Что делать, если не поступил? Как поступить в институт и не сойти с ума. Советы психолога. Представьте самое страшное

15.06.2017 О родительских и детских тревогах, завышенных ожиданиях и необходимой мотивации. Татьяна Кузнецова

Как выдержать марафон сдачи госэкзаменов в школе, пережить время ожидания до зачисления в вуз и понять, что на ЕГЭ жизнь не заканчивается – ответы на важные вопросы от профессионального психолога.

"Спокойствие, только спокойствие!" Фото: из архива Натальи Бурухингой

В разгаре компания по сдаче единого государственного экзамена. Тысячи выпускников и их родителей находятся в напряжении. Жить в стрессе и готовиться к экзаменам школьникам нелегко. Не легче и родителям – они переживают и за успехи детей, и за то, чтобы они смогли поступить на бюджетные места в вузах.

О том, как пережить эти «веселые деньки» и сохранить здоровье и мир в семье, корреспонденту сайт рассказала Татьяна Жиляева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии Нижегородской государственной медицинской академии, кандидат медицинских наук, врач-психиатр-психотерапевт медицинского центра «Формула здоровья».

Очень важно тревогу родителей отделить от тревоги детей. Ребенку в этот ответственный период важно иметь тот уровень тревоги, который, на самом деле, мотивирует.

Есть такой закон – сначала тревога улучшает способность к запоминанию, концентрации внимания, обучению. Она мотивирует к работе.

Но когда тревога, нарастая, переходит определенный критический уровень, она дезорганизует поведение. Ребенок перестает запоминать, концентрироваться. Он перестает вообще что-либо активно делать. Наступает бессонница. Это все результат избыточной тревоги.

- Как же избавить школьника от такого «переизбытка»?

Важно поддерживать тот самый оптимальный уровень тревоги и не более того. Это значит следующее: если мы видим, что ребенок перестает спать, запоминать материал, значит, пора предпринимать меры, чтобы он перестал накручиваться. Пусть эта внутренняя тревога останется у родителей. Они должны сами с ней справится, но не перекладывать ее на ребенка.

Другое дело, когда ребенок вообще не переживает, учебники лежат в углу, а он идет играть в футбол. В этом случае, можно несколько «накрутить» отпрыска, чтобы мотивировать. Но опять же до определенного уровня.


- А как справиться с переживаниями мамам и папам?

Здесь важно вспомнить об одной особенности нашего мышления, которая по-научному называется «катастрофизация», а бытовым языком это можно назвать «раздувание из мухи слона».

Когда вы чувствуете, что тревога переходит все границы, важно задать себе вопрос: «А что на самом деле страшного, непоправимого может случиться, если ребенок не доберет нужное количество баллов?». Вот самое страшное: он не поступит на бюджетное место или в престижный институт! Во первых, надо реалистично посчитать вероятность. Если ваш сын все годы учился на «отлично», после предварительных тестов у него достаточно большой шанс получить высокий балл – с чего вы взяли, что он не сдаст экзамены? Получается, что мы в такой ситуации несколько раздуваем проблему.

Если реальная вероятность успеха действительно низка, то и наша тревога не поможет ребенку сдать экзамен. Не поступит он туда, куда вы захотели. Но в этом нет необратимой катастрофы: все живы, все здоровы. Да, семье будет финансово тяжелее несколько лет, придется зарабатывать на оплату обучения родного чада. Или выбрать другое учебное заведение. Самое главное – любой исход ЕГЭ можно пережить. Провал – это не катастрофа, не атомная война

«Вспомните, сколько людей получили бесплатное высшее образование и никогда не работали по специальности

- Что делать родителям, если они видят проблему, но сами не могут с ней справиться? Пойти к психологу, попить успокаивающие лекарства? Как грамотному родителю поступать правильно?

Если у выпускника избыточная тревога, и она ему мешает, лучше ее проработать с психологом или психотерапевтом.

Что касается различных препаратов – в этот период они могут действовать парадоксальным образом. Они могут вызывать заторможенность, нарушение концентрации внимания, сонливость в тот самый момент, когда ребенку нужно собраться. Бывает, самый безобидный препарат приводит к тому, что ребенок постоянно спит, вместо того, чтобы быть включенным в учебный процесс.

И еще – важно понять, чего сам школьник боится. Попробуйте поговорить с ним о том, что для него самое страшное в том, если он не сдаст хорошо эти экзамены.

Иногда есть такие надуманные страхи – я не получу нужное количество баллов и после ЕГЭ жизнь закончится. Нужно помочь ребенку этот момент: ты получил не 90 баллов, в 85 и ты поступил не в МГИМО, а в педагогический институт. Сможешь ли ты это пережить, будешь ли радоваться жизни. И обязательно рассказать ему, что многие выпускники этого вуза стали достаточно успешными людьми. Важно не делать из этого экзамена конечную точку, важно представить – что будет дальше.

Итак, уважаемые родители выпускников, запоминаем:


- следим за уровнем тревоги ребенка, а свои тревоги прячем и не давим своей тревогой на чадо;

- если тревожность приводит к сонливости, потере внимания, заторможенности, беседуем с ним и пытаемся объяснить, какие перспективы могут его ожидать, о том, что жизнь после ЕГЭ не заканчивается, проговариваем варианты на случай, если что-то пойдет не так;

- если ваши усилия не приводят к результату, идем к специалистам-психологам, а не кормим детей успокаивающими таблетками;

- не перестаем повторять, что мы любим, и будем любить и поддерживать их всегда, независимо от оценок.

И еще – учитывайте внутренние желания ребенка. И не старайтесь отправить его в консерваторию, если он хочет стать физиком. Ну, ни пуха, ни пера!


Средняя стоимость часового приема у психолога-психиатра в Нижнем Новгороде – 1 500 рублей

P. S. К слову, в марте 2017 года нижегородские . Для них устроили пробную экзаменовку по русскому языку. Все справились достойно.

Ранее сайт сообщил, что 18 июня родители старших школьников встретятся на масштабном мероприятии Там они смогут задать все интересующие вопросы экспертам в области подготовки к ЕГЭ и поступления на бюджет в ведущие российские вузы.

По теме

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту [email protected] . Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040.

11 -й класс, последний (уже действительно последний) звонок, выпускной, вступительные экзамены, первый курс, первая сессия… А что если после вступительных экзаменов первый курс не последовал? Об этом вы сможете прочитать в нашем исследовании. Мы опросили 3-х абитуриентов из Украины, которые не поступили с первого раза, а также получили советы психолога по этом поводу.

Саша, 19 лет, студентка биологического факультета

Я училась в историческом классе, и многие мои одноклассники поступали на юридический, экономический факультеты. Я же подала документы на факультет психологии. Первым экзаменом была биология, и я шла на нее с полной уверенностью, что все знаю: моя сестра — биолог, и мы добросовестно прошли с ней всю программу поступления. Не знаю почему, но мне поставили «3»… Плохо помню, как доехала домой. Весь день проплакала, уткнувшись носом в подушку, а вечером родители подняли меня и заставили готовиться дальше. Проходной балл в институте был 13:
это «4», «4» и «5». Или «3», «5» и «5». Думаю, шансов у меня не было. Оплачивать контракт моя семья не могла. Когда шла сдавать остальные экзамены (философию и украинский язык и литературу), то уже смирилась с тем, что не поступила.
Изменилось ли ко мне отношение со стороны одноклассников, не знаю: на встречу выпускников я не пошла. Не то, чтобы я скрывала, что не поступила, просто старалась обходить эту тему в разговорах, чтобы не расплакаться. Мама однажды упрекнула меня и этим очень обидела.
После экзаменов я решила пойти работать. Было очень тяжело сделать первый шаг, выбраться из мирка, где меня обеспечивали родители, прийти к незнакомым людям и предложить свои услуги. Я обошла несколько кафе — и везде меня были готовы принять. Это очень помогло: я поняла, что нужна не только своим родителям и сестре. В итоге я устроилась официанткой. Было интересно, я постоянно общалась с людьми. Но и сложно: смена начиналась в час дня, а заканчивалась в 11 вечера, и все это время я была на ногах. В день получала 50-70 гривен чаевых. Три месяца работы пошли на пользу: сейчас мне намного легче общаться.
В январе я записалась на подготовительные курсы при медицинском университете. Месяца за два до поступления решила, что буду поступать сразу в три места: на психологический и биологический факультеты Национального университета имени Тараса Шевченко и на биологический в Киево-Могилянскую академию. Начала усиленно готовиться, так как понимала, что слабых мест у меня быть не должно. За основу я взяла программу Шевченко: учила и вычеркивала выученные вопросы. За две недели я зазубрила 62 биографии украинских писателей. Я понимала, что могу не поступить, но знала, что это не страшно. Что жизнь, по крайней мере моя, на этом не заканчивается.
Первый экзамен я сдавала в Могилянку. И уже на следующий день знала результат — я поступила. Идя на экзамены в КНУ, уже была спокойна. Биологию на оба факультета сдала на «4». Потом был украинский на биофаке, я сдала его на «4», то есть поступила еще и сюда. Украинский на психологии прошел не очень хорошо. Мне сказали: «Вообще-то вы ответили на «2», но поставим вам «3», чтобы вы могли идти дальше». Я сказала, что никуда не пойду, если у меня будет «3». Экзаменаторы продиктовали мне 15 слов, я написала их правильно и получила «4». На философии меня выслушали, не перебивая, а в конце сказали, что у меня хорошая речь, но отвечала я неправильно, и поставили «3». Так за шесть дней я сдала пять экзаменов. Конечно, пришлось очень тяжело. Нужно было четко распланировать свой день, я знала, что расслабляться нельзя ни в коем случае. Но это дало свой результат! Мне очень нравится выражение: «То, что не убивает нас, делает нас сильнее». И я благодарна судьбе, что не поступила с первого раза, так как стала за этот год намного сильнее. Теперь я знаю точно, что не пропаду, не потеряюсь. Что бы у меня в жизни ни случилось, я смогу это пережить: катастрофой это кажется только вначале.

Аня, 25 лет, аспирант Института журналистики

В детстве я хотела стать балериной. Потом — фигуристкой. После 9-го класса пошла в швейный техникум. За год до окончания учебы экстерном сдала школьные предметы, получила аттестат и подала документы в Институт журналистики — очень хотела работать на телевидении. Родители сказали, что не одобряют мое решение, но ради них не стоит менять свой выбор.
Было два экзамена — сочинение и история. Сочинение написала на «3», историю сдала на «4». Не поступила и продолжила обучение в техникуме. В следующем году сочинение сдала на «4», а вот историю — на «3». Конечно, расстроилась, но плакать — нет, не плакала. Устроилась на работу в ателье, параллельно готовилась и даже делала в свободное время сюжеты для местного телеканала. О том, что не буду студенткой, даже и не думала. Если не получилось с первого раза, получится со второго, третьего… Я была в этом уверена. И вот третья попытка. За сочинение (которое эти два года я сознательно училась писать именно так, как «надо» для поступления) мне поставили «5». Это означало, что я поступила, так как окончила училище с отличием. Даже не знаю, как бы все повернулось, если бы в третий раз дело дошло до истории… Помню, как увидела в списке, что у меня «5». Несколько раз перепроверила, а потом решила узнать, что делать дальше. Подошла к приемной комиссии. Возле нее стояла очередь из тех, кому не повезло. Я представила: они подают апелляции, а я сейчас захожу и говорю, что у меня «5». Это было бы просто издевательством. Срок подачи апелляции — два часа. Я решила подождать. Позвонила маме с таксофона, успела сказать, что поступила, и на этом связь оборвалась. В приемной комиссии мне сказали, что надо пройти практику (пять дней). Но мое счастье было настолько огромным, что даже месяц практики ничего бы не изменил.
Вечером дома накрыли стол, купили большой арбуз. Это было в июле, арбуз оказался зеленым. Но мы были счастливы.
Сейчас я работаю на телевидении и учусь в аспирантуре — моя мечта сбылась!

Маша, 23 года, стилист

До 16 лет я жила в небольшом поселке в Крыму. И сколько себя помню, очень любила делать разные замысловатые прически, стригла подружкам челки. После школы решила поступать на юрфак в Полтаве, где жили мои родственники.
Экзамены — историю, диктант и правоведение — сдала на «4», но не хватило одного балла на бюджет. А на обучение по контракту у семьи денег не было.
Конечно, я очень расстроилась. Так всегда: денег нет, жизнь накрылась. Не долго думая, подала документы в парикмахерское училище. Меня приняли даже без вступительных экзаменов. Училась два года, жила в общежитии и работала в небольшом салоне красоты, принадлежащем моей двоюродной сестре. Практика помогла мне — я окончила училище с отличием и уехала на родину.
Два года жила в Симферополе: снимала квартиру и работала в парикмахерской. В то время я мало зарабатывала, но амбиции были бешеные. «Надо что-то делать», — решила я и поменяла работу. В новом салоне быстро стала ведущим парикмахером, но чувствовала, что мне не хватает знаний. Начала посещать семинары, принимала участие в конкурсах. Завоевала второе место на чемпионате Крыма по парикмахерскому искусству, а потом и Украины.
Однажды к нам в салон пришел молодой человек. Мы познакомились. Оказалось, он из соседнего поселка. Начали встречаться. Влюбились. До сих мы вместе. Саша меня всегда поддерживает во всех моих начинаниях. Для меня это очень важно. Однажды у нас в городе проходили мастер-классы известного украинского парикмахера. Я поняла, что работаю, скорее, интуитивно, что мне надо еще многому научиться. Саша дал мне денег и сказал: «Езжай в Киев». В Киеве у меня живет подруга, которая предложила пожить у нее на первых порах. Мне повезло — буквально на второй день я нашла работу по специальности. Правда, это был почти такой же салон, как и в Симферополе, то есть никакого профессионального роста. Но вскоре я узнала о том, что один очень известный салон объявил набор специалистов. Я прошла собеседование — и меня взяли на работу! Сбылась моя мечта! Я не жалею о том, что стала парикмахером. Сейчас меня окружают замечательные люди, я занимаюсь делом, которое мне нравится. Часто езжу в Крым, к родителям и Саше. Жаль только, что пока он не может переехать в Киев, это связано с его
работой.

Работа над ошибками:

Непоступление — это в любом случае стресс, и стресс очень сильный. Особенно непоступление после 11-го класса, когда нервная система и без того истощена выпускными экзаменами.
И особенно оно выбивает из колеи тех, не просто хотел поступить, но и основательно к этому готовился.
Если эта неприятность случилась с тобой, лови подсказку от психолога.

Шаг 1. Сделать паузу
То есть временно закрыть тему поступления, чтобы эта травмирующая ситуация не раздражала психику. Выделить себе срок на то, чтобы полностью отключиться от всего, что связано с учебой, отдохнуть и восстановиться. Вплоть до того, чтобы даже не говорить на эту тему с друзьями, знакомыми и родителями. Важно уяснить: реально на следующее поступление эта «пауза» никакого влияния не имеет, а запастись силами в преддверии сложного, первого «самостоятельного» года твоей жизни, действительно нужно.

Шаг 2. Осознать, насколько вы могли повлиять на ситуацию с поступлением
Не секрет, что есть вещи, на которые не в силах повлиять ни один, даже суперподготовленный абитуриент. Например, настроение экзаменатора или коррумпированность вуза, в который невозможно поступить без взятки. В этом случае убиваться смысла нет. Лучше учесть эти особенности при поступлении в следующем году.

Нюанс: Если есть желание активно по обвинять окружающих в «провале» на вступительных экзаменах (родителей — за то, что не дали взятку, учителей — за то, что плохо учили, институт — за то, что не захотел видеть в числе своих первокурсников), имеет смысл задуматься: а сколько еще лет вы собираетесь перекладывать ответственность за то, что происходит с тобой, на других людей? То же самое касается ситуации, когда вам, в принципе, все равно, поступила вы или нет.

Шаг 3. Определить время «X»
То есть время начала ПОДГОТОВКИ к следующему поступлению. При этом важно учесть следующее: за десять лет учебы в вышем организме установился своеобразный условный рефлекс — летом ни о чем не думать и ничего важного не делать. А раз организм привык к такому режиму, имеет смысл в таком режиме и продолжать! В средине июля, когда солнце светит и все гуляют, садиться за книжки бессмысленно. Это ничего не даст, только заберет остатки сил. А первые активные действия в направлении будущего поступления лучше начинать с сентября.

Шаг 4. Понять в тот ли вуз вы поступали
Это первое, с чего следует начинать подготовку. Если вам нравится шить/петь/рисовать/писать стихи и художественную прозу, но при этом собирались поступить на бухгалтера, глубоко внутри испытывая огромное отвращение к этой профессии, то, наверное, и к лучшему, что ваша попытка потерпела фиаско. Если есть сомнения в выборе вуза, имеет смысл сходить попрофориентироваться (пройти ряд тестов, бесед, которые помогут определить склонности, способности в той или иной сфере) к психологу: может быть, даже в вашу бывшую школу или ближайшую службу занятости.

Нюанс: Если у ваших родителей есть четкое представление о том, куда вы должна поступить, а тебе это неинтересно/противно, существуют два варианта действий. Если родители совершенно «невменяемые» и не желают прислушиваться к твоим доводам — поступить туда, куда они хотят, доучиться до второго-третьего курса (в общем, до того момента, когда вам стукнет 18, и вы почувствуете в себе силы самостоятельно обеспечивать ваши нужды), бросить это неблагодарное дело и начинать жить автономно от предков. Если родители, в принципе, способны к диалогу, то рекомендуется еще раз возвратиться к разговору о поступлении. Донести до них мысль, что, быть может,вы не поступила в данный конкретный вуз именно потому, что не видите смысла тратить столько сил и энергии на то, чем не желаете заниматься всю жизнь. Объяснить, что когда человек занимается любимым делом, у него сразу же возрастает успешность деятельности. И подыскать для себя другой вуз/факультет.

Шаг 5. Честно ответить но вопрос: а нужно ли вообще тебе высшее образование?
Быть может, сейчас у вас есть реальная возможность работать, зарабатывая практические навыки, которые, как известно, за плечами не носить (например, начинать карьеру в частном бизнесе кого-то из родственников). Если вы пока сами толком не знаете, зачем вам высшее образование, и родители тоже внятно объяснить этого не могут, стоит задать себе вопрос: «Чего я хочу от жизни, и какую роль играет в этом высшее образование?» Реальный жизненный опыт поможет сориентироваться, какие знания тебе нужны (и нужны ли вообще).

Шаг 6. Определиться с условиями поступления
Можно провести разведку боем, отловив кого-то из студентов интересующего вуза. Отлично, если в данном вузе у вас учится кто-то из знакомых или друзей — это позволит узнать ситуацию изнутри (например, пробраться на пары и прослушать пару лекций). Если при вузе есть долгоиграющие подготовительные курсы, есть смысл на них записаться. Также можно пойти работать в этот вуз: лаборантом, методистом на кафедру. Во-первых, лучше узнаете преподавателей, во-вторых — конкретные вузовские требования как относительно знаний, так и финансовой стороны. В идеале, к Новому году вы должны уже иметь четкое представление о том, куда вы поступаете, и что вам для этого нужно. Финансовый вопрос обсудить с родителями или заработать необходимую сумму самостоятельно. Определить, какие знания необходимо «подтянуть», каким способом вы будете это делать (сами/с репетитором/на курсах), какого объема знаний вам недостает, насколько быстро вы воспринимаешь материал, хорошая ли у тебя память, сколько раз нужно повторить пройденное. И начинать активно готовиться по всем этим пунктам.

Шаг 7. Разобраться со старыми комплексами
Если вы относитесь к категории людей, страдающих оттого, что в ответственный момент все знания по непонятной причине вылетают из головы или же язык прилипает к гортани и никак не желает «выдавать» нужную информацию, крайне важно заблаговременно найти хорошего психолога и проработать все эти личные заморочки. Учтите: ни один преподаватель не будет тратить время на то, чтобы успокоить/разговорить запаниковавшего абитуриента. Можно тысячу раз выучить необходимый материал, но если комплексы остались, то они снова «вылезут» в, подобной стрессовой ситуации.

Шаг 8. Настроиться морально
Накануне поступления не делать из этого события нечто гиперзначимое. Когда мотивация зашкаливает, успешность резко падает. Иными словами, когда что-то становится слишком важным, то излишнее волнение не позволяет проявить себя полностью, отнимает нужные силы. Поэтому имеет смысл подготовить себе путь к отступлению
— подумать, а что будет, если ты не поступишь и в этом году? Естественно, не настраиваться на неудачу, а просто решить, что будете дальше делать, если вдруг такая ситуация повторится.

P.S. Пережить непоступление в глобальном смысле можно, осознав, что это ценный опыт. Неудачи, потери — неотъемлемая часть бытия. И умение с ними справляться пригодится вам. Также непоступление — это способ реально узнать ваши сильные и слабые стороны, понять, что помогает вам добиваться цели, а что мешает этому. Важно, что пока такой жизненный опыт не обходится вам слишком дорого. И в этом — главный позитив.

Каждый год процедура проведения единого госэкзамена совершенствуется, и главная проблема на сегодняшний день, считают в Рособрнадзоре, — излишне нервное отношение к ЕГЭ родителей 11-классников, которые, сами того не желая, «накручивают» детей. Для того чтобы показать, что ЕГЭ не так страшен, даже придумали специальный . Как еще можно снизить тревожность, свою и ребенка? Рассказывает Александра Фокина, кандидат психологических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета.

Когда мы смотрим, какие ошибки ученики совершили на ЕГЭ, мы видим, что среди прочих есть ошибки несуразные, глупые. Не по незнанию или неумению, а ошибки, которых можно было бы избежать. За эти ошибки отвечает как раз психологическая готовность к экзамену.

Те, кто уже сдавал ЕГЭ, и те, кто к нему готовится сейчас, говорят, что эмоциональная составляющая подготовки к ЕГЭ — наиболее страшная. Выпускники формулируют это так: «нас запугивают». К сожалению, этим действительно грешат и школа, и родители, не задумываясь глубоко о том, к чему ведет запугивание.

А оно ведет к тому, что психологи называют «детским саморазоружением». Ребенок складывает оружие. Отказывается от того, чтобы воспользоваться своим ресурсом — знаниями, навыками, способами эмоциональной саморегуляции. Он приходит на экзамен с опустившимися руками.

Тех школьных учителей, что привыкли к отрицательной мотивации, увы, не переделаешь. Но родителям, которые излишне давят на ребенка и из-за своих тревог и переживаний становятся в устрашающую позу, стоит осознать, что так они оказываются невольными врагами ребенка.

Спокойная атмосфера дома и деловое сотрудничество с ребенком

Психологическая противоположность тревожности — реализм, здравый смысл. И задача родителя в период подготовки к экзаменам — быть носителем здравого смысла.

Что с нами делает тревога? Она заставляет чувствовать вместо того, чтобы действовать. А общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно быть направлено на то, чтобы вызвать у него какие-то эмоции: страха, тревоги, вины, стыда. Оно должно быть направлено на дело. Какие действия могут совершить родители, чтобы помочь ребенку в подготовке к ЕГЭ и одновременно уменьшить тревожность?

  1. Выяснить (у учителей в школе или с помощью прохождения демоверсий), какие ошибки допускает ребенок в заданиях ЕГЭ по тому или иному предмету. Определить области пробелов в знаниях.
  2. Помочь ребенку выбрать те блоки учебного материала, на которых нужно сконцентрироваться.
  3. Учитывая имеющееся в распоряжении время (4 месяца, или год, или 4 недели), помочь ребенку поставить конкретные, достижимые цели. Что значит достижимые? Те, что зависят от ребенка, находятся в сфере его умений и компетенций. Что значит конкретные? Не «выучить математику», а «отработать решение квадратных уравнений». Не «подтянуть английский», а «выучить случаи использования Past Perfect».
  4. Помочь ребенку научиться пользоваться своими познавательными ресурсами в условиях стресса и сжатых сроков. Для этого бывает полезно разобраться (если не сделали этого раньше), какие способы освоения учебного материала больше всего подходят вашему сыну или дочери. Кому-то для лучшего запоминания важно проговаривать — ходить и рассказывать. Кому-то — нарисовать схему, написать шпаргалку с какими-то опорными сигналами. Кому-то нужно проделать много типичных заданий, чтобы чувствовать себя уверенно. .

Здесь полезно помнить, что любой навык формируется благодаря частоте повторений, а не длительности занятий. То есть лучше 15 минут в день ежедневно, чем 3 часа время от времени.

Приемы быстрого повышения качества учебных знаний
«Три предложения». Выходя с урока, мысленно повтори его содержание в трех предложениях.
«5 П» — прием работы с текстом. Когда мы проводили психологические исследования, что пугает учеников в предстоящем ЕГЭ, оказалось, что у большого количества есть страх перед колоссальным объемом, который надо, как говорят ученики, «выучить». Пугает большое количество материалов по предметам. Поможет метод работы с текстом «5 П»: каждая буковка П обозначает то, что нужно сделать с текстом.
Просмотри.
Придумай вопросы.
Подчеркни ключевые слова.
Перескажи.
Проверь себя.
Учителя математики обычно добавляют еще одно П: проиллюстрируй.

Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка

Все, что родитель говорит сыну или дочери, ребенок принесет на ЕГЭ. И все сказанное сядет вместе с ним за парту и будет участвовать в экзамене. Каким тоном мы говорим, какой прогноз озвучиваем, чем нагружаем ребенка — все это может повысить или понизить самооценку, улучшить или ухудшить эмоциональное состояние. Как способствовать психологическому благополучию ребенка и себя самого держать в руках? Вот несколько правил.

  1. Разговаривать о ЕГЭ, вести диалог. Это трудно. Особенно когда родитель, который и так места себе не находит, слышит от ребенка вещи неприятные, повышающие тревогу и вызывающие обиду. Надо: сдержаться, выслушать, дать эмоциям ребенка проявиться. Не начинать сразу утешать, не говорить «все будет хорошо» — это воспринимается как непринятие всерьез. Также не надо сразу начинать поучать, давать советы.
  2. Обсудить самые тяжелые, самые неприятные исходы ЕГЭ и дальнейшие действия в случае провала на экзамене. Это нужно четко проговорить и иметь запасной план.
  3. Обсудить, как ребенок справляется с другими стрессовыми ситуациями в его жизни. Что ему помогает отвлечься или, наоборот, сконцентрироваться? Спорт, музыка, творчество, поддержка друзей, вкусные пироги? Все, что угодно, лишь бы это способствовало так называемому ресурсному состоянию ребенка. Состоянию, в котором он верит в себя, справляется с трудностями.
  4. Можно разучить экспресс-приемы повышения эмоциональной устойчивости, которые реально применить даже на экзамене. Они очень быстрые и действительно помогают.

Резкий поворот головы направо. Активизирует левополушарные процессы: рассудительность, здравомыслие, холодную логику, которая может очень понадобиться. Занимает несколько секунд.

Медленное дыхание. Считаем до 12: на 1-4 долгий вдох, как будто мы собираемся нырнуть, на 5-8 долгий выдох, на 9-12 задерживаем дыхание. Три-четыре раза так подышали, мозг кислородом насытился, переключились — активизировались. Тоже быстрый прием, который не вызовет никакого изумления наблюдателя.

Моргание. Чередование быстрого моргания с закрыванием и расслаблением глаз.

Переключение внимания на предмет. Выбрать взглядом любой предмет, находящийся в поле зрения. (Допустим, ручка.) Мысленно назвать предмет про себя. (Ручка.) Мысленно назвать 5 свойств этого предмета — любые, какие придут в голову. (Синяя, пластмассовая, прозрачная, легкая, ребристая.) И последнее — зачем этот предмет нужен. (Для письма.)

Обсуждение

Комментировать статью "Как сдать ЕГЭ 2017 без нервного срыва: советы психолога"

ЕГЭ -такая неприятная штука, которую надо как-то пережить с минимальными потерями. Понятно, что преподавателю ВУЗа или репетитору со стажем ЕГЭ не страшно - к нему не нужна подготовка, на общем уровне напишет хорошо. ЕГЭ по любому предмету перегруженный и с...

Эффективная подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Дорогие мамы, посоветуйте пожалуйста по своему опыту как эффективнее хорошо подготовиться к ЕГЭ? Какой вариант подготовки лучше выбрать - репетиторы, курсы при ВУЗе, дополнительные в школе...

Психологическая подготовка к ЕГЭ для 11-классников и их родителей. Версия для печати. Содержание Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка. Каждый год процедура проведения единого госэкзамена совершенствуется, и...

Обсуждение

мне в прошлом году пришло на почту предложение о бесплатном часовом вебинаре накануне егэ. то ли по истории, то ли по общаге, не помню. посмотрела с девочкой. мне показалось довольно толково в принципе. если и основные все курсы так, то должно быть неплохо

Посоветуйте пособие к ОГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Посоветуйте пособие к ОГЭ. Сын переходит в 9 класс. Посоветуйте пособия для подготовке по русскому языку, обществознанию, истории, математике, литературе, английскому.

Обсуждение

Могу вам ответить про свой английский. Со своим учениками весь год готовились прежде всего по заданиям на сайте фипи. Сделали ВСЕ. В итоге все 4 варианта писем мои ученики прекрасно знали. Аудирование тоже узнали, слушали его на уроках. Устную часть еще не сдавали, но знаю, что там все задания с фипи. Еще в течение года одолели пособия Вербицкой, Мильруда и Веселовой.

02.06.2016 07:58:12, Евгения__

Не одинаковые. Книжки для подготовки брать только фипишные и только свежие (в октябре обычно появляются и достаточно быстро могут пропасть:() а то каждый год меняется что-нибудь.
По русскому нам в школе сказали купить две книжки, в одной грамматика, в другой все остальное (могу путать, не вникаю толком, что ребенок сказал купить, то и купила)
Греков именно с таким названием [ссылка-1] и Розенталь [ссылка-2]
Учитель сказала, что и на подготовку к егэ пригодится потом.
Про остальные не скажу, английский просто книжку фипи с заданиями и диском покупала, моей больше для ознакомления она нужна была.
Математику прогоняли целый год по вариантам Ларина (свежие на сайте раз в неделю, все и решали) и по книжке свежей, соответственно, тоже.

стратегия подготовки к ЕГЭ. Хочу отдельно написать про подготовку к ЕГЭ по русскому на онлайн курсах Фоксфорд, преподаватель Великова. Другие специализируются на подготовке к экзаменам в различных вузах (учебный центр "Азъ" при Государственном университете...

Обсуждение

Осенью записывают на подготовительные курсы на весь год, брать можно даже 1 предмет, но платить сразу за 4 мес(семестр), занятия 1р в неделю, с 6 до 9. Мы ходили (ф-т биоинженерии, куда собираемся поступать) только на математику, вел председатель ДВИ по математике, ОЧЕНЬ довольны. Знакомая ходила на ВМК, брали все 4 предмета, тоже вроде понравилось. Как посоветовать, куда лучше идти - для этого надо бы походить к разным:). На "нашем" ф-те много было самостоятельных, проверочных (не только по мате-ке, но и др. предметы, одногруппники очень хвалили химию,биологию). На сайте график посещаемости-успеваемости и в администрацию можно звонить - узнавать, не гуляет ли детка:) Стоимость была 27000 за 1 предмет за семестр. Записывались осенью, начало с октября. Группу тестировали на 1м занятии для распределения по подготовленности. Было родительское собрание перед запиисью, где все преподы рассказывали о своих методах. Деньги по договору, через банк.

стратегия подготовки к ЕГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. (Вначале было тестирование, определили проблемы, каждое занятие новая тема, потом дается 10 заданий на дом, на следующий день сын обязан их выслать, за каждое неверное решение дается 2 новых...

Обсуждение

Буду стоять рядом, держать кулачки за ваших детей и, конечно же, мотать на ус.
Хоть мой и в 8-м, но я уже начинаю чувствовать, как ОНО приближается.

Хочу отдельно написать про подготовку к ЕГЭ по русскому на онлайн курсах Фоксфорд, преподаватель Великова. Мы это дело купили и жалеем, потому что читает она по 2.5 часа в жутко медленном темпе, как для дурачков, с бесконечными повторениями. Ее очень скучно слушать, вот прямо хоть волком вой.

А купили мы ее потому, что по отзывам ее ученики сдают ЕГЭ на 90+. .. Ну вот теперь посмотрим, что получится у нас.

Экстренная подготовка к ЕГЭ. ЕГЭ и другие экзамены. Подростки. Экстренная подготовка к ЕГЭ. Дочь в 11 классе, весь учебный год проболела, в школу ходила мало, была на индивидуальном обучении + занималась дома с репетиторами, но с перерывами на больницы.

Обсуждение

не переживайте, всё будет хорошо:-) Чтоб вас ободрить - у моей дочери биология в школе была никакая, о чем косвенно свидетельствует то, что она единственная из школы пошла её сдавать:-) Сидела сама, неделю безвылазно, сдала на 83 балла. У неё было какое-то краткое пособие типа "интенсивная подготовка к ЕГЭ" и тренировочные задания. Говорит, надо просто сидеть и планомерно прорабатывать тесты.

Моих племянников весь 11 класс мордовала училка по информатике и постоянно им твердила, что она не разрешает им сдавать ЕГЭ по этому предмету, т.к. она считает, что они сдадут его на двойку. Они на ее мнение наплевали. Весь год занимались с репетитором и сдали на балл, соответствующий четверке.
Не обращайте внимание на эту учительницу. Пусть дочь просто готовится и сдает. Тоже хотела предложить вам хорошего репетитора, но увидела, что вы не в Москве.

Как повысить эмоциональную устойчивость ребенка. Каждый год процедура проведения единого госэкзамена совершенствуется, и Те, кто уже сдавал ЕГЭ, и те, кто к нему готовится сейчас, говорят, что эмоциональная составляющая подготовки к ЕГЭ - наиболее страшная.

Обсуждение

Знаете, если ребенок боится математики, то войдите на сайт mathege.ru. Там представлены абсолютно все варианты всех заданий части В. Понятно, что все там 60000 заданий ребенок и не прорешает. Но там же типовые задания, отличаются только в цифрах. Пусть прорешает хоть по 5, обретется уверенность в собственных силах, уйдет страх. Если нужно не только часть В, но и С, тогда надо по каким-то лучше решебникам готовится и постараться довести до совершенства необходимый минимум. Я думаю, что ваш ребенок не боялся бы писать ЕГЭ, если бы требовалось 1+3. Потому что этот навык у него доведен до совершенства. Надо попытаться так и в остальном, а не пытаться объять необъятное (времени на это уже нет)

Пробные написания дома и не дома, ходить на олимпиады... (правильно все ниже написали).
Единственное, я бы начинала так, как занималась с сыном, когда тот был в экстернате (то было давно, не ЕГЭ, просто подготовка к экзаменам на 5-6 класс, примерные контрольные).
СНАЧАЛА - пробные ЕГЭ дома БЕЗ ВРЕМЕНИ. Может быть, даже с обсуждением с мамой (или перетитором) заданий, лазанием в интернет, справочники... Задания подобны, разбор нескольких - это тоже подготовка. Разбор пугает? Нет? Уже прогресс. Либо видны пробелы в знаниях, которые надо подтянуть (с родителями, репетитором, но уже не самотеком).
Потом без обсуждения и справочников, но и без времени. Мама может замечать и, например, обрадовать, что уложился (или слегка нет), но ребенок не должен заморачиваться в процессе. Потом посмотреть ответы, подсчитать баллы, разобрать то, что не сделал.
Потом следить за временем, но не торопиться, просто деть сам следит, на что сколько времени ушло. А после выполнения работы посмотреть, что получилось. Если в целом уложился - молодец, так держать. Если нет - обсудить, где можно сэкономить, чем пренебречь, а что делать обязательно.
Потом до же, но на время.
Потом, как писали ниже - тренировки вне дома.
Все - при абсотном спокойствии мамы, на все не могу/не сдам/провалю/боюсь... отвечать, что сдаст, "глаза боятся, а руки делают", " у тебя получится" и т.п.
Накануне экзамена - не устраивать "повторений", наставлений... не трогать, хочет читать - пусть читает. Вместо валерианки лучше ненавязчиво "выгулять", чтобы физически слегка устал, пораньше заснул и выспался.

Обсуждение

Ну, Галя, поехали - ловите, изучайте,- это наиболее вменяемая информация из того, что есть у меня на компе в данный момент:
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического разви-тия» является психолого-педагогическим и характеризует прежде всего отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения голов-ного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная не-достаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в
слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных услов-ных связей.
Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохран-ных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность форми-рования разных сторон психической деятельности.
У детей с задержкой психического развития наблюдается низкий (по сравнению с нор-мально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Это проявляется в не-обходимости более длительного времени для приёма и переработки сенсорной информа-ции; в недостаточности, фрагментарности знаний этих детей об окружающем мире; в затруд-нениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном положении, контурных и схематических изображений. Сходные качества этих предметов воспринимаются ими обычно как одинаковые. Эти дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы и их отдельные элементы; часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д.

Нам всего 3,5 года. Задержку мы компенсируем постепенно. Год назад была совсем маугли, сейчас уже человек. Психическая задержка компенсируется у нас пока лучше, чем речевая. Только лепетать начала. Медикаментозно стимулируем.
А с психической я вот что заметила - чем меньше делаешь что-то специально, тем лучше. Исподволь, бессистемно, в разные стороны движемся сейчас, но все шире и шире. То целуемся и воркуем, то скачем и хохочем, пробуем - не получается, бросаем. Таокй подход противопоказан в развитии речи. Здесь главное - системность и последовательность, а не парралельность и сумбурность. Стараемся получать побольше эмоций, положительных стрессов, ищем толчковые моменты. При этом проговариваем свои ощущения: мне понравилось, я рада, ты это - а я то, проводим параллели, связи между событиями, ищем следствия и тоже проговариваем. Пассивный словарь, думаю, уже позволяет.
Наша девочка очень неустойчива в настроении, в желаниях, то соперничает до истерики, то идет на поводу бессмысленно. Учим реагировать и справляться, опять же проговаривая КАК НАДО, а не как не надо делать (говорить, поступать).

10 способов успокоиться перед экзаменами

1. Посоветуйте перестать себя «накручивать», думая о возможном провале как о конце света. Лучше вместе подумайте, что самое плохое может случиться, если экзамен не будет сдан. Скорее всего, последствия неудачи не так фатальны , как кажется, и другие варианты развития событий всех тоже устроят. В таких случаях, неплохо действует девиз: «Что ни делается - все к лучшему».

2. Чтобы ребенок не волновался, успеет ли он все выучить до часа «Х», помогите ему составить план подготовки к экзамену и следовать ему. Во-первых, он будете четко видеть свои реальные успехи и чувствовать, что держит ситуацию под контролем. А во-вторых, такая система защищает от откладывания из-за волнения серьезных и самых неприятных задач «на потом» в ущерб действительно необходимым.

3. Если из-за переживаний и умственных перегрузок у выпускника нарушился сон , дайте ему легкое успокоительное. Пара таблеток пустырника или валерьянки не помешают и непосредственно перед встречей с экзаменатором. Главное, не переусердствуйте с дозой - иначе ваш «малыш» рискует оказаться слишком сонным для подготовки задания на хорошую оценку .

4. Предложите ребенку написать шпаргалки. Конечно, не призывайте его идти на экзамен в надежде списать. Но наличие в кармане/рукаве/ботинке мелко исписанной бумажки придает уверенности, что если что-то забудется в критический момент, то у него есть «подложенная соломка». Кроме того, в процессе написания «шпоры» он освежит и систематизирует свои знания - но только в том случае, если делает ее сам, а не с вашей помощью.

5. Отвлеките от переживаний физическими нагрузками. Даже несколько минут, потраченные на махание руками и ногами, позволят выпустить пар и дадут немного отдохнуть голове. Отлично, если в доступе есть боксерская груша или просто подушка - пусть нервничающий подросток отлупит ее изо всех сил, почувствует себя победителем, способным справиться с любыми трудностями, не то что с каким-то там экзаменом.

6. Сделайте ему массаж или покажите, как делать его самому себе - даже несколько успокаивающих приемов смогут снять стресс и усталость. Например, кончиками пальцев помассируйте лоб и брови, постепенно направляясь к вискам. Легкими постукивающими движениями пройдитесь по закрытым векам, расслабляя глаза. Проведите несколько раз руками по волосам ото лба к макушке. Напоследок помассируйте ушные раковины.

7. Подготовьте заранее все, что может пригодиться в день экзамена - документы, одежду, сумку, шоколадку для поднятия настроения - чтобы в последний момент не пришлось искать глаженую рубашку, паспорт или зачетку. Так и вы, и ребенок будете спокойнее, зная, что он идет на экзамен в полной боевой готовности, не забыв ничего важного.

8. Если есть возможность, пусть он примет душ. Текущая вода отлично снимает физическое и нервное напряжение. Или хотя бы предложите смочить лицо, чтобы остудить эмоции, когда нет времени на полноценную разрядку.

9. Не забудьте дать чаду с собой в экзаменационную аудиторию бутылочку воды - несколько глотков помогут справиться с пересохшим горлом и дрожащими руками в самый ответственный момент.

10. Быстрый способ снизить градус нервного возбуждения - дыхательные упражнения. Научите ребенка медленно и глубоко вдыхать, расправив грудную клетку и считая до пяти, а потом также выдыхать, пока не полегчает. Размеренные действия и насыщение мозга кислородом помогут одолеть даже приступ паники.

И пожелайте ему ни пуха, ни пера на экзаменах!

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Если ты в этом году каким-либо причинам не смог поступить в ВУЗ, тогда эта статья написана специально для тебя. Здесь мы рассмотрим ваши возможные варианты действий, если вам не удалось поступить в то или иное высшее учебное заведение.

«Я не поступил в университет, институт, ВУЗ...» — подобная фраза возникает у многих абитуриентов. Кто-то начинает рвать на себе волосы, кто-то впадает в глубокую депрессию.

В общем, нет ничего хорошего в том, что вы не смогли поступить… Или есть? Читайте далее и вы поймёте, что нет ничего ужасного в том, что вам не улыбнулась удача в этом году.

Далее мы вам расскажем о различных способах вашего времяпрепровождения, т.е. речь пойдёт о тех делах, которыми можно заняться, если вы не смогли поступить в ВУЗ. Выбирайте для себя подходящий вариант.

Самый главное «действие», если вы не поступили , — это ни в коем случае не упускать руки! Не переживайте! Это даже, скорее, не вариант действия, а внутренняя установка.

Всё нормально, вас никто не убьёт за то, что вы не смогли пройти конкурс на бюджетное место (на платную основу поступить можно практически со 100% гарантией).

Возможность для себя, в первую очередь. Для саморазвития, самообразования. Ведь большинство из ваших друзей, кто хотел поступить в университет, поступили, так?

И они сразу же, с сентября начинают методично, можно даже сказать, «топорно» посещать лекции по расписанию. Затем сдавать контрольные и зачеты с экзаменами.

Хотя мы и писали в своей статье: Жизнь студента: справка для первокурсника , что студенты могут самореализоваться в стенах университета, однако же, подобная самореализация ограничена гнётом учебы.

Учёба, учёба, учёба, лекции, лекции, лекции. И так изо дня в день. Никакой свободы! Другое дело вы, ну не поступили, что и что из этого? Зато вы имеете уникальную возможность заняться тем, чем вам по-настоящему нравиться заниматься.

Далее мы расскажем вам про некоторые из возможных занятий, а пока коснёмся практически неизбежных последствий, которые появяться практически сразу же, после того, как вы поймёте, что не смогли поступить в ВУЗ.

Армия для парней, которые не смогли поступить в ВУЗ сразу после школы, практически неизбежна. Конечно, если вы не совсем здоровый человек, то в армию вы не пойдёте. Но большинство бывших школьников, не сумевших поступить (или просто не пожелавших дальше учиться) идут в армию.

Армия, армия. Все вокруг опасаются этого слова, как будто армия - это война. Есть, конечно, неприятные ситуации и в армии (а где их вообще нет?)

Простите, вас могут также избить, когда вы учитесь в университете? Всё относительно. Поэтому, если вас судьба направила служить России, опять же, рассматривайте эту ситуацию как возможность для себя. Ведь армия - это целая школа жизни.

Если вы адекватный человек, который имеет в себе жёсткий стержень нравственности, т.е. если вы порядочный, исполнительный, справедливый и сильный духом человек, тогда вас вряд ли коснуться армейские проблемы. Сильных, во всех смыслах, людей всегда уважают и боятся.

Поэтому, если вам предстоит пойти осенью в армию, тогда за летнее время постарайтесь развить перечисленные выше качества. Также было бы неплохо стать более крепким физически.

Поэтому, пока есть время, занимайтесь физическими упражнениями, развивайте мускулатуру, станьте более выносливым (бегайте с тяжёлым грузом). Если вы заранее проделаете те вещи, которыми вам предстоит заниматься в армии, тогда вы будете уверены, что армейская жизнь будет для вас вполне сносной.

У многих студентов всегда остро стоит денежный вопрос. Они не могут заработать денег, т.к. учатся. А вы-то можете! Поэтому ещё один из вариантов действий, если вы не поступили - это пойти работать. Только сразу же предупреждаем: если вы всё-таки хотите в следующем году снова попробовать свои силы в поступлении, не ставьте работу на первое место! Работа должна быть, своего рода «университетом».

Как понять «университетом»?

Здесь под словом «университет», понимаем следующее: во-первых, работа поможет вам не отвыкнуть от графика ранних подъёмов (на неё, скорее всего, придётся также рано вставать, как вы вставали в школу), а, во-вторых, работа - это полноценный университет практики.

Ведь в обычном университете вы, по большому счёту, будете изучать почти одну теорию. Поэтому, если вы хотите поступить в следующем году в ВУЗ, тогда постарайтесь найти себе такую работу на год, которая будет близка с вашей предполагаемой специальностью в ВУЗе.

Например, вы хотите поступать на маркетолога. Тогда устройтесь промоутером или подобным специалистом, близким к маркетинговой области.

Тем самым, если вы сможете поступить в университет на будущий год, у вас будет неоспоримое преимущество перед своими «зелёными» одногруппниками. Вы уже будете на практике знать, что представляет собой работа маркетолога (промоутера).

Да и на экзамене практические навыки вам помогут вспомнить теорию, которую будут спрашивать преподаватели.

Видите — опять вы нашли для себя возможность, а не проблему. На всё можно посмотреть с разных точек зрения, помните об этом.

Если вы не поступили в ВУЗ и-за плохого ЕГЭ и вам очень хочется, чтобы в следующем году прийти в приёмную комиссию с более высокими баллами, тогда посвятите этот год подготовке к пересдаче ЕГЭ.

Как подготовиться к пересдаче ЕГЭ?

В принципе, тут можно пойти несколькими путями. Мы расскажем вам о 3-х самых распространённых.

4.1 Самостоятельная подготовка .

Конечно, самым распространённым способом будет самостоятельная подготовка. Если вы будете готовиться целый год к пересдаче ЕГЭ - вы 100% получите очень высокие баллы на пересдаче и поступите туда, куда пожелаете! Главное - методичная подготовка изо дня в день.

О том, как правильно готовиться к ЕГЭ вы можете почитать в статье: Как подготовиться к ЕГЭ за год?

Та статья посвящена тем, кто будет готовиться, параллельно учась в 11 классе. Так что у вас будет преимущество в этом плане, т.к. вы не будете разбрасывать своё внимание на разные общеобразовательные предметы, а сконцентрируете все свои усилия на конкретных предметах, необходимых для пересдачи.

4.2. Запись на групповые занятия .

Если вы предпочитаете самостоятельным занятиям групповые, тогда вы можете записаться в группу для подготовки к ЕГЭ. В этом есть определённые плюсы.

Вы всегда можете спросить у классифицированного специалиста, который будет проводить у вас занятия, все интересующие или непонятные моменты в том или ином вопросе. Правда, стоят такие курсы недёшево. Однако вас никто не заставляет посещать по каждому предмету отдельный курс.

Записывайтесь лишь на групповые занятия по такому предмету, который вызывает у вас наибольшие затруднения. Например, английский язык лучше всего практиковать в группе.

4.3. Занятия с репетитором .

Также существует «промежуточный» вариант подготовки к пересдаче ЕГЭ - занятия с репетитором. Также как и при групповых занятиях, в связи с довольно дорогими услугами репетитора, старайтесь готовиться с ним лишь по такому предмету, который вызывает у вас наибольшие трудности.

Математика или физика — вот типичные предметы, к экзаменам по которым лучше всего готовиться под чутким руководством репетитора.

Если при самостоятельной подготовке у вас возникнут трудности, то с ними очень трудно справиться, т.к. точные науки требуют определённого уровня знаний. Причём знаний точных, тут никак не схитрить, самому не перефразировать. Либо знаешь, либо нет. Вот почему при подготовке к экзаменам по этим предметам, нужен кто-то, кто может помочь. Этим кем-то и станет для вас репетитор.

5. Пожить для себя.

Если все вышеперечисленные варианты действий вам не подходят, тогда, скорее всего, вам нужно сделать жизненный перерыв. Может вы, и хотите поступить на следующий год в ВУЗ, но на пересдачу у вас просто уже нет ни сил, ни желания. Работать вы также не хотите. Поэтому вам остаётся только один вариант - пожить следующий год для себя.

Если у вас есть возможность в плане финансов, то вы можете отправиться в путешествие. Вам просто необходимо избавиться от депрессии в связи с вашим неудачным поступлением.

Поэтому путешествие в другую страну станет для вас не лишним. После того, как вы отдохнёте, то у вас появиться силы и вы, скорее всего, захотите заниматься тем, чем вам давно хотелось.

Например, вы давно хотели научиться работать в программе Photoshop или у вас есть мечта создать и вести свой собственный сайт в Интернете. Только как проще всего овладеть фотошопом? Как, не напрягаясь, создать свой собственный сайт?

Опять же, существует огромное количество способов овладеть этими технологиями. Но самый простой и интересный способ сделать это - учиться по видеокурсам. Вы сидите за своим любимым компьютером, и вам пошагово рассказывают что, как делать. Не правда ли сказка?

Сейчас существует огромное количество самых разных видеокурсов на самые разные темы. Вы обязательно найдёте то, что нужно именно вам!

Вот пример одного из видеокурсов по изучению программы Photoshop с нуля:

Даже, если вы целый год будете заниматься саморазвитием, самообразованием, то это тоже очень хорошо. Так что, если вы думаете, что у вас хорошие баллы по ЕГЭ и вам просто не повезло, а в следующем году вы сможете поступить - тогда посвятите этот год себе. Поступите вы в ВУЗ, рано или поздно обязательно поступите. Было бы желание!

Вывод : Даже, если вы не поступили в этом году, то не стоит отчаиваться! У вас есть все шансы сделать это на следующий год.

А пока, чтобы не терять просто так время, делайте то, что вам ближе всего. В этой статье мы рассмотрели различные варианты действий: от похода в армию до обучения во видеокурсам. На самом деле этот список можно спокойно расширить, было бы желание. Опять же, желание… Без него - никуда!

Желаем вам на следующий год успешно поступить туда, куда вы желаете и куда не смогли поступить в этот год. Желаем вам скорее стать студентом, и посещать наш сайт уже в качестве полноценного студента высшего учебного заведения!