Арзамасская катастрофа 1988. Арзамасская железнодорожная катастрофа. Что случилось в Уфе

June 6th, 2015

Наверное я слышал про это в то время, но в силу небольшого возраста не запомнил. Сейчас прочитал в ленте у френда пост и ужаснулся масштабам этих техногенных катастроф.

Оригинал взят у pilip_pilipich в В начале июня 1988 и 1989 ...

4 июня 1988 года на станции Арзамас-1 Горьковской железной дороги, в 9.30 произошла крупная авария. В момент подхода грузового поезда к станции раздался взрыв. Он был такой силы, что во многих домах, расположенных в отдалении от станции более чем на 2 километра, вылетели стекла. Тепловоз перевернуло и отбросило в сторону. Частично пострадало здание вокзала. Сильные разрушения получили старые деревянные жилые дома, производственные строения. Во многих местах начались небольшие пожары. Вагоны сошли в кювет, рельсы покорежило...

3-4 июня 1989 года в 11 км от города Аша, Челябинской области в момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв газо-воздушной смеси, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе Сибирь-Урал-Поволжье. Погибли 575 человек, ранены более 600.

Арзамасская трагедия.

4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты на станции "Арзамас-1" Горьковской железной дороги взорвались три вагона грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, с 118 тоннами промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Погиб 91 человек, в том числе 17 детей, были ранены 840. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал и станционные постройки, близлежащие жилые дома. Правительственная комиссия причины взрыва не установила.

Тогда Арзамас пережил ужасную трагедию. В субботу 4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты мощный оглушительный взрыв раскатился по всей округе. Высоко в небо поднялся огромный столб дыма, образуя зловещую грибовидную форму. Это случилось на северо-западной окраине города, когда на подходе к станции Арзамас-1 взорвались три вагона грузового поезда № 3115, следовавшего в Арзамас-16 из Дзержинска с завода имени Свердлова. В вагонах находилось около 118 тонн промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий юга страны.
В результате взрыва чудовищной силы с лица земли было сметено 1530 жилых домов, повреждены инженерные коммуникации, объекты транспорта и коммунального хозяйства. Образовалась огромная воронка диаметром 52 метра и глубиной 26 метров (высота девятиэтажного дома), куда скатились искореженные вагоны со спецгрузом. Именно этот груз стал причиной катастрофы.

Взрывная волна подняла в воздух все в районе полукилометра от эпицентра. В считанные секунды с лица земли был стерт целый микрорайон Железнодорожников. По официальным данным местной администрации, погиб 91 человек, из них 14 детей. Но эти цифры относятся только к жителям Арзамаса, а у закрытого переезда в момент взрыва стояли автомобили и автобусы из Дивеева и других городов. От них практически ничего не осталось. Погибших здесь людей хоронили на родине, а потому в траурный арзамасский список они не попали.
Ддаже по самым приблизительным подсчетам в тот день пострадали 1500 - 2000 человек. Точно известно, что 43 арзамасца стали инвалидами 1-й и 2-й групп, а 20 получили третью. Также инвалидами стали пятеро детей. 49 несовершеннолетних арзамасцев потеряли в тот день родителей. Семеро из них остались круглыми сиротами.
С тех пор прошло 27 лет, однако и по сей день причины арзамасской трагедии до конца не расследованы. И несмотря на то, что расследованием занимались и правительственная комиссия, и МВД, и прокуратура, и КГБ, и сами железнодорожники, официальная версия катастрофы так и не была обнародована. Более того, до конца неизвестно даже, что именно находилось в вагонах. Предполагается, что это гексоген. В тоже время, ни одна из отрабатываемых КГБ и другими ведомствами версий подтверждения не нашла. Изначально сотрудники органов не исключали возможности диверсии. Рядом с местом происшествия находилась нефтебаза, и окажись на момент взрыва поезд ближе к ней, последствия вполне могли быть еще печальнее.

Существовало и предложение, что взрыв произошел из-за утечки газа из газопровода, проходящего под железнодорожными путями, от случайной искры, выбитой колесами поезда. Провели даже аналогичный эксперимент, но он полностью опроверг эту гипотезу. Списать взрыв на чью-то безалаберность тоже не получилось.
Постепенно жизнь входила в свое русло. К ноябрю 1988-го было построено 11 домов в новом одиннадцатом микрорайоне и 300 домов в частном секторе в микрорайоне Кирилловском. Почти 900 семей отметили новоселье. Сегодня над мемориальными досками с фамилиями погибших шелестят ветки молодых берез как символ того, что жизнь продолжается.

С тех пор прошло много лет, и давным-давно народ перестали будоражить различные версии происшедшего - так уж устроена людская память. Все подробности трагедии помнят только те, кто похоронил родных и близких, кто остался искалеченным. И еще те, кто вынес на своих плечах людскую боль и бессильный гнев. Именно они ежегодно в день трагедии собираются у памятника жертвам взрыва в Арзамасе и вспоминают, вспоминают, вспоминают...

Железнодорожная катасрофа под Уфой.

Катастрофа считается крупнейшей в истории СССР и России.
В поездах номер 211 Новосибирск-Адлер (20 вагонов) и номер 212 Адлер-Новосибирск (18 вагонов) находилось 1284 пассажира, из них 383 ребёнка и 86 человек поездных и локомотивных бригад.
Поезд из Новосибирска в ту ночь опаздывал по техническим причинам, а встречный состав незадолго до аварии остановился на промежуточной станции для экстренной высадки - у женщины прямо в вагоне начались роды.
Многие пассажиры, следовавшие в Адлер, уже предвкушали безмятежный отдых на море. Им навстречу ехали те, кто, наоборот, уже возвращался с отпуска. Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. По другим оценкам, мощность объёмного взрыва могла доходить до 10 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (12,5 килотонн). Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га. Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва. По другой версии причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги. За 2-3 недели до взрыва образовался микро свищ, затем, в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге. При встрече двух поездов, вероятно в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но скорее всего причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов.

Взрыв уничтожил 38 вагонов и два электровоза. 11 вагонов ударной волной были сброшено с путей. В радиусе трех км вокруг эпицентра были повалены вековые деревья.

Аварийно-спасательными работами занималась Комиссия по чрезвычайным ситуациям Башкирской АССР (ныне - Республика Башкортостан). На месте работали бригады скорой помощи, санитарные дружины. Пострадавших эвакуировали с места аварии на машинах, автобусах, вертолетах.

В тот день над Уфой кружили вертолеты, информации никакой не было. Вертолеты садились на площади за Госцирком, которую уфимцы с тех пор так и называют - «вертолетной». Здесь сейчас полигон для начинающих автолюбителей.
Машины «скорой помощи» буквально наводнили город.

Тогда же в Уфу прилетели Михаил Горбачев с Николаем Рыжковым. В городе были организованы прямые телемосты между местными учреждениями здравоохранения, московскими клиниками и медицинскими центрами США.
Кстати сказать, что-то подобное произошло в мае 2009 года в Москве, когда взорвался подземный газопровод. Но, конечно, масштабы ущерба трудно сравнивать.
В одном из вагонов ехали юные хоккеисты челябинского «Трактора» 1973 года рождения, все они являлись кандидатами в юношескую сборную СССР. У той команды была настоящая психология победителей. Лишь в двух первых турнирах, когда им было по 11-12 лет, челябинцы не выигрывали золото. Затем пять лет забирали только главные призы - во всех соревнованиях. 10 челябинских хоккеистов вместе со школьными товарищами отправились в Краснодарский край на отдых, а заодно помочь в уборке урожая (на юг брали лучших). Но поезд не успел даже пройти границу Челябинской области.
Вот имена погибших: Сергей Генергард, Олег Девятов, Алексей Козловский, Андрей Кулаженков, Артем Масалов, Александр Михайлов, Станислав Петухов, Сергей Смыслов и Андрей Шевченко.
А наибольших успехов в спорте из того выпуска СДЮШОР «Трактор» добился Борис Тортунов - победитель Кубка Евролиги в составе магнитогорского «Металлурга». Необходимо отметить, что трагедия с молодыми челябинскими хоккеистами не забывается. Каждый год весной в ледовом Дворце «Трактор» проходят турниры юношеских команд, посвященные памяти погибших под Ашой.
В 1992 году на месте трагедии был сооружён восьмиметровый мемориал. Ежегодно на месте трагедии проходит траурный митинг...

До сих пор люди гадают: что стало причиной страшной катастрофы, случайное стечение обстоятельств, или взрыв, унесший десятки жизней и уничтоживший часть города, был тщательно спланированным террористическим актом?

В мирное время как на войне

Тридцать лет назад, утром 4 июня 1988 года жители города Арзамас проснулись от страшного взрыва. Многие решили, что началась война. Ударная волна была такой силы, что повреждения получили дома в радиусе двух километров от эпицентра, некоторые здания оказались полностью уничтожены, превратившись в груды обломков. Взрыв разрушил более полутора сотен домов. Люди в панике выпрыгивали из окон. Поначалу никто не понимал, что произошло, пока оседала пыль от взрыва, а милиция, военные и врачи в экстренном порядке эвакуировали пострадавших, все боялись, что это только начало какой-то глобальной катастрофы, и готовились к новым страшным событиям.

Одни говорили, что это взрывается нефтеперерабатывающий завод. Память о Чернобыльской трагедии на том момент была тогда жива как никогда. Так как неподалеку находился ядерный секретный город Арзамас-16 (сейчас Саров) многие решили, что взорвалось что-то там, а облако пыли приняли за «гриб» от ядерного взрыва. Кто-то счел, что это американцы устроили бомбардировку ядерного объекта. К счастью, «войну» в тот день отменили.

Поезд, «взлетевший» на воздух

Вечером 4 июня, чтобы успокоить находившееся на грани паники население, по радио сообщили, что паниковать не стоит – произошел «взрыв взрывоопасных грузов», взяты пробы воздуха, опасных для жизни веществ в них не обнаружено.

Тогда подробности, конечно, не сообщали. В газетах также ограничились краткой информацией о происшествии. А на самом деле все обстояло так: неподалеку от городской железнодорожной станции Арзамас-1 взорвались три вагона с взрывчаткой для горных работ, которую везли с дзержинского завода им. Свердлова. Сдетонировали 30 тонн тротиловых шашек, 30 тонн аммонала и аммонита (промышленных взрывчатых веществ), около 60 тонн гексогена и октогена и другого опасного груза. На месте катастрофы образовались две гигантских воротки, радиус большей составлял около 76 метров – в ней спокойно мог поместиться девятиэтажный дом. Город оказался без газа, воды, электричества. Кабину электровоза оторвало и отбросило почти на две сотни метров – лишь по счастливой случайности машинист поезда и его напарник остались живы.

Трагедия, которую не забыть

Первое время после взрыва ни милиция, ни военные, ни органы не знали, находились ли в вагонах радиоактивные вещества – и лишь обнаружив сопроводительные документы (их унесло от места катастрофы на несколько сотен метров), все вздохнули спокойно. Второго Чернобыля можно было не бояться. Но последствия все равно были страшными.


В 80-е население Арзамаса составляло около 100 тысяч человек – взрыв затронул почти каждую семью, эвакуировать пришлось около четырех тысяч местных жителей. Почти тысяча семей остались без крова. Пострадали около 1500 человек, на месте взрыва работали все «скорые» Арзамаса, а раненых было столько, что их пришлось выкладывать во дворах больниц и госпиталей. Там же медики оказывали первую помощь и обрабатывали раны – даже коридоры больниц оказались переполнены. Тогда погиб 91 человек – но это только официальная информация, многие местные жители до сих пор уверены, что истинное количество жертв просто замолчали. По городу еще долго ходили страшные слухи – о сотнях погибших, о том, что все раненые скончались.


Случайность или диверсия?

Расследование было долгим, им занималась специально созванная правительственная комиссия, но установить причины арзамасского взрыва так и не удалось. Отрабатывались десятки версий, рассматривали варианты самопроизвольного взрыва взрывчатки (наиболее вероятный - в результате механического повреждения), террористического акта, тщательно спланированной диверсии, организованной иностранными спецслужбами. Имела место версия и неисправности проходившего под железнодорожными путями газопровода.

Многие местные жители до сих пор считают, что это была диверсия или теракт. Впоследствии даже заговорили о некой мистической версии, о том, что произошедшие было предопределено, но неизвестно кем, то ли определенными людьми, то ли неведомыми силами. Мол, через некоторое время после трагедии в прокуратуру неизвестный прислал настенный календарь с фотографией Олега Янковского и на нем якобы был выделен день 4 июня, а стрелки часов на руке актера стояли на четырех.


Но самое странное – ровно через год, 4 июня 1989 года , только гораздо более масштабная, произошла под Уфой, на 1710-м километре Транссибирской железнодорожной магистрали. Тогда в результате утечки газа из газопровода взорвались сразу два поезда, погибли более полутысячи человек. И, как и в случае с арзамасской катастрофой, установить точную причину взрыва не удалось.

Сегодня мы поговорим про железнодорожную катастрофу которая случилась в 1988 г. в Арзамасе.

Прошло почти 30 лет с момента самых крупных железнодорожных катастроф СССР. Они случились в один день — 4 июня, но с разницей в год. Такая роковая случайность (а, точнее, безалаберность людей и несовершенство жд системы, по некоторым версиям — теракты) стали причиной гибели не менее 700 человек только по официальным данным.

К самым крупным катастрофам конца 80-х гг относят взрыв на Чернобыльской АЭС, гибель теплохода «Нахимов», железнодорожные трагедии. 88-й год вообще был одним из самых «черных» в истории СССР — землетрясение в Армении (тогда погибло до 125 тысяч человек), ряд железнодорожных катастроф, несчастных случаев, стихийных бедствий. Однако и 1989-й год был не намного счастливее.

Несмотря на то, то прошло много времени, катастрофы до сих пор вспоминают, на местах трагических событий проходят митинги, по ТВ в день памяти показывают фильмы о крушениях поездов. Мы расскажем о трагедии в Арзамасе, затем о катастрофе под Уфой.

Арзамасская железнодорожная катастрофа

«Арзамасская железнодорожная катастрофа - взрыв при подходе к станции Арзамас-1 Горьковской железной дороги трех вагонов грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, перевозивших гексоген для горных предприятий Казахстана, на железнодорожном переезде 4 июня 1988 года».

4 июня 1988 года — субботний день, многие люди, подходившие к платформе — дачники, грибники… Время — 9.32.

Взрыв произошел, когда поезд подходил к густо населенной жилой зоне при жд переходе. Арзамас — город в Нижегородской области, население около 100 тысяч человек. Взрыв в прямом смысле прогремел на весь город, гибель 91 человек и более 500 человек пострадавших стали для небольшого города всеобщей трагедией. К слову, когда взрывной волной были разрушены дома, магазины, выбиты стекла в торговых точках — не было зафиксировано ни одного случая мародерство.

Поезд вез взрывчатку для горных предприятий, понятно, что когда возник очаг возгорания — детонировал весь поезд, наибольший удар пришелся по трем вагонам, которым находились рядом с эпицентром взрыва, остальные вагоны были искорежены, разбросаны по территории.

«4 июня 1988 года в 09:32 железнодорожный состав, в котором находились 3 вагона со 120 тоннами взрывчатки, предназначенной для горных и других предприятий, следовал через железнодорожный переезд в г. Арзамас, находясь в северной горловине станции Арзамас I. В этот момент (9:32) произошёл взрыв. Среди сдетонировавшей взрывчатки были:

30 тонн тротиловых шашек,

заряды для нефтедобычи,

25 тонн аммонала,

5 тонн аммонита,

30 тонн гексогена,

27 тонн октогена и др.

На перегоне образовались две соединенные между собой воронки глубиной 3,5 и 4,5 метра, диаметром 26 и 76 метров. Взрывом был уничтожен 151 дом, 823 семьи остались без крова. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, повреждён железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, повреждён газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов.

В пораженной зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов. Основной версией причины взрыва сочли нарушение правил погрузки и перевозки взрывчатых веществ, хотя в качестве одной из версий рассматривался и террористический акт, и диверсия со стороны спецслужб других стран с целью нагнетания нестабильности в СССР.

В Арзамасе на месте взрыва построены часовня и Мемориал, на котором высечены имена погибших. Ежегодно 4 июня в городе проходят траурные мероприятия, посвящённые памяти погибших при взрыве. Для пострадавших жителей на юге города был построен 11 микрорайон».

На железнодорожном переезде в момент трагедии стояли машины, все они были искорежены взрывной волной либо разорваны на куски так, что даже невозможно было установить точное количество жертв.

Рядом находящийся общественный транспорт также превратился в искореженные груды металла… в автобусах выбило стекла, сорвало крышу, трупы лежали с живыми. Люди, находящиеся рядом с окнами в автобусах, домах либо погибали от взрывных осколков либо навсегда оставались инвалидами, у кого-то ампутировали руки, ноги, лицо осталось в шрамах. Одна секунда перевернула жизнь арзамасовцев.

Более того — состав еще притормозил перед переездом и тогда произошел взрыв, но если бы взрыв произошел чуть позже — последствия были бы более устрашающими: ведь рядом находилась крупная нефтебаза, с цистернами нефти и сжиженного газа.

Очевидцы видели (несколько десятков человек) буквально перед взрывом дымок из двери одного вагона — как обозначали это те кто понимали суть — горит бикфордов шнур. Пять свидетелей обозначали «дымок» как бикфордов шнур… То есть это означало что поезд подорвали — это был теракт. Однако позже следователи установили, что с расстояния 200-300 метров невозможно точно понять, что свидетели видели горящий бикфордов шнур.

Версий механических причин случившегося была масса, как и политических причин… Основная версия, которой придерживались следователи — несчастный случай.

«В течение нескольких месяцев после взрыва на месте трагедии работала правительственная комиссия. Точно установить причины взрыва так и не удалось. Назывались несколько версий происшествия, среди которых самопроизвольный взрыв перевозимой взрывчатки (кристаллического гексогена или октогена) в результате механического повреждения, неисправность газопровода проходящего под железнодорожными путями, террористический акт и диверсия со стороны спецслужб других стран.

В 2003 году губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев публично высказывал твердую уверенность, что взрыв произошел в результате диверсии, однако данная версия не нашла достоверного подтверждения».

Еще версии (механические): искра от колес поезда, пролетев несколько метров, попала в дверь вагона, а там вспыхнула взрывчатка… гексоген и в других вагонах часто просто валялся на полу, вывалившись из разорванных мешков. Еще одно предположение: гексоген, которым было усыпано дно вагона, просочился в щели и стал сыпаться на колеса, из-за трения возникло нагревание и пошел дым (и это и был тот самый дым, который видели очевидцы), позже вспыхнули вагоны и произошел взрыв.

Политические версии включали диверсии, устранение главнокомандующих авиационной сферы (крупное совещание планировалось провести рядом со станцией, но в последний момент его перенесли в другое место), тактика Запада по подрыву репутации руководства СССР в глазах жителей страны (и ведь неспроста все это происходит перед распадом СС в 91-м), винили М.Горбачева в том, что он «засланец» Запада и с его подачи и действия либо бездействия и происходили многие страшные трагедии, целью которых были дестабилизация политической и общественной жизни в стране и крах репутации прежнего руководства в глазах простых граждан.

Но как бы там ни было — неясно почему вагоны со взрывчаткой не были разделены от остального состава пустыми вагонами или с гражданскими грузами, почему гексаген в поездах часто валялся на полу в рассыпанном виде, почему никто не среагировал на жалобы о сильном запахе газа возле места взрыва на жд переезде еще до трагедии.. То есть помимо всех политических козней — были не соблюдены элементарные правила безопасности….

Арзамасская железнодорожная катастрофа . Большинство арзамасцев увидели взрыв примерно так, как на этой фотографии.

И только потом узнали:

4 июня 1988 года в 09.32 железнодорожный состав, в котором находились 3 вагона со 121 тонной гексогена, предназначенного для горных предприятий, следовал через железнодорожный переезд в городе Арзамас в нескольких сотнях метров от станции Арзамас-I. В этот момент произошёл взрыв.

Сила взрыва была такова, что на месте осталась воронка глубиной 26 метров, а секция «Б» тепловоза 2ТЭ10М-0405 была отброшена на 2 км. Взрывом был уничтожен 151 дом, более 800 семей остались без крова. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, повреждён железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, повреждён газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов.

Основной версией взрыва считается нарушение правил погрузки и перевозки взрывчатых веществ, хотя в качестве одной из версий рассматривался и террористический акт, и диверсия со стороны спец служб других стран. Фотографии города могут передать только часть разрухи.

Версия преднамеренного подрыва состава была достаточно популярна в местном сообществе. Предполагалось, что целью акции было причинение максимального ущерба городу Арзамас. Версия строилась на том, что взрыв произошел в подозрительной близости к городу. Кроме этого, в Нижнем Новгороде до взрыва был достаточно распространен настенный календарь-плакат с изображением Олега Янковского, на котором дата катастрофы была выделена типографским браком — подчеркиванием в форме нарисованной одним росчерком положенной на бок квадратной скобки. Часы на руке артиста показывали время взрыва. Ходили слухи, что на пиджаке артиста можно рассмотреть набранное микрошрифтом слово «Арзамас», но последнее заявление проверить не удалось.

В Арзамасе на месте взрыва построена часовня и Мемориал, на котором высечены имена погибших. Ежегодно 4 июня в городе проходят траурные мероприятия, посвящённые памяти погибших при взрыве.

А в 1989 году произошла вторая крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. На перегоне между станциями Аша и Улу-Теляк в момент прохождения двух пассажирских поездов взорвалось облако газа, вытекшее из повреждённого продуктопровода. Погибли 575 человек, ранены 623. На трубе продуктопровода «Западная Сибирь—Урал—Поволжье», по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 м.

Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 м от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, перегон Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали, в 11 км от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР. Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

4 июня 1989 года в 01:15 по местному времени (3 июня в 23:15 по московскому времени) в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. В поездах № 211 «Новосибирск—Адлер» (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер—Новосибирск» (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад.

Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным 575 человек погибло (по другим данным — 645); 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших — 181.