Что входит в организацию высококачественного учебного процесса. IX.2. Общие требования к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях. Формы получения образования

ЛЕКЦИЯ 14

1. Понятие образовательного процесса и основные требования к его организации.

2. Порядок приёма в образовательные учреждения.

3. Аттестация обучающихся.

4. Единый государственный экзамен (ЕГЭ).

5. Документы об образовании.

1. Образовательный (учебно-воспитательный) процесс – это система мер по организации и осуществлению деятельности обучающегося и педагогического персонала, нацеленных на достижение обучающимися определённых образовательных цензов, приобретение и закрепление необходимых знаний и навыков, формирование внутренней культуры и развитие личности

Стадии образовательного процесса – его основные этапы, в рамках которых последовательно достигаются цели образования. Выделяют следующие стадии образовательного процесса:

· Приём в образовательное учреждение;

· Проведение текущих учебных занятий;

· Проведение текущей и промежуточной аттестации обучающихся;

· Проведение государственной (итоговой) аттестации. Этот этап обязателен лишь для основного общего и среднего (полного) общего, а также для всех видов профессионального образования.

Проведение текущих учебных занятий определяют:

  • - Учебный план – содержание образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения.

А) перспективный (на весь период обучения)

Б) рабочий (на учебный год).

  • Годовой календарный учебный график. Он распределяет отдельные виды учебной нагрузки и времени отдыха обучающихся по календарным неделям в течение учебного года. (начало учебного года, его продолжительность, продолжительность каникул).
  • Расписание занятий.
  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.

Организация образовательного процесса должна подчиняться определённым принципам:

  • Автономия образовательного учреждения в этой сфере при безусловном соблюдении требований государственных образовательных стандартов;
  • Приоритет интересов обучающихся, сохранение их здоровья и обеспечение психологического комфорта.
  • Оптимальное соотношение разных видов учебной нагрузки, учебного времени и времени отдыха;
  • Преемственность различных стадий образовательного процесса.

Соблюдение этих принципов, как и проведение текущих учебных занятий, предполагает подчинение санитарно-эпидемиологическим требованиям (например, в школе):

К размещению образовательных учреждений . Их здания должны быть расположены на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние не менее 100 м; устанавливаются условия пешеходной и транспортной доступности школ.

К участку общеобразовательного учреждения. Предусматривается самостоятельный земельный участок, огражденный забором, зелеными насаждениями, на котором организуются учебно-опытная, физкультурно-спортивная, хозяйственная зоны и зоны отдыха.



К зданию общеобразовательного учреждения. Эти требования предусматривают: соответствие количества детей вместимости здания, предусмотренной проектом; этажность не более трех (в условиях плотной застройки городов - четырех) этажей; размещение гардеробов на первом этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса; устройство спортивного и актового залов, библиотеки, учебных лабораторий, медицинского пункта, столовой, санитарных узлов. Учащиеся I ступени в городских и сельских школах обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок, а обучение учащихся II - III ступени осуществляется по классно-кабинетной системе.

К оборудованию помещений общеобразовательного учреждения - к ученическим столам или партам и их размещению в кабинетах, техническим средствам обучения, лабораторному оборудованию и др. Также установлены санитарно-гигиенические требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений, размещенных в приспособленных зданиях.

К воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях 18-20°С при их обычном остеклении.

К естественному и искусственному освещению. Учебные помещения школ должны иметь естественное освещение.

К водоснабжению и канализации. Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений, предусмотренными Градостроительным кодексом РФ.

К режиму учебно-воспитательного процесса. Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса включают показатели максимально допустимой недельной нагрузки (от 22 до 36 часов в зависимости от ступени обучения), продолжительности урока (не более 45 минут) и перемен (по 10 минут обычная и большая перемена продолжительностью до 50 минут). Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в определенных временных пределах в зависимости от ступени обучения (от 1 до 4 часов).

К организации медицинского обслуживания учащихся. Все общеобразовательные учреждения укомплектовываются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров, а при их отсутствии школа заключает с ближайшей
поликлиникой договор о медицинском обслуживании детей.

Следование этим принципам чрезвычайно важно, поскольку, по оценкам специалистов, ухудшение состояния здоровья детей наблюдается уже в младшем школьном возрасте за счёт чрезмерного увеличения умственной и физической нагрузки учащихся. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. Современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуют следующие тенденции: распространенность функциональных отклонений достигает более 70%, хронических заболеваний - 50%, физиологической незрелости - 60%. Более 20% детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60-70% детей дошкольного и школьного возраста имеется кариес зубов. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, - со сниженной остротой зрения.

2. Порядок приёма обучающихся в образовательные учреждения регулируется законодательством и локальными нормативными актами.

· Приём детей в дошкольные учреждения осуществляется по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, которые вправе выбрать конкретное учреждение с учётом его расположения, особенностей реализуемых им образовательных программ и других имеющих значение обстоятельств. В такие учреждения принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предусматривает, что порядок его комплектования определяется учредителем. При этом установлено право некоторых категорий детей на прием в такие учреждения в первую очередь: дети работающих

· Обучение детей в общеобразовательных учреждениях начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев (если нет противопоказаний по состоянию здоровья) и не позже достижения ими 8 лет. Но обучение может быть разрешено и в более раннем возрасте по заявлению родителей (законных представителей).

Учредители общеобразовательных учреждений и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать приём в 1 класс всех детей, готовых к освоению общеобразовательных программ начального общего образования, и прежде всего живущих в непосредственной близости от общеобразовательного учреждения на участке или в микрорайоне, закреплённом за ним. Причём не проживающим на данной территории может быть отказано в приёме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.

· Приём в образовательные учреждения профессионального образования осуществляется с соблюдением некоторых специальных правил.

1.Порядок приёма в государственные учреждения начального профессионального образования предусматривает, что в такие учреждения могут приниматься проживающие на территории РФ лица, имеющие основное общее или среднее (полное) общее образование. При этом данные учреждения обязаны зачислить в пределах квоты приёма всех желающих, которые проживают на соответствующей территории. Если же их количество превышает количество мест для приема, то проводится конкурс.

2.Порядок приёма в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования предусматривает, что для поступления в них необходимо иметь основное общее, среднее (полное) или начальное профессиональное образование. Для приёма же в учреждения высшего профессионального образования нужно иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем или среднем профессиональном образовании, или диплом о начальном профессиональном образовании, в котором есть запись о получении среднего (полного) общего образования.

Порядок приёма в учреждения среднего и высшего профессионального образования регулируется законодательством. Организует приём приёмная комиссия, принимает вступительные экзамены экзаменационная комиссия и принимает вступительные испытания на последующие курсы аттестационная комиссия.

До начала приёма документов приёмная комиссия определяет и объявляет:

· перечень специальностей, на которые принимаются документы, с указанием количества мест для приема за счет бюджетных средств, перечня вступительных испытаний (наименование предметов и формы проведения), их программы и системы оценок;

· -порядок организации конкурса на коммерческие места;

· -правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;

· -количество мест в общежитиях для иногородних студентов;

· -правила приема заявлений от поступающих для обучения в филиалах образовательного учреждения и порядок зачисления.

Для поступления абитуриент должен предоставить:

· заявление

· паспорт

· оригинал документа об образовании

· фотографии

· медицинская справка, подтверждающая, что обучение по данной специальности не противопоказано

· документы, подтверждающие льготы на поступление.

Количество, перечень и форма вступительных испытаний определяются правилами приёма. Причём для вступительных испытаний могут выбираться только общеобразовательные предметы, указанные Министерством образования (русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранный язык). В качестве результатов вступительных испытаний могут засчитываться результаты и других испытаний:

  • централизованного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений, проводимого под руководством Министерства образования РФ;
  • единого государственного экзамена;
  • всероссийских олимпиад и иных аналогичных мероприятий всероссийского уровня (для победителей), проводимых с разрешения соответствующих федеральных органов управления образованием;
  • региональных олимпиад (для победителей), проводимых органами управления образованием субъектов Российской Федерации;
  • вступительных испытаний в другое государственное образовательное учреждение аналогичного типа;
  • выпускных экзаменов слушателей подготовительного отделения.

Зачисление осуществляется по результатам конкурса. Для некоторых категорий граждан установлено льготы право на внеконкурсное зачисление

  • дети-сироты и дети, оставшимся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды, инвалиды 1 и II групп, которым, согласно
    заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;
  • граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного
    родителя-инвалида 1 группы, если среднедушевой доход семьи
    ниже величины прожиточного минимума, установленного в со-
    ответствующем субъекте Российской Федерации;
  • граждане, уволенные с военной службы и поступающим в
    соответствующие образовательные учреждения на основании
    рекомендаций командиров воинских частей, участники и инвалиды боевых действий.

Существуют условия ограничения приёма граждан в образовательные учреждения - наличие у гражданина хотя бы одного из следующих заболеваний:

хронические расстройства

врождённые аномалии, деформации

хронические нарушения

3. Аттестация обучающихся это оценка освоения обучающимся программы учебной дисциплины или её части

А) Текущая аттестация - оценка знаний, продемонстрированных обучающимся в течение четверти или семестра Эта аттестация обеспечивается только на очной форме обучения и в большей степени актуальна для общеобразовательных учреждений.

Б) Промежуточная аттестация означает оценку освоения программы учебной дисциплины за определённый календарный промежуток (четверть, полугодие, учебный год, семестр. По её результатам обучающийся переводится на новый этап обучения. Форму аттестации определяет преподаватель или учитель: устная, письменная, контрольная работа с помощью теста и т. д.

В) Итоговая аттестация – это оценка усвоения образовательных программ конкретного уровня, по результатам которой выдаётся документ, подтверждающий определённый образовательный ценз. Она обязательна для таких уровней образования, как основное общее, среднее (полное), и для всех видов профессионального образования.

Существуют некоторые общие принципы её проведения:

Обязательность государственной итоговой аттестации. Ни один обучающийся не может быть освобожден от итоговой аттестации. Не прошедший итоговую аттестацию учащийся или студент не может быть признан завершившим обучения, и ему не может выдаваться документ, подтверждающий уровень образования. Государственную итоговую аттестацию нельзя заменять оценкой уровня подготовки на основе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов.

Допуск к государственной итоговой аттестации получают только те обучающиеся, которые полностью освоили образовательную программу соответствующего вида и уровня. Условием допуска к итоговой аттестации является отсутствие академических задолженностей. Соблюдение процедурных требований при проведении государственной итоговой аттестации (формирование государственных аттестационных комиссий, порядок проведения экзаменов, предоставление выпускникам необходимой информации и т. д..)

4. ЕГЭ введён в 2001г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001г.

3.1. Участниками образовательных отношений в Учреждении являются обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Взаимоотношения участников образовательных отношений в Учреждении строятся на основе сотрудничества, уважения личности, приоритета общечеловеческих ценностей.

3.2. Учреждение несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к его компетенции, за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников Учреждения. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности Учреждение и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

3.3. Обучение и воспитание в Учреждении ведутся на русском языке.

3.4. Особенности организации образовательного процесса, образовательных отношений, оценки и учёта достижений обучающихся, условий реализации образовательных программ; права, обязанности, меры социальной поддержки обучающихся регламентируются локальными нормативными актами (далее – ЛНА).

3.5. Общее образование является обязательным и реализуется по уровням образования. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями:

1) уровень начального общего образования (1-4 классы, нормативный срок освоения 4 года);

2) уровень основного общего образования (5-9 классы, нормативный срок освоения 5 лет);

3) уровень среднего общего образования (10-11 классы, нормативный срок освоения 2 года).

Образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

3.6. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если образование не было получено им ранее. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить Учреждение до получения им основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося, оставившего Учреждение до получения им основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним обучающимся основной образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и, с его согласия, по трудоустройству.

3.8. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации, умений в учебной деятельности и является базой для получения основного общего образования.

Основное общее образование направлено на становление, формирование личности обучающегося и является базой для получения среднего общего и среднего профессионального образования.

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие у него интереса к познанию, творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Среднее общее образование является базой для получения среднего и высшего профессионального образования.

3.9. При освоении основной образовательной программы среднего общего образования обучающиеся мужского пола проходят подготовку по основам военной службы, которая предусматривает проведение учебных сборов.

3.10. Организация образовательной деятельности по основным образовательным программам начального, основного и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углублённое изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (предпрофильное и профильное обучение).

3.11. Общее образование может быть получено обучающимся в Учреждении и вне Учреждения в форме семейного образования и самообразования.

3.12. С учётом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах обучения: очной, очно-заочной, заочной. Формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами и федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Формы обучения по основным и дополнительным образовательным программам определяются Учреждением самостоятельно.

3.13. Допускается сочетание форм получения образования и форм обучения.

Перевод обучающегося на получение образования вне Учреждения осуществляется в установленном порядке с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

3.14. Учреждение обеспечивает занятия с обучающимся на дому в соответствии с заключением медицинской организации о состоянии его здоровья и в письменной форме обращением родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося по индивидуальному учебному плану, утверждённому Учреждением.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей - инвалидов, инвалидов по состоянию здоровья не посещающих Учреждение, обучение может быть организовано на дому и (или) в медицинских организациях, где создаются специальные условия для получения образования соответствующего уровня.

3.15. Учебный год начинается в Учреждении 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной программы. Начало учебного года при реализации основных образовательных программ в очно-заочной форме обучения может быть перенесено не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца.

При невыполнении образовательной программы соответствующего уровня по объективным причинам окончание учебного года может быть перенесено на более поздний срок приказом Директора.

В процессе освоения образовательных программ обучающимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются Учреждением самостоятельно в соответствии с календарным учебным графиком и нормативами СанПиН. Для обучающихся первых классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

3.16. Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами, расписаниями занятий и календарным учебным графиком. Учредитель не вправе изменять учебные планы, календарный учебный график после его утверждения в Учреждении.

3.17. Освоение обучающимися образовательных программ основного и среднего общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, осуществляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3.18. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объёме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

3.19. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, выдаются документы об обучении по образцу и в порядке, установленными Учреждением самостоятельно.

3.20. Лица, не прошедшие государственную итоговую аттестацию или получившие неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком её проведения по соответствующим образовательным программам.

Лицам, освоившим часть образовательной программы основного и среднего общего образования и (или) отчисленным из Учреждения, выдается справка об обучении или о периоде обучения, форма которой устанавливается Учреждением.

3.21. Лица, осваивающие основную образовательную программу вне Учреждения в форме семейного образования и самообразования, вправе бесплатно пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в Учреждении по соответствующей и имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся.

3.22. Лицам, обучавшимся по дополнительным образовательным программам, Учреждение вправе выдавать документы, образцы которых устанавливаются Учреждением.

3.23. Учреждение вправе реализовывать образовательные программы в сетевой форме на основании договора с другими образовательными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.24. Учреждение может применять электронное и дистанционное обучение в реализации образовательных программ.

3.25. Наполняемость классов, за исключением классов коррекционного обучения, не должна превышать 25 человек.

При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью при проведении занятий по отдельным учебным предметам.

Пределы наполняемости классов-комплектов, групп продлённого дня устанавливаются в соответствии с нормативами СанПиН.

3.1. Организация образовательного процесса в Учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписанием занятий. Содержание образования определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми Учреждением самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

3.2. Учебная нагрузка, в том числе внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся определяются Уставом Учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

В учебном плане Учреждения количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не может быть меньше количества часов, определенных примерным учебным планом. Учебный план разрабатывается Учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации.

3.3. Типы и виды реализуемых образовательных программ.

Учреждение в соответствии с получаемыми лицензиями реализует основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, программы профильного обучения, а также дополнительные общеобразовательные программы, программы профессиональной подготовки (при наличии лицензии).

Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий и лицензии, в Учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям.

Общее образование является обязательным. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено им ранее. общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы могут осваиваться в очной, очно-заочной (вечерней) форме, заочной форме, а также в форме экстерната. Допускается сочетание указанных форм освоения общеобразовательных программ.

Учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования.

3.4. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года) - обеспечивает воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет) - обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ данной ступени образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы для организации обучения по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности.

3.5. Обучение на I, II, III ступенях осуществляется в соответствии с примерным учебным планом общеобразовательного учреждения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

3.6. Обучение и воспитание в Учреждении ведется на русском языке. Изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами. В Учреждении преподаются в качестве иностранного языка: английский, французский, немецкий языки.

3.7. Для граждан, желающих получить образование на родном языке или желающих изучать родной язык, могут создаваться классы с обучением на языках народов, проживающих на территории Российской Федерации (при наличии педагогических кадров) в рамках учебного плана.

Количество и наполняемость классов в Учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии на право ведения образовательной деятельности.

По желанию и запросам родителей (законных представителей) и при наличии необходимых условий в Учреждении могут быть открыты группы продленного дня. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется Уставом Учреждения.

Наполняемость профильных классов устанавливается Положением о профильном обучении.

По согласованию с Учредителем Учреждения с учетом интересов родителей (законных представителей) в Учреждении могут открываться классы с углубленным изучением отдельных предметов.

Учреждение вправе организовывать индивидуальное обучение на дому с обучающимися в соответствии с медицинским заключением.

3.8. Учредитель Учреждения устанавливает, а Учреждение закрепляет своим локальным актом правила приема, обеспечивающие прием всех граждан, подлежащих обучению, и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

При приеме гражданина в Учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с Уставом Учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации Учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми Учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

В первый класс по заявлению родителей (законных представителей) принимаются дети, достигшие к 1 сентября возраста шести лет шести месяцев, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) Учредитель Учреждения вправе разрешить прием детей в 1 класс Учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Гражданам, не проживающим на данной территории, при отсутствии свободных мест, Учреждение вправе отказать в приеме. В этом случае муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории и обеспечивает прием детей в общеобразовательное учреждение

Порядок приема в профильные классы Учреждения устанавливается положением о профильных классах, действующим в Учреждении. Прием осуществляется на основании желания самого обучающегося, по заявлению одного из его родителей (законных представителей).

В 10 класс принимаются обучающиеся, окончившие вторую ступень общего образования. Прием осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) при наличии документа об основном общем образовании.

3.9. Учебный год в Учреждении начинается, как правило, 1 сентября. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации, в первом классе – 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся первых классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы в феврале текущего учебного года.

Занятия с обучающимися по дополнительным образовательным программам могут быть организованы и в летний период.

Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается Учреждением по согласованию с УчредителемУчреждения. Продолжительность учебной недели Учреждение устанавливает самостоятельно.

3.10. Учебные занятия в Учреждении на I, II и III ступенях обучения организуются в одну смену. При необходимости могут быть организованы занятия по двухсменному графику.

Все проводимые занятия в Учреждении заканчиваются:

Для обучающихся на I ступени обучения – не позднее 19:00 часов,

Для обучающихся II и III ступеней обучения – не позднее 20:00 часов,

Занятия в кружках и секциях после 20 часов могут быть организованы только с согласия родителей (законных представителей) обучающихся по решению Педагогического совета Учреждения.

3.11. В Учреждении устанавливается следующий режим занятий обучающихся:

Продолжительность учебной недели – не менее 5 рабочих дней;

Продолжительность учебного часа (урока) - не более 45 минут с дифференциацией в зависимости от ступени образования и с обязательным перерывом между уроками не менее 10 минут.

Обучение в 1-м классе проводится с соблюдением следующих требований:

Учебные занятия проводятся только в первую смену;

5-дневная учебная неделя;

Проведение не более 4-х уроков в день;

Использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый).

Продолжительность занятий устанавливается с учетом требований соответствующих санитарных правил и нормативов, действующих на территории Российской Федерации, и регламентируется локальными актами Учреждения.

Расписание занятий составляется с учетом условий, обеспечивающих благоприятный режим труда и отдыха обучающихся, их возрастных особенностей и установленных в отношении общеобразовательных учреждений санитарных правил и нормативов. Расписание предусматривает перерыв для питания обучающихся достаточной продолжительности.

3.12. При проведении в Учреждении занятий по иностранному языку и технологии на I, II и III ступенях общего образования, физической культуры на III ступени общего образования по информатике и ИКТ, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет 25 человек.

При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим предметам, а также классов первой ступени общего образования при изучении иностранного языка.

3.13. Учреждение самостоятельно устанавливает форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании». Учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с законодательством.

Текущий контроль успеваемости обучающихся Учреждения осуществляется учителями (преподавателями) по пятибалльной системе (минимальный балл – «1», максимальный балл – «5»), а также «зачет» и «незачет». Учитель (преподаватель), проверяя и оценивая работы (в том числе контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими умения и навыки, выставляет отметку в классный журнал и дневник обучающегося. Ведение дневников с третьего по девятый класс обязательно. Промежуточные итоговые оценки в баллах выставляются за четверти с 3 по 9 классы, за полугодие – в 10-11 классах. В конце учебного года выставляются итоговые годовые отметки с 3 по 11 класс. Критерии оценивания определяются локальными актами Учреждения.

В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с годовой оценкой обучающимся 3-11 классов предоставляется возможность обратиться в конфликтную комиссию по соответствующему предмету.

В первом и втором классах устанавливается безотметочное обучение. Порядок введения безотметочного обучения регламентируются соответствующим положением.

3.14. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета Учреждения.

3.15. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, Учреждение обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника Учреждения или продолжают получать образование в иных формах.

Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется исключительно по решению Педагогического совета Учреждения в соответствии с компетенцией, определенной Уставом. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

3.16. По решению Педагогического совета Учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения Устава Учреждения допускается исключение из Учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Исключение обучающегося из Учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в Учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников Учреждения, а также нормальное функционирование Учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Об исключении обучающегося директор Учреждения незамедлительно информирует его родителей (законных представителей) и соответствующий орган местного самоуправления. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из Учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

3.17. Грубым нарушением Устава признается нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжкие последствия в виде:

а) причинения ущерба жизни и здоровью участников образовательного процесса, работников Учреждения, посетителей Учреждения;

б) причинения ущерба имуществу Учреждения, имуществу участников образовательного процесса, работников Учреждения, посетителей Учреждения;

в) дезорганизации работы Учреждения, как общеобразовательного учреждения.

Решение Педагогического совета Учреждения об исключении обучающегося оформляется приказом директора Учреждения.

3.18. Обучающийся может быть отчислен из Учреждения:

По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет до получения им общего образования;

При переводе в другое образовательное учреждение;

По завершению обучения в Учреждении.

3.19. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцать лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им общего образования.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения

3.20. Освоение образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников Учреждения осуществляется в форме единого государственного экзамена. Результаты единого государственного экзамена признаются Учреждением как результат государственной (итоговой) аттестации.

Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, могут быть установлены:

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, для лиц, изучавших родной язык и родную литературу (национальную литературу на родном языке) при получении основного общего образования и среднего (полного) общего образования и выбравших экзамен по родному языку и родной литературе для прохождения государственной (итоговой) аттестации.

Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта.

Лицам, сдавшим единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.

Лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период поведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.

Выпускникам Учреждения, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью Учреждения. Лицам, завершающим обучение по дополнительным образовательным программам Учреждение вправе выдавать документ об образовании установленного образца в соответствии с имеющейся лицензией.

Выпускники Учреждения, достигшие особых успехов при освоении образовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются в установленном порядке золотой или серебряной медалью «За особые успехи в учении».

Выпускники Учреждения, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе, четвертные и годовые оценки «5», награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении».

Лицам, не завершившим образования данного уровня, не прошедшим государственной (итоговой) аттестации или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.

Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения основных общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования или получившие на указанной аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.

Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций, форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена, если иное не установлено Законом Российской Федерации «Об образовании», определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3.21. Обучающиеся Учреждения всех трех ступеней обучения не могут привлекаться к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и (или) согласия родителей (законных представителей). Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников, других работников Учреждения.

Применение методов психического и физического насилия в отношении к обучающимся не допускается.


Похожая информация.


Образовательный процесс можно понимать в широком и узком смыслах слова. Широкая трактовка образовательного процесса предполагает включение в него таких элементов и стадий, которые обеспечивают получение обучающимися образования определенного уровня.

При таком подходе организация образовательного процесса предполагает: -

разработку и утверждение учебных и рабочих планов; -

формирование программ учебных дисциплин и практик и их методическое обеспечение; -

создание надлежащих условий для организации учебных за нятий.

В сферу организации образовательного процесса в широком смысле попадают не только обучающиеся и педагогический персонал, но и органы управления образованием, администрация образовательных учреждений и другие субъекты (например, органы санитарно-эпидемиологического надзора). Образовательный процесс в узком смысле охватывает отношения, участниками которых являются обучающиеся и преподаватели, т.е. собственно педагогические отношения.

Образовательный (учебно-воспитательный) процесс представляет собой систему мер по организации и осуществлению деятельности педагогического и обучающегося персонала по достижению целей образования, направленных на освоение обучающимися определенных образовательных цензов, приобретение и закрепление необходимых знаний и навыков, формирование внутренней культуры и развитие их личности.

Стадии образовательного процесса включают в себя основные этапы образовательного процесса, в рамках которых последовательно достигаются определенные цели образования, такие, как прием в образовательное учреждение, проведение текущих учебных занятий, текущей и промежуточной аттестации обучающихся, а также государственной (итоговой) аттестации. Последний этап является обязательным лишь применительно к основному

общему и среднему (полному) общему образованию, а также для всех видов профессионального образования.

Организация образовательного процесса должна подчиняться определенным принципам, которые можно сформулировать, основываясь на нормах образовательного законодательства. В ст. 15 Закона РФ «Об образовании» перечислены основные локальные документы, определяющие общие требования к организации образовательного процесса: учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий. При их формировании необходимо принимать за основу соответствующий государственный образовательный стандарт и разработанные применительно к его содержанию образовательные программы.

Учебный план представляет собой разбивку содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения. В образовательных учреждениях, как правило, разрабатываются и утверждаются два вида учебных планов: перспективный (на весь период обучения) и рабочий (на учебный год). В учреждениях профессионального образования учебные планы составляются по каждому направлению подготовки (специальности).

Годовой календарный учебный график (график учебного процесса на учебный год) распределяет отдельные виды учебной нагрузки и времени отдыха обучающихся по календарным неделям в течение учебного года. Учебный год во всех образовательных учреждениях начинается с 1 сентября. Его продолжительность определяется для каждого уровня образования типовыми положениями об образовательных учреждениях. Так, на первой, второй и третьей ступенях общего образования учебный год продолжается 34 недели, без учета государственной итоговой аттестации, а в I классе - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, а в летний период - не менее восьми недель. Для первоклассников в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Продолжительность учебного года в учреждениях профессионального образования определяется в соответствии с учебным планом по определенным направлениям подготовки или специальностям. Срок начала учебного года может переноситься в средних специальных учебных заведениях по очно-заочной (вечерней) форме обучения не более чем на один месяц, по заочной форме обучения - не более чем на три месяца, а в вузах - не более чем на два месяца (по решению ученого совета). Минимальная продолжительность каникул определяется в типовых положениях об образовательных учреждениях. Так, в учреждениях начального профессионального образования каникулярное время должно составлять не менее 10 недель в год при сроке обучения более одного года. Студентам средних специальных учебных заведений кани-

кулы предоставляются не менее двух раз в течение полного учебного года общей продолжительностью 8-11 недель в год, в том числе в зимний период - не менее двух недель. Для студентов вузов продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее семи недель, из них не менее двух недель - в зимний период.

Расписание занятий на учебный год (в общеобразовательных учреждениях) или на определенный его период составляется на основании учебных планов и графика учебного процесса, например на семестр (в учреждениях профессионального образования). Основные виды учебных занятий определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях и локальными актами учреждений. Например, в средних специальных учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, производственная (профессиональная) практика, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), выполнение выпускной квалификационной работы (дипломного проекта, дипломной работы), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Аналогичные виды учебных занятий проводятся и в вузах. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается единая продолжительность академического часа. В учреждениях среднего профессионального образования она составляет 45 минут, а в вузах она может увеличиваться и до 50 минут.

Учебные планы, графики учебного процесса и расписания занятий разрабатываются и утверждаются образовательными учреждениями самостоятельно. Минобрнауки России разрабатывает примерные программы и учебные планы. Закон закрепляет принцип автономии образовательного учреждения в организации учебного процесса. Это выражается, в частности, в том, что органы государственной власти, органы управления образованием и местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения.

Обучающийся имеет право на информацию об организации учебного процесса. Если он является несовершеннолетним, то возможность получить такую информацию предоставляется его родителям или его законным представителям. Они вправе также знакомиться с оценками успеваемости обучающихся, включая беседу с педагогами.

Законодательством, локальными нормативными актами образовательных учреждений, а также договорами об оказании образовательных услуг определяются особенности организации образовательного процесса при получении образования в различных формах (заочная, очно-заочная, самообразование и экстернат).

Освоение образовательных программ требует от обучающихся значительных усилий, затрат времени. Поэтому условия организации образовательного процесса должны соответствовать предъявляемым медико-гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям. Одним из основных гигиенических требований является установление максимальной нагрузки обучающихся. Они устанавливаются: -

для системы профессионального образования; -

для системы начального и среднего профессионального об разования: для них максимальная недельная норма аудиторной нагрузки составляет 36 часов, в вузах суммарная недельная на грузка составляет 54 часа, а соотношение аудиторной и внеауди торной нагрузок определяется для каждого направления подго товки и специальности; -

для системы общего образования.

Соблюдение этих требований чрезвычайно важно, потому что, по оценкам специалистов, ухудшение состояния здоровья детей наблюдается уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10 процентов от контингента детей, поступающих в школу. Результаты разных исследований свидетельствуют о том, что современное состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризуется следующими тенденциями: распространенность функциональных отклонений достигает более 70 процентов, хронических заболеваний - 50 процентов, физиологической незрелости - 60 процентов. Более 20 процентов детей имеют дефицит массы тела. У детей с морфофункциональными отклонениями ведущими являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Среди хронической патологии дошкольников наиболее распространены заболевания костно-мышечной, нервной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания кожи. У 60 - 70 процентов детей дошкольного и школьного возраста отмечается кариес зубов. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет сниженную остроту зрения.

Во многом это обусловлено переутомлением детей в дошкольных учреждениях за счет чрезмерного увеличения умственной и физической нагрузки и установления режима пребывания в детских садах, который не соответствует их возрастным особенностям.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» максимальный объем учебной нагрузки обучающихся устанавливается государ-

ственным образовательным стандартом, который для дошкольного образования до сих пор не утвержден. Действуют Временные {примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразования РФ от 22 августа 1996 г. Поэтому в письме Минобразования России от 14 марта 2000 г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» еще раз рекомендуется образовательным учреждениям дошкольного образования придерживаться установленных правил.

В частности, при установлении учебной нагрузки необходимо руководствоваться следующими ориентирами. Максимально допустимое количество учебных занятий продолжительностью не более 10-15 минут в первой половине дня в младшей и средней группах не должно превышать двух занятий, а в старшей и подготовительной группах можно проводить три занятия по 20 - 25 или 25 - 30 минут каждое. В середине занятий необходимо проводить физкультминутку и обеспечивать перерывы между ними не менее 10 минут. Во второй половине дня занятия детей старшего дошкольного возраста могут проводиться после дневного сна, но не чаще двух-трех раз в неделю, желательно в дни с наиболее высокой работоспособностью детей (вторник, среда). Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон; их количество в неделю не должно превышать двух при продолжительности этих занятий не более 20 - 25 минут.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст. 28 устанавливает основные санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения. В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Указанные санитарные правила утверждаются Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации и вводятся в действие приказом Минздравсоцразвития России. Условия организации образовательного процесса регламентируются многими санитарными правилами - специально утверждаемыми правилами применительно к образовательным учреждениям и правилами

общего типа, касающимися отдельных аспектов организации учебно-воспитательного процесса. Наиболее показательным примером специальных правил, обязательных для отдельных видов образовательных учреждений, являются Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 25 ноября 2002 г. и введенные в действие с 1 сентября 2003 Г А Эти санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, они определяют следующие санитарно-гигиенические требования: -

к размещению общеобразовательного учреждения; -

участку общеобразовательного учреждения; -

зданию общеобразовательного учреждения; -

оборудованию помещений общеобразовательного учрежде ния; -

воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреж дения; -

естественному и искусственному освещению; -

водоснабжению и канализации; -

помещениям и оборудованию общеобразовательных учреж дений, размещенных в приспособленных зданиях; -

режиму образовательного процесса; -

организации медицинского обслуживания учащихся; -

санитарному состоянию и содержанию общеобразовательно го учреждения; -

организации питания учащихся.

Требования к размещению общеобразовательных учреждений, в частности, предусматривают, что здания общеобразовательных учреждений должны быть расположены на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние не менее 100 м. Устанавливаются условия пешеходной и транспортной доступности школ. Для общеобразовательного учреждения предусматривается самостоятельный земельный участок, огражденный забором, зелеными насаждениями, на котором организуются учебно-опытная, физкультурно-спортивная, хозяйственная зоны и зона отдыха. Требования к школьному зданию предусматривают соответствие количества детей его вместимости, предусмотренной проектом; этажность - не более трех (в условиях плотной застройки городов - четырех) этажей; размещение гардеробов на первом этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса; устройство спортивного и актового залов, библиотеки, учебных

лабораторий, медицинского пункта, столовой, санитарных узлов. Учащиеся первой ступени в городских и сельских школах обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок, а обучение учащихся второй - третьей ступеней осуществляется по классно-кабинетной системе. Устанавливаются определенные требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений (ученическим столам или партам и их размещению в кабинетах, техническим средствам обучения, лабораторному оборудованию и т.д.). Особое внимание должно уделяться обеспечению оптимального воздушно-теплового режима. Так, температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях 18 - 20 °С при их обычном остеклении. Учебные помещения школ должны иметь естественное освещение. Здания общеобразовательных учреждений должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке и застройке городских и сельских поселений, предусмотренными Градостроительным кодексом РФ.

Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса включают в себя показатели максимально допустимой недельной нагрузки (от 22 до 36 часов в зависимости от ступени обучения), продолжительности урока (не более 45 минут) и перемен (продолжительностью по 10 минут - обычная и до 50 минут - большая). Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в определенных временных пределах в зависимости от ступени обучения (от одного до четырех часов). Все общеобразовательные учреждения укомплектовываются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров, а при их отсутствии школа заключает с ближайшей поликлиникой договор о медицинском обслуживании детей.

По аналогичной схеме сформулированы санитарно-эпидемиологические нормы и правила для других видов образовательных учреждений. Так, Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул, утвержденные приказом Минздрава РФ от 4 октября 2000 г. Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были утверждены приказом Главного государственного санитарного врача от 1 ноября 2000 г А

1 Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. - 2001.-№2.

Некоторые санитарные правила касаются, как отмечалось выше, отдельных аспектов организации образовательного процесса. Проиллюстрируем это примерами. В современных условиях система образования должна подготовить обучающегося к работе с применением компьютерной техники, с использованием Интернет-ресурсов. Для этого образовательные учреждения создают специальные учебные подразделения, компьютерные классы, лаборатории. При поддержке Фонда Сороса в 32 российских университетах были созданы Центры доступа к международной компьютерной сети Интернет. Основные навыки пользователя все более широко прививаются детям в общеобразовательных, а также в некоторых детских дошкольных учреждениях. В частности, в письме Минобразования РФ от 28 марта 2002 г. содержатся Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе1. Это требует жесткого соблюдения правил работы на компьютере, позволяющих сохранить здоровье обучающихся. На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. № 554 с 30 июня 2003 г. постановлением Главного государственного врача РФ введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Указанные гигиенические требования затрагивают вопросы предотвращения неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов производственной среды и трудового процесса при работе с ПЭВМ.

В частности, они включают в себя Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и высшего профессионального образования и Требования к оборудованию и организации помещений с ПЭВМ для детей дошкольного возраста.

Следует подчеркнуть, что нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30, а на юридических лиц - от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда (ст. 6.7 КоАП РФ). В системе требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, можно выделить также правила о предельной наполняемости классов и групп. Их соблюдение

1 Вестник образования России. - 2002. - № 10.

имеет не только медико-гигиеническое значение, но и позволяет обеспечить эффективность учебного процесса, хорошее усвоение материала, проведение текущего контроля знаний, организацию оптимального взаимодействия между обучающимися и педагогом при проведении занятий. Требования к предельной наполняемости классов и групп устанавливаются в типовых положениях об образовательных учреждениях.

В частности, в дошкольном образовательном учреждении предельная наполняемость групп определяется в зависимости от возраста детей. Группы, в которых обучаются дети в возрасте от двух месяцев до одного года, должно быть не более 10 детей, от одного года до трех лет - 15 детей, от трех до семи лет - 20 детей. В разновозрастных группах количество детей определяется дифференцированно: если дети двух разных возрастов - от двух месяцев до трех лет, то предельная наполняемость группы составляет восемь человек, если дети трех разных возрастов - от 3 до 7 лет, - то 10 детей. В учреждениях компенсирующего вида и коррекцион-ных учреждениях устанавливаются более жесткие требования к предельной наполняемости классов и групп.

Наполняемость классов в общеобразовательном учреждении составляет в среднем 25 человек. При проведении занятий по иностранному языку, трудовому обучению на второй и третьей ступенях, по физической культуре - на третьей ступени, по информатике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет 25 и 20 человек (соответственно в городских и сельских школах). Количество обучающихся в учебных группах учреждений начального профессионального образования составляет не менее 25 человек, а в сельских профессиональных училищах - не менее 8-10 человек. Производственное обучение осуществляется в группах по 12-15 человек, а по профессиям, связанным с выполнением опасных работ, - 8 - 10 человек. Численность студентов в учебной группе в учреждениях среднего профессионального образования при очной форме обучения устанавливается 25 - 30 человек, а при очно-заочной (вечерней) и заочной формах - 15 - 20 человек. При проведении лабораторных и практических занятий, при курсовом проектировании и производственном обучении в мастерских, а также учебных занятий по физической культуре и другим дисциплинам, перечень которых определяется учреждением самостоятельно, учебная группа может делиться на подгруппы не менее восьми человек. Численность академической группы в вузе определяется его локальными актами и, как правило, составляет 25 - 30 человек. Допускается также деление группы па подгруппы при проведении отдельных видов учебных занятий. Подводя итоги, можно сформулировать следующие основные принципы организации образовательного процесса:

1) автономия образовательного учреждения в этой сфере при безусловном соблюдении требований государственных образова тельных стандартов; 2)

приоритет интересов обучающихся, сохранение их здоро вья и обеспечение психологического комфорта в образовательном процессе; 3)

оптимальное соотношение разных видов учебной нагрузки, учебного времени и времени отдыха; 4)

преемственность различных стадий образовательного про цесса.

1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.

2. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена. Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с отклонениями в развитии, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования.

4.1. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов), выполнение которых позволяет установить уровень освоения ими федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.


4.2. Результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

4.3. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен (далее - участники единого государственного экзамена), выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.

4.4. Лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся.

4.5. Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования предоставляется право использовать результаты единого государственного экзамена, сданного ими в течение года до призыва на военную службу.

4.6. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций, форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении каждого уровня или каждой ступени образования выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, в соответствии с государственными образовательными стандартами.

5.1. Для организации проведения единого государственного экзамена и учета его результатов формируются федеральные базы данных и базы данных субъектов Российской Федерации, в которые вводятся данные об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена. Формирование, ведение указанных баз данных и обеспечение их взаимодействия, доступ к содержащейся в них информации осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Участник единого государственного экзамена имеет право на беспрепятственный доступ к информации о себе, содержащейся в указанных базах данных.

6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

8. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.

(Из закона об «Образовании»)

  1. Напишите заявление.
  2. Напишите резюме.
  3. Напишите характеристику.
  4. Напишите автобиографию.
  5. Напишите доверенность.
  6. Напишите деловое письмо.
  7. Напишите справку.
  8. Напишите объяснительную записку.
  9. Приведите пример использования элементов официально-делового стиля в тексте художественного. Укажите авторские интенции.

Практическое занятие № 3.

Тема: «Публицистический стиль».

  1. Проанализируйте текст. Найдите в нём черты публицистического стиля. Какие средства художественной выразительности используются в данном тексте. Какие интенции использует автор для воздействия на слушателей. Как учитывается адресность?

Трудно писать рецензию о том, о чем написано не просто много, а очень, очень много. И действительно, каждый считает своим долгом сказать о том, что ему понравилось или не понравилось в экранизации «Мастера и Маргариты»; я же попытаюсь, в свою очередь, выявить основное, высказать несколько мыслей и не утомлять читателей разбором каждой мелочи.
Ожидая выхода сериала, я о многом думал; думал о том, каким способом нам покажут знаменитого и пресловутого Кота Бегемота, думал о том, как с нашей отстающей на сто лет техникой сделают столь важные для мистической атмосферы спецэффекты, думал том, кто сыграет Воланда. Потом я узнал, что Воланда сыграет Олег Басилашвили, и, если честно, несмотря на то, что Басилашвили хороший актер, разочаровался. Мне казалось, что Воланд должен быть помоложе и поярче. Ведь Воланд образ чрезвычайно собирательный, сложный и неоднозначный. В нем сочетается ум и безумие, он одновременно и развращенный глупец и падший ангел. Потому я разочаровался, посчитав, что Басилашвили не способен на то, чтобы показать всю глубину и магнетизм сатаны. Когда же вышел фильм, мое разочарование усилилось; я не видел того, что Булгаков вкладывал в своего, московского дьявола. Воланд получился монументальным, но в нем совершенно не просвечивалась его мерзкая сущность (достаточно вспомнить фразу, что левый глаз у него безумен, а правый - пуст, черен и мертв; это-то и есть основная характеристика Воланда - пустой, черный, мертвый и безумный). Здесь же был «странный консультант» с тросточкой; хорошо играющий свою роль артист, но не больше. Не очень воодушевил Иван в исполнении Галкина - нелегко ему избавиться от своего прошлого, где были крутые развороты и длинные, длинные, длинные дороги! Но вот Бегемот мне очень понравился. Вообще, мне кажется удачным сочетание компьютерной графики (когда показывают морду с усами), актера в костюме и настоящего дрессированного кота. По крайней мере, он получился забавным и живым, а не каким-то цифровым уродцем. Не понравился Понтий Пилат, я говорил друзьям, что Лавров слишком старый; музыка тоже не ласкала уши… Я отмечал, что сериал слишком простой, во всем следующий за романом и не особо современный…
Но потом все, что хотел сделать Бортко, открылось, засияло, засверкало и забило молниями. Олег Басилашвили бесподобно сыграл Воланда в домашнем халате, с седыми волосами, орлиными глазами; Воланда, который говорит: «Простите, не поверю. Этого быть не может. Рукописи не горят». Галкин отлично передал ни с чем не сравнимую грусть уже не того глупого коммуниста, а Ивана-профессора, в самом конце фильма. Музыка перестала казаться легкомысленной и неподходящей для такого яркого и сильного романа. К тому же появился великолепный Филиппенко (вспомните эпизод на скамеечке). Абдулов вообще же бесподобен в роли Коровьева (настолько бесподобен, что даже самые угрюмые скептики сказали: «верим»). Компьютерная графика осталась на прежнем, детском уровне, но это не раздражало. Да и вообще не то самое главное. Главное, осталась сущность романа, сущность, безусловно, антикоммунистическая, противопоставляющая лжи - красоту и любовь. Меня всегда поражало то, что страна, которую коммунизм не просто оглушил, а раздавил, прижал к полу и водил мордой по полу, до сих пор еще шатка в своем отношении к коммунистам. Трудно себе представить, как люди жили раньше, когда в кап.страну можно только раз в три года по рекомендации парт.кома, когда вокруг все по талонам, когда открыто заявляется что «секса у нас нет», когда свободное творчество считается преступным, когда убиваются гении, когда люди умирают, умирают и умирают, как будто они не люди, а «человеческий материал», как любил повторять Троцкий. Центром паралича умственного и душевного была Москва; и совершенно не случайно ее посетил дьявол. Тут-то Булгаков и делает два важных вывода: 1) атеизм - глупость, высшая глупость и 2) даже Дьявол милосерднее, чем все та государственная социалистическая махина. И в свое время такие мысли поражали людей, открывали им глаза. Убежденные атеисты сидели дома и, прогуливая работу, переписывали роман (который завтра нужно отдать), читали Евангелие. Экранизация «Мастера и Маргарита» все подтверждает и словно говорит «Да».
Надеюсь, со временем все преобразуется; в конце концов, остались еще люди даже среди старшего поколения, понимающие, чем на самом деле был коммунизм в России. Что это вовсе не вовсе не игрушка, а умственная болезнь, опломбировавшая умы настолько крепко, что некоторые и сейчас преклоняют колена перед мумией в стеклянном колпаке. И стоит только кому-то написать об этом, сколько гадости поднимается, сколько листовок раздается, печатаются статьи вроде «Трупами, говорите, завалили», произносятся речи о том, что России действует «активные антикоммунистические силы, портящие и загрязняющие русское общество».
Вспоминаются слова Воланда о том, что каждому «будет дано по его вере». Такие слова воодушевляют; пусть не здесь, так за чертой жизнью каждый превратиться в то, во что он хочет превратиться. Они уйдут в прах, а правда обретет новое бытие.