Gks распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям. Распределение земельного фонда зейского района по угодьям. Распределение земель населенных пунктов

Тукбаева Айгуль Айдаровна

1.1. Земли с/х назначения;

1.2. Земли населённых пунктов;

1.3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасного и земли иного специального назначения;

1.4. Земли особо охраняемых территорий и объектов;

1.5. Земли лесного фонда;

1.6. Земли водного фонда;

1.7. Земли запаса;

2. Распределение земельного фонда по угодьям:

2.1. С/х угодья;

2.2. Земли под водой, включая болота;

2.3. Земли застройки;

2.4. Земли под дорогами;

2.5. Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд;

2.6. Прочие земли;

3. Мониторинг земель.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Уфимский колледж статистики, информатики

и вычислительной техники

(ГБОУ СПО УКСИВТ)

Практическая работа №1

Тема: Распределение земельного фонда по категориям земель

Выполнила:

Студентка группы 3з-1

Тукбаева А.А.

Проверила:

Мукминова Р.В.

Уфа -2014

Практическая работа №2

  1. Земли с/х назначения;
  2. Земли населённых пунктов;
  3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасного и земли иного специального назначения;
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов;
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли запаса;
  1. Распределение земельного фонда по угодьям:
  1. С/х угодья;
  2. Земли под водой, включая болота;
  3. Земли застройки;
  4. Земли под дорогами;
  5. Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд;
  6. Прочие земли;
  1. Мониторинг земель.
  1. Распределение земельного фонда по категориям земель:

Земли, находящиеся в пределах Республики Башкортостан, составляют земельный фонд. Согласно действующему законодательству и сложившейся практике, государственный учет в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям.

В течение 2013 года переводы земель из одной категории в другую затронули в большей степени земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, земли промышленности, энергетики и транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения и земли лесного фонда.

2011 г.

га

2012 г.

га

2013 г.

га

2014г.

га

Изменения (+/-)

% соотношение

Земли сельскохозяйственного

назначения

138760

138641

138641

138559

80.66

Земли населенных пунктов

8821

8821

8821

8892

5.18

Земли промышленности, энергетики,

транспорта, связи, радиовещания и иного

специального назначения

1192

1311

1311

1322

0.77

Земли особо охраняемых территорий и

Объектов

0.004

Земли лесного фонда

18769

18769

18769

18769

10.93

Земли водного фонда

3665

3665

3665

3665

2.13

Земли запаса

0.32

Итого земель

171777

171777

171777

171777

100.00

Распределение земельного фонда Кушнаренковского района по категориям земель

  1. Земли сельскохозяйственного назначения

На 1 января 2014 года в Кушнаренковском районе площадь земель сельскохозяйственного назначения составила 171 777га. Это земли, предназначенные для сельскохозяйственных целей и используемые сельскохозяйственными организациями и гражданами для производства сельскохозяйственной продукции. К данной категории отнесены земли, предоставленные различным сельскохозяйственным предприятиям и организациям (товариществам и обществам, кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, научно-исследовательским учреждениям). В нее входят также земельные участки, предоставленные гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, и сенокошения. В общую площадь категории земель вошли площади, занятые земельными долями (в том числе невостребованными) и земельными участками сельскохозяйственного назначения, принадлежащие гражданам. В целом, площадь категории земель сельскохозяйственного назначения в Кушнаренковском районе по сравнению с предшествующим годом уменьшилась на 60 201 га. Это произошло за счет перевода земель площадью 71 га в категорию земель населенных пунктов, 130 га в категорию земель промышленности и иного специального назначения. Земли данной категории в установленном порядке отводились под расширение границ населенных пунктов, строительство новых и расширение территорий уже действующих предприятий промышленности, транспорта и связи.

В составе земель сельскохозяйственного назначения преобладают сельскохозяйственные угодья, площадь которых составляет 133 790 га (77.9%), из них пашни 77 056 га. Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд составляют 4 860 га (2.8%). На долю земель занятых водными объектами, дорогами, застройками и прочими землями приходится 13 499 га или 7.9 %.

  1. Земли населенных пунктов.

Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских населенных пунктов и отделенные их чертой от других категорий. Площадь категории земель населенных пунктов составляет 133 790 га земельного фонда.

Наибольший удельный вес в структуре земель населенных пунктов занимают сельскохозяйственные угодья – 133 790 га (77,9%), земли под застройками, дорогами, улицами, площадями составляют 37 912 га (22,1%).

  1. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

В данную категорию включены земли, которые расположены за чертой населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач. Общая площадь земель рассматриваемой категории на 1 января 2014 года составила 1 322 га. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач подразделяются на семь групп, из которых в республике представлены 12следующие шесть групп (отсутствуют земли для обеспечения космической деятельности).

К землям промышленности отнесены земельные участки, предоставленные для размещения административных и производственных зданий, строений и сооружений и обслуживающих их объектов, а также земельные участки, предоставленные предприятиям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, для разработки полезных ископаемых.

Общая площадь земель промышленности составила 1 322 га.

К землям энергетики отнесены земельные участки, предоставленные для размещения гидроэлектростанций и других электростанций, воздушных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов и других сооружений и объектов энергетики. Площадь земель энергетики составила 160 га.

К землям транспорта относятся земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного, морского, внутреннего водного транспорта для осуществления специальных задач по содержанию, строительству, реконструкции, ремонту и развитию объектов транспорта. В целом, в Кушнаренковском районе площадь земель транспорта составила 413га.

Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики занимали 20 тыс.га, обороны и безопасности – 40 га. Площадь земель иного специального назначения, отнесенных к данной категории, составила 339 га. Здесь учитываются все объекты инфраструктуры, расположенные за чертой населенных пунктов, такие как школы, больницы, ветеринарные пункты, индивидуальные жилые дома, свалки, кладбища, монастыри и пр. Таким образом, к землям иного назначения относят земельные участки, предоставленные для различных целей, не учтенные в других категориях земель.

  1. Земли особо охраняемых территорий и объектов.

К землям особо охраняемых территорий и объектов относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Категория земель особо охраняемых территорий природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения Кушнаренковского района занимает 7 га или 0,004%. В указанную категорию включены земельные участки особо охраняемых природных территорий, исключенные в установленном порядке из состава других землепользований.

  1. Земли лесного фонда

В соответствии с действующим законодательством к данной категории относят лесные и нелесные земли. Лесные земли представлены участками, покрытыми лесной растительностью, и участками, не покрытыми лесной растительностью, но предназначенными для ее восстановления (вырубки, гари, участки, занятые питомниками и т.п.). К нелесным отнесены земли, 16предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, и др.). Все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских населенных пунктов, а также земли лесного фонда не покрытые лесной растительностью (лесные и нелесные земли), образуют лесной фонд.

По состоянию на 1 января 2014 года площадь категории земель лесного фонда составила 18 769 га. Земли данной категории не изменились на 2011-2014 года.

  1. Земли водного фонда.

В соответствии с Земельным кодексом РФ и Водным кодексом РФ к категории земель водного фонда относятся земли, занятые водоемами, болотами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода по берегам водоемов, магистральных и межхозяйственных каналов и коллекторов.

Общая площадь земель водного фонда в Кушнаренковском районе составляет 3 665га или 2.13 % земельного фонда.

  1. Земли запаса

К категории земель запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель. Площадь земель запаса по состоянию на 1 января 2014 года в Кушнаренковском районе составляет 563 га.

  1. Распределение земельного фонда по угодьям.

Земельные угодья являются основным элементом государственного земельного учета и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. К сельскохозяйственным угодьям относятся пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища. Несельскохозяйственные угодья – это земли под поверхностными водными объектами, включая болота, земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью, под постройками, дорогами, нарушенные и прочие земли (овраги, пески и т.п.).

Наибольший удельный вес в структуре земель Кушнаренковского района приходится на сельскохозяйственные угодья, площадь которых составляет 133 790 га (% территории). Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд, занимают 24 413 га (%). Под реками, водохранилищами, озерами занято 4 923 га (%), под болотами – 2 363га (%), под дорогами и застройками – 5 306 га (%). Прочие земли занимают 771га (%).

Распределение земельного фонда по угодьям Кушнаренковского района

  1. Сельскохозяйственные угодья.

Сельскохозяйственные угодья – это земельные угодья, систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции. Основная доля сельскохозяйственных угодий сосредоточена в категории земель сельскохозяйственного назначения – 171 777 га. Значительные площади находятся на землях населенных пунктов – 133 790 га и в категории земель лесного фонда 18 769 га.

Распределение сельскохозяйственных угодий по категориям земель.

Главными пользователями сельскохозяйственных угодий являются сельскохозяйственные организации, а также граждане, занимающиеся сельскохозяйственным производством.

За 2011-2014 год площадь сельскохозяйственных угодий в Кушнаренковском районе уменьшилась на 201га. Уменьшение связано с предоставлением их для промышленного и внутрихозяйственного строительства, с расширением границ населенных пунктов.

В структуре сельскохозяйственных угодий на долю пашни приходится 50% или 77 056га, площадь сенокосов составляет 21 380га, пастбищ – 34 380га, многолетних насаждений – 1 133га.

  1. Земли под водой, включая болота

Под водными объектами в Кушнаренковском районе занято 7 286га или 2,13% земельного фонда, из которых 4 923га отнесены к категории водного фонда, 2 363 га – под болота. Главным образом это земли, занятые реками, озерами и водохранилищами. Болота являются источником водного питания водоемов и подлежат сохранению в естественном состоянии.
За 2011 - 2014 года площадь земель под водой, включая болота в Кушнаренковском районе не изменились.

Распределение земель водного фонда по угодьям

Наименование угодий

Площадь, тыс.га

Земли под водой

4 923

61.1

Земли под болотами

2 363

29.3

Прочие земли

Итого

8 057

100.0

  1. Земли застройки

Общая площадь застроенных земель Кушнаренковского района на начало 2014 года составляет 1 997га или 1% от площади всех угодий. В нее включены территории под зданиями и сооружениями, а также территории необходимые для их эксплуатации и обслуживания.

Значительные площади застроенных земель 1 242 га или 62% сосредоточены в категории земель населенных пунктов. Это, в основном, жилая, общественно-деловая и производственные зоны.

На землях сельскохозяйственного назначения находится 371га (18,6%) застроенных территорий, используемых для размещения организаций по переработке сельскохозяйственной продукции, животноводческих ферм, машинно-тракторных парков.

Объектами промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны занято 337 га (16,9%) застроенных земель.
На землях особо охраняемых территорий и объектов и лесного фонда приходится 47га или 2,5% застроенных территорий – это лесные кордоны и земли, занятые зданиями и строениями лечебных учреждений и учреждений отдыха.
В период с 2011 года по 2014 площадь застроенных территорий не изменилась.

  1. Земли под дорогами

Площадь земель под дорогами в Кушнаренковском районе на 1 января 2014 года составляет 3 309га или 2% от площади всех угодий. Это земли под полосами автомобильных и железных дорог, проспекты, улицы, проезды в городах и других населенных пунктах, полевые и проселочные дороги.

В целом площадь дорог Кушнаренковского района не изменилась.

  1. Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд

Площадь лесов, а также лесных насаждений, не входящих в состав лесного фонда Кушнаренковского района составляет 24 413га или 14% всего земельного фонда района. При этом лесные площади занимают 19 553га, лесные насаждения, не входящие в лесной фонд – 4 860га. Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд представлены как естественными насаждениями, так и искусственно созданными полезащитными, овражно-балочными, придорожными защитными насаждениями.

Площадь лесных земель и лесных насаждений, не входящих в лесной фонд, за отчетный год не изменилась.

Распределение земель лесного фонда по угодьям

Наименование угодий

Площадь, тыс.га

В % от

Сельскохозяйственные угодья

133 790

77.9

Лесные площади

19 553

11.3

Лесные насаждения, не входящие в лесной

фонд

4 860

Земли под водой

4 923

Земли под застройкой

1 997

Земли под дорогами

3 309

Земли под болотами

2 363

Другие земли

Итого

171 566

100.0

  1. Прочие земли

Площадь прочих земель Кушнаренковского района на 1 января 2014 года составила 771 га. В состав этих земель входят полигоны отходов, карьеры – 130 га, пески – 109 га, овраги – 158 га и другие земли – 374 га.

По сравнению с 2011 годом площадь прочих земель не изменилась.

  1. Мониторинг земель.

Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2012 года № 297-р «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2017 годы», определены основные направления дальнейшего развития в области управления земельным фондом, нацеленные на повышение эффективности использования и охраны земель.

Одним из основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом на 2012-2017 годы, в соответствии с распоряжением, является развитие государственного мониторинга земель.

В соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 года № 846, а также Разъяснений по ведению территориальными органами Росреестра государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), сотрудниками территориальных отделов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее – Управление) в 2013 году в Кушнаренковском районе проведено 120 обследований (в 2012 году – 98 обследования) использования земель, исходя из их целевого и разрешенного использования.

Выявлено 54 фактов использования земель не по целевому назначению и разрешенному использованию (в 2012 году – 67 нарушений). Прежде всего, обследовались земли населенных пунктов, а также земли, переведенные из категории земель сельскохозяйственного назначения, для расширения границ населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство.

Наиболее значимая в настоящее время группа факторов, интенсивно изменяющая категорию земель, оказывающая влияние на качественные характеристики земельных ресурсов, связана непосредственно с разносторонней деятельностью человека.

Состояние земли характеризуется температурой, влажностью, физической структурой и химическим составом. Деятельность человека и функционирование растительного и животного мира могут улучшать и ухудшать показатели состояния земли. Основными процессами воздействия на землю являются: безвозвратное изъятие из сельскохозяйственной деятельности; временное изъятие; механическое воздействие; добавка химических и органических элементов; вовлечение в сельскохозяйственную деятельность дополнительных территорий (осушение, орошение, вырубка леса, рекультивация); нагревание.

Безвозвратное изъятие земли происходит за счет промышленного и гражданского строительства, прокладки дорог, трубопроводов и линий электропередач, создания водохранилищ, открытой разработки полезных ископаемых. Изъятие земли из природного комплекса или ухудшение ее плодородия приводит к уменьшению растительности, загрязнению и ухудшению состава атмосферы.

Проводящаяся нарастающими темпами химизация сельского хозяйства занимает далеко не последнее место в ряду антропогенных факторов, воздействующих на почвы и на природную среду в целом. В результате интенсивного использования удобрений, в природной среде рассеивается ряд химически активных элементов, что приводит к нежелательным химическим реакциям, увеличению масштабов образования вредных веществ, их смыву и попаданию в водоемы. Дополнительные внесения удобрений и пестицидов нередко способствуют загрязнению почв и водных акваторий тяжелыми металлами и токсичными веществами.

Следует особо отметить, что основная тенденция развития современной цивилизации представляет собой урбанизацию. Помимо того, что города являются главными потребителями природных ресурсов, они становятся и основными очагами загрязнения природной среды. Источники антропогенных воздействий урбанизации делятся на: промышленные (выбросы в атмосферу, в водоемы и почву); транспортные (выхлопные газы, потери горюче-смазочных материалов, пыль); бытовые (сточные воды, твердые остатки в населенных пунктах и местах массового отдыха). Все эти источники оказывают непосредственное влияние на загрязненность почв тяжелыми металлами и токсичными веществами, радиоактивными элементами.

С целью определения обеспеченности почв элементами питания, наблюдения за ходом изменения плодородия почв, контроля уровня загрязнения, требуется периодическое агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв. Информация, полученная при полевом агрохимическом обследовании, используется для разработки проектно-сметной документации на известкование, составление планов применения удобрений, дает возможность агрономической службе рассчитать потребность в удобрениях и служит основой для разработки программы повышения плодородия почв.

По состоянию на 1 января 2014 года в Кушнаренковском районе общая площадь мелиорированных земель составляет 607 га. Из 607 га орошаемых земель в хорошем мелиоративном состоянии находятся 531 га, в удовлетворительном – 76 га и в неудовлетворительном – 0 га.

Мелиоративное состояние орошаемых земель Кушнаренковского района

Площадь орошаемых с/х угодий, га

Мелиоративное состояние орошаемых с/х угодий, га

хорошее

удовлетворительное

неудовлетворительное

всего

в том числе

по УГВ

по засолению

Распределение площадей орошаемых земель Кушнаренковского района по уровням залегания грунтовых вод и засолению метрового профиля почвы в 2013 году

По степени засоления метрового слоя почвы

Не засолены

Слабо засолены

Средне засолены

Сильно засолены

Очень сильно засолены

в том числе

недопустимый УГВ

засоление почвы

недопустимые сроки отвода поверхностных вод

недопустимый УГВ и сроки отвода поверхностных вод

Из 1 618 га осушенных земель в хорошем мелиоративном состоянии находятся 1 039 га, в удовлетворительном – 509 га и неудовлетворительном – 40 га.

Критериям удовлетворительного мелиоративного состояния осушенных земель по уровням залегания грунтовых вод соответствует 527 га. По степени засоления осушенных земель удовлетворительным соответствуют 104 га.

Осушенные земли на площади 548 га испытывают засоление средней, сильной и очень сильной степени и относятся к категории неудовлетворительных по степени засоления метрового профиля почвы.

Распределение площадей осушенных земель Кушнаренковского района по уровню грунтовых вод и засолению метрового слоя почвы в 2013 году

Площадь осушенных земель, га

1 618

Распределение осушенных земель, га

По уровню грунтовых вод, м

0,5 – 0,75

0,75 – 1,0

>1,0

По степени засоленности почв

Не засолены

Слабо засолены

Средне засолены

Сильно засолены

Очень сильно засолены

Антропогенное воздействие, т.е. характер воздействия человеческой деятельности на природную среду, может быть прямым и косвенным, как положительным, так и отрицательным. Соотношение этих воздействий зависит от природных условий и интенсивности самого воздействия.

К косвенным относятся воздействия, происходящие в природе под влиянием человеческой деятельности, которые не были заранее предусмотрены и запланированы. Эти воздействия наиболее ярко проявляются в сельскохозяйственном производстве. Современное сельское хозяйство можно рассматривать как мощный двигатель преобразования природной среды, масштабы и направления воздействия которого непрерывно расширяются.

В результате интенсивного использования удобрений, в природной среде рассеивается ряд химически активных элементов, что приводит к нежелательным химическим реакциям, увеличению масштабов образования вредных веществ, их смыву и попаданию в водоемы. Дополнительные внесения удобрений и пестицидов нередко способствуют загрязнению почв и водных акваторий тяжелыми металлами и токсичными веществами.

В целом, площадь категории земель сельскохозяйственного назначения в Кушнаренковском районе по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 201 га. Это произошло за счет перевода земель площадью 71 га в категорию земель населенных пунктов, 130 га в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевиденья, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Изменения произошли вследствие антропогенных факторов: интенсивное использование удобрений, что приводит к нежелательным химическим реакциям, увеличение масштабов образования вредных веществ, дополнительные внесения пестицидов, которые нередко способствуют загрязнению почв.

Изменение площадей несельскохозяйственных угодий связано, в основном, с предоставлением земель для индивидуального жилищного, промышленного строительства, объектов дорожного сервиса, строительства автомобильных дорог, разработки карьеров, размещения полигона твердых бытовых отходов и др. Более 67,2% орошаемых и 13,7% осушенных сельскохозяйственных угодий нуждаются в проведении работ по улучшению земель и технического уровня мелиоративных систем.

За 2011-2014 год площадь земель населенных пунктов в целом по Кушнаренковскому району увеличилась на 71 га. Увеличение произошло за счет переводов из земель сельскохозяйственного назначения. Из всех земель передано в собственность граждан 13 795 га. В основном, это земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства и садоводства. В собственность юридических лиц передано 42 га. Земли населенных пунктов увеличились вследствие урбанизации.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевиденья, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения увеличилась на 130 га, в основном изменение произошло за счет переводов из земель сельскохозяйственного назначения. Изменения произошли за счет строительства новых железнодорожных путей, автомобильных дорог, расширение земельных участков, предоставленных предприятиям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, для разработки полезных ископаемых.

Общая площадь земель лесного и водного фондов, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель запаса в течении 2011-2014 года не изменилась.

Вывод: ежегодно Кушнаренковский район должен проводить мероприятия для дальнейшего развития государственного мониторинга земель. Кушнаренковскому району необходимо улучшить качественное состояние почв для повышения плодородия, улучшить водные свойства почв, воздушный и тепловой режим, устранить появление глыбистости у пахотных земель, предотвратить переуплотнение, активизировать работы по известкованию кислых почв, достичь стабилизации по снижению кислых почв района, продолжать вносить минеральные удобрения под урожай сельскохозяйственных культур .

Государственный земельный фонд как объект хозяйствования

Земельный фонд как объект хозяйствования характеризуется следующими показателями:

Распределением земель по целевому назначению (категориям);

Распределением земель по видам и формам собственности;

Распределением по землевладениям, землепользованиям и земельным участкам;

Классификацией земель по угодьям.

Важнейшей формой организации использования Государственного земельного фонда является распределение земель по категориям. Оно проводится на основе зонирования территории и определения доминирующих факторов производительного потенциала земли. При этом каждый земельный участок относится к одной из категорий, тем самым определяются цели, задачи и правовой режим его хозяйственного использования.

Земельным законодательством предусмотрены следующие категории земель.

1.Земли сельскохозяйственного назначения

2. Земли населенных пунктов.

3. Земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения.

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов.

5. Земли лесного фонда.

6. Земли водного фонда.

7. Земли запаса.

Состав земельного фонда и категории земель

Земля в пределах государственных границ (включая занятую водой) составляет территориальную основу суверенитета государства и образует его земельный фонд. Этот фонд делится на земли различного целевого назначения, распределяется по землевладельцам и землепользователям. В различных сферах деятельности земли используются по-разному, поэтому земельный фонд подразделяют на категории земель, которые различают по двум признакам: основному целевому назначению, и правовому режиму использования и охраны.

Целевое назначение – это установленный законодательством порядок, условия и предел использования земель для конкретных целей.

В соответствии с земельным законодательством РФ все земли страны по основному целевому назначению делятся на 7 категорий, каждая из которых имеет определенный правовой режим использования и охраны.

Земли сельскохозяйственного назначения - это земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Это основное средство производства продуктов питания, кормов для скота, органического сырья. Такие земли подлежат охране с целью сохранения их площади, предотвращения негативных процессов и повышения плодородия почв и занимают важнейшее место в составе земельного фонда страны.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью.

Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются сельскохозяйственным предприятиям, организациям для ведения сельскохозяйственного производства, научно-исследовательских и учебных целей, а также гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.

Распределение земельного фонда Российской Федерации по категориям защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли этой категории являются главным средством производства сельского хозяйства (основное средство производства продуктов питания, кормов для скота, сырья), имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение плодородия, площади, предотвращения их деградации.

Структура сельскохозяйственных угодий зависит от зо­нальных особенностей и имеет значительные различия по эконо­мическим районам.

Земли населенных пунктов - это земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Главное назначение таких земель - обслуживание нужд населенных пунктов; они находятся в ведении соответствующих администраций.

Площадь земель данной категории уменьшается в результате проводившихся работ по разграничению земель в соответствии с законодательством (исключение из состава земель НП участков, находящихся в ведении городских и сельских администраций и расположенных за чертой поселений). На сложившиеся тенденции повлияли также работы по уточнению границ городских и сельских населенных пунктов.

В структуре земель НП преобладают сельскохозяйственные угодья 8,9 млн га - 47,8% , а земли застройки составляют лишь 3,1 млн га - 16,6%.

Города и городские поселки занимают 7,7 млн га (41,4% от площади земель НП). Около 31% их территории занято застройкой. Земли сельскохозяйственного использования составляют 21%.

Более половины территории сельских населенных пунктов занимают земли сельскохозяйственного использования. Застроенные земли составляют 21,1%.

Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 85) установлено, что в состав земель населенных пунктов входят следующие территориальные зоны:

  • общественно-деловые;

    производственные;

    инженерных и транспортных инфраструктур;

    рекреационные;

    сельскохозяйственного использования;

    специального назначения;

    военных объектов;

    иные территориальные зоны.

В соответствии с действующим законодательством землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских и сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

В состав земель населенных пунктов входят как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья. В настоящее время в состав лесных площадей категории входят лесопокрытые земельные участки, их площадь составляет 1,9 млн. га. В соответствии со вновь принятым Лесным кодексом Российской Федерации управление лесами на территориях городов и поселков должно осуществляться в составе лесничеств и лесопарков.

Земли промышленности , транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. К данной категории относятся земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Их плодородие не имеет существенного значения, важны лишь их геологические и архитектурно-планировочные качества. Сокращение площади земель данной категории на 0,2 млн.га произошло за последний год в результате возврата в лесной фонд земель, находившихся в пользовании у промышленных предприятий, изъятия и перевода в запас земель ликвидированных предприятий, отработанных и рекультивированных земель, выделения земель садоводческим объединениям, для туристических баз и их перевода в земли сельскохозяйственного назначения и рекреации.

К землям водного фонда относятся земли:

1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных нужд. Причиной увеличения площади земель данной категории явилась передача земель, занятых крупными водоемами, водными объектами, болотами, из категории земель запаса в водный фонд.

К относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое и оздоровительное значение. К ним относятся государственные природные заповедники, национальные и природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Около половины площади земель данной категории занято лесами и кустарниками. Для земель этой категории установлен режим особой охраны.

К землям лесного фонда относятся лесные (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). За последние годы сложилась тенденция увеличения площади лесного фонда за счет передачи участков леса, находящихся в пользовании сельскохозяйственных предприятий, возврата земель лесного фонда, предоставленных для нужд промышленности, изменения границ населенных пунктов и включения участков леса, находящихся ранее на территории поселений, в категорию земель лесного фонда.

Земли запаса - это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения. Земельный фонд страны состоит из землевладений и землепользований. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.

В землеустройстве термины землевладение и землепользование обычно используют в смысле объекта землеустройства - участка земли, имеющего территориальные границы, закрепленные в натуре межевыми знаками, и определенный правовой статус, установленный земельным законодательством на основе документов, выданных государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Таким образом, землепользование – земельный участок, часть поверхности земли, имеющий площадь, фиксированные границы и другие характеристики, отражаемые в документах земельного кадастра и государственной регистрации, находящийся в собственности, владении, пользовании или аренде. Правовой статус данного земельного участка включает целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения. Все характеристики землевладения и землепользования (земельного участка) отражают в земельном кадастре и документах государственной регистрации. Границы землевладений и землепользований фиксируют на чертежах и переносят в натуру. Граница землевладения или землепользования - точно установленная на местности техническими средствами замкнутая линия, представляющая собой территориальный предел прав в использовании земли собственника, владельца, пользователя, арендатора.

Общая площадь земель промышленности на 01.07.2008 составляет 61,6 тыс.га, из которых наибольший удельный вес имеют земли транспорта – 37,7 тыс.га, или 61,2 % от общей площади.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное и иное ценное значение. В целях их сохранения они изымаются полностью или частично из хозяйственного использования или гражданского оборота. По данным государственного учета по состоянию на 01.07.2008 их площадь составляет 7,8 тыс.га, при этом на долю заповедников и парков приходится 6,0 тыс.га, или 76,9 % от общей площади.

Более половины площади области составляют земли лесного фонда –6344,5 тыс.га, которые включают в себя лесные (6099.6 тыс.га), что составляет 96.1% от общей площади категории и нелесные (244.9 тыс.га) земли, удельный вес которых составляет 3.9% от общей площади категории.

К землям водного фонда относятся территории, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений и объект. Доля земель указанной категории в области незначительна.

В собственности граждан находится 2295,4 тыс.га, что составляет 19,1 % от общей площади области, в собственности юридических лиц – 157,1 тыс.га, или 1,3 % от территории области. В государственной и муниципальной собственности находится 9584,9 тыс.га, или 79,6 % земель. В 2007 произошло уменьшение (на 71,4 тыс. га) земель сельскохозяйственного назначения находящихся в собственности граждан, что объясняется, в основном, выкупом земельных долей юридическими лицами у собственников земельных долей.

В результате реализации приоритетного национального проекта «Ускоренное развитие агропромышленного комплекса» крупные сельскохозяйственные товаропроизводители, участвующие в проекте, формируют залоговую базу для получения кредитов и увеличивают земельный фонд предприятий для создания достаточной кормовой базы. Из общей выкупленной площади (72 тыс. га) 12,9 тыс.га зарегистрировано в качестве доли в праве общей собственности на землю юридических лиц и 59,1 тыс.га поставлены на учёт после проведения процедуры формирования земельных участков и регистрации права собственности юридического лица на земельные участки.

В 2007 году продолжался процесс разграничения государственной собственности на землю. В течение года зарегистрировано 2,0 тыс.га земель в собственности Российской Федерации, в том числе 0,6 тыс.га в категории земель сельскохозяйственного назначения; 0,7 тыс.га в категории земель населённых пунктов (под объектами общественно-деловой застройки – 0,2 тыс.га, под промышленными объектами – 0,1 тыс.га и объектами железнодорожного транспорта 0,4 тыс.га); и 0,7 тыс.га - в категории земель промышленности и иного специального назначения, в том числе 0,1 тыс.га земель железнодорожного транспорта и 0,6 тыс.га земель обороны и безопасности.

В областной собственности зарегистрированы права на 290 земельных участков общей площадью 1,2 тыс.га, расположенных на землях населённых пунктов под объектами недвижимости, находящимися в собственности области.

Общая площадь земельных участков, зарегистрированных в муниципальной собственности в 2007 году, составила 0,3 тыс.га, в том числе в категории земель сельскохозяйственного назначения – 0,1 тыс.га (отказы от использования земель, находившиеся в собственности у физических лиц в судебном порядке и регистрация права муниципальной собственности на данные земельные участки) и 0,2 тыс.га – в категории земель населённых пунктов.

В целях эффективного использования земельных ресурсов области, обеспечения условий вовлечения земель в экономический оборот при сохранении благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничении негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов области Правительством области организована и ведётся работа по обеспечению системного подхода к управлению земельными ресурсами за счёт развития в соответствии с федеральными законами РФ нормативной базы области, предусматривающей реализацию полномочий субъекта РФ в сфере земельных отношений, в том числе:

По обеспечению сельхозтоваропроизводителей земельными участками, образованными в результате формирования земельных участков в счет невостребованных долей, а также приобретенных в результате реализации права первоочередного выкупа земельных участков из состава сельскохозяйственных земель;

По обеспечению граждан и юридических лиц земельными участками для жилищного строительства, в том числе за счёт земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

По разработке актуальных цифровых планово-картографических материалов Кировской области и внедрения новых технологий в работу по формированию государственного земельного кадастра.

Распределение земель по угодьям и формам собственности

Земельные угодья являются основным элементом государственного учета земель и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. На 1 января 2008 г. площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель составила 220,6 млн. га (12,9% земельного фонда), несельскохозяйственных угодий – 1489,2 млн. га (87,1%). В структуре сельскохозяйственных угодий площадь пашни составила 121,6 млн. га, залежи – 5,1 млн. га, многолетних насаждений – 1,8 млн. га, сенокосов – 24,0 млн. га, пастбищ – 68,1 млн. га (рис. 3.5). Основными пользователями сельскохозяйственных угодий являются сельскохозяйственные предприятия, организации, а также граждане, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, у которых к началу 2008 г. находилось в пользовании 190,5 млн. га, или 86,4% всех сельскохозяйственных угодий, имевшихся в Российской Федерации. Из них большая часть (67,4%) использовалась сельскохозяйственными предприятиями, в пользовании граждан находилось 32,6% сельскохозяйственных угодий.

С образованием России как независимого государства новой демократической властью разрабатывается и претворяется в жизнь радикальная экономическая реформа. Ее основу составляет идея крупномасштабной денационализации государственной собственности, означающая передачу принадлежащих государству объектов в собственность граждан и негосударственных организаций.

Данные об использовании сельскохозяйственных угодий различными предприятиями, организациями и гражданами представлены в табл.:

Использование сельскохозяйственных угодий предприятиями и организациями

Использование сельскохозяйственных угодий гражданами и объединениями граждан

На протяжении более 10 лет наблюдается ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий в целом по стране, за 2007 г. оно составило 64,8 тыс. га (табл. 3.12). За отчетный период общая площадь сельскохозяйственных угодий, находившихся у производителей сельскохозяйственной продукции, сократилась на 46,2 тыс. га, площадь пашни при этом уменьшилась на 17,5 тыс. га. Уменьшение площади сельскохозяйственных угодий, участвующих в сельскохозяйственном обороте, наблюдалось в 62 субъектах Российской Федерации, в том числе: в Читинской области (87,3 тыс. га), Красноярском крае (45,0 тыс. га), Оренбургской (44,1 тыс. га), Курганской (41,9 тыс. га), Кемеровской (34,1 тыс. га), Свердловской (32,1 тыс. га) и Ивановской (29,1 тыс. га) областях, Ханты-Мансийском автономном округе (22,0 тыс. га), Томской (21,3 тыс. га) и Вологодской (20,7 тыс. га) областях. Доля сельскохозяйственных угодий в общей площади субъектов Российской Федерации варьирует в широких пределах и особенно высока в южных районах страны (рис. 3.6).

За период с 1990 по 2007 гг. площадь всех сельскохозяйственных угодий в Российской Федерации сократилась на 1841,3 тыс. га (табл. 3.12). В первую очередь следует отметить сокращение площади пашни, за 18 лет оно составило более 10 млн. га, а за прошедший год – 0,4 тыс. га. В стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия в целом по Российской Федерации находилось 507,9 тыс. га.Основным документом, регулирующим распределение земельных ресурсов, является Земельный кадастр.

Динамика площади сельскохозяйственных угодий в границах Российской Федерации за период с 1990 по 2007 гг., тыс. га

Земельный кадастр - это государственная информационная инфраструктура, инструмент для решения основных целей земельных отношений российского государства. Эти цели можно сформулировать на сегодняшний день:

    первичное распределение земельного фонда страны (территории) по уровням земельной собственности, категориям земель, землевладельцам и землепользователям;

    организация использования земельного фонда страны (территории) для получения определенных благ жизнеобеспечения общества (продовольствие, чистая вода и воздух, древесина, полезные ископаемые, пространство и другие);

    постоянное поддерживание движения земельного фонда страны между уровнями земельной собственности (государственная и частная), категориями земель, землевладельцами, землепользователями;

    установление прав и их ограничений в использовании земельного фонда страны с учетом интересов общества в целом и каждого его члена в отдельности;

    обеспечение развития земельного оборота и рынка, системы земельных платежей;

    осуществление государственного контроля за использованием и охраной земельного фонда страны.

Земельная реформа дала толчок и создала условия для интенсивного развития не столь значимого прежде института права собственности на землю. Главной причиной такого развития стало появление в системе правоотношений собственности нескольких форм права собственности, заменивших исключительную государственную собственность на землю. Институт права собственности приобретает особое значение, как в теории, так и в практике земельного права.

Важным моментом в развитии данного института стало юридическое признание земли, собственно как и других природных объектов, недвижимым имуществом. В результате земля была включена в категорию объектов гражданских правоотношений.

Признание земель недвижимым имуществом является формальным основанием для включения права собственности на землю в категорию вещных прав и распространения на данную область подходов, принципов и решений, применяемых к отношениям собственности на имущество в целом. В частности, содержание права собственности на землю составляют правомочия владения, пользования, распоряжения. Все три правомочия имеют ясно выраженный физический и юридический аспект. В первом случае речь идет о возможности собственника – обладателя этих правомочий физически, т.е. своими действиями, осуществлять владение, пользование и распоряжение физически обособленным земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности.

Земельное и гражданское законодательство исходит из принципа ограниченности свободы действий и усмотрения собственника по владению, пользованию и распоряжению земельной собственностью. Данный принцип основан на понимании того, что право собственности существует наряду с другими правами и интересами общества, государства, граждан и должно уравновешиваться с ними. Применительно к частной собственности данный принцип зафиксирован в Конституции РФ, которой гласит: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц» .

Действующее земельное законодательство исходит из идеи отказа от права исключительной государственной собственности, реализующего монополию государства на землю, и его замены множеством форм собственности.

На практике представлены все три перечисленные в Конституции РФ формы собственности на землю:

    государственная,

    муниципальная,

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    федеральной собственности и

    собственности субъектов РФ (субъектной).

Право муниципальной собственности на землю – правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований. От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК). В этом качестве органы местного самоуправления имеют право предоставлять земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Право частной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения земельными участками либо долями в общей собственности отдельным конкретным физическим или юридическим лицам, которые выступают субъектами права частной собственности на землю.

Соответственно по субъектам право частной собственности делится на два вида:

    право частной собственности физических лиц

    право частной собственности юридических лиц.

Земельные участки обособляются не только физически, т.е. отграничиваются на местности, но и юридически, т.е. права конкретных субъектов на данный земельный участок закрепляются в документах, имеющих юридическую силу. Сегодня имеются два легальных определения земельного участка. В соответствии с Земельным кодексом (ст. 6) земельный участок – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Если земельный участок неделим, то действуют особые правила его приватизации и установления иных прав, если на таком участке расположены здания и сооружения, принадлежащие нескольким лицам (ст. 36 ЗК).

К факторам, замедляющим процесс перевода земель из одной категории в другую, можно отнести отсутствие документов территориального планирования территорий. В течение 2007 г. переводы земель из одной категории в другую затронули все категории земель, в большей степени это коснулось земель запаса и земель сельскохозяйственного назначения.

Правовое регулирование земельных отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществлялось в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также согласно сложившейся практики.

Земельные угодья являются основным элементом государственного учета земель и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. К сельскохозяйственным угодьям отнесены пашня, залежь, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения, к несельскохозяйственным угодьям - земли под водой, включая болота, лесные площади и земли под лесными насаждениями, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т. п.).

На 1 января 2010 г. площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель составила 220,5 млн. га, или 12,9% всего земельного фонда страны. На долю несельскохозяйственных угодий приходилось 1489,3 млн. га, или 87,1%.

В структуре сельскохозяйственных угодий площадь пашни составила 121,6 млн. га, зал ежи - 5,0 млн. га, многолетних насаждений - 1,8 млн. га, сенокосов - 24,0 млн. га, пастбищ - 68,1 млн. га (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Структура сельскохозяйственных угодий Российской Федерации

На протяжении более 10 лет в целом по Российской Федерации наблюдается ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий, за период 1990-2009 гг. уменьшение площади составило 1947,6 тыс. га. Площадь земель, используемых под пашню, за 20 лет сократилась более чем на 10,6 млн. га, за 2009 г. уменьшилась на 0,2 тыс. га (табл. 3.10). Результаты статистических наблюдений за 2009 г. подтверждают тенденцию ежегодного уменьшения площади земель, занятых сельскохозяйственными угодьями, за год оно составило 30,0 тыс. га и наблюдалось в 51 субъекте Российской Федерации.

Динамика площадей сельскохозяйственных угодий, пашни и кормовых угодий в целом по Российской Федерации за период 2000-2009 гг. представлена на рис. 3.6, 3.7, 3.8.

Таблица 3.10

Динамика площади сельскохозяйственных угодий в границах Российской Федерации

за период с 1990 г. по 2009 г., тыс. га

Год

Сельскохозяйственные угодья (с землями личного пользования),

всего

в том числе

пашня (с землями личного пользования)

сенокосы и пастбища (с землями личного пользования)

залежь

1990

222 409,2

132 304,2

87 899,5

347,2

1995

221 985,2

130 197,6

88 229,2

1 456,4

2000

221 088,8

124 373,8

90 923,4

3 927,2

2005

220 679,0

121 780,9

92 098,8

4 998,9

2006

220 632,7

121 573,9

92 117,1

5 144,3

2007

220 567,9

121 573,5

92 094,5

5 105,7

2008

220 491,6

121 648,9

92 052,0

4 998,0

2009

220 461,6

121 648,7

92 053,0

4 965,2

Наибольшее увеличение площади па шни , за счет распаханной залежи, отмечено в Алтайском крае (20,5 тыс. га), Тамбовской (17,3 тыс. га), Амурской (11,8 тыс. га) и Пензенской (5,7 тыс. га) областях. В 2009 г. наблюдались переводы неиспользуемой пашни в залежь (в Курганской области - 44,3 тыс. га, в Республике Марий Эл - 10,7 тыс. га, Тюменской области - 10,1 тыс. га). Главная причина потери пахотных угодий - отсутствие финансовых и технических возможностей для поддержания их в надлежащем состоянии.

Площадь кормовых угодий в отчетном году увеличилась в целом по стране на 1,0 тыс. га, из них площадь пастбищ - на 6,2 тыс. га, при этом площадь сенокосов уменьшилась на 5,2 тыс. га. Наибольшее увеличение пастбищ отмечено в Забайкальском крае (на 29,0 тыс. га) и Республике Калмыкия (на 14,4 тыс. га). Использование пастбищ под посевы сельскохозяйственных культур и, соответственно, уменьшение их площади наблюдалось в Ростовской области (9,6 тыс. га), Алтайском крае (4,2 тыс. га), Рязанской области (более 3, 0 тыс. га). Сокращение площади земель, используемых под сенокосы в 2009 г., отмечалось вомногих субъектах Российской Федерации, в том числе в Оренбургской области (на 3,0 тыс. га), Республике Марий Эл (на 1,4 тыс. га), Свердловской (на 1,3 тыс. га), Тюменской (на 1,2 тыс. га) и Новосибирской (на 1,1 тыс. га) областях.

По данным статистических наблюдений, в Российской Федерации во всех категориях земель имелось 11,0 млн. га мелиорируемых угодий, из них 9,0 млн. га составили сельскохозяйственные угодья. Орошаемые сельскохозяйственные угодья занимали площадь 4,2 млн. га, осушаемые - 4,8 млн. га. Хорошее мелиоративное состояние земель наблюдалось на 2,9 млн. га угодий, удовлетворительное - на 3,5 млн. га и неудовлетворительное - на 2,6 млн. га. Общая площадь, на которой требуется улучшение земель и повышение технического уровня мелиоративных систем, составила 5,6 млн. га.

Половина орошаемых земель расположена на юге России. Значительные площади земель орошаются в Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Дагестан, Ростовской и Астраханской областях, при этом мелиоративное состояние большей части земель характеризуется как хорошее. Более 50% осушаемых земель находится на северо-западе России. Состояние мелиорированных земель в субъектах Российской Федерации данного региона преимущественно неудовлетворительное. За отчетный год площадь мелиорируемых земель сократилась на 46,3 тыс. га, в том числе орошаемых земель - на 41,4 тыс. га, осушаемых - на 4,9 тыс. га. Значительное сокращение орошаемых земель и перевод их в богарные наблюдалось в Ставропольском крае (10,7 тыс. га), Республике Башкортостан (8,4 тыс. га), Кабардино-Балкарской Республике (8,2 тыс. га), Волгоградской (4,9 тыс. га) области. Значительное сокращение осушаемых земель отмечено в Тверской области (3,7 тыс. га).

К началу 2010 г. из всех категорий земель в использовании у сельскохозяйственных организаций и граждан числилось 190,7 млн. га, или 86,5% всех сельскохозяйственных угодий страны, при этом из состава земель сельскохозяйственного назначения использовалось более 184,0 млн. га. Для производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными предприятиями и организациями использовалось 64,4% площади, занятой сельскохозяйственными угодьями, гражданами - 35,6%. В 2009 г. общая площадь сельскохозяйственных угодий, находившихся у производителей сельскохозяйственной продукции, уменьшилась на 247,8 тыс. га, а площадь пашни - на 27,5 тыс. га. В стадии мелиоративного строительства и восстановления плодородия в целом у сельскохозяйственных производителей находилось 358,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Кроме этого, наблюдалось перераспределение сельскохозяйственных угодий между названными группами землепользователей: площадь сельскохозяйственных угодий, числящаяся в использовании сельскохозяйственных организаций, уменьшилась за истекший год на 2,5 млн. га, в использовании граждан - увеличилась на 2,3 млн. га.

Уменьшение площади сельскохозяйственных угодий, участвующих в сельскохозяйственном обороте, наблюдалось в 45 субъектах Российской Федерации. Значительные уменьшения отмечены в Республике Калмыкия (155,5 тыс. га), Республике Тыва (90,4 тыс. га), Свердловской области (51,8 тыс. га), Республике Алтай (41,4 тыс. га), Забайкальском крае (28,6 тыс. га), Кемеровской области (22,8 тыс. га), Красноярском крае (22,1 тыс. га), Саратовской области (20,4 тыс. га), Республике Дагестан (19,8 тыс. га). Основной причиной сокращения площади сельскохозяйственных угодий, используемых для производства сельскохозяйственной продукции, явилось прекращение деятельности предприятий и организаций и перевод освободившихся земель, в большей своей части, в фонд перераспределения земель, в связи с чем, увеличение площади сельскохозяйственных угодий, числящихся в фонде перераспределения, составило 285,2 тыс. га. При этом площадь пашни увеличилась на 34,0 тыс. га. Другая причина - не возобновление права аренды земель (или временного пользования) после истечения срока.

В 2009 г. увеличение площади сельскохозяйственных угодий отмечено в 31 субъекте Российской Федерации. Значительное вовлечение в сельскохозяйственный оборот продуктивных земель отмечено в Астраханской области (на 90,4 тыс. га), Приморском (на 51,3 тыс. га) и Ставропольском (на 42,6 тыс. га) краях, Курганской (на 38,5 тыс. га), Амурской (на 33,0 тыс. га) и Пензенской (на 27,5 тыс. га) областях. Из категории земель запаса переведено и предоставлено для сельскохозяйственного производства 98,3 тыс. га земель, из фонда перераспределения земель - 959,7 тыс. га.

Из-за отсутствия финансовых средств у производителей сельскохозяйственной продукции не выполняются мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв, не соблюдается порядок проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных мероприятий, допускается длительное неиспользование земель и др., что в результате приводит к потере продуктивности ценных земель, зарастанию их кустарником и лесом или к деградации.

Сокращение площади сельскохозяйственных угодий подтверждают результаты инвентаризации земель, съемок и корректировок, по материалам которых из состава земель, используемых производителями сельскохозяйственной продукции, в 2009 г. было выведено более 25 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

На 1 января 2010 г. площадь нарушенных земель составила 995,0 тыс. га, что на 5,6 тыс. га больше, чем в 2008 г. В Ямало-Ненецком автономном округе и Томской области уточнена фактическая площадь нарушенных земель (увеличение составило соответственно 1,9 и 0,7 тыс. га) по данным, представленным предприятиям нефтегазодобывающего комплекса. Наибольшие площади нарушенных земель расположены на территориях Ямало-Ненецкого автономного округа (119,0 тыс. га), Свердловской (63,3 тыс. га) и Кемеровской (62,7 тыс. га) областей, Ханты-Мансийского (55,6 тыс. га) и Чукотского (47,6 тыс. га) автономных округов. Распределение нарушенных земель по категориям земель представлено на рис. 3.9.

Рис. 3.9. Распределение нарушенных земель по категориям земель

На 1 января 2010 г. в целом по стране прочими землями было занято 351,8 млн. га, или 20,6% территории страны. В состав прочих земель включены полигоны отходов, свалки, пески, овраги и другие земли, а также участки тундры, пригодные для оленьих пастбищ. Песками в составе прочих земель занято 4,5 млн. га, оврагами - 1,5 млн. га, полигонами отходов, свалками - 0,1 млн. га. Уменьшение общей площади прочих земель по отношению к 2008 г. составило 20,9 тыс. га. В Астраханской области 26,9 тыс. га прочих земель, занятых песками, переведены в сельскохозяйственные угодья.

Зона распространения оленьих пастбищ в Российской Федерации достаточно обширна, но в учет включаются только обследованные площади, предоставленные или предназначенные для хозяйственной деятельности. Площадь оленьих пастбищ за 2009 г. увеличилась на 1,4 млн. га и на 1 января 2010 г. составила 335,2 млн. га, в том числе предоставлено в использование сельскохозяйственным предприятиям 138,2 млн. га, гражданам, занимающимся оленеводством, - 5,3 млн. га. Задача сохранения оленьих пастбищ, возрождения оленеводства как основной отрасли коренных малочисленных народов Севера может быть решена только при условии целого комплекса взаимосвязанных между собой неотложных мероприятий и мер государственной поддержки по его осуществлению.

Земельные угодья являются основным элементом государственного земельного учета и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья.

К сельскохозяйственным угодьям относятся пашня, залежь, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения. Несельскохозяйственные угодья - это земли под поверхностными водными объектами, включая болота, земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т.п.). Следует отметить, что земельный фонд республики на 99,4% (306714,6 тыс. га) состоит из несельскохозяйственных угодий.

Распределение земельного фонда республики по угодьям представлено в таблице 9.

Таблица 9. Распределение земельного фонда Республики Саха (Якутия) по угодьям (тыс. га)

Наименование угодий

% от общей площади республики

Сельскохозяйственные угодья

многолетние насаждения

сенокосы

пастбища

В стадии мелиоративного строительства

Кустарники

Под водой

Земли застройки

Под дорогами

Нарушенные земли

Прочие угодья

Сельскохозяйственные угодья

Сельскохозяйственные угодья - это земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. Перевод их в другие категории для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях.

Пашня - сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посевы сельскохозяйственных культур.

Залежь - земельный участок, который ранее использовался под пашню и более 1 года не используется для посева сельскохозяйственных культур.

Сенокос - сельскохозяйственное угодье, систематически используемое под сенокошение.

Пастбище - сельскохозяйственное угодье, систематически используемое для выпаса животных.

Многолетнее насаждение - сельскохозяйственное угодье, используемое под искусственно созданные древесные, кустарниковые или травянистые многолетние насаждения для получения урожая плодово-ягодной, технической и лекарственной продукции.

Распределение сельскохозяйственных угодий по категориям земель представлена в таб.10.

Таблица 10. Распределения сельскохозяйственных угодий по категориям земель (тыс. га)

% от площади

Земли сельскохозяйственного назначения, всего:

многолетние насаждения

сенокосы

пастбища

Земли населенных пунктов, всего:

многолетние насаждения

сенокосы

пастбища

Земли промышленности …

сенокосы

пастбища

Земли особо охраняемых территорий, всего:

сенокосы

пастбища

Земли лесного фонда, всего:

сенокосы

Земли водного фонда, всего

Земли запаса, всего:

сенокосы

пастбища

Всего по республике:

многолетние насаждения

сенокосы

пастбища

По состоянию на 1 января 2012 года площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель, кроме земель водного фонда, составила 1637,7 тыс. га или 0,5% земельного фонда республики.

В структуре сельскохозяйственных угодий на долю пашни приходилось 6,4% (104,1 тыс. га), залежи - 1,2% (19,9 тыс. га), многолетних насаждений - 0,1% (1,0 тыс. га), сенокосов - 43,8% (717,9 тыс. га) и пастбищ - 48,5% (794,8 тыс. га).

По сравнению с прошлым годом общая площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель уменьшилась на 0,9 тыс. га в том числе: площадь пашни уменьшилась на 0,1 тыс. га, залежь уменьшилась на 0,2 тыс. га, сенокосы уменьшились на 0,5 тыс. га, пастбища уменьшились на 0,1 тыс. га.

В таблице 10 показаны проценты от общей площади республики по видам угодий. Например, на долю пашни в 93,9 тыс. га категории земель сельскохозяйственного назначения приходится 90,2% от общей площади пашни по всем категориям земель по всей республике, т.е. от 104,1 тыс. га.

В составе сельхозугодий сенокосы и пастбища вместе составляют 92,4%, что свидетельствует о животноводческом направлении сельского хозяйства республики. (рисунок 8).

Рис.8.

Наибольшие площади сельскохозяйственных угодий находятся в землях категории сельскохозяйственного назначения - 885,6 тыс. га, т. е. 54,1% от всей площади сельскохозяйственных угодий по всем категориям земель, и за отчетный год уменьшились на 0,4 тыс. га.

В землях запаса находятся 573,8 тыс.га сельскохозяйственных угодий (35%), в землях лесного фонда находятся 103,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий (6,3%), в землях населенных пунктов находятся 70,4 тыс. га, что составляет 4,3% от всей площади сельскохозяйственных угодий по всем категориям земель. Основными пользователями сельскохозяйственных угодий являются сельскохозяйственные предприятия, организации, а также граждане, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, у которых к началу 2012 года находилось в пользовании 735,9 тыс. га сельхозугодий (44,9% от всей площади сельхозугодий республики).

Земельные угодья являются основным элементом государственного учета земель и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. К сельскохозяйственным угодьям отнесены пашня, залежь, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища. К несельскохозяйственным угодьям относятся земли под лесными площадями, а также лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд, земли под водой, включая болота, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т.п.).

По состоянию на 1 января 2013 года в Удмуртской Республике площадь сельскохозяйственных угодий по всем категориях земель составила 1844,7 тыс. га или 43,8 % всего земельного фонда республики.

Доля несельскохозяйственных угодий в общей площади республики составила 56,2 %.

Сельскохозяйственные угодья

В структуре сельскохозяйственных угодий площадь пашни составила 1383,0 тыс. га (74,9 %), кормовые угодья – 436,6 тыс. га (23,7 %), многолетние насаждения – 15,2 тыс. га (0,9 %), залежь – 9,9 тыс. га (0,5 %).

В составе земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные угодья имеют приоритет, предоставление их для несельскохозяйственных нужд допускается в исключительных случаях с учетом кадастровой стоимости угодий. Основная доля сельскохозяйственных угодий относится к землям, используемым сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами - общая площадь сельхозугодий – 1710,5 тыс. га (92,7 % от общей площади сельскохозяйственных угодий в республике). Пашня составляет 1322,4 тыс. га, кормовые угодья – 367,7 тыс. га, залежь – 5,5 тыс. га и многолетние насаждения – 14,9 тыс. га.

Из диаграммы № 2 видно, что наибольшие площади сельхозугодий находятся в Сарапульском (121,2 тыс. га), Завьяловском (109,8 тыс. га), Можгинском (105,4 тыс. га), Глазовском (101,0 тыс. га) районах. Из районов наименьшие площади сельхозугодий в Камбарском (18,1 тыс. га) и Сюмсинском (38,2 тыс. га) районах, а также в городах республики.

Диаграмма № 2

Распределение площади пашни и кормовых угодий приведено на диаграмме № 3.Здесь наибольшие площади пашни в Сарапульском(92,0 тыс. га),Завьяловском (88,5 тыс. га), Можгинском (87,5 тыс. га), Глазовском (75,0 тыс.га) и Балезинском (73,3 тыс.га) районах.Из районов наименьшие площади пашни в Камбарском (10,7 тыс. га), Сюмсинском (22,6 тыс. га) и Якшур-Бодьинском (29,7 тыс. га) районах.

Наибольшие значения площади кормовых угодийимеются в Кизнерском (31,1 тыс.га), Ярском(29,0 тыс.га),Сарапульском (27,8 тыс.га) районах.



Диаграмма № 3

За 2012 год площадь сельскохозяйственных угодий в сравнении с 2011 годом уменьшилась на 0,2 тыс.га, из них пастбищ на 0,6 тыс.га, за счет перевода земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначении в земли населенных пунктов для освоения территории под жилищное строительство, а также в земли промышленности и земель иного специального назначения. Сокращения площади пашни, залежи и многолетних насаждений за 2012 год в республике не отмечено.

На территории Удмуртской Республики имеется 44,6 тыс. га мелиорируемых земель, в том числе 43,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Орошаемые сельскохозяйственные угодья занимают площадь 20,7 тыс.га. Хорошее мелиоративное состояние земель наблюдалось на 0,6 тыс. га угодий, удовлетворительное – на 14,1 тыс. га и неудовлетворительное – 6,0 тыс. га. Общая площадь, на которой требуется улучшение земель и технического уровня мелиоративных систем, составила 6,0 тыс. га. Самые большие площади орошаемых земель расположены в Завьяловском (4,4 тыс. га), Каракулинском (2,2 тыс.га) и Малопургинском (2,1 тыс. га) районах. Хорошее состояние имеют орошаемые земли только на территории четырех районов: Алнашского, Вавожского, Малопургинского и Сарапульского из тридцати районов республики.

Общая площадь осушаемых сельскохозяйственных угодий за 2012 год составила 23,9 тыс. га, мелиоративное состояние большей части (69,4 %) которых удовлетворительное. Из общей площади осушаемых земель 3,7 тыс. га расположены в Ярском районе; 2,8 тыс. га - в Увинском и 2,0 тыс. га - в Завьяловском районах республики. Хорошее состояние имеют осушаемые земли на территории одиннадцати районов.