Что изучает наука. Доклад: Спорынья. Какая наука изучает многообразие живых организмов

В) бледной поганки Г) листа земляники садовой.

3. Остеоны располагаются перпендикулярно вертикальной оси в костях:

А) плоских Б) губчатых В) трубчатых Г) трубчатых и губчатых.

4. Спиралевидную форму имеют бактерии:

А) вибрионы Б) кокки В) бациллы Г) спирохеты.

5. Самые крупные по размерам представители водорослей встречаются среди:

А) зеленых Б) бурых В) красных Г) диатомовых.

6. В каких органоидах клетки синтезируются белки:

А) в митохондриях Б) в рибосомах В) в лизосомах Г) в аппарате Гольджи.

7. Сердце головастика по строению напоминает сердце:

А) рыбы Б) моллюска В) пресмыкающегося Г) взрослого земноводного.

8 .Опорную функцию в организме человека выполняет ткань:

А) нервная Б) эпителиальная В) соединительная Г) гладкая мышечная.

А) размножение семенами Б) автотрофное питание

В) наличие вегетативных органов Г) отсутствие вокруг семян плодовых оболочек.

10. В процессе исторического развития животного мира Земли появлению земноводных предшествовали:

А) ихтиозавры Б) пресмыкающиеся В) кистеперые рыбы Г) зверозубые ящеры.

11. при голоде или во время зимней спячки запасы энергетических субстратов расходуются в следующем порядке:

А) жиры-белки-углеводы Б) жиры-углеводы-белки В) углеводы-жиры-белки Г) белки-углеводы-жиры.

12. Условным рефлексом является:

А) хватательный рефлекс у детенышей шимпанзе Б) вылизывание шерсти кошкой

В) перелеты птиц Г) реакция птиц на яркую окраску ядовитых насекомых.

13. Мезодерма не развивается у такого животного, как:

А) пресноводная гидра Б) бычий цепень В) дождевой червь Г) медоносная пчела.

14. При развитии репейницы за стадией яйца следует:

А) стадия куколки Б) стадия гусеницы

В) стадия головастика Г) стадия взрослого насекомого.

15. Плавательный пузырь рыбы наполнен газом. Газ попадает в плавательный пузырь:

А) непосредственно из атмосферного воздуха

Б) проникает из кишечника через стенки капиллярных сосудов

В) из крови через стенки капиллярных сосудов

Г) непосредственно из воды.

16. Не дышит:

А) домовая муха Б) папоротник орляк В) вирус Г) гидра.

17. Питательные вещества в семени пшеницы находятся в:

А) корешке Б) семядоле В) покровах семени Г) эндосперме.

18. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости:

А) плечевая и локтевая Б) грудного отдела позвоночника

В) мозгового отдела черепа Г) бедра и голени.

19. Не имеют жесткой клеточной стенки клетки:

А) дрожжей Б) костной ткани В) листа березы Г) туберкулезной палочки.

20. К проходным рыбам относится:

А) кета Б) акула В) речной окунь Г) тунец.

Часть 2. Выберите три правильных ответа из шести. В ответе запишите соответствующую последовательность цифрбаллов)

1.Какие насекомые имеют развитие с полным превращением:

1) жук – навозник 2) постельный клоп 3) домовая муха

4) азиатская саранча 5) черный таракан 6) капустная белянка.

2.Какие приспособления к жизни в воде сформировались в процессе эволюции у китообразных:

1) непостоянная температура жаберное дыхание 3) обтекаемая форма тела

4) передние конечности в виде ласт 5) толстый слой подкожного жира

6) четырехкамерное сердце.

3.Какие признаки характеризуют растения класса Однодольные:

1) мочковатая корневая система 2) сетчатое жилкование листьев

3) вставочный рост 4) стержневая корневая система

5) семена с одной семядолей 6) семена с двумя семядолями.

4.Каковы особенности гладкой мышечной ткани:

3) входят в состав внутренних органов 4) сокращаются произвольно, быстро

5) образуют скелетную мускулатуру 6) сокращаются непроизвольно, медленно.

5.Выберите признаки, относящиеся только к простейшим животным:

1) клетка – часть целого организма 2) органеллы передвижения временные или постоянные

3) эукариотические одноклеточные организмы 4) прокариотические одноклеточные организмы

5) способ полового размножения некоторых представителей – коньюгация (обмен ядрами).

6) являются гетеротрофами.

Часть 3 . Выберите верные утверждения.(10 баллов)

1.Разнообразие окраски тела водорослей вызвано приспособлением к фотосинтезу.

2.Шишка хвойных деревьев является плодом.

3.Коробочка на ножке у моховидных является спорофитом.

4.Кости черепа коровы и ее рога образованы разновидностью соединительной ткани - костной тканью.

5.Пикировка и чеканка вызывают рост боковых корней и ветвление побега.

6.Сидящая лягушка не видит неподвижные предметы.

7.Все млекопитающие – живородящие животные.

8.У всех млекопитающих семь шейных позвонков, независимо от длины шеи.

9.Пауки, как вши и блохи, - бескрылые насекомые.

10.Все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.

Часть 4. Впишите в таблицы цифры выбранных ответов.

1.Установите соответствие между организмом и типом питания.


2.Соотнесите признаки паукообразных и насекомых с классами, к которым они принадлежат

Науки, изучающие природу

Для изучения живых организмов: их строения, процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, размножение, обмен веществ и энергии), приспособления к условиям среды, — используются такие методы научных исследований, как наблюдение, описание, эксперимент.

Изучая искусственные системы: их строение, вещества, из которых они состоят, силу, энергию, которая необходима для работы этих систем, — используют такие методы исследования, как наблюдение, измерение, эксперимент.

Для изучения строения и состава экосистем, взаимодействия их компонентов, процессов поступления энергии, приспособления к условиям окружающей среды, влияния на эти системы деятельности человека применяют следующие методы исследований, как наблюдение, эксперимент, моделирование.

Так, изучая различные системы, применяют одинаковые методы исследований, пользуются одинаковыми понятиями — компоненты, энергия, вещества и т.п..

В курсе естествознания изучали искусственные системы, созданные руками человека, живые системы, естественные группировки и явления природы.

Наука, изучающая различные явления природы и законы, по которым они происходят, — это физика. Без знаний о силе, работу, энергию нельзя создавать механизмы и машины.

Живые существа и процессы их жизнедеятельности изучает биология. Компоненты живой и неживой систем образуют крупнейшую экосистему нашей планеты — биосферу, которая является предметом исследования таких наук, как география и биология.

С веществами в природе постоянно происходят изменения: из простых образуются сложные (органические) или наоборот. Состав и превращения веществ изучает химия.

Строение самой планеты, океаны, материки, различные формы поверхности и причины, приводящие к изменениям рельефа, изучает география.

Взаимосвязи, возникающие между компонентами биосферы, влияние организмов друг на друга, влияние деятельности человека на окружающую среду изучает экология. Экология — это наука о взаимоотношении между организмами в сообществах.

Изучать жизнь на планете невозможно в отрыве от изучения Вселенной, поскольку именно возникновение жизни обусловлено особенностями положения Земли в Солнечной системе. Это отрасль науки астрономии.

Название науки Предмет изучения

1. физика различные явления природы

2. биология живая природа во всем ее разнообразии

3. химия вещества и их превращения

4. география совокупность всех оболочек Земли

5. экология связи между организмами, между экосистемами и окружающей средой, между человеком и природой

6. астрономия космические тела и их взаимодействие

Природа едина. Различные науки изучают отдельные вопросы, чтобы глубже познать ее законы. Примеров взаимодействия наук в изучении природы можно приводить много. Но важно понять: несмотря на мир глазами астронома, физика, химика, биолога, географа, мы видим разные грани одного и того же большого целого — природы.

А. Группа клеток, выполняющих различные функции
Б. Группа клеток, образующих ткани, выполняющих различные функции
В. Группа клеток, образующих ткани и органы, осуществляющих только одну определенную функцию
Г. Согласованное взаимодействие клеток, тканей и органов, составляющих этот организм
2. Популяция – это:
A. Особи одного вида
Б. Особи одного вида, обитающие на одной территории
B. Все живые организмы, обитающие на одной территории
Г. Особи одного вида, обитающие на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп
3. Оболочка земли, заселенная живыми организмами, это:
А. Атмосфера
Б. Литосфера
В. Биосфера
Г. Биоценоз
4. В основе систематики лежит:
A. Изучение многообразия живых организмов
Б. Изучение строения живых организмов
B. Распределение живых организмов по группам на основе сходства и родства
Г. Изучение ископаемых видов живых организмов
5. Основоположником систематики является:
А. Карл Линней
Б. Чарлз Дарвин
В. Аристотель
Г. Теофраст
6. Выберите правильную последовательность систематических категорий.
А. Вид, семейство, род, отряд, класс, тип, подтип, царство
Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
В. Род, вид, семейство, класс, отряд, тип, подтип, царство
Г. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство
7. Способ передвижения бактерий:
A. При помощи жгутиков
Б. «Реактивный» – выбрасывание слизи
B. При помощи крылышек
Г. Все утверждения верны
8. Спора бактерий – это...
А. Половая клетка
Б. Форма для размножения
B. Форма для выживания бактерий в неблагоприятных условиях
Г. Название бактерий
9. Для получения энергии бактерии используют:
А. Органические соединения
Б. Неорганические соединения
B. Солнечный свет
Г. Все утверждения верны
10. Грибы изучает наука:
А. Микология
Б. Экология
B. Микробиология
Г. Биология
11. Грибы размножаются:
А. Вегетативно
Б. Спорами
B. Семенами
Г. Половым путем
12. У грибов споры развиваются в:
А. Гифах
Б. Спорангиях
B. Почках
Г. Микоризе
13. Микориза – это:
A. Название гриба
Б. Грибокорень
B. Разновидность грибницы
Г. Спора
14. Выживание гриба в неблагоприятных условиях обеспечивается:
А. Запас питательных веществ откладывается в клетках утолщенных частей грибницы
Б. Образуется спора
B. Запасается большое количество воды
Г. Происходит замедление процессов обмена веществ
15. К классу базидиомицеты относятся:
А. Сыроежка
Б. Трутовик
B. Звездовик
Г. Картофельный гриб
16. Какой гриб поражает злаковые культуры и может вызвать отравление человека, попадая в муку?
А. Спорынья
Б. Пеницилл
B. Фитофтора
Г. Дрожжи
17. Образует плесень на пищевых продуктах:
А. Мукор
Б. Пеницилл
B. Спорынья
Г. Фитофтора
18. Лишайники – это организмы, питающиеся:
А. Гетеротрофно
Б. Автотрофно
B. Автогетеротрофно
Г. Хемотрофно
19. В теле лишайника водоросли находятся:
А. Вдоль нижнего коркового слоя
Б. В сердцевине
B. Между сердцевиной и нижним корковым слоем
Г. Между сердцевиной и верхним корковым слоем

Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства: 1) морфология; систематика; 3) экология; 4) ботаника. Способность

растений скрещиваться и давать плодовитое потомство – это основной признак: 1) рода; 2) отдела; 3) класса; 4) вида. Если на гаметофите развиваются только архегонии, то он называется: 1) обоеполым; 2) мужским; 3) женским; 4) спорофитом. Что представляет взрослое растение у голосеменных: 1) спорофит; 2) гаметофит; 3) слоевище; 4) архегоний. Назовите структурные компоненты клеток зелёных водорослей, в которых происходит фотосинтез: 1) вакуоли; 2) хлоропласты; 3) хромотафоры; ; 4) ядра. Назовите зелёную водоросль, у которой имеется красный «глазок» для восприятия света: 1) хлорелла; 2) хламидомонада; 3) спирогира; 4) улотрикс. Что можно сказать о наличии жгутиков у хламидомонады: 1) отсутствуют; 2) есть 2 жгутика; 3) есть 4 жгутика; 4) имеются реснички. Как называется тело ламинарии: 1) корпус; 2) хроматофор; 3) слоевище; 4)эндосперм. Назовите способ размножения хламидомоныды, при котором образуются зигота: 1) бесполое; 2) половое. Что из перечисленного характерно для кукушкина льна: 1) имеет корни; 2) многолетнее растение; 3) однодомное растение; 4) относится к покрытосеменным. Назовите особенность, характерную для сфагнума: 1) каждый лист состоит из клеток двух разных типов – зелёных живых и бесцветных мертвых; 2) хорошо развиты ризоиды; 3) крупные широкие листья; 4) споры не образуются. Что образуется из проросшей споры у кукушкина льна: 1) зигота; 2) зародыш; 3) протонема; 4) зрелое растение. Какие растения относят к семенным: 1) моховидные; 2) плауновидные; 3) хвощевидные; 4) папоротниковидные; 5)хвойные. Назовите стадию развития папоротника, из которой формируется заросток: 1) спора; 2) зигота; 3) зародыш; 4) яйцеклетка. Назовите растение, у которого развиваются весенние спороносные и летние фотосинтезирующие побеги: 1) папоротник щитовник мужской; 2) плаун булавовидный; 3) хвощ полевой; 4) кукушкин лён. Как называют орган, в котором у папоротника развиваются сперматозоиды: 1) архегоний; 2) антеридий; 3) спорангий; 4) семенник. Где у хвоща полевого в основном происходит фотосинтез: 1) в стеблях; 2) в листьях; 3) в корневище; 4) в спороносных колосках. Назовите особенность расположения хвоинок сосны обыкновенной: 1) отходят непосредственно от молодых ветвей; 2) отходят от мелких чешуйчатых бурых листочков; 3) отходят от укороченных побегов; 4) отходят крупным пучком. Где у сосны образуются яйцеклетки и питательная ткань – эндосперм: 1) на чешуйках мужских шишек; 2) в спорангиях; 3) в семязачатках; 4) на заростке. Сколько лет живут хвоинки лиственницы: 1) менее 1 года; 2) 2-3 года; 3) 4-5 лет; 4) 5-7 лет. Назовите значение хвоинок сосны: 1) увеличивают фотосинтезирующую поверхность; 2) защищают от поедания животными; 3) позволяют экономить воду и легко переносить засуху; 4) не затеняют ближайшие хвоинки. Назовите структуру у сосны обыкновенной, оболочка которой формирует два пузырька, наполненные воздухом: 1) семязачаток; 2) пылинка; 3) чешуя женских шишек; 4) семя.

Фотографируя улитку в аквариуме (фото позже), задумался, а как называется наука изучающая улиток. И вот что выяснилось. малакология - наука, изучающая моллюсков - раздел зоологии, посвящённый изучению мягкотелых, или моллюсков (Mollusca). Название происходит от греческого слова malakion - моллюск. Ученых, которые изучают моллюсков, называют малакологами. Малакология рассматривает вопросы систематики и филогении, зоогеографии, биологии и экологии моллюсков и др. Один из разделов малакологии - конхология (конхиология) - посвящён исследованию раковин моллюсков.Конхология - раздел малакологии, изучающий раковины моллюсков. В широком смысле - это научное, полунаучное, или любительское изучение раковин мягкотелых животных типа Моллюски. Иппология - наука о лошадях, изучает анатомию, физиологию, биологию размножения, породообразование. До 30-х гг. XX века иппологию преподавали в кавалерийских, артиллерийских школах и других специальных учебных заведениях. По русски это будет звучать как коневодство, но наверное все-таки более углубленное. Тут же вспомнилась энтомология – увлечение детства, изучающая насекомых и ее подразделы арахнология , изучающая пауков и акарология - наука изучающая клещей, и ряд других, изучающих небольшие таксоны паукообразных (скорпионы, сенокосцы, псевдоскорпионы, фаланги и другие). Ну и раз пошла такая пьянка… Апиология – наука изучающая пчел (медоносных) Гельминтология – изучает паразитных червей и болезни вызываемые ими. Герпетология – раздел зоологии изучающий земноводных и пресмыкающих. Ее подраздел серпентология – изучающая змей. Иногда науку о земноводных называют батрахологией (от греч.- лягушка). Карцинология – изучает ракообразных. Также крупными или практически значимыми группами занимаются разделы карцинологии. Так, копепод изучает копеподология , кладоцер - кладоцерология , декапод - декаподология Кетология – изучает китообразных (дельфинов, касаток и естественно китов) Мирмекология – подраздел энтомологии изучающий муравьев. Нематология (Nematology, нематодология) - раздел зоологии, изучающий круглых червей типа Нематода (Nematoda), который является одним из крупнейших в царстве животных по количеству видов (описано 80 000 видов, предполагается до 500 000) Оология - отдел зоологии, посвященный изучению яиц животных, преимущественно птичьих. Также под оологией иногда понимают коллекционирование яиц птиц. Орнитология – термин наслуху, эта наука изучает птиц. Планктология – тут довольно ясно – изучает планктон Териология , она же маммология изучает млекопитающих, ее подразделами являются кетология и приматология Хироптерология – изучает рукокрылых, например летучих мышей. Этология – изучает поведение животных, тесно связана с зоопсихологией.

Clavicdps purpurea (Fr.) Tul..

Места обитания. Распространение. В нашей стране спорынья встречается во всех географических зонах, кроме пустынь и тундры. Появляется она при наличии условий, способствующих циклу развития как гриба, гак и растений-хозяев. Наиболее, благоприятны для развития спорыньи зоны с высокой относительной влажностью воздуха (70% и выше) и умеренно теплой температурой в период цветения ржи. Оптимальная температура для роста и развития гриба 24° С. Наиболее благоприятные условия для высокой продуктивности спорыньи чаще всего возникают в Прибалтике, западных областях Украины и Беларуси, а также в некоторых районах Дальнего Востока.

Заготовка и качество сырья. Заготовки дикорастущей спорыньи в настоящее время утратили практическое значение. Спорынья введена в культуру, и выращивается на озимой ржи в специализированных совхозах.

При сушке убранных рожков необходимо соблюдать большую осторожность, так как алкалоиды спорыньи очень чувствительны к повышенным температурам. Наиболее пригодна сушка нагреванием при температуре 40-60° С. Сушка при температуре выше 60° С ведет к разложению алкалоидов. Рожки спорыньи хранят в плотных бумажных мешках или в ящиках в сухом прохладном помещении с постоянной влажностью около 30%.

В соответствии с требованиями Фармакопейной статьи ФС 42-1432-80 в рожках спорыньи содержание суммы алкалоидов должно быть не менее 03%; содержание эрготамина не менее 0,2%; потеря в массе при высушивании не более 8%; золы общей не более 5%; изломанных рожков не более 30%; рожков, поврежденных насекомыми, не более 1%.

Алкалоиды спорыньи очень ядовиты. Содержание рожков спорыньи в фуражном зерне не должно превышать 0,05% (по массе), но даже в таком количестве при длительном употреблении муки с примесью спорыньи возможно отравление. Поэтому рожки спорыньи, а также зерно ржи, не очищенное от рожков, необходимо хранить отдельно от продовольственного и фуражного зерна. Лица, занятые на работах по выращиванию инфекционного материала спорыньи, приготовлению суспензии спор для заражения ржи, на сушке и послеуборочной обработке рожков, должны быть снабжены защитными очками, респираторами, резиновыми перчатками и спецодеждой.

Химический состав. В рожках спорыньи содержатся алкалоиды, высшие жирные кислоты, амины, аминокислоты и некоторые другие соединения. Все алкалоиды спорыньи принадлежат к классу индольных алкалоидов. Спорынья, возделываемая на ржи, продуцирует в основном так называемые “классические” эргоалкалоиды, относящиеся к производным лизергиновой (изолизергиновой) кислоты.

Применение в медицине. Алкалоиды спорыньи находят широкое и разнообразное применение в медицине. На основе природных алкалоидов спорыньи получены производные, которые используют для профилактики мигреней и других головных болей, при некоторых формах ревматизма, при различных гемодинамических нарушениях сосудистой системы, в психиатрической практике (при лечении галактореи, акромегалии и болезни Паркин-сона), в акушерско-гинекологической практике (для остановки кровотечений). Область применения эргоалкалои-дов постоянно расширяется. В настоящее время рожки спорыньи, культивируемой на ржи, служат сырьем для производства многочисленных отечественных лечебных средств (беллатаминала эрготала, эргометрина, кофетамина). Фармацевтические препараты, содержащие алкалоиды спорыньи, используют только по указанию врача.