1. Почему был испорчен праздник? Задумывались ли дети о последствиях своих поступков? Герои делали так, потому что были: жадными, завистливыми, жестокими, не способными правильно оценить то, что они делали, добрыми, отзывчивыми, смелыми? Объясни. Приведи примеры из текста.
Родители Миньки и Лели пригласили на новогоднюю елку детей вместе с родителями, чтобы подарить каждому игрушку и сладости. Но Минька и Леля поступили некрасиво. Они ели или надкусывали сладости с елки, отбили у фарфоровой куклы руку. Дети поссорились между собой и нагрубили пришедшим гостям. Одна из мам сказала: «Наверное, ваш мальчик будет разбойник... С вами водиться, что в крапиву садиться». Минька, сидя на маминых руках, закричал: «Вообще все можете уходить, и тогда все игрушки нам останутся». Герои были жадными, завистливыми, жестокими. Но им было всего 5 и 7 лет.
2. Что ты думаешь о поведении Лёли и Миньки? Как писатель относится к героям? Обсудите с другом.
Дети не задумывались о последствиях своих поступков, были не способными правильно оценить то, что они делали. Папа Миньки и Лели сказал, что не хочет, чтобы его дети были жадные и злые, дрались, ссорились и выгоняли гостей. Леля и Минька поступили плохо и были наказаны. Веселого праздника не получилось, папа все игрушки отдал гостям. Это послужило для них уроком. Спустя тридцать пять лет герой все еще вспоминает эту елку.
Семья - это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
3. Какие слова в рассказе ты считаешь главными? Запиши их в «Рабочую тетрадь».
«И за все эти тридцать пять лет я ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня... Поэтому я такой сравнительно веселый и добродушный».
4. Составь план произведения. Перескажи текст.
План пересказа
1) Сколько лет автору и когда он стал понимать, что такое елка.
2) Леля и Минька пробираются тайком в комнату, где мама нарядила елку и начинают есть висящие на ней съедобные украшения - пастилки и яблоко.
3) Минька хотел подтащить к елке стул, но тот упал и отбил кукле ручку
4) Пришли гости и мама открыла дверь в комнату с елкой.
5) Мама стала раздавать подарки пришедшим детям, а Миньке и Леле показала надкушенное яблоко и подарила паровозик не Миньке, а другому мальчику.
6) Мамы разругались из-за детей, и все гости ушли с праздника.
7) Папа вошел, потушил елку и отправил детей спать, а все подарки обещал раздать другим детям.
8) Автор объясняет, почему он с тех пор стал веселым и добродушным человеком.
Однажды заводила Стёпка предложил Лёле и Миньке пойти в кругосветное путешествие. Миньку сначала он не хотел брать с собой, но после того, как тот подарил ему перочинный ножик, взял. Стёпка собрал вещи и нужные, и не очень. Отправились в путешествие они, когда родители уехали в город, а Стёпкина мать ушла на речку полоскать бельё. По дороге Минька и Лёля быстро устали и стали проситься домой. Стёпка сказал им, что кто захочет вернуться домой, того привяжет к дереву и оставит на съедение муравьям. После того, как Тузик съел всё сало, ребятам пришлось перекусить хлебом с сахаром. И тут налетели осы, и покусали Миньку, напрочь отбив у него желание идти дальше. Пройдя ещё немного, они остановились на ночлег. Укладываясь спать на лесной поляне, Стёпка вытянул ноги по направлению движения, чтобы не сбиться с пути, но хитрая Лёля предложила брату повернуть Стёпку ногами к дому, чтобы, когда он проснулся, они пошли обратно. Ребята так и сделали. Проснувшись поутру они пошли обратно в свою деревню Пески, где их ждали родители. А Стёпка по дороге всё удивлялся и говорил, что кругосветное путешествие тем и отличается от других, что всё повторяется, так как Земля круглая.
Очень смешной рассказ! Я думаю, что он для того и написан, чтобы развеселить читателя. Я, например, смеялся от души. Что мне больше всего запомнилось в этом рассказе? Во-первых, то, как Стёпка заставлял всех нести тяжёлый мешок. В конце концов Минька, как самый маленький, вместе с мешком свалился в канаву. А когда ребята хотели приспособить для переноски Тузика, тот "прогрыз мешок и в одно мгновение скушал всё сало". Пришлось путешественникам есть хлеб, посыпанный сахаром. Но тут налетели осы, и одна из них ужалила Миньку прямо в щёку. Но самым смешным показался мне эпизод, в котором спящего Стёпку друзья развернули ногами в обратном направлении. Молодцы ребята, не растерялись, нашли способ вернуться из кругосветки за один день!!!
Вопросы на внимательность:
1. Кто объяснил Миньке, что Земля круглая?
а) папа;
б) Лёля;
в) Стёпка;
г) няня.
2. Куда предложил пойти Стёпка Лёле и Миньке?
а) на озеро;
б) гулять;
в) на курорт;
г) в путешествие.
3. Зачем детям во время похода нужны были деньги? Как это объяснил Стёпка?
а) покупать еду;
б) покупать семечки и конфеты;
в) покупать одежду;
г) на всякий случай.
4. Кто вместе с ребятами ушёл в путешествие?
а) мама;
б) кошка Мурка;
в) собака Тузик;
г) папа.
5. Какое желание было у Миньки и у Лёли в путешествии?
а) вернуться домой;
б) продолжать путь;
в) уйти в лес;
г) украсть Тузика.
6. Где мама заперла Стёпку, когда ребята вернулись домой?
а) в доме;
б) в сарае;
в) в бане;
г) в бочке.
Немного истории...
Что такое путешествие?
ПУТЕШЕСТВИЕ - это странствование. ходьба или езда по чужим местам (из словаря Даля).
Известно, что ещё в древности люди совершали путешествия, посещали разные уголки Земли. Первыми начали поиски новых морских путей в Азию португальские мореплаватели. Васко да Гама открыл морской путь в Индию. С именем Христофора Колумба связано открытие Америки. В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство - Тихий океан. В 1768 году английский мореплаватель Джеймс Кук обследовал берега Океании и Австралии. В 1648 году Семён Иванович Дежнёв вышел с Колымы и обошёл полуостров Чукотку, доказав, что Азиатский материк отделен от Америки проливом. Вот такие они - ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
!
Класс: 4.
УМК: «Школа России».
Цель: формирование у учащихся умения анализировать текст, доказывать, выделять главное.
Задачи:
Образовательные:
- продолжить работу над произведением М. Зощенко «Ёлка», помочь понять смысл произведения; знакомство с легендой: «Предание о рождественской елке».
Развивающие:
- развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;
- развивать у школьников умение составлять словесный портрет, работать с текстом;
Воспитательные:
- способствовать воспитанию нравственных качеств: щедрости, честности.
Дидактический материал и оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация;
- учебник: Л.Ф. Климанова, Литературное чтение: учебник для 4 класса;
- текст: «Ель – символом Рождества».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
– Назовите главных героев этого рассказа. (Минька, Лёля)
У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики – Миньке. (слайд 2,3)
Девочки | Мальчики | |
Леля | Минька | |
Возраст | Было 7 лет | Ударило 5 лет |
рост | Высокая, длинновязая | Удивительно маленького роста |
характер | Исключительно бойкая | тихий |
Что могут достать? | Могла высоко достать | Ничего нельзя достать |
Как ест? | Моментально съедает | откусываю |
Поведение | Не церемонится | Чуть не заревел |
– Каким является этот цикл рассказов? (автобиагрофическим)
– Поясните. (Автобиографические рассказы – рассказы о себе, о своём детстве, реальные, не вымышленные).
– Умея буквально из всего извлечь нравственный урок, писатель хочет, чтобы каждый из нас был (ученик читает слова на слайде) сильным, честный, смелый, щедрый, добрый.
– Вы дома должны были поработать со словарями и найти толкование этих качеств. (слайд 4)
- Сильный – обладающий твердой волей, стойкий;
- Честный – проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный;
- Смелый – не знающий страха, решительный;
- Щедрый – оказывающий помощь, охотно тратящийся на других, не скупой;
- Добрый – делающий добро другим, отзывчивый, хороший, нравственный.
– Молодцы!
– А теперь попробуем подобрать антонимы к словам: сильный, честный, смелый, щедрый, добрый. (Слабый, лживый, трусливый, жадный, злой) (слайд 5)
3. Выяснение главного смысла рассказа
– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
– Чему учит этот рассказ?
Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке.
– Тепло, забота, уют дома исходят только ли от поведения взрослых?
– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?
Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.
Физминутка (слайд 6 )
Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
III. Речевая разминка
1. Развитие внимания (слайд 7)
- кёлкайтснегывц (елка, снег)
- щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)
а) Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их
Задание: Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?
2. Артикуляционная гимнастика. (слайд 8)
Скороговорки
- У елки иголки колки.
- Сыплет снегопад с неба снег.
– Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно.
IV. Работа над новым материалом
1. Подготовка к первичному восприятию
– Скажите, а без чего мы не можем представить себе празднование Рождества и Нового года? Как вы думаете, почему до сего времени сохранилась эта традиция – наряжать елку? Почему людям так нравится этот обычай? (высказывания детей).
– Найдите в тексте М. Зощенко, описание елки. (Вот мы с сестрёнкой Лелей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежат подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки.) (слайд 9)
– Что особенного вы заметили в описании елки? Чем раньше наряжали ее? Как украшают елку сегодня? Задумывались ли вы, почему на Новый год украшают дерево?
– Почему именно ель стала символом Нового года и Рождества?
2. Первичное восприятие текста
Предание о рождественской елке
«Святая торжественная ночь спустилась на землю, принеся с собою великую радость людям. В Вифлееме, в убогой пещере, родился Спаситель мира. Внимая песнопению ангелов, пастухи славят и благодарят Бога; вслед за путеводной звездой волхвы спешат с далекого востока на поклонение Божественному Младенцу. И не только люди, но и деревья, осеняющие пещеру, и луговые цветы, пестреющие вокруг, – все по-своему принимают участие в великом торжестве. Радостно колышутся они, как бы поклоняясь Божественному Младенцу, и в ликующем шелесте листвы, в шепоте трав как бы слышится выражение благоговения к совершившемуся чуду. Всем хочется видеть родившегося Спасителя: деревья и кусты простирают свои ветки, цветы приподнимают головки, стараясь заглянуть внутрь пещеры, обратившейся теперь в священный храм.
Счастливее других три дерева, стоящих у самого входа в пещеру: им хорошо видны ясли и покоящийся в них Младенец, окруженный сонмом ангелов. Это стройная пальма, прекрасная пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все радостней, все оживленнее становится шелест их ветвей, и вдруг в нем явственно слышатся слова:
- Пойдем и мы поклонимся Божественному Младенцу и поднесем Ему наши дары, – говорила, обращаясь к маслине, пальма.
- Возьмите и меня с собой! – робко промолвила скромная елка.
- Куда тебе с нами! – окинув елку презрительным взглядом, гордо ответила пальма.
- И какие дары можешь ты поднести Божественному Младенцу? – прибавила маслина. – Что у тебя есть? Только колючие иглы да противная липкая смола!
Промолчала бедная елка и смиренно отошла назад, не осмеливаясь войти в пещеру, сиявшую небесным светом.
Но ангел слышал разговор деревьев, видел гордость пальмы и маслины и скромность елки, ему стало жаль ее, и, по своей ангельской доброте, он захотел помочь ей.
Великолепная пальма склонилась над Младенцем и повергла перед Ним лучший лист своей роскошной кроны.
- Пусть он навевает на Тебя прохладу в жаркий день, – сказала она, а маслина наклонила свои ветки. С них закапало душистое масло, и вся пещера наполнилась благоуханьем.
С грустью, но без зависти, смотрела на это елка. "Они правы, – думала она, – где мне с ними сравниться! Я такая бедная, ничтожная, достойная ли я приблизиться к Божественному Младенцу!"
Но ангел сказал ей:
- В своей скромности ты унижаешь себя, милая елка, но я возвеличу тебя и разукрашу лучше твоих сестер!
И ангел взглянул на небо.
А темное небо усеяно было сверкающими звездами. Ангел сделал знак, и одна звездочка за другой стали скатываться на землю, прямо на зеленые ветки елки, и скоро вся она засияла блестящими огоньками. И когда Божественный Младенец проснулся, то не благоухание в пещере, не роскошный веер пальмы привлекли Его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул Он и улыбнулся ей и протянул к ней ручки.
Возрадовалась елка, но не загордилась и своим сиянием старалась осветить пристыженных, стоявших в тени маслину и пальму. За зло она платила добром.
И ангел видел это и сказал:
- Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год в это время ты, как теперь, будешь красоваться в сиянии множества огней, и маленькие дети будут, глядя на тебя, радоваться и веселиться. И ты, скромная, зеленая елка, сделаешься знамением веселого рождественского праздника».
Вот эта красивая легенда и является родоначальничей украшения Елочки.
– Вот такая легенда. Правда, это всего лишь легенда. А как было на самом деле? Об этом мы узнаем на уроке окружающего мира.
3. Наряжаем елку.
– Ребята посмотрите на нашу елочку, стоит она не наряженная, грустная. Давайте ее украсим игрушками, сделанными своими руками на уроке технологии.
4. Проверка первичного восприятия
– Почему на Рождество украшают именно елку?
– Почему она стоит в центре праздника, а не береза, например, или орешник?
V. Итог урока
VI. Домашнее задание
Найти и выучить наизусть стихотворение про елку, Новый год.