Егэ задание 20 комментарии и примеры. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Исключение лишнего слова

ЕГЭ по русскому языку - один из двух обязательных экзаменов, чтобы получить аттестат нужна подготовка задолго до экзамена.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 г. по русскому языку:

  • Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста.
  • Изменён формат заданий 2, 9–12.
  • Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений.
  • Уточнён уровень сложности отдельных заданий.
  • Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

  • Тренировочные задания необходимы для практики. Решай каждый день задания с ответами в режиме онлайн. Для этого собрано свыше 10 упражнений на каждую тему. поможет в изучении того, что достаточно для решения. Дан алгоритм выполнения задания - что нужно знать. Представлен видео урок с подробным разбором.
  • Сочинения. До апреля нужно написать по одному сочинению на каждую возможную тему (любовь, война, равнодушие, верность, отзывчивость, нравственные и философские понятия и так далее). Хотя бы по одному в неделю подбирать аргументы и составлять собственный банк аргументов.

Благодаря тренировкам ты сможешь:

  1. Восстановить в памяти материал, изученный в рамках школьной программы;
  2. Выявить и устранить пробелы в знаниях;
  3. Определить , какая задача для тебя простая, а какая – сложная, и уделить ему максимум внимания;
  4. Довести до автоматизма решение некоторых частей задания или целой задачи;

На что надо обратить внимание:

  1. На все задания отводится 3,5 часа (210 минут).
  2. На экзамен разрешено взять с собой только ручку.
  3. Заданий в этом году стало больше: вместо 26 стало 27.
  4. И структура заданий распределилась на 2 части:

Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом в виде цифры или слова (нескольких слов), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Основные темы заданий для тренировок:

  1. Речь. Текст
  2. Лексика и фразеология
  3. Речь. Нормы орфографии
  4. Речь. Нормы пунктуации
  5. Речь. Языковые нормы
  6. Речь. Выразительность русской речи
  7. Развитие речи. Сочинение

Часть 2 содержит одно задание – сочинение (объемом 200 слов) с развёрнутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.


Баллы за задания ЕГЭ по русскому языку

  • 1 балл – за 1-7, 9-15, 17-25 задания
  • 2 балла – 16.
  • 4 балла – 26.
  • 5 баллов – 8.

В итоге можно получить максимум 58 первичных баллов . Для получения аттестата нужно набрать 24 балла, а для поступления в вуз – 36.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Вариант 1. Исключение Вариант 2. Замена Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

2 слайд

Описание слайда:

Вид ошибки Примеры Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Неразличениеоттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Неразличениесинонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию. Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

3 слайд

Описание слайда:

Выполним тестовое задание 20-1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Он боялся, что Остап вскроет стул сам и, забрав ценные сокровища, уедет, бросив его на произвол судьбы. ценные

4 слайд

Описание слайда:

20-2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. На сцену вышла молодая девушка, одетая в красивое, отливающее серебром белое платье. Прошлась лёгкой поступью, повернулась, улыбнулась в зал и ещё прошлась. молодая

5 слайд

Описание слайда:

20-3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Телефон тревожил его поминутно и звонил с упорством трамвайного вагона, пробирающегося через товарный рынок. трамвайного

6 слайд

Описание слайда:

20-4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году и по форме представляет исповедь героя перед своей смертью. своей

7 слайд

Описание слайда:

20-5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Два мальчика и три девочки шли на смену к городскому памятному мемориалу, где на плитах из красного гранита были перечислены все военные части и корабли, защищавшие город в последней войне. памятному

8 слайд

Описание слайда:

20-6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Одно знаю точно: никогда уже не сяду писать мою автобиографию, даже если проживу до ста лет. Надо быть слишком влюблённым в себя, чтобы писать без стыда о самом себе. мою

9 слайд

Описание слайда:

20-7. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В поезде князь впервые знакомится с Парфеном Рогожиным, сыном богатого купца, унаследовавшим после его смерти огромное состояние. огромное

В 2018 г. все основные характеристики экзаменационной работы ЕГЭ по русскому языку в целом будут сохранены.

В экзаменационную работу включено новое задание (20), проверяющее знание лексических норм современного русского литературного языка (кроме паронимов).

Увеличен первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы с 57 до 58.

Целесообразность включения в экзаменационную работу нового задания обусловлена результатами единого государственного экзамена: результаты освоения лексических норм в целом удовлетворительны, но невысоки. Учителям хорошо известно, что нередко у учащихся вызывает трудности толкование лексического значения слова, выпускники школ смешивают иноязычные названия, а неумение учеников точно излагать свои мысли делает формулировки неточными, расплывчатыми.

Задание 20 в экзаменационных материалах 2018 г. проверяет сформированность умений по стилистической правке (неуместность употребления слов, форм или конструкций) в связных текстах (предложениях). Следует заметить, что огромный материал для создания задания содержится в сочинениях участников экзамена.

В качестве основы для лингвистического материала задания 20 будут взяты основные виды речевых ошибок (табл. 1), представленные в Учебно-методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года.

Таблица 1

№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.
Мысль развивается на продолжении всего текста.
2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) Мое отношение к этой проблеме не поменялось .
Были приняты эффектные меры.
3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию.
4 Употребление слов иной стилевой окраски Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею .
5 Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6 Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других.
7 Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление .
Автор использует художественные особенности (вместо средства ).
8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов.
Молодой юноша, очень прекрасный
9 Употребление однокоренных слов в близком контексте (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.
10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.
11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу.

Особенности лингвистического материала определили возможные варианты предъявления задания в экзаменационной работе. Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена. Приведем примеры.

Вариант 1.
Исключение
Вариант 2.
Замена

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

(Ответ: необычный)

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: __________________________.

(Ответ: потерпели)

Методика работы на уроках русского языка по предупреждению речевых ошибок должна основываться, во-первых, на распознавании ошибок различных типов и, во-вторых, на их устранении (с помощью специальных приемов). Причем сам этап распознавания ошибки должен строиться на понимании семантического противоречия, спровоцированного ошибкой в данном предложении. Это означает, что работа с заданием 20 не должна сводиться только к требованию исправить ошибку. Выполнение этого задания потребует особого алгоритма его выполнения: найди смысловое (семантическое) противоречие (сигнал ошибки) → распознай ошибку, укажи ее вид (не смешивать со средствами выразительности) → если это ошибка, исправь ее.

В целом следует говорить о создании на уроке проблемной ситуации, которая будет эффективной только в том случае, если ученики хорошо ее понимают, убеждены в необходимости разрешения проблемы. Важно, чтобы поставленная проблема была обусловлена и подготовлена ходом урока, логикой работы над новым материалом. В противном случае проблемная постановка задачи из эффективного, развивающего фактора может превратиться в фактор, тормозящий учебную деятельность учащихся.

В прошлом году появилось новое задание, которое вклинилось между старыми № 19 и 20. В этом году суть задания не изменилась, но оно стало шестым.

Вот что в нём будет.

Тавтология. Исключение

Нарушение лексической сочетаемости. Замена

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В районе южного полюса Юпитера астроном заметил тёмное пятно и

вначале принял его за погодный необычный феномен, ведь на этой планете часто бушуют бури.

(Ответ: необычный)

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали

поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

Ответ: __________________________

(Ответ: потерпели)

Исключение лишнего слова

Если вам попадётся задание 20 в первой формулировке - вам повезло, потому что исключить лишнее слово намного проще, чем подобрать слово на замену.

Исключение слова связано с избыточностью речи (повторением сказанного), которую научно называют тавтологией или плеоназмом. Разные учебники по-разному толкуют понятия "тавтология" и "плеоназм", не думайте об этом. Для выполнения задания в ЕГЭ достаточно понимать суть явления.

Вы легко поймёте, почему надо было вычеркнуть слова в этом тексте.

Такие ошибки однотипны, они часто встречаются в речи, некоторые плеоназмы даже являются устойчивыми оборотами, поэтому можно составить небольшой словарик плеоназмов и выучить фразы, на которые необходимо обратить внимание на экзамене.

Краткий словарик плеоназмов

  • молодая девушка (все девушки молодые, старых не бывает)
  • пожилой старик (все старики пожилые)
  • спускаться вниз (спускаться можно только вниз)
  • подниматься вверх (аналогично)
  • развитие прогресса (прогресс и есть развитие)
  • моя автобиография (автобиография всегда пишется самим человеком)
  • утренний завтрак (завтрак всегда утром)
  • впервые дебютировать (дебют - первое выступление)
  • скриншот экрана (скрин - снимок экрана)
  • прейскурант цен (прейскурант и есть цены)
  • выставочный экспонат (экспонат - выставляемый предмет)
  • антагонистическая борьба (в значении слова "борьба" уже есть значение "антагонизм")
  • постоянная константа (константа - постоянная)
  • транспортные перевозки (других перевозок не бывает, перевозят всегда каким-то транспортом, даже телега - транспорт)
  • свободная вакансия (вакансия - свободное место)
  • в течение марта месяца (март - это месяц)
  • возобновиться вновь (это понятно)
  • самый лучший (см. об образовании формы степени сравнения прилагательных и наречий)
  • самая максимальная скидка (скидка максимальна - дальше некуда)
  • он лично встречался к ним (если встречался, мог сделать это только лично)
Скачать словарик плеоназмов

Этих знаний вам должно быть достаточно, чтобы выполнить задание 20 в первом варианте (исключите слово).

Попробуйте выполнить несколько тестовых заданий самостоятельно с проверкой. Для проверки нажимайте +

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В записи вебинара (см. ниже) больше таких примеров.

Значительно сложнее найти и исправить ошибку, связанную с нарушением лексической сочетаемости.

Замена неверно употреблённого слова

Чтобы найти слово, которое необходимо заменить, надо прежде всего выделить пару слов, которые не могут быть связаны друг с другом по смыслу или не звучат вместе. Про такие словосочетания говорят: "Звучит как-то коряво", "Сказано не по-русски".

Итак, мы находим два слова, которые по какой-то причине не сочетаются по смыслу и не звучат вместе.

Примеры нарушения лексической сочетаемости

  • это не играет никакого значения (сыграло большое значение)
  • это несёт (играет) определённую функцию
  • благодаря сильным морозам (наступлению противника, страшному наводнению, болезни…)
  • скоропостижный отъезд, вывод (скоропостижное увольнение)
  • одержать поражение
  • увеличить (уменьшить) уровень
Нарушение традиции
  • ответ на проблему
  • карие волосы
  • стая лошадей
  • рой рыбы
Изменение фразеологизма
  • заклятые друзья
  • выбросить слова на ветер
Неоправданный оксюморон
  • тупиковый выход
  • чудовищно красива
  • отъявленные отличники
  • вопиющие достижения
  • достигнутые недостатки
  • добиться ухудшений
  • преследует удача
  • кричать шёпотом
Стилистический разнобой
  • воздвигли сарай
  • прекрасные морды преступников
Одно из этих слов необходимо заменить схожим по звучанию, написанию, может быть, по значению, но подходящим ко второму слову. В реальных текстах такая замена не всегда возможна, но для ЕГЭ подберут варианты проще.

Попробуйте выполнить несколько заданий 20 самостоятельно. Нажмите +, чтобы увидеть верный ответ. Если не будет получаться, смотрите запись вебинара. Там всё объяснялось.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.