Федор иванович тютчев биография для детей. О творчестве Ф. И. Тютчева. Стихи о природе

Федор Иванович Тютчев – известный русский поэт, публицист, член- корреспондент Петербургской Академии наук, дипломат – родился в Орловской губернии, Брянском уезде, имении Овстуг, принадлежавшем его старинному дворянскому семейству, 5 декабря (23 ноября по ст. ст.) 1803 г. Начальное образование Федора было домашним; с ним занимался известный поэт-переводчик С. Раич. Изучая латынь и поэзию Древнего Рима, 13-летним подростком Тютчев уже переводил Горация . В 1819 г. одно из таких стихотворений, представлявшее собой вольный перевод, было опубликовано. В 14 лет он посещал Московский университет (историко-филологический факультет) в качестве вольнослушателя, в 1818 г. стал студентом этого учебного заведения. В 1819 г. его избирают в члены Общества любителей российской словесности.

После окончания с блестящими результатами университета в 1821 г. молодой Тютчев становится служащим Государственной коллегии иностранных дел - в этом ему поспособствовал один из родственников, граф Остерман-Толстой. В 1822 г. Тютчев, получив скромную должность внештатного атташе, уезжает в Баварское королевство, в Мюнхен, где служит в российской дипломатической миссии. Находясь за границей, Тютчев познакомился с Ф. Шеллингом, стал другом Гейне , заинтересовался немецкой идеалистической философией.

Начиная с подросткового возраста Тютчев периодически публиковал свои стихи, но они появлялись лишь изредка и ни на кого не производили особого впечатления. Ситуация изменилась в 1836 г.: присланная из Баварии тетрадь со стихами Тютчева оказалась у А. Пушкина , вызвав у него восхищение и удивление. Следствием стала публикация тютчевских сочинений в журнале «Современник». И все же настоящая слава придет к Тютчеву намного позднее.

С пребыванием за границей были связаны многие важные события биографии Тютчева. Так, в 1826 г. он женился на местной аристократке Элеоноре Петерсон. В 1833 г. у Тютчева завязывается роман с Эрнестиной Дернберг, приведший к громкому скандалу и ставший причиной перевода дипломата из Мюнхена в Турин. Плывший из Санкт-Петербурга в Турин пароход потерпел крушение, и это событие настолько пагубно сказалось на здоровье супруги Тютчева, что в 1838 г. она скончалась. Деятельность Федора Тютчева на поприще дипломатии - хоть и не самая успешная в плане карьеры, но длительная - неожиданно прервалась в 1839 г., но за границей он жил до 1844 г.

Николай I высоко оценил вклад Тютчева в укрепление авторитета России, и по приезду на родину ему предоставили должность в Министерстве иностранных дел и звание камергера. С 1848 г. он являлся в данном министерстве старшим цензором. Известно, что он наложил свое вето на распространение в стране «Манифеста коммунистической партии», переведенного на русский язык. В этот период он практически не сочинял стихов, публикуя статьи публицистического содержания на французском.

В 50-ых гг. к Тютчеву как к поэту пришло признание. Его стихотворения вышли отдельным сборником в 1854 г. и принесли ему славу одного из лучших российских поэтов, о его творчестве с восторгом говорили Тургенев, А. Фет, Чернышевский , Н. Некрасов. В произведениях нашла воплощение позиция поэта по отношению к русскому самодержавию: Тютчев считал, что это наилучшая форма государственного устройства, на которую славянские народы должны опереться, выполняя миссию противостояния революциям, охватывающим Европу. С другой стороны, поэт сделал объектом воспевания русские пейзажи, события, и уже скоро многие поэты подхватили эту традицию.

Несмотря на громадный авторитет, заработанный в культурном столичном сообществе, Тютчев не отказался от государственной службы в пользу занятий литературой на профессиональной основе. Будучи действительным статским советником, Тютчев в 1858 г. возглавляет комитет иностранной цензуры. Эту должность он занимает до самой смерти, хотя не раз ему приходилось переживать всевозможные неприятности, например, в виде столкновения с членами правительства. 30 августа 1865 г. его произвели в тайные советники.

Вторая половина 60-ых гг. была отмечена в его биографии рядом трагических событий личного характера, произведших на поэта самое тягостное впечатление: за несколько лет он потерял самых близких людей. В 1872 г. со здоровьем у Тютчева наметились серьезные проблемы: отказала левая рука, сильно испортилось зрение, начались интенсивные головные боли. Пережив 1 января 1873 г. инсульт, в результате которого потеряла чувствительность левая часть тела, Тютчев не пережил следующий апоплексический удар, который случился 15 июля 1873 г.

Биография из Википедии

Молодые годы

Фёдор Тютчев. 1806-1807 гг.

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Получил домашнее образование. Под руководством учителя, поэта и переводчика С. Е. Раича, поддерживавшего интерес ученика к стихосложению и классическим языкам, изучил латынь и древнеримскую поэзию, а в двенадцать лет переводил оды Горация. С 1817 года в качестве вольнослушателя начал посещать лекции на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления был принят в число студентов в ноябре 1818 года, в 1819 году был избран членом Общества любителей российской словесности.

Карьера за границей

Получив аттестат об окончании университета в 1821 году, Ф. Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе Российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и в 1826 году женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трёх дочерей. Старшая из них, Анна, позже выходит замуж за Ивана Аксакова.

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море. При спасении Элеоноре и детям помогает плывший на том же пароходе Иван Тургенев. Эта катастрофа серьёзно подкосила здоровье Элеоноры Тютчевой. В 1838 году она умирает. Тютчев был настолько опечален, что, проведя ночь у гроба покойной супруги, как утверждается, поседел за несколько часов. Однако уже в 1839 году Тютчев сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг (урождённой Пфеффель), связь с которой, по всей видимости, имел ещё будучи женатым на Элеоноре. Сохранились воспоминания Эрнестины об одном бале в феврале 1833 года, на котором её первый муж почувствовал себя нездоровым. Не желая мешать жене веселиться, господин Дёрнберг решил уехать домой один. Обратившись к молодому русскому, с которым разговаривала баронесса, он сказал: «Поручаю вам мою жену» . Этим русским был Тютчев. Через несколько дней барон Дёрнберг умер от тифа, эпидемия которого охватила в то время Мюнхен.

В 1835 году Тютчев получил придворное звание камергера. В 1839 году дипломатическая деятельность Тютчева внезапно прервалась, но до 1844 года он продолжал жить за границей. В 1843 году он встретился с всесильным начальником III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии А. Х. Бенкендорфом. Итогом этой встречи стала поддержка императором Николаем I всех инициатив Тютчева в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Тютчеву дали добро на самостоятельное выступление в печати по политическим проблемам взаимоотношений между Европой и Россией.

Большой интерес Николая I вызвала анонимно опубликованная Тютчевым статья «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и Германия»; 1844). Эта работа была предоставлена императору, который, как сообщил родителям Тютчев, «нашёл в ней все свои мысли и будто бы поинтересовался, кто её автор».

Служба в России

Ф. И. Тютчев. 1860-1861 гг. Фотография С. Л. Левицкого

Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в Министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора.

Практически сразу же по возвращении Ф. И. Тютчев активно участвует в кружке Белинского .

Совсем не печатая в эти годы стихотворений, Тютчев выступает с публицистическими статьями на французском языке: «Письмо к г-ну доктору Кольбу» (1844), «Записка царю» (1845), «Россия и революция» (1849), «Папство и римский вопрос» (1850), а также позднее, уже в России написанная статья «О цензуре в России» (1857). Две последние являются одними из глав незавершённого трактата «Россия и Запад», задуманного им под впечатлением революционных событий 1848-1849 гг.

В данном трактате Тютчев создаёт своего рода образ тысячелетней державы России. Излагая своё «учение об империи» и о характере империи в России, поэт отмечал её «православный характер». В статье «Россия и революция» Тютчевым была проведена мысль, что в «современном мире» существуют только две силы: революционная Европа и консервативная Россия. Тут же излагалась и идея создания союза славянско-православных государств под эгидой России.

В этот период и сама поэзия Тютчева подчинена государственным интересам, как он их понимал. Он создаёт много «зарифмованных лозунгов» или «публицистических статей в стихах»: «Гус на костре», «Славянам», «Современное», «Ватиканская годовщина».

7 апреля 1857 года Тютчев получил чин действительного статского советника, а 17 апреля 1858 года был назначен председателем Комитета иностранной цензуры. На этом посту, несмотря на многочисленные неприятности и столкновения с правительством, Тютчев пробыл 15 лет, вплоть до своей кончины. 30 августа 1865 года Тютчев был произведён в тайные советники, тем самым достигнув третьей, а фактически - даже второй ступени в государственной иерархии чиновников.

За время службы получил в качестве наград (премий) 1 800 червонцев золотом и 2 183 рубля серебром.

Могила Ф. И. Тютчева на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге

До самого конца Тютчев интересовался политической ситуацией в Европе. 4 декабря 1872 года поэт утратил свободу движения левой рукой и ощутил резкое ухудшение зрения; его начали одолевать мучительные головные боли. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошёл на прогулку, намереваясь посетить знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину тела. 15 (27) июля 1873 года Федор Тютчев скончался в Царском Селе, на 71-м году жизни. 18 июля 1873 года гроб с телом поэта был перевезён из Царского Села в Петербург и похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Поэзия

По мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева - это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века (Державин , Ломоносов). Он называет форму Тютчева «фрагментом», который есть сжатая до краткого текста ода. «Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю. Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток», «перенасыщенность компонентов различных порядков», позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.

Один из первых серьёзных исследователей Тютчева Л. В. Пумпянский считает наиболее характерной чертой поэтики Тютчева т. н. «дублеты» - повторяющиеся из стихотворения в стихотворение образы, варьирующие схожие темы «с сохранением всех главных отличительных её особенностей»:

Небесный свод, горящий славой звездной
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

- «Как океан объемлет шар земной…»

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон -
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружён.

- «Лебедь»

Это обусловливает тематическое и мотивное единство лирики Тютчева, составными частями которого выступают как раз тыняновские «фрагменты». Таким образом, по словам Романа Лейбова:

… интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, «никакое отдельное стихотворение Тютчева не раскроется нам во всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу»… С другой стороны - тютчевский корпус откровенно «случаен», перед нами тексты, не прикреплённые институционально к словесности, не поддержанные авторской волей, отражающие гипотетическое «тютчевское наследие» заведомо неполно. «Единство» и «теснота» тютчевского поэтического наследия позволяют сопоставлять его с фольклором.

Весьма важным для понимания поэтики Тютчева является его принципиальная дистанцированность от литературного процесса, нежелание видеть себя в роли профессионального литератора и даже пренебрежение к результатам собственного творчества.

Тютчев не пишет стихов, записывая уже сложившиеся текстовые блоки. В ряде случаев мы имеем возможность наблюдать за тем, как идёт работа над первоначальными вариантами тютчевских текстов: к смутному, часто оформленному тавтологически (ещё одна параллель с фольклорной лирикой) ядру Тютчев прилагает разного рода «правильные» риторические устройства, заботясь об устранении тавтологий, разъяснении аллегорических смыслов (тютчевский текст в этом смысле развёртывается во времени, повторяя общие черты эволюции поэтических приёмов, описанные в работах А. Н. Веселовского, посвящённых параллелизму - от нерасчленённого отождествления явлений разных рядов к сложной аналогии). Часто именно на позднем этапе работы над текстом (соответствующем закреплению его письменного статуса) местоименно вводится лирический субъект.

Периодизация

Согласно Юрию Лотману, составляющее немногим более 400 стихотворений творчество Тютчева при всём его внутреннем единстве можно разделить на три периода:

  • 1-й период - начальный, 1810-е - начало 1820-х годов, когда Тютчев создаёт свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века.
  • 2-й период - вторая половина 1820-х - 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма и шиллеровского пантеизма.
  • 3-й период - 1850-е - начало 1870-х годов. Этот период отделён от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения (например, «Современное»), стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник».

Любовная лирика

В любовной лирике Тютчев создаёт ряд стихотворений, которые принято объединять в «любовно-трагедийный» цикл, называемый «денисьевским циклом», так как большинство принадлежащих к нему стихотворений посвящено Е. А. Денисьевой. Характерное для них осмысление любви как трагедии, как фатальной силы, ведущей к опустошению и гибели, встречается и в раннем творчестве Тютчева, поэтому правильнее было бы назвать относящиеся к «денисьевскому циклу» стихотворения без привязки к биографии поэта. Сам Тютчев в формировании «цикла» участия не принимал, поэтому зачастую неясно, к кому обращены те или иные стихи - к Е. А. Денисьевой или жене Эрнестине. В тютчеведении не раз подчёркивалось сходство «Денисьевского цикла» с жанром лирического дневника (исповедальность) и мотивами романов Достоевского (болезненность чувства).

Любовь восемнадцатилетнего Тютчева к юной красавице Амалии Лерхенфельд (будущей баронессе Крюденер) отражена в его известном стихотворении «Я помню время золотое…» Тютчев был влюблён в «младую фею», которая не ответила ему взаимностью, но навестила поэта на склоне его лет. Именно ей посвящено его стихотворение «Я встретил вас, и всё былое», ставшее знаменитым романсом на музыку Л. Д. Малашкина.

Письма

До нас дошло более 1 200 писем Тютчева.

Тютчев и Пушкин

В 1920-х годах Ю. Н. Тынянов выдвинул теорию о том, что Тютчев и Пушкин принадлежат к настолько различным направлениям русской литературы, что это различие исключает даже признание одного поэта другим. Позднее такая версия была оспорена, и обосновано (в том числе документально), что Пушкин вполне осознанно поместил стихи Тютчева в «Современнике», настаивал перед цензурой на замене исключённых строф стихотворения «Не то, что мните вы, природа…» рядами точек, считая неправильным никак не обозначать отброшенные строки, и в целом относился к творчеству Тютчева весьма сочувственно.

Тем не менее, поэтическая образность Тютчева и Пушкина в самом деле имеет серьёзные различия. Н. В. Королёва формулирует разницу так: «Пушкин рисует человека, живущего кипучей, реальной, подчас даже будничной жизнью, Тютчев - человека вне будней, иногда даже вне реальности, вслушивающегося в мгновенный звон эоловой арфы, впитывающего в себя красоту природы и преклоняющегося перед нею, тоскующего перед „глухими времени стенаньями“».

Тютчев посвятил Пушкину два стихотворения: «К оде Пушкина на Вольность» и «29 января 1837 года», последнее из которых кардинально отличается от произведений других поэтов на смерть Пушкина отсутствием прямых пушкинских реминисценций и архаизированным языком в своей стилистике.

Музеи

  • Музей-усадьба поэта находится в подмосковном Муранове. Она досталась во владение потомкам поэта, которые и собрали там мемориальные экспонаты. Сам Тютчев, по всей видимости, в Муранове никогда не был. 27 июля 2006 года от удара молнии в музее вспыхнул пожар на площади в 500 м². В результате пожара усадебный дом серьёзно пострадал, но вскоре началась его реставрация, завершившаяся в 2009 году. Многие экспонаты также пострадали, но почти в полном объёме коллекции музея удалось спасти. С 2009 г. музей стал восстанавливать экспозицию, добавляя новые экспонаты по мере их реставрации. Полное восстановление экспозиции запланировано на 2014 год.

  • Родовое поместье Тютчевых находилось в селе Овстуг (ныне Жуковский район Брянской области). Центральное здание усадьбы, в связи с ветхим состоянием, в 1914 году было разобрано на кирпич, из которого волостным старшиной, депутатом Государственной Думы IV созыва Дмитрием Васильевичем Киселёвым было построено здание волостного правления (сохранилось; ныне - музей истории села Овстуг). Парк с прудом долгое время находились в запущенном состоянии. Восстановление усадьбы началось в 1957 году благодаря энтузиазму В. Д. Гамолина: под создаваемый музей Ф. И. Тютчева было передано сохранившееся здание сельской школы (1871), восстановлен парк, установлен бюст Ф. И. Тютчева, а в 1980-е годы по сохранившимся эскизам воссоздано здание усадьбы, в которое в 1986 году и переместилась экспозиция музея (включает несколько тысяч подлинных экспонатов). В прежнем здании музея (бывшей школе) находится картинная галерея. В 2003 году в Овстуге восстановлено здание Успенской церкви.
  • Родовое поместье в селе Знаменское на реке Кадка (ныне Угличский район Ярославской области). Сохранился дом, полуразрушенная церковь Знамения Божьей Матери (1784 года постройки) и необычайной красоты парк. Кирпичная двухпрестольная церковь с Никольским приделом построена на средства местного помещика Н. А. Тютчева - деда поэта. От неё к самому крыльцу барского дома ведёт тютчевская аллея из вековых сосен. Планировалась реконструкция усадьбы, однако на 2015 год никаких действий не предпринято.

Когда началась война с французами в 1812 году, Тютчевы собрались в эвакуацию. Семейство Тютчевых выехало в Ярославскую губернию, в село Знаменское. Там жила бабушка Фёдора Ивановича Тютчева со стороны его отца, Пелагея Денисовна Панютина. Она давно и тяжело болела; родные застали бабушку живой, но 3 декабря 1812 года она скончалась. В сгоревшую Москву Тютчевы решили не возвращаться, а ехать в своё имение в Овстуг. Из Знаменского с ними выехал и Раич, будущий наставник и друг Феденьки Тютчева.

Через полтора года после смерти бабушки начался раздел всего имущества. Он должен был происходить между тремя сыновьями. Но поскольку старший Дмитрий был отринут семейством за женитьбу без родительского благословения, в разделе могли участвовать двое: Николай Николаевич и Иван Николаевич. Однако Знаменское было неделимым имением, своеобразным тютчевским майоратом. Его нельзя было делить, менять или продавать. Братья в Знаменском давно не жили: Николай Николаевич находился в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич - в Москве, к тому же у него уже было имение в Брянской губернии. Таким образом, Знаменское получил Николай Николаевич. В конце 1820-х годов Николай Николаевич умер. Иван Николаевич (отец поэта) стал опекуном детей брата. Все они осели в Москве и Петербурге за исключением Алексея, который жил в Знаменском. Вот от него и пошла так называемая «ярославская» ветка Тютчевых. Его сын, Александр Алексеевич Тютчев, то есть племянник Фёдора Ивановича, 20 лет был уездным предводителем дворянства. И он же - последний помещик Знаменского.

Память

В честь Ф. И. Тютчева назван астероид (9927) Tyutchev, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской астрофизической обсерватории 3 октября 1981 г.

Семья

  • Дед - Николай Андреевич Тютчев-мл. (1720-1797). Жена - Пелагея Денисовна, урожд. Панютина (1739-3 декабря 1812)
    • Отец - Иван Николаевич Тютчев (12 октября 1768-23 апреля 1846)
    • Мать - Екатерина Львовна (16 октября 1776-15 мая 1866), дочь Льва Васильевича Толстого (1740 - 14 октября 1816) и Екатерины Михайловны Римской-Корсаковой (?-1788). Похоронена на Новодевичьем кладбище. Родная сестра её отца - Анна Васильевна Остерман и её супруг Ф. А. Остерман сыграли большую роль в судьбе племянницы и её семьи. Родной брат матери - А. М. Римский-Корсаков. Дети Ивана и Екатерины:
      • Николай Иванович (9 июня 1801 - 8 декабря 1870). Полковник Генерального штаба. Умер холостым. Последний владелец родового имения Тютчевых: село Гореново (ныне Рославльский район Смоленской области).
      • Фёдор
        • 1-я жена: Тютчева, Элеонора Фёдоровна . Их дети:
          • Тютчева, Анна Фёдоровна (1829-1889), фрейлина, автор воспоминаний. Муж - Аксаков, Иван Сергеевич
          • Тютчева, Дарья Фёдоровна (1834-1903) , фрейлина
          • Тютчева, Екатерина Фёдоровна (1835-1882) , фрейлина
        • 2-я жена: Пфеффель, Эрнестина. Их дети:
          • Тютчева, Мария Фёдоровна (1840-1873), замужем с 1865 года за Николаем Алексеевичем Бирилёвым (1829-1882)
          • Дмитрий Фёдорович (1841-1870), женат на Ольге Александровне Мельниковой (1830-1913)
          • Тютчев, Иван Фёдорович (1846-1909), женат с 1869 года на Ольге Петровне Путяте (1840-1920), племянница жены Е. А. Баратынского, дочери литературоведа Н. В. Путяты. Их дети:
            • Софья (1869-1957). Воспитательница детей Николая II.
            • Ольга (1871-?)
            • Фёдор (1873-1931)
            • Тютчев, Николай Иванович (1876-1949), коллекционер, основатель и первый директор музея-усадьбы Мураново.
            • Екатерина (1879-1957), вышла замуж за Пигарева В. Е. Именно от этого брака происходит ветвь Пигаревых - современных потомков поэта.
        • Возлюбленная - Денисьева, Елена Александровна (отношения длились 14 лет). Их дети:
          • Елена (1851-1865)
          • Тютчев, Фёдор Фёдорович (1860-1916)
          • Николай (1864-1865)
        • Возлюбленная - Гортензия Лапп . «Подробности этой продолжительной связи нам неизвестны. Иностранка приехала с Тютчевым в Россию и впоследствии родила двоих сыновей (…) Поэт скончался в 1873 году и завещал госпоже Лапп ту пенсию, которая по закону полагалась его вдове Эрнестине Федоровне. Вдова и дети свято выполнили последнюю волю мужа и отца, и в течение двадцати лет, вплоть до смерти Эрнестины Федоровны, Гортензия Лапп получала пенсию, которую уступила ей вдова чиновника. Вот и всё, что мы знаем об этой любовной истории».
          • Николай Лапп-Михайлов , погиб в 1877 году в бою под Шипкой
          • полковой врач Дмитрий Лапп , умер через несколько месяцев после гибели брата и был погребен в Одессе.
      • Сергей (6 апреля 1805 - 22 мая 1806)
      • Дмитрий (26 февраля 1809 - 25 апреля 1815)
      • Василий (19 января 1811) умер в младенчестве
      • Дарья Ивановна (5 июня 1806-1879), в замужестве Сушкова.
    • Тётка по отцу - Евдокия (Авдотья) Николаевна Мещерская (в монашестве Евгения) (18 февраля 1774 - 3 февраля 1837) - игуменья, основательница Борисо-Глебского Аносина женского монастыря.
    • Тётка по отцу - Надежда Николаевна (1775-1850), в замужестве Шереметева, мать Анастасии, будущей жены декабриста Якушкина и Пелагеи (1802-1871), будущей супруги М. Н. Муравьёва-Виленского.
Анна, дочь от 1-го брака
  • осень 1810: Староконюшенный переулок (дом Коллежской Асессорши Прасковьи Александровны Даниловой);
  • декабрь 1810-1821, 1825: Армянский переулок, дом 11/2 (угол Сверчков переулок) (Тютчевы окормляются в церкви Николая Чудотворца в Столпах).
  • июль - август 1843: Садовая-Триумфальная улица, дом 25, дом М. М. Крезовой (не сохранился).
  • май - июль 1845: Тверская улица, 8, дом купца Варгина (не сохранился);
  • лето 1863: Большой Гнездниковский переулок, дом 5 (меблированные комнаты).
  • август 1868: Воротниковский переулок, дом 9/5 - здесь, в доме причта Церкви Пимена Великого в Старых Воротниках в то время жил его сын Иван, который 27 апреля 1869 года бракосочетался в этой церкви с Ольгой Путятой.
  • Пребывание в Санкт-Петербурге

    • февраль - май 1822 - Английская набережная, сейчас д. 10, дом А. И. Остермана-Толстого;
    • август 1843 - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40, затем - гостиница Тирака;
    • сентябрь - октябрь 1844 - гостиница Кулона на Михайловской площади;
    • октябрь 1844 - май 1845 - Английская набережная, ныне д. 12, дом М. Маркевича;
    • август 1845 - март 1846 - гостиница «Демут»;
    • март 1846 - июнь 1847 - Марсово поле, ныне д. 3, дом Е. И. Сафонова;
    • сентябрь 1847 - август 1850 - Моховая улица;
    • сентябрь 1850 - май 1852 - Невский проспект, 68 (дом Лопатина);
    • сентябрь 1852 - Невский проспект, 54/3 (дом Демидова);
    • октябрь - декабрь 1852 - Большая Конюшенная улица (меблированные комнаты);
    • март - апрель 1853 - Марсово поле (дом Сафонова);
    • сентябрь 1853 - гостиница Клее;
    • ноябрь 1854 - Грязная улица (вблизи Семеновского плаца).
    • ноябрь 1854-1872 - Невский проспект, 42 (дом Л. И. Лазарева, дом Армянской церкви святой Екатерины)*.

    Пребывание за границей

    • 1822-1828 - Мюнхен, Герцогшпитальштрассе (Herzogspitalstrasse), 1139; позднее - 12;
    • июнь - июль 1827 - Париж, улица д’Артуа, д. 21;
    • 1829 - Мюнхен, Оттоштрассе (Ottostrasse), 248 (позднее - 4);
    • 1830 - Мюнхен, Каролиненплац (Karolinenplatz), 1 - площадь в Максфорштадте;
    • конец 1837 - Турин, меблированные комнаты;
    • июнь - июль 1838 - Мюнхен, Бриеннерштрассе (Briennerstrasse), 4 (пансион тётушки Элеоноры Тютчевой, баронессы Ганштейн), затем Виттельсбахерплац (Wittelbacherplatz), 2 - дом Нейзигель;
    • август 1838 - Турин, гостиница;
    • сентябрь 1839 - Мюнхен, Бриеннерштрассе (Briennerstrasse), 18;
    • февраль 1840 - Оттоштрассе (Ottostrasse), 250 (позднее - 6);
    • с 15 октября 1840 - Карлштрассе (Karlstrasse), 54/1;
    • 27 октября 1842-1844 - Людвигштрассе, 7 (дом торговца мукой Коппа);
    • лето 1844 - Париж;

    Сочинения

    • Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / Вст. ст. Б. Я. Бухштаба. - М.: Советский писатель, 1957. - 424 с. (Библиотека поэта. Большая серия)
    • Тютчев Ф. И. Стихотворения / Сост., статья и примеч. В. В. Кожинова. - М.: Сов. Россия, 1976. - 334 с. (Поэтическая Россия)
    • Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений / Сост., подгот. текста и примеч. А. А. Николаева. - Л.: Сов. писатель, 1987. - 448 с. Тираж 100 000 экз. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье)
    • Тютчев Ф. И. Полное собрание стихотворений в двух томах. / Ред. и коммент. П. Чулкова. - М.: Издательский центр «Терра», 1994. - 960 с.
    • Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений. Письма: В 6 т. / М.: Издательский центр «Классика», 2005. - 3504 с.
    • Тютчев Ф. И. Россия и Запад / Сост., вступ. статья, перевод и коммент. Б. Н. Тарасова / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 592 с.

    Особенности творчества
    «Тютчев не был плодовит как поэт (его наследие- около 300 стихотворений). Начав печататься рано (с 16 лет), он печатался редко, в малоизвестных альманахах, в период 1837-47 гг. почти не писал стихов и вообще мало заботился о своей репутации поэта». (Михайловский, 1939, с. 469.)
    «Тоска, - свидетельствовал И.С. Аксаков, - составляла как бы основной тон его поэзии и всего его нравственного существа... Как это часто случается с поэтами, мука и боль стали для Тютчева сильнейшими активаторами. Молчавший четырнадцать лет поэт не только вернулся к литературной деятельности, но именно после смерти Е.А. Денисьевой, на седьмом десятке, когда поэты окончательно выдыхаются, создал лучшие свои стихи... У него не было "творческих замыслов", часов, отведенных для работы, тетрадей, черновиков, заготовок, вообще всего того, что зовется творческим трудом. Он не корпел над стихами. Свои озарения он записывал на приглашениях, салфетках, почтовых листках, в случайных тетрадях, просто на клочках бумаги, попавших под руку. П.И. Капнист свидетельствовал: "Тютчев в задумчивости написал лист на заседании цензорского совета и ушел с заседания, бросив его на столе". Не подбери Капнист написанного, никогда б не узнали "Как ни тяжел последний час...". Бессознательность, интуитивность, импровизация - ключевые понятия для его творчества». Гарин, 1994, т. 3, с. 324, 329, 336-337, 364.)

    Поэзию Тютчева хотя и разделяют тематически на лирику политическую, гражданскую, пейзажную, любовную, но часто оговариваются, что это разделение условно: за разными тематическими пластами стоит единый принцип видения мира - философский.

    Ф. И. Тютчев как поэт-философ

    У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее - а мысль чувствующая и живая. От этого внешняя художественная форма не является у него надетой на мысль, как перчатка на руку, а срослась с нею, как покров кожи с телом это сама плоть мысли. (И.С.Аксаков).

    Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствии этого мысль г. Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённою, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно. (И.С.Тургенев).

    Политическая лирика Ф. И. Тютчева

    Поэт, без которого по словам Л.Н.Толстого «нельзя жить», до конца дней своих был и осознавал себя политиком, дипломатом, историком. Он постоянно находился в центре политической, общественной жизни Европы, мира, России, даже на смертном одре спрашивал: «Какие пришли политические новости?».Он был современником войны 1812 года, восстания декабристов, «мрачного семилетия» в России, революций 1830 и 1848 года на Западе. Политик Тютчев наблюдал и оценивал события, поэт говорил о своем времени как о роковой эпохе.

    Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые!
    «Цицерон», 1830

    При этом у Тютчева-поэта нет стихов о конкретных исторических событиях. Есть философский отклик на них, отстранёность, надмирность их видения, взгляд не участника, а созерцателя событий.

    Он не был сторонником революций, каких-либо переворотов, не сочувствовал декабристам:

    О жертвы мысли безрассудной, Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить! Едва, дымясь, она сверкнула

    На вековой громаде льдов, Зима железная дохнула - И не осталось и следов.

    Возможно, сама жизнь поэта, вечное стремление совместить противоположные начала, определила и его видение мира. Идея двойственности, двойного бытия человека и природы, разлад миров лежит в основе философской лирике, размышлений Тютчева-поэта.

    Ощущение пребывания человека на краю, на границе двух миров, ожидание и чувство катастрофы стало основной темой философской лирики Тютчева.

    Пейзажная лирика

    Человек и природа, считает Тютчев, едины и нераздельны, они живут по общим законам бытия.

    Дума за думой; волна за волной -
    Два проявленья стихии одной:
    В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
    Здесь - в заточенье, там - на просторе, -
    Тот же всё вечный прибой и отбой,
    Тот же всё призрак тревожно - пустой.
    «Волна и дума», 1851.

    Человек - малая часть природы, мирозданья, он не свободен жить по своей воле, его свобода - иллюзия, призрак:

    Лишь в нашей призрачной свободе
    Разлад мы с нею сознаём.
    «Певучесть есть в морских волнах»,1865.

    Разлад, созданный самим же человеком, приводит к дисгармонии его бытия, внутреннего мира, к разладу человека с внешним миром. Создаются два противоборствующих начала: одно - воплощение тьмы, хаоса, ночи, бездны, смерти, другое - это свет, день, жизнь.Например, в стихотворении «День и ночь» двучастная композиция соотносится с основными мотивами стихотворения чередованием дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти.

    Но меркнет день - настала ночь;
    Пришла и с мира рокового
    Ткань благодатную покрова,
    Сорвав, отбрасывает прочь
    И бездна нам обнажена
    С своими страхами и мглами,
    И нет преград меж ей и нами -
    Вот отчего нам ночь страшна!
    «День и ночь»,1839

    Лирический герой Тютчева постоянно пребывает на грани миров: дня и ночи, света и тьмы, жизни и смерти. Его страшит мрачная пропасть, которая каждое мгновенье может открыться пред ним, поглотить его.

    И человек, как сирота бездомный,
    Стоит теперь и немощен и гол,
    Лицом к лицу пред пропастию тёмной.
    «Святая ночь на небосклон взошла», 1848-5о-е годы

    Днём, даже при вечернем свете, мир спокоен, прекрасен, гармоничен. Об этом мире многие пейзажные зарисовки Тютчева.Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора -
    Весь день стоит как бы хрустальный,
    И лучезарны вечера
    1857
    Есть в светлости осенних вечеров
    Умильная, таинственная прелесть
    1830

    Ночью приходит тьма, обнажается

    Ужас бездны, смерти, трагедии

    Небесный свод, горящий славой звёздной,
    Таинственно глядит из глубины, -
    И мы плывём пылающею бездной
    Со всех сторон окружены.
    « Как океан объемлет шар земной», 1830.

    Тема человека как малой частицы мироздания, которая не в силах противиться власти вселенской тьмы, судьбы, рока, ведёт начало от стихов

    Ломоносова, Державина, будет продолжена в стихах поэтов начала ХХ века..

    Чародейкою зимою
    Околдован, лес стоит-
    И под снежной бахромою,
    Неподвижною, немою
    Чудной жизнью он блестит.
    1852

    Любовная лирика. Адресаты любовной лирики

    Адресаты любовной лирики Тютчева

    Первой женой поэта стала Элеонора Петерсон, урожденная графиня Ботмер. От этого брака были три дочери: Анна, Дарья и Екатерина.

    Овдовев, поэт женился в 1839 г. на Эрнестине Дернберг, урожденной баронессе Пфеффель. В Мюнхене у них родились Мария и Дмитрий, а младший сын Иван - в России.

    В 1851 г. (с Денисьевой он уже был знаком) Тютчев пишет жене Элеоноре Федоровне: "Нет в мире существа умнее тебя. Мне не с кем больше поговорить... Мне, говорящему со всеми". И в другом письме: "...хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою".

    Через два года после смерти мужа Элеонора Федоровна случайно нашла в своем альбоме листок с подписью по-французски: "Для вас (чтобы разобрать наедине)". Далее шли стихи, написанные в том же 1851 г.:

    Не знаю я, коснется ль благодать
    Моей души болезненно-греховной,
    Удастся ль ей воспрянуть и восстать,
    Пройдет ли обморок духовный?

    Но если бы душа могла
    Здесь, на земле, найти успокоенье,
    Мне благодатью ты б была -
    Ты, ты, мое земное провиденье!..

    Любовь Тютчева к Елене Денисьевой принесла поэту и великое счастье и величайшее горе. Чувство Тютчева было подчинено законам его бытия, творчества. Любовь соединила жизнь и смерть, счастье и горе, явилась перекличкой миров.

    Наиболее ярко "двойное бытие" расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева.

    В 1850 г. 47-летний Тютчев познакомился с двадцатичетырехлетней Еленой Александровной Денисьевой, подругой своих дочерей. Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое детей. Тютчев оставил в стихах исповедь о своей любви.

    "Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал, - говорит Лев Озеров. - По характеру своему этот образ перекликается с Настасьей Филипповной из "Идиота" Достоевского и Анной Карениной у Толстого".

    В течение четырнадцати лет Тютчев вел двойную жизнь. Любя Денисьеву, он не мог расстаться с семьей.

    В минуты страстного чувства к Денисьевой, он пишет своей жене: «Нет в мире существа умнее тебя и мне не с кем больше поговорить».
    Внезапная утрата Елены Александровны, последовавший за её смертью ряд потерь, обострили чувства рубежа, границы миров. Любовь к Денисьевой - это для Тютчева смерть, но и высшая полнота бытия, «блаженство и безнадёжность», «поединок роковой» жизни и смерти:

    Вот бреду я вдоль большой дороги
    В тихом свете гаснущего дня
    Тяжело мне замирают ноги
    Друг мой милый видишь ли меня?

    Всё темней, темнее над землёю -
    Улетел последний отблеск дня
    Вот тот мир, где жили мы с тобою,
    Ангел мой, ты видишь ли меня?

    Жанровое своеобразие лирики Ф. И. Тютчева

    Литературовед Ю. Тынянов первый заметил, и многие исследователи согласились с ним в том, что для лирики Ф. Тютчева не характерно разделение стихотворений на жанры. А жанрообразующую роль у него играет фрагмент, «жанр почти внелитературного отрывка».

    Фрагмент - это мысль, словно выхваченная из потока размышлений, чувство - из нахлынувших переживаний, из непрерывного потока чувств, действие, поступок - из чреды дел человека: «Да, вы сдержали ваше слово», «Итак, опять увиделся я с вами», «И в Божьем мире то ж бывает».
    Форма фрагмента подчеркивает бесконечное течение, движение мысли, чувства, жизни, истории. Но и вся поэтика Тютчева отражает идею всеобщего бесконечного движения, в основе стихотворения часто - мимолётное, мгновенное, быстротекущее в жизни человека и природы:

    И как, виденье, внешний мир ушёл.
    Столетье за столетьем пронеслось.
    Как неожиданно и ярко
    На влажной неба синеве
    Воздушная воздвиглась арка
    В своем минутном торжестве.

    Особенности композиции лирических стихотворений

    Тютчевская мысль о противостоянии и, в то же время, о единстве миров природы и человека, мира внешнего и внутреннего, часто воплощается в двучастной композиции его стихотворений: «Предопределение», «Цицерон», «Ещё земли печален вид» и многих других.

    Другой композиционный приём поэта - это прямое изображение чувств - таков денисьевский цикл, некоторые пейзажные зарисовки.

    Песок сыпучий по колени
    Мы едим - поздно - меркнет день,
    И сосен, по дороге, тени
    Уже в одну слилися тень.
    Черней и чаще бор глубокий -
    Какие грустные места!
    Ночь хмурая, как зверь стоокий,
    Глядит из каждого куста!

    Стиль лирики

    Для лирики Тютчева характерна предельная сжатость пространства стиха, отсюда его афористичность.

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать -
    В Россию можно только верить.

    28 ноября 1866 Под влиянием поэтов-классицистов XVIII века в тютчевской лирике немало риторических вопросов, восклицаний:

    О, сколько горестных минут,
    Любви и радости убитой!

    Откуда, как разлад возник?
    И отчего же в общем хоре
    Душа не то поёт, что море,
    И ропщет мыслящий тростник?

    Возможно, под впечатлением занятий с С. Раичем, в стихах Тютчев часто обращается к мифологическим, античным образам: «беспамятство, как

    Атлас, давит сушу...», ветреная Геба, кормя Зевесова орла»

    Говоря о поэтической манере Тютчева, позднее станут употреблять термин «чистая поэзия».
    (Философская лирика - понятие довольно условное. Так принято называть глубокие размышления в стихах о смысле бытия, о судьбах человека, мира, мироздания, о месте человека в мире. К философской лирике принято относить стихи Тютчева, Фета, Баратынского, Заболоцкого...)

    "Чистая поэзия"

    У всех поэтов, рядом с непосредственным творчеством, слышится делание, обработка. У Тютчева деланного нет ничего: все творится. Оттого нередко в его стихах видна какая то внешняя небрежность: попадаются слова устарелые, вышедшие из употребления, встречаются неправильные рифмы, которые, при малейшей наружной отделке, легко могли бы быть заменены другими.

    Этим определяется и отчасти ограничивается его значение как поэта. Но это же придает его поэзии какую-то особенную прелесть задушевности и личной искренности. Хомяков - сам лирический стихотворец - говорил и, по нашему мнению, справедливо, что не знает других стихов, кроме тютчевских, которые бы служили лучшим образом чистейшей поэзии, которые бы в такой мере, насквозь, durch und durch, были проникнуты поэзией. И.С.Аксаков.

    Характеристика творчества Тютчева, творчество тютчева, особенности творчества Тютчева, тютчев творчество

    Федор Иванович Тютчев — писатель девятнадцатого века, который оставил после себя более четырехсот замечательных стихотворений. Это публицист и дипломат, корреспондент Академии Наук в Петербурге, у которого была интересная судьба, а чтобы ближе познакомиться с Тютчевым, предлагаем изучить его краткую для детей.

    Биография Тютчева кратко самое главное

    Изучая кратко биографию писателя по датам, давайте кратко остановимся на каждом этапе его жизни, включая детские годы и годы юношества, годы жизни за границей, а также его наследии.

    Детство и юность

    Жизнь писателя начинается в 1803 году в декабре с его рождения. Это был спокойный и одаренный ребенок, который родился в дворянской семье, где с самого рождения большое внимание уделялось образованию ребенка. Сначала это было домашнее образование. Учителем был поэт и переводчик Раич, который привил любовь Федору к написанию стихов. Уже к тринадцати годам будущий писатель знал латынь, науки, разбирался в древнеримской поэзии.

    Литературное творчество Тютчева

    Если говорить о литературном творчестве писателя, то уже с юношеских лет он пишет свои стихи, но они не пользуются успехом и только в 1836 году Тютчев по-настоящему дебютировал как поэт. Это произошло, благодаря Пушкину, который заметил начинающего поэта и напечатал несколько стихотворений в своем Современнике. Далее будут новые и новые сборники, выйдет даже сборник стихотворений, что писатель посвятит своей любовнице.

    Жизнь за границей и возвращение в Россию

    Как говорилось выше, после ВУЗа Тютчев работает в Коллегии иностранных дел и таким образом, в роли дипломата, попадает в Мюнхен. За рубежом он прожил 22 года. Там он встретил свою первую любовь, жену с которой у них было три девочки. Пребывая в Мюнхене, писатель интересуется немецкой философией идеалистов. Выполняя функции дипломата, он не перестает писать свои произведения.

    Дальше Тютчева переводят в Турин, где со временем умирает его жена. Тютчев после ее смерти женится на любовнице и без согласия правительства, едет в Швейцарию, тем самым поставив крест на карьере дипломата. Позже он вновь вернется в Мюнхен, попытается восстановиться на должности, но после неудачи вернется в Россию.

    В России он работает в министерстве иностранных дел цензором и продолжает писать. В пятидесятые годы писатель в основном пишет на политические темы.

    С 1864 года у Тютчева начинается черная полоса. Умирает вторая жена, следом и их дети, а после и его мать. Это отразилось на биографии поэта ухудшением его здоровья, а тут еще и сложный период в его творчестве, ведь вышедший сборник не стал популярным. Все это не лучшим образом отразилось на жизни писателя и в 1873 году Тютчев умирает в Царском Селе.

    Наследие поэта

    Если говорить отдельно о наследии поэта, о его творчестве и о том, что именно оставил после себя Федор Иванович, то это более 400 стихотворений, что вышли в его сборниках. В своих стихах он писал на разные темы. Здесь и тема природы, и тема любви, и произведения для детей, которые мы изучаем в школе, а также политическая тематика.

    Говоря об интересных фактах из жизни Тютчева, стоит упомянуть о том, что, несмотря на наследие оставленное после себя, поэт так и не стал большим литератором.
    В его списке имеется два стихотворения, посвященные Пушкину.

    1. Краткая биографическая справка.
    2. Философское миросозерцание поэта.
    3. Любовь и природа в поэзии Тютчева.

    Ф. И. Тютчев родился в 1803 году в родовитой дворянской семье. Мальчик получил хорошее образование. Интерес к поэзии у Тютчева проявился достаточно рано — уже в 12 лет он успешно переводил древнеримского поэта Горация. Первым опубликованным произведением Тютчева стало вольное переложение «Посланий Горация к Меценату». После окончания Петербургского университета Тютчев поступил на дипломатическую службу. В качестве чиновника русской дипломатической миссии он был направлен в Мюнхен. Нужно отметить, что Тютчев в общей сложности провел за границей более 20 лет. Он дважды женился — по любви, причем и предшествующие браку отношения, и последующая семейная жизнь Тютчева складывались довольно драматично.

    Карьерный рост Тютчева, получившего должность дипломатического посланника и звание камергера, прекратился по вине самого поэта, который в период бурного увлечения баронессой Э. Дернгейм, ставшей его второй супругой, он на некоторое время самовольно отставил службу, да еще потерял доверенные ему документы. Получив отставку, Тютчев некоторое время еще жил за границей, но через несколько лет все же вернулся на родину. В 1850 году он познакомился с Е. Денисьевой, которая была в два раза моложе его и которая вскоре стала его возлюбленной. Эта связь продолжалась 14 лет, до самой смерти Денисьевой; в то же время Тютчев сохранил самые нежные чувства к своей жене Элеоноре. Любовь к этим женщинам нашла отражение в творчестве поэта. Тютчев скончался в 1873 году, после того, как потерял нескольких близких людей: брата, старшего сына и одну из своих дочерей.

    Что же такого привнес в поэзию этот человек, что его Стихи обессмертили его имя? Литературоведы пришли к выводу, что Тютчев ввел мотивы и образы, которые до него практически не использовались в поэзии XIX века. В первую очередь это вселенский, космический охват мировосприятия поэта:

    Небесный свод, горящий славой звездной,
    Таинственно глядит из глубины, —
    И мы плывем, пылающею бездной
    Со всех сторон окружены.

    Подобный масштаб впоследствии будет нередко находить отражение в творчестве поэтов XX века. Но Тютчев жил в XIX, таким образом, в чем-то он предвосхитил развитие поэтических тенденций, заложил основы новой традиции.

    Интересно отметить, что для Тютчева такие философские категории, как бесконечность и вечность, являются близкими и ощутимыми реалиями, а не абстрактными понятиями. Человеческий страх перед ними проистекает от невозможности рационалистически постичь их сущность:

    Но меркнет день — настала ночь;
    Пришла — и, с мира рокового
    Ткань благодатную покрова
    Сорвав, отбрасывает прочь...
    И бездна нам обнажена
    С своими страхами и мглами,
    И нет преград меж ей и нами —
    Вот отчего нам ночь страшна!

    Однако Тютчев конечно же является наследником поэтической традиции, сложившейся до него. Например, стихотворения «Цицерон», «Silentium!» написаны в ораторско-дидактическом стиле, который широко применялся в XVIII веке. Нужно отметить, что в этих двух стихотворениях раскрываются некоторые важные элементы философского мировосприятия поэта. В стихотворении «Цицерон» Тютчев обращается к образу древнеримского оратора, чтобы подчеркнуть преемственность исторических эпох и провести идею, что наиболее интересными являются переломные моменты истории:

    Счастлив, кто посетил сей мир
    В его минуты роковые!
    Его призвали всеблагие
    Как собеседника на пир.

    Он их высоких зрелищ зритель,
    Он в их совет допущен был —
    И заживо, как небожитель,
    Из чаши их бессмертье пил!

    Свидетель крупных исторических событий расценивается Тютчевым как собеседник богов. Лишь они могут понять глубокие переживания творческой души. Что касается людей, то передать им свои мысли и чувства крайне сложно, более того, нередко этого не следует делать, о чем поэт пишет в стихотворении «Silentium!»:

    Как сердцу высказать себя?
    Другому как понять тебя?
    Поймет ли он, чем ты живешь?
    Мысль изреченная есть ложь.
    Взрывая, возмутишь ключи, —
    Питайся ими — и молчи.

    Использование мифологических образов в поэзии Тютчева также основано на традиции, уже существовавшей в русской литературе. Причудливый мир мифа позволяет поэту абстрагироваться от повседневности, почувствовать сопричастность с некими таинственными силами:

    Ты скажешь: ветреная Геба,
    Кормя Зевесова орла,
    Громокипящий кубок с неба
    Смеясь, на землю пролила.

    Нужно обратить внимание на композицию стихотворений Тютчева. Нередко они состоят из двух взаимосвязанных частей: в одной из них поэт дает что-то а, вроде зарисовки, показывает тот или иной образ, а другая часть посвящена анализу и осмыслению этого образа.

    Для поэтического мира Тютчева характерна ярко выраженная двуполюсность, которая является отражением его философских воззрений: день и ночь, вера и безверие, гармония и хаос... Этот список можно было бы продолжать долго. Наиболее выразительно противопоставление двух начал, двух стихий в любовной лирике Тютчева. Любовь в стихах Тютчева предстает то как «поединок роковой» двух любящих сердец, то как смешение, казалось бы, несовместимых понятий:

    О ты, последняя любовь!
    Ты и блаженство, и безнадежность.

    Природа в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренней жизнью лирического героя. Отметим, что Тютчев нередко показывает нам не просто картины природы, но переходные моменты — сумерки, когда еще не совсем погас свет и не наступила полная темнота, осенний день, еще живо передающий очарование минувшего лета, первую весеннюю грозу... Как и в истории, так и в природе, поэту более всего интересны именно эти «пороговые», переломные этапы:

    Тени сизые смесились,
    Цвет поблекнул, звук уснул —
    Жизнь, движенье разрешились
    В сумрак зыбкий, в дальный гул...

    Тема «смешения», взаимопроникновения, нередко звучит и в тех строках, которые посвящены восприятию природы человеком:

    Час тоски невыразимой!..
    Все во мне и я во всем!..
    ...Чувства мглой самозабвенья
    Переполни через край!..
    Дай вкусить уничтоженья,
    С миром дремлющим смешай!

    Для восприятия природы Тютчевым, как и для всей лирики поэта, характерна полярность, двойственность. Природа может представать в одном из двух обличий — божественной гармонии:

    Есть в светлости осенних вечеров
    Умильная, таинственная прелесть!..

    или стихийного хаоса:

    О чем ты воешь, ветр ночной?
    О чем так сетуешь безумно?..

    Природа для Тютчева — это огромное живое существо, наделенное разумом, с которым человек вполне может найти общий язык:

    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык...

    Фёдор Иванович Тютчев - русский поэт, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1857 года, тайный советник.

    Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) родился в усадьбе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии, в старинной и культурной дворянской семье с устойчивыми патриархальными традициями. Отец Иван Николаевич Тютчев отличался хлебосольством, радушием и гостеприимством. Мать Екатерина Львовна происходила из семейства Толстых и была женщиной умной и впечатлительной. Детство будущего поэта прошло в Овстуге, Москве и подмосковном имении Троицком под присмотром «дядьки» Н. А. Хлопова.

    Мальчик получил хорошее домашнее воспитание и образование. На его необыкновенные способности и дарования обратили внимание родители и его воспитатель - известный в ту пору поэт С. Е. Раич. Деятельность Раича была многообразной и насыщенной: он превосходно знал древние классические языки, переводил античных авторов, пылал любовью к итальянской литературе и привил эту любовь своему воспитаннику. Словом, Раич оказал на Тютчева благотворное и сильное влияние: поощрял литературные занятия Тютчева, читал первые пробы пера вступавшего в литературу поэта. Тютчев с детства усвоил основные европейские языки и под руководством Раича в 12 лет переводил Горация.

    Дальнейшее образование и воспитание Тютчев продолжил в Московском университете, где слушал лекции по истории и теории литературы, археологии и истории изящных искусств. В Университете он посещал поэтический кружок Раича и не прекращал писать стихи. Его волнуют произведения русских авторов, и он откликается на них (например, на пушкинскую оду «Вольность»). В Университете Тютчев много читает, пополняя своё образование.

    Окончив в 1821 году Университет со степенью кандидата, Тютчев уехал в Петербург, потом за границу, где провёл 22 года на дипломатической службе.

    Как оригинальный поэт Тютчев сформировался к концу 1820-х годов. В основе тютчевской лирики лежит созерцание природы и проникновение в её мир, в её тайную, сокровенную жизнь. Природа у Тютчева полна противоречий, насыщена звуками и красками, она полна внутреннего движения.

    Читая стихотворения Тютчева, можно легко убедиться, что природа у Тютчева - живой, чувствующий организм. Она может «принахмуриться», её «раскаты громовые» могут стать смелыми и сердитыми, а солнце - взглянуть на землю «исподлобья». Читатель словно видит, как живёт природа, как она дышит, что совершается в ней. Так Тютчев приоткрывает для нас тайны природы, помогая постигать их.

    У Тютчева было 9 детей. Жена: Элеонора Фёдоровна Тютчева (в браке с 1826 г. до 1838 г.), Эрнестина Пфеффель (в браке с 1839 г. до 1873 г.),