:
Неохота. Надоело.
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Синеет море перед нами.
Летают майки (чайки) над волнами.
Учитель: Молодцы ребята, вы справились с этим заданием. А теперь давайте отгадывать загадки.
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает.
Он от матери рождён.
Сам её рождает. (Лёд).
Конь стальной, хвост льняной.(Игла).
Бел, как снег, в чести у всех. (Сахар).
В середине алый, сахарный, а кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз).
С подругами и сёстрами
Она приходит к нам
Рассказы, вести новые
Приносит по утрам. (Газета).
Учитель: Молодцы, загадки отгадали. А теперь, прежде чем начать следующую игру, предлагаю вам вспомнить знакомое правило о правописании безударных гласных, а потом разучить и хором повторить его в стихах:
Если буква гласная
Вызвала сомнения,
Ты немедленно её
Ставь под ударение.
Учитель: Я сейчас буду называть слова с безударными гласными, а вы должны к каждому слову подобрать проверочные (изменить его так, чтобы безударный звук стал ударным) и произнести хором. Для каждой команды свои слова. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Для первой команды.
Тропа – тропы
Гора – горы
Трава – травы
Стена – стены
Поля –поле
Холмы – холм
Для второй команды.
Голова –головы
Борода –бороды
Садовник – сад
Старик –старец
Листок – лист
Бежать – бег
Учитель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Давайте вспомним, какие слова называют омонимами? (Омонимами называют слова, имеющие одинаковое звучание, но разное значение. Например: «коса» – заплетённые волосы и «коса» – сельскохозяйственное орудие.
Давайте отгадаем – Омонимы-загадки . Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я.
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются…(Иголки).
Я в дверях, я в замке,
И в нотной строке,
Я и гайку отвинчу
И могу, если хочу,
Телеграмму передать
И загадку отгадать…(Ключ).
В тетради я бываю
Косая и прямая.
В другом совсем значении
Я планка для черчения.
И, наконец порою
В шеренгу вас построю…(Линейка).
Нас много в играх набирают,
А иногда и на нос надевают…(Очки).
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей…(Нос).
К розе он не подпускает,
Доски накрепко скрепляет…(Шип).
Учитель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Давайте вспомним, какие слова называют антонимами ? Слова с противоположным значением. Например: высокий-низкий. Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.

Загадки в стихах.

Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня…(Прохлада).
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому, что я …(Зима).
Я антоним к слову смех.
Не от радости, утех
Я бываю по неволе.
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались – это …(Плач).
Не бываю без начала.
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я…(Конец).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь…(Тишина).
Учитель: Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Давайте теперь вспомним синонимы . (Слова, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение). Каждый игрок называет слово, к которому играющие из другой команды, должны подобрать синонимы. Кто не сумеет этого сделать, тот уступает другому игроку. Примеры: бездельник-лодырь, дерзкий- грубый, мокрый-сырой, дорога-путь, глаза-очи, думать-мыслить, лётчик-пилот, пища-еда, смелый-храбрый, успех-удача, горячий-жаркий.
Учитель: Ребята, было трудно? Вы справились и с этим заданием?
В правописании, произношении, образовании некоторых слов мы часто встречаемся с такими случаями, которые ставят нас в тупик. Я сейчас буду называть слова в единственном числе, а вы повторяйте их во множественном числе, обозначьте в ловах ударение . Для каждой команды свои слова. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Для первой команды.
Герб – гербы
Адрес – адреса
Мука –…
Директор – директора
Договор –догово ры
Трактор –трактора
Еда – …
Столяр – столяры
Для второй команды.
Шарф –ша рфы
Инженер – инжене ры
Метро –…
Портфель – портфе ли
Торт – то рты
Повар – повара
Лень – …
Век – века
– Как видите, не всё так просто. В каждом случае надо подумать, имеет ли данное слово множественное число (например: метро, мука, лень), как поставить ударение.

Вспомни фразеологизмы.

– Ребята, вспомните в русском языке есть устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов. Например: Ушки на макушке. Кто-то очень внимательно, напряженно вслушивается.
– Я сейчас буду вам давать объяснение устойчивым сочетаниям, а вы должны вспомнить как эти фразеологизмы звучат в русском языке.
Та, команда, которая быстрее поднимет флажок, будет отвечать. За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
Обижаться, сердится - надувать губы .
Очень быстро - сломя голову .
Кто-либо никак не может удержаться от смеха - смешинка в рот попала .
Знает, что сказать, как ответить - за словом в карман не полезет .
Очень медленно - черепашьим шагом .
Итоговая рефлексия.
Учитель: Дорогие ребята! Я рада, что вы все приняли участие в этой игре. Вам понравилось? Что у вас хорошо получалось, а над чем ещё надо поработать? Хотелось бы узнать, что вам больше всего запомнилось, узнали ли вы что-нибудь новое. Где можно применить новые знания?
Выявление победителей. Награждение команд.
Учитель: Слово в словах.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И людям радость отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку превратить,
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин.
– Уважаемые гости, участники нашей игры – Учитесь общаться друг с другом!
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Спасибо за внимание!

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

Учиться нелегко: какие-то темы даются тяжело, не хватает «соображалки», чтобы решить задачи, а вокруг масса отвлекающих факторов: социальные сети, ютуб, друзья, представление, что родители/учителя опять будут ругать. Как помочь детям взять себя в руки, сделать усилие над собой и заниматься больше?

Игры. I. «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.


II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

промока-ка

Задания:

    Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

    Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

    Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

    Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

    Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).


Игровые приемы. 1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

РОМАШКА

РОЗА

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

КОРОВА

БЕРЕЗА

МАЛИНА

ОСИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

    Заменить словосочетания одним словом:

    • Промежуток времени в 60 минут,

      Военнослужащий, стоящий на посту,

      Ребенок, любящий сладкое,

      Очень смешной фильм.

    Распредели слова на две группы.

    • Найди родственные слова. Выдели корень.

    Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли ………….
Вдруг из кустов……………..
Потом ребята долго вспоминали как……..

    Составь рассказ по опорным словам:

    • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

1: Назови слово, противоположное по значению

Учитель бросает одному из детей мяч и говорит, например слово высокий. Учащийся возвращает ему мяч и называет противоположное по значению слово - низкий. Затем игра продолжается с другими словами, нап...

2: Красный - белый

Учитель предлагает детям внимательно вслушаться в слова и определить, в каком из них есть заданный звук. При наличии такого звука в произнесенном слове учащиеся поднимают красный флажок, при отсутствии белый.

3: Кто назовет больше слов?

Учитель называет какой - нибудь звук и предлагает детям назвать слова, в которых он встречается. затем дети становятся в круг. Один из играющих бросает мяч. Тот, кто его поймает, должен произнести слово на одну букву

4: Купи цветок

На наборном полотне выставляются открытки с изображением цветов - это "цветочный магазин", карточки с кружками - "деньги". Учитель обьясняет, что каждый может купить лишь тот цветок, в названии которо...

5: Телеграф

Учитель говорит: "Дети, сейчас мы будем играть в телеграф. Я буду называть слова, а вы их передавайте по телеграфу в другой город. Например, слово папа. Сколько в нем слогов? (Два). Сколько раз нужно...

6: Продолжай!

Играют две команды. Учитель называет несколько слов, которые начинаются с определенного звука (оса, осень, окно). Представители каждой команды по очереди продолжают подбирать слова. Побеждает та коман...

7: Найди свой квадрат

На прогулке учитель рисует вместе с детьми несколько квадратов на земле, сообщает, что в них "спрятались" имена детей. В первом квадрате находятся те из них, в которых есть звук (к). Предлагается поду...

8: Запомни слова!

Ведущий называет 5 - 6 слов, ученики должны повторить их в той же последовательности. Пропуск слов или их перестановка считается ошибкой. Независимо от речевых возможностей детей слова подбираются раз...

9: Загадка Петрушки

Учитель читает письмо, которое получили учащиеся первого класса: "Дорогие дети! Я ваш друг, Петрушка, сейчас отдыхаю на даче, гуляю в лесу, собираю грибы. Много грибов приношу домой. Отгадайте, какие...

10: Найди рифму

Учитель предлагает детям прослушать стихотворение и назвать слова, которые рифмуются.

Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.

11: Накорми животное

Перед игрой дети вместе с учителем уточняют, чем питаются животные. Затем учитель предлагает назвать только двусложные слова - названия пищи, и сказать, какому животному ее можно давать.

12: Купи игрушку

Каждому из играющих дается задание "купить" игрушку, в названии которой два слога. Учитель первым "покупает" игрушку, он четко произносит слово (например, ма - ши - на), делит его на слоги, определяет...

13: Кто в каком домике будет жить?

Учитель чертит на доске квадраты. Сообщает, что в этих квадратах - домиках будут жить животные: в первом домике те, названия которых состоят из одного слога, на втором - из двух, в третьем - из трех с...

14: Где живет? Чем питается? Какую пользу приносит?

Учитель показывает карточку с изображением животного и спрашивает: "Где живет? Чем питается? Какую пользу приносит?" За каждый правильный ответ ребенок получает цветной кружочек. В конце игры подводят...

15: Заблудился звук

Учитель говорит: "Вы уже знаете, что есть много слов, близких по звучанию. А теперь внимательно послушайте стихотворение и назовите звук, который "заблудился":

Неизвестно, как случилось,

16: Запомни букву

Играют две команды. У каждого играющего набор букв. Учитель показывает картинку, учащиеся поднимают букву, с которой начинается название картинки. В дальнейшем игру можно провести таким образом: учите...

17: Подберем кукла одежду

Учитель показывает детям куклы и говорит: "Ребята, давайте назовем этих кукол! Договоримся, что имя первой куклы состоит из двух слогов, например Нина, а имя второй - из трех слогов, например Марина. ...

18: Найди пару

Из каждой пары предметных картинок учитель выставляет по одной на наборное полотно. Остальные разложены у него на столе. Учитель вызывает учащихся по очереди к доске. Подобрав картинку (название изобр...

19: Где твой круг?

На перемене или на прогулке учитель предлагает учащимся начертить два круга. В первый круг становятся те дети, в именах которых ударение падает на первый слог, во второй - те, в именах которых ударени...

20: Подскажи Петрушке звук

Игрушка Петрушка сообщает детям, что сейчас он будет называть слова, но в некоторых из них будет специально недоговаривать последний звук. Его подскажут лети. Лети должны быстро подсказать не произнес...