Числовая окружность на координатной плоскости со значениями. Числовая окружность на координатной плоскости. Уравнение окружности на координатной плоскости

Части сложного предложения должны быть обязательно соединены между собой при помощи сочинительной или подчинительной связи. Какая именно используется связь в сложном предложении можно определить по союзу и еще некоторым важным деталям. Так выделяют (ССП) и сложноподчиненные предложения (СПП).

Для начала следует вспомнить, что сложное предложение состоит из двух и более грамматических основ, которые имеют единое смысловое значение. От того, как эти основы взаимодействуют между собой, зависит тип предложения и требуемая пунктуация.

Например, предложение «Я пойду гулять» простое, оно имеет одну грамматическую основу. А вот если добавить к нему еще одну часть («Я пойду гулять, но сначала сделаю уроки»), то получится уже ССП с двумя основами «я пойду гулять» и «сделаю уроки», где в качестве сочинительного союза выступает «но».

Что такое сочинительная связь? Это взаимодействие двух и более частей, которые являются равноправными и не зависят друг от друга. Предложения с сочинительной связью определяются двумя простыми способами.

Необходимо:

  1. Задать вопрос от одной грамматической основы к другой – обычно в ССП это невозможно: «Утро было прохладное, но я поехал кататься на велосипеде».
  2. Попробовать разделить ССП на два отдельных предложения без потери смысла: «Солнце скрылось за холмом, и головки подсолнушков грустно поникли» — «Солнце зашло» и «Головки подсолнушков грустно поникли». Смысл не утерян, при этом одно предложение превратилось в два отдельных.

Яркие примеры можно встретить в русском фольклоре: «Волос долог, а ум короток», «Баба пляшет, а дед плачет», «Баба с возу, а кобыле легче», также они встречаются в описаниях природы и текстах-размышлениях.

Части ССП обычно соединяются одноименными союзами, которые разделяются по типам: соединительные (и, также и др.), разделительные (или, либо, не то…не то и др.) и противительные (но, а, зато и др.).

Важно знать ! Сочинительная связь может использоваться не только для связи простых предложений в составе сложного, но и для связи однородных членов, причастных или деепричастных оборотов.

Подчинительная связь

Если использованы две и более грамматические основы, при этом они не равноправны, а зависят в некоем порядке друг от друга, то это сложное предложение с .

СПП обязательно имеет главную часть и придаточную, причем от первой ко второй можно задать определяющий вопрос.

Например, «Вася вышел погулять, потому что его мама затеяла генеральную уборку». Главная часть «Вася вышел погулять», от нее задаем вопрос «почему он это сделал?» и в придаточной части ответ «потому что мама затеяла генеральную уборку».

Второстепенная или придаточная часть могут выступать как обстоятельство, определение или дополнение.

Определить такой тип взаимодействия можно:

  1. Задав вопрос от главного предложения к придаточному.
  2. Выделив грамматические основы и определив главную из них.
  3. Определить тип союза.

На письме такое взаимоотношение частей выделяться знаками препинания, а в устной речи – интонационной паузой.

Типы подчинительной связи

Чтобы правильно разобрать предложение на части и определить типы подчинительной связи, необходимо правильно определить главную часть и задавать вопрос от нее к придаточному.

Придаточное может быть нескольких типов:

  1. Определительное отвечает на вопросы: какой? который? чей?
  2. Изъявительное отвечает на вопросы косвенных падежей, т.е. все, кроме именительного.
  3. Обстоятельственное отвечает на вопросы: где? куда? зачем? откуда? почему? когда? как?

Поскольку группа обстоятельственных придаточных очень объемная, то среди них выделяют еще подгруппы. Определить вид так же помогает вопрос.

Придаточное обстоятельственное бывает следующих видов:

  • времени (когда? как долго?);
  • места (где? куда? откуда?);
  • причины (почему?);
  • цели (для чего? с какой целью?);
  • образа действия и степени (как? в какой мере? в какой степени?);
  • сравнения (как?);
  • следствия (что из этого следует?);
  • условия (при каком условии?);
  • уступки (вопреки чему?).

Важно! Вид придаточного определяют именно по вопросу, а не по типу подчинительного союза или союзного слова. Так, например, союзное слово «где» может употребляться не только в обстоятельственных придаточных места, но и в придаточном определительном: «Я спешу в тот дом (какой?), где я раньше жил».

Типы связи в СПП

Поскольку подобное предложение часто в своем составе содержит сразу несколько придаточных, в нем следует также определять и подчиненные отношения:

  • Последовательное подчинение. Каждая придаточная часть относится к слову из предшествующей придаточной части («Я напевал песню, которую услышал вчера, когда мы гуляли по парку»).
  • Однородное подчинение. По структуре напоминает однородные члены предложения. Придаточные части отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову в главном предложении, при этом подчинительные союзы могут быть разные («После случившегося я не понимала, как жить и что делать дальше, как забыть все и начать жизнь заново»). Постановка знаков препинания подчиняется тому же правилу, что и пунктуация при однородных членах предложения.
  • Параллельное подчинение. Придаточные относятся к одному и тому же главному предложению, но отвечают на разные вопросы: «Мне там было скучно, несмотря на толпу людей, потому что там мне никто не был интересен».

Важно! Могут встречаться предложения и с комбинированным подчинением.

Тонкости пунктуации

Не менее важно знать, какие знаки препинания должны ставиться в ССП и СПП, ведь части обязательно соединяются союзом – служебной частью речи, которая не склоняется, не спрягается и соединяет однородные члены или простые предложения в составе сложного. Именно союз помогает понять, какой тип связи используется в предложении.

Сочинительная и подчинительная связь в предложениях предполагает употребление одноименных союзов. При этом любой из них обязательно выделяется запятой на бумаге, а при чтении – интонационной паузой.

К подчинительным союзам относят: что, как, чтобы, едва, лишь, когда, где, откуда, столько, до какой степени, как будто, словно, потому что, если, несмотря на то, хотя и др.

Сочинительная связь в предложении и словосочетании определяет употребление союзов: и, да, не только, также, но и, тоже, как …, так и, или, либо, то, зато, однако, тоже, также, то есть и пр.

Но предложения бывают и бессоюзными, в таком случае его части разделяются не только запятой («Солнце взошло, петухи привычно затянули утренние песни»), но и другими знаками препинания:

  • двоеточием: «Я говорил тебе: опаздывать нельзя!»
  • точкой с запятой: «На небе зажглись звезды, наполнив ночь светом; почувствовав ночь, вдалеке завыл волк на высоком холме; рядом на дереве закричала ночная птица».
  • тире: «На улице льет как из ведра — выйти погулять невозможно».

Полезное видео

Подведем итоги

Наличие сложных предложений делают письменную и устную речь яркой и выразительной. Их часто можно встретить в художественной литературе и публицистических статьях. Наличие сложных конструкций позволяет человеку правильно и последовательно выражать свои мысли, а также показывать свой уровень грамотности. Ошибки в пунктуации, напротив, свидетельствуют о низкой речевой культуре и безграмотности.

Числовая окружность – это единичная окружность, точки которой соответствуют определенным действительным числам.

Единичной окружностью называют окружность радиуса 1.

Общий вид числовой окружности.

1) Ее радиус принимается за единицу измерения.

2) Горизонтальный и вертикальный диаметры делят числовую окружность на четыре четверти (см.рисунок). Их соответственно называют первой, второй, третьей и четвертой четвертью.

3) Горизонтальный диаметр обозначают AC, причем А – это крайняя правая точка.
Вертикальный диаметр обозначают BD, причем B – это крайняя верхняя точка.
Соответственно:

первая четверть – это дуга AB

вторая четверть – дуга BC

третья четверть – дуга CD

четвертая четверть – дуга DA

4) Начальная точка числовой окружности – точка А.

Отсчет по числовой окружности может вестись как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.
Отсчет от точки А против часовой стрелки называется положительным направлением .
Отсчет от точки А по часовой стрелке называется отрицательным направлением .

Числовая окружность на координатной плоскости.

Центр радиуса числовой окружности соответствует началу координат (числу 0).

Горизонтальный диаметр соответствует оси x , вертикальный – оси y .

Начальная точка А числовой окружности находится на оси x и имеет координаты (1; 0).

Значения x и y в четвертях числовой окружности:

Основные величины числовой окружности:

Имена и местонахождение основных точек числовой окружности:


Как запомнить имена числовой окружности.

Есть несколько простых закономерностей, которые помогут вам легко запомнить основные имена числовой окружности.

Перед тем как начать, напомним: отсчет ведется в положительном направлении, то есть от точки А (2π) против часовой стрелки.

1) Начнем с крайних точек на осях координат.

Начальная точка – это 2π (крайняя правая точка на оси х , равная 1).

Как вы знаете, 2π – это длина окружности. Значит, половина окружности – это 1π или π. Ось х делит окружность как раз пополам. Соответственно, крайняя левая точка на оси х , равная -1, называется π.

Крайняя верхняя точка на оси у , равная 1, делит верхнюю полуокружность пополам. Значит, если полуокружность – это π, то половина полуокружности – это π/2.

Одновременно π/2 – это и четверть окружности. Отсчитаем три таких четверти от первой до третьей – и мы придем в крайнюю нижнюю точку на оси у , равной -1. Но если она включает три четверти – значит имя ей 3π/2.

2) Теперь перейдем к остальным точкам. Обратите внимание: все противоположные точки имеют одинаковый числитель – причем это противоположные точки и относительно оси у , и относительно центра осей, и относительно оси х . Это нам и поможет знать их значения точек без зубрежки.

Надо запомнить лишь значение точек первой четверти: π/6, π/4 и π/3. И тогда мы «увидим» некоторые закономерности:

- Относительно оси у в точках второй четверти, противоположных точкам первой четверти, числа в числителях на 1 меньше величины знаменателей. К примеру, возьмем точку π/6. Противоположная ей точка относительно оси у тоже в знаменателе имеет 6, а в числителе 5 (на 1 меньше). То есть имя этой точки: 5π/6. Точка, противоположная π/4, тоже имеет в знаменателе 4, а в числителе 3 (на 1 меньше, чем 4) – то есть это точка 3π/4.
Точка, противоположная π/3, тоже имеет в знаменателе 3, а в числителе на 1 меньше: 2π/3.


- Относительно центра осей координат все наоборот: числа в числителях противоположных точек (в третьей четверти) на 1 больше значения знаменателей. Возьмем опять точку π/6. Противоположная ей относительно центра точка тоже имеет в знаменателе 6, а в числителе число на 1 больше – то есть это 7π/6.

Точка, противоположная точке π/4, тоже имеет в знаменателе 4, а в числителе число на 1 больше: 5π/4.
Точка, противоположная точке π/3, тоже имеет в знаменателе 3, а в числителе число на 1 больше: 4π/3.

- Относительно оси х (четвертая четверть) дело посложнее. Здесь надо к величине знаменателя прибавить число, которое на 1 меньше – эта сумма и будет равна числовой части числителя противоположной точки. Начнем опять с π/6. Прибавим к величине знаменателя, равной 6, число, которое на 1 меньше этого числа – то есть 5. Получаем: 6 + 5 = 11. Значит, противоположная ей относительно оси х точка будет иметь в знаменателе 6, а в числителе 11 – то есть 11π/6.

Точка π/4. Прибавляем к величине знаменателя число на 1 меньше: 4 + 3 = 7. Значит, противоположная ей относительно оси х точка имеет в знаменателе 4, а в числителе 7 – то есть 7π/4.
Точка π/3. Знаменатель равен 3. Прибавляем к 3 на единицу меньшее число – то есть 2. Получаем 5. Значит, противоположная ей точка имеет в числителе 5 – и это точка 5π/3.

3) Еще одна закономерность для точек середин четвертей. Понятно, что их знаменатель равен 4. Обратим внимание на числители. Числитель середины первой четверти – это 1π (но 1 не принято писать). Числитель середины второй четверти – это 3π. Числитель середины третьей четверти – это 5π. Числитель середины четвертой четверти – это 7π. Получается, что в числителях середин четвертей – четыре первых нечетных числа в порядке их возрастания:
(1)π, 3π, 5π, 7π.
Это тоже очень просто. Поскольку середины всех четвертей имеют в знаменателе 4, то мы уже знаем их полные имена: π/4, 3π/4, 5π/4, 7π/4.

Особенности числовой окружности. Сравнение с числовой прямой.

Как вы знаете, на числовой прямой каждая точка соответствует единственному числу. К примеру, если точка А на прямой равна 3, то она уже не может равняться никакому другому числу.

На числовой окружности все иначе, поскольку это окружность. К примеру, чтобы из точки А окружности прийти к точке M, можно сделать это, как на прямой (только пройдя дугу), а можно и обогнуть целый круг, а потом уже прийти к точке M. Вывод:

Пусть точка M равна какому-то числу t. Как мы знаем, длина окружности равна 2π. Значит, точку окружности t мы можем записать двояко: t или t + 2π. Это равнозначные величины.
То есть t = t + 2π. Разница лишь в том, что в первом случае вы пришли к точке M сразу, не делая круга, а во втором случае вы совершили круг, но в итоге оказались в той же точке M. Таких кругов можно сделать и два, и три, и двести. Если обозначить количество кругов буквой k , то получим новое выражение:
t = t + 2πk .

Отсюда формула:

Уравнение числовой окружности
(второе уравнение – в разделе «Синус, косинус, тангенс, котангенс»):

x 2 + y 2 = 1

Числовой окружности в 10 классе уделяется достаточно много времени. Это связано со значимостью этого математического объекта для всего курса математики.

Огромное значение для хорошего усвоения материала имеет правильная подборка средств обучения. К наиболее эффективным таким средствам относятся видеоуроки. В последнее время они достигают пика популярности. Поэтому автор не стал отставать от современности и разработал в помощь учителям математики столь замечательное пособие - видеоурок по теме «Числовая окружность на координатной плоскости».

Данный урок по длительности занимает 15:22 минут. Это практически максимальное время, которое может затратить учитель на самостоятельное объяснение материала по теме. Так как на объяснение нового материала уходит столько много времени, то на закрепление необходимо подобрать самые эффективные задания и упражнения, а также выделить еще один урок, где обучающиеся будут решать задания по данной теме.

Урок начинается с изображения числовой окружности в системе координат. Автор строит эту окружность и поясняет свои действия. Затем автор называет точки пересечения числовой окружности с осями координат. Далее поясняется, какие координаты будут иметь точки окружности в разных четвертях.

После этого автор напоминает, как выглядит уравнение окружности. И вниманию слушателей представляется два макета с изображением некоторых точек на окружности. Благодаря этому, на следующем шаге автор показывает, как находятся координаты точек окружности, соответствующие определенным числам, отмеченным на шаблонах. Так получается таблица значений переменных xи y в уравнении окружности.

Далее предлагается рассмотреть пример, где необходимо определить координаты точек окружности. Перед тем, как начинать решать пример, вводится некоторое замечание, которое помогает при решении. А затем на экране появляется полное, четко структурированное и наполненное иллюстрациями решение. Здесь также присутствуют таблицы, которые облегчают понимание сущность примера.

Затем рассматриваются еще шесть примеров, которые менее трудоемкие, чем первый, но не менее важные и отражающие главную идею урока. Здесь решения представлены в полном объеме, с подробным рассказом и с элементами наглядности. А именно, в решении присутствуют рисунки, иллюстрирующие ход решения, и математическая запись, формирующая математическую грамотность обучающихся.

Учитель может ограничиться и теми примерами,которые рассмотрены в уроке, но этого может быть недостаточно для качественного усвоения материала. Поэтому подобрать задания для закрепления просто крайне важно.

Урок может быть полезен не только учителям, время которых постоянно ограничено, но и обучающимся. Особенно тем, кто получает семейное образование или занимается самообразованием. Материалами могут пользоваться те обучающиеся, которые пропустили урок по данной теме.

ТЕКСТОВАЯ РАСШИФРОВКА:

Тема нашего урока «ЧИСЛОВАЯ ОКРУЖНОСТЬ НА КООРДИНАТНОЙ ПЛОСКОСТИ»

Мы уже знакомы с декартовой прямоугольной системой координат xOy (икс о игрек). В этой системе координат расположим числовую окружность так, чтобы центр окружности был совмещен с началом координат, а ее радиус примем за масштабный отрезок.

Начальная точка А числовой окружности совмещена с точкой с координатами (1;0) , В - с точкой (0;1), С - с (-1;0)(минус один, нуль), а D - с (0; -1)(нуль, минус один).

(смотри рис 1)

Так как каждая точка числовой окружности имеет в системе xOy (икс о игрек) свои координаты, то для точек первой четверти икх больше нуля и игрек больше нуля;

Во-второй четверти икх меньше нуля и игрек больше нуля,

для точек третьей четверти икх меньше нуля и игрек меньше нуля,

а для четвертой четверти икх больше нуля и игрек меньше нуля

Для любой точки E (x;y)(с координатами икс, игрек) числовой окружности выполняются неравенства -1≤ х≤ 1, -1≤у≤1 (икс больше либо равно минус один, но меньше либо равно один; игрек больше либо равно минус один, но меньше либо равно один).

Вспомним, что уравнение окружности радиусом R c центром в начале координат имеет вид х 2 + у 2 =R 2 (икс квадрат плюс игрек квадрат равно эр квадрат). А для единичной окружности R =1, поэтому получаем х 2 + у 2 = 1

(икс квадрат плюс игрек квадрат равно один).

Найдем координаты точек числовой окружности, которые представлены на двух макетах (см. рис 2, 3)

Пусть точка E, которая соответствует

(пи на четыре) - середина первой четверти изображенная на рисунке. Из точки E опустим перпендикуляр EK на прямую ОА и рассмотрим треугольник ОEK. Угол АОЕ =45 0 , так как дуга АЕ составляет половину дуги АВ. Следовательно, треугольник ОЕК - равнобедренный прямоугольный, у которого ОК = ЕК. Значит, абсцисса и ордината точки Е равны, т.е. икс равно игрек. Чтобы найти координаты точки Е, решим систему уравнений: (икс равно игрек- первое уравнение системы и икс квадрат плюс игрек квадрат равно один - второе уравнение системы).Во второе уравнение системы вместо х подставим у, получим 2у 2 =1(два игрек квадрат равно единице), откуда у= = (игрек равно один деленное на корень из двух равно корень из двух деленное на два) (ордината положительна).Это значит, что точка Е в прямоугольной системе координат имеет координаты(,)(корень из двух деленное на два, корень из двух деленное на два).

Рассуждая аналогично, найдем координаты для точек, соответствующих другим числам первого макета и получим: соответствует точка с координатами (- ,) (минус корень из двух деленное на два, корень из двух деленное на два); для - (- ,-) (минус корень из двух деленное на два, минус корень из двух деленное на два); для (семь пи на четыре) (,)(корень из двух деленное на два, минус корень из двух деленное на два).

Пусть точка D соответствует (рис.5). Опустим перпендикуляр из DР(дэ пэ) на ОА и рассмотрим треугольник ОDР. Гипотенуза этого треугольника OD равна радиусу единичной окружности, то есть единице, а угол DОР равен тридцати градусам, так как дуга АD = диги АВ(а дэ равно одной трети а бэ), а дуга АВ равна девяносто градусов. Следовательно, DР = (дэ пэ равно одной второй О дэ равно одной второй) Так как катет, лежащий против угла в тридцать градусов равен половине гипотенузы, то есть у = (игрек равно одной второй). Применяя теорему Пифагора, получим ОР 2 = ОD 2 - DР 2 (о пэ квадрат равно о дэ квадрат минус дэ пэ квадрат), но ОР = х (о пэ равно икс) . Значит, х 2 = ОD 2 - DР 2 =

значит, х 2 = (икс квадрат равно трем четвертым) и х = (икс равно корень из трех на два).

Икс положительное, т.к. находится в первой четверти. Получили, что точка D в прямоугольной системе координат имеет координаты (,) корень из трех деленное на два, одна вторая.

Рассуждая аналогичным образом, найдем координаты для точек, соответствующих другим числам второго макета и все полученные данные запишем в таблицы:

Рассмотрим примеры.

ПРИМЕР1. Найдите координаты точек числовой окружности: а) С 1 ();

б) С 2 (); в) С 3 (41π); г) С 4 (- 26π). (цэ один соответствующая тридцать пять пи на четыре, цэ два соответствующая минус сорока девяти пи на три, цэ три соответствующая сорок одному пи, цэ четыре соответствующая минус двадцати шести пи).

Решение. Воспользуемся утверждение, полученным ранее: если точка D числовой окружности соответствуют числу t, то она соответствует и любому числу вида t + 2πk(тэ плюс два пи ка), где ка -любое целое число, т.е. kϵZ (ка принадлежит зэт).

а) Получим = ∙ π = (8 +) ∙π = + 2π ∙ 4.(тридцать пять пи на четыре равно тридцать пять на четыре, умноженное на пи равно сумме восьми и трех четвертых, умноженной на пи равно три пи на четыре плюс произведение двух пи на четыре).Это значит, что числу тридцать пять пи на четыре соответствует та же точка числовой окружности, что и числу три пи на четыре. Используя таблицу 1, получим С 1 () = С 1 (- ;) .

б) Аналогично координаты С 2: = ∙ π = - (16 + ∙π = + 2π ∙ (- 8). Значит, числу

соответствует та же точка числовой окружности, что и числу. А числу соответствует на числовой окружности та же точка, что и числу

(показать второй макет и таблицу 2). Для точки имеем х = , у =.

в) 41π = 40π + π = π + 2π ∙ 20.Значит, числу 41π соответствует та же точка числовой окружности, что и числу π - это точка с координатами (-1 ; 0).

г) - 26π = 0 + 2π ∙ (- 13), то есть числу - 26π соответствует та же точка числовой окружности, что и числу ноль, - это точка с координатами (1;0).

ПРИМЕР 2. Найти на числовой окружности точки с ординатой у =

Решение. Прямая у = пересекает числовую окружность в двух точках. Одна точка соответствует числу, вторая точка соответствует числу,

Следовательно все точки получаем прибавляя полный оборот 2πk где k показывает сколько полных оборотов делает точка, т.е. получаем,

а любому числу все числа вида + 2πk. Часто в таких случаях говорят, что получили две серии значений: + 2πk, + 2πk.

ПРИМЕР 3. Найти на числовой окружности точки с абсциссой х = и записать, каким числам t они соответствуют.

Решение. Прямая х = пересекает числовую окружность в двух точках. Одна точка соответствует числу (смотри второй макет),

а значит и любому числу вида + 2πk. А вторая точка соответствует числу, а значит, и любому числу вида + 2πk. Эти две серии значений можно охватить одной записью: ± + 2πk(плюс минус два пи на три плюс два пи ка).

ПРИМЕР 4. Найти на числовой окружности точки с ординатой у > и записать, каким числам t они соответствуют.

Прямая у = пересекает числовую окружность в двух точках M и P. А неравенству у > соответствуют точки открытой дуги МР, это значит дуги без концов (то есть без и) , при движении по окружности против часовой стрелки, начиная с точки М, а заканчивая в точке Р. Значит, ядром аналитической записи дуги МР является неравенство < t < (тэ больше, чем пи на три, но меньше двух пи на три) , а сама аналитическая запись дуги имеет вид + 2πk < t < + 2πk(тэ больше, чем пи на три плюс два пи ка, но меньше двух пи на три плюс два пи ка).

ПРИМЕР5. Найти на числовой окружности точки с ординатой у < и записать, каким числам t они соответствуют.

Прямая у = пересекает числовую окружность в двух точках М и Р. А неравенству у < соответствуют точки открытой дуги РМ при движении по окружности против часовой стрелки, начиная с точки Р, а заканчивая в точке М. Значит, ядром аналитической записи дуги РМ является неравенство < t < (тэ больше, чем минус четыре пи на три, но меньше пи на три) , а сама аналитическая запись дуги имеет вид

2πk < t < + 2πk (тэ больше, чем минус четыре пи на три плюс два пи ка, но меньше пи на три плюс два пи ка).

ПРИМЕР 6. Найти на числовой окружности точки с абсциссой х > и записать, каким числам t они соответствуют.

Прямая х = пересекает числовую окружность в двух точках М и Р. Неравенству х > соответствуют точки открытой дуги РМ при движении по окружности против часовой стрелки с началом в точке Р, которая соответствует,и концом в точке М, которая соответствует. Значит, ядром аналитической записи дуги РМ является неравенство < t <

(тэ больше, чем минус два пи на три, но меньше двух пи на три), а сама аналитическая запись дуги имеет вид + 2πk < t < + 2πk (тэ больше, чем минус два пи на три плюс два пи ка, но меньше двух пи на три плюс два пи ка).

ПРИМЕР 7. Найти на числовой окружности точки с абсциссой х < и записать, каким числам t они соответствуют.

Прямая х = пересекает числовую окружность в двух точках М и Р. Неравенству х< соответствуют точки открытой дуги МР при движении по окружности против часовой стрелки с началом в точке М, которая соответствует, и концом в точке Р, которая соответствует. Значит, ядром аналитической записи дуги МР является неравенство < t <

(тэ больше, чем два пи на три, но меньше четырех пи на три), а сама аналитическая запись дуги имеет вид + 2πk < t < + 2πk (тэ больше, чем два пи на три плюс два пи ка, но меньше четырех пи на три плюс два пи ка).

Занятие 9. Числовая окружность. Синус и косинус. Тангенс и котангенс.

Единичной окружностью называют окружность радиуса 1.

Числовая окружность - это единичная окружность, точки которой соответствуют определенным действительным числам.

Общий вид числовой окружности.


1) Ее радиус принимается за единицу измерения.
2) Горизонтальный и вертикальный диаметры делят числовую окружность на четыре четверти. Их соответственно называют первой, второй, третьей и четвертой четвертью.
3) Горизонтальный диаметр обозначают AC, причем А - это крайняя правая точка. Вертикальный диаметр обозначают BD, причем B - это крайняя верхняя точка.

Соответственно:
первая четверть - это дуга AB
вторая четверть - дуга BC
третья четверть - дуга CD
четвертая четверть - дуга DA
4) Начальная точка числовой окружности - точка А.

Отсчет по числовой окружности может вестись как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки. Отсчет от точки А против часовой стрелки называется положительным направлением . Отсчет от точки А по часовой стрелке называется отрицательным направлением .

Числовая окружность на координатной плоскости.

Центр радиуса числовой окружности соответствует началу координат (числу 0). Горизонтальный диаметр соответствует оси x , вертикальный - оси y . Начальная точка А числовой окружности находится на оси x и имеет координаты (1; 0).

Значения x и y в четвертях числовой окружности:

Значение любой точки числовой окружности:

Любая точка числовой окружности с координатами (x; y ) не может быть меньше -1, но не может быть больше 1:  ; 

Основные величины числовой окружности:

Имена и местонахождение основных точек числовой окружности:

Как запомнить имена числовой окружности.

Есть несколько простых закономерностей, которые помогут вам легко запомнить основные имена числовой окружности. Перед тем как начать, напомним: отсчет ведется в положительном направлении, то есть от точки А (2П ) против часовой стрелки.

1) Начнем с крайних точек на осях координат. Начальная точка - это 2П (крайняя правая точка на оси х , равная 1). Как вы знаете, 2П - это длина окружности. Значит, половина окружности - это 1П или П . Ось х делит окружность как раз пополам. Соответственно, крайняя левая точка на оси х, равная -1, называется П . Крайняя верхняя точка на оси у, равная 1, делит верхнюю полуокружность пополам. Значит, если полуокружность - это П , то половина полуокружности - это П /2. Одновременно П /2 - это и четверть окружности. Отсчитаем три таких четверти от первой до третьей - и мы придем в крайнюю нижнюю точку на оси у , равной -1. Но если она включает три четверти - значит имя ей 3П /2.

2) Теперь перейдем к остальным точкам. Обратите внимание: все противоположные точки имеют одинаковый числитель - причем это противоположные точки и относительно оси у , и относительно центра осей, и относительно оси х . Это нам и поможет знать их значения точек без зубрежки. Надо запомнить лишь значение точек первой четверти: П /6, П /4 и П /3. И тогда мы "увидим" некоторые закономерности:

Определение . Если точка М числовой окружности соответствует числу t, то абсциссу точки М называют косинусом числа t и обозначают соs t , а ординату точки М называют синусом числа t и обозначают sin t .
Если М(t) = М(х;у), то х = cost, у = sint.

Определение . Отношение синуса числа t к косинусу того же числа называют тангенсом числа t. Отношение косинуса числа t к синусу того же числа называют котангенсом числа t.

Таблица знаков синуса, косинуса, тангенса и котангенса по четвертям числовой окружности: