Формирование лидерских качеств. Девять способов развить в себе лидерские качества. Тонкая грань: лидер или тиран

Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ»

ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ»

Казань-2015

Введение

Глава 1. Лидерские качества руководителя

1 Лидерство и его классификация

2 Группы лидерских качеств

3 Развитие лидерских качеств руководителя

4 Взгляд Ф. Кардела на проблему раскрытия лидерского потенциала личности

Заключение

Список литературы

Введение

Если взглянуть на все великолепие животного и растительного мира, то становится понятно, что лидерство положено в саму основу жизни. Только у растений и животных оно проявляется в виде простого доминирования. Но это не мешает отражать главную суть этого явления - преимущество одной или группы особей над другими.

В процессе формирования зачатков межличностных отношений вида Ноmо Sapiens простое доминирование, присущее всему животному миру трансформировалось, развивалось, и в конечном итоге в человеке, как в высшей форме психоэмоциональной жизни преобразовалось в явление лидерства.

Существует несколько значений термина лидерство. Но остановимся на том, лидерство - это особое качество, модель поведения человека или организации, которое обеспечивает передовые позиции. Развитие лидерских качеств происходит только в социуме и при постоянном межличностном взаимодействии дома, на работе и т.д.

Актуальность данной проблемы заключатся в том, что руководитель, обладающий выраженными лидерскими качествами, более эффективно управляет коллективом, соответственно возрастает производительность труда подчиненных и успешность деятельности организации.

Но не все руководители изначально обладают высокоразвитыми лидерскими качествами. Именно поэтому изучение способов и особенностей развития лидерских качеств важно для понимания и накопления багажа знаний по данной тематике и решения данной научной проблемы.

Объектом исследования в нашем случае выступает отдельный индивид, то есть человек как представитель вида Homo Sapiens, и группы индивидов.

Предметом исследования являются лидерские качества руководителя. Цель - исследовать особенности развития лидерских качеств руководителя.

Основной задачей исследования является раскрытие и анализ особенностей развития лидерских качеств личности руководителя на основе имеющейся научной литературы.

С самого возникновения психологии, как дисциплины проблема лидерства и его особенностей стала мучить ученых. Активные исследования начались в США и Великобритании в 40 и 50 гг. ХХ в. и продолжаются и сегодня. В последние годы проблема развития лидерских качеств бередит умы многих психологов и исследователей во всем мире, так как существует большой спрос на успешность в сфере управления коллективами и различными общностями людей. Она по праву укоренилась в отечественной и зарубежной психологии.

Большинство ученых, исследуют личностные особенностей лидеров и приходят к выводу, что у настоящих лидеров есть особенности, например, высокий уровень интеллекта, хладнокровие и другие волевые качества, а также имидж и цельность. Отечественные ученые, И.П.Волков и Ю.Н.Емельянов, считают, что лидеры имеют преимущество больше благодаря социальным и ролевым особенностям деятельности, чем благодаря индивидуальным чертам.

Представители зарубежной гуманистической психологии (А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл и др.) выделили основные положения концепции личностного роста, по этой концепции успешность личности напрямую зависит от непрерывного саморазвития. Процесс развития лидерских способностей может зависеть и от изменения в развивающей среде, которая способствует этому развитию.

Порой лидерство рассматривается учеными как реализация должностной власти - чем выше должность в организации, тем большей властью обладает этот работник. Рассмотрение лидерства с точки зрения должностной власти подразумевает отделение личности от роли. Получается, что за таким руководителем идут люди не потому, что он воодушевляет своих сотрудников, а потому, что просто занимает должность.

Лидер выполняет множество социальных ролей. Каждая роль требует конкретных знаний и навыков. Лидер решает следующие проблемы: утверждает и развивает структуру организации; строит успешные отношения в организации; строит и развивает партнерские отношения; отслеживает особенности сложившейся вокруг ситуации и управляет изменениями. Успешный лидер сможет противостоять вызовам будущего если будет грамотно управлять коллективом и имеющимися ресурсами.

Глава 1. Лидерские качества руководителя

.1 Лидерство и его классификация

Лидером мы привыкли называть человека, который в какой-то деятельности и сфере успешен больше, чем все остальные. Порой лидером мы называет того, кто может вести за собой какое-нибудь количество людей. В переводе с английского языка «leader» означает «ведущий за собой».

Профессиональный лидер живет в присутствии постоянных требований. Общество постоянно ждет, что лидер будет пользоваться личностными качествами, в частности лидерскими качествами.

Именно лидерские качества дают возможность личности работать в коллективе, решать разного рода задачи и являются первостепенными, очень важными психологическими качествами и навыками. Если у человека Присутствие лидерских задатков у ребенка дает шанс на то, что в будущем у него могут развиться способности и качества настоящего лидера.

Лидерство - это понятие очень сложное и неповторимое. В этом явлении много особенностей, и поэтому много разных классификаций, и типологий.

Так учеными выделяется формальное и неформальное лидерство. Разница между этими видами в том, как человек воздействует на подчиненных. Или потому что просто является начальником, то есть у него есть должность. Или благодаря только своим умениям, способностям, личным качествам . Например, директора могут слушаться, только потому что он обладает властью и может сделать выговор или уволить, а красивую девочку в классе, потому что она смогла смело разговаривать с учителем и всегда следит за своим внешним видом и популярна среди одноклассников. Но если лидер умеет и формальную и неофициальную власть это сочетание назвать оптимальным.

Человек становится лидером когда перед определенной массой людей показал, что обладает ценными навыками для организации или группы, доказал свой профессионализм и компетентность. Но любую группу людей или компанию нужно рассматривать с двух сторон: как формальную и неформальную организацию.

Таким образом возникает два разреза отношений - формальные (должностные, функциональные) и неформальные (психологические, эмоциональные).

Получается, что руководство - явление социальное, которое существует в разрезе официальных (формальных) отношений, а лидерство -явление психологическое и появляется спонтанно в среде неофициальных (неформальных) отношений. Статус лидера может переходить от человека к человеку, а роль руководителя прописана в должностной инструкции, всем понятна и обозначена социальными нормами.

Большинство руководителей являются лидерами, но лидером в группе может быть и рядовой ее участник, то есть не наделенный официальными полномочиями, потому что само по себе лидерство может появиться в официальных и неофициальных отношениях. . Например, в классе лидером может быть любой активный и популярный ученик и необязательно это будет староста. Но все же между ними есть много общего.

) Оба феномена позволяют управлять группой и строить отношения в ней только в системе разных по источнику отношениях.

) С помощью и лидерства, и руководства, можно влиять на разные процессы в коллективе или общности людей. Но руководство использует официальные формы воздействия и пути, а лидерство - неофициальные.

) В обоих явлениях есть иерархия и субординация, только границы обозначены с разной интенсивностью. В руководстве все четко как в любом официальном явлении, а лидерстве имеет размытые и слабо выраженные очертания и положение на ней людей может меняться.

Лидер может стать руководителем, и наоборот, - из руководителя вырастает лидер. Если в организации лидер и руководитель это два разных человека, то они могут неосознанно пытаться поделить власть. Тогда их отношения не всегда исходит из интересов компании и часто враждебны, поэтому очень важно, чтобы официальный руководитель был и неформальным лидером группы, что с большой долей вероятности повысит производительность труда его соратников и членов группы и свей компании в целом.

Б.Д.Прыгин предложил типологию лидерства, в основу которой лежат 3 разных критерия: стиль, содержание, характер деятельности .

Типология по первому критерию, по моему мнению, самая распространенная, с ней мы знакомимся еще в школе на уроках обществознания. По этой типологии есть демократический, либеральный и авторитарный стили руководства.

Лидер, который не держит всю власть в своих руках, регулярно спрашивает мнения по разным вопросам у своих подчиненных, выслушивает аргументы и советы, рад их инициативе - это приверженец демократического стиля. Он наиболее распространен в современных организациях и группах.

Если у руководителя, наоборот, не признает ничьего мнения, кроме своего, ни с кем из коллектива не советуется, держит коллектив в ежовых рукавицах дисциплины и субординации, то это приверженец авторитарного стиля руководства. Такой стиль руководства был особенно распространен в прошлые века, хотя во многих государствах и организациях, может встречаться и сегодня.

Третий стиль состоит в том, что пассивный лидер-либерал требует ничего от группы, ни в коем случае не конфликтует и утверждает практически все предложения. Конечно ни о какой организации людей речь не идет, так как есть большая разобщенность, как в оркестре без дирижера. Отсюда вывод - лидер-либерал в общем-то не выполняет функции настоящего лидера.

По характеру деятельности были выделены универсальный и ситуативный типы. Здесь предполагается, что универсальный лидер все время проявляет лидерские качества, а ситуативный - только в определенное время и при определенных условиях.

Члены группы могут по-разному воспринимать своего лидера и это кроется в самой природе человеческого восприятия и индивидуальности взглядов на мир . На этой основе тоже есть классификация. Выделяются следующие типы лидеров:

) «Один из нас». Такого лидера считают успешным в одной сфере, он бывает везунчиком. Большинство считает, что этот человек «так же грешен» живет как обычный человек, ошибается, копит деньги, отмечает праздники как другие.

) «Лучшим из нас» считают лидера, которому подражают, потому что он обладает несколькими особенными качествами. Например, нравственными, деловыми, коммуникационными или другими.

) «Хороший человек» - это лидер-эталон нравственности, добра и других нравственных качеств. Считается, что он всегда готов прийти на помощь, поддержать ближнего и всегда желает добра окружающим.

) «Служитель» - это лидер, который хочет взять себя полномочия представителя от своей группы. Кандидатов в депутаты в какой-то степени можно назвать лидерами-служителями.

Зачастую каждый из группы по-разному смотрит на своего лидера. Например, для кого-то лидер является «служителем», для кого-то «один из нас», и «хороший человек» и т.п. В итоге типы восприятия лидера разными коллегами часто отличаются и совмещаются.

1.2 Группы лидерских качеств

лидерский руководитель должностной трудовой

Лидерства изучали активно в 40-е и 50-е гг. ХХ, было проведено множество исследований. Много исследований провели в США и Великобритании. Ученых заботила одна проблема - понять какие качества отличают успешных лидеров от остальных членов групп . Среди исследователей были Р. Стогдилл и Р. Манн. Они проводили группировали и унифицировали лидерские качества, которые были выделены другими исследователями. Они составили перечень из пяти качеств, но при практических исследованиях оказалось, что многие люди обдают отдельными лидерскими качествами, но не становятся лидерами, то есть «автоматического» лидерства не бывает.

Исследования продолжались еще длительное время. В итоге У. Беннис определил четыре группы лидерских способностей:

управлять вниманием - лидер представляет соратникам результат, цель или действие в привлекательном свете;

управлять значением - лидер доходчиво передает значение замыслов, чтобы, каждый из группы понял его и одобрил;

управлять доверием - лидер постоянно заботится о том, чтобы ему доверяли другие члены группы;

управлять собой - лидер постоянно работает над собой, и, особенно, над отрицательными качествами своей личности, чтобы они превратились в преимущества и помогли привлечь новых соратников и новые источники для успеха деятельности.

Развитие идеи вышеописанных четырех способностей привело к тому, что вскоре были выделены четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические (эмоциональные), умственные (интеллектуальные) и личностные деловые.

Особенности веса, телосложения, роста, моторика движений, симметричность и привлекательность черт лица и уровень здоровья были отнесены к физиологическим качествам лидера. Связь между красивой улыбкой и успешностью руководителя, конечно в некоторой степени может существовать, но отличия не дают гарантию, что индивид, отличающийся отличным здоровьем и атлетическим телосложением станет лидером.Однако, факт остается фактом,многие президенты в Соединенных Штатах Америки были выше своих оппонентов, в свою очередь Гитлер и Наполеон были ниже среднестатистического мужчины. Можно сказать, что небольшой рост подстегнул их амбиции таким образом сработала гиперкомпенсация.

Личностные деловые качества трудно измерить, они имеют большое значение для управления организацией и часто развиваются, и приобретаются, когда лидер выполняет свои обязанности в конкретной сфере. Например, человек может быть хорошим лидером в риэлтерской фирме, но не добиться руководящего поста в сфере программирования. Учеными не получено подтверждений того, что личностные деловые качества значительно влияют на продуктивность и успешность деятельности руководителя.

Большим количеством ученых изучалась четвертая группа качеств - умственные качества. Они пытались проследить связь между присутствием развитых умственных качеств и руководящими позициями группе. Сначала оказалось, что лидеры часто умнее рядовых членов группы. Но в ходе дальнейших исследований казалось, что слишком большое различие в уровне интеллекта лидера группы с ее остальными членами - это тоже плохо потому, что здесь лидер столкнется с еще большими проблемами и будет затрачивать больше энергии, чтобы быть понятым и принятым в группе.

1.3 Развитие лидерских качеств руководителя

Успешный лидер обладает задатками, которые дают возможность взглянуть на ситуацию со стороны со всеми вытекающими особенностями, Он легко общается, договаривается и строит коммуникативные мостики. Ему доверяют члены группы. Успешный руководитель принимает решения исходя из ситуации в целом.

Но если такие задатков нет по каким-либо причинам, то их можно развить и успешно справляться с должностными обязанностями лидера-руководителя. В этом направлении большой опыт был накоплен английскими консультантами М.Вудкоком и Д.Фрэнсисом и другими советскими и зарубежными исследователями и практиками . Они посвятили свои работы изучению проблемы личностных качеств, которые должны быть у каждого по-настоящему успешного руководителя предприятия или просто лидера.

Обобщая их работы можно сделать вывод, что лидерские качества развиваются и проступают на первый план в конкретных ситуациях, когда человек непосредственно сталкивается со сферой управления или принятия решений, общается со своими подчиненными. Получается, что вне социума человек не может развить в себе лидерские качества, даже если у него присутствуют задатки лидера. Получается, что, если человеку дать книгу о развитии лидерских качеств и попросить изучить ее, то это не повлечет за собой мгновенное преображение, так как на его знания будут носить только теоретический характер. В группе его качества проявятся если перед ним будут стоять следующие задачи:

повысить эффективность труда группы, если сроки на реализацию проекта очень маленькие и привести в итоге к положительному результату,

завоевать доверие коллектива и поддерживать общение с ним и мотивировать каждого, работать в команде,

решать споры среди членов коллектива и при обращении клиентов,

знать обстановку в среде деятельности организации и отслеживать изменения, искать что-то свежее, прогрессивное, необычное, придумывать новые идеи и их решение,

организовывать рабочий процесс и использовать ресурсы оптимально, грамотно распределять полномочия среди коллег и подчиненных.

Чтобы решить все эти задачи человеку, который занимает лидерские позиции, нужно всю жизнь вырабатывать и поддерживать лидерские качества. И здесь важно все - от уверенности в себе до имиджа.

Лидерские качества можно развивать если изучать литературу по данной теме и обмениваться опытом с другими лидерами и руководителями, например, на семинарах или тренингах. Важно, чтобы обучение и обмен опытом был не только теоретическим, но и отрабатывался на практике, как происходит на тренингах личностного роста.

И здесь от руководителя необходимо только выделить немного времени на саморазвитие, что порой бывает сложно, т.к. у большинства руководителей ненормированный рабочий день. Но унывать не стоит, вот список рекомендаций, которые предлагает развивать современный бизнес-тренер Е.Лаврик.

Во-первых, поведение должно быть уверенным. Для того чтобы создать впечатление уверенности в себе, необходимо следить за языком своего теля и, например, не принимать позы, которые выдают вашу беспокойство. Нужно смотреть открытым взглядом и желательно установить зрительный контакт, а движения рук не должны быть через чур суетливыми, спина должна быть прямой. Быстро говорить не нужно.

Во-вторых, лидер должен чем-то отличаться внешне, быть ярким. Но это не означает, что руководитель должен прийти на работу в костюме клоуна или отрастить длинные волосы. Достаточно применить в своем образе ту деталь, по которой коллеги сразу будут вспоминать своего руководителя. Например, носить одежду цвета индиго, как воплощение вашей надежности и привнести в кабинет много белых и красных деталей как воплощение чистоты ваших намерений и открытости будущему.

В-третьих, изучить и пользоваться способами убеждения. Не стоит даже упоминать слабые аргументы, если идет попытка убедить собеседника. Вот несколько правил убеждения принятых в мировом сообществе. Например, правило Паскаля подразумевает, что вы должны предоставить человеку возможность отступить для того, чтобы он смог сохранить свою репутацию.

Суть правила Гомера заключается в том, чтобы аргументы выстроить в следующую цепочку: мощные аргументы - средние - один наиболее мощный аргумент.

По правилу Сократа, нужно сначала задать человек два вопроса на которые он ответит согласием, и потом задавать главный, и скорее всего человек по инерции тоже с вами согласится. А если нужно переубедить собеседника, то нужно сначала перечислить те моменты, в которых обе стороны заинтересованы и согласны. При убеждении важно слышать аргументы своего оппонента.

В-четвертых, нужно применять и владеть приемами ораторского искусства. При этом нужно, чтобы оратор репетировал и пробовал читать речь перед зеркалом или делал запись для исправления ошибок и в итоге сам оценил положительно свое выступление.

В-пятых, необходимо умение быть очаровательным или другими словами найти подход к людям. Можно сказать, что это умение одно из китов, на который строится все лидерство в группе.

Важно чтобы лидер умел выразить и оценить по достоинству умения и результаты деятельности каждого члена группы. А также мог показать неподдельный искренний интерес к жизни и интересам подчиненного.

В-шестых, быть открытым для творчества, так как современное общество непрерывно развивается и ждет все новых интересных идей и креативных решений. Можно решать в логические и творческие игры, например, головоломки, шарады. А также полезно иметь интересы за рамками профессиональной деятельности.

В-седьмых, уметь решат задачи в условиях кризиса. Не зря кризис переводится с древнегреческого как «решение». В кризисной ситуации лидерам рекомендуется как можно быстрее принимать решения, так как промедлите будет грозить потерей авторитета.

В-восьмых, четко знать куда идти, чтобы вести за собой остальных. Полезно при этом красиво и понятно преподнести это подчиненным. Важно, чтобы они понимали цели своего руководителя и дали согласие чтобы идти за ним. И, напоследок, важно, чтобы у лидера были сторонники, ведь руководителя сложно назвать лидером, если у него нет никого в подчинении. Как мы уже упоминали, лидерство существует только в межличностном взаимодействии. Поэтому у каждого лидера обязательно должны быть соратники, например, как Тимур и его команда.

1.4 Взгляд Ф. Кардела на проблему раскрытия лидерского потенциала личности

Если основная масса исследователей стремились найти и выделить в личности лидерские качества, то Ф.Карделл был одним из тех, то кто не ставил перед собой такой задачи. Он пошел от обратного, стал изучать слабые стороны людей, которые мешают им раскрыть в полной мере талант руководителя. Ф. Карделл обозначил их как «разделители» . По его мнению, эти привычки и особенности характера (некоторые приобретенные в процессе социализации) не дают нам стать лидерами, даже если весь арсенал лидерских качеств и способностей присутствует в структуре личности. В своей книге Ф. Карделл переводит способы нейтрализовать эти самые «разделители». Перечислим основные из них.

Одним из самых опасных разделителей является низкая самооценка, состояние, когда снижено или отсутствует самоуважение. Получается, что если мы не уважаем себя, то подпитываем низкую самооценку. Для того чтобы самооценка начала расти вверх нужно полюбить себя, свое тело и развивать уважение к собственной личности, к окружающим, обществу и проявлять его. Для начала Ф. Кардел рекомендует выделить основные ценности в своей жизни.

Неблагоприятно действует на развитие лидерских качеств как обман, так и самообман. Самые частые примеры самообмана - это оправдания и отговорки, в моменты, когда человека захватывает страх перед наказанием за правду. Корни этого страха чаще всего идут в детский возраст. Здесь потребуется ежедневная систематическая работа по перевоспитанию внутреннего ребенка.

Большое влияние на нас могут оказывать пережитые обстоятельства, которые трудно было понять, а также нежелание простить и отпустить. При работе над этими нюансами Ф. Карделл рекомендует избавить себя от боли и чувства вины и прекратить сознательное прокручивание в памяти неблагоприятных чувств и воспоминаний. Самопрощение и прощение здесь поможет взглянуть на ситуацию с высоты птичьего полета в малейших деталях и сделать верные выводы.

Порой люди не успешные на лидерском поприще страдают от того, что не развивают свой творческий потенциал и даже относятся к нему с пренебрежением. Например, часто приходится слышать «…с никогда не умел рисовать…» или «…у меня всегда были проблемы с математикой…», а для лидера подобные фразы недопустимы. Творчество обладает окрыляющим эффектом, в воображение хорошо выточенный ключ к исполнению целей и мечтаний.

Очень мешает эффективному лидерству стремление по жизни оставаться во всем правым. Что в корне неверно, так как в природе все относительно. Настоящему лидеру важно уметь признать свои ошибки. Отсюда вытекает другой разделитель - неумение слушать и говорить, что при этом важно искоренить в себе. Баланс будет достигнут, когда обе чаши «слушать» и «говорить» будут располагаться на одном уровне. Слушая собеседника мы их лучше понимаем и лучше контролируем и понимаем, что говорим.

Так же настоящий лидер должен примириться со своими страхами, чтобы сделать их своим союзниками и помочь другим членам коллектива. Ведь зачастую пример победившего страх руководителя, заразителен и заставляет подчиненных побороть и свои страхи.

Мешать может и отсутствие ясных целей. В такой ситуации лидеру необходимо знать, чего он и группа хочет, как этого добиться и какие способности, и ресурсы при этом пригодятся. Если четко не прописать «что», «каким способом» и «с чем», то любая цель потеряет ясность.

А недостаточная обязательность приведет к тому, что мы получим столько сколько вложились. То есть руководитель должен помнить, что чтобы вдвое больше получить, нужно в двое больше работать.

Боятся риска для руководите означает остановку в развитии и прекращение роста. Но риск должен быть «здоровым» и не отдавать безрассудством. Применение чего-то нового практически всегда означает риск, который зачастую вознаграждается, дает преимущество прежде всего визуальное. Например, мы скорее выберем хлеб, выпеченный в виде морской звезды, нежели в виде классического кирпичика.

Инфантильный человек не сможет справится с руководящей должностью, так как будет не способен даже быть ответственным за собственную жизнь и здоровье. Такие руководители часто под «не могу» маскируют детское «не буду». Здесь лидеру важно осознать, что не всегда найдется человек, который сможет о нем позаботиться и за него решить проблему. И чем раньше человек повзрослеет, тем лучше, так как этот процесс неизбежен.

Для каждого человека и только лидера фатально потерять надежду на будущее, без не все теряет смысл и не приносит радость. А недостаток мужества мешает нам воспользоваться собственной волей, силами и бороться со страхами.

Последним, подытоживающим разделителем является тщеславие. Это качество выдает нас за тех, кем мы не стали до конца или плохо поработали, но очень хотим таковыми казаться. Настоящая гордость появляется, когда лидер с уверенностью и без страхов может быть самим собой.

Лидерство - это сложное и неповторимое понятие. В обществе принято назвать лидером того, кто в какой-то деятельности и сфере успешен больше, чем все остальные. Но это общепринятое определение не отражает всех особенностей, и существует множество разных классификаций и типологий.

Начало активного изучения лидерства приходится на 40-е и 50-е гг. ХХ в. Ученых заботила одна проблема - понять какие качества отличают успешных лидеров от остальных членов групп. Было выделено четыре группы лидерских способностей: управлять вниманием, значением, доверием и управлять собой. Развитие идеи вышеописанных четырех способностей привело к тому, что вскоре были выделены четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические (эмоциональные), умственные (интеллектуальные) и личностные деловые.

Если основная масса исследователей стремились найти и выделить в личности лидерские качества, то Ф.Карделл пошел от обратного, стал изучать слабые стороны людей, которые мешают им раскрыть в полной мере талант руководителя, что мне импонирует.

Заключение

Проблема лидерства никогда не потеряет своей актуальности, потому, что сколько будет существовать человеческая раса, столько будет идти борьба за лидерство. А значит к лидерам будут предъявляться такие же требования, как и сегодня.

В ходе написания этой курсовой работы мною было отмечено что стать лидером возможно, даже если человек не обладает врожденными и хорошо развитыми лидерскими качествами.

Лидером будет становится человек, который будет обладать ценными навыками для организации или группы, и докажет свой профессионализм и компетентность.

Лидерство - явление психологическое и появляется спонтанно в среде неофициальных (неформальных) отношений. Статус лидера может переходить от человека к человеку, а роль руководителя прописана в должностной инструкции, всем понятна и обозначена социальными нормами. Руководство - явление социальное, которое существует в разрезе официальных (формальных) отношений.

Но между лидерством и руководством есть много общего: они позволяют управлять группой, позволяют влиять на разные процессы, в обоих явлениях есть иерархия и субординация.

Успешный лидер обладает задатками, которые дают возможность взглянуть на ситуацию со стороны. Он легко общается, договаривается и строит коммуникативные мостики. Ему доверяют члены группы. Успешный руководитель принимает решения исходя из ситуации в целом.

Отсутствие выраженных предпосылок для лидерства поправимо, их можно развить и стать успешным.

Лидерские качества развиваются и проступают на первый план в конкретных ситуациях, когда человек непосредственно сталкивается со сферой управления или принятия решений, общается со своими подчиненными.

Человеку, который занимает лидерские позиции, нужно всю жизнь вырабатывать и поддерживать лидерские качества. И здесь важно все - от уверенности в себе до имиджа.

Более всего развить лидерские качества и реализовать свой потенциал мешает низкая самооценка, склонность к лжи и самообману, психотравмирующие события прошлого, загубленный творческий потенциал и неумение его ценить. Оставаться всегда правым так же вредно для лидерства. Необходимо примириться со своими страхами, не боятся здорового риска, а еще нужно бороться с отсутствием ясных целей и тщеславием.

Обобщая все вышеперечисленное можно сделать вывод, что цель данной курсовой работы достигнута - в ходе ее достижения было выявлена сущность и специфика феномена лидерства и руководства, атак же исследованы предпосылки развития лидерских качеств руководителя. Основная задача выполнена - были раскрыты раскрытие и проанализированы особенностей развития этих качеств личности руководителя на основе имеющейся научной литературы.

Список литературы

1.Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа/ А.Г. Асмолов - М.: Смысл, 2001. - 414с.

.Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник /В.Р. Веснин - М.: Проспект, 2006. - 504с.

3.Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика/ М.Вудкок, Д.Фрэнсис - М.: Дело, 1991. - 320с.

.Евтихов О.В. Сравнительный анализ лидерских качеств руководителей разных управленческих уровней промышленного предприятия/ О.В.Евтихов // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2010. - № 1- С.114-121.

.Егорова М.С. Психология индивидуальных различий /М.С. Егорова - М.: Планета детей, 1997. - 328с.

.Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие/ Т.С. Кабаченко - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 384с.

.Карделл Ф. Психотерапия и лидерство/ Ф. Карделл - СПб.: Речь, 2000.-234с.

.Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала/ М.М.Кашапов - М.: ПЕРСЭ, 2006. - 687с.

.Мокшанцев Р.И. Психология переговоров: учебное пособие / Р.И.Мокшанцев - М.: ИНФРА-М, 2002. - 351с.

.Обозов Н.Н. Психология работы с людьми: советы руководителю/ Н.Н.Обозов - Киев: Политиздат Украины, 1990. - 205с.

.Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: учебное пособие для вузов/ Е.Б.Перелыгина - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223с.

.Прыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории/Б.Д.Прыгин -М.: Мысль, 1971. - 351с.

13.Фельдштейн Д.И. Проблемы развития личности в современных условиях/ Д.И. Фельдштейн // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №3. -С. 35-36

.Шестопал Е.Б. Психология восприятия власти / под ред. Е.Б. Шестопал - М.: СП Мысль, 2002. - 242с.

15.http://www.ubo.ru/articles/?cat=159&pub=2178


Развитие лидерских качеств способствует развитию крепкого внутреннего стержня человека. Термин «лидерство» встречается в различных науках, занимающихся изучением человека и общества. Для любой группы, состоящий из более двух человек, актуальна данная проблема. Кто-то из ее членов начинает вести себя активней, к нему начинают прислушиваться, его мнение ставят выше других. Участники группы в процессе формирования коллектива условно разделяются на два лагеря: ведущих и ведомых.

Изучение данного феномена продолжается на протяжении многих лет. Понятию «лидерство» посвящено огромное количество научных работ.

Почему это так важно? Определение понятия и критериев лидерства способствует усовершенствованию методики эффективного управления, что немаловажно в современном обществе.

Споры о том, становятся лидерами или рождаются, идут до сих пор. Часть психологов придерживается первой версии, другие склоняются к теории наличия задатков от природы. Но и те, и другие сходятся в том, что при должном упорстве и желании любой человек может , что приведет его к успеху в карьере и личной жизни.

  • Такого человека из толпы выделяет особая харизма.
  • Энергичность и решительность всегда характерны для лидера.
  • Эти люди не боятся взять на себя ответственность и инициативу.
  • Контроль над собственными эмоциями позволяют сохранять спокойствие и хладнокровие в любой ситуации, искать оптимальный выход из сложившихся обстоятельств.
  • Умение «зажечь» окружающих, увлечь их идеями, сделать своими соратниками.

Лидер и руководитель: отличия и сходства


Успех любого дела зависит от того, кто им управляет. Первое лицо любой компании – ее руководитель, отвечающий за результаты и несущий ответственность за все, что происходит. При этом, не всегда директор или начальник является лидером.

В СССР были очень хорошие руководители. Но не все они смогли перестроиться и стать лидерами в современных условиях. Эффективное управление зависит от того, сможет ли человек совмещать обе роли. В чем же отличия между руководителем и лидером?

Руководитель

Руководитель не стремится к достижению каких-либо целей. Для него задачи обычно ставит кто-то, стоящий выше, поэтому отсутствует личная заинтересованность. Как следствие, у руководителя пассивная позиция по отношению к результату работы и низкая эффективность деятельности работников.

Руководитель контролирует сотрудников, причем наказания за проступки встречаются гораздо чаще, чем поощрения за успехи. Недочеты в работе выносятся на обсуждение, в отличие от достижений, которые практически не отмечаются.

Руководитель требует уважения к себе.

Лидер

Лидер четко видит конечную цель и планирует этапы ее достижения. Он стремится увлечь подчиненных, заинтересовать их результатом, к деятельности.

Лидер мотивирует и вдохновляет группу. Работа над ошибками проходит совместно, коллектив ищет пути их решения. Поощрения преобладают над наказаниями.

Лидер относится к сотрудникам как к коллегам, приветствует инициативу от подчиненных.

Совмещение

Для того чтобы эффективно руководить компанией и построить карьеру, недостаточно быть хорошим руководителем. Современная реальность такова, что начальник должен иметь задатки лидера, только так можно говорить о достижении каких-либо результатов и развитии организации.

Список личностных качеств лидера


Выделяют несколько главных качеств, которые необходимы лидеру:

  1. Ответственность.
  2. Адекватная самооценка.
  3. Эмоциональный интеллект.
  4. Высокая концентрация внимания.
  5. Эмпатия.
  6. Упорство и терпеливость.
  7. Обаяние и харизма.
  8. Планирование саморазвития.

Развитие лидерских качеств требует постоянной работы над собой. Планирование на этом этапе имеет большое значение. Для этого следует придерживаться несколько важных рекомендаций:

  • Правильно поставить цель может не каждый . Конечный результат многим представляется слабо и очень размыто. Это одно из главных препятствий на пути к успеху. Чем яснее поставлена цель, тем больше шансов ее достичь.
  • Не упускайте возможности! Умение их распознавать и использовать является отличительной чертой любого лидера. Пассивное ожидание подходящего случая – это не для тех, кто действительно стремится к успеху.
  • Не бойтесь рисковать! Не следует забывать о таком понятии в психологии как «зона комфорта». В ней человек чувствует себя привычно и удобно, ему хорошо во всем. Но часто именно «зона комфорта» является препятствием на пути к развитию, так как в ней легко можно «застрять». Не нужно бояться новых ситуаций, неожиданных поворотов и событий. Без них невозможен личностный рост и развитие лидерских качеств.
  • Необходимо всегда быть открытым обучению. Не стоит думать, что с получением диплома о высшем образовании, больше не придется открывать учебники. Никогда не стоит пренебрегать теоретической частью любого вопроса. О том, что в знании заключается сила, было сказано давно одним из классиков.
  • Наблюдайте за другими и перенимайте у них положительный опыт . С самого детства перед глазами человека есть люди успешнее и удачнее его в делах. Не следует им завидовать, так как гораздо больше пользы принесет перенимание их опыта и профессиональных качеств.

Многие люди почему-то думают, что способность быть лидером – дается человеку с рождения, но на самом деле это не так. Лидеры – это те люди, которые развили в себе набор качеств, необходимый для того, чтобы быть тем, за кем идут многие. При желании, каждый человек сможет развить в себе лидерские качества. Если вы также стремитесь к тому, чтобы стать лидером, эта статья поможет вам. Рассмотрим 15 советов, по развитию лидерских качеств.

1. Настоящий лидер в состоянии управлять собой, поэтому не позволяет эмоциям диктовать ему, что делать. Если вы хотите развивать лидерские качества, то в первую очередь, займитесь самообладанием. Сложно будет только сначала, а потом умение контролировать свои эмоции войдет в привычку и станет таким же естественным действием, как дыхание.

2. Не менее важным качество для лидера является пунктуальность, поэтому необходимо работать над развитием навыка управления временем. Умение правильно распределять свое время сделает вас не только пунктуальным, но и более эффективным, что не менее важно для лидера.

3. Говорите людям только то, во что сами верите – это лучшее упражнение для развития навыка убеждения, очень важного качества каждого лидера. Вы сможете быть убедительным только в том случае, если сами на 100 % убеждены в том, что говорите.

4. Развивайте в себе навык вовремя выполнять все запланированные дела. Лидерам – это человек, который во всем первый, а если вы будете прокрастинировать и откладывать на завтра важные дела, вы не только нигде не достигнете успехов.

5. Хороший лидер – это благодарный человек в первую очередь. А благодарными люди становятся тогда, когда научатся ценить все, что получают. Развивайте в себе этот навык.

6. Лидер, который способен повести за собой людей, в первую очередь должен проявлять заинтересованность в них. Заинтересованность – это антипод безразличия и равнодушия. Лидер же не стесняется показать, что он заинтересован в своей команде и нуждается в людях, которые его окружают.

7. Лидеру важно уметь правильно определять цели – ведь именно это поможет направить свои усилия и энергию команды на их достижение. Работайте над умением правильно ставить цели, четко определять их временные границы и видеть конечный результат.

8. Лидер – это не только человек, которые умеет правильно определить цели и направить усилия людей на их осуществление. Лидер – это в первую очередь человек, который первым устремляет свою энергию на достижение целей и ведет за собой людей в этом деле.

9. Важнейшим качеством, отличающим всех лидеров, является чувство ответственности. Развивайте его в себе, ведь хороший лидер понимает свою ответственность за цели, результаты, и обязательно, за свою команду.

10. Лидеры, способные повести за собой людей – это люди, которые «горят» своей идеей, и заряжают этим энтузиазмом всех остальных. Поэтому, важно развивать в себе увлеченность, искать внутренние источники для подпитки своего вдохновения и энтузиазма.

11. Хорошие лидеры – это всегда мотивированные люди, которые четко знают что и когда они хотят. Но, помимо этого, они умеют мотивировать и других людей. Чтобы научиться это делать, важно уметь понимать желания и потребности других людей.

12. Для лидера очень важно уметь доверять людям и на основе этого, делегировать. Вера в себя, порождает веру в других людей – свою команду. Учитесь доверять себе и людям, и они будут показывать потрясающие результаты.

13. Чтобы стать лидером, необходимо раз и навсегда победить негативное мышление. Лидер во всем видит перспективу, возможность и радужные нюансы. Лидеру важно развивать позитивное мышление.

14. Незаменимое качество для лидера – настойчивость. Для того, чтобы давать хорошие результаты, вовсе не обязательно иметь благоприятные условия – это не решающий фактор. Но, обязательно большие результаты покажет тот человек, которые не остановился, несмотря на наличие многочисленных препятствий.

15. Лидер всегда открыт к людям и стремится максимально передать свой опыт. Поэтому, учитесь коммуницировать и быть открытым для людей, для передачи им самого ценного что у вас есть – знаний и опыта.

» Развитие лидерских качеств

Развитие лидерских качеств.
Программа лидерской эффективности.

Тренинги личностного роста и лидерского саморазвития принято заканчивать итоговым занятием. Его цель - разработать дальнейшую программу действий. На этом этапе вы соединяете в одно целое все конкретные шаги, о которых узнали ранее. Они должны образовать вашу программу самостоятельного развития лидерских качеств - подобно тому, как отдельные лепестки создают прекрасный цветок. На нашем сайте размещено много материалов, посвященных психологии успеха и лидерства. Вы легко можете использовать их в качестве самостоятельного учебного пособия. Поэтому пришло время поговорить о принципах и правилах составления такой программы. Поскольку любое планирование должно строиться на основе приоритетов, то и ваш план полезно разделить на три раздела:

Краткосрочные цели , которых вы можете достичь немедленно или в течение ближайших недель.

Среднесрочные цели: мероприятия или усовершенствования, завершение которых может занять несколько месяцев.

Долгосрочные цели: положение или состояние, которого вы хотели бы достичь через несколько лет.

Программа самостоятельного развития лидерских качеств должна отражать ваше твердое намерение максимально использовать все свои таланты. Сфокусируйте ее на конкретных практических шагах, а не на расплывчатых формулировках. Если вы будете действовать последовательно и целеустремленно, то станете лидером. Здесь нет никакой магии, но нет и рецептов быстрого успеха. Чтобы начать действовать, не ждите, пока появится страстное желание изменить себя, - на это могут потребоваться годы. Желания сиюминутны и скоротечны, а ваши усилия должны быть систематическими и четко спланированными. Именно постоянные действия формируют отношение. Если вы сформируете образ человека, каким вы хотите стать, - опираясь на пример реальных лидеров, - тогда все факторы начнут работать вместе, способствуя вашему саморазвитию. Теория и практика, успех и неудача, друзья и враги - все это будет помогать вам. Не бойтесь проявлять инициативу и даже идти на риск, если хотите достигнуть высот. Хорошим стимулом является тот факт, что лидерство неисчерпаемо. Его развитию нет пределов. Ни один человек не знает его до конца и не достиг в нем совершенства. Самое главное - непрерывно двигаться вверх по этой дороге, оставляя позади неудачи и разочарования.

В этом состоит основной принцип нашего подхода: именно вы в первую очередь отвечаете за свое развитие как лидера. Ведь лидерству нельзя научить - ему можно только научиться. Если вы стараетесь - при наличии хотя бы небольших задатков - вас ждет успех. Упорным трудом человек даже самых скромных способностей в конечном итоге превзойдет прирожденного лидера, который талантлив от природы, но ленив и полагается только на инстинкт. В отличие от первого, недостатки второго с годами будут только разрастаться, а достоинства - уменьшаться. Он не сможет перенести свои знания с одной ситуации на другую, потому что никогда не понимал глубинных принципов своего успеха.

Печально наблюдать, как терпит неудачу прирожденный лидер, но такое случается нередко. Вот типичный пример из нашей психологической практики. Когда крупная российская компания, занимающаяся авиаперевозками, приняла на работу отставного военного Евгения, то сразу же включила его в список самых перспективных сотрудников. В его случае это было более чем оправданно, потому что он не один год прослужил в российских ВВС и дослужился там до высоких чинов. Получив руководящий пост в компании, Евгений излучал уверенность в себе и много говорил о своих качествах прирожденного лидера. Он презирал теорию. «Я умею командовать и обращаться с людьми, - заявлял он. - Это у меня в крови». Однако вскоре он приобрел репутацию неважного руководителя и безжалостного, идущего напролом солдафона. Все больше времени он проводил в коридорах главного офиса компании, плетя интриги против своих коллег. Не получив очередного повышения по службе, на которое он претендовал, Евгений обозлился на целый мир. Его карьера в компании не сложилась, и в конечном итоге он уволился раньше истечения срока контракта.

Сергей был намного моложе Евгения. Он пришел на работу в авиакомпанию одновременно с Евгением и сначала завидовал его талантам и опыту руководителя. Сознавая, что у него меньше природных задатков лидера, он упорно работал над собой, стремясь максимально развить свои лидерские качества. Он посещал курсы, читал книги о лидерстве, беседовал с успешными лидерами. Постепенно лидерские черты начали проявляться в его действиях. Причем он сам не до конца осознавал этот процесс. Просто он везде искал возможности для практического применения полученных навыков. Он постоянно расширял свои знания в этой области. И очередное продвижение по службе не заставляло себя ждать. А вскоре представился счастливый случай. Евгения хотели назначить директором филиала компании. Но он отказался ехать под благовидным предлогом - якобы по семейным обстоятельствам, но в действительности из-за того, что не хотел покидать штаб-квартиру организации в Москве. Более того, он знал, что дела там идут очень скверно и не хотел, чтобы его имя связывалось с неудачей. Сергей сразу ухватился за выпавший ему шанс. Своим лидерством он превратил региональное отделение авиакомпании в один из самых прибыльных филиалов - несмотря на крайне неблагоприятный в экономическом отношении 1998 год (год экономического кризиса в России). Через несколько лет он вошел в совет директоров компании. Председатель совета директоров в своем приветствии назвал его «прирожденным лидером», что вызвало у Сергея грустную улыбку.

Если вы постоянно развиваете свои сильные стороны и держите в узде слабости, то ваша эффективность как лидера обязательно повысится. Возможно, вы почувствуете, к примеру, что хорошо овладели искусством проведения управленческих совещаний, ведения деловых переговоров. А как насчет эффективного руководства всем коллективом, искусства мотивирования своих подчиненных? Поднявшись до одного уровня, вы обнаружите впереди следующую вершину. И так будет продолжаться бесконечно. Лидерство привлекает нас своей неисчерпаемостью. Глубже постигая его, со временем вы начнете понимать, что одних практических навыков и приемов недостаточно.

Не пренебрегайте теорией!

«Нам не нужно никаких теоретических выкладок. Поменьше теории - побольше практических советов», - очень часто это можно услышать во время корпоративных тренингов и психологических семинаров, в которых участвуют высококлассные специалисты-практики и «серьезные» бизнесмены. Они же часто с большим презрением отзываются о теории как о «пустом словоблудии, оторванном от реальной жизни», - в противовес живой и эффективной практике.

Им стоит запомнить слова Мао Цзэдуна, одного из величайших мировых лидеров:

«Людям, использующим опыт практической работы, нужно постоянно заниматься теоретической учебой и тщательно работать над книгами. Только тогда они смогут систематизировать результаты своей практики и обобщить их. Не будут принимать свой ограниченный опыт за всеобщую истину и смогут избежать ошибок»

Опыт одного человека всегда ограничен, каким бы грандиозным он не был. Теория обобщает практический опыт сотен и тысяч людей. Поэтому недаром говорят, что нет ничего практичнее хорошей теории. Без теоретического фундамента вы будете способны лишь бездумно копировать слова и поступки отдельных практиков. Пусть даже они были самыми яркими и выдающимися в истории руководителями. Но они действовали в свое время, в своей ситуации и они были другими людьми - не вами - со своим характером и темпераментом. Не нужно слепо копировать их опыт. Это ничего не даст в плане личного самосовершенствования. Любая копия всегда будет лишь бледной тенью оригинала. Владение методами теоретического анализа и синтеза позволит вам творчески перенимать и применять опыт других - в соответствии с теми конкретными задачами, которые стоят перед вами.

Знание теории дает то, что выходит за рамки простого умения и механического воспроизведения отработанных практических навыков. Теория рождает нечто приближающееся к вдохновению, творческой интуиции, придающие всей вашей деятельности законченность, граничащую с искусством. А лидерство - это и есть искусство.

Ваш личный план развития лидерства

Личный план развития лидерских качеств должен быть конкретным и реалистичным. Он должен мобилизовать все ваши способности и требовать от вас полной отдачи. Предлагаем несколько основных правил, выведенных из практики, которые помогут вам в разработке такого плана.

Поставьте перед собой ясные цели. Люди иногда терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

Ставьте перед собой реальные сроки. Помните: те привычки, которые формировались у вас на протяжении всей жизни, невозможно поменять за один-два дня. Необходима упорная и систематическая работа по изменению собственных мыслительных схем и стереотипов поведения. «Дорогу осилит идущий», - говорили древние мудрецы. Будьте готовы к упорной работе. Ваш сегодняшний образ действий является результатом многолетнего научения, поэтому новая модель поведения будет довольно медленно сменять старую. Изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения.

Определите, по каким признакам вы будете судить о своих успехах. Разработайте систему промежуточных целей. Таким путем вы можете контролировать свое продвижение вперед и придавать новые импульсы личному плану. Совершенствование лидерских качеств происходит непрерывно. Как только одна цель будет достигнута, нужно ставить новые области приложения сил. Непрерывный подъем на позиции лидерства часто сопряжен с тяжелым трудом и постоянным самосовершенствованием.

Будьте довольны скромным прогрессом, особенно на первых порах. Часто говорят, что большой дуб вырастает из маленького желудя. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает успеха. Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс закрепляется и становится чертой отношения данного человека к работе.

В процессе этой работы вам, возможно, придется пересмотреть свою оценку того, как высоко вы способны вскарабкаться на гору лидерства. Ваша эффективность будет зависеть от способности к самосовершенствованию.

Ваше изменение может вызвать беспокойство окружающих . Развитие лидерских качеств, повышение личной эффективности ведет к успехам и достижениям. Приоритеты меняются, и рост вашей компетентности может вызвать зависть или враждебность со стороны окружающих. Ваш личностный рост может привести к изменению отношений с вашим социальным окружением: родственниками, друзьями, коллегами по работе. Так, например, они могут оказаться неготовыми к появлению в вашем поведении лидерских качеств, если до этого привыкли воспринимать вас в роли незаметной «серой мышки». Резкое повышение вашей социальной компетентности и профессиональной конкурентоспособности также не останется незамеченным. Будьте готовы к такому повороту.

Не упускайте возможностей. Пока вы работаете над личным планом развития, могут возникнуть новые возможности. Вы сможете улучшить отношения с окружающими, создать коллектив единомышленников, продвинуть вперед дела, завести новые связи. Умение распознать и использовать возможности отличает людей, работающих над собой.

Худшая из всех стратегий - пассивно ждать подходящего случая. Приемлемой она может быть лишь тогда, когда больше ничего не остается. Большая часть современной науки управления как раз посвящена тому, чтобы сузить зону действия счастливого случая. Например, маркетинговые исследования предназначены именно для того, чтобы устранить элемент неопределенности в области спроса и предложения товаров. Тот же самый принцип сужения зоны неопределенности можно приложить и к развитию лидерских навыков. Как это сделать?

Многие, особенно в нашей стране, привыкли считать, что продвижение по службе обычно является результатом счастливого случая или «блата». Это пассивная позиция. Было бы лицемерием говорить, что удача не играет никакой роли. Это не так. Дело в том, что когда появится благоприятная возможность, пусть даже случайно, человек должен быть готов к ней. В противном случае его триумф будет недолговечным. До определенной степени вы сами являетесь творцом своей удачи.

Когда Томаса Эдисона, выдающегося изобретателя, поздравляли с очередным сделанным им гениальным открытием, он всегда отвечал: «Удача благоволит ищущему ее». Нужно упорно трудиться над развитием лидерства сегодня, а завтрашний день сам позаботится о себе. Не упускайте мелкие возможности, и тогда крупные обязательно найдут дорогу к вам.

Рискуйте в незнакомых ситуациях . Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные. Часто приходится выбирать между риском и возвращением назад к безопасности. Неопределенность новой ситуации становится негативным фактором и тормозит саморазвитие.

Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном счете, каждый самостоятельно отвечает за свою судьбу. Во все периоды жизни перед людьми есть выбор - учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Личная эффективность требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.

Внимательно наблюдайте и будьте готовы учиться у других . Это очень важный и довольно безболезненный способ развития своих лидерских качеств. С детства - начиная с дома и школы - все мы имеем возможность наблюдать за теми, кто лучше и успешнее нас. С ранних лет мы приобретаем этот опыт.

Предлагаем выполнить следующее упражнение.

  1. Назовите не менее трех лидеров, с которыми вас сталкивала судьба.
  2. Выставьте им оценку как лидерам: хорошо, удовлетворительно или плохо.
  3. Теперь укажите три основные характеристики каждого из них.
  4. Из получившихся девяти характеристик выберите три, которые повлияли на ваши собственные взгляды.

«Нередко о лидерстве мы можем больше узнать от плохого лидера, чем от хорошего, - говорит Джон Эдайр (John Adair), один из ведущих мировых специалистов по лидерству. - Так сказать, учимся на отрицательном примере. Хорошее лидерство часто немногословно и скромно, и вы практически не замечаете его, но плохое лидерство всегда кричит о себе. Вы обязательно заметите недостаток внимания и понимания, равнодушие, стремление избежать перемен, невыполнение своих функций, чрезмерную уступчивость и другие недостатки».

У окружающих можно многому научиться. Их подход, отношение и навыки заслуживают, чтобы найти причины их успехов или неудач. Хотя вы должны нести всю ответственность за свои действия, часто бывает полезно консультироваться с другими. Их реакция, беспристрастный взгляд представляют собой ценный ресурс. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить мысли этих людей.

Учитесь на своих неудачах и ошибках. В своей практической деятельности вы обязательно столкнетесь с неудачами, поскольку любой успех невозможен без поражений. Примите это как данность. Рассматривайте свои неудачи и ошибки как обратную связь с практикой, учитесь на них. Такой подход даже неудачу обращает в полезный ресурс для развития.

Необходимо сделать все возможное для выявления причины неудачи. Может быть, искать ее нужно внутри вас или в обстоятельствах, над которыми вы не властны. В любом случае вы должны знать эту причину. Поэтому вы должны безжалостно проследить причину провала - как будто вы расследуете авиационную катастрофу. Если вы были неправы, найдите в себе силы признать это. Вы не восстановите свою уверенность в себе, пока не поймете, что было сделано не так и кого в этом следует винить, себя самого или обстоятельства.

Успех человека складывается в том числе из неудач, потому что человек экспериментирует и рискует каждый день, и чем больше он спотыкается, тем быстрее продвигается вперед. Хорошим наездником считается не тот, кто никогда не падал. Наоборот - человек никогда не станет хорошим наездником, не упав с лошади; тогда его перестанет преследовать страх споткнуться, и он покажет все, на что способен.

Таким образом, неудача может стать вашим лучшим учителем. Кроме того, она может научить вас такому ценному качеству, как скромность. Как сказал вице-президент крупной транснациональной корпорации: «У меня достаточно достижений, чтобы не впадать в отчаяние, и достаточно неудач, чтобы сохранить скромность».

Приносите пользу организации, в которой работаете. Со многих точек зрения отношения между человеком и организацией - это сделка, из которой каждая сторона стремится извлечь как можно больше прибыли. Если вы не приносите заметной пользы, то неразумно рассчитывать, что вам предоставят большие возможности.

В конце концов, о вашей лидерской компетентности будут судить не по словам, а по делам. Люди скептически относятся к тем, чьи торжественные заявления и гладкие речи не подкреплены делами. Кроме того, пытайтесь понять, что стоит за словами окружающих, и судите о них по их делам.

***
Подытожим. Развитие лидерских качеств - ключевые элементы:

1) знание теоретических принципов;

2) максимум практики;

3) обучение посредством обратной связи (анализ успехов и неудач).

Чтобы облегчить задачу составления плана, предлагаем вам выполнить следующее упражнение. Его автор - уже упомянутый нами Джон Эдайр. Ниже приводится список ключевых целей, важных для развития лидерских навыков на начальном этапе. Выберите из приведенного ниже списка не менее трех целей для включения в свою программу самостоятельного развития лидерства. Дополните их своими личными целями, важными для вас.

1. В течение года пройти по меньшей мере два обучающих курса или тренинга по саморазвитию. Например, эффективному деловому общению, лидерству, ораторскому искусству, навыкам управления личным временем, принятия решений и т.д.

2. Побеседовать - официально или неофициально - с признанными и пользующимися вашим уважением лидерами, чтобы выслушать их идеи относительно лидерства и понять, как они пришли к ним. Внимание! Из этих лидеров не более половины должны работать в вашей отрасли или профессии!

3. Расспросить своих знакомых или коллег по службе, что они больше всего ценят в поведении лидеров и что меньше всего. Записать и проанализировать их ответы.

4. Прочесть в течение года минимум одну книгу по вопросам лидерства и разработать не менее пяти практических шагов на ее основе.

5. Ответить на следующие вопросы:

а) Каковы мои цели с точки зрения карьеры?
б) Какой жизненной цели они служат?
в) Какое значение я придаю достижению этих целей?
г) Когда они будут достигнуты? Какова моя программа действий?
д) На каком этапе я нахожусь сейчас? Куда я буду двигаться дальше?
е) Как я могу улучшить эффективность своей работы?
ж) Кого можно отнести к самым ценным моим советчикам и критикам?

6. Получить точную информацию о том, как оценивает организация, в которой вы работаете, ваш потенциал. Выяснить, как ваше начальство и коллеги по службе оценивают ваши лидерские качества. (Внимание: вам может потребоваться немного смелости, чтобы заговорить с начальником на эту тему!)

7. Если ваша теперешняя работа не дает вам возможности развития лидерских качеств или она не использует все ваши способности, выберите другую область, в которой вы сможете пополнить свой послужной список лидерства. Изменение ситуации стимулирует вас и заставит напрячься.

8. «Знание - сила». Выберите одну длительную программу обучения (не менее четырех недель), которая углубит и расширит ваши знания в конкретной области - управлении финансами, маркетингом, кадрами и т.д. - и лидерстве в целом. Разработайте план, как убедить свою компанию, что ваше обучение на этих курсах отвечает ее интересам.

Какие цели вы выбрали?

Установили ли вы даты, когда нужно будет оценить достигнутые успехи?

© Материал подготовил:

Споры о том, становятся лидерами или рождаются, идут до сих пор. Часть психологов придерживается первой версии, другие склоняются к теории наличия задатков от природы. Но и те, и другие сходятся в том, что при должном упорстве и желании любой человек может развить в себе лидерские качества, что приведет его к успеху в карьере и личной жизни.

1) Такого человека из толпы выделяет особая харизма.
2) Энергичность и решительность всегда характерны для лидера.
3) Эти люди не боятся взять на себя ответственность и инициативу.
4) Контроль над собственными эмоциями позволяют сохранять спокойствие и хладнокровие в любой ситуации, искать оптимальный выход из сложившихся обстоятельств.
5) Умение «зажечь» окружающих, увлечь их идеями, сделать своими соратниками.

— Как стать лидером?

Развитие лидерских качеств требует постоянной работы над собой. Планирование на этом этапе имеет большое значение. Для этого следует придерживаться несколько важных рекомендаций:

1) Правильно поставить цель может не каждый. Конечный результат многим представляется слабо и очень размыто. Это одно из главных препятствий на пути к успеху. Чем яснее поставлена цель, тем больше шансов ее достичь.

2) Не упускайте возможности! Умение их распознавать и использовать является отличительной чертой любого лидера. Пассивное ожидание подходящего случая – это не для тех, кто действительно стремится к успеху.

3) Не бойтесь рисковать! Не следует забывать о таком понятии в психологии как «зона комфорта». В ней человек чувствует себя привычно и удобно, ему хорошо во всем. Но часто именно «зона комфорта» является препятствием на пути к развитию, так как в ней легко можно «застрять». Не нужно бояться новых ситуаций, неожиданных поворотов и событий. Без них невозможен личностный рост и развитие лидерских качеств.

4) Необходимо всегда быть открытым обучению. Не стоит думать, что с получением диплома о высшем образовании, больше не придется открывать учебники. Никогда не стоит пренебрегать теоретической частью любого вопроса.

5) Наблюдайте за другими и перенимайте у них положительный опыт. С самого детства перед глазами человека есть люди успешнее и удачнее его в делах. Не следует им завидовать, так как гораздо больше пользы принесет перенимание их опыта и профессиональных качеств.

Таким образом, для развития лидерских качеств требуется знание теоретических основ, максимальная направленность на практику и анализ результатов с целью усовершенствования применяемых приемов и методов.

— Определитесь, какой вы лидер.

1) формальным и неформальным. Это всем знакомая ситуация – формальный лидер – официальный руководитель компании, но тон в ней задает неформальный;

2) лидером – вдохновителем, генерирующим идеи и организовывающим вокруг нее группу или ведущим-исполнителем, умеющим лучше всех выполнить задачу;

3) деловым – организатором и вдохновителем производственного процесса, умеющим правильно распределить рабочие задания;

4) эмоциональным – сердцем группы, вызывающим симпатию и доверие;

5) ситуативным – проявляющимся в критический момент и берущим на себя руководство для решения конкретной проблемы;

6) универсальным лидером, объединяющим все эти качества.

Попробуйте стать одним из таких лидеров, используйте свои врожденные особенности. Определитесь, что у вас получается лучше всего – организовывать работу, генерировать идеи или виртуозно проводить деловые встречи. Добейтесь в этом совершенства и поднимитесь еще на одну ступеньку вверх на пути к цели.

Качества лидера, такие как умение мотивировать людей, позволяют членам группы раскрыть свои возможности, подталкивают делать больше, чем они могли раньше. Его энергия позволяет разблокировать скрытые ресурсы остальных – личные свойства человека, скрытые возможности группы или фирмы. Лидер – это маяк, который обозначает путь для других, за ним следуют добровольно.

1) Настоящий лидер в состоянии управлять собой, поэтому не позволяет эмоциям диктовать ему, что делать. Если вы хотите развивать лидерские качества, то в первую очередь, займитесь самообладанием. Сложно будет только сначала, а потом умение контролировать свои эмоции войдет в привычку и станет таким же естественным действием, как дыхание.

2) Не менее важным качество для лидера является пунктуальность, поэтому необходимо работать над развитием навыка управления временем. Умение правильно распределять свое время сделает вас не только пунктуальным, но и более эффективным, что не менее важно для лидера.

3) Говорите людям только то, во что сами верите – это лучшее упражнение для развития навыка убеждения, очень важного качества каждого лидера. Вы сможете быть убедительным только в том случае, если сами на 100 % убеждены в том, что говорите.

4) Развивайте в себе навык вовремя выполнять все запланированные дела. Лидерам – это человек, который во всем первый, а если вы будете прокрастинировать и откладывать на завтра важные дела, вы не только нигде не достигнете успехов.

5) Хороший лидер – это благодарный человек в первую очередь. А благодарными люди становятся тогда, когда научатся ценить все, что получают. Развивайте в себе этот навык.

6) Лидер, который способен повести за собой людей, в первую очередь должен проявлять заинтересованность в них. Заинтересованность – это антипод безразличия и равнодушия. Лидер же не стесняется показать, что он заинтересован в своей команде и нуждается в людях, которые его окружают.

7) Лидеру важно уметь правильно определять цели – ведь именно это поможет направить свои усилия и энергию команды на их достижение. Работайте над умением правильно ставить цели, четко определять их временные границы и видеть конечный результат.

8) Лидер – это не только человек, которые умеет правильно определить цели и направить усилия людей на их осуществление. Лидер – это в первую очередь человек, который первым устремляет свою энергию на достижение целей и ведет за собой людей в этом деле.

9) Важнейшим качеством, отличающим всех лидеров, является чувство ответственности. Развивайте его в себе, ведь хороший лидер понимает свою ответственность за цели, результаты, и обязательно, за свою команду.

10) Лидеры, способные повести за собой людей – это люди, которые «горят» своей идеей, и заряжают этим энтузиазмом всех остальных. Поэтому, важно развивать в себе увлеченность, искать внутренние источники для подпитки своего вдохновения и энтузиазма.

11) Хорошие лидеры – это всегда мотивированные люди, которые четко знают что и когда они хотят. Но, помимо этого, они умеют мотивировать и других людей. Чтобы научиться это делать, важно уметь понимать желания и потребности других людей.

12) Для лидера очень важно уметь доверять людям и на основе этого, делегировать. Вера в себя, порождает веру в других людей – свою команду. Учитесь доверять себе и людям, и они будут показывать потрясающие результаты.

13) Чтобы стать лидером, необходимо раз и навсегда победить негативное мышление. Лидер во всем видит перспективу, возможность и радужные нюансы. Лидеру важно развивать позитивное мышление.

14) Незаменимое качество для лидера – настойчивость. Для того, чтобы давать хорошие результаты, вовсе не обязательно иметь благоприятные условия – это не решающий фактор. Но, обязательно большие результаты покажет тот человек, которые не остановился, несмотря на наличие многочисленных препятствий.

15) Лидер всегда открыт к людям и стремится максимально передать свой опыт. Поэтому, учитесь коммуницировать и быть открытым для людей, для передачи им самого ценного что у вас есть – знаний и опыта.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Видео: