Этикет общения с людьми для старшеклассников. Конспект внеурочного занятия для старшеклассников на тему "этикет гостеприимства". Конкурс «Ситуационная пантомима»

Беседа на тему: «Из истории этикета»

Цель: формировать представление о том, что такое этикет и необходимость жить по правилам этикета.

Слово « этикет » появилось при короле Людовике XIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения , которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали « этикетками ». Отсюда и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Этикет Средневековья

Многие правила зародились еще в средневековье . Например, снимать шляпу или перчатку при приветствии . Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало . Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей.
Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в XIX веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

Обычай рукопожатия

Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так

как ее могут просто не принять.

Этикет в Египте

С давних времён летописцы, философы, писатели и поэты давали многочисленные рекомендации относительно поведения человека за столом. В Древнем Египте в III тысячелетии до н. э. одной из популярных рукописей был сборник добрых советов «Поучения Кочемни» .

В сборнике в виде рекомендаций отца сыновьям объяснялась необходимость практически обучать молодых людей правилам приличия и образцового поведения в обществе .
Уже тогда у египтян считалось необходимым пользоваться столовыми приборами, также умение есть красиво, бесшумно. Такое поведение расценивалось как большое достоинство и необходимый компонент культуры. Соблюдение правил этикета доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: «Этикет делает королей рабами двора».

Случаи из истории, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни.

Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

А при испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Развитие этикета в России

В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету . Первая книга по этикету называлась «Домострой» . В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни .

Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре I в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало» или " Показания к житейскому обхождению ". Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе . Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Определение : Этикет - совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям. Уважение к человеку - вещь не абстрактная.

История этикета в далёком королевстве

У одного короля был очень невоспитанный сын Фредерик. Сердце у мальчика было доброе, плохого он не делал, но просто не думал о других.
Однажды соседский король пригласил короля с принцем на бал, который был в честь принцессы.
- Что же делать, мой сын так дурно воспитан, что ни одна принцесса его не выберет!
Созвали лучших учителей хороших манер , чтобы они учили принца. Он очень хотел понравиться соседскому королю, но запомнить столько правил не мог. Наконец он закапризничал и сказал, что отказывается от этой учёбы.
Оставалось три дня. Министры посоветовали королю обратиться за помощью к одному старому мудрецу. Мудрец согласился научить принца хорошим манерам за один час.


- Чтобы быть не только хорошим, но и даже воспитанным, считай, что все другие лучше тебя, и потому всех люби и уважай. Если будешь думать сначала о других, а потом о себе, то ничего плохого или неприятного не сделаешь. И все правила поведения исполнятся сами собой.
- Как я могу думать, что горбатый карлик или противный лакей лучше меня?
- А ты представь, что карлик - не карлик, а заколдованный принц. Главное никогда не отступай от этого правила. Если будешь помнить его, то сможешь снять колдовство и с шута, и с себя. В поисках карлика Фредерик успел открыть дверь и пропустить вперёд министра, поднять платок придворной даме, попросить прощения у придворных за громкое пение. Встретив шута, юноша ласково поздоровался с ним. Карлик решил, что принц как обычно смеётся над ним, и потому начал кривляться, гримасничать.
- Прости меня . Мне очень стыдно, как я к тебе относился, - сказал принц.
Глаза карлика изменились и Фридерик увидел совсем другого человека. Скоро они стали преданными друзьями.
А вот и долгожданный бал. Все королевичи были любезны и приветливы.
Но когда король спросил принцессу Ильзу, кто же лучше всех, она воскликнула:
- Конечно, принц Фридерик! Он такой добрый и воспитанный, что его нельзя не полюбить.
Эта сказка как нельзя лучше показывает нам, что такое ЭТИКЕТ .

Этикет в Библии

Уважай и думай о других – вот главное правило вежливости и воспитанности .
Об этом говорится и в
Священном Писании : «Возлюби ближнего своего…» .

Мы учимся, бываем в театрах, занимаемся спортом, посещаем концерты, выставки, лекции музеев, ходим в гости. У каждого из нас в течение одного только дня происходят десятки контактов с другими людьми - в школе, в магазине, в автобусе, в библиотеке.

Контакт – прикосновение к человеку. Это может быть 5 уроков за одной партой с товарищем, минутный разговор в перемену, взгляд, которым обменялся ты с учителем. И всякий раз настроение, самочувствие, работоспособность людей во многом зависят от того, приветливы ли они были, доброжелательны или раздражительны и грубы, нашли ли правильную линию поведения. Это очень важно – найти правильную линию поведения. Ведь люди все разные.

Этикет в сказках


Есть у итальянского писателя Джанни Родари сказка о путешественнике Джованнино Периджорно .

Этот Джованнино в своих путешествиях попал однажды в страну соломенных людей. Они вспыхивали не только от огня, но даже от горячего слова. Жители страны восковых людей были мягки, податливы, со всем соглашались.

А Стеклянные люди отличались такой хрупкостью, что могли погибнуть от неосторожного прикосновения.

Мы прекрасно понимаем иносказательный смысл сказки. Не надо путешествовать, чтобы встретить подобных людей. У каждого из нас есть знакомые, которые могут вспыхнуть, вспылить от одного слова, есть товарищи, которые во всём соглашаются с вами или, наоборот, всегда готовы спорить. Мы встречались с людьми, обижающимися из-за пустяков, с ребятами самодовольными и хвастливыми.

Среди наших друзей, наверное, есть спокойные, уравновешенные и нетерпеливые, несдержанные. Мы общаемся, учимся и играем вместе, требуем и просим, ссоримся и миримся.

Разобраться во всём этом не так–то просто. Попробуем в этом вместе разобраться.

Что такое ЭТИКЕТ -
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения ?
Как знакомиться ? Как есть ?
Как звонить ? Как встать ? Как сесть ?
Как здороваться со взрослым ?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ этот самый этикет.

Уважая людей, нужно любить и свой народ, и свой язык, и свою национальную культуру. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое - приветствие .

Обычаи приветсвий

Как люди приветствуют друг друга?
У каждого народа существуют свои
обычаи приветствовать друг друга , но международный этикет по сути одинаков: встречаясь, люди желают друг другу добра и благополучия, хорошего дня или успехов в труде.

Англичанине приветствуют знакомого вопросом « How do you do? » - (буквально «Как ты действуешь?»), французы приветсвуют : « Comment ca va? » - («Как оно идет?»), немцы приветсвуют - « Wie geht"s? » («Как идется?»).
Итальянцев ход дел знакомого вовсе не интересует, он при встрече воскликнет: « Come sta? » - «Как стоишь?», китаец поинтересуется: « Ел ли ты сегодня? », зулусы констатируют: « Я тебя увидел !», гренландцы просто скажут: « Хорошая погода !», а индейцы навахо оптимистично воскликнут: « Все хорошо! ». Персы посоветуют: « Будь весел! », арабы приветствуют : « Мир с тобой! », а евреи – « Мир вам ». Самые распространенные приветствия у монголов: « Как ваш скот? » и « Как кочуете? ». В Малайзии спрашивают: « Куда ты идешь? » (на что расплывчато отвечают:«Погулять»). Знаменитый « Салам! » означает « Мир тебе! » (как и «Шалом»).

Жители Тибета приветствуют так: при встрече снимают шляпу, высовывают язык, а левую руку держат за ухом, как бы прислушиваясь. В Иране здороваются: « Будь весел! », грузины приветствуют словом « Гамарджоба! » - «Будь прав!», или «Побеждай!».

Японцы скажут: « Коннитива » - «вот день», «день настал», горцы Памира и Гиндукуша приветствуют друг друга пожеланием « Бди! », «Не знай усталости!», вайнахи - пожеланием «Будь свободным!». Китайцы в прежние времена, встречая и приветствуя друга, пожимал руку себе самому. Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Индейцы из племени маори для приветствия должны прикоснуться друг к другу носами.

Жители племени масаи в Африке перед тем, как приветствовать друг друга, плюют на руки. Эскимосы , приветствуя друга, легонько стучат ему кулаком по голове и по плечам. Латиноамериканцы обнимаются. Самоанцы обнюхивают друг друга.
А с другой стороны, одни и те же нормы могут по-разному трактоваться и восприниматься. Например, плевок на больного у нас считается манерой дурного тона, а американские индейцы таким образом желают выздоровления, мы отрицательно оцениваем отрыжку за столом, а азиаты таким образом демонстрировали хозяину, что пища пошла во благо.

Многое могут сказать жесты: у нас большой палец, поднятый вверх - все хорошо, а у шведов - остановите машину; у нас поглаживание подбородка - удовольствие, а у итальянцев - разговор затянулся; у нас кивок головой вверх-вниз - да, у болгар - нет.

Сейчас мы немного поиграем. Я буду задавать вопросы, а вы постараетесь правильно на них ответить.


1. Кто должен здороваться первым : стоящий или проходящий?
(Первым здоровается проходящий).

2. Когда мы впервые встречаемся с людьми, кто должен представляться первым : женщина, мужчина, младшие, старшие, начальник, подчинённый.
(Всегда действует правило: старший подаёт руку младшему; женщина - мужчине; начальник - подчинённому).

3. Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть за стол первым ?
(Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая).

4. Кто кого должен пропустить : тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
(Надо пропустить того, кто выходит из магазина).

5. Если вы опоздали в кино или театр, нужно ли искать своё место?
(Необходимо сесть на ближайшее свободное место).

6. Как быть с мороженым в театре или кинотеатре, если ты не успел его съесть, а звонок уже зовёт в зрительный зал?
(Выбросить в урну).

7. При разговоре по телефону кто здоровается первым ?
(Позвонивший, представившись).

8. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить?
(Позвонивший).


9. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать?
(Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

10. Как надо есть хлеб?
(Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками).

11. У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как их надо есть?
(Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вырезать сердцевину, есть маленькими кусочками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их в свою очередь пополам).

12. Как едят бисквит, пирожные , слоёные пирожки и пироги?
(Кусочки бисквита едят, отламывая маленькими порциями чайной ложкой. Слоёные пирожные и пироги едят, держа в руке).

13. С какой стороны обходят прохожих?
(Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу – справа).

1. Уважай и думай о других. Ты не лучше всех.

2. В общении со всеми употребляйте вежливые слова и улыбайтесь.

3. У учащегося должны быть чистыми не только лицо, руки, кожа, но и чистая душа и сердце.

4. Учащийся поддерживает чистоту и порядок не только на своём рабочем месте, но и в своей голове.

5. Нельзя мешать другим, громко разговаривать, шуметь, где бы ты не находился.

6. Умей принять помощь, совет и замечание другого человека.

7. Сначала подумай - потом делай.

8. Представьте, что за вами постоянно наблюдает человек, которого вы очень уважаете, и поэтому вы не хотите, чтобы он изменил о вас своё хорошее мнение. Все свои поступки совершайте под «взглядом» этого человека.

Мы думаем невозможно даже взрослому человеку запомнить все правила этикета. Но выглядеть культурным, воспитанным человеком поможет всегда выдержка, терпимость и добродушие.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Уметь уважать человеческое в каждом, кто живёт и трудится рядом с тобой - это самое большое человеческое мастерство».
Правила этикета помогают разумно и красиво строить свое поведение с другими людьми. Невоспитанный человек создает проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям. По мнению психологов, удачная карьера человека на 85% зависит от умения общаться и только на 15% – от профессиональных знаний. Данный факт доказывает, что невозможно добиться успеха, игнорируя требования этикета .

Мы обязаны быть вежливыми и предупредительными всегда и в любых ситуациях, не ставить себя и свои интересы на первое место, считаться с желаниями и настроением другого человека, как сверстника, так и взрослого, помнить про свои обязанности.

ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»

Беседа на тему: «Из истории этикета».

Воспитатель: Димова А.А.

с. Великовечное

2017 г.

Входить в столовую нужно организованно, не спеша и тихо.
Не толкайся и не кричи. СОБЛЮДАЙ ПОРЯДОК.
Входить в столовую в верхней одежде запрещено.
Перед едой всегда нужно вымыть руки с мылом .
Не разговаривай во время еды и не отвлекай одноклассников.
За столом не балуйся хлебом, не крутись и не мешай соседу.
СТАРАЙСЯ ВСЁ СЪЕСТЬ!

Не выноси из столовой булочки, пирожки, конфеты, йогурт, фрукты. Всё съедай за своим столом.
После еды не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.
Если ты покушал и встал, задвинь свой стул к столу после себя.
Прояви уважение к труду работников столовой , убери за собой посуду.
Убирай со стола, если ты ДЕЖУРНЫЙ.
Если ты все съел первым, спокойно подожди остальных учащихся.
Уходя,
скажи спасибо тем, кто тебя накормил: повару , посудомойщице .

Классные часы по этикету первого года обучения

1. Тренинг-игра "Знакомство, приветствие, прощание".

2. Тренинг-игра «Ситуационное знакомство и представление».

3. Тренинг-игра "Вежливые извинения и благодарность: поводы и формы".

4. Игра "Мобильный этикет".

5. Игра "Этикет в интернете".

6. Мастер-класс "Посуда. Приборы. Сервировка стола".

7. Тренинг-игра "Что чем и как едят".

8. Тренинг-игра "Столовый этикет".

9. Тренинг-игра "Ресторанный этикет".

Классные часы по этикету второго года обучения

10. Игра "Привычки, которые портят наш образ".

11. Тренинг "Этикетные позы. Манеры в помещении и автомобиле".

12. Игра "Личная гигиена. Уход за собой".

13. Игра "Дресс-код. Этикет в одежде".

14. Мастер-класс "Уход за гардеробом. Порядок в шкафу".

15. Тренинг-игра "Приглашаем гостей".

16. Тренинг-игра "Идем на вечеринку".

17. Тренинг-игра "Театральный этикет".

18. Тренинг-игра "Этикет путешествий".

Тренинги по этикету включают

    Работу с наглядным, аудио и видеоматериалом.

    Тренинги, кейсы и тематические мероприятия.

    Моделирование практических ситуаций.

    Мотивационное воздействие и отслеживание динамики обучения.

    Фиксацию ключевых правил этикета в виде разработанных шпаргалок или подарков.

Телефонный этикет.

В наше время без телефона обойтись просто невозможно. Мы все привыкли к этому распространённому средству общения как к чему-то обыденному. У многих школьников теперь есть личный мобильный телефон.

Но вот каждый ли школьник знает о том, что существует телефонный этикет?

Запомни основные правила общения по телефону:

Нельзя звонить по телефону и говорить тому, кто снял трубку тоном приказа: «Мишу!» Во-первых, сначала нужно поздороваться и представиться. Во-вторых, не забудь: ты рассчитываешь, что тебе окажут услугу - позовут к телефону твоего друга. Значит, об этом нужно вежливо попросить. И обязательно поблагодарить за ответ, даже если твоего друга не оказалось дома, и попрощаться.

Нельзя начинать телефонный разговор с вопроса: «А кто это?» Никто не обязан тебе представляться - это ты звонишь и беспокоишь людей.

«Алло» - специальное телефонное слово. Вместо него можно также использовать короткое «да» или «слушаю». Манера разговора по телефону всегда несёт важную информацию о человеке и является частью его имиджа.

Не следует звонить по телефону часто и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека.

Никогда не обращайся по телефону к незнакомому человеку на «ты», даже если тебе показалось, что ответил ребёнок, - твоё впечатление может быть ошибочным.

Не бойся телефонного автоответчика - формулируй своё сообщение чётко и кратко. Назови своё имя и номер телефона, по которому тебе можно перезвонить.

Не стоит оставлять приглашение на автоответчике - такое приглашение считается невежливым. Обязательно дозвонись до своего друга и пригласи его лично.

Не следует по телефону благодарить за подарок или важную услугу. Это нужно сделать при личной встрече. Не рекомендуется также выражать по телефону соболезнование.

Излишняя вежливость неуместна при обращении к опе­ратору справочной службы - здесь нужна чёткая информация с той и с другой стороны. Но и в этом случае нельзя обойтись без слов спасибо и пожалуйста.

Недопустимо телефонное хулиганство. За ложные вызовы и телефонное хулиганство нарушителей ждут большие штрафы.

Чтобы обсудить какое-то важное дело, которое потребует немало времени, договорись с товарищем о своём звонке заранее.

Нельзя долго и громко разговаривать по мобильному телефону в общественных местах.

В театре, в библиотеке, в музее, на экскурсии, на концерте мобильные телефоны необходимо отключать.

Правила поведения в обществе для младших школьников

Кого подводят дурные манеры и зачем нужно знать и выполнять общепринятые правила поведения

Дети дошкольного возраста не всегда соблюдают общепринятые правила поведения, и им это снисходительно прощают. Потому что всем давно известно: если родители ребёнка - хорошо воспитанные люди, то и за малыша можно не беспокоиться, так как со временем он усвоит правила поведения в обществе и не будет огорчать взрослых.

Но когда не с лучшей стороны показывают себя школьники, то окружающие бывают справедливо возмущены. На самом деле, очень неприятно смотреть на кричащих и толкающихся в транспорте детей, на неопрятно одетых мальчишек и девчонок, не умеющих пользоваться столовыми приборами, на школьников, непочтительно относящихся к пожилым людям.

А разве так уж трудно усвоить основные правила поведения в обществе: уважительно относиться друг к другу, научиться говорить вежливые слова, не кричать и не толкаться в транспорте, аккуратно есть за столом и опрятно одеваться?!

Родители всегда требуют от своих детей соблюдения правил приличного поведения. Но особенно важным это становится, когда к вам приходят гости или когда ты находишься в общественных местах один, без взрослых. Некому подсказать тебе, как правильно поступить в том или ином случае, некому одёрнуть тебя, если ты ведёшь себя некра­сиво. В таких вот ситуациях и проявляется твоя взрослость и самостоятельность.

Но есть и ещё одно важное обстоятельство: ты представляешь свою семью. Разве ты хочешь, чтобы о твоей семье, о твоих родителях думали плохо? Но обычно ведь всегда случается так, что когда мы встречаем грубого, невоспитанного человека, то обязательно думаем или произносим вслух примерно следующее: «Что за родители у это­го ребёнка? Неужели они не могли научить его прилично вести себя в обществе?» А ещё чаще люди возмущаются вслух: «И чему вас только в школе учат?»

Чтобы не подводить своих родителей и учителей, которые учат тебя хорошим манерам, постарайся быть воспитанным и вежливым человеком.

Никогда не позорь тех, кто тебя воспитывает, на ком лежит ответственность за твоё воспитание: свою семью и школу!

Если ты находишься на улице или в общественном транспорте

Каждый день мы выходим из дома на улицу и пользуемся услугами общественного транспорта. Безусловно, очень важно соблюдать на улице правила дорожного движения и в первую очередь думать о своей безопасности. Но нельзя забывать и о том, что рядом с нами находятся люди. Внимательное, предупредительное и доброжелательное отно­шение к ним обязательны для воспитанного человека.

Будь внимательным к окружающим тебя людям и доброжелательным в общении с ними.

Наверное, любому из вас часто приходилось наблюдать со стороны различные невесёлые сценки из повседневной жизни пассажиров.

Вот в вагоне метро сидит, развалившись и закинув ногу за ногу, паренёк в наушниках. Его глаза прикрыты, он слушает музыку, и ему нет дела до окружающих. Он делает вид, что не замечает стоящей пожилой женщины, и не обращает внимания на то, что, пробираясь к выходу, девушка задела его ногу, а пыльный ботинок оставил след на её одежде.

Вот громко беседуют две симпатичные девушки. Они смеются и едят мороженое прямо в салоне троллейбуса, нисколько не задумываясь над тем, что их смех может быть кому-то неприятен, а вкусное лакомство - запачкать сиденья вагона или одежду кого-либо из пассажиров.

А вот громко чихнул школьник в толпе пассажиров, забыв прикрыть свой рот носовым платком или хотя бы ладонью.

Вот девочка входит в вестибюль метро, забыв придержать закрывающуюся за собой тяжёлую входную дверь и не обратив никакого внимания на идущего следом за ней человека.

Все эти мальчики и девочки, скорее всего, совсем неплохие люди. Но им явно не хватает воспитанности. А ведь в данном случае воспитанность - это прежде всего соблюдение определённых правил поведения на улице и в общественном транспорте.

Правила поведения на улице и в общественном транспорте

Перед тем как выйти из дома на улицу, посмотри на себя в зеркало и убедись в том, что всё в порядке в твоём внешнем облике.

Здоровайся первым, когда встречаешь знакомых людей на улице. Если кто-то не ответил на твоё приветствие, не обижайся - человек мог задуматься о чём-то своём.

Если тебе нужно обратить внимание своего спутника на что-либо или на кого-либо, никогда не показывай пальцем - сделай это взглядом или поворотом головы.

Если рядом с тобой поскользнулся или упал прохожий, помоги ему подняться.

Если тебе навстречу идёт человек старшего возраста, посторонись и пропусти его вперёд.

Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, нет ли за ним другой машины. А вот трамвай обходи только спереди. Но всегда лучше подождать, пока тебе не будет хорошо видна вся улица.

При входе в автобус, троллейбус или трамвай пропускай в дверях своего спутника, пожилого человека или женщину с маленьким ребёнком. А вот выходить из автобуса, троллейбуса или трамвая первым должен мальчик или мужчина, чтобы подать руку своей спутнице.

В общественном транспорте всегда уступай место пожилым людям и женщинам с маленькими детьми.

Не проталкивайся в толпе пассажиров, помогая себе локтями, - пользуйся не руками, а голосом.

Закрывай рот платком либо ладонью, когда кашляешь или чихаешь.

Ничего не ешь и не пей в общественном транспорте. Ты можешь случайно испачкать сиденье вагона или одежду пассажиров. Кроме того, вид жующего, а тем более пьющего из горлышка человека малопривлекателен.

Автомобили, автобусы, троллейбусы - все виды городского транспорта - всегда расходятся правой стороной. Это главное правило движения в нашей стране, и его нужно запомнить. Если ты не хочешь никогда ни с кем столкнуться на улицах города - держись правой стороны и расходись с прохожими только вправо.

Переходи улицу только на зелёный сигнал светофора! Никогда не перебегай дорогу перед движущимся транспортом!

Правила приема гостей, информация для школьников

Гостеприимство ценилось во все времена. Но быть хорошим хозяином вовсе не так уж просто. Посуди сам. Приветливый хозяин всегда радушно встречает своих гостей, помогает им раздеться, усаживает, развлекает и угощает их. Хозяин должен быть внимательным ко всем своим гостям и найти время для каждого из них. Ему очень важно познакомить гостей друг с другом, позаботиться о том, чтобы они не скучали и получили удовольствие от общения. Важно быть ещё и предупредительным хозяином, угадывая желания своих гостей. И, конечно же, хозяин не должен жалеть для гостей книг, игрушек, угощений, а также своего времени и усилий, потраченных на приём. Ему не пристало жаловаться на трудности и заботы, связанные с подготовкой к приходу гостей. А ещё - тактичный хозяин никогда не заметит промахов и ошибок в поведении гостя и никогда не устроит таких игр и развлечений, в которых сам он будет казаться молодцом, а его гость - неумехой.

Постарайся быть радушным, внимательным, предупредительным и щедрым хозяином для всех, кто приходит в твой дом.

Запомни эти основные правила приема гостей:

К приходу гостей готовься заранее. Продумай всё до мелочей: где и как разместить гостей, чем их угостить, как развлечь. Все приготовления должны закончиться до прихода гостей.

Принимая гостей, веди себя так, чтобы им было весело и приятно. Будь приветлив. Если у тебя плохое настроение, не показывай этого своим гостям. Будь внимателен и предупредителен. Существует правило: «Желание гостей - закон».

Каждого из пришедших гостей проводи в комнату, познакомь его с собравшимися у тебя друзьями.

Получая подарки, не откладывай их равнодушно в сторонку. Подарок полагается тут же развернуть, рассмотреть, поблагодарить и выразить признательность. Если же по какой-либо причине подарок тебе не понравился, ни в коем случае не показывай этого - не огорчай человека, который старался сделать тебе приятное. Если же тебе подарили что-то вкусное, угости сначала всех окружающих, а потом попробуй угощение сам.

Если гостей заинтересуют твои книги, фотографии, коллекция монет, значков, марок или открыток, покажи коллекцию гостям, даже если ты опасаешься, что её испортят.

Если гости устроили беспорядок в комнате, которую ты старательно убирал к их приходу, не показывай своего огорчения - придётся сделать уборку ещё раз, когда гости разойдутся. Но даже если кто-то из твоих гостей что-либо разобьёт или сломает, не показывай вида, что ты расстроен. Наоборот, постарайся утешить этого гостя, ведь он и так чувствует себя очень неловко.

За столом всё своё внимание уделяй гостям. Проявляй радушие, чтобы они чувствовали: ты угощаешь их искренне. Каждое блюдо сначала предложи гостям, а потом возьми себе. Следи, чтобы твои гости не сидели с пустыми тарелками. Не вставай из-за стола, если видишь, что гости ещё едят.

Провожая гостей, помоги им одеться, открой дверь. А если у тебя в гостях была девочка, её нужно обязательно проводить до дома.

Этикет для школьников. Правила поведения в компании

Научись вести себя в компании

Внешний вид в значительной степени зависит от умения красиво сидеть и двигаться.

Чтобы создать о себе приятное впечатление, тебе просто необходимо выработать красивую осанку: спину всегда держи прямо, плечи должны быть развёрнуты, а голова слегка приподнята. В редких случаях человек получает красивую осанку от природы. Чаще всего она является результатом терпеливо вырабатываемой привычки.

Всегда следи также за своей походкой. Не размахивай при ходьбе руками, не стучи каблуками, не держи руки в карманах.

По правилам этикета девочкам очень важно, например, уметь красиво сидеть. И просто недопустимо:

усаживаясь, поднимать платье или пальто;

шумно обрушиваться на сиденье стула;

сидеть, широко расставив ноги;

сидеть, развалившись на стуле;

сидеть, примостившись на самом краешке стула;

обвивать ногами ножку стула;

обнимать руками колени;

вставая, отталкивать стул.

К мальчикам этикет не менее строг. Им предписано всегда быть внимательными, галантными и предупредительными не только со своими спутницами, но и с незнакомыми женщинами и девочками. Поддержать и защитить женщину, а также тех, кто слабее и младше, считается одним из главных достоинств мужчины.

Для мальчиков существуют некоторые правила, о которых не стоит забывать:

мальчик никогда не должен выглядеть расхлябанным, несобранным, вызывающим и грубым;

не ходи, подняв без надобности воротник, не держи руки в карманах;

помоги любому, кто нуждается в твоей помощи;

будь внимательным к девочкам и женщинам, к инвалидам и пожилым людям: помоги донести тяжёлую сумку, пропусти вперёд в дверях, помоги перейти улицу, выйти из автобуса, подняться по лестнице;

никогда не вступай в препирательства и ссоры, не будь мелочным и склочным.

А вот правила, на выполнение которых необходимо обратить особое внимание и девочкам и мальчикам:

воспитанный человек жуёт жевательную резинку, только оставшись наедине с собой и, конечно, никогда не прилепляет её к стенам, столам и стульям;

в обществе не шепчутся;

зевать в обществе - значит демонстрировать свою невоспитанность;

при покашливании слегка отвернись и прикрой рот рукой, при резком кашле обязательно приложи ко рту носовой платок;

сморкайся тихо, отвернувшись или отойдя в сторону, никогда не шмыгай носом;

потребность чихнуть следует по возможности сдерживать, потирая переносицу (в России чихнувшему человеку принято говорить: «Будьте здоровы!»; при этом чихнувший просит извинения у присутствующих);

не следует появляться в общественных местах простуженным, чтобы не распространять инфекцию.

Правила поведения в кино

Ты очень любишь смотреть различные фильмы по телевизору.

Но ходить в кино гораздо приятнее: огромный экран, мощный звук и... романтическая обстановка вызывают совершенно другие чувства.

Можешь сходить в кино одна, с подругой или с родителями.

Но это еще не все. Тебя же может пригласить в кино молодой человек, поэтому тебе следует знать наверняка, как стоит себя в этом случае вести.

Перед тем как продолжить нашу беседу, хотим задать тебе один вопрос: что ты сделаешь в том случае, если уже в начале фильма понимаешь, что он не оправдал твоих ожиданий или ты его уже видела однажды?

1. Положишь ноги на впереди сидящего человека.

2. Наденешь большую лохматую шапку и ни за что не снимешь ее до конца фильма.

3. Как можно чаще будешь ходить за мороженым.

4. Громко оповестишь всех о главных событиях и расскажешь окончание фильма.

5. Досмотришь до конца.

6. Сразу же уйдешь.

7. Обрадуешься, что есть возможность поболтать с соседом справа.

8. Будешь громко грызть орехи и шуршать конфетными фантиками.

9. Пересядешь на последний ряд и поспишь.

10. Позвонишь другу и назначишь встречу в другом кинотеатре.

Правила поведения в кинотеатре во многом совпадают с . Просто так уж повелось, что поход в кино считается менее официальным мероприятием, а значит, и правила не так строги.

Во-первых , внешний вид. В кино не обязательно идти совсем уж нарядной, можно даже джинсы надеть. Только не забывай, что одежда должна быть чистой и опрятной.

Во-вторых, в кинозал разрешается брать с собой попкорн или конфеты, но не нужно трапезничать слишком громко или мусорить.

Хлопать в кино не принято, также как и громко- смеяться и комментировать происходящее. Вообще эти» правила действуют не только для кинозала, но и для дружеского просмотра кино дома.

Конечно, собравшись посмотреть кино в кругу друзей у кого-то дома, вы избавлены от необходимости покупать билеты и общаться с незнакомыми людьми.

Но в этом случае тоже нельзя другим мешать смотреть кино своими замечаниями и шуточками.

И совсем уж нехорошо в самом начале заявить, что ты этот фильм уже видела, а потом подробно рассказать, чем все закончится.

В кинотеатре ты:

1) не соришь;

2) не шумишь;

3) не ведешь себя вызывающе;

4) не комментируешь фильм с видом знатока;

5) и уж ни в коем случае не болтаешь по телефону.

Таковы основные правила. Надеемся, что эта информация тебе пригодится.

И тогда тебя будут часто приглашать в кино или театр, ведь в любое место лучше идти в приятной компании.

Этикет. Общение со сверстниками. Как правильно общаться со сверстниками

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь­ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про­звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

всегда и во всём помогай младшим и слабым;

не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

не придумывай никому обидных прозвищ;

если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

всегда выполняй данные тобой обещания;

никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Хорошие манеры и этикет детей

«Мудрые родители воспитывают в детях нравственность, ведь обладающие знанием этикета приносят славу всей семье.» Чанакья Пандит

Правила этикета для детей!

Манеры и этикетное поведение детей расцениваются как наиболее важные показатели воспитания детей в семье. Однако, воспитание хороших манер у некоторых подростков будет ощущаться как почти невыполнимая задача. Но не отчаивайтесь, просто придерживайтесь ее. Хорошие манеры важны для уверенности каждого ребенка и успеха в жизни.

Манеры и этикет детей в доме

Семья - это такое место, где начинается, где «семена манер» высаживают и бережно лелеют, где дети учатся не только хорошим манерам, но и основным ценностям и этике. Это убежище, где Ваши дети учатся быть внимательными, терпимости и уважению. Они учатся делиться и уважать пространство всех других членов семьи. Это место, где дети на практике осваивают основы этикета, а затем должны будут нести их по жизни.

Давайте начнем с уважения. Уважение к частной жизни человека – это очень важно. В семье – это одно из самых важных правил. Родители, подростки и даже самые маленькие дети - все заслуживают определенной доли конфиденциальности, уважения личной жизни.

Большинство этих «хороших манер и этикета для детей», которые указаны ниже, применимы как для родителей, так и для детей. И запомните, что Вы должны на практике осуществлять то, что вы проповедуете!

    Если дверь закрыта, то уважительным и хорошим тоном является постучать и дождаться разрешения войти.

    Если Вы хотите что-то взять, всегда спрашивайте разрешение и убедитесь, что Вы возвращаете то, что позаимствовали. Убедитесь, что Вы возвращаете его в том же или даже лучшем состоянии.

    Никогда не переступайте через границу личной территории, это очень плохо для воспитания уважения.

    Очень соблазнительно возможно прочитать дневник и любовные письма (сестры/брата, например), но необходимо сдержать себя, ведь это очень личное, и Вы не хотели бы, чтобы кто-то сделал тоже самое с Вами.

    Дела Вашей семьи являются частными делами Вашей семьи, и должно быть именно так. Если мама и папа ведут споры, или дела идут не очень хорошо, или Ваш брат не очень хорошо учится в школе, посторонним не всегда обязательно об этом знать. Однако, если кто-то из членов семьи проявляет насилие в любой его форме, то необходимо уведомить об этом специалистов или органы власти.

    Еще одно правило хороших манер – Вы не должны ожидать, что кто-то будет убирать за Вами. Оставьте ванную, туалет, кухню и телевизор в чистоте и порядке, не оставляйте грязную посуду в доме. Ваши мокрые полотенца или грязная посуда - это Ваша ответственность. Если Вы с кем-то делите спальню, вы разделяете ответственность за сохранность, чистоту и порядок.

    Повторимся, хорошие манеры и этикет начинается дома, поэтому Ваше родительское наставление уместно вплоть до школы и спортивной площадки. Например, если дети играют в настольную игру дома, проигравший должен научиться признавать победу другого. На спортивном поле дети должны знать, что есть хороший тон поблагодарить противоположную команду, пожать руку и сказать: «Молодцы!».

    Телефонный этикет для детей – не нужно недооценивать тот факт, что сильное благоприятное (или неблагоприятное) впечатление на людей, которые звонят в Ваш дом, может оказывать манера Вашего ребенка отвечать на телефонный звонок.

    Хорошие манеры за столом и этикет для детей должны стать образом жизни.

    Родители в любое время должны контролировать свое собственное поведение, показывать примеры хороших манер и этикетного поведения, и, конечно, хорошего социального поведения. Если Вы отправляете сообщение в присутствии детей, чтобы поблагодарить кого-то, обязательно отметьте что-то вроде: «Я просто отправлю благодарственное письмо тете Мэгги. Она так выручила нас на прошлой неделе, забрав детей из школы, когда я не могла этого сделать». Таким образом Вы показываете признательность и пример того, как естественно правильно себя вести, а не преподаете урок манер и этикета для детей.

    Если Вы посылаете цветы в случае смерти в другой семье, это хорошее время, чтобы объяснить детям основы этикета в отношении похорон. Это «скромные» уроки манер и этикета окажут более сильное воздействие на детей, когда они их видели и пережили в реальной ситуации. Так сказать, куйте железо, пока горячо.

    Не смущайте и не дразнить никого, даже если ситуация может показаться юмористической или неловкой. Просто подумайте, как бы Вы себя чувствовали в подобных обстоятельствах. Поэтому не используйте замешательство и затруднения как уроки манер и этикета для детей, просто поставьте себя на их место.

Еще одна важная ситуация для урока хороших манер и этикета – встреча и приветствие гостей.

Дети никогда не бывают слишком малы, чтобы того, чтобы научиться искусству встречи семьи и гостей. Ваш ребенок никогда не будет слишком мал, чтобы усвоить эти ценные правила этикета и хорошего тона, поскольку теплые и дружественные приветствия имеют важное значение в этике отношений.

В зависимости от возраста и пола ребенка могут применяться следующие правила манер и этикета для детей:

    Открывая дверь и приглашая гостей, нужно улыбаться и быть приветливым.

    Если ребенок – мальчик, это хорошим тоном мужского приветствия является пожать руку взрослого мужчины.

    Либо принимайте у гостей пальто, или покажите им, где они могут оставить вещи.

    Если это пришли бабушка и дедушка, было бы хорошо обнять и поцеловать их.

    Если взрослые задают вопросы ребенку, то ему необходимо вежливо ответить на них или уклониться от ответа, если ребенок застенчив или не хочет больше разговаривать.

    Если Ваш гость вошел и продолжил общение в доме, отпустите детей, чтобы они не чувствовали себя посторонними.

В гостях

Не менее важно проявлять хорошие манеры и знать, что такое правильный этикет, когда вы гостите в чужом доме. Вот несколько этикетных правил поведения в гостях:

    Не ходите в гости, если Вы не приглашены или Вы не позвонили, чтобы оговорить удобное время встречи.

    Разрешение от обоих родителей вашего друга является обязательным, особенно если Вы желаете остаться на ночь.

    Никогда не думайте, что Вы можете оставаться в гостях столько, сколько Вам того будет угодно. Родители Вашего друга должны точно знать, когда Вы покинете и как Вы доберетесь до дома.

    Помогайте, если Вас об этом просят; но не ждите, что Вас будут опекать и прислуживать вам.

    Убирайте свою постель и комнату, держите вещи в порядке, и, разумеется, ванную оставьте безупречно чистой! Помните, Ваши хорошие манеры не останутся незамеченными и будут отражением качества и уровня вашего воспитания и родителей.

    Обязательно скажите «спасибо», когда покидаете дом. Ответным жестом пригласите друга в ваш дом когда-нибудь в будущем.

Общие правила хорошего тона и этикета в общественных местах

    Уступи свое место взрослым, особенно пожилому человеку, инвалиду и беременной женщине. Потому что это не только хорошие манеры, но и память о том, что в один прекрасный день Вы тоже будете старым и хрупким.

    Не сидите, закинув ноги вверх, это отвратительная привычка. Люди не должны смотреть на грязные подошвы Ваших ботинок.

    Не ешьте в общественном транспорте – это неприятно и запах гамбургеров, торта, чипсов и пр., вполне может вызвать тошноту у других пассажиров.

    Выключите свой мобильный телефон, поскольку остальные пассажиры не заинтересованы в ваших личных делах.

    Выключите свой портативный музыкальный проигрыватель, часто очень раздражает слушать непрерывные ударные звуки.

    Скейтбординг вниз по проходу – это и глупо и опасно …

    Бросайте мусор в мусорную корзину, представьте себе, если бы все разбрасывали мусор по улицам.

    Не нужно рисовать граффити!

    Когда находитесь в обществе, старайтесь делать голос потише и поведение менее шумным, у кого-то из людей вокруг вас может быть плохой день.

    Следи за своим языком! Когда используешь слово из 3 букв, оно может быть «клеевым» в глазах друзей, но грубо и неуважительно, чтобы делать это в общественных местах.

    Запугивать других детей – это трусость. Ведь Вам бы не хотелось, чтобы кто-то сделал такое с вами!

    Не задирайтесь и не хулиганьте. Будьте вежливы – ваши манеры говорят сами за себя. Даже если это взрослый пытается запугать вас, у вас есть право защищать себя.

    Старых людей легко обидеть, будьте добрыми, вежливыми, уважительными и почтительными.

    Откройте дверь для других. Позвольте взрослым пройти в первую очередь, а Вы держите дверь открытой для них. Если же Вы входите первыми, не позволяйте, чтобы дверь хлопнула перед лицом тех, кто идет за вами.

    Прежде чем войти в лифт, позвольте людям из лифта выйти первыми. Это правило этикета также относится к зданиям, или даже комнатам, где человек изнутри выходит первым.

Итак, соблюдать правила этикета нужно везде и всегда – в семье, с друзьями, на рабочем месте или в школе, в общественных местах. По поведению детей часто судят о знании манер и стиле родительского воспитания, и вообще о родителях. Поэтому знание основ этикета и приучение к хорошим манерам важно для ребенка любого возраста.

Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дьячинский филиал МБОУ Алгасовской СОШ

БРЕЙН-РИНГ

Аверина Надежда Петровна

Дьячи 2012

Аннотация

Данное мероприятие посвящено проблеме человеческого взаимодействия и взаимопонимания, проблеме этикета. Тема «Этикет и мы» обширна и занимательна, в зависимости от формы подачи материала может заинтересовать самый разнообразный и по возрасту и по составу коллектив.

Введение

Каждый день, приходя на остановку общественного транспорта, я ловлю себя на мысли: ещё лет 5 назад не было очереди, а точнее, живой стены, стоящей на бортике, чтобы первым войти в автобус или троллейбус; не было столько негатива по отношению друг к другу.

Идя по тротуару семьёй ловлю себя на мысли, что уступает дорогу навстречу идущему только моя семья, и даже при этом тебя все равно плечом зацепят.

Находясь в театре, музее, ловлю себя на мысли, что встречающиеся дети, подростки, постоянно что-то жуют: не за прекрасным, светлым и вечным они приходят сюда, а чтобы попасть в буфет.

Возвращаясь с работы домой, сплошь и рядом пары: девушка, парень и обязательно бутылка пива, не букетик цветов, не символический подарок, а бутылка пива.

А когда проходят уроки, я ловлю себя на мысли, что большинство учащихся только и думают о том, как бы побыстрее достать мобильник и наконец-то заняться своим любимым делом: обзвонить всех одноклассников; прослушать мелодии; запечатлеть на память какие-то физиономии с помощью цифровых фотокамер, встроенных в мобильник.

И самое ужасное, когда уйма отрицательных эмоций тебя постигнет за один день, тогда ты и задумываешься, а что ты – куратор, можешь изменить? Ещё больше ужасно, что осознаёшь «Один в поле не воин». Если нет поддержки, идущей из семьи – никто: ни куратор, ни преподаватели, ни администрация школ, лицеев и других заведений, никто не сможет полностью искоренить хамство и невежество.

Если у ребёнка родители – невежи, он будет ещё хуже!

Но так как мы сами выбираем себе профессию, то остаётся быть оптимистами и в миллионный раз себе говорить: «Всё равно, хоть маленькая частичка того, что я говорю, что я делаю, чему я учу, должно дойти до сознания каждого подопечного».

В связи с этим, я не устаю говорить своим учащимся о хороших манерах; своим поведением показывать их в ходу.

Но что приходиться выслушивать в ответ – это другой вопрос «Кто хорошие манеры соблюдает? Если только Вы, да и то, наверное, не всегда». «Зайдите в транспорт, у меня на ноге простояла бабка 30 минут, как ни просил её подвинуться»…

Всё перечислять не стану. Но горько то, что общество стало диким, безнравственным, бескультурным, а, значит, и дети таковы же.

И всё – таки, что бы внести посильную лепту в воспитание подрастающего поколения, я не устаю с ними беседовать на темы:

  1. «Что такое этикет»
  2. «Несложный этикет за столом»
  3. «В театре»
  4. «Приветствие»
  5. «Светское общение»

А разработка «Этикет и мы», обобщающая все предыдущие.

Основная часть

  1. Направление социально – педагогической (психологической) деятельности, по которому проводилось данная работа – это, конечно те же, воспитание нравственности (умение видеть и ценить прекрасное).
  1. При подготовке материалов использовала журналы «COSMOPOLITAN» 1997 – 2004 г.г, книгу «Этикет в вопросах и ответах» В.В. Кобзевой /Москва 2000 г./; журнал «ЕLLE - Декор» - 20004 г.
  1. Цель : усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.
  1. Форма: брейн – ринг.
  1. Подготовительная работа:
  1. группа разделилась на 6 команд по 5 человек; из них 4 команды – выступающих; 2 команды – организаторов
  2. каждая выступающая команда выбирает капитана, готовиться по данной теме 1 неделю; команды – организаторы готовят музыкальное оформление; декорации, звуковые сигналы
  3. вопросы записаны на отдельные карточки с чёткими формулировками правильных ответов
  4. выбирается жюри из преподавательского состава
  1. Правила игры:
  1. Игра идёт до 8 заданных вопросов каждой команде; в 1-м туре участвуют по две команды и во 2-м туре – следующие 2 команды
  2. Очередность команд в игре определяется жеребьёвкой (предварительной).
  3. На обсуждение даётся максимум – минута.
  4. Право ответа предоставляется команде, первой, подавшей звуковой сигнал в течение этой минуты.
  5. Из двух пар команд выбираются сильнейшие, которые и играют в финале.
  1. Накануне мероприятия проводим с ребятами тест: «На высоте ли ваши манеры? »
  1. Ваш гость случайно выливает себе на брюки вино. Вы…
  1. пытаетесь остроумной репликой подбодрить его
  2. кидаетесь к нему на помощь
  3. никак не реагируете
  1. Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?
  1. извинюсь перед ней;
  2. отдам ей деньги;
  3. куплю ей точно такую же;
  1. Концерт, на который вы пришли, оказался весьма скверным. Вы решили уйти с него. Когда это лучше сделать?
  1. сразу же;
  2. в антракте;
  3. по окончании любой песни
  1. Надо ли стучаться, входя в чей – либо служебный кабинет?
  1. да, мало ли что делает хозяин;
  2. нет, так как на рабочем месте о приватности речь не идёт;
  3. только в кабинет начальника;
  1. Вас пригласили на деловой ужин. Произнесён тост. До того, как опустошить бокал, надо…
  1. чокнуться с сидящим рядом;
  2. чокнуться со всеми;
  3. поднять бокал и обвести глазами присутствующих;
  1. Ваш собеседник чихнул несколько раз к ряду. Вы…
  1. промолчите;
  2. скажите ему 1 раз «Будь здоров»;
  3. будете желать ему здоровья после каждого «чиха»;
  1. Вы опоздали на рандеву минут на 15. Что будете делать?
  1. ничего;
  2. извинюсь;
  3. сошлюсь на веские причины.

Все ребята по итогам опроса попали в предел: от 15 до 29 баллов, что означает: «В плане этикета Вы относитесь к большинству людей, которые более – менее знают азы хорошего тона. Но порой Вы допускаете досадные ошибки в мелочах».

Для I тура предлагались следующие вопросы:

1. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?

/может, если в беседу его вовлекут старшие/

1. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти? /лучше воздержаться от подобного момента/

2. Следует ли деловому мужчине одеваться слишком модно? /нет. Это считается дурным вкусом, однако на шляпу, перчатки, ремень, часы, туфли следует обратить особое внимание: по ним зачастую судят об элегантности и даже порядочности мужчины /

3. Как подобрать носки к деловому и праздничном костюму? / носки подбираются в тон: их цвет должен соответствовать цвету костюма и обуви /

4. Нужен ли галстук в костюме мужчины?/ Да, непременно, галстук – важнейшая деталь в костюме мужчины. Это показатель вкуса и статуса владельца /

5. Какой должна быть длина галстука? /Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня/

6. Если опоздали в театр, куда садиться? Нужно ли искать своё место?

/ нет, необходимо сесть на ближайшее свободное место /

7. Как мужчины и женщины супру-ги должны сидеть за столом?

/ не садятся рядом: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами /

8. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? / входит всегда первой дама /

2. Какого цвета предпочти-тельнее подобрать костюм деловому человеку?

/Темно – синий, темно – серый, костюм в светлую вертикальную полоску/

3. Каким должен быть тон разговора?

/разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном/

4. Должен ли пиджак быть застёгнут на все пуговицы?

/нижняя пуговица на пиджаке не должна застёгиваться/

5. Какая допускается рубашка под пиджак?

/только с длинным рукавом, манжеты должны быть видны из-за рукавов на 1,5 – 32 см., плотно прилегать к руке./

6. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?

/ищет и ведёт до места - мужчина/

7. Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину?

/да, если это пожилой человек/

8. На улице кто должен здо-роваться первым: стоящий или проходящий?

/проходящий/

Для II тура предлагались следующие вопросы:

  1. Кто первым здоровается – мужчина или женщина?

/ первым следует здороваться мужчине/

2. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или тот кому звонят? /позвонивший

1. Кто первым здоровается при входе в помещение? /первым здоровается всегда входящий/

2. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? /позвонивший/

  1. При входе или выходе из общественного транспорта, кому отдаётся первенство? / выходит (садиться) первой дама. Выходит первым - мужчина/
  2. Как вести себя, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить? /Изо всех сил нужно постараться скрыть своё психологическое состояние/
  3. Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? /Умело подобранные духи/
  4. Можно ли обсуждать зарплату свою и других людей? / Это не принято/
  5. Можно у потреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? / односложных вопросов и ответов следует

Избегать/

  1. Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки ? /нет, у женщины немаловажное преимущество – при рукопожатии им не нужно снимать перчатки/

3. Пара поднимается или спу-скается по лестнице. Кто идёт первым? /Вверх – мужчина; вниз - дама/

4. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? / Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику/

5. Каковы наиболее характерные места тела, на которые наноситься духи? /мочки ушей, ямки на шее, изгибы рук, запястья/

6. Можно ли обсуждать с собеседникам возраст присутствующих? /Этой темы лучше избегать, особенно когда речь идёт о женщинах и пожилых людях/

7. Можно ли во время беседы с кем - либо смотреть телевизор или листать журнал, рыться в сумке и т.д.? /Нельзя, это не вежливо/

8. Можно ли прерывать собеседника? /нет, нужно дать собеседнику высказаться /

Перед финальной игрой зачитываются результаты проведённого теста – контроля по вопросам, составленным куратором .

  1. Имеет ли для меня значение как одет преподаватель?
  2. Как должна одеваться женщина – преподаватель?
  3. Как должен одеваться мужчина – преподаватель?
  4. Должен ли преподаватель следить за своей причёской?
  5. Каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия?
  6. Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося?

Тест – контроль показал : оказывается из 22 опрашиваемых:

  1. для 15 человек не имеет никакого значения, как одет преподаватель, и только 7 человек обращают на это внимание
  2. уже 16 человек склонились к деловому костюму или одежде в классическом стиле; а 5 человек указали на опрятную и удобную одежду; 1 человек упомянул не слишком вызывающую одежду
  3. тот же самый результат получился и при ответах на вопрос «как должен одеваться мужчина - преподаватель». 17 человек – за деловой костюм, 5 человек – за удобную и опрятную одежду.
  4. Все без исключения учащиеся заметили, что преподаватель должен следить за своей причёской.
  5. На вопрос «каким тоном преподаватель должен общаться с учащимися во время проведения занятия? » 6 человек ответили, что спокойным и строгим; 5 человек – громким и внятным; 3 человека – в зависимости от поведения учащихся; 5 человек – отметили « нормальный » тон, хотя что они вкладывали в понятие « нормальный», мы не знаем; и наконец 1 человек отметил, что преподаватель должен общаться тоном внутреннего распорядка учебного заведения.
  6. На вопрос « Как преподаватель должен реагировать на бестактность, хамство учащегося? »: 6 человек ответили коротко и лаконично – «Рапорт» и следовательно доложить начальству; 5 человек посоветовали повысить голос и сделать замечание либо предупреждение (правда каких не указали); 2 человека предложили провести «5 – ти минутную» лекцию «как надо разговаривать со старшими», или просто разъяснительную беседу; 1 человек посоветовал поставить нарушителя «на место», правда как и на какое не указал; и, наконец, последний человек, давший чёткий ответ, предложил выгнать нарушителя.

Для финала предлагались следующие вопросы:

1.Как положено есть птицу и дичь?

/ вопреки существующему мнению их не едят руками, а с помощью ножа и вилки (но хозяева должны разрезать блюдо на удобные порционные кусочки) /

1. Что нужно сделать если Вы уронили нож или вилку ?

/ не суетиться а спокойно попросить заменить их/

  1. Вы пришли в гости с подарком и цветами, как их нужно преподносить? Как должен именинник поступить с подарком?

/- цветы держать в левой руке

Подарок вручают в развёрнутом виде или красивой упаковке

Хозяин обязательно должен раскрыть подарок /

2. В какой промежуток времени можно звонить по телефону в выходные и будние дни?

/ в будни: с 8.00 до 10.00

В выходные и праздники: с 9.00 до 11.00/

3. Как положить нож и вилку, если Вы не закончив есть решили сделать паузу?

/ нужно их положить крест накрест. Если закончили есть параллельно друг другу /

3. Что нужно сделать, если Вы обнаружили, что лакомый кусочек оказался слишком горячим?

/ Надо постараться проглотить его без особых гримас и запить холодной водой /

4. Стоит ли прислушиваться к критике и советам? Почему?

/ стоит, так как:

Нет бесполезной критики

Необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме./

4. Как лучше реагировать на комплимент?

/ скромно поблагодарить /

В заключении командирами команд проводиться сервировка стола

Заключение

Несмотря на то, что на первый взгляд идея была не нова, ни по названию, ни по форме, ребята поддержали её и провели все так, как и хотелось бы видеть.

Самое отрядное, что многие из тех, кто неправильно отвечал на вопросы, ещё раз после игры подошли и переспросили верные ответы на заданные вопросы. В связи с этим хочется верить, что в любой обстановке ребята всё – таки вспомнят о том, что хотели донести до их сознания их преподаватели и воспитатели, и я думаю применят свои знания на практике, в жизни.

Не очень приятно, но всё же, как обычно, возникают определённые трудности с техническим оснащением подобных мероприятий. Ведь вся техника у куратора; преподавателя должна быть на его рабочем месте (начиная от магнитофона, каких –то звуковых игрушек, заканчивая компьютером), тогда и работа облегчится и станет качественнее.

И всё же результаты проведённой работы оказались положительными: никто из учащихся не остался равнодушным, а это то, к чему мы стремимся.

Список используемой литературы

  1. Аджиева Е.М, Байкова Л.А. и другие « 50 сценариев классных часов » /М., Центр «Педагогический поиск», 2002 – 158 ст./
  1. Кобзева В.В « Этикет в вопросах и ответах», /М., ФФИР – ПРЕСС, 2000 – 288 ст. /
  1. Журнал « COSMOPOLITAN », декабрь 1997г – 93ст.

4. Журнал «ЕLLE - Декор», сентябрь - 20004 г.


Методическая разработка классного часа по этикету для старшеклассников

Тема «Поведение за столом»

Форма проведения: чайная церемония.

Цель:

помочь учащимся класса лучше узнать друг друга и познакомить их с родителями некоторых одноклассников;

организовать совместную творческую деятельность групп учащихся и их родителей;

расширить знания учащихся об истории чая, о правилах этикета и о культуре общения за чайным столом;

выявить актерские и кулинарные таланты учащихся.

Подготовка

Весь класс делится на команды. Шесть команд по четыре человека - это команды игроков. Они получают домашнее задание по сервировке чайного стола и приготовлению сладких блюд, по подготовке краткого сообщения об истории чая и подбору пословиц, поговорок о чае. Две другие команды, состоящие из трех человек каждая, играют роли «эталонов этикета» ц «клоунов». Членами жюри становятся родители учащихся, играющих роли «эталонов этикета».

Игра-чаепитие проводится в помещении столовой. По ходу игры на экран или на стену с помощью проектора демонстрируется изображение чайного куста и картина Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем», звучат песни «У самовара я и моя Маша» в исполнении Л. Утесова и «Чашка чая» в исполнении ансамбля «Веселые ребята».

Содержание классного часа

Учитель : Ребята, сегодня мы примем участие в небольшой чайной церемонии. Вы уже сервировали столы, и сейчас члены нашего уважаемого жюри оценят ваше творчество.

Позвольте представить вам тех, кто будет сегодня судить ваше участие в конкурсе. Знакомьтесь: Ольга Ивановна - мама Кати Кругловой, Тамара Петровна - мама Максима Толстого и Александр Георгиевич - папа Лены Петровой. Катя, Максим и Лена не участвуют в сегодняшних конкурсах, поэтому мы можем надеяться на непредвзятое и объективное судейство. Максимальная оценка конкурса «Сервировка стола» - 5 баллов. Слово предоставляется Ольге Ивановне.

Ольга Николаевна : Дорогие ребята, по условиям конкурса вам предлагалось накрыть чайный стол полотняной скатертью, расставить на нем десертные тарелки, чайные чашки, блюдца, чайники, сахарницы и разложить десертные ложки, ножи, вилки и салфетки, украсить стол небольшой икебаной. Давайте сначала подойдем к столу жюри и посмотрим, как правильно сервируется чайный стол. Скатерть и салфетки могут быть любых цветов, но они должны сочетаться друг с другом и с чайным сервизом.

Для каждого гостя ставят десертную тарелку. Справа от нее кладут десертную ложку или нож, слева - десертную вилку рожками вверх. Салфетки кладут на десертные тарелки. Чайную чашку ставят на блюдце ручкой влево, а чайную ложку кладут справа. При этом чашку с блюдцем размещают на столе справа от десертной тарелки. Чайник и сахарницу ставят в центре стола и в сахарницу кладут специальную ложку.

А теперь, пожалуйста, садитесь за свои столы и послушайте оценки жюри.

Все рассаживаются. Учитель садится за стол жюри. Жюри оглашает оценки конкурса сервировки стола, особенно отличая тонкий эстетический вкус его участников.

На отдельном столе располагаются электрические самовары или чайники, конфеты, варенья, пироги, пирожные, печенье и фрукты. Кроме столов учащихся- конкурсантов, сервируются еще два стола. За одним из них сидят две барышни и один кавалер, а за другим - три клоуна. Барышни и кавалер во время чаепития демонстрируют правила хорошего тона, а клоуны, перевирая хорошие манеры, карикатурно демонстрируют, как не надо вести себя за столом.

Учитель: А сейчас мы переходим к следующему конкурсу - «Заварка чая». Максимальная оценка этого конкурса - 3 балла. Вода в наших самоварах уже закипает, и хозяйки столов могут приступать к действиям. Слово предоставляется Александру Георгиевичу.

Александр Георгиевич: Ребята, я расскажу о некоторых правилах заварки чая:

заваривать чай следует водой, как только она начнет закипать;

фарфоровый чайник для заварки сначала споласкивают кипятком, а затем, засыпав в него чай, заливают кипятком на 2/3 и закрывают крышкой;

черный чай настаивают 3-5 минут, зеленый - 5-8 минут, а затем доливают кипяток;

если при заварке образовалась пена, значит, чай заварен правильно;

если вы любите добавлять в чай настои трав, то одновременно в отдельном чайнике заварите эти травы и дайте им настояться 7-10 минут;

самым вкусным будет чай первого настоя.

Учитель: Спасибо Александру Георгиевичу за интересную и полезную информацию. А сейчас, ребята, пока настаивается чай, давайте перейдем к нашему сладкому «шведскому столу» и наполним наши десертные тарелки. Обратите внимание на таблички, стоящие у каждого блюда. На них указаны названия кулинарных шедевров, имена их создателей и номера команд (номера столиков). Юные кулинары с их кулинарными произведениями являются участниками нашего следующего конкурса - «Сладкий стол». А максимальная оценка этого конкурса - 8 баллов.

Ребята наполняют тарелки и рассаживаются за столы. Хозяйки столов разливают чай.

Учитель : Желаю всем приятного аппетита, а членам жюри приятной дегустации напитков и сладких блюд.

Все угощяются и пьют чай.

Звучит песня «У самовара я и моя Маша» в исполнении Л. Утесова.

Об истории чая

Учитель : Ребята, мы продолжаем чаевничать, но давайте попробуем совместить полезное с приятным и проведем конкурс «История чая». Сейчас мы послушаем рассказы о чае и о традициях чаепития на Руси, а члены жюри оценят эти истории по 8-балльной шкале. Итак, слово предоставляется участникам конкурса.

Докладчик от столика №1: По воле жребия нам выпал вопрос о рождении чая. Родиной этого прекрасного напитка является Китай. Существует легенда, что однажды, за много веков до нашей эры, когда служанка кипятила в саду воду для китайского императора, в сосуд с водой упало несколько листьев с чайного куста. При этом вода вдруг потемнела и от нее стал исходить тонкий и приятный аромат. Раствор попробовали и восхитились его ни на что не похожим терпким вкусом. Так и вошел чай в мировую культуру.

Докладчик от столика №2 : С тех давних пор культура заваривания чая постоянно развивалась. А в Китае и Японии были даже разработаны специальные чайные церемонии. Представьте себе тенистый парк, в котором расположен небольшой затейливый чайный павильон. Там юная красавица, одетая в кимоно, в чашке, напоминающей пиалу, с помощью специальной кисточки как бы взбивает свежезаваренную чайную пыль. Делает она это медленно и без суеты, а гости чайного домика в это время отдыхают и настраиваются на философский лад. Затем юная красавица разливает чай в крошечные чайные чашечки и подает их гостям. И вот уже участники чайной церемонии наслаждаются этим удивительным напитком и ведут неторопливые беседы о вечном.

Докладчик от столика №3: Сегодня чай выращивают на пяти континентах. Чай - многолетний вечнозеленый кустарник, произрастающий в районах с влажным субтропическим климатом. Собирают только молодые побеги чая - верхние листочки куста. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае - в 10 раз больше, чем в черном. Чай - это целая аптека. В нем содержится и кофеин, повышающий работоспособность человека, и эфирные масла, сообщающие чаю тонкий аромат, и дубильные вещества, придающие чаю терпкость, вкус и цвет. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест. Он повышает умственную активность, устраняет усталость и улучшает пищеварение.

Докладчик от столика №4: В России чай появился в конце первой половины XII в. А прислал его в подарок русскому царю Михаилу Федоровичу монгольский хан. Долгое время этот напиток считался редким и был доступен только очень важным особам. И лишь в XVIII-XIX вв. чай стал доступным дворянам, мещанам и купцам. Но пили его поначалу лишь в исключительных случаях. Поэтому и возникло выражение «чайком побаловаться». А воду для чая кипятили в специальных сосудах с трубою и жаровней внутри - самоварах.

Докладчик от столика №5 : Почти до середины XIX в. чай не был доступен для бедняков и в связи с этим даже появились такие шуточные стихи:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить,

А я отроду не знаю, как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички, всыпал чай

я весь в горшок,

И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

хорошенько размешал,

Остудил его немножко, на господский стол подал.

Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,

И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?

А потом-то догадался, что забыл я посолить.

Докладчик от столика №6: Во второй половине XIX в. чай в России становится напитком, доступным всем. Очень полюбили русские люди пить чай из самовара. Пили по 10 чашек, а самовары делали ведерными. Топили самовары дубом, березой и еловыми шишками. От этого чай получался еще ароматнее. Пили русские люди вприкуску и внакладку, а бедный люд вприглядку.

На экран проецируется картина Б. Кустодиева «Купчиха за чаем».

Вот так, оттопырив в сторону мизинчик, пили дородные русские купчихи чай из блюдечек. Пили истово и с величавым достоинством.

Учитель: Спасибо всем за очень интересные сообщения. Надеюсь, члены жюри сумеют оценить их по достоинству. А сейчас давайте подведем итоги конкурсов «Заваривание чая» и «Сладкий стол».

Жюри оглашает итоги конкурсов, отмечая особенно понравившиеся напитки и сладкие блюда.

Жюри подводит итоги конкурса «История чая», оглашает затем общий счет.

Конкурс пословиц и поговорок

Учитель: Мы поздравляем победителей и переходим к последнему конкурсу - конкурсу пословиц и поговорок. Сейчас команды одна за другой по очереди будут нам рассказывать по одной пословице или поговорке о чае. За каждую пословицу или поговорку жюри будет присуждать командам по баллу. Начнет конкурс команда столика № 6, затем выступят столики № 5, 4, 3, 2 и 1, а затем опять команда столика № 6 и т. д. Те команды, которые не смогут вовремя вспомнить подходящую пословицу или поговорку, выбывают из игры, а остальные продолжают соревнование. Итак, слово предоставляется команде столика № 6.

Команды по очереди проговаривают пословицы и поговорки о чае. Например:

Чай не пить - на свете не жить.

В хорошей посуде и чай вкуснее.

Каждое лекарство от своей болезни, а чай - лекарство от тьмы болезней.

С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее.

Чай у нас китайский, а сахарок хозяйский.

Чай пить - долго жить.

За чаем не скучаем - по шесть чашек выпиваем.

Пей чай, не вдавайся в печаль.

Где есть чай, там и под елью рай.

Не ленись, а отличай, где солома, а где чай.

Чай пьешь - до ста лет проживешь.

С чая лиха не бывает.

Чай не пьешь, где силы берешь?

Чай пить - не дрова рубить и т. д.

Учитель: А завершить этот конкурс мне хочется старинной присказкой:

У Москвы - один зарок,

Кроме всякой пищи:

Утром - чай, в обед - чаек,

Вечером чаище.

Жюри подводит итоги конкурса, оглашает общий счет и вручает команде-победительнице почетный приз - пачку листового цейлонского чая.

Учитель: Ребята, надеюсь вы приятно провели время, узнали кое-что новое, вкусно поели и побаловались чайком. А наши начинающие кулинары обменялись рецептами и скоро опять порадуют нас новыми произведениями искусства. Спасибо большое всем участникам нашей игры и их родителям. Спасибо нашим уважаемым членам жюри. Спасибо «эталонам этикета»: барышням Кате и Лене и их достойному кавалеру Максиму. Спасибо нашим милым клоунам, помогавшим нам усвоить и запомнить правила этикета.

А теперь, когда вы научились достойно вести себя за чайным столом, можно переходить к главному - к задушевному общению. Ведь когда вас приглашают на чай - вас приглашают поговорить и посоветоваться. Так уж устроен русский человек, что все доверительные разговоры он привык вести за чашкой чая. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения».