Что означает поговорка палка о двух. Справочник по фразеологии. Значение крылатого выражения

Несколько лет назад на сайте Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь началась работа над проектом «Толкование Священного Писания» . На данный момент проект, который смело можно назвать уникальным, уже действует и имеет обширную, быстро увеличивающуюся аудиторию пользователей. О том, как воплощалась и развивается ныне эта идея, рассказал автор проекта, насельник монастыря, редактор оптинского сайта иеромонах Даниил (Михалев).


— Отец Даниил, расскажите, пожалуйста, о проекте. Что Вас побудило заняться им?


— Собрать изъяснения всех святых отцов в отдельности на каждый стих Священного Писания было моей очень давней мечтой.


Сколько раз приходилось обкладываться множеством книг, чтобы уяснить для себя смысл какого-либо стиха. Кроме того, было очень обидно, когда хотел в точности воспроизвести важное толкование кого-то из святых отцов и не мог вспомнить, в каком именно месте его прочел. Ведь многие святые отцы не оставили нам построчных толкований Библии, но при этом в их творениях можно встретить огромное количество замечательных и глубоких изъяснений разных мест Священного Писания.


Естественно, что без помощи компьютера невозможно систематизировать такой огромный материал, поэтому, когда мне поручили послушание заниматься монастырским сайтом, эта мечта — собрать в одном месте рассыпанный по святоотеческим творениям драгоценный бисер толкований слова Божия — постепенно начала воплощаться в жизнь.


— Были ли у Вас помощники в этом деле?


— Прежде чем запустить этот проект в открытый доступ, нужно было сначала минимально наполнить его. В этом нам, нескольким энтузиастам, очень помогли участники оптинского форума, которые с радостью откликнулись на нашу просьбу. Мы им очень благодарны за то, что с их помощью проект сдвинулся с мертвой точки.


— Продолжается ли в настоящее время работа над проектом, или все уже сделано?


— Сделана лишь небольшая часть, предстоит еще очень много работы. Сейчас у нас собралась уже довольно большая группа добровольцев, которые по мере сил и возможностей занимаются размещением толкований.


— Как осуществляется подбор источников?


— Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Слово, произнесенное Святым Духом, и объясняется только одним Святым Духом», поэтому главным ориентиром для правильного понимания слова Божия должны быть носители Духа Божия — святые отцы Православной Церкви. Именно их толкования мы стараемся размещать в первую очередь. А затем уже берем толкования других авторов, которые соответствуют православной святоотеческой традиции понимания Священного Писания.


Лично я, когда теперь читаю святых отцов, всегда стараюсь делать пометки в тех местах текста, где есть интересные объяснения мест Писания, чтобы потом все это внести в общую копилку. Эта работа очень увлекательна и полезна, со временем начинаешь понимать, что для святых отцов Священное Писание было как бы золотой нитью, на которой, как бисер, держались все их изречения.


Надо сказать, что при создании этого проекта, мы изначально не ставили своей задачей научный подход к переводам текстов толкований. Главным для нас было предоставить читателям лишь подборку имеющихся в открытом доступе текстов, которые каждый при желании может сравнивать с другими источниками. В Интернете есть, например, проект, который называется ekzeget.ru. Там более широкая тематика, публикуются не только толкования святых отцов, но различные экзегетические материалы, исследования. Мы же с самого начала хотели сделать так, чтобы все было как можно проще, доступней и понятней при первом же обращении к сайту.


Конечно, хочется надеяться, что со временем кому-нибудь удастся создать более серьезный ресурс с научным подходом и соответствующими комментариями.


— Кто ваши читатели? Проект создавался для тех, кто интересуется монашеством, или для всех?


— Конечно для всех. Ведь «незнание Писания, — по слову святого Епифания Кипрского, — есть великая стремнина и глубокая пропасть». И, к сожалению, опасность упасть в эту пропасть грозит всем как монахам, так и мирянам. Если же человек основывает свою храмину на камени (см. Мф. 7: 24 - 25) — на слове Божием, то что бы ни происходило, он будет только возрастать. Это как в первом псалме: «… в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо насажденное при исходищ вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет (Пс.1:3). Вера начинает возрастать и укрепляться через слово Божие. Само слово Божие говорит: «Овцы Моя гласа Моего слушают» (Ин. 10:27). То есть Христос называет Своими учениками, тех, кто слушает Его глас. «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя…». Прежде чем творить заповеди, их надо знать, это признак ученика Христова. Нельзя представить себе ученика, который ходит за Христом, но не знает, о чем Он говорит.


Если человек изучает слово Божие, то в какой-то мере этот человек избран от Бога, — это моя личная точка зрения. По отношению человека к Священному Писанию можно судить о том, как Бог к нему относится. Еще в Псалтири сказано: «Внемлите, людие Мои, закону Моему» (Пс. 77:1). Если человек внимает закону, то он уже Божий. Это, конечно, может как-то странно звучать в нашем мире, но если читать святых отцов, то они все об этом говорят. Можно взять яркий пример — преподобную Марию Египетскую. Преподобный Зосима удивился, когда она стала говорить словами Священного Писания: она не изучала Евангелие, никогда не слышала ничего от людей. То есть она имела в себе Духа Божия, Который в ней говорил словами Священного Писания. Она получила дар, была принята Богом. Поэтому, когда человек приближается к Богу и становится в ряд Его учеников, в его сердце начинают звучать слова Евангелия. Но чтобы это случилось, он должен для начала читать Писание, засеять евангельские слова на поле и ждать, когда они взойдут. Они обязательно прорастут, если земля будет готова!


— Есть ли отклики пользователей на форуме? Что пишут вам читатели?


— К нашему удивлению, несмотря на то, что мы нигде не анонсировали этот проект, чуть ли не с самого момента его открытия им стали интересоваться. Судя по статистике, в настоящее время число «уникальных посетителей» составляет более полутора тысяч человек в день, и это число продолжает постоянно расти. К нам на почту часто приходят письма с теплыми словами благодарности. Все это для нас является свидетельством того, что этот проект может принести пользу тем, кто стремится изучать слово Божие. А это очень радостно!


— Задают ли ваши читатели на форуме вопросы, касающиеся сложных мест Священного Писания? Кто отвечает на их вопросы?


— На форуме решаются по большей части вопросы, относящиеся к технической части правильности размещения текстов, перекрестных ссылок и т. п. Дело в том, что очень часто бывает так, что для ответа на вопрос, касающийся того или иного места Писания, достаточно дать лишь ссылку на уже имеющиеся толкования. Таким образом, само наполнение проекта в некотором смысле уже является превентивным ответом на возможные вопросы и недоумения.


— Сегодня Интернет дает широкую возможность знакомиться с первоисточниками различных религий, исследовать разные религиозные традиции. Что можно сказать человеку, ищущему духовной жизни, об истине, которую несет Священное Писание?


— К Слову Божию нельзя относиться как к какой-то системе и сравнивать его с другими текстами. Слово Божие, как говорят некоторые отцы, превосходит все другие чудеса, которые совершил Спаситель. Поэтому все-таки, чтобы человек полюбил Писание, что-то в душе должно произойти. А когда появляется тяга к изучению слова Божия, первое, с чем мы сталкиваемся, это труд, усилие и преодоление. Потому что врагу тоже известно, что через чтение Дух Божий проникает в душу и начинает в ней свою работу...


— Сейчас нам в изобилии предлагаются электронные устройства и программы, позволяющие читать Священное Писание в любых условиях. Кто-то полагает, что это приводит к утрате благоговения и совершенно недопустимо…


— Для многих православных христиан Евангелие, вся его красота и сила заключаются в том, что оно лежит на аналое, и в воскресный день мы его целуем. Все красиво, благоговейно: мы прикладываемся, помазываемся и идем по своим делам. Но Евангелие — это жизнь! В слове Божием, действительно, надо поучаться день и нощь. Хорошо, конечно, для поддержания благоговения читать стоя и по книге. Но, бывает, мы болеем, бывает, устали… — все равно упражняться в изучении Священного Писания — это наш долг.

она о двух концах

Альтернативные описания

К какому слову Незнайка придумал рифму «селедка»

Ни глаз, ни ушей, а слепцов водит (загадка)

Срезанный тонкий ствол или ветка дерева без сучков

Та, что всегда «о двух концах»

Опора для лыжника

. «батон» в переводе с французского

. «коли быть собаке битой, найдется и...» (посл.)

Деревяшка, которую можно и перегнуть

Помощница лыжника

Полосатая подруга гаишника

Выручалка

Кол и посох

Бита, кол или клюка

Копалка

О двух концах

Трость, посох

. «посох» лыжника

Орудие труда питекантропа

Лыжная...

Ее перегибают в крайности

Орясина

Незнайкина рифма к слову «селедка»

Ее вставляют в колеса недругу

Обладательница двух концов сразу

Извечно перегибаемая

Деревяшка

Польская биатлонистка

Кусок дерева

Прямая ветка дерева без сучков

Толстая ветка дерева без сучков, употребляемая как опора при ходьбе

Срезанный тонкий ствол или срезанная прямая ветка дерева без сучков

. "Посох" лыжника

. "батон" в переводе с французского

. "коли быть собаке битой, найдется и..." (посл.)

Ж. жердинка, кол или дубинка, удобная, по величине, для орудованья ею одной рукой; батог, байдиг, батожек, падожек, трость, посох, посошек, твердая, урезанная хворостина. Палка, служащая рукоятью, или в деле, назыв. по вещи глядя: косье, копеище, древко, окомелок, стяг, кляч, рычаг, кляп, закрутка и пр. Идет, подпираясь палочкой. а зап. паличкой. Барабанные палки. Бритвы нет, так шило бреет; шубы нет, так палка греет. солдатск. Из-под палки работаем, неволей. Палка не правит, а ломает. ее палкой, а она меня скалкой! Дурак всегда за палку хватается. Без палки нет ученья. Кому первая чарка, тому и первая палка, чину. Воля ваша, палка наша: бить нас, а слушать вас. Палка на палку, нехорошо, а чарка на чарку, ничего. Когда солдат палки не боится, ни в строй, ни в дело не годится. нашем полку нет толку: кто раньше встал да палку взял тот и капрал. Уехал верхом на палочке. Собака есть, так палки нет; палка есть собаки нет! Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет. Он сам на себя палку подает. Барабанной палки негде вырезать: парня нечем высечь (безлесье). Была бы собака, а палку найдем (и наоборот). Счастье не палка: в руки не возьмешь. Ни глаз, ни ушей, а слепцов водит? (палка). Палка красна бьет напрасно; палка бела бьет за дело. Не вороши, коли палки (пальцы) не хороши. Палка, вологодск. пральник, кичига, прачечный валек. Палка сургучу. Палочка леденцу. Палка (плитка) шоколаду. Палка мн. короткий удар палками в барабан, как знак, маяк, для дружного залпа из пушек, на корабле; также знак пехотным офицерам, вступить из-за фронта в свои места, по прекрашении пальбы. Мн. картежная игра. Палочье ср. палки для наказанья, битья; прутья, батожье, стар. длинники. Палчина ж. влад. дубинка. собират. сиб. палочье, жердинник. Палочник м. батожник, кустистый или молодой лесок, годный на палки. Растен. Typha; Angustifolia: тырлыч вят. чакан донск. оробинец? рогоз или рогоза; бадья? филатика? latifolia: кубыс южн. рогоз и рогоза, куга, початки, чакан, тырлик, пыж, чиж, бадья. Пуховые,но очень твердые початки палочника, в астрах. макают в сало или ворвань, и жгут вм. свечей; из стволов его плетут подстилки, оплетают стулья, вяжут поплавки на невода. Тимофеева трава, ржанец, Phleum. Растен. Dactilis glomerata? ежа, южа, мизаночник? Палочные обломки. То-то и житье, что палочное битье! Палочный караул, в лагере, а ныне задний, где арестанты, и где наказывают виновных. Палица ж. трость, дубинка, палка, бульдюга, особенно веская, закомлястая; новг. твер. кичига, пральник или прало, пральный валек, копыл; но у копыла рукоять длиннее, для зимы. (Акад. Сл. ошибочно налица). Ослоп, дубина для обороны, как оружие, с тяжелым корневищем, комлем или с окованным набалдашником, боевая булава. Вязовая, двуручная палица. стар. потесь барочная, замест руля и весел. Ждет, что пьяница скляницу, что собака палицу, ослопа. Паличный удар. Паличное воинство, паличники, дубинники, ослопники

К какому слову Незнайка придумал рифму "селедка"

Незнайкина рифма к слову "селедка"

Та, что всегда "о двух концах"

. «..., ..., огуречик» (детский рисунок)

Что значит выражение " палка о двух концах"?

    Да эта крылатая фраза говорит о том что часто делая доброе дело, вы одновременно можете и принести зло. Например в Китае во времена МАО просто взяли и уничтожили почти всех воробьев. Конечно на улицах стало чище, но тут же размножились всякие вредители, и может поэтому и сейчас в некоторых странах бывают случаи, когда с неба падают гусеницы.

    Примерно это же было и при уничтожении волков. Да и в реальной жизни происходят подобные случаи. Вот обратите внимание В нашей стране президент решил, чтобы можно было свободно купить нормальный автомобиль. Вроде дело хорошее, но дороги как были плохими, так и остались, и произошел транспортный коллапс. В небольших городах от пробок нет спасения.

    Да и в будущем. когда и Россия поймет, что пора заботится о чистом воздухе в городах и пересеть на электромобили. Будет очень сложно избавиться от бензиновых автомобилей.

    Предлог о в данном выражение имеет значение с (устаревшее значение). Получается, что палка с двумя концами. Значит, что в любой ситуации могут быть и плюсы, и минусы, зависит с какой стороны посмотреть на нее.

    Значит, у этой медали есть две стороны 😉 Есть, значит - и плюсы и минусы.

    Палка о двух концах - это ситуация, из которой можно выйти, есть два выхода, но оба приведут к неприятным последствиям. И предстоит сделать выбор того или иного выхода. Нужно взвесить все преимущества и недостатки, чтобы сделать правильный выбор.

    Палка о двух концах - это разрешение ситуации или решение проблемы, которое может обернуться неприятностями. Когда из проблемы существует 2 выхода, и оба с побочным эффектом, с новыми неприятностями, когда в обоих случаях надо взвешивать все возможные плюсы и минусы. Также, палка о двух концах - это намерение/идея/задумка, которая может иметь как позитивный, так и негативный исход.

    Вообще, как я понимаю, эта фраза пришла к нам с Древней Греции. На Агоре собирались философы, обсуждающие очень интересные и актуальные вопросы. Человек отломал с дерева палку, принес на Агору и спросил: Где у этой палки верх, а где - низ? Люди указали. Затем он перевернул эту палку вверх ногами и снова спросил: А теперь? - Палка о двух концах.

    Это значит что обращенные вами в чью либо сторону негативные действия или мысли, так же могут быть обращены и к вам. Палка которой вы бьете имеет два конца - один у вас а за второй может ухватиться тот кого вы бьете и тут уже зависит от случая, какой конец палки останется свободным (кто ее вырвет у другого) Вы можете быть биты своей палкой.

    Выражение о палке, имеющей два конца, можно (в зависимости от ситуации) интерпретировать немножко по-разному. Но если говорить в общих чертах, то речь идт о том, что какое-то задуманное или уже произведнное действие может привести ещ неизвестно к какому результату к положительному или к отрицательному. И есть резонная опаска, что может произойти и что-то не очень хорошее.

    Пословица образно напоминает нам о неопределнности и относительности того, что происходит или произойдт. Таким образом, под палкой подразумевается не только и не столько палка.

    Давайте воспроизведм ситуацию, когда можно применить это выражение: Допустим, что человек выбирает, на чм ему добираться на работу на собственном автомобиле или на общественном транспорте. И размышляет: Вроде бы я и не против поездить на машине, да палка-то эта о двух концах. Несколько двухчасовых пробок и я уволен.

    Выражение можно трактовать так, что у каждого действия, события в жизни существуют и положительные результаты и отрицательные. Даже в самом сильном горе можно найти что-то положительное, так же как и в самой сильной радости всегда отышетсямкакой-нибудь изъян. Поэтому, когда человек встает перед проблемой выбора, он всегда задымывается о двух концах палки. С одного выбрав что-то он получит одну выгоду, с другого конца, если бы он выбрал второй вариант, то выгода была бы другая. То же самое про потери. Главное сравнить и плюсы и минусы обеих вариантов, чтобы сделать максимально правильный выбор.

    Значение - о чем-нибудь сомнительном, неопределенном, что может повлечь за собою благоприятные и отрицательные последствия (Толковый словарь Д. Н. Ушакова, 1935-1940)

    У палки два конца. Именно это положено в смысл этого выражения - оба конца похожи, но они разные.

    Видимо произошло от пословицы - Счастье, что палка: о двух концах (указана в книге Пословицы и поговорки русского народа В.И. Даля (1853 г.) (раздел - Счастье - удача)). В разделе Былое - будущее, также указана пословица - Всякая вещь о двух концах.

Фразеологические обороты речи русского языка называют также крылатыми выражениями. Таковыми они являются потому, что их используют практически все носители родного языка.

Палка о двух концах... Значение этого выражения рассмотрим в данной статье. Каждый русскоговорящий человек хотя бы раз в жизни его употреблял в разговоре. Что же несет в себе эта фраза?

Значение крылатого выражения

В словаре Ожегова известный фразеологизм преподносится как "разговорный" и объясняется как то, что "может кончится и хорошо, и плохо".

В иных источниках (например, толковом словаре Степановой) определение дается приблизительно такое же. Описывается два возможных варианта исхода одного и того же события: плохой и хороший.

В русском эпосе часто использовалась тема выбора: например, камень у трех дорог в известных сказках. Но даже не заглядывая в печатные издания, можно интуитивно понять смысл многих русских фразеологизмов. Поэтому выражение "палка о двух концах" значение имеет очевидное: подразумевает неоднозначность ситуации. Два конца - значит, есть вероятность двух вариантов исхода действий или определенная степень риска предстоящего дела.

Кто автор?

У любого явления есть своя "другая сторона", она кардинально отличается от первой. То есть добро может обернуться злом и наоборот. Русский человек давно подметил это и запечатлел емко и образно - с помощью крылатых фраз.

Фразеологизм общенародный, не представляется возможным найти его автора. В разговорной речи люди часто рождали, и продолжают это делать, уникальные "острые" обороты, которые моментально приобретают популярность.

О том, что фраза имеет древнее происхождение, говорит довольно архаичный предлог "о", который вышел из употребления, так говорили в Древней Руси. Означает он современный предлог "с". Например, "змий о трех головах", "церковь о пяти куполах".

В этом, как и во много другом, заключается уникальная особенность русского языка. Аналогичное выражение - "обратная сторона медали". Значение фразеологизма примерно то же - передает долю сомнения и беспокойства.

Почему палка?

Палка издавна в сознании народа воспринимается как некое оружие или бытовой предмет. Если бить кого-то, то один конец должен находиться в руке нападающего. Но все может и поменяться: обидчик способен выхватить палку за другой конец и стать атакующим.

Как предмет обихода, палка может являться помощником. На нее можно опереться, повесить котомку для путешествий. Также ее легко использовать в качестве шеста или подпорки. Но в любой момент палка способна превратиться в орудие защиты или нападения.

В этом заключено значение, "палка о двух концах" - выражение, которое напоминает нам о переменчивости бытия, о том, что никогда нельзя быть уверенным абсолютно в чем бы то ни было. И еще о том, что любое зло может обернуться против тебя самого. А также добро иногда превращается в зло.

Есть еще такой вариант объяснения. Палкой можно пытаться вытащить человека из беды (например, когда он тонет), но в этом случае спасаемый может дернуться или нарочно потянуть за нее и утащить за собой. То есть требуется хорошенько подумать, прежде чем сделать плохое либо хорошее дело.

Использование фразеологизма

Из вышесказанного становится понятно, что использовать крылатое выражение может любой человек в любой двойственной ситуации. Их случается немало в жизни страны, в бизнесе, в любви и дружбе.

Любая народная мудрость имеет важное значение, "палка о двух концах" - философская аксиома. Эту фразу используют при анализе и прогнозировании ситуаций. Ее произносят простые люди, политические деятели, используют писатели в своих книгах.

В любом случае всем нравится выражение "палка о двух концах", синонимы к нему (сходные словосочетания) подобрать можно. Например, "обратная сторона Луны", "бабка надвое сказала" - значения этих фразеологизмов приблизительно сходные.

Крылатые выражения вносят в речи колорит, яркость и эмоциональность!

Палка о двух концах

Палка о двух концах ПА́ЛКА, -и, ж.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Палка о двух концах" в других словарях:

    Обоюдоострый Словарь русских синонимов. палка о двух концах сущ., кол во синонимов: 1 обоюдоострый (5) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    Палка о двух концах - Прост. Экспрес. То, что может повлечь за собой и благоприятные и отрицательные последствия, допускает хороший и плохой исход. Мефодьевна резво на выход подалась, а из коридора пригрозила: За такое хулиганство палкой тебя надо, палкой. Гляди,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Разг. О том, что может иметь и положительный и отрицательный исход, и положительные и отрицательные последствия. ФСРЯ, 308; БТС, 240, 776; БМС 1998, 430 … Большой словарь русских поговорок

    палка о двух концах - О том, что может кончиться и хорошо, и плохо … Словарь многих выражений

    Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя. См. БЫЛОЕ БУДУЩЕЕ …

    Палка о двух концах: и туда и сюда. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    Ср. Что ты костылем то своим размахался? Забыл ты, верно, что в костыле два конца?.. Лесков. Соборяне. 2, 1. Ср. Долой факты! и да здравствует психология! Таков девиз прокурора: но не следует забывать, что психология палка о двух концах. Ник.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Палка о двухъ концахъ: и туда, и сюда. Ср. Что ты костылемъ то своимъ размахался? Забылъ ты, вѣрно, что въ костылѣ два конца?... Лѣсковъ. Соборяне. 2, 1. Ср. «Долой факты! и да здравствуетъ психологія! Таковъ девизъ прокурора: но не слѣдуетъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Счастье, что палка: о двух концах. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    палка - Палка о двух концах о чем н. сомнительном, неопределенном, что может повлечь за собою благоприятные и отрицательные последствия. Но ведь психология, господа, хоть и глубокая вещь, а все таки похожа на палку о двух концах. остоевский. Из… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • , Беликов, Александр Алексеевич. Приключения бывшего начальника аналитического отдела солидной фирмы в Заповедном лесу продолжаются!Увлекательную жизнь в параллельном мире среди сказочных существ и совсем не сказочных…
  • Хроники Заповедного леса. Книга вторая. Анфиса , Беликов А.А.. Приключения бывшего начальника аналитического отдела солидной фирмы в Заповедном лесу продолжаются! Увлекательную жизнь в параллельном мире среди сказочных существ и совсем не сказочных…