Детские произведения маяковского список. Произведения В.В.Маяковского (для детей). Презентация. Воспитание словом

Произведения Маяковского для детей - крупное и неповторимое явление в литературе.

Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса.

Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств - вот что, прежде всего, отличает произведения поэта.

Впервые Маяковский обратился к детской литературе в 1918 г. На заседании комиссии отдела изобразительных искусств Наркомпроса он выступил с докладом о программе выпуска иллюстрированных изданий, в том числе иллюстрированного сборника своих стихов для детей.

Маяковский написал для детей более 20 произведений. Среди них стихотворения, песни, сказка в стихах, стихотворный фельетон. Поэт создал несколько сценариев детских фильмов. Он был сотрудником « Пионерской правды», журнала « Пионер» и «Еж». В условиях острой идеологической борьбы 20-х Маяковский выступал в защиту темы современности и новых героев в поэзии для детей, против вульгарности и опошления этой темы. Он отстаивал право на существование новой современной литературной сказки, современной поэзии для детей. Обращаясь к юному читателю, поэт стремился дать ему новый идеал, развенчать, высмеять старое, по-новому представить труд и довести до сознания детей, что ценность человека определяется трудом. По словам поэта, он хотел «ознакомить детей с новыми понятиями, с новым подходам к вещам».

Его первым произведением для малышей была « Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (1925) .

В 1925 г. поэт пишет и другое произведение – «Гуляем», которое тематически и по проблематике примыкает к «Сказке о Пете и Симе». В том же году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?». Стихотворение «Что ни страница – то слон, то львица» было напечатано в 1926 г. Оно написано в жанре, издавна пользующемся успехом у читателя – ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста. Это жанр стихотворной попист, или, как его еще называют, подписи к картинке. Книжки – картинки со стихотворными подписями очень распространены в дошкольной литературе.

Чтобы достичь подлинной художественности, стихотворная подпись должна выполнять как минимум две функции: во-первых быть лаконичной; во-вторых, как выражался Чуковский, графичной, т.е давать материал для творческого воображения художника. Ведь в этом жанре единство текста и рисунка обладает предельной остротой.

Маяковскому удалось не только освоить этот жанр детской книжки, но и обновить его, увсовершенствовать не только в области содержания, но форм.

«Что ни страница – то слон, то львица» - сюжетное стихотворние, объединенное общей темой – путешествием по зоопарку. Стихотворные подписи-пояснения полны лукавства, блестящей фантазии, глубокой наблюдательности: «Это зебра. Ну и цаца! Полосатее матраца» Они лаконичны: всего несколько строк в каждой, но создаются облик, привычки зверей, остающиеся в памяти ребенка.

1926-1929 – годы плодотворной писательской работы Маяковского для детей. Ему удается написать в год три-четыре стихотворения о героике борьбы со стихией («Эта книжечка моя про моря и про маяк», 1926) . о разных странах света («Прочти и катай в Париж и Китай», 1927), о человеке-труженике («Конь-огонь», 1927), о выборе юношеством профессии («Кем быть?», 1928)

В основе большинства детских произведений Маяковского – проблемы социальные. И важнейшая среди них – проблема труда. В разных аспектах поэт вновь и вновь возращается к ней. Средствами сатиры борьбу с невежеством, ленью и тунеядством он ведет в стихотворении «История Власа – лентяя и лоботряса» (1926).

У М. имеются пионерские стихи и песни: «Возьмем винтовки новые» (1927), «Майская песенка» (1929), «Песня молния» (1929) – первые произведения, созданные для детей в жанре политической лирики.

Разнообразны жанры детских стихов Маяковского: сказка, поэма, песня, поэтический рассказ и др.

С появлением стихов Маяковского для детей критика отнеслась к ним по разному. Были и восторженные отклики о небывалых в детской литературе произведениях, но были и отрицательные, резко осуждающие выступления критиков. Годы, прошедшие с тех пор, показали в полной мере и новаторство детской поэзии Маяковского, и то, что не все его стихи для детей выдержали испытание временем. И сам поэт знал, что не все его произведения «останутся живыми для детей навсегда, потому что по самому складу своей души не мог отстранить темы, избегать примет времени», которые были важны, когда писались стихи, но теряли остроту по мере развития общественно-политической жизни страны.

Произведения для детей способствует обучению ребенка хорошим качествам, навыкам, объясняет какие-либо вещи с точки зрения детей. Создано огромное количество самых разнообразных произведений и сказок, которые оказывают благоприятное воспитательное воздействие на ребенка. В этой статье мы с вами проанализируем стих, что такое хорошо, что такое плохо в котором его автор Владимир Маяковский объяснил очень наглядно. Контрастность в литературе Существует своеобразный контраст, когда одно понятие может восприниматься человеком только в том случае, если сравнивать его с другим понятием. Основные примеры такого контраста – черное и белое, добро и зло. Можно бесконечно приводить примеры, но мы думаем, что суть понятна. На таком же контрасте в литературе часто строятся многие произведения, стихотворения. «Что такое хорошо и что такое плохо?» - одно из таких произведений. В нем отчетливо противопоставляется понятие «хорошо» и понятие «плохо», это позволяет ребенку быстрее понять и осознать мысли писателя, которые он хочет до него донести. Все знают - ребенок должен получать знания из литературы.. Самые известные произведения М. – «Кем быть?» и «Что такое хорошо и что такое плохо?» Анализ стихотворения Автор ведет рассказ от лица отца, к которому пришел его кроха-сын и задал вопрос, собственно, что такое хорошо и что такое плохо? Таким образом, начинается повествование от лица папы мальчика, который объясняет своему чаду на примере контрастности о хорошем и плохом. В баснях часто можно увидеть мораль, но иногда и взрослому сложно понять ее, а ребенку и подавно. Поэтому автор раскрывает мораль при помощи обычных жизненных ситуаций. Сначала в стихотворении Маяковский показывает, что такое хорошо и что такое плохо, на примере погодных условий. В следующих четверостишиях автор рассказывает о мальчиках и дает определения им - «хороший» или «плохой». Также Маяковский разъясняет детям важность личной гигиены – если грязь у ребенка лежит на рожице, вырастет из сына свин, если сын свиненок. Автор показывает, что ребенок должен быть трудолюбив, смел, это отлично видно в четверостишиях про ворону и карапуза, про книжицу и мячик. Особенности творчества Маяковского Во всех стихах Владимира Маяковского можно отследить некоторые черты советского времени, например, октябрята, которые говорят "плоховатый мальчик". С его помощью родители могут легко объяснить детям о хорошем и плохом. В конце стихотворения кроха сделал правильный выбор – будет делать хорошо, не будет плохо.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Произведения В.В.Маяковского для детей Выполнила студентка 3нА группы Дроздова Нина

2 слайд

Описание слайда:

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств - вот что, прежде всего, отличает произведения поэта. Произведения Маяковского для детей - крупное и неповторимое явление в литературе. Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса. Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

3 слайд

Описание слайда:

Маяковский говорил: «С особым удовольствием работаю над детскими книжками. Моя цель - внушить детям некоторые самые элементарные общественные понятия, но, разумеется, я делаю это очень осторожно.» В поэзии для детей поэт оставался агитатором и пропагандистом. Местом его общения с представителями нового поколения была библиотека, редакция, стадион. Темперамент борца, пламенного оратора, убежденного революционера проявляется и в его книгах для детей.

4 слайд

Описание слайда:

«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» написана в 1925-м году. Это первое детское произведение Владимира Маяковского. Она начинается веселым игровым зачином в стиле фольклорных считалок: Жили-были Сима с Петей. Сима с Петей были дети. Пете 5, а Симе 7 - и 12 вместе всем. В сатирических гротескных образах жадного, эгоистичного «злюки» Пети Буржуйчикова и его родителей поэт высмеял омерзительный буржуазный быт и нравы: * Петя взял варенье в вазе, прямо в вазу мордой лазит. * Грязен он, по-моему, как ведро с помоями. Пете Буржуйчикову поэт противопоставляет Симу - «друга ребячьего народца», защитника «слабого и четверолапого». Смех, ребячий задор чувствуется в сказке, она насыщена живыми детскими диалогами, словами и выражениями из повседневной речи ребенка 20-х годов: «трудится вперегонки», «вверх тормашками», «разиня», «злюня», «вот так чудо, чудо-юдо»…

5 слайд

Описание слайда:

В том же году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?». Тема произведения раскрыта в форме серьезной, ласковой, шутливой беседы отца с сыном, построенной по принципу контрастного изображения: плохая погода противопоставляется хорошей, грязнуля - опрятному мальчику, трус - храбрецу, лентяй - труженику, злой - доброму. Назидание смягчено мягкой улыбкой поэта, его шуткой.

6 слайд

Описание слайда:

Ключ к пониманию стихотворения «Конь-огонь». Поэт наглядно показывает, что в изготовлении детской игрушки принимают участие не только мастера игрушек, но и рабочие писчебумажной фабрики, которые представили «три листа отличнейшей картонки», и столяр, и щетинщик, и художник. Для того чтобы рассказ заинтересовал ребенка, Маяковский делает его непосредственным участником всех этих событий, заставляя вместе с рабочими беспокоиться о том, чтобы конь получился на диво. Этот прием позволил ему решить и другую, не менее важную задачу - показать ребенку труд взрослых, их мастерство, увлеченность работой. Тот факт, что превращение «мертвых» материалов в коня, красивого, яркого, происходит на глазах у ребенка, делает рассказ Маяковского особенно впечатляющим. Малыш навсегда запомнит, какой труд вкладывается в изготовление его любимых игрушек, и будет бережнее относиться к ним.

7 слайд

Описание слайда:

В поэзии для детей поэт оставался агитатором и пропагандистом. Местом его общения с представителями нового поколения была библиотека, редакция, стадион. Темперамент борца, пламенного оратора, убежденного революционера проявляется и в его книгах для детей. * Кличет книжечка моя: * Дети, будьте, как маяк! * Помни про школу - только с ней станешь строителем радостных дней! * Полюбите, дети, труд, как написано тут. * Вот и вырастите истыми Силачами! Поэт убеждает, не боясь высказывать открытую, бьющую прямо в цель мораль. В ней нет сухого дидактизма и резонерства. Концовки стихотворений звучат как лозунг - требовательный призыв к действию. Создавая лирику для детей, Маяковский стремился по-новому раскрыть тему, учитывая детский угол зрения на мир.

Введение. 3

1. Общественно-политическая тематика в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». 4

2. Образы детей в стихах. 7

3. Своеобразие поэтической манеры, сатира и юмор, лиризм, сочетание игровых и дидактических элементов. 8

4. Практическое задание. Рассказ о поэте, доступный восприятию старших дошкольников. 11

Заключение. 13

Литература. 14

Введение

Произведения Маяковского для детей - крупное и неповторимое явление в литературе.

Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса. Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств - вот что, прежде всего, отличает произведения поэта.

"Трудно назвать какие-либо еще произведения, в 20-х годах, равные его стихам по силе революционного воздействия на широкие массы детей, по силе влияния на развитие литературы для детей...

Сказка из современной жизни и пионерская песенка, политическая лирика и сатирические стихи, лирическая поэма, воспевающая труд и будни социалистического строительства, и рассказы в стихах (о животных, о путешествии, на этические темы), публицистический очерк и фельетон в стихах - вот далеко не полный перечень тем и жанров произведений издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1961, стр. 5).

Впервые Маяковский обратился к детской литературе в 1918 г.; стихотворение было написано им за две недели до смерти.

Каждое новое стихотворение для детей было своеобразной декларацией поэта-новатора. Его "Детская" полюбилась маленьким читателям сразу. "Книжки его расхватывают как воду в знойный день..." - свидетельствовала "Вечерняя Москва" (1930, 15 июля).

Характерно, что в "Детской" наряду с героями произведений возникает и образ лирического героя - поэта. Он не только показывает, но и объясняет жизнь детям.

Его "Детская" - Лирическое познание жизни.

Дети - будущее страны. Ощущение стремительного движения жизни, жажда познания, деятельности, страстность чувств и мыслей - это главное, что характеризует детские стихи Маяковского. Ребенок чувствует себя в "Детской" хозяином. Он на равных с лирическим героем - поэтом. Он стремится подражать ему, поступать так же, как и лирический герой произведений. "Детская" - это многокрасочный, многозвучный мир, в котором "все работы хороши".

Для взрослых Маяковский написал "Хорошо!" и "Плохо" (под последним названием можно условно объединить всю его сатиру, включая пьесы "Клоп" и "Баня"), а для детей он пишет "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Когда В.В. Маяковский (1893-1930) организовал свою литературную выставку «Двадцать лет работы», значительное место в ней наряду с произведениями для взрослых, заняли книги, адресованные детям. Тем самым поэт подчеркнул равноправное положение той части поэтической работы, которая была осуществлена, как он выражался, «для детков». Первый, задуманный в 1918 г., но не состоявшийся сборник, так и был бы назван - «Для детков». Подготовленные для него материалы убеждают в том, что и для детей Маяковский стремился создавать новое революционное искусство, что ему чужда была мысль о камерных «детских» темах.

В статье «Сделал дядя Маяковский» М. Петровский справедливо заметил, что «главное время в его стихах - будущее взрослое». Отсюда постоянное соотнесение сегодняшнего поступка, сегодняшней черты характера с тем, что пригодится ребенку как человеку будущего. Эта особенность делает актуальными произведения Маяковского для детей и сегодня, когда нет нэпманов, буржуев и Буржуйчиковых. Истории принадлежат эти персонажи в социально-политическом плане, а сегодняшнему дню - в нравственно-эстетическом. Этот аспект поэзии Маяковского для детей становится все действеннее.

«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» написана в 1925-м году. Это первое детское произведение Владимира Маяковского. Когда-то в одном из ранних стихотворений поэт бросил такую кощунственную фразу: “Я люблю смотреть, как умирают дети”.

Мы не знаем, о чём думал Маяковский, когда писал эти слова. Возможно, имелось в виду, что дети должны как можно скорее переставать быть детьми, вырастать, превращаться во взрослых.

1.Общественно–политическая тематика в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий».

Стихи Маяковского для детей - одна из самых ярких, самых значительных страниц в русской детской литературе. Хотя детских произведений у него не так уж и много - несколько стихотворении, несколько песенок для юных пионеров, сказки в стихах и ряд сценариев детских фильмов,- однако значение их огромно. Чем же можно объяснить секрет популярности В. В. Маяковского у самых маленьких его читателей и слушателей? Одна из причин этого успеха в том, что поэт не ограничивал содержание своих произведений специальными «детскими» темами, не «подделывался» под «добренького дядю», все знающего и все понимающего. Однако главное не в этом.

Писателю, обращающему свое творчество к детям, нужно иметь «душу благодатную, любящую, ум возвышенный, образованный». Эти слова принадлежат великому русскому критику, глубокому знатоку детской психологии В. Г. Белинскому, в них-то и кроется разгадка того, почему поэт так любим маленькими слушателями. Ведь Маяковский не просто любил детей - он хорошо знал их интересы и заботы, чувствовал и тонко улавливал запросы «детской души» и охотно отзывался на них. Еще в 1918 году В. Маяковский предполагал издать сборник стихов под названием «Для детков». Поэту не удалось осуществить замысел, но сохранившиеся материалы сборника наглядно подтверждают мысль о том, что для Маяковского не существовало специальных «детских» тем, что детская литература, в его понимании, это литература больших тем, тесно связанная с общественной и политической жизнью страны.

В этом отношении огромный интерес представляет «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (1925). По сути дела, это первое произведение поэта, написанное специально для детей, но содержащееся в нем обличение отвратительной сущности мещанства, обывательщины, с одной стороны, и утверждение новых человеческих отношений, рожденных Октябрем,- с другой, сближают его с рядом стихотворений о нэпе, классовой борьбе, обращенных непосредственно к взрослому читателю. Очень умело вводит Маяковский ребенка в сложный для него мир классовых отношений. Поэт начинает стихотворение в ритме привычной для ребенка считалки:

  • Жили-были
  • Сима с Петей. Сима с Петей
  • были дети. Пете 5,
  • а Симе 7 - и 12 вместе всем.

К. И. Чуковский пишет, подчеркивая эту особенность начала «Сказки»: «Читаешь эти строки и невольно делаешь те самые жесты, какие делает перед началом игры всякий ребенок, произносящий считалку среди пяти или шести своих сверстников». А затем сразу же дается образ буржуя - отца Пети. Сознательно укрупняя, преувеличивая отдельные стороны характера этого персонажа, поэт вместе с тем стремится к тому, чтобы образ не терял своей конкретности, не нарушал привычных для детей представлений о добре и зле:

  • Петин папа и, как важный господин,
  • был преважным: в целом доме
  • в доме жил пятиэтажном жил один.

Это описание делало образ буржуя конкретным, более выпукло подчеркивало сущность его натуры хозяйчика, нэпмана. Вторая часть вводит ребенка в знакомый ему мир, который он любит и ценит: отец Симы - «залихватский кузнец», силач («он в любую из минут подымает пальцем пуд»), а главное - «Симин папа всех умнее, все на свете он умеет». Маяковский как бы «вычленяет» такие художественные детали, которые делают образы Симы и отца очень близкими детям: на столе у них щи да каша, чай в цветастой кружке («у рабочих денег нету»). Становится понятным и дальнейшее противопоставление: «дрянь и Петя и родители; общий вид их отвратителен», но зато «Сима чистый, чище мыла, мылся сам, и мама мыла. Вид у Симы крепыша, пышет, радостью дыша». Поэту такое противопоставление необходимо для того, чтобы дети поняли социальную причину этих различий: дети трудящихся не могут, не имеют права быть другими, потому что они «пролетарии».

В дальнейшее развитие событий в сказке активно вмешиваются звери: они расправляются с Петей, «обжорой», «угнетателем зверей», оказывают помощь Симе, дарят ему подарки. Из-за ошибки почтальона Петя (его милиционер послал родителям по почте) попадает в магазин, проглатывает сначала все съестное, а затем весы, гири и шкафы; наконец, он лопается с натуги, и все проглоченное летит к ногам октябрят, которые сели и с восторгом съели все продукты. Завершается сказка обращением поэта к детям:

  • Полюбите, дети, труд - как написано тут. Защищайте
  • всех, кто слаб, от буржуевых лап. Вот и вырастете

Важно, что это обращение не выглядит у Маяковского скучным нравоучением, потому что дети были уже подготовлены к нему развитием всех событий в сказке. Как уже отмечалось выше, в качестве основных поэт использует приемы контраста и гиперболизации поступков и действий героев. Особое внимание следует обратить на роль художественной детали в стихотворении. Маяковский великолепно знает читателя, его интересы, жизненный опыт. Именно отсюда и «родились» такие находки, как «сто корзин несет прислуга» (дети чаще всего представление о множественности выражают цифрой 100), «съест и ручкой маме машет» (характерный детский жест), Петин папа «в лавке сластью торговал» (у детей представление о благополучии в семье связывается с наличием или отсутствием сладостей), отец Симы «колесо нашел и рад - сделал Симе самокат» (любимая детская игрушка).

Необходимо также отметить, что первые две части сказки лишены действия, они статичны: поэту важно, чтобы юные читатели поняли сущность характеров отцов Пети и Симы, это подготавливает их к восприятию тех необыкновенных событий, которые произойдут в следующих главах. Особый динамизм события приобретают с того момента, когда Петя Буржуйчиков, швырнув щенка, расквасил ему «нос и четверо колен»: Вдруг, откуда ни возьмись, сто ворон слетают вниз. Весь оскаленный, шакал из-за леса пришагал. Используя традиционные формы народной сказки, Маяковский бичует в глазах детей то чуждое новому обществу, что осталось ему «в наследство» от буржуазного быта и морали. В то же время очень естественно, не впадая в назидательность, он утверждает то новое, что принесла с собой революция, славит труд, направленный на благо общества, человечность, величие настоящей дружбы, коллективизм.

2. Образы детей в стихах.

А между тем Маяковский и в самом деле владел высоким педагогическим искусством - искусством воспитывать и больших и маленьких. Он писал не для того, чтобы его стихами любовались, а для того, чтобы стихи работали, врывались в жизнь, переделывали ее.

В любой детской книжке - будь то сказка, песенка или цепь смешных и задорных подписей под картинками - Маяковский так же смел, так же честен, прям и серьезен, как и в своей поэме "Хорошо!" или "Во весь голос".

И в то же время, работая над стихами для детей, он никогда не забывал, что его читатели - маленькие, всего по колено ему ростом.

Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?

Маяковский говорит с детьми без всякой снисходительности. Его отповедь маленькому трусу, маленькому лентяю или неряхе сурова и беспощадна. Его похвала тем, кто ее достоин, немногословна и отчетлива, как похвала командира:

Храбрый мальчик, - хорошо,
в жизни пригодится.

"Стихи детям" занимают в собрании всех стихов Маяковского особое и значительное место. Эти стихи могут еще многому научить детей да, пожалуй, и взрослых.

3. Своеобразие поэтической манеры, сатира и юмор, лиризм, сочетание игровых и дидактических элементов.

Разнообразны жанры детских стихов Маяковского: сказка, поэма, песня, поэтический рассказ и др. Для всех его стихов характерна разговорная интонация, богатство используемой лексики. Маяковский вводит в стихи живую речь взрослых и детей, диалектизмы, просторечия, новые слова, рожденные эпохой («пролетарий», «буржуй») и авторские неологизмы («море синеволное»). В целях усиления смысла поэтической речи и акцентрирование звучания слова м фразы он ввел ступенчатое построение стиха или разбивал слово на слоги. У Маяковского поэты учились «искусству говорить с детьми» непринужденно, как с равными, не принижая ни тему, ни читателя, не обедняя стих.

С появлением стихов Маяковского для детей критика отнеслась к ним по разному. Были и восторженные отклики о небывалых в детской литературе произведениях, но были и отрицательные, резко осуждающие выступления критиков. Годы, прошедшие с тех пор, показали в полной мере и новаторство детской поэзии Маяковского, и то, что не все его стихи для детей выдержали испытание временем. И сам поэт знал, что не все его произведения «останутся живыми для детей навсегда, потому что по самому складу своей души не мог отстранить темы, избегать примет времени», которые были важны, когда писались стихи, но теряли остроту по мере развития общественно-политической жизни страны.

Поэт говорил: «С особым удовольствием работаю над детскими книжками. Моя цель - внушить детям некоторые самые элементарные общественные понятия, но, разумеется, я делаю это очень осторожно. Скажем, - рассказ о лошадке на колесиках. Я пользуюсь случаем, чтобы объяснить ребенку, сколько людей работало, чтобы такую лошадку сделать. Таким образом, ребенок получает представление об общественном характере труда». В поэзии для детей поэт оставался агитатором и пропагандистом. Местом его общения с представителями нового поколения была библиотека, редакция, стадион. Темперамент борца, пламенного оратора, убежденного революционера проявляется и в его книгах для детей.

  • Кличет книжечка моя:
  • Дети, будьте, как маяк!
  • Помни про школу
  • только с ней станешь
  • строителем
  • радостных дней!
  • Полюбите, дети, труд, как написано тут.
  • Вот и вырастите
  • истыми Силачами!

Поэт убеждает, не боясь высказывать открытую, бьющую прямо в цель мораль. В ней нет сухого дидактизма и резонерства. Концовки стихотворений звучат как лозунг - требовательный призыв к действию. Создавая лирику для детей, Маяковский стремился по-новому раскрыть тему, учитывая детский угол зрения на мир. Он прекрасно понимал, что в произведении для маленьких читателей есть свои секреты. Многое позаимствовал поэт из русского фольклора. В «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» широко использованы элементы традиционной сказки и гротескной литературы. Стихотворения «Гуляем» и «Что такое хорошо и что такое плохо?» перекликаются с дидактическими книжками-картинками прошлого, с книгами его детства. «Что ни страница - то слон, то львица», которую поэт начал писать в Нью-Йоркском зоопарке, напоминает произведение С. Маршака «Детки в клетке». «Крокодил» К. Чуковского тоже многое подсказал Маяковскому. Использование фольклорных приемов и достижений лучших поэтов говорит о серьезной работе поэта над детским репертуаром поэзии, о его желании войти в мир ребенка. Сравните два описания Парижа - для взрослых («Город») и для детей («Прочти и катай в Париж и Китай»).

Автор двух портретов Парижа не солгал ни детям, ни взрослым: о двуликости города богатства и бедности он рассказал и тем, и другим. Перед нами город контрастов, частица капиталистического мира. Поэт не ввел в стихотворение для детей ни французской рекламы, ни слов «адвокаты», «казармы», ни фамилии политического деятеля - Эррио. Ни одного неологизма, ни одной трудной рифмы нет в стихотворении. Все ясно для детского восприятия. В стихотворении для детей совершенно другое настроение. Куда девался мрачный колорит «Города»? Стихотворение «Прочти и катай в Париж и Китай» написано в мажорной тональности, здесь слышатся спокойные, бодрые и даже лукавые интонации. М. Горький как-то восхищался началом сказки Андерсена «Соловей»: «В Китае все жители китайцы, и сам император китаец». Так же может восхитить и фраза Маяковского: «Пошли туда, пошли сюда - везде одни французы». Сюжеты детских стихотворений Маяковского - это интересная игра: экскурсия или увлекательное путешествие - по странам («Прочти и катай…»), по профессиям («Кем быть?»), по морю («Эта книжечка моя про моря и про маяк»), по зоопарку («Что ни страница - то слон, то львица»), по различным мастерским («Конь-огонь»), по московским улицам («Гуляем»), в мир человеческих характеров («Что такое хорошо и что такое плохо?»). Такая сюжетная форма стихотворений позволила поэту непринужденно и содержательно разговаривать с детьми.

Человекутруда Маяковский противопоставляет бездельников и резко высмеивает лень и тунеядство, например в стихотворении «История Власа, лентяя и лоботряса», которое по силе сатирического образа до сих пор является одним из лучших в поэзии для детей. Воспитательное значение его трудно переоценить: показав путь героя от нежелания учиться до неумения трудиться, поэт дал детям настоящий урок нравственности. В 1925 году Маяковский написал для детей «Сказку о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». Она начинается веселым игровым зачином в стиле фольклорных считалок:

  • Жили-были
  • Сима с Петей. Сима с Петей
  • были дети. Пете 5,
  • а Симе 7 - и 12 вместе всем.

В сатирических гротескных образах жадного, эгоистичного «злюки» Пети Буржуйчикова и его родителей поэт высмеял омерзительный буржуазный быт и нравы:

  • Петя взял варенье в вазе, прямо в вазу мордой лазит.
  • Грязен он, по-моему, как ведро с помоями.

Пете Буржуйчикову поэт противопоставляет Симу - «друга ребячьего народца», защитника «слабого и четверолапого». Смех, ребячий задор чувствуется в сказке, она насыщена живыми детскими диалогами, словами и выражениями из повседневной речи ребенка 20-х годов: «трудится вперегонки», «вверх тормашками», «разиня», «злюня», «вот так чудо, чудо-юдо»…

Используя традиции как народной, так и литературной сказки, Маяковский создал одну из первых советских сказок для детей острого политического содержания. В том же году Маяковский пишет для малышей рассказ в стихах «Что такое хорошо и что такое плохо?». Темапроизведения раскрыта в форме серьезной, ласковой, шутливой беседы отца с сыном, построенной по принципу контрастного изображения: плохая погода противопоставляется хорошей, грязнуля - опрятному мальчику, трус - храбрецу, лентяй - труженику, злой - доброму. Назидание смягчено мягкой улыбкой поэта, его шуткой. «С детьми он был всегда нежен и деликатен»,- вспоминал Николай Чуковский. Поэзия Маяковского рассказывает детям о громадном размахе социалистического строительства, о росте культуры. Он призывает пионеров к работе, к учебе, к борьбе за свободу.

4. Практическое задание.

Рассказ о поэте, доступный старших дошкольников.

Владимир Маяковский родился в 1893 году на Кавказе в семье лесничего. Вольное детство в селе Багдади среди покрытых лесами гор, под щедрым южным солнцем, рано пробудило у мальчика поэтическое чувство. Он любил стихи, хорошо рисовал, любил дальние поездки. События первой русской революции (1905) оставили заметный след в биографии будущего поэта. Ученик второго класса гимназии Володя Маяковский участвовал в революционных выступлениях молодежи, знакомился с социал-демократической литературой. После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимался революционной деятельностью, работал пропагандистом среди рабочих, трижды был арестован

Маяковский писал и стихи детям. Особое место среди них занимает стихотворение “Что такое хорошо и что такое плохо” (1925).

Стихотворение «Что такое хорошо и что такое и что такое плохо» (1925) носит ярко выраженный дидактический характер. Автор хочет помочь нам научиться правильно себя вести, определить свое отношение к окружающей действительности. Эта задача крайне трудна для детского писателя, ибо ему необходимо добиться того, чтобы открыто высказанная мораль дошла до слушателя, не оттолкнув его. Маяковскому удается блестяще решить эту задачу.

Еще Маяковский пишет такие стихи для детей, кик «Майская песенка» и «Кем быть?». «Майская песенка» Доступно рассказать нам о международном революционном празднике очень трудно. Однако поэт в «Майской песенке» (1928) добивается того, что стихотворение увлекает нас, захватывает. Это достигается прежде всего тем, что Маяковский строит его как развернутое сравнение. Май - это весна, это «зеленые листики - и нет мимы». Он рисует весну-труженицу: «весна сушить развесила свое мытье», «улица рада, весной умытая». Поэтому нам становится понятным и «раздолье чистенькое», и то, что «на ситцах, на бумаге - огонь на всем». Вот это ощущение весенней радости, тепла, счастья усиливается в стихотворении благодаря бодрому маршевому ритму:

  • Мы молодо и весело идем!
  • Идем!
  • Идем!

Таким образом, отказавшись от рассказа о самом празднике, поэт избирает другой путь: вызвать у нас радостное ощущение весны, праздника всем строем стихотворения.

«Кем быть?» По сути дела, во всех произведениях Маяковского для детей центральной темой всегда была тема труда, тема человека-труженика.

Поэма для детей «Кем быть?» как бы завершает развитие этой темы в детских стихах поэта. Он ведет серьезный разговор с детьми, которым «будет и семнадцать», о том каждодневном, огромном труде, которым заняты взрослые. Поэт стремится ввести нас в большой мир трудовой жизни, показать ему, что «все работы хороши - выбирай на вкус!» Но построению «Кем быть?» представляет собой серию поэтических зарисовок различных профессий и людей - представителей этих профессий - столяров, плотников, инженеров, врачей, летчиком, кондукторов и т. д. Не боясь специальной терминологии (а ее очень много в поэме!), Маяковский знакомит нас со спецификой труда, со значением той или иной профессии. Центральное место в стихотворении занимает описание большого завода, где «работа всякого нужна одинаково». Сам Маяковский придавал этому описанию особое значение и старался увлечь им нас Так, шутливо-разговорная интонация предыдущей картины («и тогда у вас до свадьбы все, конечно, заживет») сменяется призывной, лозунговой:

  • Вставай!
  • Гудок зовет…

Он знакомит нас с этапами работы, с машинами, которые пришли на помощь человеку.

Показывая сложные для понимания дошкольника процессы труда, поэт постоянно приближает свой рассказ к миру ребенка, к его жизненному опыту. Так, в доме у него «заживут ребята… удобно и просторно», доктор лечит детей («и детям я лечу болезни»), в трамвае кондуктор предлагает брать «билетики» и «большим и детям». Таких примеров можно привести очень много. Стихотворение передает не только пафос труда - оно формирует у детей настоящее, творческое отношение к нему, воспитывает любовь к этому великому благу жизни и к человеку, преобразующему мир.

Заключение .

В творческом наследии Маяковского для детей воплощены нравственно-эстетические идеалы жизни советских людей. Он первый выступил с острополитическими произведениями для детей. В его стихах живет и действует хозяин страны, рожденный революцией. Поэтическая форма стихотворений многими чертами связана с творчески осмысленными традициями фольклора. Все эти черты обеспечили долгую жизнь стихотворениям Маяковского, написанным для детей. Развитие детской поэзии немыслимо без освоения наследия Маяковскиого.

Так, последовательно опираясь на свой опыт агитационно-поэтической работы для взрослых и творчески используя фольклорные традиции, Маяковский в детской поэзии утверждает новую социалистическую нравственность, корнями уходящую в народную почву.

Чтобы достичь подлинной художественности стихотворная подпись должна выполнять как минимум две функции: во-первых, быть лаконичной; во-вторых, быть, как выражался К.И. Чуковский, графичной, т.е. давать материал для творческого воображения художника. Ведь в этом жанре единство текста и рисунка обладает придельной остротой.

В. Маяковскому удалось не только освоить этот жанр детской книжки, но и обновить его, усовершенствовать не только в области содержания, но и формы.

Литература.

1.В.М. : «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». Ю. Попова.

2. Эбин Ф.Е. Маяковский детям/ Ф. Е. Эбин.-М.,1966

Кто не знает легендарного русского поэта Владимира Маяковского? Всем нам знакомы его революционные стихи, резкие, волевые, смелые, с неординарной, отточенной рифмой, вдохновляющие на подвиги. На стихах Владимира Маяковского выросли наши дедушки и бабушки, их учили наши родители, их учили мы. Поэт-революционер, любитель женщин, смельчак и хулиган выражал в своих стихах волю народа, его поэзия не насыщена эпитетами и природными описаниями, как у Тютчева, она другая. Призывная, воинственная, действенная. Такие же воинственные и резкие стихи Маяковского для детей. Удивленно читаете эти строчки?

Название Популярность
464
120
99
161
95
81
151
129
95
244
92

Не представляете Владимира, пишущего детские стихи? Не может быть! Ведь это именно он написал знаменитое стихотворение, которое мы так любили в детстве: «Кем быть?» Читая эти стихи, каждый из нас мечтал о будущей профессии, мысленно представляя себя то врачом, то рабочим, то водителем, то пожарным. Конечно, из-за особенной рифмы и ритма, поэзию Владимира не все легко воспринимают. Но в этом и скрыта «изюминка» — это вам не Маршак, не Чуковский и не Агния Барто. Маяковский прекрасно раскрывает детские образы в своих стихах. Своеобразность его творений состоит в том, что пишет он для детей, нисколько не отказываясь от своей обычной манеры писания. Его детскую поэзию можно назвать реалистичной – в ней отсутствуют сказочные герои и говорящие зверушки, зато есть настоящие герои – реальные дети из реальной жизни.

Патриотизм в стихах

Стихи Маяковского больше любят мальчишки, ведь там кроется смелость и призыв к борьбе. Хорошо раскрывает тему защиты родной страны стихотворение «Возьмем винтовки новые». Оно учит не просто стрелять, а быть готовым защитить Родину, быть настоящим патриотом. Тут вам и про стрелковый кружок, тут вам и про разведку. Стихотворение «Конь-огонь» учит терпению и трудолюбию. Люди разных профессий помогли мальчику обрести коня. В магазине коней не было и игрушку для мальчика делают из картона, с азартом, вкладывая душу. И конь вышел на славу! После прочтения хочется самому взять ножницы и что-то смастерить!

Стихи Маяковского для детей в основном все патриотические — про пионеров, про Кремль, про красные флаги. Это все наша история и с ней детей нужно знакомить в веселой, непринужденной форме, в виде игры, читая стихи и параллельно рассказывая о тех, или иных событиях своими словами. Если ребенок умеет читать, можно ему предложить игру «Почитаем по ролям». Пусть малыш выберет, кем он будет, а вы будете читать слова от автора. Прекрасно подходит для ролевого чтения стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо», а заодно и учит как нужно себя вести и как не следует поступать. Призывает к свету и добру стихи «Про моря и про маяк». На первый взгляд, это стихотворение про море, но если читать внимательно, то там есть золотые слова: «Дети, будьте, как маяк…», то есть помогайте друг другу, когда трудно.

Если вы хотите познакомить ребенка с поэзией Маяковского, мы подобрали разные стихи Маяковского для детей и поместили их в специальной рубрике. Заходите и выбирайте! Приятного чтения!

Введение. 3

1. Общественно-политическая тематика в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». 4

2. Образы детей в стихах. 7

3. Своеобразие поэтической манеры, сатира и юмор, лиризм, сочетание игровых и дидактических элементов. 8

4. Практическое задание. Рассказ о поэте, доступный восприятию старших дошкольников. 11

Заключение. 13

Литература. 14

Введение

Произведения Маяковского для детей - крупное и неповторимое явление в литературе.

Их своеобразие состоит в том, что Маяковский, обратившись к детям, не отказался ни от политического характера своих произведений, ни от высокого гражданского пафоса. Никто до Маяковского не затрагивал темы современности для детей.

Борьба за реалистическую поэзию для детей, насыщенную современностью, связанную крепчайшими нитями с жизнью народа, смелость мыслей и горячность чувств - вот что, прежде всего, отличает произведения поэта.

"Трудно назвать какие-либо еще произведения, в 20-х годах, равные его стихам по силе революционного воздействия на широкие массы детей, по силе влияния на развитие литературы для детей...

Сказка из современной жизни и пионерская песенка, политическая лирика и сатирические стихи, лирическая поэма, воспевающая труд и будни социалистического строительства, и рассказы в стихах (о животных, о путешествии, на этические темы), публицистический очерк и фельетон в стихах - вот далеко не полный перечень тем и жанров произведений издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1961, стр. 5).

Впервые Маяковский обратился к детской литературе в 1918 г.; стихотворение было написано им за две недели до смерти.

Каждое новое стихотворение для детей было своеобразной декларацией поэта-новатора. Его "Детская" полюбилась маленьким читателям сразу. "Книжки его расхватывают как воду в знойный день..." - свидетельствовала "Вечерняя Москва" (1930, 15 июля).

Характерно, что в "Детской" наряду с героями произведений возникает и образ лирического героя - поэта. Он не только показывает, но и объясняет жизнь детям.

Его "Детская" - Лирическое познание жизни.

Дети - будущее страны. Ощущение стремительного движения жизни, жажда познания, деятельности, страстность чувств и мыслей - это главное, что характеризует детские стихи Маяковского. Ребенок чувствует себя в "Детской" хозяином. Он на равных с лирическим героем - поэтом. Он стремится подражать ему, поступать так же, как и лирический герой произведений. "Детская" - это многокрасочный, многозвучный мир, в котором "все работы хороши".

Для взрослых Маяковский написал "Хорошо!" и "Плохо" (под последним названием можно условно объединить всю его сатиру, включая пьесы "Клоп" и "Баня"), а для детей он пишет "Что такое хорошо и что такое плохо?".

Когда В.В. Маяковский (1893-1930) организовал свою литературную выставку «Двадцать лет работы», значительное место в ней наряду с произведениями для взрослых, заняли книги, адресованные детям. Тем самым поэт подчеркнул равноправное положение той части поэтической работы, которая была осуществлена, как он выражался, «для детков». Первый, задуманный в 1918 г., но не состоявшийся сборник, так и был бы назван - «Для детков». Подготовленные для него материалы убеждают в том, что и для детей Маяковский стремился создавать новое революционное искусство, что ему чужда была мысль о камерных «детских» темах.

В статье «Сделал дядя Маяковский» М. Петровский справедливо заметил, что «главное время в его стихах - будущее взрослое». Отсюда постоянное соотнесение сегодняшнего поступка, сегодняшней черты характера с тем, что пригодится ребенку как человеку будущего. Эта особенность делает актуальными произведения Маяковского для детей и сегодня, когда нет нэпманов, буржуев и Буржуйчиковых. Истории принадлежат эти персонажи в социально-политическом плане, а сегодняшнему дню - в нравственно-эстетическом. Этот аспект поэзии Маяковского для детей становится все действеннее.

«Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий» написана в 1925-м году. Это первое детское произведение Владимира Маяковского. Когда-то в одном из ранних стихотворений поэт бросил такую кощунственную фразу: “Я люблю смотреть, как умирают дети”.

Мы не знаем, о чём думал Маяковский, когда писал эти слова. Возможно, имелось в виду, что дети должны как можно скорее переставать быть детьми, вырастать, превращаться во взрослых.

1.Общественно–политическая тематика в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий».

Стихи Маяковского для детей - одна из самых ярких, самых значительных страниц в русской детской литературе. Хотя детских произведений у него не так уж и много - несколько стихотворении, несколько песенок для юных пионеров, сказки в стихах и ряд сценариев детских фильмов,- однако значение их огромно. Чем же можно объяснить секрет популярности В. В. Маяковского у самых маленьких его читателей и слушателей? Одна из причин этого успеха в том, что поэт не ограничивал содержание своих произведений специальными «детскими» темами, не «подделывался» под «добренького дядю», все знающего и все понимающего. Однако главное не в этом.

Писателю, обращающему свое творчество к детям, нужно иметь «душу благодатную, любящую, ум возвышенный, образованный». Эти слова принадлежат великому русскому критику, глубокому знатоку детской психологии В. Г. Белинскому, в них-то и кроется разгадка того, почему поэт так любим маленькими слушателями. Ведь Маяковский не просто любил детей - он хорошо знал их интересы и заботы, чувствовал и тонко улавливал запросы «детской души» и охотно отзывался на них. Еще в 1918 году В. Маяковский предполагал издать сборник стихов под названием «Для детков». Поэту не удалось осуществить замысел, но сохранившиеся материалы сборника наглядно подтверждают мысль о том, что для Маяковского не существовало специальных «детских» тем, что детская литература, в его понимании, это литература больших тем, тесно связанная с общественной и политической жизнью страны.

В этом отношении огромный интерес представляет «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» (1925). По сути дела, это первое произведение поэта, написанное специально для детей, но содержащееся в нем обличение отвратительной сущности мещанства, обывательщины, с одной стороны, и утверждение новых человеческих отношений, рожденных Октябрем,- с другой, сближают его с рядом стихотворений о нэпе, классовой борьбе, обращенных непосредственно к взрослому читателю. Очень умело вводит Маяковский ребенка в сложный для него мир классовых отношений. Поэт начинает стихотворение в ритме привычной для ребенка считалки:

  • Жили-были
  • Сима с Петей. Сима с Петей
  • были дети. Пете 5,
  • а Симе 7 - и 12 вместе всем.

К. И. Чуковский пишет, подчеркивая эту особенность начала «Сказки»: «Читаешь эти строки и невольно делаешь те самые жесты, какие делает перед началом игры всякий ребенок, произносящий считалку среди пяти или шести своих сверстников». А затем сразу же дается образ буржуя - отца Пети. Сознательно укрупняя, преувеличивая отдельные стороны характера этого персонажа, поэт вместе с тем стремится к тому, чтобы образ не терял своей конкретности, не нарушал привычных для детей представлений о добре и зле:

  • Петин папа и, как важный господин,
  • был преважным: в целом доме
  • в доме жил пятиэтажном жил один.

Это описание делало образ буржуя конкретным, более выпукло подчеркивало сущность его натуры хозяйчика, нэпмана. Вторая часть вводит ребенка в знакомый ему мир, который он любит и ценит: отец Симы - «залихватский кузнец», силач («он в любую из минут подымает пальцем пуд»), а главное - «Симин папа всех умнее, все на свете он умеет». Маяковский как бы «вычленяет» такие художественные детали, которые делают образы Симы и отца очень близкими детям: на столе у них щи да каша, чай в цветастой кружке («у рабочих денег нету»). Становится понятным и дальнейшее противопоставление: «дрянь и Петя и родители; общий вид их отвратителен», но зато «Сима чистый, чище мыла, мылся сам, и мама мыла. Вид у Симы крепыша, пышет, радостью дыша». Поэту такое противопоставление необходимо для того, чтобы дети поняли социальную причину этих различий: дети трудящихся не могут, не имеют права быть другими, потому что они «пролетарии».

В дальнейшее развитие событий в сказке активно вмешиваются звери: они расправляются с Петей, «обжорой», «угнетателем зверей», оказывают помощь Симе, дарят ему подарки. Из-за ошибки почтальона Петя (его милиционер послал родителям по почте) попадает в магазин, проглатывает сначала все съестное, а затем весы, гири и шкафы; наконец, он лопается с натуги, и все проглоченное летит к ногам октябрят, которые сели и с восторгом съели все продукты. Завершается сказка обращением поэта к детям:

  • Полюбите, дети, труд - как написано тут. Защищайте
  • всех, кто слаб, от буржуевых лап. Вот и вырастете

Важно, что это обращение не выглядит у Маяковского скучным нравоучением, потому что дети были уже подготовлены к нему развитием всех событий в сказке. Как уже отмечалось выше, в качестве основных поэт использует приемы контраста и гиперболизации поступков и действий героев. Особое внимание следует обратить на роль художественной детали в стихотворении. Маяковский великолепно знает читателя, его интересы, жизненный опыт. Именно отсюда и «родились» такие находки, как «сто корзин несет прислуга» (дети чаще всего представление о множественности выражают цифрой 100), «съест и ручкой маме машет» (характерный детский жест), Петин папа «в лавке сластью торговал» (у детей представление о благополучии в семье связывается с наличием или отсутствием сладостей), отец Симы «колесо нашел и рад - сделал Симе самокат» (любимая детская игрушка).

Необходимо также отметить, что первые две части сказки лишены действия, они статичны: поэту важно, чтобы юные читатели поняли сущность характеров отцов Пети и Симы, это подготавливает их к восприятию тех необыкновенных событий, которые произойдут в следующих главах. Особый динамизм события приобретают с того момента, когда Петя Буржуйчиков, швырнув щенка, расквасил ему «нос и четверо колен»: Вдруг, откуда ни возьмись, сто ворон слетают вниз. Весь оскаленный, шакал из-за леса пришагал. Используя традиционные формы народной сказки, Маяковский бичует в глазах детей то чуждое новому обществу, что осталось ему «в наследство» от буржуазного быта и морали. В то же время очень естественно, не впадая в назидательность, он утверждает то новое, что принесла с собой революция, славит труд, направленный на благо общества, человечность, величие настоящей дружбы, коллективизм.