Этично ли проводить генетические эксперименты над человеком. Генетические эксперименты. Что сделали в Китае

В 17-ый век Русь, объединенная Московским царством, вошла в тяжелом состоянии. После смерти Ивана IV Грозного, править государством стал слабый Федор Иванович. Его авторитет был чрезвычайно низким, поэтому вскоре в стране началась борьба за власть. Благодаря захватнической политике Ивана Грозного государство чрезвычайно расширилось, и удерживать его было достаточно сложно. После агрессии Москвы в ходе Ливонской войны отношения с западными странами стали напряженными, Речь Посполитая и Швеция были основными противниками Москвы на западе. При этом крымские татары, находящиеся под покровительством Османской империи, продолжали осуществлять опустошительные набеги на Русь.

В начале 17 века началось так называемое Смутное время. В это время многие города начали восставать против центральной власти, православная церковь раскололась. За период с 1598 до 1613 годы в стране сменилось шесть правителей. В это время прекратилась власть династии Рюриковичей, был поставлен на княжение первый князь, выбранный на Земском соборе. При его правлении Москва уладила некоторые споры с западными странами, и расширила свою территорию на восток. Однако при его правлении кризис в государстве продлился, им были недовольны как крестьяне, жизнь которых была очень сложной, так и знать, которая была лишена всесторонней власти над холопами.

К середине 17 века назрел новый военный конфликт с Речью Посполитой, которая объединяла в себе Польшу и Литву. В это время большая часть территории современной Украины находилась под владычеством поляков, однако местное население сопротивлялось католицизму, а разгул шляхты со временем привел к восстанию одного из казацких атаманов - Богдана Хмельницкого. Ему удалось поднять национально-освободительное движение в 1648 году, в результате которого Украина тех времен даже добилась независимости. Казаки нанесли несколько крупных поражений польским войскам. Однако в 1654 году Богдан Хмельницкий умер, а Московское царство, указывая на договор между ним и казаками (содержание которого так и не было установлено), приняло новые земли под свой протекторат, и совместно с казаками продолжило войну против Польши. К концу 17 века к власти пришел царь Петр I, который впоследствии назвал себя императором, а свое государство - Российской империей, или коротко - Россией.

Поэтому Русь в 17 веке кратко характеризировать как объединение русских княжеств и славянских племен уже нельзя - со времен Киевской Руси прошло столько времени, что славянские народы выделились в три основные группы - русских, украинцев и белорусов. Территория современной Беларуси в ходе войны с Польшей перешла под власть Москвы.

Взгляд со стороны всегда субъективный, но способный подметить то, что мы привыкли обходить вниманием. Тем более интересен взгляд человека другой культуры и другого века. Взгляд на Россию Адама Олеария, секретаря Голштинского посольства, XVII век.

Русский – крепок, бородат, пузат, необуздан, высокомерен, лукав. Неотесанный невежда в рубахе, кафтане и шапке, чуждый высоким наукам и искусствам. Не привычный к перинам, нежным кушаньям и лакомствам, а, наоборот, довольствующийся циновкой, соломой, постеленной на печи или на лавке, употребляющий грубую пищу, обильно приправленную луком и чесноком, что непривычно и странно иностранному гостю…

Дива дивные, чуда чудные

Многое пришлось повидать немецкому ученому Адаму Олеарию в России, будучи секретарем голштинского посольства. Многому довелось дивиться и изумляться. Многое было впоследствии рассказано и проиллюстрировано им в книге «Описание путешествия в Московию», опубликованной впервые в 1647 году.

Обширные русские леса, чрезвычайно плодородная почва, несмотря на лютые морозы, когда отмерзают носы, уши, руки, ноги, громадное изобилие хлеба и пастбищ, не снившееся немцу, не могли не восхитить наблюдательного Олеария. Также как и церемониал встречи послов перед московскими вратами, богатые одеяния царя и его свиты во время аудиенций, обильные угощения с царского стола, торжественные церковные процессии на кремлевской площади, пышное празднование Нового Года, празднество в честь Входа Господня в Иерусалим, на которых Адаму Олеарию довелось побывать, безусловно, впечатлили участников посольства.

Но при этом постоянные и привычные для Москвы пожары и разбой, пьяные мужчины и женщины, валяющиеся повсеместно, будь то Новгород, Москва, Казань, Владимир, Архангельск, посреди улиц в грязи, или голые, в чем мать родила возвращающиеся домой из шинка, где пропили последнюю рубаху, крестьяне, разбегающиеся при виде приближающегося к деревне посольства, или растравливающие пчел, чтобы выжить иноземцев – все это приводило в недоумение, порождало хулу и порицание человека пришлого, не способного соизмерить грани души русской. Души противоречивой: откровенной и хитрой, покорной и дикой, глумливой и набожной, в грязи валяющейся и любящей в баньке попариться…

Откровенная и хитрая

Смышленость и лукавство – одни из отличительных черт русского характера, по мнению Адама Олеария. Хитрость у московитов - так Олеарий нередко называет русских – нередко используемая при сделках купли и продажи, способствует выгоде, хорошей прибыли. Не брезгуя обманом для личного обогащения, русский при этом весьма мнителен и недоверчив, и его не так легко обвести вокруг пальца. Но если кому и удастся объегорить московита, тот будет весьма почитаем и уважаем обманутым за проявленную смекалку и ум.

Олеарию довелось быть свидетелем того, как московские купцы упрашивали некоего голландца, обманувшего их в торговле на значительную сумму денег, вступить с ними в сотрудничество, полагая, что человек, обладающий такими мастерскими приемами обмана, будет преуспевать в торговом деле. Но вот что любопытно! Не стесняясь обманывать и не считая при этом обман и хитрость делом совести, но, наоборот, умным и похвальным поступком, русские почитают за грех не отдать лишек человеку, который при платеже заплатил лишнее по ошибке. Взять деньги, отданные по неволе, считалось бы кражей, а вот на хитрость участник сделки ведется осознанно и добровольно, следовательно, нечего и говорить о бесчестном поведении русского дельца!

Покорная и дикая

Русский народ не брезгует постыдными и гнусными словами, насмешками. Брань и ругань, иногда переходящие в кулачные бои, столь привычные для русского, ставшие «второй натурой» - обыденные атрибуты жизни в России.

Русский человек – груб и жестокосерден, заверяет автор «Описания путешествия в Московию». Поэтому-то, как считает Олеарий, русских надлежит держать «под жестоким и суровым ярмом и принуждением и постоянно понуждать к работе, прибегая к побоям и бичам».

Русские созданы для рабства, что и демонстрируют они, земно кланяясь знатным особам, нагибая низко голову, порою вплоть до самой земли и бросаясь к ногам их, выказывая благодарность за побои и наказания. Любой вельможа, дворянин, боярин, имеющий в подчинении крепостных крестьян, сам является рабом, царским «холопом», который всякий раз проявляет перед царем свое ничтожество, подписываясь в письмах и челобитных уменьшительным именем: «Петрушка, твой холоп».

Но! Сколь терпелив и вынослив русский человек, особенно простолюдин, обремененный тяжким ярмом крепостного права, сколь покорен крестьянин своему властителю, столь же неистов и жесток, необуздан русский, доведенный до крайности, обессиленный, притесненный. Не мало тому доказательств в истории: мятежи и бунты, захлестывающие, словно бурные потоки, все и вся на своем пути.

Глумливая и набожная

Первое, что делает русский человек, когда входит в избу, смотрит в святой угол, осеняет себя крестным знамением, низко кланяется иконам – величает Бога, а уж потом хозяев. Богобоязненный и набожный русский слушает обедню стоя, смиренно, кланяясь ликам Божиим, нашептывая «Господи, помилуй».

У русских постных дней в году больше, чем непостных. Но в преддверии строгого поста бесстрашно и отчаянно пускается народ во все тяжкие: обжорство, пьянство, разгул.

Избегая инакомыслия, ереси, священники в православной церкви не смеют читать проповедей, толкующих евангелие, а читают только сами библейские тексты. Но при этом ходили по рукам книги, в которых были собраны описания и толкования евангельских историй, с различными прибавками, баснями и «опасными», по мнению негодующего Адама Олеария, вымыслами.

Кто о чем, а вшивый о бане

Поваляться в грязи в беспамятстве под дверями шинка или кабака – это одна сторона медали. А вот и другая: любит русский человек в баньке попариться, ох, любит! Да чтобы банька пожарчее, да веничком березовым похлестать как следует, а когда невмоготу – в сугроб снега или реку кинуться, снегом будто мылом обтереться хорошенько и снова в баню, бревенчатую, горячую, невыносимую для немецких костей, немыслимую для секретаря голштинского посольства, ученого ума, брезгливого ума, Адама Олеария, предпочитавшего с рубахой срастись и мыться раз в год!

Что касается истории моды 17 века, как, впрочем, и более ранних периодов - очень сложно точно датировать изменения в моде согласно вековой эпохе. Все они получаются вследствие влияний традиционных нарядов различных европейских народов на костюмы соседних держав. Так, Испания прославилась строгими костюмами и наглухо закрытыми воротниками, Венеция – пышными платьями и туфлями на невероятно высоких каблуках, Англия – нарядами, подчеркивающими красоту женского тела, длинными шлейфами и корсетами, которые были настоящим произведением швейного искусства. Женская мода 17 века коварна и мнительна. Изменения костюмов в этот период проходят быстро и ярко.

Русская мода в 17 веке

История гласит, что отношения России с Европой только начали развиваться в 17 веке, но модные тенденции европейского платья уже понемногу влияют на наряды русской знати. Так, первое яркое влияние на русский наряд можно заметить в деловом костюме бояр. Кафтан стал короче, на манер польского. Такие перемены были обусловлены тем, что короткий кафтан более удобен в работе. Иностранные купцы и дипломаты постоянно посещают Россию, при этом одеваясь в костюмы по моде своей страны. При царе Михаиле Федоровиче иностранные костюмы среди русской знати носились «для развлечения» и участия в разнообразных вечерах и забавах. Но, как бы то ни было, незадолго до своей смерти Алексей Михайлович издал указ, который воспрещал перенимать у Европы прически и стиль одежды. Окончательную европеизацию русского костюма провел Петр I. До этого же классическим нарядом служили традиционные русские кафтаны, ферязь, портки, рубахи, сарафаны, шубы. Существовало несколько разновидностей кафтана. Лишь длина оставалась неизменной – до колена.

Мода 17 века в России мало чем отличается от того же 16 столетия. И уже начиная с 18 века изменения под влиянием европейской культуры стали необратимы.

Новые явления в экономическом развитии России XVII в. :

    появились первые мануфактуры – крупное производство, основанное на ручном труде, но с использованием разделения труда;

    специализация районов на производстве определенных товаров (центральные области и Среднее Поволжье – хлеб, Поморье – лен, конопля, Сибирь – меха, Калуга – деревянная посуда и проч.);

    складывание единого всероссийского рынка – формирование тесных хозяйственных связей и товарообмена между отдельными частями страны;

    правительство начало проводить политику протекционизма . В 1653 г. принят Торговый устав , который уставил единую рублевую пошлину с ввозимого товара. В 1667 г. принят Новоторговый устав , который увеличил пошлину на иностранные товары.

Алексей Михайлович (1645–1676) – прозван Тишайшим за тихий нрав и благочестие. Со временем правления Алексея Михайловича связаны: церковный раскол , Соборное Уложение , окончательное закрепощение крестьян , восстание под предводительством Степана Разина .

Центральное и местное управление в XVII в. претерпело изменения, которые свидетельствовали о постепенном переходе к абсолютистской форме правления:

    царь по-прежнему правил вместе с Боярской Думой, значение которой постепенно падало. В Боярскую Думу входили представители 4-х думных чинов: бояре, окольничии, думные дворяне и думные дьяки ;

    почти перестали собираться Земские соборы, последний из них был созван в 1653 г. по вопросу о принятии Малороссии в российское подданство. В январе 1654 г. состоялась Переяславская Рада , она постановила принять подданство украинцев русскому царю (присоединение Левобережной Украины к России );

    получили дальнейшее развитие приказы , выросло их число;

    главной опорой власти были бюрократия и армия ;

    укрепились позиции центральной власти на местах: особую роль в местном управлении играли воеводы , назначенные из центра;

    основной административно-территориальной единицей России в XVII в. был уезд ;

    в 1649 г. Земским Собором принят новый свод законов государства – Соборное Уложение. Оно юридически оформило крепостное право, введя бессрочный срок сыска беглых крестьян, штраф за укрывательство беглых, потомственное закрепление крестьян к земле;

    началась реорганизация русского войска: с 1630 г . появилисьполки нового строя – солдатские, рейтарские, драгунские из русских наемных солдат под командованием офицеров – иностранных наемников; но дворянское ополчение продолжало оставаться главной военной силой;

    усилилось подчинение церкви государству: был создан Монастырский приказ для суда над духовенством и зависимыми от него людьми.

В середине XVII в. патриарх Никон провел церковную реформу , цель которой – укрепление церкви. Нововведения Никона – троеперстное (а не двуперстное) сложение руки для крестного знамения, тройная (а не сугубая) аллилуйя, хождение при освящении церкви и при крещении против солнца (а не полосонь), исключение из Символа веры и некоторых молитв слов, которых не было в греческих подлинниках, слишком «плотский» стиль иконописания. Реформа привела к церковному расколу , появилась церковная оппозиция (старообрядчество ) во главе с Аввакумом , которое в XVII в. приняло социальную окраску.

Бунташный век название XVII в., в котором произошли крупные народные выступления: 1648 г. – соляной бунт, 1662 г. – медный бунт, 1667–1671 гг. – восстание казаков и крестьян (крестьянская война ) под предводительством Степана Разина .

1654 г. при Аптекарском приказе в Москве было открыто первое светское специальное учебное заведение – «Школа русских лекарей ».

Трое его сыновей Алексея Михайловича (Федор, Иван, Петр ) стали царями, а дочь Софья – регентшей при малолетних братьях.

Федор Алексеевич (1676–1682)провел следующие социально-экономические и политические мероприятия:

    реформа податной системы: с 1679 г. начался переход к подворному обложению;

    отмена местничества (1682 г. ) – системы распределения служебных мест среди феодалов с учетом происхождения и служебного положения предков.

После смерти Алексея Михайловича развернулась борьба аристократии (Милославские) и незнатного дворянства (Нарышкины) за претендента на престол. Милославские выступали за Ивана , Нарышкины – Петра .

Май 1682 г. – стрелецкое восстание в Москве, в результате которого провозглашено совместное царствование Ивана V и Петра I при регентстве царевны Софьи . Софья оставалась фактической правительницей до августа 1689 г. , когда она потерпела поражение в борьбе с Петром и была заключена в Новодевичий монастырь.

Таким образом, последствиями перерастания сословно-представительной монархии в абсолютную Россию в конце XVII в. стали массовые репрессии по отношению к боярству.