Что такое рыцарь кратко. Самые известные рыцари. Кто такие рыцари с точки зрения жизненного уклада

Францисканцы, («ordo fratrum minorum», «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий , основан св. Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 г. с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.

История

В 1223 г. папа Гонорий III утвердил устав ордена в булле Solet annuere. Основанием ордена францисканцев было положено начало нищенствующим орденам.

В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья» (по цвету их облачения), во Франции как «кордельеры» (из-за того, что они опоясывались веревкой), в Германии как «босоногие» (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как «братья».

Устав ордена предписывал совершенную бедность, проповедь, уход за больными телесно и душевно, строгое послушание папе. Францисканцы были соперниками и во многих догматических вопросах противниками доминиканцев. Как духовники государей XIII — XVI в., пользовались большим влиянием и в светских делах, пока не были вытеснены иезуитами. Наряду с доминиканцами францисканцы осуществляли функции инквизиции, которая была основана в XIII в. Францисканцам была поручена инквизиция в Венссене, Провансе, Форкальке, Арле, Э, Эмбрене, центральной Италии, Далмации и Богемии. В 1256 папство предоставило францисканцам право преподавать в университетах. Они создали свою систему богословского образования, породив целую плеяду великих мыслителей Средневековья и Ренессанса. В период Нового времени францисканцы активно занимались миссионерской и исследовательской деятельностью, работая в испанских владениях в Новом свете и в странах Востока.

В XVIII в. у ордена было 1700 монастырей и около 25 тысяч монахов. Во многих европейских государствах в период Великой французской революции и буржуазной революций XIX века орден в числе других был ликвидирован; к концу XIX века восстановлен (сначала в Испании и Италии, затем во Франции и других странах). В настоящее время орден со своими ответвлениями насчитывает более 4,5 тысяч монахов и более миллиона мирян: в Италии, Испании, Франции, ФРГ, США, Турции, Бразилии, Парагвае и других странах. Францисканцы контролируют ряд университетов, колледжей, имеют свои издательства.

Орденское одеяние — темно-коричневая шерстяная ряса, подпоясанная веревкой, к которой привязаны чётки, круглый короткий клобук и сандалии.

Ветви францисканского ордена

Второй (женский) орден св. Франциска — называется орденом бедных клариссинок, основан в 1224 г. св. Кларой, сподвижницей св. Франциска. Третий орден св. Франциска (т. н. терциарии) — учрежден св. Франциском около 1221, получил в 1401 г. собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска (устав впервые дан в XIII веке, современный составлен в 1978 г.). Ими были, например, Данте, король Людовик IX Святой, Микеланджело и др.

В 1517 г. папа Лев X официально признал существование в самом францисканском ордене двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т. н. «обсерванты») и братьев-миноритов конвентуалов. Орден капуцинов — основан в 1525 г. Матвеем Басси как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов. Был признаны самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528 г.

Известные францисканцы

* Св. Франциск Ассизский (1181/1182-1226) — основатель ордена
* Св. Антоний Падуанский (1195—1231)
* Роджер Бэкон (ок.1214 — после 1294) — знаменитый английский философ и естествоиспытатель
* Св. Бертольд Регенсбургский (ок. 1220—1272)
* Св. Бонавентура (1221—1274) — генерал ордена, знаменитый богослов
* Вильгельм де Рубрук (1225—1291) — миссионер, путешественник
* Якопоне да Тоди (1230—1306) — итальянский поэт, автор гимна Stabat Mater
* Раймунд Луллий (1235—1315) — каталанский писатель
* Александр из Гэльса — парижский профессор
* Джованни Монтекорвино (1246-1328) — первый архиепископ пекинский
* Блаженный Дунс Скот (1265—1308) — знаменитый философ-схоластик
* Вильгельм Оккам (1280—1347) — великий философ-схоластик
* Одорико Порденоне (1286—1331) — путешественник по Индии, Индонезии и Китаю
* Франческо Петрарка (1304—1374) — великий итальянский поэт
* Бертольд Шварц (XIV в), считающийся изобретателем пороха
* Варфоломей Пизанский — (XV в) — автор Liber conformitatum sancti Francisci ***** Christo, изд. в Венеции in folio, входящей в число редчайших ининкунабул
* папа Сикст IV (1471—1484) — знаменитый теолог
* Франсуа Рабле (1494—1553) — великий французский писатель, перешедший в бенедиктинский орден из-за враждебного отношения францисканцев к изучению греческого языка
* Бартоломей Камби — известный проповедник
* Бернардино де Саагун — автор «Всеобщей истории о делах Новой Испании», первой всеобъемлющей энциклопедией культуры ацтеков
* папа Сикст V — прославленный государственный деятель
* папа Климент XIV
* Иоанн Капистриан (1386—1456) — святой, проповедник крестового похода против еретиков и турок.
* Блаженный Сеферино (1861-1936) — официальный покровитель цыган
* Максимилиан Мария Кольбе (1894—1941), польский священник-францисканец и мученик, погибший в Освенциме в 1941 году, добровольно пошедший на смерть ради спасения другого человека.

Францисканцы в литературе

* брат Вильгельм Баскервильский — главный герой романа «Имя розы» Умберто Эко
* братец Тук — друг и сподвижник Робина Гуда
* отец Луис Веласко - один из двух главных героев романа "Самурай" Сюсаку Эндо
* брат Лоренцо - монах веронского монастыря Сен Дзено, один из героев трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" , а также новелл Банделло и да Порто

Францисканцы в изобразительном искусстве

* цикл фресок Джотто из жизни св. Франциска, (1300—1304) базилика Св. Франциска в Ассизи
* изображения св. Франциска работы Эль Греко — не портретные, а скорее собирательные образы

Интересный рассказ о рыцарях, о рыцарских качествах и традициях рыцарского движения. История возникновения рыцарей

Этический кодекс современного молодого человека формировался не одно столетие. Постепенно вырабатывались нормы и правила поведения мужчины, складывалось представление об определенных чертах характера, которые надлежит развивать в себе с детства, и о недопустимых недостатках, от которых нужно стойко избавляться, упрочивалось мнение о необходимых моральных качествах и нравственных устоях сильного пола.

Формирование этого кодекса началось в период перехода от античного мира к Средневековью, на рубеже VI—VII вв. н. э., когда обширная территория некогда могущественной Римской империи подверглась нападению варварской конницы готов с севера и вместе с огромной армией пала власть сурового и беспощадного римского закона, уступив место анархии и произволу. В этих условиях только воин, сильный и бесстрашный человек, способный преодолевать на своем верном боевом коне огромные расстояния, облаченный в блестевшие на солнце доспехи (кстати, весившие не один десяток килограммов), мог навести порядок, наказать обидчиков и покарать провинившихся. Не удивительно, что такой человек внушал благоговейный трепет нищему крестьянину средневековой Европы, нередко подвергавшемуся жестоким притеснениям со стороны местных феодалов.

Первые обряды торжественного посвящения в воины существовали уже в эпоху Карла Великого (VIII в. н. э.), хотя само понятие рыцарства, неразрывно связанное с определенным, уже сложившимся к тому времени обрядом посвящения, возникло значительно позже — в XI в.

❧ В эпоху Карла Великого молодого человека, решившего избрать славный путь воина, в торжественной обстановке перепоясывали мечом и облачали в воинские доспехи, с этого момента он становился не только защитником страны, но и хранителем веры и королевского закона.

С большим воодушевлением молодые рыцари вели борьбу с бесчинствами, многочисленными грабежами и разбойными нападениями, творимыми местными баронами, восстанавливали законность королевского права.

В рыцарях превыше всего ценились качества истинного воина: мужество, храбрость, способность противостоять невзгодам в тяжелых походах, умение принимать решение и даже в самом пылу сражения оставаться хладнокровным и рассудительным. Но не менее значимы были верность своему сюзерену и умение держать слово: договоры чаще всего скреплялись только нерушимой клятвой, предать которую значило стать клятвопреступником и изгоем в рыцарском обществе.

Первый крестовый поход произошел в 1095 г., инициатором его являлся Папа Римский Урбан II, который желал освобождения города Иерусалима от мусульман и провозглашения на Святой земле (ныне Палестина) христианства.

На начальном этапе своего формирования рыцарство противостояло анархии, беззаконию, притеснениям, чинимым в раздробленной и пораженной тяжелым недугом междоусобиц Европе. Но постепенно возраставшая сила рыцарей сама по себе требовала управления, становилась неподвластной, они стали осознавать свою избранность. И тогда католическая церковь решила повернуть эту силу во благо религии, объявила рыцарей истинными покровителями веры, чье призвание — защита всех бесправно униженных, несчастных, оскорбленных, осиротевших. За славные подвиги во имя веры, за благочестие рыцарям была гарантирована счастливая загробная жизнь, а на земле обряд посвящения наполнялся многочисленными сакральными смыслами и приобретал все большую внешнюю пышность, что накладывало на каждого члена образовывавшихся рыцарских орденов покров таинственности и загадочности.

Рыцарям XI века уже было недостаточно обладать простой грубой силой, решимостью, смелостью и верностью, от них требовалось умение усмирять свой дух волей, подчинять свою жизнь служению великой цели, чаще всего — религиозного характера.

Один за другим устраивались Крестовые походы в защиту Гроба Господня, в которых воины долгие месяцы сражались бок о бок с другими против сарацин. Борьба в тяжелых условиях пустыни, под палящими лучами солнца, при частых пыльных бурях, в совершенно непривычной для молодых юношей обстановке требовала неимоверной выдержки и крепкой мужской дружбы. Со временем поддерживавшие друг друга рыцари начали организовывать свои монашеские ордена, самым знаменитым из которых стал орден тамплиеров.

❧ Рыцарский орден тамплиеров (существовал с 1119 по 1312 г.) считается самым первым среди религиозных военных орденов. Эта организация была очень богата и влиятельна и даже выполняла функции банка, хотя основной ее деятельностью являлась защита христиан на Востоке после Крестовых походов.

Постепенно рыцари перестают быть просто воинами и становятся настоящей элитой светского общества средневековой Европы, у них вырабатывается полноценный свод правил и норм поведения, кодекс взаимоотношений с прекрасным полом. Надо сказать, что образование, умение красиво говорить и слагать стихи не ценились среди мужественных и очерствевших в постоянных походах рыцарей. Для этого существовали трубадуры — свободные певцы, которые сопровождали воинов и слагали о них романтические поэмы, полные красивых преувеличений. Благодаря таким песням слава рыцарей росла, а желавших примкнуть к отважным сердцем воинам становилось все больше.

Кодекс чести истинного рыцаря требовал, чтобы воин постоянно совершал подвиги, но Крестовые походы совершались далеко не каждый год. Для демонстрации своего умения рыцари устраивали турниры, на которые собирался весь цвет рыцарства. В бою демонстрировались умение мастерски владеть оружием, ловкость, храбрость, находчивость и, разумеется, удачливость.

Турниры чередовались с веселыми пирами, прославлявшими силу и смелость.

Рыцарская любовь так же отличалась от чувств обычного человека, как и сам рыцарь был не похож на крестьянина, и, несомненно, подчинялась суровым законам кодекса чести. Прежде всего любовь рыцаря не имела ничего общего с грубой страстью, она была очищена высоким религиозным чувством, полна беззаветной верности и совершенно не предполагала взаимности.

Дама могла быть замужней или между влюбленными могли стоять другие столь же непреодолимые препятствия — это не гасило чувств, а напротив, придавало им новую окраску.

В любви рыцаря ценились великодушие, самоотречение, обеспечение постоянной защиты и покровительства выбранной даме сердца, а также непреодолимое желание прославить ее имя по всей земле, где ступала нога воина.

У каждого рыцаря были свой девиз, нанесенный на щит. Конь и оруженосец, а кроме всего этого, у него должна была быть своя дама сердца, — девушка, во имя которой рыцарь проявлял свою доблесть.

Разумеется, незамужняя дама могла стать со временем женой рыцаря, но ее свобода от других обязательств не была для него непременным условием.

Самыми страшными пороками рыцаря были ложь, неумение держать свое слово, лицемерие и вероломство.

Соответственно высоко ценились противоположные качества — правдивость при любых обстоятельствах, крепкое и нерушимое слово, уважительное отношение к своим товарищам и почтительное обращение с дамами, откровенность и благородство.

За верную службу рыцари получали много привилегий: они могли сидеть в присутствии короля, им давались титулы и земельные наделы. Только рыцари могли иметь на вооружении копья, грудь воина защищала двойная кольчуга — все это было недоступно остальным сословиям.

Со временем рыцари начали осознавать полноту своей власти, а интенсивный рост числа монашеских воинствующих орденов сделал рыцарство опасной и неподдающейся контролю силой, угрожавшей укреплявшейся королевской власти. Удар, нанесенный ордену тамплиеров, а затем и остальным главным оплотам рыцарства, надломил эту силу, и постепенно социальная прослойка элитарного войска сошла на нет, оставив о себе только многочисленные песни и полные волшебных чудес и славных подвигов легенды.

Само же понятие «рыцарь» трансформировалось из обозначения социального слоя в синоним благородного и великодушного человека, встающего на защиту всех слабых и обиженных.

Нелегко; поэтому, прежде чем носить его, надо пройти обучение. Носить это оружие есть честь; поэтому прежде, чем возложить его на себя, надо быть объявленным достойным этой чести. Никто не рождается рыцарем: человек становится рыцарем в силу торжественного акта; сам король должен быть произведен в рыцари. Обрисуем кратко обычаи рыцарского воспитания и посвящения.

Доспехи и вооружение средневековых рыцарей

Всякий молодой дворянин, которому предстоит стать рыцарем, начинает с того, что изучает ремесло военного человека: учится ездить верхом, владеть оружием, взбираться по лестнице. Но он может проходить выучку или в доме своего отца (особенно так делают сыновья знатных родителей), или у чужого человека (как, по-видимому, обычно и поступали). В большинстве случаев отец посылает своего сына к какому-нибудь сеньору богаче себя, который принимает молодого человека на свою службу и кормит его; отсюда слово nourri (питомец), часто встречающееся в средневековых балладах (сеньор говорит: mon nourri).

Рыцарское обучение сопровождается службой в качестве оруженосца, а с последней связана служба в качестве комнатного слуги, характерная для рыцарских нравов. Оруженосец помогает своему господину одеваться и раздеваться; он подает блюда и служит за столом; он делает постели. Эти услуги, которые древний человек считал унизительными и возлагал на своих рабов, становятся почетными в глазах средневекового дворянства (они были такими уже в глазах германцев ; об этом упоминает Тацит).

В течение этого периода, который продолжается от пяти до семи лет, молодой дворянин, называющийся оруженосцем, или damoiseau (маленький господин), не имеет права носить оружие.

Рыцари. Фрагмент Гентского алтаря, художник Ян ван Эйк

Когда он окончил свое учение – обычно между 18 и 20 годами, – если он достаточно богат, чтобы вести жизнь рыцаря, он вступает в рыцарское сословие посредством военного обряда, который описывают рыцарские поэмы.

Рыцари. Фильм 1. Закованные в железо

Молодой человек, выкупавшись в ванне, надевает кольчугу и шлем. Рыцарь, иногда отец посвящаемого, но чаще – кормивший его сеньор, привешивает к его поясу меч, который он с этой минуты будет носить постоянно. Эта главная часть церемонии называется adouber. Обычно рыцарь сильно ударяет молодого человека кулаком по затылку; это называется colèe. Затем новый рыцарь садится на коня, берет копье и на всем скаку поражает заранее приготовленное чучело; это называется quintaine. Такова процедура посвящения в рыцари в XII веке.

Иногда она ограничивается даже одним актом – ударом по затылку: это делают тогда, когда хотят избежать расходов. Историк Бомануар рассказывает об одном следствии, которое, чтобы считаться действительным, должно было быть произведено определенным числом рыцарей. Так как одного рыцаря не доставало, то некоего дворянина тут же посвятили в рыцари. Один из рыцарей ударил его и сказал: «Будь рыцарем».

Рыцари. Фильм 2. Во имя чести и славы

В современном представлении рыцарь представляет собой независимого воина. Эти члены общества были достаточно привилегированными, составляя к тому же еще и основу средневековой армии. Рыцари легко могли пускать в авантюрные приключения и путешествия, у них образовался романтический ореол. Теоретически такого статуса могли добиться и самые низшие классы, если будут послушно и долго служить. Для них рыцарство становилось самой настоящей наградой за их смелость и доблесть. Рыцарство стало неотъемлемой частью средневековой европейской истории.

Это явление зародилось еще в Западной Римской империи в V веке и просуществовало до XVI столетия, когда произошла революция в военном деле. Национальные армии стали расти, а количество самостоятельных воинов стало снижаться, как и их значение нравственного и физического стержня военных объединений. В нашем списке присутствуют не только подлинные исторические фигуры.

Ведь даже вымышленные рыцари сыграли важную роль на теорию и практику этого явления. Оценить представителей такого средневекового течения можно по следующим параметрам: известности, следу в истории, отражению добродетелей. Вообще же традиционно известны следующие рыцарские основные черты: справедливость, мужество, великодушие, милосердие, вера, благородство и надежда.

Рыцарство начиналось, как военная структура. Человек с оружием брал на себя обязательство служить своим мечом своему владыке. А тот в свою очередь взамен предоставлял защиту, земли и льготы. Элемент служения имеет первостепенное значение. Ведь в те времена не было централизованной власти и верховенства закона. А сообщество воинов, связанных клятвами верности, являлись наиболее эффективным средством социальной сплоченности.

Считалось, что рыцарь должен был обладать определенным мастерством, чтобы быть готовым идти на подвиги. Он должен был также доказать свою верность господину. Великий рыцарь должен был создать репутацию своей неуязвимости, а также оставить после себя мифы о величии и славных делах. Рыцарями считали и правителями. Но их основной функцией все же было управление государством, а не сражения. Расскажем ниже о самых великих рыцарях, вошедших в историю Средневековья.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278). Наиболее известная черта этого немецкого рыцаря - его нарциссизм. Имя Ульриха использовалось в исторической романтической комедии, его сыграл Хит Леджер. На самом деле это был образцовый рыцарь в классической западной традиции. Он начинал, как бедный дворянин в одном из многочисленных феодальных княжеств в раздробленной Германии. Но временем у него появился свой оруженосец, а в итоге и собственное поместье. Благодаря своей настойчивости и умелому владению мечом фон Лихтештейн заработал много денег на турнирах. Это и позволило ему совершить социальный прогресс и повысить свой статус. Ульрих стал знаменитым и великим рыцарем, его за честь считали принять многие турниры. Благодаря громкому имени и призовым средствам он разбогател. Удивительно, но в реальных сражениях он никак себя не прославил, как и в браке. Другая сторона славы Ульриха - его мастерство в качестве поэта позднего миннезанга. Он исполнял лирические песни. Подобные поэты были схожи с бардами или трубадурами во Франции и Англии. Они пели о своих великих любовных подвигах и доблестных победах. Ульрих на основе своих путешествий создал довольно известный цикл «Служение дамам». Это дает возможность предположить, что рыцарь был очень начитан и творчески одарен. Но как это обычно бывает для рыцарей, он достаточно высокомерно утверждал, что все те великие истории, рассказанные о нем, являются правдой. В том числе романы с многочисленными женщинами и 307 побед на турнирах. В свое время Ульрих являлся настоящей живой легендой, но в конечном счете он тихо скончался в своем имении, так и не оказав заметного влияния на политической арене. Фон Лихтенштейн является показательным образцом благородного и романтического рыцаря.

Дон Кихот (около 1600 года). Этот испанский рыцарь прославился такими своими чертами, как упорство и самообман. На самом деле Дон Кихот и рыцарем то считаться не может в полном значении этого слова. Тем не менее список наш без него будет явно неполным. Ведь он оказал заметное литературное влияние путем жестокого сарказма на весь институт рыцарства. Дон Кихот был рыцарем больше в своих мечтах или фантазиях, таковым его сделала литература. Герой романа стал настолько одержим идеей рыцарства, что стал повсюду искать приключения. Опостылевший дом был обменян на будущие подвиги и любовные романы. История Дон Кихота во многом напоминает историю Эль-Сида, великого настоящего испанского рыцаря. Сюжет похож - лошадь, любимая женщина в беде, разрешение конфликтов и безбашенные приключения. Шутки следуют одна за другой. Дон Кихот называет рыцарем трактирщика, спасает крестьянского сына, а доярку принимает по ошибке за знатную даму. Его оруженосец крайне двуличен. В результате поиски приносят рыцарю только лишь страдания. Подобно другим рыцарям деньги вовсе не главное для Дон Кихота, он грезит о сражениях, а на его пути встречаются самые разные люди. В конце концов Дон Кихот вновь становится благоразумным. Он отказывается от прежней жизни, как только становится ясно, что рыцарство мертво, а мир больше не уважает таких вот романтиков. В финале Дон Кихот умирает, так и не отказавшись от своих ставших несовременными идеалов. Сама форма романа отходит от средневековых романтических традиций, они, наоборот, высмеиваются тут.

Эдуард Черный Принц (1330-1376). Лучшее, что было у этого английского героя - череда его великих побед. Эдвард по статусу своего рождения уже оказался на высоте рыцарской культуры, так что его статус великого дался ему относительно несложно. Этот человек являлся старшим сыном короля Эдуарда III. Именно он основал орден Подвязки, благородный рыцарский орден. Черный Принц носил титула принца Уэльского, записи говорят о нем, как о сильном воине. Он был решительным и храбрым, отлично проявил себя в сражениях с французами. А ведь те были богаче, лучше обученными и вооруженными, чем англичане. Невзирая на это, Эдуард повел против них войска своего отца. Он смог выиграть ставшими классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье. За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Да и личная жизнь рыцаря была довольно известной. Он по любви женился на своей кузине, Джоанне Кентский. Эта пара стала одной из самых ярких в Европе. Эффектная супруга еще больше прославила рыцаря, сделав его образ богаче и разностороннее. Эдвард отмечен многими рыцарскими добродетелями, в том числе щедростью и благочестием. Это проявилось в отношении к захваченному при Пуатье королю Франции и к рядовым пленным. А вот по отношению к простому народу Эдуард был более высокомерным, проявляя тревогу за свое положение и за ситуацию в родной Англии. Эдуард постоянно учился на войне. Это проявилось в его прагматизме и инновационной тактике. Таким было основное отличие Черного Рыцаря от французов, которые придерживались традиционной стратегии. Новаторский подход и сделал рыцаря великим военным лидером. И как истинный рыцарь Эдуард вскоре почувствовал, что Франция и Англия слишком малы для него. Он решил поискать славу в другом месте, в частности, в Испании, хотя в конечном счете ему это и не удалось. Негативной стороной рыцаря являлось то, что в отличии от других образцовым своих коллег, он не боролся с неверными, не писал стихов и не проводил много времени в любовных романах. А слово «черный» в его имени может означать цвет его доспехов, тяжелый характер или же происхождение его матери.

Жак де Моле (1244-1314). Этот известный французский рыцарь прославился тем, что возглавил самый большой Крестовый поход. Де Моле был последним великим Магистром ордена тамплиеров. Этого не достаточно чтобы причислять его к великим рыцарям. Но недавний роман «Код да Винчи» привлек к нему внимание, а образ самого магистра стал гораздо более интересным в глазах современников. Что же он на самом деле сделал? Его избрали главой самого мощного в христианском мире крестового похода. Именно поэтому в нем должны отображаться многие рыцарские черты, ведь они были довольно важной основой жизни в его родном ордене тамплиеров. Рыцарем Жак встал в 21 год после участия в битве. Чтобы закрепить свой статус, молодой человек принял участие в Крестовом походе на Святую землю. Вскоре Крестовые походы угасли, все, что мог сделать на тот момент де Моле - перенести штаб-квартиру тамплиеров на Кипр после падения Акры в 1291 году. В итоге Орден ушел с земли, для защиты которой от мусульман он собственно и создавался. Но эти события стали счастливым случаем для самого Жака. Уважаемый и благочестивый рыцарь стал Великим магистром Ордена тамплиеров. Де Моле проявил себя не как военачальник или сердцеед, а как умелый администратор и европейский политик. Он создал по всей Европе целую сеть филиалов своей организации. Они стали меньше заниматься рыцарскими делами, а больше торговлей и ростовщичеством. Магистр стал созывать монархов Европы на новый крестовый поход. Кульминацией усилий стало даже нападение на мамлюков в Египте в 1300 году, однако вскоре завоеванный плацдарм был снова потерян без поддержки союзников. Устав от военных потерь, Моле с тамплиерами стал одерживать победы в банковском деле. Такое его влияние на экономику восстановившейся Франции стал пугать короля Филиппа IV. В ходе борьбы за власть Моле к тому же поддержал претендента на престол, что и послужило причиной его ареста в Париже в 1307 году. Формальным поводом стала измена тамплиеров, а на самом деле таким образом король покрыл свои долги, забрав себе все средства Ордена. Жак до конца защищал свою независимость, как истинный рыцарь, оставаясь верным клятве Церкви до самого конца. В 1308 году Моле был фактически освобожден Папой Климентом V. Ведь вина Магистра основывалась больше на слухах и домыслах, нежели на фактах. Но долгие слушания привели к тому, что Моле был заживо сожжен, как впавший повторно в ересь. Он заявил, что все его предыдущие показания против Ордена были неправдой.

Рыцарь Чосера (около 1400 года). Основные черты этого английского рыцаря довольно стереотипны, однако они построены на основе реальных людей. В позднем средневековье сложился образ рыцаря, как несовременного человека. Тому виной в том числе и творения Джеффри Чосера. Этот английский писатель конца XIV века написал несколько сказочных творений о рыцарях своего времени. Эти люди показывались храбрыми, обладающими традиционными добродетелями, хорошим поведением, изысканной любовью и благочестием. Такой ходячий стереотип включил в себя сразу все возможные добродетели. Основой же для персонажа стал наемник Джон Хоквуд из Эссекса, которого автор лично знал и в своих творениях просто облагородил. Наиболее известной историей является «История рыцаря» из «Кентерберийских рассказов». Там смешивается классическое повествование с уроками галантности, ведения разговоров об опасности братского разногласия или несчастной любви. Сам персонаж рыцаря хотя и приятный, но довольно безликий. Считается, что его роль в английском обществе становится все менее значимой, а сам он больше идеальный персонаж, нежели реальный. Рыцарь из рассказов Чосера много путешествовал и стал известным благодаря своему применению оружия. Но в конце своей карьеры этот воин стал благочестивым, вот зачем он едет со своими попутчиками в Кентербери, дабы там поклониться мощам одного из святых. Хотя этот рыцарь и не был реальным персонажем, все-таки он дал немало представлений об этом классе людей.

Готфрид Бульонский (1060-1100). Этот французский рыцарь прославился тем, что именно он возглавил самый первый и самый лучший крестовый поход. Происхождение Готфрида не предполагало его будущей славы. Он был всего лишь вторым сыном незначительного французского графа. Но именно такой невысокий социальный статус и подтолкнул его к карьере великого и прославленного рыцаря, а крестовый поход только приумножил его славу. Его семья смогла наделить Готфрида титулом герцога Нижней Лотарингии, но вместо того, чтобы защищать этот богатый и стратегический важный край, он отказался от своих земель. В обмен на это преклонился перед императором Священной Римской империи и согласился поменять свои владения на меньшую территорию. Смирение и преданность являются истинно рыцарскими добродетелями, но Готфрид, как и многие другие свои коллеги, выбрал независимый курс. В 1095 году рыцарь вместе со многими другими откликнулся на призыв Папы Урбана II освободить Палестину от мусульман. Таким образом, несмотря на всех своих родственников и того, что император сделал для него, Готфрид продал все свои земли, чтобы обеспечить вооружением готовящуюся в поход армию. Рыцарь был настолько харизматичным, что вместе с ним в поход выступили и два его брата. Это никак не обрадовал мать. Согласно древним хроникам Готфрид смог собрать армию в 40 тысяч человек. Все они крестовым походом прошли из Лотарингии через Венгрию в Константинополь. Славу Готфриду принесло то, что он был одним из первых франкских рыцарей, достигших Святой земли. Именно образ герцога показал, каким самоотверженным должен быть настоящий крестоносец. Сила его, как рыцаря, заключалась также в том, что он обладал не только храбростью и благочестием, но еще и настойчивостью. В то время как другие участники похода жаловались на голод, жажду или тоску по дому, сам Готфрид был непреклонен в своем желании достичь цели. Венцом карьеры рыцаря стал штурм Иерусалима под его руководством в 1099 году. Готфрида избрали первым правителем царства крестоносцем на этой земле. Однако сам он отказался от звания короля, приняв титул барона и Защитника Гроба Господня. Хотя действия рыцаря основывались на массовых убийствах тех же защитников города, это никак не повлияло на его репутацию славного воина того времени. К 1100 году Готфрид вместе с другими воинами завоевал большую часть Палестины. Он даже распорядился короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае своей смерти. Таким образом была основана целая династия. Так что отказ от Лотарингии сослужил хорошую службу. Внешне же Готфрид обладал классическими рыцарскими атрибутами и идеальной формой. Он был высоким, сильным, стройным и бородатым. Погиб же славный рыцарь при осаде Акры.

Сэр Галахад (V век). Этот валлийский рыцарь, принадлежавший к легендарному Круглому столу короля Артура, называется святым рыцарем и помазанником божьим. Галахад был буквально рожден для величия, ведь его отцом считается сам Ланселот. Говорят, что его судьба сложилась удачно во многом благодаря Мерлину. Хотя мы говорим о вымышленных людях, но героический цикл о короле Артуре стал настолько богатым культурным явлением, что доминирует над всеми другими рыцарскими балладами не только в Англии, но и во Франции. Сами легендарные рыцари вместе со своим королем стали основой для ранних архетипов идеального рыцаря или даже нескольких различных рыцарей. Сам же Галахад появился в самом конце цикла, но все равно являлся одним из великих рыцарей круглого стола и искателей Святого Грааля. Сэр Галахад обладал некоторыми из наиболее ценных рыцарских достоинств. Он вырос очень религиозным, галантным и с чистыми помыслами. Молодой воин прославился тем, что сел в Гибельное Сиденье, а ведь это место предназначалось лишь для самого достойного, кому покровительствует Господь. В итоге король Артур провозгласил его, как величайшего рыцаря. Стать лучшим Галахаду мешает то, что он все же был мифологической фигурой. Однако его культурная значимость была очень высока, он воплотил в себя многие достоинства классического средневекового рыцаря. Галахад выполнял в основном задания не вполне рыцарского свойства, такие как спасение попавших в беду дам или своих товарищей. Этот рыцарь хотя и назывался благочестивым и милосердным, но в отсутствии характера упрекнуть его нельзя было. Он оказывался в нужных местах в нужное время, что сделало его самым значительным персонажем всего Круглого стола. Казалось, что в руках именно Галахада находится судьба Англии. Вместе с другими рыцаря ему было видения Святого Грааля, в которую Иосиф Аримафейский собирал кровь Христа. Поиски этой реликвии и стали целью той группы рыцарей. В конечном счете Галахад смог защитить и спасти самого Артура при битве у замка Тинтагель, что явилось важным событием. Ведь сам Артур являлся самым великим из всех английских королей. По легенде именно Галахад смог найти и взять в руки Святой Грааль, после чего вознесся на небо.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421). Этот французский и бретонский рыцарь смог сделать головокружительную карьеру, прославившись своими военными способностями. Уже с самого раннего возраста этот дворянин начал принимать участие в разнообразных военных кампаниях. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании, а в итоге стал одним из видных участников Столетней войны с Англией. Во время перемирия в 1390 году Бусико выбрал самый эффективный и впечатляющий путь для того, чтобы стать прославленным рыцарем. Он выступил на турнире и победил там всех. Ле Менгр не только заработал крупные призовые, но и сделал себе имя, которое стало хорошей ступенью для дальнейшей карьеры. Затем в истинно рыцарском стиле Бусико оставил все, что у него было и начал путешествовать. Он даже стал писать стихи о своих подвигах, что и являлось естественным для благородного воина тех времен. Слава благочестивого рыцаря была настолько велика, что когда он вернулся на Родину, король Филипп VI сделал его маршалом Франции. Это было максимальной вершиной в карьере для рыцаря, не считая прямого захвата трона. Ле Менгр прославился своим мастерством, опытом и мужеством в бою. Он считался великим лидером. На свой пост Бусико был помазан в главном кафедральном соборе страны, что подразумевало особую священную ауру этого воителя. Этот рыцарь всегда находился в самом центре сражений. В битве при Никополе в 1396 году он попал в плен к туркам, но избежал казни и был выкуплен. После этого Бусико основал специальный рыцарский орден, вдохновленными идеалами куртуазной любви. В знаменитой битве при Азенкуре ле Менгр снова попал в плен и умер в Англии через шесть лет. Этот рыцарь оставил весомый след в истории. Он находился на самой вершине власти, помазанник короля боролся с неверными, внес вклад в придворную культуру и прославился своими благими делами.

Ричард Львиное Сердце (1157-1199). Английский король-рыцарь прослыл рьяным защитником веры. Хотя в списке и недолжно было изначально быть королей, если из всех них выбрать настоящего рыцаря, то именно Ричард I Английский как нельзя лучше подходит на эту роль. Он наилучшим образом показал все достоинства средневекового рыцаря. К тому же Ричард больше времени провел в этом амплуа, нежели управляя государством. Короля уважали друзья и враги, он боролся за свои идеалы, а не просто за обычные завоевания денег и земель. С самой ранней юности Ричард уже был в седле, побеждая воинов различных стран и наций, вселяя любовь и преданность в своих подданных. Этот король один их немногих, кто получил громкое прозвище - Львиное сердце. Оно отражает его мастерство и страсть, как рыцаря, а не справедливость или величие, как короля. Но против Ричарда в некоторой степени говорит его происхождение. В отличие от некоторых других рыцарей свой высокий и великий статус он получил просто по праву своего рождения. Ведь Ричард являлся отпрыском знаменитой пары - Генриха II и Элеоноры Аквитанской. Тем не менее юный принц восстал против своего отца, выступив к тому же в форме странствующего рыцаря. А ведь это было довольно дурным поступком с точки зрения морали. Впоследствии Ричард сознательно принял и практиковал большинство ценностей рыцарства. Он писал стихи и галантно себя вел. К тому же принц был привлекательным и физически хорошо сложен. Говорят, что рост Ричарда составлял 193 сантиметра, он был голубоглазым и светловолосым. Большую часть своей жизни будущий король провел во Франции, в самом центре средневекового рыцарства. Именно оттуда он и восстал против своего отца, просил прощения и принял рыцарство французского короля Людовика VII, что только раздражало его английских родственников. Славу умелого военачальника Ричард приобрел при разгоне мятежа французских баронов. Но такая деятельность и постоянный страх перед отцом были не по вкусу принцу. Он оставил все свои титулы и привилегии и решил принять участие в Третьем Крестовом походе. Ричард потратил кучу денег, собрав армию крестоносцев. Это было явным выражением рыцарской защиты веры. Вместе с рыцарями Ричард оккупировал королевство Сицилию, чтобы восстановить права своей сестры на местный престол. Хроники того времени дают понять, что Ричард гонялся за победами, нежели за завоевания и в целом был плохим королем. Он завоевал Кипр в 1191 году, чтобы защитить с этой стороны собственную армию, но затем отдал остров рыцарям-тамплиерам. Это доказало его рыцарский, а вовсе не королевский дух, зато сделало знаменитым. Ричард победил мусульман в Аккре, но затем поссорился со своими союзниками - королем Франции Филиппом и герцогом Австрии Леопольдом. Затем рыцарь победил самого лучшего мусульманского лидера Саладина, а вот на штурм Иерусалима в 1192 году так и не решился. Но из-за своего высокомерия и безрассудства Ричард на обратном пути домой попал в плен к Леопольду, которого он ранее оскорбил. Только богатый выкуп позволил королю-рыцарю наконец-то вернуться домой. Но беспокойный воитель не знал покоя и в ходе очередного сражения был смертельно ранен. Военные подвиги Ричарда сделали его одним из самых известных персонажей средневековой истории. О нем сложено множество легенд, остались его стихотворения.

Эль Сид, Родриго Диас де Бивар (1043-1099). Этот испанский рыцарь прославился сражениями за независимость своей страны. Само прозвище «Эль Сид» в дословном переводе означает «мой господин». Этот человек прослыл настоящим рыцарем и для мусульман, и для христиан. Что и неудивительно, учитывая, что боролся и против христианских, и против мавританских тиранов. Хотя Эль Сид и не был добродетельным рыцарем, зато с лихвой окупил это превосходными боевыми навыками. В результате даже его собственный король простил ему постоянную смену сторон. Одним из прозвищ было «Чемпион», он был основным полевым командиром самого мощного из многочисленных христианских испанских королевств. Современная история превозносит Эль Сида, как воплощение испанского рыцарства. Менестрели складывали о нем баллады, рассказывая о его подвигах в боях в защиту Церкви. Эль Сид стал самым настоящим народным героем, что было довольно необычно для дворянина. Ведь в те времена знатные люди нещадно эксплуатировали крестьян, заставляя их выполнять все работы в поместье. Молодость Родриго встретил, будучи скромного происхождения. Его семья имела отношение к суду в Кастилии, но в основном речь шла о работе с документами. Но сам юноша смог произвести хорошее впечатление - он победил арагонского рыцаря в поединке один на один на глазах у своих ровесников. Начав служить, Эль Сид поучаствовал в нескольких сражениях с маврами, правившими на юге Испании. Там он показал отличное военное мастерство, которое к тому же постоянно совершенствовал. В лучших традициях рыцарства Эль Сид стал проявлять высокомерие, воюя с кем попало и по своей лишь воле. За этот король Альфонсо лишил его всего титулов и отправил в ссылку. Но разве «господин» должен просить прощения и молить о пощаде? Родриго стал рыцарем по найму! Хотя его имя и являлось синонимом победы над маврами, именно им Эль Сид и предложил свои услуги, возглавив армию в Сарагосе. После нескольких лет успешной борьбы с христианами, берберами и другими маврами, Родриго понадобился кастильскому королю. Ведь он оказался отличным военачальником. Казалось бы, сама просьба короля вернуться изгнаннику должна стать для того величайшей милостью. Но Эль Сид фактически ответил, что не нуждается в этом, так как может создать свое королевство. А уважение и милости в обмен на верность ему не нужны. В 1094 году Эль Сид вместе с другими наемными рыцарями захватил Валенсию, стал ее фактическим правителем. Мавры попросили вернуть город и осадили его. По легенде Родриго был ранен отравленной стрелой, а его умная жена поняла, что даже после смерти легендарный Эль Сид способен воодушевлять свою армию и командовать ею. Она облачила тело мужа в доспехи и усадила на коня, расположив на крепостных стенах. У Эль Сида были и другие необходимые атрибуты рыцаря: конь и меч. Боевая лошадь по прозвищу Бабьека сама овеяна легендами, а стальной кордовский меч Тизона прославился своей прочностью. Сам рыцарь был далеко не глупым. Он довольно много читал о войне, в том числе произведения римских и греческих авторов. Его женой стала красивая и изящная женщина, а дочери стали членами испанского королевского семейства.

Уильям Маршал (1146-1219). Славу этому английскому рыцарю принесли его победы на многочисленных турнирах. Многие современники считают его величайшим рыцарем средневековья. Несмотря на сложную обстановку вокруг, Уильям смог сохранить в себе все добродетели рыцарства. Он умело владел всеми видами оружия, был верным своему господину, защищал свою веру, заслужил расположение великой женщины. Маршала уважали за его дипломатичность и милосердие. Тогда турниры представляли собой вовсе не поединки один на один, а войны в миниатюры между объединениями рыцарей. Целых шестнадцать лет Маршал провел на турнирах, иногда участвуя и в реальных войнах. Уильям разработал собственную тактику на этих состязаниях. Он хватал коня противника за уздечку и тащил за собой к своим друзьям. Там он вынуждал врага сдаться и заплатить выкуп. Если жертва спрыгивала и убегала, то в награду оставался конь, что тоже было ценной наградой. Маршал смог за долгие годы улучшить свое мастерство, а на завоеванные деньги приобрести себе земли и лучшее оружие. По обычаям того времени молодой Маршал был отправлен на обучение во Францию. Там он быстро освоил те военные навыки, которые были необходимы рыцарю средневековья. Его репутация все улучшалась, в конце концов он обрел милость у Элеоноры Аквитанской. После этого Маршал стал служить английскому королю Генриху II в качестве компаньона его сына, Генри младшего. После чего были многочисленные турниры, войны с восставшими вассалами короля, крестовый поход… В итоге Маршал был за свою службу вознагражден большими поместьями в Англии. Все это возбудило рыцарскую гордыню, он создал собственную армию, на зависть самому королю. Но даже несмотря на этот смелый и безрассудный шаг, Уильям смог сохранить свое положение. Маршал даже смог удачно жениться, в возрасте 43 лет на 17-летней дочке графа Пембрука. Маршал славно послужил королю Ричарду Львиное Сердце в качестве маршала и регента во время его долгого отсутствия в стране. Он не только увеличил свои владения, но еще и улучшил их. Единственный недостаток в биографии Маршала связан с королем Джоном, которому он служил и противостоял знаменитому Робин Гуду. Однако монарх ненавидел популярного слугу, в итоге Уильям был вынужден бежать в Ирландию. Но потом, как истинный рыцарь, Маршал вернулся в Англию и при восстании баронов остался верен королю, только упрочив его власть и богатство. Архиепископ Кентерберийский назвал Маршала величайшим рыцарем всех времен, что имело под собой основу. После смерти короля Джона Маршал стал регентом малолетнего короля Генриха III. Даже в возрасте 70 лет этот благородный рыцарь имел в себе моральные и физические силы, чтобы возглавить королевскую армию в войне против Франции, а затем диктовать условия мира. Подпись рыцаря стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения. После подавления баронства Маршал смог организовать успешное регентство и передать свои поместья сыновьям. Рыцарь поддержал престиж короля и его право на престол. Это был одним из немногих рыцарей, чья биография была издана сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».