Что нужно сделать чтобы предотвратить конфликт. Как избежать конфликта с друзьями и родителями: памятки и советы. Хорошее настроение - спасение от скандалов

В общественных местах (в транспорте, магазине, кафе, дома, на работе) частыми спутниками наших отношений с другими людьми становятся конфликты.

Недовольство тем или иным поведением человека или его ребенка вызывает желание ответить ему, оскорбить, сделать больно. Хочется задеть обидчика острым словом как можно больнее, ощутив при этом колоссальное удовольствие от своей правоты.

Как избежать конфликтов с людьми? Как справиться с негативными эмоциями, которые порой накрывают до такой степени, что хочется выплеснуть их наружу?

Можно ли избежать спорных ситуаций, или конфликты неизбежны?

Чтобы знать, как можно избежать сложных, конфликтных ситуаций с другими людьми или в семье, необходимо понимать их природу. Что лежит в основе любого конфликта? Обратимся к знаниям Системно-векторной психологии, которая раскрывает законы взаимодействия и построения отношений с другими людьми.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана "Системно-векторная психология". Регистрируйтесь

Ссоры с любимым человеком, членами семьи или коллегами могут иметь много последствий: поучительные, полезные, разрушающие или болезненные. Большинство людей согласилось бы с тем, что ссоры изматывают. Если вы ищите способы избегать конфликтных ситуаций, существуют безотлагательные меры предотвращения ссоры как в настоящий момент, так и в дальнейшем.

Шаги

Прекращение ссоры

    Попытайтесь понять, чем озабочен другой человек. Если человек начинает ссору или неадекватно реагирует на ваши замечания, выразите все словами. Например, скажите: "Я понял(а), что этот вопрос важен для тебя" или "Я понимаю, что ты считаешь мою идею неудачной, но я так не думаю".

    • Если обстановка начинает накаляться или события развиваются слишком быстро, просто отстраните себя от конфликта. Скажите, что вам нужен перерыв и что вы вернетесь к обсуждению вопроса позже.
  1. Спокойно обсудите причины волнения друг друга. Старайтесь вести беседу как можно устойчивее в эмоциональном плане. Не кричите и не опускайтесь до обвинений. Лучше выразите свою точку зрения коротко и ясно. Человеку будет проще ответить на определенный пример, нежели на что-то расплывчатое, обобщенное или обвинительное.

    • Несмотря на то, что это может быть трудно, постарайтесь ограничить спор 1-2 главными проблемами. Не нужно превращать в ссору в поле боя, где вскрываются все до единого недостатки ваших отношений или дружбы.
  2. Дайте человеку возможность высказаться. Это значит, что вы действительно должны выслушать, что вам говорят. Не нужно выискивать в аргументах и доводах слабые места. Попробуйте понять, что до вас хотят донести, независимо от того, нравится вам это или нет.

    • Не торопите другого человека. Позвольте ему собраться с мыслями и обосновать свои доводы в удобном для него темпе. Так он увидит ваше уважение и готовность слушать.
  3. Отвечайте с уважением. Если вы не согласны со сказанным, попытайтесь найти обоснование этим аргументам, нежели сразу спорить. Соберитесь с мыслями несколько минут прежде, чем отвечать. Так у вас не вырвутся слова, которые могут быть обидными для собеседника. Например: "Теперь я понял(а), почему ты расстроен(а)".

    • Если вы пойдете навстречу человеку, вероятнее всего, вы так же получите положительную реакцию на свои замечания.
  4. Обратите внимание на свой язык тела. Этот так же важно, как крик, обвинения или переход на личности. Используйте язык тела, который призывает к открытому общению, например, не скрещивайте руки и постарайтесь принять расслабленную позу. Так же в критической ситуации очень важен зрительный контакт.

    • Избегайте защитных жестов: скрещивание рук, тыканье пальцем, избегание взгляда или стремление спрятать руки. Это все сигналы к тому, что вы не хотите говорить.
  5. Используйте чувство юмора. Не нужно приводить аргументы с предельной серьезностью. Если вы считаете, что это будет уместно и собеседник восприимчив к юмору, пошутите пару раз. Это ослабит напряжение и покажет другому человеку, что вы не защищаетесь и не принимаете все слишком близко к сердцу.

    • Никогда не шутите в адрес другого человека. Это лишь усугубит конфликт.

    Предотвращение конфликта

    1. Продолжайте всегда быть хорошим слушателем. Никогда не придерживайтесь несгибаемой позиции. Вместо этого, постоянно внимательно слушайте, что думают другие и что они говорят. Если человек упомянул что-то, что его обеспокоило, отнеситесь к этому серьезно и ответьте или извинитесь.

      • Активное слушание и умение реагировать упрощает общение в целом.
    2. Старайтесь не отстаивать свою правоту каждый раз. Это огромный источник ссор между людьми. Учитесь признавать свою неправоту. Учитесь вливаться в течение и общаться без выяснений, кто “прав”, а кто “виноват”.

      • Поначалу может быть сложно останавливаться и не отстаивать свою позицию до конца, но со временем вы заметите, что уровень стресса идет на снижение. Не имея необходимости всегда быть правым, вы сможете наслаждаться жизнью и уважать других людей.
    3. Если конфликт возник в отношениях, побудьте некоторое время наедине с собой. Порой люди просто устают друг от друга, особенно если видятся слишком часто. Сделайте перерыв, чтобы снизить напряжение и еще больше ценить друг друга при совместном времяпрепровождении.

      • Время, проведенное с друзьями, поможет вам укрепить свое мировоззрение, зарядит позитивом и веселым настроем. Возможно, вашему партнеру так же нужно время на себя и своих друзей.
    4. Поставьте себя на место другого человека. Вы научитесь сопереживанию и лучше поймете, через что сейчас проходит человек. Не ждите ссоры, когда это все может открыться. Вместо этого, регулярно пытайтесь понять проблемы и радости другого человека. Так вы станете более связанными и меньше настроенными на конфликт.

      Планируйте важные обсуждения. Если вас что-то волнует, подумайте, как преподнести это другому человеку. Решите, что вы будете говорить, как и когда. Сделайте ваши аргументы короткими и ясными.

      • Не поднимайте проблему во время накала страстей или без тщательного обдумывания. Иначе вы просто обидите человека, получите эмоциональную ответную реакцию или просто поругаетесь.
    5. Запишитесь на психологическую консультацию или займитесь медитацией. Если вы все еще боретесь с конфликтными ситуациями, обратитесь за помощью. Предложите другому человеку совместно пройти консультацию у психолога или заняться медитацией. Если вы получили отказ, пройдите терапию самостоятельно. Хотя это может не решить всех ваших проблем, вы можете научиться правильно реагировать и лучше чувствовать ситуацию.


Когда люди, связанные какими-либо межличностными отношениями, будь то любовные, рабочие или дружеские, сходятся вместе, то вначале общего пути они стараются при любых обстоятельствах вести себя корректно и грамотно, соглашаясь с мнением другого человека и пытаясь казаться для него ближе, чем есть на самом деле.

Но позже все участники тандема расслабляются, приобретая уверенность, а вместе с ней и возможность продемонстрировать свое превосходство. Таким образом, все скрытые до этого момента различия постепенно выходят на поверхность, приводя к «трениям», неурядицам и проблемам в общении. Чтобы предотвратить подобную ситуацию, важно знать, как разрешить конфликт и даже суметь превратить его в источник благоприятных перемен, духовного роста.

Основные виды конфликтов и возможные пути их решения

Все конфликтные ситуации условно разделяются на два вида. Первый может возникнуть из-за определенной вещи, конкретных чувств или ценности. Участник ситуации вовлекается в нее как будто неосознанно, вне зависимости от того, хочет он этого или нет. Поэтому знать, как уладить конфликт, будучи заинтересованным в решении исключительно в свою пользу – достаточно тонкая наука.

В первую очередь, нужно суметь максимально разрядить обстановку, а не «подливать масла в огонь». Вести себя необходимо уверенно, а если отстаивать свою точку зрения, то спокойно, игнорируя провокации оппонента, а если хочется ответить на них, то делать это грамотно и ненавязчиво. Если есть возможность, не лишним будет привлечь других людей на свою сторону, но только таким образом, чтобы люди сами этого захотели, например, убедившись, что вы достойнее.

Что касается второго типа конфликта, то он представляет собой давящую провокацию со стороны обидчика. В этом случае люди на уровне подсознания ищут мотивацию своих действий только в ошибках других. Поэтому, чтобы понять, как избежать конфликта подобного рода, нужно, в первую очередь, научиться «железной» выдержке – то есть полностью игнорировать провокации, какие бы слова и доводы ни приводил оппонент, а попытки к ним умело пресекать.

Лучше лишний раз переступите через себя и промолчите, ведь главное – избежать лишних острых углов. Создайте такую ситуацию, в которой провокатору просто не будет места.

Принципы «неконфликтности»: как строить отношения правильно?

Наверняка каждый из вас слышал, как окружающие искренне говорят про кого-то: он совершенно неконфликтный человек. А задумывались ли вы когда-либо, что в подобной личности особенного, если это свойство характера так заметно?

Оказывается, достоинства есть, и, научившись грамотно перенять их на себя, можно не только узнать, как выйти из конфликта, но и вообще туда никогда «не заходить».

  1. Обращайте внимание на собеседника, демонстрируя интерес в поддержании диалога при любых обстоятельствах, даже если это не так.
  2. Будьте на «одной волне», подстройтесь под другого, без излишнего лицемерия, но и без постоянных возражений.
  3. Контролируйте речь: избегайте грубых словечек, выражений «ни за что» и «никогда», которые способны убить даже самый адекватный диалог, настраивая собеседника на агрессивный лад.
  4. Не задевайте темы, которые неприятны другой стороне или могут вызвать волну старых обид. Не сплетничайте и придерживайтесь нейтральной позиции в суждениях, иными словами, как говорят в народе: не суйте нос, куда не надо.
  5. Шутите, но только грамотно и с осторожностью, без перехода на личности и внешние качества.
  6. Не будьте выше другого: не стремитесь постоянно указывать на чужие ошибки и огрехи, даже мотивируя это тем, что вы всегда правы. Каждый человек может ошибиться – это не повод в чем-то обвинять собеседника и вести себя свысока, сравнивая партнера по разговору с кем-то более достойным.

Осторожно, ошибка: какие поступки «тормозят» разрешение конфликтной ситуации?

Но даже зная, как уладить конфликт, очень часто люди не сдерживаются и сами совершают промахи, которые сводят все усилия на пути к «мировой» на нет. Это в первую очередь, следующие ошибки:

  • уход от спокойного тона и переход на крик, принятие агрессивной позы, перебивание во время беседы;
  • открытие насмешки над партнером, переход на оскорбление – неважно, в ответ или нет, т.е. открытое проявление антипатии;
  • привлечение третьей стороны, которая является врагом вашего оппонента;
  • намеренное преуменьшение заслуг противоположной стороны, неискренность и лицемерие;
  • систематический отказ в ответ на предложения по решению вопроса.

Главные правила решения любого конфликта: семерка лучших советов

  1. Постарайтесь вести себя сдержанно, контролируя эмоции в любой ситуации – неважно, касается это того, как избежать конфликтов в семье или немедленного решения прений с начальством. Успешно решить любую проблему нужно только в полном спокойствии, тихой, гармоничной обстановке.
  2. Меньше «накручивайте себя». Иногда много думать – вредно, особенно, когда приходишь к тому, что еще даже не произошло.
  3. В нужное время, в правильном месте. Задумайтесь, когда и при каких обстоятельствах часто возникают неприятности, и вы поймете, что в большинстве случаев все происходит тогда, когда «день не задался». По этой причине переговоры лучше проводить после обеда, когда человек включается в процесс немного отдохнувшим.
  4. Причины и последствия. Смотрите шире, выходите за рамки негативной ситуации – только в таком случае можно понять, как разрешить конфликт.
  5. Здесь и сейчас. Необходимо отбросить и забыть все прошлые обиды и неприятные воспоминания, останавливаясь исключительно на настоящем моменте.
  6. Не накапливайте проблемы и не таите зла. Не ждите, когда неурядиц станет много, чтобы нажать кнопку «Delete» на все и сразу. Помните известную фразу про решение проблем по мере их поступления? По этому же принципу обращайтесь с обидами. В крайнем случае, выскажите ее аккуратно вслух, освободитесь от лишних мыслей, а не носите их всегда с собой.
  7. И, наконец, главное, о чем уже говорилось выше: не оскорбляйте, воздерживайтесь от истерик, следите за своим тоном и характером иронии, не цепляйтесь к словам других и в то же время не спускайте всех «собак» только на себя.
Помните, что при правильном походе можно избавиться от самой сложной ситуации. Главное – желание.

Вся наша жизнь, как полотно, соткана из взаимоотношений с другими людьми. По факту рождения мы попадаем в огромный мир людей и с первых дней жизни учимся находить общий язык с окружающими. Переживания и эмоции, вызванные теми или иными событиями, зачастую способствуют искаженному восприятию действительности. Эти искажения являются причинами недопонимания между людьми, а как следствие – причинами конфликтов. Поэтому, для того, чтобы сделать свою жизнь спокойнее и гармоничнее, нужно как следует разобраться, что же такое конфликт и как его избежать. Возможно, вы не станете самым бесконфликтным человеком на планете, но, во всяком случае, будете знать наверняка, как поступать в той или иной ситуации.

Что такое конфликт

Из множества определений можно сделать вывод, что конфликт – это противоречие двух и более сторон, которое было произнесено вслух. Конфликт не возникает на пустом месте, а выстраивается из последовательных стадий, а именно:

  • первое — расхождение во мнениях по тому или иному поводу,
  • второе — прямое высказывание своего несогласия с противоположным мнением,
  • третье – прямое противостояние, открытая борьба.

С одной стороны, конфликт – это нежелательная ситуация, которую следует избегать, а в случае возникновения – устранить как можно скорее. С другой же стороны, конфликтная ситуация позволят посмотреть со стороны на происходящую картину, позволяет услышать противоположную точку зрение. Для того чтобы конфликт не грозил разрывом тех или иных отношений, надо уметь слушаться и слышать своего оппонента, возможно, он действительно прав.

Причины конфликтов

Понимание причин конфликта может не только помочь эффективному поведению в нем, но и избежать осложнений ситуации. Психологи выделяют несколько причин, способствующих возникновению конфликта.

  1. Недостаток информации об обсуждаемом объекте, или же ее не качественность.
  2. Субъективное восприятие ситуации – расхождение между реальными событиями и личным отношением к ним.
  3. Сложности в коммуникации – одни и те же слова могут восприниматься и интерпретироваться различными людьми по-разному.
  4. Несовпадение ожидаемого и реального поведения оппонента.
  5. Различия в системах ценностей – различия интересов, поведения и целей.
  6. Расположение на различных ступенях социальной или должностной лестнице.
  7. Нехватка финансовых возможностей.
  8. Несовместимость претензий сторон и отсутствие возможности для их удовлетворения.

Как избежать конфликтов

Часто участники конфликта оправдываются, что это не они его начали, что это она во всем виновата, или он ничего не выслушав начал кричать и т.д. Таким образом, они пытаются защитить себя и совершенно не предполагают, что могли и вовсе избежать конфликта. Если не вы являетесь «зачинщиком» конфликта, проявите свою взрослую сторону – не продолжайте его.

Как избежать конфликтов на работе

Большая часть нашей жизни проходит на работе, там и общение с сотрудниками, и продвижение по службе, и еще много чего. Поэтому конфликты на рабочем месте могут возникать в нескольких плоскостях – это конфликты с начальством и конфликты с коллегами по работе.

Чтобы избежать конфликтов с начальством, стоит придерживаться нескольких правил:

  1. Не забывайте, что начальник «всегда прав», а если он все-таки не прав, не стоит на это реагировать слишком эмоционально. Начальник предъявляет к вам требования как к сотруднику, и вы этим требованиям должны соответствовать, конечно, если хотите продолжать там работать.
  2. Если начальник наорал на вас при всех из-за своего плохого настроения – сдержитесь. И если вы не поняли в чем причина (если с вашей стороны все должностные обязанности выполнены верно), зайдите к нему и в спокойной обстановке, не повышая голоса, выясните в чем ваша ошибка.
  3. Не заискивайте перед начальством. Отношения должны быть строго профессиональными, иначе это может привести не только к конфликту с начальником, но и с сотрудниками.
  4. Признайте право на ошибку. И вы, и ваш начальник — люди, а людям свойственно ошибаться. Не стоит нагнетать обстановку лишними страхами.
  5. Не обсуждайте поведение начальника с сотрудниками, даже в неформальной обстановке. Вы никогда не знаете, где и в каком ракурсе могут всплыть сказанные вами слова.

Что же касается конфликтов в коллективе, тут все немного сложнее, так как помимо профессионального компонента еще вступает и личностные взаимоотношения. Чем больше коллектив, тем больше мнений, причем не только профессиональных. Поэтому тактика поведения должна быть хорошо продуманна.

  1. Чаще улыбайтесь, старайтесь во всем находить хорошее. Это не только оберегает от некоторого числа конфликтов, но и помогает по жизни.
  2. Если с вашей профессиональной точкой зрения не согласен сотрудник с большим опытом в данном вопросе, попросите его в спокойных тонах объяснить его причину несогласия. Выяснив причину, вам будет легче ориентироваться по ситуации либо признать нехватку своего опыта, либо же решать вопрос с личностной неприязнью.
  3. Если конфликт возник на почве личностной неприязни, старайтесь вести разговор в спокойных тонах и не выясняйте отношения у всех на глазах, сделайте это наедине.
  4. Если в коллективе царит напряженная атмосфера и вас пытаются чем-то зацепить, чтобы вывести на эмоции – не поддавайтесь, агрессия не лучший советчик.
  5. Не принимайте ничью сторону, вы никогда не знаете как может измениться ситуация через несколько дней, а может и через пару часов.
  6. Старайтесь поддерживать с сотрудниками рабочие отношения – это важно для эффективной работы.

Как избежать конфликтов с друзьями

Все мы прекрасно знаем, что друзей много не бывает и если вам повезло, и такие вас окружают, значит, вы их наверняка за что-то цените, а, следовательно, дорожите ими. Поэтому во избежание никому не нужных ссор, следует принять во внимание некоторые советы психологов.

  1. Не следует слишком бурно реагировать на мелкие замечания в ваш адрес. Прежде чем ответить, сосчитайте до 10, а на выдохе подумайте, стоит ли отвечать.
  2. Если вашему другу очень хочется поругаться, и вы это желание улавливаете из каждой его фразы, попробуйте уйти от конфликта. Вспомнить о важных делах, срочном звонке, нерешенной проблеме, иногда бывает просто жизненно необходимо, чтобы сохранить дружбу.
  3. Если избежать не удалось, и конфликт уже начат – попробуйте согласиться с мнением своего друга. Увидев, что с ним согласны, и никто не пытается его переубедить, ему просто будет не интересно продолжать конфликтовать.
  4. Одним из важных помощников в конфликтных ситуациях является умение спокойно разговаривать. Сядьте с другом и спокойно обсудите возникшую проблему, посмотрите на нее с разных сторон и выберете решение, которое будет устраивать вас обоих.
  5. Прежде чем принять участие в том или ином конфликте, подумайте, что для вас дороже – дружба или возможность доказать свою правоту.

Как избежать конфликтов в семейных отношениях

Семья — это самое важное, что есть в нашей жизни. Она окружает нас с момента нашего рождения и сопровождает всю жизнь. К сожалению, ни жизнь под одной крышей, ни расстояние — не способны помочь избежать конфликтов. Исключить конфликты из всей семейной жизни вряд ли получится, а вот сократить их количество, при желании, возможно.

Как избежать конфликтов с родителями

  1. Если вы чувствуете, что вас провоцируют, накручивают или выводят из равновесия – выдохните и успокойтесь. Очистив свой разум от закипающих эмоций, у вас гораздо лучше получится разобраться в сложностях сложившейся ситуации.
  2. Если в ваш адрес высказываются претензии – выслушайте их не перебивая говорящего. Контролируйте не только свои эмоции, но и слова, что вы произносите. Любое не к месту (или неудачно) сказанное слово может быть использовано не в ваше пользу.
  3. Здраво оценив ситуацию, выясните, где неправы вы, а где неправы ваши родители. Не бойтесь признать свои ошибки.
  4. Не повышайте голос, дайте понять родителям, что для вас важны ваши отношения с ними.
  5. Не таите обиду, не оставляйте недосказанности, они имеют свойство разрушать отношения изнутри. Будьте откровенны и честны как с собой, так и со своими родителями.
  6. Учитывайте настроение и состояние здоровья не только своего, но и своих родителей, все мы люди и у всех бывают перепады в настроении. Не будьте эгоистами.

Как избежать конфликтов с детьми

  1. Каждый раз, когда ваш ребенок, как вам кажется, напрашивается на конфликт – задумайте, для чего он это делает. Очень часто причиной конфликта становится банальная нехватка внимания со стороны родителей.
  2. Для детей очень важно ощущать как к ним относятся. Если он просит что-то купить: переключите его внимание или объясните как можно подробнее, почему вы не можете этого сделать. В противном же случае ребенок ощутит безразличное к нему отношение, что обязательно приведет к очередному конфликту.
  3. Как можно чаще общайтесь со своими детьми, это поможет узнать вам об их желаниях, страхах, настроении. И поможет избежать истерик с большим количеством негативных эмоций.
  4. Избегайте жесткой критики в адрес детей. Наверняка вам тоже неприятно, когда вам говорят, что вы плохая. Если ваш ребенок в чем-то не прав, сделав ему замечание, объясните как стать лучше.

Как избежать конфликтов со второй половинкой

  1. Уважительно относитесь ко второй половинке, к его интересам, вкусам, предпочтениям и т.д.
  2. Вы полюбили его таким, какой он есть, не стремитесь его переделать.
  3. Не забывайте, что в отношениях вас двое, не предъявляйте тех требований, которые не можете сами осуществить.
  4. Искренность – это один из самых важных ключиков успешных отношений.
  5. Прежде чем обидеться, задумайтесь, что на самом деле в вас говорит, может это лишь усталость от рабочего дня, а может, это голод.
  6. С помощью пряника можно получить гораздо больше, нежели при помощи кнута. Чаще хвалите и изредка напоминайте о том, что нужно сделать.
  7. И вы, и ваша вторая половинка – люди, а людям, как известно, свойственны перепады настроения. Простите это и ему, и себе. Не ждите моментального удовлетворения ваших желаний, особенно если он не в духе.
  8. Заметили, что любимый пытается начать конфликт, сведите это в шутку, не получается – переключите его внимание на что-нибудь приятное. Поцелуйте или скажите что-нибудь ласковое.

Как избежать конфликтов. Видео

Конфликты... Это слово постоянно на слуху в современном обществе. Личные и рабочие разногласия приводят к различным негативным ситуациям, когда люди вынуждены искать пути выхода их них с наименьшими моральными потерями. Именно поэтому предупреждение конфликтов является залогом здоровых отношений, когда нет необходимости пребывать в поисках способов примирения.

Что такое конфликт

В современной психологии существует множество различных определений данного понятия. Но все они предполагают, что конфликт – это наиболее острая фаза разрешения различных противоречий. Они возникают в процессе взаимодействия и заключаются в противодействии участников ситуации, сопровождая ее негативными эмоциями. Большинство ученых делают акцент именно на противоречивости целей и интересов субъектов возникшего разногласия.

Существует определение противоречия как речевого действия, где выделяются три стадии борьбы интересов, результатом которой является конфликт:

  • разногласия во мнениях;
  • противоречие в диалогах;
  • прямая борьба, выражающаяся в конфликтах действий.

Таким образом, предотвращение конфликтов означает отсутствие любых речевых действий, имеющих своей целью нанесение ущерба любого рода другой стороне.

Сущность конфликта

Для того чтобы профилактика конфликтов была достаточно эффективной, необходимо понимать, в чем заключается сущность противоречия, которой присущи четыре характеристики;

  • структура;
  • динамика;
  • функция;
  • управление.

Структура конфликта состоит из:

  • объекта (предмета спора);
  • субъектов (отдельных лиц, групп или организаций);
  • условий протекания;
  • масштаба;
  • стратегии и тактики поведения субъектов ситуации;
  • исхода.

Психология конфликта предполагает динамический процесс, который состоит из следующих этапов:

  • предметная ситуация, когда возникают объективные причины для конфликта;
  • конфликтное взаимодействие, где происходит непосредственно сам инцидент;
  • разрешение конфликта, которое может быть полным или частичным.

Конфликт выполняет различные функции, и некоторые из них достаточно важны для эффективного взаимодействия сторон:

  • диалектическая, подразумевающая выявление причин конфликтного взаимодействии;
  • конструктивная, предполагающая направление напряжения, вызываемого возникшей ситуацией, на достижение поставленной цели;
  • деструктивная, когда появляются различные личностные и эмоциональные окраски взаимоотношений.

Регулирование конфликта сводится, по сути, к возможности им управлять. Управление, в свою очередь, делится на внешнее и внутреннее. В первом случае контроль над ситуацией возложен на руководителя, во втором - необходимо личное управление своим поведением.

Основные этапы конфликтных ситуаций

Причины разногласий могут быть самыми разными, но общими для них всех являются этапы возникновения и разрешения спора. Итак, этапы конфликта следующие:

  • момент зарождения конфликтной ситуации, которую могут спровоцировать как один, так и несколько человек;
  • осознание сложившейся ситуации, выражающееся в изменении настроения и различных критических высказываниях в адрес оппонента;
  • открытое противостояние, когда стороны переходят к активным действиям с целью нанести обиду или иной моральный ущерб противнику;
  • осознание оппонентом конфликтной ситуации и начало ответных действий;
  • развитие конфликта, когда выдвигаются определенные требования;
  • финал разногласий через просьбы, разговоры или административные методы, заключающиеся в решении суда, увольнении и т. д.

Как вы могли заметить, данные этапы конфликта переходят из одного в другой независимо от вида возникшего разногласия.

Варианты исхода

Существуют разные варианты разрешения конфликтных ситуаций:

  • уход от него, когда одна из сторон не замечает или делает вид, что не замечает возникших разногласий;
  • сглаживание противоречий, когда один из субъектов конфликта либо соглашается с предъявленными другой стороной претензиями, либо оправдывает себя;
  • компромисс, когда обе стороны идут на взаимные уступки в целях разрешения разногласий;
  • возрастание напряженности, когда начало конфликта носит особо резкий характер и переходит в серьезное противостояние, не ограниченное сроками;
  • подавление конфликта силой, когда одну из сторон или обоих субъектов вынуждают принять определенную точку зрения.

Виды конфликтов

Психология конфликта предполагает его деление на виды в зависимости от основания. Так, основанием для выделения в отдельный тип могут служить следующие факторы:

  • источники возникновения;
  • социальные последствия;
  • масштабность;
  • формы борьбы;
  • тактика субъектов.

Также конфликты делятся на два вида по отношению к отдельному субъекту:

  • внутренние;
  • внешние.

Внутренний конфликт предполагает противоречие желаний одного человека, а внешний – разногласия между ним и окружающей средой. Характер конфликта внешнего, в свою очередь, может быть межличностным, межгрупповым или таким, что возник между личностью и группой.

Межличностный конфликт является самым распространенным и заключается в столкновении интересов различных лиц. Межгрупповой, как правило, возникает в рабочей атмосфере, когда интересы малых групп оказываются противоположными. Что касается конфликта между личностью и группой, такого рода разногласие также характерно для деловой сферы, когда интересы организации противоречат интересам отдельной личности.

Помимо таких разногласий, существует множество других: семейные, подростковые, личные или конфликт поколений. В каждой из этих ситуаций проблемы возникают с самыми близкими людьми, а значит, надо сделать все, чтобы этого не допустить.

Семейные конфликты

К сожалению, несмотря на все усилия, конфликты в семье – явление неизбежное. И дело здесь не в том, что люди не любят друг друга, просто не все умеют решать разногласия мирным путем.

Конфликты в семье могут быть между супругами, между детьми, между родителями и детьми, между супругами и их родителями – вариантов много. Однако возникает вопрос: почему же некоторые пары живут долго и счастливо, а другие становятся врагами и расходятся навсегда? Все дело в отношении людей к сложившейся ситуации. Субъект конфликта может раздуть скандал, увеличив его масштабы, однако в его же власти закончить его без больших моральных потерь.

Для того чтобы возникла конфликтная ситуация, достаточно малейшего повода. Иногда это становится похожим на игру в настольный теннис, когда партнеры бросают друг другу взаимные обвинения, как мяч в игре. Это может продолжаться довольно долго, все зависит от желания и умения сторон скандалить.

На самом деле существует много способов сохранить мир в семье. Например, если частые раздоры стали появляться не так давно, можно попробовать высказать свою претензию и попросить супруга озвучить ее своими словами. Психологи утверждают, что большинство проблем у пар возникает из-за неправильного толкования слов своей половины. Попробовав данный метод, вы довольно быстро убедитесь, что суть конфликта не имеет никаких оснований.

Если причиной разногласий является несовпадение в желаниях, возьмите листок и напишите, чем бы вы хотели заняться. Желательно, чтобы в списке было не менее 5 пунктов. Затем сравните свои желания и постарайтесь вывести из них что-то общее для обоих. Вы удивитесь, насколько этот способ действенный.

Однако стоит помнить, что, независимо от причины разногласий, главное - выяснить его причину. Профилактика конфликтов заключается в том, чтобы слушать и слышать друг друга. Кроме этого, необходимо озвучивать свои желания, не ожидая, что они будут угаданы супругом. Если вы будете соблюдать эти два правила, количество конфликтных ситуаций в семейной жизни будет сведено к минимуму.

Проблема отцов и детей

В современном обществе есть три основных направления: старшее, зрелое и молодое. Конфликт поколений - это нормальная составляющая взаимоотношений старших и младших.

Что касается обсуждения данного вида разногласий, здесь неизбежен переход на микроуровни, когда такого рода ситуации становятся обычным явлением в любой среднестатистической семье, где взгляды родителей отличаются от детских или подростковых. Тем не менее, разное мировоззрение не обязательно должно вести к конфликтным ситуациям.

Как избежать конфликта поколений? Единственный выход из данной ситуации - это принятие взглядов другой стороны, взаимное уважение и терпимость. Например, пенсионеры, перестав выполнять свои ежедневные профессиональные обязанности, оказываются в непростой психологической ситуации, когда им необходима помощь и поддержка близких людей.
Подростки, в свою очередь, пребывают в том возрасте, когда категоричность и полное отрицание мнения взрослых для них - нормальное явление. Между пенсионерами и молодежью стоят зрелые люди, которые также могут страдать от разных взглядов на жизнь своих родителей или детей. В данном случае каждая из сторон должна проявлять терпимость к мнению других и уважать его. Только такое взаимопонимание может стать ответом на вопрос о том, как избежать конфликта между разными поколениями.

Подростковые конфликты

В подростковом возрасте, который считается одним из самых сложных периодов, конфликты занимают особое место, являясь неотъемлемой частью социальной жизни. Конфликты подростков возникают не только в отношениях с родителями, но и при общении со сверстниками. Зачастую именно сложные взаимоотношения ребенка с товарищами становятся серьезным поводом для родительского беспокойства. В это время от взрослых требуется приложить максимум усилий для того, чтобы помочь подростку избежать сложностей в общении. Существует несколько правил, соблюдение которых может помочь избежать таких ситуаций и помочь тинейджеру наиболее безболезненно перейти на следующий жизненный этап. Итак, если вашей целью является предупреждение конфликтов, от вас требуется:

  • Не обвинять во всем подростка. Именно на этом жизненном этапе для него имеют решающее значение доверительные отношения со взрослыми. Поэтому крайне важно, чтобы ребенок знал, что может довериться вам в любой ситуации, не боясь обвинений в свой адрес.
  • Выяснять причину возникновения разногласий. Узнайте у ребенка все детали произошедшего, прежде чем делать выводы. Если подросток замкнулся в себе, следует поговорить со школьными учителями и выяснить причину проблемы.
  • Осознавать, что не всегда родительское вмешательство несет пользу. Если речь идет о ссоре лучших друзей, которые могут ругаться по несколько раз в день, причем дело порой доходит до драки, то вмешательство взрослых будет иметь только отрицательный результат. Прежде чем принимать решение об оказании помощи ребенку, узнайте все детали произошедшего.
  • Не проявлять равнодушия. Не всегда позиция стороннего наблюдателя несет пользу. Например, если у вашего ребенка серьезные проблемы со сверстниками, которые не принимают его в свой круг, это может привести к серьезным психологическим проблемам в будущем. Такую ситуацию следует брать под контроль как можно раньше, выясняя, в чем причины подобного поведения.

Ваше доброжелательное отношение и терпимость имеют решающее значение в безболезненном разрешении подростковых конфликтов.

Конфликты личностей

Особенно часто встречаются личные конфликты, которые могут возникнуть как между коллегами, так и между людьми, связанными между собой различными социальными связями. Они, как правило, появляются из-за невозможности принятия точки зрения, идеологии, системы ценностей и иных установок предприятия. Также разногласия могут возникнуть между работниками вследствие несовместимости их характеров и иных психологических характеристик.

Основное качество, которое помогает в преодолении таких ситуаций – терпимость по отношению к мнению окружающих. Необходимо осознать, что никто не обязан разделять вашу точку зрения, ибо у каждого человека есть собственное мнение. Осознание данного факта позволяет легче воспринимать личностные различия.

Стили разрешения конфликтов

В зависимости от целей и интересов субъектов конфликтной ситуации, различают такие стили ее разрешения:

  1. Конкуренция - входит в число наиболее жестких вариантов решения конфликтных ситуаций. Подходит для людей, стремящихся решить проблему в первую очередь для удовлетворения собственных интересов. Стиль наиболее приемлем в тех случаях, когда субъект конфликта - сотрудник организации, и разрешение ситуации - в компетенции руководителя. В данном случае именно конкуренция приучит работников к подчинению, а также поможет вернуть веру в успех предприятия в трудной ситуации.
  2. Уклонение - выражается в слишком долгом откладывании принятия решения под различными предлогами. Ведет к тому, что ситуация со временем лишь усложняется, поэтому данный стиль является наименее предпочитаемым.
  3. Приспособление - подразумевает ориентацию на поведение других и нежелание отстаивать собственные интересы. Результатом выбора такого стиля разрешения конфликта становится уступка требованиям оппонента и признание его правоты.
  4. Сотрудничество - предполагает решение проблемы в свою пользу с учетом интересов другой стороны. Это максимально приемлемый стиль разрешения социальных конфликтов, потому что является залогом сохранения мирных отношений в будущем.
  5. Компромисс, основанный на взаимных уступках обеих сторон. Он подходит для ситуаций, когда цели сторон совпадают, различаются лишь способы их достижения. Данный стиль разрешения конфликтов зачастую является наиболее оптимальным вариантом для участников.

Основные способы разрешения конфликтных ситуаций

Все существующие на сегодняшний день способы разрешения конфликтов можно разделить на две большие группы: негативные и позитивные.

Негативные означают борьбу за собственные интересы, главной целью которой является изменение конфликтной ситуации. Достичь этого можно различными методами:

  • воздействуя на другую сторону;
  • меняя соотношение сил;
  • используя как правдивую, так и ложную информацию об оппоненте в собственных целях;
  • правильно оценивая другую сторону и её возможности.

Такой метод решения конфликта достаточно агрессивный и зачастую ведет к нарушению единства между сторонами в дальнейшем. Именно поэтому, по мере возможности, следует избегать его.

Позитивные способы разрешения конфликтов предполагают ведение переговоров с целью определения наиболее оптимального решения ситуации. Они, как правило, требуют уступок со стороны субъектов и ведут к частичному удовлетворению интересов сторон.

Таким образом, существует много способов разрешения конфликтных ситуаций, однако самый лучший – его предупреждение.

Как избежать конфликтов

Самая распространенная причина возникновения такого рода разногласий – излишняя эмоциональность человека. Если вашей целью является предупреждение конфликтов, следует научиться:

  • спокойствию и стрессоустойчивости, благодаря которым вы сможете хладнокровно оценить сложившуюся ситуацию;
  • держать свои эмоции под контролем, чтобы суметь донести аргументы до оппонента максимально эффективно;
  • слушать и обращать внимание на слова и проявление чувств окружающих;
  • осознавать право каждого человека по-своему разрешать ту или иную ситуацию;
  • не использовать оскорбительных слов и не совершать поступки с целью унизить оппонента.

Следование данным правилам поможет избежать возникновения различных конфликтных ситуаций, а следовательно и необходимости искать из них оптимальный выход.

Всегда ли следует избегать конфликтов

Конфликтная ситуация – это всегда столкновение интересов. Такое противостояние предполагает, что каждая из сторон будет пытаться отстаивать свои желания и точку зрения, что неизбежно приведет к разного рода разногласиям. Конечно, сложно спорить с тем, что худой мир лучше доброй ссоры, и лучше где-то промолчать, чем спровоцировать скандал.

Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то окажется, что и конфликты несут определенную пользу. К примеру, они помогают увидеть существующие проблемы в новом свете. Это касается как личных отношений, так и деловых. Высказывать свое мнение всегда лучше, чем молча переживать собственное недовольство. В личных отношениях такое молчание рано или поздно приведет к масштабному скандалу, который может закончиться полным расставанием людей. Это касается семейных пар, друзей и даже родителей и детей. Ни один человек не может всю жизнь молча терпеть недовольство, рано или поздно оно выйдет наружу. Чем позже это произойдет, тем хуже будут последствия. Именно поэтому периодическое возникновение конфликтных ситуаций позволит избежать глобальных проблем в отношениях. Однако при этом нужно учитывать, что надо правильно их разрешать, чтобы они не затягивались и не становились привычным образом жизни.

Что касается деловых отношений, конфликты разного рода также позволяют увидеть существующие в коллективе проблемы, к решению которых следует приступать как можно раньше.

Когда люди годами живут без возникновения конфликтной ситуации, это говорит об отсутствии близости между ними и равнодушии друг к другу. Никто не может читать мысли другого человека и полностью соответствовать его ожиданиям. Поэтому обязательно надо проговаривать свои желания, даже если это приведет к небольшому конфликту. Стремление договориться и решить проблему мирным путем позволит улучшить отношения, вместо того чтобы нанести вред.

Тем не менее слишком частые разногласия тоже не являются показателем здоровых отношений, поэтому предупреждение конфликтов иногда лучший путь решения ситуации.