Главные герои в повести шинель. Кто написал «Шинель». В чем смысл повести

В 1842 году Николай Васильевич Гоголь написал небольшое произведение «Шинель», которым завершил цикл своих «Петербургских повестей». Дата первой публикации — 1843 год. В повести ведется повествование о жизни и смерти «маленького человека», судьба которого так похожа на миллионы других несчастных судеб жителей России девятнадцатого века.

Вконтакте

Главная сюжетная линия

История создания произведения и кто его главные герои . В начале 30-х годов 19 столетия Гоголь услышал юмористический рассказ о страданиях бедного чиновника, мечтавшего о дорогом ружье, долго копившем на него и скоропостижно умершем от горя после его потери.

Данные события и стали основой для создания повести. «Шинель» жанр имеет комически-сентиментальной повести о серой, лишенной радости жизни простых петербургских чиновников. Изложим краткое содержание.

Первая часть. Знакомство с главным персонажем

Повествование начинается со сведений о рождении и оригинальном наречении имени главному герою. Мать, после предложенных нескольких причудливых имен из святок, решила дать новорожденному имя его отца Акакий Акакиевич Башмачкин . Далее автор подробно описывает кем был герой, чем занимался в жизни: был небогат , служил титулярным советником , в обязанности которого входило скрупулезное переписывание бумаг .

Свою однообразную работу Башмачкин любил, выполнял с усердием и другого занятия для себя не желал. Жил от зарплаты до зарплаты, имея скудное пропитание и самые необходимые для жизни вещи.

Важно! Башмачкин был очень смиренным и добрым человеком. Молодые сослуживцы никогда не считались с ним, даже более того – всячески над ним издевались. Но это не могло нарушить душевного покоя главного героя, он никогда не реагировал на оскорбления, а тихо продолжал свою работу.

Поход к портному

Сюжет повести довольно простой, в ней рассказывается о том, как главный герой сначала приобрел шинель , а затем ее потерял . Однажды Башмачкин обнаружил, что его шинель (пальто со складками на спине, форменная одежда госслужащих в 19 веке) сильно износилась, а в некоторых местах вовсе порвалась. Чиновник поспешил к портному Петровичу, чтобы тот смог залатать верхнюю одежду.

Подобно приговору звучит отказ портного в починке старой шинели и совет приобрести новую. Для бедного чиновника с годовым жалованием около 400 рублей сумма в 80 рублей, требуемая для пошива новой шинели, была просто неподъемной.

Башмачкин копит на обновку

Половина суммы у героя была накоплена – откладывалась ежемесячно по копейке с каждого рубля. Другую половину он решает приобрести путем экономии: отказывается от ужина, ходит на цыпочках, чтобы не портить подметки на обуви, а дома носит один халат с целью экономии на белье и стирке. Неожиданно на службе выдают премию на 20 рублей больше ожидаемой суммы, что ускоряет процесс шитья обновки.

Новая шинель и ее похищение

Портной мастерски выполняет заказ Башмачкина , который, наконец, становится счастливым обладателем шинели из хорошего сукна с кошкой на воротнике. Окружающие замечают обновку, радуются за героя и поздравляют, а вечером приглашают на чай в дом к помощнику столоначальника.

Акакий приходит на вечер , хотя чувствует себя там неловко: такое мероприятие ему непривычно. Остается в гостях до полуночи. По пути к дому на безлюдной площади его останавливают неизвестные люди и снимают с плеч новую шинель.

Обращение к приставу и посещение «значительного лица»

На следующий день несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин направляется за помощью к частному приставу , но поход не увенчался успехом. В департаменте, где все сочувствуют горю и пытаются помочь. По совету сослуживцев главный герой обращается к «значительному лицу», которое, желая произвести впечатление на присутствующего у него в кабинете приятеля, грубо обращается с Башмачкиным, чем повергает несчастного в шок и беспамятство. Расстроенный титулярный советник бредет по холодному Петербургу в своей потрепанной одежде, простужается и серьезно заболевает.

Смерть и появление привидения

Через несколько дней в бреду и горячке Акакий Акакиевич умирает. После его смерти в городе появляется привидение, по внешнему описанию похожее на покойного, ведущего охоту за шинелями прохожих.

Однажды по дороге домой «значительное лицо» встречает призрак Башмачкина, который с криком набрасывается на генерала, пытаясь отобрать шинель. После этого случая, появления привидения-мертвеца совершенно прекращается.

Другие герои

Помимо Акакия Акакиевича в повести присутствуют портной Петрович и «Значительное лицо», описание которых помогает автору глубже раскрыть натуру Башмачкина. Характеристика героев позволяет понять особенности того времени.

Акакий Акакиевич:

  • внешность: пожилой человек 50 лет, небольшого роста, с лысиной на голове , бледным цветом лица. Не придает значения своей одежде, носит потрепанные и выцветшие вещи;
  • отношение к работе: ревностно относится к своим обязанностям , никогда не прогуливает работу. Для него переписывание бумаг — наивысшее наслаждение в жизни. Даже после работы Акакий Акакиевич брал бумаги домой для упражнения в писании;
  • характер: незлобивый, робкий и пугливый. Башмачкин — бесхарактерная личность , не умеющая постоять за себя. Но в то же время это воспитанный, спокойный человек, не позволяющим себе сквернословия и ругани, главными его добродетелями были искренность и чистосердечие;
  • речь: говорит бессвязно и непонятно, употребляя большей частью и предлоги;
  • жизненная позиция: домосед, живущий в своем мирке , не интересующийся развлечениями и общением. Несмотря на жалкое существование, любит свою работу, доволен своей жизнью и умеет радоваться мелочам.

Возвращение Башмачкина в полночь домой

Портной Григорий Петрович:

  • бывший крепостной с рябым одноглазым лицом, часто ходил с голыми ногами, как принято было у портных во время работы;
  • род занятий: искусный мастер , ответственно относящийся к выполнению заказов. Своим клиентам помогал выбрать материал для изделия, советовал, делал скидки, особенно когда был пьян.
  • характер: любил выпить, за что часто был бит собственной женой. Трезвый Петрович – это несговорчивый и грубый человек, пьяный – более уступчивый, мягкий. Очень гордился своими изделиями, любил важничать и «заламывать» цены.

«Значительное лицо»

  • генерал в летах с мужественной богатырской наружностью;
  • отношение к своему положению: стал значительным не так давно, поэтому всеми силами пытался изобразить из себя важного человека . Пренебрежительно относился к людям, младшим по званию, и вел себя подобающим образом с равными по чину;
  • характер: хороший отец семейства, строгий и требовательный начальник. Грубо обращается с низшими по рангу людьми, держит их в страхе. На самом деле, это добрый человек, переживает, что обидел Башмачкина.

Внимание! Хотя главный персонаж был неприметным человеком, с первого взгляда казался абсолютно ненужным в обществе, жизнь его оказывала большое влияние на окружающих.

Только такие смиренные люди могут разбудить нашу уснувшую совесть. Из повести видно, что некоторые из сослуживцев, видя незлобие и покорность Башмачкина, перестали издеваться над ним. В тихой жалобе на жестокое обращение они смогли расслышать: «Я брат ваш». Да и сам «значительное лицо», после долгих мук совести из-за несправедливого обращения с Акакием Акакиевичем, встречи с привидением покойного, стал более снисходительно и по-доброму относится к подчиненным.

Шинель. Николай Гоголь.

Шинель, гоголь, краткое содержание

Вывод

После написания «Шинели», где Гоголь выступил в защиту прав личности каждого «маленького человека», идея гуманизации нашла свое отражение в произведениях других известных писателей. Произведение оказало значительное влияние на развитие критического в России 40-х годов.

В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что «совер­шающий несправедливость несчастнее неспра­ведливо страдающего». Такое же впечатление производят обидчики мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести Гоголя «Шинель», из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.

«Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...» Многие из великих писате­лей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ «маленького человека» в своем творчестве.

Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появле­ния «Шинели» стал одним из центральных в лите­ратуре 40-х годов. Тема открыла дорогу изобра­жению «последователей» Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова,Андрее­ва. Многие из них постарались увидеть в «ма­леньком человеке» своего «маленького» героя, «своего брата» с присущими ему чувствами доб­роты, благодарности и благородства.

Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не зам­етно.

«Маленький» этот человек еще и потому, что его духовный мир, его желания и мечты также до крайности мелкие и убогие. Для него, напри­мер, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом кру­ге своих бытовых интересов.

Гоголь характеризует главного героя своей по­вести как человека бедного, заурядного, незначи­тельного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспреко­словного подчинения исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкьч не при­вык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, пе­реживать ив конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Духовная жизнь Башмачкина созвучна его вну­тренним чаяниям. Собирание денег на приобре­тение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожида­ния исполнения заветного желания. Кража шине­ли, приобретенной путем таких больших лише­ний и страданий, становится дня него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему.«Значи­тельное лицо» так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Несмотря на «уникальность» созданного Гого­лем образа Башмачкина, он не выглядит в созна­нии читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же ма­леньких, униженных людей, разделяющих удел героя. В этом обобщении образа «маленького человека» - гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождаю­щее произвол и насилие. В этой среде люди жес­токи и равнодушны друг к другу.

Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость общества к «маленькому че­ловеку» и впервые призвал его обратить внима­ние на этих незаметных, жалких и смешных, как кажется на первый взгляд, людей.

«Между нами не может быть никаких тесных от­ношений. Судя по пуговицам вашего вицмунди­ра, вы должны служить по другому ведомству.» Вот так по пуговицам мундира, по другим внеш­ним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так «затаптывается» чело­веческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.

Гоголь призвал общество взглянуть на «ма­ленького человека» с пониманием и жалостью. «Матушка, спаси твоего бедного сына!» - напи­шет автор. И действительно, некоторые обидчи­ки Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начи­нали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами:

«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И молодой человек содрогнулся, увидев, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости...»

Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общест­ва. В качестве реванша и возмещения запонесен­ные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, являет­ся прохожим и отбирает у них шинели и шубы.

Он успокаивается только тогда, когда отнимает ши­нель у «значительного лица», сыгравшего трагиче­скую роль в жизни маленького чиновника.

Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со «значитель­ным лицом» заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Сры­вая шинель с сановника, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесче­ловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть «малень­кого человека» чиновничьему Петербургу. Талантливое изображение в поэзии, литерату­ре, так же, как и в других видах искусства, жизни «маленького человека» открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизни и «извивы» душ «обыкновенных людей» ничуть не менее интерес­ны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани челове­ческого характера и духовного мира.

Демократи­зация в изображении действительности приво­дила к тому, что создаваемые им герои в крити­ческие минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.

В своей повести Гоголь сконцентрировал ос­новное внимание на судьбе личности «маленько­го человека», однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопере­живая Башмачкину, читатель невольно задумы­вается и о своем отношении ко всему окружаю­щему миру, и в первую очередь о чувстве досто­инства и уважения, которые должен воспитывать в себе каждый человек, независимо от своего социального и материального положения, а лишь с учетом личных качеств и достоинств.

Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье.

Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц.

Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как – остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель».

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

О чем?

Один бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин, ввиду сильных морозов, наконец, отваживается приобрести себе новую шинель. Герой отказывает себе во всём, экономит на еде, старается аккуратнее ходить по мостовой, чтобы лишний раз не менять подмётки. К нужному сроку ему удаётся накопить требуемую сумму, вскоре желанная шинель готова.

Но радость обладания длится не долго: в тот же вечер, когда Башмачкин возвращался домой после праздничного ужина, грабители отняли у бедного чиновника предмет его счастья. Герой пытается бороться за свою шинель, он проходит несколько инстанций: от частного до значительного лица, но никому и дела нет до его потери, никто не собирается искать разбойников. После визита к генералу, оказавшемуся грубым и высокомерным человеком, Акакий Акакиевич слег с горячкой и в скором времени умер.

Но история «принимает фантастическое окончание». По Петербургу блуждает дух Акакия Акакиевича, который желает отомстить своим обидчикам, а, главным образом, он ищет значительное лицо. В один из вечеров призрак ловит зазнавшегося генерала и отнимает у него шинель, на чем и успокаивается.

Главные герои и их характеристика

  • Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин . Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
  • Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
  • Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
  • Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.
  • Темы

    • Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
    • Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
    • Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
    • Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.

    Проблематика

    Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

    • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
    • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
    • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
    • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

    В чем смысл повести?

    Идея «Шинели» Гоголя – указать на острые социальные проблемы, актуальные в Императорской России. При помощи фантастического компонента автор показывает безвыходность ситуации: маленький человек слаб перед сильными мира сего, они никогда не откликнутся на его просьбу, да ещё и выгонят взашей из своего кабинета. Гоголь, конечно, не одобряет месть, но в повести «Шинель» — это единственный способ достучаться до каменных сердец высокопоставленных чиновников. Им кажется, что выше них только дух, а согласятся прислушаться они только к тем, кто их превосходит. Став привидением, Башмачкин занимает как раз эту необходимую позицию, так ему удаётся влиять на зазнавшихся самодуров. В этом заключается основная мысль произведения.

    Смысл «Шинели» Гоголя в поиске справедливости, но ситуация кажется безвыходной, ведь правосудие возможно лишь при обращении к сверхъестественному.

    Чему учит?

    «Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

    Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

    Критика

    В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

    Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

    Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

    Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

    Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ответ оставил Гость

1.Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».2. Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства - если он не родился дворянином) - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное - 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.3.Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий -- смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа - только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину. 4.«Сюжет «Шинели» чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его приведение бродит по городу.Рассказ о «посмертном существовании» Акакий Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и, сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» повествует читателю о судьбе «маленького человека». Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, бесправный и униженный человек.

Гоголь так описывает внешность главного героя: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Акакий Акакиевич – чиновник самого низкого ранга – писарь, всю жизнь проработал в департаменте. Цель существования Акакия Акакиевича – переписывание. Даже приходя домой и, наскоро поев щи, он садится и переписывает принесенные бумаги. Жизнь его – непрерывная отчаянная борьба за существование.

Личностью он был незначительной безответной, из-за чего подвергался множеству насмешек, безропотно сносил постоянное унижение. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» В его словах слышалась нестерпимая жалость.

Башмачкину неоткуда ждать защиты, он живет в мире, где господствуют сильные и знатные, а такие люди, как он, не имеют права голоса. Однако Акакия Акакиевича полностью устраивает его существование. Он считает условия своей жизни вполне естественны и не имеет возможности, и, что еще трагичнее, желания изменить свою участь.

Автор строит сюжет своей повести так, что образ героя, сначала комический, приобретает трагическую окраску. Башмачкин ходит в старой, истертой шинели, не подлежащей починке. Он подвергает себя строжайшей экономии, чтобы купить новую шинель. А когда заветная мечта сбылась, чиновники даже устраивают по этому поводу банкет. Акакий Акакиевич настолько счастлив, что не замечает насмешек чиновников. Ночью на него напали грабители и сняли с него шинель. Башмачкин пытается найти помощь в полиции, но там его даже не удостоили ответа, он обращается к «значительному» лицу – но и здесь его ждала неудача. Только теперь герой понимает свою ничтожность, он испытывает сильнейшее душевное потрясение, которое привело к болезни и смерти: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, оживившей на миг бедную жизнь».

Никчемная жизнь Башмачкина завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Умерший Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, а однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается что-то человеческое.

Образ Башмачкина в повести не однозначен. С одной стороны, автор подчёркивает, что герой духовно и физически беден. С другой стороны, он показал, что робкий и запуганный «маленький» человек, доведённом до отчаяния способен противостоять против жестокости, несправедливости , произвола сильных мира сего и бессердечия окружающих. При этом Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные ближнему обиды в будущем придется ответить.

Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Акакий Акакиевич Башмачкин работает в департаменте чиновником самого низкого ранга. У него нет ни друзей, ни семьи. Цель его существования – переписывание и ответственное отношение к своей работе.

Внешность его неказиста: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Поведение главного героя тоже, он безропотно переносил унижения и насмешки сослуживцев. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» От этих слов у окружающих просыпалось что-то человеческое.

Самое трагичное, что Акакия Акакиевича полностью устраивало такое существование и даже не было желания изменить свою участь.

Башмачкин ходит в старой, истертой шинели. А когда покупает новую, ночью грабители отнимают её. В полиции, его даже не удостоили ответа. Только теперь герой понимает свою ничтожность, испытывает сильнейшее душевное потрясение и умирает

Никчемная жизнь Башмачкина завершается. Но Гоголь дает своему герою второй шанс. Акакий Акакиевич становится мстителем и срывает шинели с прохожих, однажды ему посчастливилось завладеть шинелью самого «значительного лица»! Чиновник был настолько испуган, что в нем даже просыпается что-то человеческое.

С одной стороны, автор подчёркивает, что Башмачкин духовно и физически беден. С другой стороны, он показал, что робкий и запуганный «маленький» человек, доведённый до отчаяния, способен противостоять жестокости, несправедливости , произволу и бессердечию окружающих. Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что такие люди, как его герой, тоже имеют право на существование. Автор сочувствует своему герою и призывает нас быть внимательнее друг к другу, предупреждая, что за причиненные обиды в будущем придется ответить.