СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Термин | Определение | Пример |
Повтор слов в началах смежных отрезков речи | Ненастный день потух; ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой. () |
|
Аллитерация | Стилистически значимый повтор согласных звуков | Мор оз и солнце: день чудесный! Ещё ты др емлешь, др уг пр елестный – пор а, кр асавица, пр оснись: откр ой сомкнутой негой взор ы навстр ечу север ной Авр о ры, звездою север а явись! () |
Антитеза | Высказывание, построенное на основе резкого противопоставления | Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. |
Архаизмы | Слова, устаревшие вследствие того, что понятия, обозначаемые ими, приобрели новое название. У архаизмов в современном языке обязательно есть синонимы | Дщерь – дочь, живот – жизнь, дружество – дружба, очи – глаза |
Ассонанс | Стилистически значимый повтор согласных | Бро жу ли я вдо ль у лиц шу мных, вхо жу ль во мно го лю дный храм. () |
Бессоюзие | Пропуск союзов при перечислении | Швед, русский – колет, рубит, режет, бой барабанный, крики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон…() |
Вопросно-ответное единство | Такое построение высказывания, при котором автор сначала задает вопрос, а потом отвечает | |
Многосоюзие | Намеренные повторы союзов и, да, или. | Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. () |
Неологизмы | Новые слова, значения слов и выражения, которые еще не вошли в активное употребление, например, неологизмы конца XX века | Тостер, парковка, менеджер, горячая точка. |
Неполные предложения | Предложения, в которых отсутствуют необходимые для понимания смысла слова, обычно передают волнение или непринужденную разговорную речь | Савельич за него заступился…: «И охота было не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря бы утихла, отправились бы дальше. И куда спешили. Добро бы на свадьбу» () |
Однокоренные слова | Подчеркнутый повтор наиболее значимых в смысловом, идейном отношении однокоренных слов | Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально свет она. () |
Оксюморон | Парадоксальное, противоречивое словосочетание слов, связанных подчинительной связью | «Живой труп», «Горячий снег»,звонкая тишина, красноречивое молчание |
Олицетворение | Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия | Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается младость. () |
Перифраза (перифраз) | Замена слова описательным выражением, которое выделяет наиболее существенные в данном контексте признаки | Санитар леса и серый душегуб (о волке), черное золото (о нефти) |
Разговорная лексика | Стилистически сниженная лексика, характерная для разговорного стиля, для непринужденной речи. может использоваться в публицистике и художественной литературе | Охранники, рукавицы на руках, кинулись , чтобы унять, хватали собак за ошейники. (Из газеты) |
Риторический вопрос | Вопрос, который ставится не с целью получить ответ на него, а чтобы привлечь внимание слушателей или читателей к тому или иному явлению | Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык? () |
Риторическое восклицание | Придание высказыванию восклицательной интонации | Ну как не порадеть родному человеку! () |
Синекдоха | Перенос значения на основе части и целого, а также единичного и множественного | Всё спит – и зверь, и человек, и птица. () Пуще всего береги копейку. () |
Синтаксический параллелизм | Повтор схожих по структуре предложений и их отрезков | Белеет прус одинокий в тумане моря голубом!... Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов) |
Сравнение | Обороты, в которых происходит сопоставление двух предметов или явлений на основе сходства. Признаками сравнения являются: 1) наличие в тексте обоих компонентов – того, что сравнивают, и того, с чем сравнивают; 2) формальных выразителей сравнения: а) сравнительного союза как будто, словно и др., б) формы творительного падежа , в) формы сравнительной степени, г) слов похож, подобен, сравним и др. На основе сравнения может строиться развернутое сравнение | 1) Водная гладь как зеркало. 2) лететь стрелой. 3) «Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее». () 4) Парламент похож на лодку, которую каждый раскачивает в свою сторону |
Повтор слов или словосочетаний на границах смежных отрезков речи | Я за свечку – свечка в печку. (К. СЧуковский) |
|
Слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства | Суффикс, сила тока, оксид, млекопитающие |
|
Умолчание | Обрыв высказывания, чтобы читатель или слушатель сам додумал мысль, а также, чтобы передать взволнованную речь, испуг | Нет, я не хотел … быть может, вы … я думал, что уж барону время умереть. () |
Фразеологизмы | Устойчивые сочетания слов, которые не создаются в речи каждый раз заново, а воспроизводятся как готовые, закрепленные в памяти языковые единицы | Бежать сломя голову, ахиллесова пята, иметь в виду, бить баклуши и др. |
Экспрессивная книжная лексика | Лексика книжных функциональных стилей (публицистического, литературного, художественного), обладающая большой выразительностью, содержащая в себе положительные или отрицательные оценки предмета речи | Постой, царевич. Наконец, я слышу речь не мальчика, но мужа . () Но ты поднялся, ты взыграл, Ты прошумел грозой и славой – и бурны тучи разогнал, и дуб низвергнул величавый. () |
Художественное определение. В качестве эпитетов используются прилагательные, причастия и качественные наречия, существительные-приложения | Среди цветущих нив и гор друг человечества печально замечает везде невежества убийственный позор() |
|
Повторы слов в концах смежных отрезков речи | Налево пойдешь – сам пропадешь, направо пойдешь – с конем пропадешь |
1. Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по дорогам. | А. Историзмы |
2. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже юношей изящных фамилий было у него (Петра I)теперь человек триста. (А. Толстой) | Б. Лексический повтор |
3. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! (М. Лермонтов) | В. Олицетворение |
4. Шепот, робкое дыханье, трели соловья. (А. Фет) | Г. Фразеологизмы |
Д. Эпитет |
1. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат (С. Орлов) | А. Вопросно-ответное единство |
2. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. () | Б. Гипербола |
3. Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? (Н. Гоголь) | В. Многосоюзие |
4. Ягненочком кудрявым месяц гуляет в молодой траве. (С. Есенин) | Г. Риторический вопрос |
Д. Сравнение |
1. Вывели лошадей, не понравились они мне. (И. Тургенев) | А. Градация |
2. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин) | Б. Инверсия |
3. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку – та бежать (К. Чуковский) | В. Оксюморон |
4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? | Г. Риторическое обращение |
Д. Синтаксический параллелизм |
А. Антитеза |
|
Б. Лексический повтор |
|
В. Многосоюзие |
|
Г. Риторическое восклицание |
|
Д. Эпитет |
1. Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелется туман ненастный ночи дремлющей в степи. | А. Анафора |
2. Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя, и над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? | Б. Градация |
3. Ура! В Россию скачет кочующий деспот. Спаситель горько плачет, а с ним и весь народ. | В. Лексический повтор |
4. Я твой – я променял порочный двор Цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей, на праздность вольную, подругу размышленья. | Г. Риторический вопрос |
1. Другой пуская поет героев и войну, я скромно возлюбил живую тишину. | А. Антитеза |
2. Нет, нет, напрасны ваши песни, я вас люблю, все тот же я. Дни наши, милые друзья, бегут, как утренние тени, как воды быстрого ручья. | Б. Метонимия |
3. Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам: их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам… | В. Синтаксический параллелизм |
4. Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края, туда, где гуляет лишь ветер …да я! | Г. Сравнение |
1. В чужбине свято наблюдая родной обычай старины: на волю птичку выпускаю при светлом празднике весны. | А. Вопросно-ответное единство |
2. Гречанка верная! Не плачь – он пал героем! Свинец врага в его вонзился грудь. | Б. Инверсия |
3. Теперь, оставя шумный свет, и муз, и ветреную моду, что ж изберете вы? – Свободу. | В. Метонимия |
4. Чья мысль восторгом угадала, постигла тайну красоты? Чья кисть, о небо, означала сии прекрасные черты. | Г. Синекдоха |
Д. Риторический вопрос |
А. Архаизм |
|
2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль… | Б. Оксюморон |
В. Риторический вопрос |
|
Г. Сравнение |
|
Д. Экспрессивный повтор |
1. В глуши, во мраке заточенья тянулись долго дни мои без божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви. | А. Бессоюзие |
2. Все те же мы: нам целый мир в чужбина; отечество нам Царское Село. | |
3. Как приведение, за рощею сосновой луна туманная взошла… | В. Оксюморон |
4. Нет ни в чем вам благодати; с счастием у вас разлад: и прекрасны вы некстати, и умны вы невпопад. | Г. Перифраза |
Д. Сравнение |
1. Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь своим мечтам. | А. Гипербола |
2. В безмолвии садов, весной, во мгле ночей, поет пред розою восточный соловей. Но роза милая не чувствует, не внемлет, и под влюбленный гимн колеблется и дремлет. | Б. Метафора |
3. В пустыне чахлой и скупой, на почве, зноем раскаленной, анчар, как грозный постовой, стоит – один во всей вселенной. | В. Олицетворение |
4. Молчи, бессмысленный народ, подёнщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, ты червь земли, не сын небес… | Г. Синтаксический параллелизм |
1. Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. (М. Шолохов) | А. Архаизм |
2. Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной: ах, лейся, лейся, ключ отрадный! Журчи, журчи свою мне быль… | Б. Оксюморон |
3. Ты ждал, ты звал … я был окован; вотще рвалась душа моя: могучей страстью очарован, у берегов остался я. | В. Риторический вопрос |
4. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. (С. Есенин) | Г. Сравнение |
Д. Экспрессивный повтор |
1. Здесь барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца | А. Антитеза |
2. Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман. | Б. Лексический повтор |
3. О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат. | В. Многосоюзие |
4. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы. | Г. Риторическое восклицание |
Д. Эпитет |
ТЕСТ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 9 класс
1. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла» (С. Есенин)
1. гипербола
2. градация
3. риторическое восклицание
4. сравнение
2. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Чу… снег хрустит… прохожий; дева к нему на цыпочках летит, и голосок ее звучит нежней свирельного напева». ()
1. антитеза
2. олицетворение
4. сравнение
3. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Настоящая народная песня за внешней красотой, за формой не гонится, а умеет говорить от души самыми простыми и потому красивыми словами» (М. Горький)
1. метафора
2. олицетворение
3. сравнение
4. экспрессивная книжная лексика
4. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не такие, чтобы толстые, однако и не тонкие» (Н. Гоголь)
1. антитеза
2. антонимы
3. бессоюзие
4. метафора
5. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Клянусь четой и нечетой, клянусь мечом и правой битвой, клянуся утренней звездой, клянусь вечернею молитвой» (
1. градация
2. контекстуальные антонимы
3. синекдоха
4. эпифора
6. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «В леса, в пустыни молчаливы перенесу, тобою полн, твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн» (
1. антитеза
2. многосоюзие
3. перифраза
4. развернутая метафора
7. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Победой прославлено имя твое, твой щит на вратах Цареграда; и волны, и суша покорны тебе; завидует недруг столь дивной судьбе» (
1. анафора
2. гипербола
8. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю слугу, несущего мне утром чашку чаю вопросами…» (
1. вопросительно-ответное единство
2. гипербола
3. именительный представления
4. ряды однородных членов
9. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Предрассветное. Синее. Раннее. И летающих звезд благодать» (С. Есенин)
1. именительный представления
2. перифраза
3. парцелляция
4. умолчание
10. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Мир таинственный, мир мой древний, ты, как ветер, затих и присел. Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе» (С. Есенин)
1. гипербола
2. градация
4. развернутая метафора
11. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Слова и воздух этих сказок настолько чисты, настолько прозрачны, что дети мгновенно выучивают эти стихи наизусть и помнят их уже всю жизнь, а потом, становясь взрослыми, вновь возвращаются к ним, читая знакомые строки своим детям» (Ю. Бондарев)
1. антитеза
2. градация
3. неполное предложение
4. эпитеты
12. Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «Так же как и у взрослых, в библиотеке детей есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз только раскрытые и недолистанные до конца. Такие, как сухой школьный формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья…» (Ю. Бондарев)
1. парцелляция
2. эллипсис
3. метонимия
4. многосоюзие
Укажите, какое из средств выразительности используется в отрывке: «»
1Д 2А 3Б 4Д 1Б 2В 3Г 4Д 1Б 2А 3Д 4Г 1В 2Д 3Б 4Г 1В 2Г 3Д 4А 1А 2Г 3Б 4В 1Б 2В 3А 4Д 1Г 2Д 3А 4В 1А 2Б 3Д 4В 1Г 2В 3А 4Б
РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА
учитель русского языка и литературы
школы №1 ЕМР
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ
УРОК 4
ТЕМА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»
План урока:
Вступление
Основная часть
а) звуковой повтор;
б) анафора;
в) эпифора;
г) параллелизм;
д) подхват;
е) лексический и экспрессивный повтор
3. Заключение
На предыдущих уроках мы рассмотрели самые распространённые тропы и фигуры. На данном уроке подробнее остановимся на различных видах повтора как одного из выразительных средств языка.
Повтор - повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы.
Звуковой повтор – повторение одинаковых, сходных звуковых сочетаний в художественной речи.
Аллитерация (от лат. ad - к, при + litera -буква). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, применяемый для создания определённого образа.
Ш ип енье п енистых бокалов и п унш а п ламеньголубой (Пушкин).
Люблю гр озу в начале мая,
Когда весенний первый гр ом,
Как бы р езвяся и игр ая,
Гр охочет в небе г олубом
(Ф.Тютчев)
Ассонанс - а) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми гласными;
б) концентрированное повторение гласных звуков:
У наших у шки на маку шке,
Чу ть у тро осветило пу шки
И леса синие верху шки –
Французы ту т как ту т.
(М.Лермонтов)
Анафора (греч. anaphora - вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Клянусь я первым днем творенья ,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством...
(М.Ю. Лермонтов)
Единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивая основную мысли текста. Различают различные виды анафоры.
Анафора звуковая . Повторение одних и тех же сочетаний звуков. Гр озой снесенные мосты, Гр оба с размытого кладбища. (Пушкин)
Анафора морфемная . Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.... Черно глазую девицу, Черно гривого коня! (Лермонтов)
Анафора лексическая . Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)
Анафора синтаксическая . Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин)
Эпифора (греч. epiphora из epi - после + phoros - несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре (см.), заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник ? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
(Блок)
Параллелизм (греч. «parallelos» - идущий рядом) - фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный параллелизм обычно сопровождается тематическим, содержательным. Сходство в построении предложений раскрывает живую связь образов:
Жизнь без тревог - прекрасный светлый день,
Тревожная - весны младые грезы.
Там - солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь - и гром, и, молния, и слезы...
(А.А. Фет)
Параллелизм имеет разнообразные формы.
Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
(В.Хлебников)
Разновидностями его являются, в частности, единоначатие (анафора) и концовка (эпифора).
Подхват - фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха:
Придет оно, большое, как глоток , -
Глоток воды во время зноя летнего.
(Р.И. Рождественский)
Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, повторяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С.Есенин)
В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв)
Экспрессивный (эмоциональный повтор) – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.
- Скорей, скорей , - кричали мальчики, подгоняя друг друга… (А.Гайдар)
Выполнение задания В-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Для правильного выполнения этого задания нужно разбираться в разнообразии средств выразительности речи, хорошо знать основную терминологию и особенности стилей и типов речи.
Готовясь к экзамену, почаще заглядывай в глоссарий, выполняй упражнения и тестовые задания . Желаю удачи!
школы №1 ЕМР
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ
ТЕМА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»
План урока:
Вступление
Основная часть
а) звуковой повтор;
б) анафора;
в) эпифора;
г) параллелизм;
д) подхват;
е) лексический и экспрессивный повтор
3. Заключение
На предыдущих уроках мы рассмотрели самые распространённые тропы и фигуры. На данном уроке подробнее остановимся на различных видах повтора как одного из выразительных средств языка.
Повтор - повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы.
Звуковой повтор – повторение одинаковых, сходных звуковых сочетаний в художественной речи.
Аллитерация (от лат. ad - к, при + litera -буква). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, применяемый для создания определённого образа.
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пушкин).
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом
(Ф.Тютчев)
Ассонанс - а) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми гласными;
б) концентрированное повторение гласных звуков:
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
(М.Лермонтов)
Анафора (греч. anaphora - вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством...
(М.Ю. Лермонтов)
Единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивая основную мысли текста. Различают различные виды анафоры.
Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков. Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)
Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов.... Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов)
Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)
Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин)
Эпифора (греч. epiphora из epi - после + phoros - несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре (см.), заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь).
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьёт меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
Параллелизм (греч. «parallelos» - идущий рядом) - фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный параллелизм обычно сопровождается тематическим, содержательным. Сходство в построении предложений раскрывает живую связь образов:
Жизнь без тревог - прекрасный светлый день,
Тревожная - весны младые грезы.
Там - солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь - и гром, и, молния, и слезы...
Параллелизм имеет разнообразные формы.
Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – гаснут,
Когда умирают люди – поют песни.
(В.Хлебников)
Разновидностями его являются, в частности, единоначатие (анафора) и концовка (эпифора).
Подхват - фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха:
Придет оно, большое, как глоток, -
Глоток воды во время зноя летнего.
(Р.И. Рождественский)
Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило, повторяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
(С.Есенин)
В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв)
Экспрессивный (эмоциональный повтор) – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.
Скорей, скорей, - кричали мальчики, подгоняя друг друга… (А.Гайдар)
Выполнение задания В-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Для правильного выполнения этого задания нужно разбираться в разнообразии средств выразительности речи, хорошо знать основную терминологию и особенности стилей и типов речи.
Готовясь к экзамену, почаще заглядывай в глоссарий, выполняй упражнения и тестовые задания. Желаю удачи!
Тропы
Троп - слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении (греч. tropos - поворот). В тропе функция образной характеристики преобладает над функцией номинации (названия).
Эпитет - определение (прилагательное), придающее речи образность, эмоциональность: чистое поле; золотые тучи солнца; янтарный мёд; алмазная роса; печальная звезда; жуткий скрежет.
Метафора - уподобление по сходству, скрытое сравнение (т.е. не выраженное специальными грамматическими средствами): наш командир - орёл ; был пешкой в политической игре ; металл в голосе; стрелять глазами; дождь барабанит в окно.
Распространённый структурный тип метафоры - генетическая метафора (существительное в переносном значении управляет родительным падежом - генетивом): бриллианты росы; серебро седины; море огней; лента дороги.
Сравнение - грамматически оформленное сопоставление с другим предметом или явлением:
1) обороты со сравнительными союзами как , словно , точно , будто и др., предлогом подобно , прилагательным подобный и т.п.: Ты ведёшь себя как осёл ; Он действовал чётко и точно, словно робот ; Капли росы блестят подобно бриллиантам ; Прилив поднимает волны, подобные горам ;
2) сравнительная степень прилагательного или наречия обычно в сочетании с формой родительного падежа существительного: «Гарун бежал быстрее лани » (М.Лермонтов);
3) форма творительного падежа существительного (так называемый творительный сравнения): Заботы пчёлами кружились вокруг; Тропинка извивалась змеёй .
Метонимия - перенос названия одного предмета на другой, смежный: читать Пушкина ; город отмечает юбилей; съел целую тарелку .
Олицетворение - уподобление живому существу: Море смеётся ; Судьба играет человеком; «И звезда с звездою говорит » (М.Лермонтов).
Аллегория - иносказание, передача отвлеченного понятия через конкретный образ: Не должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность; и люди - носители этих качеств); «Орлам случается и ниже кур спускаться; но курам никогда до облак не подняться!» (И.Крылов).
Ирония - переименование по контрасту, подразумевающее противоположное сказанному: Ну и помог ты мне; Вот так счастье - иметь по соседству постоянно лающую собаку; «Отколе, умная , бредешь ты, голова?» (И.Крылов).
Гипербола - преувеличение: тысячу раз тебе говорил; сто лет с ним не виделись; напугал до смерти .
Литота - преуменьшение: в двух шагах отсюда; лошадь величиной с кошку .
Перифраза (или перифраз) - замена названия предмета описательным образом: страна фараонов (о Египте); царица ночи (о луне); Грозно зарычал царь зверей ; Из чащи на опушку вышел лесной великан - лось.
Фигуры речи
Фигуры речи (стилистические фигуры, риторические фигуры) - особые синтаксические построения, усиливающие образно-выразительную функцию речи.
Оксюморон - соединение несоединимых понятий: Живой труп (Л.Толстой); Это было весьма красноречивое молчание .
Антитеза - противопоставление: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! » (М.Лермонтов); «Неблаговидные дела под благовидным предлогом» (из газеты).
Параллелизм - сходное построение предложений, самостоятельных или в составе сложного предложения (часто - с использованием антитезы): «Что ищет он в краю далёком? Что кинул он в краю родном?» (М.Лермонтов); «Добро радуется чужому счастью, зло - чужому страданию» (В.Дудинцев). Синтаксический параллелизм обычно сочетается с лексическим поворотом. Пример параллелизма без лексического повтора: «Утихает светлый ветер, наступает серый вечер» (А.Блок).
Экспрессивный повтор - стилистически оправленный повтор слов в пределах одного или нескольких предложений: «Это большой труд и большая удача - найти друга…» (И.Бестужев-Лада).
Основные позиционные типы повторов :
Анафора - повтор в начале предложений или их частей: «Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступления и вечной правды торжеством.. Клянусь паденья горькой мукой, победы краткою мечтой; клянусь свиданием с тобой и вновь грозящею разлукой» (М.Лермонтов)
Эпифора - повтор в конце предложений или их частей: «Мне бы хотелось знать, почему я титулярный советник ? Отчего именно титулярный советник ?» (Н.Гоголь); Я всегда это знала , и ты тоже знал , мы оба это знали !
Симплока - повтор срединой части предложения: «Строем клянусь и полком! Боем клянусь и штыком!» (Е.Благинина).
Кольцо, обрамление - повтор в начале и в конце высказывания: Счастья тебе желаю, огромного, настоящего! От всей души - счастья !
Стык, подхват - повтор, связывающий концовку первой и начало второй фраз или их частей: «Придёт оно, большое, как глоток , глоток воды во время зноя летнего» «Р.Рождественский»
Хиазм [от греч. Буквы Х «хи», символизирующей пересечение] - перестановка двух повторяющихся компонентов: «Стихи отводят от портрета , портрет отводит от стихов » (А.Пушкин).
Градация - нарастание или убывание.
Восходящая градация : Я вас прошу, я очень прошу, я вас умоляю.
Нисходящая градация : Не обошлось без переломов рук и ног, сотрясения мозга, ушибов.
Период - многочленное сложное предложение, гармоничное по синтаксической структуре и образующее две интонационно противопоставленные части (первая характеризуется повышением тона, вторая - понижением): «Кто бродил ночью по роднику и видел, как, преображённые лунным светом, хорошеют трогательные шахтёрские хаты, кто видел степь по луной, серебристую и оживлённую, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн, кто жадно вдыхал горячие запахи ночи - словом, кто любил, и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет!» (Б.Горбатов).
Эллипсис - пропуск сказуемого, придающий речи динамизм: «Татьяна в лес, медведь за нею» «А.Пушкин»; «Чтобы с каждого окна - флаги! С каждой крыши - фейерверк! Из-за каждого угла - цветы!» (К.Федин).
Инверсия - стилистически значимое изменение обычного порядка слов: «На море синее вечерний пал туман» (А.Пушкин); «Судьбы вершился приговор!» (М.Лермонтов).
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Антонимы | ||
Многозначные слова | ||
Омонимы | ||
Синонимы | ||
просторечная лексика . | ||
Диалектизм | ||
Историзм Архаизм. | ||
Заимствованная лексика | ||
Неологизмы | ||
Канцеляризм | ||
Термин | ||
Профессионализм | ||
Жаргонизм | ||
Фразеологизм |
лексический повтор;
разговорная лексика;
оценочная лексика;
Экспрессивный лексический повтор
СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
Ш ипенье пенистых бокалов и пунш
АССОНАНС (франц. assonance - созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным./Думаю думу свою.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Выразить свои чувства к тому, о чём мы говорим и пишем, помогут и средства словообразования, особенно суффиксы и приставки. Существуют так называемые уменьшительно-ласкательные суффиксы –оньк-, еньк-, -ик, -к-, -ечк-, -ок (девонька, деревенька, столик, шёрстка, местечко, флажок). Им противоположны суффиксы преувеличения: -ищ-, ущ и др.: бородища, здоровущий. Есть суффиксы, помогающие выразить неодобрение, даже пренебрежение: -онк- (собачонка), -ишк-. (бельишко), в просторечных словах суффиксы - юг-, -яг- (шоферюга, деляга, ворюга). Вот примеры, показывающие неисчерпаемость нашего языка. Простое существительное кот. Какие суффиксы можно к нему добавить? А вот какие: котик, коточек, котя, котяра, котишка, котище, кошара. К прилагательному белый? Беленький, белёхонький, белёшенький, беловатый, белесый.
Определённые чувства помогут выразить и некоторые приставки. Например, приставка пре- в значении очень покажет превосходство данного качества в предмете, явлении, образе: предобрый старик, пренеприятное известие; усиливает впечатление «нанизывание» приставок для создания какого-то эффекта, например, «Пооткормили меня, поотлежался да и вдругорядь на фронт» (В. Белов); «Худяков и вовсе позаглядывал весело» (Ф. Абрамов). Как видно из примеров, к глаголу легче подобрать приставки: в сочетании с другими средствами словообразования они создают яркую экспрессию: бегать – добегаться, убегаться, отбегаться, избегаться, выбегаться.
Как пахарь, битва отдыхает.
(А.С. Пушкин)
Меткое и образное сравнение! Передышка в сражении - это короткий отдых в самой тяжелой работе - труде пахаря.
Семантические фигуры речи
Антитеза - (от греч. противоположение) - стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза выражается обычно антонимами - словами с противоположными значениями. Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами.
Ты богат, я очень беден; /Ты прозаик, я поэт...
(А.С. Пушкин)
Оксюморон, или оксиморон - (греч. остроумно-глупое)- соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого: И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой.(А.С. Пушкин).
Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью. (Н. С. Лесков)
Такие слова, обладающие несовместимыми в обычной речи семантическими «атомами» («жизнь» и «смерть», «веселье» и «скука» и т. п.), соединяются в поэтическом тексте как взаимопроницаемые противоположности и дают художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях (живой труп - по существу неживой живой человек, скучающая веселость - показная веселость и т.п.).
Градация - (лат. постепенное возвышение, усиление) - расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. В соответствии с этим различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад). «При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!..»
(Ф.М. Достоевский).
Параллелизм - (греч. идущий рядом) - синтаксическая фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный параллелизм обычно сопровождается тематическим, содержательным. Пример:
Анафора - греч. anaphora - вынесение вверх) - повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз)
А. Пушкин
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов...
М. Лермонтов
Есть также риторическое восклицание . Оно подчеркивает эмоциональность авторской речи, усиливает выражение чувств.
Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения) идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг:
Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин)
Парцелляция - художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь.
Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах. (М. Зощенко).
Инверсия - (от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Пример: "Сметливость его и тонкость чутья меня поразили". (А. Пушкин).
"Досадно было, боя ждали" (М. Лермонтов).
"Тут сгорел мой приятель со стыда" (И. Тургенев).
"Инверсия - тонкое средство художественной речи. Инверсии употребляются и в художественной прозе - где они едва ли бывают "вынужденными", поскольку ритм прозы гораздо более свободен, чем в поэзии, в стихе" (В.В. Кожинов).
"Инверсия и другие риторические фигуры, построенные на "игре" порядком и расположением слов, позволяют создать ощущение речевого пространства"
(Ю.Б. Борев).
Подхват - фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха:
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Антонимы | Это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. ! Антонимы могут быть контекстными, т. е становится антонимами только в данном контексте. | Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной, Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной, Упоительной и безотрадной. |
Многозначные слова | Это слова, имеющие много значений | Лапа - 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева |
Омонимы | Это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению. | Планировать - составлять план Планировать - постепенно, плавно снижаться в Засыпать - погружаться в сон Засыпать - покрыть слоем чего-нибудь сыпучего. |
Синонимы | Это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию!Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными | Битва, побоище, сеча, баталия, стычка, сражение Да что там народ! Нас и так уже иначе как населением не называют. |
В разговорной речи может встречаться просторечная лексика . | Сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. | Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться). |
Диалектизм | Это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. | Бурак – свёкла, няша –болото, кочет – петух, козюли – змеи. |
Историзм Архаизм. | Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования. Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии. | Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище. |
Заимствованная лексика | это слова, заимствованные из других языков в результате языковых контактов. | Метро, кофе, пальто, жюри, амбар, артист, авария |
Неологизмы | Неологизмы – новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. | Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. |
Канцеляризм | КАНЦЕЛЯРИЗМЫ, слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. | «входящие - исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п. |
Термин | От лат. terminus – предел, граница, пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве. | Ноосфера, дебет, кредитор и т. п. |
Профессионализм | Полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией. | балда - тяжелый молот для дробления горных пород у горняков. |
Жаргонизм | Жаргонизмы – слова ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. | Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача |
Фразеологизм | Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии. | Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны и т. д. |
Следует отметить, что в задании 3 встречаются и другие термины лексических средств выразительности:
лексический повтор;
разговорная лексика;
сниженная разговорная лексика;
книжная (в т. ч. экспрессивная) лексика;
общественно-политическая лексика;
оценочная лексика;
экспрессивный лексический повтор
СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся:
АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. al - к, при и littera - буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность, создают звуковой образ. Напр., «Ш ипенье пенистых бокалов и пунш а пламень голубой» (А. С. Пушкин).