Что может вызвать стресс у школьника. Причины стресса у ребенка в школе. Оценки вызывают постоянный стресс

социального педагога МБОУ СОШ № 55 города Краснодара

Гайдадиной Т.П.

по теме: «Профилактика школьного стресса и формирование жизнестойкости у подростка»

В условиях социально- экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречие межу растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей и подростков.

Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться.

Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как приобщиться к культуре здоровья -ответы на все эти вопросы ребёнок хочет получить от взрослого. И тогда полученная информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий составляет единое целое- дорогу к здоровью.

Подростковый период, несмотря на относительную кратковременность, один из наиболее сложных периодов жизни человека. Именно в этот период преимущественно происходит формирование характера и разнообразных жизненных навыков, к одним из них относится формирование жизнестойкости.

Сегодня в сохранении здоровья человека особенно важную роль играет его поведение. Действительно, условия жизни большинства людей не идеальны: растут психологические нагрузки, стресс становится привычным явлением. Поведение человека способно воздействовать на здоровье, либо улучшая, либо ухудшая его.

Подростковый возраст (пубертатный период) считается одним из кризисных этапов в становлении личности человека. Именно в это время подросшему ребёнку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно. Иногда стресс помогает «держать удары судьбы» и упорно добиваться поставленных целей. Но если стрессовые ситуации на прекращаются, становятся постоянными и переходят в хроническую фазу, последствия могут быть очень неприятными.

По данным исследователей к десятому классу 45-50% школьников имеют различные формы неврозов, отклонения со стороны нервной системы. В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах. У подростков наблюдается высокий уровень тревожности, снижение оптимистического восприятия будущего, переживания душевного дискомфорта, агрессивность, конфликтность поведения. У большей части (около65%) школьников доминирует низкий уровень настроения, у трети- средний, высокий – у менее 10%.Многие семиклассники и девятиклассники переживают разочарование и жизненный пессимизм.

По классическому определению Г. Селье стресс – это неспецефический ответ организма на предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникших трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Часто в школе может возникнуть эмоциональный стресс- это состояние напряжения физиологических функций организма, вызванное длительным воздействием эмоционально значимого для индивида раздражения. Основной причиной эмоционального стресса являются так называемые конфликтные ситуации, в которых человек по тем или иным причинам длительное время не может удовлетворить ведущую жизненно необходимую социальную и биологическую потребность. Это приводит к формированию непрерывного эмоционального возбуждения отрицательного характера.

Распространённые причины стресса у подростков.

Переход в другую школу . Когда родители переезжают из одного района города в другой или уезжают вовсе в другой регион, дети вынуждены следовать за ними и оставлять привычное для себя окружение ребёнок должен поменять школу, найти новых друзей, адаптироваться к новому окружению и вписаться в новые социальные группы. Бывает так, что дети трудно адаптируются к таким измене6ниям, и это может стать причиной тяжёлого стресса в жизни подростка.

Издевательства в школе. Запугивание одних детей другими- извечная школьная проблема. Обязательно найдётся один человек, который будет прилагать дополнительные усилия, чтобы удовлетворить свои эгоистические интересы. Чтобы получить то, что ему сильно хочется, он может прибегнуть к физическому насилию или словесным оскорблениям Если ребёнок стал жертвой издевательств, то для него это означает постоянный стресс. Он будет чувствовать себя загнанным в глухой угол, из которого нет выхода, и жить в постоянном страхе.

Трудности с учёбой. Неспособность понять определённые темы или трудности в изучении некоторых школьных предметов являются одной из распростанённых причин стресса у подростков. НЕ каждый ребёнок обладает способностями, позволяющими схватывать всё на лету. Некоторые дети нуждаются в дополнительном внеклассном обучении, чтобы ухватить суть темы или предмета.

Низкая успеваемость подростка может стать причиной высокомерного отношения к нему или насмешек как со стороны одноклассников, так и учителей. В результате подросток будет чувствовать себя изгоем. А если родители дома будут оказывать дополнительное давление, то всё это в совокупности даст стресс очень высокого уровня напряжённости, что ещё больше усугубит проблемы ребёнка.

Вопросы взаимоотношений. Стрессы, вызываемые результатами определённых взаимоотношений или событий, встречаются часто. Развод родителей, начало их раздельного проживания, смерть члена семьи и другие события могут спровоцировать стрессовое состояние. Неожиданные «открытия», когда подросток впервые узнаёт о том, что скрывалось отнего до сих пор, приводит к эмоциональным потрясениям.

Перегибы с внешкольной деятельностью. Занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, кружках, студиях или посещение других внеклассных занятий, несомненно, оказывает воздействие на нервную систему подростка. Постоянное балансирование между школой и внеклассными занятиями может оказаться тяжёлым бременем для неокрепшего мозга ребёнка. Когда подросток, желая преуспеть везде, в конце концов, не выдерживает давления, наступает хроническая усталость, и все попытки сконцентрироваться не дают результатов.

Старание оправдать надежды. Старание постоянно соответствовать высоким ожиданиям родителей. «Ты должен быть лучшим во всём!», также может стать причиной хронического стресса. Несправедливо и неправильно ожидать, что ребёнок должен преуспеть в любом виде деятельности. Постоянные требования и мониторинг со стороны родителей2 всего, чем занимается ребёнок, может истощить его эмоционально и физически.

Различают следующие виды симптомов, которые указывают на возможное воздействие стрессовых факторов на школьника:

Эмоциональные – раздражительность, тревожность, различные страхи, низкий эмоциональный фон и др.

Поведенческие - отсутствие последовательности в действиях, неспособность сконцентрироваться на каком –либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям.

Познавательные- нарушение концентрации внимания, снижение интеллектуальных способностей.

Заметив у подростка один из перечисленных признаков, мы не можем быть полностью уверены в стрессовом воздействии, необходимо более подробное изучение и наблюдение за школьником. Вместе с тем сочетание нескольких симптомов указывает на возможное стрессовое состояние, в котором находится подросток. В этом случае возникает необходимость снижения остроты переживаний трудных жизненных ситуаций, и превращение их в собственные ресурсы. И здесь неоценимую помощь может оказать такой мощнейший личностный ресурс как жизнестойкость. Он есть у каждого человека, однако не каждый может его обнаружить и использовать.

Используемая литература:

- «Профилактика наркомании среди детей и подростков в образовательных учреждениях». Информационно-методические материалы Краснодар 2014.

- «Формирование здорового образа жизни и безопасного поведения детей и подростков». Информационно-методические материалы Краснодар 2015.

Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди школьников. Авт. М.Ю.Григорьева, Е.В.Топоркова. Москва. «Школьная пресса, 2012

Школьный стресс.

Причины стрессовых ситуаций различны, но организм реагирует на них стереотипно – одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых справиться с предъявляемыми требованиями . Организм человека начинает работать в состоянии повышенной готовности.

Состояние стресса вызывает существенные сдвиги в сердечно-сосудистой, дыхательной и других системах: напрягаются лицо, грудь, живот, учащается дыхание, расширяются кровеносные сосуды. Возникающие при стрессе изменения – это проявления древней оборонительной реакции.

Жизнь современного человека полна проблем, противоречий, конфликтов. В значительной мере их разрушительному действию подвержены дети. Они более ранимы в силу своего психофизиологического развития. Поводов для стресса у детей довольно много . Это наказания и оскорбления, ощущение школьной несостоятельности, физические недостатки, трудности в общении, развод родителей и т.д.

Как правило, дети реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным - через страхи. Наиболее красноречиво о степени психического напряжения и неумении выходить из этого состояния свидетельствуют статистические данные о росте суицидов в последние годы среди детей в два раза.

Самое существенное влияние на характер развития стресса оказывают индивидуальные особенности человека. Такие качества как: оптимизм, чувство юмора, волевые качества, доброжелательность – способствуют преодолению стресса . Важной чертой характера, которая помогает человеку управлять самим собой, собственным поведением и деятельностью – является самообладание. Человек с развитым самообладанием умеет при любых обстоятельствах сохранить ясность ума, подчинить свои эмоции голосу разума. Неслучайно, авторы научно-методических рекомендаций по обновлению содержания и структуры общего среднего образования указывают, что одной из целей образования является необходимость «формирования у учащихся способности к организованной, ритмической учебной и трудовой деятельности… воспитание умения выдержать кратковременные значительные нагрузки, справляться с различными стрессовыми ситуациями.

Почему такое значение в жизни современного человека придается умению справляться со стрессом? Чрезмерный стресс или дистресс является одним из психических и соматических заболеваний, а также обострения уже имеющихся.

Научить противостоять разрушительному действию стресса школьников может такой педагог, который сам владеет приемами «приручения» стресса.

Во-первых, необходимо понять, что такое стресс, научиться распознавать его симптомы и причины;

во-вторых, выбрать оптимальное поведение;

в-третьих, освоить быстрые и простые приемы, устраняющие его причины;

в-четвертых, восстановить утраченный ресурс.

В любой стрессовой реакции выделяют три стадии: тревоги, повышенной устойчивости и истощения. Последняя стадия наиболее опасна развитием, так называемых, стрессозависимых расстройств или психосоматических заболеваний. Когда стресс становится хроническим, врачи называют эту стадию «синдромом сгорания» или «синдромом Мартина Идена».

По каким признакам можно распознать стресс? Стресс - это мобилизация организма, и все, что с ней связано, относится к этим признакам. Различают физические, эмоциональные и поведенческие признаки стресса.

Физические признаки – общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее, дрожь или нервный тик, спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, частое мочеиспускание, головные боли, заикание, повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение, сухость во рту, повышенная потливость.

Эмоциональные признаки: беспокойство или повышенная возбудимость, раздражительность, гнев, невозможность сосредоточиться, агрессивность, путаница мыслей, чувство беспомощности, страх.

Поведенческие признаки: усиленное курение, злоупотребление алкоголем, судорожная еда, постоянная спешка и др.

Абстрактного стресса не существует, он всегда привязан к какой-то проблеме. Так в нашей же власти изменить отношение к этой ситуации. Испытывать или не испытывать стресс – ваш выбор. Очень важно вовремя найти причину, которая вас травмирует, и ответить на вопрос: «Почему травмирует?» Нашли причину, здорово! А теперь самое трудное изменить свое поведение, отношение к объекту вызывающему стресс.

Приведу примеры техник регуляции напряжения при общении.

Подчеркивание общности, а не различий с партнером (сходство интересов. мнений, личностных черт) – «мы оба хотим добиться разрешения этой ситуации».

Вербализация, а не игнорирование эмоционального состояния своего и партнера (метафоричная: «чувствую себя как школьник у доски»; косвенная: «согласен, что такой поворот вызывает неприятные чувства»; прямая: «я удивлен», «вы удивлены», «я огорчен», «вы огорчены»).

Проявление интереса к проблемам партнера, а не демонстрация незаинтересованности.

Представление партнеру возможности выговориться.

Подчеркивание значимости партнера, его мнения, а не принижение («ваша идея показалась мне ценной»).

В случае вашей неправоты немедленное ее признание.

Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации, а не поиск виноватых.

Обращение к фактам, а не переход на «личности».

Спокойный уверенный темп речи, а не резкое его убыстрение.

Удержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела.
Само главное - мы в ответе за все , что происходит с нами, за наши чувства, мысли, за наши взаимоотношения с людьми. Мы можем влиять на это. Не надо быть жертвой, это легче, чем искать новые способы жить счастливо.

В ситуации, когда нет возможности что-то изменить советуют прибегнуть к следующим приемам антистрессовой защиты.

1. Отвлекайтесь. Важно уметь переключать свои мысли на другой предмет. Если вы думаете о стрессовом событии чрезвычайно много, то он завладевает вами, травмирует вашу психику.

2. Снижайте значимость события. Помните, что истинной причиной стресса являются не люди, не ошибки или несбывшиеся мечты, а то, как вы к этому относитесь. «Нечего себя накручивать. Хватит драматизировать. Кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено».

3. Действуйте. Стресс является очень сильным источником энергии. Мобилизация организма требует действия. Энергию надо разрядить самым простым способом: навести порядок, устроить прогулку или быструю ходьбу, побить мяч или подушку. Любая творческая работа может исцелить от переживаний. (Люди творческих профессий живут дольше).

4. Необходимо научиться приемам расслабления. Для борьбы со стрессом подойдет расслабляющее дыхание: медленный вдох с длинным выдохом; сеанс расслабления в позе кучера, игра на музыкальном инструменте.

Приемов очень много, но не все они универсальны и исполнимы для каждого. Необходимо выбрать наиболее приемлемые для себя и следовать им.

Вот и начался очередной учебный год, а это значит – новые переживания и впечатления у наших детей-школьников, а также заботы и хлопоты родителей. Учеба в школе для ребенка – это не только радость открытий и узнавания чего-то нового, но и, к сожалению, стрессы и волнения, тревоги и проблемы. Стресс у ребенка в школе может возникнуть по пяти причинам: преподаватель, учебная нагрузка, отметки, взаимодействие с одноклассниками, недостаточная успеваемость. Обвинять в этом можно и преподавателя, и одноклассников с их родителями, но не нужно упускать из виду, что ответственны за своего ребенка можете быть и вы. Давайте рассмотрим основные пути решения проблемы стрессов детей в школе.

Ведь вы – первый наставник и учитель для ребенка. А школа лишь помогает вам в этом.

Многие родители, посылая ребенка в школу, не задумываются, что у него изменяется не только распорядок дня, но и нагрузка. Ранее, в дошкольном возрасте, основной деятельностью были игры, в школе же формируется учебный процесс.

Подумайте, прежде чем отдавать своего ребенка в группу продленного дня. В учебных заведениях нет тихого часа, а первоклассник имеет потребность в дневном сне, и в том, чтобы побыть в одиночестве. Это позволит школьнику избежать переутомления и стресса.

Первый педагог закладывает фундамент последующих знаний ученика. Он может быть слишком суровым или излишне мягким. Может быть, ваш ребенок чувствует страх перед педагогом. Ваше задание, как родителей, пояснить, что строгость учителя не связана с его отношением к ребенку. Любой взрослый человек, в том числе и учитель, имеет право сердиться и нервничать, но это не значит, что ваш ребенок плохой.

Ребенок может испытывать тревогу, если учебный материал не поддается его пониманию. Для него очень важно передать вам то, что происходило на уроках. Вы должны проявить искренний интерес в том, как вашему чаду даются первые шаги в школе. Благодаря этому, вы сразу сможете определить, к каким предметам более склонен ребенок, а какие скучны для него и даются с трудом.

Уделяйте внимание занятиям, стимулирующим интерес к познанию нового. Подберите для общего просмотра документальные фильмы, познавательные мультфильмы или телепередачи. Читайте перед сном интересные книги. Оказывайте помощь при выполнении уроков, заданных на дом, хвалите за каждый успех.

Не ожидайте, что ваш ребенок сразу же начнет чисто и аккуратно писать , и не вынуждайте его списывать по листу в наказание за неаккуратный почерк. Будьте терпеливы и поощряйте за любую красивую букву в строке. Также постарайтесь сразу приучить ребенка-школьника к порядку после школы.

От избранного вами преподавателя зависит, насколько успешен будет ваш ребенок на старте учебного процесса в начальной школе.

Повзрослев, ученик встретится с новой проблемой – отметки . Низкая оценка для него – это клеймо. Из-за этого ребенок становится тревожным. И нередко сами родители усугубляют его состояние неразумными замечаниями вроде «Опять напортачил!», или бранью и насмешками.

Это приводит к печальным последствиям, у ребенка пропадает интерес к учебе и он эмоционально закрывается от вас. Возникает известная проблема «родителей и детей». Выказывайте сочувствие к ребенку, выслушивайте его, пытайтесь совместно преодолеть трудности. Разъясняйте непонятное, упражняйтесь в решении заданий, списывания текста или под диктовку.

Позже, в классе эдак в пятом – шестом, ваш ребенок сталкивается со стандартной проблемой: учебник становится скучным чтивом с множеством непонятных терминов. На смену одному преподавателю приходит группа учителей-предметников, каждому из которых присуща своя манера преподавания.

Становится актуальным коммуникативный вопрос – взаимоотношения со сверстниками . Пятиклассник должен обрести свой статус среди одноклассников. И тут, если не удается достичь авторитета высокой успеваемостью, школьник начинает искать другие пути самоутверждения, которые, увы, зачастую бывают криминальными. Не пропустите первые плохие результаты в учебе пятиклассника. Плохая успеваемость часто бывает причиной стресса.

В каждой школе можно слышать жалобы ребят на насмешки со стороны сверстников. Причины могут быть разные: особенности фигуры, речи, ношение очков, лишний вес. Не драматизируйте! Отнеситесь с пониманием, разделить переживания вашего чада. Не дайте обиде и злости пустить корни в его сердце.

Помните: на вас лежит ответственность за дальнейшую судьбу вашего чада, ибо младшие классы – это время, когда в ваших силах все изменить к лучшему, создавая позитивные основания для дальнейшего развития ребенка.

Отчасти это правда. Учителя многое определяют в жизни детей. Они могут быть слишком либеральны с учениками или слишком строги, опекающе заботливы или деловито отстраненны, дотошны в деталях и так далее.

Редко учитель целиком соответствует нашим представлениям о хорошем педагоге. Но один человек не определяет судьбу ученика, его жизненный успех или неудачу. Да и школа - при всем ее значении - не главное место в жизни ребенка.

Что делать? У родителей своя роль в учебном процессе. Они могут сделать начинающего школьника счастливее. Если ребенок боится учителя, признайте его переживания: он действительно боится! Объясните, что суровость учителя не направлена против него, взрослый человек тоже может нервничать и сердиться.

Если на каком-то уроке ребенок скучает, сами пробуждайте его интерес к этой области знания. Читайте ему хорошие книги, вместе бывайте в музеях, вместе смотрите по ТВ или видео документальные фильмы Discovery и BBC - это прекрасный способ поддержать любознательность.

Как только ребенок идет в школу, его день становится похожим на день взрослого человека. В результате он устает, чаще болеет. Иногда усталость - результат неправильного распределения энергии и времени. Маленькие школьники вообще делают много лишнего, ведь они еще не умеют учиться. Для них все еще важен режим дня. Некоторые трудно переносят долгую дорогу в школу.

Что делать? Главное здесь - выработать ежедневный алгоритм поведения: пришел домой, пообедал, отдохнул, в определенное время начал делать домашнее задание.

Начните с завтрака. Часто утренняя спешка не позволяет выйти из «ночного» состояния и «влезть в шкуру» ученика, а детям необходимо перестроиться от дома к школе. Совместный завтрак - это и время вашего эмоционального общения, и еда, подкрепляющая его силы. Не устраивайте утром «профилактических» бесед, не ворчите.

Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» - и вслух отвечает на него

После уроков дайте выход детской энергии, прежде чем начнете напоминать о домашних заданиях. На уроках учителя говорят: «Достаем дневник, берем ручку, записываем...» Каждое действие так же надо проговаривать дома. Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» - и вслух отвечает на него. Выполняя упражнение, он говорит то, что сейчас делает: «Пишу: 12 плюс 24 равняется...»

Особенно это важно, если предмет дается с трудом. Называя свои действия, он постепенно учится говорить «про себя», незаметно осваивает алгоритм выполнения заданий и начинает использовать его автоматически.

3. Оценки вызывают постоянный стресс

Многие школьники живут в страхе перед плохой отметкой, воспринимают ее не как оценку своей работы, а как некое клеймо. Часто повод для детской тревоги дают сами родители: «Опять тетрадь испачкал, не решил задачу, не выучил стихи, потерял учебник...» Они драматизируют ситуацию, и дети начинают верить, что никогда не смогут учиться так, чтобы родители были ими довольны.

Что делать? Даже самый любознательный и внимательный ребенок иногда не справляется с заданием. И это не означает, что он плохой ученик. Столь тонкую, но очень важную разницу надо чувствовать самому и объяснять сыну или дочери. Всегда оценивайте работу, но не ребенка. Когда задание сделано хорошо, не забывайте замечать его старания.

Важно знать, что у младших школьников время от времени происходит как бы «откат назад». У детей 8-9 лет, например, наступает период, когда почерк становится небрежным, непонятным, неаккуратным. Зная об этой особенности возраста, эмоционально поддержите ребенка: «Ты научился так быстро писать!» - и помогите вновь освоить «забытый» навык чистописания.

4. Его дразнят одноклассники

Что делать? Выслушайте ребенка, но не комментируйте его рассказ. Воздержитесь от соблазна немедленно решить его проблему. Попытайтесь понять, что он чувствует: боль, обиду, злость? Назовите это чувство: «Это очень обидно, когда тебя так называют» или «Трудно выносить такие тяжелые чувства».

Может показаться невероятным, но мы действительно помогаем детям, когда слушаем их и признаем их чувства. Есть только одна ситуация, в которую необходимо вмешаться сразу: когда действия ребенка - вашего или другого - унижают достоинство человекаили просто опасны для жизни.

5. Он отказывается идти в школу

Такое случается все чаще. С одной стороны, наши дети более свободны в проявлении своих чувств и желаний. С другой - школа действительно не всегда удовлетворяет их потребности в свободном выборе, творчестве, развитии.

Что делать? Ребенок заявил, что в школу больше не пойдет. Поговорите с ним об этом, но не сразу. Дайте и себе, и ему время понять, что происходит на самом деле. С «забастовщиком» необходимо договориться: «Школа - это и правда сложно… Но там есть друзья, есть учителя, которые тебе нравятся. Давай еще какое-то время (уточните какое) походим, посмотрим, попытаемся что-то изменить...»

Лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки

Ваша задача - попытаться отодвинуть как можно дальше перспективу ухода из школы. Если проблема останется, возможно, вы действительно учитесь не в той школе. И никакой драмы тут нет. Желательно все вопросы со сменой школы утрясти класса до шестого. До этого момента вопрос отношений, общения со сверстниками дети решают легко. В 7-8-м классах будет труднее.

Какая школа лучше? Возможно, поближе к дому или та, где меньше учебная нагрузка. Многим родителям трудно решиться сменить учебное заведение. Им кажется, лучше то, где задают много уроков и есть два иностранных языка. На самом деле лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки.

6. Ребенок стал плохо учиться

Обычно это случается классе в пятом: дети начинают хуже учиться, многое не успевают. И сами очень переживают из-за этого. В начальной школе главное для ученика - выучить наизусть и рассказать. В средних классах увеличивается количество предметов, задания становятся объемнее, но главное - появляется новый тип учебника.

По сути это книга для чтения, причем чтения довольно скучного и не всегда понятного. Тут заучивание мало помогает, надо разбираться в теме самому, вникать в материал, анализировать новую информацию - только так можно понять и запомнить новое.

Что делать? Возможно, вам придется вернуться к началу и вновь учить его учиться. Если у ребенка что-то не получается, не стыдите и не понукайте его. Попробуйте иначе: «Давай сделаем это вместе». Ребенок должен чувствовать вашу поддержку и стремление ему помочь. Всегда поддерживайте его, старайтесь подходить к проблеме конструктивно - и она будет решена.

Понятие «школьный стресс» появилось давно, пожалуй с возникновения первых школ. Ведь стресс это неотъемлемая часть нашей жизни. Он возникает тогда, когда человек сталкивается с требованиями, которые превышают нашу способность к ответу. Состояние стресса вызывает эмоциональную напряженность, страх, тревогу. Следует различать два вида стресса: 1 — кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 — длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз. К сожалению, именно со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.

Со школьным стрессом дети сталкиваются буквально с первых дней пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для них роли школьника, к выполнению требований учителя как к пониманию и запоминанию нового материала, так и к поведению во время урока и на переменах. Также источниками школьных стрессов являются: постоянный рост потока информации; трудности в отношениях с одноклассниками, учителями, особенно это касается детей, которые до школы не посещали детский сад, какие-либо кружки или секции, в которых они могли бы приобрести необходимый опыт общения. Проблемой является также чрезмерная укомплектованность классов, что ведет как к эмоциональной перегрузке, так и к снижению успеваемости и появлению стрессовой ситуации.

Часто школьный стресс бывает вызван неадекватным отношением родителей к процессу обучения. Многие, не учитывая физических и психических особенностей своего ребенка, желая видеть его круглым отличником, отдают его в школу с углубленной или расширенной программой, заставляют целыми днями сидеть над уроками не поднимая головы, или помимо школы, таскают по многочисленным кружкам, призывая и там быть лучшим. В результате такие родители получают не великолепные результаты и золотую медаль, а больного, изможденного ребенка. Ни иностранный язык, ни математика в разумных количествах не перегрузят ребенка, но если родители расписали по секундам весь день ребенка только интеллектуальными занятиями, не оставив ему времени на необходимые детям игры и прогулки с друзьями, спорт, занятия любимым делом, т.е. лишив обычных детских радостей, то стресс такому ребенку обеспечен.

Исследования, проведенные среди учащихся средних школ, показали, что в связи с неудачами в школе, к концу первого класса количество постоянно возбужденных детей увеличивается в полтора раза. В 11-15 лет число детей, ощущающих себя неудачниками, возрастает до 50%.

Для детей одаренных, склонных к учебе, физически здоровых углубленная программа не проблема. Таким детям скучно и неинтересно учиться по стандартной школьной программе, но, к сожалению, как показывают исследования медиков, в настоящее время становится все меньше детей, которых можно считать практически здоровыми.

Симптомами стресса могут быть: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе, что является показателем переживания стресса на телесном уровне, а отнюдь не притворством, как считают некоторые родители. Может появиться капризность, плаксивость, снижается аппетит, обостряются хронические заболевания, ослабляется иммунная система. Ребенок, находящийся в состоянии стресса, может отказаться не только делать уроки, но и вообще идти в школу, причем отказ может выражаться в форме бурного протеста. Если ребенку не удается преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с такими проявлениями как истерика, повышенное упрямство, мышечные подергивания, заикание и т.д.

Говорить о том, что перегрузка грозит учащимся всех средних учебных заведений не стоит, так как все зависит от индивидуальных особенностей школьников. Но в большей степени перегрузка грозит школам, с переполненными классами и работающим по пятидневной системе, при которой дети по 8-9 уроков проводят в школе, а потом еще выполняют домашние задания, при этом большинство школьников, особенно старших классов, посещают также подготовительные курсы при различных институтах.

Чтобы избежать лишних волнений, чаще обращайте внимание на своего ребенка. Не стоит стремиться как можно раньше отдавать ребенка в школу, так как если он не получил необходимый игровой опыт, он не сможет с легкостью начать обучение более сложным вещам. Человек в своем развитии должен пройти все ступени, а не прыгать через одну (если конечно ваш ребенок не вундеркинд). Необходимо посмотреть, легко ли ему общаться со сверстниками, насколько понятны ему нормы поведения, принятые в обществе. В случае возникших неудач в учебе не ругайте ребенка, а спокойно, может быть в игровой форме, разберитесь вместе с ним в проблеме и вместе найдите наиболее эффективный способ решения. Если у ребенка не получается получить признание в школе, то стоит вместе с ним найти то место, может быть это родная семья, может это кружок по интересам, или компания во дворе, или что либо ещё, где ребенок получит необходимое признание, чтобы не пострадала его самооценка. Если вы боитесь, что ребенок после школы все время будет торчать во дворе, свяжется с плохой компанией, будет бездельничать, то лучше запишите его в спортивные, танцевальные или театральные кружки. В подобных кружках, секциях он в адекватной форме сможет выплеснуть накопившуюся за день энергию, получить навыки общения в неформальной обстановке и уверенность в себе. Поддерживайте инициативу своего ребенка, обсуждайте интересующие его вопросы. В любом случае, никакие оценки не стоят здоровья и счастья вашего ребенка! А в случае появления симптомов стресса приходите за помощью к специалистам.