Что ели древние римляне. Что ели в Древнем Риме? Ночной Рим и фонтан Треви

Urbi et Orbi - «Граду и Миру». Это древнеримское выражение я использовал в заголовке своего рассказа про столицу великой древней Империи, Папского государства, Итальянского Королевства и современной Италии. Несмотря на столь амбициозную фразу, на самом деле заметки мои весьма скромны и фрагментарны. Я знакомился с Римом суммарно в течение всего одного дня; естественно, это знакомство было поверхностным и точечным. Образно выражаясь, от большого, сложного и многообразного блюда под названием «Рим» я попробовал лишь несколько маленьких кусочков. И остался в исключительном восторге. Восхищение мое основано на необычном комплексном восприятии Рима как города эпически монументального и в то же время легкого и комфортного.

В Рим я приехал в рамках группового тура в конце сентября 2013 года, начавшегося в Римини. Дорога занимает чистого времени около 5 часов и проходит по территории трех итальянских областей - Эмилия–Романья, Умбрия и Лацио. Самой живописной частью я считаю умбрийскую - там, где Апеннины достигали наибольших высот. Но фотографировать там было слишком трудно. Поэтому покажу несколько снимков, сделанных уже в столичном регионе Лацио:

Эти виды тоже красивы, благодаря волнистому рельефу и обилию лесов.

Днем приехали в Рим - и сразу, как говорится, с корабля на бал, то есть с автобуса на экскурсию. График вообще был очень насыщенным, включая автобусно–пешеходную экскурсию по ночному городу. Но об этом позже. В своем рассказе я разбил достопримечательности Рима на несколько блоков, в зависимости от тематики, истории или географии.

Памятники Древнего Рима

Пользуясь хронологическим принципом, вначале поведу речь о Древнем Риме. Напомню, что Рим был основан в 753 году до Р.Х. (дата спорная, но сейчас это, в принципе, не важно). Большое число археологических памятников обусловлено не только и не столько древностью Рима, сколько его статусом столицы гигантской державы. Причем «вес» Рима был таков, что его население превышало население всех других городов Апеннинского полуострова, вместе взятых. В Древнем Риме на пике его могущества жило больше миллиона человек!

Колизей

Наиболее представительный и узнаваемый объект Древнего Рима - Колизей, колоссальный (его название по одной из этимологических версий как раз происходит от этого слова) амфитеатр постройки второй половины I века от Р.Х. Этот период как раз соответствует апогею власти Римской Империи. Колизей - материальное воплощение знаменитого популистского лозунга «хлеба и зрелищ!».


Колизей был частично разрушен землетрясением в XIV веке, после чего его стали активно разбирать на строительный материал. Но до сих пор это здание сохраняет величественный масштаб. Конечно, его назначение заслуживает осуждения: трудно и страшно вообразить, сколько людей и животных было убито и искалечено на его арене в течение нескольких веков. Но я бы хотел обратить внимание на другое: амфитеатр вместимостью более 50 тысяч зрителей был организован так, что его заполнение и опустошение происходило всего за 15 минут! Это яркий пример римского порядка, до которого европейская цивилизация никогда не доходила. Я бывал на современных стадионах и знаю, сколько времени сейчас уходит на выход всех зрителей.

Большой Цирк

Неподалеку (минут 10 ходьбы) от Колизея находятся руины Большого Цирка:

Он был построен в далеком 329 году до Р.Х. и являлся самым большим ипподромом Империи. Но его «изюминка» в другом: в еще более древние времена, на заре истории города, на этом месте состоялось примечательное легендарное событие под названием «похищение сабинянок» (далее я специально изложу эту легенду в несерьезном стиле). Почему-то у древних римлян в давний период истории города возник дефицит женщин. Тогда они похитили женщин у соседнего латинского племени сабинов, мужчины которых были опьянены на устроенном римлянами пиру. Протрезвев, сабиняне разгневались и отправились в поход на Рим. Во время упорной битвы, когда победа клонилась в сторону сабинов, на поле боя явились женщины - новоявленные римлянки, и упросили своих бывших соплеменников оставить их. Что ж, если эти женщины инстинктивно мечтали о великом будущем для своих потомков, то этот выбор был оптимальным.

Форумы

Следующий важный объект - Форумы:


Это слово происходит от древнеримского foris, то есть «за пределами». Имеется в виду «за пределами своего дома», то есть публичное место. Здесь находились храмы, рынки, площади, то есть элементы политической, религиозной и экономической жизни Рима. Здесь же была Большая Клоака - часть обширной системы городской канализации; название стало нарицательным. И еще отмечу, что здесь находился небольшой храм (сейчас руины) под названием «Пуп города» - центр Рима. Учитывая менталитет римлян, можно сказать, что это был Пуп Земли.

Триумфальная арка

Триумфальная арка Константина - один из ключевых памятников Древнего Рима, бесконечное число раз воспроизведенный последующей европейской цивилизацией в XIX веке:

Арка возведена при Императоре Константине в начале IV века и примечательна тем, что это единственная римская триумфальная арка, построенная по случаю победы в гражданской войне. Ее можно считать ярким показателем упадка Империи, раздираемой внутренними конфликтами.

Пантеон

Наконец, еще один памятник Древнего Рима, о котором я сообщу в своем рассказе, является «мостом» между античностью и христианской эпохой. Это Пантеон.

Рядом с Пантеоном стоит древнеегипетский обелиск; всего в Риме их 13. Почти все они в знак принадлежности новой эпохе увенчаны крестами. Но вернусь к Пантеону. Это храмовое строение создано в 125 году от Р.Х. при Императоре Адриане. Великолепный образец древнеримского строительного искусства, который с легкостью держит купол диаметром 43 метра. Держит посредством бетона - материала, который является изобретением римлян. Купол необычен тем, что в его середине есть отверстие диаметром 9 метров. Благодаря ему в солнечную погоду центр храма как бы пронизывает столб света. Что касается дождя, то если он мелкий, то капли выдуваются наружу из-за сильного восходящего потока воздуха. При интенсивном дожде вода стекает по полу в специальные отверстия.

В начале VII столетия Пантеон стал христианской церковью Святой Марии и Мучеников. По легенде под алтарем хранятся кости мучеников, свезенные сюда на 28 телегах. Сейчас тут есть мемориалы Рафаэля и двух итальянских Королей - Виктора–Эммануила II (ему посвящена надпись «отец нации», ибо при его правлении состоялось объединение страны в 1861 году) и Умберто I. Стены храма декорированы очень редким красным веронским мрамором.

Обелиск на постаменте-слоне

И в завершение античного раздела продемонстрирую еще один обелиск (неподалеку от Пантеона), который мне понравился благодаря постаменту–слону:

Он расположен в центре площади Минервы (это римское название древнегреческой богини Афины Паллады). А любопытен сей памятник тем, что именно он послужил прообразом слона на тонких длинных ножках, который виден на заднем плане одной из самых знаменитых картин Сальвадора Дали под названием «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Сам же памятник создан в 1667 году итальянским скульптором Джованни Бернини. Предполагается, что источником вдохновения при создании скульптуры могла стать ксилографическая иллюстрация из анонимного романа конца XV века «Гипнэротомахия Полифила». Обелиск был перенесен из бывшего храма Исиды. Местные жители называют эту скульптурную композицию il pulcin della Minerva, так как слон напоминает поросенка.

Разные достопримечательности центра Рима

В этом разделе покажу несколько запомнившихся мне мест в центре Рима, между собой географически не связанных.

Площадь Навона

Площадь Навона по форме напоминает стадион - и, действительно, в античные времена она использовалась для спортивных мероприятий. Площадь являлась излюбленным местом для ярмарок, праздников и отдыха римлян. Главными украшениями площади являются церковь Святой Агнессы (середина XVII века) и три фонтана. На снимке церковь и фонтан Мавра:

У здания церкви интересная особенность - изогнутый фасад. Это, можно сказать, фирменный стиль архитектора Франческо Борромини. Я не очень разбираюсь в таких тонкостях, но слышал, что эту изогнутость зодчий считал проявлением Божественного Духа (называл ее Божественной волной).

Второй фонтан посвящен Нептуну:

А третий - самый выдающийся. Он называется фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi); символически изображает главные реки четырех известных в середине XVII века частей мира - Нил (Африка), Ганг (Азия), Дунай (Европа) и Ла-Плату (Америка). В центре расположен египетский обелиск. Покажу несколько фрагментов фонтана.

Ганг держит длинное весло в знак судоходности реки:

Ла-Плата восседает на куче серебряных монет (слово «плата» по-испански означает «серебро»); справа Дунай:

Дунай, как ближайшая к Риму река, держит в правой руке Папский герб:

Нил опознается по характерному признаку - лицо закрыто тканью в знак того, что никто не знает местонахождение истоков этой реки.

Лев (видимо, из Африки):

Площадь Венеции и монумент объединению Италии

Ее название происходит от дворца, где располагалось посольство Венецианской республики; об этом можно догадаться по ее гербу над порталом. С балкона над порталом любил выступать Бенито Муссолини, чьи театрально–ораторские способности всем известны.

Напротив венецианского дворца стоит монумент, посвященный объединению Италии:

Монумент поистине грандиозный (монструозный). Он называется Витториано в честь Короля Виктора–Эммануила II, чья 12-метровая бронзовая статуя находится в центре. Королевскую фигуру окружают шесть 6-метровых статуй, олицетворяющих итальянские ценности: бронзовые Мысль и Действие и мраморные Жертвенность, Право, Сила и Согласие.

Неподалеку от площади стоит симпатичная церковь Святейшего Имени Марии на Траянском форуме (я запомнил ее в том числе из-за непривычно сложного названия):

Капитолийский холм и деревья Рима

После мемориала Витториано мы пришли на Капитолийский холм, к Палаццо Сенаторио. Это мэрия Рима , перед которой стоит бронзовая статуя Императора Марка Аврелия:

Там я впервые обратил акцентированное внимание на символ, который можно встретить в Риме повсюду. Это, пожалуй, самая знаменитая аббревиатура в европейской цивилизации, исходящей корнями от Рима: S.P.Q.R., то есть, вероятно, Senatus Populusque Romanus («Сенат и граждане Рима»). Хотя точное значение доподлинно не известно. Огромно влияние Рима на европейскую и российскую историю - через религии, государственный строй (республику и Империю), язык и письменность, право, философию, технологии, искусство и многое-многое другое.

Сравнивая со многими европейскими столицами, Рим нельзя назвать городом, изобилующим древесной растительностью. Тем не менее, во многих местах (в том числе и на крышах домов) радуют взор красивые деревья. Говорят, что символом Древнего Рима был дуб - и сейчас в городе их почти нет. Символом средневекового Папского Рима был вяз, и их тоже почти нет. Символом Королевского Рима был платан, а символом Рима Муссолини - средиземноморская сосна пиния (есть даже написанная в 1924 году симфоническая поэма «Пинии Рима»). Их в городе очень много, равно как кипарисов, олеандров и многих других красивых деревьев.


Прогулка вдоль Тибра

Следующий раздел описания Рима я посвящу прогулке вдоль реки Тибр. Для меня такие прогулки - своего рода ритуал, сопровождающийся непременным бросанием монетки.

Замок и мост Сан-Анджело

Прогулка началась от моста Сан-Анджело, который находится довольно близко к площади Святого Петра (минут 10 ходьбы):

Мост выходит к одноименному замку. Замок Сан-Анджело построен на основе изначального здания II века, а нынешний вид в общих чертах приобрел в XIV столетии, как крепость. Замок увенчан статуей архангела Михаила. В эпоху Ренессанса здесь была чрезвычайно строго охраняемая тюрьма; из нее сбежал лишь один узник, и это был знаменитый скульптор и художник Бенвенуто Челлини.

Иду вниз по течению Тибра; впрочем, до поры до времени течения мутно-зеленой воды практически не видно. Сначала я предполагал спуститься к нижней набережной, но раздумал. Во-первых, оттуда хуже видны окрестности; во-вторых, я заметил там немало нищих. И вообще подпорные стены набережной выглядят не очень красиво, особенно из-за граффити. Лучше идти по верхней набережной, по платановой аллее, откуда виды гораздо приятнее.

Мосты через Тибр в центре города чередуются один за другим:

Тут я подобрал изображение стенки без граффити; хорошо видны зеленые насаждения Рима:

Остров Тиберина и мост Палатино

Далее перед глазами появляется остров Тиберина, формой очень похожий на лодку. Справа на снимке находится мост Честио - один из самых старых в Риме. Он был построен в середине I века до Р.Х.; нынешний вид, естественно, намного моложе. Примерно на 20 лет старше мост Фабричо, который соединяет другой берег Тиберины с набережной, где расположена главная синагога Рима.

У острова интересная история. Когда-то, в ранние времена Древнего Рима, у Тиберины была дурная репутация. И однажды, согласно легенде, из плывшей по Тибру лодки вылезла змея, которую считали символом бога–врача Эскулапа. Римляне устроили здесь святилище Эскулапа, а острову придали форму лодки, опоясав «борта»-берега травертином. С 1584 года на Тиберине находится крупная больница Святого Варфоломея под названием Фатебенефрателли: это сложное слово состоит из трех - fate bene fratelli, то есть «творите добро, братья». Любопытно, что этот госпиталь, наряду с многими достопримечательностями Рима, присутствует в начальных кадра знаменитой комедии «Невероятные приключения итальянцев в России».

Мост Честио с другой стороны, где на Тибре устроен небольшой искусственный порог:

Чуть подальше острова Тиберина находится мост Палатино, где я завершил прогулку вдоль реки:

Возле этого моста находится остаток более древнего, который показался мне очень живописным:

Ватикан - Государство Святого Престола

Из Древнего Рима переношусь в Рим Папский. Когда-то Рим был столицей довольно крупного по площади и очень влиятельного Папского государства. После объединения Италии в 1870 году Святой Престол лишился почти всей территории и довольно долгое время такого государства не существовало; оно было формально установлено в результате специального конкордата с правительством Муссолини. Ватикан (вспомогательная суверенная территория Святого Престола) - самое маленькое государство в мире, площадь всего 44 гектара. Возглавляется верховным иерархом Католической церкви - Папой Римским. Кстати, летняя резиденция Римских Пап находится в городке неподалеку от столицы.

Посещение Ватикана для меня состояло из двух этапов - музеи и Собор Святого Петра.

Музеи Ватикана

Музеи находятся в огромном архитектурном комплексе под названием Апостольский дворец, или дворец Сикста V. В нем располагаются Папские апартаменты, правительственные учреждения Ватикана, часовни, библиотека, многочисленные внутренние дворцы. Мы посетили один из этих внутренних дворцов - знаменитый Бельведер, чье название естественным образом размножилось по Европе (например, дворцы с таким названием есть в ) и России.

Внутренняя площадь Бельведера за соответствующий элемент декора получила название Двор Шишки (Cortile della Pigna):

Это украшение столь понравилось мне, что не могу отказать себе в удовольствии привести его изображение более крупным планом:

Гигантская бронзовая сосновая шишка во времена Древнего Рима украшала фонтан возле большого храма Изиды; вода обильно стекала с ее вершины. В Средние Века шишку переместили в Старую Базилику Святого Петра, где ее видел Данте, который впоследствии в Божественной комедии» использовал образ шишки для описания ветхозаветного Царя и охотника Нимрода. В XV столетии шишку перенесли на нынешнее место. По бокам шишки находятся два бронзовых павлина, взятые из мавзолея Императора Адриана в замке Сан-Анджело. Кстати, в честь этой сосновой шишки был назван IX район Рима Пинья (rione Pigna).

В Бельведерском дворце расположен музей Пия–Климента, посвященный скульптурам. Здесь можно увидеть римские копии знаменитых греческих статуй Аполлона (который получил «приставку» Бельведерский) и Лаокоона с сыновьями в удушающих объятьях змей. Меня заинтересовали изображения животных; хотя надо сразу сказать, что они довольно брутальные. Это, видимо, специфика римского взгляда на окружающий мир:



Далее переходим в Папский дворец, где осматриваем два интересных помещения (на самом деле больше, но мне запомнились именно два). Первое - галерея географических карт. Она была создана в 1578–1580 годах итальянским картографом Игнацио Данти по заказу Папы Григория XIII - покровителя наук и искусств. Карты показывают регионы Италии и Папские владения. Итальянская художественно-картографическая школа мне не очень нравится (в сравнении с нидерландской), но ряд любопытных сюжетов можно отметить:

Потолок галереи заслуживает особого внимания, хотя рассматривать его, по-моему, физически довольно сложно:

В конце галереи над дверью изображен герб Папы Григория XIII:

Весьма колоритное сочетание дракона с папской тиарой и ключами от рая. Кстати, именно этот Папа ввел в обращение новый календарь летоисчисления, названный в его честь.

Главной достопримечательностью Папского дворца является Сикстинская капелла. О ней написано очень много; я лишь отмечу, что именно здесь собирается конклав, на котором кардиналы избирают нового Папу. Место исключительной важности для более чем миллиарда жителей мира. Сикстинская капелла расписана Микеланджело, и на одном из изобразительных элементов есть его автопортрет. Святой Варфоломей держит в руках свою кожу (которую с него содрали заживо, но Варфоломей на картине, разумеется, в нормальном виде), а лицо на этой коже принадлежит самому художнику.

Добавлю также изображение одного из фрагментов росписи - фрески «Сотворение Адама». Внимание зрителя, как правило, сконцентрировано на соприкосновении Бога и его первого человеческого творения - Адама. Но кто изображен за Богом? Кто эта особа, что столь неприязненно, или, как минимум с дерзким вызовом, смотрит на Адама?..

Площадь и Собор Святого Петра

Далее последовал осмотр Собора Святого Петра. Но сначала я мысленно выйду наружу, на площадь Святого Петра, чтобы показать здание Собора:

Собор - один из крупнейших христианских храмов в мире (вместимость 60 тысяч); его архитектура задала широко распространившийся церковный стиль. Перед ним простирается в форме двух симметричных полукружий площадь Святого Петра, где по преданию в 67 году от Р.Х. был казнен апостол, чьи мощи хранятся под алтарем Собора. Древнеегипетский обелиск был привезен в Рим Калигулой.

О Соборе написано огромное количество статей, в том числе в Интернете; не считаю нужным их повторять. Лично мне больше всего запомнился купол Собора, который создает невероятно легкое ощущение. Вообще светлый Собор произвел на меня впечатление чего-то вроде летательного аппарата, готового вот-вот взмыть в воздух. Под куполом находится бронзовый балдахин высотой 29 метров, чей потолок украшен голубем - Святым Духом. Под балдахином расположена кафедра Святого Петра.

Конечно, обращает на себя внимание знаменитая скульптура Пьета работы Микеланджело (единственное произведение, подписанное мастером): скорбная Богоматерь держит на руках тело Сына. Лицо и фигура Мадонны поразительно живые. К сожалению, скульптура закрыта стеклом из соображений безопасности, так как на нее совершал покушение психопат.

Наконец, в силу своего мировоззрения я отметил в памяти мемориал последних представителей Шотландской и Британской Королевской семьи Стюартов (претендента Иакова III и двух его сыновей):

В Соборе нет картин (графика представлена фресками), поэтому можно свободно фотографировать, в том числе со вспышкой.

Ночной Рим и фонтан Треви

Завершаю свои фрагментарные заметки маленьким рассказом о ночном Риме. Точнее, вечерне-сумеречном. Я не люблю смотреть на большие города в темноте, но Рим стал исключением.

Во время вечерней прогулки я увидел барочную Испанскую лестницу - 138 ступеней, ведущих от французской церкви Троицы к Испанской площади. Кстати, это название народное; официально она называется «лестница к Тринита-деи-Монти». К сожалению, я не могу показать ее фотографию, так как было просто невозможно заснять лестницу без огромного числа людей довольно крупным планом, а мне не хотелось бы демонстрировать такое изображение. Найти в интернете несметное число фотографий Испанской лестницы не представляет ни малейшего труда.

Самый знаменитый фонтан Рима называется Треви: барокко (или, пользуясь португальским первоисточником этого слова - «жемчужина неправильной формы») в чистом виде. Название фонтана происходит от того, что он находился в соединении трех дорог - tre vie. В центре фонтана находится Нептун. Существует поверье, что человек, бросивший в него монету, приедет в Рим еще раз. Две монеты - любовная встреча. Три - бракосочетание. Четыре монеты - богатство. Пять монет - разлука. Еще до приезда в Рим я забыл точные формулировки; а сколько монет в итоге бросил, не скажу.

Римская кухня времен империи, о которой сообщают множество источников, а позднее, уже на закате империи, весьма полно описанная в кулинарной книге Апиция (около 400 года н.э.), на первый взгляд кажется невероятно далекой от нас. Дистанция, впрочем, уменьшается, когда мы осознаем, что к ней восходят основные черты и средневековой кухни, и кухни Возрождения, а многое, в своем развитии, дошло и до наших дней, став основой общепризнанной средиземноморской кухни - самой здоровой и полезной в мире.

Разнообразие

К V веку до нашей эры в богатых городах античного мира начали появляться общественные пекарни. Ячменный хлеб (очень полезный) считался в то время пищей бедняков. Более зажиточные предпочитали пшеничный хлеб.
Хлеб и крупы были главными продуктами в античном мире. Из них готовили похлёбки и каши, такие, как маза - смесь муки, мёда, соли, оливкового масла и воды; турон - смесь муки, тёртого сыра и мёда. Многие продукты перед приготовлением посыпали ячменной мукой. Обильно использовались фасоль и другие бобовые растения.

Уже в бронзовом веке знали и использовали большое количество овощей. Обычно их приправляли пряностями. Иногда в овощные блюда добавляли баранину или говядину, но мясо домашних животных было дорого, и широко использовались охотничьи трофеи - мясо диких зверей и птиц, водившихся тогда в изобилии.

Национальным супом древних римлян был борщ - специально для него выращивали много капусты и свёклы. Даже великий поэт Гораций считал своим основным делом выращивание капусты. Впоследствии этот прекрасный суп распространился среди многих народов мира. (Приписывать изобретение борща украинцам или блинов русским, или шашлыка кавказским народам - то же самое, что приписывать кому-либо из наших современников изобретение колеса; эти древние блюда появились задолго до возникновения современных народов).

Древним римлянам был известен способ приготовления изделий во фритюре. Таким образом готовили очень популярные тогда «глобули» - шарики из теста, обжаренные в оливковом масле или топленом сале, смазанные медом и посыпанные маком, а также многие другие изделия из теста или морепродуктов.

Из Древнего Рима в международную кухню пришли и салаты. Под салатом вначале понималось одно единственное блюдо, состоявшее из нарезанных эндивия, петрушки и лука, приправленных медом, солью, уксусом, иногда с добавкой оливкового масла (а после I века н.э. и с добавкой молотого черного перца). Таким образом, салаты были известны 2500 лет назад, хотя только в конце XVI - начале XVII века салаты вышли за пределы Апеннинского полуострова и попали во Францию, вначале как изысканное придворное блюдо, подаваемое к жаркому. Обогащенные французской кулинарией, разнообразные салаты быстро распространились по всему миру, став непременным блюдом международной кухни. Во второй половине XIX века салаты вошли и в состав китайской императорской кухни, а затем стали обычным блюдом кухонь всей юго-восточной Азии.

Античные народы любили молочные блюда и сыры. Любопытно, что пить цельное молоко считалось излишеством, вредным для здоровья взрослых, и его всегда разбавляли водой. Это был один из распространённых напитков, наряду с ячменной водой (вроде современного кваса) и разбавленным вином.

Широко использовались и изделия из рубленого мясного фарша, из которого на решетках жарили плоские круглые (диаметром около 8-10 см и толщиной 2-3 см) подобия современных рубленых бифштексов. Такие «котлеты» были древнеримским вариантом современного фастфуда - их обычно жарили прямо на улице и продавали, выкладывая на кусок хлеба.

Разумеется, в древнеримской кулинарии в изобилии применялось всё богатство свежей рыбы и морепродуктов, которым щедро снабжало море. Так что даже питание бедняков было и разнообразным, и полноценным.

Меню всегда завершали молоко, сыр, мёд и оливковое масло. В I веке до н. э. в садах Италии появились восточные фрукты: вишни, персики и абрикосы. Лимоны и апельсины попали в Италию гораздо позднее - из Испании, куда их завезли арабы.

Римляне усиленно развивали виноградарство, и обычно пили вино, разбавленное холодной или горячей водой - в горячем виде этот напиток служил им вместо чая, которого они не знали. Римляне считали пиво напитком презренных варваров («Вино - напиток героев, пиво - напиток варваров») и в своих колониях на Средиземноморском побережье распространяли виноградарство и виноделие. Во время римского господства Галлия превратилась в страну виноделия (за что современные французы древним римлянам весьма признательны). Как в Испании, так и в Галлии, исконным напитком местных нецивилизованных народов было пиво, которое вышло там из употребления лишь в первые столетия нашей эры, когда дикие жители этих провинций приблизились по уровню развития к римлянам и грекам.

Пряности, приправы и вкусовые оттенки

В Древнем Риме пряности называли «salsu» - едкие, острые, вкусные. То же самое значение имеет и латинское слово «scitamente» - название семейства пряных растений. Оно означает «лакомое, отборное, вкусное кушанье». Это относилось к пряным растениям тропиков - кардамону, имбирю, галганту и др.

Древние римляне знали большинство известных нам теперь экзотических пряностей и, кроме того, некоторые совершенно вышедшие теперь из употребления, вроде нарда и коста. Из Южной Азии они получали черный перец, пипул, кубебу, корицу, кинамон и кассию, гвоздику, имбирь, со Среднего Востока - асафетиду, из Африки - мирру и амомум, из Малой Азии - шафран, из Средиземноморья - лавровый лист и либанотис (иссоп).

Также в качестве пряностей римская кухня использовала «laser», смолу с чесночным вкусом и едким запахом, которая добывалась из корня ферулы, а позднее (это растение исчезло по неизвестным причинам уже в I веке н.э.) - из растения «аsa foetida», которое и сегодня используют на Востоке, а также нард, сумах дубильный, соссюрею и миртовые ягоды.

В I веке стремительно распространяется перец, Плиний в «Естественной истории» изумляется успеху этой приправы. В книге Апиция перец входит почти во все рецепты, включая сладости и даже вина. Другие пряности используются почти исключительно в медицинских целях и при изготовлении духов.

Панорама применения специй расширяется уже в «Excepta», приложении к кулинарной книге Апиция, представленном как выдержки из того же текста, но в действительности написанном веком позднее (между V и VI веками) неким Винидариусом, вероятно, остготом, жившим в Северной Италии. Здесь появляются новые специи, в том числе имбирь и шафран, причем последний - со специфической целью окрашивания, которая позже станет типической чертой средневековой кухни. В одной из средневековых рукописей, сохранивших текст кулинарной книги Апиция, в приложенных к нему списках продуктов упоминается также гвоздика.

Приобретение пряностей в древнем Риме составляло одну из важнейших статей расходов, ибо ценились они чрезвычайно высоко. Плиний жаловался, что ежегодно на экзотические ароматические снадобья тратится до 50 миллионов сестерций (около 4 миллионов рублей золотом) и что эти товары продаются на рынках Империи в 100 раз дороже первоначальной стоимости.

Однако, несмотря на это, никто из римских купцов не отваживался самостоятельно отправиться в далекие земли за пряностями, и выгодная для восточных купцов посредническая торговля продолжала процветать вплоть до заката Римской империи.

Тем не менее, даже через посредническую торговлю рабовладельческий Рим в течение нескольких столетий аккумулировал со всего света не только сокровища в виде золота, серебра и драгоценных камней, но и несметные по тем временам количества пряностей из Азии и Африки. Интересно, что когда полчища варваров вестготского короля Алариха I обрушились в 408 году на Рим, они потребовали в качестве дани не только 5000 фунтов золота, но и 3000 фунтов перца - как еще большую драгоценность!

Особенно популярен был широко производимый в Римской империи знаменитый острый соус гарум - его готовили из рыбьих потрохов, вымоченных в оливковом масле с разными травами и выдержанных в течение 3-4 месяцев. Римляне всё приправляли гарумом. В городах изготовление соуса было запрещено из-за распространения запаха. По всей империи соус рассылался в маленьких амфорах и полностью заменил в некоторых регионах соль.

В эпоху Рима кислое значило в первую очередь уксус, сладкое значило мед. Многие рецепты Апиция предусматривают одновременное употребление обоих этих продуктов.

Таким же образом смешиваются сладкое и соленое, и во многих блюдах мед соседствует с гарумом. В большинстве рецептов Апиций рекомендует его со специфической целью - посолить блюдо. Он пишет: «Если блюдо пресно, добавь гарум; если солоно - немного меда».

Кисло-сладкий вкус и вообще тенденция смешивать вкусы передавалась из поколения в поколение, адаптируясь к исторической ситуации, но никогда не исчезая вовсе. То же самое можно сказать об употреблении пряностей, резких и острых вкусов, смешанных со сладкими, солеными и кислыми: это тоже отличительная черта кухни Средневековья и Возрождения, чьи истоки следует искать в кулинарных традициях Древнего Рима. Иными словами, если германская культура и сыграла первостепенную роль в становлении последующих средневековых предпочтений, касающихся ресурсов и продуктов питания, то на уровне вкусового восприятия она, напротив, не ввела новых по существу элементов: здесь, как и в других областях, римская традиция одержала победу, завоевав германских завоевателей.

Следы римской кулинарной модели видны в послании «De observatione ciborum» , написанном в начале VI века греческим врачом Антимом, прибывшим в Италию к равеннскому двору Теодориха, короля готов. Это первый трактат по диететике и гастрономии в средневековой Европе.

Упоминание таких ароматических растений, как нард и сумах, обычай варить в меду и уксусе, описание типично римских соусов, например, «ossimele» (на основе меда и уксуса) или «enogaro» (на основе вина и гарума), использование меда как приправы к вину и воде - все это признаки культуры, не просто не похороненной, а прочно вошедшей в обиход.

Она просуществует еще многие века: в VIII веке купцы из Комаккио торговали гарумом вдоль реки По; еще в IX веке инвентарные описи монастыря в Боббио (в пьячентинских Апеннинах) регистрируют приобретение двух сосудов с гарумом на рынке в Генуе для нужд пропитания братии. Возможно, речь шла об импортных продуктах: на эту мысль наводит упоминание Комаккио и Генуи, центров морской торговли. Кроме того, производства гарума определенно располагались в Адриатическом бассейне, в Истрии - как мы знаем из письма Кассиодора (VI век) - и в Византии. Этим путем - через торговые отношения с Византией, прямо унаследованные от Рима, - также поддерживалась связь с римской гастрономической традицией.

Как приготовить...

Caroenum (Кароенум)
Кипяченое виноградное сусло. Молодое вино или виноградный сок кипятится до тех пор, пока жидкость не выкипит наполовину.

Defritum (Дефритум)
Очень густой сироп из инжира. (По другим сведениям его готовили также и из винограда). Сок кипятится до тех пор, пока не выкипит две трети.

Passum (Пассум)
Очень сладкий винный соус. Еще более густой, чем кароенум и дефритум. Готовится из молодого вина или виноградного сока. Его кипятят, пока не загустеет.

Garum (Гарум) - соленый рыбный соус. Вот его приблизительный рецепт:
Взять мелкую рыбу или скумбрию, положить в лохань, засыпать солью из расчета на 9 частей рыбы 1 часть соли (по объему). Хорошо все размешать. Оставить на ночь. Затем все переложить в глиняный сосуд и поставить на солнце. Выдерживать, периодически помешивая 2-3 месяца. Можно добавить выдержанное вино из расчета: 2 части вина на одну часть рыбы.

государство Сан-Марино

В Древнем Риме почитание растений было связано с богиней весны, цветов и полевых плодов - Флорой. В ее честь ежегодно устраивали празднества, которые назывались флоралиями. Люди облачались в цветастые наряды, веселились и танцевали, а все вокруг буквально утопало в живых цветах.

Римляне стремились окружать себя живыми цветами и растениями не только в праздники. В период расцвета величайшей цивилизации повсеместное распространение получило садовое искусство. По сохранившимся письмам писателя и философа Плиния Старшего можно восстановить внешний облик сада на его собственной вилле: «Украшенные различными фигурами, с ограждениями в виде живых изгородей, вдоль которых вы спускаетесь по легкому склону, диковинные животные из самшита, расположены друг напротив друга, вокруг всего этого великолепия проходит дорога, спрятанная от глаз густой причудливо стриженной изгородью. Сзади расположена аллея для экипажей или паланкина - Гестаций, в форме круга, с орнаментом из самшита в центре, стриженного бесчисленными причудливыми формами, вместе с посадками кустарника, подстригаемого садовыми ножницами для того, чтобы они не вырастали очень высокими, все в окружении разноуровневых стен ».

Такой вот плющелистный ноябрь

«Деревья переселились в город», - так говорил о садах Древнего Рима поэт Марциан. Сады располагались даже на крышах домов, где имелись вазы для цветов, изящные статуи и небольшие водоемы. Кстати, в Древнем Риме появилась мода на зимние сады. Известно, что действовал особый закон, который запрещал возводить жилые постройки так, если бы они закрывали солнечный свет, что падал в окна соседних домов. В жилых комнатах устанавливались широкие подоконники для того, чтобы можно было иметь небольшой собственный садик. В богатых же домах была возможность обзавестись садом с колоннадой во дворе. Там выращивали фиалки, лилии, розы. Цветы, как правило, ввозились из Египта, Греции и Карфагена. Стены домов украшали различными фресками.

город Неми

Кроме декоративных садов выращивались плодовые деревья и виноградники. Садовники были настоящими мастерами своего дела, прививая культуры. Знаменитого древнеримского поэта Вергилия это вдохновило на создание целой поэмы. Приведу четверостишье:

Плод ореха привить к земляничному дереву можно,
Бесплодный платан здоровую яблоню носит,
Бук - каштана плоды; на ясене диком белеет
Грушевый цвет; и свинья под вязами жёлуди давит.

Но все же декоративные сады преобладали, и поэт «золотого века» древнеримской литературы Гораций возмущался, что бесполезные розы вытеснили по-настоящему полезные и необходимые оливки и виноград. Но розы имели гораздо большее значение, чем просто украшение. Роза являлась символом богини любви и красоты - Венеры. Сказать, что в Риме существовал культ этого цветка - не сказать ничего. Влюбленные юноши одаривали цветами девушек, которые, в свою очередь, принимали ванны с розовой водой, сохраняя таким образом молодость кожи. А если в доме над столом висит розовая веточка - это знак того, что все сказанное здесь сохранится в тайне. Поэтому в обиход вошло выражение Sub rosa dictum - с латинского «сказано под розой», а значит, должно остаться в секрете. Даже суровые гладиаторские бои не обходились без роз: в честь победителя устраивали «звездопад» из лепестков. Римские воины наделяли хрупкий цветок огромной силой и мужеством, поэтому их щиты украшали изображения роз, а вместо шлемов на головах появлялись венки.

С прекрасными цветами связана и трагичная история. Юный римский император Марк Аврелий Антонин Гелиогабал из династии Северов во время пира приказал осыпать веселящихся людей лепестками роз. Но их оказалось так много, что пирующие просто задохнулись под благоухающими цветами. Эта история легла в основу сюжета для картин «Розы Гелиогабала» Лоуренса Альма-Тадемы и «Погребение в цветах» П.А. Сведомского. По другой легенде, жестокий правитель собрал своих врагов в зале и засыпал их лепестками цветка Венеры до смерти.

Еще одно примечательное растение с символическим значением - фиалка. Жители Древнего Рима считали фиалку целебным цветком, поэтому она была важным компонентом в составе вина. Основные религиозные праздники сопровождались букетами фиалок, а их выращиванием и культивированием занимались специальные люди.

Цветение мака римляне связывали с хорошим урожаем. Богиня плодородия Церера во время путешествий по свету не могла найти себе покоя и отдыха. Боги вырастили для Цереры маки, она увидела их, набрала себе букет и уснула. Проснувшись, богиня обнаружила целую поляну красных цветов.

Глава «Сады Древнего Рима». «Сады через века». Рандхава М.С. Перевод с английского: Ардашникова Л.Д., издательство «Знание», Москва, 1981 (Mohindar Singh Randhawa, "Gardens Through the Ages", Macmillan Co. Delhi. India. 1976)

Италия, бывшая когда-то центром Римской империи,- одна из самых красивых стран мира. Это - земля виноградников, маслиновых рощ, вилл и садов. Климат страны - мягкий, зимой - дожди, весной и летом - обилие солнечного света.

Мужчины здесь разговорчивы и шумны, но отнюдь не глупы. Итальянки с темными волосами и лицами цвета слоновой кости снискали славу красивейших женщин мира. Именно с них писали своих мадонн великие художники эпохи Ренессанса.

С 800 по 600 г. до н. э. население Италии делилось на три этнические группы. На севере, между Тибром и По, жили этруски, народ азиатского происхождения, который покорил арийские племена Северной Италии. Этруски были большими мастерами фресковой живописи, гончарного дела, искусно выполняли работы по металлу.

К югу от Тибра и По находились поселения греков.

На промежуточных территориях жили различные романские народности, которые занимались сельским хозяйством. Они поклонялись Юпитеру и в его честь построили храм на горе Албан.

Романские народности и этруски занимались торговлей на Тибре, где в 753 г. до н. э. был основан Рим.

Этруски претерпели два бедствия, которые значительно ослабили их: уничтожение флота греками в битве при Сиракузах в 474 г. до н. э. и набег галлов на север. Галлы разграбили и Рим в 390 т. до н. э. К концу III в. до н. э. римляне завоевали этрусков и греков и завладели всей Италией.

Соперником Рима был Карфаген, город, основанный финикийскими купцами на северном побережье Африки. Обладая сильным флотом, Карфаген контролировал всю торговлю в Средиземном море. Рим и Карфаген трижды воевали между собой, в результате чего Карфаген был полностью разрушен, господство над Средиземноморьем перешло к Риму.

Историю Римской империи можно разделить на четыре периода. Первый - с 201 по 133 г. до н. э.- это рождение Рима, век экспансии. Затем был век Республики, который длился со 133 но 31 г. до н. э. Третий период - век Империи, он продолжался с 31 г. до н. э. по 211 г. н. э. А затем наступил период упадка и полного распада империи.

Римская республика по социальным признакам напоминала аристократическую республику Греции. Общество, как и там, делилось на плебеев (рабы, чернорабочие, ремесленники) и патрициев (богатые землевладельцы, купцы, священники и крупные чиновники). В руках последних находилась политическая власть.

В сельской местности независимые фермеры владели небольшими хозяйствами, каждое из которых можно было скорее назвать садом, чем фермой. Величина земельного надела составляла в среднем от одного до четырех акров. Фермеры выращивали пшеницу, полбу и ячмень на своей земле и пасли скот на общественном выгоне. Главными продуктами скотоводства были молоко и сыр. Очень любили здесь мясо кроликов, домашней птицы. Быки использовались для пахоты, а ослы - для перевозки тяжестей. Из овощей выращивались бобы, салат, чеснок и капуста. Из фруктов широко возделывались инжир, яблоки и груши. Некоторые фермеры выращивали в небольшом количестве виноград и маслины. Приезжая в Рим, фермеры посещали храмы своих богов, а затем меняли зерно, масло или вино на соль, хозяйственные инструменты и другие изделия из железа.

Растущей империи нужна была большая оккупационная армия. Рекруты для римских легионов в основном набирались из числа мелких фермеров. Их хозяйства приходили в упадок и поглощались крупными землевладениями, в которых попользовался труд рабов. Мелкие фермы уцелели только в горных районах

С возникновением сословия крупных землевладельцев появились и богатые виллы с парками и бассейнами.

Большим достижением римского сельского хозяйства нужно считать разведение бобовых, которое пришло на смену расточительной системе вспашки под пар. Фасоль, горох, вика, люпин и люцерна чередовались с небобовыми культурами - пшеницей, рожью, ячменем и овсом, что позволяло поддерживать плодородие почвы на определенном уровне. Римляне хорошо понимали и значение удобрений разного типа. Крупные фермы, которые римские колонисты создавали в завоеванных провинциях, служили образцом для варваров.

Э. Хаймс указывает, что настоящее искусство создания садов в Италии родилось с появлением парков при гимназиях, которые были созданы Цицероном, современником Юлия Цезаря. Такие парки были довольно большими, с бордюрами из травы, с галереями и статуями, с рощами платанов и кипарисов. Платан был привезен из Малой Азии и служил римлянам для защиты от солнца.

В 27 г. до н. э. полководец Октавиан принял имя Августа Цезаря. Время правления Августа называют золотым веком Рима. В эти годы жили и творили великие римские писатели Вергилий, Овидий и Гораций. Вдохновленный любовью к деревенской жизни и к природе, Вергилий создал «Георгики» - монографию, состоящую из четырех книг (37- 30 гг. до н. э.) и посвященную проблемам сельского хозяйства, лесоводства, пчеловодства, разведения животных. Вергилий считал, что физический труд необходим человеку, что этот труд привел человека на путь целомудрия.

В период правления Августа большое развитие получила торговля между Индией и Римом. Торговля шла и морским, и сухопутным путями. Индия экспортировала в Рим драгоценные камни, духи, парчу, а также перец, корицу и другие пряности. Применение ароматных приправ стимулировало развитие кулинарного искусства.

Шли годы, сменяли один другого римские императоры. Но ни один из них не проявил интереса к садоводству.

Некоторое представление о садах, существовавших в I в., мы можем получить из работ Плиния и Колумеллы. Плиний (23-79 гг.) был натуралистом и служил при императоре Веспасиане. Некоторое время он был правителем Испании. Энергичный и талантливый человек, он жил интенсивной духовной жизнью. Когда он ел, слуга читал ему. Куда бы он ни пошел, его сопровождал писец. Даже одеваясь после ванны, он диктовал что-либо для записи.

Результатом его жизни была «История естествознания» в 37 томах. Она обобщает наблюдения автора над природой, содержит данные о происхождении и использовании растений и животных, привлекает богатейшие материалы 146 римских и 327 греческих авторов. Книга также касается проблем географии, математики, физики и антропологии. Работоспособности Плиния очень благоприятствовала спокойная обстановка. Его вилла находилась в великолепном просторном саду. Плиний любил гулять босиком под перголами из винограда, в рощах, где росли инжир и шелковица.

На его ферме выращивались зерновые растения, виноград, были ульи и цветы, выпас для окота.

Люций-Юний-Модерат Колумелла (I в. до н. э.) - воин и писатель, владел огромными землями. Его монография «Дела деревенские» посвящена организации и техническим приемам ведения сельского хозяйства и состоит из 12 томов; 10-й том посвящен проблемам садоводства. Книга эта написана в стихах она как бы продолжает «Георгики» Вергилия. Огромную важность Колумелла придавал выращиванию винограда и маслин.

Мартиалис (III в.) написал книгу по сельскому хозяйству и уделил особое внимание разведению деревьев. Палладий Рутилиус Таурус (IV в.) написал 14 книг, из них одна - стихотворное пособие по прививке растений.

Римляне живо интересовались сельским хозяйством и садоводством, что нашло широкое отражение в их легендах.

Церера была богиней сельского хозяйства. Ее дочь Прозерпина - увенчанной цветами богиней растительности. Многие храмы в Италии были построены в честь Цереры и Прозерпины.

В часы досуга, повествует миф, Прозерпина посещала остров Сицилию, собирала цветы на зеленых склонах горы Этна и танцевала с нимфами на полях Эникса. Однажды на нее обратил внимание Плутон, бог подземного царства, который проезжал мимо в колеснице. Очарованный красотой Прозерпины, Плутон похитил ее и увез к себе.

Церера, узнав об исчезновении дочери, очень страдала. Она забросила свои дела и удалилась в темную пещеру. Страну охватил голод. Люди обратились к Юпитеру с мольбой о возвращении Прозерпины. Юпитер разрешил Прозерпине вернуться, но при одном условии: она не должна прикасаться к пище, пока находится в подземном царстве. Однажды узнав, что Прозерпина съела несколько зерен граната, Юпитер приказал за каждое съеденное зерно держать Прозерпину месяц в темном царстве Плутона. Таким образом, Прозерпина была приговорена проводить половину года в подземелье, а другую половину - на земле. Как только она появлялась, небеса озарялись солнцем, начинала расти трава и зацветали сады. И каждые полгода ее уход с земли служил сигналом к началу осени и следующей за ней зимы, когда растительность замирает и переходит в состояние покоя.

Согласно другой легенде Флора, которая вышла замуж за Зефира - бога южного ветра, была богиней цветов. Флоре поклонялись молодые девушки; они приносили фрукты и гирлянды цветов к ее алтарю. Празднества богини отмечались в мае, и молодые девушки украшали алтари Флоры колосьями, розами, гвоздиками и фиалками.

Вертум и Помона были покровителями декоративных и фруктовых садов. Вертум всегда изображался с ножами для обрезки, ножницами и другими садовыми инструментами, а Помона - с фруктами и цветами. Вертум женился на Помоне, и она разрешила ему помогать ей в выращивании фруктов. Изображения Вертума свидетельствуют о том, что римляне придавали большое значение использованию инструментов в садоводстве.

Сохранившиеся произведения живописи дают представление о вкусах и обычаях людей того времени. Римляне любили красивых женщин и сады, и это нашло отражение в картинах и рисунках. Фрески II в. до н. э., обнаруженные на стенах домов и дворцов в Риме, Геркулануме и Помпее, говорят о том, что художники уже тогда имели представление о перспективе.

Это подтверждают и более поздние произведения. Одно из них-великолепная картина «Женитьба Альдобрандини» (сейчас находится в музее Ватикана в Риме). Она изображает пышнотелую полунагую молодую женщину с чувственным ртом и недвусмысленным выражением лица, облокотившуюся о колонну. Это - невеста в момент приготовления к свадебной церемонии. Картина показывает, что идеал женщины у римлян отличался от греческого.

Некоторое представление о римских садах дает фресковая живопись периода I в до н. э. - 50 г. н. э., образцы которой сохранились в Помпее, погребенной под лавой Везувия в 79 г. н. э.

В этом городе существовали сады двух видов: первые создавались при внутренних двориках, где растения высаживались в горшки, вазы или на небольшие участки, расположенные вокруг бассейна; другой тип сада предполагал посадку растений в галереях, выходящих из дома в сад. В этом случае строение и сад как бы продолжали друг друга.
Следует отметить осевую планировку такого сада. Позднее этот способ был использован при создании садов в Италии и Франции.

В садах Помпеи итальянцы выращивали миндаль, персики, груши, яблоки, гранаты, айву и вишни. Здесь также росли кипарисы. Широко культивировались розы, лилии, фиалки, а также обычные полевые цветущие растения, которые встречались в ранних греческих садах. Выращивались розовато-лиловый флорентийский ирис, густо-пурпурная германика, желтый водяной ирис, нарциссы, крокусы, желтый нивяник, аконит, анемоны, ноготки, амарант, васильки, цикламены, гвоздика, наперстнянка, гладиолусы, жасмин, лаванда и донник. Аканит, барвинок и адиантум хорошо сочетались с карликовым платаном и кипарисом, при создании миниатюрных ландшафтов типа topia (сад с подстриженными деревьями).

Римская цивилизация была в зените славы с 27 г. до н. э. по 180 г. и. э. Это время можно назвать веком архитектуры. Именно римляне впервые попользовали в строительстве цемент и построили арки. По всей Италии выросли красивые города, снабженные водопроводом и дорогами. В городах создавались храмы, амфитеатры, колоннады и рынки. Дома знати роскошно украшались. Ковры для них привозились из Вавилона. Некоторые дома аристократов были оформлены великолепной фресковой живописью. Так, вилла императрицы Ливии в Прима Порта хранит настенную роспись, которая создает иллюзию прерывания в саду. Некоторые картины того времени носят эротический характер и свидетельствуют о том, что поиски чувственных развлечений были одним из основных занятий правящего класса.

Шелк, привозимый из Кития, аристократы использовали для своей одежды. Пряности, доставляемые из Индии, способствовали развитию кулинарного искусства римлян, известных гурманов. Это был век роскоши, чувственных наслаждений и... прекрасных садов, с прогулочными дорожками, огражденными искусно подстриженными живыми изгородями, с карликовыми деревьями и мраморными скульптурами.

Широкое развитие получила здесь бюстовая скульптура, которая пользовалась успехом у знати.

Бюстовая скульптура, осевое расположение растений, искусство фигурной стрижки садовых деревьев - таков основной вклад римлян в садоводство. Эти достижения широко использовались позднее при создании садов во Франции и Британской империи.

Откуда произошло слово «монета»?

Римская богиня Юнона имела титул Монета, что в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница». Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого титула произошло общее название денег - ‘money’. Кстати, первоначальное значение слова «монета» вступает в силу, когда мы подбрасываем её в поисках совета.

Что, прочно ассоциируемое у нас со Швейцарией, умели делать древние римляне?

Швейцарский армейский нож, появившийся в конце 19 века, имеет гораздо более ранний прототип. В одном из кембриджских музеев представлен универсальный складной инструмент родом из Древнего Рима. В его состав входят ложка, вилка, лезвие, шпатель, зубочистка и даже специальный шип для выковыривания мяса из улиток.

Жена какого римского императора содержала публичный дом и сама работала там проституткой?

Жена римского императора Клавдия, Мессалина, была настолько похотлива и развращена, что поражала этим ко многому привыкших современников. По свидетельству историков Тацита и Светония, она не только содержала в Риме публичный дом, но и сама там подрабатывала проституткой, лично обслуживая клиентов. Она даже устроила соревнование с другой известной проституткой и выиграла его, обслужив 50 клиентов против 25.

Как связаны между собой Канарские острова и канарейки?

Ошибочно считать, что Канарские острова получили своё название от большого количества живущих там канареек. На самом деле наоборот - именно птицы были названы в честь островов. А название Канарские восходит к латинскому слову canis - собака. Так назвали остров римляне, когда столкнулись с его обитателями, обожествлявшими собак. И сегодня на гербе Канарских островов щит поддерживают именно собаки.

Чем катапульта отличается от баллисты?

Изначально в античные времена термином «катапульта» называли орудие, которое метало стрелы по настильной траектории, а термином «баллиста» - орудие, метающее камни или ядра по навесной траектории. К закату Римской империи значения поменялись: теперь баллистами стали называть стреломёты, а катапультами вообще любые метательные машины с торсионным принципом действия. Эта путаница с названиями и пониманием книг о древнем оружии царит по сей день.

Какое назначение имели древнеримские монеты с изображёнными на них сценами половых актов?

В Древнем Риме существовали специальные бронзовые монеты для оплаты услуг проституток - спинтрии. На них были изображены эротические сюжеты - как правило, люди в различных позах в момент полового акта.

Кто в Древнем Риме не имел личных имён?

Древнеримские женщины не имели личных имён. Они получали лишь родовое имя, например, Юлия, если она родилась в роде Юлиев. Если в одной семье было несколько дочерей, к их родовым именам добавляли порядковые преномены: Сегунда (вторая), Терция (третья) и т.д.

Какой юридический термин в древности означал просто «кусок дерева»?

Латинское слово codex означало «кусок дерева». Именно на деревянных дощечках, смазанных воском, были изготовлены первые книги в привычном нам формате, а не в форме свитка. Позже вместо дерева римляне для кодексов стали использовать пергамент. В 3 веке в виде кодекса было издано собрание императорских конституций. Сегодня в русском языке слово «кодекс» используется именно для названий сводов законов.

Где появились первые варвары?

Слово «варвар» возникло в Древней Греции. Им называли всех чужаков, не говорящих по-гречески (для греков непонятная речь этих чужаков сливалась в звуки «вар-вар»). Римляне заимствовали это слово, называя варварами все народы, кроме себя и греков. Хотя арабы тоже попадали в данный список, они адаптировали это слово и прозвали всех не-арабов Северной Африки берберами. Позднее слово «варвар» вошло во множество других языков в аналогичном значении - для обозначения иностранцев, представителей чужой и непонятной культуры.

Каких животных назвали так же, как называли привидений в Древнем Риме?

В Древнем Риме лемурами называли души умерших, не нашедших покоя в царстве мёртвых и возвращавшихся по ночам в мир живых, пугая и преследуя людей. Когда в 16 веке первые европейцы попали на Мадагаскар и встретили небольших зверьков с огромными светящимися в темноте глазами, то вспомнили о римских суевериях и тоже назвали их лемурами.

Каким жестом древние римляне приказывали убить поверженного гладиатора?

Мнение о том, что древнеримские зрители в Коллизее выбирали жизнь или смерть для побеждённого, направляя большой палец вверх или вниз, ошибочно. Оно возникло после появления картины ‘Pollice Verso’ художника Жана-Леона Жерома, который неправильно перевёл латинский текст. На самом деле отогнутый в любом направлении (вверх или вниз) большой палец означал смерть для побеждённого, символизируя обнажённый меч. А чтобы даровать жизнь, зрители показывали сжатый кулак, намекая на меч, спрятанный в ножны.

Где и когда в театре совершались настоящие убийства на сцене в соответствии со сценарием?

Древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и на обычных театральных представлениях. Если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене.

Какое заклинание древнеримские врачи считали исцеляющим?

Заклинание «абракадабра» впервые было упомянуто в трудах Серена Саммоника, который жил во 2 веке и был врачом римского императора Каракаллы. Это слово нужно было записать на амулете в столбик 11 раз, каждый раз отнимая последнюю букву. Такая запись должна была постепенно ослаблять силу злого духа и способствовать выздоровлению больного.

Почему древние римляне при записи имён всегда сокращали их?

У римлян было мало личных имён - примерно 70, из которых реально использовались порядка 20. В записи они сокращались до 1-3 букв. Например, имя Публий сокращалось до P., так как других распространённых имён на эту букву не было, и все понимали, что имеется ввиду.

Почему в Риме сохранилась только одна бронзовая дохристианская статуя?

Когда римляне приняли христианство, они массово стали уничтожать дохристианские статуи. Единственная бронзовая статуя, пережившая средневековье, - это конная статуя Марка Аврелия, и только потому, что римляне принимали его за первого христианского императора Константина.

Когда и где в армии применялась казнь по жребию?

В древнеримской армии существовал высший вид казни под названием децимация - казнь каждого десятого. Наказываемое подразделение разделялось на десятки независимо от ранга и срока службы. Каждая десятка бросала жребий, и того, на кого он выпадал, казнили его же девять товарищей.

Когда Рим более 40 дней был совершенно пустым?

В 547 году готы под предводительством вождя Тотилы разрушили Рим и выгнали всех его жителей. Более 40 дней Рим был совершенно пустым.

Какая война сделала Рим союзником Карфагена?

Первая пуническая война завершилась поражением Карфагена от Рима и Сиракуз. Сразу после неё вспыхнуло восстание карфагенских наёмников, которым перестали платить жалованье. По разным причинам и Рим, и Сиракузы оказали недавнему врагу помощь в подавлении восстания. А ещё через 20 лет они вступили с Карфагеном в новую войну.

Где построили храм лысой Венере?

В древнеримском городе Аквилея был построен храм Венере, уникальный в своём роде - в нём размещалась статуя лысой Венеры. Этот храм стал благодарностью женщинам города, пожертвовавшим свои волосы для луков и катапульт во время длительной осады города, в результате чего удалось удержать оборону.

Где сыновья могли получить в качестве имени порядковое числительное?

В Древнем Риме существовала традиция давать личное имя только четырём старшим сыновьям, а остальным в качестве личного имени могли служить порядковые числительные: Quintus (пятый), Sextus (шестой), Septimus (седьмой) и так далее. Со временем эти имена стали общеупотребительными, и как следствие, человек, носящий имя Секст, не обязательно был шестым сыном в семье.

Каким образом римляне переманивали чужих богов?

При войнах с другими народами древние римляне нередко проводили обряд эвокации. Он заключался в обращении к богам соперника с предложением оставить этот народ и перейти на сторону римлян, которые обязуются установить необходимую службу этим богам.

Какому богу объявил войну Калигула?

Римский император Калигула однажды объявил войну богу морей Нептуну, после чего привёл войско к берегу и приказал солдатам бросать свои копья в воду.

Откуда взялось выражение «деньги не пахнут»?

Когда сын римского императора Веспасиана упрекнул его в том, что он ввёл налог на общественные уборные, император показал ему поступившие от этого налога деньги и спросил, пахнут ли они. Получив отрицательный ответ, Веспасиан сказал: «А ведь они - от мочи». Отсюда произошло выражение «деньги не пахнут».

Когда существовали рабы, волосы которых использовались как салфетки?

Древние римляне ели руками. У богатых граждан были специальные рабы, о волосы которых вытирали руки после еды.

Почему Цезарь любил носить лавровый венок?

Гай Юлий Цезарь с удовольствием пользовался присвоенным ему правом постоянно носить лавровый венок, так как быстро лысел.

Как в Древнем Риме забывали о злодеяниях преступников?

В Древнем Риме к государственным преступникам применялось особое посмертное наказание - проклятие памяти. Любые материальные свидетельства о существовании преступника - статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в законах и летописях - подлежали уничтожению, чтобы стереть память об умершем. Могли быть уничтожены и все члены семьи преступника.

Кто ввёл високосный год?

Високосный год ввёл Гай Юлий Цезарь. 24-ое февраля называлось «шестой день перед мартовскими календами», а дополнительный день пришёлся на следующие сутки и стал «вторым шестым днём», по-латински «bis sextus», откуда и произошло слово «високосный».