Формирование толерантных отношений в образовательной среде. Воспитание толерантности у детей. Поздравляем мам и бабушек с Международным женским днем

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Они бывают такие:

1. Источниковедческий (биографический)

2. Интервьюирование (собеседование)

3. Анкетирование (самооценка)

4. Социологический опрос

5. Наблюдение

6. Тестирование

7. Экспертная оценка

8. Критический инцидент

9. Деловая игра

10. Анализ конкретных ситуаций

11. Ранжирование

12. Программный контроль

13. Экзамен (зачет или защита бизнес-плана)

14. Самоотчет

15. Комплексная оценка труда

16. Аттестация персонала.

Выбор процедуры отбора кадров и факторы, влияющие на ее эффективность.

Отбор персонала представляет собой процесс, с помощью которого предприятие или организация выбирают из ряда заявителей одного или нескольких, наилучшим образом подходящих под критерии отбора на вакантное место, принимая во внимание условия текущей обстановки.

Главная цель отбора заключается в том, чтобы принять на работу сотрудников, наиболее отвечающим стандартам качества работы, выполняемой организацией.

Основные этапы отбора при приеме на работу следующие:

1. предварительная отборочная беседа - Этот этап направлен на выяснение первичной информации о претенденте:

Уровне его образования;

Личностных качеств;

Внешнего вида;

Умения себя подать;

Коммуникативных навыков;

2. Заполнение бланка заявления - направлен на отсев наименее подходящих кандидатов и определение круга факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении. Анализ анкетных данных должен выявить:

соответствие уровня и характера образования претендента минимальным квалиф. требованиям;

Наличие практического опыта;

Готовность к принятию дополнит. нагрузок (сверхурочных, командировок);

Личностные качества и источники мотивации;

Факторы, препятствующие работе;

3. собеседование. В ходе собеседования проводится комплексное наблюдение за претендентом. Учитываются:

что и как говорит соискатель;

Каково его поведение;

Полнота получаемой о претенденте информации (если ее недостаточно, задаются дополнительные вопросы и делаются запросы);

4. тестирование. Направлено на оценку знаний, способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения работы;

5. проверка рекомендации и послужного списка. Этот этап проводится посредством изучения отзывов, рекомендательных писем с предыдущего места работы, а также с помощью обмена мнений с предыдущим руководителем по телефону;

Отбор компетентного персонала для работы в компании – это самая сложная задача для каждого работодателя. Для этого используются различные методы отбора персонала. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Обзор всех методов будет интересен и работодателю, и соискателю, который претендует на должность.

Поиск кандидатов

Прежде чем начать отбор, работодателю необходимо найти претендентов для данной должности. Для этого используется несколько способов, каждый из которых поможет увеличить число соискателей. К таким способам относятся:

  • внутренний поиск}
  • поиск с помощью имеющихся сотрудников}
  • объявления в СМИ}
  • поиск через агентства и биржи труда}
  • случайные кандидаты}
  • отбор в учебных заведениях.

Каждый из них отличается финансовыми и временными затратами на организацию и проведение поиска. К примеру, при внутреннем поиске отбор происходит среди сотрудников, которые уже работают в данной организации. В остальных случаях приходится провести ряд методов отбора, которые позволят найти компетентного сотрудника.

Основные этапы отбора персонала включают в себя:

  • изучение резюме и определение наиболее подходящих соискателей}
  • приглашение на беседу}
  • проведение других методов отбора сотрудников}
  • изучение рекомендаций с предыдущих мест работы}
  • медосмотр}
  • принятие решения.

Лишь после всех этапов можно говорить об успешном прохождении всех испытаний кандидата и принятии его на работу. А до этого момента работодателю предстоит провести профессиональный отбор персонала. Необходимо изучить массу документов и проанализировать результат каждого соискателя. Для этого используются традиционные и нетрадиционные методы.

Виды традиционных методов отбора

На сегодняшний день существует несколько видов методов отбора компетентных сотрудников. Ведь работодателю необходимо выбрать наиболее подходящего кандидата, чтобы компания продолжала свою деятельность и развитие.

К традиционным методам отбора сотрудников относятся:

  • резюме}
  • собеседование}
  • анкетирование}
  • центры оценки}
  • тестирование.

Эти методы позволяют получить наиболее полную информацию о соискателе и узнать все его основные черты характера. Еще до начала работы работодатель может понять, подойдет человек для работы в компании или нет. Анализ результатов большинства методов проводит психолог. Как правило, крупные компании имеют в своем штате психолога, который участвует в выборе кандидатов. Ведь только проведя полный профессиональный анализ, можно выявить все достоинства и недостатки соискателя.

Резюме

Резюме подается еще до личной встречи соискателя и работодателя. В большинстве случаев резюме представляет собой небольшой рассказ о себе. В нем соискатель дает краткую информацию, которую пожелал сообщить работодателю. В нем не должно быть обширных описаний своих достижений. Вся информация должна быть максимально краткой и достоверной.

Прочитав резюме, работодатель принимает решение: приглашать соискателя на дальнейшую встречу или сразу отказать. Чтобы написать хорошее резюме, нужно соблюдать несколько правил.

  1. Объем не должен превышать одной-двух страниц.
  2. Фото не должно быть большим.
  3. Не стоит писать творческий рассказ о себе как «хвалебную оду».

Кроме этого практически у каждой компании есть свой образец написания резюме, который можно взять за основу.

Собеседование

Сегодня отбор и подбор персонала преимущественно осуществляется при помощи собеседования. Популярность его объясняется тем, что за сравнительно небольшой промежуток времени работодатель получает достаточно полное представление о кандидате.

Чаще всего собеседование проходит в виде беседы. То есть менеджер по отбору персонала или сам работодатель лично задает кандидату вопросы, которые касаются:

  • личных качеств соискателя}
  • профессионализма}
  • интересов}
  • хобби.

Если собеседование проводит штатный психолог, то он во время беседы внимательно изучает не только ответы соискателя, но и его поведение, интонацию и жесты. Порой даже на основе этих данных работодатель может принять решение о том, подходит кандидат или нет.

Собеседования делятся на:

  • Формальные, которые проходят строго в определенной последовательности. Все вопросы, которые планируется задать соискателю, заранее готовятся. Иначе говоря, беседа проходит в форме «вопрос-ответ».
  • Слабоформальные. Здесь работодатель готовит лишь список основных вопросов, касающиеся личности соискателя и его достижений на предыдущих должностях. В ходе разговора могут появиться дополнительные вопросы к собеседнику.
  • Неформальные, не имеющие строгой схемы. Она предполагает вызов собеседника на откровенный разговор. Вся беседа ведется в дружелюбном ключе, нет заранее готовых вопросов, есть только примерные темы для беседы. Поэтому здесь работодателю приходится очень внимательно следить за своим собеседником.

Собеседование начинается с установки контакта между людьми. В большинстве случаев говорить начинает работодатель. Данная часть собеседования не должна занимать более 15% всего времени. В основной части далее говорит сам соискатель, а работодатель внимательно слушает его, при этом подчеркивая все важные для себя моменты.

Заканчивается собеседование рассказом о дальнейших действиях и ходе приема на работу. Важно знать, что отрицательное решение рекомендуется объявить позже. То есть беседа должна завершиться на позитивных тонах.

Анкетирование

Следующий немаловажный метод отбора персонала – это проведение анкетирования. Стоит отметить, что данный метод требует финансовых и временных затрат. Ведь необходимо организовать анкетирование, а после этого изучить все полученные данные.

Чаще всего применяется простое анкетирование, который включает стандартные вопросы: имя, фамилия, возраст, адрес, образование и прочие. В большинстве своем это стандартное подтверждение данных, которые указаны в резюме.

Кроме простых стандартных анкет, могут использоваться и более сложные, которые предполагают наличие вариантов ответов на вопрос или отказ от ответа. Такие анкеты предполагают выявление уровня эффективности кандидата на предлагаемой должности. При этом большая часть вопросов касается предыдущего места работы. Кроме этого, могут быть включены вопросы, которые описывают различные жизненные ситуации. Они позволяют выявить реакцию кандидата на предполагаемую ситуацию и прогнозировать его действия.

Более узконаправленные специальные анкеты используются для отбора персонала среди выпускников ВУЗов. Ведь у них опыта работы обычно нет, поэтому необходимо узнать все, что касается учебы по данной специальности.

Центры оценки

Центры оценки как метод отбора персонала используются немногими компаниями. Данный метод представляет собой своеобразный тренинг-игру, в котором кандидата помещают в условия, максимально напоминающие рабочую обстановку. По ходе действий кандидата просят высказать свое мнение или отношение ко всему процессу или провести анализ какого-либо события.

Данный метод помогает определить способность человека выступать перед аудиторией и публично высказывать свое мнение относительно происходящего. Кроме того, выявляется соответствие требованиям профессии.

Тестирование

Тестирование в качестве метода отбора персонала стало использоваться сравнительно недавно, в основном благодаря западному влиянию. Критерии отбора персонала по данной методике пришли оттуда же. Данный метод позволяет получить наиболее достоверную информацию о профессиональных качествах кандидата и его способности выполнять определенную работу.

Стоит отметить, что это самый первый способ выявления профессиональной пригодности кандидата, который используется с давних пор. После этого небольшой отрезок времени тесты не применялись. В последнее время наблюдается новый скачок популярности данного метода. Современные тесты стали более совершенными и позволяют выявить конкретные свойства человека.

Сейчас это скорее вспомогательный инструмент, который помогает получить более подробные характеристики. Стоит отметить, что рекомендуется использовать лишь тесты, которые разрабатывались психологом. Для проведения тестирования не обязательно нужен психолог, но для анализа большинства тестов потребуются специальные знания. Поэтому чаще всего тестирование проводят штатные психологи.

Среди огромного разнообразия различных тестов нужно выделить те, которые используются чаще. К ним относятся:

Западные методики тестирования все более успешно используются в России. Однако некоторые тесты психологи адаптируют под российский менталитет, который существенно влияет на ответы испытуемых. Если их не адаптировать, то это скажется на результатах. Повышение эффективности отбора и подбора кадров во многом зависит от вида теста и правильной интерпретации результатов.

Нетрадиционные методы отбора

Все больше компаний не ограничиваются собеседованием и изучением резюме. Многие прибегают к использованию нетрадиционных методов. В большинстве случаев потенциальный сотрудник даже не представляет, что его ожидает на собеседовании или сразу после него. Порой такие методы используются вместо привычных способов отбора персонала. К ним можно отнести:

  • brainteaser-интервью}
  • физиогномику}
  • шоковое интервью}
  • соционику}
  • графологию}
  • изучение отпечатков пальцев.

Конечно, многие методы из списка вызовут недоумение но, все же стоит их рассмотреть. Ведь любая компания, которая ведет набор сотрудников, может использовать один из нетрадиционных методов для отбора персонала. Хотя стопроцентно достоверной информации из них маловероятно получить.

Brainteaser-интервью

Данный метод используется при отборе персонала, главными качествами которого является креативность и наличие аналитических навыков. Соискателю предлагается решить небольшую задачу на логику, либо менеджер по подбору кадров задает вопрос, который не касается темы разговора. При этом ответ кандидата должен быть оригинальным и необычным. Это свидетельствует о его нестандартном мышлении и способности выходить за рамки привычного мышления ради поиска ответа на заданный вопрос.

Данный метод преимущественно используют отечественные представительства зарубежных компаний, для которых очень важны неординарность и оригинальность мышления. По их мнению, люди, которые обладают этими качествами, могут предложить новую инновационную идею для развития компании. Стоит отметить, что данный метод был использован впервые в компании Microsoft.

Физиогномика

Данный метод используется в основном как вспомогательный. Суть метода заключается в изучении черт лица и мимики кандидата. На основе этих данных делается вывод о типе личности, ее способности к анализу и творческие способности. Данный метод рекомендуется использовать лишь при наличии большого опыта практики у исследователя.

Шоковое интервью

Для этого могут быть использованы различные способы, которые «подскажет» фантазия. К примеру, случайно потерявшееся резюме или подпиленная ножка стула, на который предлагается сесть кандидату. Многие, кто прошел через данный метод отбора, отзываются о нем как о самом сложном задании на всем этапе отбора персонала.

Соционика

Метод основан на науке, изучающей процесс переработки информации психикой человека, которая поступает из окружающего пространства. Данная наука утверждает, что имеется всего 16 видов восприятия и обработки информации, которые соответствуют16 социотипам людей. Согласно этой науке, люди из одного и того же социотипа ведут себя одинаково в одних и тех же условиях. У них совпадают мотивы, которые подталкивают их на принятие определенных решений.

Данные результаты можно получить с помощью тестов, физиогномических исследований и беседы. Стоит отметить, что немаловажное влияние на поведение человека оказывает и его окружение и воспитание. Поэтому однозначно сказать, что имеется полное совпадение поведения у людей из одного социотипа, нельзя. По этому методу результаты имеют лишь 80% точности. Он редко используется при отборе персонала.

Графология

Наименее развитый метод в России. Он не пользуется такой популярностью, как за рубежом. Это связано преимущественно тем, что данный метод не дает гарантий того, что характер и личность человека тесно связана с почерком. Хотя во Франции он считается традиционным.

Суть метода заключается в том, что кандидата просят написать от руки какую-либо фразу, а потом подвергают анализу почерк. При этом учитывается нажим, очертания, наклон букв и прочие детали. На основе полученных данных дается картина того, какой у кандидата характер.

Изучение отпечатков пальцев

Еще один из нетрадиционных методов отбора сотрудников, который не получил в России должного внимания. Данный метод представляет собой анализ рисунка на пальце, который, как известно, у каждого уникальный. Он помогает определить характер человека. Кроме этого, есть мнение, что количество завитков свидетельствует о коэффициенте ума человека.

Комплексный подход к оценке

Вышеперечисленные методы отбора не могут использоваться как самостоятельный инструмент, так как не дают стопроцентной информации о кандидате как личности. Их рекомендуется использовать лишь как вспомогательный элемент.

Оценка деловых качеств работника при отборе и подборе кадров и качеств личности предполагает использование целого комплекса различных методов. Ведь только таким образом можно гарантировать более достоверную информацию о качествах кандидата. Поэтому во многих компаниях принято использовать сразу несколько методов, не ограничиваясь одним.

Не секрет, что взаимоотношения в образовательной среде сегодня далеки от идеальных. Кроме того, существенное воздействие на учащихся оказывают проявления агрессии во внешнем мире. При ответе вопрос о том, какие из негативных социальных явлений имеют наибольшее распространение среди учащихся и молодежи, 17% опрошенных отметили жестокость и насилие.

Поэтому важнейшая задача современной школы – формирование человека-носителя гуманистических взглядов, идеи толерантности в межэтнических отношениях.

Толерантная образовательная среда в отдельно взятом классе является основой толерантной образовательной системы школы в целом и строится на принципах гуманизации, интеграции, культуросообразности, вариативности и гибкости. Толерантная культура многоаспектна, и строить образовательное пространство необходимо с учетом, как минимум, трех составляющих – готовности администрации образовательного учреждения оказывать содействие учителям, внедряющим в культуру школы педагогики толерантности, толерантности учителей как внешней, так и внутренней (общий уровень толерантности, этническая и социальная толерантность, а также коммуникативная толерантность как отсутствие нетерпимости в общении с другими людьми) и восприятия учащимися образовательной среды как системы толерантной.

Администрация образовательного учреждения направляет свою деятельность на создание психолого-педагогических условий формирования толерантной образовательной среды. К числу таких условий относятся гуманизация отношений субъектов образовательного процесса, установка на толерантные отношения, проявляющиеся в готовности учащихся и учителей к взаимодействию, диалогу и сотрудничеству, повышение коммуникативной культуры всех участников образовательного процесса. Эта деятельность затрагивает всех субъектов образовательного процесса и реализуется в таких формах работы, как консультирование администрации образовательных учреждений по проблемам организации толерантной образовательной среды, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, психологические тренинги и групповые дискуссии с участием учителей и учащихся.

Необходимость психологической поддержки ребенка на протяжении всего периода обучения и на всех этапах формирования его личности очевидна, так как способствует не только его развитию, но и сохранению его психического здоровья. И здесь самую главную роль играют учителя школы. На начальной стадии формирования детского коллектива учитель обеспечивает эмоциональную комфортность во взаимоотношениях между учащимися и педагогами, демонстрирует навыки бесконфликтного общения и ведет работу по привитию их школьникам, развивает эмоциональную гибкость, критическое мышление, способности к сотрудничеству, самоконтролю. По мнению учащихся, учитель, отличающийся выдержанностью, спокойный и благорасположенный к окружающим, создает в классе атмосферу психологического комфорта и максимум условий для самореализации и познавательной деятельности школьников, стимулируя таким образом их интерес к предмету. Однако вследствие эмоциональных перегрузок у учителей часто накапливается раздражительность, внешним признаком которой служит коммуникативная нетерпимость, выражающаяся в непринятии индивидуальности другого человека, в излишней категоричности при оценке других людей, в стремлении перевоспитать партнера или оппонента, используя при этом в качестве эталона при их оценке других людей или самих себя. Подобных педагогов отличает нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми, неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными партнерами, нежелание прощать окружающим их ошибки, приспосабливаться к их характеру, привычкам и желаниям. Процесс формирования толерантного взаимодействия между учителем и учеником должен осуществляться как на уроках, так и вне класса. Педагогу важно выстраивать отношения со школьниками на основе сотрудничества, принимая каждого из них как значимую и ценную личность. Умение идти на компромисс, договариваться, способность без конфликта убедить другого в своей правоте и в то же время защитить его права, способствовать сближению интересов учащихся различных национальных культур и вместе с тем быть непримиримым к таким антисоциальным явлениям, как фашизм, наркомания, расизм, – вот позиция толерантного учителя. Толерантность педагогов проявляется в их поведении: в способности спокойно разобраться в конфликте между учащимися, с пониманием относиться к их учебным достижениям и внешнему виду, поступкам.

Воспитание толерантности учащихся – сложный и длительный процесс. Первоначальное условие для создания комфортного окружения ребенка – сдержанность взрослых в критических ситуациях, умение управлять своими эмоциями, не развивать, а гасить деструктивные конфликты. Психологический дискомфорт ребенка, связанный с низкой степенью стрессоустойчивости, практически нулевой толерантностью, сказывается на его успеваемости и на физическом здоровье. По мнению Н.К. Смирнова, «ученик, для которого посещение школы – тяжелое испытание, каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья».

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где важно не допускать проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Самого серьезного внимания сегодня требуют высокий уровень конфликтности в подростковой среде между представителями различных национальностей, частое проявление ксенофобии и экстремизма. Это обусловлено отсутствием в образовательном учреждении гуманистической среды как основы взаимодействия между субъектами образовательного процесса, отсутствием примеров толерантности, неприятием толерантности как базовой гражданской ценности в среде педагогов и родителей. Нередко встречаются родители, которые в случае конфликта между детьми, не разбираясь в его сути и причине , открыто и не задумываясь выступают против детей других национальностей.

Практические стратегии и механизмы формирования толерантного сознания пока не разработаны, да и не могут быть универсальными. Поэтому в самую первую очередь целесообразно обращать внимание на формирование навыков толерантной коммуникации – основы построения толерантной образовательной среды. Для этого необходимы:
включение в деятельность по построению толерантной среды всех участников образовательного процесса, включая администрацию, учителей и учащихся школы;
учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся;
уважительное отношение к личности всех субъектов образовательного процесса.
Уважая и принимая мнения учащегося (не обязательно соглашаясь с ними) и при необходимости корректируя их, учитель показывает ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир;
опора на положительные качества учащихся: позитивный социальный опыт, развитые (пусть даже в небольшой степени) конструктивные умения взаимодействия с людьми;
единство формирования когнитивного, аффективного и поведенческого аспектов толерантности;
диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия.
В помощь классному руководителю или заместителю директора по учебно-воспитательной работе можно предложить материал для обсуждения с учащимися – перечень основных прав каждого человека (Бишоп, 2004):
быть принятым как равный, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, возраста и физического состояния;
чувствовать уважение к себе;
принимать решение о том, как проводить время;
просить о том, в чем есть необходимость;
быть выслушанным и воспринятым всерьез;
иметь свое мнение;
придерживаться определенных политических взглядов;
делать ошибки;
говорить «нет», не испытывая чувства вины;
отстаивать свои интересы;
говорить «да» самому себе, не чувствуя себя эгоистом;
иногда терпеть неудачу;
говорить «я не понимаю»;
делать заявления, не требующие доказательств;
получать информацию;
иметь успех;
отстаивать свою веру;
придерживаться собственной системы ценностей;
иметь время на принятие решений;
брать на себя ответственность за собственные решения;
иметь личную жизнь;
признаваться в незнании;
меняться (развиваться);
выбирать, включаться или нет в решение проблем других людей;
не нести ответственности за проблемы других людей;
заботиться о себе; иметь время и место для уединения; быть индивидуальностью;
запрашивать информацию у профессионалов;
не зависеть от одобрения других людей;
самому судить о собственной значимости;
выбирать, как поступать в складывающейся ситуации;
быть независимым;
быть собой, а не тем, кем хотят видеть окружающие;
не оправдываться.
На наш взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие и понимание его облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

Признание – это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие – это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание – это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность представляет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства , самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, имеющими разный жизненный опыт и несформированность коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам.

Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться в системе: «родители + дети + учитель».

Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

Для старшеклассников привлекательным может быть КВН, аукцион народной мудрости, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Так, например, в форме сюжетно-ролевой игры, в творческой форме могут быть представлены «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья», «Молдавская семья» и т.д. В активной форме они изучают народные и семейные праздники, традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у представителей молодого поколения. Сегодня, часто бесцеремонно, в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно статье 14 Конституции РФ наше государство – светское, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В другой статье (28-й) о свободе совести говорится, что «каждому гарантируется свобода совести вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Таким образом, первая статья запрещает обязательность и государственный характер религии, вторая разрешает ее свободно выбирать и распространять независимо от места жительства или должности человека.

Следовательно, это должен учитывать классный руководитель. Тем более, что в 29-й статье Конституции о свободе информации говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на пропаганду религиозной нетерпимости или религиозного превосходства.

Однако следует заметить, что не все религиозные объединения заслуживают толерантного отношения, особенно, когда речь идет о религиозных культах экстремистской направленности. Некоторые из них («Дети бога», «Свидетели Иеговы» и др.), имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих организаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается человек-винтик религиозной организации, отвергающий родную семью, традиции, свой народ.

По мнению М.Л. Мчедлова, возможность создания религиозных организаций должна определяться правовыми критериями: религиозная ли эта организация; наблюдаются ли в ее деятельности посягательства на основные права личности, не препятствует ли она выполнению гражданских обязанностей своими последователями и т.д. Он отмечает, что воспитание религиозной толерантности сегодня осложняется негативными историческими традициями, полиэтническим составом населения, наличием межрелигиозных противоречий, амбициозной политикой ряда религиозных руководителей, несовершенством законодательства, определенной индифферентностью общественного мнения.

Действительно, указанные обстоятельства усложняют деятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у детей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профессионализма в подходе к данному вопросу в учебной и внеучебной работе. Как в этой связи относится к изучению религии в школе? Вероятно, целесообразно детям давать знания о различных религиях, что позволит им обеспечить осознанный выбор религии или приведет к отказу от всех ее разновидностей. Ознакомившись со всем культурным достоянием, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоззренческому подходу. Можно предложить в плане воспитания у школьников веротерпимости специальный курс по истории религий народов России, включив в него, прежде всего, изучение религии своего народа, во-вторых, ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составляющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности и социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения отношений между педагогами и детьми. Учителя должны личным примером показать образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности или вероисповедания.

Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в классе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей. Так, для ориентира можно предложить один из вариантов программы для подростков (10-14 лет, 5-9 классы), составленный А.А. Погодиной.

Возможно проведение воспитательной работы по двум направлениям в каждом классе: первое – изучение объекта, в отношении которого формируется толерантность; второе – развитие основных составляющих толерантности взаимодействия.

Предлагается начать воспитательную работу по формированию толерантности к своей личности (5 класс). Осознав себя, ученики переходят к пониманию себя как субъекта семейной культуры, деятельность классного руководителя направлена на изучение семейной самобытности, формирование толерантного взаимодействия в семье (6 класс). Затем акцент делается на освоение культуры родного края, своего этноса и на осмысление себя толерантным участником этой культуры: только тот, кто уважает свою культуру, будет уважать культуру других (7 класс).

Далее предлагается работать над пониманием мультикультурности пространства России и формировать толерантность к представителям народов России (8 класс). Завершающий этап (9 класс) – постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве. Соответственно тематику классных часов можно представить следующим образом.

5 класс


1. Понимание себя: «Познай самого себя». Классные часы: «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда ли я хороший?»

Игровые программы: «Самый, самый, самый…», «Гинесс-шоу».

2. Принятие себя. Классные часы: «Учись властвовать собой»; «Хотеть

– наполовину мочь». Тренинговые занятия: «Комплименты», «Диалог с самим собой».

1. «Я как член семьи». Классные часы: «История моего имени»; «Слово о моем роде»; «Семейная реликвия». Праздник именин, праздник бабушек и внуков.

2. Семейный лад. Классные часы: «Домашний очаг»; «Почитать родителей – первый закон природы»; «Этика семейного общения»; «Кодекс семьи». Коллективное творческое дело «Вместе стар и млад, так и в семье лад». Праздник братьев и сестер.

7 класс


1. Малая родина. Культура моего народа. Классные часы: «Я родом из...»; «История моей улицы»; «Все мы соседи»; «Традиции и обычаи моего народа». Коллективное творческое дело «Вот эта улица, вот этот дом…»; Праздник «Родной край»; «Ярмарка народной игры». Игровая программа «Ключ к пониманию».

2. «Солнце светит всем». Классные часы: «Легко ли быть не таким?»; «Терпимое отношение к людям»; «Основы доброжелательности»; «Атмосфера бесконфликтного доверия и общения».

Коллективное творческое дело «Мир нашему дому». Праздник «Всегда все вместе». Игровая программа «Пойми меня».

8 класс


1. Культурно-национальное пространство России. Классные часы: «Велика святорусская земля, а везде солнышко»; «Великие сыны России». Тренинг «‖Моя твоя не понимай, или Премудрости общения». Коллективное творческое дело «Фольклорный калейдоскоп»; Праздник «С любовью в сердце о России»; Викторина «Литературная Россия».

2. Феномен российской конкордации. Классные часы: «Где не тронешь Россию – всюду рана»; «Менталитет – зеркало нации»; «Проблемы национального взаимодействия»;

Тренинг «Эмпатия – основа благоприятного общения». Коллективное творческое дело «Общение без границ». Викторина «Культура отношений».

9 класс


1. Культура мира. Классные часы: «Человек – созидатель или разрушитель?»; «Грани сходства»; «Диалог культур»; Коллективное творческое дело «Мировое соглашение».

2. «Помни, что ты человек!» Классные часы: «Жизнь дана на добрые дела»; «Возведем мосты, разрушим стены»; «Кодекс мира». Праздник «Будем вместе дружить». Викторина на тему «Права человека» «Имею право».
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Выходные данные сборника:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО ПЕДАГОГА

Коржакова Любовь Борисовна

преподаватель высшей категории естественных дисциплин НнА ПК КМНС - филиала КГБОУ СПО «ХПК», г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край

Современные условия развития общества выдвигают новые требования к педагогу, предусматривающие формирование педагогической толерантности. Толерантность может рассматриваться, с одной стороны, как средство достижения поставленных воспитательных и образовательных задач, с другой, - как одна из целей процесса воспитания.

Необходимым условием успешности педагогической деятель­ности является принятие ребенка таким, какой он есть. Толерантный педагог, благодаря особой тактике построения своего поведения по отношению к детям, добивается большей результативности.

Анализируя особенности толерантности учителя в педагоги­ческом процессе, Ю.П. Поваренков определяет два вида толерантности педагога: социальная (или социально-психологическая) и психологическая (или психофизиологическая). Наличие социальной толерантности позволяет учителю эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, а сформирован­ность психологической толерантности обеспечивает высокую устойчи­вость учителя к многочисленным профессиональным стрессам и способствует эффективному построению профессиональной карьеры.

Ю.П. Поваренков предлагает выделять в социальной толерант­ности структурные компоненты: динамические и операциональные. Динамическая сторона толерантности определяется содержанием мотивационной сферы учителя (готовность принять ученика, таким, каков он есть), системой его ценностей, интересов, убеждений и социальных установок. Операциональную основу социальной толерантности составляют конкретные знания, умения и способности (знания о психологических особенностях людей, способность общаться с различными людьми, способность контролировать процесс общения и др.) .

Следовательно, под педагогической толерантностью надо понимать владение умениями и навыками толерантного взаимодей­ствия со всеми субъектами образовательного процесса; установку на толерантность как активную позицию по формированию толерант­ности своей личности, личности учащихся и их родителей; как качество личности; как норма своего поведения, представляющая собой одну из составляющих педагогической этики. Педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на эмпатическое понимание, на открытое и доверительное общение.

Навык толерантности как характеристики образованного человека способствует спокойному освоению любых знаний, занятий и корректному, бесконфликтному участию в любой коммуникации. Одним из социальных институтов, способствующих формированию толерантных начал, является образование, в котором плодотворно используется диалог, сотрудничество, уважение между всеми субъектами образовательного процесса .

Таким образом, психологический анализ проявления толерант­ности в процессе педагогической деятельности учителя свидетельст­вует о том, что она является профессионально важным качеством личности учителя и оказывает влияние на эффективность его труда, а также на взаимоотношения со всеми субъектами образователь­ного процесса.

С точки зрения педагогической толерантности как качества личности педагога, проявляющегося во взаимодействии наиболее интересны два вида профессиональной деятельности учителя: это обучающая и воспитательная. И та и другая деятельность направлены на формирование способности у учащихся к организации и осуществлению разнообразной по содержанию совместной деятельности.

На базе Николаевского-на-Амуре педагогического колледжа коренных малочисленных народов Севера - филиала КГОУ СПО «ХПК» на протяжении уже двух лет проходит экспериментальная площадка по теме: «Толерантность как культура межнациональных отношений». Проблемы, с которыми сталкивались преподаватели и студенты в нашем колледже - это осложнения межэтнических отношений, расслоение населения на «богатых и бедных», нетерпимость к человеку другой веры и др. - объясняют практический интерес к исследованиям в области толерантности.

Нас заинтересовала проблема педагогической толерантности как профессионально важного качества педагога наоснове анализа индивидуально-психологических качеств личности преподавателя и опыта педагогической деятельности. При этом профессионально важными качествами выступают профессиональные знания, профес­сиональные способности. Профессионально важные качества определяют не отношение к профессиональным функциям, а процесс и результат их выполнения.

Педагогика толерантности предъявляет определенные требования к личности учителя. Это, прежде всего, такие качества: отношение к человеку как самоценности, отношение к себе как к самоценности, т. е. самопринятие, самоуважение, вера в свои возможности, потребность и способность к преобразованию себя, отношение к профессии как способу самореализации. Педагогика толерантности основывается на изменении отношения к ученику. Исходя из позиции, что личность может быть воспитана только личностью, К. Роджерс выделяет личностные установки, которые учитель реализует по отношению к учащимся: искренность в выражении собственных чувств, переживаний и мнений, активное слушание и эмпатия чувств и состояний детей, выражение своего понимания их чувств и безусловное принятие каждого ученика как личности .

Так как мы предположили, что педагогическая толерантность является профессионально важным качеством, то сочли необходимым проанализировать эффективность деятельности педагога и в первую очередь, обучающую и воспитательную. При этом использовались следующие диагностические методики сбора эмпирических данных:

1. Методика по определению суммарного показателя толерантности Д.В. Зиновьева.

2. Методика В.В. Бойко для изучения коммуникативной толерантности.

3. Методика «Коэффициент эффективности воспитательной деятельности» Н.Б. Авалуева.

4. Опросник 16PF Кэттелла с целью: выявить у преподавателей следующие качества (степень уравновешенности, раздражительности, эмоциональной устойчивости, экстраверсии, тревожности и пр.) и сопоставить с толерантностью.

В эксперименте приняли участие 12 преподавателей с разным педагогическим стажем. В качестве методов исследования выступили: метод наблюдения, опрос педагогов, тестирование, обобщение и математико-статистические методы обработки материалов исследо­вания. Данный подход к определению выборки испытуемых позволил выявить общие закономерности педагогической толерантности вне зависимости от преподаваемого предмета, возраста студентов.

Так как мы предположили, что педагогическая толерантность является профессионально важным качеством, то сочли необходимым проанализировать эффективность деятельности педагога и в первую очередь, обучающую и воспитательную.

Педагогическая толерантность имеет первостепенное значение в работе педагогов, и именно здесь, к сожалению, ощущается весьма существенный дефицит уважения и терпимости. В повседневной педагогической практике нередко можно встретить проявления педагогической интолерантности разной степени - от безразличия к «собственному мнению» студента до откровенного и жесткого его обесценивания и унижения самого обучающегося за «неправиль­ные взгляды». Постановка данной проблемы определила актуальность и выбор темы нашей работы.

В результате проведенного теоретического исследования было проанализировано психолого-педагогическая и специальная литера­тура, которая свидетельствует о том, что толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерант­ности - это создание условий для развития; толерантность - это особый способ взаимоотношений и межличностного взаимодей­ствия; толерантность как социальная категория раскрывается через уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия и к преобладанию какой-то одной точки зрения.

Результаты эмпирического исследования позволили выяснить, что педагогическая толерантность является социальной категорией и проявляется в установке на принятие другого человека, на открытое и доверительное общение. Она может быть выражена через социокультурный подход и обязательно связана с процессом общения.

Диагностика педагогической толерантности преподавателей педагогического колледжа позволила утверждать, что коммуника­тивно-педагогическая толерантность является профессионально важным качеством, так как способствует повышению эффективности воспитательной и обучающей деятельности педагогов учебного учреждения.

Условием исследования проблемы толерантности является изучение качеств личности учителя, влияющих на формирование педагогической толерантности и особенностей восприятия студентов по совместной деятельности. На коммуникативно-педагогическую толерантность оказывает влияние низкий уровень тревожности, а также положительно влияет искренность и общительность в отношениях с окружающими, эмоциональная вовлеченность, естественность и непосредственность в сочетании с высоким уровнем интеллекта. Уверенная адекватность преподавателей колледжа проявляется как жизнерадостность, спокойствие и ощущение себя в безопасности, что способствует принятию другого человека таким, какой он есть.

Коммуникативно-педагогическая толерантность достигает пика своего развития в период профессиональной деятельности 7-15 лет. Ведущим компонентом является доброта. А со стажем работы уменьшается, увеличивается доля таких компонентов как неумение учителя скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновениями с некоммуникабельными студентами и не умение либо не желание понимать или принимать индивидуальность других людей.

В педагогической деятельности толерантных преподавателей колледжа используются такие типы взаимодействия, как диалог, сотрудничество, опека, В структуре данных взаимодействий преобладают эмоционально-волевые и когнитивные компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнерства, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.

Практические результаты проведенного исследования помогли оптимизировать процесс профессионального становления личности преподавателяи эффективно их использовать в педагогическом процессе широким кругом лиц (администрацией, психологической службой, предметно-цикловыми комиссиями колледжа).

Современные условия развития общества выдвигают новые требования к педагогу, предусматривающие формирование педагогической толерантности. И принимая во внимание все сказанное выше, мы считаем, что педагогическая толерантность может быть рассмотрена как профессионально важное качество педагога, оказывающая влияние на эффективность его труда, а также на взаимоотношения со всеми субъектами образовательного процесса с точки зрения профессионального становления специалиста.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2002. - 288 с.
  2. Андреев В.И. Технология экспертной оценки качества работы учителей и руководителей школы, лицеев, гимназий. - Казань: Эвристика, 1994. - 24 с.
  3. Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. - М., 2000. -с. 5-7.
  4. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России. - М.: ИЭАРАЮ, 1998.
  5. Бондырев С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. - М.: издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2003. -240 с.
  6. Вачков И.В. Такие разные учителя или новая типология педагогов // Школьный психолог, 2000. № 3. -с. 8-9.
  7. Декларация принципов толерантности // Век толерантности, 2001. № 1. - с. 62-68.
  8. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? // Вестник С-Петербургского университета. Сер. б., 1996. - в.З. (№ 20) -с. 22-28.
  9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -480 с.
  10. Золотухин В.М. Две концепции толерантности. - Кемерово: Кузбасс. гос. техн. университет. 1999. -63 с.
  11. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. № 4. -с. 48-60.
  12. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. - М.: Сфера, 2000. –-120 с.
  13. Кондаков А.М. Формирование установок толерантного сознания // Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России»: сборник материалов. - М.: ИТАР-ТАСС, 1999. -с. 95-97.
  14. Кристалл Г. Аффективная толерантность // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001. -№ 3.
  15. Крутецкий В.А., Балбасова Е.Т. Педагогические способности и структура, диагностика, условия формирования и развития. - М.: Прометей, 1991. -112 с.
  16. Крутова K.B. Формирование у старшеклассников отношения к толерант­ности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам. Дисс. канд. пед. наук. - Волгоград, 2002.
  17. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: изд-во ун-та, 1970. - 114 с.
  18. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя // Вопросы психологии внимания: сб. науч. трудов / под ред. проф. В.И. Страхова. - Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2003. - Вып. 21. -256 с.
  19. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерант­ности у школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2003. - 192 с.
  20. Шалин В.В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). - Краснодар: Периодика Кубани, 2000. -256 с.

Марина Владимировна Ворончихина
Тренинг для педагогов ДОУ «Учимся быть толерантными»

Тренинг : " Учимся быть толерантными ".

Цель :

Выработать концепцию эффективного общения, основанную на умении принимать совместные решения, вырабатывать терпимое отношение к чужому мнению.

Задачи тренинга :

Развитие способности к самопознанию (познанию своих сильных и слабых сторон при взаимодействии с другими людьми);

Формирование умений рефлексивного и нерефлексивного слушания;

Развитие социальной восприимчивости (способность к эмпатии и сопереживанию) .

Ознакомление педагогов с использованием толерантных техник “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”

Формирование сплоченности коллектива педагогов .

Оборудование : определения толерантности на больших листах , 3 ватмана, карандаши, восковые мелки, памятка на “черный день” на каждого участника.

Необходимое время для тренинга : 1-1,5 ч.

Ход тренинга

1. Упражнение-разминка “Поздороваемся по-разному”

Цель : создание эмоционально – положительного настроя на работу участников в группе.

Необходимое время : 5-7 минут.

Процедура проведения : Предлагаю участникам группы поздороваться по обычаям народов Поволжья : по-русски (объятие и 3-ное лобызание, по-чувашски (Лаех) и т. д.

2. Упражнение “Что такое "толерантность "

Цель : дать возможность участникам сформулировать “научное понятие” толерантности ; показать многоаспектность понятия “толерантность” .

Материалы : определения толерантности , написанные на больших листах ватмана, ватман для 3-4 групп участников, карандаши, восковые мелки.

Подготовка : написать определения толерантности на больших листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.

Необходимое время : 15-20 минут

Процедура проведения :

В начале упражнения необходимо дать небольшую информацию о понятии “толерантность” .(Приложение 1)

Далее ведущий делит участников на группы по 3-4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате “мозгового штурма” свое определение толерантности и создать ее эмблему. Определение должно быть кратким и емким . После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением остальных участников.

Участвуя в дискуссиях “Должен ли педагог быть толерантным ?”, “Какого педагога можно назвать толерантным ? Интолерантным ?”, “Как помогает толерантность в работе педагога ?” педагоги знакомятся с данными понятиями, узнают, какую роль играет наличие толерантных (интолерантных ) качеств в работе педагога с детьми и для него в целях сохранения психологического здоровья.

3. Упражнение “Чем мы похожи”

Цель : повышение доверия участников группы друг к другу, формирование толерантных взаимоотношений .

Необходимое время : 10 мин.

Процедура проведения : Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например : “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.) ”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу.

4. Упражнение “Язык принятия” и “Язык неприятия”.

Цель : формирование представлений педагогов о толерантном взаимодействии ,

Необходимое время :10 мин.

Процедура проведения : “Каждому человеку хочется, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Способность педагога к безусловному принятию детей – это, в первую очередь, учёт индивидуальности ребёнка. Потребность в любви, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

Безусловное принятие не подразумевает вседозволенность и полное отсутствие критики. Можно выражать своё недовольство только отдельными, конкретными поступками ребёнка, но его личности в целом. Очень важно не запрещать ребёнку испытывать негативные чувства, гораздо продуктивнее будет выяснить причину их возникновения и обсудить ситуацию.

Составление списка элементов, обсуждение вербальных и невербальных проявлений.

Язык принятия Язык неприятия

Улыбка Угроза

Контакт глаз Наказание

Поощрение Негативные интонации

Комплимент Сравнение не в лучшую сторону

Оценка поступка, а не личных качеств Отказ от объяснений

Позитивные телесные контакты Оскорбление

Несомненно, установление добрых и доверительных отношений между взрослыми и ребёнком существенно снижает уровень непонимания и конфликтов.

5. Техники “Я – сообщение”, “Ты – высказывание”.

Цель : ознакомление педагогов с действиями в конкретных ситуациях (общение с детьми, родителями, используя техники общения.

Техника “Я – сообщение” состоит из трёх основных частей :

– события (когда, если.) ;

– реакция (я чувствую.) ;

– предпочитаемого вами исхода (мне хотелось бы, чтобы., я предпочёл., я был бы рад) .

Первоочередная цель “Я – сообщение” – сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймёт их гораздо быстрее. Противоположным вариантом “Я – сообщения” является “Ты – высказывание”.

“Ты – высказывание” часто нарушают процесс взаимодействия, так как вызывают у ребёнка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда взрослый : “Ты всегда разбрасываешь свои вещи”, “Ты неисправим”

(Приложение 2)

6. Упражнение “Кто похвалит себя лучше всех или памятка на “черный день”

(Данное упражнение можно использовать в качестве домашнего задания для участников группы).

Цель : развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.

Необходимое время : 20 минут.

Материалы : бланки с табличками для каждого участника

Подготовка. Нарисовать на доске большую таблицу, изображенную на бланках.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, “кислого” настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.

“Мои лучшие черты”: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.

“Мои способности и таланты”: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.

“Мои достижения”: в этой графе записываются достижения участника в любой области.

(Приложение 3)

7. Упражнение “Мой толерантный круг” .

Цель : развитие доверия друг к другу, формирование сплоченности коллектива педагогов .

Необходимое время : 5 минут.

Процедура проведения : участникам группы предлагается встать по кругу, с закрытыми глазами почувствовать тепло друг друга, единение себя с другим.