Чем по мнению зубатова опасна антиправительственная пропаганда. Вопрос: Чем, по мнению Зубатова С., опасна антиправительственная пропаганда? Что должно противопоставить ей правительство? Из записки С.В. Зубатова

На доске: «Они (причины революции) – в нарушении равновесия между идейным стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни.
Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы»
(Витте С.Ю.)

Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.

Задачи: Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?

Оборудование: атласы, карта «Революция 1905-1907гг», раздаточный материал «Из петиции», портреты Александр II, Николай II , Зубатова, стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».

Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Изучение нового материала.

Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.

- Какая задача стояла перед правительством?

Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

20 октября 1894г. Умер император Александр II. На престол вступил его сын Николай II. (портреты ) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром III и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.

Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».

Работа с учебником .

Найдите в учебнике:

Какие слои населения были недовольны и какие требования они выдвигали?

(учеб. С.31.)

На доске записаны (закрыто) участники антиправительственных движений, их требования, формы протеста и действия властей.

После работы с учебником открывается запись, прочитывается, можно записать в тетрадь.

Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову. (портрет)

Работа с документом.

Из записки С.В. Зубатова

За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…

Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись…Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.

  1. Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
  2. Что должно противопоставить ей правительство?

По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

Задачи революции.

С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.

В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».

3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвами, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.

- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Работа с документом.

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.
  4. Ответственность министров перед народом.
  5. Равенство перед законом всех без исключения…
  1. Каков характер приведённых требований?
  2. О чём просят рабочие царя?
  3. Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.
  4. Можно ли петицию назвать призывом к революции?
  5. Какой современный документ она вам напоминает?

Посмотрим как царь ответил на просьбу рабочих?

«Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,
Царя с нетерпением ждали,
Как вдруг между нами и царским крыльцом
На ружьях штыки заблистали.
И рота за ротой, всё супротив нас
Вмиг фронтом развёрнуты были.
Направили дула нам в лица как раз
И в грозном молчанье застыли…
Так тихо…так жутко…
Вдруг слышится: «Пли!»…
Опомниться мы не успели,-
Свалились уж многие на снег в крови,
За залпом же залпы гремели,
И ужас объял нас.
Безумно крича,
Мы с страшного места бежали,
Израненных, мёртвых с собой волоча,
А в тыл нам стрелять продолжали!»

Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».

Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.

По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.

Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.

Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской рев – ции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.

- В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.

- Это был повод или причина революции?

- Какие причины толкнули народ к революции?

Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.

Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Работа с документом.

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

  1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
  2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…
  3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…
  1. Какие права получило российское население?
  2. Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?
  3. Какими полномочиями он наделялся?
  4. Что нового вносил он в политический строй Российской империи?
  5. Оцените значение Манифеста.

Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.

Эссе: «Милая мама, - обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, - сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».

Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?

учеб. с.45-46

Итоги революции .

(учащиеся выписывают в тетрадь)

Работа с учебником и в тетради.

Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогомреволюции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».

В современном мире есть такое государство?

III . Закрепление.

  1. Когда произошла первая русская революция?
  2. Что послужило поводом к революции?
  3. Назовите причины революции.
  4. Какие социальные слои участвовали в ней?
  5. Были ли решены проблемы, которые породили революцию?
  6. Какой главный итог революции?

Подведём итоги:

- Что изменилось в России после революции?

Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.

- Можно ли было избежать революции?

Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф5.выписать основные этапы революции, итоги революции, знать основные понятия.

В истории развития социал-демократического движения в России очень важную роль сыграла «зубатовщина». Что это такое? Как она появилась? Долго ли просуществовала? Это три главных вопроса, повлиявших на дальнейшее развитие революционных настроений в тогдашнем монархическом государстве.

Само понятие «зубатовщина» кратко определяется как действие царского режима по отношению к рабочему вопросу, возникшему в Она была направлена на то, чтобы отвлечь огромные массы людей от политической борьбы с монархической властью и преобразовать это движение в вынесение только лишь экономических требований к правительству. Откуда же появилась «зубатовщина», что это такое и каковы ее предпосылки? Об этом вы сможете узнать из нашей статьи.

Определение

Прежде всего необходимо разобраться в самом понятии. Итак, «зубатовщина» - это своеобразная борьба с царизмом в 1901-1903 годах. Ее инициатором стал, как ни странно, начальник охранного отделения города Москвы С. В. Зубатов при поддержке официальных властей.

Кроме того, «зубатовщина» - это провокаторская попытка правительства царской России отвлечь людей от революционной борьбы против самодержавной политики. Народ пытались втянуть в искусственно созданные монархические рабочие организации.

Также «зубатовщина» - это особая форма борьбы, с помощью которой Российская империя пыталась подавить все более возрастающее влияние социал-демократов на рабочий класс.

Обнаружение

В самом начале ХХ века главой охранного отделения города Москвы был некий Именно благодаря ему были раскрыты и уничтожены многие из существующих в то время революционных организаций. В 1896 году сотрудники обнаружили одно из первых обществ социал-демократического толка, называемое «Московским рабочим союзом», который был создан путем объединения нескольких политических кружков.

В результате проводимых допросов арестованных заговорщиков Зубатов впервые столкнулся с одним необычным явлением. Дело в том, что всех задержанных можно было разделить на две группы. В одну входили интеллигенты-революционеры, а в другую - простые рабочие. Все они видели происходящее вокруг них по-разному. Так, интеллигенты осознавали, за что их привлекли к ответственности. А вот рабочие никак не могли сообразить, в чем же именно их обвиняют. Они не видели политической подоплеки в своих действиях.

Начало социал-демократического движения

Разобраться во всем Зубатову помогла специальная литература. Можно сказать, что в этот момент он впервые обнаружил существование социал-демократического течения. Он выяснил, что, начиная уже с 1890 годов, многие организации стали брать на вооружение принципы немецких заговорщиков.

Германские социал-демократы сумели объединить в одно целое политические составляющие революции с экономическими потребностями рабочих. Их учение состояло в том, что добиться выполнения своих требований они смогут лишь путем проведения социальной революции. Они вели умелую пропаганду в рабочей среде. Цель социал-демократов состояла в том, чтобы привлечь в свои ряды из числа городского пролетариата как можно больше людей, которые впоследствии превратились бы в мощную революционную армию.

Идея Зубатова

Изучив специальную литературу и осознав всю опасность, которую в себе таят начальник охранного отделения понял главное: одними репрессивными мерами ничего не добиться. Зубатов был уверен, что обессилить это движение удастся лишь в том случае, если убрать главную его составляющую - рабочий класс. А для достижения этой цели нужно было, чтобы сама действующая власть перешла на сторону людей и поддержала их борьбу за

Поэтому в апреле 1898 года самим Зубатовым была составлена и тут же представлена обер-полицмейстеру Д. Ф. Трепову некая записка. В ней была довольно подробно описана программа мер по улучшению положения рабочих.

Далее записка попала в виде доклада на стол генерал-губернатора города Москвы, коим являлся Великий князь Сергей Александрович. Замысел Зубатова ему понравился, и он дал разрешение на проведение разъяснительных занятий для рабочих.

Суть идеи

В то время как проводились допросы задержанных, Зубатов пытался доказать, что власть сама по себе не является для них врагом, что даже при монархическом строе можно добиться удовлетворения всех своих экономических требований. Но для этого нужно уяснить разницу между революционным и рабочим движениями. Если в первом случае присутствуют идеологические интересы, то во втором целью являются деньги.

Такое разъяснение Зубатова возымело успех. Убежденные его словами, люди начали проводить агитацию в своей среде, и через какое-то время поступило первое прошение о создании общества рабочих.

Основные положения

Таким образом, Российская империя начала бороться с социал-демократическими организациями на своей территории методом, который впоследствии получил название «зубатовщина». Кратко его можно изложить в нескольких пунктах.

● Замена революционного на эволюционное учение. Если первое предполагает вооруженное свержение власти, то второе не приемлет насилия ни в одной из его форм или видов.

● Пропаганда всех преимуществ самодержавия, касающихся социальных отношений. Главным критерием выдвигалось то, что монархия сама по себе склонна к справедливости, ей чужды все насильственные действия.

● Твердое убеждение в том, что самодеятельность полностью заканчивается там, где вступают в силу права власти, т. е. переход за эту черту является недопустимым своеволием. Все изменения в стране должны исходить от правительства и исключительно через него.

● Разъяснение существующей разницы между революционным и профессиональным движениями. Первое занимается насильственной реформой всех классов, а второе - только своими насущными интересами.

Развитие движения

Весной 1901 года с разрешения обер-полицмейстера Трепова группа московских активистов создала «Общество взаимопомощи рабочих механического производства». Зубатов снабдил их специальными брошюрами. В них говорилось о профессиональном рабочем движении.

Кроме того, в этом же году в Москве начали проводить лекции для народа, которые пользовались большой популярностью. Все собрания проходили под присмотром агентов Зубатова, которые были в курсе всех событий, происходящих в городе.

В это время был создан специальный Совет рабочих, который принимал жалобы от людей, а также защищал их интересы в случаях каких-либо попыток притеснения со стороны фабрикантов. Таким образом, Трепов с Зубатовым оказывали поддержку Совету. Кроме того, они также производили давление на фабрикантов. Результатом их работы стала организованная на шелковой мануфактуре забастовка, длившаяся в течение целого месяца.

Такой ошеломительный успех Общества, которое отстаивает интересы рабочих, начал приобретать поистине легендарные черты. После этого зубатовское движение сделало практически невозможным существование какой-либо социал-демократической пропаганды в Москве.

Ликвидация

Поначалу деятельность Общества была очень успешной, многие рабочие посещали эти собрания. Но к 1902 году социал-демократы поняли опасность, которую таит в себе зубатовское движение. Они пустили слух, что Общество - это всего лишь полицейская ловушка, созданная с единственной целью - выявить лиц, недовольных монархическим строем. Рабочие, которые сотрудничали с Зубатовым, получили статус врагов, а «зубатовщина» - определение «провокация».

Пропаганда социал-демократов оказалась весьма действенной, и новое Общество было дискредитировано. Теперь профессора отказывались читать лекции на собраниях, так как их предупредили, что в случае согласия они будут пригвождены к позорному столбу.

Весной 1903 года начались массовые забастовки на юге страны, сопровождавшиеся политическими демонстрациями. Влияние социал-демократов стало стремительно укрепляться. Летом того же года волна демонстраций дошла и до Одессы. В волнениях приняли участие и «зубатовцы».

На фоне всевозрастающих забастовок и недовольства фабрикантов вмешательством властей в их отношения с рабочими, правительство приняло решение отказаться от проводимой им политики. В результате этого летом 1903 года все зубатовские организации прекратили свое существование. Сам движения был отстранен от работы и вскоре отправлен в ссылку.

Так что такое «зубатовщина» в истории? так называемого полицейского социализма. Главной ее целью было подорвать рабочее политическое движение, создав легальные организации, борющиеся лишь за достижение экономических преференций. И, кроме того, «зубатовщина» - это всего лишь показная защита людей под жестким контролем полицейских органов и властей.

Урок истории в 9-м классе по теме "Первая Российская революция 1905–1907

На доске: «Они (причины революции) – в нарушении равновесия между идейным стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни.
Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы»
(Витте С.Ю.)

Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.

Задачи: Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?

Оборудование: атласы, карта «Революция 1905-1907гг», раздаточный материал «Из петиции», портреты Александр II, Николай II , Зубатова, стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».

Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.

- Какая задача стояла перед правительством?

Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

20 октября 1894г. Умер император Александр II. На престол вступил его сын Николай II. (портреты ) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром III и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.

Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».

Работа с учебником .

Найдите в учебнике:

Какие слои населения были недовольны и какие требования они выдвигали?

(учеб. С.31.)

На доске записаны (закрыто) участники антиправительственных движений, их требования, формы протеста и действия властей.

После работы с учебником открывается запись, прочитывается, можно записать в тетрадь.

Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову. (портрет)

Работа с документом.

Из записки С.В. Зубатова

За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…

Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись…Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.

1. Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?

2. Что должно противопоставить ей правительство?

По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

Задачи революции.

С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.

В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».

3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвями, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.

- Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Работа с документом.

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.

4. Ответственность министров перед народом.

5. Равенство перед законом всех без исключения…

1. Каков характер приведённых требований?

2. О чём просят рабочие царя?

3. Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.

4. Можно ли петицию назвать призывом к революции?

5. Какой современный документ она вам напоминает?

Посмотрим как царь ответил на просьбу рабочих?

«Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,
Царя с нетерпением ждали,
Как вдруг между нами и царским крыльцом
На ружьях штыки заблистали.
И рота за ротой, всё супротив нас
Вмиг фронтом развёрнуты были.
Направили дула нам в лица как раз
И в грозном молчанье застыли…
Так тихо…так жутко…
Вдруг слышится: «Пли!»…
Опомниться мы не успели,-
Свалились уж многие на снег в крови,
За залпом же залпы гремели,
И ужас объял нас.
Безумно крича,
Мы с страшного места бежали,
Израненных, мёртвых с собой волоча,
А в тыл нам стрелять продолжали!»

Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».

Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.

По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.

Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.

Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской рев – ции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.

- В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.

- Это был повод или причина революции?

- Какие причины толкнули народ к революции?

Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.

Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Работа с документом.

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…

1. Какие права получило российское население?

2. Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?

3. Какими полномочиями он наделялся?

4. Что нового вносил он в политический строй Российской империи?

Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.

Эссе: «Милая мама, - обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, - сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».

Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?

учеб. с.45-46

Итоги революции .

(учащиеся выписывают в тетрадь)

Работа с учебником и в тетради.

Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогомреволюции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».

В современном мире есть такое государство?

III. Закрепление.

1. Когда произошла первая русская революция?

2. Что послужило поводом к революции?

3. Назовите причины революции.

4. Какие социальные слои участвовали в ней?

5. Были ли решены проблемы, которые породили революцию?

6. Какой главный итог революции?

Подведём итоги:

- Что изменилось в России после революции?

Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.

- Можно ли было избежать революции?

Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф5.выписать основные этапы революции, итоги революции, знать основные понятия.

Вопрос:

Чем, по мнению Зубатова С.В., опасна антиправительственная пропаганда? Что должно противопоставить ей правительство?

Ответы:

По мнению начальника Московского охранного отделения Зубатова, который контролировал рабочее движение, антиправительственная пропаганда опасна прежде всего тем, что незамедлительно последуют репрессивные меры. А потом, он пытался убедить рабочих, что правительство может улучшить их положение. Он боялся революционных настроений среди рабочих и девизом его внутренней политики было поддержание равновесия среди классов.

Похожие вопросы

  • Переведите предложения на английский язык, обращая внимание на употребление Participle I или Participle II. 1. Работая над переводом этой статьи, я узнал много интересного из истории старых английских городов. 2. Она шла по незнакомым улицам, с интересом разглядывая здания. 3. Джон подошел к смеющейся девочке. 4. «Дженерал Моторс», объединившись с компанией «Тойота», создали компанию «Тойота Королла» в Калифорнии. 5. Организовав совместное предприятие, они начали свой бизнес в России. (11)
  • Установите соответствие между высказываниями (идеями) и авторами. Высказывания (идеи): 1) Бюрократическая система управления основана не на личных субъективных оценках качества труда управленцев и его производительности, а на количественных формализованных оценках в соответствии с определенными правилами и процедурами. 2) Разделение труда и необходимость осуществления строгого контроля повторяющихся элементов производственной операции, которые полностью исключают творческие возможности работника, не эффективны. Необходимо стремиться к более полному использованию творческого потенциала каждого менеджера и работника. 3) Изменение социальной ситуации - социально-психологического климата в коллективе в большей, нежели другие факторы степени, повышает производительность труда. 4) Для усиления функции контроля и повышения производительности труда на автомобилестроительных заводах можно ввести конвейерные линии, основанные на организации поточного производства, пооперационной специализации и разделении труда рабочих сборщиков. 5) Основными принципами менеджмента являются: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единовластие, единство направления деятельности и единый план работы для всех, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизация, скалярная цепочка, порядок, справедливость, продолжительность пребывания персонала в должности, инициатива, корпоративный дух. 6) Знание рабочими конечной цели деятельности, понимание сущности решаемой производственной проблемы и формирование их собственного мнения об участии в производственном процессе изготовления продукции способствует повышению производительности труда. 7) Целесообразно исследовать оптимальные движения рабочего, например, при выполнении процесса кладки кирпичей, с помощью фотографии. Необходимо применять соответствующее оборудование, отвечающее антропогенным параметрам, и заниматься организацией своевременной доставки материалов. 8) Впервые разделил операцию на составные элементы - комплексы приемов, приемы, движения, а также провел исследования затрат живого труда и его производительности при использовании различных инструментов. Авторы: 1) Ф. Гилбрет; 2) М.П. Фоллет; 3) Ф.У. Тэйлор; 4) Э. Мэйо; 5) А. Фаойль; 6) М. Вебер; 7) Л. Гилбрет; 8) Г. Форд.

Цели:

    Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции;

    Развивать навыки анализа документа, умения делать выводы, пополнять исторический словарный запас;

    Продолжить воспитание гражданской позиции, чувство милосердия, толерантности.

Задачи:

    Определить причины и задачи революции;

    Изучить ход революционных действий;

    Рассмотреть позиции левых, правых и умеренных сил в революции;

    Дать характеристику Николаю II и дать оценку его деятельности;

    Определить итоги революции.

Оборудование: атласы, карта «Революция 1905-1907гг», раздаточный материал «Из петиции», портреты Александр III, Николай II, документы, презентация

На доске:

«Они (причины революции) – в нарушении равновесия между идейными стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни.

Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы» (Витте С.Ю.)

Понятия: революция, петиция, манифест

Тип урока : комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель : Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.

    Какая задача стояла перед правительством?

Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

20 октября 1894г. Умер император Александр III, на престол вступил его сын Николай II. (портреты) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром II, и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.

    Дифференциация по уровню интеллектуального развития.

Задание 1 группа: Сформулируйте основные направления в экономике и социальной сфере, по которым отставала Россия.

Задания 2 группа: Сформулируйте основные проблемы, стоящие перед Россией.

Задание 3 группа: Сформулируйте, какие надежды возлагал народ на нового императора.

Учитель: Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».

Задание: Дайте историческую оценку императору Николаю II.

    Дифференциация по личностно-психологическому типу.

Памятка для оценки государственного деятеля:

    Интересы, какого социального слоя выражал? Цели и стремления этого слоя?

    Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для решения поставленных целей?

    Какие средства использовал для достижения целей? Оцените их. – Хронограф и результаты деятельности.

Твоё отношение к личности государственного деятеля.

Этапы работы: - учитель + класс.

Работа с документами (воспоминания Святополк-Мирского П.Д.):

1. Задание на 3 балла:

    Какие слои населения были недовольны?

2. Задание на 4 балла:

    Какие требования они выдвигали?

3. Задание на 5 баллов:

    В чем заключалась борьба патриархальных и модернизационных установок в российском обществе?

На доске записаны (закрыто) участники антиправительственных движений, их требования, формы протеста и действия властей.

После работы с документами открывается запись, прочитывается, записывается в тетрадь.

Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову.

Работа с документом.

Из записки С.В. Зубатова

За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…

Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись… Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.

    Дифференциация по уровню и области интересов.

Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?

Что должно противопоставить ей правительство?

Учитель: По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

    Задачи революции.

С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.

В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».

3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвами, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.

Учитель: - Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Работа с документом.

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

«Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук… Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.

Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.

Ответственность министров перед народом.

Равенство перед законом всех без исключения …»

    Задания по группам. Дифференциация по уровню овладения знаниями, умениями и навыками.

    Каков характер приведённых требований?

    О чём просят рабочие царя?

    Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.

    Можно ли петицию назвать призывом к революции?

    Какой современный документ она вам напоминает?

Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».

Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.

По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был «убит» престиж Николая II.

Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.

Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской революции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.

- Учитель: В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.

    Это был повод или причина революции?

    Какие причины толкнули народ к революции?

Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню - крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была, наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Работа с документом.

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

Привлечь к участию в Думе… те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…

Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…

Письменный вопрос на ответ: (5 вопрос на 5 баллов, 4 вопроса на 4 балла и т.д.)

    Какие права получило российское население?

    Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?

    Какими полномочиями он наделялся?

    Что нового вносил он в политический строй Российской империи?

Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.

Эссе (задание на дом в основе слова Николая II):

«Милая мама, - обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, - сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».

Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?

Ученикам продвинутого уровня («сильный ученик»):

В чём заключались расхождения большевиков и меньшевиков по основным тактическим вопросам революции 1905-1907 гг.? – Прочтите выдержки из петиции рабочих и дайте ей общую оценку. Подумайте, как документ характеризует питерских рабочих? Поставили бы вы свою подпись под петицией? Что бы вы убрали из текста петиции, чем бы её дополнили? Предложите свой вариант. – В чём проблема расстановки классовых сил в революции? – Организуйте заседание Государственной думы по аграрному вопросу.

Ученикам базового стандарта:

составьте и оформите послание германского посла своему императору о причинах революции в России; – интервью большевика X о задачах революции; – почему I Дума была «крамольной»? Её судьба; – опираясь на фактический материал, объясните, почему новый избирательный закон в III Государственную думу является государственным переворотом и означает поражение революции?

Ученикам, требующим педагогической поддержки:

На III съезде РСДРП были разработаны стратегический план и тактическая линия партии в начавшейся революции: – свержение самодержавия и установление демократической республики; - непосредственная организация вооружённого восстания; – изоляция либеральной буржуазии; – укрепление союза рабочего класса и крестьянства; – провозглашение буржуазно-демократических свобод. Укажите тактические задачи?

Расставьте на пирамиде в хронологической последовательности основные события революции: * вооружённое восстание в Москве; * «Кровавое воскресенье»; * выборы в Государственную думу; * Всеобщая Октябрьская политическая стачка; * восстание на броненосце «Потёмкин»;* образование первого Совета рабочих депутатов; * разгон царём II Государственной думы; * III Государственная дума.

    Пик революции

    Начало

    Завершение

Как вы оцениваете программные установки партий эсеров, кадетов, октябристов?

а) как победу сил революции; б) как победу царизма; в) как политический ход самодержавия.

Консультанты – учитель + «сильный» ученик.

    Итоги революции.

(учащиеся выписывают в тетрадь)

Работа с учебником и в тетради.

Учитель: Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».

Предположите, что имел в виду автор статьи. Какие особенности государственного строя России это определение отражает? Разве может быть государство одновременно самодержавным и конституционным?

В современном мире есть такое государство?

III. Закрепление.

Беседа с классом.

    Когда произошла первая русская революция?

    Что послужило поводом к революции?

    Назовите причины революции.

    Какие социальные слои участвовали в ней?

    Были ли решены проблемы, которые породили революцию?

    Какой главный итог революции?

Подведём итоги:

Учитель: - Что изменилось в России после революции?

Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.

Можно ли было избежать революции?

Выставление оценок.

IV. Домашнее задание:

    Написать эссе.

    Параграф 13-14