Что такое способности краткое определение. Способности человека и их развитие. Как развиваются способности человека

Способности – это индивидуально-психологические свойства личности, которые необходимы для успешного выполнения разных видов деятельности. В психологии традиционно выделяют общие способности и специальные способности .

Общие способности

Под общими способностями понимают интеллектуальные способности человека. Интеллект – это такие способности, которые отвечают за успех человека в умственной деятельности. От общего уровня интеллекта зависят следующие когнитивные способности:

  • память,
  • внимание,
  • способность к мышлению (умение сравнивать, анализировать, отличать главное от второстепенного),
  • воображение,
  • представление (например, способность представить объемную фигуру по нарисованной плоской схеме),
  • владение речью.

Интеллектуальными способностями обладают все люди, но степень их развитости различается от низкого уровня до высокого. У большинства людей ярче выражены одни интеллектуальные способности (например, некоторые люди умеют хорошо изъясняться, у них хорошая память), у других – другие (например, абстрактно-логическое мышление, благодаря которому человек быстро и правильно решает математические задачи).

Специальные способности

Если интеллектуальные способности отвечают за успешность человека в целом по жизни и, особенно, в сфере умственного труда, то специальные способности отвечают за успех человека в специфических видах деятельности.

Например, к специальным способностям относятся:

  • спортивные способности,
  • музыкальные (чувство ритма, абсолютный слух),
  • художественные (способность к визуализации и выражению образов в искусстве),
  • математические,
  • технические
  • и другие.

У каждого человека есть способности к нескольким видам деятельности. Но наиболее ярко выражены, как правило, способности в одной-двух сферах.

Природа способностей

Способности основаны на задатках . Задатки – это врожденные особенности нервной системы человека, его тела, благодаря которым он лучше обучается в определенных сферах деятельности.

Например, задатком для хорошей памяти будет эффективная передача нервных импульсов между нервными клетками в зонах мозга, отвечающих за память. Задаток для спортивных способностей – это особенности конституции, телосложения человека, скорость передачи нервного импульса от мозга к мышцам (чем она выше, тем ярче выражены спортивные способности).

Способности человека не сводятся к знаниям, умениям и навыкам . Способности первичны по отношению к ЗУНам: если у человека есть математические способности, то он быстрее и лучше других будет усваивать математические знания, вырабатывать математические умения и навыки. И наоборот, не обладая соответствующими способностями, трудно добиться выдающихся успехов в деятельности.

Необходимо по жизни выбирать такую сферу для саморазвития, к которой у вас есть задатки и способности . В этом случае вы с большей вероятностью добьетесь внушительных успехов и зарекомендуете себя как профессионала в своей сфере деятельности.

Человеку от рождения дается некий потенциал, набор качеств, развивая которые можно добиться успеха и самореализации – так можно ответить на вопрос: что такое способности. Иногда людям сложно понять к чему у них склонности, в чем они могли бы преуспеть, тогда поиски себя затягиваются на годы.

Способности человека

Задатки и способности являются психологическими свойствами личности, без которых человек не сможет осуществлять успешную деятельность и реализовать себя. Способности – это не только знания и навыки, но и те психические процессы, проявляющиеся в глубине, прочности овладения знаниями и умении пользоваться ими. Условиями развития способностей являются природные задатки личности.

Какие бывают способности?

Существует несколько классификаций способностей по их развитию, специализации, направленности. В целом, виды способностей человека можно разделить на 2 группы:

  1. Естественные – биологически обусловлены, развиваются из определенных природных задатков и склонностей (творческие, музыкальные).
  2. Специфические – формируются через взаимодействие с социумом (учебные, коммуникативные, интеллектуальные).

Творческие способности

Творчество – неотъемлемая часть жизни человека, без которой интеллектуальное и духовное развитие не развернулись в полной мере. Развитие творческих способностей важно начинать с самого раннего возраста. Дж. Гилфорд – американский психолог провел несколько исследований, в ходе которых выявилось, что личности с высоким творческим потенциалом обладают дивергентным мышлением, проявляют себя следующим образом:

  • при возникновении проблем не фиксируются на каком-то одном решении или выходе, а в уме возникает «веер» вариантов;
  • способны к комбинированию уже известных элементов, предметов и использованию их в необычном образе, качестве и действие, тогда как остальные люди используют предметы традиционным способом;
  • проводят параллели и видят связи между разными дисциплинами;
  • новые знания умеют встраивать в имеющийся опыт;
  • свободно генерируют идеи.

Коммуникативные способности

Классификация способностей, необходимых к развитию как важных и первостепенных включает в себя коммуникативные способности – навыки и умения эффективного взаимодействия между людьми с помощью слов, мимики, жестов. Без навыков коммуникации сложно добиться успеха во многих профессиях. Коммуникативные способности подразделяются на несколько видов:

  1. Аффективно-коммуникативные – к ним относиться способность к эмпатии, чувствование эмоционального состояния других людей и правильное реагирование. Проявление уважения.
  2. Регуляционно-коммуникативные – стремление и способность к избеганию конфликтных ситуаций, а при возникновении их умение «разрулить». Этот вид способностей отвечает за адекватное оценивание ситуации и умение просить помощь и самому помогать людям, оказавшимся в сложных ситуациях.
  3. Информационно-коммуникативные – навыки поддержания беседы, привлечения внимания собеседника, умение доносить информацию до других используя вербальные и невербальные средства общения.

Умственные способности

Умственные или интеллектуальные способности тесно связаны с интеллектом человека и относятся к когнитивных процессам, характеризуются стремлением человека к познанию, гибкой адаптации в неожиданно возникших ситуациях, умению решать жизненные задачи различной сложности, ставить цели и достигать их. К умственным способностям относятся:

  • мышление;
  • воображение;
  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

Для измерения интеллектуальных способностей существует много тестов, выявления IQ, отражающие скорость и некоторые параметры мышления, но в целом ни один тест не может полностью измерить весь потенциал умственных способностей, потому как все индивидуально: у кого-то способность быстро решать математические задачи, у другого литературный талант или иностранные языки даются очень легко. Развитие интеллектуальных способностей помогает человеку долго оставаться деятельным и продуктивным, отодвигая старость. Занятия, помогающие развивать ум:

  • любой вид рукоделия;
  • наличие хобби;
  • изучение иностранных языков;
  • решение задач на логику;
  • анализ и критика поступающей информации;
  • умеренная физическая нагрузка, которая приносит удовольствие;
  • чтение познавательной литературы.

Музыкальные способности

Что такое музыкальные способности, даются ли они от рождения и если нет, можно ли их развивать? Людей обладающих от рождения способностями к музыке называют музыкально-одаренными, или с талантом музыканта, они обладают задатками: особенности в строении гортани, кистей рук, чувствительность слухового анализатора, эмоциональная реактивность, также есть те, кто обладают музыкальностью и таких людей больше. Музыкальность можно развивать.

Виды способностей в психологии, относящиеся к музыкальным по классификации В. Остроменского можно разделить на:

  • эмоционально-познавательные (ладовое чувство – любовь и интерес к музыке, способность выразить себя через музыку с помощью движения, пения или сочинения;
  • рационально-познавательные (основы построения музыки, волевые качества, владение исполнительными средствами);
  • специальные (способности к какому-либо виду инструмента, жанру, исполнению или сочинению музыки).

Ораторские способности

Психологическое понятие о способностях к ораторскому мастерству заключается в наличии природных или естественных задатках к красноречию – эмоциональному и чувственному выражению через слова. Ораторские способности доведенные до мастерства, оказывают очень сильное влияние на людей. Успешный оратор – это лидер, сильная, харизматичная личность, которая с помощью слова может вести за собой массы. Потребность в развитии ораторских способностей возникает у людей имеющих что сказать и испытывающих сильное желание выразить это людям, быть услышанным.

Развитие ораторских способностей – это многогранный процесс, включающий в себя

  • развитие харизмы;
  • определенных психологических качеств (успешность, вера в себя, высокая самооценка, психическая устойчивость);
  • работа с речью (упражнения для голосовых связок, дикции);
  • дыхательные техники.

Организаторские способности

В современном мире люди с высокой самоорганизацией и умением руководить очень ценны – управленческий процесс это сложный механизм, необходимый для успешности организации. Организационные способности проявляются в детстве, когда ребенок стремиться к самостоятельности, проявляет себя как лидер, в школе такие дети не боятся брать на себя ответственность, участвуют в различных социальных мероприятиях, становятся старостами. Что такое способности к организации в действии:

  • грамотное планирование собственной деятельности;
  • умение правильно ставить цели и задачи для себя и сотрудников;
  • делегирование полномочий;
  • быстрое ориентирование в сложных ситуациях и принятие решения;
  • создание согласованного структурированного процесса из хаоса (координационные способности)

Как развиваются способности человека?

Разные виды способностей человека надо развивать с детства. Ребенок приходит с определенного рода задатками и главная цель родителей увидеть к чему склонен их малыш и помочь развить его потенциал. В дальнейшем, образовательная среда тоже способствует раскрытию одаренности, талантов ребенка – это напрямую зависит от умения преподавателя раскрыть свой предмет для учеников и увидеть среди них имеющих задатки к этому предмету, затем обсудить это с родителями.

Уровни развития способностей

Психологи выделяют следующие уровни развития способностей человека:

  1. Начальный (первичный) – с рождения до 6 лет. Развитие органических структур мозга, отвечающих за конкретные способности. Получение информации из внешнего мира способствует подготовке «почвы» или формированию «зон способностей» в мозге.
  2. Вторичный – начинается со школьного возраста. Развиваются специальные способности, связанные с предметной школьной деятельностью. Творчество – одно из самых важных пусковых механизмов для развития способностей. Развитие идет от малого, затем постепенно задачи усложняются. Если перед ребенком сразу начинать ставить сложные задачи, даже в той деятельности, где его способности развиваются, может привести к остановке развития из-за страха ошибки, провала.

Необычные способности человека

Люди с необычными способностями существовали всегда и в древние века могли отправиться на костер святой инквизиции, как ведьмы и колдуны. Природа любит разнообразие, поэтому наделяет каждого человека чем-то особенным, часто, когда ребенок рождается слепым или глухонемым, отнимая одно, природа дает другой дар, например – эхолокацию, которая присуща в основном животным, и помогает ориентироваться в окружающем пространстве, чувствовать и «видеть» звуки. Другие необычные способности человека:

  • савантизм – «островок гениальности», часто у людей аутистов представлен в виде феноменальной памяти;
  • гипертимезия – человек помнит все, что он увидел, услышал до мельчайших подробностей;
  • магниторецепция – люди с природным GPS-навигатором, ориентируются в магнитном поле Земли, происходит это благодаря наличию в организме особого белка криптохрома;
  • экстрасенсорные – не поддающиеся объяснению наукой, способности относящиеся к эзотерике.

способности

индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

Способности

индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.

В изучении С. выделяются 3 основные проблемы: происхождение и природа С., типы и диагностика отдельных видов С., закономерности развития и формирования С.

В истории философии С. в течение длительного периода трактовались как свойства души, особые силы, передаваемые по наследству и изначально присущие индивиду. Отголоски таких представлений закрепились в обыденной речи, имеются рецидивы их возрождения и в научной литературе на базе достижений генетики. Несостоятельность понимания С. как врождённых была подвергнута критике англ. философом Дж. Локком и французскими материалистами, выдвинувшими тезис о полной зависимости С. индивида от внешних условий его жизни. Механистичность такого представления была преодолена в философии марксизма, где проблема С. ставится на основе понимания человека как совокупности общественных отношений, диалектического подхода к трактовке соотношения внутреннего и внешнего.

Врождёнными являются анатомо-физиологические особенности, выступающие как предпосылки возможного развития С., сами же С. формируются в процессах осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с др. людьми.

С., проявляемая в осуществлении некоторой конкретной деятельности, имеет комплексную структуру, складывающуюся из разнообразных компонентов. С этим связано широко распространённое явление компенсации: при относительной слабости или даже отсутствии одних компонентов высокая С. к осуществлению некоторой деятельности достигается развитием др. компонентов. Этим же объясняется наблюдаемое различие в сочетаниях личностных и физиологических характеристик лиц, проявивших высокий уровень развития С. к какой-либо одной определённой деятельности.

Единой и общепринятой типологии С. в психологии не разработано. В качестве принципов её построения использовались: различия в основных видах деятельности ≈ инженерные, научные, художественные С. (и более дробно ≈ математические, физические С. и т. п.), различия, связанные с особенностями работы органов чувств и высшей нервной деятельности; операциональные определения, основанные на применении разнообразных систем тестов с последующим факторным анализом результатов. С последним связаны попытки экспериментального выделения общих С., отвечающих требованиям не одной, а многих различных видов деятельности. Иногда при этом постулируется существование некоего общего интеллекта ≈ неизменяемой всесторонней умственной одарённости (см. Коэффициент интеллектуальности). Этот постулат подвергается критике в советской психологической литературе.

Большое практическое значение, в частности для профессиональной ориентации, имеет диагностика сложившихся С. (возможностей их становления) при профессиональном отборе и в спорте. Она осуществляется с помощью тестов, позволяющих давать также количественные оценки С.

Качественный уровень развития С. выражается понятием таланта и гениальности. Их различие обычно проводится по характеру полученных продуктов деятельности. Талантом называют такую совокупность С., которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью. Гениальность ≈ высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества.

Большое место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования С. к конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития С. через создание личностной установки на овладение предметом деятельности. Большое значение имеет научная отработка программ действия по освоению данного вида деятельности (созданы, например, методики по развитию музыкального слуха для лиц, не имеющих его).

Лит.: Теплов Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Ковалев А. Г., Мясищев В. Н., Психологические способности человека, т. 2, Л., 1960; Леонтьев А. Н., О формировании способностей, «Вопросы психологии», 1960, ╧ 1; Петровский А. В., Способности и труд. М., 1966; Крутецкий В. А., Психология математических способностей, М., 1967.

Н. Г. Алексеев.

Википедия

Способности

Способности - это свойства личности , являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности . . Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Примеры употребления слова способности в литературе.

Психология как наука имеет областью своего изучения человека, его внутренние душевные движения, способности , возможности.

Так, примером Способности , действующей в Триаде Эго, может служить врачевание, которое мастерски исполнялось на живых людях, например, в концлагере Освенцим в годы Великой Отечественной войны.

Поэтому, когда они начинают учиться в училище, в техникуме или институте, предмет своей Способности находят быстро и легко.

Невозможно неспособному человеку выйти на кафедру и, рассказывая о русском языке, поддержать этим Способности своих учеников.

Своим словом он будет создавать у них только действие рационально-рассудочное, логическое, но не действие по Способности к русскому языку.

К одиннадцатому классу он, вероятнее всего, уже не будет чувствовать русского языка, а будет вынужден работать так же, как не имеющие Способности , -- по алгоритму.

Обучение репродуктивное преподает только внешние знания, а обучение раскрывающее возбуждает и поддерживает Способности в учащихся, а потому во многом зависит от состояния преподающего учителя: преподает он по Способности или по алгоритму.

Чем более Способный учитель предстанет перед учениками, чем глубже живет он по Способности , а не по тем методическим схемам, по которым осуществляется преподавание в большинстве случаев, тем больше раскрывается возможностей для пробуждения и поддержания Способности в самих учениках.

Человек, имеющий глубокие Способности , в специальном образовании нуждается лишь частично.

Если у человека нет какой-либо Способности , то данным предметом он может заниматься только усвоив некоторый алгоритм обращения с ним, имея его либо в памяти, либо постоянно перед собой, на столе.

В результате люди, которые добиваются в жизни наилучших результатов, нередко формируются из троечников и двоечников и совсем не обязательно из отличников, потому что первые сумели проскочить мимо системы, подавляющей Способности , алгоритмизирующей их действия.

Действием умственной Способности является слышание сути явлений, которое передать другим невозможно.

В значительно мере благодаря этой Способности совершается обучение, схватываются характерные особенности родительского поведения.

Правда, дело здесь не в самой Подражательной Способности , а в том нравственном основании, каким человек живет.

Работа над развитием Способности не происходит, больше задаются стереотипы или алгоритмы, внешний рисунок действий.

В жизни мы хорошо представляем себе, что такое способности. Когда, например, мы пытаемся понять, почему разные люди, поставленные в одинаковые условия, добиваются различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», предполагая, что различия в достижениях этих людей можно объяснить разницей в их способностях. Это же понятие используется тогда, когда необходимо определить, в силу чего одни люди обучаются быстрее и достигают в учении лучших результатов, чем другие. Вообще, во всех случаях жизни, когда мы сталкиваемся с различиями в достижениях или успехах людей, которые не объяснимы ссылками на объективные внешние обстоятельства, мы ищем источник этих различий внутри человека, в его способностях.

Понимание способностей, характерное для современной психологии, сложилось далеко не сразу. В разные исторические эпохи и периоды развития психологии как науки под способностями ученые понимали разные вещи. В древности словосочетание «способности души» содержало в себе указание на всевозможные свойства, которые приписывались душе. Поскольку она считалась источником всякого рода движений и изменений, наблюдаемых в мире, в том числе действий людей и животных, то все это находило объяснение в широко понимаемых «способностях души», которые практически отождествлялись со всеми психологическими свойствами. Позднее, когда были выявлены различия между отдельными душевными (психическими) явлениями и предложена их классификация, слово «способности» закрепилось только за одной из групп явлений - за теми, от которых, по предположению, непосредственно зависят успехи людей в разных видах человеческой деятельности. Такое понимание способностей сложилось к XVI в. н.э. и нашло отражение в известном труде испанского врача X. Уарте, посвященном способностям.

В это время способности практически всеми учеными еще рассматривались как врожденные, и поэтому различия между задатками и способностями не обсуждались. С XVII века благодаря классическим трудам английских философов-материалистов Д. Локка, Д. Беркли и других многими учеными была позитивно воспринята идея об отсутствии у человека врожденных способностей или мысль о том, что все люди с рождения равны, а их индивидуальные различия, в том числе по способностям, зависят только от условий жизни и практики их обучения и воспитания.

Сторонники старой идеи о врожденности способностей человека сразу не сдались, они продолжали активно отстаивать свою, привычную точку зрения и приводили в ее пользу весомые аргументы. Не менее убедительными они оказались и у оппонентов, защитников приобретенности человеческих способностей. В результате началась многовековая дискуссия, которая не завершилась и в наши дни.

В XIX веке участникам этой дискуссии удалось прийти к частичному согласию, своеобразному компромиссу, суть которого заключалась в признании существования у человека наряду со способностями также и задатков или врожденных предпосылок к их формированию и развитию. Обе спорящие стороны сошлись во мнении, что задатки в отличие от способностей могут быть врожденными, хотя в вопросе о том, насколько складывающиеся в процессе жизни способности человека зависят именно от задатков, их мнения по-прежнему расходились.

Один из ключевых вопросом темы способностей заключается в их точном научном определении и отличиях от других психологических свойств человека. На этот вопрос в наши дни одновременно просто и сложно ответить. Просто - потому, что не только ученые, но и все люди хорошо понимают, что имеется в виду, когда говорят о способностях и, как правило, не путают их с другими психологическими свойствами человека. Сложно ответить на этот вопрос по той причине, что в области психологического изучения способностей, как и во многих других сферах научных исследований, до сих пор не существует полного, точного и однозначного определения способностей - такого, которое бы соответствовало всем нашим знаниям о способностях человека. Тем не менее понятию «способности» в психологии «повезло» больше, чем другим научным понятиям. В их определениях проявилось больше взаимопонимания и меньше разногласий между учеными, чем в определениях многих других психических явлений. Если собрать и в обобщенном виде представить разные определения способностей, встречающиеся в научной литературе, то они выглядят следующим образом.

  • 1. Способности - это познавательные процессы человека и все свойства его личности, от которых могут зависеть успехи в различных видах деятельности.
  • 2. Способности - это психологические свойства, которые занимают промежуточное положение между другими психическими явлениями, одновременно выступая и как процессы, связанные с получением и обработкой информации, и как свойства, благодаря которым человек успешно справляется с решением разнообразных задач.
  • 3. Способности - это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков человека.
  • 4. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет скорость и качество их приобретения.
  • 5. Способности - то, что делает человека пригодным к выполнению какой-либо деятельности.

В отечественной литературе большинством авторов оказалось принятым и признанным определение способностей, предложенное Б.М. Тепловым. Он определил способности человека как устойчивые психологические свойства, которыми люди отличаются друг от друга и от которых зависят их успехи в разных видах деятельности. По мнению Б.М. Теплова, в научное представление о способностях должны быть заложены три основные идеи. «Во-первых, - писал ученый, - под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие „способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» .

Раскрывая и уточняя содержание предложенного им определения способностей, Б.М. Теплов подчеркивал, что их необходимо отличать от задатков, что способности нельзя сводить к имеющимся у человека знаниям, умениям и навыкам. Задатки - это только предпосылки к формированию и развитию способностей. Они, кроме того, являются врожденными, в то время как способности выступают как приобретенные. Для того чтобы имеющиеся у человека задатки превратились в высокоразвитые способности, необходимо провести сложную, длительную и трудоемкую работу по их определению и развитию. Кроме того, мы далее убедимся в том, что между способностями и задатками человека не существует простой и однозначной зависимости.

Существуют определенные отличия способностей человека и от его знаний, умений и навыков. Эти отличия заключаются в следующем.

При наличии способностей и недостатке знаний, умений и навыков человек может приобрести нужные знания, умения и навыки и успешно справиться с деятельностью, для которой они необходимы. При отсутствии способностей человек не в состоянии ни успешно справляться с соответствующей деятельностью, ни приобретать новые связанные с ней знания, умения и навыки. Хотя знания, умения и навыки входят в состав высокоразвитых способностей, однако сами способности к ним не сводятся. Они представляют собой те психологические свойства, благодаря которым человек приобретает новые знания, умения и навыки.

По мнению С.Л. Рубинштейна, который раньше Б.М. Теплова сформулировал эту идею, способности и умения не тождественны, но тесным образом связаны друг с другом, причем эта связь является взаимной. С одной стороны, освоение человеком новых знаний и умений предполагает наличие у него по крайней мере общих способностей, в частности способности к научению; с другой стороны, формирование способностей к определенным видам деятельности предполагает освоение связанных с ними знаний, умений и навыков. Эти умения и навыки, входя в состав формирующихся способностей, не остаются чем-то внешним для них. По мере того как они осваиваются, знания, умения и навыки превращаются, говоря словами С.Л. Рубинштейна, «в личное достояние» человека, перестают быть знаниями, умениями и навыками, полученными извне, входят в состав сформировавшихся способностей человека.

С.Л. Рубинштейн в различных своих работах по-разному определял способности человека. Так, в одном случае он писал о том, что способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков способности - это результат закрепления не способов действий, а психических процессов. В другом месте он отмечал, что под способностью в более специальном смысле понимается сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному исторически сложившемуся виду общественно-полезной деятельности. Способности, по С.Л. Рубинштейну, характеризуются диапазоном возможностей человека к освоению новых знаний и их применению в творческом процессе.

Всякая способность является способностью к чему-либо конкретному, к вполне определенной деятельности. Наличие у человека способности означает его пригодность к осуществлению данной деятельности. Развиваясь на основе задатков, способности являются функцией не самих по себе задатков, а всего процесса их формирования и развития, в который задатки входят только как исходный момент, его предпосылка. Включаясь в психологическое развитие индивида, задатки не остаются постоянными: сами они преобразуются и изменяются, т.е. развиваются вместе с соответствующими способностями.

У современного человека имеется много разных способностей, так как ему приходится заниматься огромным количеством разнообразных видов деятельности. Соответственно способности людей можно разделять на группы и определенным образом классифицировать. На протяжении истории психологических учений о способностях не раз предпринимались попытки такого рода. Существует много оснований для разделения способностей на группы. Главные из них представляются следующими.

  • 1. Соотнесение способностей с разными по степени сложности видами деятельности человека.
  • 2. Проявление способностей в отдельных или одновременно во многих видах деятельности.
  • 3. Приписывание способностям того, что человек делает в уме с образами или понятиями, или того, что он реализует посредством практических действий с материальными предметами.
  • 4. Деление способностей на виды в зависимости от того, связаны они с обучением или с трудовой деятельностью.
  • 5. Разделение способностей по признаку их отношения к творческой или нетворческой деятельности.
  • 6. Соотнесение способностей с предметной деятельностью или с общением (с работой или человеческими взаимоотношениями).
  • 7. Связывание способностей с наличием или отсутствием у человека задатков.

Определим и кратко опишем виды способностей, выделяемые по указанным основаниям. По первому основанию способности делятся на элементарные (простейшие) и сложные (комплексные). Элементарными, или простейшими, называют способности, которые обеспечивают успешное выполнение человеком отдельных действий и операций, входящих в состав более сложных видов деятельности, а также способности, связанные с функционированием отдельных познавательных процессов или органов чувств. Примерами элементарных способностей могут служить точные, скоординированные движения рук и ног человека, тонкое зрительное или слуховое восприятие, например различение цветов, звуков, запахов и т.п., хорошая память, богатое воображение, развитая речь и т.д.

Сложными называются способности, которые включают много согласованных друг с другом и объединенных в систему элементарных способностей, наличие которых обеспечивает успешное выполнение человеком сложных видов деятельности. Примерами таких способностей могут служить те, которые проявляются в профессиональной деятельности людей, в том числе научные, технические, художественные, литературные, организаторские, спортивные и многие другие способности. Классификация таких способностей обычно проводится по видам деятельности людей. Все такие способности не имеют готовых природных задатков, формируются и развиваются у людей исключительно прижизненно .

По проявлениям способностей в отдельных или во многих видах деятельности их принято делить на общие и специальные. Общими называют способности, которые имеются у всех людей (предполагается, однако, что у разных людей они могут быть развиты в разной степени) и от которых могут зависеть успехи в различных видах деятельности. К таким способностям можно отнести, например, общую умственную способность или способность человека к научению (обучению). Специальные - те способности, которые обнаруживаются только у некоторых людей и от которых зависят успехи в отдельных видах деятельности. Это, как правило, такие способности, для формирования и развития которых у человека необходимо иметь особые задатки. К специальным способностям можно отнести, например, музыкальные, математические, технические, литературные, художественноизобразительные и многие другие способности.

Наличие у человека общих способностей не исключает развития у него и специальных способностей. На базе общих способностей могут, по определению, формироваться самые разные способности, поэтому одна и та же общая умственная одаренность у разных людей может реализоваться в формировании и развитии самых разных специальных способностей. Известны случаи, когда высокоразвитые общие и специальные способности обнаруживаются у одних и тех же людей. Это относится к талантливым и гениальным людям, например к Леонардо да Винчи, Галилео Галилею, Декарту, Ломоносову и другим.

Когда речь идет о разделении способностей на группы по тому, что человек делает в уме или с помощью практических действий, то их соответственно делят на умственные (теоретические) и практические. Умственные (теоретические) - это такие способности, которые связаны с умением человека рассуждать в уме, действовать с понятиями по законам логики, получать с помощью таких действий новые знания. Практическими называют способности, которые проявляются в решении человеком практических задач с помощью действий с материальными предметами. Заметим, что чисто умственных (теоретических) и исключительно практических способностей в природе не существует, поскольку все без исключения сложные виды деятельности человека предполагают наличие у человека как умственных, так и практических действий. Способности условно разделяют на умственные и практические по преобладанию в соответствующей деятельности умственных или практических действий.

Способности человека могут проявляться в учении или в трудовой деятельности. В этом случае их разделяют на учебные и трудовые. Учебными называют способности, которые связаны с приобретением человеком новых знаний, умений и навыков, а трудовыми - связанные с выполнением различных видов трудовой деятельности. Правда, и этом случае деление способностей на учебные и трудовые не является абсолютным. Учебная деятельность часто включает в себя практические действия человека, а в процессе трудовой деятельности человек чему-либо учится, т.е. приобретает новые знания, умения и навыки.

Деятельность человека может носить творческий или не творческий характер. Соответственно существует разделение способностей на творческие и нетворческие. Первые проявляются в открытии человеком новых знаний, в изобретении чего-либо, в создании новых предметов материальной и духовной культуры. Нетворческие - это способности, при использовании которых человек ничего нового не открывает, не создает, т.е. занимается обычной, повседневной, хорошо известной и повторяющейся деятельностью.

При соотнесении способностей с предметной деятельностью или общением человека (человеческими взаимоотношениями) их разделяют на предметно-деятельностные и межличностные (коммуникативные). Предметно-деятельностные - это способности, которые проявляются в деятельности человека с неодушевленными предметами, а межличностные (коммуникативные) - это способности, проявляющиеся в общении с людьми. К последним можно отнести быстрое и точное восприятие людей, их правильную оценку, понимание, оказание на них влияния, установление и поддержание с ними благоприятных взаимоотношений.

Формирование и развитие способностей зависит от наличия задатков, хотя исключительно к ним не сводится и из них напрямую не выводится. Если задатки к развитию способностей хорошо известны, если от них действительно зависит формирование и развитие у человека тех или иных способностей, то такие способности условно называют природно обусловленными. Если же задатки к развитию способностей неизвестны, если у людей за счет обучения и воспитания можно сформировать и развить соответствующие способности, то такие способности называют социально обусловленными. Все высшие способности человека являются социально обусловленными. Если же дело касается низших или элементарных способностей, то многие из них выступают как природно обусловленные.

Перечисленные выше и другие, не названные способности человека, изолированно друг от друга не существуют. Они образуют иерархи- зированную и динамичную систему, в которой одни способности являются более развитыми и значимыми для человека, чем другие, и, кроме того, формирование, развитие и функционирование одних способностей влияет на динамику других способностей. Поэтому правильнее говорить не о наличии у человека многих отдельных способностей, а о системе способностей человека.

Индивидуальные различия между людьми, от которых зависят их успехи в разных видах деятельности, определяются не только через «способности», но и помощью других понятий. Это, например, такие термины, как «одаренность», «талант» и «гениальность». Кроме того, одни и те же способности у разных людей могут находиться на разных уровнях развития, и в этом случае для характеристики уровня развития способностей также пользуются соответствующими понятиями. Они включают в себя представление об уровнях развития способностей и вместе с тем пересекаются по объему и содержанию с понятием «способности». В связи с этим необходимо определить различия в указанных понятиях. Они заключаются в следующем.

Слово «одаренность» в зависимости от контекста, в котором оно используется, может означать наличие у человека хороших задатков к развитию способностей или присутствие уже развитых способностей определенного типа. О человеке как об одаренном говорят тогда, когда у него еще в детстве обнаруживаются хорошие задатки, или тогда, когда, став взрослым, он добивается значительных успехов в каком-либо деле. В связи с проблемой одаренности в современной науке ставится и обсуждается вопрос о существовании у человека одной общей или многих разных видов одаренности. В первом случае говорят о наличии единой и единственной общей одаренности, которая проявляется в развитии остальных способностей, а во втором случае - о существовании нескольких разных видов одаренности, от каждой из которых зависит развитие тех или иных конкретных способностей.

Вопрос о наличии одной общей и или нескольких частных видов одаренности обсуждается психологами начиная с конца XIX в. Одни ученые, например Э. Торндайк, склонны сводить одаренность к специальным способностям, отрицая наличие единой, общей одаренности у человека. Другие ученые, к примеру Ч. Спирмен, В. Штерн, А. Пье- рон, напротив, полагают, что общая одаренность человека существует, а специальные способности формируются и развиваются на базе общей одаренности человека. Компромиссное решение проблемы заключается в признании наличия у человека не только общей одаренности, но и специальных ее видов, а также существования определенных связей между ними.

С.Л. Рубинштейн, обсуждая в своих научных трудах проблему одаренности, высказывал мнение о том, что внутри тех или иных специальных способностей может проявляться некоторая общая одаренность человека. Индивид, показавший себя как способный в одной области, при занятиях другим видом деятельности может хорошо проявить себя и в нем, и делает это, как правило, не хуже, чем в другом виде деятельности. При этом общая одаренность может выступать не только в качестве предпосылки, но и как результат развития личности. Общая одаренность и специальные способности взаимно проникают друг в друга, представляя собой две стороны единого целого. Развитие человека как личности, по мнению С.Л. Рубинштейна, идет параллельно с реализацией его одаренности и развитием способностей. В процессе совершенствования общей одаренности возникают и специализируются отдельные способности, каждая из которых может далее развиваться сама по себе, вне ее прямой связи с общей одаренностью.

Понятие «талант» не имеет строгого научного определения, такого, например, как «способности» или «одаренность». Однако в случае его использования в научной литературе с ним связывают примерно следующее содержание. О человеке говорят как о талантливом тогда, когда может добиться выдающихся и признанных успехов в том или ином виде деятельности. По С.Л. Рубинштейну, слова «талант» и «гений» означают высокий уровень одаренности и различаются, если их относят к конкретным людям и их деяниям, по следующим признакам. «Талант» характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся, в принципе, в рамках того, что уже было достигнуто. «Гениальность» предполагает способность открывать что- то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах .

Для талантливого человека показательным может быть то, как он осваивает уже известное, созданное другими людьми. Гениальность проявляется в создании или открытии неизвестного, а не в освоении хорошо известного, она предполагает наличие способности к подлинному творчеству. Высокий уровень одаренности, который характеризует гениального человека, может проявляться не в одной, а в нескольких областях деятельности.

Понятия «способности», «одаренность», «талант» и «гениальность» можно соотнести друг с другом не только по их содержанию, но и по распространенности соответствующих им явлений среди людей. Так, можно утверждать, что все без исключения люди являются способными к чему-либо, одаренных людей гораздо меньше, талантливых еще меньше, а гениальных - единицы.

  • Теплое Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. С. 32.
  • Ни для одной сложной способности человека не существует врожденной анатомофизиологической основы. Такая основа имеется только для элементарных способностей,входящих в состав более сложных способностей. Эту мысль, однако, нельзя пониматьтак, как будто для высших человеческих способностей вообще не существует никакойорганической основы. Такая основа для них, безусловно, есть, но она не является даннойчеловеку с рождения. Органическая основа высших способностей формируется и развивается одновременно со становлением и развитием самих этих способностей. Что она собой представляет и каким образом складывается - об этом дальше пойдет речь в одномиз следующих параграфов главы.
  • Рубинштейн С.Л. Способности // Психология индивидуальных различий. М., 2002.С.31.

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности - это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, - необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной . И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое .
  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа , нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.