"Чем ты помог фронту?". «Ты записался добровольцем?». Военный этап завершается

Недаром пропаганду и агитацию назвали третьим фронтом Великой Отечественной. Именно здесь разворачивалась битва за дух народа, которая, в конечном итоге, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но ей оказалось далеко до священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов, композиторов…

Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую ощущаем и мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.
Образ этого врага, как и образ народа, сплотившегося для защиты Родины, ярче всего представлен на плакатах военного времени, поднявших пропагандистское искусство на небывалую высоту, не превзойденную и доныне.


Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они били точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимую для войны эмоцию: гнев, ярость, ненависть, - и в то же время, любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Родине.


Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились агитационные плакаты, призванные поднять боевой дух армии и производительность труда в тылу, как например агитплакат "Все для фронта, все для победы"!

"Все для фронта! Все для победы". Автор плаката - Лазарь Лисицкий. 1942 год.

Этот лозунг был впервые провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка, а германские войска стремительно продвигались к Москве.

Тогда же на улицах советских городов появился знаменитый плакат "Родина-мать зовет" работы Ираклия Тоидзе. Собирательный образ русской матери, призывающей сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.

Репродукция плаката "Родина-мать зовет!", 1941 год. Автор Ираклий Моисеевич Тоидзе

Плакаты отличались по качеству и по содержанию. Немецкие солдаты изображались карикатурно, жалкими и беспомощными, а бойцы Красной Армии демонстрировали боевой дух и несломленную веру в победу.

В послевоенное время агитационные плакаты часто критиковали за чрезмерную жестокость, но по воспоминаниям участников войны, ненависть к врагу была тем подспорьем, без которого советским солдатам вряд ли удалось бы выстоять под натиском вражеской армии.

В 1941–1942 гг., когда враг лавинообразно накатывал с запада, захватывая все новые города, сминая оборону, уничтожая миллионы советских солдат, пропагандистам было важно внушить уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Сюжеты первых плакатов были насыщены атаками и единоборствами, они подчеркивали всенародность борьбы, связь народа с партией, с армией, они призывали уничтожить противника.

Один из популярных мотивов - обращение к прошлому, взывание к славе минувших поколений, опора на авторитет легендарных полководцев - Александра Невского, Суворова, Кутузова, героев гражданской войны.

Художники Виктор Иванов «Наша правда. Бейтесь до смерти!», 1942 год.


Художники Дмитрий Моор «Ты чем помог фронту?», 1941 год.


"Победа будет за нами", 1941 год


"Таран - оружие героев". Автор - А.Волошин, 1941 год


Плакат В.Б. Корецкого, 1941 год.


На поддержку красной армии - могучее народное ополчение!


Плакат В. Правдина, 1941 год.


Плакат художников Бочкова и Лаптева, 1941 год.

В обстановке всеобщего отступления и постоянных поражений необходимо было не поддаться упадническим настроениям и панике. В газетах тогда не было ни слова о потерях, шли сообщения об отдельных личных победах солдат и экипажей, и это было оправдано.

Враг на плакатах первого этапа войны представал либо обезличенным, в образе ощетинившейся металлом «черной материи», либо изувером и мародером, творящим бесчеловечные деяния, вызывающие ужас и отвращение. Немец как воплощение абсолютного зла превратился в существо, которое советские люди не имели права терпеть на своей земле.

Тысячеголовая фашистская гидра должна быть уничтожена и выброшена вон, бой идет буквально между Добром и Злом – таков пафос тех плакатов. Изданные миллионными тиражами, они и сейчас излучают силу и уверенность в неизбежности разгрома врага.


Художник Виктор Дени (Денисов) «"Лицо" гитлеризма», 1941 год.


Художники Ландрес «Наполеону было холодно в России, а Гитлеру будет жарко!», 1941 год.


Художники Кукрыниксы «Били мы врага копьем...», 1941 год.


Художник Виктор Дени (Денисов) «Зачем свинье культура и наука?», 1941 год.

С 1942 года, когда враг приблизился к Волге, взял в блокаду Ленинград, дошел до Кавказа, захватил огромные территории с мирными жителями.

Плакаты стали отражать страдания советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной земле и непреодолимое стремление Советской Армии разгромить Германию, помочь тем, кто не в силах постоять за себя.


Художник Виктор Иванов «Близок час расплаты с немцами за все их злодеяния!», 1944 год.


Художник П.Соколов-Скала «Боец, мсти!», 1941 год.


Художник С.М. Мочалов «Отомстим», 1944 год.


Лозунг «Убей немца!» стихийно появился в народе в 1942 году, его истоки, в числе прочих, - в статье Ильи Эренгбурга «Убей!». Множество плакатов, появившихся после нее («Папа, убей немца!», «Балтиец! Спаси любимую девушку от позора, убей немца!», «Немцем меньше - победа ближе» и т.п.), соединяли образ фашиста и немца в один объект ненависти.

«Мы должны неустанно видеть перед собой облик гитлеровца: это та мишень, в которую нужно стрелять без промаху, это - олицетворение ненавистного нам. Наш долг - разжигать ненависть к злу и укреплять жажду прекрасного, доброго, справедливого».

Илья Эренбург, советский писатель и общественный деятель.

По его словам, в начале войны многие красноармейцы не испытывали ненависти к врагам, уважали немцев за «высокую культуру» быта, выражали уверенность, что под ружье отправлены немецкие рабочие и крестьяне, которые только и ждут возможности повернуть оружие против своих командиров.

«Пришло время развеять иллюзии. Мы поняли: немцы не люди. Отныне слово «немец» для нас самое страшное проклятье. …Если ты не убил за день хотя бы одного немца, твой день пропал. Если ты думаешь, что за тебя немца убьет твой сосед, ты не понял угрозы. Если ты не убьешь немца, немец убьет тебя. …Не считай дней. Не считай верст. Считай одно: убитых тобою немцев. Убей немца! - это просит старуха-мать. Убей немца! - это молит тебя дитя. Убей немца! - это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!»


Художники Алексей Кокорекин «Бей фашистского гада», 1941 год.


Слово «фашист» стало синонимом бесчеловечной машины для убийства, бездушного монстра, насильника, хладнокровного убийцы, извращенца. Нерадостные вести с оккупированных территорий только подкрепляли этот образ. Фашистов изображают огромными, страшными и уродливыми, возвышающимися над трупами невинно убиенных, направляющими оружие в мать и дитя.

Неудивительно, что герои военных плакатов не убивают, а уничтожают такого врага, уничтожают порой голыми руками - до зубов вооруженных профессиональных убийц.


Разгром немецко-фашистских армий под Москвой обозначил начало поворот военной удачи в пользу Советского Союза.

Война оказалась затяжной, а не молниеносной. Грандиозная, не имеющая аналогов в мировой истории Сталинградская битва окончательно закрепила стратегическое превосходство за нами, были созданы условия для перехода Красной Армии в общее наступление. Массовое изгнание врага с советской территории, о котором твердили плакаты первых дней войны, стало реальностью.


Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.


Художники Николай Жуков и Виктор Климашин «Отстоим Москву», 1941 год.


После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Множество плакатов посвящены этим великим битвам, а также битве на Курской дуге, где враг изображается карикатурно, высмеиваются его захватнический напор, закончившийся уничтожением.


Художник Владимир Серов, 1941 год.


Художник Ираклий Тоидзе «Отстоим Кавказ», 1942 год.


Художник Виктор Дени (Денисов) «Сталинград», 1942 год.

Художник Виктор Дени (Денисов) «Красной Армии метла, нечисть выметет дотла!», 1943 год.

Чудеса героизма, проявляемые гражданами в тылу, тоже находили отражение в плакатных сюжетах: одна из самых частых героинь - женщина, заменившая мужчин у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что общая победа создается и героической работой в тылу.


Плакат в те времена нужен также тем, кто живет на оккупированных территориях, там содержание плакатов передают из уст в уста. По воспоминаниям ветеранов, в оккупированных районах патриоты расклеивали полотнища «Окон ТАСС» на заборах, сараях, домах, где стояли немцы. Население, лишенное советского радио, газет, узнавало правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся листков...

«Окна ТАСС» - это агитационные политические плакаты, выпускавшиеся Телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) в годы Великой Отечественной войны 1941–1945. Это самобытный вид агитационно-массового искусства. Острые, доходчивые сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов Отечества.


«Окна ТАСС», выпускаемые с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием, недаром министр пропаганды Геббельс заочно приговорил к смертной казни всех, кто имел отношение к их выпуску:
«Как только будет взята Москва, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут висеть на фонарных столбах».


В «Окнах ТАСС» работало более 130 художников и 80 поэтов. Главными художниками были Кукрыниксы, Михаил Черемных, Пётр Шухмин, Николай Радлов, Александр Дайнека и другие. Поэты: Демьян Бедный, Александр Жаров, Василий Лебедев-Кумач, Самуил Маршак, использовались стихи покойного Маяковского.


В едином патриотическом порыве в мастерской трудились люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников «Окон ТАСС» работал в три смены. За всё время войны в мастерской ни разу не гаснет свет.


Политуправление Красной Армии сделало листовки маленького формата наиболее популярных «Окон ТАСС» с текстами на немецком языке. Эти листовки забрасывали на оккупированные гитлеровцами территории, распространяли партизаны. В текстах, набранных на немецком языке, указывалось, что листовка может служить пропуском при сдаче в плен для немецких солдат и офицеров.


Образ врага перестает вселять ужас, плакаты призывают дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и Европу. Героическая народная борьба - основная тема военного плаката этого этапа войны, уже в 1942 году советские художники уловили еще далекую тему победы, создавая полотна с лозунгом «Вперед! На Запад!».

Очевидным становится тот факт, что советская пропаганда куда действеннее фашистской, например, во время Сталинградской битвы Красная армия применяла оригинальные методы психологического давления на противника - передаваемый через громкоговорители монотонный стук метронома, который прерывался через каждые семь ударов комментарием на немецком языке: «Каждые семь секунд на фронте погибает один немецкий солдат». Это действовало на немецких солдат деморализующе.


Воин-защитник, воин-освободитель, - таков герой плаката 1944-1945 годов.

Враг предстает мелким и мерзким, это такая хищная гадина, которая еще может укусить, но серьезного вреда причинить уже не способна. Главное - окончательно ее уничтожить, чтобы вернуться, наконец, домой, к семье, к мирной жизни, к восстановлению разрушенных городов. Но до этого нужно освободить Европу и дать отпор империалистической Японии, которой Советский Союз, не дожидаясь нападения, сам объявил войну в 1945 году.


Репродукция плаката "Вперед! Победа близка!". 1944 год. Художник Нина Ватолина.

«Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» - ликуют плакаты. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей.

https://lh3.googleusercontent.com/-xYbHZ_XVn0E/VyuPltnqZdI/AAAAAAAI4Zo/R6HsJVpwXEI/poster-1944e_thumb%25255B7%25255D.jpg?imgmax=800
Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат - снайпер Василий Голосов. Сам Голосов с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне.


Плакаты становятся выражением народной любви, гордости за страну, за народ, породивших и воспитавших таких героев. Лица солдат прекрасные, счастливые и очень усталые.


Официально война с Германией не закончилась в 1945 году. Приняв капитуляцию немецкого командования, Советский Союз не подписал мир с Германией, лишь 25 января 1955 года Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией», тем самым юридически оформив окончание боевых действий.

А 27 июля, в день своего шестнадцатилетия, Шура сообщил:
- Ну вот, теперь ты - мать двух токарей!
... Они поднимались чуть свет, возвращались с работы поздно, но никогда не жаловались на усталость. Вернувшись из ночной смены,; ребята не сразу ложились: приходя домой, я заставала их спящими, а комнату - чисто прибранной.
... Воздушные налеты на Москву продолжались. Вечерами мы слышали напряженно-спокойный голос диктора:
- Граждане, воздушная тревога!
И ему вторили надрывный вой сирен, угрожающий рев паровозных гудков.
Ни разу Зоя и Шура не спустились в убежище. К ним приходили их сверстники - Глеб Ермошкин, Ваня Скородумов и Ванюшка Серов, все трое, как на подбор, крепкие, коренастые, - и они впятером отправлялись дежурить: обходили дом, стояли на посту на чердаке. И дети и взрослые - все мы жили тем новым, грозным, что вторглось в нашу жизнь, и ни о чем другом не могли думать.
Осенью учащиеся старших классов, а с ними и Зоя, " уехали на трудовой фронт: надо было в совхозе спешно убрать картофель, чтобы уберечь его от морозов.
Уже начались заморозки, выпадал снег, и я беспокоилась за здоровье Зои. Но она уезжала с радостью. Захватила она с собою только смену белья, чистые тетрадки и кое-какие книги. Через несколько дней я получила от нее письмо, потом другое:
"Мы помогаем убирать урожай. Норма выработки - 100 килограммов. Второго октября собрала 80. Это мало. Непременно буду собирать 100!
Как ты себя чувствуешь? Я все время о тебе думаю и беспокоюсь. Очень скучаю, но теперь уже скоро вернусь: как только уберем картошку.
Мамочка, прости меня, работа очень грязная и не особенно легкая, я порвала галоши. Но ты, пожалуйста, не беспокойся: вернусь цела и невредима.
Все вспоминаю тебя и все думаю: нет, мало я похожа на тебя. Нет у меня твоей выдержки! Целую тебя. 3 о я".
Я долго думала над этим письмом, над последними строчками. Что скрывается за ними? Почему Зоя вздумала упрекать себя в невыдержанности? Уж, наверно, это неспроста.
Прочитав вечером письмо, Шура сказал уверенно:
- Все ясно: не поладила с ребятами. Знаешь, она часто говорила, что ей недостает выдержки, терпения к людям. Она говорила: "К человеку надо уметь подойти, нельзя сразу сердиться на него, а мне это не всегда удается".
В одной из своих открыток Зоя писала: "Дружу я с Ниной, о которой я тебе говорила". "Значит, права была Вера Сергеевна", - подумалось мне.
Поздним октябрьским вечером я вернулась домой немного раньше обыкновенного, открыла дверь - и сердце у меня так и подпрыгнуло: за столом сидели Зоя и Шура. Наконец-то дети со мною, наконец мы опять все вместе!
Зоя вскочила, подбежала к дверям и обняла меня.

Опять вместе, - сказал и Шура, словно услышав мои мысли.
Всей семьей мы сидели за столом, пили чай, и Зоя рассказывала о совхозе. Не дожидаясь моего вопроса о странных строчках из письма, она рассказала нам вот что:
- Работать было трудно. Дожди, грязь, галоши вязнут, ноги натирает. Смотрю - трое ребят работают быстрее меня: я долго копаюсь на одном месте, а они двигаются быстро. Тогда я решила проверить, в чем дело. Отделилась и стала работать на своем отрезке. Они обиделись, говорят: единоличница. А я отвечаю: "Может быть, и единоличница, а вы нечестно работаете..." Ты понимаешь, что получилось: они работали быстро потому, что собирали картошку поверху, лишь бы побыстрее, и много оставляли в земле. А ведь та, которая лежит поглубже, самая хорошая, крупная. А я рыла глубоко, чтоб действительно всю вырыть. Вот почему я им сказала про нечестную работу, Тогда они мне говорят: "Почему же ты сразу не сказала, почему отделилась?" Я отвечаю: "Хотела проверить себя". А ребята говорят: "Ты и нам должна была больше верить и сразу сказать..." И Нина сказала: "Ты поступила неправильно". В общем, много было споров, шума. - Зоя покачала головой и докончила тише: Знаешь, мама, тогда я поняла, что хоть я и права, а такта мне не хватает. Надо было сначала поговорить с ребятами, объяснить. Может быть, тогда и отделяться бы не пришлось.
Шура пристально смотрел на меня, и в его взгляде я прочла: "Ведь я тебе говорил!"
* * *
А Москва с каждым днем становилась все суровее, все настороженней. Дома притаились за маскировкой. По улицам проходили стройные ряды военных. Удивительны были их лица. Плотно сжатые губы, прямой и твердый взгляд из-под сведенных бровей... Сосредоточенное упорство, гневная воля - вот что было в этих лицах, в этих глазах.
Проносились по улицам санитарные машины, с грохотом и лязгом проходили танки.
Вечерами, в густой тьме, не нарушаемой ни огоньком окна, ни светом уличного фонаря, ни быстрым лучом автомобиля, надо было ходить почти ощупью, настороженно и вместе с тем торопливо, и такими же осторожными и торопливыми шагами проходили мимо люди, чьи лица нельзя было увидеть. А потом - тревоги, дежурства у подъезда, небо, разорванное вспышками, изрезанное лучами прожекторов, озаренное багровым отблеском далекого пожара...
Было нелегкое время. Враг стоял на подступах к Москве.
... Однажды мы с Зоей шли по улице, и со стены какого-то дома, с большого листа, на нас глянуло суровое, требовательное лицо воина.
Пристальные, спрашивающие глаза смотрели на нас в упор, как живые, и слова, напечатанные внизу, тоже зазвучали в ушах, точно произнесенные вслух живым, требовательным голосом: "Чем ты помог фронту?"
Зоя отвернулась.
- Не могу спокойно проходить мимо этого плаката, - сказала она с болью.
- Ведь ты же еще девочка и ты была на трудовом фронте - это тоже работа для страны, для армии.
- Мало, - упрямо ответила Зоя.
Несколько минут мы шли молча, и вдруг Зоя сказала совсем другим голосом, весело и решительно:
- Я счастливая: что бы ни задумала, все выходит так, как хочу!
"Что же ты задумала?" - хотела я спросить - и не решилась. Только медленно и больно сжалось сердце.

«Фото начала войны» - 22 июня 1941 года был выходным днем и поэтому многие просто отдыхали. Немцы на советской земле. Рытье окопов гражданским населением. Первые беженцы. Призывники по дороге на фронт. Немецкие солдаты переходят государственную границу СССР. Первые шаги немцев по советской земле. 22 июня 1941 года. Рабочие завода "Серп и Молот" слушают сообщение об объявлении войны.

«Начало Великой Отечественной войны» - Какие силы Германия планировала использовать против СССР? Вопросы по сообщению учащегося «Начало Великой Отечественной войны». Началась Великая Отечественная война. Причины неудач Красной Армии в начальный период войны. Характеристика военных действий в начале войны. Вопросы по сообщению учащегося о военных действиях летом- осенью 1941 года.

«Этапы Великой Отечественной войны» - Генеральный план «ОСТ». 4. Укажите фамилию командующего Западным фронтам в ходе Московской битвы? 5. Как Вы думаете почему лидер СССР хотел удержать Сталинград любой ценой? Военные действия в 1941 году. Генерал Паулюс. 1.Нанесите на контурную карту № 1 основные сражения первого этапа Великой Отечественной войны.

«Начало войны» - 30 октября 1941 г. Домашнее задание. 18 декабря 1940 г. 10 августа – 16 октября 1941 г. 1.Канун войны. 10 июля – 29 июля. Румыния вступила в войну против СССР 2 июля. Июль 1941 г. Май 1941 г. 10 июля – 8 сентября 1941 г. 10-29 июля 1941 г. Версия №2. Соотношение немецких войск (и войск союзников Германии) и РККА на 22 июня 1941 г.

«Освобождение Узловой» - Медведев Дмитрий Александрович. Мусатов Николай Алексеевич. Юрков Дмитрий Григорьевич. В октябре 1941г. враг приблизился к Туле. Шалимов Николай Дмитриевич. Зоя Воскресенская. Королёв Иван Георгиевич. Самсонов Иван Алексеевич. Город в России. Трегубов Николай Михайлович. Буфетов Сергей Игнатьевич. Братская могила.

«1941 год» - Желание. Отважных защитников Москвы. Шаг в бессмертие. Нашу землю топчет враг. Защищаем каждый дом, каждую улицу. Россия. Хроники 1941 года. Немцы захватывают наши селенья. Виктор Талалихин. Московская битва. Народное ополчение. Блокада Ленинграда. Вражеские танки. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.

Постер под стеклом. Размер 32х45 см. Деревянная рамка. На обратной стороне натянута струна для крепления на стену. Хорошего качества современная цветная печать.

Способы получения товара:
-Доставка курьером. (Стоимость доставки рассчитывается индивидуально.)
- Почта России.
- EMS Почта России - Курьерская служба. «СПСР-ЭКСПРЕСС» - Самовывоз (Встречи с менеджером около станций м. Профсоюзная По предварительной договоренности.) Отправка заказа почтой, стоимостью свыше 20000 руб. может быть осуществлена после полной предоплаты!
По всем вопросам Вы можете звонить по телефонам:

8 910 475 71 76

Доставка "Почтой России" - посылка наложенным платежом.
Это наиболее простой и недорогой способ доставки.
К стоимости предмета, в данном случае, прибавляется от 300 до 800 рублей за почтовую отправку (в зависимости от удаленности места назначения от Москвы, габаритов груза и стоимости бандероли). Оплатить заказанный товар надо будет только при получении в Вашем почтовом отделении. Посылка дойдет до Вас в зависимости удаленности вашего города от Москвы и работы почты (которая от Нас не зависит). Вы получите извещение о том, что для Вас пришла бандероль. Вы должны пойти на почту с этим извещением, получить и оплатить посылку.

Срок доставки "Почтой России" для большинства районов РФ составляет 7-10 суток. Однако для некоторых районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Приморья и Северного Кавказа срок доставки может быть увеличен до 30 суток.

Внимание! В отдельные районы РФ доставка возможна только Авиатранспортом. В этом случае товары отправляются 1-м классом (до 2-х килограмм) или EMS Почты России (если вес посылки более 2-х килограмм).

Основной адрес для заказов - [email protected]

Образец заполнения заказа для отправки предмета почтой:

1. Я, Фамилия Имя Отчество:
(полностью)
Например: Иванов Александр Владимирович

2. Хочу заказать - например: предмет артикул № 133. (артикул товара указан перед названием) копию перстня СС за 1500 рублей.

3. Почтовый индекс: (Не забудьте указать свой индекс!)

4. Страна:
Россия (отправка только по России)

5. Город: (Москва)

6. Область: (Московская обл.)

7. Улица, дом, корпус, квартира:
или А/Я
Например: ул. Мира, д. 12, корп. 2, кв. 128
Или: а/я 256

Внимание!

1) В соответствии с Почтовыми Правилами РФ, посылка/бандероль, НЕ ВОСТРЕБОВАННАЯ получателем в течение ОДНОГО МЕСЯЦА, ВОЗВРАЩАЕТСЯ в адрес ОТПРАВИТЕЛЯ.

2) ПРИ НЕПОЛУЧЕНИИ посылки/бандероли в течение БОЛЕЕ ОДНОЙ НЕДЕЛИ получатель ДОПЛАЧИВАЕТ почтовому отделению ЗА ХРАНЕНИЕ.