Что такое эффект ореола в психологии. Эффект ореола или почему мы необъективно оцениваем людей. Где истоки эффекта ореола

Первый научный эксперимент гало-эффекта связан с именами Нисбетта и Уолсона. Ранее об этом говорили, но научных доказательств не было.

Для исследования воздействия стереотипов общества был проведен следующий эксперимент: две группы прослушали лекцию одного преподавателя, который на одном видео старался быть добрым и дружелюбным, а на втором – авторитарным. Результат исследования: первая запись лекции показалась студентам более привлекательной, но они утверждали при этом, что стиль не влияет на оценку преподавателя.

Гало-эффект существует, но люди не осознают, что находятся под его влиянием. Активно эффект ореола используют в сферах менеджмента, маркетинге, политике.

Лайфхак: как выгодно продать, руководствуясь ореолом?

Эффект ореола – надежный инструмент, с помощью которого легко увеличить продажи.

Продавцы используют эффект ореола не только по отношению к товару и услугам, но и в суждениях о покупателях.

Неопытный продавец не всегда способен оценить платежеспособность покупателя, поскольку мыслит стереотипно. А ведь не зря говорят, что «о книге по обложке не судят». Только грамотный продавец помнит, что первые впечатления людей могут быть ложными и судить о покупателе надо не по первичным признакам.

Например, стереотипно пенсионерам предлагают что-то недорогое, а человек в дорогом костюме обязательно будет обслужен в статусе вип-клиента. Хотя нужно смотреть чуть глубже и руководствоваться не только ореолами восприятия. Опытный продавец выявляет , не поддаваясь стереотипному восприятию.

Менеджмент и бизнес: сферы влияния

По отношению к людям, гало-эффект работает в случае, когда – это его визитная карточка. Даже если человек совершит ошибку, его оправдают в обществе, раз он положительно себя проявил до этого. А высказывание уважаемого человека о продукте, может дать весомый толчок к развитию компании. Так, после публичных заявлений Владимира Путина об акциях госкомпаний, они начали расти в цене.

Навешивать ярлыки люди начинают уже при первой встрече с человеком. Поэтому, так важно при знакомстве, на собеседовании или опрятно выглядеть и воспитано вести себя. Любая незначительная ошибка отражается на мнении о человеке и его дальнейшем восприятии. Грамотное же позиционирование себя или своего товара поможет легко скрыть недостатки.

Эффект «ореола». Это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Эффект «ореола», или «гало-эффект», – явление, возникающее при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информации или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессиональных качествах или личностных характеристиках другого человека. Э. Аронсон отмечает, что то, что мы узнаем о человеке в первую очередь имеет решающее значение на наше суждение о нем. Сформировавшаяся специфическая установка служит «ореолом», мешающим видеть субъекту реальные черты, достоинства и недостатка объекта восприятия.

Эффект ореола возникает в условиях:

  • дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его качества личности или ситуацию, в которую он попал;
  • перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;
  • незначимость другого человека. Соответственно возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;
  • стереотип восприятия, возникший на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;
  • яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттеняет на задний план все его другие качества. Психологи установили, что физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

Эффект «ореола» может проявляться как в позитивном, так и негативном смыслах. Преувеличение достоинств объекта восприятия приводит к восхищению им и полному игнорированию его реальных статуса и качеств. Известный литературный герой Хлестаков прекрасно воспользовался таким «гало-эффектом»: специфическая установка Городничего и его компании, что перед ними ревизор, позволила Хлестакову долгое время играть роль влиятельного лица. Соответственно поведение человека, принимающего на себя позитивный ореол, характеризуется определенными особенностями. Для поддержания этого ореола он стремится постоянно быть в центре внимания, много говорит, старается проявить осведомленность и активность, занять лидирующую позицию. Детальное изучение психологических проявлений эффекта «ореола» очень важно в политической психологии для выявления механизмов влияния политического деятеля на окружающих людей. Известно, например, что при подготовке предвыборной кампании важно создать имидж политического деятеля, т.е. заставить заработать эффект «ореола».

В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны воспринимающих людей. Предубеждение – это специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация, как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается на веру. Изучение предубеждений имеет значение в области этнической психологии, поскольку восприятие людьми других этносов довольно часто строится на основе предубеждений. По особенностям поведения одного или нескольких представителей других этносов люди склонны делать выводы о психологических особенностях всей этнической общности, причем такого рода предубеждения оказываются очень устойчивым этнопсихологическим образованием. Но предубеждения возможны не только в этнической психологии. Негативная информация о качествах личности нового работника способна вызвать предубеждение членов трудового коллектива в отношении к нему, что значительно затруднит процесс его адаптации в коллективе.

Не все то золото, что блестит

Замечали ли вы когда-нибудь, что если человек понравился вам при первой встрече, то вы продолжаете быть словно очарованным им в дальнейшем?

Представьте, что вы обратились за консультацией к юристу, врачу или просто заехали в магазин электроники по дороге домой.

Если адвокат, доктор, менеджер или любой другой специалист был внешне привлекателен, красиво одет, обходителен, вел себя приветливо по отношению к вам, то вам начинает казаться, что он не только умен, порядочен и честен, но и профессионал высокого уровня, который всенепременно поможет вам решить ваш вопрос.

То есть от вашего первого впечатления о специалисте будет зависеть, купите ли вы у него дорогой телевизор, доверите ли вести свое дело или лечить вас.

Это результат действия эффекта ореола.

Эффект ореола или гало-эффект – это влияние нашего первого впечатления о человеке на последующее восприятие и оценку его отдельных черт и поступков.

Само слово «ореол» (англ. halo – нимб ) означает золотой венец вокруг головы человека, символ святости, блеск, сияние.

Мы склонны распространять это сияние на весь образ человека, воспринимая внешнюю привлекательность как свидетельство внутренних достоинств. И мы склонны полагать, что красивый и «хороший» человек хорош во всем.

Гало-эффект работает и в обратном направлении. Если сложившийся образ человека является отрицательным, то это первое негативное впечатление также накладывает отпечаток в будущем. Этот эффект называют эффектом рожек или хорнс-эффектом (англ. horns – рожки ).

Интересно то, что эффект ореола прослеживается в поведении абсолютно каждого человека как последствие врожденного человеческого субъективизма.

При уже имеющемся сформированном положительном или отрицательном образе человека наше подсознание из всей поступающей информации выбирает только ту, которая подтверждает этот образ. Например, если человек нам изначально симпатичен, то мы с готовностью верим в то, что он добр, дружелюбен, любит детей и помогает животным. А вот если нам сообщат, что он неприлично себя ведет в общественных местах и грубит прохожим, то эту информацию мы будем воспринимать неохотно, возможно, даже потребуем доказательств.

Но еще интереснее то, что даже лично увидев такое неподобающее поведение человека, обладающего нимбом, мы склонны оправдывать его: «Неееет, он не может так себя вести. Наверное, у него что-то случилось. Должно быть, его кто-то вывел из себя.»

Зато если человек изначально произвел на вас плохое впечатление, то вы будете готовы без особых угрызений совести обвинить его во всех бедах мира и наделить его разнообразными недостатками, которыми он далеко не всегда обладает.

Но так продолжается не всегда. Эффект ореола действует при оценке незнакомых людей при кратковременном общении. Чем больше мы узнаем человека, тем более объективным и обоснованным становится наше мнение о нем. Эффект ореола больше не ослепляет нас, и мы видим как положительные, так и отрицательные черты.

Поэтому пользуйтесь этим чудо-явлением, пока можете. Старайтесь всегда хорошо выглядеть и улыбайтесь! Включайте свой нимб и завоевывайте расположение людей!

Почему человек склонен вешать ярлыки на окружающих людей? Этому явлению есть научное объяснение - эффект ореола. Благоприятная почва для появления данного эффекта возникает тогда, когда вы узнали человека поверхностно либо до знакомства знали о его репутации в обществе - положительной или негативной.

Эффект ореола - это особая склонность, имеющаяся практически у каждого человека, оценивать поведение других людей на основании первоначального впечатления.

Чтобы понять данное явление, приведем пример. Недавно у вас появился новый коллега, который в скором времени эффективно решил какую-либо вашу проблему. Более того, в общении он оказался дружелюбным и приятным человеком. Вы решаете, что это на которого можно положиться в трудную минуту. Но через некоторое время вы узнаете, что он устроил драку в приличном общественном заведении. Первая мысль, которая у вас возникнет, будет примерно такой: "Не может быть! я его знал, это замечательный человек!". Таким образом, создается положительный эффект ореола. Пример можно привести не один.

Эффект ореола бывает и отрицательным, и положительным. Он появляется в отношении знакомых, публичных лиц, политиков, звезд эстрады, а также в отношении известных брендов. Допустим, если однажды вам понравился продукт какой-либо компании, то в дальнейшем вы можете начать считать и другие ее товары хорошими. Хотя, возможно, это не совсем так. В результате вы верите повешенному ярлыку, так как времени разбираться в этом просто нет.

С потрясающим успехом эффект ореола используют мошенники. Можно привести пример из классической литературы. В комедии чиновники познакомились с Хлестаковым, с самого начала думая, что он ревизор. Чрезмерная уверенность в этом долгое время закрывала им глаза на то, что Хлестаков совсем не разбирается в своей профессии, не выполняет свои обязанности, да и на ревизора ничем не похож.

В каких условиях возникает эффект ореола?

1. Нехватка времени. У вас нет достаточного количества времени, чтобы хорошо познакомиться с человеком, внимательно проанализировать его поведение и составить мнение о нем, как о личности.

2. Чрезмерное тоже может стать причиной возникновения данного эффекта. Вы перегружены информацией о разных людях настолько, что у вас нет возможности детально проанализировать поведение каждого человека.

3. Стереотип восприятия, который развился на основе мнения общества о какой-либо группе людей, к которой принадлежит данный человек. Примером могут быть разные субкультуры: человек, исповедующий панк-культуру и пришедший на собеседование в своей привычной одежде, вполне возможно будет отрицательно воспринят отделом кадров.

4. Неординарность личности. Иногда самая яркая черта того или иного человека бросается в глаза обществу и отодвигает на задний план его другие качества. Психологи в ходе своих исследований сделали вывод, чертой в большинстве случаев является внешность человека.

Эффект ореола можно наблюдать в поведении абсолютно всех людей, так как он является результатом врожденного субъективизма.

Эффект ореола (Halo Effect, гало-эффект, нимбовая ошибка) — хорошо изученный социально-психологический феномен: суждение о поступках и личных качествах человека на основе общего восприятия этого человека при отсутствии информации о мотивах данного поступка. Другими словами, эффект ореола — это перенос своих чувств по поводу одного личностного атрибута индивида на другие, никак с ним не связанные.

Например, высокий и/или красивый человек будет подсознательно массово восприниматься как умный и надежный, хотя нет ни малейшего логического основания полагать, что рост или внешность как-либо коррелируют с умом и честностью. ;)

Термин «эффект ореола» (он же «нимбовая ошибка», Halo Error) был впервые употреблен в описании результатов опытов по практической психологии Эдвардом Торндайком (Edward Thorndike) в 1920 г. в статье «Постоянная ошибка в психологических оценках» (A Constant Error in Psychological Ratings). Путем эмпирических исследований Торндайк обнаружил, что когда участников экспериментов просили оценить какого-то человека, они переносили одну его отрицательную характеристику на все черты личности в совокупности.

Эффект ореола работает «в обе стороны», т. е. как в положительном, так и в отрицательном направлениях:

  • Если вам нравится один аспект чего-то (человека, бренда, международной организации и т. д.), то вы будете иметь предрасположенность к положительной оценке всего явления или объекта.
  • Соответственно, одна отрицательная черта аналогично проецируется на весь образ в целом.

Отрицательный Halo Effect иногда называют «эффектом дьявола», но это звучит уж чересчур метафорично, излишне литературно, так что серьезные психологи советуют применять обозначение «эффект ореола» и для положительных и отрицательных проявлений этого феномена.

Почему «нимб» или «ореол»?

Слово «Halo» в рассматриваемом термине используется по аналогии с известной религиозно-художественной концепцией — нимбами или ореолами, парящими над головами христианских святых на многочисленных картинах Средневековья и Ренессанса.

При взгляде на картину зрителю кажется, что лицо святой или святого купается в небесном райском свете, исходящем от нимба над головой. Другими словами, вы переносите свое мнение, сложившееся под влиянием всего одной видимой характеристики (освещен «божественным светом») на всю личность изображенного персонажа.

И разумеется, термин никак не связан с популярной видеоигрой «Halo». :)

Где истоки эффекта ореола?

Эффект ореола провоцирует к вынесению поспешных решений, потому что мы довольствуемся всего одним аспектом личности человека (или дизайна Landing Page, например) для того, чтобы якобы «узнать» все другие его аспекты.

В эпоху пещерных людей в подобных поспешных умозаключениях заключалась некая неоспоримая суровая правда: если человек вырос высоким, значит, он ел много мяса, поэтому, вероятно, он хороший охотник с детства и происходит из семьи хороших охотников — к его советам нужно прислушаться. Человек с красивым, гладким, не покрытым шрамами и оспинами лицом — то есть не понесший увечий в боях, умеющий избегать укусов животных и насекомых, равно как и страшных заболеваний — отлично подходит в качестве ролевой модели для своих соплеменников.

Древние люди, способные принимать быстрые решения, выжили, дали потомство, стали нашими предками — в отличие от медленно соображавших бедняг, думавших над своими проблемами часами. Все мы потомки тех, кто выносил свое суждение после первого взгляда, отсюда и наша унаследованная тенденция — делать быстрые (чрезмерно быстрые!) выводы как результат обобщения, базирующегося на совсем малом количестве данных.

Целевые страницы и сайты тоже подвергаются воздействию эффекта ореола

Halo Effect проявляет свое влияние на бизнесы, бренды, географические регионы, продукты, услуги, каналы доставки и каналы коммуникации так же, как и на наши суждения по поводу других людей.

Если пользователю понравится один аспект вашего лендинга или сайта, то он с большой долей вероятности в перспективе будет симпатизировать вашему офферу и бренду в целом. Наоборот, если пользователь после визита на ваш веб-ресурс приобретет резко отрицательный опыт, то он сочтет, что к нему столь же недружественна компания в совокупности, и откажется от самой мысли о повторном посещении. В таком случае даже последующий тотальный редизайн сайта не сможет развеять мрачные ожидания потенциальных клиентов, порожденные их предыдущим печальным опытом.

Вот типичный часто наблюдаемый пример: посетители по плохому юзабилити навигации интернет-магазина берутся судить об общем качестве сайта, а затем проецируют свое умозаключение на бренд в целом. Пользователь вслух такого, скорее всего, не произносит, но если бы мы могли озвучить его мысли, то услышали бы что-то вроде этого: «Ничего себе! Этот сайт действительно плохо сделан. Значит, этой компании нет дела до своего online магазина и, видимо, так же они относятся и к своим клиентам. Я ничего не куплю у них».

Обратите внимание, что каждый шаг в этой цепи умозаключений выглядит вполне логичным, однако окончательный не вытекает из первоначального наблюдения: вполне может случиться так, что вы купите превосходный продукт в online магазине с из рук вон плохо реализованным дизайном. На самом же деле пользователи просто пропускают эту цепочку псевдологичных рассуждений. Эффект ореола тут работает как короткое замыкание, напрямую связывая первое впечатление и заключительный вывод, что позволяет людям с первого взгляда выносить суждения глобального масштаба.

Похожая картина наблюдается в том случае, если процедура создания аккаунта на каком-нибудь SaaS-ресурсе напоминает собой неразрешимую головоломку — тогда неудачный опыт пользователя бросает тень на весь сервис целиком.

В исследовании 2002 года участникам задавали вопрос, как они оценивают визуальную привлекательность группы сайтов. Сайты, получившие высокие рейтинги визуальной привлекательности, затем были подвергнуты тестам на юзабилити. В среднем в более чем в 50% случаев юзабилити таких ресурсов было признано неудовлетворительным. Однако общий рейтинг удовлетворенности участников оставался высоким.

Из данной серии экспериментов следует вывод: красивый веб-дизайн производит эффект на весь пользовательский опыт, который респонденты ассоциируют с брендом.

Во многих случаях частный признак, который посетитель будет использовать для оценки целого объекта, даже не то что лучше всего решает какую-то пользовательскую проблему, а просто базируется на субъективном мнении и личных предубеждениях. Например, вы спрашиваете кого-то, легко ли ему пользоваться вашим online магазином, а в ответ получаете: «Да, он красивый». Но это отнюдь не означает, что великолепный веб-дизайн непременно соответствует хорошему юзабилити, поскольку судить о красоте смело берется каждый, а вот аргументированный ответ об удобстве пользования получить гораздо сложней.