Героизм и патриотизм в повести Н. Гоголя "Тарас Бульба" методическая разработка по литературе (7 класс) на тему. «Тарас Бульба — патриот русской земли (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба») Тема патриотизма в тарасе бульбе

Судьба народная , волновавшая А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, стала источником вдохновения и для Н. В. Гоголя.

В своей повести Гоголь сумел воссоздать эпическую мощь и величие борьбы украинского народа за свою национальную независимость и вместе с тем раскрыть историческую трагедию этой борьбы. Эпической основой повести «Тарас Бульба» стало национальное единство украинского народа, сложившееся в борьбе с иноземными поработителями, а также то, что Гоголь, изображая прошлое, возвысился до всемирно-исторической точки зрения на судьбы целого народа. С глубоким сочувствием освещает Гоголь героические подвиги запорожцев, создавая героически-могучие характеры Тараса Бульбы и других казаков, показывая их преданность родине, мужество, широту натуры. Тарас Бульба - главный герой повести.

Это исключительная личность, в которой отражаются лучшие качества не какой-то отдельной группы, а всего казачества в целом. Это могучий человек - с железной волей, щедрой душой и неукротимой ненавистью к врагам своей отчизны. По словам автора, за Тарасом Бульбой, народным героем и вождем, стоит «вся нация, ибо переполнилось терпение народа, - поднялась отомстить за осмеянье прав своих». Своими ратными подвигами Тарас уже давно заслужил право на отдых. Но вокруг священных границ его земли бушует враждебное море социальных страстей, и это не дает ему покоя. Превыше всего Тарас Бульба ставит любовь к отечеству.

Общенародное дело становится его личным делом, без которого он не представляет своей жизни. На оборону родины он снаряжает и своих сыновей, только что окончивших Киевскую бурсу.

Им, как и Тарасу Бульбе, чужды мелкие эгоистические желания, корыстолюбие или жадность. Как и Тарас, они презирают смерть. У этих людей однавеликая цель - укрепление объединяющего их товарищества, защита родины и веры. Они живут, как богатыри, и умирают, как исполины. Повесть «Тарас Бульба» - народно-героическая эпопея.

В судьбах ее главных действующих лиц воссоздается одно из крупнейших событий истории Русской земли. До повести Н. В. Гоголя не было в русской литературе таких ярких, выразительных и могучих выходцев из народной среды, как Тарас Бульба, его сыновья - Остап и Андрий, и другие запорожцы. В лице Гоголя русская литература сделала огромный шаг вперед в изображении народа как могучей силы исторического процесса.

Отправляясь с сыновьями в Запорожскую Сечь, Тарас Бульба просит жену благословить детей: «Моли Бога, чтобы они воевали храбро, защищали бы всегда честь лыцарскую, чтобы стояли всегда за веру Христову, а не то - пусть лучше пропадут, чтобы и духу их не было на свете!» Вера Христова, слава казацкая, преданность товариществу и отчизне - вот основные духовные ценности запорожских, казаков.

Тарас Бульба «весь был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава». Он чтил традиции предков, считая себя законным защитником православия. Не любил, когда товарищи перенимали польские обычаи, называл их холопьями польских панов. Со своими казаками производил расправу над арендаторами, притеснявшими селян. За саблю Бульба мог взяться в трех случаях: «когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли перед ними в шапках; когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы или турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства». Тарас радовался, предвкушая, как приведет в Сечь своих сыновей, представит их старым боевым товарищам: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел к вам!»

Отвагу, смелость, преданность товарищам, любовь к отчизне перенял от отца старший сын Остап. Бесстрашно воевал казак против врагов отчизны и веры христианской. Попав в плен, молча, как исполин, выносил Остап терзания и пытки: «Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы... - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его».

Младший Андрий имел свое понятие о патриотизме. Прекрасные глаза польской красавицы заменили ему и родину, и семью, и боевых товарищей. Уверенно, сопроводив свои слова жестом, с каким несокрушимый казак обычно выражает решимость на дело неслыханное и невозможное для другого, Андрий заявляет: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего! Отчизна моя - ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из Козаков вырвет ее оттуда! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» Неутешительный вывод делает автор: от поцелуя, в котором ощущается то, что один только раз в жизни дается чувствовать человеку, погиб казак. Пропал Андрий для всего казацкого рыцарства. Не видать Украине храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. А старый седой Тарас проклянет день и час, в который породил на позор себе такого сына.

Не судилось Тарасу Бульбе долго тешиться своими сыновьями, их свежестью, молодостью, могучей телесной красотой, от которой укреплялся его воинский дух. Предателя Андрия отец убил сам, Ос-тапа казнили враги. Но смерть сыновей не остановила славного казака. Вместе со своим народом поднялся Тарас отомстить «за осмеяние прав своих, за их позорное унижение, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле, за все, что копило и сугубило с давних времен суровую ненависть Козаков». Даже казакам казалось, что Бульба слишком свиреп и жесток по отношению к врагу. Ни одной польской красавице не удалось спастись от мести старого казака. Если женщина пыталась найти спасение у алтаря, Тарас приказывал поджечь алтарь. Жестокие казаки копьями поднимали младенцев и кидали к матерям в пламя.

Такая же участь ждала и самого Тараса. Обессиленный после четырехдневной битвы, Тарас был взят в плен ляхами. «Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костер». Но в этот момент Тарас думал не о костре, а о товарищах, отстреливающихся от врагов. Добрый совет помог казакам спасти свои жизни.

Огонь уже захватывал ноги страдальца, но не «найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!». Умирает Тарас Бульба, предрекая времена, когда православная русская вера возьмет верх. Не будет в мире силы, которая бы не покорилась силе веры. Безграничная любовь и преданность отчизне помогли Тарасу Бульбе, его сыну Остапу и многим тысячам славных воинов стойко перенести все жизненные испытания.

Историческая повесть Гоголя «Тарас Бульба» рассказывает о временах казачества на Руси. Писатель прославляет казаков — смелых воинов, настоящих патриотов, веселых и вольных людей.

В центре произведения — образ казака Тараса Бульбы. Когда мы встречаемся с ним, то это уже довольно пожилой человек, имеющий двух взрослых сыновей. Но Бульба еще очень крепок физически, до последней капли крови предан казачьему товариществу. Именно жизнь в Запорожской Сечи — отчаянные битвы во славу земли русской и бесшабашное веселье в мирное время — для героя является идеалом жизни.

И именно такой жизни он желает своим сыновьям. Тарас гордится Остапом и Андрием, предрекает им большое военное будущее. Как только юноши вернулись из бурсы, герой тут же повез их в Запорожскую Сечь — чтобы они «отведали настоящей жизни».

Но наступает час, когда и Тарасу приходится проявить всю свою доблесть. Он становится атаманом той части казаков, что решили отвоевывать плененных поляками товарищей. И Бульба бьется, как в лучшие годы своей жизни. Мало кто догадывается в этот момент, что на душе у него огромный камень — Андрий оказался предателем, из-за любви перешедшим на сторону поляков.

Герой не мог и никогда бы не смог простить сына. «- Так продать? продать веру? продать своих?» — Бульба не может понять, как такое возможно. Андрий становится для него позором — его сын предал казачье товарищество, родную землю. Для героя это самый страшный грех, наказанием за который может быть только смерть. И Тарас собственноручно убивает младшего сына — патриот побеждает в этом человеке отца. Этот факт показывает, насколько огромна любовь героя к своей родине.

Но на этом повесть не заканчивается. Не заканчиваются и муки Тараса. Ему суждено потерять и второго сына — Остапа, казненного врагами. После этого герой посвятил свою жизнь одному — мести врагам, борьбе с ними до последней капли крови.

Тарас принял руководство одним из казачьих полков в огромной армии, сражающейся с поляками. И во всех битвах казаки героя были в числе лучших. А затем, когда генералы согласились на мир с «проклятыми ляхами», Тарас один «гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова». Это продолжалось до тех пор, пока герой не попал в плен. Но и под угрозой смерти, связанный, он продолжал помогать своим.

Последними словами Бульбы были слова о силе и могуществе его родине: «…узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..» Сам же автор восхищается своим героем — истинным сыном земли русской: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»

Восхищаемся Тарасом и мы, читатели. Этот герой помогает нам любить и уважать свою родину еще больше. Это ли не самое лучшее доказательство патриотизма самого Бульбы?

Иллюстрация Народного Художника СССР А.М.Герасимова. К повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Что значит быть героем? Как часто мы задаемся этим вопросом в своей жизни. Готов ли я пожертвовать собой ради спасения других людей, ради защиты своей родины. Как люди совершающие подвиги решаются на это, решаются расстаться со своей жизнью? Откуда они берут силу и мужество? Ответы на эти вопросы нам дают авторы многих произведений русской литературы. Одним из них является повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

На примере жизни казачьего народа мы находим ответы на свои вопросы. «Вы слышали от отцов и дедов своих, в какой чести у всех была русская земля наша: грекам дала себя знать, у Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья!» Автор показывает нам, что любовь к родине закладывается с детства. Воспитание опиралось на православные обычаи, уважение к старшим, силе духа человеческого, любви и благодарности к родной земле, своему дому. При таком воспитании с детства, человек становится патриотом своей отчизны, готовым отдать за неё жизнь.

Главный герой повести – казак Тарас Бульба. «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава … Он любил простую жизнь казаков… Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия». Именно эти качества характеризуют Тараса, как сильного духом и отважного человека, но в тоже время любящего и заботливого отца. Встретив своих детей после долгой разлуки Тарас оставляет родную деревню и отправляется в Сечь, чтобы вспомнить былые годы своей службы и провести время с сыновьями. Целью его поездки было показать настоящую казацкую жизнь и пробудить истинный патриотизм к родине в своих детях. «А вот, лучше, я вас на той недели отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберётесь разуму». Тарас отводил особое место в своей жизни Сечи, потому что это был город, из которого выходили настоящие герои. На первый взгляд может показаться, что казаки ведут там праздную жизнь. Но это не так. Наряду с постоянными пиршествами, которые объединяют и делают посторонних людей друзьями, казаки учатся ратному делу и закаляют боевой дух в многочисленных драках. Драки эти носят товарищеский характер, и споры лишь объединят людей. Именно здесь казак чувствует гордость за своё происхождение и ответственность за свою родину. Тут рождается чувство братства, которое вытесняет все страхи из души человека и толкает его на подвиги. «Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит дитя своё, мать любит дитя своё, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей … Так любить, как русская душа,- любить не то, чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе, а … Нет, так любить никто не может … Пусть же знают они все, что такое есть в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, — так никому ж из них не доведётся так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их». Данные слова жили в каждом казачьем сердце. Их объединенный дух представлял огромную силу для любого врага. А враг был очень близко.

События, которые лишают Тараса жены и родного дома поднимают казаков на войну. Идут они воевать за угнетённых братьев своих, оскорбленную веру свою и защищать родину от польских набегов. «Тревожный слух прокатился по Польше: «Они идут!»». По началу, казаки терпели поражение у одного из городов Польши. Но казацкий дух не сломить. Несмотря на потери в рядах, казаки осаждают крепость и начинают морить недругов голодом. К этому времени приходит сообщение, что запорожская Сечь была разгромлена, и половина войска уходит спасать родной дом. Остальные остаются на осаде города. Казаки понимали, что оставшись в меньшинстве, победа невозможна. Но, ни один из них не повернул назад, не бросил товарища на поле боя. Отважно и смело шли казаки на смерть. Потому что за родину, за погибших друзей, за веру и братство сражались. В это же время в польскую крепость прибыло подкрепление. В первом бою казаки храбро выстояли, но со второй волной, войско Тараса было разбито. Умирая казаки, не просили о пощаде, не сдавались, не отступали назад. Смело шли за своим атаманом. «А что, паны? – сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. – Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли казаки? – Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще козацкая сила; еще не гнутся козаки!» Каждый казак на прощание говорил о родной своей земле: «Прощайте, паны братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» Эта битва показывает истинный героизм казацкого народа, смелость и отважность, преданность и верность товарищам и родине.

Особое место в повести Н.В. Гоголь отводит судьбе атамана — Тараса Бульбы, на долю которого выпало страшное испытание. Предательство сына на поле боя. Это большая трагедия, но и она не смогла сломить волю казака. «Остановился старый Тарас и глядел на то, как Андрий чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары на право и налево. Не вытерпел Тарас и закричал: «Как?.. Своих?..Своих, чертов сын, своих бьешь?..» Но Андрий не различал, кто перед ним был, свои или другие какие; ничего не видел он…» . Свобода отчизны и казацкая честь для Тараса - главнейшие понятия в жизни, и они сильнее отцовских чувств. Поэтому, побеждая собственную любовь к сыну, Бульба убивает Андрия.

Героической оказалась и смерть Тараса. Он попадает в плен во время казни старшего сына. Страшная смерть на костре ожидала его. Поляки рассчитывали, что такая казнь привлечёт соратников Тараса. И оказались правы. Но смелый атаман, уже сгорая в огне, предупредил своих товарищей о засаде. Как героически прожил Тарас свою жизнь, так же и умер. Не предал свою честь и совесть, не сдался боли и отчаянию. Даже умирая, он оставался верен своей отчизне и товарищескому братству.

Эта повесть рассказывает нам о великих людях. О тех кто не жалея собственной жизни защищали родную землю, свой дом, свою веру, своих друзей. Я уверен, если бы в наше время люди имели такой же дух, как герои данной повести, ни один враг не осмелился нам угрожать.