Антигона краткое содержание для читательского дневника

Софокл умел раскрыть духовный мир своих героев, не отягощая читателей большим количеством информации.

Софокл - пионер трагедийного жанра

Около ста двадцати произведений, по мнению специалистов, вышло из-под пера древнего поэта за шестьдесят лет его творческой деятельности. К сожалению, до наших дней «дожили» только семь трагедий Софокла. Ниже представлено одно из них (точнее, его краткое содержание) - «Антигона».

Софокл одним из первых отказался от слияния трилогий. Возможно, поэтому его сочинения так лаконичны и необременительны. Например, трагедия Софокла «Антигона» соткана из несложных фрагментов и отличается ясностью сюжета.

Софокл, «Антигона». Краткое содержание пьесы

В основной части произведения воспеваются достижения всего человеческого рода, после чего хор прославляет и оплакивает Антигону (главную героиню, которая своим поступком перечеркнула собственное будущее), а царя Креонта, вставшего на путь обиды (и тем самым обесславившего себя) жалеет.

Краткое содержание: Антигона, ослушавшись приказа царя Креонта, навлекла на себя его гнев. В драме описан инцидент, разгоревшийся между мифическим царём Креонтом и его племянницей. Причина конфликта - гибель братьев Этеокла и Полиника. Первого, согласно указу правителя Креонта, хоронят как защитника, с почестями. Тело предателя Полиника умышленно не предают земле, чтобы его растерзали собаки. Антигона, ослушавшись приказа, сама хоронит брата согласно погребальному обряду, установленному богами.

Когда ослушницу Антигону приводят к царю, девушка не отпирается и не открещивается от своего проступка. Возникает конфликтная ситуация, которая может быть решена только в том случае, если кто-то из этих двоих попробует достичь примирения или пойдёт на компромисс.

Царь понимает, что доводы Антигоны («Любить я родилась, не ненавидеть») не лишены смысла, но, опасаясь уронить себя в глазах подданных, принимает решение, которое равносильно признанию в собственном бессилии - приказывает замуровать Антигону живьём.

Драма (в этой статье приведено краткое содержание) «Антигона» заставила бы читателя жалеть безвременно погибшую героиню и ненавидеть Креонта, если бы в конце произведения Софокл не лишил Креонта всего, что он так любил - его семьи. Убитый горем сын царя Гемон (жених Антигоны) кончает жизнь самоубийством. Царица, узнав о смерти сына, отправляется вслед за ним.

О персонажах «Антигоны»

Главные герои драмы одинаково любят свой город, но разными способами доказывают это. Софокл показал, как люди, преследующие достойную цель, незаметно переходят черту дозволенного, как сделали это герои драмы «Антигона» (выше по тексту изложено её краткое содержание). Антигона делает всё возможное, чтобы уберечь обитателей родного города от скоропалительных и постыдных поступков, а для Креонта важнее собственное спокойствие.

Автор обращает внимание читателя на сходство характеров Антигоны и Креонта. Сходство, которое не примирило главных героев, а ещё больше раззадорило обоих. Конфликт превращается в состязание. Ситуация усугубляется тем, что оба не умеют прощать.

Спустя века, в 20 столетии, работая над пьесой «Антигона», Ануй (краткое содержание оригинала - выше по тексту) рассматривал главных героев как людей с противоположными жизненными ценностями. Антигону он изобразил пылкой, неприметной девочкой, которую, несмотря на неяркую внешность, трудно не заметить в толпе.

Креонт Ануя - кладезь жизненного опыта. Он не слишком высоко ценит человеческую жизнь и готов идти к своей цели, не останавливаясь ни перед чем. Прикрываясь добрыми намерениями, царь мечтает только о власти. Его девиз - выживать любой ценой.

Мечтательная Антигона - идеалистка, поэтому её поступки часто выглядят смешно. Креонт - «стреляный зверь», циничный и способный на убийство. Героиня пьесы Ануя умирает во имя своих идеалов и ещё потому, что «... рождена любить, а не ненавидеть».

Антигона Ивана Бунина

Ещё один писатель, одно из произведений которого носит название «Антигона», - Бунин. Краткое содержание рассказа: молодой человек, приехавший навестить хворающего дядюшку, не зная, как развеселить себя, вступает в ни к чему не обязывающую связь с сестрой милосердия, которую старик в шутку называет Антигоной.

Антигона Бунина - полная противоположность героини Софокла - она лишена каких-либо эмоций и чувств. Когда связь главных героев раскрылась, женщина, не проронив ни слезинки и не выказав даже малейших угрызений совести, спокойно собралась и покинула дом своего подопечного.

Софокл
Антигона

В Афинах говорили: «Выше всего в жизни людской - закон, и неписаный закон - выше писаного». Неписаный закон - вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон - в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. О том, что неписаный закон выше писаного, сочинил афинянин Софокл трагедию «Антигона».

Был в Фивах царь Эдип - мудрец, грешник и страдалец. По воле судьбы ему выпала страшная доля - не ведая, убить родного отца и жениться на родной матери. По собственной воле он казнил себя - выколол глаза, чтоб не видеть света, как не видел он своих невольных преступлений. По воле богов ему было даровано прощение и блаженная смерть, О жизни его Софокл написал трагедию «Царь Эдип», о смерти его - трагедию «Эдип в Колоне».

От кровосмесительного брака у Эдипа было два сына - Этеокл и Полигоник - и две дочери - Антигона и Исмена. Когда Эдип отрекся от власти и удалился в изгнание, править стали вдвоем Этеокл и Полиник под надзором старого Креонта, свойственника и советника Эдипа. Очень скоро братья поссорились: Этеокл изгнал Полиника, тот собрал на чужой стороне большое войско и пошел на Фивы войной. Был бой под стенами Фив, в поединке брат сошелся с братом, и оба погибли. Об этом Эсхил написал трагедию «Семеро против Фив». В концовке этой трагедии появляются и Антигона и Исмена, оплакивающие братьев. А о том, что было дальше, написал в «Антигоне» Софокл.

После гибели Этеокла и Полиника власть над Фивами принял Креонт. Первым его делом был указ: Этеокла, законного царя, павшего за отечество, похоронить с честью, а Полиника, приведшего врагов на родной город, лишить погребения и бросить на растерзание псам и стервятникам. Это было не в обычае: считалось, что душа непогребенного не может найти успокоения в загробном царстве и что мстить беззащитным мертвым - недостойно людей и неугодно богам. Но Креонт думал не о людях и не о богах, а о государстве и власти.

Но о людях и о богах, о чести и благочестии подумала слабая девушка - Антигона. Полиник ей такой же брат, как Этеокл, и она должна позаботиться, чтобы душа его нашла такое же загробное успокоение. Указ еще не оглашен, но она уже готова его преступить. Она зовет свою сестру Исмену - с их разговора начинается трагедия. «Поможешь ли ты мне?» - «Как можно? Мы - слабые женщины, наш удел - повиновение, за непосильное нет с нас спроса:

богов я чту, но против государства не пойду«. - «Хорошо, я пойду одна, хотя бы на смерть, а ты оставайся, коли не боишься богов». - «Ты безумна!» - «Оставь меня одну с моим безумьем». - «Что ж, иди; все равно я тебя люблю».

Входит хор фиванских старейшин, вместо тревоги звучит ликование: ведь одержана победа, Фивы спасены, время праздновать и благодарить богов. Навстречу хору выходит Креонт и оглашает свой указ:

герою - честь, злодею - срам, тело Полиника брошено на поругание, к нему приставлена стража, кто нарушит царский указ, тому смерть. И в ответ на эти торжественные слова вбегает стражник со сбивчивыми объяснениями: указ уже нарушен, кто-то присыпал труп землею - пусть символически, но погребение совершилось, стража не уследила, а ему теперь отвечать, и он в ужасе. Креонт разъярен: найти преступника или страже не сносить голов!

«Могуч человек, но дерзок! - поет хор. - Он покорил землю и море, он владеет мыслью и словом, он строит города и правит; но к добру или к худу его мощь? Кто правду чтит, тот хорош; кто в кривду впал, тот опасен». О ком он говорит: о преступнике или о Креонте?

Вдруг хор умолкает, пораженный: возвращается стражник, а за ним - пленная Антигона. «Мы смахнули с трупа землю, сели сторожить дальше, и вдруг видим: приходит царевна, плачет над телом, вновь осыпает землею, хочет совершить возлияния, - вот она!» - «Ты преступила указ?» - «Да, ибо он не от Зевса и не от вечной Правды: неписаный закон выше писаного, нарушить его - страшнее смерти; хочешь казнить - казни, воля твоя, а правда моя». - «Ты идешь против сограждан?» - «Они - со мною, только тебя боятся». - «Ты позоришь брата-героя!» - «Нет, я чту брата-мертвеца». - «Не станет другом враг и после смерти». - «Делить любовь - удел мой, не вражду». На их голоса выходит Исмена, царь осыпает и ее упреками: «Ты - пособница!» - «Нет, сестре я не помогала, но умереть с ней готова». - «Не смей умирать со мной - я выбрала смерть, ты - жизнь». - «Обе они безумны, - обрывает Креонт, - под замок их, и да исполнится мой указ». - «Смерть?» - «Смерть!» Хор в ужасе поет: божьему гневу нет конца, беда за бедой - как волна за волной, конец Эдипову роду: боги тешат людей надеждами, но не дают им сбыться.

Креонту непросто было решиться обречь на казнь Антигону. Она не только дочь его сестры - она еще и невеста его сына, будущего царя. Креонт вызывает царевича: «Твоя невеста нарушила указ;

смерть - ей приговор. Правителю повиноваться должно во всем - в законном и в незаконном. Порядок - в повиновении; а падет порядок - погибнет и государство«. - «Может быть, ты и прав, - возражает сын, - но почему тогда весь город ропщет и жалеет царевну? Или ты один справедлив, а весь народ, о котором ты печешься, - беззаконен?» - «Государство подвластно царю!» - восклицает Креонт. «Нет собственников над народом», - отвечает ему сын. Царь непреклонен: Антигону замуруют в подземной гробнице, пусть спасут ее подземные боги, которых она так чтит, а люди ее больше не увидят, «Тогда и меня ты больше не увидишь!» И с этими словами царевич уходит. «Вот она, сила любви! - восклицает хор. - Эрот, твой стяг - знамя побед! Эрот - ловец лучших добыч! Всех покорил людей ты - и, покорив, безумишь…»

Антигону ведут на казнь. Силы ее кончились, она горько плачет, но ни о чем не жалеет. Плач Антигоны перекликается с плачем хора. «Вот вместо свадьбы мне - казнь, вместо любви мне - смерть!» - «И за то тебе вечная честь: ты сама избрала себе путь - умереть за божию правду!» - «Заживо схожу я в Аид, где отец мой Эдип и мать, победитель брат и побежденный брат, но они похоронены мертвые, а я - живая!» - «Родовой на вас грех, гордыня тебя увлекла: неписаный чтя закон, нельзя преступать и писаный». - «Если божий закон выше людских, то за что мне смерть? Зачем молиться богам, если за благочестие объявляют меня нечестивицей? Если боги за царя - искуплю вину; но если боги за меня - поплатится царь». Антигону уводят; хор в длинной песне поминает страдальцев и страдалиц былых времен, виновных и невинных, равно потерпевших от гнева богов.

Царский суд свершен - начинается божий суд. К Креонту является Тиресий, любимец богов, слепой прорицатель - тот, который предостерегал еще Эдипа. Не только народ недоволен царской расправой - гневаются и боги: огонь не хочет гореть на алтарях, вещие птицы не хотят давать знамений. Креонт не верит: «Не человеку бога осквернить!» Тиресий возвышает голос: «Ты попрал законы природы и богов: мертвого оставил без погребения, живую замкнул в могиле! Быть теперь в городе заразе, как при Эдипе, а тебе поплатиться мертвым за мертвых - лишиться сына!» Царь смущен, он впервые просит совета у хора; уступить ли? «Уступи!» - говорит хор. И царь отменяет свой приказ, велит освободить Антигону, похоронить Полиника: да, божий закон выше людского. Хор поет молитву Дионису, богу, рожденному в Фивах: помоги согражданам!

Но поздно. Вестник приносит весть: нет в живых ни Антигоны, ни жениха ее. Царевну в подземной гробнице нашли повесившейся; а царский сын обнимал ее труп. Вошел Креонт, царевич бросился на отца, царь отпрянул, и тогда царевич вонзил меч себе в грудь. Труп лежит на трупе, брак их совершился в могиле. Вестника молча слушает царица - жена Креонта, мать царевича; выслушав, поворачива-

ется и уходит; а через минуту вбегает новый вестник: царица бросилась на меч, царица убила себя, не в силах жить без сына. Креонт один на сцене оплакивает себя, своих родных и свою вину, и хор вторит ему, как вторил Антигоне: «Мудрость - высшее благо, гордыня - худший грех, спесь - спесивцу казнь, и под старость она неразумного разуму учит». Этими словами заканчивается трагедия.

Сейчас смотрят:



Произведения Бальзака - это те произведения, к которым человек не раз будет возвращаться в течение жизни и воспринимать их как что-то новое и заново открыто для себя. По мнению Сенеки, жизнь измеряется не длиной, а содержанием. По-видимому, этими же критериями руководствовался и Бальзак, создавая свою «Человеческую комедию». Автор написал 97 произведений из 143 задуманных, воспроизвел широкую реалистичную картину французского общества первой половины ХІХ века. Эпопею автор разделил на три подра

Я люблю свою родину, свой рязанский край с его бесконечными полями, необозримы­ми лесами, спокойными реками, берёзовыми рощами.Рязань - один из среднерусских городов. Он славится своей самобытностью, величием истории.Первоначально город именовался Переяс­лавлем. Находящееся на южных рубежах Ру­си, Рязанское княжество больше других ис­пытало на себе тяжесть татаро-монгольского ига. В роковой для Старой Рязани декабрь 1237 года Переяславль уцелел. Он стал новой столицей княжества.В XIV веке город

По стихотворениям: “Разговор книгопродавца с поэтом”, 1824; “Пророк”, 1826; “Поэт”, 1827; “Чернь”, 1828; “Поэту”, 1830; “Эхо”, 1831; “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”, 1836. Поэзию не должно считать излишней роскошью; когда поэт своею мощною лирой пробуждает народный дух, то он совершает героический подвиг. Альфред Теннисон (англ. поэт) Пушкин - поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэт

Александр Сергеевич Пушкин – знаменитый русский писатель, поэт. Он создал множество различных произведений. Основной темой некоторых из них является история России. Пушкин всегда интересовался историей своей страны, своего рода. Он изучал архивные документы, ездил по тем местам, которые связаны с определенными событиями в отечественной истории. Историческим событиям, их влиянию на человеческие судьбы посвящены такие произведения А.С.Пушкина, как «История пугачевского бунта», «Песнь о вещем О

И. С. ТургеневЗаписки охотника: СвиданиеБерезовая роща. Середина сентября. «С самого утра перепадал легкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сияньем; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая…».Охотник безмятежно уснул, «угнездившись» под деревцем, «у которого сучья начинались низко над землей» и могли защитить от дождя, а когда проснулся

Главной героиней данной трагедии становится Антигона - одна из дочерей царя Эдипа. Того самого, который убил собственного отца, женился на своей матери, тем самым прогневив богов, обрек своих детей на неминуемую смерть. В трагедии поднимается вопрос о том, что важнее: «закон писаный или неписаный», первый нам диктуют боги, второй – приказывает исполнять царь.

После того, как Эдип, выколов себе глаза, уходит из Фив и умирает, к власти приходят его сыновья - Полиник и Этеокл. Но между ними разгорается вражда и Полиник решает собрать войско, чтобы отвоевать власть себе. В схватке погибают оба брата, после чего трон занимает Креонт, который был советником Эдипа, а его сын должен был стать супругом Антигоны. Став царем К. решает наказать изменника Полиника, лишив его тело погребения, а Этеокла, как царя-героя похоронить со всеми почестями. Но в то время было не в обычаях лишать тело захоронения, тем самым душа непогребенного обрекалась на вечные муки, так как не могла найти себе места в загробном мире. Подобная мера была недостойна людей и неугодна богам, так мертвый уже был беззащитен. Но К. не думает о законах небес, он следует интересам власти и государства.

Об этой жестокости узнает Антигона и решается пойти против воли новоиспечённого правителя. Ведь она одинаково сильно любит обоих братьев, и никак не может допустить, чтобы один из них, даже являясь предателем, испытывал муки после своей гибели. Она просит о помощи свою сестру Исмену, но так отказывается, ссылаясь на то, что все в государстве должны повиноваться писаным законам. Между тем в Фивах праздник, ведь враги были разбиты, К. объявляет свое решение народу, приказывает взять под стражу тело изменника. Но врывается один из слуг, он докладывает, что приказ владыки нарушен, и тело уже кто-то немного присыпал землей. Обряд совершен не полностью, но формально захоронение осуществилось. Царя в ярости приказывает найти того, кто посмел ослушаться его приказа, иначе пострадают все стражники, которые охраняли тело. Спустя некоторое время к Креонту приводят Антигону, она не отказывается от того, что именно она совершила данное преступление. Стражники рассказывают, что вернувшись к мертвецу, смахнули с него насыпанную землю и продолжили дежурство, но тут появилась его сестра, начала плакать и вновь осыпать его землей. Царевна напоминает К., что выше всего стоит закон богов, а он его нарушил. К. непреклонен, он решает наказать и её - замуровать заживо в пещере.

В это момент появляется Исмена, которая готова разделить с сестрой её страшную участь. К. обвиняет Исмену в пособничестве, но та говорит, что не причем. Антигона отговаривает её, желая взять все на себя. Вызвав к себе своего сына, жениха Антигоны, царь сообщает ему о своем решении, ссылаясь на то, что это необходимо для того, чтобы в стране был порядок. Сын возмущен, ведь народ тоже противится, столь жестокому решению К., сын говорит, что будет с любимой до конца. Отец обвиняет во всем Эрота, что тот туманит разум людской. Приказ приводят в исполнение, Полиника оставляют без погребения, а Антигону замуровывают в пещере. Девушка плачет, говорит о том, что вместо свадьбы её подписан смертный приговор, за то, что она следовала воле богов, но она не сожалеет о содеянном, она уже готова встретиться в царстве Аида и с матерью и с отцом. Она не понимает в чем её вина, и для чего же тогда покланяться богам, если её теперь считают нечестивой.

И тут к царю является посланник богов. Он говорит о том, что боги не довольны таким ходом событий. В храмах не загораются священные огни, птицы перестали предсказывать происходящие события. Посланник говорит и о том, что за нарушение «неписанных законов» , а именно за каждую смерть, Креонт поплатиться новой смертью. В это время слуги пытаются найти сына К., нигде его не обнаружив, сообщают об этом царю. Тот принимает решение исполнить волю богов, но уже слишком поздно.

Открыв проход в пещеру, Антигону находят мертвой. Она решила повеситься, у ее ног сидит сын К., едва увидев отца, он бросается к нему, но тот не отвечает взаимностью, и сын вонзает себе в грудь меч. Это первая смерть, обещанная К. богами. Узнав о смерти наследника, жена К., не выдержав горя тоже бросается на меч.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Софокл. Все произведения

  • Антигона
  • Электра

Антигона. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Жалобная книга

    Если вы задумаете искать сюжет в рассказе Антона Чехова «Жалобная книга», то это окажется пустым занятием. «Жалобная книга» - некая коллекция записей посетителей, а хранится книга на железнодорожной станции.

  • Краткое содержание Железная дорога Некрасова

    В поэме Некрасова Железная дорога участвуют три лица. Рассказчик, генерал и сын генерала Ваня. События происходят в вагоне поезда.

В Афинах гово-рили: «Выше всего в жизни людской — закон, и непи-саный закон — выше писа-ного». Непи-саный закон — вечен, он дан природой, на нем держится всякое чело-ве-че-ское обще-ство: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон — в каждом госу-дар-стве свой, он уста-новлен людьми, он не вечен, его можно издать и отме-нить. О том, что непи-саный закон выше писа-ного, сочинил афинянин Софокл трагедию «Анти-гона».

Был в Фивах царь Эдип — мудрец, грешник и стра-далец. По воле судьбы ему выпала страшная доля — не ведая, убить родного отца и жениться на родной матери. По собственной воле он казнил себя — выколол глаза, чтоб не видеть света, как не видел он своих невольных преступ-лений. По воле богов ему было даро-вано прощение и блаженная смерть, О жизни его Софокл написал трагедию «Царь Эдип», о смерти его — трагедию «Эдип в Колоне».

От крово-сме-си-тель-ного брака у Эдипа было два сына — Этеокл и Полиник — и две дочери — Анти-гона и Исмена. Когда Эдип отрекся от власти и удалился в изгнание, править стали вдвоем Этеокл и Полиник под надзором старого Креонта, свой-ствен-ника и совет-ника Эдипа. Очень скоро братья поссо-ри-лись: Этеокл изгнал Поли-ника, тот собрал на чужой стороне большое войско и пошел на Фивы войной. Был бой под стенами Фив, в поединке брат сошелся с братом, и оба погибли. Об этом Эсхил написал трагедию «Семеро против Фив». В концовке этой трагедии появ-ля-ются и Анти-гона и Исмена, опла-ки-ва-ющие братьев. А о том, что было дальше, написал в «Анти-гоне» Софокл.

После гибели Этеокла и Поли-ника власть над Фивами принял Креонт. Первым его делом был указ: Этеокла, закон-ного царя, павшего за отече-ство, похо-ро-нить с честью, а Поли-ника, привед-шего врагов на родной город, лишить погре-бения и бросить на растер-зание псам и стер-вят-никам. Это было не в обычае: счита-лось, что душа непо-гре-бен-ного не может найти успо-ко-ения в загробном царстве и что мстить безза-щитным мертвым — недо-стойно людей и неугодно богам. Но Креонт думал не о людях и не о богах, а о госу-дар-стве и власти.

Но о людях и о богах, о чести и благо-че-стии поду-мала слабая девушка — Анти-гона. Полиник ей такой же брат, как Этеокл, и она должна поза-бо-титься, чтобы душа его нашла такое же загробное успо-ко-ение. Указ еще не оглашен, но она уже готова его престу-пить. Она зовет свою сестру Исмену — с их разго-вора начи-на-ется трагедия. «Помо-жешь ли ты мне?» — «Как можно? Мы — слабые женщины, наш удел — пови-но-вение, за непо-сильное нет с нас спроса:

богов я чту, но против госу-дар-ства не пойду». — «Хорошо, я пойду одна, хотя бы на смерть, а ты оста-вайся, коли не боишься богов». — «Ты безумна!» — «Оставь меня одну с моим безумьем». — «Что ж, иди; все равно я тебя люблю».

Входит хор фиван-ских старейшин, вместо тревоги звучит лико-вание: ведь одер-жана победа, Фивы спасены, время празд-но-вать и благо-да-рить богов. Навстречу хору выходит Креонт и огла-шает свой указ:

герою — честь, злодею — срам, тело Поли-ника брошено на пору-гание, к нему пристав-лена стража, кто нарушит царский указ, тому смерть. И в ответ на эти торже-ственные слова вбегает стражник со сбив-чи-выми объяс-не-ниями: указ уже нарушен, кто-то присыпал труп землею — пусть симво-ли-чески, но погре-бение совер-ши-лось, стража не усле-дила, а ему теперь отве-чать, и он в ужасе. Креонт разъ-ярен: найти преступ-ника или страже не сносить голов!

«Могуч человек, но дерзок! — поет хор. — Он покорил землю и море, он владеет мыслью и словом, он строит города и правит; но к добру или к худу его мощь? Кто правду чтит, тот хорош; кто в кривду впал, тот опасен». О ком он говорит: о преступ-нике или о Креонте?

Вдруг хор умол-кает, пора-женный: возвра-ща-ется стражник, а за ним — пленная Анти-гона. «Мы смах-нули с трупа землю, сели сторо-жить дальше, и вдруг видим: приходит царевна, плачет над телом, вновь осыпает землею, хочет совер-шить возли-яния, — вот она!» — «Ты престу-пила указ?» — «Да, ибо он не от Зевса и не от вечной Правды: непи-саный закон выше писа-ного, нару-шить его — страшнее смерти; хочешь казнить — казни, воля твоя, а правда моя». — «Ты идешь против сограждан?» — «Они — со мною, только тебя боятся». — «Ты позо-ришь брата-героя!» — «Нет, я чту брата-мерт-веца». — «Не станет другом враг и после смерти». — «Делить любовь — удел мой, не вражду». На их голоса выходит Исмена, царь осыпает и ее упре-ками: «Ты — пособ-ница!» — «Нет, сестре я не помо-гала, но умереть с ней готова». — «Не смей умирать со мной — я выбрала смерть, ты — жизнь». — «Обе они безумны, — обры-вает Креонт, — под замок их, и да испол-нится мой указ». — «Смерть?» — «Смерть!» Хор в ужасе поет: божьему гневу нет конца, беда за бедой — как волна за волной, конец Эдипову роду: боги тешат людей надеж-дами, но не дают им сбыться.

Креонту непросто было решиться обречь на казнь Анти-гону. Она не только дочь его сестры — она еще и невеста его сына, буду-щего царя. Креонт вызы-вает царе-вича: «Твоя невеста нару-шила указ;

смерть — ей приговор. Прави-телю пови-но-ваться должно во всем — в законном и в неза-конном. Порядок — в пови-но-вении; а падет порядок — погибнет и госу-дар-ство». — «Может быть, ты и прав, — возра-жает сын, — но почему тогда весь город ропщет и жалеет царевну? Или ты один спра-ведлив, а весь народ, о котором ты печешься, — безза-конен?» — «Госу-дар-ство подвластно царю!» — воскли-цает Креонт. «Нет собствен-ников над народом», — отве-чает ему сын. Царь непре-клонен: Анти-гону заму-руют в подземной гроб-нице, пусть спасут ее подземные боги, которых она так чтит, а люди ее больше не увидят, «Тогда и меня ты больше не увидишь!» И с этими словами царевич уходит. «Вот она, сила любви! — воскли-цает хор. — Эрот, твой стяг — знамя побед! Эрот — ловец лучших добыч! Всех покорил людей ты — и, покорив, безу-мишь...»

Анти-гону ведут на казнь. Силы ее кончи-лись, она горько плачет, но ни о чем не жалеет. Плач Анти-гоны пере-кли-ка-ется с плачем хора. «Вот вместо свадьбы мне — казнь, вместо любви мне — смерть!» — «И за то тебе вечная честь: ты сама избрала себе путь — умереть за божию правду!» — «Заживо схожу я в Аид, где отец мой Эдип и мать, побе-ди-тель брат и побеж-денный брат, но они похо-ро-нены мертвые, а я — живая!» — «Родовой на вас грех, гордыня тебя увлекла: непи-саный чтя закон, нельзя престу-пать и писаный». — «Если божий закон выше людских, то за что мне смерть? Зачем молиться богам, если за благо-че-стие объяв-ляют меня нече-сти-вицей? Если боги за царя — искуплю вину; но если боги за меня — попла-тится царь». Анти-гону уводят; хор в длинной песне поми-нает стра-дальцев и стра-далиц былых времен, виновных и невинных, равно потер-певших от гнева богов.

Царский суд свершен — начи-на-ется божий суд. К Креонту явля-ется Тиресий, любимец богов, слепой прори-ца-тель — тот, который предо-сте-регал еще Эдипа. Не только народ недо-волен царской расправой — гнева-ются и боги: огонь не хочет гореть на алтарях, вещие птицы не хотят давать знамений. Креонт не верит: «Не чело-веку бога осквер-нить!» Тиресий возвы-шает голос: «Ты попрал законы природы и богов: мерт-вого оставил без погре-бения, живую замкнул в могиле! Быть теперь в городе заразе, как при Эдипе, а тебе попла-титься мертвым за мертвых — лишиться сына!» Царь смущен, он впервые просит совета у хора; усту-пить ли? «Уступи!» — говорит хор. И царь отме-няет свой приказ, велит осво-бо-дить Анти-гону, похо-ро-нить Поли-ника: да, божий закон выше людского. Хор поет молитву Дионису, богу, рожден-ному в Фивах: помоги сограж-данам!

Но поздно. Вестник приносит весть: нет в живых ни Анти-гоны, ни жениха ее. Царевну в подземной гроб-нице нашли пове-сив-шейся; а царский сын обнимал ее труп. Вошел Креонт, царевич бросился на отца, царь отпрянул, и тогда царевич вонзил меч себе в грудь. Труп лежит на трупе, брак их совер-шился в могиле. Вест-ника молча слушает царица — жена Креонта, мать царе-вича; выслушав, пово-ра-чива-

ется и уходит; а через минуту вбегает новый вестник: царица броси-лась на меч, царица убила себя, не в силах жить без сына. Креонт один на сцене опла-ки-вает себя, своих родных и свою вину, и хор вторит ему, как вторил Анти-гоне: «Мудрость — высшее благо, гордыня — худший грех, спесь — спесивцу казнь, и под старость она нера-зум-ного разуму учит». Этими словами закан-чи-ва-ется трагедия.

Софокл

«Антигона»

В Афинах говорили: «Выше всего в жизни людской — закон, и неписаный закон — выше писаного». Неписаный закон — вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон — в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. О том, что неписаный закон выше писаного, сочинил афинянин Софокл трагедию «Антигона».

Был в Фивах царь Эдип — мудрец, грешник и страдалец. По воле судьбы ему выпала страшная доля — не ведая, убить родного отца и жениться на родной матери. По собственной воле он казнил себя — выколол глаза, чтоб не видеть света, как не видел он своих невольных преступлений. По воле богов ему было даровано прощение и блаженная смерть, О жизни его Софокл написал трагедию «Царь Эдип», о смерти его — трагедию «Эдип в Колоне».

От кровосмесительного брака у Эдипа было два сына — Этеокл и Полиник — и две дочери — Антигона и Исмена. Когда Эдип отрёкся от власти и удалился в изгнание, править стали вдвоём Этеокл и Полиник под надзором старого Креонта, свойственника и советника Эдипа. Очень скоро братья поссорились: Этеокл изгнал Полиника, тот собрал на чужой стороне большое войско и пошёл на Фивы войной. Был бой под стенами Фив, в поединке брат сошёлся с братом, и оба погибли. Об этом Эсхил написал трагедию «Семеро против Фив». В концовке этой трагедии появляются и Антигона и Исмена, оплакивающие братьев. А о том, что было дальше, написал в «Антигоне» Софокл.

После гибели Этеокла и Полиника власть над Фивами принял Креонт. Первым его делом был указ: Этеокла, законного царя, павшего за отечество, похоронить с честью, а Полиника, приведшего врагов на родной город, лишить погребения и бросить на растерзание псам и стервятникам. Это было не в обычае: считалось, что душа непогребенного не может найти успокоения в загробном царстве и что мстить беззащитным мёртвым — недостойно людей и неугодно богам. Но Креонт думал не о людях и не о богах, а о государстве и власти.

Но о людях и о богах, о чести и благочестии подумала слабая девушка — Антигона. Полиник ей такой же брат, как Этеокл, и она должна позаботиться, чтобы душа его нашла такое же загробное успокоение. Указ ещё не оглашен, но она уже готова его преступить. Она зовёт свою сестру Исмену — с их разговора начинается трагедия. «Поможешь ли ты мне?» — «Как можно? Мы — слабые женщины, наш удел — повиновение, за непосильное нет с нас спроса:

богов я чту, но против государства не пойду». — «Хорошо, я пойду одна, хотя бы на смерть, а ты оставайся, коли не боишься богов». — «Ты безумна!» — «Оставь меня одну с моим безумьем». — «Что ж, иди; все равно я тебя люблю».

Входит хор фиванских старейшин, вместо тревоги звучит ликование: ведь одержана победа, Фивы спасены, время праздновать и благодарить богов. Навстречу хору выходит Креонт и оглашает свой указ:

герою — честь, злодею — срам, тело Полиника брошено на поругание, к нему приставлена стража, кто нарушит царский указ, тому смерть. И в ответ на эти торжественные слова вбегает стражник со сбивчивыми объяснениями: указ уже нарушен, кто-то присыпал труп землёю — пусть символически, но погребение совершилось, стража не уследила, а ему теперь отвечать, и он в ужасе. Креонт разъярён: найти преступника или страже не сносить голов!

«Могуч человек, но дерзок! — поёт хор. — Он покорил землю и море, он владеет мыслью и словом, он строит города и правит; но к добру или к худу его мощь? Кто правду чтит, тот хорош; кто в кривду впал, тот опасен». О ком он говорит: о преступнике или о Креонте?

Вдруг хор умолкает, поражённый: возвращается стражник, а за ним — пленная Антигона. «Мы смахнули с трупа землю, сели сторожить дальше, и вдруг видим: приходит царевна, плачет над телом, вновь осыпает землёю, хочет совершить возлияния, — вот она!» — «Ты преступила указ?» — «Да, ибо он не от Зевса и не от вечной Правды: неписаный закон выше писаного, нарушить его — страшнее смерти; хочешь казнить — казни, воля твоя, а правда моя». — «Ты идёшь против сограждан?» — «Они — со мною, только тебя боятся». — «Ты позоришь брата-героя!» — «Нет, я чту брата-мертвеца». — «Не станет другом враг и после смерти». — «Делить любовь — удел мой, не вражду». На их голоса выходит Исмена, царь осыпает и ее упрёками: «Ты — пособница!» — «Нет, сестре я не помогала, но умереть с ней готова». — «Не смей умирать со мной — я выбрала смерть, ты — жизнь». — «Обе они безумны, — обрывает Креонт, — под замок их, и да исполнится мой указ». — «Смерть?» — «Смерть!» Хор в ужасе поёт: божьему гневу нет конца, беда за бедой — как волна за волной, конец Эдипову роду: боги тешат людей надеждами, но не дают им сбыться.

Креонту непросто было решиться обречь на казнь Антигону. Она не только дочь его сестры — она ещё и невеста его сына, будущего царя. Креонт вызывает царевича: «Твоя невеста нарушила указ;

смерть — ей приговор. Правителю повиноваться должно во всем — в законном и в незаконном. Порядок — в повиновении; а падёт порядок — погибнет и государство». — «Может быть, ты и прав, — возражает сын, — но почему тогда весь город ропщет и жалеет царевну? Или ты один справедлив, а весь народ, о котором ты печёшься, — беззаконен?» — «Государство подвластно царю!» — восклицает Креонт. «Нет собственников над народом», — отвечает ему сын. Царь непреклонен: Антигону замуруют в подземной гробнице, пусть спасут ее подземные боги, которых она так чтит, а люди ее больше не увидят, «Тогда и меня ты больше не увидишь!» И с этими словами царевич уходит. «Вот она, сила любви! — восклицает хор. — Эрот, твой стяг — знамя побед! Эрот — ловец лучших добыч! Всех покорил людей ты — и, покорив, безумишь…»

Антигону ведут на казнь. Силы ее кончились, она горько плачет, но ни о чем не жалеет. Плач Антигоны перекликается с плачем хора. «Вот вместо свадьбы мне — казнь, вместо любви мне — смерть!» — «И за то тебе вечная честь: ты сама избрала себе путь — умереть за божию правду!» — «Заживо схожу я в Аид, где отец мой Эдип и мать, победитель брат и побеждённый брат, но они похоронены мёртвые, а я — живая!» — «Родовой на вас грех, гордыня тебя увлекла: неписаный чтя закон, нельзя преступать и писаный». — «Если божий закон выше людских, то за что мне смерть? Зачем молиться богам, если за благочестие объявляют меня нечестивицей? Если боги за царя — искуплю вину; но если боги за меня — поплатится царь». Антигону уводят; хор в длинной песне поминает страдальцев и страдалиц былых времён, виновных и невинных, равно потерпевших от гнева богов.

Царский суд свершён — начинается божий суд. К Креонту является Тиресий, любимец богов, слепой прорицатель — тот, который предостерегал ещё Эдипа. Не только народ недоволен царской расправой — гневаются и боги: огонь не хочет гореть на алтарях, вещие птицы не хотят давать знамений. Креонт не верит: «Не человеку бога осквернить!» Тиресий возвышает голос: «Ты попрал законы природы и богов: мёртвого оставил без погребения, живую замкнул в могиле! Быть теперь в городе заразе, как при Эдипе, а тебе поплатиться мёртвым за мёртвых — лишиться сына!» Царь смущён, он впервые просит совета у хора; уступить ли? «Уступи!» — говорит хор. И царь отменяет свой приказ, велит освободить Антигону, похоронить Полиника: да, божий закон выше людского. Хор поёт молитву Дионису, богу, рождённому в Фивах: помоги согражданам!

Но поздно. Вестник приносит весть: нет в живых ни Антигоны, ни жениха ее. Царевну в подземной гробнице нашли повесившейся; а царский сын обнимал ее труп. Вошёл Креонт, царевич бросился на отца, царь отпрянул, и тогда царевич вонзил меч себе в грудь. Труп лежит на трупе, брак их совершился в могиле. Вестника молча слушает царица — жена Креонта, мать царевича; выслушав, поворачива-

ется и уходит; а через минуту вбегает новый вестник: царица бросилась на меч, царица убила себя, не в силах жить без сына. Креонт один на сцене оплакивает себя, своих родных и свою вину, и хор вторит ему, как вторил Антигоне: «Мудрость — высшее благо, гордыня — худший грех, спесь — спесивцу казнь, и под старость она неразумного разуму учит». Этими словами заканчивается трагедия.

Антигона была одной из двух дочерей царя Эдипа, которая сопровождала его до самой смерти. После сражения между сыновьями Эдипа, Этеоклом и Полиником, власть в Фивах перешла к Креонту. Первым его указом было похоронить Этеокла, законного царя Фив, с честью, а тело Полиника, который привёл в город врагов, отдать на растерзание собакам и стервятникам. Такое решение не соответствовало обычаю. Но Креонт думал не о народе и богах, а о своей власти.

Однако, о народе и богах, думала молодая Антигона. Полиник был её братом, как и Этеокл. Она считала своим долгом, позаботиться о том, чтобы душа Полиника, нашла такое же загробное успокоение, как и Этеокла. Антигона позвала свою сестру Исмену. С этого разговора и начинается повествование.

Девушка просит свою сестру, помочь в достойном погребении брата. Но Исмена, противится её просьбе, и говорит, что не пойдёт против государственных законов. Так они и разошлись. Вскоре, Креонт узнаёт, что тело Полиника присыпано землёй. Он в гневе, от того, что кто-то нарушил приказ не трогать труп. Он велел найти ослушника и привести его к нему. Через некоторое время, стражник приводит Антигону. Она снова пыталась присыпать землёй тело брата. Между Креонтом и Антигоной вспыхивает спор. Она пытается донести ему, что так делать не стоит. Что есть такие неписанные законы, которых следует придерживаться. Но Креонт стоит на своём. Ему не до этих законов. Вдруг входит Исмена. он начинает обвинять девушку в пособничестве сестре. Но та опровергает его обвинения, но умереть с сестрой готова. Креонт, решает казнить двух сестёр, за ослушание его приказа.

Однако Креонт не может отдать приказ о казни сразу. Он вызывает своего сына, который был женихом Антигоны, и рассказывает о её поступке. Сын возражает. Он говорит о том, что весь город жалеет царевну. Но Креонт невозмутим. Он создал этот закон, и его должны выполнять. Сын в противовес его высказываниям, ставит под сомнение такой закон, говоря, что весь народ должен понести тогда наказание, так как они против этого закона. И всё-таки, царь решил отдать распоряжение, чтобы Антигону замуровали в гробнице.

Девушку ведут на казнь. В это время она думает о законе божьем и о людских законах. Антигона не понимает, почему её решили убить за благочестивый поступок. Её уводят, а люди поют песни о страдальцах всех времён.

Свершился суд царя, и начался божий суд. К Креонту приходит Тиресий, слепой ясновидец и любимец богов. Он говорит, что не только народ ропщет, разгневаны и боги. Креонт не верит старцу и завязывается спор между ними. Мудрец предрекает страшную судьбу Креонту. Он сказал, что тот поплатится за мёртвых и живых.

Креонт, испугавшись, отменяет приказ, и велит освободить Антигону и похоронить с почестями её брата. Но уже было поздно. Антигона повесилась в своей гробнице, а её жених, единственный сын Креонта, убивает себя мечом. Не выдержав такого горя, лишает себя жизни и мать принца, жена Креонта. Тот остался один оплакивать своих близких. Случилось так, как предвещал прорицатель.