Чем известен 1922 год в истории

В 1917-1918 годах произошли многие серьезные изменения на мировой политической карте. Отречение от престола Николая Второго и последовавшая через несколько месяцев после этого привели к распаду Российской империи и формированию на ее развалинах национальных государств. Также в это время разделилась Австро-Венгрия. Первая мировая война имела настолько губительные итоги, что распад крупных многонациональных государств - это самое легкое из ее последствий.

Периодизация исторических этапов развития территорий, которые образовались после распада Российской империи, всегда вызывала споры. Например, возьмем известный термин "Советская Россия". Годы существования такого государственного или территориально-географического объединения отдельные группы историков выделяют по-разному.

Одни считают, что государство под названием Советская Россия существовало с октября 1917 по декабрь 1922 года. Какая у них аргументация? До октября 1917 года в стране действовало Временное правительство, потом произошла революция и к власти пришли большевики. Пятилетний период до 1922 года - это время формирования нового крупного государства. 30 декабря 1922 было юридически оформлено посредством принятия Конституции.

Вторая группа историков выражает мнение, что Россия в годы советской власти - это понятие, которое охватывает весь исторический период от времени Революции до в 1991 году. Почему? Считается, что Советская Россия, годы существования которой до сих пор вызывают споры историков, это та же самая монархия, которая собирала вокруг себя этнически чуждые территории.

в России в период с 1917 по 1922 год

Это время можно назвать одним из самых смутных в истории восточнославянского региона. В политическом плане - полная неопределенность, потому что все эти годы продолжалась гражданская война. В противоборстве участвовали сторонники разных политических идей: "красные" (коммунисты, пролетарское движение, армейское подразделение РККА), "белогвардейцы" (сторонники монархической реакции, армия генерала Деникина и других военачальников), "анархисты" (движение Нестора Махно). Конечно, махновцы больше воевали на территории нынешней Украины, но влияние их идей распространялось и на саму Россию. Политическое противостояние сопровождалось серьезными военными столкновениями, которые уничтожали человеческие ресурсы и разрушали экономику государства.

Развитие экономики, вернее, его полное отсутствие, было напрямую связано с военным периодом. После распада монархии и последующей войны многие предприятия были разрушены. Кроме этого, члены КПСС с 1919 года реализовывали политику военного коммунизма и продразверстки. Что это означало? Проводились полная ликвидация товарно-денежных отношений, национализация промышленных объектов, экспроприация хлебных запасов у крестьян. За несдачу зерна в село могли ввести части регулярной армии. Понятно, чем это угрожало мирным жителям...

СССР как государственное образование

Советская Россия - какие годы? Историки не пришли к единому мнению по этому вопросу, но развивающимся государством ее можно было назвать только после образования СССР. Тогда проходили была введена новая экономическая политика. Конечно, нельзя сказать, что заметно выросло благосостояние населения, но главное - закончилась война, а в стране наконец-то воцарилась стабильность.

СССР был образован как союзная держава. Между государствами-основателями Союза был подписан договор, участниками которого стали РСФСР, Украина, Беларусь и Закавказская социалистическая республика. В государственном управлении визуально был реализован принцип соединения власти (отсутствия деления ее на законодательную и исполнительную).

В первые годы формировался абсолютно новый тип органов управления. Основными стали коллегиальные учреждения - Советы, которые существовали как в центре, так и на местах. В состав Советов входили представители крупных общественных организаций - профсоюзов, фабзавкомов. Главным в иерархии органов управления был Всероссийский Съезд Советов. Безусловно, он не работал постоянно. В то время, когда не было съездов, его функции возлагались на Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Олицетворением такой власти с правом законодательной инициативы стал (правительство).

После 1922 года в системе власти происходят постепенные изменения, потому что на первое место выходят партийные органы. Хотя официально Советская Россия, годы расцвета которой были еще впереди, оставалась страной Советов, но реально во главе всей политической и общественной жизни в этот период становится ВКП(б).

Основной своей задачей на международной арене большевики считали экспорт социалистической революции по всему миру. На этом поприще в 1918 году удалось достичь определенных успехов (революция в Германии).

В первые годы существования Советской России можно выделить три направления внешней политики:

  • подписание Брест-Литовского мирного договора;
  • борьба с вооруженной интервенцией на территорию страны Германии и представителей Антанты;
  • 1924 года.

Заключение

Конец 1910-х-1920-е годы оказались для государства очень тяжелыми. Необходимо было преодолеть послевоенную разруху и начать строительство нового в социальном плане общества. Но даже это не может служить оправданием тем перегибам, которые были допущены правительством в период с 1918 по 1921 год (военный коммунизм и продразверстка). С окончательным оформлением нового союзного государства в 1922 году потихоньку жизнь начала налаживаться, что привело к некоторому послаблению давления на население.

14 июля 1922 года в Тбилиси под колёсами автомобиля погиб легендарный революционер Камо.
***
Камо Симон Аршакович (Тер-Петросян) 15 (27).5.1882 - 14.7.1922
Симон Аршакович Тер-Петросян, известный под партийной кличкой Камо (15(27) мая 1882, Гори - 14 июля 1922, Тифлис) - профессиональный революционер, один из организаторов подпольных типографий, транспорта оружия и литературы, денежных экспроприаций. Неоднократно сбегал и организовывал побеги из мест лишения свободы. Попав в Берлин и спасая свою жизнь, искусно симулировал сумасшествие и нечувствительность к боли, чем озадачил лучших врачей Европы того времени и вызвал огромную поддержку со стороны многих социалистических газет, прозвавших его «героем революции», а также лично Карла Либкнехта. Четыре раза приговаривался к смертной казни, замененной согласно амнистии по случаю Трехсотлетия дома Романовых заключением. Вышел на свободу после Октябрьской революции. В 1918-1920 годах организатор партийного подполья на Кавказе и юге России. Владимир Ленин характеризовал его как «человека совершенно исключительной преданности, отваги и энергии». (См. Ленин В.И. Полн. собр. соч., 5 изд., Т. 51. С. 42)
***
. Художественный фильм "Лично известен"
Первый фильм кинотрилогии о революционере-большевике С.А.Тер-Петросяне, известном под именем Камо (1882-1922).
. Художественный фильм "Чрезвычайное поручение"
Время действия - 1917 год. Началась гражданская война, над молодой Советской республикой сгустились тучи конрреволюции. Камо получает чрезвычайное поручение Ленина: доставить из Петрограда в Тифлис мандат о назначении Степана Шаумяна чрезвычайным комиссаром по делам Кавказа и пятьсот тысяч рублей золотом для борьбы с белогвардейщиной на Кавказе. Бесстрашный Камо выбирает самый короткий и опасный путь - через районы, занятые белым казачеством. Он делает это намеренно, так как знает о том, что на его след напал известный террорист Борис Савинков, который должен был сорвать поручение, выполняемое Камо, и убить его. Камо и его друзья вступают в смертельный поединок с опасным и опытным врагом...
. Художественный фильм "Последний подвиг Камо"
«Этот фильм как бы завершает кинотрилогию о Камо - «художнике революции», как назвал его Максим Горький. Как и в двух предыдущих картинах - «Лично известен» и «Чрезвычайное поручение»-в роли Симона Аршаковича Тер-Петросяна выступает популярный Гурген Тонунц. Революция свершилась, гражданская война закончилась полной победой народа, и Камо, по настоянию В. И. Ленина, поступает учиться в Военную академию. За спиной Камо - двадцать лет подпольной работы, шесть арестов, четыре смертных приговора... Пора, казалось бы, и успокоиться. Тем более, что он полюбил милую женщину и она стала его женой. Но ведь - это Камо! «Дорогой Владимир Ильич... если вы разрешите, я экспроприирую». Что он собирался экспроприировать? Может быть, банк Ротшильда? Или, может быть, швейцарский банк? Мы этого никогда не узнаем, ибо письмо останется недописанным, но он в нем писал-«во имя мировой революции»! Но революция потребует от него подвига более сложного, смертельно опасного. Убежавшие в Иран дашнаки готовят провокацию против молодой Советской Армении, они формируют отряды для нападения из обманутых людей, они вербуют белогвардейских офицеров. Трудная участь человека, вступающего в поединок с целой организацией, и выпадает на долю Камо. Впрочем, слово «выпадает» явно не точно, ибо Камо буквально вымаливает у Дзержинского право на смертельный риск. Под видом врангелевского полковника Залиняна, попавшего в ЧК и рассказавшего о планах дашнаков, Камо едет в Иран и там расстраивает планы контрреволюции, направленные против Закавказья. Поразительная, если вдуматься, история - ведь человек действовал в одиночку, без помощников, без всякой предварительной подготовки. Конечно, по жанру это - приключенческий фильм. Однако режиссеры акцентируют не «приключенческие» драматические моменты, а бытовые и, можно сказать, житейские. Интересны и новые краски, которые использует Тонунц. В предыдущих фильмах его Камо предельно экспансивен и подвижен, его действия скорее импульсивны, нежели обдуманны. Но во время иранской эпопеи Камо было сорок лет, и актер, учитывая это, наделяет нового Камо мудростью и житейской опытностью. При этом, однако, Камо по-прежнему остается безумно храбрым и энергичным человеком. Сплав мудрости и прежней отчаянности и дал ему возможность выполнять то сложное задание партии, имевшее не столько боевое, сколько политическое значение. Ведь в результате действий Камо была сорвана попытка возобновить пожар гражданской войны в Закавказье.» «Спутник кинозрителя», сентябрь 1974 года Кинокритик Ромил Соболев

1843 год. Опубликована новелла Эдгара Аллана По «Сердце-обличитель», повествующая о преступлении и последующих муках совести убийцы. 1923 год. Говард Филлипс Лавкрафт пишет рассказ «Крысы в стенах» про крыс-каннибалов. 2010 год. Стивен Кинг включает рассказ «1922» в сборник «Тьма, — и больше ничего». 2017 год. Сервис Netflix снимает и выпускает в интернет экранизацию «1922», являющуюся своеобразным сплавом «Сердца-обличителя» и «Крыс в стенах».

Несмотря на своих мощных литературных предков, кинематографическое воплощение «1922» ощущается растянутым эпизодом каких-нибудь «Баек из склепа» или «Мастеров ужасов». История простая, разворачивается в банальных декорациях (фермы в американской глубинке) с достаточно бесхитростными персонажами в центре экрана: работяга, который пытается свести концы с концами на фоне Великой депрессии, его жена, со своими стремлениями, и, наконец, сын. Однако простая история, простые персонажи и простой подход к кинопроизводству ещё не означает плохо. Лаконичный киноязык пошел «1922» на пользу, представив картину, своего рода, как сельскую драму, наполненную настоящим экзистенциальным ужасом.

Действие происходит на фоне поразительно красивого яркого и зеленого кукурузного поля. Утопические идеалы рушатся после того, как фермер Уилфред решает убить свою жену. Супруга хотела развода и раздела имущества. После преступления комфортный мир героя разваливается.

На самом деле снять фильм о человеке, который медленно сходит с ума очень сложно. Во-первых, необходимо поразить зрителя визуально, чтобы фильм не превратился в тягомотину. Здесь, как мне показалось, удалось это передать. Уилфред стареет, окружающая действительность мрачнеет, теплые образы уступают место заснеженным пейзажам, скрипучим половицам и, конечно же, крысам, олицетворяющим моральную гниль протагониста.

Второй составляющей фильма о прогрессирующем безумии должен быть актерский состав. Главный действующий персонаж обязан физически проявлять те или иные свойства сумасшествия. И здесь полный порядок. Томас Джейн сжал зубы (буквально) и продемонстрировал, наверное, лучшую роль в своей карьере. Безэмоциональные повадки и неторопливые ритмы действия его героя компенсируют яркую внутреннюю жизнь. Зачастую актеры, играющие селян, показывают их глупой и медленной «деревенщиной». Джейн же показал, вроде как, нормального деревенского мужика, который не ощущается недалеким, анахроничным или фальшивым. А его медленное безумие не кажется преувеличенным, тем более, что Уилфред заходит за пределы здравого смысла все глубже и глубже с каждой сценой. Молли Паркер в роли супруги героя Томаса Джейна мало появляется в фильме; в сущности, совершенно непонятно, почему же Уилфред её так ненавидит.

Зачастую 2017-й год в кино называют годом Стивена Кинга из-за огромного числа экранизаций этого автора: «Игра Джеральда», «Мистер Мерседес» и т. д. Но если «Тёмная башня» был запоминающимся плохим, «Оно» — запоминающимся хорошим, то «1922» — компетентно сделанный фильм, но точно уж не так сильно врезается в память, как иные триллеры. Пусть здесь и присутствуют манипуляции с чувством вины, скомбинированные с приятной и уместной неопределенностью повествования, местами здесь чувствуется недостаток драматургии и масштаба, особенно, по сравнению с каким-нибудь «Сиянием». Отдельные элементы, вроде доморощенных «Бонни и Клайда», лично мне не пришлись по душе. Для того, чтобы раскрыть сюжетную линию сына Уилфреда пришлось пожертвовать, опять же, экранным временем самого фермера. Конец, который настигнет семейство Джеймсов, очевиден, а основной тезис фильма, к сожалению, предсказуем, и его можно трактовать одним единственным образом — возмездие доберется до каждого. Эх, верните старине Уилфреду мой двадцать второй.