Что является противопоказаниями для работы в качестве психолога? Основные качества психолога

Контрольная работа № 5

«Основные требования к личности практического психолога. Этические аспекты деятельности практического психолога»



1. Кто такой практический психолог? В чем заключается его предназначение?

Кто такой клиент, заказчик, пользователь?

Какие типы задач взаимодействия клиента с психологом выделяет Г.С. Абрамова?

Профессионально-этические принципы психолога

Требования к личности практического психолога

Что является противопоказаниями для работы в качестве психолога?

Типология творческих профессионалов

Этические соблазны практической психологии

Требования Госстандарта к профессиональной подготовленности специалиста

Составьте словесный портрет себя как практического психолога, используя полученные знания

психологическая помощь клиент практический психолог


1. Кто такой практический психолог? В чем заключается его предназначение?


Практический психолог - это специалист, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению в ситуациях, требующих психологического вмешательства или использования специальных знаний и технологий.

Работа практического психолога ориентирована на те группы населения, которые не являются психически больными людьми, а относятся к категории психически нормальных, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность.

Основное предназначение практического психолога - оказание клиенту психологической помощи. Основная задача - вызвать переживания клиента, основанные на безоценочном отношении к психологической информации.



Психологическая помощь может классифицироваться по разным показателям:

) по времени действия: неотложная - необходима при сложных психических состояниях, возможности суицида, случаях насилия и т. д. Это чаще всего относится к компетенции службы доверия, телефона доверия; продолжительная - полезна при возникновении трудных жизненных ситуаций, психологических кризисов, конфликтов (психологические консультации);

) по направленности: прямая - направленная непосредственно на клиента, на его обращение за помощью; откликающаяся - ответ на сложившуюся ситуацию и обращения людей из окружения клиента; упреждающая - в ответ на прогнозируемую неблагоприятную для человека ситуацию. Часто встречается в службе семьи.

) по пространственной организации: контактная, когда беседа происходит лицом к лицу клиента с психологом; дистантная, которая подразделяется на телефонную и письменную;

) по выполнению функций психологом: диагностическая - постановка психологического диагноза, составление психологического портрета индивидуальности; диспетчерская - отправление к нужному специалисту: психотерапевту, психиатру и т. п, информационная - сбор информации о клиенте, его семье, окружающих людях, социальных условиях; коррекционная; консультативная; терапевтическая;

) по количеству участников: индивидуальная (особенно когда по личностным, социальным или общественным причинам групповая форма не представляется возможной); групповая (акцент делается на развивающей, обучающей программе или при необходимости социальной поддержки);

) по вмешательству психолога: директивная - указующая, дающая советы, как жить, недирективная - идущая за клиентом Психологическая помощь может включать в себя: психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответственность за достоверность и форму сообщения несет психолог), психологическая коррекция (организованное воздействие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психического развития; разрабатывается индивидуальная программа) , психологическое консультирование (помощь для психически нормальных людей для достижения ими целей личностного развития) и психотерапия (активное воздействие психотерапевта на личность клиента с целью восстановления или реконструкции психической реальности личности).


3. Кто такой клиент, заказчик, пользователь?


Среди обращающихся к психологу как специалисту можно выделить определенные позиции людей: клиент, заказчик, пользователь.

Клиент - человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, т. е. передает психологу знание о себе или о других людях, предполагая или реально указывая на свою роль в происхождении этого знания и считая себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

Заказчик - человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях); человек, сообщающий психологическую информацию, не видя своей роли и не считая себя ответственным за ее происхождение.

Пользователь - человек, которому сообщают содержание психологической информации и ее назначение, а также критерии оценки содержания этой информации с точки зрения заказчика на нее.


4. Какие типы задач взаимодействия клиента с психологом выделяет Г.С. Абрамова?


По Г.С. Абрамовой, можно выделить четыре типа задач взаимодействия клиента с психологом.

Социальные задачи - «правильно - неправильно» изменить систему оценок, помочь увидеть свою цель в другом свете.

Этические задачи - «хорошо - плохо» показать ограниченность ой оценочной шкалы.

Нравственные задачи - «добро - зло» продемонстрировать условность добра и зла, нетождественность их критериев для разных людей.

Психологические задачи - гибкая система оценок оказать психологическую помощь.

Работа практического психолога состоит в том, чтобы добиться от клиентов переформулирования задач первых трех типов в задачи психологические. Лишь тогда практический психолог окажется способным оказать реальную помощь клиенту в решении его проблем.


5. Профессионально-этические принципы психолога


Этика - совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы.

Профессионально-этические нормы - это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми (клиентами). Условно можно выделить два основных уровня этических принципов:

1. Очевидные (самоочевидные), и даже в чем-то «банальные» принципы, типа «не кричи на клиента», «не бей клиента», «не плюй в клиента», «не наноси ему увечий» и т. п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися, но, к сожалению, иногда и они нарушаются.

2. Традиционно выделяемые этические принципы. На основании анализа и обобщения разных этических систем можно выделить наиболее часто упоминающиеся этические принципы:

Профессиональная этика психолога - реализация психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

Принцип ненанесения ущерба: процесс и результат деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному положению, интересам человека; ответственность за результаты и последствия их внедрения в жизнедеятельность клиентом.

Принцип профессиональной компетентности: осознание психологом пределов своей компетентности, решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, владеет практическими методами работы, наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или иных воздействий.

Принцип объективности: недопущение предвзятого отношения к клиенту (испытуемому) и осуществления действий психологического характера (выбора методов работы, обработки и интерпретации результатов, формулирования выводов), противоречащих научным данным.

Принцип уважения клиента: проявление честности в общении с клиентом, формирование и поддержание у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом, построение взаимоотношений «на равных», избегание оценочных высказываний и прямых советов клиенту.

Принцип конфиденциальности: неразглашение вне согласованных условий информации, полученной психологом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, чтобы не скомпрометировать клиента, заказчика, психолога и психологическую науку в целом.


6. Требования к личности практического психолога


Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

богатое воображение, интуиция;

высокий уровень интеллекта.


7. Что является противопоказаниями для работы в качестве психолога?


Такими противопоказаниями для психолога могут быть:

Ненависть к людям, стремление «мстить» им непонятно за что.., к сожалению. Есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помощи, и которых самих к людям лучше не подпускать. Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологическом образовании и занимаются психологической практикой.

Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками. Заметим, что сами школьники, отвечая на вопрос, «с каким психологом, с какими отрицательными качествами Вы не хотели бы иметь дело?», в большинстве случаев выделили такие характеристики, как «неумение общаться» и «психические заболевания».

Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе. При проведении различных «собеседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриентами сразу бросаются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызывающе, а главное - постоянно перебивает собеседника, стремясь подчеркнуть свое превосходство.

Применительно к будущей работе психолога, - это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции сознанием клиента, что для психолога должно рассматриваться как страшнейший «профессиональный грех».

Применительно к будущему студенту-психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность, а также пассивную установку на то, что преподаватели «должны» постоянно интриговать и развлекать студентов на своих занятиях. При этом студентам остается лишь оценивать, какой преподаватель сумел их больше «увлечь», кто «большая или меньшая очаровашка» и с каким преподавателем им «вообще интереснее».


8. Типология творческих профессионалов


Самая простая типология основана на формальном выделении существующих направлений и специальностей. Здесь можно выделить: психолога общего профиля, социального психолога, клинического психолога, психолога-педагога, патопсихолога, нейропсихолога, психофизиолога, психолога труда (организационного психолога), инженерного психолога и т. п. В рамках каждой специальности можно выделить специализации.

Например, в рамках социальной психологии можно выделить специалистов по межнациональным отношениям, по психологии общения, по психологии трудового коллектива, по политической психологии и т. п.

В рамках возрастной психологии - специалистов по дошкольной психологии, по подростковой психологии, по развитию субъектов профессиональной деятельности (это уже на стыке возрастной и психологии труда), специалиста по отклоняющемуся (девиантному и делинквентному) поведению подростков (на стыке возрастной, педагогичекой, социальной и медицинской психологии) и т. п.

Можно выделить психологов, решающих определенные проблемы и специализирующихся преимущественно на тех или иных видах психологического консультирования (личностное консультирование, семейное консультирование, консультирование по вопросам детско-возрастного развития, профконсультирование, организационное консультирование и т. п.).

Можно также выделить психологов, которые больше специализируются на психодиагностике или на психокоррекции, на формировании определенных качеств или на создании развивающей среды, или же психологов, специализирующихся на проектировании тех или иных методов работы и т. п. Можно выделить психологов, специализирующихся на отдельных группах методик (или просто на отдельных методах работы, например, на методиках типа «Цветовой тест Люшера» или методика «пятна Роршаха»…). К формальным типологиям можно отнести и такую, когда выделяются психологические «учителя» (педагоги, научные руководители и т. п.), «начальники» и «администраторы» разного уровня, с одной стороны, а также выделяются психологи-подчиненные или психологи-ученики (последователи), с другой стороны.

Можно выделить при этом и так называемых «свободных художников», которые сумели формально обеспечить себе возможность заниматься своим любимым делом (выделять и рассматривать только те проблемы, которые считают важными и нужными), не очень-то завися в своей работе от различных «начальников» и общепризнанных научных «лидеров». Это, пожалуй, одно из высших проявлений «состоявшейся карьеры» психолога.


9. Этические соблазны практической психологии


Можно выделить следующие специфические проблемы и «соблазны» в практической деятельности психолога, в его взаимоотношениях с клиентами, коллегами и администраторами:

Проблема (она же - «соблазн») власти над сознанием клиента, когда психолог входит в доверие к клиенту и буквально «вьет из него веревки», принимая за него важнейшие жизненные решения, а то и «круто меняя жизнь клиента» своими советами и рекомендация. К сожалению, немалая часть клиентов именно так и представляет себе «помощь» со стороны психолога, как бы перекладывая на них всю ответственность за свои действия.

Проблема самокрасования психолога на работе (перед клиентами и даже перед коллегами). С одной стороны, психолог все-таки должен уметь «производить впечатление» на клиентов, иначе ему сложно будет установить с ними эмоционально-доверительный контакт и сформировать по отношению к себе уважение как к специалисту. Но, с другой стороны, если доводить «очаровывание» клиентов до абсурда, то вся работа превращается в «театр одного актера».

. «Соблазн» следования «методическим модам», когда психолог, приобретая и осваивая очередную новомодную методику, как бы самоутверждается среди своих коллег (или среди впечатлительных клиентов), как бы заявляя, что «я на высоте», «я использую самые-самые лучшие методы работы»…

Проблема платности психологических услуг, проблема «денег-подарков». В самом общем плане проблема заключается в том, что, с одной стороны, многие клиенты не мыслят себе психологическую «услугу» без оплаты (с точки зрения таких клиентов, «за все надо платить»), а с другой стороны, есть небольшая группа клиентов (обычно это люди с развитым чувством собственного достоинства и высоким общекультурным уровнем), для которых проблемы личностного развития, человеческого откровения, сопереживания и подлинной эмпатии, духовного роста и само-совершенствования как-то не увязываются с идеей «оплаты». Для психолога этическая сложность заключается в том, как отличить одних от других и как при этом никого не обидеть, ведь по-своему каждый клиент прав - и тот, кто воспринимает «только оплаченную услугу», и тот, кого оскорбляет сам факт оплаты сферы духовного развития личности.

Проблема близких отношений психолога с клиентом. Проще всего сделать вид, что эта проблема надуманная и надо просто не допускать никаких отношений за пределами профессиональной деятельности.

. «Соблазн» работать с полной отдачей, забывая о своих личных интересах и здоровье («синдром эмоционального сгорания»).

Проблема «неинтересного» и «скучного» клиента, к сожалению, также встречается достаточно часто.

Проблема «раннего прозрения клиента». Суть проблемы в том, что построение жизненного и профессионального «успеха» часто бывает связано с определенными жизненными компромиссами и даже с неблаговидными делами.

Проблема «позднего прозрения» клиента выражается в том, что человек обращается за помощью к психологу в надежде осознать, насколько удачно или неудачно была прожита его жизнь (или часть жизни). Заметим, что сам факт обращения по такому вопросу уже свидетельствует о некотором внутреннем сомнении клиента в том, что его жизнь «состоялась».

. «Прозрение» самого психолога, когда он «вдруг» осознает для себя, что его профессия «дурацкая», что он занимается «никому не нужными делами» и т. п. С одной стороны, недовольство собой и своей работой - это признак творческого, требовательного, рефлексирующего субъекта труда. Но, с другой стороны, такая «рефлексия» может привести к развалу собственной работы, отразиться на благополучии клиентов и привести даже к разрушению личности самого психолога.

Неверие в возможности клиента самому разрешить свою психологическую проблему. Это как бы «оправдывает» недопустимую тенденцию психолога откровенно манипулировать сознанием клиента, превращая его в «пассивный объект» своих воздействий, и вместо него решать его жизненные психологические проблемы.

Работа без должной теоретической и методической подготовки, когда психолог берется за решение сложных проблем, а сам не имеет для этого ни опыта, ни квалификации. К сожалению, в условиях массовой подготовки психологов, когда невозможно проконтролировать образовательный процесс, выпускается довольно много специалистов, которые не обладают фактической готовностью к оказанию квалифицированной помощи клиентам и «выкручиваются» в основном с помощью своего жизненного «обаяния», «здравого смысла» или обыкновенной «наглости» и «напористости».

Проблема критериев оценки эффективности психологической помощи, когда сложно оценить, действительно ли хорошо поработал психолог. Обыкновенная ссылка на то, что «клиент остался доволен», часто бывает неубедительна, поскольку клиент не всегда понимает суть оказываемой помощи (он ведь не специалист).

Отсутствие в стране на данный момент ее развития идеалов личностного и профессионального самоопределения.

Проблема «сапожника без сапог» заключается в том, что у многих психологов имеется немало и собственных психологических проблем. И тогда возникает вопрос: имеют ли они право помогать другим людям, сами не разобравшись до конца со своими проблемами?

Наконец, можно обозначить проблему неизбежности профессиональных «секретов» психолога-практика от клиентов, от администрации и даже от своих коллег. Если клиенту рассказывать обо всех нюансах своей работы, то все равно он многого не поймет, да и прочитать ему кратко весь курс по психологии вряд ли получится. Кроме того, сообщение некоторым впечатлительным клиентам о результатах исследования, о своих оценках реальной жизненной ситуации клиента и т. п. может просто вызвать огорчение, разочарование в своих возможностях изменить ситуацию, а то и просто шок, после которого клиенту будет сложно оправиться.


10. Требования Госстандарта к профессиональной подготовленности специалиста


Как указано в Госстандарте, объектом профессиональной деятельности специалиста являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом - их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне. В соответствии с полученными знаниями, умениями и навыками специалист готов участвовать в решении комплексных задач в системе народного хозяйства, образования, здравоохранения, управления, социальной помощи населению и может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

диагностическую и коррекционную;

экспертную и консультативную;

учебно-воспитательную;

научно-исследовательскую;

культурно-просветительную.

Конкретное содержание профессиональной подготовки специалиста определяется образовательной программой высшего учебного заведения и должно включать теоретическую подготовку, лабораторные практикумы и практики. Общий объем аудиторной нагрузки на студента-психолога, обучающегося очно, должен составлять 9250 часов. Студентам следует знать, что требует Госстандарт: объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 32 часа в неделю. Это значит, что при пятидневной учебной неделе не миновать хотя бы одного дня с четырьмя «парами».

При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. Если студент получает психологическое образование именно на очно-заочном (вечернем) или заочном отделении, то он должен быть готов обучаться не пять, а шесть лет.

Важной частью образовательного процесса является практика студентов. Согласно новому Госстандарту, выделяются и практики: учебно-ознакомительная - 3 недели; педагогическая - 6 недель; производственная - 6 недель; научно-исследовательская и квалификационная - 10 недель.

Госстандарт выдвигает следующие требования к профессиональной подготовленности специалиста «на выходе»:

на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психоло-гического консультирования;

владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

После завершения обучения студент должен пройти итоговую государственную аттестацию специалиста, которая включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должны быть сбалансированно представлены теоретическое обоснование и выполненная исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методологическую и методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности.


11. Составьте словесный портрет себя как практического психолога, используя полученные знания


Мой словестный портрет как практического психолога включает личные и профессиональные качества, а именно:

гуманистическая направленность личности. Я должна быть человеком доброжелательным, выдержанной, чуткой, искренней, дружелюбной, открытй, оптимистичной в отношении детей и взрослых.

специфическая профессиональная направленность - интерес к человеку, его внутреннему миру как предмету познания и преобразования. Я должна положительно воспринимает себя и других, спокойный, уверенный в своих гуманистических устремлениях, способный, безусловно, положительно относиться к тем, кому помогает.

гибкая "Я - концепция". У меня не должен иметь стереотипов в системе межличностных отношений.

Я должна быть личность, с ярко выраженной мотивацией совершенствования, самосовершенствования и профессионального роста, с постоянным расширением спектра целей и мотивов профессиональной деятельности, обогащением "Я - концепции".

психологическая наблюдательность. Поскольку деятельность психолога предъявляет высокие требования к восприятию и вниманию. Развитая психологическая наблюдательность особенно нужна для более точного выделения и описания индивидуально-психологических особенностей и способностей людей.

Я должна обладать особой психологической наблюдательностью, т.е. способностью по, казалось бы, не значимым, на первый взгляд, мало заметным явлениям и признакам увидеть определяющие качества личности, черты характера, темперамента, воли, по едва уловимым изменениям в поведении понять состояние человека; заметить симптомы неблагополучия; быстро обнаружить наиболее сильные и наиболее слабые стороны личности, определить его статус в группе. То есть быть, высококвалифицированным психологом, обладающим умением добывать разностороннюю и глубокую информацию о психологических качествах личности за достаточно короткий период при непосредственном контакте с человеком.

критичность социального мышления, профессиональная рефлексии.

В работе психолога большое значение имеют эмоционально-волевые свойства. Поэтому я должна обладать выдержкой, самообладанием, инициативностью, смелостью в общении и другими качествами, которые помогут мне в конфликтных ситуациях, а также в повседневной деятельности в "оптимальном режиме". В то же время, я должна обладать такими характеристиками как: надежность, сдержанность, теплота, оптимизм, открытость, непринужденность, энергичность, приспособленность.

Кроме того, я как психолог - должна нести личный ответ за свои суждения, оценки, рекомендации, требования и поступки.

Это мой идеальный портрет практического психолога.


Теги: Основные требования к личности практического психолога. Этические аспекты деятельности практического психолога Контрольная работа

Профессиональные способности психолога. Личностные качества психолога- исследователя. Личностные качества практического психолога. Личностные качества преподавателя психологии. Стремление к самосовершенствованию как качество психолога. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога. Противопоказания для профессионального занятия психологией.

Направленность личности - совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенные поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей.

Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Основным смыслом профессиональной деятельности квалифицированного психолога является помощь людям .

2. Профессиональные способности психолога

    спонтанная любознательность;

    способность длительное время заниматься решением все той же проблемы;

    сравнительно высокая степень научной одаренности, которая предполагает развитие памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности.

К.А.Румиль

3. Личностные качества психолога- исследователя

) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам;

2) прилежание - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду;

3) дисциплинированность;

4) способность к критике и самокритике;

5) беспристрастие;

6) умение ладить с людьми.

К.А.Румиль

4. Личностные качества практического психолога

    коммуникативные качества (умение понимать других людей, вступать в диалог и д.р.);

    концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

    открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

    эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

    аутентичность (греч. authentikys - подлинный) поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

    энтузиазм (греч. ενθουσιασμός, ενθουσίασις - «вдохновение», «восторг», «воодушевление») и оптимизм (от лат. optimus - наилучший) , вера в способности участников группы к изменению и развитию;

    уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

    уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

    богатое воображение, интуиция;

    высокий уровень интеллекта.

Фрустра́ция (лат. frustratio - «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов») - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей

Вачкову И.В, Гриншпун И.Б., Пряжникову Н.С.

5. Личностные качества преподавателя психологии

    терпение;

    любознательность;

    коммуникативные качества;

моральные качества.

6. Стремление к самосовершенствованию как качество психолога

    Самосовершенствование - это процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

    Профессиональное и личностное развитие психолога продолжается в течении всей профессиональной жизни.

7. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального развития психолога

    Интеллигентный человек сочетает в себе хорошее образование и воспитание с активной нравственной позицией, то есть он неравнодушен к тому, что происходит в обществе и во всем мире

    Интеллигентность (intelligentia, intellegentia - понимание, познавательная сила, знание) - это определенная нравственная позиция, это оппозиционность всему антигуманному, это неравнодушие ко всему, что происходит в обществе. Как писал известный философ А.Ф. Лосев, "если интеллигент не является критически мыслящим общественником, то такой интеллигент глуп, не умеет проявить свою интеллигентность, т.е. перестает быть интеллигентом".

    Но если человек с развитой нравственностью не обладает образованием и элементарно невоспитан, то его также сложно назвать интеллигентом. Интеллигентность - как развитое чувство долга перед своим народом, перед обществом.

8. Противопоказания для профессионального занятия психологией

Ненависть к людям или мизантропия (греч. misanthropía, от miséo - ненавижу и ánthropos - человек).

Откровенное психическое нездоровье.

Неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе.

Лень при обучении и профессиональном саморазвитии.

Профессиональные и личностные качества в деятельности психолога часто бывают тесно связаны . Профессия накладывает отпечаток па образ жизни и личность психолога, а личностные особенности отражаются в предпочитаемой сфере и видах психологической деятельности. Одни психологи предпочитают научные исследования, другие - преподавание психологии, третьи - практическую психологическую работу. Кто-то чувствует себя в душе психоаналитиком, а кто-то - убежденным гештальт-терапевтом. Но главное, что делает человека психологом, - это умение видеть мир психологически и психологическая направленность ума. Иметь психологический взгляд на мир - это способность подвергать психологическому анализу различные жизненные ситуации, поступки людей, особенности их взаимоотношений.

В практической психологии личность психолога является инструментом его работы и порой играет очень существенную роль, не менее значимую, чем психотерапевтические техники. Об этом мы говорили в предыдущих главах.

Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, "у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация - чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска".

Что же характерно для психологического восприятия мира? Мир другого человека для психолога является загадкой. Он не приписывает свой внутренний мир другому человеку, не опирается на привычный обыденный опыт, а каждый раз относится к психике другого как загадке, разгадку которой нужно найти. Душеведческая направленность ума - результат его жизни, порожденный необычностью внутреннего мира, неадаптированностью к внешнему миру, чувствительностью к состояниям и поведению другого и стремлением эту неадаптированность преодолеть рациональными методами, путем исследования особенностей психики других людей. Поэтому психологам присуща терпимость , снисходительность к людям , поскольку изначально они допускают возможность различных, нестандартных форм поведения, мыслей, переживаний. Если человек осознал, что его субъективный мир и мир объективной реальности отличаются, если он понял, что нет людей, абсолютно похожих друг на друга, если в его сознании или подсознании живет чувство недостатка своих знаний о субъективном мире других людей и причинах их поведения, тогда у пего есть шанс стать психологом.

Как считал В. Н. Дружинин, психолог-практик, в отличие от исследователя, является личностью, способной хорошо адаптироваться к социальной

среде. Он успешно взаимодействует с людьми и полагает, что их можно изменить в лучшую сторону. Понимая их проблемы, он, однако, не всегда обращает внимание па различия между собой и другими людьми.

Ларошфуко писал: "Чем умнее человек, тем больше он видит различий между людьми, для человека заурядного - все люди на одно лицо". Поэтому кажется очевидным, что не может быть успешного психолога без высокого интеллекта.

Рассмотрим исследования, которые выявили особенности личностных характеристик, свойственных психологам.

Р. Кеттел с коллегами, например, проводил изучение психологических качеств , которые отличают психологов-исследователей от психологов- практиков. С помощью 16-факторного личностного опросника, который позволял построить "профессиональные портреты", изучалась зависимость эффективности их профессиональной деятельности от личностных черт. Эта зависимость выразилась в следующих формулах:

Для психолога-практика:

Эффективность = 0,72A + 0,29B + 0,29Н + 0.29N;

Для психолога-исслсдователя:

Эффективность = 0,31A + 0,78B + 0,47N

где A - готовность к контактам; N - умение поддерживать контакт; B - общая интеллектуальность; H - ненасыщаемость контактами с другими людьми .

Психолог-практик нуждается в человеческом общении, люди ему не надоедают, а контакты с ними никогда не утоляют жажду общения. Для успеха его профессиональной деятельности это важные факторы.

Психологи-исследователи не любят интенсивное общение, и соответствующие факторы мало влияют на успех их профессиональной деятельности. В то же время "общая интеллектуальность" оказывается очень важным для них фактором.

Таким образом, есть основания полагать, что существует как сходство , так и различие в личностных качествах , важных для таких видов деятельности психолога , как научные исследования и практическая психологическая работа. Каждый из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Анализ литературы, проведенный Т. А. Верняевой, и ее эмпирическое исследование показали, что для психолога-исследователя необходимы те же общие свойства личности, которые необходимы для ученых любой фундаментальной науки. Специфика заключается лишь в выраженности коммуникативных качеств, что связано с общей установкой психологов на изучение человека. В силу того что в большинстве исследовательских ситуаций в психологии требуется взаимодействие психолога-исследователя и испытуемого, они оказываются необходимыми.

Практическая психология требует от психолога гораздо больше профессионально специфических качеств. По данным Н. А. Аминова и М. В. Молоканова , для психолога с практической ориентацией оказались характерными.

  • выраженная готовность к контактам;
  • общая интеллектуальность;
  • умение поддерживать контакты, т.е. стрессоустойчивость в процессе общения;
  • умение контролировать свое поведение, т.е. сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения;
  • аттракция (привлекательность);
  • эмоциональная заразительность;
  • эмпатия;
  • опора на себя в принятии решений.

Перечень профессионально важных личностных качеств практического психолога , по данным Т. А. Верняевой , включает: доброжелательность, ответственность, оптимизм, организованность, любознательность, наблюдательность, настойчивость, терпеливость, привлекательность, общительность, внимательность, самообладание, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, отзывчивость, объективность, интеллигентность, динамичность, гибкость поведения, высокий уровень общего и социального интеллекта, рефлексию, сензитивность, умение слушать, креативность, умелое владение невербальными средствами общения, открытость, непринужденность, естественность и искренность в эмоциональных проявлениях, устойчивость к стрессу, эмоциональную стабильность и некоторые другие характеристики.

И. В. Сыромятников выявил, что успешных психологов характеризуют высокие показатели и по шкалам интеллектуальности, общительности, эмоционально-волевой устойчивости, дипломатичности, проницательности, смелости, самоконтроля, доброжелательности, эмпатии, корректности, порядочности, терпимости .

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности : умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют талантом общения. Структура "таланта общения" включает в себя пять блоков качеств личности:

  • 1) способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации;
  • 2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные па глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности;
  • 3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;
  • 4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;
  • 5) способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным, слушать, тактичность, умение устанавливать контакт, вызывать доверие, обладание чувством юмора .

Важность наличия этих способностей говорит о том, что профессиональная деятельность практического психолога по своей сути является взаимодействием.

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах, как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний и профессиональной деятельности. К числу необходимых личностных проявлений практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию ), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию.

К значимым волевым качествам , необходимым для успешной работы психолога-консультанта, относятся настойчивость, терпеливость, самообладание, уверенность. В противном случае он не заслужит доверия клиента. В то же время важно, чтобы у психолога не было чрезмерной самоуверенности и уверенности в непогрешимости своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивают клиента.

Психолог должен иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. Каждому психологу важно знать меру своей некомпетентности. Это стимулирует к саморазвитию. Необходимо понимать возможные пути и способы компенсации собственных личностных недостатков.

Представляют интерес данные табл. 13.1, которые суммируют результаты, полученные разными авторами и ассоциациями относительно свойств личности консультантов, способствующие или препятствующие их профессиональному успеху.

Таблица 13.1

Результаты исследований свойств личности консультанта

способствующие успеху

препятствующие успеху

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США

Проявление интереса к людям и терпение в общении с ними; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие к людям

В документе не перечислены

Комитет по надзору и подготовке консультантов США

Доверие к людям; уважение ценности другой личности; проницательность; отсутствие предубеждений; самопонимание; понимание профессионального долга

В документе не перечислены

Л. Р. Уолбирг

Чуткость, объективность, гибкость, эмпатия, отсутствие собственных серьезных проблем

Авторитарность, пассивность, зависимость, замкнутость, склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей, неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов, невротическая установка в отношении денег

А. Комбис

Восприятие пациентов как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, отождествление себя с людьми

В документе не перечислены

Г. Страпп

Внимательность; умение выслушивать; теплота; сердечность; умудренность в дружеских советах

В документе не перечислены

Симпатичный человек; откровенность и открытость чувствам других; способность отождествляться с самыми разными людьми; теплота, но не сентиментальность; нет стремления к самоутверждению, однако есть свое желание и способность его защитить; умение служить клиентам

В документе не перечислены

Окончание табл. 13.1

Свойства личности консультанта

способствующие успеху

препятствующие успеху

Р. Кочюнас

Открытость собственному опыту, аутентичность, развитость самосознания, сила личности и идентичности; толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубина отношений с другими людьми, постановка реалистичных целей, эмпатия

В документе не перечислены

К. Шнайдер

Личная зрелость, социальная зрелость, зрелость

В документе не перечислены

Н. А. Аминов,

М. В. Молоканов

Высокий уровень развития социального интеллекта, социальная слабость

В документе не перечислены

Было обнаружено, что различия между "хорошими" и "плохими" психотерапевтами (психологами-консультантами) объясняются специфической организацией их личностной сферы. При преобладании в личностном профиле психотерапевта таких факторов, как общительность и смелость, расчетливость и общая интеллектуальная одаренность, можно ожидать большего успеха в психотерапии.

Причем оказалось, что индивидуально-психологические характеристики психологов определяют предпочитаемый ими стиль психотерапии. Выяснилось, что при высоких показателях коммуникативной компетентности (способности психолога-консультанта устанавливать и поддерживать межличностные отношения) он предпочитает использовать приемы клиент-центрированной терапии. При высоких показателях макиавеллизма (умения консультанта контролировать содержание и атмосферу социального взаимодействия) проявляется тенденция к использованию приемов бихевиоральной терапии (способов контроля и ограничения поведения пациента) .

Эти данные согласуются с результатами других исследователей. В проведенном в Калифорнии исследовании психологических консультаций несовершеннолетних преступников выяснилось, что психотерапия тревожных молодых людей с чувством вины и ощущением неадекватности лучше удается более общительным психологам-консультантам, проявляющим интерес к чувствам подростка.

Напротив, в работе с неразговорчивыми правонарушителями, конформными в отношении норм своей субкультуры, или с несовершеннолетними преступниками, демонстрирующими манипулятивное поведение, большего эффекта достигают психологи-консультанты, которые ориентируются на внешний контроль поведения и ограничения, а не на внутренние переживания пациентов .

Особую значимость в профессиональной деятельности практического психолога имеет социальный интеллект. Исследования подтверждают это, по крайней мере на примере военного психолога . Полагаем, что в других сферах практической психологии это также проявляется. Структура социального интеллекта психолога имеет трехкомпонентный состав и включает когнитивный, эмоциональный и коммуникативно-организационный компоненты. Наглядное представление о структуре социального интеллекта психолога можно получить из табл. 13.2.

Таблица 13.2

Структура социального интеллекта военного психолога

Компоненты

Состав компонента

Показатели

Когнитивный

Социальные знания

Знание специальных правил поведения

Социальная память

Память на имена и на лица

Социальное мышление

Определение чувств

Определение настроения

Рефлексия поступков других людей

Социальное прогнозирование

Формулирование планов собственных действий

Рефлексия собственного развития

Социальная перцепция

Умение слушать собеседника

Умение понимать язык жестов

Эмоциональ

Социальная чувствительность

Эмоциональная выразительность

Способность к само- регуляции

Самоконтроль

Эмоциональная устойчивость

Коммуника-

тивно-орга-

низационный

Социальная адаптивность

Умение объяснять п убеждать других

Открытость в отношениях с окружающими

Социальное взаимодействие

Способность и готовность работать совместно

Способность к коллективному взаимодействию

Выявлено, что коммуникативно-организационный компонент играет определяющую роль в структуре социального интеллекта военного психолога. Другие компоненты - эмоциональный и когнитивный - в различном сочетании и проявлении дополняют первый. Показано, что неуспешные психологи имеют недостаточно развитые компоненты социального интеллекта.

Полученные автором данные позволяют говорить о стилях профессиональной деятельности в зависимости от содержания и уровня развития определенных компонентов в структуре социального интеллекта военного психолога. Было установлено, что преобладающее развитие когнитивного компонента социального интеллекта приводит к успешной реализации такого вида профессиональной деятельности, как психодиагностика. Соответственно, данная стилевая особенность названа когнитивным стилем . Преобладающее развитие эмоционального компонента социального интеллекта приводит к успешности в оказании психологической помощи военнослужащим и членам их семей. Эта стилевая особенность была названа эмоциональным стилем . Значительное развитие коммуникативно-организационного компонента на фоне дефицита других элементов социального интеллекта способствует успешности в проведении психологического обеспечения. Данная стилевая особенность была названа коммуникативным стилем . Гармоничное сочетание всех трех компонентов с достаточно высоким уровнем их развития способствует успешности во всех видах профессиональной деятельности военного психолога. Такая стилевая особенность названа гармоничным стилем .

Это исследование показало, что профессиональная деятельность военного психолога с приобретением опыта практической работы становится более успешной. Повышается и уровень развития социального интеллекта. При этом специальное психологическое образование психолога, профессионально ориентированный тренинг способствуют более высокому уровню развития социального интеллекта.

Одинаково ли успешны в профессиональной психологической деятельности мужчины и женщины? Исследование Малебашевой выявило гендерные различия в стиле профессиональной психологической деятельности военных психологов. Гендерная дифференциация проявилась в иерархии психологических факторов, выборе модели взаимодействия и преобладающей эффективности профессиональной деятельности в одной из профессиональных сфер.

Были выявлены четыре основных фактора, обусловливающих эффективность в работе практического психолога:

  • коммуникативность, проявляющаяся в таких личностных качествах психолога, как готовность к контактам, наблюдательность, общительность, проницательность, свободное владение речью, сензитивность, умелое владение невербальными средствами общения, умение слушать, эмоциональная заразительность, эмпатия, развитая рефлексия;
  • притягательность, включающая такие личностные качества, как альтруистичность, вежливость, внимательность, гуманность, доброжелательность, естественность в эмоциональных проявлениях, интеллигентность, искренность, корректность, непринужденность, обаяние, оптимизм, открытость, ответственность, отзывчивость, порядочность, привлекательность, тактичность, терпеливость, чуткость, юмор;
  • адаптивность, интегрирующая такие личностные качества, как гибкость поведения, динамичность, дисциплинированность, инициативность, креативность, настойчивость, ненасыщаемость контактами, опора на себя в принятии решения, организованность, психофизиологическая активность, работоспособность, самоконтроль, самообладание, устойчивость к стрессу, умение поддерживать контакты, целеустремленность, эмоциональная стабильность, терпимость;
  • интеллектуальность, включающая аналитический склад ума, общую и социальную интеллектуальность, компетентность, кругозор, любознательность, объективность.

В результате данного исследования выяснилось, что иерархия факторов эффективности профессиональной деятельности отличается у мужчин и женщин - военных психологов. Успешную деятельность военного психолога - женщины определяет в большей степени комплекс таких психологических факторов, как "коммуникативность", "притягательность", "адаптивность", в меньшей степени - "интеллектуальность". У военных психологов - мужчин эффективность профессиональной деятельности в большей степени обеспечивается такими факторами, как "интеллектуальность", "адаптивность", "коммуникативность", и в меньшей - фактором "притягательность" .

В той же работе было выявлено, что мужчины военные психологи по структуре и иерархии психологических факторов эффективности профессиональной деятельности в больше мере относятся к группе "психологи-исследователи", а женщины - к группе "психологи-практики".

Это создает предпосылки для более успешного решения психологами- женщинами профессиональных задач, составляющих сферу оказания психологической помощи военнослужащим и членам их семей ; различные виды консультирования, психологической реабилитации, психологического просвещения, психодиагностики.

Вместе с тем факторный "профиль" военного психолога - женщины обусловливает ее меньшую предрасположенность к решению задач, составляющих сферу психологического обеспечения боевой готовности, боевых задач, боевой подготовки, несения боевого дежурства и караульной службы.

Военные психологи - женщины предпочитают консультационную модель профессионального взаимодействия , состоящую в фасилитации самопознания и саморазвития клиента, сопровождении клиента в достижении целей его собственного развития, содействии его продуктивному существованию в конкретных обстоятельствах жизни, увеличении количества степеней свободы в выборе клиентом вариантов поведения, суждений, оценок, отношений.

В работе утверждается, что условием, повышающим естественные преимущества военного психолога - женщины в решении профессиональных задач в сфере психологической помощи и компенсирующим недостатки в сфере психологического обеспечения воинской деятельности является организация полноценной профессиональной военной подготовки этой категории специалистов. Показано, что повышения эффективности профессиональной деятельности военного психолога - женщины можно достичь путем развития у нее личностных качеств, составляющих факторы "интеллектуальность" и "адаптивность", овладения ею педагогической моделью профессионального взаимодействия и изменения самовосприятия и самопрезентации как военного психолога.

Психологи шутят

Психология скоро достигнет таких высот, что у каждого человека будет свой личный психолог, а у каждого психолога - свой личный психиатр.

Сам себе психолог - это как сам себе стоматолог: больно, неудобно и чревато осложнениями...

Профессиональный опыт формирует у психолога определенные качества личности, навыки и привычки. Поэтому он чувствует себя гораздо более уверенным, чем начинающий психолог. Однако большой стаж самоотверженной и ответственной работы может принести психологические проблемы самому психологу. Рассмотрим синдром сгорания и коммуникативной перегрузки в профессиональной деятельности психолога.

Синдром сгорания (Burnout ) - это дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. "Сгорание" связано с длительной напряженной работой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудно измеряемое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки. "Сгорание" чаще возникает в сфере так называемых помогающих профессий, к числу которых относится работа психолога-консультанта и психотерапевта. Помогая длительное время другим людям, они начинают чувствовать разочарование, так как не удается достичь того эффекта, которого они ожидали. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психической энергии, приводит к психосоматической усталости, эмоциональному истощению. В результате возникают беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка, головные боли и нарушения сна. Такие люди начинают злоупотреблять табаком, кофе, алкоголем, теряют аппетит или наоборот переедают. Сгорание отражается и на снижении эффективности профессиональной деятельности. Возникает негативное отношение к клиентам и к самой работе, репертуар рабочих действий становится скудным, формируется негативная "Я-концепция". Часто появляются такие агрессивные чувства, как раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность, перевозбуждение и гнев. Человеком овладевает цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности.

У всех ли возникает синдром сгорания? Какие факторы на эго влияют? В исследованиях показано, что:

  • у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин;
  • прямой зависимости "сгорания" от удовлетворенности зарплатой не найдено;
  • если работа оценивается как незначимая в собственных глазах, то синдром развивается быстрее;
  • испытывающие недостаток автономности (сверхконтролируемость) больше подвержены "сгоранию";
  • наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу Л: агрессивно, в соперничестве, несдержанно, добиваясь своей цели любой ценой;
  • к "сгорающим" относятся также трудоголики.

"Сгорающие" характеризуются определенными личностными чертами. Они сочувствующие, гуманные, мягкие, увлекающиеся идеалисты, ориентированные на людей, и одновременно неустойчивые, иитровертированные, одержимые гуманной миссией своей работы.

О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 5. С. 108. См.: Баширов И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога.

  • См.: Малебашева Г. В. Психологические факторы эффективности профессиональной деятельности военного психолога-женщины.
  • Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно взаимосвязаны. Профессия накладывает отпечаток на образ жизни и личность психолога, а личностные особенности отражаются в предпочитаемой сфере и видах психологической деятельности. Более того, на самом деле личность практического психолога является инструментом его работы и порой играет более существенную роль, чем психотерапевтические техники.

    Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.

    Какие же личностные качества побуждают людей заниматься психологией? В.М. Бехтереву приписывают фразу: «Психологи - с психинкой, неврологи - с нервинкой». Примеров такого рода хватает: близорукие занимаются зрением, социальные психопаты - нравственной регуляцией поведения, люди, неоднократно состоявшие в браке, изучают психологию брака и семьи, а поэты-неудачники изучают психологию творчества. С одной стороны, кажется, этому есть примеры. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты - не различения красного и зелёного цветов (дальтонизм). В то же время он сам имел этот дефект. З. Фрейд, по воспоминаниям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны, Ф. Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключительно высок. Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен, по мнению В.Н. Дружинина, либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психического качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации, ощущение своей непохожести на других людей и побуждает человека к занятиям психологией. Как было показано А. Адлером, комплекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества.

    Практическая психология требует от психолога гораздо больше профессионально специфических качеств. По данным Н.А. Аминова и М.В. Молоканова, для психолога с практической ориентацией оказались характерными:

    • - выраженная готовность к контактам;
    • - общая интеллектуальность;
    • - умение поддерживать контакты, то есть стрессоустойчивость в процессе общения;
    • - умение контролировать своё поведение, то есть сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения;
    • - аттракция (привлекательность);
    • - эмоциональная заразительность;
    • - эмпатия;
    • - опора на себя в принятии решения.

    Профессионально важные личностные качества практического психолога:

    • · доброжелательность,
    • · ответственность,
    • · оптимизм,
    • · организованность,
    • · любознательность,
    • · наблюдательность,
    • · настойчивость,
    • · терпеливость,
    • · привлекательность,
    • · общительность,
    • · внимательность,
    • · самообладание,
    • · тактичность,
    • · чуткость,
    • · вежливость,
    • · гуманность,
    • · отзывчивость,
    • · объективность,
    • · интеллигентность,
    • · динамичность,
    • · гибкость поведения,
    • · высокий уровень общего и социального интеллекта,
    • · рефлексия,
    • · сензитивность,
    • · умение слушать,
    • · креативность,
    • · умелое владение невербальными средствами общения,
    • · открытость,
    • · естественность и искренность в эмоциональных проявлениях,
    • · устойчивость к стрессам.

    Большое значение для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понимать другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения». Структура «таланта общения» включает в себя 5 блоков качеств личности:

    • 1) способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации;
    • 2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновение в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные на глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности;
    • 3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь;
    • 4) способность к самоанализу, интерес к собственной личности и личности других людей;
    • 5) способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным, умение слушать, тактичность, умение устанавливать контакт, вызвать доверие, обладание чувством юмора.

    Важность наличия этих способностей говорит о том, что профессиональная деятельность практического психолога по своей сути является взаимодействием.

    Требования к личности практического психолога

    Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов можно выделить следующие личностные черты, желательные для практического психолога:

    * концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

    * открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;

    * эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

    * аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

    * энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

    * уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

    * уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

    * богатое воображение, интуиция;

    * высокий уровень интеллекта.

    Что является противопоказаниями для работы в качестве психолога?

    Такими противопоказаниями для психолога могут быть:

    1. Ненависть к людям, стремление «мстить» им непонятно за что.., к сожалению. Есть такие озлобленные люди, которые сами нуждаются в психологической помощи, и которых самих к людям лучше не подпускать. Тем более страшно, когда такие «человеконенавистники» умудряются получать дипломы о высшем психологическом образовании и занимаются психологической практикой.

    2. Откровенное психическое нездоровье. Понятно, что психически больной «психолог» просто может оказаться опасным для своих клиентов, особенно, когда он работает с детьми и подростками. Заметим, что сами школьники, отвечая на вопрос, «с каким психологом, с какими отрицательными качествами Вы не хотели бы иметь дело?», в большинстве случаев выделили такие характеристики, как «неумение общаться» и «психические заболевания».

    3. Неумение общаться, неспособность выстраивать с людьми отношения на взаимоуважительной основе. При проведении различных «собеседований» с поступающими на психологические факультеты абитуриентами сразу бросаются в глаза те из них, кто ведет себя нагло и вызывающе, а главное -- постоянно перебивает собеседника, стремясь подчеркнуть свое превосходство.

    Применительно к будущей работе психолога, -- это не просто бестактность или невоспитанность, это препятствие для построения подлинно диалогического взаимодействия с клиентом (или с коллегами), это основа будущей манипуляции сознанием клиента, что для психолога должно рассматриваться как страшнейший «профессиональный грех».

    4. Применительно к будущему студенту-психологу можно выделить и такие нежелательные качества, как «лень», безынициативность, а также пассивную установку на то, что преподаватели «должны» постоянно интриговать и развлекать студентов на своих занятиях. При этом студентам остается лишь оценивать, какой преподаватель сумел их больше «увлечь», кто «большая или меньшая очаровашка» и с каким преподавателем им «вообще интереснее».