Идентификационные и диагностические признаки. Психодиагностические нормы. Репрезентативность норм. Виды психодиагностических норм

Под признаками в теории криминалистической идентификации понимаются специально отобранные свойства, с помощью которых можно узнать, отличить объект. Важно, чтобы они отвечали двум условиям: устойчивости и информативности.

Устойчивость означает относительную неизменяемость, качественную и количественную определенность свойства, которое должно существовать без существенных изменений в течение идентификационного периода, т.е. с момента отображения при обстоятельствах, связанных с преступлением, до времени производства идентификационного исследования.

Информативность свойства - это его способность выделять, отличать определенную группу или конкретный объект из множества других объектов материального мира.

Материально фиксированные отображения возникают вследствие воздействия объекта на какие-либо другие объекты, способные воспринимать с достаточной точностью, воспроизводить его признаки и относительно долгое время сохранять их.

Все признаки подразделяются на признаки группового (общие признаки) и признаки индивидуально значения (частные признаки). Под признаками группового значения имеются в виду признаки, присущие определенной группе (роду, виду) объектов. Эти признаки, естественно, не определяют тождества объекта, его индивидуальности, так как типичны для многих или же всех объектов, относящихся к одному и тому же роду, выражают их сходство. Отождествление по признакам группового значения не может быть осуществлено. Общие признаки обычно характеризуют некоторую группу объектов, соответствующую в науке и практике классификации. Такие признаки называются классификационными.

Информационная значимость классификационных признаков определяется, во-первых, надежностью разделения заданной совокупности на классы, роды и виды и, во-вторых, разделением заданной совокупности на примерно равные по объему группы. Это имеет значение для создания учетно-регистрационных систем, так как в противном случае пользоваться картотекой становится затруднительным.

Диагностические (распознавательные) признаки, в отличие от классификационных, лишь корреляционно связаны с распознаваемой группой. Любой из этих признаков может оказаться как в распознаваемой, так и в другой группе, с которой он не связан. Например, любой признак почерка может встретиться как у мужчины, так и у женщины. Но зависимость от мужского или женского пола у разных признаков различная. Конкретные же лица обладают такими комплексами признаков, которые в совокупности могут достоверно указывать на групповую принадлежность исполнителя рукописи. Информационная ценность признаков, используемых для распознавания групповой принадлежности, определяется силой их связи с распознаваемой группой (количественно эта зависимость выражается коэффициентом корреляции).

К признакам индивидуального значения относятся признаки, которые могут встречаться только у отдельных или немногих экземпляров группы.

Эти признаки имеют идентификационное значение, так как они индивидуализируют объекты одной и той же группы и в совокупности признаками группового значения определяют тождество объекта.

Идентификационные признаки должны обладать такими свойствами, как: а) устойчивость;

  • б) частота встречаемости;
  • в) степень зависимости признаков друг от друга.

Степень устойчивости признаков зависит от закономерностей их образования. Идентификационную ценность представляют те признаки, которые остаются неизменными в течение длительного времени.

Частота встречаемости означает, что чем реже данный признак встречается у других однородных объектов, тем он специфичнее и выше его идентификационная значимость, ценность. Частота встречаемости идентификационного признака определяется или из профессионального опыта эксперта, оперативного работника, следователя, или изучением частоты встречаемости признаков на основе математической статистики.

Степень зависимости признаков друг от друга означает, что если признаки взаимосвязаны между собой, появление одного признака обусловливается каждый раз появлением другого, то такие признаки представляют небольшую идентификационную ценность, так как не являются самостоятельными, независимыми.

Из изложенного выше можно сделать вывод, что сущность идентификационных признаков заключается в относительной стабильности, оригинальности, специфичности для конкретного объекта и в допустимости их выявления, изучения и сравнения.

Физические свойства. К ним относятся: цвет, блеск, прозрачность; твердость, плотность, спайность, излом и др. свойства.

ЦВЕТ минерала определяется его способностью поглощать определенную часть светового спектра. Ферсман выделил 3 рода окрасок минералов по происхождению:

· идиохроматическую (своя собственная),

· аллохроматическую (алло - чужой),

· псевдохроматическую (псевдо - ложный).

Идиохроматическая - в состав минерала входит элемент, дающий окраску - хромофор. Например, железо дает черную или бурую окраску, свинец - серый, медь - зеленый и т.д.

Аллохроматическая - окраска за счет элементов-примесей, изменяющих окраску минерала. Например, кварц бесцветный минерал, а его разновидности аметист, морион окрашены в фиолетовый или черный цвет за счет примесей атомов Fe.

Псевдохроматическая - обусловлена включениями посторонних минералов. Например, минерал лабрадор обладает темным собственным цветом, но при рассмотрении его под разными углами наблюдается синяя окраска. Она обусловлена тонкими включениями минерала ильменита, который изменяет светопреломление.

Иногда на поверхности минерала появляется радужная окраска, называемая побежалостью - возникает за счет образования тонкой пленки окислов на его поверхности.

ЦВЕТ ЧЕРТЫ - цвет минерала в порошке. Часто цвет черты повторяет цвет минерала, но бывают и отклонения. Например, минералы магнетит и хромит имеют черный цвет, а их цвет в порошке или цвет черты отличаются: у магнетита черта черная, а у хромита - темно-бурая.

ПРОЗРАЧНОСТЬ - способность минерала пропускать свет. По этому признаку минералы разделяются на прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные.

БЛЕСК - способность отражать падающий свет. По отражательной способности минералов блеск подразделяется на металлический и неметаллический. Металлический блеск имеют минералы с высокой отражательной способностью. Неметаллический блеск подразделяют на: стеклянный, жирный, перламутровый и т.д.

СПАЙНОСТЬ - способность минералов раскалываться под ударом с образованием ровных поверхностей параллельных граням, ребрам и др. кристаллографическим направлениям. Выделяют спайность:

Весьма совершенная (слюда, тальк),

Совершенная (кальцит, галит),

Средняя (полевые шпаты, роговая обманка),

Несовершенная (оливин, апатит),

Весьма несовершенная (золото, корунд).

ИЗЛОМ - вид поверхности при расколе минерала. Бывает - ровный, ступенчатый, раковистый, занозистый, землистый и т.д.

ПЛОТНОСТЬ - зависит от химического состава и структуры минерала. Все минералы по плотности подразделяются на: легкие (1-3 г./см 3), тяжелые (3,5-9 г./см 3), очень тяжелые (9-23 г./см3).

ТВЕРДОСТЬ - способность минерала сопротивляться механическому воздействию. Выделяют абсолютную и относительную твердости.

Абсолютную твердость определяют прибором, называемым склерометр в кг /мм 3.

Относительная твердость определяется сравнительным путем. Для этого берут минерал с известной твердостью и воздействуют им или на него другим минералом. Существует эталонная шкала для определения относительной твердости минералов. Её разработал австрийский минералог Моос в 1824 г., поэтому названа его именем. В ней подобраны 10 минералов, которые располагаются в порядке возрастания твердости и номер эталонного образца в ней означает величину относительной твердости этого минерала.

Когда нет под рукой эталонной шкалы, пользуются стеклом, гвоздем, стальным ножом или напильником, т.е. заменителями эталонных минералов.

Кроме перечисленных свойств, которые проявляются у всех минералов, существуют свойства присущие отдельным минералам или группе минералов. Их называют особые свойства и к ним относятся:

· Магнитность - определяется по отклонению минералом стрелки компаса;

· Люминесценция - любое излучение минералом света без накаливания. Выделяют: флюоресценцию - свечение минерала происходит при облучении ультрафиолетовыми или рентгеновскими лучами, фосфоресценцию - продолжение свечения минерала после прекращения облучения; люминесценция наблюдается у минералов, содержащих в кристаллической решетке примеси ионов. Так минерал шеелит светится бледно-голубым цветом за счет включений МОЛИБДЕНА.

· Пьезо- и пироэлектрические. Пьезоэлектричество - это явление, когда под действием давления вдоль полярной оси кристалла на её концах концентрируются положительные и отрицательные заряды. Пироэлектричеств о - тоже явление (появление электрических зарядов) только под действием температуры при нагревании.

· Реакция с соляной кислото й - происходит выделение углекислого газа, реакция хорошо наблюдается визуально.

· Вкус и запах - некоторые минералы издают запах, при каком-либо воздействии на них (при ударе и т.п.), другие минералы - соленые или горько-соленые на вкус (каменная соль).

· Радиоактивность - ею обладают минералы, содержащие радиоактивные элементы.

Все основные свойства проявляются (кроме особых) у каждого минерала. Часто разные по химическому составу минералы бывают внешне похожи по одному или нескольким свойствам. Например, по цвету, блеску, прозрачности минералы кварц и кальцит похожи и их трудно отличить по этим свойствам. Но по другим свойствам - твердости и спайности они резко отличаются друг от друга. Эти свойства для них являются диагностическими признаками. Таким образом, свойства минералов, по которым их можно определить или отличить друг от друга являются их диагностическими признаками.

Все свойства минералов изучают:

· макроскопически, т.е. определяют свойства визуально;

· с помощью лабораторных исследований с привлечением разнообразных приборов и анализаторов: так химический состав минерала устанавливается после проведения ряда химических или спектральных анализов для определения элементов, входящих в его состав;

· строение кристаллической решетки определяют с помощью рентгеноструктурного анализа, основанного на отражении и дифракции рентгеновских лучей от кристаллографических плоскостей. В последнее время для изучения структуры минерала применяют электронный микроскоп;

· оптические свойства минералов изучают под микроскопом.

Сейчас создано много приборов, которые позволяют сделать комплекс лабораторных исследований прямо в образце, содержащем исследуемый минерал, т.е. отпадает трудоемкая работа по извлечению минерала в чистом виде, без примесей другого минерала.

Изучение свойств минералов дало толчок экспериментальным исследованиям для получения минералов в лабораторных условиях. Такие исследования позволяют моделировать условия образования минералов, что представляет несомненный научный интерес. Практическое значение таких исследований - получение искусственных минералов для ювелирной промышленности, радиоэлектроники и др. отраслей.

О названиях минералов - многие пришли из древних времен:

На основе физических свойств или химического состава (например - магнетит, никелин),

По географическому месту открытия (ильменит - в Ильменских горах, арагонит - по испанской провинции);

По имени великих ученых или деятелей - уваровит (мини стр. пр освещения Уваров), шеелит (в честь ученого химика Шееле открывшего элемент W).

Многие минералы, кроме основного, имеют одно или несколько других названий, называемых синонимами. Например, флюорит - плавиковый шпат, сфалерит - цинковая обманка и т.д.

Процессы минералообразования в природе происходят по законам физической химии и термодинамики. Главными факторами являются химический состав среды, температура и давление. Все они в процессе минералообразования изменяют свои параметры, т.е. являются величинами переменными. Изменение величины концентрации химических элементов, температуры и давления может протекать плавно и постепенно, или скачкообразно резко. При таких условиях минералы могут кристаллизоваться одновременно-последовательно друг за другом: оливин >?пироксен >?роговая обманка; или одновременно, например, при интенсивном испарении морской воды в лагунах образуются залежи солей, состоящие из минералов: галит >?сильвин >?карналит >?гипс >?сера. Такое совместное нахождение минералов, образовавшихся на определенной стадии процесса минералообразования называется ПАРАГЕНЕЗИС МИНЕРАЛОВ. А минералы, образовавшиеся совместно на какой-то определенной стадии минералообразования называются парагенетической ассоциацией. Знание парагенезисов минералов имеет большое научное и практическое значение. Так было теоретически и практически установлено, что в кимберлитовых трубках совместно с алмазами кристаллизуется минерал группы гранатов - ПИРОП. В Якутии по находкам пиропа были открыты месторождения алмазов.

Вибрация, шумы, биение, стуки, утечка жидкостей и другие внешние проявления нарушений нормального рабочего процесса являются признаками неисправности механизма или агрегата автомобиля. В диагностике признаки используются как носители информации о техническом состоянии механизма; предельное значение признака определяет необходимость обслуживания или ремонта, темп изменения признака - ресурс работы до очередного обслуживания или ремонта. Часто один простой признак несет узкую информацию о состоянии механизма и не обеспечивает должного представления о техническом состоянии механизма. Например, контроль зазора между контактами в прерывателе системы зажигания (в статическом состоянии) не позволяет определить его техническое состояние. Проверка же угла замкнутого состояния контактов на работающем двигателе отражает не только износ контактов, но и износ кулачка, кулачкового валика, упругости пружины и форму поверхности контактов. Такой признак, несущий более широкую информацию, называется комплексным. Для диагностики автомобиля в целом комплексные признаки могут быть более общими. Например, расход топлива и масла автомобилем, мощность двигателя, накат и другие.

Зная предельное значение признака и его изменение по мере пробега, можно определить ресурс безотказной работы механизма, периодичность обслуживания и пробег автомобиля до ремонта.

Определение оптимальной последовательности отыскания неисправностей является сложной технической задачей, которая пока полностью не решена.

Оценка технического состояния механизма агрегата или системы производится по двухмерной системе: «годен-негоден», «ниже-выше». В качестве оборудования для определения и регистрации параметров технического состояния применяют стенды, передвижные и пепсиосные с ручным управлением, а также с полуавтоматическими или автоматическими устройствами.

Схема стенда с беговыми барабанами для диагностики автомобилей показана на рисунке:

Рис. Стенд с беговыми барабанами:
1 - рама; 2 - беговой барабан; 3 - муфта, разобщающая барабаны при испытании тормозов; 4 - втулочно-пальцевая муфта; 5 - генератор балансирного типа; 6 - пульт управления; 7 - электродвигатель постоянного тока; 8 - генератор постоянного тока

Для определения технического состояния трансмиссии по полному сопротивлению, тормозов и отдельных агрегатов - по параметрам вибрации, генераторы постоянного тока балансирного типа работают в режиме электродвигателя и прокручивают агрегаты автомобиля.

При замере крутящего момента, мощности, подводимой к задним колесам, расхода топлива и других параметров балансирные генераторы приводятся во вращение колесами автомобиля и работают в режиме генератора, отдавая ток на нагрузочные сопротивления. На подобных стендах в сочетании с дополнительными приборами можно проводить все основные работы по диагностике автомобиля, например, определять изменение мошностных показателей при различных нагрузках и оборотах коленчатого вала двигателя по развиваемой мощности, определять , действия тормозов и др.

Ориентировочные расчеты и результаты работ некоторых автохозяйств показывают, что при внедрении диагностики общие затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт снижаются на 10-15%.

Психодиагностика как наука.

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты, оценки, измерения, индивидуально психологических особенностей личности.
Предмет психодиагностики часто ограничивают применением различного рода
диагностических методов к человеку с целью выявления его психического своеобразия и
последующего его измерения с помощью различного рода статистических методов. При
этом упускается из виду, что как характер полученной информации, так и ее
интерпретация в значительной мере зависят от лежащей в основе психодиагностики
теории личности.

Основными функциями психодиагностики являются:
1. осуществление контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств
2. оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения
3. оценка качества самого образования.
4. применение психодиагностических методик для отбора абитуриентов в те или иные учебные заведения.
Психодиагностика в вузе позволяет:
1. более эффективно осуществлять отбор абитуриентов
2. дальнейшее развитие способностей и умений студентов,
3. проводить необходимую коррекцию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей студентов.

История становления психодиагностики зарубежом и в России.

История современной психодиагностики начинается с первой четвери XIX в., то есть с начала так называемого клинического периода в развитие психологических знаний. Этот период характеризуется тем, что ключевую роль в добывании и анализе эмпирических психологических знаний о человеке начинают играть врачи (до них этим занимались философы и писатели). Врачей интересуют причины происхождения трудноизлечимых и распространившихся в те годы в развитых странах мира душевных заболеваний и неврозов. Врачи-психиатры начинают вести в клиниках Европы систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время методы психодиагностики как наблюдение, опрос, анализ документов. Однако в целом психодиагностика в эти годы носит ещё не строгий, произвольный характер, что проявляется в различных выводах и умозаключениях, к которым приходят врачи, наблюдая за одними и теми же больными и изучая их с помощью одних и тех же методов. Это в частности происходит потому, что методы психодиагностики в то время носят ещё качественный характер.

Началом создания количественных методов психодиагностики следует считать вторую половину XIX и. - в то время, когда под руководством немецкого психолога В.Вундта была создана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория, где в целях психодиагностики стали применять различные технические устройства и приборы. К этому же времени относится открытие психофизического закона, который, показав количественную связь между физическими и психологическими явлениями, ускорил создание средств количественной психодиагностики. Основной психофизический закон открыл возможность измерения психологических явлений, и это открытие привело к созданию так называемых субъективных шкал для измерения ощущений. В соответствие с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время, вплоть до конца XIX века, практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.

Диагностические признаки и диагностические категории.

Признаки – это переменные, которые можно непосредственно наблюдать и
регистрировать.
Категории - это переменные скрытые от непосредственного наблюдения, их
принято называть “латентными переменными”.
Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню
скрытых категорий. Для количественных категорий часто используется также название
“диагностические факторы”.
Трудность психологической диагностики заключается в том, что между
признаками и категориями не существует строгих взаимно-однозначных связей. Один и
тот же внешний поступок ребенка – к примеру, вырвал листок из дневника, может быть
обусловлен совершенно различными психологическими причинами, такими как,
повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень
другого скрытого фактора “страх наказания”. Для однозначного вывода одного симптома
или поступка недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, то есть
серию поступков в разных ситуациях.

Свойства и признаки почерка, проявления которых используются в процессе судебно-почерковедческих исследований, весьма разнообразны. Поэтому общее определение признака почерка как гносеологической категории возможно лишь ориентируясь на его информативность для решения различных классов судебнопочерковедческих задач. Поскольку идентификация и диагностика в криминалистике рассматриваются в качестве частных случаев общего познавательного процесса - распознавания образов (27, 28), признаком почерка будет такое проявление его свойства, которое информативно с позиции этого распознавания.

Целью распознавания в судебном почерковедении являются: конкретный почерк (идентификация почерка определенного лица), свойства личности и условия выполнения рукописных объектов (диагностика). Общим содержанием представления об информативности признака, независимо от класса или вида задачи, должны быть степень или мера его способности служить цели распознавания образа при решении указанных задач, различающихся искомыми объектами. Эти степень или мера определяются частотой встречаемости проявления признака в зависимости от искомого объекта.

С этой позиции при идентификации информативность проявления признака определяется частотой его встречаемости в почерках разных людей. В традиционном исследовании это определение осуществляется с помощью методических рекомендаций и «несчитанной» статистики, которой располагает каждый эксперт, благодаря своему личному опыту и практике. Если же методика исследования включает оценочные количественные компоненты, то частота встречаемости проявления признаков в почерках разных лиц, использующих определенную письменность, обладающих определенным почерком по степени выработанности и строению, основывается на статистическом анализе и количественных показателях информативности (или идентификационной значимости) проявлений признаков почерка.

В процессе установления свойств личности (социально-демографических или психологических) в роли признака выступает такое его проявление, которое обладает способностью варьировать по частоте встречаемости в зависимости от изучаемого свойства личности.

В случае диагностики условий выполнения рукописи или «сбивающего» фактора признаком будет его проявление, которое варьирует по частоте встречаемости в зависимости от того, выполняется ли рукопись в норме (общей или индивидуальной) либо в необычных условиях и в каких именно (группе условий или конкретных).

Таким образом, информативность признака - это способность его проявления различаться по частоте встречаемости в зависимости от искомого объекта.

В судебном почерковедении много внимания уделялось изучению содержания признаков почерка как выражению свойств ПД ФДК, их психофизиологической природы. Исследования криминалистов, проводившиеся в основном в русле разработки теории и практики судебно-почерковедческой идентификации, привели к тому, что была создана полная (исчерпывающая на соответствующем уровне развития науки) базовая система признаков почерка и их проявлений, позволявшая описывать любой почерковый объект. Это имело огромное значение и для диагностических исследований, которые могли использовать те же признаки и (или) их проявления для своих целей, рассматривая их информативность с точки зрения способности служить решению других задач. Так, для решения собственно диагностических задач существенны именно определенные проявления признаков, частота встречаемости которых при наступлении определенных условий высока. Например, определенные проявления таких признаков, как координация движений, темп, нажим носят отчетливо выраженный диагностический характер даже на традиционном уровне их анализа.

Как правильно отмечали многие криминалисты, четкой границы между идентификационными и диагностическими признаками не существует. Зависимость сущности признака от природы объекта сближает содержание диагностических и идентификационных признаков. В качестве диагностических признаков используются определенные проявления идентификационных признаков, а в качестве идентификационных - определенные проявления диагностических признаков, если они присутствуют в образцах почерка предполагаемого исполнителя. Например, проявления сниженной координации движений 1-й группы, имеющие постоянный характер и совпадающие с образцами почерка предполагаемого исполнителя по объему, характеру и локализации проявлений, включаются в комплекс совпадающих признаков при идентификации конкретного лица. В то же время проявление и «поведение» признаков, которые используются преимущественно в идентификационных целях, в том числе частных, может оказаться симптоматичным как для установления свойств личности исполнителя рукописи, так и условий ее выполнения.

Таким образом, специальной базовой системы диагностических признаков почерка не существует и в ней нет необходимости. Для диагностических целей вполне достаточна общепринятая базовая система признаков почерка, использующаяся в идентификационных целях, которая предусматривает описание всех признаков и их проявлений, доступных выявлению, сравнению и оценке на традиционном уровне исследования. Эти признаки и их проявления доступны и для статистического анализа в целях установления частоты их встречаемости, что и имеет место во многих разработанных нетрадиционных методиках.

Вместе с тем общие принципы систематизации диагностических признаков могут и должны быть сформулированы. Связь систематизации признаков с методическими основами экспертизы требует учета принципов построения методики, схем, процедур решения диагностических задач. При разработке методов решения диагностических задач на основе базовой системы признаков почерка строятся частные системы признаков, ориентированные на решение определенных задач. Многие из них носят сугубо утилитарный характер, т.е. используются только при проведении исследований, на которые они ориентированы. Например, в зависимости от того, строится ли методика по принципу сужения возможных альтернатив или по принципу выхода на наиболее вероятные условия либо их перебора, основания систематизации будут различаться. Иногда такие системы могут иметь характер просто перечней информативных признаков. Именно таким, например, был перечень из 21 признака, предназначенный для установления пола по высоковырабо- танному почерку.

На основе изложенного диагностический признак можно определить как проявление свойства почерка, способное служить источником информации о свойствах личности (социально-демографических или психологических) либо об условиях выполнения рукописей. Диагностическими признаками будут признаки, проявления которых используются для установления пола, возраста, психологических характеристик по почерку; признаки, информативные для установления «сбивающих» факторов на процесс письма и конкретных причин, времени, одновременности или неодновременно- сти выполнения рукописей.

Системы диагностических признаков, разработанные для решения различных задач диагностического характера будут рассмотрены в методической части данной работы. Здесь отметим лишь, что к диагностическим признакам вполне применимы многие основания систематизации, принятые в отношении идентификационных признаков. Так, в отношении диагностических признаков могут быть использованы такие основания систематизации, как объем проявления признака (общие, частные), вид представления признака (качественно-описательные, количественные), опосредованность отражаемых свойств (первичные, вторичные).

В связи с тем, что основным содержанием диагностического признака является его информативность для решения определенной задачи, остановимся на этом существенном качестве несколько подробнее.