Что должен знать первоклассник к началу учебного года. Родительское собрание: Что должен знать и уметь будущий первоклассник. Уровень слуховых способностей

Вскоре для вас и вашего малыша начнется новый ответственный этап – учеба в школе. Этот этап продлится довольно долго. За это время ваш ребенок много что узнает, много чему научится, приобретет много полезных навыков и умений. Конечно, многое зависит от учебного заведения, от учителя, от коллектива, в котором будет учиться ребенок, от администрации и политики государства в вопросах среднего образования, но еще больше зависит от самого ребенка и от ВАС! Отношение малыша к школе еще до начала обучения формируют родители. Именно они помогают крохе понять, зачем он должен идти в школу, зачем ему учиться. Родители определяют мотивацию для ребенка. Если ребенок-первоклассник в школу идти не хочет, значит, родители не смогли заинтересовать малыша! Итак, что должен знать ? В этой статье мы предлагаем вам и вашему будущему первокласснику пройти несколько очень простых, но показательных тестов.

Готовность ребенка к школе. Первый тест — для родителей

В каком состоянии готовность ребенка к школе , есть ли у него к обучению ? Ответьте на вопросы, за каждый положительный ответ — плюс один балл, за отрицательный — 0 баллов.

1. Хочет ли ваш малыш идти в школу?
2. Привлекает ли ребенка то, что в школе он о многом узнает, многому научится, и ему будет интересно учиться?
3. Может ли ваш малыш самостоятельно выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, которое требует сосредоточенности на протяжении 30 минут (например, складывать что-то из конструктора)?
4. Как ваш ребенок чувствует себя в присутствии незнакомых людей — свободно и непринужденно?
5. Умеет ли ваш малыш составлять рассказ по рисунку из 5-6 предложений (не менее)?
6. Знает ли ваш ребенок несколько наизусть? Может он их рассказать?
7. Умеет ли ваш малыш изменять имена существительные по числам (единственное, множественное?
8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
9. Умеет ли малыш считать до двадцати и в обратном порядке?
10. Может ли ваш ребенок решать простые задачки на добавление и вычитание единицы?
11. У малыша твердая рука (уверенно и крепко держит в руке карандаш и т.д.)?
12. Малыш любит раскрашивать и рисовать простые картинки?
13. Может ли ребенок сделать аппликацию, пользуясь клеем и ножницами?
14. Может ли малыш собрать разрезанную на пять частей фотографию или картинку за 1 минуту?
15. Знает ли ваш ребенок названия домашних и диких животных?
16. Может ли ваш малыш обобщать понятия (например: яблоко, груша, слива — фрукты)?
17. Может ли ваш малыш самостоятельно рисовать, лепить, собирать мозаику и так далее?
18. Может ли ваш ребенок понимать и точно следовать словесным инструкциям?

Если вы насчитали:

15-18 баллов - ваш ребенок вполне готов идти в первый класс;

10-14 баллов - ребенок уже многое умеет, и обратите внимание на суть тех вопросов, ответ на которые был отрицательным. Именно они являются подсказкой, над чем нужно поработать, на что обратить внимание!

9 и менее баллов - в ближайшее время вам не рекомендуется отправлять ребенка в школу, ему нужна ваша помощь, а, может быть, и помощь специалиста. Предстоит еще немало поработать, прежде чем малыш пойдет в школу, важно, подогреть !

Есть ли у ребенка интерес к обучению?

Хотите выяснить, есть ли у малыша в школе? Задайте ему следующие вопросы:
1. Ты хочешь пойти в школу?
2. Зачем необходимо ходить в школу?
3. Что ты будешь делать в школе?
4. Чем занимаются школьники на уроках? Что такое урок?
5. Как ученики должны вести себя на уроке?
6. Что такое домашняя работа, домашнее задание?
7. Зачем выполнять домашнее задание?
8. Чем ты собираешься заниматься, когда будешь возвращаться домой из школы?
Ответы ребенка на эти вопросы помогут вам понять правильно или нет он понимает процесс обучения в школе, школьные правила и вообще роль школы в его жизни. Благодаря ответам малыша вы сможете подкорректировать его представления о его будущей жизни, об изменениях, которые его ждут в ближайшее время, а также оценить, есть ли у него в школе.

Что должен знать ребенок-первоклассник?

У разных учителей и в разных школах требования к тому, что должен знать ребенок-первоклассник могут существенно отличаться, но все же существует определенный минимум знаний, которыми должен владеть будущий первоклассник. В основном это запас общих знаний и представлений о себе, своей семье, окружающем мире.

1. Как тебя зовут (фамилия, имя, отчество)?
2. Сколько тебе лет?
3. Кто твои родители (фамилия, имя, отчество)?
4. Где и кем они работают?
5. В какой стране и в каком городе ты живешь (название)?
6. Какая речка протекает в твоем городе?
7. Назови свой домашний адрес?
8. Есть у тебя или ?
9. Как ее (его, их) зовут?
10. Сколько сестре или брату лет?
11. На сколько лет она (он) старше (младше) тебя?
12. Каких животных ты можешь назвать? Какие из них относятся к домашним, а какие — к диким?
13. Сколько ты знаешь времен года? Назови их.
14. В какое время года на деревьях листья появляются, а в какое листья опадают?
15. Как называется время суток, когда ты просыпаешься, готовишься ко сну, спишь, обедаешь?
16. Сколько в году месяцев? Как они называются?
17. Назови дни недели?
18. Какие дни называют «рабочими», какие — «выходными»?
19. Покажи правую руку, покажи левую руку.
20. Назови основные цвета, которые ты знаешь.
21. Назови и покажи (из предложенных) основные геометрические фигуры (квадрат, круг, роб, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция).
22. Иметь представление о гласных и согласных звуках.
23. Покажи, где на листе бумаги «центр», «левый нижний угол», «левый верхний угол», «правый нижний угол», » правый верхний угол».
24. Расскажи любое .
25. Составь рассказ по картинке (5-6 предложений).
26. Математические знания:

— счет в пределах 20 (10) прямой и обратный;
— счет выборочный, например, от 6 до 12; от 3 до 9;
— понятия больше и меньше, сравнение по количеству групп предметов;
— решение элементарных задачек на сложение и вычитание.

Вот такие вот минимальные требования, что должен знать первоклассник . Если ребенок чего-то не знает, это не значит, что его не возьмут в школу, это лишь значит, что этому вопросу нужно уделить больше внимания.

Вот еще один небольшой тест, который позволит оценить . За каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — ноль.

Определяем готовность к обучению в школе

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Сколько тебе сейчас лет? Сколько было тебе лет год назад? Сколько лет исполнится тебе через год?
3. Фамилия, имена и отчества твоих родителей?
4. Где ты проживаешь? В какой стране, город, улица, дом, квартира?
5. Днем обедаешь, а вечером … ?
6. Сравни и бабочку. Что у них общее, и что различное?
7. Баскетбол, гимнастика, хоккей бокс — это … ?
8. Квадрат и прямоугольник. Что у них общее, а что — нет?
9. Сосна, клен, ель, каштан — что у них общее, и чем они отличаются?
10. Назови диких домашних животных. Что у них разное?
11. У лошади — жеребенок, а у коровы, свиньи, собаки, курицы?
12. Какие на зиму улетают, а какие остаются? Как они называются?

Итак, считаем баллы. Если малыш набрал более пяти баллов, то можете быть спокойны, у него готовность к обучению в школе на должном уровне. В чем возникли затруднения, разбираем, повторяем, запоминаем.

Кроме того, существуют определенные требования к речи ребенка:

— четко произносить все звуки;
— уметь выделить звуки в слове интонационно;
— уметь выделить место звука в заданном слове (в середине, в начале, в конце);
— уметь по слогам произносить слова;
— уметь составлять простые предложения из 3-6 слов;
— уметь выделять в предложении второе, третье, четвертое слово;
— уметь обобщать предметы в группы;
— уметь составлять мини- рассказ о предмете (3-4 предложения);
— уметь читать простые стихотворения;
— уметь последовательно пересказать краткое содержание сказки.

Вот такие требования, так можно определить готовность к обучению в школе ! Даже если ребенок что-то не выполняет, не расстраивайтесь и не ругайте кроху. Помогите ему научиться, простимулируйте! Но не перегружайте занятиями перед началом учебы! Больше общайтесь с крохой! Расскажите о том, как вы собирались идти в первый класс, покажите свои фотографии. Вспомните свои ощущения, которые были у вас, накануне начала учебы в школе, это поможет лучше понять своего ребенка!

Пусть ваш малыш получает максимум полезных знаний и удовольствия от обучения в школе!

Если Вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на рассылку нашего ! Заполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

Мнения о том, что должен знать и уметь будущий первоклассник, у разных преподавателей значительно рознятся. Но все же существует определенный минимум требований к знаниям будущего первоклассника.

  • четко знать основные цвета и оттенки;
  • знать и называть геометрические формы: квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, шестиугольник;
  • различать где “лево”, а где ”право”;
  • делать задания по заданному образцу;
  • считать от 1 до 20 и в обратном порядке;
  • знать алфавит и различать гласные и согласные буквы;
  • понимать, где на листе “центр”, “правый верхний угол”, “левый верхний угол”, “правый нижний угол” и “левый нижний угол”;
  • знать дни недели, а так же “рабочие” и “выходные” дни, месяцы и времена года;
  • четко знать фамилии и имена всех членов семьи, адрес места жительства.

Если будущий первоклассник чего-то не знает или возникли затруднения в каких-то моментах, то это лишь значит, что есть чему уделить особое внимание перед поступлением в школу.

Небольшой тест для проверки знаний, который позволит узнать готов ли ребенок к школе:

1. Назови свою фамилию, имя отчество.
2. Сколько тебе лет? Сколько было год назад? Сколько будет через год?
3. Какая фамилия, имя, отчество у твоих родителей?
4. Где ты живешь: страна, город, улица, номер дома и квартиры, этаж?
5. Днем обедаешь, а утром?
6. Сравни бабочку и самолет. Какие у них различия и что у них общее?
7. Хоккей, баскетбол, бокс, гимнастика – что это?
8. Сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего? Чем отличается от круга?
9. Клен, каштан, ель, сосна – что это и какие у них отличия?
10. Назови диких и домашних животных. Чем они отличаются?
11. У лошади – жеребенок, а кто у коровы, собаки, курицы?
12. Какие птицы зимой улетают, а какие нет? Как они называются?

За правильный ответ начисляется один балл, за неправильный – ноль. Если ребенок набрал пять и более баллов, то с уверенностью можно сказать, что он внутренне подготовлен к школе. Вопросам, с которыми были затруднения, стоит уделить больше внимания.

Еще один вариант требований педагогов к знаниям и умениям будущего первоклашки:

  • называть числа в прямом и обратном порядке;
  • правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
  • уравнивать неравное число предметов разными способами (добавить и убавить);
  • выражать словами, какой предмет больше - меньше, длиннее - короче, выше - ниже, шире - уже;
  • различать форму предметов, называть фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал;
  • делить фигуры на 2 и 4 равные части.

Ваш малыш должен знать и уметь:

  • выражать словами местонахождение предметов относительно других;
  • различать и называть части суток, их последовательность;
  • знать дни недели, порядок их следования;
  • знать и называть месяцы года;
  • понимать значение понятий «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • называть времена года;
  • иметь представление о сезонных изменениях в природе;
  • определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо...
  • различать и называть деревья по листьям или плодами;
  • держать карандаш, кисть и пользоваться ими;
  • пользоваться глиной, пластилином;
  • правильно держать ножницы и пользоваться ими;
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинкам.
  • Необходимо, что бы ваш ребенок - имел представление о своей семье, профессиях своих родителей; правильно произносил все звуки родного языка; мог назвать: страну, в которой живет и ее столицу; флаг России; название родного города, села, свой адрес.

Физически подготовить ребенка к школьным занятиям тоже можно заранее - прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см, в высоту с разбега – не менее 50 см; прыгать через скакалку; перебрасывать надувные мячи; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м.

Прививайте малышу элементарные правила поведения еще до школы!

Дети должны:

  • первыми здороваться;
  • вежливо прощаться;
  • благодарить за оказанную помощь;
  • говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим;
  • вежливо обращаться с просьбой;
  • не перебивать говорящего;
  • не вмешиваться в разговор старших;
  • соблюдать порядок, чистоту.

Необходимо передать ребенку начальные знания по поведению на дороге:

  • различать проезжую часть дороги, тротуар;
  • понимать значение сигналов светофора;
  • знать правила дорожного движения;
  • ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;
  • не играть на проезжей части дороги.

Уровень готовности ребенка к школе можно проверить так:

Тест для родителей

1. Хочет ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там о многом узнает и будет ему интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, работать с конструктором)?
4. Ваш ребенок в присутствии незнакомых чувствует себя свободно, незакомплексованно?
5. Ваш ребенок умеет составлять по рисунку рассказ, не короче пяти предложений?
6. Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет изменять существительные по числам?
8. Ваш ребенок умеет читать по слогам или, что лучше, целыми словами?
9. Умеет ли он считать до десяти и в обратном порядке?
10. Может решать простые задачи на вычитание или добавление единицы?
11. Имеет твердую руку (уверенно держит карандаш и т.д.)?
12. Любит рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может собрать разрезанную фотографию из пяти частей за одну минуту?
15. Знает названия диких и домашних животных?
16. Может обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» - помидоры, морковь, лук)?
17. Может ли ваш ребенок работать самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18. Может понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результат тестирования зависит от количества положительных ответов («Да») на вопросы теста.

Если их: 15-18 баллов - ребенок вполне готов к школе;
10-14 баллов - ребенок многое уже умеет, и следует обратить внимание на содержание тех вопросов, на которые вы ответили «Нет». Именно они подскажут вам, над чем необходимо поработать.
9 и менее баллов - необходимо обратиться к специалистам, ребенок нуждается в значительном внимании и работе с ним.

А напоследок могу предложить некоторые критерии готовности ребенка к школе из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами:

Оценка развития познания

  • Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
  • Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
  • Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  • Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?

Оценка базового опыта ребенка

  • Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
  • Был ли он в библиотеке?
  • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
  • Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

  • Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
  • Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
  • Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
  • Четко ли ребенок выговаривает слова?
  • Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

Оценка уровня эмоционального развития

  • Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
  • Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  • Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться

  • Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
  • Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребенок слушать других не перебивая?

Оценка физического развития

  • Хорошо ли ребенок слышит?
  • Хорошо ли он видит?
  • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  • Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  • Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

Зрительное различение

  • Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
  • Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например б-п, кот-год?

Зрительная память

  • Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?
  • Знает ли ребенок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?

Зрительное восприятие

  • Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  • Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Уровень слуховых способностей

  • В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?
  • Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

  • Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  • Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
  • Задает ли ребенок вопросы о словах что они значат и т.п.?

Общая и психологическая готовность

Может ли ваш ребенок:

  • Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
  • Изъясняться связно, например, "покажи мне…"
  • Понимать смысл того, о чем ему читают?
  • Четко выговорить свое имя?
  • Запомнить свой адрес и номер телефона?
  • Писать карандашом или мелками на бумаге?
  • Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
  • Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
  • Слушать и следовать полученным указаниям?
  • Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
  • Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
  • Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  • Положительно оценивать: я человек, который многое может?
  • "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?
  • Проявлять интерес к окружающим его предметам?
  • Ладить с другими детьми?

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

  • Нравится ли вам ваш малыш?
  • Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
  • Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
  • Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
  • Поправляете ли вы речь малыша?
  • Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
  • Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
  • Смеетесь ли вы вместе с ним?
  • Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
  • Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
  • Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
  • Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
  • Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?
  • Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
  • Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
  • Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
  • Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
  • Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
  • Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
  • Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
  • Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

Подготовка к школе. Что должен уметь первоклассник до и после первого класса.

Через год вы можете стать родителями первоклассника. Для вашего малыша это первый серьезный переломный момент в жизни. И задача родителей заранее правильно подготовить его к этому. Сейчас мы рассмотрим не психологическую, а образовательную составляющую. Многие родители не до оценивают значение должной подготовки к школе, считая, что в школе всему научат, или зачем у ребенка забирать детство, или ему потом в школе не будет интересно... Для того, чтобы правильно оценить ситуацию, нужно не только знать, что ваш ребенок должен уметь перед поступлением в первый класс, но и то, что ему предстоит изучить за его первый школьный год. Рекомендую родителям будущих первоклашек посмотреть не только "зону ближайшего, но и дальнего развития", а именно, учебники за первый класс и основные требования школьной программы на конец первого класса.

Начало начал - когда идут в первый класс?

Согласно российскому законодательству, в 1 класс берут детишек, которым исполнилось 6 лет и 6 месяцев. Впрочем, если малыш слаб здоровьем, или есть какие-то другие причины попридержать его, можно не спешить и до 8. В школе вам предложат сдать тест, чтобы проверить, что умеет ребенок в 6 лет. Если педагоги вынесут вердикт ЗПР (задержка психического развития), то вероятнее всего, вас направят на дополнительное медицинское обследование, которое необходимо будет пройти. Обычно, родители знают об этом заранее, со слов воспитателей. Обратите внимание, что чтение и счет не являются доказательством достаточного интеллектуального и психического развития ребенка . Хотя многие родители и видят в этом главное достижение домашних уроков.

Что должен уметь будущий первоклассник.

Окружающий мир

Ребенок к семи годам помнит свое имя, фамилию, ФИО родителей, имена близких родственников, адрес, название страны, в которой он живет. Из общественных навыков - правила дорожного движения и безопасного поведения на улице, дома и в саду.

В том, что должен уметь ребёнок в 7 лет, — большая доля интеллектуальных знаний. Малышу уже известны все популярные животные (звери, птицы, насекомые и т.д.), природные явления и их свойства, строение растений, животных и людей (основные сведения). Будущий первоклашка имеет понятие о домашних и диких животных, зимующих и перелетных птицах, садовых, комнатных, полевых и лесных растениях (травянистых, кустах и деревьях) и умеет их отличать визуально (всего до 12 единиц).

Шести-семилетки знают названия основных профессий и то, чем занимаются их представители. Малыши называют различные виды транспорта и имеют сведения, чем они отличаются, а также различают пассажирский, легковой, грузовой и служебный транспорт.

Ребенок 6-7 лет должен уметь называть бытовые приборы и знать, что ими делают. Это же относится к музыкальным инструментам, зданиям, овощам и фруктам, посуде, одежде и так далее. То есть, дошкольник хорошо разбирается в тонкостях окружающего мира, и его сведения во многом совпадают со знаниями взрослых.

Логика и математика

Математические навыки очень легко усваиваются, если родители применяли в обучении ребенка правильный подход.

Будущий школьник умеет классифицировать группы предметов (мебель, посуда и т.д.), сравнивать предметы, объясняя, в чем их сходство и различие. Он легко выстраивает логический ряд из предметов, цифр, фигур; находит лишнее и определяет недостающее, решает простые логические задачки.

Он знает времена суток, времена года, месяцы, называет их характерные приметы. Ребенок различает основные цвета (семь цветов радуги), цифры от 0 до 10, знает прямой счет от 1 до 20 и обратный от 10 до 1. Кроме того, малыш может быть в курсе состава чисел - если заниматься с ним в игровой форме.

Кроме того, вот что еще должен уметь делать ребенок в 7 лет:

  • верно пользоваться порядковыми и количественными числительными
  • сравнивать числа-соседей в пределах 10;
  • размещать до 10 предметов по порядку, сравнивая их ширину, высоту, размер;
  • знать геометрические фигуры;
  • решать простые устные задачки и до 10 простых примеров подряд;
  • ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (левая и правая стороны, верх и низ, верхние и нижние углы, центр листа).

Речь будущего первоклассника

Речь человека - лицо его интеллекта. К 6-7 годам малыш разговаривает, как взрослый, выговаривает все звуки правильно. Он должен уметь объясняться так, чтобы его понимали и посторонние люди. Он строит простые и сложные предложения, поддерживает разговор. Малыш описывает картинку, составляет по ней рассказ, легко пересказывает короткие и простые произведения. У шестилетки уже достаточно сформирован фонематический слух - он находит нужный звук в слове, называет его место.

Тонкая моторика

Уровень развития тонкой координации рук определяется мастерством маленького художника и рукодельника. Хорошо подготовленный к школе ребенок рисует сложные сюжетные картинки с несколькими героями, владеет карандашами и кистью, раскрашивает, не нарушая контуры шаблона. Ребенок к 7 годам имеет опыт работы в тетрадях (в линию и клетку), знает, что должен быть аккуратным и умеет таковым быть. Малыш срисовывает картинки, передает пропорции предметов, располагает их части верно.

Что должен знать и уметь ребенок в конце первого класса.

Наиболее полный ответ на этот вопрос даст только школьная программа. Но, как известно, родителям некогда разбираться в сложных педагогических терминах. Поэтому в статье выложен перечень того, что должен уметь ребенок к 8 годам - основные требования школьной программы на конец первого класса.

Обзор школьных программ

Выбирая школу, Вы можете выбрать и программу, по которой будет обучаться ребенок. Условно, школьные программы делятся на традиционные и альтернативные, так называемые развивающие. У каждой разработки свои тонкости, поэтому и ответы на вопрос: «Что должен уметь ребёнок к 8 годам?» будут немного разными.

Традиционные программы обучения основаны на многолетних исследованиях, их основа заложена еще в советские времена. Это такие системы, как:

  • Начальная школа 21 века;
  • Школа 2100;
  • Гармония;
  • Перспектива;
  • Планета знаний и другие.

Мнение, что эти программы давно устарели, неверно. Они постоянно изменяются и дополняются новыми составляющими.

Чем же отличаются развивающие системы? - удивляются родители и ждут от педагогических ноу-хау чуда. На самом деле, эффективность обучения зависит больше от учителя. Обучение по альтернативным программам означает лишь то, что ребенок будет учиться по авторской методике педагога-экспериментатора, изобретателя новых методов или систематизатора известных. Наиболее популярны разработки Петерсон, Эльконина, Занкова.

Основные требования школьной программы на конец первого класса.

Для пользы ребенка, желательно идти на пару шагов впереди программы. Следует немного абстрагироваться от того, что должен уметь ребенок к 7-8 годам. То есть, в игровой непринужденной форме время от времени «заглядывать» во второй класс.

Математика

  • знать цифры и знаки математических действий;
  • владеть математической каллиграфией (записывать цифры и знаки корректно);
  • иметь понятия о натуральном ряде;
  • считать от 1 до 20;
  • считать десятками;
  • уметь читать и записывать числа от 1 до 20 и десятки (20, 30, 40 и т.д.);
  • сравнивать изученные числа и записывать неравенства (используя знаки <, >, =);
  • складывать и вычитать, понимать суть этих операций;
  • знать математическую терминологию (1-е слагаемое+2-е слагаемое = сумма; уменьшаемое - вычитаемое = разница; корень уравнения, уравнение);
  • свойства и законы вычитания и сложения;
  • взаимосвязь между сложением и вычитанием (сложение проверяется вычитанием, а вычитание сложением);
  • решать простейшие уравнения на сложение и вычитание различными способами;
  • усвоить состав чисел от 1 до 9;
  • вычитать и прибавлять в пределах 10 автоматически;
  • вычитать и прибавлять с переходом через десяток с использованием таблицы состава чисел;
  • решать задачи разных видов.

Развитие логики у детей 6-7 лет происходит либо параллельно курсу математики, либо на отдельном факультативе. Эти предметы всегда взаимосвязаны.

Геометрия

  • иметь понятия о линиях (прямой, ломаной, кривой, луче, отрезке; незамкнутых и замкнутых), чертить и называть их правильно;
  • знать что такое угол и его виды (прямой, острый, тупой);
  • что должен уметь делать ребенок в 7 лет, так это различать многоугольники по количеству их углов;
  • понимать суть объемных и плоских фигур, знать основные фигуры.

Единицы измерения

  • называть такие единицы измерения, как метр, сантиметр, дециметр, записывать их кратко (м, см, дм);
  • переводить сантиметры в дециметры и наоборот;
  • пользоваться линейкой.

Русский язык

Что умеет первоклассник по русскому языку?

  • дети знают названия букв и звуков русского алфавита;
  • овладевают каллиграфией, ориентируются в тетради;
  • отличают звуки от букв;
  • различают ударные и безударные звуки;
  • …мягкие и твердые согласные, глухие и звонкие;
  • …буквы для обозначения мягкости согласных;
  • …правила переноса слов;
  • выполнять фонетический анализ слова;
  • писать ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН-ЩН правильно;
  • находить начало и конец предложения и обозначать все это на письме.

Литературное чтение

Основная задача урока литературного чтения — развитие речи учеников 6-7 лет. Дети должны:

  • отличать виды текстов (научный, литературный, фольклорный; прозу от поэзии; рассказ, сказку и стихотворение);
  • …фольклорные жанры;
  • …виды сказок;
  • называть авторов изученных произведений;
  • заучить от 6 до 8 стихотворений;
  • что должен знать и уметь ребенок в 7 лет? — сдавать технику чтения (скорость от 40 до 50 слов в минуту, читать плавно, вслух и про себя);
  • анализировать текст (герои, главная мысль, отвечать на вопросы и задавать их);
  • ориентироваться в книге;
  • пересказывать;
  • знать части текста (завязка, основная, развязка);
  • … понятия рифмы, монолога, диалога и находить примеры в тексте;
  • давать характеристику героям, определять характер произведения;
  • описывать, подбирать эпитеты, синонимы, антонимы;
  • читать выразительно.

Окружающий мир

Что должен уметь ребенок 6-7 лет согласно программе по окружающему миру?

  • различать объекты живой и неживой природы;
  • … созданное руками человека и природные явления;
  • социальные знания (об устройстве семьи, классного и школьного коллектива);
  • называть особенности родной природы;
  • объяснять роль Солнца в жизни нашей планеты;
  • знать правила поведения в обществе и слова вежливости;
  • пояснять различия в строении растений разных видов;
  • пояснять различия в строении разных видов животных;
  • приводить примеры.

Таковы основные навыки из того, что должны уметь дети к концу первого класса. Кроме перечисленных предметов дети изучают технологию (труд), физкультуру, рисование, музыку, иногда английский и/или родной язык. Программа не покажется ребенку сложной, если строить фундамент последовательно, укладывая кирпичик за кирпичиком. Для этого достаточно поощрять успехи школьника, выполнять задания вовремя и тщательно, обращаться за помощью к педагогу в случае затруднений.

Не зря говорят, что, когда наши дети начинают ходить в школу, мы начинаем учиться во второй раз! Для ознакомления, что вам и вашему ребенку придется учить, выкладываю несколько учебников по основным предметам. Смотрите и сами делайте выводы.

Что должен знать и уметь первоклассник при поступлении в 1 класс школы.

Будущий первоклассник должен уметь считать до 100 единицами и десятками (10, 20, 30, 40…), называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном по¬рядке (с 1 0 до 1), соотносить заданное количество предметов с цифрой, определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой. Хорошо, если малыш отвечает сразу, без помощи взрослого на такие вопросы, как: «сколько?», «На котором по счету месте?».

Состав числа

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.

Для того чтобы ребенок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5; и, наоборот, числа 5 и 5 составляют число 10. Ребенок должен уметь определять недостающее составляющее число. Например, число 7 состоит из 4 и …? Ребенок должен назвать число 3.

Хорошо, если малыш умеет составлять числа в пределах 20. А в пределах 1 00 ему достаточно будет уметь составлять числа десятками. Например: 60 состоит из шести десятков и т. д.

Сравнение чисел

Ребенок дошкольного возраста должен уметь сравнивать числа на наглядной основе и устно. Хорошо, если малыш умеет сравнивать как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Например, шесть больше пяти, а пять меньше шести; два меньше восьми, а восемь больше двух.

Ребенок должен уметь понимать разностное сравнение чисел. Например, пять меньше шести на один, а шесть больше пяти на один.

Хорошо, если малыш умеет получать равенство из неравенства или неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет Например, пять мень¬ше шести: если к пяти предметам добавить еще один, то будет по шесть предметов, т. е. поровну; шесть больше пяти: если из шести предметов убрать один, то станет по пять, т. е. поровну.

К этому возрасту дети должны различать и понимать такие математические знаки, как больше (>), меньше (<), равно (=), уметь пользоваться ими.

Решение примеров

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати, а также в пределах сотни десятками. Хорошо, если ребенок умеет производить вычисления в уме в пределах первого десятка, без опоры на наглядный материал. Более сложные примеры в пределах второго десятка ребенок может решать с помощью счетных палочек или другого счетного материала.

Дошкольник должен знать и уметь писать математические знаки «+», «-», «=»; различать и называть арифметические действия - «сложение» и «вычитание»; самостоятельно записывать примеры под диктовку взрослого.

Решение задач

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, а также записывать их решение и знать математические знаки «+», «-», «=».

Хорошо, если дошкольник умеет выделять в задаче ее составляющие: условие, вопрос, решение, ответ; понимает, что решить задачу нельзя, если отсутствует условие или вопрос.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь решать не только задачи, сопровождаемые иллюстрациями, но и воспринимать задачи на слух или читать условие и вопрос самостоятельно.

Логические задачи

Развитие логического мышления - одно из важных условий успешного обучения ребенка математике. В этом разделе вы найдете несколько типов логических задач, которые обычно даются будущим первоклассникам на школьном тестировании.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать занимательные задачи с математическим смыслом. Одни задачи решаются с помощью арифметических действий, другие - при помощи логических размышлений.

Задачи на логическое мышление побуждают ребенка мыслить, рассуждать, анализировать, устанавливать связи между явлениями.

Геометрия

Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Например: солнце похоже на круг, книга - на прямоугольник, дорожный знак - на треугольник и т. п.
Хорошо, если дошкольник умеет составлять из двух фигур одну. Например: из двух-четырех треугольников один многоугольник, из маленьких четырехугольников один большой. Ребенок должен уметь различать геометрические тела, сравнивать их и находить отличия.

Малыш должен понимать, что геометрические тела - это объемные фигуры. Из объемных фигур он должен различать шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед.

Ребенок должен знать прямые, кривые и ломаные линии. Хорошо, если он умеет различать линию, отрезок и луч, прямой, тупой и острый углы; может показать вершину и стороны угла, измерить длину отрезка линейкой, начертить заданный отрезок, показать точку пересечения линий.

Ориентировка в пространстве

Ребенок дошкольного возраста должен уметь ориентироваться в пространстве, а также на тетрадном или альбомном листе. Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Дошкольник должен уметь обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади меня - шкаф, справа от меня - дверь, слева - окно).

Хорошо, если ребенок умеет определять положение различных предметов в пространстве, используя слова: «внизу», «вверху», «впереди», «сзади», «перед», «за», «между», «рядом».
На листе бумаги малыш должен уметь показывать правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний и левый нижний углы, середину листа.

На листе бумаги в клетку, изображая различные предметы и фигуры, малыш должен понимать слова «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до», «над», «под». Также он должен уметь изображать фигуры на листе бумаги, срисовывая с образца или под диктовку (графический диктант: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз и т. д.).

Ориентировка во времени

К моменту поступления в школу ребенок должен четко ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.

Хорошо, если малыш знает названия всех месяцев в году, при этом умеет называть их в правильном порядке. Дошкольник также должен разделять все месяцы в году на зимние, весенние, летние и осенние, знать, что в каждом времени года по три месяца.

За последнее время требования, предъявляемые к будущим первоклашкам, выросли. Если раньше в первый класс с большим удовольствием принимали детей, не умеющих читать и писать, чтобы впоследствии не пришлось их переучивать, то сегодня для поступления в школу подобные навыки приветствуются или обязательны. А значит, без специальной подготовки детей к школе Вам не обойтись.
Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек.


Как определить уровень подготовки ребенка к школе?

Начнем с возраста. На момент поступления в 1 класс школы ребенку должно быть не менее 6,5 лет. По утверждениям специалистов, ребенок, не достигший этого возраста, еще не обладает необходимым для обучения в школе уровнем зрелости.
Узнайте заранее, есть ли у школы, в которую вы хотели бы отдать своего ребенка на обучение, особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей.
В возрасте 5 лет обязательно посетите узких специалистов – логопеда, психолога, невролога.


Ребенка считают неготовым к школе, если он:


настроен исключительно на игру;
недостаточно самостоятелен;
чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
имеет серьезные нарушения речевого развития;
не умеет общаться со сверстниками;
не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

Примерный перечень вопросов и заданий, определяющие уровень готовности дошкольника к школе.

Проверь свои знания. Закончи фразы, ответь на вопросы, выполни задания.

  1. Назови свое имя, фамилию.
  2. Сколько тебе лет? Обведи соответствующую цифру (цифры в рамках вперемешку: 6, 5, 7, 4,8)
  3. Назови дату своего дня рождения
  4. Наша страна называется…
  5. Раскрась флаг России (заготовка флага)
  6. Столица России – город…
  7. Обведи герб России красным карандашом (фломастером, ручкой), а герб Москвы- синим.
  8. Назови свой домашний адрес
  1. Сколько человек в твоей семье? Перечисли
  2. Мою маму зовут…моего папу зовут…Как зовут других членов семьи?
  3. Где и кем работают мама и папа?
  4. Какие профессии ты знаешь?
  5. Что такое домашний труд. Назови предметы, которые помогают в домашнем труде и объясни как ими пользоваться.
  6. Как люди отдыхают?
  7. Какие праздники ты знаешь? Перечисли.
  8. Солнце – это…
  9. Дом всех людей - планета….
  10. Зачеркни предметы, которые не относятся к природе Земли. (даются картинки: Солнце, туча, радуга, птица, насекомое, рыба, дикий зверь, домашнее животное, дерево, цветок, ягода, стул, ботинок, дым). Найди объекты неживой природы. Что относится к неживой природе. Найди растения и обведи их зеленым цветом. Какие еще растения ты знаешь? Найди животный и обведи их красным цветом. Каких животных ты еще знаешь.
  11. Я знаю пять названий деревьев.... Я знаю пять названий цветов….
  1. Дикие животные – это те животные, которые живут…

Домашние животные - это те животные, которые живут…

Я знаю пять названий птиц…

Я знаю пять названий насекомых…

Я знаю пять названий зверей…

  1. Назови времена года. Сколько в году месяцев. Назови зимние месяцы, весенние месяцы, осенние месяцы, летние месяцы.
  2. Расставь рисунки в том порядке, в каком появлялись эти создания на земле. (Рисунки: первобытный человек, современный человек, динозавр)
  3. Назови части тела человека
  4. Какой из этих мальчиков заботится о своем здоровье, а какой нет (рисунок: идет дождь. Идут два мальчика, один под зонтом, другой- без зонта)
  5. Я знаю правила пешехода… Что обозначают цвета не светофоре?
  6. Рукотворный мир- это предметы, которые …

Я знаю пять названий видов транспорта…

Я знаю пять названий предметов мебели

Я знаю пять названий предметов одежды…

Я знаю пять названий игрушек…

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РЕБЕНКУ К ПЕРВОМУ КЛАССУ.

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

У детей должны быть сформированы навыки культуры поведения.

  1. Первыми здороваться со взрослыми и сверстниками
  2. Вежливо прощаться
  3. Благодарить за оказанную помощь
  4. Говорить тихо, не привлекая к себе внимания
  5. Вежливо обращаться с просьбой
  6. Не перебивать говорящего
  7. Не вмешиваться в разговор старших
  8. Соблюдать порядок, чистоту.

ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Наша СТРАНА

  • Наша страна называется Российская Федерация (РОССИЯ)

НАШ ФЛАГ. Цвет флага:

  • белый
  • синий
  • красный

НАШ ГЕРБ

  • Двуглавый орел

НАША СТОЛИЦА

  • Город Москва

НАША НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА

  • Рубль
  • Разменная монета-копейка

МАЛАЯ РОДИНА.

  • У каждого человека есть малая родина. Это место, где человек родился и живет. Кто-то родился в городке, кто-то в селе, кто- то живет в центре России, кто-то на ее окраинах. Место жительства определяет адрес.

  • О всенародных праздниках
  • О труде людей в городе и сельской местности
  • Должны уметь рассказать о своей семье

ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

Дети должны иметь представление:

  • Об условиях необходимых для роста растений
  • О лесных ягодах и грибах
  • Об овощах и фруктах
  • О деревьях, кустарниках и цветах

Дети должны уметь:

Различать и назвать деревья по коре, листьям, плодам.

ЖИВОТНЫЙ МИР.

Дети должны иметь представление:

  • О домашних и диких животных
  • О перелетных и зимующих птицах
  • О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

Дети должны:

  • Иметь представление о сезонных изменениях в природе
  • Определять состояние погоды: солнечно, ветрено, дождливо, выпал снег
  • Уметь вести календарь природы с помощью взрослого

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  • Рисование с натуры
  • Сюжетное рисование
  • Гжель
  • Городецкая роспись
  • Хохломская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Филимоновская игрушка

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

  • Правильно произносить все звуки родного языка
  • Различать и называть слова с определенным звуком
  • Уметь определять место звука в слове (начало-середина-конец)
  • Подбирать синонимы, антонимы
  • Пересказывать знакомые сказки и рассказы
  • Составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок)

МАТЕМАТИКА

Дети должны знать:

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц)
  • Состав чисел из двух меньших

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • Называть числа в прямом и обратном порядке
  • Соотносить цифру и число предметов
  • Правильно пользоваться количественным и порядковым числительными
  • Сравнивать числа в пределах 10
  • Устанавливать, какое число больше (меньше) другого
  • Уравнивать неравное число предметов способами (добавить, убрать)

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РЕБЕНКА

  • Не разговаривать с посторонними людьми
  • Не входить в лифт с незнакомыми людьми
  • Не открывать дверь чужим людям
  • Не показывать ключ от дома
  • Не баловаться спичками
  • Не вставать на подоконник

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ:

учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет интерес к получению новых знаний)
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых)