Час зимних игр и забав. Классный час "зима и здоровье человека". И, кажется, что вечно лежат снегов стога

Классный час.

ЗИМУШКА-ЗИМА.

Цель : расширение кругозора учащихся, воспитание любви к природе, привитие любви к русской поэзии, воспитание чувства прекрасного, развитие познавательной активности.

Оборудование: рисунки на тему "Зима", карточки с пословицами, карточки со словами: декабрь, январь, февраль, студень, ветрозвон, лютовей, просинец, сечень, межень, снежень, ветродуй, бокогрей, письма от сказочных героев, кроссворд, выставка книг о зиме.

1. Вступительное слово учителя.

Вот север тучи, нагоняя,

Дохнул, завыл

И вот сама -

Идет волшебница зима.

О каком времени года говорится в этом четверостишье?

Сегодня классный час мы посвятим этому чудесному удивительному времени года - зиме. (Хотя за окном нет снега, пасмурно, грустно, но с помощью ваших ответов, рисунков, сообщений, картин мы попадем с вами в зимнюю сказку и как обещают нам синоптики в конце января установится настоящая морозная и снежная зима.)

Поднимите руку, кому нравится это время года? Почему вы любите зиму?

(Стук в дверь)

Ребята, посмотрите, сколько писем пришло нашему классу.

1 письмо от Слоненка: Здравствуйте, ребята! Я живу в жаркой Африке. У нас никогда не бывает зимы. А мне очень хочется узнать о зиме, о зимних явлениях, о том, когда наступает у вас зима?

Ребята, чтобы вы рассказали о зиме слоненку?

1 ученик: По календарю зима длится 3 месяца: декабрь, январь, февраль. Но по календарю метеорологов зиме отводится около пяти месяцев, то есть все то время, когда температура воздуха держится ниже ноля градусов.

2 ученик: Народный же Месяцеслов считает, что зима начинается с заморозков, а заканчивается капелью.

3 ученик: Коренная зима - трех месяцев владыка. Узнайте, о каком месяце зимы говорится в загадке:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь)

Учитель: По каким признакам вы узнали, что это декабрь?

(Самые короткие дни в декабре, самые длинные ночи в декабре, Новый год 1 января после декабря.)

Кто из вас знает, что это за день - 22 декабря - день зимнего солнцестояния, самый короткий день, самая длинная ночь. А теперь дни прибавляются, а ночи уменьшаются.

4 ученик: А теперь отгадайте мою загадку:

Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду - упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

Учитель: - По каким признакам вы определили? (холодно стало, повернуло солнце к лету, т.е. солнце светить стало ярче.)

Каково птицам в это время года? (им трудно.)

Что для них страшнее голод или холод?

У кого есть кормушки?

Не забудьте покормить птиц зимой.

5 ученик:

Снег мешками валит с неба

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

А сейчас ребята расскажут об этих месяцах.

1 ученик: Свое нынешнее имя декабрь получил в Древнем Риме от латинского слова "децем", что значит десять, т.к. он был десятым месяцем года. В России декабрь занял свое

двенадцатое по счету место в 1799 году, более двести лет назад. Этот месяц в народе называют студень: на всю зиму землю студит.

2 ученик: В русских говорах декабрь величают поэтически: ветрозвон, ветрозим, заморозь - первый месяц зимы с морозами, холодными ветрами и снегопадами. Декабрь ветром гнет, глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет - лютует, потому и лютень. В декабре замерзают реки, поэтому он еще и ледостав. В этом месяце год кончается, а зима начинается. Декабрь - полночь года, самый теплый месяц, шапка зимы.

3 ученик: Всегда ли январь год начинал? Открывать год январь стал на Руси сравнительно недавно. Древние славяне, например, Новый год справляли 1 марта, а затем стали отмечать 1 сентября. Но более трехсот лет назад по указу Петра Первого Новый год стали отмечать 1 января. И про январь сложили пословицу: "Январь батюшка году начало, зиме середина". Январь - самый холодный месяц года, крыша зимы. У января есть древнее русское имя "просинец". Потому что небо в январе проясняется, показывает свою синеву.

4 ученик: В Древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он "сечень", отсекающий год. Еще называли февраль "межень" - межа, т.е. граница между зимой и весной, февраль - "снежень" и "лютень" - от обильных снегопадов и лютых морозов. Из-за частых метелей и вьюг называли его "ветродуем". Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца - "бокогрей", потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце.

Учитель: Спасибо, ребята! Я считаю, что вы дали представление слоненку о зиме.

2 письмо нам прислал Медвежонок Мишутка.

"Ребята, я вам составил кроссворд, разгадайте его, по вертикали должно получиться зимнее слово."

1. Меньше тигра, больше кошки,

На ушах кисти-рожки.

С виду кролик, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь!

И ему не крикнешь:"брысь!"

Потому что это … (рысь)

2. Он слетает белой стаей

И сверкает на лету

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (снег)

3. Кто осенью спать ложится,

А весной встает? (медведь)

4. Жил я посреди двора, Где играла детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (снеговик)

5. Что вниз головой растет? (сосулька)

6. Без рук, без ног двери открывает? (ветер)

7. За белой дверцей стужа, лед,

Там Дед Мороз, друзья, живет. (холодильник)

8. Пришла из леса птичница в рыжей шубке кур посчитать. (лисичка)

9. Белой стайкой мошкара

Вьется, кружится с утра,

Не пищат и не кусают,

Просто так себе летают. (снежинки)

10. Скачет по лесу то взад, то вперед,

Воет, гудит и деревья трясет. (вьюга)

Молодцы, ребята!

Учитель: Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье метели можно и сказки послушать, и книги почитать. А сколько у зимы придумано пословиц! Их у зимы множество. И в письме, которое нам прислал ёжик есть задание: Собери пословицу и объясни ее смысл.

Много снега - много хлеба.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

В феврале два друга - мороз да вьюга.

Готовь сани летом, а телегу - зимой.

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Мороз не велик, а стоять не велит.

В конце декабря солнце на лето, зима на мороз поворачивается.

Многие поэты посвящали свои стихи этому чудесному времени года.

И последнее письмо от зайчонка Коськи. Он хочет проверить вас. А знаете ли вы стихи о зиме?

Я читаю начало стихотворения, а вы продолжите. И кто автор этого стихотворения?

1. Белая береза

Под моим окном.

(С.Есенин "Береза")

2. Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи.

(Н.Некрасов. Отрывок из поэмы "Мороз-Красный нос")

3. Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя.

(А.Пушкин "Зимний вечер")

5. Вот моя деревня

Вот мой дом родной.

(Иван Зах.Суриков "Вот моя деревня")

Наши древние предки были наблюдательны и знали, что по поведению животных и состоянию природы можно определить предстоящую погоду, и каким будет лето. Так создавались приметы.

Прочитаем их.

Дым из трубы столбом - к морозу, дым из трубы стелется по земле без ветра - к снегу или дождю.

Кошка мордочку прячет - к морозу, стенку царапает к непогоде, лежит брюхом вверх - к теплу.

Курица стоит на одной ноге - к стуже.

Зима снежная - лето дождливое; если зимой тепло - летом холодно.

Зима морозная - лето жаркое.

Если январь сухой и морозный, то лето - сухое и жаркое.

Февраль холодный и сухой - август жаркий.

Если звезды блестят ярко - к морозу.

Мало звезд на небе - к ненастью (метелям).

Кошка на печи - к морозу, кошка на полу - к теплу.

Ворона ходит по дороге - к теплу.

Так что наблюдайте и запоминайте.

Выставка книг.

Задание: Кто желает напишите слоненку письмо и расскажите ему о зимних играх, забавах, явлениях природы, можете в письме нарисовать снежинку, снеговика и т.д.


Классный час на тему «Зимние праздники»

1 класс

Цель: познакомить учащихся с праздниками зимы, их особенностями и историей; развивать любознательность, аналитические способности, критичность мышления, память; воспитывать чувство коллективизма, духовность, формировать умение работать в группах.

Оборудование: компьютер, аудиозаписи песен, презентации, реквизит для игр (снежки), письма-шаблоны, карандаши, фломастеры.

Действующие лица: снеговик, зима, снежинки, ведущий.

Предварительная работа: разучивание песни «Кабы не было зимы».

Ход мероприятия

1. Звучит музыка из цикла «Времена года» - Зима.

Ведущий: Сегодня к нам на занятие пришла необычная гостья. Мы так давно её ждали. А кто это, вы узнаете, если загадку отгадаете.

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.

Кто же в этом виноват

Разукрасил всё подряд? (Зима)

Входит зима: Здравствуйте, ребята. Как же долго я к Вам добиралась. Что-то я не вижу радости на ваших лицах, иль не рады вы мне вовсе? Не хотите на санях кататься, в снежки играть, снеговика лепить, замки снежные строить? (Ответы детей)

Но пришла я не одна, а со всей своей свитой:

Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная ……..(снежинка). Забегают снежинки.

Танец снежинок «Белые снежинки кружатся с утра..» (Дети повторяют движения снежинок»)
Белые снежинки кружатся с утра, (кружатся вокруг себя)
Выросли сугробы посреди двора. (показывают высокие сугробы руками)
Стала от снежинок улица светлей, (поднимают и разводят руки вверх)
Только одеваться нужно потеплей. (показывают холод)
Просто невозможно зиму не любить, (ручки на сердечко)
Скоро будем бабу снежную лепить. (имитируют движения лепки снеговика)
Если на прогулке в снег мы упадем, (резко приседают)
Встанем, отряхнемся и опять пойдем. (отряхиваются, ходьба на месте).

Ведущий: Мы не зря тебя позвали

Вот что мы хотеть узнали

Что за праздники таишь?...

Отчего же ты молчишь

Зима: Так и быть, вам расскажу, всё по полкам разложу,

Только помощь мне нужна. Позовём снеговика?

(Дети зовут «снеговик») Выходит снеговик

Снеговик: всем салют! Привет друзья! Вы не ждали? Вот и я!

Зима: Дружок, мой, снеговик, расскажи-ка ты деткам о моих праздниках.

Снеговик: Я бы с удовольствием, зимушка, но пока на улице стоял, солнце в голову напекло, и совсем забыл что, зачем, да как…Но я попробую..Значит 19 января наступает праздник Святого Рождества, 31 февраля Старый год, а 7 декабря Рождество Христово…

Зима (перебивая): ой-ёёй, совсем ты всё напутал. Неправильно ты всё говоришь.

Снеговик (чешет затылок): да, правильно же ребята? (Нет-кричат дети)

Зима : Садись, снеговик и слушай внимательно да запоминай. Снежинки, помогите мне, доченьки мои.

Зима: Расскажу, пожалуй, Вам, ребята о моих самых больших трёх праздниках. Первый приходит 19 декабря и именуется «Праздником Святого Николая». А знаете ли вы отчего такое название? (Предположения детей)

Снежинка № 1. Рассказ + презентация о празднике.

Святой Николай жил в 4 веке. Его родители были уже стариками, когда он появился на свет. Их молитвы Господу помогли, и у них появился сын. С раннего детства он отличался любовью к ближнему. Слава о его делах была велика, поэтому ещё молодым человеком его назначили епископом. Он поселился в городе Измир в Греции (теперь это территория Турции). Святой Николай был богат, и всячески помогал бедным, и всегда делал это тайно - подкладывая подарки в окна.

И вот как-то раз, желая помочь бедной семье, в которой были три дочери, их никто не хотел брать в жены из-за отсутствия приданного. Святой Николай подбросил им под Рождество три мешочка с золотыми монетами. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.) Но как-то раз однажды все окна в доме не оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.

Другая легенда гласит, что золотые монетки подкинутые им в трубу попали в висящие у печки сохну вшие носки. Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

Однако Святой Николай прославился не только своими тайными дарами, но и чудесами, который творил и при жизни и после смерти.

Святого Николая считали своим заступником моряки и рыбаки. Он оказывал покровительство похищенным и погубленным детям: находил их и возвращал к жизни. Существовало предание, что в праздник Святого Николая епископ раздавал подарки, но только послушным детям, а шалунов наказывал.

Зима: Надеюсь, что в этом классе шалунов нет, или совсем чуть-чуть. А давайте-ка проверим.

Игра «Это я»: Это я, это я, это все мои друзья.

Кто обещает не лениться, а только хорошо учиться?

Кто опрятный и весёлый рано утром мчится в школу?

У кого всегда в порядке ручки, книжки и тетрадки?

Кто в постели целый день и кому учиться лень?

А скажите мне ребятки, кто утром делает зарядку?

Кто друзей не обижает, маме дома помогает?

Кто на прошлой перемене развязал косички Лене?

Кто бежал по коридору, зацепил карниз и штору?

Кто уроки выполняет и дневник не забывает?

Кто поможет всем вокруг, настоящий кто здесь друг?

Хорошо,ребята, значит ждите подарков от Святого Николая.

Зима: второй мой самый главный праздник это праздник подарков, салютов, бенгальских огней, осуществления желаний. Догадались? Новый год! Он приходит в ночь с 31 декабря по 1 января.

Снежинка №2. Рассказ +презентация о празднике.

Традиция отмечать начало нового года уходит своими корнями в далекое прошлое. У древних народов празднование Нового года обыкновенно совпадало с началом весны и полевых работ.

В России, со времен введения христианства, также начинали год или в марте или, реже, в день святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года, 1 сентября. В этот день было велено платить дань, пошлины и различные оброки.

Накануне 1700 года Петр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю - 1 января. Петр повелел всем москвичам украсить свои дома и большие проезжие улицы сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветвями. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Петр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Началось празднование Нового года «по всей Белокаменной»: палили из пушек, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка, полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер. Люди наряжают ёлку, под неё кладут подарки. С тех пор этот праздник прочно закрепился в российском календаре.

Снеговик: Ой, да это же мой любимый праздник. Как я мог о нём забыть?

А какие вы знаете новогодние традиции, ребята? (Ответы детей)

А давайте прямо сейчас напишем письмо Деду Морозу. Подумайте, чего вы больше всего на свете желаете. (Раздаются письма-шаблоны, дети записывают). Снеговик собирает в сумку-почту.

Теперь ваши письма в надёжных руках, я в самом скором времени отправлюсь в гости к Дедушке Морозу и передам их ему. Правда, своё желание ещё не придумал….Эх, чтобы мне такое загадать? Хочу новую морковку, нет…Новый шарф, тоже не то…Голубые глаза вместо этих карих,нет…Ладно, пойду подумаю пока, а ты зимушка продолжай свой рассказ. (уходит за кулисы)

Зима : с 6 на 7 января наступает самый главный праздник всех христиан - это Рождество Христово. Это было давным-давно, в городе Вифлееме в одну чудную невероятную ночь…(параллельно включаются слайды презентации)

Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле иудейской всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем . Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец - Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришил поклониться Ему. И, се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Снежинки поют песню «Рождество- это праздник света».

Снежинка: Ребята, я надеюсь, что мы вам многое поведали. Интересно,всё ли вы запомнили. А давайте-ка проверим. У меня есть волшебные снежки. На каждом снежке вопрос. Я буду их бросать, а вы ловите и отвечайте на вопрос.

1. Когда отмечают праздник Святого Николая?

3.Где родился Иисус Христос?

4. Почему Николая прозвали Святым?

5.Когда раньше отмечали Новый Год?

6.Где светила звезда, указывающая путь волхвам?

7.Какие дары преподнесли волхвы Сыну Божьему?

Зима: Вот и поведала я вам о праздниках, как и просили. Пора мне на работу возвращаться: снегами порошить, метели зазывать, морозцев на волю выпускать.

Снеговик ( забегая в зал): Я придумал! Ура! Я придумал!

Зима: О, чём это ты? Опять солнце в голову напекло?

Снеговик: Я придумал пожелание Дедушке Морозу. Хочу, чтобы все дети на планете были счастливыми и здоровыми!!!

Все вместе поют песню «Кабы не было зимы…» (из м.ф. «Простоквашино»)

Цель: создать атмосферу, соответствующую ощущениям настоящей русской зимы; познакомить с традицией празднования Старого Нового года; развивать внимание, память, мышление, речь; воспитывать чувство любования красотой русской природы.

Оборудование: у учителя — магнитофон, аудиокассета с записью легкой инструментальной музыки, материалы для фотоэкспозиции на зимнюю тему, распечатки задания по составлению образных предложений для каждого ученика; у учащихся — тетрадь в клетку, цветные карандаши, ручка.

Учитель . На этом занятии, ребята, мы поговорим о зиме, о настоящей русской зиме — с морозами, снегопадами, сугробами...

Чтобы создать соответствующую атмосферу, предлагаю вам разгадать загадки на зимнюю тему.

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка... (Мороз).

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим... (лед).

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная... (снежинка).

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья — ... (вьюга).

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец — ... (сосулька).

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает... (снеговик).

(Е. Савельева)

Сейчас, ребята, запишите в тетрадь все отгадки желательно, в том же порядке. (Проверка)

У кого из вас любое время года — зима? По чему? (Отклики детей.)

ЗИМНЯЯ ПЕСЕНКА

Ах, зима, зима, зима

— Красота — сойти с ума!

Замер лес, подобный чуду,

Залегла в лугах пурга,

И куда ни глянь — повсюду

Белолицые снега.

И пускай трещат морозы,

Нагоняя в сердце страх,

Чем сильней они, тем розы

Жарче пышут на щеках!

(И. Мазнин)

Ответы детей.

Далее учитель предлагает детям ознакомиться с фотоэкспозицией, размещенной на одной из стен кабинета, на которой представлены фотографии из календарей, репродукции картин, детские рисунки на зимнюю тему. Во время рассматривания детьми предлагаемого материала звучит соответствующая легкая инструментальная мелодия. По окончании дети делятся своими впечатлениями, отмечают наиболее понравившиеся материалы.

Учитель . Одним из красивейших зрелищ зимой является снегопад.

Снег идет, как заправский романтик,

Все снежинки стерильно чисты,

В белизну горностаевых мантий

Облачаются даже кусты...

(С. Смирнов)

Нарисуйте в тетрадях фрагмент снегопада.

Самостоятельная работа.

Обмен впечатлениями.

А теперь попробуйте сами составить образные предложения о зимней красоте, используя сравнения. Для этого соедините левую часть предложения с правой.

Учащиеся получают распечатки задания. Самостоятельная работа.

Проверка.

Ответ. 1 — 5; 2 — 3; 3 — 1; 4 — 2; 5 — 6; 6 — 4.

Какое из сравнений вам понравилось больше других? Придумайте свои образные предложения на тему зимней природы.

Отклики детей.

Настоящая зима радует не только красотой природы, но и разнообразными играми, которые возможны только в это время года. Об одной из них говорится в стихотворении Агнии Барто.

ИГРА

Окопались мы в снегу,

Мы стреляем по врагу,

Я никак от пулемета

Оторваться не могу.

Я с сегодняшнего дня —

Мастер меткого огня.

Мама этого не знала,

Увела домой меня.

А какие зимние забавы любите вы?

Ответы детей

Учитель . Следующее задание можно назвать игрой в снежки, но только интеллектуальной. Посмотрите на таблицу, найдите закономерность и подумайте, что нужно нарисовать в клетках вместо вопросительных знаков.

Таблица изображена на доске. Коллективная работа.

Зима богата на праздники. Самые значимые для большинства из нас те, что зашифрованы ниже. Расшифруйте их, пользуясь стрелками.

Ответ. 1. Новый год. 2. Рождество. 3. Старый Новый год.

Наверняка смысл праздников Нового года и Рождества вам понятен. А вот что за хитрый такой праздник Старый Новый год?

Традиция отмечать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летоисчисление. Когда-то этот день приходился на 1 января и назывался...

ВЕАЕСЕИЕЛЕЬЕЕЕВЕ

ДЕЕЕНЕЬЕ

Ответ . ВАСИЛЬЕВ ДЕНЬ. Читаем, пропуская каждую вторую букву, т.е. Е.

Васильев вечер, щедрый вечер — канун Нового года. Он считался самым подходящим временем для гадания. Девушки-гадальщицы, например, раскладывали на столе щепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь и ставили миску с водой. Приносили в дом петуха. Считалось, что если петух клюнет крупу или хлеб, то жених будет из богатой семьи, если ножницы — то портной, если золу — табачник, если воду пить станет — пьяница, а если уголь вздумает клевать — девушка не выйдет замуж совсем.

В старину Новый год отмечали шумно и весело. Любимыми забавами были катания на санях с ледяных гор. Для этого заранее сооружались ледяные горы. Их высота иногда достигала двенадцати метров. Строили горы из деревянных бревен и досок, верхнюю площадку обносили перилами, а саму дорожку заливали водой. Наверху всегда дежурила полиция, чтобы в веселой толчее кто-нибудь не свалился вниз. Иностранцы называли эти горки русскими. Какой же русский не любит быстрой езды! Собиралось до 30—40 саней и все вместе, «утюгом» неслись по улицам города. На ухабах и поворотах можно было вывалиться, но тем веселее!

Лариса Кузнецова
Классный час для учащихся начальных классов по теме «Зимние игры и забавы. Безопасность во время прогулок»

Цель : формирование у детей культуры безопасного поведения на улице в зимний период времени .

Задачи :

Дать детям первоначальные знания о правилах безопасного поведения в природе в зимний период .

Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр .

Воспитывать осторожность в поведении во время прогулок зимой .

Предварительная работа : Беседы : «Не ходи по льду водоемов» , «Обходи стороной скользкие места» , «Осторожно, сосульки!» ; дидактические и подвижные игры «Чем опасно? Ситуации «Кто поступает неправильно?» , «Можно-нельзя» , «Опасности зимы» Рассматривание картин, изображений, иллюстраций. Чтение рассказа Н. Носова «На горке» .

Материалы и оборудование : проектор, интерактивная доска, ноутбук, презентация «Небезопасные зимние забавы » , наглядный иллюстрированный материал, карточки-раскраски.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята, у нас сегодня необычный классный час .

Отгадайте загадку :

Запорошила дорожки, разукрасила окошки,

и на санках прокатила, угадай, что это было? (зима)

Пришла зима. Давайте вспомним, что происходит зимой? Становится холодно, выпадает снег, на реках замерзает лёд.

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость и детям, и взрослым. Многие с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься на санках, лыжах, покидаться снежками и слепить снеговика.

Но чтобы эта радость ничем не была омрачена, нужно быть осторожными и соблюдать очень важные правила поведения.

2. Сообщение темы классного часа

И сегодня мы поговорим о небезопасных зимних играх и безопасности во время прогулок .

3. Основная часть.

Давайте вспомним, в какие игры зимой можно играть на улице? А чтобы вам было легче вспомнить, мы приготовили картинки. Слайды

Ребята, так как время года зима , то нужно тепло одеваться. А какую зимнюю одежду надо одевать ?

Шапки, варежки, шарфы всегда мы одеваем –ведь без них не сможешь ты-это точно знаем! На прогулку , так же знаем –по сезону одеваем одежду теплую удобную красивую и модную.

Работа по картинке.

Разбор ситуаций (по картинке)

Ребята, мы с вами часто гуляем зимой на улице. Вы видели на крышах сосульки. А как вы думаете, опасны сосульки, свисающие с крыш? Слайд

И сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Смешарики» , и вы скажете, правильно поступил Крош?

А еще чем опасны сосульки. Если будешь облизывать сосульки, то заболит горло. Слайд.

Самая интересная игра зимой для ребят, это снежки.

Как вы думаете, это опасная игра?

Снежки-веселая забава ! Но в ней опасностей не мало.

Чтоб весело в нее играть, вот что необходимо знать :

Ледышки нам не нужно брать

Не надо в голову кидать,

Близко в товарищей кидать опасно.

Все очень просто и всем ясно.

И сейчас мы с вами будем лепить снежки, только не из снега, а из бумаги. А теперь игра в «Снежки»

Ребята, а что ещё можно слепить из снега?

Игра «Дорисуй снеговика»

И сейчас мы проверим, какие бумажные снеговики получатся.

Ребята, а вы любите кататься на санках? Да. А как вы думаете, это опасно? Слайды

А теперь я предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»

Деревянные дощечки

Мчат меня по полю к речке,

По сугробам - выше, ниже -

Что скользит по снегу? Слайд.

Физминутка «Снег-снег»

На ногах стальные кони

Будут резать лед реки,

Меня ветер не догонит -

Я надену что? Слайд.

Ребята, на коньках можно не только кататься. А кто-нибудь знает, как называется игра на коньках с клюшкой? Хоккей. А это опасная игра? Слайд.

А какая опасность может предостерегать нас в это время на реке или водоеме ? Можно провалиться под лёд.

А сейчас мы посмотрим серию из мультфильма «Смешарики» , которая называется «На тонком льду!»

Ребята, вот вы посмотрели, как Нюша не послушала Бараша и провалилась под лед. Правильно поступил Бараш?

Если вы провалились, постарайтесь не паниковать! Зовите на помощь, пытайтесь выбраться на прочный лед. Человека, попавшего в воду, надо обязательно согреть и напоить горячим чаем, чтобы не заболел.

Ребята, давайте вспомним, какие опасности могут подстерегать нас зимой? Слайд.

Нельзя гулять без шапки, а одеваться в теплую одежду.

Нельзя есть снег и сосульки.

Нельзя ходить под крышами домов.

Нельзя бросать снежки в лицо и голову.

Нельзя кататься с горки вблизи проезжей части.

Нельзя толкать с горки.

Нельзя ходить по тонкому льду водоёма.

Наш классный час закончился , и мы надеемся, что, гуляя на улице, вы вспомните наши правила безопасности и будете осторожны !