Что исследовал челюскин. Семен иванович челюскин. “Начатое свершиться должно”

Семен Челюскин родился в 1700 году в городе Белев, Тульская область. Осенью 1714 года, юноша зачислен в московскую Школу математических и навигационных наук, которая располагалась в Сухаревской башне. Начиная с 1720 года, служил на кораблях Балтийского флота навигатором.

Позднее, Семен занял должность ученика штурмана и подштурмана. Далее, продолжил службу на Балтике. С 1733 года, участвовал в Великой Северной экспедиции. В период с 1735 по 1736 год, являлся штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции Прончищева. Вел дневниковые записи данной экспедиции. Так же, конспектировал описание открытого берега.

В сентябре 1736 года, из-за болезни и смерти Прончищева, Челюскин принял командование кораблем и вывел судно из залива Фаддеяк к устью реки Оленек. В декабре 1736 года, санным путем вместе с геодезистом Чекиным вернулся в город Якутск.

Семен Иванович являлся первооткрывателем самого северного места континентальной Евразии, которое позже названо мысом Челюскина. Осенью 1742 года, вернулся в город Санкт-Петербург, где получил звание «мичман».

Далее, служил на разных должностях Балтийского флота. В 1746 году, Семен Челюскин командовал яхтой «Принцесса Елизавета». Через пять лет исследователь произведен в лейтенанты, затем получил звание капитана - лейтенанта. С 18 декабря 1756 года в чине капитана 3-го ранга вышел в отставку.

Память о Челюскине

В честь Челюскина названа улица в легендарном городе Путивль
В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин.
Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
Средний разведывательный корабль «Семён Челюскин» проекта 850 в составе Черноморского и Тихоокеанского (с 1977 года) флотов ВМФ СССР и России в 1966-1993 годах.
В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица.
В Санкт-Петербурге Удельный парк с 1934 по 1991 назывался парк Челюскинцев.
В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
Улица в г. Нежин (Украина)
В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка.
В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
Именем С.И. Челюскина назван борт VP-BTC «Аэрофлота» модели Airbus A320-214.
В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица.
В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
В городе Пенза (Россия) в честь Челюскина названа улица и проезд.
В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Томске, Барнауле, Курске и Тюмени есть улица Челюскинцев.
В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица
В городе Минск (Беларусь) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» назван парк
В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица
В городе Донецк (Украина) в честь Челюскина названа улица
В городе Днепр (бывший Днепропетровск), Украина в честь Челюскина названа улица
В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь названа улица.
В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица
В городе Оренбург (Россия) в его честь названа улица
В городе Новокузнецк (Россия, Кемеровская область) в честь Челюскина названа улица
В городе Могилёв (Беларусь) в честь экипажа парохода «Челюскин» названа улица
В городе Селидово Донецкой области (Украина) в честь Челюскина названа улица
В городе Якутске в честь Челюскина названа улица

Челюскин, Семён Иванович - русский полярный мореплаватель. Родился примерно в 1704-1707 гг. (точная дата рождения неизвестна). В 1741 - 1742 годах исследовал и описал северо-восточный мыс Азии, часть берега полуострова Таймыр. Вошел в историю как первооткрыватель крайней северной точки Евразии.

Детство и юность

Точная дата рождения Семёна Ивановича Челюскина не установлена. По одним источникам он родился в 1704 г., а согласно других - в 1707 году. Также достоверно не известно место рождения будущего полярного мореплавателя.

Осенью 1714 года Семён был зачислен в Школу математических и навигационных наук, а через три года перевелся в “навигационный класс”, в котором обучился основам астрономии и навигации.

В 1721 Челюскин “получил аттестации в науке и в практике” и в целом хорошо зарекомендовал в “штурманской должности и хорошем обхождении”.

Карьера

В 1720-х годах Семён Челюскин служил на кораблях Балтийского флота навигатором, учеником штурмана и подштурмана. Также он описывал прибрежные участки Финского залива, обучал гардемарин на Балтике. В 1727 году Семён обзавелся семьей. Несмотря на успехи по службе, он не мог занять руководящую должность из-за отсутствия поддержки в адмиралтейских кругах. Кроме того, такие должности в основном занимали иностранцы и простому русскому моряку было очень сложно получить подобный пост.

Портрет С. И. Челюскина

17 апреля 1732 был подписан указ о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством В.Беринга. Уже в январе следующего года был создан “список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчацкую экспедицию”. На должность подштурмана был принял Семён Иванович Челюскин, но вскоре он был назначен штурманом и отправлен в Екатеринбург для “немедленного приготовления к судам припасов, вещей и артиллерии”.

С 1733 по 1743 год Челюскин был участником Великой Северной экспедиции, а в 1735-1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции под руководством В. В. Прончищева. Во время этой экспедиции Семён Иванович вел дневник и описывал открытые берега.

В сентябре 1736 года он принял командование кораблём по причине болезни В. В. Прончищева. Во время командования Челюскин успешно вывел корабль из залива Фаддея к устью реки Оленёк. Позже, в декабре 1736 года, он вместе с геодезистом Чекиным санным путем вернулся в Якутск. После ремонта одноименного корабля Челюскин участвовал в экспедиции Х. П. Лаптева 1738 - 1739 годов. В 1741-1742 годах он исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея.

В ходе этой экспедиции, которую назвали Великой Северной или Второй Камчатской, Х. П. Лаптев и С. И. Челюскин сделали два основных открытия: Россия достигла Северной Америки (Аляски) и северной точки Евразии. Но особого значения этому открытию Семён Иванович не предал. Позже об этой экспедиции писал М. Люмоносов

Карта маршрутов Великой Северной экспедиции

Также Ломоносов создан в 1763 году полярную карту, на которой указал мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначил уходящий к полюсу неисследованный “Чукотский нос”. Из этого понятно, что и Ломоносов и Челюскин не могли точно указать крайнюю северную точку Евразии.

Лишь через столетие по этой местности путешествовал будущий российский академик А.Ф.Миддендорф, который и назвал мысом Челюскина (официально это название было введено в 1878 году)

Осенью 1742 года Челюскин вернулся в Петербург, где получил звание мичмана. Позже он служил на Балтийском флоте на различных должностях. В 1751 году произведён в лейтенанты, а в 1754 г.получил звание капитан-лейтенанта. 18 декабря 1756 года Семён Иванович Челюскин в чине капитана 3-го ранга ушел в отставку.

Умер великий русский полярный мореплаватель в ноябре 1764 года, место погребения Семёна Ивановича Челюскина точно не установлено, но наиболее вероятным является село Босарево.

Памятный знак, установленный к 270-летию открытия мыса Челюскина

Увековечивание памяти

  • В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин.
  • Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин.
  • В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
  • В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым.
  • В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
  • В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
  • В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина).
  • Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина)
  • Улица в г. Нежин (Украина)
  • В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного поселка.
  • В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица.
  • В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA.

Airbus A319 «С. Челюскин»

  • В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица.
  • В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица.
  • В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок.
  • В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица.
  • В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске и Тюмени есть улица Челюскинцев.
  • Самолёт Аэрофлота Airbus A319 (VQ-BBA) носит имя «С. Челюскин».
  • В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица

( XVIII век)

Челюскин в течение десяти лет - с 1733 по 1743 г. - принимал самое деятельное участие в работах отряда Великой северной экспедиции, описывавшего берега Северного Ледовитого океана от устья Лены на запад. На долю Челюскина выпали опись и обследование наиболее трудных участков побережья - самой северной части Таймырского полуострова. Он дошел, попутно производя съемку, до крайней северной оконечности Азии (77°34), по справедливости впоследствии названной мысом Челюскина. Проявленные при этом Челюскиным мужество, энергия и выносливость ставят его в ряд самых настойчивых и неутомимых полярных исследователей.

Биографических данных о Челюскине сохранилось очень мало. Даты рождения и смерти не установлены. Известно лишь, что он происходил из мелкопоместных дворян бывшей Калужской губернии. Еще с детства у Челюскина стали проявляться наклонности к путешествиям, и отец отдал его в «Навигацкую школу», - так называлось тогда морское училище. Учиться было трудно: не хватало преподавателей, почти не было книг по мореходному делу. Челюскин преодолел все препятствия, окончил в 1726 г. Навигацкую школу и был зачислен на службу подштурманом. 17 апреля 1733 г. Челюскин был зачислен в состав Великой северной экспедиции и одновременно произведен в штурманы.

Во время Великой северной экспедиции Челюскин был в отряде, которым вначале командовал лейтенант Прончищев, а после смерти Прончищева - лейтенант Харитон Лаптев; отряд Прончищева в 1735 г. на дубель-шлюпке «Якутск» спустился в море по Лене и, обогнув дельту, направился к устью реки Оленек, где стал на зимовку.

В начале августа 1736 г. судно двинулось к устью реки Анабар, откуда после небольшой остановки направилось к Хатангскому заливу. Пробиваясь сквозь густые льды, «Якутска достиг, по современным данным, 77°45" с. ш. На обратном пути с величайшим трудом пришлось пробиваться сквозь тяжелые льды. В это время судном командовал Челюскин, так как Прончищев был прикован к постели тяжелой болезнью. 6 сентября судно добралось до места прошлогодней зимовки, где похоронили Прончищева, а вскоре и его жену - Марию Прончищеву.

В середине декабря 1736 г. Челюскин и геодезист отряда Чекин, захватив с собою судовые журналы и отчеты, выехали в Якутск; они везли также образцы горной породы, собранные Чекиным на реке Анабар. Из-за ссоры со сборщиком податей они не получили лошадей и прожили в поселке Сектях на Лене до июня 1737 г. В августе из Якутска в Петербург отправлялся Дмитрий Лаптев, с ним Челюскин послал журналы и карты плавания, а также рапорт, в котором просил о присылке нового такелажа и компасов.

Летом 1737 г. боцман Медведев привел дубель-шлюпку в Якутск. На место умершего Прончищева был назначен лейтенант Харитон Лаптев. Адмиралтейств-коллегия поручила Лаптеву повторить попытку Прончищева обогнуть Таймырский полуостров с востока и с моря описать район от Лены до Енисея, а если это сделать окажется невозможным, то осмотреть и описать берег с суши.

Весь 1738 год ушел на подготовку к плаванию и только летом 1739 г. дубель-шлюпка «Якутск» вышла в море и 6 августа достигла Хатангской губы. Челюскин и Чекин обследовали побережье губы и выяснили, что в нее впадают реки Балахна и Хатанга, а в последнюю впадает река Попигай. Вскоре дубель-шлюпка двинулась дальше и 21 августа достигла мыса Фаддея. Здесь оказались сплошные льды, удобного места для зимовки не нашлось, и отряд принужден был возвращаться в Хатангскую губу, куда и прибыл 29 августа и стал на зимовку в устье реки Блудной. Во время зимовки Челюскин производил обследование и описание окрестностей. Челюскин на оленях добрался до устья реки Таймыры, прошел к морю, а отсюда двинулся вдоль берега на запад.

Дойти до реки Пясины он не смог и 17 мая 1740 г. вернулся на зимовку. Уже приближалась весна, началась подготовка к продолжению плавания,

Дубель-шлюпка смогла выйти из Хатанги только 13 июля, так как мешал скопившийся в Хатангском заливе лед; остров Бегичева «Якутск» миновал только 12 августа. 13 августа при продвижении судна вдоль кромки сплошного льда на северо-запад переменившийся ветер стал нагонять льды. В борту появились пробоины, и вода хлынула внутрь. Положение судна стало безнадежным, и команда покинула его. С большим трудом люди добрались до бывшей зимовки в устье реки Блудной в Хатангском заливе.

Из опыта своих предыдущих плаваний с Прончищевым и двух последних неудачных попыток Челюскин пришел к убеждению, что на таком судне, как «Якутск», обогнуть полуостров Таймыр невозможно. С его доводами согласился и сам Лаптев и совет (консилиум), созванный Лаптевым 8 ноября 1740 г. Было решено просить разрешения у Адмиралтейств-коллегий производить опись Таймырского полуострова сухим путем, т. е. продвигаясь пешком по берегу. Такое разрешение в дальнейшем было получено. Но еще до этого, весной 1741 г., Лаптев отправил несколько сухопутных партий для обследования и описи Таймырских берегов.

Начался самый ответственный этап работы отряда. Большие заслуги принадлежат в этом деле Челюскину, на его долю выпало произвести обследование и опись самых трудных и отдаленных мест побережья. 28 марта 1741 г. Челюскин отправился с места зимовки в путь, в его распоряжении имелись два солдата и три собачьих нарты. Задача Челюскина состояла в том, чтобы добраться по тундре до устья реки Пясины, а оттуда пройти с описью берега вокруг Северо-Западного мыса на восток до устья реки Таймыры.

Преодолевая большие трудности - сильные морозы и бураны, страдая от снежной слепоты (воспаление глаз, вызванное отраженными от снега солнечными лучами), Челюскин все же произвел опись своего участка. 1 июня он встретился с Лаптевым недалеко от устья реки Таймыры, и они вместе прошли до устья Пясины, откуда добрались до Туруханска. В декабре 1741 г. Челюскин снова отправляется на исследование послед него наиболее труднодоступного участка - северного берега Таймырского полуострова. В конце февраля он достиг устья Хатанги. Отсюда он, производя опись берегов, направился к северу вдоль побережья и 1 мая достиг мыса Фаддея. Продвигаясь дальше, Челюскин установил, что берег тянется на север. Наконец, 7 мая 1742 г. он достиг мыса, от которого берег явно поворачивал на юг. Это и был недоступный дотоле мыс Северо-Восточный. Здесь Челюскин определил астрономически широту места (77°34" - по современной карте 77°41´), поставив знак (привезенное с собой бревно), и составил описание мыса.

«Сей мыс каменный, приярый, высоты средней; около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточно-Северный мыс» - записано в путевом журнале Челюскина.

На обратном пути Челюскин встретился с посланным ему навстречу солдатом, а в устье Пясины с самим Лаптевым. Вместе с Лаптевым Челюскин добрался по Енисею до Енисейска, и отсюда оба в августе 1742 г. выехали в Петербург.

Работа отряда была успешно закончена. Большая доля в этом успехе принадлежит Челюскину; благодаря своему мужеству, энергии, выносливости Челюскин преодолел все трудности полярного похода и с честью выполнил поставленную перед ним задачу. Челюскин вел подробный путевой журнал, где тщательно описаны маршруты походов и указаны измеренные координаты.

Журнал Челюскина был впоследствии обработан историком русского флота А. Соколовым и опубликован в «Записках гидрографического департамента». По данным журнала, Соколов перевычислил широту мыса Северо-Восточного. Она оказалась той же, что и у Челюскина. Это окончательно рассеяло некоторые сомнения в том, что Челюскин действительно достиг крайней северной оконечности Азии. В этом огромная заслуга штурмана Челюскина перед географической наукой. Но эта заслуга Челюскина не была оценена его современниками.

Имя Челюскина, однако, не осталось забытым. В 1878 г. Норденшельд первым после Челюскина подошел на «Веге» к Северо-Восточному мысу и, воздавая должное беспримерному мужеству и упорству Челюскина, предложил именовать Северо-Восточный мыс в честь Челюскина - мысом Челюскина. Под этим названием и значится теперь этот мыс на карте Арктики.

Кроме этого мыса, о Челюскине напоминают: остров Челюскина (в устье Таймырской губы) и полуостров Челюскина (самая северная часть полуострова Таймыр). Имя Челюскина было присвоено ледокольному пароходу, прошедшему в 1933 г. в одну навигацию Северный морской путь, но в конце пути вмерзшему в лед и погибшему в Чукотском море. Героическая эпопея спасения высаженных на лед челюскинцев тысячекратным эхо повторило имя Челюскина всему миру.

В 1745 г. по окончании экспедиции Челюскин был произведен в лейтенанты и командовал придворными яхтами, затем в чине капитан-лейтенанта был переведен в Балтийский флот. В 1760 г. Челюскин вышел в отставку в чине капитана 3-го ранга.

(около 1704-07 - ноябрь 1764) - знаменитый русский полярный мореплаватель. Родился в селе Борищево Перемышльского уезда Калужской губернии. Участник 2-й Камчатской экспедиции. В 1741-42 описал часть берега п-ова Таймыр, достигнув при этом северной оконечности Евразии (ныне мыс Челюскин).

Биография

Корни

Род Челюскиных (во многих документах XVII в. эта фамилия значилась как Челюсткины) имеет старинное происхождение. Предки Семёна Челюскина служили воеводами, были объезжими и “письменными головами”, стольниками и стряпчими. Так, его дед Родион Матвеевич дослужился до “головы” (чин полковника) московских стрельцов. Это значит, что он был богат, знатен, вхож в царский двор. Родион Челюскин содействовал служебному росту сына Ивана: тот был сначала стряпчим, потом стольником.

Круто изменилось колесо фортуны при Петре I. После подавления бунта московских стрельцов фамилия Челюскиных попала в список Тайной канцелярии. Оказавшись в опале, Иван Родионович был вынужден продавать и закладывать имения и земли, влезать в неоплатные долги и обрёк свою семью на скудную жизнь в глухой деревушке.

Детство

До сих пор неизвестна точная дата рождения Семёна Ивановича Челюскина. На этот счет есть разные мнения. Например, историк и литературовед Н.М.Чернов (Москва) утверждает, что на основе имеющихся у него свидетельств будущий первопроходец родился приблизительно в 1704.

В Архиве древних актов удалось обнаружить документ, из которого косвенно можно установить, что Семён Челюскин родился около 1707. Эту архивную находку подтверждает и исследователь Борис Рихтер, который еще в 1938 в биографическом очерке писал: “По возвращении в Петербург (март 1743) 36-летний штурман в награду за свои подвиги был произведен в мичманы”. К сожалению, автор не ссылался на архивный источник.

Не установлено и место рождения Челюскина. Одни исследователи утверждают, что он родился в Москве, другие - в с.Борищево, что в Калужской губернии, но скорее всего - в одной из родовых усадеб Белевского уезда, что на Оке. Там семья поселилась в начале XVII в.

Образование

Впервые Челюскин прибыл в Москву на смотр дворянских недорослей летом 1714, а осенью его уже зачислили в Школу математических и навигацких наук. Поначалу его определили в класс русской грамоты. Здесь выявляли тех учеников, кто “прилежность и охоту имеют к наукам”. Через три года Челюскин перешел в “навигацкий класс”, где изучал алгебру, геометрию, географию. Преподаватель Леонтий Магницкий обучал воспитанников и началам астрономии: умению вычислять затмения Солнца, “подлинное время новолуния и полнолуния”.

В 1721 Семён Челюскин “получил аттестации в науке и в практике”, зарекомендовав себя, “как честному человеку надлежит, пробу дав в достоинстве штурманской должности и хорошем обхождении”.

Начало морской службы

В 1720-е годы Челюскин нес службу на кораблях Балтийского флота в должности “навигатора”, ученика штурмана и подштурмана. Вместе с тем он практиковался и в описании прибрежных участков Финского залива. По некоторым свидетельствам, он зарекомендовал себя знающим моряком: в 1727 подштурман Челюскин обучал гардемарин на Балтике. Тогда же он обзавелся семьей. Несмотря на то, что Семён постоянно нес нелегкую службу и находился в отрыве от дома, перспектив роста у него было мало: руководящие и доходные должности на кораблях занимали иностранцы, а в адмиралтейских кругах он не имел влиятельной поддержки.

17 апреля 1732 был подписан указ о снаряжении Великой Северной экспедиции под руководством В.Беринга. В конце января 1733 в Адмиралтейство был подан “список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчацкую экспедицию”. Одним из первых в нем числился подштурман Семён Челюскин. Вскоре его произвели в штурманы и направили в Екатеринбург – для “немедленного приготовления к судам припасов, вещей и артиллерии”. Столкнувшись с самоуправством местных должностных лиц, волокитой и бюрократизмом, будучи вынужден задержаться в городе, он, хотя и с большим трудом, но раздобыл все необходимое.

Среди офицеров флота в экспедицию отправлялся земляк и приятель Челюскина лейтенант Василий Прончищев. Ему предстояло возглавить отряд по исследованию северных берегов от Лены до Енисея. Лейтенант взял в свою команду энергичного штурмана.

В конце июня 1735 они уходили в неведомое и опасное плавание за Полярный круг, а спустя год Челюскин похоронил чету Прончищевых в вечной мерзлоте.

“Начатое свершиться должно”

Во время второй зимовки в Усть-Оленёке Челюскин хорошо обдумал обстоятельства предыдущих неудачных плаваний. Вместе с геодезистом Никифором Чекиным и двумя солдатами он выехал в Якутск, но Беринга там не застал. Отправляясь на Камчатку, командор оставил ему предписание: переслать в Адмиралтейство рапорт и оставшиеся материалы, а самому ждать дальнейших указаний из Петербурга.

23 февраля 1738 в Адмиралтействе “слушали доклад по полученному из Камчацкой экспедиции от штурмана Челюскина рапорту”. В частности, там говорилось, что если и далее “в определенной вояж следовать, то надлежит сделать малый ялбот”. Еще он убедительно просил доставить из Петербурга новые канаты и тросы, паруса и компасы, “в чем ныне недостаток есть”.

Вопреки распространившемуся среди морских офицеров мнению о тщетности продолжения плаваний в полярных широтах Челюскин высказался определенно: “Начатое свершиться должно”. Таков был девиз русских моряков.

Без малого два года провел Семён Иванович в Якутске. Исполняя обязанности командира отряда, Челюскин заботился о матросах и солдатах, входивших в экипаж корабля (их было более 40 человек). Характерно, что в предыдущем плавании команда отнеслась к штурману настороженно - уж больно горяч и суров. Но в Якутске многие поняли: за строгостью стоят доброта и требовательность по отношению к людям. Семён Иванович хорошо понимал, что возобновив экспедицию, они отправятся в плавание тем же составом. И успех предприятия во многом будет зависеть от них самих.

Пришла весна 1740. Челюскин начал кропотливую подготовку к плаванию: осматривал снасти, организовывал починку парусов. 13 июля вышли в очередной поход. В последний раз штурман управлял своим кораблем. Спустя месяц дубель-шлюп затерло дрейфующими льдами вблизи бухты Прончищевой. Было решено оставить “Якуцк” - “токмо бы людей спасти”. На лед сгрузили снаряжение и припасы. Сделали санки и пошли к берегу, преодолевая торосы. Построили две “юрты земляные”. Жили там до тех пор, пока не установился зимний путь.

Недоставало провианта. Помог енисейский промышленник Василий Сазоновский, доставивший 70 пудов муки. Через месяц, пройдя около 700 верст, пострадавшие от кораблекрушения “претерпевали великую трудность и едва не все одержимы были цынготною болезнию, от которой несколько служителей померло”, но достигли зимовья.

За 1741 партии штурмана С.Челюскина и лейтенанта Х.Лаптева описали берег между устьями рек Пясины и Нижней Таймыры. Группа геодезиста Чекина обследовала часть восточного побережья полуострова. Оставался неисследованным, как тогда называли, Северный Таймурский мыс. Конец лета и осень провели в Туруханске. Шла кропотливая подготовка к съемке северной части Таймырского побережья. Выполнить эту трудную и опасную работу, судя по обнаруженным документам, мог только Челюскин.

24 сентября 1741 “штурману Семёну Челюскину на произвождение команды ево служителям” было выдано из казны 695 руб. 40 коп. - огромная по тому времени сумма. По предложению Семёна Ивановича большая часть этих средств пошла на выплату енисейским и туруханским служилым людям, которые бедствовали на севере полуострова и годами не получали ни хлебного, ни денежного жалованья.

“Сей мыс каменной, приярой…”

5 декабря штурман Челюскин выехал с тремя солдатами из Туруханска к р.Хатанге. Для “походу” было собрано 40 собак и “пять нарт благонадежных к дальнему и неизвестному пути”. Через девять дней туруханские казаки Федор Копылов и Дементий Судаков отправили вниз по Енисею несколько собачьих нарт и оленьих упряжек с продовольствием. А 15 декабря по указу городничего Туруханска в помощь Челюскину выехали пять собачьих нарт и конная санная подвода.

Лаптев и Челюскин договорились так: штурман, достигнув северо-восточной части полуострова, повернет на запад, описывая побережье; лейтенант последует из Туруханска до устья Нижней Таймыры и далее на восток, ему навстречу.

Стояли суровые морозы - до –50°С, в стылом воздухе далеко разносился скрип полозьев. Совершали переходы по 30-40 вёрст в день. Челюскина сопровождали подвозчики на оленьих упряжках, через десять дней пути “олени пристали, некоторые на дороге остались”. Ориентируясь по звездам и компасу, пересекали Таймыр с юго-запада на северо-восток. 15 февраля 1742 по рекам Хете и Хатанге прибыли в обжитое Попигайское зимовье.

Изучая документы этого последнего похода, восхищаешься организаторскими способностями Челюскина, творческим отношением к делу. Пока енисейские служилые Дорофеев и Кылтасов подвозили провиант и корм для собак, штурман тщательно продумал все детали успешного продвижения на север.

В конце марта группа солдата Антона Фофанова повезла к морю провиант на трех нартах. Сам Челюскин отправился на север. Следом двинулись подвозчики-тавгийцы (так до начала XX в. называли нганасан) на 11 нартах, груженных кормом для собак. Еще одну группу - якута Никифора Фомина с девятью нартами и грузом собачьего корма он отправил в устье Нижней Таймыры, чтобы оттуда двинуться западным берегом на встречу с ним.

Челюскин отослал назад сопровождавших его каюров и на трех собачьих упряжках отправился вдоль побережья на северо-запад. На высоком берегу, у мыса св.Фаддея, штурман соорудил маяк. Дальше на север еще никто не проникал.

Челюскин продолжал вести наблюдения с особой тщательностью. Его путевой журнал, единственная копия которого хранится в Госархиве Военно-Морского Флота в Санкт-Петербурге, - замечательный документ, свидетельствующий о необычайном упорстве и выносливости штурмана. Лаконичны его указания на неблагоприятные погодные условия. Часты упоминания о крайнем изнурении собак, которым было гораздо тяжелее, чем людям. Ни слова о собственной усталости или проявлении страха, в записях не было места личным чувствам и переживаниям.

День за днем Челюскин вел съемку побережья. Выбирали подходящее место, доставали инструменты. Установив бревно, брали пеленги, измеряли расстояния специальными цепями. Переезжая на новое место, все начинали заново.

6 мая, при “погоде чистой и сиянии солнечном”, штурман вычислил географическую широту места - 77°27’. День был удачным: заметив медвежьи следы, 18 верст гнали собак и настигли четырех белых медведей. Метким выстрелом уложили одного, пополнив запасы провианта. На следующий день стало сумрачно, началась “поземная метель великая, что ничего не видно”. Палатка из оленьих шкур была плохой защитой. Даже под меховыми одеялами стужа становилась невыносимой.

Прошли сутки, пурга поутихла. Тронулись в путь, и через пять верст достигли мыса. Челюскин записал в путевом журнале обычные, но навсегда вошедшие в историю географических открытий слова: “Погода пасмурная, снег и туман. В пятом часу пополудни поехал в путь свой <…>. Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк - одно бревно, которое вез с собою” .

Мыс не произвел на штурмана впечатления: он отметил, что берег здесь очень низкий и песчаный, с “небольшим выгибом”. Отсюда Челюскин повернул на юго-запад. Лишь в 1919 г., спустя 177 лет после открытия, норвежский геофизик и океанограф Харальд Свердруп, научный руководитель экспедиции Р.Амундсена на шхуне “Мод”, установил, что именно этот невзрачный мыс и есть северная оконечность Евразии.

Только один час провел Челюскин в районе крайней северной точки материка. Небо было закрыто серыми низкими тучами. Изредка появлялось тусклое холодное солнце. Штурман указал в журнале, что, по его мнению, Северо-Восточный мыс окончился, и земля лежит от запада к югу. По западному берегу полуострова он направился на юго-запад, к устью Нижней Таймыры.

Лаптев еще в феврале 1742 ушел к устью Нижней Таймыры, чтобы оттуда следовать навстречу Челюскину. Но лейтенанту снова не хватило провизии. В начале мая Лаптев послал навстречу штурману солдата Тобольского гарнизона Константина Хорошева с грузом провианта, а сам вернулся обратно в Туруханск.

15 мая Челюскин съехался с Хорошевым, и они устремились на юг через тундру. В зимовье якута Никифора Фомина партию Челюскина ждал другой посланец Лаптева. 20 июля 1742 г. Семён Иванович Челюскин сделал последнюю запись: “Погода пасмурная, великий дождь. Сего числа пополудни в третьем часу прибыл я в город Мангазейск и явился в команду лейтенанта Харитона Лаптева” . Северный вояж, обессмертивший имя штурмана Челюскина, закончился.

По праву первооткрытия

Во время Великой Северной, или Второй Камчатской, экспедиции было сделано два основных открытия: Россия достигла Северной Америки (Аляски) и северной точки Евразии. И, как ни странно, первопроходец Челюскин не придал своему открытию никакого значения!

“Сколь же мне сведомо, - писал Ломоносов о работе Ленско-Енисей ского отряда, - с востока от устья р.Лены поручик Харитон Лаптев мог дойти до 77 градусов, а всего мысу водяным ходом не окружили, однако по краям стоячего льду прошел при оном мысу мичман Челюсткин и везде видел стоячий лед, окружен торосом” .

Эти слова М.В.Ломоносова из его труда “Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию” лишь подтверждают роль Челюскина как первопроходца на Таймыре. Но “отправленные потом флота офицеры Чукотского носу не достигли”. Ломоносов и Челюскин полагали, что северная оконечность Евроазиатского материка - так называемый Табинский нос - находится где-то на Чукотке. К рукописи Михаил Васильевич приложил полярную карту, составленную им около 1763. На ней указан мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначен уходящий к полюсу неисследованный “Чукотский нос”. Следовательно, и Челюскин, и Ломоносов не могли с уверенностью сказать, где находится северная оконечность “матерой земли”.

Итак, Челюскин сделал открытие, которое опередило географическую науку и время. Такова была его судьба: остаться в безвестности при жизни и навечно запечатлеться в памяти людей после смерти.

Столетие спустя, впервые после первопроходцев, по Таймыру путешествовал будущий российский академик А.Ф.Миддендорф. По его предложению северную оконечность Евразии стали именовать мысом Челюскина (с 1878 это название внесено в международную литературу и карты). “Как бы то ни было, - писал исследователь, - но если северо-восточный мыс получит имя Челюскина, то он сохранит это имя с честью. Челюскин не только единственное лицо, которому сто лет назад удалось достигнуть этого мыса и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае”.

Исследователи Таймыра произвели подробную съемку и нанесли на карту все побережье и внутреннюю часть полуострова. Причем в отдельных местах измеряли даже склонения магнитной стрелки. Участники отряда отмечали полезные ископаемые в открытых горных отложениях. Проводили наблюдения за режимом рек, морскими течениями у берегов.

27 августа 1743 Лаптев представил в Адмиралтейство рапорт, журналы и “сочиненные морские карты”. Вскоре он приступил к обработке материалов и составлению генеральной “Морской карты описания берега Северного Ледовитого моря меж реками Лены и Енисея”. Огромный северный полуостров перестал быть таинственной землей.

В сентябре 1743 была подготовлена рукопись “Описание, содержащееся от флота лейтенанта Харитона Лаптева в Камчацкой экспедиции меж реками Лены и Енисея, в каком состоянии лежат реки и на них всех живущих промышленников состояние”. В литературе авторство этой работы причисляется только Х.Лаптеву. Но это далеко не так. Известно, что в ее основу легло “Описание берегов морских, рек и заливов Северного моря, начавшихся с реки Лены”, составленное в 1742 штурманом Семёном Челюскиным. Лаптев лишь обобщил те разнообразные сведения, которые собрали лейтенант Прончищев, штурман Челюскин, геодезист Чекин и другие участники экспедиции.

Это была работа, содержащая первые научные сведения о большой Таймырской земле. В рукописи приводится характеристика рек, берегов, островов, данные о глубинах, приливах и отливах, о состоянии льда и грунта, другие гидрографические сведения. В работе довольно полно описаны Лена и Оленёк, Анабара и Хатанга, Нижняя Таймыра и Пясина, Балахна и Енисей, тундра около оз.Таймыр; есть указания о границах произрастания лесов и их составе, о хлебопашестве, рыбных и пушных промыслах.

Интересны размышления “о мамонтовых рогах”. Их во множестве находили участники сухопутных поездок в тундре и на побережье. Причем и Челюскин, и Лаптев ошибочно думали, что мамонты - это морские животные, которые “есть <…> и ныне в море Северном, на глубоких местах”. Любопытно то, что первопроходцы находили даже вымытых по речным берегам и сохранившихся в вечной мерзлоте “целых зверей мамонтов с обоими рогами; на них кожа толщиною в пять дюймов, а шерсть и тело истлелые”. Несомненно, обнаруженные ими экземпляры представляли большой научный интерес. Однако мы не знаем, привез ли в столицу руководитель отряда хотя бы некоторые фрагменты (например, бивни) давно исчезнувших животных.

В “Описании…” уделяется место быту, нравам, суевериям народностей, населяющих полуостров, что представляет большой интерес для этнографов.

По возвращении в Петербург царский двор и Адмиралтейство не удостоили Челюскина “вознаграждением”. Ему пожаловали чин мичмана (первый офицерский чин на флоте) - только такой ли награды он был достоин? И потянулась морская служба на Балтике со скупым продвижением в чинах. Судьба не баловала Челюскина, как, впрочем, и многих других участников Великой Северной экспедиции. Не вспоминали о нем и бывшие соратники. Харитон Лаптев участвовал в составлении “генеральной карты Сибирским и Камчацким берегам”, командовал кораблями, под конец жизни был назначен главным интендантом по снабжению Балтийского флота.

В указе Адмиралтейств-коллегии от 18 декабря 1756 сказано “об отставке морского флота лейтенанта Семёна Челюскина с награждением морского капитана 3-го ранга”. Уволенный с флота “за болезнью и старостью”, с “пашпортом об отставке от всех дел”, Семён Иванович поселился с женой в небольшом имении в Алексинском уезде. Скоро он втянулся в нужды и заботы дворянина средней руки: беспокоился о приобретении новых поместий, судился с соседями, собирал подати с крестьян.

Смерть

С отставкой первопроходца в полном неведении для будущих поколений закончилась его подвижническая жизнь. До сих пор была неизвестна дата его смерти.

В результате кропотливых поисков в фондах Поместного приказа Госархива древних актов мною найдена челобитная жены Челюскина, датированная мартом 1765 и обращенная к “Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне”. Далее читаем: “…бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана-лейтенанта Семёнова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семёнов сын Челюскин. В прошлом, 1764 г., в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семёна Ивановича Челюскина волею Божией не стало”.

Итак, первооткрыватель северной точки Старого Света Семён Иванович Челюскин умер в ноябре 1764 г.

Не установлено и место его погребения. Выскажу некоторые предположения. В челобитной вдова Челюскина сообщала, что после смерти мужа за ним остались недвижимые имения в следующих уездах: Лихвинском (ныне Чекалинский р-н Тульской обл.), Алексинском (Тульская обл.), Перемышльском (Калужская обл.) и Белевском. Несколько лет назад я побывал в деревнях и селах, которыми когда-то владел Челюскин. Пришел к выводу: наибольшая вероятность захоронения - с.Босарево, что на Оке, неподалеку от Алексина. Окончательно разрешить эту загадку, видимо, по силам тульским и калужским краеведам.

Память

  • В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин.
  • Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостров Челюскин.
  • В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина.
  • В 1933 году в его честь был назван новый пароход , ставший позже знаменитым.
  • В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица.
  • В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок.
  • В честь Челюскина названа улица в городе Мариуполь и Полтава (Украина).