Что обозначает герб романовых. Династия Романовых. Герб Романовых (Б. В. Кене). Герб Романовых: история

В истории династического герба Романовых белых пятен не меньше, чем в самой истории династии. По какой-то причине долгое время у Романовых вообще не было своего герба, они использовали государственный герб, с изображением двуглавого орла, как личный.

Их собственный родовой герб был создан лишь при Александре II. К тому времени геральдика российского дворянства практически оформилась, и только правящая династия не обладала собственным гербом. Неуместным будет говорить, что династия не питала особого интереса к геральдике: еще при Алексее Михайловиче вышел «Царский титулярник» — рукопись, содержащая портреты русских монархов с гербами русских земель.

Возможно, подобная верность двуглавому орлу обусловлена необходимостью для Романовых показать законную преемственность от Рюриковичей и, что самое важное, от византийских императоров. Как известно, начиная с Ивана III, о Руси начинают говорить как о преемницы Византии. Тем более, что царь взял в жены Софью Палеолог, внучку последнего византийского императора Константина. Они взяли символ византийского двуглавого орла в качестве своего фамильного герба.

В любом случае, это всего лишь одна из многочисленных версий. Доподлинно неизвестно, почему правящая ветвь огромной империи, которая состояла в родстве со знатнейшими домами Европы, так упорно игнорировала геральдические порядки, складывающиеся веками.

Долгожданное появление собственного герба Романовых при Александре II только прибавило вопросов. За разработку императорского заказа взялся тогдашний герольдмейстер барон Б.В. Кене. За основу был взят прапор воеводы Никиты Ивановича Романова, в свое время главного оппозиционера Алексея Михайловича. Точнее его описание, поскольку само знамя к тому времени было уже утрачено. На нем был изображен золотой грифон на серебряном фоне с небольшим черным орлом с поднятыми крыльями и с львиными головами на хвосте. Возможно, Никита Романов позаимствовал его в Лифляндии во время Ливонской войны.


Новый герб Романовых представлял собой красного грифона на серебряном фоне, держащего золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные. Во-первых, бросается в глаза изменившийся цвет грифона. Историки геральдики полагают, что Кене решил не идти против установленных в то время правил, которые запрещали помещать золотую фигуру на серебряном фоне, за исключением гербов таких высочайших особ, как Папа Римский.

Таким образом, изменив цвет грифона он понизил статус родового герба. Или же сыграла роль «лифляндская версия», согласно которой Кене делал акцент на ливонское происхождения герба, поскольку в Лифляндии с XVI века было обратное сочетание гербовых цветов: серебряный грифон на красном фоне.

О символике романовского герба и поныне существует немало споров. Почему столь большое внимание уделяется львиным головам, а не фигуре орла, которая по исторической логике должна быть в центре композиции? Почему он с опущенными крыльями, и какова, в итоге, историческая подоплека романовского герба?

Загадки истории: 6 тайн династии Романовых (1613-1917)

Историю династии Романовых можно читать как детектив. На каждом шагу - свои белые пятна. Происхождение династии, история герба и обстоятельства их воцарения на престоле: все это до сих пор вызывает неоднозначные трактовки историков.

1) Прусское происхождение династии

Родоначальником династии Романовых принято считать боярина Андрея Кобылу при дворе Ивана Калиты и его сына Симеона Гордого. Нам практически ничего неизвестно о его жизни и происхождении. Летописи упоминают его лишь однажды: в 1347 году он был послан в Тверь за невестой великого князя Симеона Гордого, дочерью князя тверского Александра Михайловича.

На сочинённых в XVIII веке гербах родов, происходящих от Кобылы, красуется корона с двумя под ней крестами — традиционная эмблема Данцига в «земле Прусс»

Оказавшись во время объединения русского государства с новым центром в Москве в услужении московской ветви княжеской династии, он, таким образом, выбрал «золотой билет» для себя и своего рода. Родословцы упоминают о его многочисленных потомках, которые стали родоначальниками многих знатных русских родов: Семен Жеребец (Лодыгины, Коновницыны), Александр Елка (Колычевы), Гавриил Гавша (Бобрыкины), Бездетный Василий Вантей и Федор Кошка - предок Романовых, Шереметевых, Яковлевых, Голтяевых и Беззубцевых. Но происхождение самого Кобылы остается загадкой. Согласно фамильной легенде Романовых, он вел свою родословную из прусских королей.

Когда в генеалогиях образуется брешь - она дает возможность для их фальсификации. В случае знатных родов это обычно делается с целью либо легитимизовать свою власть, либо добиться лишних привилегий. Как и в данном случае. Белое пятно в генеалогиях Романовых было заполнено в XVII веке при Петре I первым русским герольдмейстером Степаном Андреевичем Колычёвым. Новая история соответствовала модной еще при Рюриковичах «прусской легенде», которая была направлена на подтверждение положения Москвы как преемницы Византии. Поскольку варяжское происхождение Рюрика не вписывалось в эту идеологию, основатель княжеской династии стал 14-м потомком некоего Пруса, правителя древней Пруссии, родственника самого императора Августа. Вслед за ними «переписали» свою историю и Романовы.

(Кликабельно)

Фамильное предание, впоследствии зафиксированное в «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской Империи», гласит, что в 305 году от Рождества Христова прусский король Прутено отдал королевство брату Вейдевуту, а сам стал верховным жрецом своего языческого племени в городе Романове, где рос вечнозелёный священный дуб.

Перед смертью Вейдевут разделил свое королевство между двенадцатью сыновьями. Одним из них был Недрон, род которого владел частью современной Литвы (самогитские земли). Его потомками были братья Руссинген и Гланда Камбила, которые приняли крещение в 1280 году, а в 1283 году Камбила приехал на Русь служить московскому князю Даниилу Александровичу. После крещения он и стал называться Кобылой.

2) Кто вскормил Лжедмитрия?

Лжедмитрий I (официально — царь Дмитрий Иванович) Портрет из замка Мнишков в Вишневце

Личность Лжедмитрия - одна из самых больших загадок русской истории. Помимо неразрешимого вопроса о личности самозванца, проблемой остаются его «теневые» сообщники. Согласно одной из версий, к заговору Лжедмитрия приложили руку Романовы, которые попали в опалу при Годунове, а старший потомок Романовых - Федор, претендент на трон, был пострижен в монахи.

Приверженцы этой версии считают, что Романовы, Шуйские и Галицины, мечтающие о «шапке Мономаха», организовали заговор против Годунова, используя загадочную смерть молодого царевича Дмитрия. Они подготовили своего претендента на царский трон, известного нам как Лжедмитрий, и возглавили переворот 10 июня 1605 года. После, разобравшись со своим самым главным соперником, сами включились в борьбу за престол. Впоследствии, уже после воцарения Романовых, их историки сделали все, чтобы связать кровавую расправу над семьей Годунова исключительно с личностью Лжедмитрия, а руки Романовых оставить чистыми.

1863 год Земский собор избрал нового царя Михаила Федора Романова

3) Тайна Земского собора 1613

Молодой царь Михаил

Избрание Михаила Федоровича Романова на царство было просто обречено покрыться толстым слоем мифов. Как получилось, что в раздираемой смутой стране на царство избрали молодого неопытного юношу, который в свои 16 лет не отличался ни воинским талантом, ни острым политическим умом? Конечно, у будущего царя был влиятельный отец - патриарх Филарет, который сам некогда метил на царский трон.

Но во время Земского собора он находился в плену у поляков и вряд ли мог как-то повлиять на процесс. Согласно общепризнанной версии, решающую роль сыграли казаки, представлявшие на тот момент мощную силу, с которой стоило считаться. Во-первых, при Лжедмитрии II они и Романовы оказались в «одном лагере», во-вторых, их безусловно устраивал молодой и неопытный царевич, который не представлял опасности для их вольностей, доставшимся им во времена смуты.

Триптих «Кострома - колыбель династии Романовых» (кликабельно)

Воинственные крики казаков вынудили приверженцев Пожарского предложить сделать перерыв в две недели. За это время развернулась широкая агитация в пользу Михаила. Для многих бояр он также представлял собой идеальную кандидатуру, позволившую бы им держать власть в своих руках. Основным выдвигаемым аргументом было то, что якобы покойный царь Федор Иванович перед смертью хотел передать трон своему родственнику Федору Романову (патриарху Филарету). А поскольку он томился в польском плену, корона переходила к его единственному сыну - Михаилу. Как писал впоследствии историк Ключевский, «хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего».

Election of Michael Romanov in 1613

4) Несуществующий герб

В истории династического герба Романовых белых пятен не меньше, чем в самой истории династии. По какой-то причине долгое время у Романовых вообще не было своего герба, они использовали государственный герб, с изображением двуглавого орла, как личный. Их собственный родовой герб был создан лишь при Александре II. К тому времени геральдика российского дворянства практически оформилась, и только правящая династия не обладала собственным гербом. Неуместным будет говорить, что династия не питала особого интереса к геральдике: еще при Алексее Михайловиче вышел «Царский титулярник» - рукопись, содержащая портреты русских монархов с гербами русских земель.

Государственная печать царя Алексея Михайловича.1667

Возможно, подобная верность двуглавому орлу обусловлена необходимостью для Романовых показать законную преемственность от Рюриковичей и, что самое важное, от византийских императоров. Как известно, начиная с Ивана III, о Руси начинают говорить как о преемницы Византии. Тем более, что царь взял в жены Софью Палеолог, внучку последнего византийского императора Константина. Они взяли символ византийского двуглавого орла в качестве своего фамильного герба.

Двуглавый орёл как символ Константинопольской православной церкви, Стамбул

В любом случае, это всего лишь одна из многочисленных версий. Доподлинно неизвестно, почему правящая ветвь огромной империи, которая состояла в родстве со знатнейшими домами Европы, так упорно игнорировала геральдические порядки, складывающиеся веками.

«Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные.»

Долгожданное появление собственного герба Романовых при Александре II только прибавило вопросов. За разработку императорского заказа взялся тогдашний герольдмейстер барон Б.В. Кене. За основу был взят прапор воеводы Никиты Ивановича Романова, в свое время главного оппозиционера Алексея Михайловича. Точнее его описание, поскольку само знамя к тому времени было уже утрачено.

На нем был изображен золотой грифон на серебряном фоне с небольшим черным орлом с поднятыми крыльями и с львиными головами на хвосте. Возможно, Никита Романов позаимствовал его в Лифляндии во время Ливонской войны.

Герб Гольштейн-Готторп-Романовых

Новый герб Романовых представлял собой красного грифона на серебряном фоне, держащего золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные. Во-первых, бросается в глаза изменившийся цвет грифона. Историки геральдики полагают, что Кене решил не идти против установленных в то время правил, которые запрещали помещать золотую фигуру на серебряном фоне, за исключением гербов таких высочайших особ, как Папа Римский. Таким образом, изменив цвет грифона он понизил статус родового герба. Или же сыграла роль “лифляндская версия”, согласно которой Кене делал акцент на ливонское происхождения герба, поскольку в Лифляндии с XVI века было обратное сочетание гербовых цветов: серебряный грифон на красном фоне.

О символике романовского герба и поныне существует немало споров. Почему столь большое внимание уделяется львиным головам, а не фигуре орла, которая по исторической логике должна быть в центре композиции? Почему он с опущенными крыльями, и какова, в итоге, историческая подоплека романовского герба?

Coats of arms of Charles Peter Ulrich of Holstein-Gottorp


5) Петр III - последний Романов?

Портрет Петра III работы художника А. П. Антропова, 1762

Как известно, род Романовых прервался на семье Николая II. Тем не менее, некоторые полагают, что последним правителем из династии Романовых был Петр III. У молодого инфантильного императора совершенно не складывались отношения с женой.

Екатерина рассказывала в своих дневниках, как трепетно она ждала супруга в первую брачную ночь, а он пришел и уснул. Так продолжалось и дальше - Петр III не питал никаких чувств к жене, предпочитая ее своей фаворитке. Но сын - Павел все-таки родился, спустя много лет после супружества.

Петр III Павел I

Слухи о незаконнорожденных наследниках нередки в истории мировых династий, особенно в неспокойное для страны время. Так и здесь появился вопрос: правда ли Павел - сын Петра III? Или же в этом поучаствовал первый фаворит Екатерины, Сергей Салтыков.

Павел I Салтыков

Существенным аргументом в пользу этих слухов было то, что у императорской четы уже много лет не было детей. Поэтому многие полагали, что этот союз и вовсе бесплоден, на что намекала сама императрица, упоминая в своих мемуарах, что ее муж страдал от фимоза.

Сведения о том, что Сергей Салтыков мог быть отцом Павла также присутствуют в дневниках Екатерины: «Сергей Салтыков дал мне понять, какая была причина его частых посещений… Я продолжала его слушать, он был прекрасен, как день, и, конечно, никто не мог с ним сравниться при дворе…

Ему было 25 лет, вообще и по рождению, и по многим другим качествам это был кавалер выдающийся… Я не поддавалась всю весну и часть лета». Результат не заставил себя ждать. 20 сентября 1754 года Екатерина родила сына. Только вот от кого: от своего мужа Романова, или же от Салтыкова?

Существует версия, согласно которой инициатором “интрижки” была Елизавета Петровна, отчаявшаяся получить внука от своего племянника. После «исполнения ее воли» Салтыков был выслан послом в Швецию.

Происхождение Павла до сих пор остается неразрешимой загадкой, которая волновала и последующие поколения Романовых. Неудивительно, в противном случае получалось, что династия Романовых прервалась еще на Петре III, а последующие монархи на троне не более чем узурпаторы. И все же, в оправдание Екатерины Великой стоит сказать, что сходство портретов Павла и Петра III налицо.


6)Загадка Екатерининского именослова (Ekaterina-II)

Выбор имени членам правящей династии всегда играл важную роль в политической жизни страны. Во-первых, с помощью имен нередко подчеркивали внутридинастические отношения. Так, например, имена детей Алексея Михайловича должны были подчеркнуть связь Романовых с династией Рюриковичей. При Петре и его дочерях они показывали близкие отношения внутри правящей ветви (несмотря на то, что это совершенно не соответствовало реальной обстановке в императорской семье). А вот при Екатерине Великой был введен совершенно новый порядок именослова. Прежняя родовая принадлежность уступила место другим фактором, среди которых немалую роль играл политический. Ее выбор исходил из семантики имен, восходящим к греческим словам: «народ» и «победа».

Начнем с Александра. Имя старшему сыну Павла было дано в честь Александра Невского, хотя также подразумевался и другой непобедимый полководец - Александр Македонский. О своем выборе она писала следующее: «Вы говорите: писала Екатерина барону Ф. М. Гримму, — что ему предстоит выбрать, кому подражать: герою (Александру Македонскому) или святому (Александру Невскому). Вы, по-видимому, не знаете, что наш святой был героем. Он был мужественным воином, твердым правителем и ловким политиком и превосходил всех остальных удельных князей, своих современников… Итак, я согласна, что у господина Александра есть лишь один выбор, и от его личных дарований зависит, на какую он вступит стезю — святости или героизма».

Причины выбора несвойственного для русских царей имени Константин, еще более интересны. Они связаны с идеей «греческого проекта» Екатерины, по которому подразумевался разгром Османской империи и восстановление Византийской державы во главе с ее вторым внуком.

Неясно, однако, почему третий сын Павла получил имя Николая. Очевидно, его назвали в честь самого почитаемого святого на Руси - Николая Чудотворца. Но это всего лишь версия, поскольку никакого объяснения этому выбору в источниках не содержится.

Екатерина не имела никакого отношения лишь к выбору имени для младшего сына Павла - Михаила, который родился уже после ее смерти. Тут уже сыграло роль давнее увлечение отца рыцарством. Михаила Павловича назвали в честь архангела Михаила, предводителя небесного воинства, покровителя императора-рыцаря.

Дети императора Павла Петровича у престола.

Миниатюрные портреты Романовых с аукциона (кликабельно)

Цари Романовы - древний московский боярский род. Андрей Иванович Кобыла - первый упоминаемый предок будущей царской династии. Он жил в XIV веке и служил великому владимирскому и московскому князю Симеону Гордому, старшему сыну Ивана Калиты. совместно с Алексеем Босоволковым, выполнял роль посредника в заключении брака между московским князем и Марией Александровной, дочерью тверского князя. Посольство было успешным.

Об Андрее Кобыле в летописях больше не упоминается, но известно, что его потомки продолжали служить московским князьям. Его сыновья стали родоначальниками известных фамилий, а от Федора Кошки и произошли цари Романовы. Сама фамилия был унаследована от прапраправнука Андрея Кобылы - Романа Юрьевича Захарьина, довольно известным окольничьего и воеводы. Его дочь, Анастасия Романовна, стала первой и самой любимой женой Ивана IV Грозного.

Широко известен факт, что Анастасия своим добрым и мягким нравом всегда сдерживала своего мужа. Именно с ее смертью была распущена Избранная рада и обострилось недоверие царя к боярам. Племянником Анастасии Юрьевны был Федор Никитич Романов, личность немаловажная в российской истории. Именно он принимал активное участие в политике в Смутное время, был насильно пострижен в монахи Борисом Годуновым.

Когда началось правление Романовых? Каким оно было? Сколько длилось? На все эти вопросы вы найдете ответы в статье.

Избрание Михаила Федоровича на царство

Период в истории, когда началось правление Романовых, был сложным и кровопролитным. В России с конца XVI бушевала опустошающая, изнуряющая Смута. Сын Ивана Грозного, Федор, умер бездетным, его брат Дмитрий погиб в Угличе, еще один, Иван Иванович, умер еще при жизни отца. Пресеклась династия Рюриковичей, возник династический кризис. Далее шла частая смена власти, роды Годуновых и Шуйских не могли удержать престол. Стоит отметить, что народ невзлюбил новых царей, не только из-за их неудачной политики, а потому что Годунов и Шуйский были выборными правителями, не наследовавшими престол.

Таких же последствий боялись и на Земском соборе в 1613 году, на котором в очередной раз остро встал вопрос о монархе. Нужно было выбрать такого человека, который бы не запятнал собственное имя во время Смуты. Стоит отдать должное казакам, которые сыграли решающую роль в избрании Михаила Романова. Мало того что у них было численное превосходство, казаки оставались неподкупными. Князь Трубецкой, желая заполучить престол, не скупясь, закатывал пиры, чтобы найти поддержку среди казаков. Они, в свою очередь, не отказывались от даров, но и не встали на сторону князя.

Также решающую роль при выборе Михаила Федоровича сыграло отсутствие претендента на престол в Москве, так как это могло обернуться катастрофой и сорвать Земский собор. Бояре же принимали кандидатуру Романова, так как считали, что он молод (на тот момент юноше было 16 лет) и станет «карманным царем», марионеткой в их руках. Когда было решено просить Михаила Федоровича принять правление, вспомнили о его родстве с династией Рюриковичей, ведь его отец являлся двоюродным братом

Легенда о происхождении династии

Каким был герб рода Романовых? Прежде чем об этом говорить, давайте узнаем легенду о происхождении династии.

В начале XVI века версия о приходе варягов на Русь, изложенная в «Повести временных лет», больше не котировалась и никоим образом не укрепляла международный авторитет России. В то же время появляется теория «Москва - третий Рим», укреплявшая положение страны как центра православия. Нужно было придумать легенду о родословной правящей династии. Широко известен римский император Август. Согласно легенде его родственник, Прус, был отправлен в Европу для освоения земель и создания государства. Так он стал королем Пруссии, а она некогда была заселена славянами.

Потомки Пруса стали расширять свою территорию на востоке, таким образом были заселены и русские земли. Так произошла династия Рюриковичей. Но как эта легенда связана с Романовыми? Очень просто. В 1722 году Петр I также решил утвердить легитимность своей власти путем «обогащения» родословной. Император наказал разработать эту версию герольдмейстеру Степану Андреевичу Колычеву. Теперь стало принято считать, что во время существования Римской империи (373 или 305 год) король Пруссии Прутено передал королевство во владение своему брату Вейдевуту, а сам уехал в языческий город Романов, где его почитали как верховного жреца. Поселение располагалось на берегах Дубиссы и Невяжи, где рос поражающий своей величиной дуб. Перед смертью Вейдевут разделил королевство на несколько частей.

Один из его сыновей, Недрон, начал княжить в жмудских землях (территория современной Литвы). Спустя столетия, в XIII веке, потомок Недрона, Гланда Камбила, приехал на Русь, где стал служить первому московскому князю, Даниилу Александровичу. Там он принял христианство, а прежнее его имя стало прозвищем - Кобылой. Естественно, что эти версии не являются реальностью, многочисленные попытки историков убедиться в их достоверности оказывались тщетными. Тем не менее, многие правители династии Романовых были поистине великими, речь о наиболее значительных из них пойдет ниже.

Правление Михаила Федоровича Романова

Михаил Федорович правил с 1613 по 1645 год. Он выполнил очень трудную задачу - стабилизировал положение в стране, разоренной после Смуты. Прекратились споры по поводу правителей. «Воренок Ивашка», сын Лжедмитрия II, которым могли воспользоваться недовольные воцарением нового монарха, был казнен. Устранены иноземные претенденты на русский престол. Прежде всего успешной была внешняя политика Михаила. В 1617 году заключен по которому России был возвращен Новгород. В 1618 был подписан Деулинский договор с Польшей, который позволил наладить обстановку внутри за счет отсутствия опасности извне. Тем не менее, в Смоленской войне (1632-1634) России потерпела поражение.

Алексей Михайлович

Во времена правления Алексея Михайловича произошло множество важных событий, однако этот царь находится как бы в тени своего сына, Петра I Великого. Хотя сам Алексей Михайлович был прозван Тишайшим, век его царствования назван «бунташным». На данный временной отрезок (1645-1676) выпало несколько значительных народных недовольств: (1648), Медный бунт (1662) и крестьянская война под предводительством Степана Разина (1670-1671). Вследствие первого события был принят свод законов - Соборное уложение (1649), согласно которому юридически оформлялось крепостное право. Знамениты реформы желавшего согласовать церковные обряды и книги с греческими оригиналами. И хотя меры реформы были незначительны (установилось перекрещивание троеперстием, написание имени Иисус и т. д.), они также вызвали много недовольства у народа.

Петр I Алексеевич

Всем известен первый русский император, великий реформатор и талантливый полководец - Петр I Алексеевич. Первыми самостоятельными шагами царя стали Азовские походы, благодаря которым Россия обрела выход к Азовскому морю, и Великое посольство, в котором сам Петр принимал активное участие. Россия переняла многие европейские обычаи, а также сформировался Северный союз для войны со Швецией. В ходе Северной войны (1700-1721) Россия обрела выход к Балтийскому морю и получила статус империи. Ряд преобразований Петра способствовал быстрому развитию капитализма в стране, образования, культуры, науки и т. д.

Екатерина II Алексеевна

Петр I принял указ о престолонаследии, согласно которому монарх сам назначает себе преемника, но император не успел распорядиться на этот счет, что и привело к длительным дворцовым переворотам, в ходе которых претенденты на престол, опираясь на гвардию, захватывали власть. Большинство из них были неспособны к правлению, но это нельзя сказать о Екатерине II, жене ненавистного русскому народу Петра III, внука Петра I. И внешнюю, и внутреннюю политику Екатерины можно охарактеризовать как успешную. Она секуляризировала церковные земли (1764), ликвидировала гетманство на Украине (1764), провела реформу Сената (1763), губернскую (1775), городскую (1785). Главным результатом внешней политики стало получение выхода к Черному морю и присоединение Крымского полуострова.

Александр I Павлович

Александр I - довольно противоречивая личность в русской истории. Начало его правления было многообещающим - Негласный комитет, в который входили приближенные императора, принял указы о политической амнистии (1801), преобразовании коллегий в министерства (1802), о вольных хлебопашцах (1803). В 1812 Россия одержала великую победу в Отечественной войне, укрепился международный авторитет державы. Но во второй половине правления Александра либеральный настрой сменился консервативным, что и стало одной из причин восстания декабристов в 1825 году.

Александр II Николаевич

Александра II называли Освободителем за главную реформу, осуществленную в 1861, - отмену крепостного права. Именно при Александре II был создан фамильный герб Романовых, речь о котором пойдет ниже. Ко времени его правления были проведены многие преобразования: судебная (1864), земская (1864), городская (1870), военная (1861-1874) и прочие реформы. Тем не менее, великий преобразователь был убит в 1881 народовольником

Последний Романов

На пришлось тяжелое время. Было пролито много крови во время трагедии на Ходынском поле (1894), в русско-японской войне (1904-1905), в революции (1905-1907), в Первой мировой войне (1914-1918) и в Февральской революции (1917). Однако в царствование Николая наблюдался большой прирост населения, налоги были одними из самых низких в Европе, в руках крестьян было около 80% пахотных земель. К сожалению, отсутствие твердой руки государя, неудачи во внешней политике и сильное влияние старца Григория Распутина привели к свержению императора в марте 1917 и расстрелу его с семьей летом следующего года. Это был последний Романов, династия прекратила свое существование.

Основатель Русского археологического общества

Бернгард Васильевич Кене - крупный геральдист Российской империи, основатель Русского археологического общества. По его инициативе было проведено упорядочение герботворчества в России. В 1857 барон Кене установил правила украшения гербов. Бернгард стал создателем второго Большого и фамильного герба династии Романовых.

Герб Романовых: история

С приходом к власти в 1613 все правители из династии Романовых использовали государственный герб, на котором изображен двуглавый орел. Но к 60-м годам XIX столетия Александр II пожелал создать личный символ. Каким стал фамильный герб дома Романовых? За его основу был взят герб бояр Романовых. Но также существует символ Готторп-Гольштейн-Романовых, так как прямая мужская ветвь династии пресеклась в 1730 со смертью внука Петра I, Петра II, а женская - в 1761 с кончиной его дочери Елизаветы. Первым представителем династии Готторп-Гольштейн-Романовых стал Петр III. Его мать, Анна, была дочерью Петра Великого, а отец, Карл Фридрих, был герцогом Гольштейн-Готторпским. Петр, видимо, не успел урегулировать юридическое наименование династии, а его жена, Екатерина II, не стала привлекать к столь скользкому вопросу внимание, так как первоначально ее положение на троне было довольно шатким.

Символы герба Готторп-Гольштейн-Романовых

Что обозначал герб Романовых? Значение его очевидно: это сила и власть.

Щит был разделен на две части. Справа На нем изображен красный гриф, держащий в лапах меч и щит. Самая важная деталь - небольшой черный орел, сидящий на щите. Кромка герба украшена головами львов. Считается, что символ Романовых был позаимствован ими у герба Лифляндии, так как грифон - фигура, довольно распространенная в европейской геральдике. Герб Шлезвиг-Голштинии находится слева и разделен на пять частей, не считая небольшой щит в центре. На кромке можно увидеть герб шлезвигский, герб голштинский, герб стормарнский, герб дитмарсенский. Внутренний щит также разделен на две части: ольденбургский и дельменгорстский гербы.

Палаты бояр Романовых

Дом Романовых в Зарядье - единственное здание, сохранившееся от большой усадьбы Романовых. Предположительно, он был построен в конце XVI века. В XIX веке Александр II объявил, что палаты стали музеем, свободным для посещения. Дом Романовых также примечателен тем, что на его стенах находится изображение грифона, основного символа рода Романовых.

06.10.2003 // Р. Паласиос

Под понятием «герб дома Романовых» с прошлого века подразумевается составленный бароном Б.В. Кене в царствование императора Александра II герб правящей с 1613 г. в России династии. Забавность ситуации состояла в том, что в это царствование процесс обретения гербов российским дворянством, не говоря уже о старинных знатных родах, практически завершился. И чуть ли не единственными не имевшими геральдически оформленной родовой символики были члены правящей династии. Это было связано с тем, что с момента прихода к власти они пользовались государственным гербом, т.е. двуглавым орлом, как личным, не осознавая до поры необходимости в собственной родовой символике. К тому же со смертью в 1654 г. бездетным боярина Н.И. Романова - двоюродного брата первого русского царя из этого боярского рода - пресеклась нецарская ветвь Романовых. И вот, наконец, императорская семья во второй половине XIX в. возжелала обзавестись собственным родовым гербом. Тогдашний герольдмейстер барон Б.В. Кене на основании романовского предания и рисунка на прапоре вышеупомянутого боярина Н. И. Романова создает герб, который получает Высочайшее утверждение 8 декабря 1856 г., несмотря на отсутствие логики и несоответствие между историей рода и символикой нового герба.

Рис.1. Герб Романовых, составленный бароном Б.В. Кёне: «...Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч (щит с отверстием в середине - Р.П. ), увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные» (ПСЗ. Т.32. 1857. №31720).

Обратимся к той вещи, с которой, собственно, и были взяты основные сюжеты для новоиспеченного романовского герба. Принято считать, что все они были изображены на прапоре Н.И. Романова, хранившемся в Оружейной палате. В некоторых изданиях мы можем даже увидеть рисунок этой мемориальной вещи и убедиться, что, как и на гербе Романовых в исполнении барона Кене, на круглом щите грифона сидит маленький орел с опущенными крыльями, а в обоих откосах (хвостах) прапора, чередуясь, теснятся рубленые головы львов в профиль - серебряная, золотая, серебряная, золотая и т. д. Хоровод из этих голов окружает, соответственно, и внутренний щит романовского герба. Получается, что Бернгардт Кене лишь заменил золотой цвет грифона с прапора на красный в серебряном поле в гербе, видимо, подразумевая лифляндские(?) корни фамилии, так как Лифляндия с XVI в. имела обратное цветовое сочетание своего герба - серебряный грифон в красном поле. И это несмотря на то, что романовские предания однозначно указывали на то, что основатели рода выехали из Пруссии, а не из Лифляндии.

Дело в том, что барон Кене этого флажка никогда не видел, так как последний был уже давно безвозвратно утрачен. А тот самый рисунок - не что иное, как реконструкция второй половины XIX в. по описанию, взятому из издания «Московская Оружейная палата» Вельтмана (1860 г.). Сделано это описание было во второй половине XVII в., после чего следы прапора потерялись. И если еще раз, и внимательнее, вчитаться в оригинальный текст, то мы избежим тех практически принципиальных ошибок, которые заполнили и «реконструкцию» прапора, сделанную в XIX в. и, соответственно, перекочевали на официально утвержденный герб. Итак: «Прапор середина тафта белая, вшит гриф тафта желтая, с мечом, в левой лапе держит клеимо, повыше клейма писан орлик черный, опушка вшита в червчатую тафту, тафта желтая. Откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов». Во-первых, «повыше клейма» означает - не сидит на щите, а находится в левом верхнем углу, т.е. в крыже. Во-вторых, понятие «клеймо» подразумевает не круглый щит, а то, что в этом месте находится некий текст, указывающий на личность владельца, или христианская цитата. Скорее всего - первое, так как в противном случае непонятно, почему именно этот прапор ассоциирован с царским кузеном. В клеймах, окруженных картушем, изображали также и святых, однако в этом случае в описании прапора было бы точно указано, что за религиозный сюжет там воспроизведен. И третье: «... писаны главы львовы золотом и серебром», - означает не их бесконечную череду, а, как было тогда принято, в каждом откосе по одной. И не по-западноевропейски - в профиль, а по-русски - анфас, чему сохранились аналогии. Кстати, там они выглядели явно не отрубленными. К тому же писали «главы львовы» не одну серебром, а другую золотом, а просто и тем и другим каждую.

Рис.2. Прапор боярина Никиты Ивановича Романова. Авторская реконструкция по описанию Московской Оружейной палаты.

Барона Кене подвели многие вещи: и непонимание русских обозначений вещей и изображений XVII в., и следование чисто западноевропейским подходам в русской геральдике, и, видимо, срочность исполнения «социального» заказа. Все это привело к достаточно посредственному результату, который, правда, в силу своего уже более чем векового существования, сам стал привычной исторической данностью.

В результате, явно второстепенные сюжеты, а именно грифон и львы, стали доминирующими, а грифон получил «статус» родовой эмблемы. Маленький же орел, почему-то с опущенными крыльями, из основной фигуры превратился в настолько заштатную, что в описании утвержденного герба даже забыли написать, что он черный. Видимо, по этой причине встречаются цветные изображения романовского герба с красным(!) орликом.

Однако вернемся к грифону: как ни крути, а его фигура самая большая на прапоре. По этому поводу существует изящная гипотеза барона М.А. Таубе, изложенная им в статье «К истории герба дома Романовых» в июльском «Гербоведе» 1913 г. Путем красивых и грамотных сопоставлений он выводит обретение Романовыми данного символа с деда царя Михаила - боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, известного воеводы Ивана Грозного, прославившегося в Ливонской войне. При этом уважаемый автор доказывает значение грифона, как исключительно личной эмблемы боярина Никиты Романовича, не забытой впоследствии его потомками. А вот следов родовой символики Романовых автор статьи просто не обнаружил. Барон Таубе указывает на изображение грифона с мечом на монетах взятого боярином в 1575 г. города Пернова, где он потом сидел воеводой. Скорее всего, это так и было, тем более, что и царственный патрон - Иван Грозный - присваивал эмблемы покоренных земель зачастую именно с местных денег, что обычно приводило к геральдическим казусам. Возможно, Никита Романович и остановился на эмблеме Лифляндии и сделал ее в память о своих подвигах личной. Но впоследствии, если не сам боярин Никита, то его потомки, и царь Михаил Романов в том числе, должны были распознать, что полученный Лифляндией в 1566 г. герб является собственным гербом Яна Ходкевича - польского управителя Лифляндии. И если эта эмблема и получила на первых порах у Романовых «прописку», то, наверное, не как основная, особенно после Смутного времени. Видимо, герб Ходкевичей не раз видел будущий царь Михаил Федорович, сидя с польским гарнизоном в осажденном его будущими подданными Кремле в августе 1612 г. Тогда отряды Великого литовского гетмана Яна Кароля Ходкевича не смогли прорваться к Китай-городу и Кремлю. Они шли в бой с множеством знамен, о чем есть воспоминания очевидцев. Скорее всего, герб командующего был одной из самых распространенных эмблем на знаменах этой армии интервентов. Если и закрепился уже у Захарьиных-Юрьевых и Романовых грифон с мечом, как некая эмблема, то после 1612 г. даже и нецарствующая ветвь Романовых вряд ли могла желать своим символом герб Ходкевичей.

Рис.3 (слева направо):
- монета с дарованным Лифляндии в 1566 г. гербом, чеканившаяся в 1572-1573 гг. для польского гарнизона города Пернау;
- герб княжества Пруссии на знамени (1542 г.);
- герб Западной (Королевской) Пруссии (1542 г.).

Другое дело, если грифон и лев были по сходным обстоятельствам выбраны не первостепенными, но все же присущими именно роду Романовых. И тому можно найти косвенное подтверждение. Самым ранним из дошедших до нас предметов, специально изготовленных для членов дома Романовых, является ковш с надписью «ковш боярина Федора Никитича Романова...». Эта вещь относится к концу XVI в., так как в 1599 г. отец Михаила Федоровича был пострижен в монахи под именем Филарет. Так вот, под носком этого ковша гравирован гриф, а под ручкой - лев. Возможно, к этому имеет отношение и изображение на спинке двойного трона царей Иоанна и Петра Алексеевичей с одной стороны грифа, с другой - льва. Хотя, как было отмечено выше, царствующие Романовы отказались от родовой символики, заменив ее на государственную. А встречающиеся на предметах царского обихода изображения грифонов и львов с другими мифологическими персонажами имеют другую, государственную направленность, а подчас - и просто декоративную. Так, например, мы встречаем применявшиеся в Византийской империи гербы четырех больших префектур (орел - для Италии, гриф - для Галлии, единорог - для Азии и лев - для Иллирии) на многих вещах московских царей: на саадаке большого наряда Михаила Федоровича 1628 г. вместе с двуглавым государственным орлом и московским гербом («человек на коне, копьем колющий змея»), на нарезной пищали и т.д. Москва, провозгласившая себя «Третьим Римом», вполне осознанно использовала со времен Ивана III византийскую символику, к XVII в., возможно, забыв, откуда взялись эти мифологические персонажи и что они первоначально определяли. Часть их в большей степени полюбилась отдельным московским государям, например, Ивану Грозному - единорог. Однако к родовой символике вступивших в 1613 г. на московский престол Романовых они вряд ли имели отношение.

И что же нам остается? Черный орел, на которого в середине XIX в. практически не обратили внимания. Ситуация осложнялась тем, что Романовы вместе с Шереметевыми, Колычевыми и другими старинными знатными родами вели свою родословную от Гланды Камбилы (после крещения - Андрей Кобыла), прибывшего на службу к Московским великим князьям, скорее всего, в последней четверти XIII в. Однако все они, кроме Романовых, обзавелись в начале XVIII в. гербами на основе Гданьского городского, что было весьма логично, исходя из легенды рода, и, возможно, имели более серьезные корни своих гербов, чем до сих пор было принято считать. Но эта тема достойна отдельной статьи.

Кроме потомков Гланды, на Руси существовала и другая ветвь (Салтыковы, Шеины, Кутузовы), считавшая своим прародителем другого выходца из прусских земель, а именно - Михаила Прушанина. При этом они вполне логично использовали в своих гербах черного прусского орла. Так как Прушанин выехал на Русь по легенде предположительно до 1231 г., то вполне логично использование ими в качестве родовой эмблемы прусских дружинников черного ворона, впоследствии под воздействием христианства трансформировавшегося в геральдического черного орла. Прусские дружинники были вытеснены с родины в результате конфликта с жреческой верхушкой на рубеже XI-XII вв. А к Московскому князю Прушанин мог попасть в XII в. необязательно непосредственно из Пруссии, а из Литвы, где проживало достаточно много прусских эмигрантов, или с возникшей по крайней мере до 1215 г. Прусской улицы Великого Новгорода. Потомки же Гланды Камбилы, как выехавшие много позже (в конце XIII в., а может быть и в XIV в.), использовали в своих гербах оппозиционную черному орлу тему - кресты и дубы, поскольку их прародитель относился к другой волне прусской эмиграции - тем дружинникам, которые подчинились жрецам и остались на родине, однако были выбиты оттуда в XIII в. тевтонскими рыцарями. Вся история с волнами прусской эмиграции достаточно подробно расписана в работах специалиста по прусской археологии и истории В.И. Кулакова. На основании присутствия в романовской символике черной птицы и того, что остальные потомки Гланды Камбилы взяли в конце XVII-начале XVIII в. себе Гданьский герб, он делает вывод, что и Гланд Камбила покинул Пруссию ранее XIII в., т.е. был дружинником.

Рис.4 (слева направо):
- налобная конская подвеска из прусского погребения Ирзекапинис (ок. 1000-1050 гг.);
- наконечник ножен меча из прусского могильника Ржевское (ок. 975 г.);
- картуш из книги П. Терлецкого с гербом Б.П. Шереметева (1698 г.)

Гипотеза В. Кулакова основывалась на вроде бы общеизвестном факте - искусственности герба графа Б.П. Шереметева, так как этот герб был придуман Петром Терлецким и опубликован в книге, изданной в 1698 г. Соответственно и остальные родственные семейства воспользовались приложенным к родовой легенде гербом города Данцига (Гданьска). Однако сама книга Терлецкого, в которой был рисунок этого герба, увидела свет в 1695 г., а не в 1698 г. и не была следствием европейского турне Б.П. Шереметева 1697- 1698 гг. К тому же, мы располагаем сведениями, позволяющими утверждать, что Шереметевский герб лишь окончательно сложился к концу XVII в., а отдельные его смысловые и цветовые элементы использовались членами рода и ранее.

Различные родовые символы потомков Гланды Камбилы и Романовых, возможно, относят последних к первой волне прусской эмиграции, т.е. к Михаилу Прушанину, воеводе Гаврило или еще к кому-нибудь.

Странно, что вообще удалось разыскать изображение прапора, имеющего четкое отношение к Романовым. У других русских родов при утверждении в XVIII в. своей эмблематики не было и того. Правда, боярин Никита Романов славился при жизни любовью к западноевропейским новинкам, но можно ли на этом основании заключить, что он осознанно пользовался родовой символикой на предметах обихода и на знаменах? Наверное, рисунка на прапоре для этого утверждения недостаточно. Хотя в аналогичных по сюжету прапорах воинских частей того времени находим: «...от древка в клейме орел двоеглавый...», или крест, а в середине мог быть и грифон, и другое изображение, но наличие двуглавого орла в крыже ясно указывало на принадлежность к государственной службе. А одноглавого у Романовых - к роду.

Рис.5. Знамя боярина Никиты Ивановича Романова. Авторская реконструкция по описанию Московской Оружейной палаты.

Но кроме описания такой, в общем-то, не первостепенной по значимости вещи, как прапор, существует описание большого знамени того же боярина. По описи Московской Оружейной палаты 1687 г. оно было таким: «...вверху из облака простираются три руки; одна с крестом, другая с венцом, третья с мечом, посредине орел тафта черная, на нем клеймо из тафты красной, с надписью золотом: боярин Никита Иванович Романов; кайма объярь черная с нашивками из тафты разных цветов, кругом шелковая разноцветная бахрома.» Отсутствие указания на цвет самого полотнища, а также обильная живопись указывают на его, скорее всего, белый цвет. Вероятно, выходящие из облака руки не случайно держат крест, венец (открытую корону) и меч. Рука с мечом, вместе с черным орлом, обязательная часть польского герба Солтык и герба Западной Пруссии - части Польского королевства. Венец во второй руке - это корона на голове птицы. Непосредственно рука с короной встречается с XIV в. в гербе города Кнайпхоф - одного из трех составных городского герба Кенигсберга. А вот выходящая из облака рука с крестом - это просто герб того самого, знаменательного для воинской славы Романовых лифляндского города Пернова (Пернау). Итак, реконструировав по описанию знамя Н.И. Романова, мы получаем чуть ли не герб Прусского Курфюршества (с 1525 г.), т.е. черного одноглавого орла в серебряном (белом) поле.

И последнее. После смерти Н.И. Романова его имущество поступило в государеву казну, так как его прямым наследником был царственный кузен Михаил Федорович. В пространной описи вещей покойного практически не упомянуты изображения на предметах утвари, кроме: «...запона золота орлик с искорки алмазными...» и «...образцы пластанными орлами низаны жемчугом велик четыре гнезда...». Но главное, подробно описана печатка боярина: «...перстень золот томпаз резана печать орел с коруною...». Так как исключена возможность того, что боярин, как частное лицо, мог запечатывать свои бумаги двуглавым государственным орлом, то другого варианта, кроме как одноглавый под короной - нет!

Рис.6 (слева направо):
- герб города Пернова (Пернау);
- польский герб Солтык;
- герб города Кнайпхоф.

Опираясь на символику знамени, прапора и печати, полагаем, что Романовы в XVII в. пользовались изображением черного орла на белом поле как родовой эмблемой, а золотые грифон с мечом и лев занимали в их символике второстепенное значение, более соответствовавшее уровню щитодержателей. Такими были, например, два льва в Шереметевском гербе. Таким образом, оппозиция ворон - древо, возникнув в Пруссии на рубеже XI-XII вв., реализована в гербах обоих прусских светских государственных образований: Курфюршество Пруссия и Западная Пруссия Польши - черный орел и независимый от них прусский город Данциг (Гданьск) - кумиропоклонный дуб. Та же ситуация повторилась в двух линиях русских родов «из прус». Только остается вопрос: если и Шереметевы и Романовы произошли именно от Андрея Кобылы, то почему последние использовали более ранний вариант символики?

Библиография:

1. Барсов Е.В. Роспись всяким вещам, деньгам и запасам, что остались по смерти большого боярина Н.И. Романова // ЧОИДР. 1887. Кн.3. Отд.1.
2. Бобровский И.О. История Лейб-Гвардии Преображенского полка. Т.1. Спб. 1900.
3. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. М., 1991.
4. Лерман Г.М. Историческая геральдика города Кенигсберга // Гербовед. №10 (2.1996), М.
5. Кулаков В.И. Геральдика пруссов и генеалогические корни родов, возводимых в России к выходцам «из прус» // Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования. М., 1989.
6. Кулаков В.И. Истоки геральдики российских «выезжих из Пруссии» родов // Гербовед. №4 (2.1993), М.
7. Кулаков В.И. Легендарные гербы Пруссии // Гербовед. №9 (1.1996), М.
8. Лакиер А.Б. Русская геральдика. М., 1990.
9. ПСЗ. Т.32. 1857. №31720.
10. Смирнов Т.Н. Герб рода графов Шереметевых // Гербовед. №8 (2.1995), М.
11. Таубе М.А. К истории герба дома Романовых // Гербовед. Июль. Спб., 1913.
12. Тройницкий С.Н. Герб дома Романовых на предметах, хранящихся в Московской Оружейной палате // Гербовед. Февраль. Спб., 1913.
13. Тройницкий С.Н. Гербы потомства Гланды Камбилы // Гербовед. Январь. Спб., 1913.

«Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф , держащий золотые меч и тарч , увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные».

История герба

Герб составлен первым руководителем Гербового отделения Департамента Герольдии Б. В. Кёне в царствование императора Александра II . С момента прихода к власти (1613 год) династия Романовых пользовалась государственным гербом, то есть двуглавым орлом , как личным. Во второй половине XIX века императорская семья пожелала обзавестись собственным родовым гербом. Б. В. Кёне, взяв за основу романовское предание и рисунок на прапоре (хранившемся в Оружейной палате) боярина Н. И. Романова создаёт герб, который получил Высочайшее утверждение 8 декабря г. Б. В. Кёне заменил золотой цвет грифона с прапора на червлёный в серебряном поле в гербе.

Описание прапора Н. И. Романова

«Прапор середина тафта белая, вшит гриф тафта желтая, с мечом, в левой лапе держит клеймо, повыше клейма писан орлик чёрный, опушка вшита в червчатую тафту, тафта жёлтая. Откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов».

Палаты бояр Романовых

Герб Романовых с изображением грифона был расположен на фасаде музея Палаты бояр Романовых , которые были превращены в музей при Александре II и претерпели «историческую» реставрацию в 1857-1858 гг. Реставрацию проводил академик архитектуры Фёдор Фёдорович Рихтер . Грифон находился над входной дверью северного фасада со стороны улицы Варварки. «В Советское время ниша была заделана, грифон снят и дальнейшая судьба этого памятника не известна. Во время реставрационных работ 1984-1991 гг. нишу раскрыли. Её предназначение выяснили в результате работы в архивах. Нашли ряд малоизвестных проектов Ф. Ф. Рихтера и фотографию 1913 года, на которой изображен император Николай II на фоне северного фасада палат, над входом хорошо виден грифон» .

В 2008 году потомки Ф. Ф. Рихтера - семья Черновых-Рихтеров и Пол Эдвард Куликовский , потомок сестры Николая II, финансово помогли реконструировать эти два рельефа с изображением геральдических грифонов на фасадах здания .

Герб Гольштейн-Готторп-Романовых

Соединённый герб Гольштейн-Готторп-Романовых входил в Большой Герб Российской империи .

Описание Родового Его Императорского Величества герба:

«Щит рассечённый.

  • Вправо - герб рода Романовых: в серебряном поле червлёный гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом, на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные.
  • Влево - герб Шлезвиг-Голштинский: щит четверочастный с особою внизу оконечностью и малым в середине щитом.
    • В первой червлёной части - герб норвежский: золотой коронованный лев с серебряною алебардою,
    • во второй золотой части - герб шлезвигский: два лазуровые леопардные льва,
    • в третьей червлёной части - герб голштинский: пересечённый малый щит, серебряный и червлёный, вокруг оного серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряные гвоздя с концами к углам щита,
    • в четвёртой части - герб стормарнский: серебряный лебедь с чёрными лапами и золотою на шее короною,
    • в червлёной оконечности - герб дитмарсенский: золотой с поднятым мечом всадник на серебряном коне, покрытом чёрной тканью,
    • средний малый щит также рассечённый:
      • в правой половине герб ольденбургский - на золотом поле два червлёные пояса,
      • в левой - герб дельменгорстский - в лазуревом поле золотой, с острым внизу концом крест.

Этот малый щит увенчан велико-герцогскою короною…».

    Greater Coat of Arms of the Russian Empire 1700x1767 pix Igor Barbe 2006.jpg

    Большой герб Российской империи . Родовой герб расположен внизу

    Средний герб Российской Империи - герб Романовых.jpg

    Соединённый герб Гольштейн-Готторп-Романовых (фрагмент Большого герба Империи)

    RomanovsCoatRF.png

    Герб Романовых (бояр)

    Wappen Herzog zu Schleswig Holstein.jpg

    Герб Шлезвиг-Голштинский (Гольштейн-Готтропский)

    Crown of the Grand Duke of Luxembourg.svg

    Геральдическая корона великого герцогства Люксембургского, аналогичная использованной в этом гербе

Напишите отзыв о статье "Герб Романовых"

Литература

  • Таубе М. А. К истории герба дома Романовых // Гербовед. Июль. Спб., 1913.
  • Петров П. Н. Юрьевы-Романовы // / Н. Дубенюк. - М: Эксмо, 2009. - С. 201. - 576 с. - (Российская императорская библиотека). - 4000 экз. - ISBN 978-5-699-33485-8 . .

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Герб Романовых

Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.