Чеченская ссср. Как жилось на Северном Кавказе в советское время. Новая страна, новые правила

1957 г . Возвращение чеченцев на родину.

Жизнь в республике до развала СССР

После трагических событий февраля 1944 года прошло тринадцать лет. Культ И.В.Сталина был развенчан Н.С.Хрущёвым на 20-м съезде КПСС. Выселение многих народов со своей Родины было признано неправильным и в 1957 году Правительство СССР восстановило им право жить там, где они проживали веками. Это Постановление всеми обиженными, в том числе чеченцами и ингушами было воспринято как признание той ошибки, которая была совершена руководством страны, и принесло им огромную радость. Началось возвращение домой. Но этот факт был омрачён вГрозном трагическим событием. В посёлке им. С.М.Кирова кто-то из чеченцев,вернувшихсядомой,убилдемобилизованногоматроса, русского. Его похороны превратились в демонстрацию. Похоронная процессия, пешком двигающаяся за гробом, превратилась в огромную колонну, которая, остановившись у Областного комитета партии на площади им. В. И. Ленина, начала митинг с требованием запретить чеченцам возвращение назад. С большим трудом, усилиями работников НКВД, активных членов партии, стихийный митинг удалось заглушить, и процессия двинулась к кладбищу. Но этот факт не остался бесследным и долго ещё оставался в памяти жителей города.

Депортацию тринадцати народов надо признать несправедливой. Но, присмотревшись к чеченцам, вернувшимся в 1957 году назад на родину, можно сделать вывод, что это были уже другие люди. Живя на чужбине разрозненно, среди русских, немцев, других народов,
чеченцы вынуждены были перенимать тот образ и стиль жизни, которым жили окружающие. А он сильно отличался от жизни в горах, и поэтому они как губки впитывали в себя всё самое полезное. Чеченцы и ингуши научились жить и мыслить по-русски, учились в русских школах, техникумах, институтах, работали на серьёзных промышленных предприятиях, некоторые стали занимать руководящие посты. Многие дружили с русскими семьями, перенимали методы ведения домашнего хозяйства, научились по-русски оборудовать интерьер квартиры и многому, многому другому.

А как было до выселения? Вспоминается 1937 год. 1 Мая. Все соседи нашего барака, собрались на квартире одного из рабочих, чтобы отметить этот праздник. По какой-то случайности среди гостей оказался пожилой чеченец. Для рабочей компании стол был накрыт прилично по тем временам, наряду с водкой, вином, обязательно подали жареную и варёную картошку, а к этим блюдам – селёдку, солёные огурцы и помидоры из бочек, мясо (тогда все держали различную живность), ну и, конечно: лук, чеснок, петрушку, укроп и другую зелень. Хлеб в те времена был, как правило, чёрный, на белый денег не хватало. Ели, пили, песни пели. В общем, праздновали День международной солидарности трудящихся. Увидел бы тот современный чеченец, воспитанный в изгнании и отчитавший женщину с «рязанской мордой», как гость рабочей компании в процессе трапезы, начал потихоньку рукой таскать со стола квашеную капусту и укладывать её в карман. Вероятно, она ему очень понравилась, и он решил порадовать своих родственников дома, а может, хотел показать им, что едят русские, или, может быть, по привычке решил что-нибудь карабчить (украсть, значит). Соседи по столу заметили его действия, но делали вид, что ничего не происходит. Когда же хозяин квартиры, заметил, что гость положил в карман вилку, его нервы не выдержали, и он завопил: «Э…! Э…! Когда ты таскал капусту, я терпел, но вилку! У меняих у самого мало». Пришлось незадачливому воришке расстаться с добычей. Капусту ему разрешили унести, чтобы он показал, чего «жрут» русские. До приведённого выше примера из прошлого мы вели речь о том, что вынесли из жизни вне Родины чеченцы.

Продолжим. Однажды, примерно в семидесятые годы, я совершенно случайно разговорился на автомобильной стоянке у Грозненского универмага со стоявшим рядом чеченцем. В процессе нашей беседы он неожиданно заявил: «Спасибо Сталину. Он нас там, в Казахстане, хоть жить научил». Дальше он мысль свою развивать не стал, но я его понял. Вероятно, он хотел сказать именно то, о чём я написал несколько выше.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что чеченцы и ингуши из ссылки вернулись более приспособленными для жизни в обществе с другими народами. В Грозном, в начале семидесятых годов, наконец-то, было построено здание и начал работать Чечено-Ингушский государственный университет им. Л.Н.Толстого, в который поступило много молодёжи коренной национальности. Если в кузницу кадров нефтяной промышленности, Грозненский нефтяной институт, в основном поступали только русскоязычные студенты, то после 1957 года в число студентов стали постепенно входить и чеченцы и ингуши, вернувшиеся на родину.

Поняв преимущества нефтяников перед другими профессиями, потянулись на НПЗ и буровые, местные жители из чеченцев. Так появилась, хотя и небольшая, прослойка нефтяников-чеченцев. Но в руководстве нефтяной промышленности республики пока оставались квалифицированные кадры из русских. Образованных чеченцев это стало раздражать. Об этом я уже писал выше. К 1991 году произошло перераспределение кадров и в лёгкой промышленности и в торговле. За тридцать четыре года полностью изменился контингент кадров в торговле. Теперь уже за прилавками магазинов стояло почти 90 % чеченок. Достаточно много рабочих мест на стройках, в нефтяной, нефтеперерабатывающей, металлургической и особенно в лёгкой промышленности было занято чеченцами и ингушами. Многие жители близлежащих аулов и сёл автобусами стали ездить на работу в город. Другая часть чеченцев, не найдя работы в городе и в селе, создавая строительные бригады, в основном из родственников, начали выезжать за пределы республики на заработки («на шабашку», так они называли). Выезжая на всё лето, бригадышабашников» заключали договоры с колхозами, совхозами и другими предприятиями на строительство коровников, школ, детских садов, жилья и других объектов. Закончив работу, получив заработанные деньги, строители к зиме возвращались домой, чтобы на следующий год повторить всё сначала. И так из года в год. Третья группа местных жителей стали спекулянтами (как сейчас говорят – «челноками»). Поезд Грозный-Москва очень хорошо этому способствовал. Из Москвы будущие челноки привозили современные по тому времени вещи, телевизоры, ковры и другой дефицит. Чеченцы в Грозном стали законодателями мод.

За примером далеко ходить не буду. Моя жена с 1966 по 1995 год работала в Грозненском Универмаге закройщицей женского платья и дружила со многими продавщицами-чеченками. Однажды она мне рассказала содержание беседы с молодой продавщицей. Девочка ей сказала: «Ой, тётя Эмма, Вы же нас чеченцев не знаете. Вот, например, если моя подруга купила понравившееся мне платье, то я неделю, две есть не буду, но обязательно куплю себе такое же». Видите ли, ей гордость не позволяет выглядеть хуже подруги. Таков чеченский характер.

Ко времени развала Советского союза в Чечне давно уже появилась большая прослойка чеченцев во всех областях производственной деятельности, были и инженеры, и техники, и учёные, учителя, и врачи, корче говоря, появились все профессии, необходимые для обеспечения нормального функционирования предприятий и учреждений. В нефтяной промышленности появились мастера участков, начальники установок и цехов. В нефтедобыче, особенно в Управлениях «Малгобекнефть», «Горагорскнефть», «Старогрознефть», «Октябрьнефть», число рядовых чеченцев-буровиков росло значительно быстрее, чем руководящих кадров, а это предел мечтаний многих.

Недавно, в начале 2006 года, Президент Путин в беседе с группой руководителей из Чечни, задал им вопрос: «Кто мог бы в данное время стать Президентом республики?» На заданный вопрос Президента ответил Рамзан Кадыров: «Если Вы сейчас выйдете на улицуи зададите этот вопрос любому встречному чеченцу, вы услышите единственный ответ: «Я». Вот вам портрет настоящего чеченца. Очень они любят руководящие посты.

Однажды, в 1976 году, при наборе кадров во вновь открывающийся Грозненский цирк на должность начальника охраны, состоящей из десяти человек, был принят чеченец. Одевался тот с «иголочки», по цирку ходил, нет, не ходил, а перемещался, степенно, медленно, окидывая хозяйским взором «свои владения». Порой его даже путали с самим директором цирка, кстати, тоже чеченцем, Юнусом Якубовичем Газалоевым, ставшим в последующем Заслуженным работником культуры ЧИАССР. Росло количество чеченцев и на заводе «Красный Молот». Завод расширялся, апритока русских, как в старые времена, уже не было. В этом месте мне хочется отметить, что в тот период и появилась на заводе молодая девушка-чеченка Сажи Умалатова. Начав работать ученицей сварщика, она доросла до бригадира. Её выбрали депутатом Верховного Совета СССР. Да ещё каким депутатом она стала! Вероятно, мало кто помнит, что она первая выступила с критикой политики, проводимой М.С.Горбачевым в области перестройки государства. В то время мало кто бы мог осмелиться покритиковать руководителя государства. Сейчас Сажи является руководителем одной из партий социалистической направленности.

В Чири-Юрте был построен большой цементный завод, который полностью обслуживали работники из этого и окружающих аулов. Республика встала на ноги. Первый орден Красного Знамени грозненский пролетариат получил в 1924 году за восстановление нефтяной промышленности, а в 1931 – за большие успехи, достигнутые самоотверженным трудом рабочих, грозненская нефтяная промышленность была награждена орденом Ленина, в 1942 году этим же орденом был награждён второй промысел «Малгобекнефть». А в 1971 году орденом Трудового Красного Знамени награждён НГНПЗ им. Анисимова, а орденом Октябрьской Революции «Старогрознефть» и завод «Красный Молот». Вся ЧИАССР в 1965 году была удостоена ордена Ленина, в 1972 году – ордена Октябрьской Революции и ордена Дружбы народов, а в 1982 году, награждена орденом Трудового Красного знамени. Получается, что за годы Советской власти народы, проживающие в республике и отдающие все свои силы на обеспечение еёпроцветания, в целом были награждены десятью орденами. Это даже больше, чем знаменитый Комсомол, награждённый только шестью.

«Дружба народов – это вечно цветущее дерево, корни которого уходят далеко в прошлое, но крона его распустилась после залпа «Авроры», – так сказал чеченский поэт Магомет Сулаев.

Перу ингушского поэта Салмана Озиева принадлежат строки:

«И крепнут прочной дружбы всходы

Из года в год, из века в век

В стране, где брат народ народу

И человеку человек».

За тридцать четыре года, с 1957 по 1991, республика неузнаваемо изменилась к лучшему. Кроме Грозного, появились ещё четыре города: Малгобек, Гудермес, Аргун, Назрань. Прошло бы ещё немного времени и Шали, и Ачхой Мартан, и Урус Мартан тоже превратились бы в города. По количеству жителей, они уже могут претендовать на этот статус. Грозный стал третьим по величине городом на Кавказе после Ростова и Краснодара. Он превратился в крупный промышленный и культурный центр. Из грязного, неуютного городишки, в котором в 1913 году была замощена булыжником единственная Вокзальная (Комсомольская) улица, город превратился в цветущий сад, где на улицах росли не просто деревья, а ещё и фруктовые деревья, осталось совсем мало не заасфальтированных улиц. До 1991 года город можно было с гордостью показывать всемприезжим. Не все телезрители замечают того, что сейчас, когда речь заходит о Грозном,никогда не показывают панораму улиц, города в целом, а только отдельные с трудом восстановленные после бомбёжек и обстрелов русскими, дома. Потому, что стыдно показывать то, что натворил строитель нового «капиталистического общества». Даже не хочу лишний раз напоминать его имя.

Здесь я снова повторюсь и скажу: да, я коренной житель Грозного и с ностальгией о нём вспоминаю. Ну, как можно забыть то, что до развала страны, по республике можно было свободно перемещаться, не боясь того, что кто-нибудь возьмёт тебя в плен и превратит в раба. По воскресеньям многие жители республики устремлялись на стихийные вещевые рынки в Грозном, Шалях, Урус-Мартане, Курчалое и других населённых пунктах. Там продавалось всё, от новейших автомобилей, до антикварных вещей, а продавцамии покупателями выступали лица всех национальностей.

Не опасаясь, можно было идти в лес за грибами, не потому, что чеченцы грибы не едят, а потому, что никто об опасности не думал. Моя семья, вместе с друзьями часто ездили по грибы в лес за Дуба-Юртом, в Алхазуровский лес. Однажды, мы, приехав за Ведено, наткнулись на огромную поляну, усеянную молодыми опятами. Насобирали полный багажник автомобиля. Побывал я и в знаменитом Гунибе, где в свое время был взят в плен русскими войсками Шамиль. А попал я туда по самой простой житейской надобности. Хороший мой товарищ подсказал, что в Гунибе продают самую вкусную дагестанскую картошку. «Не зная броду, сунулся в воду». По дороге из Хасавъюрта ко мне попросились пассажирами несколько чеченцев, которым надо было в Ленинаул. По карте я знал, что это по пути в Гуниб, но не предполагал, что дорога эта шла постоянно круто в гору, а автомобилисты знают, что такое ехать в гору, да ещё с полным комплектом пассажиров. Доехав до Ленинаула и высадив пассажиров, я, на первой передаче, с перегретым двигателем и подожжённым сцеплением, наконец, добрался до цели. Поплутав по горной дороге внутри аула, я купил злополучный картофель и, в надежде на то, что теперь мне ехать под гору, пустился в обратный путь. По дороге домой, думал о том, как нелегко было русским солдатам штурмовать Гуниб, и никогда в то время мне не пришла бы мысль, что потомкамстарых русских солдат через сто пятьдесят лет придётся ползать по этим неприступным скалам, выполняя волю недалёких руководителей России. А ведь ползали. Помните Карамахи и Чабанмахи в Кадорской зоне Дагестана в 1999 году? Считаю, что я достаточно привёл примеров, которые доказали, что жить в Чечне в дружбе и согласии было можно, На то нужна была только воля умных руководителей.

Согласно данным многочисленных исследований, чеченцы являются одним из древнейших народов Кавказа с выразительным антропологическим типом, характерным этническим лицом, самобытной культурой и богатым языком. Уже в конце 3 — первой половине 2 тысячелетия до н.э. на территории Чеченской Республики развивается самобытная культура местного населения. Чеченцы имели прямое отношение к формированию на Кавказе таких культур, как раннеземледельческая, куро-аракская, майкопская, Каякентско-харачоевская, мугерганская, кобанская. Совокупностью современных показателей археологии, антропологии, лингвистики и этнографии установлено глубоко местное происхождение чеченского (нахского) народа. Упоминания о чеченцах (под разными названиями), как о коренных обитателях Кавказа, встречаются во многих древних и средневековых источниках. Первые достоверные письменные известия о предках чеченцев мы находим у греко-римских историков 1 в. до н.э. и начала 1 в. н.э.

Археологические исследования доказывают наличие тесных экономических и культурных связей чеченцев не только с сопредельными территориями, но и с народами Передней Азии и Восточной Европы. Вместе с остальными народами Кавказа чеченцы участвовали в борьбе с нашествиями римлян, иранцев, арабов. С IХ в. равнинная часть Чеченской Республики входила в состав Аланского царства. Горные же районы вошли в состав царства Серир. Поступательное развитие средневековой Чеченской Республики было остановлено нашествием в ХIII в. монголо-татар, которые и уничтожили первые государственные образования на ее территории. Под натиском кочевников предки чеченцев вынуждены были покинуть равнинные районы и уйти в горы, что, несомненно, задержало общественно-экономическое развитие чеченского общества. В ХIV в. оправившиеся от монгольского нашествия чеченцы образовали государство Симсир, уничтоженное позже войсками Тимура. После распада Золотой Орды равнинные районы Чеченской Республики попали под контроль кабардинских и дагестанских феодалов.

Вытесненные монголо-татарами с равнинных земель чеченцы до ХVI в. жили в основном в горах, разделяясь на территориальные группы, получавшие названия от гор, рек и т.д. (мичиковцы, качкалыковцы), близ которых они проживали. С ХVI в. чеченцы начинают возвращаться на равнину. Приблизительно с этого же времени на Тереке и Сунже появляются русские переселенцы-казаки, которые вскоре станут составной частью северокавказского сообщества. Терско-гребенское казачество, ставшее важным фактором экономической и политической истории края, складывалось не только из беглых русских, но и из представителей самих горских народов, прежде всего, чеченцев. В исторической литературе сложилось единое мнение о том, что в первоначальный период складывания терско-гребенского казачества (в ХVI-ХVII вв.) между ним и чеченцами сложились мирные, дружеские отношения. Они продолжались вплоть до конца ХVIII в., пока царизм не стал использовать казаков в своих колониальных целях. Многовековые мирные отношения казаков и горцев способствовали взаимовлиянию горской и русской культуры.

С конца ХVI в. начинается складывание русско-чеченского военно-политического союза. В его создании были заинтересованы обе стороны. Россия нуждалась в помощи северокавказских горцев для успешной борьбы с Турцией и Ираном, которые давно пытались завладеть Северным Кавказом. Через Чечню шли удобные пути сообщения с Закавказьем. По политическим и экономическим мотивам в союзе с Россией кровно были заинтересованы и чеченцы. В 1588 г. в Москву прибыло первое чеченское посольство, ходатайствовавшее о принятии чеченцев под российское покровительство. Московский царь издал соответствующую грамоту. Взаимная заинтересованность чеченских владельцев и царских властей в мирных политических и экономических отношениях привела к установлению между ними военно-политического союза. По указам из Москвы чеченцы постоянно выходили в походы вместе с кабардинцами и терскими казаками, в том числе против Крыма и ирано-турецких войск. Со всей достоверностью можно утверждать, что в ХVI-ХVII вв. у России на Северном Кавказе не было более верных и последовательных союзников, чем чеченцы. О наметившемся тесном сближении чеченцев и России в середине ХVI-начале ХVII вв. говорит и тот факт, что часть терских казаков служила под началом «окоцких мурз» — чеченских владельцев. Все вышесказанное подтверждается большим количеством архивных документов.

Во второй половине ХVIII в., и в особенности в последние два его десятилетия, целый ряд чеченских аулов и обществ принимают российское подданство. Наибольшее количество присяг о подданстве приходится на 1781 год, что дало некоторым историкам основание писать, что это означало присоединение Чеченской Республики к России.

Однако в последней трети ХVIII в. в российско-чеченских взаимоотношениях появились и новые, негативные моменты. По мере усиления России на Северном Кавказе и ослабления ее соперников (Турции и Ирана) в борьбе за регион царизм все более активно начинает переходить от союзнических отношений с горцами (в том числе и с чеченцами) к их прямому подчинению. При этом захватываются горские земли, на которых строятся военные укрепления и казачьи станицы. Все это встречает вооруженное сопротивление со стороны горцев.

С начала ХIX в. происходит еще более резкая активизация кавказской политики России. В 1818 г., со строительства крепости Грозной, начинается массированное наступление царизма на Чечню. Наместник Кавказа А.П. Ермолов (1816-1827 гг.), отбросив предыдущий, многовековый опыт преимущественно мирных отношений России с горцами, начинает силовыми методами, ускоренно устанавливать в крае российскую власть. В ответ поднимается освободительная борьба горцев. Начинается трагическая Кавказская война. В 1840 г. в Чеченской Республике, в ответ на репрессивную политику царской администрации, происходит всеобщее вооруженное восстание. Имамом Чеченской Республики провозглашается Шамиль. Чеченская Республика становится составной частью теократического государства Шамиля – имамата. Процесс присоединения Чеченской Республики к России завершается в 1859 г., после окончательного разгрома Шамиля. Чеченцы сильно пострадали в ходе Кавказской войны. Были полностью уничтожены десятки аулов. От военных действий, голода и болезней погибла почти треть населения.

Следует отметить, что даже в годы Кавказской войны не прерывались торговые, политико-дипломатические и культурные связи между чеченцами и русскими поселенцами по Тереку, возникшие в предыдущий период. Даже в годы этой войны граница между российским государством и чеченскими обществами представляла собой не только линию вооруженного соприкосновения, но и своего рода контактно-цивилизационную зону, где развивались хозяйственные и личные (куначеские) связи. Процесс взаимопознания и взаимовлияния русских и чеченцев, ослаблявший вражду и недоверие, не прерывался с конца ХVI в. В годы Кавказской войны чеченцы неоднократно пытались мирным, политическим путем решить возникающие проблемы в русско-чеченских отношениях.

В 60-70-е годы ХIХ в. в Чеченской Республике были проведены административные и земельно-налоговые реформы, созданы первые светские школы для чеченских детей. В 1868 г. был издан первый букварь на чеченском языке. В 1896 г. открыто Грозненское городское училище. С конца ХIХ в. началась промышленная добыча нефти. В 1893 г. железная дорога связала Грозный с центром России. Уже в начале ХХ в. г. Грозный стал превращаться в один из промышленных центров Северного Кавказа. Несмотря на то, что эти преобразования проводились в духе установления колониальных порядков (именно это обстоятельство вызвало восстание в Чеченской Республике в 1877 г., а также переселение части населения в пределы Османской империи), они способствовали втягиванию Чеченской Республики в единую российскую административную, экономическую и культурно-образовательную систему.

В годы революции и гражданской войны в Чеченской Республике господствовали анархия и безвластие. В этот период чеченцы пережили революцию и контрреволюцию, этническую войну с казаками, геноцид Белой и Красной Армий. Успехом не увенчались попытки создать независимое государство – как религиозного (эмиратство шейха Узун-Хаджи), так и светского типа (Горская Республика). В конечном счете малоимущая часть чеченцев сделала выбор в пользу советской власти, обещавшей им свободу, равенство, землю и государственность.

Декретом ВЦИК в 1922 г. провозгласили создание в рамках РСФСР Чеченской автономной области. В 1934 г. Чеченскую и Ингушскую автономии объединили в Чечено-Ингушскую автономную область. В 1936 г. она была преобразована в Чечено-Ингушскую АССР. В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) немецко-фашистские войска вторглись на территорию автономии (осенью 1942 г.). В январе 1943 г. Чечено-Ингушская АССР была освобождена. Чеченцы мужественно сражались в рядах Советской Армии. Несколько тысяч воинов были награждены орденами и медалями СССР. 18 чеченцам было присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1944 г. автономную республику ликвидировали. Двести тысяч солдат и офицеров НКВД и Красной Армии провели войсковую операцию по депортации свыше полумиллиона чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию. Значительная часть депортированных погибла во время переселения и в первый год ссылки. В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. При этом остались закрытыми для проживания чеченцев некоторые горные районы Чеченской Республики.

В ноябре 1990 г. сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской республики приняла Декларацию о суверенитете. 1 ноября 1991 г. было провозглашено создание Чеченской Республики. Новые чеченские власти отказались от подписания Федеративного договора. В июне 1993 г. под руководством генерала Д. Дудаева в Чеченской Республике был совершен военный переворот. По требованию Д. Дудаева из Чеченской Республики вывели российские войска. Территория республики стала местом сосредоточения бандформирований. В августе 1994 г. оппозиционный Временный Совет Чеченской Республики объявил об отстранении Д. Дудаева от власти. Развернувшиеся в Чеченской Республике в ноябре 1994 г. боевые действия закончились поражением оппозиции. На основании указа Президента РФ Б.Н. Ельцина «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики» с 7 декабря 1994 г. начался ввод российских войск в Чечню. Несмотря на взятие федеральными силами Грозного и создание правительства национального возрождения боевые действия не были прекращены. Значительная часть чеченского народа была вынуждена покинуть республику. На территории Ингушетии и в других регионах создавались лагеря чеченских беженцев. Война в Чеченской Республике в тот период завершилась подписанием 30 августа 1996 г. в Хасавюрте договора о прекращении боевых действий и полном выводе федеральных войск с территории Чеченской Республики. Во главе Республики Ичкерия встал А. Масхадов. На территории Чеченской Республики были установлены шариатские законы. Вопреки Хасавюртовским соглашениям, теракты со стороны чеченских боевиков продолжались. С вторжения бандформирований в августе 1999 г. на территорию Дагестана начался новый этап боевых действий в Чеченской Республике. К февралю 2000 г. общевойсковая операция по уничтожению бандформирований была завершена. Летом 2000 г. главой Временной администрации ЧР был назначен Ахмат-хаджи Кадыров. Начался трудный процесс возрождения Чеченской Республики. 23 марта 2003 г. в Чеченской Республике был проведен референдум, на котором население подавляющим большинством голосов высказалось за нахождение Чеченской Республики в составе России. Была принята Конституция ЧР, утверждены законы о выборах Президента и Правительства ЧР. Осенью 2003 г. первым Президентом Чеченской Республики был избран Ахмат-хаджи Кадыров. 9 мая 2004 г. А. А. Кадыров погиб в результате террористического акта.

5 апреля 2007 г. Президентом Чеченской Республики был утвержден Рамзан Ахматович Кадыров. Под его непосредственным руководством в Чеченской Республике в очень короткие сроки произошли разительные перемены. Восстановлена политическая стабильность. Большей частью восстановлены города Грозный, Гудермес и Аргун. Широкие строительные работы ведутся в районах республики. Полноценно заработали системы здравоохранения и образования. В истории Чеченской Республики началась новая страница.

http://chechnya.gov.ru

Чеченская республика с древних веков до XVI в.

В эпоху раннего средневековья (IV-XII вв.) чеченцам пришлось отражать экспансию Рима, Сасанидского Ирана, Арабского Халифата, Хазарского Каганата.
Часть их территории подвергалась вторжениям ирано-язычных аланов (предков осетин) в IX-XII вв., Золотой Орды в XIII-XV вв., а позже и российской империи, которая в борьбе за доминирование на Северном Кавказе, начавшейся в XVI веке, сумела вытеснить оттоманских и персидских соперников.
В переводе с чеченского языка слово «вайнах» означает «наш народ». Уже в период раннего средневековья вайнахские племена вместе с родственными народами Кавказа предпринимают попытки создания государственности.
Предки чеченцев принимали активное участие в политической жизни средневековой Грузии, Серира, Алании, Хазарии.
Постоянная угроза, исходившая от внешних врагов, способствовала специфически проходившему процессу консолидации чеченского общества.
У вайнахов дольше, чем у других народов Кавказа, сохранились институты родоплеменной, военной демократии, общинные демократические формы управления страной.
Вольные общества Чечни не терпели над собой единоличной власти, диктатуры, чеченцы отрицательно относились к преклонению перед вышестоящими, тем более к возвеличиванию их.
Превалирование чести, справедливости, равенства, коллективизма — особенность чеченского менталитета.
Россия в непосредственное соприкосновение с Северным Кавказом вступила после захвата Казанского и Астраханского ханств. Уже в 1560 г. происходит первый военный поход воеводы Ивана Черемисова на Северо-Восточный Кавказ, здесь начали возводиться русские укрепления.

Чеченская республика в XVIII -XIX вв.

Начиная с XVIII в. российская политика приобретает отчетливо выраженный характер колониальной экспансии. Захват земель и строительство линии военных укреплений и казачьих станиц ставили преграду расселению избыточного населения из чеченских гор на равнину.
Кроме того, сам характер хозяйства чеченских обществ требовал наличия вокруг свободных границ, открытых для широкого товарообмена.
Чечня традиционно вывозила хлеб, продукты животноводства и другие товары, а ограничения, вводимые российскими властями, подрывали чеченскую торговлю. Таким образом, во второй половине XVIII в.российско-чеченские отношения обостряются.
Продолжавшаяся несколько десятилетий война выдвинула в Чечне таких широко известных лидеров, как первый имам горцев Кавказа шейх Мансур (стоял во главе движения с 1785 по 1791 гг.), военный предводитель и политический деятель Бейбулат Таймиев (пик его деятельности пришелся на 20-е годы XIX в.), наибы имама Шамиля Шуаиб-мулла, Талхиг и другие. Созданное Шамилем государство — имамат — объединял самые разные народы Северо-Восточного Кавказа, но главной экономической и военной базой его была Чечня. Именно это обстоятельство и стало причиной того, что, начиная с 40-х годов, главные усилия российской кавказской армии были направлены на полное разорение Чечни.
Чрезвычайно кровопролитная для обеих сторон война на северо-востоке Кавказа завершилась в 1859 г.пленением Шамиля. Чеченцы в значительной части оказались оттесненными с равнин обратно в горы, население уменьшилось наполовину, многие переселились в Турцию. Длительная война с христианской державой укрепила влияние исламского духовенства в чеченском обществе.
Безземелье и тяжелые условия жизни были причиной неоднократных волнений в Чечне во второй половине XIX в., крупнейшим из которых было восстание 1876-1878 гг.под предводительством Алибек-хаджи Зандакского. В последующие годы главной формой протеста против колониального правления стало абреческое движение.
Одновременно в Чечне появляются новые социальные слои, возникшие как результат постепенного втягивания в общероссийский капиталистический рынок. Уже в начале XX в. чеченские нефтепромышленники очень заметны среди российских и зарубежных компаний, действующих в бурно растущем грозненском нефтепромышленном районе.
В составе российской армии появляются чеченские офицеры, в том числе и генералы, а национальные полки, укомплектованные преимущественно добровольцами, хорошо зарекомендовали себя в ряде войн, начиная с русско-турецкой войны 1876-1878 гг. и кончая первой мировой войной.

Чеченская республика в первой половине XX в.

Подавляющее большинство чеченцев с началом революционных событий 1917 г. поддержало большевиков, которые обещали горцам после завершения войны возврат земель на равнине и широкую внутреннюю автономию. Но как только на повестку дня были поставлены вопросы об отчуждении земли в пользу горцев, настроения казачьей среды в отношении советской власти стали резко враждебными. Решения местных органов советской власти спровоцировали на Тереке гражданскую войну, которая вспыхнула летом 1918 г.
23 июня 1918 г.терское казачество подняло мятеж против советской власти. В нем приняли участие не только богатые, но и трудовые слои казачества, которые защищали свою собственность — землю, свой образ жизни.
В августе 1918 г.в Грозном была сформирована Чеченская Красная армия под командованием Асланбека Шерипова. В ее рядах насчитывалось около трех тысяч человек. Именно благодаря действиям чеченских формирований белоказакам так и не удалось захватить важнейший экономический центр Северного Кавказа — город Грозный.
В 1922 г.образована Чеченская АО, в 1924 — Ингушская АО, которые в 1934 г. объединены в Чечено-Ингушскую АО (с 1936 г.— АССР). Однако обещанная чеченцам национальная автономия в условиях установившегося тоталитарного режима оказалась фикцией, а принудительная коллективизация, сопровождавшаяся массовыми репрессиями, привела к целому ряду антисоветских вооруженных выступлений в Чечне.

Чеченская республика в годы Великой Отечественной войны

1941 году началась Великая Отечественная война. Чечня, ставшая к тому времени Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республикой, не попала под оккупацию. В течение нескольких месяцев одного только 1941 года почти 30 тыс. чеченцев и ингушей отправились на фронт. Чеченцы и ингуши сражались на фронтах, участвовали в партизанской борьбе против фашистских захватчиков, нефтяная промышленность края, обеспечивая фронт бензином и смазочными материалами, работала с большим напряжением, сельское хозяйство смогло удержаться на довоенном уровне и снабжало армию продовольствием. Осенью 1942 года немецко-фашистские войска вторглись в западную часть республики, но уже в январе 1943 территория Чечено-Ингушской АССР была освобождена.
Между тем, в тылу бериевско-сталинская клика готовила расправу над народом.
23 февраля 1944 года 200 тысяч солдат и офицеров НКВД и Красной Армии провели войсковую операцию, в результате которой свыше полумиллиона чеченцев и ингушей оказались погруженными в товарные вагоны, доставившие через месяц зимней дороги несчастных пленников в Казахстан и Среднюю Азию. Холод, голод, тиф обрекли нахские народы на вымирание. Этому преступлению советского государства есть юридическое определение - геноцид. Но в отличие от фашистского геноцида сталинско-советсткий геноцид не получил осуждения, его исполнители не наказаны, последствия до сих пор не ликвидированы.
В 1944 году Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, население насильственно выселено.

Чеченская республика в послевоенные годы

Чечено-Ингушская автономия была восстановлена в феврале 1957 г.Но возвращение к родным очагам вовсе не означало восстановления традиционного образа жизни. К тому же многие так и не смогли вернуться на прежнее место жительства: жители высокогорных районов в принудительном порядке расселялись либо по казачьим станицам, либо по старым и новым чеченским селениям на равнине.
Чеченцы оказались в большинстве своем исключенными из экономической жизни восстановленной республики: скрытая безработица охватывала до 40 % трудоспособных чеченцев. Развал советской экономической системы в начале 90-х годовлишил средств к существованию большую часть чеченского общества, что предопределило взрывной и радикальный характер «чеченского кризиса».
В сентябре 1991 г.Общенациональный конгресс чеченского народа объявил о государственном суверенитете Чеченской Республики. В 1992 г.был учрежден пост президента. Эти акты не были признаны Российской Федерацией.
В декабре 1994 — августе 1996 гг. происходили военные действия между чеченскими вооруженными формированиями и федеральными войсками, введенными в Чечню для восстановления конституционного порядка.
В 1994 г.для республики было взято новое чеченское название — Ичкерия по названию горной части (ее жителей издавна зовут ичкеринцами).

23 февраля 1944 года началась операция «Чечевица»: депортация чеченцев и ингушей «за пособничество фашистским оккупантам» с территории Чечено-Ингушской АССР (ЧИАССР) в Среднюю Азию и Казахстан. ЧИАССР была упразднена, из её состава в Дагестанскую АССР передали 4 района, в Северо-Осетинскую АССР - один район, на остальной территории создали Грозненскую область.

Операция () была проведена под руководством наркома внутренних дел СССР Лаврентия Берии. Выселение чечено-ингушского населения было проведено без особых проблем. В ходе операции было убито 780 человек, арестовано 2016 «антисоветского элемента», изъято более 20 тыс. единиц огнестрельного . В Среднюю Азию было отправлено 180 эшелонов с общим количеством переселяемых 493 269 человек. Операция была проведена очень эффективно и показала высокое мастерство управленческого аппарата Советского Союза.



Нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия. Он утвердил «Инструкцию о порядке проведения выселения чеченцев и ингушей», прибыл в Грозный и лично руководил операцией

Предпосылки и причины наказания

Надо сказать, что ситуация в Чечне была сложной уже во время революции и Гражданской войны. Кавказ в этот период охватила настоящая кровавая смута. Горцы получили возможность вернуться к привычному «ремеслу» - грабежу и бандитизму. Белые и красные, занятые войной с друг другом, не могли в этот период навести порядок.

Тяжелой была ситуация и в 1920-е годы. Так, «Краткий обзор бандитизма в Северо-Кавказском военном округе, по состоянию на 1 сентября 1925 года» сообщает: «Чеченская автономная область является очагом уголовного бандитизма… В массе своей чеченцы склонны к бандитизму, как к главному источнику легкой наживы, чему способствует большое наличие оружия. Нагорная Чечня является убежищем для наиболее закоренелых врагов Советской власти. Случаи бандитизма со стороны чеченских банд не поддаются точному учёту» (Пыхалов И. За что Сталин выселял народы. М., 2013).

В других документах, можно обнаружить схожие характеристики. «Краткий обзор и характеристика существующего бандитизма на территории IX-го стрелкового корпуса» от 28 мая 1924 года: «Наиболее склонны к бандитизму ингуши и чеченцы. Они же менее лояльны к советской власти; сильно развито национальное чувство, - воспитываемое религиозными учениями, особенно враждебны к русским - гяурам». Выводы авторы обзора сделали верные. По их мнению, основными причинами развития бандитизма среди горцев были: 1) культурная отсталость; 2) полудикие нравы горцев, склонных к лёгкой наживе; 3) экономическая отсталость горского хозяйства; 4) отсутствие твердой власти на местах и политико-просветительной работы.

Информационный обзор штаба IX-го стрелкового корпуса о развитии бандитизма в районах расположения корпуса Кабардино-Балкарской АО, Горской ССР, Чеченской АО, Грозненской губернии и Дагестанской ССР в июле-сентябре 1924 года: «Чечня является букетом бандитизма. Количество главарей и непостоянных бандитских шаек, совершающих грабежи, главным образом, на соседних с Чеченской областью территориях, не поддаётся учёту».

Для борьбы с бандитами в 1923 году провели локальную войсковую операцию, но её оказалось недостаточно. Особенно обострилась ситуация в 1925 году. При этом надо отметить, что бандитизм в Чечне в этот период носил чисто уголовный характер, идейного противостояния под лозунгами радикального ислама не наблюдалось. Жертвами грабителей становилось русское население из сопредельных с Чечнёй районов. Страдали от чеченских бандитов и дагестанцы. Но, в отличие от русских казаков, оружие у них советская власть не отняла, поэтому дагестанцы могли отбивать грабительские рейды. По старой традиции подвергалась грабительским набегам и Грузия.

В августе 1925 года началась новая широкомасштабная операция по зачистке Чечни от бандформирований и изъятию оружия у местного населения. Привыкшие к слабости и мягкости советских властей, чеченцы первоначально готовились к упорному сопротивлению. Однако на этот раз власти действовали жестко и решительно. Чеченцы были потрясены, когда на их территорию вошли многочисленные войсковые колонны, усиленные артиллерией и авиацией. Операция проходила по типовой схеме: враждебные аулы окружали, передавали требование выдать бандитов и оружие. При отказе начинали пулемётно-артиллерийский обстрел и даже удары с воздуха. Саперы уничтожали дома главарей бандформирований. Это вызывало перелом в настроении местного населения. О сопротивлении, даже пассивном, больше не думали. Жители аулов сдавали оружие. Поэтому жертвы среди населения были небольшими. Операция была успешной: захватили всех крупных бандитских главарей (всего арестовали 309 бандитов, из них 105 расстреляли), изъяли большое количество оружия, боеприпасов - более 25 тыс. винтовок, более 4 тыс. револьверов и т. д. (Надо отметить, что теперь все эти бандиты реабилитированы как «невинные жертвы» сталинизма.) На некоторое время Чечня была успокоена. Жители продолжали сдавать оружие и после завершения операции. Однако успех операции 1925 года не был закреплен. На ключевых позициях в стране продолжали сидеть явные русофобы, имеющие связи с заграницей: Зиновьев, Каменев, Бухарин и т. д. Политика борьбы с «великорусским шовинизмом» продолжалась вплоть до начала 1930-х годов. Достаточно сказать, что Малая советская энциклопедия расхваливала «подвиги» Шамиля. Казаки были лишены прав, «реабилитация» казачества началась только в 1936 году, когда Сталин смог отодвинуть от власти основные группы «троцкистов-интернационалистов» (тогдашняя «пятая колонна» в СССР).

В 1929 году в состав Чечни включили такие чисто русские территории, как Сунженский округ и город Грозный. В Грозном по переписи 1926 года проживало только около 2% чеченцев, остальные жители города были русскими, малороссами и армянами. Даже татар в городе было больше, чем чеченцев, - 3,2%.

Поэтому не удивительно, что как только в СССР возникли очаги нестабильности, связанные с «перегибами» в ходе коллективизации (местный аппарат, который проводил коллективизации, во многом состоял из «троцкистов» и сознательно разжигал в СССР смуту), в 1929 году в Чечне вспыхнуло крупное восстание. В докладе командующего войсками СКВО Белова и члена РВС округа Кожевникова подчёркивалось, что пришлось дело иметь не с отдельными бандитскими выступлениями, а «прямым восстанием целых районов, в котором почти всё население принимало участие в вооружённом выступлении». Восстание было подавлено. Однако его корни не были ликвидированы, поэтому в 1930 году провели ещё одну войсковую операцию.

Не успокоилась Чечня и в 1930-е годы. Весной 1932 года вспыхнуло новое крупное восстание. Бандформирования смогли блокировать несколько гарнизонов, но вскоре были разбиты и рассеяны подошедшими частями Красной Армии. Следующее обострение ситуации произошло в 1937 году. С этого пришлось активизировать борьбу с бандитскими и террористическими группами в республике. В период с октября 1937 года по февраль 1939 года на территории республике действовало 80 группировок общей численностью 400 человек, ещё более 1 тыс. бандитов находились на нелегальном положении. В ходе предпринятых мер бандитское подполье было зачищено. Арестовали и осудили более 1 тыс. человек, изъяли 5 пулеметов, более 8 тыс. винтовок и другое оружие и боеприпасы.

Однако затишье не было долгим. В 1940 году бандитизм в республике снова активизировался. Большинство банд пополнялось за счёт беглых преступников и дезертиров Красной Армии. Так, с осени 1939 года по начало февраля 1941 года из РККА дезертировало 797 чеченцев и ингушей.

Во время Великой Отечественной войны чеченцы и ингуши «отличились» массовым дезертирством и уклонением от службы в армии. Так, в докладной записке на имя наркома внутренних дел Лаврентия Берия «О положении в районах Чечено-Ингушской АССР», составленной заместителем наркома госбезопасности, комиссаром госбезопасности 2-го ранга Богданом Кобуловым от 9 ноября 1943 года сообщалось, что в январе 1942 года при комплектовании национальной дивизии удалось призвать только 50% личного состава. Ввиду упорного нежелания коренных жителей ЧИАССР идти на фронт, формирование чечено-ингушской кавалерийской дивизии так и не было завершено, тех, кого удалось призвать, направили в запасные и учебные части.

В марте 1942 года из 14576 человек дезертировало и уклонилось от службы 13560 человек. Они перешли на нелегальное положение, ушли в горы, присоединились к бандам. В 1943 году из 3 тыс. добровольцев дезертировало 1870 человек. Что понять огромность этой цифры, стоит сказать, что находясь в рядах РККА, в годы войны погибло и пропало без вести 2,3 тыс. чеченцев и ингушей.

Одновременно во время войны в республике пышным цветом расцвёл бандитизм. С 22 июня 1941 по 31 декабря 1944 года на территории республики было отмечено 421 бандитское проявление: нападения и убийства на бойцов и командиров РККА, НКВД, советских и партийных работников, нападения и ограбления государственных и колхозных учреждений и предприятий, убийства и ограбление простых граждан. По числу нападений и убийств командиров и бойцов Красной Армии, органов и войск НКВД ЧИАССР в этот период немного уступила только Литве.

За этот же период времени в результате бандитских проявлений было убито 116 человек, а в ходе операций против бандитов погибло 147 человек. При этом было ликвидировано 197 банд, убито 657 бандитов, 2762 захвачено, 1113 явились с повинной. Таким образом, в рядах бандформирований, которые воевали против Советской власти, погибло и было арестовано намного более чеченцев и ингушей, чем тех которые погибли и пропали без вести на фронте. Нельзя также забывать о том факте, что в условиях Северного Кавказа бандитизм был невозможен без поддержки местного населения. Поэтому пособниками бандитов была значительная часть населения республики.

Что интересно, в этот период Советской власти приходилось бороться в основном с молодой бандитской порослью - выпускниками советских школ и вузов, комсомольцами и коммунистами. К этому времени ОГПУ-НКВД уже выбило старые кадры бандитов, воспитанных в Российской империи. Однако молодежь пошла по стопам отцов и дедов. Одним из таких «молодых волков» был Хасан Исраилов (Терлоев). Он в 1929 году вступил в ВКП (б), поступил в Комвуз в Ростове-на-Дону. В 1933 году был отправлен в Москву в Коммунистический университет трудящихся Востока им. Сталина. После начала Великой Отечественной войны Исраилов вместе со своим братом Хусейном перешел на нелегальное положение и начал подготовку всеобщего восстания. Начало восстания планировалось на 1941 год, но затем его перенесли на начало 1942 года. Однако из-за низкого уровня дисциплины и отсутствия хорошей связи между повстанческими ячейками, ситуация вышла из под контроля. Скоординированного, одновременного восстания не состоялось, вылившись в выступления отдельных групп. Разрозненные выступления подавили.

Исраилов не сдался и начал работу по партийному строительству. Основным звеном организации были аулкомы или троки-пятёрки, проводившие антисоветскую и повстанческую работу на местах. 28 января 1942 года Исраилов провел в Орджоникидзе (Владикавказ) нелегальное собрание, которое учредило «Особую партию кавказских братьев». Программа предусматривала учреждение «свободной братской Федеративной республики государств братских народов Кавказа по мандату Германской империи». Партия должна была бороться с «большевистским варварством и русским деспотизмом». Позднее, для того, чтобы подстроиться под гитлеровцев Исраилов преобразовал ОПКБ в «Национал-социалистическую партию кавказских братьев». Её численности достигла 5 тыс. человек.

Кроме того, в ноябре 1941 года была учреждена «Чечено-горская национал-социалистическая подпольная организация». Её лидером был Майрбек Шерипов. Сын царского офицера и младший брат героя Гражданской войны Асланбека Шерипова, Майрбек вступил в ВКП (б), и в 1938 году был арестован за антисоветскую пропаганду, но в 1939 году его отпустили за недоказанностью вины. Председатель Леспромсовета ЧИАССР осенью 1941 года перешел на нелегальное положение и начал объединять вокруг себя главарей бандформирований, дезертиров, беглых преступников, а также установил связи с религиозными и тейповыми лидерами, склоняя их к восстанию. Основная база Шерипова была в Шатоевском районе. После приближения фронта к границам республике, в августе 1942 года Шерипов поднял крупное восстание в Итум-Калинском и Шатоевском районах. 20 августа повстанцы окружили Итум-Кале, но взять селение не смогли. Небольшой гарнизон отбил атаки бандитов, а подошедшее подкрепление обратило чеченцев в бегство. Шерипов попытался соединиться с Исраиловым, но в ходе спецоперации был уничтожен.

В октябре 1942 года восстание поднял немецкий унтер-офицер Реккерт, заброшенный в августе в Чечню во главе разведывательно-диверсионной группы. Он установил связь с бандой Сахабова и при содействии религиозных авторитетов завербовал до 400 человек. Отряд был снабжен оружием, сброшенным с немецких самолетов. Диверсанты смогли поднять на восстание некоторые аулы Веденского и Чеберлоевского районов. Однако власти быстро подавили это выступление. Реккерта уничтожили.

Горцы внесли и посильный вклад в военную мощь Третьего рейха. В сентябре 1942 года в Польше были сформированы три первых батальона Северо-Кавказского легиона - 800-й, 801-й и 802-й. При этом в 800-м батальоне имелась чеченская рота, в 802-м - две роты. Численность чеченцев в немецких вооруженных силах была небольшой ввиду массового дезертирства и уклонения от службы, число чеченцев и ингушей в рядах РККА была небольшой. Поэтому и пленных горцев была мало. Уже в конце 1942 года 800-й и 802-й батальоны отправили на фронт.

Почти одновременно в Миргороде Полтавской области начинают формировать 842-й, 843-й и 844-й батальоны Северо-Кавказского легиона. В феврале 1943 года их отправили в Ленинградскую область для борьбы с партизанами. В это же время в местечке Весола формируют батальон 836-А (буква «А» означала «айнзатц» - уничтожение). Батальон специализировался на карательных операциях и оставил длинный кровавый след в Кировоградской, Киевской областях и во Франции. В мае 1945 года остатки батальона были пленены британцами в Дании. Горцы просили британского подданства, но были выданы СССР. Из 214 чеченцев 1-й роты 97 привлекли к уголовной ответственности.

По мере приближения фронта к границам республики немцы стали забрасывать на территорию ЧИАССР разведчиков и диверсантов, которые должны были подготовить почву для масштабного восстания, совершать диверсии и теракты. Однако наибольшего успеха достигла только группа Реккера. Чекисты и армия действовали оперативно и предотвратили восстание. В частности, неудача постигла группу обер-лейтенанта Ланге, заброшенную 25 августа 1942 года. Преследуемый советскими подразделениями, обер-лейтенант с остатками своей группы, с помощью проводников-чеченцев, был вынужден перейти через линию фронта обратно к своим. Всего немцы забросили 77 диверсантов. Из них 43 было обезврежено.

Немцы даже подготовили «наместника Северного Кавказа - Османа Губе (Осман Сайднуров). Осман в Гражданскую войну воевал на стороне белых, дезертировал, жил в Грузии, после её освобождения Красной Армией, бежал в Турцию. После начала войны прошел курс обучения в немецкой разведшколе и поступил в распоряжение военно-морской разведки. Губе-Сайднурову, для повышения авторитета среди местного населения, даже разрешили называть себя полковником. Однако планы по разжиганию восстания среди горцев провалились - чекисты схватили группу Губе. Во время допроса несостоявшийся кавказский гауляйтер сделал весьма интересное признание: «Среди чеченцев и ингушей я без труда находил нужных людей, готовых предать, перейти на сторону немцев и служить им».

Интересен и тот факт, что местное руководство внутренних дел фактически саботировало борьбу с бандитизмом и переходило на сторону бандитов. Возглавлявший НКВД ЧИАССР капитан госбезопасности Султан Албогачиев, ингуш по национальности, саботировал деятельность местных чекистов. Албогачиев действовал в связке с Терлоевым (Исраиловым). Предателями оказались и многие другие местные чекисты. Так, изменниками были начальники райотделов НКВД: Старо-Юртовского - Эльмурзаев, Шароевского - Пашаев, Итум-Калинского - Межиев, Шатоевского - Исаев и т. д. Множество предателей оказалось и среди рядовых сотрудников НКВД.

Схожая картина была и в среде местного партийного руководства. Так, при приближении фронта бросили работу и бежали 16 руководителей райкомов ВКП (б) (в республике было 24 района и город Грозный), 8 руководящих работников райисполкомов, 14 председателей колхозов и другие члены партии. Видимо, те, кто остался на своих местах, просто были русскими или «русскоговорящими». Особенно «прославилась» парторганизация Итум-Калинского района, где в бандиты подался весь руководящий состав.

В результате в годы тяжелейшей войны республику охватила эпидемия массового предательства. Чеченцы и ингуши полностью заслужили своё наказание. Причём надо отметить, что по законам военного времени Москва могла покарать многие тысячи бандитов, предателей и их пособников намного жестче, вплоть до расстрела и длительных сроков тюремного заключения. Однако мы в очередной раз видим пример гуманизма и великодушия сталинского правительства. Чеченцев и ингушей выселили, отправили на перевоспитание.

Психологическая особенность проблемы

Многие нынешние граждане западного мира, да и России, не в состоянии понять, как можно наказать целый народ за преступления отдельных его групп и «отдельных представителей». Они исходят из своих представлений об окружающем мире, когда их окружает в целом мир индивидуалистов, атомизированных личностей.

Западный мир, а затем и Россия, после индустриализации утратили структуру традиционного общества (по сути, крестьянского, аграрного), связанного общинными связями, круговой порукой. Запад и России перешли на иной уровень цивилизации, когда каждый человек отвечает только за свои преступления. Однако, при этом европейцы забывают, что на планете по-прежнему существуют области и регионы, где преобладают традиционные, родоплеменные отношения. Таким регионом является и Кавказ, и Средняя Азия.

Там люди связаны семейными (включая большие патриархальные семьи), клановыми, племенными отношениями, а также землячеством. Соответственно, если человек совершает преступление, за него отвечает и наказывает его местная община. В частности, поэтому на Северном Кавказе редки изнасилования местных девушек, родственники при поддержке местной общины просто «зароют» преступника. Милиция закроет на это глаза, так она состоит из «своих людей». Однако, это не значит, что «чужие» девушки, за которыми не стоит сильный род, община, в безопасности. «Джигиты» могут себя вольно вести и на «чужой» территории.

Круговая порука - это яркая отличительная черта любого общества, находящего на родоплеменной стадии развития. В таком обществе нет случая, о котором не знало бы всё местное население. Нет скрывающегося бандита, убийцы, о месте расположения которого не знают местные. Ответственность за преступника несёт весь род и поколение. Такие взгляды очень сильны и сохраняются из века в век.

Такие отношения были характерны для эпохи родоплеменных отношений. В период Российской империи, а ещё сильнее в годы Советского Союза, Кавказ и Средняя Азия подверглись сильному цивилизационному, культурному влиянию русского народа. Городская культура, индустриализация, мощная система воспитания и образования оказали на эти регионы сильнейшее влияние, они начали переход от родоплеменных отношений к более передовому обществу городского индустриального типа. Если бы СССР существовал ещё несколько десятилетий, переход был бы завершен. Однако СССР разрушили. Северный Кавказ и Средняя Азия не успели завершить переход к более развитому обществу, и начался быстрый откат в прошлое, архаизация социальных отношений. Всё это происходило на фоне деградации системы образования, воспитания, науки и народного хозяйства. В итоге мы получили целые поколения «новых варваров», спаянных семейными, родовыми традициями, волны которых постепенно захлестывают российские города. Причем они смыкаются с местными «новыми варварами», которых плодит деградировавшая (сознательно упрощенная) российская система образования.

Таким образом, необходимо ясно осознавать тот факт, что Сталин, который отлично знал особенности этнопсихологии горских народностей с её принципами круговой поруки и коллективной ответственности всего рода за преступление, совершенное его членом, так как сам был с Кавказа, совершенно правильно наказал целый народ (несколько народов). Если бы местное общество не поддерживало гитлеровских пособников и бандитов, то первых коллаборационистов передавили бы сами местные жители (или сдали бы властям). Однако чеченцы сознательно пошли на конфликт с властью, и Москва их наказала. Все разумно и логично - за преступления необходимо отвечать. Решение было справедливым и даже в некотором отношении мягким.

Сами горцы тогда знали, за что их наказывают. Так, среди местного населения тогда ходили следующие слухи: «Советская власть нам не простит. В армии не служим, в колхозах не работаем, фронту не помогаем, налогов не платим, бандитизм кругом. Карачаевцев за это выселили - и нас выселят».

В ноябре 1920 г. Съезд народов Терской области провозгласил создание Горской АССР со столицей во Владикавказе в составе шести административных округов, одним из которых был Чеченский национальный округ.

Был образован также Сунженский казачий округ в составе Горской АССР.

Во время Гражданской войны в России несколько русских слобод в крупных чеченских селах, а также казачьих станиц на Сунже были уничтожены чеченцами и ингушами, их жители были убиты. Советская власть, нуждаясь в поддержке горских народов против Добровольческой армии Деникина и союзных ей казаков, «вознаградила» чеченцев, отдав им часть Терско-Сунженского междуречья

В сентябре 1920 г. в горных районах Чечни и Северного Дагестана началось антисоветсткое восстание, которое возглавил Нажмудин Гоцинский и внук имама Шамиля - Саид-бей. Повстанцы в в течение нескольких недель смогли установить контроль над многими районами. Советским войскам удалось освободить Чечню от повстанцев лишь в марте 1921 г.

30 ноября 1922 года Чеченский НО был преобразован в Чеченская автономная область. В начале 1929 года к Чеченской АО были присоединены Сунженский казачий округ и город Грозный, ранее имевший особый статус

Весной 1923 г. чеченцы бойкотировали выборы в местные советы и разгромили избирательные участки в некоторых населённых пунктах, протестуя против стремления центральных органов навязать им своих представителей на выборах. На подавление волнений была направлена дивизия НКВД, усиленная отрядами местных активистов.

Волнения были подавлены, но происходили непрерывные нападения на приграничные с Чечней районы с целью грабежей и угона скота. Это сопровождалось захватом заложников и обстрелами крепости Шатой. Поэтому в августе-сентябре 1925 г. была проведена очередная, более масштабная войсковая операция по разоружению населения. В ходе этой операции был арестован Гоцинский.

В 1929 г. многие чеченцы отказались от поставки хлеба государству. Они требовали прекращения хлебозаготовок, разоружения и удаления с территории Чечни всех хлебозаготовителей. В связи с этим оперативная группа войск и подразделения ОГПУ в период с 8 по 28 декабря 1929 г. провели войсковую операцию, в результате которой были обезврежены вооруженные группы в селениях Гойты, Шали, Самби, Беной, Цонторой и других.

Но противники Советской власти усилили террор в отношении партийно-советского актива и развернули антисоветское движение в более широком масштабе. В связи с этим в марте-апреле 1930 г. была проведена новая войсковая операция, что ослабило активность противников Советской власти, но ненадолго.

В начале 1932 года в связи с коллективизацией в Чечне вспыхнуло масштабное восстание, в котором на этот раз приняли участие и значительная часть русского населения надтеречных казачьих станиц. Оно было подавлено в марте 1932 г., при этом целые аулы были депортированы за пределы Северного Кавказа.

15 января 1934 года Чеченская автономная область была объединена с Ингушской автономной областью в Чечено-Ингушскую автономную область. В органах власти ЧИ АССР преобладали русские из-за существования крупных городов с преобладающим русским населением (города Грозный, Гудермес и др

P.S. Согласно Большой Советской Энциклопедии в 1920 году среди чеченцев было 0,8 % грамотных, а к 1940 году грамотность среди чеченцев составляла 85 %