Что означает раб на галерах. Рабы на галерах или обученные солдаты

25.08.2014 0 21721


Жизнь гребцов на галерах стала синонимом каторжной жизни. Но никто всерьез не задумывается: а были ли гребцы на галерах подневольными? Или мифы о галерных рабах были лишь военной дезинформацией? Еще Гомер описывал суда, имевшие 20, 50, 118 весел. Вероятно, имеются в виду биремы, гребцы на которых располагались в два ряда.

В египетских папирусах есть упоминание о том, что при правителях Птолемее II (285-246 годы до нашей эры) и Птолемее IV (222-203 годы до нашей эры) строились суда с 4 тысячами гребцов, то есть с населением среднего античного города. Реальность существования таких военных судов с рабами-гребцами очень невелика.

Самый распространенный тип военных судов в греческую и римскую эпохи - это триремы, или, как их называли греки, триеры, с тремя рядами гребцов. Обычно экипаж на триере состоял из 150-170 гребцов, 18-50 солдат и около 12-16 матросов. Нетрудно подсчитать, сколько воинов может уместиться на судне с 4 тысячами гребцов, если таковые действительно существовали.

Рабы-гребцы могли запросто подавить солдат и матросов судна. Особенно такая возможность предоставлялась при штурме неприятельского берега. Ведь тогда получается, что древние египтяне, греки и римляне, оставляя корабли на рабов, лишали себя путей к отступлению и в любой момент могли получить удар с тыла.

Можно, конечно, списать все это на фанатизм, жестокость и безжалостность к своим подчиненным полководцев древности. Хотя, скорее всего, гребцы на галерах вовсе не были бессловесными рабами, а отлично подготовленными десантниками.

Морпехи древности

Судоходство в античную эпоху осуществлялось главным образом двумя видами судов: военными, у которых были удлиненные пропорции, съемная мачта и весла как основное средство передвижения, и торговыми - более короткими и широкими, движущимися при помощи парусов.

На галерах перевозился своеобразный античный спецназ, который первым высаживался на чужой территории, а уже за ним на торговых судах подвозились остальные войска. Наступающим выгодно было, чтобы неприятель считал гребцов рабами и измерял количество войск только «штатными» воинами, а значит, и выставлял при отражении удара соответственное количество своих, находясь в обороне.

Неожиданное появление сильных, атлетически сложенных, в силу своего основного занятия, да еще обученных правилам рукопашного боя гребцов приводило противников к панике, а часто - и к беспорядочному отступлению.

Описание атаки гребцов в военной экспедиции финикийцев на остров Сицилия можно встретить в трудах греческого историка Диодора Сицилийского (примерно 90-30 годы до нашей эры): «...вышли гребцы из моря, и берег залился кровью поверженных, воинов, оборонявших свою землю...»

Есть также упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на 4 галерах, имевших примерно 500 воинов на борту, на пиратов острова Фармакуссы и разгромил их. Если бы гребцы на галерах Цезаря были рабами, то неужели отъявленные головорезы, которым терять было нечего, не справились бы с горсткой римских воинов с 4 галер?

В более поздний период появилось немало описаний страданий гребцов на галерах, в частности, пленных запорожских казаков, которых турки заковывали в кандалы, били нагайками, почти не кормили и не давали воды.

Можно ли до конца верить всем этим ужасам?

Невозможно представить, чтобы экипаж современного военного судна только и делал, что повреждал двигатель собственного корабля. А ведь гребцы и были своеобразным двигателем на галере, а галера, напомним, была военным судном. Использовать ее в торговом флоте было просто нерентабельно - слишком много места занимали гребцы, и товар, перевозимый на галерах, был бы поистине золотым.

Если гребцам не давать вдоволь воды, плохо кормить и держать в кандалах, от которых образуются раны, порой смертельные вследствие заражения крови, это значит лишать свой корабль дополнительной мощности.

В период военных походов это непозволительная роскошь, так как найти замену выбывшему гребцу не так-то просто - ведь гребля требует опыта и умения. А опасность бунта рабов-гребцов могла поставить на карту успех даже хорошо спланированной военной операции.

Они объедали господ!

Однако опыт морской победы Цезаря римляне потом забыли. Чаще всего на римских военных галерах гребцами были рабы. Тяжелые медленные корабли имели несколько матросов и подразделение «морской пехоты».

Интересно, что бесправных гребцов кормили лучше, чем экипаж из свободных римлян. Физические нагрузки на веслах были неимоверные, и рабам требовалось высококалорийное питание. При максимальной скорости могучие гребцы нередко умирали от перенапряжения.

Впрочем, догнать быстроходные пиратские корабли все равно удавалось нечасто. У них и вес был поменьше, и весел побольше, а главное - гребцы тоже входили в команду. Поэтому при абордажной схватке команда пиратов всегда имела численный перевес.

Поэтому целые столетия пиратские республики Средиземноморья терроризировали купеческие суда. Пока вместо гребцов не стали использовать воинов.

Марк РАППОРТ

Хотите узнать, кто реально правит в стране? Путин правит? Ошибаетесь. Да как это «раб на галерах» может чем-то править, кроме собственного инструмента – весла! И самое важное: надо иметь в виду, что раб на галерах – это ведь не просто гребец на лодочке, этот гребец прикован цепью к этой самой галере. И что ещё более важно: гребца понуждают исполнять чужую волю посредством грубой силы.

«Если бы Путину дали уйти, то он давно с удовольствием бы ушёл. Одно из первых его интервью, оно было официально опубликовано, с Березовским, когда ему Березовский задаёт вопрос: Владимир Владимирович, а вы бы как хотели?.. – Я бы хотел как вы: получать много денег и жить за границей…»

Понимаете, он бы хотел, но кто ж ему это позволит!

Итак, если не Путин управляет страной, то кто?..

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории России, начиная с ленинских времён правления. Как известно, первых лиц в стране особо охраняют, а после инцидента с Фанни Каплан охрана была усилена, и этим делом стали заниматься особые органы власти. Более того, кандидаты в личную охрану вождя назначались высшей партийной властью.

Просматривается некая важная закономерность. Получалось так, что личная охрана вождя в стране всегда назначалась его преемником. Охрану Владимира Ильича подбирал Сталин, а охрану Сталина подбирал… наверное, не поверите – Н.С. Хрущёв. Многие убеждены, что этим занимался Берия, но это не так. Лаврентий Павлович всецело был поглощён «Атомным проектом», и, скорее всего, не он инициировал отстранение с дальнейшим арестом в апреле 1952 года генерала Н.С. Власика от должности личного охранника Сталина. Известна историческая фраза, сказанная генералом во время ареста: «Меня арестовали, значит, скоро не будет Сталина».


Новым начальником охраны Сталина был назначен полковник Н. Новик. Во всяком случае, подобные назначения должны были утверждаться на политбюро, а этим вопросом тогда руководил непосредственно Н.С. Хрущёв.

Посмотрите, пожалуйста, интервью историка-исследователя Александра Николаевича Дугина.


Но дальше ещё интереснее будет. Николай Петрович Новик в момент кризиса, приведшего к смерти Сталина, отсутствовал на посту, потому что, дескать, находился в больнице с приступом гнойного аппендицита, а значит, всей операцией ускорения ухода тяжелобольного вождя управляли другие. Управляли этой операцией непосредственно Н.С. Хрущёв вместе с С.Д. Игнатьевым, тогдашним министром МГБ СССР. Под это дело была подложена этакая «прокладка» в виде знаменитого «дела врачей» – понятно, чтобы было на кого свалить вину за смерть вождя. А потом стремительно арестовали Берию и ещё более стремительно тут же расстреляли, потому что опасались, что уж кто-кто, а Лаврентий Павлович очень быстро разоблачит истинных виновников смерти Сталина.

Кстати, когда снимали Хрущёва, то сначала полностью сменили его личную охрану. Никита Сергеевич не дурак – сразу всё понял и в дальнейшем рыпаться не стал, на пленуме покаялся, в общем, с отставкой согласился.

Потом, спустя много лет, Леонид Ильич попросится на покой: «Отпустите… дескать, стар я уже управлять такой махиной». Но кто ж позволит рабу вот так взять да и ни с того ни с сего покинуть галеру. Вот и тянул весло до гробовой доски. Представляете, мы полагали, что Леонид Ильич что скажет – так и будет. Потому что у него власть. Вот скажет: «Я ухожу, а вы пошли все к чертям», – встанет и уйдёт домой, и больше не выйдет на работу в офис политбюро. С утра поедет на рыбалку, потом на дачу. Зимой на охоту. Ну, ну, помечтать – оно не вредно. Однако для того и существует личная охрана, которая утром подымет ни свет ни заря, упакует как надо и отвезёт куда надо. И заставит работать, то есть грести веслом.

А Горбачёв, он что, не мог вот так взять, да и уехать с Фороса? Конечно, смог бы! Но у него ведь была охрана – и этим всё сказано. Кто ж позволил бы очередному рабу сбежать с галеры. Борис Николаевич, когда это всё понял, просто ушёл в запой. В результате весло, выпадающее у него из рук, частенько приходилось поднимать его личному охраннику. Этот довольно-таки простой способ ухода от ответственности заметили и учли, и при назначении следующего гребца на галеры ему просто запретили пить! Может быть, «зашили», может быть, взяли подписку… – кто их знает. А страна-то как радуется! Смотрите, дескать, этот-то совсем… даже ни капли в рот! А он бы и рад хоть иногда расслабиться чисто по-нашенски, накатив стопку-другую, но где там… личная охрана тут как тут. Отслеживает, оберегает здоровье. Тренажёры, плавание, ночной хоккей – пожалуйста, это «рабу на галерах» разрешается.

Надеюсь, теперь читатель понял, что страною управляет не символ власти – президент, а ТОТ, КТО ЕМУ НАЗНАЧАЕТ ОХРАНУ, либо ТЕ, КТО УПРАВЛЯЕТ ТЕМ, КТО НАЗНАЧАЕТ ОХРАНУ. Помните, был такой Золотов. Так это не он назначал охрану. Он был ближайшим охранником, типа генерала Власика. Золотов входил в структуру ФСО, какой-то там отдел. Понятно, ФСО кто-то возглавляет, но есть группа, которая назначает на пост главы ФСО. Но вот что важно! Есть группа, которая подбирает персон в личную охрану «рабу на галерах», чтобы не сбежал или не запил. Одним словом, исполнял обязанности символа власти.

У нас тут намечаются важные выборы, и некоторые просто удила закусили, рвутся в «рабы», наивно мечтая, что будут править. А ведь знаете, могут ведь и пригласить. Добро пожаловать Алексей Анатольевич, скажут. Сначала после назначения будут помпезные встречи, зарубежные приёмы, благо авиапарк всегда под парами, будут телевизионные шоу, появится обслуга, эскорт с мигалками. Потом, когда «раб» войдёт во вкус, попросят взяться за весло и… грести… до гробовой доски, потому что прикуют цепями, как и положено рабу на галерах. И заметьте… ни капли в рот! Семья или то, что останется от семьи, попытается сбежать. Но где там. Охрана и там всех, кого надо, найдёт и тут же «станет охранять» денно и нощно.

«Раб на галере» призван исполнять чужую волю. При этом ответственность за всё несёт раб. Не правда ли, здорово получается! Чтобы поддерживать видимость конституционной власти, «рабу» будут разрешать – нет, скорее всего, его будут понуждать – проводить телевизионные шоу, в которых «раб» продемонстрирует прямое осуществление власти. По студии будет бегать генеральный прокурор и кого-то штырить, а «раб» с расстояния десятков тысяч километров на глазах честного народа вдруг обустроит детские песочницы, а заодно понудит нерадивых мужей лояльно относиться к некоторым женским шалостям. Население и электорат пребывают в восторге! Ах, да, ещё «рабу» будет позволено принимать верительные грамоты – так положено у них там.

Но вот если он попытается проводить какие-то «майские указы», это закончится так же, как деофшоризация страны. Помните, в далёком 2013 году в своём послании Федеральному собранию Путин попросил разобраться с проблемой офшоров, то есть провести деофшоризацию экономики страны. И вот уже в наши дни правительство окончательно отказалось от идеи принудительного перевода системных компаний из офшоров в российскую юрисдикцию. Это невозможно, заключила комиссия в соответствующем докладе первого вице-премьера И. Шувалова. Переводя на русский язык, «раба на галерах» просто послали нафиг с его проблемой деофшоризации.


Поддерживаю высказывания Юлия Анатольевича. В своей статье «Неофеодальный путь деградации России» я писал: «Абсолютно неважно, кто сегодня или в 2018 году станет президентом Великой феодальной державы – Путин, Медведев, Собянин, Навальный, – это не имеет никакого значения для страны и её жителей». Следовательно, надо менять систему, а не довольствоваться сменой на галере действующего «раба» на любого другого. А вот как это сделать – этого никто не знает. Потому что никто не рискнул честно признаться, что в стране давно уже никакая не демократия, а неофеодальный строй. А значит, о каких выборах может идти речь? Весь пафос будущих претендентов на должность «раба на галере» сводится к банальному лозунгу «Всех коррупционеров посажу!». Но кто ж ему это позволит.

К тому же в России нет коррупции. Это просто такая система взимания оброка. И «раб», пришедший на символический президентский пост Великой феодальной державы, будет делать то же самое, что делал его предшествующий «раб на галере».

Добро пожаловать, всех желающих на галеры в рабы!

Да, в истории России был один видный деятель, который таки пахал на галерах.

Пахать на галерах - это примерно так.

В совесткой историографии ему отводилось значительное место: предводитель Первой крестьянской войны в России, Иван Исаевич Болотников стоял в одном ряду с такими знаковыми персонажами, как Разин и Пугачев. Даже на их фоне Болотников смотрелся выдающейся личностью. В самом деле, никогда после него восставшие не бывали так близки к успеху; никогда они не осаждали столицу; никогда не приходилось выступать против них под персональными царскими штандартами.

Тем не менее, известность Болотникова в народе, его представленность в книгах и фильмах была всегда на порядок ниже, чем у Разина и Пугачева (кино про него, кажется, так и не сняли). Одна из причин - скудость биографических сведений: не сохранилось не только его изображений, но даже описаний наружности, за исключением известия голландского посланника Исаака Массы - "он был детина рослый и дюжий" ("store groot kerel"). О происхождении Болотникова, его социальным статусе тоже нельзя сказать ничего внятного. Известно, только, что он был "холопом" князя Андрея Телятевского, но слово "холоп" могло обозначать кого угодно - от крепостного крестьянина до личного секретаря или вооруженнного телохранителя ("боевого холопа"). Судя по тому, как лихо потом Болотников воевал, как мастерски оборонял крепости и как борзо гонял по Подмосковью царских воевод, боевой опыт у него должен был быть немалый.

Первый достоверный факт его биографии - Болотников был взят в плен татарами и продан в рабство туркам. В те времена русские и польские пограничные рубежи ("украины", т.е. окраины) регулярно подвергались набегам крымских и ногайских хищников. Для татар это были не просто военные походы - это была основа их экономики.

Я уже неоднократно указывал на ряд черт, роднящих Россию с Африкой. Вот еще одна: как и Африка, наша Родина служила источником для самого выгодного и самого популярного гешефта в мировой истории - работорговли. Сколько бы ни писали в учебниках по экономике о том, что самый хороший работник - это тот, кто заинтересован в результате своего труда, на самом деле нет и не может быть ничего выгоднее, чем заставить человека пахать на себя задаром. Эксплуататоры во все века это хорошо знали и при малейшей возможности старались воплотить сию бизнес-стратегию в жизнь. Потому рабство и работорговля сопровождали человечество во все периоды его истории - от античности до Нового времени.

Самим татарам рабы были не сильно нужны - слишком примитивен был у них экономический уклад. Но зато пленников можно было продавать своим более развитым покровителям - османам. Турецкие владения были тут же, под рукой, по южному побережью Крыма. Феодосия (Кафа), Хазлев (Евпатория) служили главными невольничьми рынками. А еще шла бойкая торговля в Бахчисарае, Карасубазаре, Тузлери. По Черному морю к крымским берегам шли корабли с тканями, оружием и лошадьми; обратно уходили они с трюмами, до отказа забитыми живым отваром. Турецкие, арабские, греческиие, армянские, иудейские купцы развозили несчастных по всем подвластным "царю-салтану" странам, от Египта до Марокко.


Остатки крепости в Кафе (нынешняя Феодосия). Одно из самых страшных и значимых мест в истории нашего народа. "Этот город, ненасытная и беззаконная пучина, кровь нашу пьющая, лежит в удобном для морской торговли месте"

Крымские и ногайские татары, будучи кочевниками, не знали ни земледелия, ни ремесел. Все, что нужно было для жизни, они могли получить либо сразу в виде добычи, либо в обмен на добычу. На захваченных пленниках строилась даже налоговая система крымского ханства - хан устанавливал налог по столько-то копеек за каждого пленника. Под залог будущих невольников татары брали кредиты. Богатство и бедность определялись количеством "ясыра" - военной добычи. В удачные годы количество угнанных людей измерялось десятками тысяч.

Пользуясь непрерывной враждой России и Польши, крымчаки разоряли набегами и ту и другую. "Королевский", т.е фактически украинский "товар" котировался на этой людоедской бирже выше, поскольку "московские" считались народом коварным и склонным к побегам. Заключая "союзы" то с королем против царя, то с царем против короля, татары попеременно опустошали русские и польские рубежи, не опасаясь походов возмездия. К тому же за их спиной стояла Блистательная Порта, которую все в тогдашней Европе боялись как огня.

Рано или поздно эта лафа должна была закончиться. Но присаженные на работорговую иглу татары не желали об этом думать. Как следствие, экономика не развивалась, не было прогресса ни в искусстве, ни в ремеслах, ни в политическом устройстве. Даже военное дело, сведенное к тактике рабойничьх набегов, пребывало в застое, и татар спасала только труднодоступность Крыма для больших армейских контингентов и покровительство султана. Когда в восемнадцатом столетии русские коммуникации были доведены до Таврии и Перекопа, ханство пало без особого сопротивления.

Но это будет потом. А пока Болотников в числе других пленных был отправлен в Турцию. Условия, в которых находились перевозимые невольники, ничуть не отличались от тех, в которых транспортировали африканцев: теснота, голод, жажда, антисанитария, массовый мор. Но едва ли те, кто выживал, не завидовали умершим.


Галеры в битве при Лепанто


Участь раба, в любом случае, была незавидной. Но больше всего люди страшились попасть на галеры. Яворницкий в своей "Истории запорожских казаков" так описывал условия галерной (в буквальном смысле - каторжной) службы:

"Но самое ужасное положение было тех взрослых мужчин-невольников, которые попадали на турецкие суда-кадриги или галеры, называвшиеся у запорожских Козаков каторгами. Здесь их было не меньше, как и на общественных работах в городах: "На всех военных судах турок,- пишет православный серб Юрий Крижанич,- не видно почти никаких других гребцов, кроме людей русского происхождения". Галерою называлось большое морское судно на три паруса, два тента, три больших и четыре малых пушек, для 450 человек среднего числа людей экипажа, с 25 или 30 скамьями для гребцов. "Это было первобытное латинское судно- вроде того, какое можно видеть на колонне Траяна; века внесли в него мало усовершенствований. Вообразите себе плоское, длинное, очень узкое, очень низкое двухмачтовое судно, длиною почти 50 метров, шириною 10 метров, идущее в одно время и на веслах, и на парусах. Гребцы, в числе около 300, сидели прикованные на 25 или 30 скамьях, пересекавших и заграждавших палубу на половину с левой, на половину с правой сторон. Пять или шесть гребцов на каждой скамье приводили в движение одно весло, которое опиралось на подставку, торчащую сверх палубы. Левые скамьи отделялись от правых проходом -узким помостом, служащим для перехода с задней части в переднюю. В этом проходе, более возвышенном, нежели скамьи, прогуливался галерный пристав ("баша турецький, бусурманський, недовiрок християнський"), с кнутом в руке (в думах -"з червовою таволгою"), управляя невольниками, прикованными под его ногами. Волны постоянно хлестали галерных невольников, прикованных к очень низкой палубе и обнаженных во всякую погоду до пояса. Спали и ели они по сменам, не оставляя своих скамей и не останавливая хода своей галеры. Они не знали никакого отдыха, даже в праздники, не имея никогда права протянуться, переменить место, уйти на минуту от этой холодной скамьи. Единственно возможный отдых был для них тогда, когда корабль входил в гавань для поправок или для того, чтобы запастись съестными припасами. Тогда позволялось нескольким каторжникам, не всем без различия, но привилегированным, дворянам, потому что в числе галерных невольников были и дворяне,- работать в гавани над земляными и очистительными работами."

Но Болотникову повезло: судно, на котором он пахал как раб на галерах рабом на галерах, неудачно атаковало немецкий

Рабы на галерах или обученные солдаты?

Жизнь гребцов на галерах стала синонимом каторжной жизни. Но никто всерьез не задумывается: а были ли гребцы на галерах подневольными? Или мифы о галерных рабах были лишь военной дезинформацией? Еще Гомер описывал суда, имевшие 20, 50, 118 весел. Вероятно, имеются в виду биремы, гребцы на которых располагались в два ряда.

В египетских папирусах есть упоминание о том, что при правителях Птолемее II (285-246 годы до нашей эры) и Птолемее IV (222-203 годы до нашей эры) строились суда с 4 тысячами гребцов, то есть с населением среднего античного города. Реальность существования таких военных судов с рабами-гребцами очень невелика.

Самый распространенный тип военных судов в греческую и римскую эпохи - это триремы, или, как их называли греки, триеры, с тремя рядами гребцов. Обычно экипаж на триере состоял из 150-170 гребцов, 18-50 солдат и около 12-16 матросов. Нетрудно подсчитать, сколько воинов может уместиться на судне с 4 тысячами гребцов, если таковые действительно существовали.

Рабы-гребцы могли запросто подавить солдат и матросов судна. Особенно такая возможность предоставлялась при штурме неприятельского берега. Ведь тогда получается, что древние египтяне, греки и римляне, оставляя корабли на рабов, лишали себя путей к отступлению и в любой момент могли получить удар с тыла.

Можно, конечно, списать все это на фанатизм, жестокость и безжалостность к своим подчиненным полководцев древности. Хотя, скорее всего, гребцы на галерах вовсе не были бессловесными рабами, а отлично подготовленными десантниками.

Морпехи древности

Судоходство в античную эпоху осуществлялось главным образом двумя видами судов: военными, у которых были удлиненные пропорции, съемная мачта и весла как основное средство передвижения, и торговыми - более короткими и широкими, движущимися при помощи парусов.

На галерах перевозился своеобразный античный спецназ, который первым высаживался на чужой территории, а уже за ним на торговых судах подвозились остальные войска. Наступающим выгодно было, чтобы неприятель считал гребцов рабами и измерял количество войск только «штатными» воинами, а значит, и выставлял при отражении удара соответственное количество своих, находясь в обороне.

Неожиданное появление сильных, атлетически сложенных, в силу своего основного занятия, да еще обученных правилам рукопашного боя гребцов приводило противников к панике, а часто - и к беспорядочному отступлению.

Описание атаки гребцов в военной экспедиции финикийцев на остров Сицилия можно встретить в трудах греческого историка Диодора Сицилийского (примерно 90-30 годы до нашей эры): «...вышли гребцы из моря, и берег залился кровью поверженных, воинов, оборонявших свою землю...»

Есть также упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на 4 галерах, имевших примерно 500 воинов на борту, на пиратов острова Фармакуссы и разгромил их. Если бы гребцы на галерах Цезаря были рабами, то неужели отъявленные головорезы, которым терять было нечего, не справились бы с горсткой римских воинов с 4 галер?

В более поздний период появилось немало описаний страданий гребцов на галерах, в частности, пленных запорожских казаков, которых турки заковывали в кандалы, били нагайками, почти не кормили и не давали воды.

Можно ли до конца верить всем этим ужасам?

Невозможно представить, чтобы экипаж современного военного судна только и делал, что повреждал двигатель собственного корабля. А ведь гребцы и были своеобразным двигателем на галере, а галера, напомним, была военным судном. Использовать ее в торговом флоте было просто нерентабельно - слишком много места занимали гребцы, и товар, перевозимый на галерах, был бы поистине золотым.

Если гребцам не давать вдоволь воды, плохо кормить и держать в кандалах, от которых образуются раны, порой смертельные вследствие заражения крови, это значит лишать свой корабль дополнительной мощности.

В период военных походов это непозволительная роскошь, так как найти замену выбывшему гребцу не так-то просто - ведь гребля требует опыта и умения. А опасность бунта рабов-гребцов могла поставить на карту успех даже хорошо спланированной военной операции.

Они объедали господ!

Однако опыт морской победы Цезаря римляне потом забыли. Чаще всего на римских военных галерах гребцами были рабы. Тяжелые медленные корабли имели несколько матросов и подразделение «морской пехоты».

Интересно, что бесправных гребцов кормили лучше, чем экипаж из свободных римлян. Физические нагрузки на веслах были неимоверные, и рабам требовалось высококалорийное питание. При максимальной скорости могучие гребцы нередко умирали от перенапряжения.

Впрочем, догнать быстроходные пиратские корабли все равно удавалось нечасто. У них и вес был поменьше, и весел побольше, а главное - гребцы тоже входили в команду. Поэтому при абордажной схватке команда пиратов всегда имела численный перевес.

Поэтому целые столетия пиратские республики Средиземноморья терроризировали купеческие суда. Пока вместо гребцов не стали использовать воинов.

Многие слышали такое слово «галера». Откуда оно пришло, какие известны виды галер, что такое особенное было у этих судов, что их строили даже в Давайте найдем ответы на все эти вопросы.

Что такое галера?

Этим словом именуется особый тип морского судна, на котором в качестве движущей силы использовались весла. При этом у галер также были паруса, обычно треугольной формы.

Особой популярностью такие корабли пользовались у пиратов и военных моряков. В то время, как для торговли чаще использовались другие виды судов.

Этимология слова «галера»

Впервые название «галера» зафиксировано у греков. У них такие корабли именовались словом γαλέη, которое позже дало начало латинскому термину galea.

После римлян это название попало практически во все европейские языки, где и сохранилось и по сей день. Благодаря какому из них термин «галера» попал в российский язык неизвестно. Судя по написанию, после латыни, оно было заимствовано итальянским (galera), а после либо через польский (galera), либо через немецкий (Galeere), либо через французский (galère) попало в русский.

Однозначно известно, что это существительное не могло быть заимствовано из английского языка, поскольку в нем оно утратило букву «р» - превратившись в galley, что не могло не отразиться на русском написании.

Немного об истории галер

Что такое галера, а также происхождение данного термина уже было рассмотрено выше. Теперь стоит обратить внимание на историю этого

Из-за того, что в старину суда строились из дерева, до сего дня сохранилось мало экспонатов, с помощью которых можно точно определить, какими именно кораблями пользовались в эпоху древнего мира. Несмотря на это, ученые предполагают, что на судах, похожих на галеры, активно плавали моряки еще во времена Древнего Египта и Финикии.

Намного больше информации сохранилось об использовании этих судов в Древней Греции. Принято считать, что галеры в этом государстве служили в качестве боевых кораблей еще за 800 лет до н.э. После греков моду на такие корабли переняли Римляне, а за ними все страны, имевшие выход к Средиземному морю.

Помимо греков, особенно прославились использованием галер турки. Благодаря высокой скорости и маневренности таких кораблей, они многие столетия могли удерживать первенство по военной мощи.

В Российской империи первые галеры появились во второй половине XVII в.

Создание их чертежей и постройка произошла благодаря влиянию Петра I. Он добился, чтобы корабли такого типа стали неотъемлемым атрибутом в военно-морском арсенале империи вплоть до конца XVIII в. Именно они помогли в будущих русско-турецких войнах. Но позже были вытеснены судами с паровыми двигателями.

Какие виды галер существовали в старину

Что такое галеры мы выяснили. Теперь узнаем, какие существовали виды этих кораблей:

  • Галеры-бастарды были менее скоростными и маневренными. Зато из-за их объемного корпуса в них помещалось больше груза, нежели на обычных боевых кораблях. Благодаря этому свойству на таких галерах плавали в основном купцы еще со времен Древнего мира.
  • Зензильные галеры - это были настоящие боевые судна. Они были менее вместительны, зато более скоростными. Такие корабли активно использовались для ведения боевых действий. Кроме того подобные судна были излюбленным средством передвижения пиратов.

Также галеры делятся на три вида по числу скамеек для гребцов.

  • Бригантины насчитывали их восемь.
  • Галеоты - от четырнадцати до двадцати.
  • Фусты - от восемнадцати до двадцати двух.

Тяжелая жизнь гребцов на галерах: правда или вымысел

Поскольку главных движущим элементом галер были весла, то стоит уделить внимание тому, кто же сидел на них. По общепринятому заблуждению, каждый гребец на галерах - раб, жестоко истязаемый надсмотрщиком. На самом деле в разных странах и в разные времена к гребцам относились далеко не одинаково.

Так во времена и Римской империи на боевых кораблях гребцы чаще всего были специально обученными солдатами. Их труд уважался и неплохо оплачивался.

Та же практика применялась и во времена Средневековья. Ведь плыть на корабле приходилось довольно долго и опасно. Поэтому те, кто плавали на галерах, предпочитали доверять свою жизнь профессиональным гребцам. А они, в свою очередь, были заинтересованы в том, чтобы их работодатели благополучно доплыли до цели и оплатили их труд.

А вот ближе к началу XVII в., когда галеры понемногу начали вытесняться новыми более прогрессивными видами судов, появилась традиция использовать в качестве гребцов - каторжников и рабов. Причем на христианских кораблях гребли плененные мусульмане, а последователи пророка Мухаммеда превращали в рабов-гребцов православных и католиков.

С открытием Америки и началом эпохи торговли чернокожими, на галерах стали чаще использовать рабов из Африки.

При этом всем в любые времена к гребцам относились намного лучше, чем к рабам на суше. Поскольку от них зависело выживание экипажа корабля, то их довольно сытно кормили, следили за их здоровьем и давали время для отдыха. Ведь в случае смерти большинства из них, самому экипажу пришлось бы сесть на весла.

Стоит отметить, что многие каторжники предпочитали более быть гребцами на галерах, чем просто сидеть в тюрьме. Ведь капитаны кораблей чаще всего относились к ним намного лучше, чем тюремщики.

Современные «галеры»

В далеком прошлом остались галеры. Сегодня их можно встретить только в музеях. Однако в Турции есть весьма популярное место отдыха, чье название созвучно к слову «галера». Речь идеи о пятизвездочном отеле Galeri Resort («Галери Резорт»), расположенном на побережье Средиземного моря (город Алания). Несмотря на пресловутые 5 звезд, это заведение все же уступает многим среднеземноморским курортам, расположенным в других странах.

Если финансовые возможности не позволяют провести отпуск в пятизвездочном Galeri Resort, можно найти другой отель в Алании - «Галери» (Galeri 4), например. Он раположен в этом же городе и, хотя уступает всего в одну звезду вышеупомянутому Galeri Resort 5, является отличным местом для отдыха. Оно будет по карману для большинства отечественных туристов.

Помимо названий турецких отелей, созвучным к слову «галера» является имя целой коллекции сортов георгин - «Галери» (Gallery). Эта серия состоит из 17 сортов.

Каждый из них назван в честь какого-то известного художника, Например Gallery Pablo или Gallery Rembrandt. Особенностью сортов «Галери» является то, что они не только очень красивы, но и устойчивы к погодным невзгодам.