Декан филологического факультета
_________ проф. Т.А. Демешкина
«__»___________2010 г.
ФОНЕТИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
(ОЗО)
Учебно-методический комплект
Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ
Статус дисциплины:
Федеральный компонент направления
ОДОБРЕНО кафедрой общего, славяно-русского языкознания и классической филологии.
Зав. кафедрой, профессор ___________ З.И. Резанова
Председатель комиссии доцент __________Т.Б.Банкова
Рабочая программа по курсу «Фонетика современного русского языка» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.
Общий объем курса – 104 ч. Из них: лекции – 12 ч, семинарские занятия – 12 ч, самостоятельная работа студентов – 80 ч. Экзамен во втором семестре.
составитель:
Катунин Дмитрий Анатольевич – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры общего, славяно-русского языкознания и классической филологии.
рецензент: Тубалова И.В.
Рецензия на учебно-методический комплекс «Фонетика современного русского языка (ОЗО)»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения.
Предлагаемый УМК отражает основные методические принципы, реализуемые в курсе, - системность, последовательность изложения материала от простого к сложному, компетентностный и коммуникативный подход в изучении материала и составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования о специальности 032900 «Русский язык и литература».
УМК включает в себя методический материал, содержащий 5 разделов: 1. «Организационно-методический раздел»; 2. «Содержание курса»; 3. «Распределение часов курса по темам и видам работ»; 4. «Формы итогового контроля»; 5. «Учебно-методическое обеспечение курса».
Контрольно-измерительные материалы составляют: тесты, контрольные работы, задания к контрольным работам (отражены в методических указаниях).
В качестве раздаточного материала предлагаются таблицы (классификации гласных, согласных звуков, редукции согласных звуков, комбинаторных и позиционных изменений), задания по выявлению фонетических процессов, задания для определения фонетических процессов.
В УМК определяются ключевые знания, умения и навыки, которыми должен владеть специалист - филолог, подготовленный в рамках курса к восприятию и осмыслению фундаментальных проблем современного языкознания.
Контрольные вопросы сформулированы на основе практически полного перечня тем дисциплины, включают в себя не только вопросы конкретизированной формы, но и проблемно-обобщенного характера, охватывают самые разные стороны формирования и развития проблематики дисциплины.
Рецензируемый УМК способствует полному учебно-методическому обеспечению учебного процесса, а главное – подготовке высокопрофессиональных кадров по специальности.
Заключение: УМК составлен с учетом всех соответствующих требований Государственного образовательного стандарта по специальности, соответствующих положений учебного плана и может быть использована в учебном процессе.
Рецензию составил
К.ф.н., доцент кафедры
Общего, славяно-русского языкознания и классической филологии ТГУ И.В. Тубалова
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса – формирование у студентов общетеоретических представление об особенностях фонетического уровня современного русского литературного языка, а также навыков его анализа.
Задача курса «Фонетика современного русского языка» – знакомство студентов со специфическими особенностями единиц фонетического уровня русского языка и законами их функционирования, формирование разноаспектных представлений о рассматриваемом уровне языка. Курс также способствует решению методической задачи формирования лингвистического мышления студента-филолога, что обусловлено своеобразием фонетического уровня языка – особой степенью жесткой логической структурации его элементов.
Место курса
Теоретический курс «Фонетика современного русского языка» входит в блок дисциплин «Современный русский язык». В рамках курса фонетический уровень рассматривается в акустическом, артикуляционном и коммуникативном аспектах. Вниманию студентов предоставляются взгляды различных научных школ на нерешенные проблемы фонетики и фонологии. Традиционно в данный курс включены теоретические сведения об особенностях современной русской графики, орфографии и орфоэпии.
Требования к уровню освоения курса
Студент должен знать:
· современное состояние и тенденции развития фонетического уровня русского языка;
· законы функционирования фонетических единиц и их место в системе лингвистического осуществления;
· историю, современное состояние и перспективы развития фонетики и фонологии как видов филологического знания.
Студент должен уметь:
· анализировать звуковую оболочку русского языка в ее современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, а также собственно фонетико-фонологических терминов;
· ориентироваться в основных этапах истории фонетико-фонологического знания и дискуссионных вопросах его современного состояния;
· применять основные методамы фонетического и фонологического анализа;
· применять статистические методы обработки фонетической информации;
Введение
Фонетика современного русского языка как научная дисциплина (место в цикле других лингвистических дисциплин). Аспекты изучения фонетики (акустический, артикуляционный, коммуникативный). Методы изучения фонетики. Понятие транскрипции, ее виды.
Фонетическая система современного русского литературного языка
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Реферат по русскому языку
Фонетическая система русского языка
Введение
Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).
Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.
Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.
Фонетические средства русского языка
К фонетическим средствам русского языка относятся:
Ударение (словесное и фразовое)
Интонация.
Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи .
Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков.
Например: галка - галька,
бой - вой,
рот - крот,
нос - сон.
Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на согласные и гласные.
Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.
Согласные различаются:
2) по месту образования шума,
3) по способу образования шума,
4) по отсутствию или наличию мягкости.
Участие шума и голоса. По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], ["], [з], [з"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], ["], [х], [х"], [ц], [ч"], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.
Место образования шума. В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].
Способы образования шума
В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].
Твердость и мягкость согласных. Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.
Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании.
Например: роза - роса и роз - рос [рос - рос].
Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.
Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.
Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:
По способу |
зубно-губные |
средне-небные |
Задне-небные |
|||||
Взрывные |
||||||||
Фрикативные |
||||||||
Аффриканты |
||||||||
Сонорные |
||||||||
взрывные |
Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице
(["], ["] - долгие шипящие, парные по глухости-звонкости; ср. [дро"и], ["и]).
Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (ср.: лот - лёд[лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л"ес], [в"ес], [б"ес] и т.д.).
Долгие и двойные согласные
В фонетической системе современного русского литературного языка есть два долгих согласных звука - мягкие шипящие ["] и ["] (дрожжи, щи). Эти долгие шипящие звуки не противопоставлены звукам [ш], [ж], которые являются непарными твердыми. Как правило, долгие согласные в русском языке образуются лишь на стыках морфем и являются сочетанием звуков. Например, в слове рассудок [рЛ удък] долгий звук возник на стыке приставки раз- и корня суд-, ср.: [пЛ"елкъ], [ыл], [л"ц"ик] (подделка, сшил, летчик). Возникающие в указанных случаях звуки не могут быть определены как долгие, так как они лишены различительной функции, не противопоставлены кратким звукам. По существу, такие «долгие» звуки являются не долгими, а двойными.
Случаи долгих согласных (ссора, дрожжи и др.) в корнях русских слов единичны. Слова с двойными согласными в корнях обычно являются иноязычными (телеграмма, гамма, антенна и т.п.). Такие слова в живом произношении утрачивают долготу гласных, что нередко находит отражение и в современной орфографии (литература, атака, коридор и т.п.).
Звуковые законы в области согласных звуков
русский согласный гласный звук
Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пЛдjeст] и т.п.
Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:
1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд);
2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.
Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.
В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"и е с"т"и - в"и е с"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"и е м"ешку - фп"ьр"и е м"ешку] (вперемежку - вперемешку).
Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Лтjест] (отъезд), свой, твой.
Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий: 1) на стыке морфем: [пЛхоткъ] (походка), [збор] (сбор); 2) на стыке предлогов со словом: [гд"елу] (к делу), [зд"елъм] (с делом); 3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [до бы] (дочь бы); 4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кЛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).
Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).
Состав согласных с учетом соотносительного ряда твердых и мягких звуков представлен в следующей таблице:
Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.
Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:
1) перед гласным звуком [е]; [б"ел], [в"ес], [м"ел], [с"ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.;
2) перед [и]: [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили).
Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце - кольце).
Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф]. Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], а также [л]: глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот - л"ес]; ср. [Л"ор]) и перед частицей ([рос - л"и]; ср. [рЛсл"и]) (вот лес, оттёр, рос ли, росли).
Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"кс"т"], [в"и е з"д"е], [ф-ка "ь], [каз"н"] (месть, везде, в кассе, казнь). Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"и е л"ит"], [ръс"т"и е нут"], [б"ьез"-н"и е во), [б"и е с"-с"ил] (разделить, растянуть, без него, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возможно внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с- и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"кр"], [д"в"кр"], [т"в"кр"], [с"п"кт"], [с"-н"им], [ис"-пкч"], [рЛз"д"кт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).
Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"кн"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).
Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.
Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь - слесарный, секретарь - секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прЛс"ит"] - [проз"бъ], [мълЛт"ит"] - [мълЛд"ба] (просить - просьба, молотить - молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] - [зЛпол"ныj] (поле, запольный).
Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.
Полная ассимиляция [з], [с] происходит: 1) на стыке морфем: [ат"], [рЛат"] (сжать, разжать); [ыт"], [рЛыт"] (сшить, расшить); ["от], [рЛ"от] (счет, расчет); [рЛзно "ик], [изво "ик] (разносчик, извозчик);
2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б"и е аръ], [би е аръ] (без жара, без шара).
Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по"ъ] (позже), (езжу); [во "и], [дро "и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].
Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие ["], : [Л"от] (отчет), (фкра ъ] (вкратце).
Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны], [познъ], [ш"и е сл"ивы], [г"иганск"и], [ч"уствъ], [с"ердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).
Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра ор"ит"] (раз+ссорить), [ылкъ] (с ссылкой), [кЛло ы] (колонна+н+ый); [Лд"е ки] (Одесса+ск+ий).
Классификация русских гласных звуков
Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.
Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных:
1) степень подъема языка
2) место подъема языка
3) участие или неучастие губ.
Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.
По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].
Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].
Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] инелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].
Таблица гласных звуков современного русского литературного языка
Звуковой закон в области гласных звуков
Редукция гласных. Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные -редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.
Гласные в слабой позиции первой степени: [вЛлы] (валы); [валы] (волы); [б"и е да] (беда) и т.п.
Гласные в слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръгЛнда] (Караганда); [кълъкЛла] (колокола); [п"ьл"и е на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Определение фонетики. Изучение фонетической системы русского языка, которая состоит из значимых единиц речи - слов, форм слова, словосочетаний и предложений, для передачи и различения которых служат фонетические средства языка: звуки, ударение, интонация.
реферат , добавлен 06.12.2010
Редуцированные звуки, имена и глаголы в старославянских словах. Анализ написания слов в памятниках XI века. Происхождение гласных и согласных звуков. Причины количественных изменений гласных, дифтонгов и дифтонгических сочетаний. Закон палатализации.
лабораторная работа , добавлен 10.04.2014
Произношение заимствованных слов. Некоторые особенности произношения слов иноязычного происхождения. Сценическое произношение и его особенности орфоэпического произношения. Произношение гласных и согласных звуков. Фонетическая система русского языка.
реферат , добавлен 18.12.2007
Звуки речи. Гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие. Сильная и слабая позиция гласных и согласных звуков в слове. Понятие об орфограмме. Слово - единица языка. Значимые части слова. Корень слова. Главные члены предложения. Синонимы. Антонимы.
реферат , добавлен 25.10.2008
Консонантный тип русского языка. Звуковая система древнерусского языка. Утрата носовых гласных. Вторичное смягчение полумягких согласных. Падение редуцированных, редукция конечных гласных полного образования. Оформление категории глухости-звонкости.
реферат , добавлен 27.10.2011
Понятие об орфоэпии. Определение правильности выбора интонационных норм и ударений. Особенности произношения форм слов, гласных и согласных звуков русского языка. Источники отклонения от норм литературного произношения. Частые ошибки в устной речи.
реферат , добавлен 24.11.2010
Классификация гласных звуков английского языка по различным признакам. Правила артикуляции сочетаний звуков. Принципы классификации английских согласных. Сочетание взрывных согласных звуков с боковым сонантом. Сочетание согласных звуков с гласными.
лекция , добавлен 07.04.2009
Фонетика как наука. классификация звуков (согласных и гласных). Согласные: основные признаки; первое передвижение; нейтрализация; геминация. Гласные: древнеанглийские дифтонги; велярная перегласовка; развитие безударного вокализма; изменение гласных.
курсовая работа , добавлен 03.01.2008
Особенности гласных и согласных звуков русского языка, их различия с английским языком. Принципы, способы и последовательность введения звуков на уроках русского языка при формировании фонетических и произносительных навыков у англоязычных учащихся.
дипломная работа , добавлен 23.03.2010
Предмет и задачи культуры речи. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Нормы современного русского литературного языка, речевые ошибки. Функциональные стили современного русского литературного языка. Основы риторики.
Реферат по русскому языку
«Фонетическая система русского языка»
Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).
Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.
Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.
1.Фонетические средства русского языка
К фонетическим средствам русского языка относятся:
Ударение (словесное и фразовое)
2) на стыке предлога и слова: [аръм], [ аръм] (с жаром, с шаром); [б"и е аръ], [би е аръ] (без жара, без шара).
Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [по"ъ] (позже), (езжу); [во "и], [дро "и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].
Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие ["], : [Λ"от] (отчет), (фкра ъ] (вкратце).
6. Упрощение сочетаний согласных . Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны], [познъ], [ш"и е сл"ивы], [г"иганск"и], [ч"уствъ], [с"ердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).
7. Сокращение групп одинаковых согласных . При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра ор"ит"] (раз+ссорить), [ылкъ] (с ссылкой), [кΛло ы] (колонна+н+ый); [Λд"е ки] (Одесса+ск+ий).
v Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.
Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных:
1) степень подъема языка
2) место подъема языка
3) участие или неучастие губ.
Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объем полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.
По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [и], [ы], [у]; гласные среднего подъема э [е], [о]; гласный нижнего подъема [а].
Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [и], э [е]; гласные среднего ряда [ы], [а] и гласные заднего ряда [у], [о].
Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [о], [у] и нелабиализованные (неогубленные) [а], э [е], [и], [ы].
Таблица гласных звуков современного русского литературного языка
Звуковой закон в области гласных звуков.
Редукция гласных . Изменение (ослабление) гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные - редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.
Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [б"и е да] (беда) и т.п.
Гласные в слабой позиции второй степени: [пърлвос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п"ьл"и е на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.
Фразовым ударением называется выделение в произношении наиболее важного в смысловом отношении слова в пределах высказывания (фразы); таким ударением является одно из тактовых. В приведенном выше примере фразовое ударение падает на слово мечтам. Фразовое ударение различает предложения по значению при одинаковом составе и порядке слов (ср.: Снег идет и Снег идет).
Тактовое и фразовое ударение называют также логическим.
1.3 Интонация различает предложения с одинаковым составом слов (при одинаковом месте фразовых ударений) (ср.: Снег тает и Снег тает?). Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.
Интонация имеет объективное лингвистическое значение: независимо от функциональной нагруженности интонация всегда объединяет слова во фразы, и без интонации фразы не существуют. Субъективные различия в интонации фразы не имеют лингвистической значимости.
Интонация тесно связана с другими уровнями языка, и, прежде всего, с фонологией и синтаксисом.
С фонологией интонацию роднит то, что она принадлежит к звуковой стороне языка и что она функциональна, однако от фонологии ее отличает то, что интонационные единицы имеют семантическую значимость сами по себе: например, восходящая интонация в основном соотнесена с вопросительностью или незавершенностью высказывания. Отношения между интонацией и синтаксисом предложения не всегда однозначны. В одних случаях грамматические образцы, по которым строится высказывание, могут иметь типичное интонационное оформление. Так, предложения с частицей
[и е ]
[л"и е сок]
[ы э ]
[шы э сток]
[и]
[итак]
[ы ]
[пы л"ит]
[u]
[п"uл"ит"]
[ы]
[жырок]
[у]
[урок]
[у]
[туда]
[у]
[с" уда]
[у]
[шум"eт"]
Варианты фонем <а>, <о>, <е> первого предударного слога после твердых согласных совпадают с вариантами этих фонем в абсолютном начале слова. Это звуки [Λ], [ы э ].
Исключением является фонема <и>, которая в абсолютном начале слова реализуется звуком [и]: [Иван], а в первом предударном слоге после твердых согласных - звуком [ы]: [с-ыванъм].
Варианты гласных фонем второго предударного слога . Во всех предударных слогах, кроме первого, слабые гласные фонемы оказываются в слабой позиции второй степени. Эта позиция имеет две разновидности: I - после парного твердого согласного и II - после мягкого согласного. После твердого согласного гласные фонемы реализуются звуками [ъ], [ы], [у]; после мягкого - звуками [ь], [и], [у]. Например: [ъ] - [бърΛбан], [кълъкΛла], [ы] - [выручат"], [у] - [мурΛв"ê], [ь] - [пьтΛчок], [и] - [к"ислΛта], [ у] - [л" убΛпытны].
Варианты гласных фонем заударных слогов . Слабые гласные фонемы заударных слогов различаются по степени редукции: наиболее слабая редукция наблюдается в конечном открытом слоге. Различаются две позиции слабых фонем в заударных слогах: после твердых согласных и после мягких согласных.
Система вариантов гласных фонем заударных слогов представлена в таблице.
После твердых согласных | После мягких согласных |
||
В неконечном слоге | В конечном слоге | В неконечном слоге | В конечном слоге |
[ы] - [и] | [ы] - [ъ] | [и] - [ъ] | [и] - [ь] |
[ь] - [ъ] | [ь] - [ъ] |
||
[у] | [у] | [ у] | [ у] |
Как показывает таблица, после твердых согласных различаются гласные [ы], [ъ], [у]; причем звуки [ы] и [ъ] слабо противопоставлены. После мягких согласных различаются гласные [и], [ъ], [ь], [ у]; причем слабой разграниченностью отличаются звуки [и] - [ь], [ъ] - [ь].
Мена фонем, сильной и слабой, занимающих одинаковое положение в морфеме, образует фонемный ряд . Так, гласные фонемы, тождественные по месту в морфеме кос-, образуют фонемный ряд <о> - <Λ> - <ъ>: [косы] - [кΛса] - [късΛр"и], а согласная фонема <в> морфемы став- начинает фонемный ряд <в> - <в"> - <ф> - <ф">: [уставы] - [устав"ит"] - [устаф] - [устаф"].
Фонемный ряд является существенным элементом структуры языка, так как на нем основано тождество морфемы. Состав фонем одной и той же морфемы всегда соответствует определенному фонемному ряду. Флексии творительного падежа в словах окн-ом и сад-ом [Λкном] - [садъм], вод-ой и мод-ой [вΛдо ] - [модъ] произносятся по-разному. Однако эти флексии ([-ом] - [-ъм], [-o] - [ъ]) являются одной и той же морфемой, так как в их составе меняются фонемы <о> и <ъ>, входящие в один фонемный ряд.
Вывод
Таким образом, фонетическая система русского языка состоит из значимых единиц речи:
§ форм слова
§ словосочетаний и предложений
для передачи и различения, которых служат фонетические средства языка:
Ø ударение
Ø интонация.
Репетиторство
Нужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку
с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.
ФОНЕТИКА И ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Предмет и задачи фонетики
Фонетика (от греч. φωνή «звук») – это научная и учебная дисциплина, объектом которой является фонетическая система. Исследование системы с различных точек зрения выделяет в объекте фонетики различные научные предметы и соответствующие разновидности науки .
1) По отношению к лингвистическому пространству выделяются: частная (1 конкретный язык), сравнительная (группа родственных языков), сопоставительная (группа любых языков) и общая (все человеческие языки) фонетика.
2) По отношению к лингвистическому времени выделяются: синхроническая (современное состояние языка) и диахроническая (развитие языка) фонетика.
Задачи фонетики как учебной дисциплины – сформировать:
1. Научные представления о месте и роли устной формы языка в жизни человечества:
Устойчивость и наглядность графических единиц, социальный престиж письменности заставляют людей забывать о первородстве устной речи под девизом «Буква даёт звук». Появляются бессмысленные выражения типа: «Произношение совпадает с написанием»; «Звук слышится не так, как пишется»; «Буква о произносится как [а]»; «Он не все буквы выговаривает».
Важнейшая задача учителя – сформировать у учащихся языковое сознание, не искажённое ложными ассоциациями. А для этого он сам должен обладать именно таким сознанием. Основополагающий тезис: «Приступая к фонетике, надо забыть о существовании букв». Огромную роль играет используемая терминология. Следует избегать туманных выражений «гласные», «согласные», всегда чётко осознавать, о каком объекте идёт речь. Либо это гласный / согласный звук или гласная /согласная фонема , либо буква гласной /согласной фонемы .
2. Умения слышать реальный речевой поток и фиксировать его в виде фонетической транскрипции ; делать его артикуляционный анализ.
3. Умение делать функциональный анализ речевого потока и фиксировать его результаты в виде фонематической транскрипции .
4. Теоретическую базу для изучения орфоэпии, графики, орфографии, словообразования.
Характеристика фонетической системы
Для характеристики любой системы используются 3 параметра: функции, элементы, структура. Общая функция фонетической системы – организация формальных средств, необходимых для осуществления устной коммуникации. Она распадается на 2 частные функции , каждую из которых выполняет особая система:
1) Конструктивная функция (см. центральную иерархию знаковой системы): построение минимальных знаков (морфем) – фонологическая система .
2) Формирующая функция (см. левую иерархию знаковой системы): оформление речевого потока – просодическая система .
Элементы фонетической системы – специфические единицы, действующие в указанных частных системах (см. ниже). Все они в ходе коммуникации проходят 3 стадии преобразований, которым соответствуют разделы фонетики :
1) Порождение единиц говорящим = артикуляция (работа речевого аппарата, управляемого центральной нервной системой) – артикуляционная фонетика . Рассматриваем подробно.
2) Прохождение единиц через канал связи (спектр воздушных колебаний) – акустическая фонетика . Рассматриваем в общих чертах (необходим инструментальный анализ).
3) Восприятие единиц слушающим (работа слухового аппарата, управляемого центральной нервной системой) – перцептивная фонетика . Рассматриваем в общих чертах (необходимы эксперименты).
Структура фонетической системы, как и любого компонента знаковой системы, складывается из 2 универсальных типов отношений:
Синтагматические отношения основаны на сочетаемости фонетических единиц в тексте – независимых (равноправное отношение) или зависимых (неравноправное отношение).
Парадигматические отношения основаны на сходствах и различиях между фонетическими единицами (внешнее отношение) или их разновидностями (внутреннее отношение).
Рассмотрением фонетических единиц в контексте синтагматических и парадигматических отношений занимается 4-й, центральный раздел – функциональная фонетика .
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ФОНЕТИКА
Речевой аппарат
Цель деятельности говорящего – закодировать своё сообщение серией звуковых колебаний, которые должны быть восприняты и адекватно декодированы слушающим. Поэтому строение и работу речевого аппарата целесообразно рассматривать с учётом акустических и перцептивных результатов его работы [см. более подробно: Касаткин 2011, § 116–118]:
Блоки речевого аппарата | Артикуляционные движения | Акустический эффект | Перцептивный эффект |
1. Нижний (лёгкие, дыхательные пути) | выталкивание воздушной струи | амплитуда и длительность колебаний | сила (громкость и долгота) звучания |
2. Средний (гортань, голосовые связки) | переменное напряжение связок | гармонические колебания, частота колебаний | музыкальный тон, высота звучания |
3. Верхний (ротовая полость, активные и пассивные органы; нёбная занавеска; носовая полость) | а) преграда в ротовой полости б) изменение объёма и формы резонатора | а) негармонические колебания б) резонанс, спектр колебаний | а) немузыкальный шум б) специфический тембр звучания |
Речевой поток
Параметры колебаний, порождаемых в речевом аппарате, становятся материалом для просодических единиц (просодем ): сила – ударение , высота – интонация , соотношение тона и шума – волна звучности . Оформляя речевой поток, просодемы выделяют в нём отрезки различной величины, т. е. сегментные единицы (лат. segmentum «отрезок»), по отношению к которым играют роль накладываемых сверху суперсегментных единиц (лат. super «сверх»). При этом большинство сегментов получают свой контур и центр , а также границы [см. также: Касаткин 2011, § 120]:
Чем мельче сегментная единица, тем менее чётко она вычленяется из речевого потока. Минимальной произносительной единицей служит слог . Он имеет свою просодему, но реальные границы получает лишь при скандировании слов. Звук не обладает ни формирующей просодемой, ни естественными границами. Более того, регулярно происходит коартикуляция : совместимые артикуляционные движения соседних звуков накладываются друг на друга. Например.
Реферат по русскому языку
«Фонетическая система русского языка»
Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук).
Без произнесения и восприятия по слуху звуков, составляющих звуковую оболочку слов, речевое общение невозможно. С другой стороны, для речевого общения чрезвычайно важно различение произносимого слова среди других, сходных по звучанию.
Поэтому в фонетической системе языка, необходимы средства, служащие для передачи и различения значимых единиц речи - слов, их форм, словосочетаний и предложений.
1.Фонетические средства русского языка
К фонетическим средствам русского языка относятся:
Ударение (словесное и фразовое)
Интонация.
1.1 Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи .
Звуки речи имеют различное качество и потому служат в языке средством для различения слов. Часто слова различаются всего лишь одним звуком, наличием лишнего звука по сравнению с другим словом, порядком следования звуков.
Например: галка - галька,
бой - вой,
рот - крот,
нос - сон.
Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на согласные и гласные.
- Согласные звуки отличаются от гласных наличием шумов, которые образуются в полости рта при произнесении.
Согласные различаются:
2) по месту образования шума,
3) по способу образования шума,
4) по отсутствию или наличию мягкости.
Участие шума и голоса . По участию шума и голоса согласные делятся на шумные и сонорные. Сонорными называются согласные, образуемые при помощи голоса и незначительного шума: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"]. Шумные согласные делятся на звонкие и глухие. Шумными звонкими согласными являются [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [
"], [з], [з"], , , образуемые шумом с участием голоса. К шумным глухим согласным относятся: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [ "], [х], [х"], [ц], [ч"], образуемые только при помощи одного шума, без участия голоса.Место образования шума . В зависимости от того, какой активный орган речи (нижняя губа или язык) доминирует при образовании звука, согласные делятся на губные и язычные. Если учитывать пассивный орган, по отношению к которому артикулирует губа или язык, согласные могут быть губно-губными [б], [п] [м] и губно-зубными [в], [ф]. Язычные делятся на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные могут быть зубными [т], [д], [с], [з], [ц], [н], [л] и нёбно-зубными [ч], [ш], [ж], [р]; среднеязычные - средненёбными; заднеязычные - задненёбными [г], [к], [х].
Способы образования шума . В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на смычные [б], [п], [д], [т], [г], [к], щелевые [в], [ф], [с], [з], [ш], [ж], [х], аффрикаты [ц], [ч], смычно-проходные: носовые [н], [м], боковые, или ротовые, [л] и дрожащие (вибранты) [р].
Твердость и мягкость согласных . Отсутствие или наличие мягкости (палатализации) обусловливает твердость и мягкость согласных. Палатализация (лат. palatum - твердое нёбо) является результатом средненёбной артикуляции языка, дополняющей основную артикуляцию согласного звука. Звуки, образуемые с такой дополнительной артикуляцией, называются мягкими, а образуемые без нее - твердыми.
Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по глухости-звонкости и по твердости-мягкости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своем звучании.
Например: роза - росаи роз - рос [рос - рос].
Так выступают в указанных позициях парные согласные [б] - [п], [в] - [ф], [д] - [т], [з] - [с], [ж] - [ш], [г] - [к], которые, следовательно, образуют соотносительные пары согласных по глухости-звонкости.
Соотносительный ряд глухих и звонких согласных представлен 12 парами звуков. Парные согласные различаются наличием голоса (звонкие) или отсутствием его (глухие). Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"] - внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] - внепарные глухие.
Классификация русских согласных звуков представлена в таблице:
Состав согласных звуков с учетом соотносительности по глухости-звонкости показан в следующей таблице
Парные | Непарные | |
Звонкие | б б" в в" г г" д д" ж з з" | л л" м м" н н" р р" |
Глухие | п п" ф ф" к к" т т" ш с с" | х ц ч |
Твердость и мягкость согласных, подобно глухости-звонкости, в одних позициях различается, а в других не различается, что приводит к наличию в системе согласных соотносительного ряда твердых и мягких звуков. Так, перед гласным [о] различаются [л] - [л"] (ср.: лот - лёд [лот - л"от], а перед звуком [е] не различаются не только [л] - [л"], но и другие парные твердые-мягкие звуки (ср.: [л"ес], [в"ес], [б"ес] и т.д.).
Долгие и двойные согласные. В фонетической системе современного русского литературного языка есть два долгих согласных звука - мягкие шипящие [
"] и [ "] (дрожжи, щи). Эти долгие шипящие звуки не противопоставлены звукам [ш], [ж], которые являются непарными твердыми. Как правило, долгие согласные в русском языке образуются лишь на стыках морфем и являются сочетанием звуков. Например, в слове рассудок [рΛ удък] долгий звук возник на стыке приставки раз- и корня суд-, ср.: [пΛ "елкъ], [ ыл], [л"ö "ик] (подделка, сшил, летчик). Возникающие в указанных случаях звуки не могут быть определены как долгие, так как они лишены различительной функции, не противопоставлены кратким звукам. По существу, такие «долгие» звуки являются не долгими, а двойными.Случаи долгих согласных (ссора, дрожжи и др.) в корнях русских слов единичны. Слова с двойными согласными в корнях обычно являются иноязычными (телеграмма, гамма, антенна и т.п.). Такие слова в живом произношении утрачивают долготу гласных, что нередко находит отражение и в современной орфографии (литература, атака, коридор и т.п.).
Звуковые законы в области согласных звуков:
1. Фонетический закон конца слова . Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог - порок, молод - молот, коз - кос и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: груздь - грусть , подъезд - подъест [пΛдjeст] и т.п.
Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:
1) перед паузой: [пр"ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.
2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости . Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.
В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении - в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ - душкъ] (дужка - душка), [в"и е с"т"и - в"и е с"т"и] (везти - вести), [фп"ьр"и е м"ешку - фп"ьр"и е м"ешку] (вперемежку - вперемешку).
Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.