Что нужно чтобы стать психотерапевтом. Цели семейной психотерапии. Зависимости - алкогольная, игровая, наркотическая

Последнее обновление: 06/07/2014

Вы ищете профессию, с которой Вы сможете по-настоящему помогать людям и улучшать их жизнь? Тогда карьера психотерапевта для Вас - отличный вариант. В основном, люди считают, что для того, чтобы стать психотерапевтом, необходимо получить степень доктора в психологии, но на самом деле есть целый ряд других возможностей для карьеры в этом направлении.
Сам термин «психотерапевт» носит общий характер, его зачастую используют для обозначения целой категории специалистов в области здравоохранения, которые оказывают услуги по восстановлению и поддержанию психического здоровья клиентов. Вот лишь несколько конкретных названий:

  • клинический психолог;
  • психиатр-нарколог;
  • психолог-реабилитолог;
  • профессиональный консультант;
  • школьный психолог;
  • социальный работник и т.д.

Начните с оценки Ваших интересов и целей

Может быть Ваша конечная цель и заключается в том, чтобы стать терапевтом. Однако нужно определиться конкретнее, ведь от того, каким именно терапевтом Вы хотите стать, в значительной степени зависит подготовка, которую Вам необходимо пройти для достижения своей конечной цели. Терапевты работают в широком диапазоне параметров и с различными группами населения, поэтому начните процесс планирования с учётом того, где бы Вы хотели работать.

Хотите работать с детьми? Можете стать лицензированным клиническим психологом или социальным работником. Заинтересованы в работе с семьями или парами? Тогда рассмотрите возможность стать семейным консультантом.
Хотите помочь людям преодолеть проблемы зависимости (алкогольной, наркотической)? Степень в области клинической психологии или консультирование по вопросам психического здоровья - хороший вариант.
Получив общее представление о том, чего именно Вы хотели бы достичь в качестве терапевта, Вы получите возможность сделать правильный выбор - в плане учебного заведения и программы обучения.

Узнайте о возможностях получения степени по психологии

Если Ваша цель - стать психотерапевтом, Вашим первым шагом, вероятно, будет получение степени бакалавра в области психологии. Тем не менее, в аспирантуру принимаются и люди со степенью бакалавра в других областях науки, если у них имеются определённые наработки. Социология, сферы образования и здравоохранения - хороший старт для заинтересованных в карьере психотерапевта.
Учёная степень в психологии может открыть множество возможностей, но есть и другие варианты, которые Вы также можете рассмотреть. Продолжительность курса и предварительная подготовка, необходимые для получения каждой степени, меняются от варианта к варианту.

  • Доктор философии или психологии . Получив любую из этих степеней, Вы получите, возможно, самые широкие возможности для карьерного роста. Профессионалы, которые получили степень доктора и лицензию психолога, вполне могут работать с клиентами в самых разнообразных условиях, в том числе - заниматься частной практикой. На получение степени доктора обычно уходит от четырёх до восьми лет обучения после получения степени бакалавра.
  • Магистр в области психологии . В некоторых штатах Америки выпускники с дипломом магистра также могут получить лицензию психолога. Магистр может работать также в различных условиях, но важно заранее просмотреть нормативы, чтобы определить, какой тип услуг Вы можете оказывать с этой степенью.
  • Степень магистра в области консультирования . Если Вы заинтересованы в работе с детьми, взрослыми, семьями или парами, Вам стоит рассмотреть вариант получения лицензии профессионального консультанта. Получение этой степени может занять два-три года, в зависимости от вашего графика и Вашей программы обучения.
  • Степень магистра в области социальной работы . Лицензию клинического социального работника обычно получают после двухлетнего курса - и это помимо степени бакалавра, стажировки и контролируемого опыта в области непосредственно. Лица с магистерской степенью в области социальной работы часто осуществляют терапию в самых разнообразных условиях и ситуациях.
  • Степень магистра психиатрической помощи . Это хорошая альтернатива, часто упускаемая из виду медсёстрами, которым интересны вопросы психического здоровья. Нужно только кроме диплома бакалавра иметь степень магистра или выше, что может занять от двух до трёх лет.

Узнайте больше о требованиях!

После того, как Вы выбрали для себя образовательные программы, соответствующие именно Вашим уникальным потребностям и интересам, важно обсудить различные варианты со специалистом. В большинстве случаев нелишним бывает и беседа с представителем заведения, которое Вы планируете посещать. Подготовьте список вопросов о конкретных требованиях к степени, основных принципах лицензирования терапевтов, а также поинтересуйтесь успехами уже окончивших программу студентов.

Что заставляет людей, задающихся вопросом о профессиональной деятельности, сделать свой выбор в пользу психотерапии? Как показывает практика, наиболее часто подобное желание формируется у испытавших душевные страдания, у тех, кто желает глубже понять себя и других. Но прежде чем говорить о том, как стать психотерапевтом, рассмотрим, что подразумевает это понятие.Профессия психотерапевта подразумевает диагностирование и последующую терапию психических расстройств, при этом в лечении не задействуются фармацевтические препараты. Впрочем, в некоторых случаях психотерапия может являться не самостоятельным, а дополнительным методом, усиливающим эффект ранее назначенного медикаментозного лечения.

Терапевтом нельзя стать просто так — для этого надо выучиться

На сегодняшний день современная психотерапия насчитывает свыше 400 методов воздействия, включая гипноз, простую релаксацию, психогимнастику. При этом данную область медицины разделяют на немедицинскую, медицинскую. В первом случае лечение осуществляет психолог, во втором – психотерапевт, при этом в обоих случаях задействованы психологические технологии. Однако в чем тогда отличие между двумя специалистами ?

Дело в том, что обучение психотерапии подразумевает последующую работу с людьми, подверженными психическим патологиям, и требует обязательного получения медицинского образования. На плечи психолога возлагается решение душевных проблем и в данном случае медицинское образование не является обязательным. Также следует заметить, что профессия, о которой идет речь, находится далеко за рамками одной лишь медицины, поскольку в ней немалое место отведено гуманитарной составляющей.

Прежде чем думать, как стать психотерапевтом, какие шаги предпринять для получения этого звания следует понимать – данная наука не является простой совокупностью технологий, поскольку предполагает создание эмоциональной связи между пострадавшим и врачом. Только сопереживание позволяет создать требуемый настрой, что подразумевает включение в лечебный процесс личностно.

Также следует понимать, что входит в обязанности специалиста и предъявляемые к нему требования:

  • психотерапевт проводит прием пациентов и их консультирование;
  • определяет первичные диагнозы;
  • проводит групповую, индивидуальную либо семейную терапию;
  • при этом необходимо наличие высшего медицинского образования, специальность «Психотерапия»;
  • требуется действующий сертификат;
  • для предоставления качественных услуг необходим опыт работы.

Психотерапия зависимостей

Современная психотерапия предоставляет огромное количество методов, для лечения пострадавшего может использоваться гипноз, поведенческие тренировки, аутотренинги, личностно-ориентированный либо рациональный методы. Существуют и иные методы воздействия, каждый из которых подбирается специалистом индивидуально. Но какая бы совокупность методик не использовалась, успех достигается лишь в случае полного доверия пациентом врачу. При этом все взаимосвязано – доверие начинает укрепляться при положительных результатах, которые дает лечение.

Аутотренинги активно используются, как один из методов психотерапии

Психотерапия зависимостей может включать все эти методы. Специалист, занимающийся пациентами с алкогольной, наркологической, игровой и прочими зависимостями волен выбирать требуемый подход, опираясь на собственное мировоззрение, свой характер и интересы, представления о данном разделе науки, однако чаще всего применяется:

  • нейролингвистическое программирование;
  • гештальт-терапия;
  • техники, психосинтеза;
  • эриксоновский гипноз;
  • психоанализ и прочие.

Основная задача при этом – после завершения детоксикации воздействовать на пациента таким образом, чтобы он изменил собственный взгляд на окружающую действительность, принял тот факт, что в обществе необходимо жить полноценной жизнью. Зачастую пациенты задаются вопросом – если существует возможность кодирования и подавление болезненной тяги одним уколом, к чему проводить психотерапию зависимости? Между тем, любая зависимость является системным нарушением, поражающим:

  • физический;
  • духовный;
  • социальный;
  • психологический аспекты жизни.

Нарушения взаимосвязаны, они поддерживают и укрепляют друг друга, формируя обратную связь. Наблюдается ухудшение качества жизни, возникновение социальных проблем – потеря работы и близких людей. Развивается депрессия и тревожность, усиливается болезненное влечение к запретному источнику. Зависимости могут развиваться на протяжении долгих лет, соответственно далеко не всегда удается решить проблему в течение одного приема.

В любой зависимости действуют самоподдерживающие механизмы, что делает необходимостью проведение многоаспектной работы для устранения проблемы.

Обучение психотерапии зависимости

Многие институты Психологии и Психотерапии предлагают изучить психотерапию зависимостей. Обучение может проводиться для психологов, консультантов, социальных работников – всех, кто задумывается о профессиональном росте и желает эффективно работать с зависимостями. Курсы психотерапии подобного рода состоят из специальных программ, состоящих из нескольких циклов.

Информационные блоки сочетаются с интерактивными способами обучения, поскольку именно такой подход в соответствии со статистикой является наиболее эффективной возможностью предоставления навыков, знаний. Курсы проводят сертифицированные практикующие терапевты, разработанные программы включают все аспекты, необходимые для последующей успешной работы со всякого рода зависимостями:

  1. Диагностику патологий, рассмотрение причин и течения заболеваний.
  2. Особенности поведения зависимого, особенности взаимодействия с ним.
  3. Воздействие психогенных факторов на развитие зависимости.
  4. Построение контакта и построение мотивации на излечение.
  5. Способы построение взаимодействия с семьей пациента, роль близких в клинической картине патологии, в выздоровлении.
  6. Рассмотрение имеющихся моделей терапии зависимостей, построение реабилитационного процесса.
  7. Командное взаимодействие, стандарты этики, групповые процессы.
  8. Формы групповой деятельности.
  9. Методы и техники, чаще всего применяемые при терапии зависимостей. Чаще всего рассматривают техники юнгианского подхода, психодраму и арт-терапию, имеющиеся возможности и возможные ограничения при работе с пациентами.

Хороший терапевт должен уметь работать с группами

Возможность дистанционного обучения

Достаточно часто возникает вопрос относительно того, возможно ли проводить обучение психотерапии дистанционно и где учат на психотерапевта. Ответ в данном случае положительный, многие престижные учреждения, обладающие соответствующими сертификатами, реализуют полноценное обучение, предоставляя по окончании Диплом о профессиональной подготовке. Как правило, для эффективного проведения обучения требуется соблюдение определенных технических требований. В частности, необходимо наличие определенного оборудования:

  • Персонального компьютера определенной конфигурации.
  • Выделенной Интернет-линия.
  • Наушников, микрофона и веб-камеры для возможности проведения видеоконференций.
  • Дисплея с определенным разрешением.
  • Определенной операционной системы.
  • Интернет браузера со стабильной работой.
  • Установленной программы Skype и AdobeFlashPlayer.

Предлагаемая схема обучения включает базовые курсы по выбранной методике, состоящие из семестров с определенным количеством академических часов. В процессе обучения студентам предоставляются видеоматериалы, доступ к которым обеспечивается круглосуточно. В определенное время проводятся семинары с практическими упражнениями, разбор вызывающих затруднения мест в лекционных материалах.

В процессе обучения за дополнительную плату слушатели могут получить возможность посещения международных конференций, лекций признанных аналитиков, практических семинаров вне проводимого курса. В конце обучения выпускниками предоставляется Выпускная квалифицированная работа. Имеются и определенные требования к поступающим – это наличие высшего образования и предварительное онлайн собеседование со специалистами по дистанционному обучению.

Где обучают и какие шаги следует предпринять

Теперь поговорим о том, как выучиться на психотерапевта. Также следует выяснить, где учиться на психотерапевта. Эти два вопроса взаимосвязаны, ответ на них вполне понятен – для получения профессии специалиста-психотерапевта необходимо поступление в медицинский ВУЗ по специальности «Лечебное дело» и его окончание, после чего проводится послевузовская подготовка по рассматриваемой специальности. Что касается того, какие предметы нужно сдавать на психотерапевта, то обычно вступительные экзамены в медицинский университет предполагают родной язык, химию, в обязательном порядке биологию, после чего проводится специализация по психиатрии.

В случае, когда настрой достаточно серьезен, первым шагом становится получение звания бакалавра в сфере психологии. Впрочем, в аспирантуру проводят прием тех, кто имеет степень бакалавра в иных областях при условии наличия определенных наработок. В частности, речь идет о тех, кто получил образование в сфере социологии, образования и здравоохранения.

Тем, кто хочет выучиться на психотерапевта, необходимо поступить в ВУЗ на специальность «Лечебное дело»

Длительность обучения, предварительная подготовка для получения определенной степени могут быть различными, после выбора образовательных программ, которые будут соответствовать интересам и потребностям, необходимо обговорить возможные варианты со специалистами. Хорошим подходом будет предварительная подготовка вопросов относительно конкретных требований к обучению.

01.02.2010, 08:43



Заранее спасибо:aa:

01.02.2010, 08:50

01.02.2010, 09:41

Ваш сарказм не совсем уместен.
Бывают же и вечерние варианты. Еще я что-то слышала про клиническую психологию.

01.02.2010, 09:59

С Вашего позволения я оставлю за собой право на сарказм по отношению к специалистам, которые хотят при минимальных затратах получить право на более чем ответственную работу.
Подготовки врачей по вечерней форме не бывает.
В отношении клинического психолога - определитесь, пожалуйста, какая область деятельности Вас интересует - клинический психолог и психотерапевт - абсолютно разные специальности (подробнее - см. поиск - тема серьезно обсуждалась)

01.02.2010, 11:13

Барышня, которая взрослых людей называет "ребята" и рассчитывает на серьезный ответ, сарказма действительно не вызывает, это правда. А что смешно - это да.

01.02.2010, 11:48

Чтобы Вам было более понятно, попробуйте представить себя саму на приеме у специалиста (к которому в ыобращаетесь с жизненно важной для себя проблемой), который закончил заочные курсы и владеет теорией в некотором объеме для общего представления о предмете, но без практической отработки навыков. Пойдете к такому "спецу"? Или вечерний вариант, о котором вы говорите - вы знаете, чем принципиально отличается программа вечерников от очников?

01.02.2010, 22:15

Я рада, что вам смешно. Говорят, смех продлевает жизнь.
Вопрос ведь проще, дело даже не в том, чтобы стать именно врачом, а как можно повысить квалификацию. Зачем сводить все к крайностям. Да, вам смешно, вы профессионал со стажем. Но разве это плохо, когда есть стремление им стать?
Я понимаю, что мои проблемы никого не волнуют, но все же, если я чувствую, что это "мое" и себя вижу в этой области и реально хочу добиться каких-то успехов.
Не ищу легких путей, наоборот, готова отдавать все свои силы.
А очно я бы очень хотела учиться, но нет возможности оплачивать обучение.
Как Вы можете судить о моей серьезности? Разве Вы меня видели, общались со мной лично, слышали какие-то рекомендации обо мне? Зачем так накидываться за неформальное к вам обращение?
Я просила всего лишь совет более опытных коллег начинающим студентам. Жаль, что ваша негативная реакция основана только на беспочвенных подозрениях.

01.02.2010, 22:44

Если это первое в жизни высшее образование по очной форме - имеете полное право поступить на бесплатное. Первые два года придется много нюхать вонючие формалиновые трупы - если это не пугает - вперед. Первые три года - учиться, не отрывая задницы.
Потом - очень много читать. Потом - заниматься в научном обществе. Потом - год интернатуры. Потом - два года ординатуры. Потом - поработать лет пять - десять. Понять, что знаешь очень мало, и много читать придется всегда. Как правило, на английском. После этого тоже будет смешно, правда-правда.

А еще есть такая штука - как личная терапия. Не стОит идти в профессию - лечиться. Это называется приобретение чего-то для себя за счет пациентов.

01.02.2010, 23:25

Аннабелла, при всем уважении, но вы не очень поняли суть вопроса.

01.02.2010, 23:27

Коллеги совершенно правомочно "накинулись".

Со своей стороны добавлю, что на западе Психотерапевтами считаются специалисты, врачи психиатры или клинические психологи, получившие дополнительное образование по психотерапии, т.е. практически, второе высшее. Его можно получить и вечерним образом.
Т.о. по западному примеру Вы сможете называть себя психотерапевтом, но никак не сексологом. Сексологов - психологов не бывает, только врачи. Да и психотерапевт-психолог - не в правовом поле РФ.
В программу дополнительного образования по психотерапии обязательно входит личная психотерапия - проработка собственных психологических проблем.

01.02.2010, 23:40

правомочно "накидываться" на людей? и это говорит психотерапевт?

01.02.2010, 23:57

Станете старше - поймете... Что надо уважать чужие границы, и вообще, уважительно относиться к другими людям. А пока виден только, уж простите, подросток, который ершится в общении со взрослыми людьми. Это пройдет, важно, какой опыт Вы из этого вынесите.

Можно ведь воспринять как: "обидели мышку, напИсали в норку", а можно "слава богу, получила по носу не в жизни, а в интернетах, сделаю выводы, что панибратство и недостаток воспитания плохо воспринимаются".

Увы, большинство людей учатся исключительно на собственных синяках и шишках:)

02.02.2010, 00:24

ну мне тоже ваш такой ответ больше нравится. человечнее

02.02.2010, 00:28

а выводы я сделаю:ah:

26.03.2010, 22:43

Ребята, поделитесь советом! :friends:
Я учусь на заочке 3 курса гуманитарного института специальность "психолог". Но в будущем мне бы хотелось что-то посерьезнее, кроме ведения консультаций. Может как-то возможно дальше по курсу проф.переподготовки или на доп. обучении выучиться на сексолога или психотерапевта? Или как это вообще делается?
P.S. Очний вариант обучения в мед.институтх мне не совсем подходит.
Заранее спасибо:aa:
Попробуйте найти для себя интересные курсы в какой - либо области психологии. Сейчас много институтов, которые подготавливают специалистов в в области гуманистической психотерапии (экзистенциальный анализ, гештальт -терапия и пр), психоанализ и пр. Для начала это не займет у Вас много времени, а если увлечет, то можете заниматься и развиваться в выбранном направлении очень серьезно и глубоко, если Бог даст. Или может вам понравится клиническая психология. Да и консультации можно вести очень серьезно и учиться можно этому всю жизнь, как и врачебному делу. Вам необязательно идти в мед. институт, что бы заниматься чем - то серьезно. И что вы вкладываете в слово " посерьезней" и зачем вам это " посерьезней"!?

25.06.2010, 00:17

хочется встать в защиту Tofee. не ожидал, что взрослые самодостаточные, казалось бы, люди будут обижаться на то, что их называют Ребята. В Голандии, Швеции, в США, возможно и во многих других странах, психотерапией могут заниматься не только врачи, достаточно пройти сертифицированный курс по той или иной ПТ, В Шведции я сам лично общался с медсестрой, которая занимается когнитивно-поведенческой терапией.

03.06.2016 12:31

Эта статья для психотерапевтов, начинающих свой путь, или для тех, кто только задумался об этом. Пока вам не поздно передумать, и узнать, насколько много подводных камней на этом пути. Давайте сразу определимся, что психотерапия в итоге становится образом жизни, и если вы всё же решитесь, то должны быть к этому готовы.

Я хотел бы в общих чертах обрисовать, каким должен быть профессионал в психотерапии, чтобы вы могли ориентироваться на этот пример. Прежде всего, врач-психотерапевт должен стараться вылечить пациента навсегда, то есть так, чтобы человек действительно решил свои психологические проблемы за курс лечения и в дальнейшем не нуждался в психологической помощи, чтобы научился сам решать проблемы. В таком случае профессионал использует различные методики воздействия на поведение и саму личность, также применимы комплексы симптоматической психотерапии. Психотерапевт должен сам соответствовать всему, что ставит в пример и к чему пытается привести пациента.

Чтобы стать психотерапевтом, необходимо пройти два этапа:

1. Решить все свои психологические невротические проблемы.

2. Изучить, усвоить и научиться владеть всеми методами психотерапии.

В жизни случаются разные ситуации, и когда у врача-психотерапевта появляются свои невротические отклонения, он обязательно должен обратиться за помощью, оставив на время практику. Человеку, сомневающемуся в своем психологическом здоровье, категорически нельзя работать с больными. Для таких случаев создана структура супервизии, в которой психотерапевты высочайшего класса (супервизоры) помогают запутавшимся в проблемах врачам-психотерапевтам, а также проводят для них аттестацию.

Если вы абсолютно уверены в своем психологическом здоровье и не передумали ещё становиться психотерапевтом, вы должны знать, как проходит обычный психотерапевтический процесс.

В начале лечения возможно проявление эффекта переноса, когда больной ассоциирует врача с каким-либо близким человеком. То есть пациент, возможно, будет видеть в вас отца, мать, мужа или жену. И больной не просто приписывает психотерапевту какую-то роль, но может также высказывать претензии, заявлять права на жизненное пространство врача и много возмущаться. В ходе лечения, конечно, подопечный понимает, что был не прав и скромно извиняется, но это происходит далеко не сразу, приходится многое терпеть.

И вновь - если вы не передумали идти по этому пути - вам полезно будет знать, что при общении с любым пациентом, необходима психологическая защита, которая осуществляется с помощью механизма проекции. Принцип его в том, что каждый из нас зачастую переносит часть своих негативных качеств в бессознательное, то есть перестает их осознавать. Но так как они никуда не исчезают, то пытаются найти выход через что-то другое. Таким образом, человек эти нехорошие качества может приписывать другим, высказывать неприятные вещи или даже оскорблять.

Всегда можно понять, каков человек на самом деле, внимательно послушав, как он осуждает и ругает других, на что именно он обращает внимание - то и присутствует в нем самом. Поэтому больной может говорить порой злые вещи или обвинять в чем-то, но нужно всегда помнить, что это лишь перенос его бессознательного, и необходимо, чтобы в дальнейшем он осознал все эти свои отрицательные качества.

Иногда встречаются случаи контрпереноса - сложный неуправляемый психический процесс, в ходе которого врач начинает с помощью пациента решать свои невротические проблемы. Вы могли слышать о таких ситуациях - это случаи романов между пациентами и врачами-психотерапевтами. Такое происходит, когда у психотерапевта не решены проблемы в сексуальной сфере.

Чтобы правильно выстроить лечение, психотерапевту необходимо хорошо знать всё прошлое подопечного, те важные моменты и происшествия, которые могли наложить свой отпечаток на психику. Больному может быть тяжело рассказывать о каких-либо случаях и деталях, но это нужно и придется заставлять, сквозь слезы, боль, вспоминать и излагать.

Порой пациенты обвиняют врачей в меркантильности, когда за прием необходимо платить деньги, не уважая и не ценя труда психотерапевта, ведь он не просто выслушивает историю, он строит ход лечения и ищет болевые точки. Поэтому очень важно заранее оговаривать все условия сотрудничества, цену курса и цель встреч. Оплаченные приемы могут стимулировать пациента выполнять задания и рекомендации, ведь тратить деньги впустую может позволить себе не каждый.

Но всё же психотерапевт не может слишком много брать с больных, это неверно. Есть множество путей зарабатывать на жизнь, в том числе занятия в группе. Так что готовьтесь, что если хотите быть психотерапевтом, то не будете миллионером, хотя богат тот, кто себя так ощущает, кому всего хватает. И, самое важное - чтобы пациенты выздоравливали и были счастливы.

И ещё такой момент - на время лечения психотерапевт становится для пациента самым близким человеком, в каком-то смысле это можно назвать дружбой. Но как только вы поможете решить больному все его проблемы - он уйдет от вас в свою жизнь. Расстраиваться не стоит, ведь лучшая благодарность - это благополучие и успех подопечных.

Некоторые задают вопрос - может ли человек сам для себя быть психотерапевтом? Отчасти такое возможно, ведь не зря пишутся книги и статьи, помогающие понять, что же происходит с тобой и что с этим делать. В определенных ситуациях человеку достаточно прочитать и понять, в других - эффективнее сходить к психотерапевту или на групповое занятие, посмотреть на проблему с другой стороны.

Всё, что нас окружает - современные СМИ, интернет, фильмы - на самом деле практически не влияют на психическое здоровье, потому что основа личности закладывается и формируется в детстве. Всё окружающее и происходящее лишь способствует реализации того, что в человеке уже заложено. И СМИ, конечно, больше бы помогло, если бы они давали больше информации по психологии.

В нашей стране действуют множество факультетов психологии, выпускают специалистов, появляется и растет количество тренингов для психотерапевтов, курсов по повышению квалификации, семинаров и прочее. Хочется надеяться, что как профессионалы, так и подопечные будут расти, обучаться и понимать, что решение проблем - это не сиюминутное дело, это целый процесс, в ходе которого необходимо произвести определенную работу и врачу, и пациенту. Тогда результат будет достигнут.