Древнегреческая троя. Где находится Троя? Язык и письменность Трои

Развалины Трои

Многие из нас хотя бы раз в жизни слышали название древнего города Троя, или Илион. Город находился на территории Малой Азии на побережье Эгейского моря. На сегодняшний день любители путешествий и старых городов ищут информацию о том, где находилась Троя и где сейчас можно увидеть ее развалины.

Троя в прошлом

Самые древние археологические следы Трои датируются 2900-2500 годами до нашей эры. Древнее государство Троя располагалось недалеко от пролива Дарданеллы (Геллеспонт) в Эгейском море, оно было основано в устье одноименного залива. Древний морской путь, соединяющий Мраморное, Черное и Эгейское моря, был под контролем Троянского государство в те дни. Троя была одним из важных торговых государств.

Долгое время считалось, что Троя - это всего лишь мифическое государство, которое было выдумано в древности. Но все изменилось после того, как в 1870 году знаменитым археологом-самоучкой Генрихом Шлиманом был найден клад в северо-западной части холма Гиссарлык (недалеко от города Чанаккале на территории современной Турции). В ходе дальнейших раскопок и был найден Древний город.

Троя сегодня

Развалины Трои находятся в Турции, недалеко от города Чанаккале, примерно в 30 км. Самый близкий населенный пункт - деревня Тевфикие. Быстро добраться до музея можно из города Чанаккале, автобусы совершают регулярные рейсы, минимальная стоимость проездного билета составляет 3 лиры.

Развалины города представляют собой особый интерес. Они состоят из 10 основных слоев. Это связано с тем, что город в ходе различных военных нашествий несколько раз был разрушен и выстроен заново.

Стоит отметить, что город-музей Троя находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

«Что бы это ни было, бойтесь данайцев, даже дары приносящих!» – эту крылатую фразу-предостережение слышали даже те, кто поверхностно знаком с древнегреческим эпосом. Город Троя был повержен посредством собственного же любопытства: жители сами втащили на его территорию спрятавшихся в деревянном коне воинов. Троя была захвачена, разрушена. Разрушена до основания? Откуда мы знаем об этом? И где находится Троя?



_

«Кто ж от богов бессмертных подвиг их к враждебному спору?»

События тех дней далёких описаны в поэме Гомера «Илиада» – старейшем из найденных древнегреческих произведений. В основе поэмы – фольклорные сказания о подвигах, датирующихся IX-VIII веками до н. э. Столица Троянского царства тогда имела название Илиона, и в песнях описываются последние месяцы десятилетней осады Трои данайцами. В конфликт, возникший из-за украденной Парисом красавицы Елены, были вовлечены даже боги Олимпа. Одни поддерживали данайцев, другие помогали троянцам. Война длилась 10 лет, и, казалось, ей не будет конца. Однако хитроумный царь Итаки Одиссей реализовал свой коварный план, соорудив полого деревянного коня, в котором спрятал лучших греческих воинов. Наивные жители Трои потеряли бдительность и втащили дар на территорию города. Ночью данайцы выбрались наружу, открыли ворота товарищам и захватили Трою. Казалось бы, это очередной миф, где правда, где вымысел – уже не дознаться, но в XIX веке выяснилось, что город существовал на самом деле!

В поисках Трои

Немецкий археолог Генрих Шлиман увлекался археологией и был буквально одержим идеей отыскать древний город и дать чёткий ответ на вопрос, где находится Троя . Он внимательно изучил поэму и, осмыслив догадки предшественников, сделал предположение, что Троя находилась где-то возле пролива Дарданеллы на территории Турции. В 1870 году во время раскопок были обнаружены руины города, явно имевшего большое значение для неведомых древних жителей. Бывшие башни, полуразрушенные стены укреплений и алтарь некогда роскошного храма Афродиты подтвердили – «Троя раскопана, и нет второй».

Археологам удалось обнаружить девять культурных слоёв – Трою несколько раз разрушали и отстраивали заново. Землетрясения и войны были настолько беспощадны, что сейчас трудно догадаться, простой ли это булыжник или часть чьего-то жилища. Были отмечены следы пожара, о котором также упоминал Гомер. А вот следов греческих атак Шлиманом не было обнаружено – равно как и подарка от данайцев. Так был ли конь на самом деле? По современным расчётам деревянный исполин должен был высотой превосходить семь метров и ширину иметь около трёх метров. Чтобы вместить в себя два десятка вооружённых человек – минимальное количество упоминающихся в эпосах воинов, – лошадка должна была весить около двух тонн!


_
Вопрос этот остаётся для исследователей актуальным. Не исключено, что это был даже не смертоносный подарок, а таран, отбитый у врагов. Троянцы внесли его в город как трофей, а в суматохе не заметили, что в брюхе спрятались вооружённые противники. Но как бы то ни было, фразеологизм, означающий недобрый умысел или коварный план, пошёл в народ и активно используется. К примеру, отсюда же пошло название компьютерных вирусов – «трояны».

Сегодня на руины легендарного города приезжают посмотреть туристы со всего мира. Троя находится в отдалении от популярных мест отдыха и , но добраться сюда можно несколькими способами – по воде и суше. Ближе и удобнее всего – от города-порта Чанаккале. На радость детям и взрослым при входе на территорию гостей встречает огромный деревянный конь, внутрь которого можно подняться, ощутив себя частью легендарной истории.

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово



Уютная чайная и кофейня – уголок спокойствия и приятного отдыха по соседству с шумной, людной и весёлой Улицей Мира. В разгар прогулки по домам разных народов Австралии, Азии, Африки и Латинской Америки загляните в камерное . Вас ждут маленькие столики на двоих, приглушённая атмосфера, традиционные элементы интерьера и, конечно, первоклассный кофе, приготовленный по всем правилам – в турке на специальном титане для песка! Вы не только попробуете напиток, но и узнаете, как его правильно готовить: по субботам и воскресеньям в 12:00 в кафе проходит бесплатный мастер-класс!

Кроме того, к вашим услугам большой выбор свежих, вкусных, самых любимых восточных сладостей: сладкий рахат-лукум, медовая пахлава, сочные финики, золотистая халва…

«Открытие Трои В массовом сознании открытие легендарного города связано с именем археолога-энтузиаста Генриха Шлимана. Он смог, вопреки мнению скептиков, доказать историчность «Илиады» Гомера.»

Хотя в Новое время сюжеты о Троянской войне считались легендами, ученые и любители пытались найти легендарный город. В XVI и XVII веках в Троаде побывали два исследователя и путешественника – Пьер Белон и Пьетро делла Валле . Каждый из них заключил, что легендарная Троя – это руины города Александрии Троянской, которые располагались в 20 километрах от Гиссарлыка .

В конце XVIII века другой путешественник и археолог Жан-Батист Лешевалье посетил эти места и написал труд «Записки о путешествии в Троаду». Лешевалье доказывал, что древний город располагался около местечка Пинарбази, в пяти километрах от Гиссарлыка. Долгое время эта теория была господствующей.

В 1822 году шотландский журналист Чарльз Макларен выпустил в Эдинбурге труд «Диссертация о топографии Троянской равнины». Спустя сто лет Карл Блеген писал, что этот труд заслуживал бы большего внимания, чем получил. Макларен собрал все сведения из «Илиады», имевшие топографическое значение, и сопоставил с картами его времени. Затем шотландец попробовал восстановить облик пейзажа, каким он был в древности. С выводами Макларена согласились некоторые ученые Англии и несколько немецких исследователей Гомера.
Чарльз Макларен первый предположил, что легендарный город находился на холме Гиссарлык. В основе его вывода было допущение, что город Гомера находился там же, где и греческий город Классической и Эллинистической эпох.

Последним из предшественников Шлимана был Фрэнк Калверт , англичанин, британский консул в Турции. Он был археологом любителем и всю жизнь увлекался историей Трои. Фрэнк, как и Шлиман, верил, что Троя была реальным городом, вопреки скепсису многих современников.
Брат Фрэнка приобрел небольшой земельный участок в Троаде, часть которого захватывало территорию холма Гиссарлык. Калверт вел раскопки на «своей» части холма, но они дали скромные результаты. Позднее именно Фрэнк Калверт поделился соображениями с Генрихом Шлиманом, который решил провести собственные исследования холма.

В 1860-е годы Генрих Шлиман уже исследовал Итаку, где он обнаружил, как ему казалось, памятники, связанные с именами Лаэрта и Одиссея. В 1868 году археолог решил вести раскопки в Турции. Шлиману и его друзьям в Константинополе потребовалось три года, чтобы добиться у турецкого правительства разрешения на ведение раскопок. Фирман (разрешение) был вручен Шлиману с условием передачи половины находок турецкому музею.

11 октября 1871 года Генрих Шлиман с женой Софией и несколькими рабочими прибыл на холм Гиссарлык и немедленно приступил к раскопкам. Рабочими были малоазийскими греки из окрестных деревень, к которым иногда присоединялись турки.

Шлиман вел раскопки на холме до июня 1873 года. За это время археолог смог раскопать семь археологических слоев города. Сам он верил, что Троя Приама – это слой Троя-II. Ближе к концу раскопок Шлиман обнаружил большой клад золотых вещей, который он назвал «кладом Приама» . После отъезда из Турции Шлиман продолжал исследования памятников в Орхомене и Микенах, опубликовал труд «Троя и ее руины».

В 1878 году Генрих вернулся в Троаду и продолжил раскопки. После них он еще дважды возвращался для раскопок на Гиссарлыкский холм, и теперь его сопровождали археологи-профессионалы. В 1882 году к Шлиману в Трое присоединился Вильгельм Дёрпфельд , второй секретарь Германского археологического института в Афинах.

Шлиман скончался в 1890 году, и раскопки продолжил Дёрпфельд. Археолог в 1893-1894 годах открыл укрепления Трои-VI. Немецкий археолог посчитал именно их городом Приама.

На сорок лет после работы Дёрпфельда раскопки прекратились. С 1932 по 1938 год холм Гиссарлык исследовал археолог Карл Блеген , директор Университета Цинциннати. Американец доказал, что на этом месте существовало девять поселений, сменявшихся одно за другим. Эти девять уровней Трои он разделил еще на 46 подуровней.

Следующий этап исследований археологического памятника был связан с экспедицией Манфреда Корфмана . Его раскопки уточнили данные предшественников и позволили создать современную хронологию Трои.

Ранний бронзовый век (Троя-I – Троя-V)

Первые пять археологических слоев поселения показывают непрерывную историю города, которая продолжалась до XVII в. до н.э.
Троя-I существовала около 400 лет с 300 по 2600 гг. до н.э. Она имела общие черты с культурой центральной Анатолии, но была достаточно самостоятельной. Внешние связи у города были с островами и севером Балкан.

Троя II возникла на развалинах предшествующего города. Предположительно Троя-I погибла от сильного пожара. Это поселение было преемником предшествующего в плане культуры. Город имел могучую крепостную стену диаметром около 110 метров. Укрепление было цитаделью, откуда ее владыки осуществляли власть над территорией Троады.

Уровень жизни троянцев стал выше: дома стали просторнее и удобнее. В крепости располагался величественный мегарон. Троянцы этого времени занимались земледелием и скотоводством. Археологи нашли много терракотовых пряслиц. Развивалось и ткачество. Продолжали развиваться торговые контакты с Кикладским архипелагом. Троянцы поставляли соседям зерно и керамику.

Трою-II снова уничтожил пожар, но вскоре поселение занял тот же народ около 2250 года до н.э. Керамика третьего города практически не имела отличий от керамики предшествующей эпохи. Причины, погубившие Трою-III неясны. Похоже, пожара, уничтожившего все поселение не было, но дома разрушились.

Троя-IV просуществовала в период 2100 – 1950 годы до н.э. Территория этого города занимала около 17 тысяч километров. Новое поселение имело сильные укрепления. Дома этой Трои строились близко один к другому, образуя комплексы, которые разделялись неширокими улочками. Керамика этого времени продолжает традиции прошлых эпох поселения. Но выросло число изделий, созданных с помощью гончарного круга.

Период Троя-V начался с переделки всего поселения. Жители построили новую стену для защиты. Город просуществовал до XVIII века до н.э. Причина его разрушения неясна. Вновь не сохранилось следов губительного пожара. Но строители города Троя-VI создали абсолютно другой город, который не учитывал расположения зданий предшественника. Город Троя-VI предположительно погиб около 1300 года до н.э. в результате землетрясения. Его сменило поселение, Троя-VII . Оно насчитывало четыре периода существования до середины X века до н.э.

Царь Алаксандус и хетты

В период Троя-VII жители этого города тесно контактировали с соседними государствами – Хеттской державой, царствами Малой Азии и греками Аххиявы. Предполагают, что Трою хетты знали под именем государства Вилуса .

В XVII веке до н.э. хеттский царь Лабарна подчинил Арцаву и Вилусу. Последняя через некоторый период времени стала независимой, но сохраняла нейтральные отношения с Хеттским царством . В XIV веке до н.э. государство Вилуса попало в поле зрения правителей Хеттской державы.

Союзником царей Хатти XIV в. до н.э. Суппилулиумаса I и Мурсилиса был царь Вилусы Кукуннис. Известно, что он помогал Мурсилису во время его похода против Арцавы.

Кукуннис под измененным именем «Кикн» вошел в цикл преданий о Троянской войне. Легенды сделали его представителем боковой ветви царского дома, который правил одним из городов Троады. Он первый встретил высадившихся греков и погиб от руки Ахилла .
В конце XIV века до н.э. царем Вилусы был сын Кукунниса Алаксандус. О его правлении известно благодаря договору Алаксандуса с царем Хатти Муватталисом.

В договоре говорится, что Кукуннис усыновил и сделал наследником Алаксандуса. Население Вилусы роптало против нового царя. Говорили, что жители страны не примут сына Алаксандуса новым государем. Там же идет речь о «детях царя», которые претендовали на трон, доставшийся Алаксандусу.

Муватталис обещал правителю Вилусы и его наследникам покровительство. В обмен Алаксандус становился зависимым царем. Он должен был сообщать сюзерену о возможных мятежах на западе Малой Азии. В случае войны Хатти с малоазийским государствами Алаксандус должен был со своим войском лично являться на помощь. Для войн с Митанни, Египтом или Ассирией царь Вилусы должен был посылать свои отряды.

Согласно одному пункту, Алаксандус был обязан сражаться с врагом, который мог вторгнуться в страну Хатти через Вилусу. Под этим врагом предполагают греков-ахейцев, которые в то время пытались закрепиться в Малой Азии.

Вскоре за подчинением хеттской власти царств Малой Азии произошла знаменитая битва при Кадеше в Сирии. Египетский текст, посвященный этому сражению, перечисляет отряды хеттского войска. Среди прочих, там упомянут народ Drdnj (предполагаемая расшифровка – Dar-d-an-ja). Этот народ отождествляют с дарданами, которые жили в пределах Вилусы.

Господство хеттских монархов над Вилусой продлилось недолго. Уже письмо царя хеттов царю Аххиявы, датируемое рубежом XIV – XIII веков до н.э. показывает изменившуюся ситуацию. Из документа следует, что между Хатти и Аххиявой произошел конфликт, в результате которого хетты утратили контроль над Вилусой, а ахейцы упрочили влияние в этой стране.

В XIII веке до н.э. страной Хатти правил воинственный Тудхалияс IV. Он воевал с коалицией небольших малоазийских государств, объединенных в хеттских документах общим именем Ассува. Среди них был и Вилуса. Тудхалияс IV победил, и Вилуса снова стала зависимым государством.

Из письма царя хеттов правителю Милаванды следует, что Тудхалияс сделал правителем Вилусы своего ставленника Валму. По какой-то причине он бежал, и царь Хатти собирался восстановить его у власти. Вероятно, изгнание Валму случилось до выступления Ассувы против хеттов, а восстановление после победы Тудхалияса, когда «боги отдали ему» эти земли.

Троя VII и легенда о Троянской войне

Уже в Античности высказывались разные даты Троянской войны. Дурис Самосский относит ее к 1334 году до н.э., Эратосфен – 1183, Эфор – 1136. Геродот писал, что она была за 800 лет до того, как он приступил к работе над «Историей», то есть в последней трети XIII столетия до н.э.

Город Троя-VII-a погиб на рубеже XIII и XII веков до н.э. Высказываются разные точки зрения на время его падения. Л.А. Гиндин и В.Л. Цымбурский относят время падения города к 1230-1220-м годам до н.э. Это было началом периода походов т.н. «народов моря».

Поход греческих государств на Трою часто связывали с эпохой расцвета Микенской цивилизации . По реконструкции исследователей поход произошел уже после начала упадка Микенской цивилизации. Греция подверглась одному вторжению с севера, которое привело к разрушению части дворцовых центров. Опасность новых нападений с севера толкала ахейцев к заморским предприятиям. К этому времени относят и расцвет Родоса за счет переселенцев.

Говоря о населении Трои в период VII отмечают глубокие связи ее населения с фракийцами. Верхушка города в эту эпоху, вероятно, восприняла культуру Микенской Греции, что подтверждает имя Алаксандус, созвучное «Александр».

Формы керамики Трои VII-a напоминали керамику Северных Балкан, населенную фракийскими племенами. В составе тевкров (жителей Приамовой Трои), предположительно, преобладали раннефракийские элементы.

После разрушения Трои ахейцами город возродился. Теперь это было малонаселенное поселение, которое отождествляется со слоем Троя VII-б I . Сами уцелевшие тевкры в массе своей не остались на прежних местах, а присоединились к походам народов моря. Эти походы уничтожили Хеттское царство ряд небольших государств Малой Азии, а также были угрозой для Египта.

Обезлюдение Троады дало возможность переселиться сюда фракийцам, которые вновь заселили Трою. С переселенцами связывают период Троя VII-б II . Но, учитывая прежние контакты, жителей города и фракийцев заселение ими этим мест было мирным.

Троя после троянцев: еще один греческий город

Около 950 года до н.э. поселение на Гиссарлыке перестало существовать. В Архаическую эпоху (VIII-VI века до н.э.) на холме возобновилась жизнь. В 480 году до н.э. Ксеркс в начале похода на Грецию посетил это место. Царь осмотрел древний акрополь и принес Афине Илионской в жертву сто быков. Его маги совершили возлияния в честь погибших здесь героев. В 411 году до н.э. в этом месте побывал спартанский наварх Миндар, принесший жертвы Афине Илионской.

Илион не имел почти никакого политического значения и находился под контролем более влиятельных соседей. В 360 году до н.э. город был захвачен наемником-авантюристом Харидемом из Ореоса, и снова роковую роль в падении города сыграл конь.

Харидем подговорил раба одного из влиятельных граждан помочь им пройти в город. Этот раб выходил за стены за добычей и возвращался ночью. Наемник подговорил его вернуться ночью верхом на коне. Стражники открыли ему ворота, и группа наемников ворвалась в Илион. Рассказ об этом событии сохранился у современника Харидема Энея Тактика. Его интересовали военные хитрости, поэтому он ничего не написал о судьбе поселения после его захвата Харидемом. Вероятно, командир наемников стал править здесь как тиран – типичный случай для IV века до н.э.

В 334 году до н.э. руины Трои посетил Александр Великий . Как пишут в трудах о его походе, он совершил здесь жертвоприношения в честь древних героев. В конце своей жизни правитель решил построить здесь новый храм. Эти работы были завершены в царствования его диадохов: Антигона, Лисимаха и Селевка.

Эпиграфические источники сообщают, что в годы существования государства Антигона Одноглазого одним из греческих межполисных объединений в его землях был Илионский союз . Дата основания этого межполисного объединения неизвестна. Основателем Илионского союза называют и Александра, и Антигона.

Известны послания союза Антигону. У Илионского союза был синедрион (совет союзных городов), представители которого заседали на территории священного участка Афины Илионской. Среди других членов этого объединения известны два города – Гаргара и Лампсак.
Для современной науки остается загадкой соотношение Эолийского и Илионского союзов, существовавших во времена Антигона. Допускают, что это могли быть разные названия одного межполисного объединения. Известно, что Троада входила в состав области Эолиды.
Предположительно, Антигон образовал из малоазийских городов два союза – Эолийский и Ионийский. Центр Ионийского союза был в древнем святилище Панионий, центра Эолийского – в храме Афины Илионской.

Троя снова стала значительным городом: там появились храмы, булевтерий (место собраний городского совета), театры. Одновременно восстановили древние погребальные курганы. Возрожденный город насчитывал около 8 тысяч жителей.

Около 250 года до н.э. были восстановлены стены Трои. Город посещали известные люди того времени: царь Сирии Антиох III, римский сенатор Марк Ливий Салинатор, полководец Луций Корнелий Сципион.

В 85 году до н.э. город был снова разрушен. В этом году шла к завершению первая война Рима с Митридатом VI. В Греции и Малой Азии ее вели независимо два полководца: Сулла и ставленник его врагов Фимбрия. Последний переправился в Малую Азию и стал карать греческие города, перешедшие ранее на сторону понтийского царя.

Среди прочих, Фимбрия осадил Илион. Жители города послали за помощью к Сулле. Он пообещал им помощь и сказал передать Фимбрии, что илионцы уже сдались Сулле. Фимбрия убедил жителей Илиона пустить его внутрь в подтверждение сдачи.

Войдя в город, римский полководец устроил резню и особо жестокой казни подверг послов к его врагу Сулле. Фимбрия приказал поджечь храм Афины Илионской, куда бежали многие жители. На следующий день римлянин осмотрел город, проверяя, чтобы там не осталось ни одного целого алтаря.

Уничтожение Илиона Фимбрией произвело впечатление на современников, потому что римляне считали себя выходцами из древней Трои. Разгром города сравнивали с тем, который устроил Агамемнон, и высчитывали время, которое разделяло уничтожение городов. Аппиан Александрийский со ссылкой на других авторов писал, что уничтожение города Фимбрией случилось через 1050 лет после конца Троянской войны.

После победы над соперником Сулла помог восстановить город в награду за верность ему. Илионцы ответили тем, что ввели новый календарь, где счет велся с 85 года до н.э. Последующие годы были тяжелыми для Илиона . Через пять лет после Фимбрии город пострадал от нападения пиратов.

Когда началась третья война против Понтийского царства , Илион остался верен союзу с Римом. Плутарх передает предание, что, когда буря уничтожила осадные машины понтийцев под Кизиком, многие илионцы увидели во сне Афину. Богиня была в разодранном одеянии и говорила, что пришла из Кизика, где сражалась за его жителей. После этого илионцы помогали римскому полководцу Лукуллу, который в Троаде сражался против понтийцев.

В конце войны римский полководец Помпей, завершивший войну, прибыл в Илион. Он был провозглашен благодетелем города и покровителем храма Афины Илионской. Через пятнадцать лет благодеяния Илиону оказал и Юлий Цезарь . Он подчеркивал верность города Риму во время войны с Митридатом.

В 42 году до н.э. после победы над убийцами Цезаря, Октавиан и Антоний поселили в Илионе ветеранов шестнадцатого легиона. Спустя 22 года император Август вновь посетил этот город. Происхождение от троянского героя Энея играло важную роль в его пропаганде. По его приказу в Илионе велись ремонтные работы. На месте прежнего булевтерия по приказу принцепса возвели одеон (здание для музыкальных выступлений).

Во время посещения Илиона Август жил в доме состоятельного гражданина Меланиппа, сына Евтидиппа. Спустя восемь лет, когда был достроен театр, Меланипп поставил там статую императора.

В эпоху Римской империи Илион жил за счет путешественников, которые интересовались древней историей. Другой составляющей его экономики была добыча и экспорт камня. В 124 году н.э. Илион посетил известный филэллин император Адриан. Он заказал новую реконструкцию города.

После визита Адриана начался расцвет Илиона как римского города: в нем строились бани, фонтан, акведук. Новый ремонт одеона был сделан по приказу императора Каракаллы, который побывал в Илионе в 214 году н.э.

В 267 году н.э. Малую Азию опустошили готы, и Илион вновь был разрушен. Но город продолжил существовать и в IV столетии. Константин Великий даже рассматривал его как возможную столицу империи, пока не выбрал Византий. К 500 году нашей эры Илион перестал существовать.

Археологический заповедник, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Турции, на полуострове Малая Азия (его древнегреческое название - Анатолия), признанный той самой Троей, которую описал Гомер в своих поэмах «Илиада» и отчасти «Одиссея». Трою открыл в 1873 г. археолог-любитель Генрих Шлиман. Но в научном археологическом сообществе вывод Шлимана о том, что это та самая Троя, не считается бесспорным.

Руины древнего города на холме Тиссарлык. Независимо от того, подлинная ли это Троя, город, несомненно, был центром цивилизации на полуострове Малая Азия.

ОТ МИФОВ - К РЕАЛИЯМ

Сегодня Троя - это археологический комплекс на территории Турции, исторический памятник, внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Из этого и будем исходить.

До 1870-х гг. Троя пребывала в статусе мифа, насыщенного массой событий, которые невозможно проверить, что есть органическое свойство всех сказаний, прошедших через многочисленные устные интерпретации. Основным источником знаний о Трое была поэма «Илиада» и отчасти «Одиссея» великого греческого поэта древности Гомера, жившего предположительно в VIII в. до н. э., хотя есть и другие гипотезы относительно его жизненного пути, вплоть до такого экстравагантного предположения, что он вполне мог быть современником Троянской войны между 1220 и 1180 гг. до н. э. (эти даты для многих историков тоже спорные). Одно несомненно - Гомер, талантливо и со страстью патриота Греции поэтизировал события той войны, в которой греки-ахейцы под водительством царя Микен Агамемнона девять лет осаждали Трою и победили. Гомер придерживался известных на его время сведений о троянских сражениях, как занесенных на папирусы, так и пересказанных в мифах и легендах, не только греческих. И нашелся человек, который безоговорочно поверил в ту канву событий, которую представил в «Илиаде» Гомер, и доказал, что уверенность его не была безосновательной.

Его звали Генрих Шлиман (1822-1890 гг.), он был купец по роду занятий, археолог-любитель по увлечению и авантюрист по натуре. В 1846-1864 гг. Шлиман жил в России, принял российское гражданство, женился на русской женщине и заработал немалое состояние, в том числе на поставках во время Крымской войны 1853-1856 гг., но в основном - на золотых приисках Калифорнии. Почти все эти деньги он планировал потратить на доказательства того, что «Илиада» - исторически достоверный документ. В 1870 г. Шлиман получает от Османской империи разрешение на проведение раскопок на холме Гис-сарлык на полуострове Малая Азия: уже существовали косвенные доказательства того, что там, под многометровым слоем земли, находится крепость античных времен. Шлиман начал с того, что прорыл через весь холм ров 15 м глубиной, не задерживаясь на верхних слоях раскопа. Дойдя до руин зданий, он предположил, что одно из них - дворец царя Трои Приама. И наконец, 31 мая 1873 г. Шлиман обнаружил сокровища, названные им «кладом Приама». Среди его находок (в общей сложности более 10 000) кроме великолепных украшений было много и золотых бусин разных форм. По словам самого Шли-мана, весь «клад Приама» он нашел в одном месте, но так ли это или он собрал их в разных слоях, неизвестно. Широко известна фотография второй жены Шлимана, гречанки, в золотом уборе из «клада Приама». Она появилась после того, как Шлиман тайно вывез свои находки в Германию, и тут он проявил себя как купец, настоящий ученый вряд ли поступил бы так. Еще при жизни Шлимана было установлено, что «клад Приама» не мог принадлежать этому царю, он относится примерно к 2400-2300 гг. до н. э.

Археологический объект Троя сегодня представляет собой 46 культурных слоев, разделяемых на 9 условных эпох (также называемых слоями и датируемых в разных источниках с некоторыми отличиями). Кумтепе, или Троя 0, - неолитическое поселение; Троя I (3000-2600 гг. до н. э.) - город догреческой культуры, имел крепостную стену с бастионами; Троя II (2600-2450 гг. до н. э.) - крупный город минойской культуры; Троя III- IV-V (2450-1700 гг. до н. э.) - небольшие города; Троя VI (1700-1250 гг. до н. э.) была разрушена землетрясением; Троя VII-A (1250-1200 гг. до н. э.): период Троянской войны; Троя VII-B (1200-900 гг. до н. э.): захват полуразрушенного города фригийцами; Троя VIII (900-350 гг. до н. э.): городом владеют алеанские греки; Троя IX (350 г.дон. э. - 400 г. н. э.): значительный центр эллинистической эпохи.

По описанию Гомера и античных историков, местность, называемая Троя (Илион и т. д.), находилась в Анатолии, точнее - на западе полуострова Малая Азия, поблизости от побережья Эгейского моря и входа в Геллеспонт, это древнее название пролива Дарданеллы, соединяющего Мраморное море с Эгейским морем. Считается, что корабли ахейцев, осаждавших Трою, располагались между устьями рек Скаламандр и Симоэнт. Судя по исторической карте, там существовала небольшая бухточка, но не более километра длиной, и маловероятно, чтобы там поместились 1185 кораблей (по Гомеру). На схеме представлены основные слои археологического заповедника Троя.

ТРОЯ: «ДА», «НЕТ» И СНОВА «ДА»

С самого первого известия об открытии Шлимана не утихают споры о том, Троя это или не Троя На эту тему написаны сотни научных работ, книг, статей, и каждая новая находка археологов, связанная с Троей, сразу же становится резонансным событием в ученом мире.

«Я не иллюстрирую Гомера» - так I часто заявлял руководитель крупнейших раскопок нашего времени на Гиссарлыке, профессор университета в Тюбингене (Германия) Манфред Корфман (1942-2005 гг.), глава немецкой археологической школы. Находки его экспедиции позволили доказать, что во времена Троянской войны на холме жили не греки, а хетты. Его коллега, оппонент и соотечественник Эберхард Цангер написал в 1992 г. книгу, в которой попытался доказать, что концентрические рвы Трои аналогичны укреплениям... Атлантиды (по Платону). Корфман по этому поводу только смеялся. Но в главном выводы обоих ученых совпали: Троя возникла на местах не греческих поселений, хотя Корфман «по старинке» только копал, а Цангер. человек молодой, пользовался еще и снимками рельефа местности со спутника и радиолокационными сканами, сделанными с высоты 3000 м над землей. До 1995 г. в Трое не было найдено ни одного артефакта с греческой линейной письменностью, и вот, наконец, находка, а на ней - лувийские пиктограммы. Лувийцы - народность, родственная хеттам, сыгравшая наряду с хурритами и урартами важную роль в этногенезе армян. Возникло даже такое выражение - «армянская Троя». Было также высказано предположение, что керамика, которую находил в Трое Корф-ман, не микенская, а ее лувийские реплики. Приват-доцент Тюбингенского университета Франк Штарке в результате собственных изысканий пришел к выводу, что Троя - это хеттский город Вилуса. В 1997 г. на окраине Трои было сделано еще одно важное открытие. Это был грот, вытесанный в скале и определенный учеными как упоминающееся в лувийских текстах святилище бога Ка-скала Кура. Многие исследователи, однако, полагают, что греческая крито-микенская и лувийская культуры в Трое проникали друг в друга, и разделять их, а тем более противопоставлять - неверно.

В 1993 г. турецкая археологическая экспедиция профессора Хайята Эрканала нашла в 300 км к югу от Трои под пятиметровой толщей наносов похожий на Трою древний город Лиман-тепе («гавань на холме» в переводе с турецкого). Но было и отличие - стены Лиман-тепе более мощные, а сам город крупнее. У него была искусственная гавань, защищенная высокой стеной. От гавани греческие и другие торговцы продвигались в глубь Анатолии по реке. А город и гавань построили лувий-цы. Эрканал отыскал остатки еще 12 древних поселений. По его мнению, гораздо больше руин скрывается на дне моря, близ берегов Малой Азии и в дельтах рек. Но там раскопки вести затруднительно из-за толщины наносов. На греческих островах Лемносе, Лесбосе, Мелосе, Самосе, Хиосе были раскопаны крепости, структурно напоминающие и Трою, и Лиман-тепе. Руины крепости на Самосе немецкие археологи даже назвали «новой Троей».

Одно время Троя звалась Дардани-ей, по имени Дардана, царя Верхней Ме-зии (современная Сербия), женившегося на дочери Тевкра, первого царя Трои. Но в Верхней Мезии тоже была Дардания, и существует гипотеза, что именно там располагалась настоящая Троя. Сохранились этрусские мифы об Энее - герое Троянской войны (по Гомеру). По Титу Ливию, Эней и его спутники высадились на берегу Адриатического моря, и место высадки назвали Троей. Но, по греческим мифам, никуда Эней не уплывал после Троянской войны, а остался в Трое и управлял ею. Топонимы, связанные с Троей, существуют во Франции, в Испании, а также на Сардинии и Сицилии. Некоторые из них возникли определенно до Троянской войны. Хотя, вероятнее всего, это какие-то языковые параллели, но анализ всех «троянских» топонимов вкупе с раскопками и историческими изысканиями еще ждет своего часа.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ В своем дневнике Шлиман описал, как его жена София проносила самые ценные вещи из «клада Приама» в корзине с овощами. Но многие ученые считают Шлимана фальсификатором. Наибольшее подозрение у них вызывает тот факт, что самые ценные золотые предметы Шлиман нашел... в последний день своего пребывания в Турции, впрочем, он несколько раз менял даты этой находки. Было высказано предположение, что это вообще изделия парижских ювелиров, потому как на них есть следы современных инструментов. Однако более поздние экспертизы доказали, что никто во времена Шлимана не мог иметь образцов подобных вещей для создания копий.

■ «Трояны» - вредоносные компьютерные программы, запускающие вирусы, имеют общее значение с понятием «Троянский конь», в значении «хитрая ловушка». По «Одиссее» Гомера и «Энеиде» Вергилия, после безуспешной осады ахейцы (данайцы) по совету хитроумного Одиссея построили огромного деревянного коня, на боку которого написали: «Этот дар приносят Афине Воительнице уходящие данайцы». Ночью воины, спрятавшиеся внутри коня, выбрались из него, перебили стражу Трои, открыли городские ворота, и в город хлынули войска ахейцев. Отсюда произошла крылатая фраза «Бойся данайцев, дары приносящих».

■ Император Константин Великий (272-337 гг.) имел намерение сделать Трою новой столицей Римской империи, но, побывав там и увидев, что море отступило от города довольно далеко, столицей сделал стоящий на берегу Босфора город Византии (Константинополь, Стамбул).

■ По одной из легенд о Трое, ее основателя звали Ил (отсюда и Илион). При его сыне Лаомедонте Троя овладела всей Малой Азией и Геллеспонтом, проводила оросительные каналы, а в строительстве участвовали боги Аполлон и Посейдон - под видом простых людей. Гераклу за что-то Лаомедонт пообещал хорошего коня, но обманул его, и герой в гневе разрушил город (очевидно, так описывается землетрясение), убил царя, а его дочь Гесиону отдал своему соратнику Теламону, царю острова Саламин. Гесиона заплатила выкуп за своего маленького брата Подарка, который после этого стал зваться Приамом («Выкупленным»). Когда Приам вырос, он отстроил город заново. Гесиона родила Тевкра, будущего царя, от которого пошел народ тевкров. Тевкрами троянцев называли в своих произведениях Эсхил и Вергилий, а Трою - Троадой.

■ Первым предположил, что Троя могла находиться на холме Гиссарлык, британский археолог Чарлз Макларен (1782-1866 гг.), его поддержал Фрэнк Калверт (1828-1908 гг.) - британский и американский консул на османских землях восточного Средиземноморья, археолог-любитель, начавший раскопки на холме за семь лет до Шлимана. Для масштабных работ ему не хватило средств. От него, собственно, Шлиман и узнал о Гиссарлыке.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Руины Трои, алтарь в храме Афины и стеновые укрепления с башнями. Музей раскопок.
■ «Троянский конь» (можно побывать внутри этой современной скульптуры из дерева).
■ Сад Пифос с ирригационной системой и керамическими сосудами античной эпохи.
■ Поблизости: руины храма Аполлона (V в. до н. э.), археологический заповедник Александрия Троянская (III в. до н. э.), османский замок XVIII в. у порта Бабалекёй, городок Айваджик (базар ремесленных изделий).

Атлас. Целый мир в твоих руках №238

Многие из великих открытий в истории человечества были сделаны не учёными-подвижниками, а самоучками, удачливыми авантюристами, не имевшими академических знаний, зато готовыми идти к цели напролом.

«Маленький мальчик в детстве прочёл „Илиаду“ Гомера . Потрясенный произведением, он решил, что во чтобы то ни стало найдет Трою. Спустя десятилетия Генрих Шлиман исполнил свое обещание».

Эта красивая легенда об истории одного из самых значимых археологических открытий имеет мало общего с реальностью.

Человек, открывший миру Трою, с ранних лет был уверен в другом: рано или поздно он станет богатым и известным. Поэтому Генрих Шлиман очень щепетильно относился к своей биографии, старательно вымарывая из неё сомнительные эпизоды. «Автобиография», написанная Шлиманом, имеет столько же отношения к его реальной жизни, сколько «клад Приама» — к Трое, описанной Гомером.

Эрнст Шлиман. Фото: Commons.wikimedia.org

Иоганн Людвиг Генрих Юлий Шлиман родился 6 января 1822 года в Нойбукове, в семье, представители которой на протяжении столетий были лавочниками. Эрнст Шлиман , отец Генриха, выбился из этого ряда, став пастором. Но в духовном чине Шлиман-старший вёл себя непотребно: после смерти первой жены, родившей ему семерых детей, Эрнст закрутил роман со служанкой, из-за чего был отстранён от обязанностей пастора.

Позднее Эрнст Шлиман и вовсе покатился по наклонной, постепенно спиваясь. Разбогатевший Генрих, не питая тёплых чувств к родителю, присылал ему в подарок бочонки вина, чем, возможно, ускорил переход отца в лучший из миров.

Гражданин Российской империи

К тому времени Генрих давно не бывал в родном доме. Детей Эрнст Шлиман отправлял на воспитание к более обеспеченным родственникам. Генрих воспитывался у дяди Фридриха и продемонстрировал хорошую память и желание учиться.

Но в 14 лет учёба закончилась, и Генриха отправили работать в лавку. Ему доставалась самая чёрная работа, его рабочий день длился с 5 утра до 11 часов ночи, что сказалось на здоровье подростка. Однако одновременно выковывался характер Генриха.

Пять лет спустя Генрих отправился в Гамбург в поисках лучшей доли. Испытывая нужду, он написал дяде с просьбой о небольшой сумме взаймы. Дядя деньги прислал, но всем родственникам описал Генриха как попрошайку. Оскорблённый молодой человек дал клятву более никогда ничего не просить у родни.

Амстердам в 1845 году. Рисунок Геррита Ламбертса. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1841 году 19-летний Шлиман добрался до Амстердама, где нашёл постоянную работу. Всего за четыре года он прошёл путь от рассыльного до начальника бюро с большим жалованием и штатом, состоящим из 15 подчинённых.

Молодому бизнесмену посоветовали продолжить карьеру в России, которая тогда считалась очень перспективным местом для бизнеса. Представляя голландскую фирму в России, Шлиман за пару лет сколотил солидный капитал на продаже товаров из Европы. Его способности к языкам, проявившиеся ещё в раннем детстве, делали Шлимана идеальным партнёром для русских купцов.

Одна из немногих сохранившихся фотографий Е. П. Лыжиной. Фото: Commons.wikimedia.org

Несмотря на то, что он успел погреть руки на калифорнийской золотой лихорадке, Шлиман обосновался в России, получив подданство страны. А в 1852 году Генрих женился на дочери преуспевающего адвоката Екатерине Лыжиной .

Увлечение «Андрея Аристовича»

Крымская война, неудачная для России, оказалась чрезвычайно прибыльной для Шлимана благодаря военным заказам.

Генриха звали «Андреем Аристовичем», его дела шли превосходно, в семье родился сын.

Но Шлиман, добившись успеха в бизнесе, заскучал. В апреле 1855 года он впервые приступил к изучению новогреческого языка. Первым его учителем был студент Петербургской духовной академии Николай Паппадакис , который по вечерам работал со Шлиманом по обычной его методике: «ученик» читал вслух, «учитель» слушал, поправлял произношение и объяснял незнакомые слова.

Вместе с изучением греческого пришёл и интерес к литературе Древней Греции, особенно к «Илиаде». Генрих пытался увлечь этим и жену, но Екатерина относилась к подобным вещам отрицательно. Она открыто говорила мужу о том, что их отношения с самого начала были ошибкой, потому что интересы супругов очень далеки друг от друга. Развод же по законам Российской империи был делом чрезвычайно сложным.

Первая сохранившаяся фотография Шлимана, отправленная родственникам в Мекленбург. Около 1861 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Когда к неурядицам в семье добавились проблемы в бизнесе, Шлиман просто уехал из России. Полным разрывом со страной и семьёй это не было: Генрих ещё несколько раз возвращался, а в 1863 году был из нарвских купцов переведён в Санкт-Петербургское первой гильдии купечество. В начале 1864 года Шлиман получил потомственное почётное гражданство, но остаться в России не захотел.

«Уверен, что найду Пергамон, цитадель Трои»

В 1866 году Шлиман приезжает в Париж. 44-летний бизнесмен горит желанием осуществить переворот в науке, но для начала считает необходимым подтянуть знания.

Записавшись в Парижский университет, он оплатил 8 курсов лекций, в том числе по египетской философии и археологии, греческой философии, греческой литературе. Так и не прослушав лекции полностью, Шлиман отправился в США, где как занимался вопросами бизнеса, так и знакомился с различными научными работами античности.

В 1868 году Шлиман, побывав в Риме, заинтересовался раскопками на Палатинском холме. Посмотрев на эти работы, он, что называется, «загорелся», решив, что на весь мир его прославит археология.

Фрэнк Калверт в 1868 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Перебравшись в Грецию, он высадился на острове Итака, где впервые приступил к практическим раскопкам, втайне надеясь найти дворец легендарного Одиссея .

Продолжая путешествия по историческим развалинам Греции, Шлиман добрался до территории Троады, в тот момент находившейся под османским владычеством.

Здесь он встретил британского дипломата Фрэнка Калверта , в течение нескольких лет занимавшегося раскопками холма Гиссарлык. Калверт следовал гипотезе учёного Чарлза Макларена , который за 40 лет до этого объявил, что под холмом Гиссарлык находятся развалины описанной Гомером Трои.

Шлиман не просто поверил в это, он «заболел» новой идеей. «В апреле следующего года я обнажу весь холм Гиссарлык, ибо уверен, что найду Пергамон, цитадель Трои», — писал он родным.

Новая жена и начало раскопок

В марте 1869 года Шлиман приехал в США и подал документы на получение американского гражданства. Здесь он фактически сфабриковал развод с русской женой, представив суду подложные документы.

Свадебная фотография. Фото: Commons.wikimedia.org

Увлечённый Грецией, Шлиман попросил друзей подобрать ему невесту-гречанку. В сентябре 1869 года начинающий археолог женился на Софии Энгастромену , дочери греческого купца Георгиоса Энгастроменоса , которая было на 30 лет младше жениха. На момент свадьбы Софии было только 17 лет, она честно признавалась, что подчинилась воле родителей. Муж всячески старался заниматься её образованием, возил супругу по музеям и выставкам, пытаясь привлечь Софию к увлечению археологией. Молодая жена стала послушной спутницей и помощницей Шлимана и родила ему дочь и сына, которых погружённый в археологию отец и назвал соответственно: Андромахой и Агамемноном .

Закончив с улаживанием семейных дел, Шлиман вступил в длительную переписку для получения разрешения на раскопки от властей Османской империи. Не вытерпев, он начал их без разрешения в апреле 1870 года, но вскоре был вынужден прервать работы.

Настоящие раскопки начались только в октябре 1871 года. Набрав около сотни рабочих, Шлиман решительно приступил к делу, однако в конце ноября закрыл сезон из-за проливных дождей.

Весной 1872 года Шлиман, как когда-то обещал, стал «обнажать» Гиссарлык, однако результатов не было. Не то чтобы их не было совсем, но Шлимана интересовала исключительно гомеровская Троя, то есть то, что он был готов так интерпретировать. Полевой сезон завершился безрезультатно, незначительные находки сдали в Оттоманский музей в Стамбуле.

Равнина Троады. Вид с Гиссарлыка. По мнению Шлимана, на этом месте располагался лагерь Агамемнона. Фото: Commons.wikimedia.org / Brian Harrington Spier

«Клад Приама»

В 1873 году Шлиман уже во всеуслышание заявлял, что нашёл Трою. Развалины, раскопанные к маю, он объявил легендарным «дворцом Приама», о чём и сообщил прессе.

Вид троянских раскопок Шлимана. Гравюра XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

31 мая 1873 года, как описывал сам Шлиман, он заметил предметы из меди и объявил рабочим перерыв, чтобы самостоятельно выкопать клад вместе со своей женой. В действительности супруга Шлимана при этом событии не присутствовала. Из-под древней стены Шлиман одним ножом откопал различные предметы из золота и серебра.

Всего в течение последующих трёх недель были обнаружены около 8000 предметов, среди которых украшения, принадлежности для совершения различных обрядов и многое другое.

Если бы Генрих Шлиман был классическим учёным, то вряд ли его открытие стало бы громкой сенсацией. Но он был опытным бизнесменом и знал толк в рекламе.

Свои находки он, нарушив договор о раскопках, вывез из Османской империи в Афины. Как пояснял сам Шлиман, сделал он это во избежание разграбления. Женские украшения, обнаруженные при раскопках, он надел на жену-гречанку, сфотографировав её в таком виде. Снимки Софии Шлиман в этих украшениях стали мировой сенсацией, как и сама находка.

Фотография «клада Приама» в целостном виде, сделанная в 1873 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Шлиман уверенно заявлял: он открыл ту самую Трою, о которой писал Гомер. Сокровища, найденные им — это клад, спрятанный царём Приамом или кем-то из его приближённых в момент взятия города. И археологу-самоучке поверили! Многие верят до сих пор.

Грехи и заслуги

У профессиональных учёных к Шлиману масса претензий. Во-первых, он, как и обещал, буквально «обнажил» холм Гиссарлык. С точки зрения современной археологии это самый настоящий вандализм.

Раскопки должны вестись путём постепенного изучения одного культурного слоя за другим. В шлимановской Трое таких слоёв девять. Однако первооткрыватель в ходе своих работ многие из них уничтожил, смешав с другими.

Во-вторых, «клад Приама» абсолютно точно не имеет отношения к Трое, описанной Гомером.

Клад, найденный Шлиманом, относится к слою, который именуется «Троя II» — это период 2600-2300 гг. до н. э. Слой, относящийся к периоду «гомеровской Трои» — «Троя VII-A». Этот слой Шлиман при раскопках прошёл, практически не обратив на него внимания. Позже сам он признал это в своих дневниках.

Фотография Софии Шлиман в украшениях из «клада Приама». Около 1874 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Но, упомянув о грехах Генриха Шлимана, нужно сказать и о том, что полезного он сделал. Сенсация, в которую он превратил своё открытие, дала мощный толчок развитию археологии в мире, обеспечила приток в эту науку не только новых энтузиастов, но, что весьма важно, финансовых средств.

Кроме того, говоря о Трое и «кладе Приама», часто забывают о других открытиях Шлимана. Продолжая упорно верить в точность «Илиады» как исторического источника, в 1876 году Шлиман начал раскопки в греческих Микенах в поисках могилы древнегреческого героя Агамемнона . Здесь археолог, набравшийся опыта, действовал гораздо аккуратнее, и открыл неизвестную к тому времени микенскую цивилизацию II тысячелетия до нашей эры. Открытие микенской культуры не было столь эффектным, зато с точки зрения науки имело куда большее значение, чем находки в Трое.

Впрочем, Шлиман был верен себе: обнаружив гробницу и золотую погребальную маску, он объявил, что нашёл могилу Агамемнона. Поэтому найденный им раритет сегодня известен как «маска Агамемнона».

Фото летних раскопок в Трое 1890 года. Фото: Commons.wikimedia.org

«В смерти его приветствуют Акрополь с Парфеноном»

Шлиман работал до последних дней жизни, несмотря на стремительно ухудшавшееся состояние здоровья. В 1890 году он, пренебрегая предписаниями врачей, после операции поспешил в очередной раз вернуться к раскопкам. Новое обострение недуга привело к тому, что он потерял сознание прямо на улице. Генрих Шлиман скончался в Неаполе 26 декабря 1890 года.

Его похоронили в Афинах, в специально построенном мавзолее, выдержанном в стиле сооружений, в которых хоронили античных героев. «В смерти его приветствуют Акрополь с Парфеноном, колонны храма Зевса Олимпийского, синий Саронический залив и по ту сторону моря — благоуханные горы Арголиды, за которыми лежат Микены и Тиринф», — писала вдова София Шлиман.

Генрих Шлиман мечтал о славе и всемирной известности и добился своей цели, в глазах потомков встав рядом с героями Эллады.